«Презентация к уроку русского языка по теме «Общеупотребительные, диалектные и профессиональные слова», 5 класс». Общеупотребительные слова к слову школа


Общеупотребительные и необщеупотребительные слова | Школьные файлы SchoolFiles.net

Тема урока: «Общеупотребительные и необщеупотребительные слова (диалектные и профессиональные слова)»Цели: 1) Образовательные: познакомить учащихся с понятиями «общеупотребительные слова», «необщеупотребительные слова», «диалектизмы» и «профессионализмы», с их сферами употребления, со способами обозначения их в толковых словарях; познакомить учащихся с личностью В.И. Даля; повторение тем «Синонимы», «Антонимы», «Омонимы», « Паронимы»; повторение порядка разбора слова по составу, фонетического разбора.2) Развивающие: сформировать умение находить диалектные и профессиональные слова в толковых словарях, объяснять цель употребления диалектных и профессиональных слов в художественных произведениях; развивать навык работы со словарем; развитие умений работать с текстом; умение высказывать свое мнение; 3) Воспитательные: воспитывать у школьников внимание к каждому живому слову, интерес к изучению русского языка. Оборудование: Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова, портреты С.И.Ожегова, В.И.Даля, презентация, ноутбуки, раздаточный материал (тесты, картинки, карточки с текстами, карточки с названиями наук

Ход урока.Организационный момент. Учитель: Здравствуйте, ребята. Всем говорю я: Здравствуйте!С добрым утром, друзья!День наступил прекрасный, Потому что в нем ВЫ и Я.Улыбнемся друг другу, подарим хорошее настроение, чтобы всем нам сегодня было интересно и увлекательно идти по дороге Знаний.Садитесь, пожалуйста. Запишем число, классная работа. Проверка домашнего задания.Игра-соревнование «Кто быстрее?»Задание. К каждому слову подберите сначала синоним, затем антоним.Друг - приятель, товарищ. врагПравда – истина.. ложь, обманСладкий – сахарный, приторный горькийДобавить – дополнить, включить.. убавить, исключитьВоля – свобода.. желание - неволяСчастье – благополучие, благодать, удача.. горе, несчастьеВысоко – за облаками, недосягаемо, возвышенно.. – низкоЛегко – свободно, поверхностно, безболезненно, беззаботно - тяжело.

Тест по теме «Лексика». Взимопроверка. (Для 5 учащихся)1) Подберите синоним к слову АЛЫЙа) красный б) яркий в) синий2) Найдите слово в переносном значенииа) горячий кофе б) горячий человек в) горячее солнце3) Лексическое значение какого слова сформулировано неверноа) Богатырь человек большого роста, сильный, крепкого телосложения.б) Автобиография - описание жизни писателя.в) Абзац - красная строка, отступ вправо в начале строки.4) В каком словосочетании выделенное слово имеет прямое значение?а) золотая пшеница б) спит река в) горят дрова5) Какое слово не является синонимом?а) всадник б) наездник в) человек6) Какое прилаг

schoolfiles.net

«Презентация к уроку русского языка по теме «Общеупотребительные, диалектные и профессиональные слова», 5 класс»

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.Текстовое содержимое слайдов презентации:Общеупотребительные, диалектные и профессиональные слова. Урок русского языка в 5 классеУчитель: Воеводкина Наталья АлексеевнаМБОУ «Санская основная общеобразовательная школа. Общеупотребительные слова Многие слова русского языка известны всему народу. Эти слова являются общеупотребительными, например: вода, земля, небо, птица; зеленый, синий, длинный; идти, думать, говорить. Наша обыденная речь прежде всего строится из общеупотребительных слов, которыми пользуются все русские люди, независимо от места жительства и профессии. Лексика с точки зрения сферы употребления Диалектные слова - слова местных говоров, распространённые среди жителей определённой территории коса литовка петух кочет гадюка козюля Слова, употребляемые в определенной местности Стайка - сарай Махотка - крынка Гомонок - кошелек Лыва - лужа Карта диалектов северное наречие (зеленая заливка),южное наречие (красная заливка),среднерусские говоры (желтая заливка) Северное наречие Южное наречие Особенности наречий оканье, взрывной [г], форма родительного падежа ‘у жоны’,зыбкаозимьлаять аканье, щелевой [γ], форма ‘у жене’,люльказеленя брехать подвесная колыбель зерно, посеянное на зиму, его всходы ‘собачий лай’ Получил Коля сразу два письма: от маминой мамы с севера и от папиной – с юга. Обе бабушки в гости зовут. «В избе у нас места всем хватит…» «Хата у нас просторная…» «К речке узенькая тропинка ведёт» «Добежишь до речки по стежке» «Утром рано петух тебя разбудит» «По утрам станет кочет тебя будить» «Кто такой "кочет"? - подумал Коля. – Поеду уж лучше на север». Но пока он собирался, обе бабушки приехали в гости к ним. Послушали бы вы их разговор!Хотя обе они говорили по-русски, но иногда не понимали друг друга. Это что же за дерево такое – ветла? Иву у нас так называют. А у нас её зовут лоза. - День был ведренный,- рассказывает бабушка с севера.- Какой? - Хороший, значит, солнечный. - Кочет наш красавец, только вот задира, забияка.Тут-то Коля не выдержал и спросил:- А кто такой кочет?Все рассмеялись:- Да это же петух! Почему же так по-разному говорят бабушки? В языке существуют слова общеупотребительные и диалектные. Слово «кочет» диалектное. Интересно, что слова «задира» и «забияка» раньше тоже были диалектными, но теперь стали общеупотребительными. Старый кот к махотке крадетсяНа парное молоко. Мать с ухватами не сладится,Нагибается низко, Над печурками точены

schoolfiles.net

Общеупотребительные слова - русский язык, уроки

Тема:                         Общеупотребительные слова. Термины.

Цель урока:             

Образовательная:   познакомить с общеупотребительными словами,  терминами, научить различать должность от специальности ;

Развивающая:         развивать у учащихся память, логическое мышление, речь;

Воспитательная:    воспитывать коммуникативные качества личности, интерес к рус-

                                     скому языку.

Тип урока:                усвоение новых знаний

Метод:                       словесный, практический, наглядный, частично-поисковый

Формы урока:         фронтальная, индивидуальная, групповая, коллективная

Оборудование:         рабочие тетради, учебники, слайды, интерактивная доска, электронный учебник, кроссворд «Спрятанное слово», кластер, прозрачный журнал.

Эпиграф:     «Слов столько в русском языке, сколько звезд на небе»

                                                                                     Успенский.

Ход  урока:

І этап: а) организационный момент

 б) психологический настрой:

Вам нравится учиться?           Да

Вам нравятся уроки русского языка?    Да

Вы будете хлопать ушами?   Нет

Вы приступите к работе засучив рукава?   Да

 

ІІ этап: а) самостоятельная работа по учебнику, работа в рабочих тетрадях

   б) запись баллов в прозрачном журнале

 

ІІІ этап: а) проверка уровневых заданий

    б) запись в прозрачном журнале, счет баллов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задания «Мостика» на повторение пройденного материала

 

Вопрос:Что такое фонетика?

Ответ: Фонетика–   это раздел  науки.   который изучает звуки и буквы.           

Вопрос: Сколько букв в русском алфавите?

Ответ: В русском алфавите тридцать три  букв.

Вопрос: Сколько в русском языке гласных звуков?

Ответ: В русском языке шесть гласных звуков (а, о, у, ы,и, э ).

Вопрос: Сколько в русском языке гласных букв?

В русском языке десять гласных букв (а, о, у, ы, и, э. е, ё, ю, я ).

Вопрос:Сколько в русском языке согласных букв?

Ответ:В русском языке двадцать одна согласных букв.

                                                                                                        

 

Теоретическая часть.

Теория «Узнавание»

 Кто? Что? Какой?

 

ІІ этап. Задание для самостоятельного усвоения новой темы. 12 мин.

 

 

Электронный учебник

 

 

 

Теория «Понимание»

 

 

Работа с учебником. Упражнение 1 (задание 2 ).

Допишите предложения

Слова, которые употребляют все люди, называются общеупотребитель-

ными.

Слова, которые употребляют люди  определенной профессии, называются профессиональными.

Задание 3(устно).

Назовите слова, которые употребляют учителя и ученики в период обучения в школе.

 

Теория «Анализ»

 

 

Дерево, врач, молоко, учитель, лицо,слесарь хлеб, инженер.

Чем отличаются профессиональные слова от общеупотребительных?

 

 

Теория «Синтез»

 

Кроссворд  «Найти спрятанное слово»

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Сколько в русском языке гласных букв?

2.Что зовёт нас на урок?

3.Какие согласные по твердости и мягкости в слове доска?

4.Что изучает звуки и буквы?

 

 

Практическая часть. Теория «Применение»

 

Упражнение №3. Прочитайте. Объясните, чем отличаются слова, указанные в заголовке.

                            Профессия и специальность

     Близкие по значению и употреблению слова профессия и специальность имеют отличительные черты.

      Профессия – это род занятий, определенная форма трудовой деятельности. Специальность – это отдельная отрасль науки, техники, производства, в которой человек работает.

      Люди одной профессии могут иметь разные специальности. Она врач по прфессии, хирург по специальности. Он по профессии строитель, по специальности может быть бетонщиком, арматурщиком, сварщиком, каменщиком.

_________________________________________________________________

Упражнение № 4.

Прочитайте и озаглавьте текст, выполните задания к тексту.

Задание 1 (письменно). Допишите предложения.

   Термин – это точное научное понятие. Слово «термин» происходит от латинского. Термин обладает таким достоинством, как неизменяемость.

Первые помощники в понимании терминов – терминологические словари.

Теория «Оценка»

 

Для чего нужны профессиональные слова в речи?

Ответ: Профессиональные слова нужны для того, чтобы определить род занятий, определенную форму трудовой деятельности.

ІІІ этап обратной связи (этап оценивания)

1-уровень (5 баллов) 5 мин.

Теория «Узнавание»

 

 

 

1.Вставьте нужные слова

   В русском языке есть очень много слов, которыми пользуются все люди,такие слова называются общеупотребительными.

  Слова, которые употребляются в коллективе, объединенном какой-либо специальностью, профессией, называются профессиональными.

2.Слова в прямом и переносном значениях  правильно распределить в перфокарты.

Прямое                                                     Переносное

(первичное)                                               (вторичное)

 

 

 

 

 

 

 Золотая осень, стальные нервы, золотые часы, каменный дом, горькая правда, золотой характер, стальные ворота, доброе утро, добрый друг, серебряная ложка.

 

 

Теория «Практика»

 

2-уровень (5 баллов + 4 балла) = 9 баллов   7 мин

 

 

 

Фонетический разбор слов

Профессия                                                           Термин

 

 

 

 

 

 

 

Теория «Понимание»

 

Игра «Рассели по домам»

Градусник, мел, журнал, кирпич, бетон, бинт, указка, лекарство, рецепт, песок, гвоздь, вата, краска, урок, учебник.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теория «Анализ»

 

Разложить кластер

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

 

 

 

 

 

 

Распредели и определи слова: дерево, шофёр, зима, люблю, грузчик,  монтёр, осень, продавец, книга, кассир.

Теория «Практика»

 

Работа с учебником.

Упражнение №5.

Выпишите термины и понятия, связанные с лингвистической наукой.

 Квадрат, грамматика, прямоугольник, спряжение, вычитание, словообразование, корень слова, гипотеза.

 

 

 

 

 

 

ІІІ уровень  (9 баллов + 3 балла = 12 балл)

 Теория «Синтез»

 

  Написать небольшой рассказ о профессии одного из родителей, используя профессионализмы.

Теория «Практика»

 

Как вы думаете, какая ваша работа? Какое значение имеет работа (учёба) в твоей жизни?

 

 

 Подведение итога по прозрачному журналу, т.е. счёт баллов.

Домашнее задание упражнение 6, правило.

 

 

kopilkaurokov.ru

СЛОВАРНОЕ БОГАТСТВО РУССКОГО ЯЗЫКА. ОБЩЕУПОТРЕБИТЕЛЬНЫЕ И НЕОБЩЕУПОТРЕБИТЕЛЬНЫЕ СЛОВА. ДИАЛЕКТНЫЕ СЛОВА - ЛЕКСИКОЛОГИЯ - ЯЗЫК - Русский язык 6 класс - Е.Ы. Быкова

ЯЗЫК

 

ЛЕКСИКОЛОГИЯ

 

• Разгадайте ребус. Дайте определение слову, которое у вас получилось.

• Вспомните, что вы учили по лексикологии в 5 классе, и вставьте в определения пропущенные слова.

Все слова языка образуют его словарный состав, или ....

То, что обозначает слово, — это эго....

Слова, имеющие одно лексическое значение, называются ....

Слова, имеющие несколько лексических значений, — это ....

Слова, помимо прямого значения, могут иметь ....

Устойчивые сочетания слов, которые по смыслу приравниваются к отдельному слову и используются для наименования предметов, признаков и действий, называются ....

 

§ 4. СЛОВАРНОЕ БОГАТСТВО РУССКОГО ЯЗЫКА. ОБЩЕУПОТРЕБИТЕЛЬНЫЕ И НЕОБЩЕУПОТРЕБИТЕЛЬНЫЕ СЛОВА. ДИАЛЕКТНЫЕ СЛОВА

 

МАТЕРИАЛ ДЛЯ НАБЛЮДЕНИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ

Прочитайте. Ответьте на вопрос, сформулированный в начале текста.

Можно ли узнать, сколько слов в русском языке? Обратимся к толковым словарям.

В однотомном словаре Сергея Ивановича Ожегова около 57 тысяч слов. В четырехтомном словаре под редакцией Дмитрия Николаевича Ушакова более 85 тысяч. В семнадцатитомном словаре современного русского языка Академии наук 1 20 480 слов.

Попытку собрать все слова русского языка предпринял Владимир Иванович Даль. В его «Толковом словаре живого великорусского языка» более 200 тысяч слов. Даль работал над ним 53 года!

В разговорном языке культурных людей, писателей и поэтов — от 15 000 до 18 000 слов. А тут 200 тысяч! Александр Сергеевич Пушкин, имевший словарь около 20 000 слов, мог выражать самые тонкие душевные переживания. Какую же гамму человеческих чувств, настроений, мыслей может нарисовать народ, обладая несметным сокровищем в 200 тысяч слов!

«Для всего, что существует в природе, — воды, воздуха, неба, облаков, солнца, дождей, лесов, лугов и полей, цветов и трав, — в русском языке есть великое множество хороших слов и назван», — писал Константин Паустовский. Словарное богатство языка неисчерпаемо.

(По Л. Григорян)

Русский язык делится на литературный язык, диалекты, городское просторечие и жаргон.

Литературный язык, диалекты, городское просторечие и жаргон имеют общий слой лексики, который составляют общеупотребительные слова.

Общеупотребительные слова — это слова, которые употребляют все говорящие на русском языке независимо от места жительства и профессии (солнце, книга, дорога, народ).

Диалектные слова — это слова, употребляемые жителями определенной местности (кочет — петух, бирюк— волк).

Жаргонные слова — это слова, которые используют люди, объединенные общими интересами, профессией.

Например, существует жаргон летчиков, спортсменов, музыкантов, студенческий и школьный жаргон (борт — воздушное судно, горчичник — в футболе — желтая карточка, база — место для репетиций музыкантов, зачетка — зачетная книжка студента).

ПИШЕМ ГРАМОТНО

современный

гамма

чувство

20. Рассмотрите схему и расскажите о группах слов по употреблению

Диалектные слова собраны в специальных словарях русских народных говоров. Большое количество диалектных слов включено в «Толковый словарь живого великорусского языка», составленный Владимиром Ивановичем Далем во второй половине XIX века. В. Даль создал настоящую сокровищницу хлесткого народного слова.

ХОТИМ ЗНАТЬ БОЛЬШЕ!

Владимир Иванович Даль (1801-1872) не был языковедом по образованию, он стал им по призванию, так как любил родной язык, умел вслушиваться, вдумываться в живую народную речь.

В истории науки о русском языке В. Даль прославился как собиратель слов и устойчивых сочетаний слов.

21.И. Спишите пословицы о труде. Докажите, что в записанных пословицах есть только общеупотребительные слова.

1. Где труд, там и счастье. 2. Человек вот лены болеет, а от труда здоровеет. 3. Муравей небольшие, а горы копает. 4. Одной рукой и узла не завяжешь. 5. Слаще всех плодов — плод труда. 6. Без хорошего труда нет плода. 7. Труд человека кормит, а лень портит.

II. Выпишите из пословиц формы слов труд, лень, плод.

III. Устный раскройте смысл одной из пословиц.

22. I. Прочитайте небольшую историю. О каком языковом явлении идет в ней речь? Назовите диалектные слова.

Я знаю двух близнецов — пресимпатичных ребят. Побывав летом в деревне у бабушки в Псковской области, они вернулись и поразили всех в школе и дома. Стали в свою речь ввертывать великое множество никому ни в Москве, ни в Санкт-Петербурге не известных слов. Белых бабочек-капустниц они теперь именовали «мяклышами», сереньких ночных мотыльков — «популяшками». Почему? Потому что там, в окрестностях Пскова, люди старшего поколения еще говорят не на обыкновенном русском, общем для всех языке, а на местном эго наречии. А оно иной раз довольно сильно отличается от нашей речи. Парень хохочет, рассказывает: « Наша тетя Нюта цудит — со всей комнаты шум в тюшку запахивает». Кто же может понять, что эта фраза значит: «мусор заметает в щелку в полу» ? Хоть переводи с псковского языка на русский.

(По Л. Успенском)

II. Входят ли диалектные слова в русский литературный язык?

III. Сделайте фонетический разбор слов ночных, окрестностях.

23. I. Прочитайте рассказ. Как вы понимаете последнее предложение текста: «Язык выдал эго Далю с головой»?

Владимир Иванович Даль превосходно изучил местные говоры. Он не любил бывать в большом обществе — на балах, вечерах, обедах, но, находясь на службе, иногда должен был являтся на официальных обедах. Однажды он был на таком обеде в загородном доме.

Приехав на дачу рано, он застал хозяев еще в суете и хлопотах. Дело было летом. Чтобы не мешать хозяевам, он вышел в сад, а тут за решетчатым забором собралось несколько нищих и сборщиков на церковное строение. Впереди всех стоял белокурый монах с книжкой в черном чехле с нашитым желтым крестом. Даль обратился к нему:

— Какого, батюшка, монастыря?

— Вологжанин я родненький, — отвечал монах.

— Да вы давно в том краю? — спросил Даль.

— Давно, я все там.

— Да откуда же вы родом?

— Я тамодний, — пробормотал монах едва внятно, кланяясь.

Только что он успел произнести это слово — тамодний вместо тамошний, как Даль поглядел на него с улыбкой и сказал:

— А не ярославские вы, батюшка?

Монах побледнел, переглянулся с товарищем и отвечал:

— Не, родимый...

— О, да еще ростовский! — произнес Даль, засмеявшись. В этом «не, родимый» Даль узнал коренного ростовца.

Монах повалился в ноги.

— Не погубите!..

Оказалось, что под монашеской рясой скрывался ростовский продавец, укравший выручку и сбежавший.

Язык выдал эго Далю с головой.

(А и К. Махровы)

II. Назовите общеупотребительные слова из первого абзаца в таком порядке: сначала — существительные, затем — глаголы, — прилагательные и, наконец, — наречия.

III. Выпишите первое предложение текста и сделайте его синтаксический разбор.

ХОТИМ ЗНАТЬ БОЛЬШЕ!

В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. Даля много слов, относящихся к народным промыслам и ремеслам: баклуша — чурка для выделки из нее посуды; моржовка — большое, тяжелое ружье для боя моржей; токмачка — колотушка сапожников. Даль объяснил множество слов, связанных с народными обрядами, обычаями: глядины — первое знакомство с невестой жениха; осенины — проводы лета и встреча осени; рукобитье — обряд окончания сватовства.

24. I. Прочитайте диалектные названия тропинки. Как вы думаете, почему для названия тропинки используются данные слова?

Прямушка, рубеж, обходбессонница, межа, межинка, тропничок, вытопок, стежка, стега, стеговина, пешеходка, ступень, ступенок, ступник, ступничок, путек, запутник, путник.

II. Разберите по составу слова обходница, пешеходка. Сделайте фонетический разбор слов рубеж, тропа, межинка.

В художественных произведениях диалектизмы употребляются для передачи особенностей речи жителей определенной местности, для создания народного колорита.

25. I. Прочитайте стихотворение. Было ли вам понятно значение выделенных слов? Как называются такие слова? Есть ли в русском литературном языке синонимы этих слов? Назовите их.

В интенсивная

Пахнет рыхлыми драченами,

У порога в дежке квас,

Над печурками точеными

Тараканы лезут в паз.

Вьется сажа над заслонкой,

В печке нитки попелиц,

А на лавке за солонкой —

Шелуха сырых яиц.

В. Стожаров. Русская печь (фрагмент)

Мать с ухватами не сладится,

Нагибается низко,

Старый кот к махотке крадется

На парное молоко.

Квохчут куры беспокойные

Над оглоблями сохи,

На дворе обедню стройную

Запевают петухи.

А в окне на сени скатые,

Вот пугливой шумоты,

Из углов щенки кудлатые

Заползают в хомуты.

(С. Есения)

II. С какой целью автор использует в художественном поэтическом тексте диалектные слова?

III. Выпишите слова с префиксами, объясните написание префиксов.

ЗАГЛЯНЕМ В СЛОВАРЬ

Драчена — кушанья из картофеля и муки, смешанных с молоком и яйцами.

Дежка (дежа) — деревянная кадка, в которой месят тесто.

Печурка — углубление в стене печи, куда кладут вещи для просушки.

Паз — узкая щель между кирпичами и досками.

Попелицы — тонкие нити огня.

Махотка — крынка, горшок.

Скатый — покатый.

Шумота — шум.

Кудлатый — лохматый.

schooled.ru

Общеупотребительные и необщеупотребительные слова Общеупотребительные слова – это слова, известные всему народу

Общеупотребительные и необщеупотребительные слова

  • Общеупотребительные слова – это слова, известные всему народу.

  • Например: вода, земля, небо, птица, добро, любовь, говорить, думать, писать, зелёный.

  • Необщеупотребительные слова – это слова, которые знают и используют в своей речи не все.

  • Например: бурак(свёкла), кочет(петух), инъекция(укол).

Профессионализмы – слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности, профессии.

  • Анестезия(спец.)- обезболивание. (Местная анестезия.)

  • Гамма – последовательный ряд музыкальных звуков.(Разыгрывать гаммы на рояле.)

  • Матрица(техн.) – металлическая форма, в которой делаются углубления для отливки типографских букв.(Изготовить матрицы.)

Диалектизмы – это слова, употребляемые только жителями той или иной местности

  • Мочажина(обл.) – заболоченное топкое место; болотце без кочек.

  • Шаньга (обл.) – ватрушка, простая лепёшка.

  • Вестимо(обл.) – конечно, разумеется.

  • Мшара(обл.) – болото, поросшее мхом и кустарником.

  • Городьба(обл.) – деревянная ограда, забор.

Архаизмы(устаревшие слова) – слова, вышедшие из активного употребления.

  • Благоволение(устар.) – доброжелательность, благосклонность.

  • Ввечеру, вечор(устар.) – вчера, вечером.

  • Гиль(устар.) – вздор, чепуха.

  • Горница(устар.) – комната в верхнем этаже.

  • Житница(устар.) – амбар, помещение для хлеба, зерна.

Неологизмы - новые слова, возникающие в языке.

  • Саммит – встреча глав государств.

  • Ноутбук – переносной компьютер.

  • Портфолио – папка.

  • Рейтинг – численный показатель

  • популярности.

  • Тинейджер – девушка или юноша, обычно от 14 до 18 лет.

Жаргонизмы –это слова, употребляемые представителями определённой социальной или возрастной среды.

  • Чиф – на морском жаргоне «старший помощник».

  • Пришить – в воровском жаргоне «убить».

  • Не гони – на языке подростков «не выдумывай».

  • Компас – на морском жаргоне «компас».

  • Тусоваться – на языке молодёжи «весело проводить время».

Эмоционально окрашенные слова – слова, выражающие отношение к предметам, признакам, действиям.

  • Кляча – плохая лошадь.

  • Врать – говорить неправду нагло.

  • Жаждать – желать страстно.

  • Дерзание – смелое стремление к чему- то высокому.

  • Выпялить глаза – широко раскрыть.

  • Горланить – громко говорить, кричать.

Слова исконно русские заимствованные (из других языков)

  • Забава Барабан(из тюркск.)

  • Алчный Алфавит(греч.)

  • Валун Ваза(немецк.)

  • Жуткий Жюри(франц.)

  • Изрядный Изюм(тюркск.)

  • Камень Карандаш(тюркск.)

  • Калитка Музей(лат.)

  • Мышьяк Никотин(франц.)

uch.znate.ru

СЛОВАРНОЕ БОГАТСТВО РУССКОГО ЯЗЫКА. ОБЩЕУПОТРЕБИТЕЛЬНЫЕ И НЕОБЩЕУПОТРЕБИТЕЛЬНЫЕ СЛОВА. ДИАЛЕКТНЫЕ СЛОВА

ЯЗЫК

ЛЕКСИКОЛОГИЯ

– Разгадайте ребус. Дайте определение слову, которое у вас получилось.

– Вспомните, что вы учили по лексикологии в 5 классе, и вставьте в определения пропущенные слова.

Все слова языка образуют его словарный состав, или….

То, что обозначает слово, – это его….

Слова, имеющие одно лексическое значение, называются….

Слова, имеющие несколько лексических значений, – это….

Слова, помимо прямого значения, могут иметь….

Устойчивые сочетания слов, которые по смыслу приравниваются к отдельному слову и используются для наименования предметов, признаков и действий, называются….

§ 4. СЛОВАРНОЕ БОГАТСТВО РУССКОГО ЯЗЫКА. ОБЩЕУПОТРЕБИТЕЛЬНЫЕ И НЕОБЩЕУПОТРЕБИТЕЛЬНЫЕ СЛОВА. ДИАЛЕКТНЫЕ СЛОВА

МАТЕРИАЛ ДЛЯ НАБЛЮДЕНИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ

Прочитайте. Ответьте на вопрос, сформулированный в начале текста.

Можно ли узнать, сколько слов в русском языке? Обратимся к толковым словарям.

В однотомном словаре Сергея Ивановича Ожегова около 57 тысяч слов. В четырехтомном словаре под редакцией Дмитрия Николаевича Ушакова более 85 тысяч. В семнадцатитомном словаре современного русского языка Академии наук 1 20 480 слов.

Попытку собрать все слова русского языка предпринял Владимир Иванович Даль. В его

“Толковом словаре живого великорусского языка” более 200 тысяч слов. Даль работал над ним 53 года!

В разговорном языке культурных людей, писателей и поэтов – от 15 000 до 18 000 слов. А тут 200 тысяч! Александр Сергеевич Пушкин, имевший словарь около 20 000 слов, мог выражать самые тонкие душевные переживания. Какую же гамму человеческих чувств, настроений, мыслей может нарисовать народ, обладая несметным сокровищем в 200 тысяч слов!

“Для всего, что существует в природе, – воды, воздуха, неба, облаков, солнца, дождей, лесов, лугов и полей, цветов и трав, – в русском языке есть великое множество хороших слов и названий”, – писал Константин Паустовский. Словарное богатство языка неисчерпаемо.

(По Л. Григорян)

Русский язык делится на литературный язык, диалекты, городское просторечие и жаргон.

Литературный язык, диалекты, городское просторечие и жаргон имеют общий слой лексики, который составляют общеупотребительные слова.

Общеупотребительные слова – это слова, которые употребляют все говорящие на русском языке независимо от места жительства и профессии (солнце, книга, дорога, народ).

Диалектные слова – это слова, употребляемые жителями определенной местности (кочет – петух, бирюк- волк).

Жаргонные слова – это слова, которые используют люди, объединенные общими интересами, профессией.

Например, существует жаргон летчиков, спортсменов, музыкантов, студенческий и школьный жаргон (борт – воздушное судно, горчичник – в футболе – желтая карточка, база – место для репетиций музыкантов, зачетка – зачетная книжка студента).

ПИШЕМ ГРАМОТНО

Современный

Гамма

Чувство

20. Рассмотрите схему и расскажите о группах слов по употреблению

Диалектные слова собраны в специальных словарях русских народных говоров. Большое количество диалектных слов включено в “Толковый словарь живого великорусского языка”, составленный Владимиром Ивановичем Далем во второй половине XIX века. В. Даль создал настоящую сокровищницу меткого народного слова.

ХОТИМ ЗНАТЬ БОЛЬШЕ!

Владимир Иванович Даль (1801-1872) не был языковедом по образованию, он стал им по призванию, так как любил родной язык, умел вслушиваться, вдумываться в живую народную речь.

В истории науки о русском языке В. Даль прославился как собиратель слов и устойчивых сочетаний слов.

21.І. Спишите пословицы о труде. Докажите, что в записанных пословицах есть только общеупотребительные слова.

1. Где труд, там и счастье. 2. Человек от лени болеет, а от труда здоровеет. 3. Муравей невелик, а горы копает. 4. Одной рукой и узла не завяжешь. 5. Слаще всех плодов – плод труда. 6. Без хорошего труда нет плода. 7. Труд человека кормит, а лень портит.

II. Выпишите из пословиц формы слов труд, лень, плод.

III. Устно раскройте смысл одной из пословиц.

22. I. Прочитайте небольшую историю. О каком языковом явлении идет в ней речь? Назовите диалектные слова.

Я знаю двух близнецов – пресимпатичных ребят. Побывав летом в деревне у бабушки в Псковской области, они вернулись и поразили всех в школе и дома. Стали в свою речь ввертывать великое множество никому ни в Москве, ни в Санкт-Петербурге не известных слов. Белых бабочек-капустниц они теперь именовали “мяклышами”, сереньких ночных мотыльков – “популяшками”. Почему? Потому что там, в окрестностях Пскова, люди старшего поколения еще говорят не на обыкновенном русском, общем для всех языке, а на местном его наречии. А оно иной раз довольно сильно отличается от нашей речи. Парень хохочет, рассказывает: ” Наша тетя Нюта цудит – со всей комнаты шум в тюшку запахивает”. Кто же может понять, что эта фраза значит: “мусор заметает в щелку в полу” ? Хоть переводи с псковского языка на русский.

(По Л. Успенскому)

II. Входят ли диалектные слова в русский литературный язык?

III. Сделайте фонетический разбор слов ночных, окрестностях.

23. I. Прочитайте рассказ. Как вы понимаете последнее предложение текста: “Язык выдал его Далю с головой”?

Владимир Иванович Даль превосходно изучил местные говоры. Он не любил бывать в большом обществе – на балах, вечерах, обедах, но, находясь на службе, иногда должен был являться на официальных обедах. Однажды он был на таком обеде в загородном доме.

Приехав на дачу рано, он застал хозяев еще в суете и хлопотах. Дело было летом. Чтобы не мешать хозяевам, он вышел в сад, а тут за решетчатым забором собралось несколько нищих и сборщиков на церковное строение. Впереди всех стоял белокурый монах с книжкой в черном чехле с нашитым желтым крестом. Даль обратился к нему:

– Какого, батюшка, монастыря?

– Вологжанин я, родненький, – отвечал монах.

– Да вы давно в том краю? – спросил Даль.

– Давно, я все там.

– Да откуда же вы родом?

– Я тамодний, – пробормотал монах едва внятно, кланяясь.

Только что он успел произнести это слово – тамодний вместо тамошний, как Даль поглядел на него с улыбкой и сказал:

– А не ярославские вы, батюшка?

Монах побледнел, переглянулся с товарищем и отвечал:

– Не, родимый…

– О, да еще ростовский! – произнес Даль, засмеявшись. В этом “не, родимый” Даль узнал коренного ростовца.

Монах повалился в ноги.

– Не погубите!..

Оказалось, что под монашеской рясой скрывался ростовский продавец, укравший выручку и сбежавший.

Язык выдал его Далю с головой.

(А и К. Махровы)

II. Назовите общеупотребительные слова из первого абзаца в таком порядке: сначала – существительные, затем – глаголы, за ними – прилагательные и, наконец, – наречия.

III. Выпишите первое предложение текста и сделайте его синтаксический разбор.

ХОТИМ ЗНАТЬ БОЛЬШЕ!

В “Толковом словаре живого великорусского языка” В. Даля много слов, относящихся к народным промыслам и ремеслам: баклуша – чурка для выделки из нее посуды; моржовка – большое, тяжелое ружье для боя моржей; токмачка – колотушка сапожников. Даль объяснил множество слов, связанных с народными обрядами, обычаями: глядины – первое знакомство с невестой жениха; осенины – проводы лета и встреча осени; рукобитье – обряд окончания сватовства.

24. I. Прочитайте диалектные названия тропинки. Как вы думаете, почему для названия тропинки используются данные слова?

Прямушка, рубеж, обходница, межа, межинка, тропничок, вытопок, стежка, стега, стеговина, пешеходка, ступень, ступенок, ступник, ступничок, путек, запутник, путник.

II. Разберите по составу слова обходница, пешеходка. Сделайте фонетический разбор слов рубеж, стежка, межинка.

В художественных произведениях диалектизмы употребляются для передачи особенностей речи жителей определенной местности, для создания народного колорита.

25. I. Прочитайте стихотворение. Было ли вам понятно значение выделенных слов? Как называются такие слова? Есть ли в русском литературном языке синонимы этих слов? Назовите их.

В хате

Пахнет рыхлыми драченами,

У порога в дежке квас,

Над печурками точеными

Тараканы лезут в паз.

Вьется сажа над заслонкою,

В печке нитки попелиц,

А на лавке за солонкою –

Шелуха сырых яиц.

В. Стожаров. Русская печь (фрагмент)

Мать с ухватами не сладится,

Нагибается низко,

Старый кот к махотке крадется

На парное молоко.

Квохчут куры беспокойные

Над оглоблями сохи,

На дворе обедню стройную

Запевают петухи.

А в окне на сени скатые,

От пугливой шумоты,

Из углов щенки кудлатые

Заползают в хомуты.

(С. Есения)

II. С какой целью автор использует в художественном поэтическом тексте диалектные слова?

III. Выпишите слова с префиксами, объясните написание префиксов.

ЗАГЛЯНЕМ В СЛОВАРЬ

Драчена – кушанье из картофеля и муки, смешанных с молоком и яйцами.

Дежка (дежа) – деревянная кадка, в которой месят тесто.

Печурка – углубление в стене печи, куда кладут вещи для просушки.

Паз – узкая щель между кирпичами и досками.

Попелицы – тонкие нитки огня.

Махотка – крынка, горшок.

Скатый – покатый.

Шумота – шум.

Кудлатый – лохматый.

predmety.in.ua

Общеупотребительные и необщеупотребительные слова

Русский народ живет на огромных просторах нашей Родины: на Дону и Кубани, на Десне и Печоре, на Неве и Оке, на Волге и Каме, на Урале, Иртыше, Оби, Енисее, Лене и Амуре, на Кольском полуострове и Алтае, на Северном Кавказе и Дальнем Востоке, на Камчатке и Чукотке. Все русские говорят на одном национальном русском языке, поэтому, например, жители берегов Белого моря и Ставрополья, Смоленщины и Сибири поймут друг друга, так как большинство слов, которыми они пользуются, известны всем, т. е. являются, как вы уже знаете, общенародными (общеупотребительными).

Основу лексики литературного языка составляют общеупотребительные слова. На их базе происходит дальнейшее совершенствование и обогащение лексики национального русского языка в результате производства новых слов с помощью разных способов образования.

Но в разных местностях встречаются слова, которые понятны только жителям той или иной местности. Например, слово амуница — «рукоятка у кормового весла» употребляется на Дону, абик — «вершина прибрежного подводного камня, показавшаяся из воды» — в Архангельской области, алес — «мокрое, топкое место, заболоченный луг» — на Смоленщине, азям — «армяк из верблюжьей шерсти, который не пропускает влагу» — в Сибири, на Енисее и т. д. Это слова территориально ограниченного употребления, или диалектизмы.

Со словами ограниченного употребления мы сталкиваемся, не только беседуя с жителями той или иной местности. Представьте себе, что вы слушаете разговор маляров, красящих в доме двери, рамы. Вам понятно все, о чем они говорят, но вот один просит другого: «На эту комнату нам не хватит левкаса, приготовь его». Слово левкас, означающее смесь алебастра или мела с клеем, употребляемое для грунтовки дерева под масляную краску, знакомо уже не всем. Оно бытует в речи маляров, художников.

В каждой профессии, помимо общеупотребительных, используются слова специальные. Это тоже слова ограниченного употребления, но ограниченного по специальному признаку, по признаку профессии, поэтому их называют специальными словами, или профессионализмами.

Ограниченными по употреблению являются также слова, используемые в речи дельных социальных групп, например, школьников, студентов. В их речи, наряду с общеупотребительными, мы встречаем слова особые, например: хвост — «несданный экзамен»; срезаться — «не выдержать экзамена»; автомат — «зачет, поставленный преподавателем без предварительного собеседования» и др. Такие слова являются арготизмами (или жаргонизмами) и, в отличие от диалектизмов и профессионализмов, имеют ярко выраженный эмоционально-экспрессивный характер.

Таким образом, национальный русский язык включает в себя общенародные, общеупотребительные слова и слова ограниченного употребления (диалектные слова, профессиональные слова и арготизмы).

Общеупотребительная лексика пополняется также за счет слов ограниченного употребления.

Так, раньше одинокого, нелюдимого человека в некоторых южных губерниях (областях) называли бирюком. И. С.Тургенев в рассказе «Бирюк» сделал по этому поводу следующее примечание: «Бирюком называется в Орловской губернии человек одинокий и угрюмый». Со временем это слово ограниченного употребления (диалектное) стало общеупотребительным.

Еще больше общеупотребительные слова пополняются за счет профессионализмов. Например, слова диагноз, квадрат, суфлер, вертолет, микроскоп, микроб, капрон, космос, которые были специальными, постепенно стали понятны для всех и вошли в состав общеупотребительной лексики.

В свою очередь, слова ограниченного употребления пополняются за счет общенародных слов. Так, общеупотребительное слово шапка в речи полиграфистов обозначает «заголовок, набранный крупным шрифтом, общий для нескольких статей в газете», и в этом значении является профессионализмом.

 

Профессиональные слова

Разнообразны виды деятельности людей. Невозможно кратко перечислить все специальности и профессии, которыми владеют люди, — так они многочисленны.

У каждой профессии свои орудия и продукты труда, свойственные только ей трудовые процессы. Для называния всего этого существуют слова, которые преимущественно употребляются в коллективе, объединенном какой-либо производственной деятельностью, специальностью, профессией. Например, в речи моряков употребляются слова камбуз, рея, гюйс, зюйдвестка, марсель, кубрик, такелаж, норд-вест и др. В речи шахтеров употребляются слова забой, уступ, крепильщик, подбойка, штрек и др.

Современная жизнь характеризуется развитием науки и техники. О научных достижениях мы узнаем из периодической печати, радио, кино и телевидения. Техника повсюду проникает в быт, люди пользуются разными аппаратами, приборами, компьютерами, знают, в основном, их назначение, устройство, принцип действия. Все это приводит к тому, что многие профессиональные слова начинают использоваться не только специалистами, постепенно становятся понятными всем (общеупотребительными). Например, получили широкое распространение названия многих машин, аппаратов и их частей: комбайн, экскаватор, эскалатор, бульдозер, кабина, акваланг и др.

С самого начала существования Советской власти в нашей стране общеупотребительная лексика пополняется за счет слов общественно-политической лексики. Так, общеупотребительными стали слова атеистический, республика, автономный, революция, депутат, президиум, агитация, пропаганда, демократия, марксистский и др.

В 20-е и 30-е гг. в связи с электрификацией и индустриализацией страны в общее употребление вошло много специальных слов, относящихся к электротехнике, радиотехнике, автомобилестроению, авиастроению и авиации, например: пропеллер, фюзеляж, шасси, аэродром, авиатор, динамо-машина, турбина, гидростанция, автомобиль и др.

В 40-е гг. общеупотребительная лексика пополнялась главным образом за счет специальных военных слов, например: сержант, ефрейтор, фронт, авангард, генерал, офицер, лейтенант, маршал, передовая, мобилизация и др.

В 50-е и 60-е гг. общественно важными становятся науки: физика, математика, биология, химия, медицина. Многие специальные слова, относящиеся к этим наукам, пополнили общенародный слой лексики русского языка. Так, общеупотребительными стали слова нейлон, кибернетика, бионика, реактор, протоплазма, планктон, стерильный, вакуум, вирус, гибрид и др.

Новые профессиональные слова либо создаются путем разных способов русского словопроизводства от основ исконно русских и заимствованных слов, либо заимствуются из других языков.

Специальное терминологическое значение могут приобретать отдельные общеупотребительные слова. Так, появилось специальное слово автомобилистов — дворник (ср. со значением общеупотребительного слова дворник — «человек, убирающий улицу, двор»). Первые три значения слова горизонт являются общеупотребительными (1. Линия кажущегося соприкосновения неба с земной или водной поверхностью. 2. Круг знаний, идей, интересов. 3. Круг действий, возможностей). В четвертом или пятом значениях это слово специальное; оно обозначает в гидрологии высоту воды в реке или водоеме, а в горном деле — горизонтальную плоскость, пересекающую месторождение полезного ископаемого на каком-либо уровне[5].

В толковые словари включаются наиболее употребительные профессиональные слова и специальные значения общеупотребительных слов с пометами спец. (специальное) или сокращенным названием той или иной науки, профессии, например: пчел. (пчеловодство), бот. (ботаническое). Перечни профессиональных слов даются в специальных (терминологических) словарях-справочниках, в отраслевых энциклопедических словарях. Например, специальные географические слова собраны и разъяснены в справочнике «Энциклопедический словарь географических терминов» (М., 1968), лингвистические слова — в книгах О. С. Ахмановой «Словарь лингвистических терминов» (М., 1966) и Д. Э.Розенталя и М. А. Теленковой «Словарь-справочник лингвистических терминов» (3-е изд., исп. и доп. — М:, 1985).

 

Диалектные слова

В национальном русском языке, как вы уже знаете, имеются два основных наречия (диалекта) — северное и южно состав которых входят самостоятельные говоры. Особую группу составляют среднерусские говоры, имеющие черты и северно-русского, и южнорусского наречий.

Основу лексики всех говоров составляют общеупотребительные слова. Помимо них в говорах употребляются местные, или диалектные, слова, понятные только жителям определенной территории.

Некоторые диалектные слова по своему звучанию совпадают со словами литературного языка, но значение у них разное. Так, общеупотребительное слово дробный — «расчлененный на части» («разбить производственный процесс на ряд дробных операций») или «частый» (дробный стук копыт) — в говорах употребляется в значении «худой, слабый» (дробный мальчик). Это диалектизмы семантические, т. е. такие, которые отличаются от слов литературного языка своим значением (семантикой), но совпадают с ними по звучанию.

Общеупотребительное слово петух является в то же время и диалектным, так как оно используется для названия этой птицы в северном диалекте. А в южном диалекте петуха называют кочетом. Подобные диалектизмы называются лексическими: они имеют параллели в литературном языке, от которых отличаются своим звучанием.

Русские люди живут в разных географических условиях: одни в лесной местности, а другие — в степной; одни — в гористой, а другие — на равнине. Это наложило отпечаток на их жизнь, быт. Так, на севере жилой дом (избу) строят с подпольем; вход в подполье называют словом голбец; а на юге подполья в доме (хате) нет, слово голбец там неизвестно. Такие диалектные слова характеризуют особенности языка жителей определенной местности и называются этнографизмами (этнография — наука, которая изучает особенности быта, нравов, культуры какого-либо народа, народностей, людей, проживающих в той или иной местности).

Некоторые диалектные слова известны в нескольких говорах, но употребляются в разных значениях. Например, слово вага в Курской области обозначает «весы», а в Тамбовской — «жердь». Слово бурак на территории южных говоров — «свекла», а на севере бурак — «берестяной сосуд».

В некоторых говорах отсутствуют специальные слова для называния какого-либо предмета, хотя в других говорах такие слова есть. Например, на севере шерсть овец специального названия не имеет, а на юге для этого используется слово волна; поле скошенной ржи на севере называют словом ржанище, овса — овсянище и т. д., а на юге во всех случаях для обозначения поля скошенной ржи, пшеницы и овса употребляется слово жниво.

Общение образованного населения, владеющего литературным языком, с носителями диалектов приводило к взаимному влиянию литературного языка и диалектов: в литературный язык проникали диалектные слова, а в диалектах, наряду с местными словами, начинали употребляться как их синонимы общеупотребительные слова.

Например, из диалектов в литературный язык вошли такие слова, как отава, филин, хилый, мямлить и др.

В царской России литературный язык мало влиял на диалекты, так как население было в основном неграмотное. В советское время литературный язык активно распространяется через школу, радио, печать, телевидение.

С распространением литературного языка рамки использования диалектных слов и оборотов сужаются; они используются преимущественно людьми старшего поколения. Из диалектного языка уходят прежде всего лексические и семантические диалектизмы, которые заменяются общеупотребительными словами.

Диалектные слова — часть словаря национального русского языка. Некоторые диалектные слова — это бывшие общерусские слова, не сохранившиеся в литературном языке. Чтобы объяснить историю развития языка, надо изучать диалекты.

Одним из выдающихся ученых, посвятившим свою жизнь изучению русских диалектов, был Владимир Иванович Даль (1801—1872). Он составил «Толковый словарь живого великорусского языка» в четырех томах, содержащий более 200 000 слов. Словарь В. И. Даля — наше национальное достояние.

В настоящее время русские диалекты изучаются по программе, разработанной Институтом русского языка Академии наук СССР. Ученые-лингвисты, студенты, учителя отправляются в диалектологические экспедиции. На основе собранных материалов ученые составляют областные диалектные словари. В настоящее время ведется большая работа по составлению многотомного «Словаря русских народных говоров».

Диалектные слова, наиболее употребительные в художественных произведениях, включаются в толковые словари русского языка с пометой обл. (областное).

 

III. Работа с учебником

— Найдите в учебнике и выпишите определения диалектизмов (стр. 43), профессионализмов (стр. 45), жаргонизмов (стр. 45).

 

stydopedia.ru