Состояние нирваны: как его достичь? Виды нирваны. Один из этапов достижения нирваны


Нирвана — что это такое? Определение состоянию. Как достичь нирваны в буддизме

Понятие нирваны встречается во многих учениях и верованиях. Оно означает свободу от мучений. В общепринятом употреблении нирваной называется состояние, где отсутствуют страсти, мучения, а присутствует высочайшее счастье и умиротворение. Это непознанное чувство постоянного покоя и радости.

Нирвана выступает разрывом в цепочке реинкарнаций. Это остановка перевоплощений, постоянный и нерушимый покой. Нирвану сложно определить. Что касается ее понимания, то между исследователями буддизма постоянно ведутся дискуссии. В понимании индуистов и последователей брахманизма нирвана – это соединение с Брахмой.

Каким образом в буддизме можно достигнуть нирваны и что это значит?

По верованию Будды, невзирая на мучения, что пронизывают каждый этап существования в Сансаре, существует состояние без мучений, и его возможно достичь. Им выступает состояние транса или нирвана. Вхождение в данное состояния в учении Будды обозначают термином амата, то есть достижение души, что разрушает цепь кармического существования.

Что такое нирвана? По определению – это  состояние души, свобода от мирских забот и привязанностей, полное просветление и познание Истины

В сутра-питаке обозначают нирвану в качестве читты (освобожденного разума), что не испытывает никаких чувств. Оазум не отождествляется больше с феноменом жизни, он постоянен, вечен, потому освобожденный. Нирвана – это конец незнания (авидья), что погружает разум в постоянную цепочку реинкарнаций, сансару (жизнь в зависимостях). В точном обозначении нирвана не считается четким местом или состоянием. Она выступает познанием Истины.

Что такое нирвана?

Постараемся понять, что же такое нирвана, откуда происходит это понятие. В частности, что означает слово нирвана в философии? Кратко – это конечная высшая цель существования людей. Данный термин считается схожим по значению с расслабленным и блаженным состоянием. Но в 60-е годы данное понятие в искривленном виде вошло в лексикон людей, употребляющих наркотики. Считать нирвану состоянием эйфории грубая ошибка. Данное состояние считается сложнейшим в буддизме. Его не смог четко охарактеризовать даже Будда Шакьямуни.

нирвана в философии – это конечная высшая цель существования людей

Всем знакома фраза «впасть в нирвану». Под ней подразумевают что-то очень приятное, своеобразный пик наслаждения, чувство постоянного блаженства. В нирвану можно впасть по разным поводам: от невероятного блюда, красивой музыки, от интимных наслаждений. Но в реальности подобное понимание целиком ошибочно.

В учении Будды нирваной называется верховное счастье, но его здесь не стоит понимать в качестве радости, доступной в мирской жизни. Последователи Будды под счастьем подразумевают свободу от страданий, испытываемых в мире каждый день. Шакьямуни говорил, что нирваной выступает окончание мучений, затуманивания разума, привязанности. Проблема в том, что он не давал подобному понятию никакого «положительного» определения. Упоминая только то, что нирваной считать нельзя.

Религиовед и исследователь Е.Торчинов замечал, что проблема нирваны является одной из тех, о которых Будда не говорил. Нирвана расположена далеко за рамками сферы эмпирических знаний, а также такого языка описания.

В среде исследователей и последователей учения Будды до сих пор ведутся споры о правильности понимания состояния нирваны

В буддизме его описывают как что-то в противовес Сансаре. Последняя выступает миром страсти, привязанности, ложных представлений, мучений. Если очиститься от этого, то просветленный человек достигнет нирваны и освободится, не только от тела, а от влечений и сознания. Разница с брахманизмом в том, что в учении Будды она не является соединением с абсолютом или богом, поскольку это соединение означает продолжение существования.

Получается, нирвана – это абсолютное небытие? Не совсем так. Хотя ученые и учителя буддизма до настоящего времени ведут споры об адекватности трактовки подобного термина. Многие все же сходятся во мнении, что это полная очистка мира от живых существ. Это покой души, где нет разногласий, мучений и страсти. Другие учителя трактуют это состояние так: в нем нет жизни, как понимается в Сансаре, но существует жизненный потенциал и энергия.

В учении Будды нирваной называется верховное счастье, то есть свободу от страданий

Все, о чем говорилось выше, стоит отнести к великой нирване. Она называется еще нирваной пребывания. Те, кто достигает ее, находятся в абсолютном покое. В учении Будды различают другие виды – нирвана непребывания. Люди, достигшие состояния нирваны, называются Бодхисаттвом. Они отказываются от абсолютного покоя и ухода из-за того, чтобы помочь остальным живым и направить их на данный путь. Все потому, что они смогли возродить в собственной душе великое сострадание, они готовы помогать всем, кто обращается к ним. Бодхисаттв отмечают при чтении молитв, их рисуют на танка.

Известнейшим Бодхисаттвом является Авалокитешвара. По легенде, когда он вошел в состояние просветления, заметил, какие страдания испытывают существа, живущие в Сансаре. Его это так поразило, что от боли голова Авалокитешвары разбилась на 11 частей. Но остальные просветленные помогли, и они восстановили голову. С того момента Авалокитешвара помогает остальным уйти от страданий и познать нирвану.

Есть несколько разновидностей нирваны. В разных учениях она трактуется по-своему. Нельзя однозначно сказать, что именно означает это состояние

Есть ли шанс достичь нирваны у остальных живых существ? Как уйти в нирвану? Дать ответ на вопрос сложно. Считается, что данный путь для каждого долгий, и длится он бесчисленное количество реинкарнаций, пока карма не очистится от омрачений целиком.

Типы нирваны

Выделяют различные типы нирваны. В учении Будды это:

Существуют разные типы нирваны по различным учениям

Но из разных источников выделим деление на 3 вида нирваны:

  1. ментальная. Является коротким состоянием, что случалось с любым человеком. Каждый иногда ловил момент невероятного покоя, а также просветления. Это и называют ментальным проявлением нирваны;
  2. жизненная. Эта нирвана может быть достигнута человеком, если его душа еще пребывает в теле. Это дает шанс прервать цепь перерождений и приводит человека к новому виду;
  3. вечная. Те, кто смог достичь предыдущего типа нирваны после гибели тела, т.е. после смерти, постигает ее.

В тхераваде есть 2 вида нирваны:

Как впасть в нирвану?

Проблема, как попасть в нирвану, войти в ее жизненную форму, волнует всех последователей Будды. Ведь это выступает целью их жизни. Нельзя достичь свободы после, если не получилось достижение нирваны в течение этой жизни. В противном случае придется прожить другую, с новыми перипетиями и страстями.

Изначально стоит осознать само понимание свободы, что постигается в состоянии нирваны. Это освобождение от любой зависимости. Мирские привязанности добавляют нам уязвимости, это обречение на страдания. Мы непременно теряем то, что нам дорого, а перед моментом потери всегда приходит страх.

Чтобы достичь нирваны, потребуется научиться жить в настоящем моменте и отключаться от мыслей и привязанностей внешнего мира

Медленное затухание мирских желаний возможно достичь использованием многих практик из учения Будды и из других. Те, кто достиг нирваны, утверждают, что это можно сделать разнообразными методами. Гипноз, медитация, молитва – у каждого собственный путь. Никакой из них не даст гарантию просветления, только человек сумеет разорвать постоянный круг перерождений. Многим не нравится мысль о «бесчувственности». А что значит «я ушел в нирвану»? Это, прежде всего, готовность освободиться от всего мирского. По этой причине вам придется прийти к такому решению спокойно и осознанно, дабы твердой рукой перерезать цепь бесконечной реинкарнации. Итак, рассмотрим технику вхождения в нирвану:

  1. Находитесь в позе лотоса и дышите. Дыхание является одной из немногих постоянных в жизни, оно с нами всегда. Прочувствуйте, как поток воздуха проходит через вас. Дышать необходимо через нос, так как вдохи и выдохи ртом только увеличат сердечный ритм и повысят тревожность. Если вы дышите через нос, то это принесет расслабление. Сосредоточьте внимание на выдохах. В процессе выдоха ничего не случается, все лишнее исчезает, вы расслабляетесь. По этой причине при дыхании концентрируйтесь на выдохе.
  2. Спросите у себя, что вы сейчас делаете. Возможно, в текущий момент вы пытаетесь читать, но где витают мысли в реальности? С чем они связаны? Что делает ваше тело? Если в настоящий момент вы желаете читать, то делайте это. У нас слишком много забот в мире. Нет ничего странного в том, что жизнь настоящим непостижима из-за них.
  3. Выступайте свидетелем. Это означает наблюдение и осознание того, что происходит с человеком каждую секунду. Обращайте на это внимание, отстраняйтесь, тогда прошлое отступит. Не стоит концентрировать разум на одном моменте, в противном случае вы окажетесь в ловушке.
  4. Отпустите все. Если внутри живет свидетель, он обращен к настоящему, то отпустите все, чего нет в данный момент. Останьтесь здесь и сейчас.
  5. Дышите опять. Если мысли и мир опять вмешиваются и забирают вас из текущего момента времени, возвращайтесь к осознанному дыханию.

Техника вхождения в нирвану начинается с позы лотоса и ровного дыхания

Таким образом, достижение нирваны возможно путем осознанного дыхания, отключения мыслей о привязанностях и проблемах внешнего мира, мирской жизни. Невозможно достичь нирваны, не отпустив прошлое и будущее. Знак нирваны – это здесь и сейчас. Как только вы научитесь через медитацию разрывать связь с миром, вы ступите на путь достижения данного состояния просветления, вы освободитесь от страданий. Последователи Будды отдают этому пути всю жизнь, это выступает их главной целью бытия. У каждого из нас собственный путь, чтобы войти в нирвану и познать истину.

sunmag.me

Что такое нирвана в буддизме и каковы этапы ее достижения?

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

В европейском сознании нирвана – это что-то сродни наивысшему наслаждению, неземному удовольствию. Однако такое понятие нирваны несколько искажено и является собирательным образом эйфории, состояния сильного эмоционального всплеска и приятных ощущений.

Поэтому сегодня мы предлагаем вам разобраться, что такое нирвана в буддизме. Мы узнаем, что означает это понятие, как достичь подобного состояния, и какие ступени есть на этом пути, а также поведаем о том, в чем различия буддийского и индуистского понимания нирваны.

Содержание: Понятие в буддизме Этапы достижения Чем отличается нирвана в индуистской религии Заключение

Понятие в буддизме

Нирвана – термин неоднозначный, но при этом ключевой в буддийской философии. Это то, к чему стремится каждый буддист, будь он мирянином или монахом, это главная цель, пункт назначения на тропе Будды.

Даже сам Великий Учитель не давал четкого определения этого понятия. Он говорил, будто в нирване отсутствует мысленный поток, переживания, страхи. Каждое течение буддистской мысли привносит свою крупицу знаний в понимание нирваны, а нередко совершенно по-разному трактует ее.

Для начала обратимся к этимологии слова, которое имеет санскритские корни:

Соединив две составные части одного слова, можно расшифровать значение: отрицание перехода из одной жизни в другую. Это значит конец череды перерождений, угасание пламени реинкарнаций, остановка во вращении колеса сансары.

Причина тому – прекращение страданий, вызываемых страстями, желаниями, страхами, привязанностями.

На языке пали «нирвана» звучит как «ниббана».

Можно выделить несколько определений, как подобное состояние определяет буддийское учение:

Буддологи не прекращают вести полемику на тему того, какое же из определений считать правильным. Но они сходятся в одном – в состоянии нирваны эмоциональный аспект и ощущения отбрасываются, а разум обретает покой.

Будда завещал, что от страданий можно избавиться – и тогда разрушатся причинно-следственные законы бытия, кармическая связь прекратит свое существование.

Тема нирваны, без сомнения, затрагивается в священных писаниях. Так, Палийский канон содержит «Махапаринибатта сутта», что значит «сутра о великом переходе в состояние ниббаны». Здесь ее называют не иначе как «блаженная», «лишенная привязанностей», «свободная».

Сутта-питака говорит об уме, которому удалось освободиться, очиститься от привязанностей. Нирвана – это своего рода освобождение от собственного эго, ведь отвергаются все мысли, ощущения, страсти личности. 

Когда ослабевают узы, связывающие с материальным миром, желанием денег, власти, богатств, зависимостью от других людей, мнением окружающих, статусом в обществе, тогда все ближе становится возможность достижения просветления. Но до этого – еще долгий путь.

Этапы достижения

Каким образом можно достичь нирваны? На этот вопрос ответить однозначно не удавалось еще никому. 

Одно мнение гласит, что для познания природы просветления достаточно стать архатом, т.е. обрести личное пробуждение.

Другие считают, что в нелегком пути могут помочь бодхисаттвы – существа, сами достигшие пробуждения, но отказавшиеся от нирваны во имя любви и помощи всему сущему в мире.

Третьи уверены, что полного освобождения могут добиться даже миряне, если они выполняют все предписанные традицией правила, занимаются медитативными практиками, читают мантры, ведут правильный образ жизни, чисты в мыслях и намерениях.

Выделяют несколько ступеней достижения нирваны:

  1. Сотапанна – утрата чрезмерных приступов возбуждения, злобы, ослабление зависимости от материальных благ, властных побуждений, общественного мнения, прекращение беспокойств о преходящем.
  2. Отказ от стремлений примитивного уровня, симпатий и антипатий, сексуального интереса.
  3. Отсутствие страха неприятных ощущений, унижения, порицания, боли. Наслаждение и злоба сменяются невозмутимым спокойствием.

Если говорить о способах достижения нирваны, то к ней ведет один из трех путей:

Главное, что нужно сделать на начальном этапе по дороге Будды – отказаться от материальных желаний. Но вот парадокс: стремление к нирване и есть само по себе одно из желаний, от которых нам учение Будды рекомендует отказываться.

А это значит, что путь к освобождению будет тернист и потребует значительных усилий. Ведь, с одной стороны, для достижения какой-либо цели необходима мотивация, а с другой — получается, что нирвана сама по себе не должна являться целью.

Чем отличается нирвана в индуистской религии

Если буддизм говорит, что после нирваны – пустота, где нет души, то в индуизме это состояние понимают несколько иначе.

Как и в буддийских представлениях, индусы считают, что нирвана влечет за собой разрыв череды перевоплощений, прекращение кармических последствий, конец собственного эго – это явление носит название «мокша». Но для индуистов нирвана – воссоединение с Брахманом, верховным Господом.

Об этом говорится в священных писаниях Махабхарате и Бхагават-Гите, где используется интересное слово «Брахманирвана». Вернуться к Богу, почувствовать единство с ним – величайшее счастье, ведь, согласно представлениям индуизма, в каждом из нас живет частичка Всевышнего.

Заключение

В этой статье мы познакомили вас с понятием нирваны в целом. Мы обязательно продолжим этот разговор в последующих статьях, где поговорим о взгляде на нирвану в различных направлениях буддизма.

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Мы будем благодарны, если вы поддержите блог, нажав на одну из кнопочек ниже)

Также подписывайтесь на блог, чтобы получать новые интересные статьи себе на почту!

До скорых встреч!

o-buddizme.ru

Vi кроссворды философия древнего востока вопросы

VI. Кроссворды

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

Вопросы

По горизонтали:

5. Один из этапов достижения нирваны.

7. Знаменитый китайский философ VI – V вв. до н.э.

8. Важный этап в достижении нирваны, правильное …

9. Сколько истин сформулировано в учении Будды?

10. Что значит Будда?

13. Конфуцианство – учение, в центре которого человек и …

17. Жрецы брахманизма.

18. Один из признаков, который Конфуций включал в основу о нравственности.

20. Что значит «Веды» в переводе с санскрита?

21. Одно из основных понятий китайской философии.

22. Состояние абсолютного успокоения, отрешения (буддизм).

25. Суть буддизма – освободиться от них.

26. Текучие, непостоянные элементы бытия в индийской философии.

27. Период индийской культуры, представленный поэмой «Махабхарата».

28. Одно из основных философских течений Китая.

По вертикали:

1. Особенность древнекитайской философии состоит в том, что она формировала…

2. Одно из основных философских течений Древнего Китая.

3. Упанишады утверждают единобожие, или…

4. Один из непосредственных источников древнеиндийской философии.

6. Основная идея учения Лао-Цзы: все в мире происходит естественным путем и не допускает …

9. Основу нравственности составляет … (Конфуций).

11. Конфуций открыл человека, как особую …

12. Учение о … стало центральным догматом буддизма.

14. Основа нравственного совершенства (по Конфуцию).

15. Имя основателя буддизма.

16. Упанишады (1 тыс. до н.э.) – «тайное …».

19. Мировая душа в индийской философии, единое начало, которое все в себя включает, и все из себя производит.

23. Период древнеиндийской предфилософии, который представляют Веды и Упанишады.

24. Философский даосизм начинается с Лао-…

14. Сводные таблицы трудоемкостей (часы, зачетные единицы) общей и по видам занятий учебной дисциплины

Курс 1 Семестр 2

Академические часы 111

Зачетные единицы 3

Учебных занятий

-

72 час.

Учебных занятий

-

100

Из них:

лекций

практических

лабораторных

самостоятельных

индивидуальных

курсовая работа

-

-

-

-

-

-

36 час.

18 час.

---------

39 час.

18 час.

--------

Из них:

лекций

практических

лабораторных

самостоятельных

индивидуальных

курсовая работа

-

-

-

-

-

-

6

24

---

12

8

---

Промежуточный рейтинг-контроль

зачет

Промежуточный рейтинг-контроль

50

Итоговый рейтинг-контроль (экзамен)

Итоговый рейтинг-контроль (экзамен)

Курс 2 Семестр 3

Академические часы 65

Зачетные единицы 1,8

Учебных занятий

-

36 час.

Учебных занятий

-

100

Из них:

лекций

практических

лабораторных

самостоятельных

индивидуальных

курсовая работа

-

-

-

-

-

-

18 час.

18 час.

--------

29 час.

--------

--------

Из них:

лекций

практических

лабораторных

самостоятельных

индивидуальных

курсовая работа

-

-

-

-

-

-

6

24

---

12

8

---

Промежуточный рейтинг-контроль

Промежуточный рейтинг-контроль

Итоговый рейтинг-контроль (экзамен)

экзамен

Итоговый рейтинг-контроль (экзамен)

50

15. Структура интегрального рейтинга: входного, текущего и итогового

Структура интегрального рейтинга: входного, текущего и итогового

Общий баланс времени и график проведения занятий (весенний семестр)

В соответствии с действующим учебным планом, в весеннем семестре 2005/2006 учебного года на изучение дисциплины «Философия» выделяется 111 часов, которые распределяются между различными видами занятий следующим образом:

- аудиторные занятия

- 18 часа

- практические занятия

- 18 часов

- индивидуальные занятия и самостоятельная работа

- 57 часов

Осенний семестр продолжается в течение 18 недель с февраля 2006 года (1-я неделя) по июль 2006 года (18-я неделя) и разбит на 2 модуля: с 1-й по 9-ю недели, с 13-й по 18-ю недели.

Промежуточный рейтинг студентов определяется на 9-й неделе и на 18-й неделе (без прерывания всех видов занятий по расписанию на контрольной неделе).

Итоговый рейтинг студентов определяется путем суммирования результатов промежуточных рейтингов и рейтинга, полученного в процессе экзамена, который проводится в период экзаменационной сессии с июня по июль 2006 г. (с 19 по 21 неделю).

Аудиторные занятия по дисциплине «Философия» в осеннем семестре запланированы в форме лекционных занятий (18 часов). Лекционные занятия проводятся раз в две недели с 1-й по 18-ю неделю по 2 часа ; и в форме практических занятий (18 часов), которые проводятся 1 раз в 2 недели с 1-й по 18-ю неделю по 2 часа.

Максимальный рейтинг и его распределение по видам занятий

Максимально возможный итоговый рейтинг студента по дисциплине «Философия» в осеннем семестре 2005/2006 учебного года в соответствии с действующим приказом №№446 от 5.10.2005 г., должен составлять 100 баллов. Максимальный итоговый рейтинг по дисциплине складывается из четырех составляющих:

- максимальный рейтинг попрактическим занятиям

Рпр. макс= 12 баллов;

- максимальный рейтинг по домашним заданиям и коллоквиум

Рдом.зад. макс= 10 баллов;

- максимальный поощрительный рейтинг

Рпоощр. макс = 3 балла;

- максимально возможный итоговый рейтинг по результатам двух модулей

Р. макс = 50баллов.

причем 50% этой суммы набирается в результате промежуточного рейтинга за семестр Рпром. макс= Рпрак. макс + Рдом.зад. макс+ Рпоощр. макс= 50 баллов, который в свою очередь состоит из суммы двух промежуточных рейтингов (Р1 и Р2) по результатам этапам изучения дисциплины на 9-й и 18 неделях, и 50% – по результатам экзамена Рэкз. макс = 50балла.

Таким образом, максимально возможный итоговый рейтингпо дисциплине «Философия» Ритог. макс = 100 баллов.

Распределение рейтинга между этапами изучения дисциплины

Первый этап (1-9 недели). Максимально возможный рейтинг на этом этапе Р1 макс = 25 баллов искладывается из 12 баллов, полученных за практические занятия, 10 баллов за домашние задания и коллоквиум и 3 баллов поощрительного рейтинга.

Минимально допустимое значение рейтинга на каждом этапе равно 55% от максимально возможного (без учета поощрений), следовательно, Р1 мин= 14баллов.

Второй этап (10-18 недели). Максимально возможный рейтинг на этом этапе Р1 макс = 25 баллов искладывается из 12 баллов, полученных за практические занятия, 10 баллов за домашние задания и коллоквиум и 3 баллов поощрительного рейтинга.

Минимально допустимое значение рейтинга на каждом этапе равно 55% от максимально возможного (без учета поощрений), следовательно, Р1 мин= 14баллов.

Таким образом, максимально возможный суммарный промежуточный рейтинг за семестр

Рпром. макс = Р1макс + Р2 макс = 50 баллов.

Минимально допустимый суммарный промежуточный рейтинг по дисциплине Рпром. мин = 28 баллов.

Промежуточные рейтинги Р1, Р2на 1-ом, 2-ом этапах изучения дисциплины определяются как сумма рейтингов по отдельным видам занятий на последний день соответствующей рейтинговой недели при отсутствии задолженностей по отдельным видам занятий.

Все текущие задолженности, возникающие на каждом этапе изучения дисциплины должны быть ликвидированы на последующих занятиях и консультациях на протяжении этого же этапа обучения, либо во время рейтинговой недели.

При наличии задолженностей на последний день рейтинговой недели текущие рейтинги Р1,Р2 также определяются как сумма рейтингов по отдельным видам занятий, но не могут превышать Р1 мин - 1или Р2 мин - 1.

Таким образом, при наличии задолженностей промежуточный рейтинг на 1-ом этапе Р1 < или = (Р1 мин -1), а на 2-ом этапе – Р2 < или = (Р2 мин -1).

Промежуточный рейтинг за каждый этап, определенный на последний день рейтинговой недели, не подлежит дальнейшему изменению, независимо от того ликвидированы или нет на последующих этапах имеющиеся на последний день рейтинговой недели задолженности.

Если, например, задолженность за первый этап не ликвидирована до конца второй рейтинговой недели, то текущий рейтинг за второй этап также не может превышать Р2 мин- 1.

Другими словами, любая имеющаяся задолженность, не ликвидированная до конца 18-й недели, не позволит набрать минимально допустимый рейтинг.

В случае болезни или других уважительных причин по письменному указанию декана факультета студентам могут устанавливаться индивидуальные сроки проведения рейтингового контроля.

Определение рейтинга по отдельным видам занятий

Практические занятия. Степень усвоения теоретического материала по дисциплине «Философия» контролируется в процессе опроса студентов на каждом практическом занятии и путем выполнения контрольных работ (1 раз в 2 недели) и устного опроса.

Оценки по контрольным работам выставляются по пятибалльной системе:

5 баллов

Знание основных идей, концепций. Умение обосновать ту или иную концепцию. Знание категориального аппарата.

3 – 4 балла

Знание основных идей, концепций. Знание категориального аппарата.

1 – 2 балла

Поверхностное знание основных идей и категориального аппарата

0 баллов

Отсутствие знаний идей и полное отсутствие знаний категориального аппарата.

Промежуточный рейтинг по лекционно-практическим занятиям на каждом этапе обучения определяется как произведение средней оценки, полученной при выполнении всех контрольных работ на данном этапе обучения, на 5 (максимальный рейтинг 24 по практическим занятиям на каждом этапе, деленный на 5).

Поощрительный рейтинг

Поощрительный рейтинг до 3 баллов могут получить студенты, проявившие творческий подход к изучению дисциплины «Философия». На него могут претендовать студенты, выступавшие с докладами на студенческих конференциях, участвовавшие в выставках или конкурсах студенческих научных работ по тематике, связанной с предметом, а также студенты, выполнявшие нестандартные домашние задания, и написавшие интересные рефераты, проявившие особую активность при проведении всех видов занятий по дисциплине «Философия».

Итоговая оценка по дисциплине «Философия»

Итоговая оценка по дисциплине в осеннем семестре выставляется на основании итогового рейтинга за осенний семестр (Ритог. макс= 100), определяемого как сумма двух промежуточных рейтингов и рейтинга, полученного в процессе экзамена

Ритог= Р1+ Р2 + Рэ .

Студенты, набравшие суммарный промежуточный рейтинг ниже минимально допустимого (Рпром. мин= 50), рекомендуются к отчислению из университета.

При суммарных значениях промежуточного рейтинга итоговая оценка по дисциплине «Философия» выставляется в соответствии с итоговым рейтингом:

Отлично

85 – 100 баллов;

Хорошо

70 – 84 баллов;

Удовлетворительно

55 – 69 баллов;

Неудовлетворительно

Менее 50 баллов.

Распределение рейтинга (баллов) по видам занятий

в весеннем семестре

Виды занятий

Рейтинг (баллы)

или

Всего

в том числе

наименование

этап 1

этап 2

рейтинга

макс

мин

макс

мин

макс

мин

Практические

24

(12)

12

(6)

12

(6)

Коллоквиум и дом. задания

20

(10)

10

(5)

10

(5)

Поощрительный рейтинг

6

(2)

3

(1)

3

(1)

Промежуточный рейтинг по дисциплине

50

24

25

12

25

12

Зачетный рейтинг

50

25

-

-

-

-

Общий рейтинг по дисциплине

100

49

-

-

-

-

Общий баланс времени и график проведения занятий (осенний семестр)

В соответствии с действующим учебным планом, в осеннем семестре 2005/2006 учебного года на изучение дисциплины «Философия» выделяется 65 часов, которые распределяются между различными видами занятий следующим образом:

- аудиторные занятия

- 18 часа

- практические занятия

- 18 часов

- индивидуальные занятия и самостоятельная работа

- 29 часов

textarchive.ru

Как достичь нирваны?

Если вы мечтаете о блаженстве и покое, которые недостижимы в реальной жизни, тогда у вас есть только один вариант — стать Буддой.

Обыкновенный человек

«Будда» — это не имя и тем более не санскритский эквивалент русского слова «бог». «Будда» обозначает ранг духовного развития. Поэтому любой, кто сможет достичь состояния нирваны, вправе назвать себя Буддой.

С санскрита «будда» (слово происходит от того же индоевропейского корня bud-, что и наш «будильник») переводится как «просветленный» или «пробужденный». В массовом сознании Будда ассоциируется в первую очередь с Сиддхартхой Гаутамой (623-544 до н.э.), по ошибке превратившись еще в одно его имя. Сиддхартха происходил из североиндийского княжеского рода, правившего на земле племени шакьев. Он был не первым и не последним, кому удалось достичь просветления. Но именно Гаутаме принадлежит идея спасти людей от губительного невежества, рассказав им о своем мистическом опыте и объяснив законы мироздания. Так появился буддизм.

Трагедия как стиль жизни

Буддисты обостренно ощущают враждебность окружающего мира. Для них находиться в этом мире — значит все время испытывать страдания. И их можно понять. Согласитесь, вам ведь тоже все время чего-то не хватает. Если же вы обретаете желаемое, то начинаете терзаться страхом потерять его. Людей мучают болезни и психологические комплексы, зависть или равнодушие близких. И любая радость рано или поздно сменяется горем и неудачами. Настоящий буддист уверен: человек никогда не сможет счастливо жить на земле, поскольку не создан для этого несовершенного мира. Все его надежды на светлое будущее заранее обречены на провал.

Кина не будет!

Буддисты полагают, что противоположные убеждения проистекают из неверного представления о собственном «я». Мы, европейцы, привыкли отождествлять его со своими мыслями, чувствами и ощущениями. А буддисты считают это ошибкой, поскольку никакой души, по их мнению, нет. Представьте себе героев фильма — они думают, переживают, любят и т.п. На самом же деле все это не более чем игра света и тени на белом экране. Наше «я» — такая же иллюзия, наслоившаяся на истинную человеческую природу, которая в этом контексте выступает в роли неотснятой пленки. А сама человеческая природа представляет собой никак не именуемый бессознательный сгусток энергии, и настоящая ее обитель — мир нирваны (от санскритского nir — «угасание»). Превращение в Будду — хоть и амбициозная, но вполне оправданная цель. С одной стороны, ваше «я» помещается в естественную среду обитания — нирвану. С другой, вы выходите из круга земных перерождений, которые (по мнению 3 млн буддистов) несут лишь новые страдания. Есть только одно «но». Работать над собой придется в течение 3000 перерождений. То есть жизней.

Интересный факт. Самому Сиддхартхе Гаутаме, чтобы достичь нирваны, потребовалось пройти 500 перерождений. Обычному человеку их потребуется не менее 3000. Многовато. И некоторые буддисты с этим согласны. На Дальнем Востоке и в Тибете даже существуют особые школы (дзен, чань и др.), практикующие достижение нирваны за одну жизнь. Их адепты, которыми могут быть только монахи, концентрируются не столько на буддийской этике (первый и второй этапы духовного совершенствования в классическом буддизме), сколько на техниках медитации (третий этап, см ниже). Они уверены, что особые заклинания вкупе со сложными методами расслабления и концентрации достаточны для того, чтобы лет через 50-60 уйти в нирвану. Однако даже великим мастерам такое удается крайне редко. Кстати, постигать дзен можно только вместе с учителем-профессионалом: многие европейцы, пытавшиеся самостоятельно следовать ему, сошли с ума.

Благородный восьмеричный путь буддиста (санскр,- арья аштанга марга)

Шаг 1. «Правильный взгляд». Избавиться от своего неведения, понять, что сущность этого мира — страдания и любые оптимистические надежды не более чем самообман.

Шаг 2. «Правильное намерение». Четко осознать, что для следования путем Будды придется принести в жертву все, что обычно доставляло (пусть и иллюзорное) удовольствие.

Шаг 3. «Правильный поступок». Необходимо воздержаться от всего, что причиняет боль другим существам. Нельзя убивать, воровать, впадать в гнев, торговать оружием, людьми и любыми живыми существами, а также употреблять их в пищу.

Шаг 4. «Правильный образ жизни». Противостоять своим плотским желаниям. Запрещается есть и спать вдоволь, общаться с женщинами и употреблять дурманящие напитки. Жить только честным трудом, не содержать игорных притонов и не торговать алкоголем. Из заработанных средств на себя тратить ровно столько, сколько необходимо для поддержания жизни, а остальное раздавать нуждающимся. Противостоять и страстям духовным: гордыне, жажде славы, зависти и стяжательству.

Шаг 5. «Правильная речь». Следить за своей речью: не лгать, не клеветать, не браниться, не распространять слухов и сплетен.

Шаг 6. «Память». Начать овладение техникой йоги. В первую очередь развить умение сосредоточиться. Сконцентрировавшись на каком-либо предмете, необходимо довести себя до такого состояния, когда сможете с закрытыми глазами описать этот предмет во всех деталях столь же точно, как если бы глаза оставались открытыми.

Шаг 7. «Усердие». Необходимо отождествить себя с любым выбранным предметом. Используя технику сосредоточения, нужно каждой клеткой организма прочувствовать свою новую сущность и уверить себя в том, что избранный предмет и есть вы сами. Затем возвратиться к «реальности», чтобы убедиться в «ложности» пережитых ощущений. Так приходит понимание относительности образов и установок сознания, ведь теперь ясно: оно может представить все, что угодно.

Шаг 8. «Сосредоточение». На заключительной ступени своего духовного роста начать медитировать над образом Будды или какого-нибудь буддийского святого. Сначала изучить этот образ во всех деталях, а потом отождествить себя с ним. Если отождествление удалось, вы растворяетесь в нирване.

Нирвана — это вовсе не холодный и бесцветный мрак. Буддисты сравнивают ее с успокоенным морем, которое не знает ни бурь, ни ураганов. Это состояние свободы и особой надличностной полноты бытия.

©При частичном или полном использовании данной статьи — активная гиперссылка ссылка на познавательный журнал alfaed.ru ОБЯЗАТЕЛЬНА

Вас это заинтересует:

alfaed.ru

Состояние нирваны – это что такое

Согласно теории буддизма, можно сказать, что состояние нирваны – это ощущение свободы, покоя и блаженства. Чувство индивидуальности, растворённое в целом, не поддаётся словесному описанию, доступному в жизни обыкновенного ума. В объективном смысле понятие подвластно определению так же, как ощущается аромат цветка, изображённого на бумаге.

Определение нирваны

Согласно буддизму, нирвана – это высшая конечная цель любого существа и человека. Нир означает "отрицание", вана – "соединение, обеспечивающее переход из одной жизни в другую". Таким образом, состояние нирваны – это бытие человека, свободное от циклов рождения по причине исчезновения страданий, привязанностей и желаний.

Нирвана характеризуется состоянием просветления, достигнутым при жизни, когда физическое восприятие продолжает формировать существование человека, а также состоянием после смерти, когда утрачиваются пять видов земных привязанностей.

Кто может достичь просветления?

Душа, достигающая просветления, – это неверный подход к определению понятия нирваны в буддистском учении. Истинный путь к состоянию нирваны – это освобождение от иллюзии собственного я, а не от страданий. Сторонники учения сравнивают просветление с угасанием огня, прыгающего с фитиля на фитиль. И, если пламя исчезает, неизвестно где оно горит в настоящем времени.

Нирвана – это состояние счастья, сознания без объекта, освобождения от всех зависимостей, доступное каждому. Просветление не относится к субъективному состоянию, но объединяет в себе возможности субъективного и объективного.

Высшая нирвана

Высшая нирвана – состояние души Будды, или паринирвана, имеет такие синонимы, как амата, амарана, нитья, ачала, то есть вечная, бессмертная, недвижимая, неизменная. Святой может приостановить переход в нирвану, чтобы способствовать приближению к ней других, пребывая в состоянии ожидания.

Благодаря духовным школам в буддизме известно множество терминов высших состояний, синонимичных нирване с каким-либо доминирующим аспектом: мокша, состояние абсолюта, собственная сущность, абсолютная реальность и множество прочих.

Способы достижения нирваны

Три пути следования в состояние нирваны:

Достигнуть состояния нирваны очень нелегко, это удаётся немногим избранным.

Для людей естественно стремиться, мечтать, преодолевать сложности. Иллюзия состоит в том, что человек верит в счастье исполнения желания, но всё бывает условно. В итоге жизнь превращается в погоню за изменчивыми мечтами, а душа не ощущает себя счастливой.

Сознание и осознание

К сознанию относится свойство осознавать – понимать происходящее и своё состояние, что связано с мыслительными способностями. Но если исчезнет мышление, что останется? Человек будет воспринимать, но перестанет анализировать.

Для него словно стирается прошлое и будущее, остаётся только настоящее, что происходит в текущий момент. Если нет мыслей, то нет и ожиданий, переживаний, стремлений. При этом человек обретает способность видеть своё эго, думающее я и отличать свою духовную часть, монаду, суть, дух, наблюдающий за душой со стороны.

Эго и путь к нирване

Нирвана – это потеря личности с её мыслями, желаниями, чувствами. Поэтому собственно душа не способна достичь нирваны. На этом пути её ждёт смерть. И только затем происходит преобразование человека в личность более высокого порядка – само бытие. Это так называемый процесс просветления, свобода от приземленных склонностей и страстей.

Что способствует продвижению к нирване? Следует осознавать ограниченность человеческого опыта и восприятия, знаний, суждений, представлений, полученных в процессе жизни, засоряющих духовное начало.

Нирвана – это отрешенность от материальных ценностей, состояние радости и самодостаточности, подтверждающее свою способность без них обойтись. По мере того, как профессиональные достижения, статус, отличия, общественное мнение, выделяющие личность среди людей, становятся второстепенными, ослабевает и эго. В момент, когда исчезают надежды и стремления, связанные с местом эго в материальном мире, наступает просветление, или рождение заново.

Как ощущается состояние нирваны?

Состояние просветления очень приятно испытывать. И человек при этом не уподобляется программе с блаженным выражением лица. У него в памяти остаются представления о земной жизни, но они перестают доминировать над ним, оставаясь на грани физического процесса. Для глубинной сути обновлённой личности любое занятие не отличается от остальных. Внутри человека царит покой, а его дух обретает совершенную жизнь.

Достижение состояния нирваны в буддизме связано с обретением чистоты от умерщвления эгоистичной природы без усилий, а не её подавлением. Если аморальные стремления были сдержаны и ущемлены, то они вновь проявятся при первой возможности. Если же ум освобождается от эгоистичных побуждений, соответствующие психологические состояния не возникают, и чистота не требует усилий.

Уровни изменений

Различают уровни изменения на пути следования к нирване, которые характеризуются степенью последовательной утраты эго и преобразованием сознания после выхода из нирваны. С каждым входом происходит пробуждение, а с изменениями – освобождение, избавление от природы эго.

Уровни и характеристика состояния:

  1. Первый уровень имеет название сотапанна, или состояние вошедшего в поток, обретаемое после того, как возвратившийся из нирваны начинает осознавать своё состояние. Он пребывает в потоке до тех пор, пока его способность постижения не увеличится до следующего уровня. Говорят, что период вошедшего в поток длится от семи жизней, и в течении этого времени душа утрачивает следующие проявления: жажду в чувственности, бесконтрольное негодование, стремление к выгоде, потребность в похвале, жадность к материальному, иллюзорное восприятие и интерес к непостоянным вещам, следование обрядам, сомнение в смысле просветления.
  2. На втором уровне медитирующий очищается от примитивных желаний, интенсивности чувств притяжения или отвращения, ослабевает его сексуальное влечение. Состояние того, кто вернётся ещё раз характеризует полное бесстрастие ко всему и освобождение в текущей или следующей жизни.
  3. Следующий этап является состоянием того, кто не вернётся. Происходит уничтожение оставленного на предыдущем. Медитирующий освобождается от цикла рождений при жизни, у него исчезает отвращение к отрицательным проявлениям мира в виде боли, позора, порицания, понятия враждебности и неприязни. Всякое сладострастие и злонамеренность сменяется абсолютной невозмутимостью.

Освободившийся от социальной обусловленности, концепции реальности, страданий, привычек, гордости, отказавшийся от получения выгоды, славы, удовольствия, стремлений обретает любовь, сострадание, альтруизм, невозмутимость, чистоту побуждений. Для архата реальность воспринимается основанной на благородных истинах, безличности и тщетности существования, а счастье и страдание – как две формы одного состояния.

Осознавая пройденный путь к просветлению, медитирующему становится доступен новый взгляд на свою сущность: он обнаруживает, что "эго" никогда ему и не принадлежало.

fb.ru

Достижение нирваны: VIKENT.RU

«…люди стремятся к нирване, не зная, что это такое. О блаженстве знает только блаженный. В нашем случае - только Будда, ибо он один и есть истинно блаженный. Остальные могут принимать нирвану как осуществлённое блаженство на основе его свидетельств. Человек знает, что отсечение рук - очень тяжко, хотя ему лично их и не отсекали, он знает это по рассказам тех, кому это делали. Точно так же «тот, кто не обретает покой, знает о том, что покой - это счастье» от Будды. Тем самым вера в Будду становится необходимым мотивом нравственного поведения.

Логический парадокс - чтобы достичь нирваны, надо знать, что она такое, но чтобы знать, что такое нирвана, надо достичь её - создает в нравственной мотивации трещину, которую приходится залатывать верой.

Можно предположить, что сама позитивная концепция нирваны, которая неизбежно деградирует в парадокс, стала создаваться для обоснования культа Будды, поклонения ему. Во всяком случае, практической необходимости в такой концепции не существует. Ведь когда человек стремится к нирване, он не просто стремится к чему-то определённо хорошему. Он прежде всего уходит от того плохого, что он имеет. Он убегает от страданий, пронизывающих всё его бытие. Страдания сами по себе содержат достаточные основания для человеческой активности, направленной на их преодоление. Поэтому позиция Будды, ограничивавшегося негативной характеристикой нирваны, была логически более последовательной и этически более продуктивной, чем позиция его последователей, пытавшихся создать позитивную концепцию нирваны.

Четвёртая благородная истина - о пути, который ведёт к нирване. О верной срединной дороге.

«А вот, монахи, какова верная дорога, что приводит к пресечению тягот, Это - арийская восьмизвенная стезя, А именно:истинное воззрение, истинное намерение, истинная речь, истинные поступки, истинный образ жизни, истинное усилие, истинное памятование, истинное сосредоточение. И это - арийская истина».

Здесь изложена методически продуманная, психологически обоснованная нормативная программа, охватывающая восемь ступеней духовного возвышения. Обозначим кратко содержание каждой ступени. Истинное воззрение (или, в другом переводе, праведная вера): усвоение четырёх кардинальных истин Будды. Истинное намерение: принятие этих истин как личной жизненной программы и отрешение от привязанности к миру. Истинная речь: воздержание от лжи, блокирование слов, вербальных ориентиров, не относящихся к обозначенной выше нравственной цели, которая состоит в отрешении от мира. Истинные поступки: ненасилие (ahimsa), ненанесение вреда живому. Истинный образ жизни: развертывание истинных поступков в линию поведения. Истинное усилие: постоянное бодрствование и бдительность, так как дурные мысли имеют свойство возвращаться. Истинное памятование (праведная мысль): постоянно помнить о том, что все преходяще. Истинное сосредоточение: духовное самопогружение отрешившегося от мира человека; оно, в свою очередь, проходит четыре трудно поддающиеся описанию стадии: экстаз (чистая радость), вызванный уединением и ограничением отношения к миру чисто созерцательным, исследовательским отношением к нему; радость внутреннего спокойствия, вызванная освобождением от созерцательного интереса; освобождение от радости (экстаза), связанное с осознанием освобождения от всех ощущений телесности и душевных волнений; совершенная невозмутимость, состоящая в безразличии и к освобождению, и к его осознанию.

Восемь ступеней верной срединной дороги Будды могут быть осмыслены как универсальная схема действий нравственно совершенствующейся личности. Исходным пунктом является определённое понимание смысла жизни. Затем это понимание становится внутренне значимым мотивом. Далее мотив переходит в определенное решение. Это решение реализуется в поступках. Поступки образуют единую цепь, определяя сознательно заданную линию поведения. Далее, осуществляется вторичная рефлексия осуществлённых поступков под углом зрения того, насколько они соответствуют собственным решениям и свободны от дурных мыслей. Наконец, нравственное поведение включается в контекст исходного смысла жизни. Последнее звено - выход за границы самой морали как свидетельство осуществлённости смысла жизни. На первый взгляд кажется, что последнее сверхэтическое звено, понятное в рамках учения Будды, не может быть элементом универсальной схемы. В действительности это не так. Если понимать мораль как путь, который ведёт человека от несовершенства к совершенству, то достижение совершенства не может не быть выходом за границы морали, неким возвышением над моралью. Другой вопрос - можно ли достичь такого состояния или нет. Но если помыслить себе такое состояние достижимым, а идеал осуществлённым, то необходимо признать, что это как раз означает преодолённость морали. […]

В учении Будды есть два ряда утверждений, которые очевидным образом противоречат друг другу. С одной стороны, буддийский идеал предполагает освобождение от всех желаний, от удовольствий в такой же мере, в какой и от страданий. «Нет уз для тех, у которых нет приятного или неприятного». Отсюда вытекает, что для достижения нирваны необходимо прорваться по ту сторону добра и зла. Одно из высказываний Будды гласит: «Я называю брахманом того, кто здесь избежал привязанности и к доброму и к злому, кто беспечален, бесстрастен и чист».

Гусейнов А.А., Великие моралисты, М., «Республика», 1995 г., с. 57-59.

 

vikent.ru

Что такое нирвана в буддизме, определение

«Мир Вам!». Вступайте в наше новое сообщество в инстаграме Молитвы на каждый день. Нам важна ваша поддержка, подписывайтесь. «Ангела Хранителя Вам!»

Понятие нирваны в буддизме является непростым. Даже сам Будда не мог дать точное определение. Он утверждал, что это состояние небытия без обычных мыслей, волнений, тревог и не считал его полным покоем и удовлетворением. В переводе слово означает «угасание, конец».

Как достичь нирваны в буддизме

Буддизм считает состояние небытия противоположностью колеса сансары, мира мучений, волнений и желаний. Нирвана выводит за границы ощущений и эмоций, переводя человеческий разум в иной мир.

Нирвана с точки зрения буддизма это:

Цель нирваны в буддизме — это разрыв круга изменений и единение с абсолютом. Джайнизм трактует состояние как выход души за границы физической оболочки человека и колеса сансары. Нирвана не имеет конкретного определения, поэтому различают несколько видов:

Европейцы понимают нирвану как получение запредельного удовольствия, но нирвана в буддизме означает состояние без тревог и волнений, ощущение частицей вселенной и безмерного покоя. Некоторые буддисты трактуют состояние без стремлений, мыслей, поступков, но при этом существует энергия. Это, как иметь дрова и спички, и существует возможность разжечь пламя.

Степени достижения

Существует несколько степеней достижения нирваны в буддизме. Первая степень сотапанна, когда душа утрачивает желание к возбудимости, неконтролируемой злости, стремлению к материальному и похвале, стяжательству, призрачному созерцанию и беспокойству о непостоянных вещах, соблюдению обрядов.

На второй степени происходит очищение от примитивных стремлений, интенсивности ощущения тяготения или отвращения, слабеет половое влечение.

Следующий этап освобождает от цикла перерождений, пропадает неприязнь к негативным эмоциям боли, унижению, осуждению, вражде и неприязни. Удовольствие и злонамеренность меняется на абсолютную невозмутимость.

Одни представители буддизма утверждают, что обычному человеку вырваться из колеса сансары невозможно, другие, что любой может ощутить нирвану, и дают рекомендации:

  1. Контролировать дыхание. Сначала необходимо сделать глубокий вдох и ощутить, как все тело наполняется воздухом. Затем сконцентрировать на выдохе. В таком состоянии тело расслабляется.
  2. Сосредоточиться на деятельности. Если это чтение книги, то следует концентрироваться только на этом занятии.
  3. Не зацикливаться на прошлом, идти вперед. Отпустить все, находиться в этом месте и в это время.
  4. Становиться свидетелем, наблюдать и осознавать то, что происходит каждую минуту. Находиться в этом месте, в это время и сейчас. Дышать снова. Если мысли мешают, вновь начинать осознанное дыхание.
  5. Лучшим положением для нирваны это поза «лотоса». Можно совершать вход в другом удобном положении, но чтобы не уснуть.
  6. Положение «лотоса»: спина прямая, плечи расправлены, пяточка одной конечности находится на противоположном бедре, а пяточка второй на другой стороне, но ближе к животу. Ладонями вверх, пальцы мизинца и большого сомкнуты, тело немного вперед.

Людей, достигших небытия, именуют Бодхисаттвом. Они отказываются от абсолюта потому, что имеют в душе большое сочувствие и милосердие и готовы помогать. Известный Бодхисаттвом Авалокитешвара. По преданию, когда он достиг нирваны, заметил, какие мучения испытывают живые существа в сансаре. Его это сильно впечатлило, что от нестерпимой боли голова Авалокитешвары раскололась на одиннадцать частей. Затем ему восстановили голову. С того времени считается, что Авалокитешвара помогает избавиться от мучений и познать состояние покоя.

Буддизм и «эго» несовместимые понятия. Нирвана в философии буддизма это умерщвлению «эго», а не подавления страстей и желаний. Если желания и стремления сдерживать, они все равно рано или поздно проявятся. Следовательно, следует освободить ум от эгоистических стремлений.

Смотрите еще видео о том, как достигнуть нирваны:

Молитва при онкологии ВсецарицеКогда беда приходит в дом, люди впадают в уныние и отчаяние. Господь посылает те испытания, которые по силам человеку, а молитва Всецарице при онкологии за больного родственника будет в помощь. Раковая опухоль это своег... Read more Молитва Николаю Чудотворцу от тюрьмыЕсть такое высказывание в народе «От сумы и от тюрьмы не зарекайся». Жизнь наша очень переменчива и может случится все, что мы даже себе не можем представить. Нельзя быть уверенным в том, что Вас не подставят или Вы не бу... Read moreМолитва Николаю Чудотворцу о беременностиДля каждой женщины возможность родить ребенка – это неимоверное чудо, которое помогает укрепится семье и познать все прелести материнства. У кого-то забеременеть получается с первого раза, но у некоторых возникают с э... Read more

tolkovanie.info