Былины о русских богатырях. Оформление былины


Русские былины. Былины о русских богатырях — Сказки. Рассказы. Стихи.

Собрание былин о русских богатырях. Полный список. 

Былины об Алеше Поповиче

 

Алёша Попович и Тугарин ЗмеевичАлеша Попович и сестра братьев ПетровичейАлеша Попович едет в Киев

 

Былины о Добрыне Никитиче

 

Добрыня Никитич и Змей ГорынычДобрыня Никитич и Алеша Попович Добрыня и змейДобрыня и Василий КазимировичДобрыня и Дунай сватают невесту князю ВладимируЖенитьба ДобрыниПоединок Добрыни с ДунаемДобрыня и Маринка

 

Былины об Илье Муромце

 

Илья Муромец и Соловей Разбойник Илья Муромец и Калин-царь Исцеление Ильи МуромцаИлья Муромец и CвятогорИлья Муромец в ссоре с князем ВладимиромИлья Муромец и голи кабацкиеИлья Муромец и Идолище в КиевеИлья Муромец и Идолище в Царе-градеБой Ильи Муромца с сыномТри поездки Ильи Муромца

 

Былины о русских богатырях

 

Богатыри на Соколе-кораблеСадкоВавила и скоморохиИван — гостиный сынВольга и Микула СеляниновичСтавр ГодиновичБой Василия Буслаева с новгородцамиБулат ЕремеевичБутман КолыбановичВасилий БуслаевВасилий Игнатьевич и БатыгаВолх ВсеславьевичГлеб ВолодьевичДанило ЛовчанинДюк Степанович и Чурило ПленковичИван ГодиновичИдолище сватает племянницу князя ВладимираКалика-богатырьКнязь Роман и братья ЛивикиКнязь Роман и Марья ЮрьевнаКоролевичи из КряковаМамаево побоищеМихайло ДаниловичМихайло КазаренинМихайло ПотыкРахта РагнозерскийСадков корабль стал на мореСвятогор и тяга земнаяСмерть Василия БуслаеваСоловей БудимировичСорок каликСухмантийХотен БлудовичЦарь Саул Леванидович и его сынЦарь Соломан и Василий ОкуловичЧурило и КатеринаЧурило Пленкович у князя Владимира

 Что такое былина.Впервые термин «былины» был введён Иваном Сахаровым в сборнике «Песни русского народа» в 1839 году. Народное же название этих произведений – старина, старинушка, старинка. Именно это слово использовали сказители. В древности старины исполнялись под аккомпанемент гуслей, но со временем эта традиция отошла в прошлое и во времена, когда к ним обратились собиратели, былины напевались без музыкального сопровождения. «Я улегся на мешке около тощего костра (…) и, пригревшись у огонька, незаметно заснул; меня разбудили странные звуки: до того я много слыхал и песен, и стихов духовных, а такого напева не слыхивал. Живой, причудливый и веселый, порой он становился быстрее, порой обрывался и ладом своим напоминал что-то стародавнее, забытое нашим поколением. Долго не хотелось проснуться и вслушаться в отдельные слова песни: так радостно было оставаться во власти совершенно нового впечатления»[1], — вспоминает собиратель фольклора П.Н. Рыбников. Современному неподготовленному читателю может быть вначале непросто погрузиться в мир русского эпоса: устаревшие слова, частые повторы, отсутствие привычной рифмы. Но постепенно приходит понимание того, насколько слог былин музыкален и красив. Именно музыкальность следует иметь в виду в первую очередь: былины изначально создавались, чтобы их пели, а не воспринимали в виде написанного или напечатанного текста.

 Классификация.По поводу классификации былин в науке не существует единого мнения. Традиционно они разделяются на два больших цикла: киевский и новгородский. При этом с первым связано значительно большее количество персонажей и сюжетов. События былин киевского цикла приурочены к стольному городу Киеву и двору князя Владимира, былинный образ которого объединил воспоминания по меньшей мере о двух великих князьях: Владимире Святом (ум. 1015 г.) и Владимире Мономахе (1053–1125 гг.). Герои этих старин: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Михайло Потык, Ставр Годинович, Чурило Пленкович и др. К новгородскому циклу относятся сюжеты о Садке и Василии Буслаеве. Также существует разделение на «старших» и «младших» богатырей. «Старшие» — Святогор и Вольга (иногда также Микула Селянинович), представляют собой останки догосударственного эпоса времен родового строя, олицетворяют старинных богов и силы природы – могучие и часто разрушительные. Когда время этих исполинов проходит, им насмену приходят «младшие» богатыри. Символически это отражено в былине «Илья Муромец и Святогор»: древний воин умирает и Илья, похоронив его, отправляется на службу князю Владимиру.

 Былины и историческая действительность.Большинство известных нам былин складывалось в эпоху Киевской Руси (IX-XIIвв), а некоторые из старин восходят и вовсе к древним догосударственным временам. В то же время не только исследователь, но и простой читатель может найти в текстах былин отголоски событий и быта гораздо более поздних эпох. Например, нередко упоминаемое «кружало государево» (то есть кабак) имеет отношение к XVI-XVII в. Профессор Н.П. Андреев пишет об упомянутых в одной из былин калошах – предмете из XIX столетия. Отсюда возникает так называемая проблема историзма русских былин – то есть вопрос о соотношении эпоса с исторической действительностью, вызвавший множество споров в научной среде. Как бы то ни было, былина представляет нам особый мир – мир русского эпоса, в рамках которого происходит причудливое взаимодействие и переплетение разнообразных исторических эпох. Как писал исследователь Ф.М. Селиванов: «Далеко не все события и герои, однажды воспетые, оставались в памяти потомков. Ранее возникшие произведения перерабатывались применительно к новым событиям и новым людям, если последние казались более значительными; такие переработки могли быть многократными. Происходило и по-другому: прежним героям приписывались дела и подвиги, совершаемые позднее. Так постепенно складывался особый условно-исторический эпический мир с относительно небольшим числом действующих лиц и ограниченным кругом событий. Эпический мир, по законам устной исторической памяти и народного художественного мышления, объединял в себе людей из разных столетий и разных эпох. Так, все киевские богатыри становились современниками одного князя Владимира и жили в эпоху расцвета Киевской Руси, хотя им приходилось сражаться с врагами, досаждавшими Русской земле с X до XVI в. К этой же эпохе подтягивались и герои (Вольга, Святогор, Микула Селянинович), эпические повествования о которых существовали задолго до княжения Владимира Святославича»[2].

 Собирательство.На протяжении веков былины передавались в среде крестьянства из уст в уста от старого сказителя к молодому и вплоть до XVIII века не были записаны. Сборник Кирши Данилова был впервые издан в Москве в 1804 году, затем последовали более расширенные и полные его переиздания. Эпоха романтизма пробудила интерес интеллигенции к народному творчеству и национальному искусству. На волне этого интереса в 1830-1850-е гг. развернулась деятельность по собиранию произведений фольклора, организованная славянофилом Петром Васильевичем Киреевским (1808 – 1856 гг.). Корреспондентами Киреевского и им самим было записано около сотни былинных текстов в центральных, поволжских и северных губерниях России, а также на Урале и в Сибири. Настоящим потрясением для научного мира стало открытие в середине XIX в. живой традиции былинного эпоса, причем недалеко от Санкт-Петербурга – в Олонецкой губернии. Честь этого открытия принадлежит Павлу Николаевичу Рыбникову (1831–1885 гг.), народнику, высланному в Петрозаводск под надзор полиции. Ободренные находкой П. Н. Рыбникова, отечественные фольклористы во 2-й половине XIX – начале XX вв. предприняли множество экспедиций, в основном на Русский Север, где были открыты новые очаги сохранности песенного эпоса и от сотен сказителей сделаны записи тысяч былинных текстов (всего исследователь эпоса профессор Ф. М. Селиванов насчитывал к 1980 г. около 3000 текстов, представляющих 80 былинных сюжетов). К сожалению, к нашему времени былины полностью исчезли из живого бытования и являются теперь лишь величественным культурным наследием ушедшего прошлого.[3] Уже в советское время были предприняты попытки приспособить былинный жанр к условиям и требованиям современности. Так появился, например, плач о Ленине «Каменна Москва вся проплакала», записанный от сказительницы Марфы Семеновны Крюковой. Но столь удивительное сочетание старинной формы и нового актуального содержания не прижилось в народном творчестве.

 ————————————————————————————-[1] Песни, собранные П.Н. Рыбниковым. М., 1909. Т.1. Стр. LXIX-LXX.[2]Былины. Сост., вступ. ст., подгот. текстов и коммент. Ф. М. Селиванова. М., 1988. Стр. 11-12.[3]В. Ковпик, А. Калугина. Былины. Исторические песни. Баллады. (Серия Библиотека Всемироной литературы). М., 2008. Стр. 11-12.

 

Читать все русские былины. Содержание.Перейти в раздел «Русские народные сказки»

skazkibasni.com

Статья из опыта работы "Сочиняем былины"

Дятлова Ольга Станиславовна

учитель русского языка и литературы

I квалификационной категории

МКОУ Новоярковской СОШ

Барабинского района

Новосибирской области

Сочиняем былины

(Статья)

На уроках литературы в 6 классе по программе А.Г. Кутузова проходит изучение былин — произведений, наиболее ярко представляющих раздел «Устное народное творчество». Читать былины и работать над их понимаем, изучать «новые» старые слова учащимся нравится. Наверное, звучание родной русской речи, пусть даже порядком устаревшей, находит отклик в наших душах на генетическом уровне. Язык напевный, музыкальный, плавный, он одновременно и сложен и прост. Герои былин — такие понятные и любимые — вызывают восхищение учеников. Программа А.Г.Кутузова рекомендует по данной теме проведение часа творческой мастерской, во время которой ученики пробуют силы в написании былины собственного сочинения.

Перед написанием творческих работ провела необходимую подготовительную работу. На начальном этапе урока — повторение с последующим за ним инструктажом.

Повторение.

Инструктаж по написанию былины.

      1. Определимся с героем. Выберите «своего» героя и постарайтесь его представить себе: как он выглядит, каковы черты его характера, кого и что он любит, чего терпеть не может .

      2. Определите, с кем и за что он будет сражаться. Не забудьте, что противник условного богатыря должен быть под стать положительному герою. Враг должен быть очень гадким, чинить безнаказанно кому-нибудь обиду.

3. Придумайте, кого будет защищать главный герой. Обязательно это должно быть беззащитное существо, которое не может постоять само за себя.

4. Определите, в каком временном и географическом пространстве будут происходить события былины.

5. Придумайте все подробности и детали боя главного героя со злодеем.

6. Определите, какими словами вы начнёте описывать зачин былины, а какими концовку.

7. Для оформления выразительной напевности языка используем междометия: ой да, ай да и т.д.

8. Записываем придуманную историю, сохраняя последовательность событий.

Примечание: не забываем вставить в былину особые «изюминки» русских фольклорных произведений: троекратный повтор, «волшебные» числа, постоянные эпитеты, сравнения, гиперболу, литоту.

Писать былины детям понравилось. Не у всех учащихся они получились, но те, которые «удались» вызвали восхищение и улыбки. Восхищение — потому что на своих одноклассников учащиеся посмотрели другими глазами, как на людей, немного сродни писателям. Улыбки — потому что содержание большинства былин получилось юмористической направленности. Привожу пример нескольких удачных работ своих учеников.

Олег Новоярковец и Колорадский Жук

Выполнил: Тимофей Груздев

Из того ли то из города Барабинска,

Из того ли то села из Новоярково

Выходил дородный добрый молодец,

Олег Новоярковец его величали все.

Выходил он в огороды да во бабкины,

А там силушки-то нагнано черным-черно.

Так никакая гусеничка тут не проползыват,

Никакая стрекозина не пролётыват.

А во главе всей этой силушки великоей

Стоял злодей-разбойник Колорадский Жук.

Ай тут старый русич да Олег Новоярковец

Да берёт он свою рогаточку тугую.

Он резиночку шелковую натягивал,

Да он пульку-то калёную накладывал,

Он стрелял-то в того ли Колорадского Жука

И выбил-то ему право око вместе с усиком.

А потом как взял Олег меч свой деревянный

И как стал он эту силу всю рубить-крошить.

А й побил он эту силушку великую!

Славу ему отовсюду поют:

Олег Новоярковец — победитель Колорадского Жука!

Олег Новоярковец и Колорадский Жук

Выполнил: Олег Киселёв

Из того ли да из города Барабинска

Из того ль села да Новоярково

Выезжал хвалёный добрый молодец

Удалой Олег да Новоярковец.

Он стоял с утра да в огороде,

А в обед хотел поспеть он в Староярково.

Подъехал он к огороду бабкину,

А у того ли огорода да у бабкиного

Нагнано-то силушки желтым-желто!

Так спецназ-то тут не прохаживат,

На добром танке никто не проезживат,

Птица-вертолёт не пролётыват,

Крутой ОМОН не прорыскиват.

А подъехал как-то к силушке великоей

Наш Олег удалой да Новоярковец.

Он как стал-то эту силу великую

«Белорусом» топтать да ядом поливать.

Ай побил он эту силушку великую

Да личинок-то этих колорадскиих.

Да сбежал один молоденький Жучок,

Малыш ещё совсем, ай крохотулечка:

Он четыре метра в высоту,

Да пяток всего-то в ширину.

Основался тот Жучок на яру да Новоярковском.

Тут Олег уж подоспел туда

На своём «Белорусе» да на богатырскоим.

Его мощный «Белорус» да Новоярковский

С кочки на кочку по дорогам стал перепрыгивать,

С горы на гору стал перемахивать,

Крупны лужи промеж колёс спущал.

Вот и подобрался он к Жуку да Колорадскому,

Перешёл Олежек к наступлению.

Разогнал свой «Белорус», а тот идти не хошь.

Навернул он круг, а «Белорус»-то - трус!

Говорил Олег да таковы слова:

« Ах ты, волчья сыть, да масляной горшок!

Аль бензин не тот, иль шипы малы?

Что ты на нозьме, собака, спотыкаешься?»

После этих слов вскочил в дыбы наш «Белорус»

И на кол насадил Жука, как пельмень.

И пришёл конец силушке да великоей!

Слава, славушка хвалёному дородному

Богатырю российскому Олегу Новоярковцу!

Словарь диалектных слов, употреблённых в былине:

Назём — навоз.

Яр — крутой берег озера, обрыв.

Как видно, главные герои — отрицательный и положительный — имеют одинаковые имена. Как это получилось? Перед написанием былин, в момент обсуждения, дети предлагали кандидатов в главные герои. Так уж получилось, что этим мальчикам «запали» в сердце одни и те же персонажи: Олег — по имени одноклассника, «Новоярковец» - по названию населённого пункта. Надо сказать, что фантазии учащихся нет предела. Они написали былины о Новом Русском, о Катерине свет Отличнице, о Иване Хакере и др. Вот они, герои нашего времени! Урок получился очень интересным, ребята почувствовали вкус к сочинительству, поняли, как занимательно иногда выступить в роли творца.

infourok.ru

Русские былины. Былины о русских богатырях.

Былины об Алеше Поповиче

1. Алеша Попович и Тугарин Змеевич

2. Алеша Попович и сестра братьев Петровичей

3. Алеша Попович и Добрыня Никитич

4. Алеша Попович едет в Киев

5. Богатыри на Соколе-корабле

Былины о Добрыне Никитиче

1. Алеша Попович и Добрыня Никитич

2. Добрыня и змей

3. Добрыня и Василий Казимирович

4. Добрыня и Дунай сватают невесту князю Владимиру

5. Добрыня и Маринка

6. Женитьба Добрыни

7. Поединок Добрыни с Дунаем

8. Богатыри на Соколе-корабле

9. Поединок Ильи Муромца и Добрыни Никитича

Былины об Илье Муромце

1. Исцеление Ильи Муромца

2. Илья Муромец и Cвятогор

3. Илья Муромец и Соловей-Разбойник

4. Илья Муромец в ссоре с князем Владимиром

5. Илья Муромец и голи кабацкие

6. Илья Муромец и Идолище в Киеве

7. Илья Муромец и Идолище в Царе-граде

8. Илья Муромец и Калин-царь

9. Бой Ильи Муромца с сыном

10. Богатыри на Соколе-корабле

11. Поединок Ильи Муромца и Добрыни Никитича

12. Три поездки Ильи Муромца

Былины о русских богатырях

1. Бой Василия Буслаева с новгородцами

2. Булат Еремеевич

3. Бутман Колыбанович

4. Вавила и скоморохи

5. Василий Буслаев

6. Василий Игнатьевич и Батыга

7. Волх Всеславьевич

8. Вольга и Микула

9. Глеб Володьевич

10. Данило Ловчанин

11. Дюк Степанович и Чурило Пленкович

12. Иван Годинович

13. Иван Гостиный сын

14. Идолище сватает племянницу князя Владимира

15. Калика-богатырь

16. Князь Роман и братья Ливики

17. Князь Роман и Марья Юрьевна

18. Королевичи из Крякова

19. Мамаево побоище

20. Михайло Данилович

21. Михайло Казаренин

22. Михайло Потык

23. Рахта Рагнозерский

24. Рождение богатыря

25. Садко

26. Садков корабль стал на море

27. Святогор и тяга земная

28. Смерть Василия Буслаева

29. Соловей Будимирович

30. Сорок калик

31. Ставр Годинович

32. Сухмантий

33. Хотен Блудович

34. Царь Саул Леванидович и его сын

35. Царь Соломан и Василий Окулович

36. Чурило и Катерина

37. Чурило Пленкович у князя Владимира

hobbitaniya.ru

"Былины" Рисунки П. Соколова-Скаля (Гос издательство художественной литературы 1955 г.)

"Былины"Рисунки П. Соколова-СкаляГосударственное издательство художественной литературы, 1955 год

В честь праздника - Дня детской книги - хочу представить книгу Русских былин с иллюстрациями Соколова-Скаля. Пересмотрел несколько книг, что бы что-то выбрать. Попались "Былины" с иллюстрациями Павла Петровича Соколова-Скаля. Ага! Корифей социалистического реализма, мастер батальной живописи, автор "Штурма Зимнего", "Гибели начдива (Щорс)", "Чапаева", "Сталина на Царицинском фронте" и прочая и прочая. Дважды Лауреат Сталинской премии. Отметился он и в детской книге. С его иллюстрациями были выпущены "Былины" и "Конек-горбунок".

Таких мастодонтов в сообществе нет. Но графика заслуживает того, чтобы быть опубликованной. Современных художников и признанных классиков детской иллюстрации много в kidpix, а вот подобные работы нечасто встречаются. Мне эти иллюстрации больше всего напоминают Коровина в "Малахитовой шкатулке", возможно интересно будет сравнить их с работами Рейнера. Далее все графические листы,  всего их в книге 23 штуки.

Итак, дважды Лауреат Сталинской премии, который меня в детстве... но об этом в конце, сначала посмотрите.

"Говорит Вольга таковы слова:"Божья помощь, оратаюшко!"Орать, да пахать, да крестьяновати"

"Брал-то он сошку одной рукой,Сошку с земельки повыдернул,Из омешиков земельку повытряхнул,Бросил сошку за ракитов куст.."

"А втепоры Волх, он догадлив был,Со всей дружиною хороброюКо славному царству ИндейскомуТут же с ними во поход пошел"

"Наливаю чарочку питьица медвяного,Подносят-то Илье Муромцу..."

"И поехали они к Северным горам,И наехали путем-дорогую на великий гроб,На том гробу подпись подписана:"Кому суждено в гробу лежать,Тот в него и ляжет"

"Ай ты, старый казак,Старый казак Илья Муромец!Не спускай-ка Соловья боле на свою волю!"

"Убил в поле трех татаринов,Трех собак, наездников,И сестру родную у них выручил,Молоду Марфу Петровичну"

"И проколол уши у головы Тугарина Змеевича,И привязал к добру коню,И привез в Киев на княжецкий двор,Бросил середи двора княжецкого."

"Пошла она в вишенье, в орешенье,Во свой во хорош, во зеленый сад"

"Пришел Дюк в церковь соборную,Крест кладет по-писаному,Поклон ведет по-ученому."

"Рассержалось у Илейки сердце богатырское,Расходились плечи могучие"

"От славного от города от Киева,За три версты за мерныеСтояла застава великая:Во-первых, стоял старый казак Илья Муромец,Во-вторых, Добрынюшка Никитинич,В-третьих, Михайло Потык сын Иванович.Да стояло семь братцев Грядовичев..."

"И вскочил Михайлы на добра коня,И поехал под войско нечестивое,И начал он рубить с одного края"

"Кто бы сходил во Киев-град,Снес письмо ко князю Владимиру,Чтобы отдал стольный Киев-градБез бою, без драки великая,Без большого кровопролития?"

"И заходит Владимир князь в погреба во глубокие,И сидит старый казак Илья Муромец,Сидит-то за дубовым столомИ читает книгу Евангелье."

"Срубил ей по плеч буйну голову,Рассек-разрубил тело женскоеИ куски разметал по чисту полюСерым волкам на съедение"

"Больше мне в гусельки не игрывати.Али взять мне гусли с собой во сине море?"

"Как начал играть Садко в гусельки яровчаты,Как начал плясать царь морской во сине море."

"Поминает жена Садка со дружиной во сине море:"Не бывать Садку со синя моря!"

"Побежал Василий по Новугороду,По тем по широким улицам;Стоит тут старей Пилигримище,На могучих плечах держит колокол,А весом тот колокол во триста пуд."

В качестве примера оформления текста отсканировал начало одной из былин. Все остальные оформлены в таком же ключе. Все иллюстрации на отдельных листах.

Итак, дважды Лауреат Сталинской премии, который меня в детстве ставил в тупик. Как я уже писал, я публикую собственные книги. А что это у них такие выражения лиц и глаза безумные? Потом, позже, уже подростком я прочел "Поход викингов"  (а "Былина" все же младший школьный возраст - Илья Муромец, Алеша Попович, богатыри. Язык, правда, сломаешь с этими былинами, но своего рода сказки) и узнал слово "берсерк". Берсерк — викинг, посвятивший себя богу Одину, перед битвой приводивший себя в ярость. В сражении отличался большой силой, быстрой реакцией, нечувствительностью к боли, безумием. Вот тогда я и решил, что на иллюстрациях половина берсерков, и они были не только у викингов. Такое вот восприятие советской книжной графики.

kidpix.livejournal.com

"Былины" Рисунки П. Соколова-Скаля (Государственное издательство художественной литературы, 1955 г.)

"Былины"Рисунки П. Соколова-СкаляГосударственное издательство художественной литературы, 1955 год

В честь праздника - Дня детской книги - хочу представить книгу Русских былин с иллюстрациями Соколова-Скаля. Пересмотрел несколько книг в шкафу, что бы что-то выбрать. Попались "Былины" с иллюстрациями Павла Петровича Соколова-Скаля. Ага! Корифей социалистического реализма, мастер батальной живописи, автор "Штурма Зимнего", "Гибели начдива (Щорс)", "Чапаева", "Сталина на Царицинском фронте" и прочая и прочая. Дважды Лауреат Сталинской премии. Отметился он и в детской книге. С его иллюстрациями были выпущены "Былины", "Конек-горбунок" и "Сказки Пушкина".

Таких мастодонтов в ЖЖ практически не встретишь. Но графика заслуживает того, чтобы быть опубликованной. Современных художников и признанных классиков детской иллюстрации много в Интернет, а вот подобные работы нечасто встречаются. Мне эти иллюстрации больше всего напоминают Коровина в "Малахитовой шкатулке", возможно интересно будет сравнить их с работами Рейнера. Далее все графические листы,  всего их в книге 23 штуки.

Итак, дважды Лауреат Сталинской премии, который меня в детстве... но об этом в конце.

"Говорит Вольга таковы слова:"Божья помощь, оратаюшко!"Орать, да пахать, да крестьяновати"

"Брал-то он сошку одной рукой,Сошку с земельки повыдернул,Из омешиков земельку повытряхнул,Бросил сошку за ракитов куст.."

"А втепоры Волх, он догадлив был,Со всей дружиною хороброюко славному царству ИндейскомуТут же с ними во поход пошел"

"Наливаю чарочку питьица медвяного,Подносят-то Илье Муромцу..."

"И поехали они к Северным горам,И наехали путем-дорогую на великий гроб,На том гробу подпись подписана:"Кому суждено в гробу лежать,Тот в него и ляжет"

"Ай ты, старый казак,Старый казак Илья Муромец!Не спускай-ка Соловья боле на свою волю!"

"Убил в поле трех татаринов,Трех собак, наездников,И сестру родную у них выручил,Молоду Марфу Петровичну"

"И проколол уши у головы Тугарина Змеевича,И привязал к добру коню,И привез в Киев на княжецкий двор,Бросил середи двора княжецкого."

"Пошла она в вишенье, в орешенье,Во свой во хорош, во зеленый сад"

"Пришел Дюк в церковь соборную,Крест кладет по-писаному,Поклон ведет по-ученому."

"Рассержалось у Илейки сердце богатырское,Расходились плечи могучие"

"От славного от города от Киева,За три версты за мерныеСтояла застава великая:Во-первых, стоял старый казак Илья Муромец,Во-вторых, Добрынюшка Никитинич,В-третьих, Михайло Потык сын Иванович.Да стояло семь братцев Грядовичев..."

"И вскочил Михайлы на добра коня,И поехал под войско нечестивое,И начал он рубить с одного края"

"Кто бы сходил во Киев-град,Снес письмо ко князю Владимиру,Чтобы отдал стольный Киев-градБез бою, без драки великая,Без большого кровопролития?"

"И заходит Владимир князь в погреба во глубокие,И сидит старый казак Илья Муромец,сидит-то за дубовым столомИ читает книгу Евангелье."

"Срубил ей по плеч буйну голову,Рассек-разрубил тело женскоеИ куски разметал по чисту полюСерым волкам на съедение"

"Больше мне в гусельки не игрывати.Али взять мне гусли с собой во сине море?"

"Как начал играть Садко в гусельки яровчаты,Как начал плясать царь морской во сине море."

"Поминает жена Садка со дружиной во сине море:"Не бывать Садку со синя моря!"

"Побежал Василий по Новугороду,По тем по широким улицам;Стоит тут старей Пилигримище,На могучих плечах держит колокол,А весом тот колокол во триста пуд."

В качестве примера оформления текста отсканировал начало одной из былин. Все остальные оформлены в таком же ключе. Все иллюстрации на отдельных листах.

Итак, дважды Лауреат Сталинской премии, который меня в детстве ставил в тупик. Как я уже писал, я публикую собственные книги. А что это у них такие выражения лиц и глаза безумные? Потом, позже, уже подростком я прочел "Поход викингов"  (а "Былина" все же младший школьный возраст - Илья Муромец, Алеша Попович, богатыри. Язык, правда, сломаешь с этими былинами, но своего рода сказки - интересно было) и узнал слово "берсерк". Берсерк — викинг, посвятивший себя богу Одину, перед битвой приводивший себя в ярость. В сражении отличался большой силой, быстрой реакцией, нечувствительностью к боли, безумием. Вот тогда я и решил, что на иллюстрациях половина берсерков, и они были не только у викингов. Такое вот восприятие советской книжной графики.

Ссылки на работы других художников-иллюстраторов опубликованные в моем журнале можно найти в "Содержании журнала"

radimich-ru.livejournal.com

Ответы@Mail.Ru: композиционные особенности былин

Положив в основу сюжета какое-нибудь одно или очень немногие события, былина стремится разработать их как можно глубже и при этом создать «нечто отдельное и цельное» (В. Г. Белинский) . Как же былиной достигается это «нечто отдельное и цельное» ? Это достигается ее сюжетом, рядом композиционных приемов, в которых ярко проявляется жанровая специфика былин. Как правило, былина начинается зачином. Лишь в очень редких случаях зачину предшествует запев. Как Владимир князь да стольнё-киевской Порозгневался на старого казака Илью Муромца, Засадил его во погреб во глубокий, Во глубокий во холодный Да на три-то году поры времени. (Гильфердинг, т. 2, с. 18) Композиционные принципы и приемы былин охватывают как их сюжетные, так и внесюжетные элементы. Важнейшим композиционным принципом былин является принцип противопоставления (контраста или антитезы) , который проявляется прежде всего в построении сюжета былин. Основу былинного сюжета, как правило, составляет столкновение богатырей с их противниками. Это нередко отражается уже в самом названии былин («Добрыня и Змей» , «Илья Муромец и Калин-царь» , «Василий Игнатьевич и Батыга» и др.) . В центре внимания сказителя — тот или иной богатырь. В этих целях в былинах используется композиционный прием выделения главного героя. Это нередко осуществляется уже в самом начале былины. Так, например, один из вариантов былины «Бой Алеши со Змеем» открывается таким зачином: Да у князя было, князя Володимира, Собирался в него да пир-беседушка, И честна, и хвальна, да многорадостная. Во-пиру-то бы сидели князья, богатыри, Они сильные могучие богатыри. Да и нету во пиру-то млад Алешеньки, Млад Алешеньки свет Поповича. Гиперболизация является важнейшим принципом создания былин. В них гиперболизируется сила не только богатырей, но и их противников. И чем больше эта сила противников, тем значительней оказывается победа богатырей над ними, тем большего прославления они заслуживают. Важную композиционную роль в былинах выполняет прием повторений отдельных эпизодов, речи героев и т. п. Чаще всего это повторение трехкратное, но может быть и двукратным. Повторения встречаются и в сказках. Однако их функции в былинах и сказках не совсем одинаковы. В сказках повторения, как правило, служат средством усиления их занимательности. Этой функции повторения в былинах не имеют. Как мы уже отмечали, былины, как правило, открываются «зачинами» и заканчиваются развязкой. Однако в некоторых былинах зачину предшествует «запев» , а за развязкой следует «исход» . Эти былинные «запевы» и «исходы» иногда напоминают сказочные «присказки» . Однако в большинстве случаев «запевы» и «исходы» былин существенно отличаются от сказочных «присказок» и по своему конкретному содержанию, и по выполняемым ими функциям. Назначение былинных запевов совершенно иное. Как правило, былинный запев рисует величественные картины природы, передает торжественный пафос, настраивает слушателя на восприятие чего-то важного, значительного. Очень показателен в этом отношении известный запев былины «Про соловья Будимировича» , которой открывается сборник Кирши Данилова: Высота ли, высота поднебесная, Глубота, глубота, окиян-море, Широко раздолье по всей земли, Глубоки омоты днепровския. (К. Данилов, с. 9) В отличие от распространенной конечной сказочной присказки, которая указывает вымышленность содержания сказки и последний раз стремится удивить слушателя — «Я там был, пиво пил; пиво-то по усу текло, да в рот не попало» , былинный исход нередко подчеркивает историческую достоверность изложенного. Так, например, один вариант былины «Добрыня и Алеша» заканчивается таким исходом: Это тут Добрыня наживается, А история-речь тым кончается. В заключение можно сказать, что композиция былины, приемы и принципы ее построения отличаются жанровым своеобразием. Это своеобразие композиции былин полностью обусловлено особенностями образного и идейно-тематического содержания былин, а также спецификой их назначения

При жанровом определении былины привлекаются дифференциальные признаки, отличающие ее от смежных жанровых форм (исторической песни, духовного стиха, сказки) , а именно: метрическая структура текста, его установка на достоверность, наличие «государственных интересов» , которыми обусловлены поступки героя и т. д. Тем не менее, актуальны и жанровые модели: собственно героической эпики (у большинства былин) ; волшебной сказки («Садко в подводном мире» , «Михайло Потык» и др.) ; новеллистической сказки («Ставр Годинович») , баллады («Чурило и Катерина» , «Алеша и сестра братьев Петровичей» ) и др. Для «классической» героической былины (согласно теории моделей Р. Пиккио) , характерен содержательно-эстетический эталон – «константиновская» модель (ориентация текстов на прославление христианской державы и ее правителей) . Однако следует учесть, что, например, элементы «героические» часто присутствуют «в свернутом виде» внутри «балладных» сюжетов (бой героя и антагониста в былине о Козарине) , а поэтому только жанрово-тематическая классификация былин без учета входящих в них гетерогенных содержательных единиц и связей между ними не может адекватно описывать фольклорную традицию. Былины не всегда выстраиваются по тематическим осям координат: зачастую один сюжет претендует на несколько мест в «классификационной ячейке» , – поэтому нам представляется корректным дополнительно к тематическому принципу систематизации сюжетов учитывать глубинную семантику образов персонажей и «второй сюжетный план» (Б. Н. Путилов) эпических коллизий. Важность подобных аналитических операций подтверждается при рассмотрении названий былин «внутри» традиции: в них прежде всего включаются эпиномы (имена и/или прозвища героев, их противников, соперников и невест) , а также деяния богатырей, и лишь в редких случаях – эпические топонимы. Это свидетельствует о том, что именно персонаж, его действия и характеристики, оказываются определяющими факторами при систематизации былинных сюжетов.

touch.otvet.mail.ru

Помогите!! ! ответить на вопрос! Композиционные особенности былин. ??

<a rel="nofollow" href="http://knigorod.gmsib.ru/index.php?resource=10006&amp;rec=341&amp;vv=1" target="_blank" >В былинах сюжет имеет определенное построение (КОМПОЗИЦИЮ) . Часто былины начинаются с запева, прямо не связанного с содержанием, но настраивающего слушателей на определенный лад. Далее следует краткое вступление - зачин, где указывается время и место действия: Как во славном городе во Киеве, У ласкового князя у Владимира Было пированьице - почестен пир.. .Потом следует основная часть былин - повествование о подвиге. Действие развивается неторопливо вплоть до своего пика, высшего напряжения - КУЛЬМИНАЦИИ. Развязка действия наступает мгновенно, в ней изображается поражение врага. Былину, как правило, венчает концовка, например: Тут Илье и славу поют или Ай теперь ему, да после этого, А теперь Садку да славу поют Одно из непременных художественных средств былин - ПОВТОРЫ. Повторяются отдельные слова, строки, описания событий - прибытия и приема гостей, поединков, плачей, зловещих предзнаменований и пророческих снов. Так, в былине "Илья Муромец и Соловей Разбойник" четыре раза встречается описание страшного свиста Соловья, и от этих повторений сила разбойника кажется еще более могучей. Дорога Ильи Муромца в Киев представляется еще более трудной, когда мы встречаем повторение слова "заколодела": Прямоезжая дорожка заколодела, Заколодела дорожка, замуравела.. .Повторения создают особую напевность и плавность былинной речи: ВО свои берет ВО белы он ВО рученьки.. .Да У славней У речки У Смородины.. .Для былин характерны ГИПЕРБОЛЫ, которые как бы укрупняют изображение, помогают ярче, выразительнее показать силу и подвиг богатырей. Сила богатыря невероятно преувеличена: например, Илья Муромец легко, как перышко лебединое, поднимает палицу весом в 90 пудов. Взмахом руки он валит наземь полчища врагов. Добрыня играет на гуслях в Киеве, а напев слышен в Царьграде. Богатырский конь Ильи скачет "выше дерева стоячего, чуть пониже облака ходячего". Так же преувеличенно рисуются в былинах и враги. Обычно богатырь сталкивается с несметными полчищами, которые "серому волку в три дня не обскакать", "черному ворону в день не облететь". При помощи ЭПИТЕТОВ создавался особый - былинный, героический - поэтический мир. Богатырь определяется как святорусский, могучий; князь Владимир - как ласковый, славный, светлое солнце, красно солнышко. Враг называется поганым, злым, проклятым, безбожным. Определяемое слово часто употребляется с одним и тем же эпитетом. Такие эпитеты называются ПОСТОЯННЫМИ. Например: буйна голова, ретиво сердце, булатный меч, ноги резвые, кровь горячая, слезы горючие. Даже суффиксы играют большую роль в изображении поэтического мира былин, они определяют и отношение исполнителя к своим героям Уменьшительно-ласкательными суффиксами награждались любимые герои - Илюшенька, Добрынюшка, Алешенька; уничижительными и увеличительными их противники - Идолище, Змеище. Былины пелись особым образом. Существет много напевов былин. Они зависят и от местности, где былины создавались, и от манеры того или иного певца-сказителя. Читать былины совсем непросто. Произносить былинный стих так, как мы произносим современный, невозможно. Это объясняется тем, что былины созданы так называемым ТОНИЧЕСКИМ стихом (его еще называют былинным, народным) . </a>

touch.otvet.mail.ru