Определение материи. Определение материи в философии


Материя (философия) - это... Что такое Материя (философия)?

У этого термина существуют и другие значения, см. Материя.

Мате́рия (от лат. materia — вещество) — философская категория для обозначения физической субстанции вообще, в противоположность сознанию (духу)[1]. В материалистической философской традиции категория "материя" обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала (объективной реальностью) по отношению к сознанию (субъективной реальности)[2]: материя отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них (объективно).

Материя является обобщением понятия материального и идеального, в силу их относительности. Тогда как термин «реальность» носит гносеологический оттенок, термин «материя» носит онтологический оттенок.

Понятие материи является одним из фундаментальных понятий материализма и, в частности, такого направления в философии, как диалектический материализм.

История понятия

В эпоху первых атомистических концепций античности материя понималась как субстанция, основа всего сущего в мире, из которой «построены» все другие тела во Вселенной. Классическим выражением такого понимания материи явился атомизм Левкиппа и Демокрита. Понятие использовалось Платоном для обозначения субстрата вещей, противостоящего их идее. Аристотель признавал объективное существование материи. Он считал её вечной, несотворимой и неуничтожимой.

В средневековой философии в материи видели принцип множества и индивидуации.

Томас Гоббс определял материю как тело (субстанцию), рассматриваемое в отношении его формы (акциденции). Сущностью материи является протяженность. При этом Гоббс мыслил реально существующую материю как «вторую материю», то есть конкретный субстрат вещей определенного вида. «Первая материя», или материя вообще, общая всем вещам, по Гоббсу, не есть тело, отличное от всех других тел, наполняющих универсум, но и не есть одно из этих тел, поэтому реально не существует. Эта реально не существующая «материя без формы» суть только идея тела вообще, каким оно представляется нам, когда мы мысленно абстрагируемся от его формы и прочих акциденций, за исключением количества и протяженности. [3]

По Джону Локку, материя есть протяженная плотная субстанция. Идея материи возникает потому, что мы не представляем себе, как простые идеи разных качеств, доставляемые нам ощущениями, могут существовать сами по себе, без субстрата, которому они принадлежат и от которого происходят. Именно «ощущение убеждает нас в том, что есть плотные, протяженные субстанции». Это знание о существовании материальной субстанции, проистекающее из опыта, Локк считал не подлежащим сомнению. Однако, поскольку все наше знание ограничено идеями, полученными из опыта, идея материальной субстанции остается неясной. Материя, безусловно, есть, но она есть мыслимое нами нечто, нечто такое, что является носителем первичных качеств (акциденций) протяженности и плотности, хотя мы не знаем и не можем знать, что же представляет это нечто само по себе. [4]

Джордж Беркли отрицал существование материи. По Беркли, все, что существует, является существующим лишь постольку, поскольку оно либо воспринимается субъективным духом как идея в ощущениях, либо само воспринимает идеи. Материя же, по определению, есть нечувствующая, немыслящая субстанция, воздействующая на дух извне и порождающая в нем идеи. Таким образом, материя не является ни идеей, воспринимаемой духом в ощущениях, ни воспринимающей идеи субстанцией, а следовательно, не существует. [5]

В эпоху просвещения в понимании материи акцент сместился на бесконечно развивающееся многообразие мира в его единстве. С этой точки зрения материя как субстанция существует не «до» и не «наряду» с другими телами, а только в самом этом многообразии конкретных явлений и только через них. Ярким представителем этого течения был Д. Дидро.

Поль Гольбах считал, что материей является всё то, что действует на наши органы чувств.

Невозможность чувственно воспринимать объекты микромира заставила обратиться к математическим моделям. Говорили об «исчезновении материи», о победе идеализма. К этому привело и то, что материализм традиционно был связан с механически-вещественным пониманием материи.

Определение, лежащее в основе марксистских формулировок термина, дал В.И. Ленин в работе «Материализм и эмпириокритицизм» (1909 год): материя — «…философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них».[6]

Атрибуты и свойства материи

Атрибуты и виды материи

Атрибутами материи, всеобщими формами её бытия являются движение, пространство и время, которые не существуют вне материи. Точно так же не может быть и материальных объектов, которые не обладали бы пространственно-временными свойствами.[7]

Фридрих Энгельс выделил пять форм движения материи:

Универсальными свойствами материи являются:

Универсальные законы существования и развития материи:

Формы движения материи

Формы движения материи — основные типы движения и взаимодействия материальных объектов, выражающие их целостные изменения. Каждому телу присуще не одна, а ряд форм материального движения. В современной науке выделяются три основные группы, которые в свою очередь имеют множество своих специфических форм движения:[8]

  1. в неорганической природе,
    • пространственное перемещение;
    • движение элементарных частиц и полей — электромагнитные, гравитационные, сильные и слабые взаимодействия, процессы превращения элементарных частиц и др.;
    • движение и превращение атомов и молекул, включающее в себя химические реакции;
    • изменения в структуре макроскопических тел — тепловые процессы, изменение агрегатных состояний, звуковые колебания и другое;
    • геологические процессы;
    • изменение космических систем различных размеров: планет, звезд, галактик и их скоплений.;
  2. в живой природе,
    • обмен веществ,
    • саморегуляция, управление и воспроизводство в биоценозах и других экологических системах;
    • взаимодействие всей биосферы с природными системами Земли;
    • внутриорганизменные биологические процессы, направленные на обеспечение сохранения организмов, поддержание стабильности внутренней среды в меняющихся условиях существования;
    • надорганизменные процессы выражают отношения между представителями различных видов в экосистемах и определяют их численность, зону распространения (ареал) и эволюцию;
  3. в обществе,
    • многообразные проявления сознательной деятельности людей;
    • все высшие формы отражения и целенаправленного преобразования действительности.

Более высокие формы движения материи исторически возникают на основе относительно низших и включают их в себя в преобразованном виде. Между ними существует единство и взаимное влияние. Но высшие формы движения качественно отличны от низших и несводимы к ним. Раскрытие материальных взаимоотношений имеет огромное значение для понимания единства мира, исторического развития материи, для познания сущности сложных явлений и практического управления ими.

Литература

Примечания

  1. ↑ http://oxforddictionaries.com/definition/matter?q=matter // Оксфордский словарь
  2. ↑ История философии: Энциклопедия. - Мн.:Интерпресссервис; Книжный Дом. 2002. Стр.604 - 605
  3. ↑ Гоббс Т. Сочинения в двух томах. Т.1 . «Основы философии». – М, Мысль, 1989, стр.157
  4. ↑ Дж. Локк Сочинения. «Опыт о человеческом разумении». – М.: Мысль, 1985, стр. 345 – 363.
  5. ↑ Д.Беркли Сочинения. «Трактат о принципах человеческого знания» - М. «Мысль», 2000:, стр.137 - 152
  6. ↑ Ленин В.И., ПСС, т. 18, с. 131
  7. ↑ Материя // Большая советская энциклопедия
  8. ↑ Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. — 4-е изд.-М.: Политиздат, 1981. — 445 с.

См. также

dic.academic.ru

Материя в философии

Понятие материи в философии начало складываться в древности. Еще древнегреческим философом Демокритом было замечено, что при помощи сведений о происхождения одного вещества совершенно невозможно объяснить происхождение другого.

Материя в философии

Знания человека со временем совершенствовались, улучшались представления о строении тел. Учеными было установлено, что тела состоят из атомов, которые представляют собой нечто вроде очень маленьких «кирпичей». Дискретная карта мира существовала примерно до конца девятнадцатого века – тогда бытие представлялось как специфическое взаимодействие дискретных (мельчайших) частиц веществ.

Чуть позже были открыты совершенно новые сведения об атомах. Важно то, что они являются не простыми частицами (был открыт электрон), а очень сложены в своем строении. Также отметим, что появились новые сведения, давшие возможность иначе рассмотреть понятие поля. Напомним, что первоначально поле воспринималось как пространство, окружающее какой-либо объект. Это не противоречило знанию, что материя является веществом, так как поле воспринималось чем-то вроде атрибута вещества.

Позже было доказано, что это поле – это не только атрибут предмета, но еще и некая самостоятельная реальность. Совместно с веществом поле становится особым видом материи. В этом ее виде континуальность, а не дискретность становится основным свойством.

Характерные черты материи:

- самоорганизация;

- наличие движения;

- способность к отражению;

- размещенность во времени и пространстве.

К элементам структуры материи традиционно относят:

- живую природу;

- общество;

- живую природу.

Любая материя проявляет способность к самоорганизации – то есть способна воспроизводить саму себя без участия каких-либо внешних сил. Флуктуация – это случайные отклонения и колебания, которые присущи материи. Данный термин употребляется для описания ее внутренних изменений. В результате подобного рода изменений материя со временем переходит в иное, совершенно новое состояние. Изменившись, она может погибнуть полностью либо закрепиться и продолжить существовать дальше.

Западное общество в большинстве своем склоняется к идеализму. Объяснить это можно тем, что материализм по традиции связан с вещественно-механическим пониманием материи. Данная проблема является разрешимой благодаря диалектическому материализму, концепция которого рассматривает материю в свете знаний естествознания, дает ей определение, устраняет необходимую связь с веществом.

Материя в философии – это нечто, что существует в многообразии конкретных систем, а также образований, числу которых нет предела. Конкретные формы материи не содержат первичной, неизменной и бесструктурной субстанции. Все материальные объекты обладают системной организацией, а также внутренней упорядоченностью. В первую очередь упорядоченность проявляется во взаимодействии элементов материи, а также в закономерности их движения. Благодаря этому, все эти элементы и образуют системы.

Пространство и время – это всеобщие формы бытия материи. Ее универсальные свойства проявляются в законах ее существования.

Проблема материи в философии

Ленин дал определение материи, исходя из ее соотношения с сознанием. Он воспринимал материю как категорию, которая существует в отношениях, ощущения отображает, но при всем этом существует совершенно независимо от них.

Материя в философии довольно-таки необычно рассматривается в диалектическом материализме. В данном случае понятие о ней не сильно связывают с вопросами о ее структуре и строении.

В диалектическом материализме присутствуют два суждения, которые перечат основной концепции материи философии:

- не все проявления материи даны в ощущениях;

- материю можно определить через сознание, причем решающую роль в этом соотношении будет играть именно сознание.

В защиту диалектического материализма:

- в ощущениях материя дается не только непосредственно, но и опосредованно. Человек не может воспринимать ее полностью, так как ограничен в своей чувствительной способности;

- материя в философии бесконечна и является самодостаточной. В силу этого она не нуждается в самосознании.

Понятие материи как некой объективной реальности в диалектическом материализме характеризует ее единственной субстанцией, которая имеет множество свойств, своих законов строения, развития, движения, а также функционирования.

fb.ru

Материя (философия) — Циклопедия

2.Философия «Материя» М.В.Попов [1:20:15] Материя в Православии. Софрониева пустынь. 2 мая 2014 // Alexandr Dugin [1:32:18]

Материя (от лат. materia — вещество) — понятие философии, которое в разных исторических эпохах, школах и философских дисциплинах имеет разное значение. Первые формулировки понятия известны из античной греческой философии Платона, Аристотеля, стоиков. Особое развитие это понятие приобрело в натурфилософии.

Распространенным определением является следующее: материя — это философская категория для обозначения объективной реальности, которая предоставлена человеку в ощущениях, которую он может и пытается познать, но при этом материя существует независимо от самого человека.

[править] Понятие «материи» в марксизме-ленинизме

Марксизм-ленинизм определяет материю как «философскую категорию для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях её, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, независимо от них»[1].

Все сущее, все то, что существует объективно, является различными формами существования и движения материи в пространстве и времени. Понятие материи охватывает не только все наблюдаемые объекты и тела природы, но и все те, которые в принципе могут быть опознаны в будущем на основе совершенствования средств наблюдения и эксперимента. Весь окружающий мир является материей в ее бесконечно разнообразных формах и проявлениях.

Приведенное ленинское определение материи не ограничивает ее какими-либо конкретными элементами строения вещей и Вселенной, подчеркивая только ее материальность — объективное существование независимо от человеческого сознания.

Признание первичности материи над сознанием является основой философского направления, получившего название материализма.

[править] Основные формы существования материи

Неотъемлемым атрибутом материи является движение. С точки зрения философии движение — это не просто передвижения, перемена мест, а любое изменение предмета вообще. Каждому структурному уровню материи, целостности имеющихся на данном уровне систем соответствуют свои формы движения. Обычно выделяют две группы форм движения материи:

Как правило, нижние формы движения органично входят в состав высших, но каждая более высокая по организации форма движения материи не сводится к простой сумме низших ее форм. Движение является внутренней необходимостью существования материи. В данном аспекте говорят о существовании двух типов движения материи. Первый из них связан с процессом сохранения качеств предмета, второй — с изменением качественного его состояния. Эти два типа движения отражают две внутренние тенденции в материальных процессах — тенденцию к устойчивости и тенденцию к изменчивости. Благодаря наличию этих противоположных тенденций происходит движение, саморазвитие объектов реальности.

Качественные изменения материальных объектов делятся также на две разновидности. Первый из них — это процессы качественных превращений, не выходящие за пределы данного вида материи, определенного уровня ее организации. Второй — процессы перехода от одного вида материи, от одного ее структурного уровня к другому. Важной и неотъемлемой формой существования материи является пространство и время. Категория пространства выражает свойства объектов быть протяженными, занимать фиксированное место среди других, граничить с другими в структурной организации материального мира. Понятие пространства имеет смысл тогда, когда оно связанно с существующей материей, которая является дифференцированной, структурированной. Если бы мир не имел своей сложной структура, не расчленялся на отдельные предметы, а эти предметы не членились бы на еще более мелкие элементы, связанные между собой, то тогда понятие пространства не имело бы смысла.

Как отмечалось, объекты материального мира постоянно находятся в движении и развитии. Они представляют собой процессы, которые разворачиваются по определенным этапам. В них можно обнаружить некоторые качественные этапы, определенные стадии, которые сменяют друг друга. Изменение этих стадий должно характеризоваться определенной повторяемостью. Такие особенности процессов характеризуются понятием продолжительности. Сравнение различных длительностей выступает основой для количественных измерений, таких как скорость, ритм, темп и др. Абстрагирование этих характеристик от самих процессов дает нам представление о такой форме существования материи как время. Пространство является трехмерным, оно имеет длину, ширину и высоту; время является одномерным, потому что оно характеризуется длительностью. В физике эти измерения в определенных случаях сочетаются, создавая характеристику четырехмерного пространства — времени. В математике есть понятие умеренного пространства, в котором многомерность носит условный характер и используется для структурного выражения свойств рассматриваемых объектов. Понятие многомерности используется и в общественных науках, когда речь идет об оценке сущности человека, структуре общества, уровне его развития и тому подобное …

  1. ↑ Ленин В. И. Полное собрание сочинений, т. 18, стр. 120

cyclowiki.org

Философское понятие материи | Дальше предела...

Материя — философская категория, имеющая онтологическую направленность и обозначающая физическую субстанцию в принципе. Материя в философском смысле — это основа и содержание всего существующего в нашем мире многообразия. Философское понятие материи включает в себя также идею материального единства мира.

Видимое и ощущаемое нами — не есть сама материя, это лишь конкретная её разновидность. Все процессы и предметы окружающего нас мира являются объективными и существуют независимо от нашего сознания.

Формы материи прямо или косвенно отражаются в нашем сознании. Так, например, говорят, что материя даётся нам в ощущениях. Материя — это то, из чего состоят все физические тела. Материя — это субстрат, субстанция. Основной формой существования материи является движение.

К свойствам материи следует отнести структурность, движение, отражение, неустранимость и т.д. Она описывается также пространственно-временными характеристиками. Существование материи было бы невозможно без перечисленных выше её атрибутов.

Наш мир — иерархическая система, организованная согласно ряду законов. Законы формируются исходя из свойств материи. Материя есть действительное бытие всех форм жизни, но не объективная возможность всех форм, не какая-нибудь конкретная вещь наряду с другими. Материя, однако, включает в себя все существующие конкретные образования материального мира во всей совокупности форм, свойств, видов и отношений.

В материальном смысле бесконечное мироздание подчиняется объективным законам, благодаря чему все в мире предметы объединяются в единое целое. Материя является причиной самой себя. Она абсолютна и субстанциональна. Материя неисчерпаема вглубь, её познание ничем не ограничено.

На основании определения каким-либо философским направлением своей позиции по поводу роли материи и отношения к сознанию, об этом направлении говорят, что оно стоит на позициях материалистического или идеалистического монизма. Для материалистов сознание есть составная часть материи, её естественное свойство. Идеалистический монизм выделяет сознание в особую субстанцию, противопоставляющую себя природе. Существует также дуалистическая позиция, которая не признаёт относительности категорий материального и идеального и утверждает их равноправие.

bruyaka.ru

Определение материи

Материя — объективная реальность, существующая по своим законам, независимо от сознания.

Материя — (лат. materia — вещество) вещественное значение термина удерживалось до XX в., когда произошла революция в физике означавшая кризис одностороннего основанного на обязательном чувственном восприятии, понимании материи, составляющего суть концепции метафизического материализма.

Категория "материя” в древнегреческой философии

 

Философы Древней Греции строили свое учение о мате­риальном мире на базе тех же элементов, которые характерны для индийской философии чарваков (то есть вода, воздух, огонь и земля), но пошли в этом вопросе дальше. Они пони­мали под материей такую реальность, которая существует не­зависимо от сознания. Они полагали, что материя — это своего рода строительный материал, из которого строятся предметы мира и стремились свести все многообразие объек­тивного мира к одному какому-то веществу: к воде (Фалес), к воздуху (Анаксимен), к огню (Гераклит), к неопреде­лен­ному элементу — апейрону (Анаксимандр), которые, по их мнению, и являются первоначалом, первыми кирпи­чиками мира. Они еще не могли отказаться от конкретного, вещественного пред­ставления о материи, но настойчиво и упорно шли по пути преодоления этой ве­щественности.

Древнегреческие материалисты не располагали общим по­нятием, тожде­ственным категории материи. Философская тер­минология, употребляемая нами сегодня,— продукт длитель­ного развития, она создавалась в процессе форму­лирования и решения философских проблем. При этом, как правило, разви­тие шло от конкретных понятий, часто заимствованных из обыденного нефилософ­ского мышления, к понятиям более аб­страктным и общим. Древнегреческие фи­лософы в немалой сте­пени содействовали созданию материалистической кате­гории материи.

Положение Фалеса о том, что первоос­новой всего яв­ляется вода, пред­ставляется нашему современному мышлению одновременно близким и далеким. Наивность этой мысли Фа­леса очевидна, од­нако его формулировка вопроса была та­кова, что ответ на него должен был когда-нибудь привести к созданию категории материи. Понятие Анаксимандра "апейрон”, наоборот, является уже более абстрактным. Анакси­мен вместо неопределенной материи Анакси­мандра вновь представил абсолютное в определенной форме природы, по­ло­жив в основу всего сущего воздух. Таким об­разом, во взгляде Анаксимена в скрытой форме содержится идея основы, ко­торая при разных обстоятельствах может иметь разные кон­кретные формы. Этим сделан первый шаг к чисто ко­личе­ственному по­ниманию различия всех вещей и вместе с тем отчетливо вы­двинута идея единства материи.

Взгляды представителей мелетской школы развивались и видоизменялись в разных направлениях. Их синтезировал Эмпе­докл в своем учении о четырех "корнях”. Хотя это уче­ние было отходом от идеи единой основы всего сущего, тем не менее оно явилось прогрессом постольку, поскольку объясняло возник­новение расчлененных явлений посредством сочетания четырех "корней”. Таким образом, у Эмпедокла впервые обнаруживается попытка понять различие явле­ний как различие их построения.

Возникновение атомистической философии Левкиппа и Де­мокрита — боль­шой шаг вперед в истории древнегреческого материализма. Они считали, что все явления природы, земные и небесные тела и их свойства — результат сочетания формы, порядка и положения различных по величине и весу, невиди­мых и неде­лимых, находящихся в извечном движении "первочастичек” материи — атомов. Демокрит учил, что в мире нет ничего, кроме атомов и пустоты. Чувственные впе­чатления Демокрит объяснял различием порядка, формы и по­ложения действующих на ощущающее тело атомов. Демокрит очень ясно обнаруживает основную линию, основную задачу ма­териализма, заключающуюся в объяснении мира сознания, исходя из анализа материального мира. Сила учения Демо­крита, как и всего древнегреческого ма­териализма, состоит в попытке свести все разнообразие мира к единой материальной основе. Основные взгляды атомис­тов заслужи­вают внимания и в силу их высокой понятийной абстракт­ности, и воз­рождение этих взглядов в XVII веке было очень важно для создания новей­шего понятия "материя”.

Эпикур и Лукреций, продолжая учение Левкиппа и Демо­крита об атомах и пустоте, утверждали, что все в природе материально, как материальны и все свойства неживых и жи­вых тел. Они считали, что безграничность числа атомов и их сочетаний обусловливает и безграничность миров во Вселен­ной.

Однако видна не только сила, но и слабость древнегре­ческого материализма. Во-первых, он подменял представление о мире в целом пред­ставлением о какой-то частичке этого мира. Во-вторых, этот мате­риализм, по существу, растворял идеальное в материальном, элементы созна­ния — в эле­ментах бытия. Получалось так, что реально существующая про­блема соотноше­ния материи и духа, бытия и мышления оказывалась поглощен­ной общим уче­нием о бытии. Раз все существующее сводится только к воде, или только к огню, или только к атомам и пустоте, то для проблемы соотношения предметов и их образов, бытия и мышления как бы не оставалось места.

Спекулируя на слабостях материализма, в Древней Греции стали возникать различные идеалистические школы. Крупней­шим представителем этой реакции на материализм был Платон, утверждавший, что идеи действительно су­ществуют и принци­пиально отличаются от вещей. Он доказывал, что нельзя сво­дить все существующее только к материальным вещам, как это делали древнегреческие материалисты. Так возникло серьез­ное препятствие на пути к образованию единого, всеохваты­вающего понятия "материя”. К чести для древ­негреческой фи­лософии следует заметить, что уже Ари­стотель дал серьезный отпор идеализму. В частности, он сделал крупный шаг вперед в деле опровер­жения видимого деления мира на мир вещей и мир идей. В чем состоял этот шаг? Аристотель поставил во­прос об идеях в рамки теории познания. Он дока­зывал и под­черкивал, что идеи — это образы действительности, бытия. В бытии не существует никаких идей, бытие нельзя делить на две части. Что же существует в бытии? Какие основания имеет бытие для порождения идей? Отве­чая на этот вопрос Аристотель выделил в бытии две его стороны: материю и форму. Материя — это то, что всегда сохраняется, что остается в вещах объек­тивным, исходным строительным мате­риалом. Форма — это то, что в вещах изменяется и что может быть перенято человеческой душой.

Как мы видим, в античности был создан ряд чрезвычайно общих онтологи­ческих понятий, однако древним грекам были известны категории, совпадающие по содержанию с более поздним понятием "материя”.

Новое понятие материи, которое является основным поня­тием материали­сти­ческой философии, имеет довольно сложное происхождение. Гене­тически оно связано с греческим поня­тием hэle (хюле), которое, преобразуясь в ходе истори­че­ского развития через латинский аналог "materia”, дало на­звание новейшей ка­тегории материи и мате­риализма как фило­софского направления и как мировоз­зрения.

Однако древнегреческое понятие "хюле” также не было точным эквивален­том новому понятию материи как категории. Это было понятие довольно слож­ное.

Так как методологические принципы нашего исследования требуют после­довательно отличать аристотелевское понятие "хюле” от категории материи, как она сформулирована фило­софами нового времени, то есть смысл сохранить термин "хюле”, ибо если перевести "хюле” словом "материя”, то стерлись бы различия между понятиями, которые необходимо именно раз­личать.

Понятие "хюле” приобрело философское содержание лишь у Аристотеля. Древнегреческим мыслителям, в особенности Пла­тону и Аристотелю, приходи­лось создавать философские тер­мины, а так как они обладали лишь небольшим запасом аб­страктных понятий и выражений и, в отличие от, нас не имели в своем распоряжении мертвых языков для создания науч­ной терминологии, то брали понятия и термины из повсе­дневного языка и превращали их в абстракты. Слово hэle первоначально означало "лес”, точнее "дерево” —то есть то, что является топливом и строительным материалом; в пере­носном смысле это слово может обозначать и камень, и ме­талл для обработки. Очевидно, это побудило Аристо­теля преобра­зовать понятие hэle в одно из основных понятий своей философии.

В трудах Аристотеля "хюле” — это спекулятивное поня­тие, которое в значи­тельной степени отличается от катего­рии материи в философии нового времени. Понятие "хюле” у Аристотеля тесно связано с другим спекулятивным понятием — с понятием формы — "eэdos” или "morphe”. Понятийная пара "хюле” и "морфе” выполняет у Аристотеля несколько функций. Она является попыткой объяснить существование классов явле­ний и вообще качественную расчлененность мира. Поэтому она внутренне связана со взглядами Аристотеля на понятие сущности и со всем логизирующим характером его философии.

Форма у Аристотеля — это некоторый изменяющийся прин­цип, который де­лает отдельное ("субстанцию”) тем, чем она именно является. Изменения формы вызывают изменения самой вещи. Общей основой всех изменений, пе­ремещения, увеличе­ния и других преобразований, включая возникновение и ис­чезновение, является "хюле”.

Что касается материи, то Аристотель различает, во-пер­вых, "хюле” вообще, во-вторых, первичное "хюле”. Понятие "хюле” вообще до определенной степени соответствует тому, что мы называем на современном повседневном языке "материя”. Это некоторая "субстанция”, имеющая как "хюле”, так и форму и со­держащая в себе возможность превращения в нечто другое. Так, например, камни, кирпичи и балки явля­ются "хюле” по отношению к дому, который соз­дается из них.

Для истории философии гораздо большее значение имеет понятие, которое в новейшей терминологии мы назвали бы "чистой материей”, или "абсолютной материей”, и которое Аристотель иногда называет просто "хюле”, но чаще "первичной хюле” (prote hэle; у схоластиков — prima materia). "Первичная мате­рия” — это весьма абстрактное по­нятие, поскольку у Аристотеля все определе­ния относились лишь к форме. Первичная "хюле” является носителем "формы” и постоянно действующей основой изменений. Это лишь потен­циальная реаль­ность; действительной, актуальной реальностью она становится лишь после соединения с формой.

Так как аморфная первичная "хюле” лишена какого-либо определения, то ей нельзя приписывать никакой дифференци­рованности. "Это единственная "materia”, например, материя цвета, холода, а также тепла, которая остается в теле и увеличивается или уменьшается”. Следующее положение пока­зывает, что спекуляции Аристотеля опирались на чрезвычайно ограниченный эмпирический опыт. Ообъяснения Аристотеля и вообще его концепция не­дифференцированного основного вещества приме­чательны тем, что в средневе­ковой алхимии они служили теоре­тической базой попыток "трансмутации” метал­лов и произ­водства золота из менее драгоценных металлов.

"Хюле” в смысле "первичной материи” является субъектом всех изменений, принципом, началом всех вещей. Аристо­тель, однако, никогда не приписывает ей самостоятельной реальности — материя существует реально всегда лишь в соеди­нении с "формой”.

Понятие "хюле”, или же "первичной материи”, переняли от Аристотеля и не­которые другие античные школы. Как и многие другие понятия и взгляды Аристо­теля, это понятие перешло в средневековую христианскую философию, став по­стоянным предметом многочисленных рассуждений и причиной многих затрудне­ний. Прежде всего в средние века происходит конфликт между догмой о сотво­рении мира и аристотелевской идеей "хюле”-материи. Полемика "отцов церкви” сохранила нам сведения о "еретиках”, провозглашающих, что материя существо­вала всегда, до сотворения мира.

Взгляды самих "отцов церкви” в некоторых пунктах от­личаются от взглядов Аристотеля. На закате античного мира, в период экономического, политического и культурного упадка не было ни условий, ни стремлений понять сложную рацио­нальную систему Аристотеля. "Отцы церкви” не могли понять абстрактное и спе­кулятивное понятие "первичной ма­терии”.

Аристотелевская "Метафизика”, "Физика” и другие произ­ведения, в которых речь идет о "первичной хюле”, были снова открыты и переведены на латинский язык в первой по­ловине XIII века. Объективно идеалистические и телеологи­че­ские черты мышления Аристотеля и его теория дедуктивной логики постепенно вели к тому, что церковные философы на­чали использовать мыслительное на­следие Аристотеля для преобразования его в своих целях. Это в полной мере отно­сится и к аристотелевской парной категории "материя” и "форма”. Во многих рассуждениях схоластиков эти понятия выражают средневековый дуализм в по­нимании мира. У Аристо­теля не было такого дуализма. В отличие от него схо­ластики признают существование чистых форм без "материи”; по их мнению, это разные "духи” (прежде всего бог, потом ангелы и бессмертные человеческие души).

Диалектика "материи" и "формы” в схоластической интер­претации приобрела черты пустой спекуляции. Развитие мыш­ления в этой проблематике зашло в тупик.

Огромная заслуга Аристотеля в том, что он впервые в истории философии ввел в употребление категорию "материя” в ее абстрактно-логической форме. Аристотель во многом оказался ниже Демокрита, но в плане выработки катего­рии "материя” он пошел дальше него. Аристотель уже не сводит свое представ­ление об объективной реальности ни к воде, ни к огню, ни к атомам, ни к какому-либо конкретному виду ве­щества; он говорит о материи вообще. Отныне фило­софы начи­нают говорить о материи вообще, не связывая это понятие с каким-то определенным видом материи.

Аристотель выработал всеобщее понятие для обозначения единства окру­жающего мира, ввел в употребление категорию "материя”. Но этим проблема категории "материя” еще не была исчерпана. Мало создать ее, надо еще и объяснить эту категорию. Аристотель столкнулся лицом к лицу с проблемой происхождения общего. Надо было еще показать, как общее отражается в со­знании, как образуется общее понятие мате­рии. Аристотель не смог дать после­довательного ответа на эти вопросы. Он запутался в проблеме общего и еди­ного. Аристотель был твердо уверен, что посредством чувственного восприятия нельзя знать общее. Как же в таком случае воз­можно понять образование кате­гории "материя", если материя — это общее, то, что не дано нам в ощущениях и восприя­тиях? Выходит, что материя "сама по себе непознаваема”, познаваемы лишь отдельные единичные вещи. Выбраться из этого противоречия общего и отдельного, понятия и чув­ственно воспринимаемого Аристотель не сумел.

Аристотелем в основном заканчивается первый период ис­тории философии и вместе с ним завершается и первый этап в развитии категории "материя”. Она была сформулирована, но тут же встала задача ее объяснить.

studfiles.net

понятие, свойства и категория :: SYL.ru

В античные времена материя в философии отождествлялась с веществом, из которого сделаны окружающие предметы. Недаром Аристотель в своей «Метафизике», обобщая достижения предыдущих лет, писал о том, что большинство мыслителей более ранней эпохи считали началом всего какую-то конкретную субстанцию. Это мог быть камень, вода, земля, дерево, огонь или глина и так далее. Они полагали, что из этого первовещества сделаны все тела. Более того, когда предметы погибнут, они превратятся именно в эту изначальную субстанцию. Это вещество Аристотель назвал материальным началом. Его главным свойством он счел то, что сущность вещей при изменяется в своих проявлениях, но при этом остается. Так была впервые охарактеризована материя в истории философии.

Субстанция ли это?

В связи с тем, что мыслители античного мира поставили вопрос о том, является ли первоосновой вещество, из которого состоят все тела, они одновременно подняли проблему того, кто же его создал или породил. В связи с этим возникла теория о субстанциональности материи. То есть если посредством ее существуют все многообразные вещи, то каким образом возникла она сама? В эпоху Средневековья материю считали не субстанцией, а низшим проявлением духовной природы. Всякий предмет тогда полагали единством формы и вещества, из которого он сделан. Только с приходом Нового времени понятие материи в философии приобрело новое значение. Бенедикт Спиноза очень четко определил ее как субстанцию, тождественную природе, которая развивается самостоятельно, без какой-либо внешней причины. Чуть позже против такого понимания материи резко выступил английский философ Беркли. Он считал, что подобной субстанции просто не может быть. Мы имеем дело даже не с конкретными вещами, а с их восприятием нашими ощущениями. Таким образом, мы нигде не сталкиваемся с материей – это плод человеческого воображения.

Определение

Тем не менее, в эпоху Нового времени и Просвещения эта проблема сделалась чрезвычайно модной и актуальной. Приближенное к нынешнему понятие материи в философии ввел Рене Декарт. Он дает ей определение. Материю Декарт называет субстанцией самосуществующего бытия. Ее главным атрибутом является протяженность. Кроме того, у нее есть еще специфические свойства – занимать какое-либо место, иметь объем и быть трехмерной. Большой вклад в развитие этого понятия внес Исаак Ньютон. Он расширил Декартово определение субстанции и высказал идеи о том, какие есть свойства материи в философии. Он предположил, что у нее есть еще три атрибута – это протяженность, непроницаемость (то есть ненарушимое единство тела), затем инертность (пассивность, неспособность самостоятельно изменять скорость, согласно законам динамики, а также вес, обусловленный действием гравитации). Позже Ньютон развил свое учение. Он объединил инертность и вес в понятие массы. Последнюю он тоже счел атрибутом материи, а также мерой ее количества.

Эпоха Просвещения

Этот период в истории также был благоприятным для развития понимания вещественности и субстанциональности. Категория материи в философии эпохи Просвещения разрабатывается многими мыслителями, но наиболее удачное определение дает Поль Гольбах. Он пишет о том, что так называют все, что можно познать с помощью ощущений. Проявления материи являются основой чувственного знания. Таким источником могут быть ощущения формы, цвета, вкуса, звука и тому подобное. Можно сказать, что Гольбах довел понимание материи до гносеологического обобщения. В то же время в этот период исчезает философское понятие субстанциональности. Мыслители эпохи Просвещения фактически редуцировали этот термин до «вещественного субстрата». Поэтому, к примеру, Дидро полагал, что материи как таковой нет. Она существует только и исключительно в многообразных вещах и предметах.

Категория материи в философии марксизма

Еще Гельмгольц сделал предположение, что главным качеством этой субстанции является ее независимость от нашего создания. Таким образом, существование материи объективно. Поэтому Гельмгольц называл так все, что бытийствует независимо от человека. Но это понятие приобрело в материалистической, и особенно в марксистской, философии очень высокий статус. Оно стало обозначать первоначало всего, в том числе и духа. Материя в философии марксизма – это термин, обобщенно определяющий независимую от нас реальность, которую фиксируют органы чувств человека. Однако позднейшее развитие физики, которая говорит нам об атомах и элементарных частицах, поставило под вопрос эту формулировку. Ведь есть такие уровни развития и существования материи, которые наши органы чувств вообще не воспринимают.

Что же это такое?

Сейчас многие исследователи и ученые сомневаются в том, что некая подобная субстанция имеет реальное существование. Ведь ее невозможно экспериментально зафиксировать. Но все сходятся на том, что материя в философии – это такая категория, которой удобно обозначать предметы, феномены и процессы физического мира. Поэтому ее часто противопоставляют явлениям духа или же сознания. Она определяет наиболее сущностные качества реального бытия мира. Свойства материи в философии – это целостность, неисчерпаемость, изменчивость, системная упорядоченность и другие. С развитием методологии современного научного познания некоторые качества стали пониматься как фундаментальные. К таким можно отнести системность. Кроме того, само это понятие проходит очень сложный путь становления – оно уточняется, углубляется, открываются новые его грани.

Атрибуты и уровни

Материя в философии существует во времени, пространстве и движении. Эти понятия являются ее атрибутами. Любые материальные вещи и предметы всегда подвижны, находятся в какой-либо точке пространства и в некий период времени. Иначе они не могут существовать. Кроме того, материя имеет структурные формы организации. Это прежде всего неорганический уровень. Сюда включены микро-, макро- и мегамиры. Затем различают органический уровень. Он охватывает все, что связано с живой природой и биологическим существованием. И, наконец, это социальный уровень. В нем учитываются различные человеческие общности и индивидуумы – личность, семья, племя, род, этнос, нация, группа, гендер и так далее. Материя в философии – это категория, в определении которой все больше учитывается не только гносеологический, но и онтологический смысл этого понятия.

Универсальность

Известное нам со студенческой скамьи определение уже давно подвергается критике со стороны современных мыслителей. Однако более удачного и общего определения еще никто не придумал. Поэтому материя в философии – это наиболее удобный способ отразить в научном термине объективно реальное бытие в его универсальности. Его применяют, когда следует описать некую субстанцию, которая не может быть уничтожена, она вечна во временных рамках и бесконечна в протяженности. Она развивается самостоятельно, исходя из внутренних причин, и постоянно переходит из одного состояния в другое. Все ее тела, вещи и явления детерминированы причинно-следственными связями, что позволяет наблюдать закономерности в процессах их взаимодействия. И это бытие изучает и продолжает познавать человек.

www.syl.ru

Философское понятие материи - Философия Библиотека русских учебников

ВЛ. Ленин квалифицировал коренные изменения в науке, которые начались в конце XIX века, как новейшую революцию в естествознании, а познавательную ситуацию, вызвавшую идеалистические выводы, как"кризис в физике и"Он подверг критике философские школы, которые с ненаучных позиций оценивали эти события, осмыслил и обобщил революцию в естествознании с позиций материализма и диалектики, указал путь на преодоление"к ризы в физике"- замену метафизического материализма диалектическогоріалізму діалектичним.

В этой связи. ВИ. Ленин дал обобщающее определение материи: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, от дображаеться нашими ощущениями, существуя независимо от них"1. Или иначе:"Материя есть объективная реальность, данная нам в ощущениях"2. Это определение имеет прямое отношение к революции в физике. В нем есть ряд особенностейьому є ряд особливостей:

а). Определить, что такое материя вообще, как таковая, можно только установив ее отношение к чему-то нематериальному, каким, например, является сознание. Поэтому материя определена по отношению к сознанию, через отношений ния материального и идеального.

б). В этом определении нет указаний на конкретные виды, свойства материи. Они относительные, не ограниченные жесткими"перегородками"Материя неисчерпаема, она вечно меняется, развивается. Неизменное (абсолю ютне) при этом лишь объективное существование материи по рожденной ею сознания: все полнее, глубже, точное отображение неисчерпаемой материи в сознании, постоянно розвиваеться3. Философское виз чение материи, таким образом, связано с ленинской идеей о неисчерпаемости материи. Оно может быть полностью понятным лишь в контексте всего философского анализа этого вопросау цього питання.

в). В гносеологическом плане философское определение материи следует отличать от конкретно-научных знаний о строении и свойствах материи, т.е. от тех знаний, которые в своей совокупности составляют научную картину мира в своем историческом развитии эти знания представляют ряд относительных истин, которые все полнее и точнее отражают мир, но никогда его не вичерпують.

Для конкретно-научного познания философское определение материи является общетеоретической, мировоззренческой основой, методологическим ориентиром. Оно указывает на бесконечный путь познания мира, предостерегает против и абсолютизации любых научных положений, законов, которые могут иметь широкую сферу действий, но не самыми общими в философском понимании. Это определение ориентирует на все новые открытия. Однако основой вс ього того, что может быть открыто, является все та же материя, объективная реальность в неизвестных ранее модификациях, и любой открытый ее новое состояние, свойство не могут быть так или иначе связанным и с теми состояниями и свойствами материи, которые уже известны, а в конечном - и с теми, которые мы непосредственно воспринимаемємо.

г). Философское определение материи является образцом материалистического монизма, на котором основывается принцип материального единства мира

Противоположность материи и сознания имеет абсолютное значение только в пределах основного вопроса философии; за ним данная противоположность имеет относительный характер, поскольку сознание - не самостоятельная сущность, а свойство материи, ее порождение, и по своему содержанию является ее отражением. Принцип материалистического монизма направлен против дуализма, который делит мир на две самостоятельные"субстанции", и взглядов которые"дробят"мир многообразие таких"субстанцийтя таких "субстанцій".

Человек со своим сознанием - часть единого, хотя и бесконечно многообразного мира. И все же материю и сознание надо рассматривать как единство противоположностей. Они противоположны по способу существования: как объективная и субъективная реальность, а их единство заключается в том, что сознание не существует без материи, а материя потенциально содержит в себе возможность возникновения сознания. Основой этого единства является матер ия, которая также развивается и"отражается сама в себе в собі".

Философское определение материи исключает различные формы идеализма и агностицизма. То, что нам дано в наших ощущениях, это - объективная реальность, материя, а не ощущение само по себе или"опыт"(в субъективный вно-идеалистическом смысле). Материю мы воспринимаем, и она не отчуждена от нас как некая"вещь в себе"(ИКант). Она отображается в наших ощущениях, которые возникают в процессе непосредственного контакта ре. Цептор организма (тоже материальная система) с предметами, находящимися вне нас, а также в восприятиях, мыслях, теориях, которые формируются на основе практикються на основі практики.

Философское понятие материи отражает не только природу, но и объективно реальные стороны общественной жизни

Философское определение материи охватывает и всю систему категорий материалистической диалектики, которые отражают общие формы бытия, законы его развития, которые одновременно являются и общими формами пиз знания - содержательными формами, которые фиксируют весь познавательный опыт человечеств.

Существуют мнения, что ленинское определение материи небезупречное, поскольку включает лишь гносеологический аспект проблемы. Поэтому в последнее время все больше вносятся предложения о дополнении его онтологической им аспектахм.

Следует признать, что материя как субстанция имеет свои атрибуты (наиболее присущие ей свойства), наличие которых подтверждается всем познавательным и практическим опытом человечества. Однако это не те"неотъемлемые и"и"изменит"свойства, на которые указывал метафизический материализм, и которые были в действительности лишь чем-то"особенным", неправомерно абстрагированным в"всеобщее"Атрибуты материи - это свойства, которые выражают диалектическую сущность материи и выступают как единство ряда противоположностей: движение и покой, пространство и время, взаимодействие и отображения (выше его проявлением является сознание, которой в какой-то мере тоже можно приписать атрибутивность), бесконечность и конечность, непрерывность и прерывность и такое др., безперервність і перервність і таке інше.

В связи с характеристикой общих свойств материи возникает вопрос о системности как одну из ее свойств. Мир, который мы познаем, действительно иерархическим рядом систем, каждая из которых еле ементом в отношении системы высшего порядка. Примером может служить ряд: элементарные частицы - атомы - молекулы - макротела-Земля - ??солнечная система -. Галактика - Метагалактика. Такие же системы существуют и в живой природе (клетка - организм - вид - популяция-биоценоз - биосфера), в частности, человеческое обществтво.

Кроме тенденции к образованию материальных систем и повышения уровня организации материи, действует противоположная тенденция - понижение этого уровня, повышения степени не упорядоченности,"хаотичности"(энтропии пии). Это свидетельствует о том, что космос не представляет собой картины"умной"упорядоченности и гармонии. В нем сосуществуют элементы и тенденции как упорядоченности, так и хаотичностисті, так і хаотичності.

uchebnikirus.com