Характеристика основных видов общения. Основные виды общения
Характеристика основных видов общения
Основание разделения | Вид общения | Краткая характеристика | ||
1.Используемые знаковые системы | Вербальное | Устная или письменная речь, т.е. общение с использованием словесных знаков | ||
Невербальное | Визуальные (воспринимаемые зрительным анализатором), аудиальные (воспринимаемые слуховым анализатором - пара- и экстралингвистические), тактильные (связаны с прикосновением, осязательные) и ольфакторные (воспринимаемые обонятельным анализатором) бессловесные способы общения | |||
2.Характер связи общающихся | Непосредственное | Контакт «с глазу на глаз», «лицом к лицу» | ||
Опосредованное | Контакт при помощи письменных или технических (телефон, телеграф, телевидение и др.) средств, отдаляющих во времени или в пространстве получение обратной связи между участниками | |||
3.Кол-во участвующих в общении | Межперсональное | Непосредственные контакты людей в постоянных группах или парах | ||
Массовое | Множество контактов незнакомых людей, опосредованных различными средствами массовой информации | |||
4.Значимость социальных ролей | Межличностное | Стиль общения определяется уникальностью индивидуальных качеств личности, а соц. роли второстепенны | ||
Ролевое | Стиль общения диктуется исполняемой социальной ролью, а личностные качества вторичны | |||
5.Отношение к другому человеку | Монологическое | Субъект-объектное, при котором субъект общения (лицо, обладающее активностью, осознанными целями и правом их реализации) связывает реализацию своих целей с партнером, рассматриваемым им как объект общения (лицом пассивным, имеющим цели менее важные, чем цели субъекта). Две разновидности монологического общения - императив и манипуляцию | ||
Диалогическое | Субъект-субъектное, при котором субъект общения связывает реализацию своих целей с равноправным участником взаимодействия (субъектом) и заключающееся во взаимосвязанном познании, самопознании и саморазвитии партнеров. В диалогическом общении необходимо не просто слушать, а слышать, не просто смотреть, а видеть, не просто размышлять, а понимать | |||
6.Направленность на задачу | Деловое | Общение направлено на дело, на результат | ||
Личностное | Общение направлено на удовлетворение личностных потребностей |
Конечно, на такое общение влияют ожидания, имеющиеся в отношении другого у каждого партнера, но их достаточно легко изменить, пристроить к реальному поведению. Общение будет стремиться к продолжению, если формирует у партнеров взаимную симпатию. И достаточно мало причин продолжать его будет у тех партнеров, которые начали испытывать эмоциональную неприязнь друг к другу. Таким образом, межличностное общение предоставляет своим участникам значительную свободу в выборе «режима» общения, в принятии решения о его продолжении или прекращении.
Эмоциональные отношения пронизывают всю систему человеческих взаимодействий и часто накладывают отпечаток на ролевые отношения. Ролевое общение помогает людям создавать и поддерживать отношения, построенные на деловых, формально-социальных контактах. Оно обеспечивает коммуникацию в таких социальных тандемах, как «руководитель -подчиненный», «покупатель -продавец», «милиционер -нарушитель порядка» и др. В таких отношениях именно роль, ролевые ожидания участников общения определяют, как будет воспринят партнер (какие качества и характеристики в нем будут замечены и приняты), как будет читаться его поведение и строиться собственное. Роль определяет также оценку человеком самого себя в данной ситуации. В ролевом общении человек не свободен в выборе стратегии своего поведения, восприятии партнера и самовосприятии. Он лишается определенной спонтанности своих реакций, а в ряде случаев - даже свободы внутреннего реагирования (веками воспитываемая социальная послушность может приводить к тому, что даже в своем духовном мире человек продолжает исполнять ту или иную социальную роль). Образы, действия, представления и даже чувства задаются ему его социальной позицией. В ролевом общении человек реализует себя как член общества, определенной группы, участник различных систем социального контроля, выразитель интересов определенных социальных слоев. В ролевом общении человек лишается спонтанности, естественности, непосредственности, однако приобретает чувство принадлежности, социальной защищенности, включенности в группу и отношения.
Монологическое общение - вид общения, предполагающий позиционное неравноправие партнеров. Один - автор воздействия, лицо, обладающее активностью, осознанными целями и правом их реализовать. Реализация его целей связана с другим человеком, партнером по общению, который автором рассматривается как лицо пассивное, если и имеющее цели, то менее важные, чем его собственные. Этот партнер воспринимается как объект целенаправленного воздействия, и мы в данном случае имеем дело с «субъект-объектным» общением. Можно выделить две разновидности монологического общения: императив и манипуляцию.
Императивное общение - авторитарная, директивная форма воздействия на партнера по общению в целях достижения контроля над его поведением и внутренними установками, принуждения к определенным действиям или решениям. Чаще всего императивные формы общения используются для установления контроля над внешним поведением человека. Особенность императива в том, что конечная цель общения - принуждение партнера - не завуалирована: «Будешь делать как я скажу». В качестве способов оказания влияния используются приказы, указания, предписания и требования, наказания, поощрения.
Манипуляция - наиболее распространенный вид человеческого общения. Такое общение предполагает воздействие на партнера в целях достижения своих скрытых намерений. При этом адресат манипуляции воспринимается (часто неосознанно) ее инициатором как объект, средство достижения своих целей. Так же как при императивном, при манипулятивном общении ставится цель добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. Сила манипуляции - в ее скрытом характере: скрыт как сам факт воздействия, так и его цель. Манипулятор использует психологически уязвимые места человека - черты характера, привычки, желания, а также его достоинства, т. е. все, что может срабатывать автоматически, без сознательного анализа.
Отношению к другому человеку как к средству может быть противопоставлено отношение к нему как к ценности. Изменение отношения позволяет выйти на совершенно новый, невозможный для манипулятора уровень общения, который в отечественной психологии получил название диалога (М.М.Бахтин), а в западной традиции - гуманистического типа общения (К.Роджерс). В диалогическом общении происходит открытие человеком реальности другого человека, его мыслей, чувств, представлений о мире. Социальное существование вполне возможно (и в ряде случаев с меркантильных позиций даже выгоднее) поддерживать с помощью монологического общения - императива, манипуляции. Диалог - это естественное бытие человека как индивидуальности, творца своей жизни и отношений. Диалог - равноправное субъект-субъектное общение, имеющее целью взаимное познание, самопознание и саморазвитие партнеров по общению. Диалог строится на принципиально иных, чем монологическое общение, началах. Целью диалога является не только удовлетворение собственных потребностей (самопознание, саморазвитие, самопонимание), но и познание другого человека.
В качестве основополагающих принципов диалогического (гуманистического) общения К.Роджерс выделяет следующие:
Конгруэнтность партнеров по общению, т.е. соответствие опыта, мыслей и чувств и средств общения одного партнера мыслям, чувствам и средствам общения другого.
Безоценочное восприятие личности партнера, априорное доверие к его намерениям.
Восприятие партнера как равного, имеющего право на собственное мнение и собственное решение. На первый взгляд это положение делает невозможным применение диалогического метода в воспитании: ведь учитель и ученик, воспитатель и воспитанник не равны, они занимают различные социальные позиции, облечены разной ответственностью. Но не стоит понимать равенство партнеров примитивно, как их фактическое равенство.
Проблемный, дискуссионный характер общения, разговор на уровне точек зрения и позиций, а не на уровне аксиом и вечных истин. Диалог разрушается там, где партнер переходит на язык догм, где нет места спору, уточнению точки зрения, возможности не согласиться.
Персонифицированный характер общения, разговор от имени собственного «я»: «Я считаю», «Я думаю» и т. д. Сравните: «Всем известно», «Давно установлено», «Не вызывает сомнений». Появление в речи подобных безличных, обобщенных оборотов понятно. Они выполняют все ту же защитную функцию. Когда говоришь от имени «прогрессивного человечества», кажешься весомее и в собственных глазах, и в восприятии партнера, но диалог это разрушает.
Гуманистическое общение, как понимал его К.Роджерс, позволяет достичь большой глубины взаимопонимания, самораскрытия партнеров. Несомненно, реализация такого типа общения требует и соответствующей жизненной ситуации, и внутренней готовности партнеров.
Деловое общение имеет цель вне себя и служит способом организации и оптимизации того или иного вида предметной деятельности: производственной, научной, коммерческой и т. д. Производственное взаимодействие может и не быть по своей сути общением в том случае, если другой субъект выступает в качестве объекта. Например, при жестко авторитарном стиле руководства отношение начальника к подчиненному выступает в основном как отношение субъекта к объекту. В этом случае формой отношений является дисциплина - принцип строгого регулирования иерархического сопоставления управляющего и управляемого. Понятно, что управляемый лишен свободы действия, что право принятия решения предоставлено управляющему субъекту и потому связь между ними асимметрична, монологична, а не диалогична.
Особенности делового общения заключаются в том, что:
партнер всегда выступает как личность, значимая для субъекта;
общающихся отличает хорошее взаимопонимание в вопросах дела;
основная задача делового общения - продуктивное сотрудничество.
Профессиональное взаимодействие специалистов возможно лишь в ситуациях, которые предполагают прагматические цели и конструктивность решений, а также психологическую готовность каждого из партнеров к адекватному поведению и деловому сотрудничеству.
Различают пять основных видов делового общения: познавательное, убеждающее, экспрессивное, суггестивное, ритуальное. Для каждого из них характерны свои цели и ожидаемый результат, условия организации, коммуникативные формы, средства и способы.
Выделяют такие виды общения, как межличностное, групповое и межгрупповое, массовое, доверительное и конфликтное, интимное и криминогенное, деловое и личное, прямое и опосредованное, терапевтическое и ненасильственное.
Общение обычно проявляется в единстве пяти его сторон: межличностной, когнитивной, коммуникативно-информационной, эмотивной и конативной.
Межличностная сторона отражает взаимодействие человека с непосредственным окружением: с другими людьми и теми общностями, с которыми он связан своей жизнью. Когнитивная сторона общения позволяет ответить на вопросы о том, кто собеседник, что он за человек, чего от него можно ожидать, и иные о личности партнера. Коммуникативно-информационная сторона представляет собой обмен между людьми информацией, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и т.п. Эмотивная сторона общения связана с функционированием эмоций и чувств, настроения в личных контактах партнеров. Конативная (поведенческая) сторона общения служит целям согласования внутренних и внешних противоречий в позициях партнеров.
studfiles.net
Виды общения в психологии
Всем живым существам присуще общение. А общение – это взаимодействие организма с организмом, живых существ друг с другом. Виды общения в психологии классифицируются в зависимости от целей, средств, содержания, которые присущи тому или другому взаимодействию.
Основные виды общения
- По средствам (вербальное и невербальное общение).
- Целям (биологическое и социальное).
- Содержанию (когнитивное, материальное, кондиционное, мотивационное, деятельностное).
- Опосредованности (непосредственное общение, опосредованное, косвенное, прямое).
Классификация видов общения зависит от того, какую информацию пытаются донести до слушателя, с какой целью и т.п. и при помощи чего именно.
Так, общение по опосредованности означает, что общение происходит при помощи естественных органов, данных природой: голосовые связки, голова, руки и т.п. (непосредственное общение). Общение, которое связано с применением специальных орудий и средств для организации коммуникативного взаимодействия или культурных предметов (радио, знаковые системы, телевидение), представляет собой опосредованное общение.
Прямое общение построено на фундаменте личных контактов (беседы людей друг с другом). Косвенное осуществляется через посредников (переговоры между конфликтующими лицами, сторонами).
Виды общения по средствам представляют собой вербальное (взаимодействие посредством речи) и невербальное (связь при помощи жестов, мимики, через телесные контакты).
Общение по содержанию являет собой обмен продуктами деятельности или обмен предметами (материальное). Передача какой-либо информации, совершенствующей или развивающей способности – когнитивное общение. Оказание влияния друг на друга – кондиционное. Обмен умениям, навыками – деятельностное. Передача друг другу конкретных установок к действию – мотивационное.
Общение по целям – общение, которое связано с расширением и укреплением межличностных контактов (социальное) и на удовлетворение потребностей, необходимых для развития организма (биологическое).
Общение возможно в случае применения знаковых систем. Поэтому виды общения и средства общения взаимосвязаны. Различают невербальные и вербальные средства общения.
Понятие виды и функции общения включает в себя:
- Самовыражение своего «я».
- Средство коммуникации.
- Основное средство управления людьми.
- Жизненную потребность и залог человеческого счастья.
Следует отметить, что благодаря разумному общению человек способен приумножить собственные ценности, внести весомый вклад как в свое развитие, так и в личностное развитие других людей.
womanadvice.ru
Виды общения в психологии: классификация, характеристика
Общение с другими людьми
Общением называют процесс взаимодействия личностей, целью которого является удовлетворение социальных потребностей его участников. Человек начинает общаться с другими людьми с самого рождения и продолжает до смерти. Взаимодействие индивидуумов друг с другом является основой межличностных отношений. В информационном обществе важен обмен полученными знаниями, умениями и навыками, который происходит в момент коммуникации.
1
ОбщениеЭто понятие можно кратко охарактеризовать как сложную процедуру по налаживанию контактов с другими людьми и группами, обусловленную потребностями совместной деятельности. Для ее осуществления используется не только речь, но и неречевые приемы.
Обмен информацией в жизни имеет фундаментальное значение. Человечество частично утратило связи с природной средой и восполнило это обучением и возможностью быстрого усваивания и переработки знаний. Поэтому существование общества без общения невозможно.
Целью общения является изменение поведенческой, мотивационной, познавательной и эмоциональной областей участников взаимодействия. Собеседники могут делиться действиями, продуктами труда, взглядами, мыслями, планами, идеями, эмоциями и т. д.
Структура общения и многообразие его видов связаны с тем, что оно имеет разные функции. Наука присваивает общению много различных функций. В социальной психологии выделяют 8 основных:
- Контактная. Выражается в налаживании контакта и готовности обмениваться информацией.
- Информационная. Обозначает передачу каких-либо данных другому человеку при поступившем от него запросе.
- Побудительная. Характеризуется мотивацией оппонента на активную деятельность, достижение целей.
- Координационная. Имеет место при взаимодействии, направленном на координацию действий членов общества, которые занимаются совместной деятельностью.
- Понимания. Функция адекватного восприятия и понимания информационного посыла, взаимопонимания участников диалога.
- Эмотивная. Выражается в том, что один человек вызывает у другого определенные эмоции и чувства. Или, наоборот, стремится вызвать их у себя посредством общения с конкретным собеседником.
- Установления отношений. Функция закрепления места личности в социальной среде.
- Оказания влияния. Внесение изменений в поведение, состояние, личные взгляды и цели индивида.
Характер в психологии: определение, виды темперамента и типы акцентуации
1.1
Коммуникация в молодежной средеОбщение особенно важно для детей и подростков. Без контактов с внешним миром невозможно нормальное развитие личности. Можно выделить следующие особенности коммуникации молодых людей:
- Общаются посредством обмена эмоциями и впечатлениями.
- Активно используют невербальное общение: обнимаются, пожимают руки, трогают за плечо и т. д.
- Ведут интимные разговоры, делятся самым сокровенным.
- В общении используют слова, которые популярны только в их среде (жаргоны).
- Опосредованные контакты в социальных сетях и мессенджерах занимают у них большую часть времени.
- Не умеют контролировать свои порывы. На этой почве во время коммуникации в молодежной среде постоянно возникают споры.
- Разбиваются на группы по интересам. В каждой группе есть авторитетный лидер.
- Не идут на контакт с неприятными для них людьми.
О чем говорить с мужчиной: лучшие темы для общения
2
Виды общенияОдин и тот же человек использует разные виды общения в своей жизни. Это способствует нормальному функционированию психики человека и формированию полноценной личности. Классификация общения обширна, все основные его виды делятся на группы по определенным критериям:
- по средствам выражения;
- по целям;
- по содержанию;
- по участникам общения;
- по средствам передачи информации;
- по времени.
Характеристика различных видов:
Критерий | Виды и характеристика |
По средствам выражения |
|
По целям |
|
По характеру |
|
По содержанию |
|
По участникам общения |
|
По средствам передачи информации |
|
По времени |
|
Существует и множество других видов общения, которые определяются различными учеными на основании их собственных классификаций. Сложно перечислить их все. Выделяют три вида общения, которые не подходят ни под один критерий:
- Воспитательное общение. Выражается в целенаправленном воздействии одного индивида на другого для достижения определенного результата.
- Диагностическое общение. В результате такого взаимодействия у человека формируется мнение об оппоненте или он получает информацию о собеседнике (врач-пациент, таблица с вопросами при приеме на работу).
- Интимно-личностное общение. Оно происходит только между родными и близкими людьми, которые доверяют друг другу.
Многообразие видов общения связано с его многоплановостью.
О чем говорить с парнем: лучшие темы для общения
2.1
Педагогическое взаимодействиеОсобняком среди всего многообразия видов общения стоит педагогическое взаимодействие. Именно оно оказывает существенное влияние на формирование личности. Его можно определить как процесс, во время которого происходит взаимодействие педагога и учащихся, налаживание их устойчивой коммуникации. На эффективность такого общения воздействует степень удовлетворенности потребностей учеников и преподавателя.
В основе этого педагогического общения лежит установление близких и доверительных отношений. Это возможно при совпадении интересов и целей. Коммуникация должна носить дружелюбный характер, к личности учащегося необходимо уважительное отношение. Только личная заинтересованность преподавателя в успехах своих воспитанников положительно скажется на установках, целях и взглядах молодого поколения.
К вопросу проблемы педагогического взаимодействия впервые обратились в период советской педагогики. Великие педагоги того времени сходятся в одном мнении - учитель должен быть не просто ученым человеком и владеть своим предметом, но и уметь находить подход к ученикам.
doctorfeel.net
Виды общения в психологии — обзор типов, примеры
Рубрика: Межличностные отношения Опубликовано 16.12.2017 · Комментарии: 0 · На чтение: 6 мин · Просмотры:1 265
Человек находится в процессе общения с окружающим миром в течение всей своей жизни. Все начинается с самого рождения и заканчивается моментом смерти. Человек общается с людьми ради личных целей, например, получения опыта или знаний, повышения социального статуса или получения желаемого. В близких людях он видит радость или утешение, может обратиться к ним по какой-либо просьбе или же попросить помощи в случае несчастья.
В подобных случаях происходит процесс общения двух или более людей. Они обмениваются информацией и делятся опытом. Психологи разделяют несколько видов общения, в зависимости от целей и намерений человека.
В зависимости от содержания
Общения делится на следующие виды, в зависимости от целей разговора и его содержания.
- Материальное – может включать в себя обмен предметами, необходимыми для какой-либо деятельности. Оно может происходить между близкими людьми, когда люди передают друг другу бытовые предметы, или, например, в магазине, во время покупки различных продуктов. В большинстве случае такое общение служит способом удовлетворения бытовых и актуальных потребностей человека.
- Когнитивное – включает в себя передачу различной информации. Может расширять кругозор человека, сюда можно отнести обсуждение различных способностей и навыков и передачу имеющегося опыта. В большинстве случаев встречается в профессиональной сфере.
- Кондиционное – относится к психическим состояниям людей. Может включать себя утешение собеседника и оказание ему моральной помощи.
- Мотивационное – включает в себя побуждение и мотивацию. Может воодушевлять человека на какие-то поступки, ставить ему различные цели и побуждать к какому-то действию.
- Деятельностное – заключается в физическом контакте, обмене различных действий, навыков, умений или операций.
В зависимости от целей
Общение подразделяется на две основные группы, в зависимости от поставленных целей и намерений.
- Биологическое – связано с естественными потребностями человека, необходимыми для поддержания жизнеспособности и развития организма.
- Социальное – относится к взаимодействию с окружающими людьми, направленном на личностный рост, повышение социального статуса и укрепления контакта с обществом.
В зависимости от средств
Различается несколько видов общения, в зависимости от применяемых человеком средств.
- Непосредственное – осуществляется при помощи органов и частей тела, дарованных человеку природой. Например, руки, ноги, глаза или голосовые связки. В данном случае не используются подручные средства.
- Опосредственное – подразумевает общение при помощи подручных средств. Например, бросить камень, оставить след на земле или взять в руки палку. Также включает в себя общение по мобильному телефону, электронной почте, или другим средствам связи.
- Прямое – включает личное общение между двумя или несколькими людьми. Сюда могут входить как обычные беседы, так и телесный контакт.
- Косвенное – представляет собой общение через третьих лиц. Включает в себя переговоры, распространение слухов или передачу какой-то информации.
В зависимости от времени
Общение подразделяется на две группы, в зависимости от длительности контакта.
- Кратковременное – не несет постоянный характер, может длиться от пары минут до нескольких часов.
- Долговременное – носит постоянный характер. В процессе люди лучше узнают друг друга, строят личные отношения, решают конфликты или работают вместе.
Другие виды
Существует также несколько прочих видов общения, не входящих в вышеперечисленные категории. К ним относятся следующие:
- Вербальное – одно из основных видов общения, осуществляемое при помощи речи. Предоставляет человеку широкие возможности, а также способность выражать свои мысли. Может относиться как к деловым разговорам, так и повседневным беседам.
- Невербальное – включает в себя общение посредством жестов, тактильных контактов, касаний и прочего. Например, кивнуть головой или помахать на прощание рукой.
- Деловое – относится к карьерному росту и профессиональным делам. Человек пытается завести деловое знакомство или удачно осуществить переговоры.
- Воспитательное – общение, посредством которого один человек пытается оказать существенное влияние на другого. Примером можно считать процесс воспитание ребенка родителем.
- Личностное общение – в отличие от делового не относится к профессиональной сфере. Люди могут интересоваться мнением или настроением друг друга, ради собственных целей и поддержания личных отношений. К примеру, можно привести дружеские или семейные отношения.
Основные типы общения
Выделяются три основных типа общения. К ним относятся императивное, диалогическое и манипулятивное.
-
- Императивное общение иногда называю директивным или авторитарным. Зачастую один из собеседников всячески пытается подчинить себе другого. Он пытается взять руководство над его сознанием и мыслями, контролировать все дальнейшие действия. Человек, выбирающий такой тип общения, в большинстве случаев не скрывает своих намерений и открыто пытается подчинить собеседника.
- Манипулятивное общение очень похоже на императивное. Человек также пытается оказаться воздействие на собеседника, только в этом случае действует скрыто. Подобное общение требует особых умений и навыков, и нередко может сыграть с человеком злую шутку, сделав его жертвой собственных ловушек.
Психологи подразделяют манипулятивные системы на 4 основные группы.
- Активный манипулятор не терпит скрытности и старается оказать воздействие активными методами. В большинстве случаев ему позволяет это делать высокий социальный статус, например, в случае родителя и ребенка. Такой человек хочет руководить всеми делами, несмотря ни на что, и не приемлет других вариантов.
- Пассивный манипулятор является полной противоположностью первому варианту. Он старается прикинуться глупым и немощным, чтобы не проявлять особых усилий. Окружающим приходится выполнять за него всю работу. Такой человек может многого добиться, ничего при этом не предпринимая.
- Соревнующийся манипулятор не желает идти на компромиссы, и воспринимает свою жизнь как постоянное соревнование. Он не соглашается на поражение и видит себя борцом за свои права. Такой человек пытается везде одержать верх и не принимает отказов.
- Безразличный манипулятор заставляет окружающих думать, что ему совершенно нет дела до происходящего. Он очень непредсказуем, такой человек может начать действовать активно, а потом вновь стать бесстрастным. Действует только ради собственной выгоды.
Императивное и манипулятивное типы общения очень схожи между собой, и относятся к монологическим. Ведь человек, пытающийся оказать воздействие на собеседника, находится в постоянном общении с собой и тщательно продумывает все свои действия. Собеседник не представляет для него особой ценности.
- Диалогическое общение является полной противоположностью первым двум видам. Оно в первую очередь требует равноправия и взаимного понимания собеседников. В некоторых случаях такое общение принято называть гуманистическим. Однако, возникновение диалогического общения требует соблюдения ряда следующих правил.
- Относится с уважением и вниманием к психологическому состоянию собеседника, не игнорировать его просьбы и пожелания.
- Не оценивать партнера по его личным качествам, и полностью довериться ему.
- Уважать мнение и решение собеседника, даже если считаете их неверными. Необходимо воспринимать партнера как равного, считаться с его словом.
- Стараться решать появляющиеся трудности вместе, не оставлять проблемы на будущее.
- Обращаться к партнеру только от собственного имени и говорить с ним искренни, стараться выражать все свои чувства.
Подводя итоги
Следует отметить, что приведенные выше виды общения очень редко могут встречаться в жизни в одиночном виде. Они смешиваются между собой, образуя новый вид. Каждый из видов общения необходим для правильного формирования человеческого общества. Находясь в обществе, человек должен уметь правильно общаться с окружающими и вести себя как полноценная, здоровая личность.
Для того, чтобы найти общий язык с окружающим миром, необходимо отдавать себе отчет, какое тип общения приемлем в той или иной сфере.
psihter.ru
Виды общения в психологии
ОбщениеАнтуан де Сент-Экзюпери говорил о том, что самой большой роскошью является роскошь человеческого общения…
32 079 12 октября 2015
Виды общения как тема привлекает к себе внимание психологов, социологов, историков. Антуан де Сент – Экзюпери говорил о том, что самой большой роскошью является роскошь человеческого общения. Люди, постоянно соприкасаясь между собой, на самом деле редко затрагивают струны души. В основном общение носит деловой или формальный характер, потому в нашем мире многие чувствуют себя одинокими, непонятыми.
Виды общения в психологии условно можно разделить на несколько связанных между собой групп. Эти группы отличаются по способу передачи информации и цели, с какой люди встречаются друг с другом. Выделяют виды общения по средствам, целям и содержанию взаимодействия.
Виды общения по средствам выражения
В зависимости от того, какие способы используются для передачи информации от одного лица к другому, выделяют вербальные и невербальные средства взаимодействия.
- Вербальное общение. Характеризуется в первую очередь тем, что смысл, суть того, что говорится, передается непосредственно с помощью произнесенных голосом слов. При вербальном взаимодействии люди слышат слова и формулируют ответные фразы в зависимости от того, что сами воспринимают на слух. Другие виды общения не столь прямые, чем этот.
- Невербальное общение. Отличительной особенностью является сильное влияние вспомогательных факторов, таких как: жесты, мимика, прикосновение к собеседнику во время разговора. Иногда с помощью этих средств можно сказать значительно больше, чем словами. Человек воспринимает во время беседы не столько слова, сколько то, с какой интонацией они были произнесены. Мы подсознательно улавливаем и взгляд собеседника, и то, как быстро или медленно он проговаривает слова, как смотрит на нас: доброжелательно или не очень. Все виды общения, в том числе невербальное, служат тому, чтобы сформировать чувство доверительной близости и понимания между людьми.
Виды общения по целям
Всякое взаимодействие между участниками определенной группы осуществляется с какой – то целью. Никто не станет этого делать впустую, не имея четко сформулированной задачи. Виды общения по целям осознанного контакта делятся на биологические и социальные.
- Биологическое общение затрагивает природу самой личности субъекта. Известно, что каждый человек – это индивидуальность. У него имеются свои привычки, взгляды на мир, убеждения и верования. Личность может осознанно выйти на контакт вследствие осознания необходимости узнать для себя что – то новое, потребности быть услышанным, понятым, имея мотив поделиться собственными впечатлениями по поводу какой – то ситуации.
- Социальное общение относится к общественным контактам. Такое взаимодействие всегда направлено на то, чтобы получить определенный результат в социальной среде: договориться о чем – то, выполнить необходимое поручение, достичь понимания для осуществления какой – то важной цели.
Виды общения по содержанию
Человек старается наполнить смыслом все, что его окружает, к чему он прилагает свои усилия. Виды общения по содержанию обладают отличительной особенностью: они отражают главную суть, зачем люди встречаются, какую именно информацию хотят друг другу передать. Здесь принято выделять несколько тенденций.
- Когнитивное взаимодействие направлено на получение необходимой информации для собственного развития и самосовершенствования. Обычно человек, стремящийся к данному виду общения, имеет цель расширить свои представления о мире, изучить что – то новое, получить определенную профессию или повысить уровень своего образования.
- Материальное общение имеет целью получить в результате какие – то ценные блага или денежные средства. Такое общение часто используется в бизнесе, где партнеры желают заключить взаимовыгодную сделку.
- Мотивационное общение относится к числу побудительных действий. Иными словами, необходимость в чем – либо формирует у личности потребность в контакте с другими людьми. Скажем, если человек хочет получить скидку на товар, необходимо найти продавца, у которого выставлена меньшая цена за продукт.
- Деятельностное общение затрагивает сферу личности конкретного индивида. Как и все виды общения в психологии оно служит определенной идее и имеет свою цель. Чаще всего подобное взаимодействие касается расширения границ собственной сущности или раскрытия индивидуального потенциала для последующего успеха и продвижения в деятельности.
Таким образом, виды общения в психологии обнаруживают сильную связь друг с другом. Человек – существо сугубо социальное и многогранное. Люди не смогли бы достичь высоких успехов в делах, творчестве, на личном плане, если бы действовали в одиночку, не взаимодействуя с окружающими.
Сохранить статью
psyh.info
Основные типы и виды общения
Замечали ли вы когда-нибудь, что совершенно по-разному общаетесь с людьми? В одно и то же время вы можете накричать на сына за очередную плохую отметку и, отвлекшись на звонок в дверь, спокойно принять у почтальона письмо. Многим даже удается улыбнуться постороннему человеку и поболтать о пустяках, несмотря на то, что в душе бушует буря. А все дело в том, что различные типы общения предусматривают разное поведение одного и того же человека. Более того, мы можем совершенно иначе описывать один и тот же предмет в зависимости от того, кто находится перед нами. Например, девушка может вслух похвалить блузку, которую ей навязывает продавец и тут же, отойдя на пару метров от магазина, пожаловаться подруге на агрессивный цвет предлагаемой одежды. Или другой пример: женщина радуется подарку мужа на 8 марта, а вечером рассказывает маме по телефону о том, что супруг неверно выбрал размер платья. Понял ли муж, что прогадал с подарком? Конечно же, да. Взгляд его второй половинки говорил красноречивее слов.
Вот мы постепенно и перешли к тому, какие основные типы и виды общения бывают. Психологи различают вербальные и невербальные способы обмена информацией. В первом случае она передается при помощи слов. Во втором – мимикой, жестами, взглядом.
Вербальный тип общения
Это самый привычный способ передачи информации у людей. Младенец при помощи крика сообщает маме о том, что он проголодался или пора менять пеленки. Молодой человек просит руки у своей девушки, произнося заученные слова. Его поведение давно сообщало о серьезных намерениях, но отсутствие признания не позволяло возлюбленной говорить о том, что она – невеста. При помощи слов принимают на работу, сообщают о повышении оклада и провожают в последний путь. Однако одну и ту же новость можно сказать совершенно по-разному. Грустно, весело, с чувством значимости, гордости, презрения и даже прокричать. И слова поменяют свою эмоциональную окраску.Например, фраза «как дела» может означать и серьезную обеспокоенность (если спрашивают у больного), и простую формальность (интересуясь у знакомого на улице), и проявление внимания (когда молодой человек спрашивает у хорошенькой сотрудницы). А если добавить к этому еще и соответствующую интонацию, то собеседник может получить гораздо больше информации, чем было заложено в предложении.
Вербальный тип общения разделяется на три группы:
- Смысл слов. Здесь главную роль играет правильная постановка фразы, грамотное использование слов. Все это зависит от окружения, воспитания и настроения человека в данный момент.
- Выразительные качества голоса. Под этим термином подразумеваются плач, смех, вздохи, шепот и даже молчание. Согласитесь, что при помощи этого нехитрого перечня инструментов вербального общения можно добиться от собеседника многого.
- Речевые звуковые явления. Это и модуляция высоты голоса (резкая, плавная), темп речи, интонация, тембр и дикция. Словом, все то, во что мы облекаем слова для большего понимания смысла окружающими. К примеру, фраза «Иванов – обманщик», произнесенная тихим голосом, может не вызвать никакого внимания. А если вы прокричите те же слова в рупор на демонстрации? Уверены, эффект будет более результативным.
Уровни вербального общения
Несомненно, очень важным в общении является то, КАК вы говорите с человеком, строите диалог, вызываете на ответные действия. Психологи различают шесть уровней вербального общения:- Деловой стиль соблюдается в рабочей обстановке между начальником и подчиненным, партнерами, коллегами. Здесь в ходе общения идет оценивание деловых качеств собеседника, и ведется подчеркнуто деловая, уважительная беседа с обращением на «вы».
- Примитивный стиль: к нему прибегают люди низкого культурного развития либо просто пьяные. К примеру, мужчина навеселе может спокойно заговорить с любым прохожим, рассказывая о своей нелегкой судьбе, и быть при этом достаточно фамильярным. Его не интересует ни имя, ни мнение собеседника. Цель разговора – просто выговориться. При этом сам человек для него никакой ценности не представляет (пьяному все равно, кому исповедаться), и он мог бы с тем же успехом говорить с лавочкой в парке. Такого же стиля общения иногда придерживаются некоторые торговки и попутчики в поезде. Но считать, что примитивный стиль общения используют только люди низкого культурного уровня, было бы неверно. Очень часто к подобным приемам прибегают умные и образованные люди, которые стараются что-то объяснить собеседнику, будучи уверенным, что человек не сможет понять сути проблемы. Здесь очень важно не перейти грань. Может ваш сосед и не знает третьего закона Ньютона, но то, что вы считаете его дураком, поймет сразу. Не нужно недооценивать людей и говорить с ними нарочито простыми фразами. Разговор можно вполне свести к шутке, тогда и объяснять ничего не придется, и с соседом отношения не испортятся.
- Манипулятивный стиль. Данный уровень общения применим к тем людям, которым от вас что-то нужно (это могут быть менеджеры по продажам или дипломаты). В ходе разговора собеседник пытается выявить в вас слабые стороны и сыграть на них, чтобы добиться желаемого. Очень часто манипулятивный стиль завуалирован под угодничество, лесть, чрезмерное внимание.
- Игровой стиль применяется при общении друзей или между мужчиной и женщиной. К примеру, приятели разговаривают и шутят одновременно. А девушка пытается кокетничать с понравившимся ей молодым человеком (тоже своего рода игра). Подобного рода типы общения являются самыми фамильярными из всех.
- Стиль масок. Этот уровень общения присущ практически для каждого человека. Так мы общаемся с соседями, давними знакомыми, учителями своих детей. Каким бы ни было наше настроение, мы при необходимости надеваем маску дружелюбности и проговариваем список дежурных фраз для того, чтобы не казаться невежливыми. Причем для каждого собеседника у нас припрятана собственная маска. К учителю мы идем в виде серьезной матери. Знакомых встречаем в образе «жизнь удалась». А для соседа через стенку можно примерить маску справедливого негодования, если мы уверены, что речь зайдет о недобросовестности ЖЕКа или очередном повышении платы за квартиру.
- Духовный стиль. Так общаются только очень близкие друг другу люди: муж с женой, мать с дочерью, близкие родственники. Для того чтобы выйти на духовный уровень, люди должны достаточно хорошо знать друг друга и испытывать доверие к собеседнику. Случается, что один человек хочет выйти на духовный уровень вербального общения, раскрывая кому-то свой секрет. А в ответ слышит только смех или возмущение по поводу содеянного. Именно поэтому психологи советуют очень аккуратно выбирать собеседников для откровенных бесед, тем более что некоторые люди не умеют держать язык за зубами, и ваш секрет может стать достоянием гласности.
Невербальный тип общения
Это язык нашего тела. Все то, что нельзя (или не хочется) передать словами. Очень часто такое общение является более красноречивым. Однако не для всех. Ученые доказали, что женщины более восприимчивы к невербальному типу общения. Проще говоря, они лучше умеют читать людей «между строк». В качестве примера можно привести опыт, в котором участвовали супружеские пары. Их разделили по половому признаку и дали послушать несколько вариантов плача ребенка. Женщины сразу различили, где малыш плачет от голода, а где ему мешают мокрые пеленки. Тогда как мужчины не смогли определить причину недовольства детей. До них дошел только вербальный контакт ребенка.Кстати, невербальный тип общения очень активно изучается наукой. Можно назвать несколько направлений, которые трудятся над распознанием языка тела человека:
- Такесика – изучает причины прикосновений в ходе общения (объятья, поцелуи, прикосновения, рукопожатия, отталкивания).
- Кинестика – определяет внешние проявления человеческих эмоций и чувств. Жестика изучает движения некоторых частей тела, мимика – движение мышц лица, пантомимика вникает в моторику всего тела: походку, позы, осанку.
- Проксемика – изучает значение дистанции людей при общении. То, насколько близко человек расположен к собеседнику в разговоре, определяет его отношение к последнему.
Всего существует четыре типа дистанции между людьми:
- Интимная зона. Составляет 15-45 сантиметров. Допускаются в нее лишь хорошо знакомые, близкие люди. Для этой зоны характерны тактильный контакт, доверительность, негромкий голос, прикосновение. Наука утверждает, что нарушение интимной зоны человека влечет за собой некоторые физиологические изменения в организме: повышенное выделения адреналина, учащение биения сердца, прилив крови к голове и пр. Если человек преждевременно вторгся в интимную зону, это всегда воспринимается как покушение на неприкосновенность. Случается, что в переполненном транспорте люди находятся слишком близко друг к другу, что приносит дискомфорт некоторым пассажирам. Психологи советуют в моменты пробок отвернуться от попутчиков, вторгшихся в вашу интимную зону, не смотреть в глаза и не разговаривать с ними. Так поездка пройдет для вас существенно легче.
- Персональная или личная зона. Составляет 45-120 см. Подходит для повседневной беседы с коллегами и друзьями. Предполагает исключительно визуально-зрительный контакт между людьми, которые поддерживают разговор.
- Социальная зона. Составляет 120-400 см. Соблюдается обычно во время официальных встреч во всевозможных служебных помещениях при общении с теми, которых человек не очень хорошо знает.
- Публичная зона. Составляет более 400 см и подразумевает общение человека с большой аудиторией и группой людей. При этом некоторые люди могут быть гораздо ближе к оратору. Однако нельзя допускать, чтобы человека вплотную окружало большое количество народа. Многие морально теряются в толпе.
Позиция собеседников за столом
О том, какую позицию человек принимает за столом, можно судить о его отношении к делу в целом. Эти знания широко используются при организации переговоров, когда можно просто пересадить человека и немного ослабить его позицию. А теперь более конкретно о самих позициях:Угловое расположение – самое благоприятное для общения учителя с учеником, руководителя с подчиненными. У обоих сторон есть необходимый простор для обмена взглядами. Угол стола при этом служит символичным барьером, который защищает от несправедливых выпадов. Взгляды собеседников не перекрещиваются, что тоже приносит психологический комфорт. А когда поднимаются трудные вопросы в обсуждении, человек всегда может сосредоточиться на формулировке ответа, направив глаза на неподвижный объект.
Собеседники сидят напротив друг друга. Это конкурирующе-оборонительная позиция, которая применяется в спорах, острых обсуждениях, дискуссиях. Преимущество ее заключается в том, что она позволяет хорошо видеть выражение лица оппонента, совершаемые жесты, которые меняются в зависимости от отношения собеседника к обсуждаемому вопросу. При этом стол служит так называемой психологической защитой.
Собеседники расположились по разным углам стола. Это независимая позиция, которая сообщает о нежелании человека общаться. Стоит ли говорить, что это отрицательно влияет на весь процесс коммуникации? Можно попытаться переломить ситуацию, пересадив человека. Но есть риск, что собеседник не примет изменения и покинет помещение до начала переговоров.
Собеседники сидят рядом. Это позиция направленного сотрудничества. Здесь между людьми нет никаких барьеров, а само общение носит доверительный характер. В таком положении участники разговора могут обсудить практически все темы и вопросы, поскольку собеседники принимают друг друга.
Эти глаза напротив
Также хорошо можно распознать эмоции и намерения человека по глазам. Это лучше всего знают мужчины, которые при знакомстве сразу оценивают то, как собеседник смотрит на него. Более того, по взгляду можно определить социальный статус, наличие и отсутствие проблем и даже состояние здоровья человека. К примеру, студент за неделю перед стипендией, бабушка с минимальной пенсией и мать-одиночка смотрят на мир примерно одинаковыми глазами. С грустью. Тогда как успешный бизнесмен взирает на окружающих уверенно, смело. Такое же выражение глаз можно встретить у ребенка, который растет в полной семье. У него нет проблем, и в будущее подрастающий человек смотрит с оптимизмом.Если говорить более конкретно, то взгляд собеседника, в зависимости от ситуации, бывает:
- Светский. В этом случае взгляд опускается до линии губ либо просто ниже уровня глаз собеседника. Этот прием способствует легкому и непринужденному общению и используется на приемах, встречах и вечеринках.
- Деловой. Здесь взгляд фиксируется на уровне лба собеседника. Предполагается, что это создает серьезную атмосферу делового партнерства;
- Интимный. Человек смотрит не в глаза собеседника, на другие части тела, расположенные ниже лица (до уровня груди). Это говорит о заинтересованности людей друг другом. Интимный взгляд может сопровождаться расширением зрачков (в предвкушении удовольствия).
- Взгляд искоса. Говорит о подозрительном или критическом отношении к собеседнику.
Жесты
Именно они дают в общении больше всего информации. Можно занять за столом ту позицию, что тебе отвели, спрятать взгляд, контролировать слова, но жесты все равно выдадут истинное отношение собеседника к данной проблеме. Психологи определили шесть групп жестов:- Жесты-иллюстраторы. Сюда входят: сообщающие жесты (указатели, когда человек на что-то указывает пальцем), пиктографы, (образные картины изображения, которые рисует собеседник в воздухе, на столе), кинетографы (всевозможные движения телом), жесты-«биты» (для психологической отмашки от собеседника), идеографы (движения руками, которыми человек соединяет воображаемые предметы вместе).
- Жесты-регуляторы. Это целенаправленные движения руками, кивки, которые выражают отношение человека к чему-либо.
- Жесты-эмблемы. Образные заменители фраз или слов в общении. К примеру, это могут быть сжатые вместе руки, символизирующие дружбу и сотрудничество (как при рукопожатии), немного приподнятые ладони означают во многих случаях приветствие, а поднятые руки над головой интерпретируются как прощание.
- Жесты-адапторы. Довольно специфические движения рук. Это подергивания отдельных частей тела собеседником при общении. Почесывания, прикосновения, поглаживания посторонних предметов, своего тела. Легкое пошлепывание партнера, перебирание всего, что находится под рукой (пуговица, блокнот, карандаш и т. п.).
- Жесты-аффекторы. Это выражения движениями мышц лица и тела определенных эмоций.
- Микрожесты: Едва уловимые изменения в собеседнике: увеличенное количество морганий, внезапное покраснение щек, подергивания губ и пр.
Можно определить следующие виды жестов, которые часто возникают при общении:
- Жесты оценки. Когда человек вытягивает вдоль щеки указательный палец, почесывает подбородок, встает с места и начинает прохаживаться по комнате (оценка информации) и др.
- Жесты уверенности. Собеседник раскачивается на стуле или соединяет пальцев в купол пирамиды.
- Жесты неуверенности и нервозности. Человек пощипывает ладони, переплетает пальцы рук, постукивает по столу пальцами. Случается, что собеседник высказывает свою неуверенность тем, что перед тем, как сесть, трогает спинку стула.
- Жесты самоконтроля. Руки человека демонстративно сведены за спину, при этом одна ладонь сжимает другую. Это может быть также поза сидящего на стуле собеседника, вцепившегося руками в подлокотник, и др.
- Жесты ожидания. Человек медленными движениями вытирает ладони о ткань или потирает ладони.
- Жесты отрицания. Собеседник складывает руки на груди, наклоняет назад корпус тела, дотрагивается ладонью до кончика носа, скрещивает руки и др.
- Жесты-расположения. Здесь в ходе общения человек постоянно прикасается к собеседнику, прикладывая руки к груди и др.
- Жесты доминирования. В этом случае руками делаются резкие, решительные взмахи сверху вниз и др.
- Жесты неискренности. Ваш собеседник лжет, если в ходе разговора прикрывает рот рукой или постоянно дотрагивается до носа (это более завуалированная форма прикрывания рта рукой). Бывает так, что человек не столько лжет, сколько сомневается в правдивости своих слов.
alebed.org
Типы и виды общения
Типологические особенности общения. Наряду со способами следует различать и типы общения.Если способы общения представлены теми или иными средствами группового коммуникативного поведения людей (интеграция или, наоборот, дифференциация, даже дезинтеграция и т. д.), то типы — это различия в общении по его характеру, т. е. по специфике психического состояния и настроения участников коммуникативного акта.
Типологические разновидности общения носят парный и одновременно альтернативный характер. Таковы пары общения:— делового и игрового;— безлично-ролевого и межличностного;— духовного и утилитарного;— традиционного и инновационного. Психологическая специфика делового и игрового общения
При всей относительности различий названных типов они качественно альтернативны по своему характеру.
Так, особенностью делового в отличие от игрового общения является высокая степень регламентированности и однозначности первого.
В деловом общении заранее задано почти все — от сценария отношений между взаимодействующими индивидами, сути выполняемых ими ролей, норм их активности, дистанции отношений до достаточно высокой степени определенности ожидаемых результатов.
В игровом же общении нет такой жесткости в регламентации отношений, складывающихся в ходе взаимодействия субъектов. Участники игровой коммуникации могут меняться ролями, уровень их доминирования находится в зависимости от хода игры. Столь же неопределенным, т. е. непрогнозируемым оказывается часто и результат игрового общения.
Особенностью игрового общения является и многозначность ролевых отношений, складывающихся между его участниками. Если отступление от определенности и однозначности передаваемой в деловом общении информации может его осложнить, то в игровом общении, наоборот — чем выше уровень многозначности (неопределенности и подтекста), тем выше эффект его эмоционально-стимулирующего воздействия как на самих участников, так и на зрителей.
Неопределенность результата игрового общения — во многом продукт его незаданности и степени включенности участников игры в ее ход. Отсюда же и более высокий уровень психологической вовлеченности, состязательности и азарта в игровом в отличие от делового общения.
Психология ролевого и межличностного общения. Если в основе различий делового и игрового общения лежит прежде всего степень их регламентации или заданности, то специфика психологии функционально-ролевого и межличностного типов общения связана с их различием по характеру направленности внимания субъектов данного процесса.
В эпицентре внимания субъектов функционально-ролевого взаимодействия находятся выполняемые ими в рамках той или иной организации роли и обязанности, степень полноты их реализации, адекватность реагирования на те или иные условия, складывающиеся в организации, и требования, которые она предъявляет к роли или статусу индивида в ситуации делового общения. При этом личность, тем более индивидуальность участников делового общения может в полной мере и не приниматься в расчет. Особенно если это касается отношения старшего к младшему по должности субъекту.
Альтернативность межличностных отношений функционально-ролевым состоит в том, что здесь в центре внимания оказывается как раз прежде всего личность, даже индивидуальность участников взаимодействия.
В отличие от могущих быть совершенно безличными, т. е. не опосредованными вниманием друг к другу как к индивидуальности, функционально-ролевых отношений, отношения, складывающиеся в ситуации межличностного контакта сфокусированы прежде всего на личности партнера по общению.
Это предполагает поддержание и развитие взаимного интереса к мотивации и целям взаимодействия, степени взаимного понимания друг друга как уникальных индивидов и партнеров по общению.
При этом наиболее высокой формой межличностного общения является непосредственность, естественность, независимость ни от каких других факторов и интересов того внимания, которое общающиеся уделяют и проявляют в отношении друг друга.Относительность различий ролевого и межличностного общения.
Несмотря на обозначенные выше качественные различия рассматриваемых типов общения, они могут находится в отношениях не оппозиции, а взаимодействия и усиления друг друга.
Так, наиболее высокой и продуктивной формой функционально-ролевых отношений в отличие от их безличной модификации являются личностноопосредованные деловые отношения.Равно как и наоборот, межличностные по своей природе отношения могут только выиграть, когда они дополняются общностью и деловых интересов, и соответствующего этому общения.
Традиционное и инновационное общение. Традиционное общение, как и функционально-ролевое, регламентировано. Однако здесь степень регламентации является значительно более высокой. Если в деловом общении регламентированы только функции и рамки роли, то в традиционном общении, например при исполнении свадебного обряда, детально регламентирована вся процедура, весь ритуал коммуникативного поведения как молодых, так и членов их ближайшего окружения, т. е. сам способ исполнения роли, а не только она сама.
Естественной типологической альтернативой традиционному общению является общение инновационное. В этом жанре общения предусмотрено достижение наивысших ступеней внутреннего, психологического раскрепощения мысли и воображения его участников.
Варианты инновационного общения многообразны, но в основе своей они всегда имеют диалогическое взаимодействие партнеров.
Если цель традиционного общения состоит в сохранении и воспроизводстве раз и навсегда заданного стандарта коммуникативного поведения, то цель инновационного общения прямо противоположна — разрушение любых сложившихся представлений и стереотипов, если они препятствуют достижению нового знания.
Одной из наиболее популярных и эффективных форм организации инновационного общения является диспут, полемика, в частности ее игровой вариант, известный как мозговая атака. Этот вариант инновационного общения интересен прежде всего тем, что он исключает какое бы то ни было осуждение или даже критику выдвигаемых в процессе дискуссии идей. Тем самым дается мощный психологический импульс творческому воображению участников, создается благоприятная атмосфера для поиска и предложения новых, оригинальных решений обсуждаемых проблем.
С аналогичной точки зрения можно смотреть и на такие типологически различные пары общения, как духовное и утилитарное, праздничное и будничное и др.
Виды общения. Если типологические особенности общения обусловлены их характером, то видовые различия общения — их предметной направленностью. Так, правомерно говорить о психологической специфике политического или религиозного, научного или экономического общения и др.
Здесь психологические особенности коммуникативного поведения партнеров задаются их предметной принадлежностью. Так, психология политического общения характеризуется исключительным многообразием форм и масштабов, динамичностью, остротой, способностью перерастать из одного состояния в другое и ломать сложившиеся рамки отношений, традиций и институтов.
В отличие от него религиозное общение протекает, как правило, в рамках давно сложившихся традиционных ритуалов и канонов. Если в политическом общении чаще всего проявляется энергетика противоборства, мятежно-сти и непримиримости, то в религиозном общении — скорее дух смирения и умиротворенности.
Аналогичным образом можно говорить об особенностях научного общения, где должен доминировать дух разума, и вечного стремления к постижению сущности окружающего мира, к истине, где критерий истинности — аргументы и доказательства, а не вера, как в религиозном общении.
В экономическом общении доминирует игра и расчет, риск и взвешенность, дальновидность и азарт, холодный рассудок и влечение к обладанию и богатству.
Необходимо, конечно, различать специфику общения и по критерию его масштабности от межличностного до группового, коллективного и массового.
Микрообщение, его возможности и границы. Одной из форм удовлетворения потребности людей в непосредственном эмоциональном контакте, во взаимном понимании и сопереживании друг другу является так называемое микрообщение или преимущественно межличностное общение "лицом к лицу" (fase to fase). Варианты микрообщения — диада, триада, небольшая группа, не превышающая численность участников более 10— 12 человек.
Общение, происходящее в небольшой группе людей, если оно носит сравнительно устойчивый характер, основано на общности интересов, их моральной ценности, открывает большие возможности для эмоциональной наполненности складывающихся отношений.
Здесь возникают условия, как правило, благоприятные для более полного самовыражения личности, для психологической совместимости людей, для их полного взаимопонимания и взаиморасположения.
Этот вид общения существенно отличается от тех форм связей, которые несут на себе печать непродолжительности, безличности, стандарта, формальности, фрагментарности и спешки.
В отличие от многообразных форм массового общения в ситуации эмоционально-непосредственного межличностного контакта достигается его высокая степень персонифицирован-ности, стабильности, психологической раскрепощенности и комфорта.
Потребность в глубоком, духовном, личностном контакте особенно остро переживается в юношеском возрасте, когда стремление подростка к осознанию своей индивидуальности, к самовыражению требует как зеркала (другого Я), так и проявления соучастия.
Но и общение в микросреде не всегда может гарантировать удовлетворение потребности личности в полном понимании, в глубоком эмоциональном отклике, в сочувствии, соучастии и сопереживании. Даже при самом тесном дружеском общении люди далеко не всегда адекватно понимают и оценивают друг друга.
Как показывают исследования и повседневный опыт, на пути взаимопонимания людей лежит немало препятствий, преодоление которых требует и знаний (в частности учета возрастных и характерологических особенностей личности), и умения (в частности умения говорить с человеком и слушать его, умения адекватно воспринимать и оценивать его состояние и поступки, умения адекватно реагировать на действия людей и т. д.).
При отсутствии же необходимых знаний и подготовки требуется по крайней мере хотя бы время, для того чтобы методом проб и ошибок достичь более полного контакта и взаимопонимания с другим человеком. Однако ныне ставка на фактор времени в условиях его дефицита становится ненадежной.
psyera.ru