Характеристика основных видов общения. Основные виды общения


Характеристика основных видов общения

Основание

разделения

Вид общения

Краткая характеристика

1.Используемые знаковые системы

Вербальное

Устная или письменная речь, т.е. общение с использованием словесных знаков

Невербальное

Визуальные (воспринимаемые зрительным анализатором), аудиальные (воспринимаемые слуховым анализатором - пара- и экстралингвистические), тактильные (связаны с прикосновением, осязательные) и ольфакторные (воспринимаемые обонятельным анализатором) бессловесные способы общения

2.Характер связи общающихся

Непосредственное

Контакт «с глазу на глаз», «лицом к лицу»

Опосредованное

Контакт при помощи письменных или технических (телефон, телеграф, телевидение и др.) средств, отдаляющих во времени или в пространстве получение обратной связи между участниками

3.Кол-во участвующих в общении

Межперсональное

Непосредственные контакты людей в постоянных группах или парах

Массовое

Множество контактов незнакомых людей, опосредованных различными средствами массовой информации

4.Значимость социальных ролей

Межличностное

Стиль общения определяется уникальностью индивидуальных качеств личности, а соц. роли второстепенны

Ролевое

Стиль общения диктуется исполняемой социальной ролью, а личностные качества вторичны

5.Отношение к другому человеку

Монологическое

Субъект-объектное, при котором субъект общения (лицо, обладающее активностью, осознанными целями и правом их реализации) связывает реализацию своих целей с партнером, рассматриваемым им как объект общения (лицом пассивным, имеющим цели менее важные, чем цели субъекта). Две разновидности монологического общения - императив и манипуляцию

Диалогическое

Субъект-субъектное, при котором субъект общения связывает реализацию своих целей с равноправным участником взаимодействия (субъектом) и заключающееся во взаимосвязанном познании, самопознании и саморазвитии партнеров. В диалогическом общении необходимо не просто слушать, а слышать, не просто смотреть, а видеть, не просто размышлять, а понимать

6.Направленность на задачу

Деловое

Общение направлено на дело, на результат

Личностное

Общение направлено на удовлетворение личностных потребностей

Конечно, на такое общение влияют ожидания, имеющиеся в отношении другого у каждого партнера, но их достаточно легко изменить, пристроить к реальному поведению. Общение будет стремиться к продолжению, если формирует у партнеров взаимную симпатию. И достаточно мало причин продолжать его будет у тех партнеров, которые начали испытывать эмоциональную неприязнь друг к другу. Таким образом, межличностное общение предоставляет своим участникам значительную свободу в выборе «режима» общения, в принятии решения о его продолжении или прекращении.

Эмоциональные отношения пронизывают всю систему человеческих взаимодействий и часто накладывают отпечаток на ролевые отношения. Ролевое общение помогает людям создавать и поддерживать отношения, построенные на деловых, формально-социальных контактах. Оно обеспечивает коммуникацию в таких социальных тандемах, как «руководитель -подчиненный», «покупатель -продавец», «милиционер -нарушитель порядка» и др. В таких отношениях именно роль, ролевые ожидания участников общения определяют, как будет воспринят партнер (какие качества и характеристики в нем будут замечены и приняты), как будет читаться его поведение и строиться собственное. Роль определяет также оценку человеком самого себя в данной ситуации. В ролевом общении человек не свободен в выборе стратегии своего поведения, восприятии партнера и самовосприятии. Он лишается определенной спонтанности своих реакций, а в ряде случаев - даже свободы внутреннего реагирования (веками воспитываемая социальная послушность может приводить к тому, что даже в своем духовном мире человек продолжает исполнять ту или иную социальную роль). Образы, действия, представления и даже чувства задаются ему его социальной позицией. В ролевом общении человек реализует себя как член общества, определенной группы, участник различных систем социального контроля, выразитель интересов определенных социальных слоев. В ролевом общении человек лишается спонтанности, естественности, непосредственности, однако приобретает чувство принадлежности, социальной защищенности, включенности в группу и отношения.

Монологическое общение - вид общения, предполагающий позиционное неравноправие партнеров. Один - автор воздействия, лицо, обладающее активностью, осознанными целями и правом их реализовать. Реализация его целей связана с другим человеком, партнером по общению, который автором рассматривается как лицо пассивное, если и имеющее цели, то менее важные, чем его собственные. Этот партнер воспринимается как объект целенаправленного воздействия, и мы в данном случае имеем дело с «субъект-объектным» общением. Можно выделить две разновидности монологического общения: императив и манипуляцию.

Императивное общение - авторитарная, директивная форма воздействия на партнера по общению в целях достижения контроля над его поведением и внутренними установками, принуждения к определенным действиям или решениям. Чаще всего императивные формы общения используются для установления контроля над внешним поведением человека. Особенность императива в том, что конечная цель общения - принуждение партнера - не завуалирована: «Будешь делать как я скажу». В качестве способов оказания влияния используются приказы, указания, предписания и требования, наказания, поощрения.

Манипуляция - наиболее распространенный вид человеческого общения. Такое общение предполагает воздействие на партнера в целях достижения своих скрытых намерений. При этом адресат манипуляции воспринимается (часто неосознанно) ее инициатором как объект, средство достижения своих целей. Так же как при императивном, при манипулятивном общении ставится цель добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. Сила манипуляции - в ее скрытом характере: скрыт как сам факт воздействия, так и его цель. Манипулятор использует психологически уязвимые места человека - черты характера, привычки, желания, а также его достоинства, т. е. все, что может срабатывать автоматически, без сознательного анализа.

Отношению к другому человеку как к средству может быть противопоставлено отношение к нему как к ценности. Изменение отношения позволяет выйти на совершенно новый, невозможный для манипулятора уровень общения, который в отечественной психологии получил название диалога (М.М.Бахтин), а в западной традиции - гуманистического типа общения (К.Роджерс). В диалогическом общении происходит открытие человеком реальности другого человека, его мыслей, чувств, представлений о мире. Социальное существование вполне возможно (и в ряде случаев с меркантильных позиций даже выгоднее) поддерживать с помощью монологического общения - императива, манипуляции. Диалог - это естественное бытие человека как индивидуальности, творца своей жизни и отношений. Диалог - равноправное субъект-субъектное общение, имеющее целью взаимное познание, самопознание и саморазвитие партнеров по общению. Диалог строится на принципиально иных, чем монологическое общение, началах. Целью диалога является не только удовлетворение собственных потребностей (самопознание, саморазвитие, самопонимание), но и познание другого человека.

В качестве основополагающих принципов диалогического (гуманистического) общения К.Роджерс выделяет следующие:

Гуманистическое общение, как понимал его К.Роджерс, позволяет достичь большой глубины взаимопонимания, самораскрытия партнеров. Несомненно, реализация такого типа общения требует и соответствующей жизненной ситуации, и внутренней готовности партнеров.

Деловое общение имеет цель вне себя и служит способом организации и оптимизации того или иного вида предметной деятельности: производственной, научной, коммерческой и т. д. Производственное взаимодействие может и не быть по своей сути общением в том случае, если другой субъект выступает в качестве объекта. Например, при жестко авторитарном стиле руководства отношение начальника к подчиненному выступает в основном как отношение субъекта к объекту. В этом случае формой отношений является дисциплина - принцип строгого регулирования иерархического сопоставления управляющего и управляемого. Понятно, что управляемый лишен свободы действия, что право принятия решения предоставлено управляющему субъекту и потому связь между ними асимметрична, монологична, а не диалогична.

Особенности делового общения заключаются в том, что:

Профессиональное взаимодействие специалистов возможно лишь в ситуациях, которые предполагают прагматические цели и конструктивность решений, а также психологическую готовность каждого из партнеров к адекватному поведению и деловому сотрудничеству.

Различают пять основных видов делового общения: познавательное, убеждающее, экспрессивное, суггестивное, ритуальное. Для каждого из них характерны свои цели и ожидаемый результат, условия организации, коммуникативные формы, средства и способы.

Выделяют такие виды общения, как межличностное, групповое и межгрупповое, массовое, доверительное и конфликтное, интимное и криминогенное, деловое и личное, прямое и опосредованное, терапевтическое и ненасильственное.

Общение обычно проявляется в единстве пяти его сторон: межличностной, когнитивной, коммуникативно-информационной, эмотивной и конативной.

Межличностная сторона отражает взаимодействие человека с непосредственным окружением: с другими людьми и теми общностями, с которыми он связан своей жизнью. Когнитивная сторона общения позволяет ответить на вопросы о том, кто собеседник, что он за человек, чего от него можно ожидать, и иные о личности партнера. Коммуникативно-информационная сторона представляет собой обмен между людьми информацией, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и т.п. Эмотивная сторона общения связана с функционированием эмоций и чувств, настроения в личных контактах партнеров. Конативная (поведенческая) сторона общения служит целям согласования внутренних и внешних противоречий в позициях партнеров.

studfiles.net

Виды общения в психологии

Всем живым существам присуще общение. А общение – это взаимодействие организма с организмом, живых существ друг с другом. Виды общения в психологии классифицируются в зависимости от целей, средств, содержания, которые присущи тому или другому взаимодействию.

Основные виды общения

  1. По средствам (вербальное и невербальное общение).
  2. Целям (биологическое и социальное).
  3. Содержанию (когнитивное, материальное, кондиционное, мотивационное, деятельностное).
  4. Опосредованности (непосредственное общение, опосредованное, косвенное, прямое).

Классификация видов общения зависит от того, какую информацию пытаются донести до слушателя, с какой целью и т.п. и при помощи чего именно.

Так, общение по опосредованности означает, что общение происходит при помощи естественных органов, данных природой: голосовые связки, голова, руки и т.п. (непосредственное общение). Общение, которое связано с применением специальных орудий и средств для организации коммуникативного взаимодействия или культурных предметов (радио, знаковые системы, телевидение), представляет собой опосредованное общение.

Прямое общение построено на фундаменте личных контактов (беседы людей друг с другом). Косвенное осуществляется через посредников (переговоры между конфликтующими лицами, сторонами).

Виды общения по средствам представляют собой вербальное (взаимодействие посредством речи) и невербальное (связь при помощи жестов, мимики, через телесные контакты).

Общение по содержанию являет собой обмен продуктами деятельности или обмен предметами (материальное). Передача какой-либо информации, совершенствующей или развивающей способности – когнитивное общение. Оказание влияния друг на друга – кондиционное. Обмен умениям, навыками – деятельностное. Передача друг другу конкретных установок к действию – мотивационное.

Общение по целям – общение, которое связано с расширением и укреплением межличностных контактов (социальное) и на удовлетворение потребностей, необходимых для развития организма (биологическое).

Общение возможно в случае применения знаковых систем. Поэтому виды общения и средства общения взаимосвязаны. Различают невербальные и вербальные средства общения.

Понятие виды и функции общения включает в себя:

  1. Самовыражение своего «я».
  2. Средство коммуникации.
  3. Основное средство управления людьми.
  4. Жизненную потребность и залог человеческого счастья.

Следует отметить, что благодаря разумному общению человек способен приумножить собственные ценности, внести весомый вклад как в свое развитие, так и в личностное развитие других людей.

 

womanadvice.ru

Виды общения в психологии: классификация, характеристика

Общение с другими людьми

Общением называют процесс взаимодействия личностей, целью которого является удовлетворение социальных потребностей его участников. Человек начинает общаться с другими людьми с самого рождения и продолжает до смерти. Взаимодействие индивидуумов друг с другом является основой межличностных отношений. В информационном обществе важен обмен полученными знаниями, умениями и навыками, который происходит в момент коммуникации.

1

Общение

Это понятие можно кратко охарактеризовать как сложную процедуру по налаживанию контактов с другими людьми и группами, обусловленную потребностями совместной деятельности. Для ее осуществления используется не только речь, но и неречевые приемы.

Обмен информацией в жизни имеет фундаментальное значение. Человечество частично утратило связи с природной средой и восполнило это обучением и возможностью быстрого усваивания и переработки знаний. Поэтому существование общества без общения невозможно.

Целью общения является изменение поведенческой, мотивационной, познавательной и эмоциональной областей участников взаимодействия. Собеседники могут делиться действиями, продуктами труда, взглядами, мыслями, планами, идеями, эмоциями и т. д.

Структура общения и многообразие его видов связаны с тем, что оно имеет разные функции. Наука присваивает общению много различных функций. В социальной психологии выделяют 8 основных:

Характер в психологии: определение, виды темперамента и типы акцентуации

1.1

Коммуникация в молодежной среде

Общение особенно важно для детей и подростков. Без контактов с внешним миром невозможно нормальное развитие личности. Можно выделить следующие особенности коммуникации молодых людей:

О чем говорить с мужчиной: лучшие темы для общения

2

Виды общения

Один и тот же человек использует разные виды общения в своей жизни. Это способствует нормальному функционированию психики человека и формированию полноценной личности. Классификация общения обширна, все основные его виды делятся на группы по определенным критериям:

Характеристика различных видов:

Критерий Виды и характеристика
По средствам выражения
  • Вербальное. Осуществляется с помощью речи и доступно только человеку. Его не всегда достаточно для донесения информации до оппонента.
  • Невербальное. Происходит с привлечением взгляда, жестов, мимики, прикосновений. Они дополняют сказанное или выступают как самостоятельные элементы. Приемы невербального общения влияют на подсознание человека и позволяют воздействовать на его чувства
По целям
  • Биологическое. Это общение, необходимое для удовлетворения потребностей человека как биологической единицы. Оно связано с поддержанием, развитием и сохранением организма. Есть и у животных.
  • Социальное. Определение социального общения звучит как взаимодействие с обществом. С его помощью человек добивается своих целей в социальной сфере
По характеру
  • Деловое (формальное, ролевое). Его цель - договориться о чем-то, прийти к какому-то соглашению. Такая коммуникация обусловлена ролью человека в социуме. Это взаимодействие уместно в рабочем коллективе. У деловой коммуникации обязательно есть предмет для обсуждения.
  • Неформальное. Обусловлено личными отношениями и происходит за границами деловых отношений. Партнеров для такого взаимодействия человек может выбирать самостоятельно. Это люди, с которыми ему приятно проводить время, они разделяют его интересы
По содержанию
  • Материальное. Взаимодействие с целью получения материальных ценностей, предметов, продуктов труда.
  • Когнитивное. Передача информации развивающего вида, которая помогает расширять кругозор и совершенствоваться.
  • Кондиционное. Воздействие субъектов на физическое или психологическое состояние друг друга для достижения определенного эффекта.
  • Деятельностное. Передача действий, операций, умений, навыков.
  • Мотивационное. Передача побуждений к активной деятельности
По участникам общения
  • Лично-групповое. Индивид контактирует с каждым участником группы. Примером можно назвать взаимодействие с рабочим коллективом.
  • Межличностное. Предполагает, что между двумя участниками происходит прямой контакт, поэтому такой вид еще называют прямым. Межличностное общение может быть опосредованным и непосредственным.
  • Межгрупповое. Контактируют две или более группы людей. Такая коммуникация носит мирный или конфликтный характер.
По средствам передачи информации
  • Опосредованное. Происходит с помощью технических средств, почты или третьих лиц. Такой коммуникации могут препятствовать помехи, она может длиться продолжительное время из-за проблем с доставкой информации. Сегодня опосредованное общение пользуется популярностью, особенно, в молодежной среде.
  • Непосредственное. Собеседники общаются, находясь рядом. Они получают друга от друга неискаженную информацию и хорошо понимают смысл сказанных слов.
По времени
  • Кратковременное. Ограничено по времени, осуществляется в пределах одной темы.
  • Длительное. Процесс, который предполагает не только решение стоящих задач, но и познание друг друга. Во время которого человек испытывает потребность в постоянных контактах. Может быть непрерывным и прерывистым, касаться одной или нескольких тем

Существует и множество других видов общения, которые определяются различными учеными на основании их собственных классификаций. Сложно перечислить их все. Выделяют три вида общения, которые не подходят ни под один критерий:

Многообразие видов общения связано с его многоплановостью.

О чем говорить с парнем: лучшие темы для общения

2.1

Педагогическое взаимодействие

Особняком среди всего многообразия видов общения стоит педагогическое взаимодействие. Именно оно оказывает существенное влияние на формирование личности. Его можно определить как процесс, во время которого происходит взаимодействие педагога и учащихся, налаживание их устойчивой коммуникации. На эффективность такого общения воздействует степень удовлетворенности потребностей учеников и преподавателя.

В основе этого педагогического общения лежит установление близких и доверительных отношений. Это возможно при совпадении интересов и целей. Коммуникация должна носить дружелюбный характер, к личности учащегося необходимо уважительное отношение. Только личная заинтересованность преподавателя в успехах своих воспитанников положительно скажется на установках, целях и взглядах молодого поколения.

К вопросу проблемы педагогического взаимодействия впервые обратились в период советской педагогики. Великие педагоги того времени сходятся в одном мнении - учитель должен быть не просто ученым человеком и владеть своим предметом, но и уметь находить подход к ученикам.

doctorfeel.net

Виды общения в психологии — обзор типов, примеры

Рубрика: Межличностные отношения Опубликовано 16.12.2017   ·   Комментарии: 0   ·   На чтение: 6 мин   ·   Просмотры:

1 265

Человек находится в процессе общения с окружающим миром в течение всей своей жизни. Все начинается с самого рождения и заканчивается моментом смерти. Человек общается с людьми ради личных целей, например, получения опыта или знаний, повышения социального статуса или получения желаемого. В близких людях он видит радость или утешение, может обратиться к ним по какой-либо просьбе или же попросить помощи в случае несчастья.

В подобных случаях происходит процесс общения двух или более людей. Они обмениваются информацией и делятся опытом. Психологи разделяют несколько видов общения, в зависимости от целей и намерений человека.

В зависимости от содержания

Общения делится на следующие виды, в зависимости от целей разговора и его содержания.

В зависимости от целей

Общение подразделяется на две основные группы, в зависимости от поставленных целей и намерений.

В зависимости от средств

Различается несколько видов общения, в зависимости от применяемых человеком средств.

В зависимости от времени

Общение подразделяется на две группы, в зависимости от длительности контакта.

Другие виды

Существует также несколько прочих видов общения, не входящих в вышеперечисленные категории. К ним относятся следующие:

Основные типы общения

Выделяются три основных типа общения. К ним относятся императивное, диалогическое и манипулятивное.

Психологи подразделяют манипулятивные системы на 4 основные группы.

  1. Активный манипулятор не терпит скрытности и старается оказать воздействие активными методами. В большинстве случаев ему позволяет это делать высокий социальный статус, например, в случае родителя и ребенка. Такой человек хочет руководить всеми делами, несмотря ни на что, и не приемлет других вариантов.
  2. Пассивный манипулятор является полной противоположностью первому варианту. Он старается прикинуться глупым и немощным, чтобы не проявлять особых усилий. Окружающим приходится выполнять за него всю работу. Такой человек может многого добиться, ничего при этом не предпринимая.
  3. Соревнующийся манипулятор не желает идти на компромиссы, и воспринимает свою жизнь как постоянное соревнование. Он не соглашается на поражение и видит себя борцом за свои права. Такой человек пытается везде одержать верх и не принимает отказов.
  4. Безразличный манипулятор заставляет окружающих думать, что ему совершенно нет дела до происходящего. Он очень непредсказуем, такой человек может начать действовать активно, а потом вновь стать бесстрастным. Действует только ради собственной выгоды.

Императивное и манипулятивное типы общения очень схожи между собой, и относятся к монологическим. Ведь человек, пытающийся оказать воздействие на собеседника, находится в постоянном общении с собой и тщательно продумывает все свои действия. Собеседник не представляет для него особой ценности.

  1. Относится с уважением и вниманием к психологическому состоянию собеседника, не игнорировать его просьбы и пожелания.
  2. Не оценивать партнера по его личным качествам, и полностью довериться ему.
  3. Уважать мнение и решение собеседника, даже если считаете их неверными. Необходимо воспринимать партнера как равного, считаться с его словом.
  4. Стараться решать появляющиеся трудности вместе, не оставлять проблемы на будущее.
  5. Обращаться к партнеру только от собственного имени и говорить с ним искренни, стараться выражать все свои чувства.

Подводя итоги

Следует отметить, что приведенные выше виды общения очень редко могут встречаться в жизни в одиночном виде. Они смешиваются между собой, образуя новый вид. Каждый из видов общения необходим для правильного формирования человеческого общества. Находясь в обществе, человек должен уметь правильно общаться с окружающими и вести себя как полноценная, здоровая личность.

Для того, чтобы найти общий язык с окружающим миром, необходимо отдавать себе отчет, какое тип общения приемлем в той или иной сфере.

psihter.ru

Виды общения в психологии

Общение

Антуан де Сент-Экзюпери говорил о том, что самой большой роскошью является роскошь человеческого общения…

32 079 12 октября 2015

Виды общения как тема привлекает к себе внимание психологов, социологов, историков. Антуан де Сент – Экзюпери говорил о том, что самой большой роскошью является роскошь человеческого общения. Люди, постоянно соприкасаясь между собой, на самом деле редко затрагивают струны души. В основном общение носит деловой или формальный характер, потому в нашем мире многие чувствуют себя одинокими, непонятыми.

Виды общения в психологии условно можно разделить на несколько связанных между собой групп. Эти группы отличаются по способу передачи информации и цели, с какой люди встречаются друг с другом. Выделяют виды общения по средствам, целям и содержанию взаимодействия.

Виды общения по средствам выражения

В зависимости от того, какие способы используются для передачи информации от одного лица к другому, выделяют вербальные и невербальные средства взаимодействия.

Виды общения по целям

Всякое взаимодействие между участниками определенной группы осуществляется с какой – то целью. Никто не станет этого делать впустую, не имея четко сформулированной задачи. Виды общения по целям осознанного контакта делятся на  биологические и социальные.

Виды общения по содержанию

Человек старается наполнить смыслом все, что его окружает, к чему он прилагает свои усилия. Виды общения по содержанию обладают отличительной особенностью: они отражают главную суть, зачем люди встречаются, какую именно информацию хотят друг другу передать. Здесь принято выделять несколько тенденций.

Таким образом, виды общения в психологии обнаруживают сильную связь  друг с другом. Человек – существо сугубо социальное и многогранное. Люди не смогли бы достичь высоких успехов в делах, творчестве, на личном плане, если бы действовали в одиночку, не взаимодействуя с окружающими.

Сохранить статью

psyh.info

Основные типы и виды общения

Замечали ли вы когда-нибудь, что совершенно по-разному общаетесь с людьми? В одно и то же время вы можете накричать на сына за очередную плохую отметку и, отвлекшись на звонок в дверь, спокойно принять у почтальона письмо. Многим даже удается улыбнуться постороннему человеку и поболтать о пустяках, несмотря на то, что в душе бушует буря. А все дело в том, что различные типы общения предусматривают разное поведение одного и того же человека. Более того, мы можем совершенно иначе описывать один и тот же предмет в зависимости от того, кто находится перед нами. Например, девушка может вслух похвалить блузку, которую ей навязывает продавец и тут же, отойдя на пару метров от магазина, пожаловаться подруге на агрессивный цвет предлагаемой одежды. Или другой пример: женщина радуется подарку мужа на 8 марта, а вечером рассказывает маме по телефону о том, что супруг неверно выбрал размер платья. Понял ли муж, что прогадал с подарком? Конечно же, да. Взгляд его второй половинки говорил красноречивее слов.

Вот мы постепенно и перешли к тому, какие основные типы и виды общения бывают. Психологи различают вербальные и невербальные способы обмена информацией. В первом случае она передается при помощи слов. Во втором – мимикой, жестами, взглядом.

Вербальный тип общения

Это самый привычный способ передачи информации у людей. Младенец при помощи крика сообщает маме о том, что он проголодался или пора менять пеленки. Молодой человек просит руки у своей девушки, произнося заученные слова. Его поведение давно сообщало о серьезных намерениях, но отсутствие признания не позволяло возлюбленной говорить о том, что она – невеста. При помощи слов принимают на работу, сообщают о повышении оклада и провожают в последний путь. Однако одну и ту же новость можно сказать совершенно по-разному. Грустно, весело, с чувством значимости, гордости, презрения и даже прокричать. И слова поменяют свою эмоциональную окраску.

Например, фраза «как дела» может означать и серьезную обеспокоенность (если спрашивают у больного), и простую формальность (интересуясь у знакомого на улице), и проявление внимания (когда молодой человек спрашивает у хорошенькой сотрудницы). А если добавить к этому еще и соответствующую интонацию, то собеседник может получить гораздо больше информации, чем было заложено в предложении.

Вербальный тип общения разделяется на три группы:

Уровни вербального общения

Несомненно, очень важным в общении является то, КАК вы говорите с человеком, строите диалог, вызываете на ответные действия. Психологи различают шесть уровней вербального общения:
  1. Деловой стиль соблюдается в рабочей обстановке между начальником и подчиненным, партнерами, коллегами. Здесь в ходе общения идет оценивание деловых качеств собеседника, и ведется подчеркнуто деловая, уважительная беседа с обращением на «вы».
  2. Примитивный стиль: к нему прибегают люди низкого культурного развития либо просто пьяные. К примеру, мужчина навеселе может спокойно заговорить с любым прохожим, рассказывая о своей нелегкой судьбе, и быть при этом достаточно фамильярным. Его не интересует ни имя, ни мнение собеседника. Цель разговора – просто выговориться. При этом сам человек для него никакой ценности не представляет (пьяному все равно, кому исповедаться), и он мог бы с тем же успехом говорить с лавочкой в парке. Такого же стиля общения иногда придерживаются некоторые торговки и попутчики в поезде. Но считать, что примитивный стиль общения используют только люди низкого культурного уровня, было бы неверно. Очень часто к подобным приемам прибегают умные и образованные люди, которые стараются что-то объяснить собеседнику, будучи уверенным, что человек не сможет понять сути проблемы. Здесь очень важно не перейти грань. Может ваш сосед и не знает третьего закона Ньютона, но то, что вы считаете его дураком, поймет сразу. Не нужно недооценивать людей и говорить с ними нарочито простыми фразами. Разговор можно вполне свести к шутке, тогда и объяснять ничего не придется, и с соседом отношения не испортятся.
  3. Манипулятивный стиль. Данный уровень общения применим к тем людям, которым от вас что-то нужно (это могут быть менеджеры по продажам или дипломаты). В ходе разговора собеседник пытается выявить в вас слабые стороны и сыграть на них, чтобы добиться желаемого. Очень часто манипулятивный стиль завуалирован под угодничество, лесть, чрезмерное внимание.
  4. Игровой стиль применяется при общении друзей или между мужчиной и женщиной. К примеру, приятели разговаривают и шутят одновременно. А девушка пытается кокетничать с понравившимся ей молодым человеком (тоже своего рода игра). Подобного рода типы общения являются самыми фамильярными из всех.
  5. Стиль масок. Этот уровень общения присущ практически для каждого человека. Так мы общаемся с соседями, давними знакомыми, учителями своих детей. Каким бы ни было наше настроение, мы при необходимости надеваем маску дружелюбности и проговариваем список дежурных фраз для того, чтобы не казаться невежливыми. Причем для каждого собеседника у нас припрятана собственная маска. К учителю мы идем в виде серьезной матери. Знакомых встречаем в образе «жизнь удалась». А для соседа через стенку можно примерить маску справедливого негодования, если мы уверены, что речь зайдет о недобросовестности ЖЕКа или очередном повышении платы за квартиру.
  6. Духовный стиль. Так общаются только очень близкие друг другу люди: муж с женой, мать с дочерью, близкие родственники. Для того чтобы выйти на духовный уровень, люди должны достаточно хорошо знать друг друга и испытывать доверие к собеседнику. Случается, что один человек хочет выйти на духовный уровень вербального общения, раскрывая кому-то свой секрет. А в ответ слышит только смех или возмущение по поводу содеянного. Именно поэтому психологи советуют очень аккуратно выбирать собеседников для откровенных бесед, тем более что некоторые люди не умеют держать язык за зубами, и ваш секрет может стать достоянием гласности.

Невербальный тип общения

Это язык нашего тела. Все то, что нельзя (или не хочется) передать словами. Очень часто такое общение является более красноречивым. Однако не для всех. Ученые доказали, что женщины более восприимчивы к невербальному типу общения. Проще говоря, они лучше умеют читать людей «между строк». В качестве примера можно привести опыт, в котором участвовали супружеские пары. Их разделили по половому признаку и дали послушать несколько вариантов плача ребенка. Женщины сразу различили, где малыш плачет от голода, а где ему мешают мокрые пеленки. Тогда как мужчины не смогли определить причину недовольства детей. До них дошел только вербальный контакт ребенка.

Кстати, невербальный тип общения очень активно изучается наукой. Можно назвать несколько направлений, которые трудятся над распознанием языка тела человека:

Всего существует четыре типа дистанции между людьми:

  1. Интимная зона. Составляет 15-45 сантиметров. Допускаются в нее лишь хорошо знакомые, близкие люди. Для этой зоны характерны тактильный контакт, доверительность, негромкий голос, прикосновение. Наука утверждает, что нарушение интимной зоны человека влечет за собой некоторые физиологические изменения в организме: повышенное выделения адреналина, учащение биения сердца, прилив крови к голове и пр. Если человек преждевременно вторгся в интимную зону, это всегда воспринимается как покушение на неприкосновенность. Случается, что в переполненном транспорте люди находятся слишком близко друг к другу, что приносит дискомфорт некоторым пассажирам. Психологи советуют в моменты пробок отвернуться от попутчиков, вторгшихся в вашу интимную зону, не смотреть в глаза и не разговаривать с ними. Так поездка пройдет для вас существенно легче.
  2. Персональная или личная зона. Составляет 45-120 см. Подходит для повседневной беседы с коллегами и друзьями. Предполагает исключительно визуально-зрительный контакт между людьми, которые поддерживают разговор.
  3. Социальная зона. Составляет 120-400 см. Соблюдается обычно во время официальных встреч во всевозможных служебных помещениях при общении с теми, которых человек не очень хорошо знает.
  4. Публичная зона. Составляет более 400 см и подразумевает общение человека с большой аудиторией и группой людей. При этом некоторые люди могут быть гораздо ближе к оратору. Однако нельзя допускать, чтобы человека вплотную окружало большое количество народа. Многие морально теряются в толпе.

Позиция собеседников за столом

О том, какую позицию человек принимает за столом, можно судить о его отношении к делу в целом. Эти знания широко используются при организации переговоров, когда можно просто пересадить человека и немного ослабить его позицию. А теперь более конкретно о самих позициях:

Угловое расположение – самое благоприятное для общения учителя с учеником, руководителя с подчиненными. У обоих сторон есть необходимый простор для обмена взглядами. Угол стола при этом служит символичным барьером, который защищает от несправедливых выпадов. Взгляды собеседников не перекрещиваются, что тоже приносит психологический комфорт. А когда поднимаются трудные вопросы в обсуждении, человек всегда может сосредоточиться на формулировке ответа, направив глаза на неподвижный объект.

Собеседники сидят напротив друг друга. Это конкурирующе-оборонительная позиция, которая применяется в спорах, острых обсуждениях, дискуссиях. Преимущество ее заключается в том, что она позволяет хорошо видеть выражение лица оппонента, совершаемые жесты, которые меняются в зависимости от отношения собеседника к обсуждаемому вопросу. При этом стол служит так называемой психологической защитой.

Собеседники расположились по разным углам стола. Это независимая позиция, которая сообщает о нежелании человека общаться. Стоит ли говорить, что это отрицательно влияет на весь процесс коммуникации? Можно попытаться переломить ситуацию, пересадив человека. Но есть риск, что собеседник не примет изменения и покинет помещение до начала переговоров.

Собеседники сидят рядом. Это позиция направленного сотрудничества. Здесь между людьми нет никаких барьеров, а само общение носит доверительный характер. В таком положении участники разговора могут обсудить практически все темы и вопросы, поскольку собеседники принимают друг друга.

Эти глаза напротив

Также хорошо можно распознать эмоции и намерения человека по глазам. Это лучше всего знают мужчины, которые при знакомстве сразу оценивают то, как собеседник смотрит на него. Более того, по взгляду можно определить социальный статус, наличие и отсутствие проблем и даже состояние здоровья человека. К примеру, студент за неделю перед стипендией, бабушка с минимальной пенсией и мать-одиночка смотрят на мир примерно одинаковыми глазами. С грустью. Тогда как успешный бизнесмен взирает на окружающих уверенно, смело. Такое же выражение глаз можно встретить у ребенка, который растет в полной семье. У него нет проблем, и в будущее подрастающий человек смотрит с оптимизмом.

Если говорить более конкретно, то взгляд собеседника, в зависимости от ситуации, бывает:

Глаза, лоб, рот, брови, рот, подбородок, нос — эти части лица лучше всего выражают главные человеческие эмоции. Положительные эмоции (любовь, радость, удивление) можно определить быстрее и проще, сложнее воспринимаются отрицательные эмоции человека (гнев, печаль, презрение). Главную нагрузку в определении истинных чувств собеседника несут губы и брови.

Жесты

Именно они дают в общении больше всего информации. Можно занять за столом ту позицию, что тебе отвели, спрятать взгляд, контролировать слова, но жесты все равно выдадут истинное отношение собеседника к данной проблеме. Психологи определили шесть групп жестов:
  1. Жесты-иллюстраторы. Сюда входят: сообщающие жесты (указатели, когда человек на что-то указывает пальцем), пиктографы, (образные картины изображения, которые рисует собеседник в воздухе, на столе), кинетографы (всевозможные движения телом), жесты-«биты» (для психологической отмашки от собеседника), идеографы (движения руками, которыми человек соединяет воображаемые предметы вместе).
  2. Жесты-регуляторы. Это целенаправленные движения руками, кивки, которые выражают отношение человека к чему-либо.
  3. Жесты-эмблемы. Образные заменители фраз или слов в общении. К примеру, это могут быть сжатые вместе руки, символизирующие дружбу и сотрудничество (как при рукопожатии), немного приподнятые ладони означают во многих случаях приветствие, а поднятые руки над головой интерпретируются как прощание.
  4. Жесты-адапторы. Довольно специфические движения рук. Это подергивания отдельных частей тела собеседником при общении. Почесывания, прикосновения, поглаживания посторонних предметов, своего тела. Легкое пошлепывание партнера, перебирание всего, что находится под рукой (пуговица, блокнот, карандаш и т. п.).
  5. Жесты-аффекторы. Это выражения движениями мышц лица и тела определенных эмоций.
  6. Микрожесты: Едва уловимые изменения в собеседнике: увеличенное количество морганий, внезапное покраснение щек, подергивания губ и пр.
Психологи утверждают - когда человек хочет показать свои эмоции и чувства, то он непременно прибегает к помощи жестикуляций. Поэтому так важно выучить истинный смысл тех или иных жестов для того, чтобы определить истинные намерения собеседника. Особенность жестикуляций заключается в следующем: они усиливают действия слабых волнений путем демонстрации корпуса тела и движений рук; подавляют сильные эмоции, ограничивая движения тела. Ложные движения, направленные на обман собеседника, в первую очередь совершаются конечностями, а уж после задействуются мышцы лица.

Можно определить следующие виды жестов, которые часто возникают при общении:

Несомненно, очень важно, какие типы межличностного общения вы используете в разговоре. Однако гораздо важнее не контролировать жесты и взгляды собеседника, и не пытаться сдерживать нежелательные эмоции самой, а общаться только с теми людьми, которых вы любите и которым доверяете. Тогда и все фразы будут выстроены правильно, и поза будет говорить о честности и открытости, да и вы сами не стонете ловить собеседника на вранье. Поэтому тщательнее выбирайте друзей и доверяйте своим близким.

alebed.org

Типы и виды общения

Типологические особенности общения. Наряду со способами следует различать и типы общения.Если способы общения представлены теми или иными средствами группового коммуникативного поведения людей (интеграция или, наоборот, дифференциация, даже дезинтеграция и т. д.), то типы — это различия в общении по его характеру, т. е. по специфике психического состояния и настроения участников коммуникативного акта.

Типологические разновидности общения носят парный и одновременно альтернативный характер. Таковы пары общения:— делового и игрового;— безлично-ролевого и межличностного;— духовного и утилитарного;— традиционного и инновационного. Психологическая специфика делового и игрового общения

При всей относительности различий названных типов они качественно альтернативны по своему характеру.

Так, особенностью делового в отличие от игрового общения является высокая степень регламентированности и однозначности первого.

В деловом общении заранее задано почти все — от сценария отношений между взаимодействующими индивидами, сути выполняемых ими ролей, норм их активности, дистанции отношений до достаточно высокой степени определенности ожидаемых результатов.

В игровом же общении нет такой жесткости в регламентации отношений, складывающихся в ходе взаимодействия субъектов. Участники игровой коммуникации могут меняться ролями, уровень их доминирования находится в зависимости от хода игры. Столь же неопределенным, т. е. непрогнозируемым оказывается часто и результат игрового общения.

Особенностью игрового общения является и многозначность ролевых отношений, складывающихся между его участниками. Если отступление от определенности и однозначности передаваемой в деловом общении информации может его осложнить, то в игровом общении, наоборот — чем выше уровень многозначности (неопределенности и подтекста), тем выше эффект его эмоционально-стимулирующего воздействия как на самих участников, так и на зрителей.

Неопределенность результата игрового общения — во многом продукт его незаданности и степени включенности участников игры в ее ход. Отсюда же и более высокий уровень психологической вовлеченности, состязательности и азарта в игровом в отличие от делового общения.

Психология ролевого и межличностного общения. Если в основе различий делового и игрового общения лежит прежде всего степень их регламентации или заданности, то специфика психологии функционально-ролевого и межличностного типов общения связана с их различием по характеру направленности внимания субъектов данного процесса.

В эпицентре внимания субъектов функционально-ролевого взаимодействия находятся выполняемые ими в рамках той или иной организации роли и обязанности, степень полноты их реализации, адекватность реагирования на те или иные условия, складывающиеся в организации, и требования, которые она предъявляет к роли или статусу индивида в ситуации делового общения. При этом личность, тем более индивидуальность участников делового общения может в полной мере и не приниматься в расчет. Особенно если это касается отношения старшего к младшему по должности субъекту.

Альтернативность межличностных отношений функционально-ролевым состоит в том, что здесь в центре внимания оказывается как раз прежде всего личность, даже индивидуальность участников взаимодействия.

В отличие от могущих быть совершенно безличными, т. е. не опосредованными вниманием друг к другу как к индивидуальности, функционально-ролевых отношений, отношения, складывающиеся в ситуации межличностного контакта сфокусированы прежде всего на личности партнера по общению.

Это предполагает поддержание и развитие взаимного интереса к мотивации и целям взаимодействия, степени взаимного понимания друг друга как уникальных индивидов и партнеров по общению.

При этом наиболее высокой формой межличностного общения является непосредственность, естественность, независимость ни от каких других факторов и интересов того внимания, которое общающиеся уделяют и проявляют в отношении друг друга.Относительность различий ролевого и межличностного общения.

Несмотря на обозначенные выше качественные различия рассматриваемых типов общения, они могут находится в отношениях не оппозиции, а взаимодействия и усиления друг друга.

Так, наиболее высокой и продуктивной формой функционально-ролевых отношений в отличие от их безличной модификации являются личностноопосредованные деловые отношения.Равно как и наоборот, межличностные по своей природе отношения могут только выиграть, когда они дополняются общностью и деловых интересов, и соответствующего этому общения.

Традиционное и инновационное общение. Традиционное общение, как и функционально-ролевое, регламентировано. Однако здесь степень регламентации является значительно более высокой. Если в деловом общении регламентированы только функции и рамки роли, то в традиционном общении, например при исполнении свадебного обряда, детально регламентирована вся процедура, весь ритуал коммуникативного поведения как молодых, так и членов их ближайшего окружения, т. е. сам способ исполнения роли, а не только она сама.

Естественной типологической альтернативой традиционному общению является общение инновационное. В этом жанре общения предусмотрено достижение наивысших ступеней внутреннего, психологического раскрепощения мысли и воображения его участников.

Варианты инновационного общения многообразны, но в основе своей они всегда имеют диалогическое взаимодействие партнеров.

Если цель традиционного общения состоит в сохранении и воспроизводстве раз и навсегда заданного стандарта коммуникативного поведения, то цель инновационного общения прямо противоположна — разрушение любых сложившихся представлений и стереотипов, если они препятствуют достижению нового знания.

Одной из наиболее популярных и эффективных форм организации инновационного общения является диспут, полемика, в частности ее игровой вариант, известный как мозговая атака. Этот вариант инновационного общения интересен прежде всего тем, что он исключает какое бы то ни было осуждение или даже критику выдвигаемых в процессе дискуссии идей. Тем самым дается мощный психологический импульс творческому воображению участников, создается благоприятная атмосфера для поиска и предложения новых, оригинальных решений обсуждаемых проблем.

С аналогичной точки зрения можно смотреть и на такие типологически различные пары общения, как духовное и утилитарное, праздничное и будничное и др.

Виды общения. Если типологические особенности общения обусловлены их характером, то видовые различия общения — их предметной направленностью. Так, правомерно говорить о психологической специфике политического или религиозного, научного или экономического общения и др.

Здесь психологические особенности коммуникативного поведения партнеров задаются их предметной принадлежностью. Так, психология политического общения характеризуется исключительным многообразием форм и масштабов, динамичностью, остротой, способностью перерастать из одного состояния в другое и ломать сложившиеся рамки отношений, традиций и институтов.

В отличие от него религиозное общение протекает, как правило, в рамках давно сложившихся традиционных ритуалов и канонов. Если в политическом общении чаще всего проявляется энергетика противоборства, мятежно-сти и непримиримости, то в религиозном общении — скорее дух смирения и умиротворенности.

Аналогичным образом можно говорить об особенностях научного общения, где должен доминировать дух разума, и вечного стремления к постижению сущности окружающего мира, к истине, где критерий истинности — аргументы и доказательства, а не вера, как в религиозном общении.

В экономическом общении доминирует игра и расчет, риск и взвешенность, дальновидность и азарт, холодный рассудок и влечение к обладанию и богатству.

Необходимо, конечно, различать специфику общения и по критерию его масштабности от межличностного до группового, коллективного и массового.

Микрообщение, его возможности и границы. Одной из форм удовлетворения потребности людей в непосредственном эмоциональном контакте, во взаимном понимании и сопереживании друг другу является так называемое микрообщение или преимущественно межличностное общение "лицом к лицу" (fase to fase). Варианты микрообщения — диада, триада, небольшая группа, не превышающая численность участников более 10— 12 человек.

Общение, происходящее в небольшой группе людей, если оно носит сравнительно устойчивый характер, основано на общности интересов, их моральной ценности, открывает большие возможности для эмоциональной наполненности складывающихся отношений.

Здесь возникают условия, как правило, благоприятные для более полного самовыражения личности, для психологической совместимости людей, для их полного взаимопонимания и взаиморасположения.

Этот вид общения существенно отличается от тех форм связей, которые несут на себе печать непродолжительности, безличности, стандарта, формальности, фрагментарности и спешки.

В отличие от многообразных форм массового общения в ситуации эмоционально-непосредственного межличностного контакта достигается его высокая степень персонифицирован-ности, стабильности, психологической раскрепощенности и комфорта.

Потребность в глубоком, духовном, личностном контакте особенно остро переживается в юношеском возрасте, когда стремление подростка к осознанию своей индивидуальности, к самовыражению требует как зеркала (другого Я), так и проявления соучастия.

Но и общение в микросреде не всегда может гарантировать удовлетворение потребности личности в полном понимании, в глубоком эмоциональном отклике, в сочувствии, соучастии и сопереживании. Даже при самом тесном дружеском общении люди далеко не всегда адекватно понимают и оценивают друг друга.

Как показывают исследования и повседневный опыт, на пути взаимопонимания людей лежит немало препятствий, преодоление которых требует и знаний (в частности учета возрастных и характерологических особенностей личности), и умения (в частности умения говорить с человеком и слушать его, умения адекватно воспринимать и оценивать его состояние и поступки, умения адекватно реагировать на действия людей и т. д.).

При отсутствии же необходимых знаний и подготовки требуется по крайней мере хотя бы время, для того чтобы методом проб и ошибок достичь более полного контакта и взаимопонимания с другим человеком. Однако ныне ставка на фактор времени в условиях его дефицита становится ненадежной.

psyera.ru