Российский парламент: история и современность. Парламент в россии


1.Федеральное Собрание – парламент рф.

Федерального Собрания Российской Федерации – парламент – это общегосударственный, представительный орган, главная функция которого в системе разделения властей заключается в осуществлении законодательной власти. Кроме того, парламент рассматривается как выразитель интересов народа данного государства.

Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации является высшим, представительным и законодательным органом Российской Федерации. Федеральное Собрание действует самостоятельно в пределах своей компетенции и олицетворяет законодательную ветвь власти. Следовательно к признаками российского парламента можно отнести: парламент является представительным учреждением; парламент представляет законодательную власть.

В качестве органа народного представительства деятельность Федерального Собрания Российской Федерации основана на следующих принципах:

1) Конституция РФ закрепляет порядок избрания депутатов Федерального Собрания и компетенцию его палат;

2) депутаты Федерального Собрания уполномочены народом, путем их избрания осуществлять государственную власть;

3) Федеральному Собранию принадлежит право принятия государственного бюджета и контроля за его исполнением;

4) Федеральное Собрание назначает выборы Президента РФ и может отрешить его от должности;

5) Федеральное Собрание сдерживает деятельность Правительства РФ путем выражения недоверия ему и судебной власти путем дачи согласия на назначение судей высших судебных органов Российской Федерации.

Осуществление всех этих положений на практике должно привести к тому, что Федеральное Собрание не только выражает волю народа, но и осуществляет эту волю в законах и иных актах, не будучи в этом отношении никому подконтрольно.

Функции российского парламента:

-осуществление законодательной деятельности, т.е. принятие законов;

-участие в назначении высших должностных лиц;

-контроль за деятельностью Президента РФ;

-контроль за деятельностью Правительства РФ

-решение внешнеполитических вопросов РФ.

Федеральное Собрание состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. Двухпалатный состав парламента в России обусловлен ее федеративным устройством. Совет Федерации является органом представительства всех субъектов Российской Федерации, а Государственная Дума выражает интересы всех граждан РФ независимо от их место жительства, а также политических партий, имеющих всероссийский статус.

Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Они могут собираться совместно лишь в следующих случаях для заслушивания:

– посланий Президента РФ;

– посланий Конституционного Суда РФ;

– выступлений руководителей иностранных государств.

В соответствии со ст. 99 Конституции РФ Федеральное Собрание РФ является постоянно действующим органом. Двухпалатная структура российского парламента обусловливает и различие в компетенции этих палат.

Существуют три основные группы полномочий палат Федерального Собрания, закрепленные конституционно:

1) относящиеся к исключительному ведению каждой из палат Федерального Собрания;

2) связанные с организацией деятельности палат;

3) по принятию федеральных законов.

studfiles.net

Парламент РФ, как называется орган власти в Российской Федерации

История создания парламента прошла многовековой этап становления. В Англии произошло зарождение парламента. В различных государствах с высокой развитой политической системой существует практика деления парламента на палаты. Россия не является исключением. Парламент Российской Федерации двухпалатный, у каждой палаты существуют различные функции. Государственной Думе РФ делегирована особая миссия — законотворчество.

Название парламента в РФ

Парламент в РФ имеет название — Федеральное собрание. В России парламент разделен на верхнюю и нижнюю палаты. Статус Федерального собрания закреплён Конституцией РФ. Совет Федерации является верхней палатой парламента, в неё входят от каждого субъекта страны по два представителя, один из них от органа исполнительной власти, другой от власти представительной (законодательной). Количественный состав рассчитать несложно: всего 170 членов Совета Федерации, учитывая, что субъектов в РФ 85. Представительство в Совете Федерации сроком полномочий не ограничено, но порядок формирования верхней палаты строго регламентирован федеральным законодательством.

Нижняя палата Парламента

Так же как и Совет Федерации, является выборным органом, в количественном составе 450 депутатов. Полномочия депутатов нижней палаты Парламента РФ ограничены конституционным сроком в 5 лет, после чего проводится процедура всенародного голосования, депутатский состав обновляется. Первая половина депутатов нижней палаты набирается в первом туре голосования по многомандатному округу, путём определения кандидатов, получивших большинство голосов избирателей в своём избирательном округе. Вторая половина состава Государственной думы формируется политическими партиями, которые преодолели барьер в 5% проголосовавших за списки партий.

Граждане РФ, достигшие порога совершеннолетия, избирают представителей органов власти тайным голосованием на основе всеобщего равного права. Выборы в Российской Федерации регулируются законами.

Палаты заседают отдельно друг от друга, что установлено Конституцией. Вместе члены Федерального собрания собираются лишь в особых случаях, для заслушивания посланий:

Одновременно нельзя являться депутатом Государственной Думы и членом Совета Федерации.

Конституция РФ наделяет членов Государственной Думы РФ рядом полномочий.

Депутаты делегированы:

Правительство РФ, как и сам президент, докладывают о проделанной работе нижней палате. Государственная Дума наделена исключительным правом о выражении недоверия Правительству РФ.

Федеральные законы принимаются думой большинством голосов от общего числа, если это не противоречит законодательству РФ.

В случае если нижняя палата три раза подряд не дала согласие на назначение кандидата на должность председателя правительства по предложению президента, а также в случае трёхмесячного срока проявляла недоверие правительству, тогда указом президента депутаты Государственной Думы распускаются.

Думу невозможно распустить, если срок её работы составляет менее одного года.

В седьмом созыве спикером Государственной Думы назначен Вячеслав Володин, который занял место Сергея Нарышкина, председателя думы шестого созыва. Таким образом, в данный момент абсолютное число голосов в думе принадлежит партии «Единая Россия».

В целях оптимизации в Государственной Думе Российской Федерации сократилась численность комитетов. Произошло объединение нескольких комитетов. Например, единым комитетом стали два различных ранее комитета по строительству и транспорту, произошло слияние комитета науки и образования, комитеты природных ресурсов, земельных отношений и собственности также были объединены.

В России власть разделяется не только на ветви, но и на уровни, в зависимости от административно-территориальной принадлежности. Разделяют уровень федеральный, региональный, муниципальный.

Региональный уровень власти отличается от уровня муниципального, более высоким уровнем управленческих функций.

Парламент находится на федеральном уровне власти и относится к законодательному органу, то есть на уровне федерации в целом.

Представительная власть

Представительным органом парламент назван в силу того, что во всех регионах России население имеет своих представителей. Депутаты выбираются по одномандатному и мажоритарному округу. Выборы представителя по одномандатному округу означают голосование за определённую политическую партию, выборы по многомандатным округам (мажоритарная система), предполагают избрание населением своего конкретного кандидата. Представительная власть в РФ – это комплексность интересов между народом и властью. Народ через своих выборных представителей, выражает свою волю и намерения (волеизъявления), для совместного решения проблем общежития народонаселения страны, общенациональных вопросов.

Также парламент назван законодательным органом, потому что наделён законодательной инициативой. Парламентом принимаются законы, обязательные как для всех граждан государства, всех ветвей власти, разделённых на законодательную, исполнительную и судебную, так и самого Президента РФ.

Видео

Из этого видео вы узнаете об органах государственной власти в РФ.

liveposts.ru

Парламент России - это... Что такое Парламент России?



Смотреть что такое "Парламент России" в других словарях:

dic.academic.ru

Ответы@Mail.Ru: Парламентом РФ называется:

Федера́льное собра́ние — высший представительный и законодательный орган России (согласно статье 94 Конституции Российской Федерации) , Парламент Российской Федерации. Статус Федерального собрания определен в главе 5 Конституции Российской Федерации. Функции и полномочия Федерального собрания распределены между двумя палатами — Государственной думой и Советом Федерации (согласно статье 95 Конституции Российской Федерации) . Федеральное собрание является постоянно действующим органом (статья 99 Конституции Российской Федерации) . Обе палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств (статья 100 Конституции Российской Федерации).

Государственная Дума и Совет Федераций!

нижняя палата Федерального собрания (450) Федеральное собрание - Парламент (95)

Парламент в РФ Единая Вертикаль Представительной Власти по Конституции 1993 года . Федеральное Собрание; Областное /республиканское/ Собрание; Городское Собрание ; Районное Собрание; Сельское /поселковое/ Собрание.

Верхняя палата - это Совет Федерации Нижняя палата - Это Государственная Дума РФ

Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.

Вот тут почитайте интересно <a href="/" rel="nofollow" title="50381549:##:index.php?newsid=13">[ссылка заблокирована по решению администрации проекта]</a>

touch.otvet.mail.ru

Российский парламент: история и современность

«Примечания» продолжают рубрику Россия для “чайников”, в которой мы знакомим наших читателей с реалиями правовой, политической и общественной жизни новой России. Сегодня мы расскажем об истории и работе главного законодательного органа страны — Федерального Собрания.

Как известно, первый в мире парламент появился в Исландии еще в X веке. В других странах Европы идея народного представительства в государственной власти зародилась позднее, но все же успела пройти огромный путь развития на протяжении многих столетий. В России парламент в современном его виде существует сравнительно недавно — лишь с 1993 года.  Однако история российского парламентаризма уходит корнями в далекое прошлое.

Впервые парламент появился в 1905 году в царской России. Как и сегодня, он состоял из двух палат — Государственной Думы и Государственного Совета. Но, несмотря на аналогичную структуру, парламент Российской Империи был лишь  прообразом будущего Федерального Собрания, как и последующая трансформация органа народного представительства при СССР — Советов.

Основное отличие современного парламента от своих предшественников кроется в том, что законодательная власть в обоих случаях была подконтрольна правительству: в первом случае — императору, во втором — партийному руководству. А это означает, что сам смысл парламентаризма — принцип разделения ветвей власти и ее децентрации — соблюдаться никак не мог.

Так называемая система сдержек и противовесов диктует четкое разграничение полномочий и взаимный контроль между высшими органами государственной власти. В России таких органов три — Федеральное собрание, президент и Конституционный Суд.

Структура современного российского парламента схожа со структурой большинства стран Европы, Азии, а также США. Хотя, к примеру, Верховная Рада Украины — однопалатный законодательный орган. В России же функции и полномочия делят между собой две палаты — Совет Федерации, или «Палата регионов», и Государственная Дума.  

Совфед реализует принцип равного участия всех субъектов федерации в законотворческом процессе, чтобы учесть голос каждого региона страны в принятии решений. Таким образом, в верхнюю палату утверждается по одному члену от исполнительной и законодательной власти каждого субъекта. С 2014 года в Совфеде заседают и представители Республики Крым — Ольга Ковитиди и Сергей Цеков, а Севастополь как город федерального значения представляют сенаторы Андрей Соболев и Ольга Тимофеева.

Состав Государственной Думы, в свою очередь, формируется из депутатов политических партий по итогам всенародного голосования. Таким образом, парламент представляет как интересы регионов, так и политический спектр мнений народных избранников.

Поскольку парламент  — орган законодательно-представительный, первой и главной его задачей является законотворческий процесс. Будущий закон проходит путь от подготовки к рассмотрению в профильных комитетах Госдумы и составления бюджета для его реализации до последующего обсуждения в трех чтениях. Затем проект отправляется на одобрение в Совфед и в случае удачного исхода — на подпись к президенту. 

Однако этим деятельность палат далеко не исчерпывается. В частности, в полномочия Совета Федерации входит принятие решений о назначении и снятии с должности Генпрокурора и главы Счетной палаты, введения военного положения в стране и вопрос об изменении государственных границ. Компетенция Госдумы же распространяется на одобрение кандидатуры председателя правительства, а также назначение и отстранение от должности главного уполномоченного по правам человека и главы Центробанка. Кроме того, ежегодно отчитываться в Думе о проделанной работе обязан кабинет правительства. Кстати, эта дополнительная функция закрепилась за нижней палатой сравнительно недавно — после соответствующей поправки к конституции в 2008 году.

Особые полномочия лежат и на «менеджерах» обеих палат — их председателях. Напомним, что пост председателя Думы VI созыва занимает Сергей Нарышкин, а действующим председателем Совфеда на данный момент является Валентина Матвиенко — бывший губернатор Санкт-Петербурга на протяжении восьми лет. Оба председателя, по сути, направляют процесс работы своей палаты и руководят им — начиная с распределения обязанностей своих замов и работы подконтрольных профильных комитетов и заканчивая проведением слушаний.

К слову, закона об обязательном посещении депутатами слушаний не существует. В связи с этим в Думе неоднократно сталкивались с отсутствием необходимого количества депутатов на пленарных заседаниях. Более того, проблема «думских прогульщиков» уже успела получить широкую огласку. В связи с этим минувшей осенью в Думе предложили создать особый комитет, который контролировал бы посещаемость слушаний. 

«Сейчас закон исходит из того, что в Госдуму избираются сознательные люди, но, видимо, нужна “страховка от дурака”», — сообщал ранее председатель комитета по регламенту Николай Булаев. Сергей Нарышкин, в свою очередь, предложил «наказывать рублем» прогулы заседаний — в частности, лишать провинившихся премии. Впрочем, пока что комиссия не функционирует.

Нельзя сказать, что на сегодняшний день принципы работы российского парламента полностью сложились. В некотором смысле они до сих пор пребывают в становлении, поскольку за последние десять лет неоднократно претерпевали изменения. В первую очередь реформы дважды коснулись системы выборов в нижнюю палату, а затем изменения срока полномочий Государственной Думы в соответствии с поправкой к конституции 2008 года. И если действующая Дума VI созыва еще работает по старым правилам, то выборы 2016 года пройдут уже по новым стандартам, а депутаты будут занимать свои кресла  пять лет вместо прежних четырех.

В следующий раз читайте о том, как попасть в главный законодательный орган страны.

  Самое острое на канале Примечаний в Telegram

primechaniya.ru

Парламент в России

курсовая

Парламент в России

СодержаниеВведение………………………………………………………………….с.3

Глава 1. Федеральное собрание в системе разделения властей………..с.7

Глава 2. Конституционно-правовой статус Федерального Собрания

              России

2.1 Федеральное Собрание – представительный и

      законодательный орган власти…………………………………с.13

2.2 Порядок формирования Государственной Думы и Совета

     Федерации………………………………………………………..с.17

Глава 3. Компетенция палат Федерального Собрания России………….с.25

Заключение………………………………………………………………….с.39

Источники и литература……………………………………………………с.42

ВведениеРоссийская Федерация определена в ст. 1 Конституции Российской Федерации как демократическое федеративное правовое государство. Формирование и деятельность высших органов государственной власти осуществляется в соответствии с принципом разделения властей и принципами федеративного устройства, к которым в соответствии со ст. 5 Конституции РФ относятся: государственная целостность, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Среди высших органов государственной власти, формирование которых обусловлено федеративной природой России, особое место занимает Парламент  Российской Федерации. Парламент – это избираемый населением страны представительный орган, носитель законодательной власти, неотъемлемый институт демократического государственного строя.[1]

 Роль парламента в России  с момента его появления в нашей новейшей истории  стала объектом пристального внимания отечественной науки конституционного права. При этом актуальность этой темы не снижается. Напротив, события последних лет свидетельствуют о возрастании ее значимости благодаря появлению новых аспектов, нуждающихся в углубленном, системном исследовании.

В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 5 ноября 2008 года Президентом Российской Федерации среди приоритетных направлений развития федеративных отношений особо выделена задача повышения роли Совета Федерации в отражении интересов субъектов Российской Федерации, координации деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. В законодательном порядке реализовано предложение Президента РФ о новом порядке формирования Совета Федерации только из числа лиц, избранных в представительные органы власти и депутатов местного самоуправления соответствующего субъекта Федерации, осуществлена отмена «ценза оседлости», позволяющая дополнительно вовлечь в работу граждан, прошедших процедуру публичного избрания, имеющих опыт работы с избирателями и представляющих не только органы власти субъекта Федерации, но и, самое главное, непосредственно его население[2].

Парламент, в соответствии с теорией разделения властей – представляет собой общегосударственный представительный орган, главной функцией которого является осуществление законодательной власти.

Российский Парламент, в своем нынешнем облике, функционирует относительно небольшой промежуток времени - с момента принятия Конституции 1993 года – до сегодняшних дней.  Поэтому, можно с уверенностью говорить о том, что он далеко не совершенен.

Данная тема сегодня особенно актуальна в связи с предстоящими в 2011 году  выборами депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ. Однако, главным моментом, обусловливающим особую актуальность данной проблемы, является, конечно, то место, роль и значение, которые занимает и играет в конституционной системе государственной власти России Федеральное Собрание.

Объектом исследования являются правоотношения, возникающие в процессе осуществления деятельности Федеральным Собранием.

Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие формирование и функционирование Федерального Собрания Российской Федерации. Исходя из выше изложенного, можно определить цель работы, которая состоит в анализе сущности и роли Федерального Собрания в системе органов государственной власти РФ на основе действующих законов. Достижение указанных целей обеспечивается путем решения следующих задач:

1.     определить место Федерального Собрания в системе разделения властей

2.     охарактеризовать  особенностей правового статуса Федерального Собрания;

3.     определить порядок  формирования Федерального Собрания;

4.     выяснить компетенции палат Федерального Собрания.дательства.

Данная работа написана на основе российского законодательства, базовым из которого являются: Конституция РФ; Регламент Государственной Думы[3]; Регламента Совета Федерации[4]; Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации[5]»; Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федераль­ного Собрания РФ»[6].

Среди теоретиков права, исследовавших проблемы парламентаризма, необходимо выделить С.С.Алексеева[7], М.В.Баглая[8], М.Н.Марченко[9] и других. Работы этих ученых стали отправной точкой для последующей более детальной разработки данных проблем такими авторами, как С. А. Авакьян[10], П.П.Глущенко[11] и многими другими.

Кроме того, при написании работы использовались материалы, опубликованные в сети Интернет[12]

Структура работы:

Данная работа состоит из введения, в котором раскрывается актуальность темы, степень изученности проблемы; определяются предмет и объект, цель и задачи исследования; трех глав, в которых раскрываются поставленные задачи и заключения, в котором делаются выводы по теме работы.

Глава 1. Федеральное собрание в системе разделения властейПринцип  разделения  властей  является  одним  из  основных  принципов организации государственной власти и  одним  из  основополагающих  принципов организации   и   функционирования    демократического,    конституционного, правового государства.

      Принцип разделения властей означает, что законодательную  деятельность должен осуществлять представительный (законодательный) орган, исполнительно-распорядительную деятельность (государственное  управление,  государственное регулирование) - органы исполнительной власти, правосудие - суды,  при  этом «ветви власти» самостоятельны,  организационно  и  функционально  независимы друг от друга, что не  исключает  их  взаимодействие  и  взаимный  контроль.

Разделение властей основывается на естественном  разделении  таких  функций, как    законотворчество,     государственное     управление,     правосудие, государственный  контроль.  Политическое  обоснование  принципа   разделения властей состоит в том, чтобы распределить и  сбалансировать  государственно-властные  полномочия  между  различными  государственными  органами,   чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей  их  части  в  ведении единого органа государственной власти или  должностного  лица  и  тем  самым предотвратить произвол. Три независимые «ветви  власти»  -  законодательная, исполнительная   и   судебная   -    могут    сдерживать,    уравновешивать, контролировать  друг  друга,  не  допуская  нарушения   законов,   это   так называемая «система сдержек и противовесов».

      Принцип  разделения  властей  закреплён и в Конституции РФ 1993 года[13]

Принцип разделения властей - это рациональная организация государственной власти в демократическом государстве, при которой осуществляются гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших органов государства как частей единой власти через систему сдержек и противовесов. Теория разделения властей появилась во Франции в середине XVIII века и явилась логическим продолжением развития политико-правовых идей, возникших в XVII веке в Англии. Теория разделения властей была создана Дж. Локком, Ш. Монтескье, А. Гамильтоном, Д. Мэдисоном, Д. Джеем. Классической теорией разделения властей считается теория Ш. Монтескье. Ядро концепции Ш.Л. Монтескье составляет следующая мысль: «Чтобы не было возможности злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга[14]».

 Целью теории разделения властей является создание эффективного механизма функционирования государственных органов, создание безопасности граждан от произвола и злоупотреблений властей, обеспечение политических свобод.

Согласно классическому принципу разделения властей в государстве действуют три ветви власти: законодательная, издающая законы; исполнительная, осуществляющая управление на основании изданных законов; судебная, контролирующая соблюдение законов и осуществляющая правосудие.

Согласно теории разделения властей:

1) законодательная, исполнительная и судебная власть предоставляются различным людям и органам в соответствии с Конституцией;

2) все власти равны перед законом и собой;

3) никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными Конституцией другой власти;

4) судебная власть независима от политического воздействия, судьи несменяемы, независимы, неприкосновенны и подчиняются только закону[15].

Кроме того, разделение власти на три ветви в государстве обуславливается необходимостью:

1) четкого определения функций, компетенции и ответственности различных государственных органов;

2) обеспечения возможности контролировать государственными органами друг друга на конституционной основе;

 3) эффективной борьбы со злоупотреблениями властью[16].

Принцип разделения властей подчинен задаче создания противовеса каждому виду власти. Поскольку государственная власть едина, то ее ветви постоянно взаимодействуют, что порождает борьбу, столкновение, соперничество и т.п. Законодательная власть вторгается в полномочия исполнительной и наоборот. Чтобы не произошло полного, абсолютного поглощения одной ветви власти другой, была выработана система сдержек и противовесов. Ее сущность состоит в том, чтобы уравновесить власти, не дать возможности каждой из них оставаться бесконтрольной. Другими словами, в самой идее разделения властей заложено их противостояние. Необходимо отметить, что элементом системы сдержек и противовесов является и оппозиция.

Большой вклад в творческое развитие идеи сдержек и противовесов и воплощение ее на практике внес американский государственный деятель Джеймс Мэдисон (1751-1836 гг.). Он изобрел такую систему сдержек и противовесов, благодаря которой каждая из трех властей (законодательная, исполнительная и судебная) является относительно равной. Этот механизм сдержек и противовесов Мэдисона до сих пор действует в США.

Сдержками и противовесами Мэдисон называл частичное совпадение полномочий трех властей[17].

Так, несмотря на то, что Федеральное Собрание - законодательный орган, Президент России  может наложить вето на законы[18], Конституционный  суд может объявить закон, принятый Государственной Думой недействительным, если он противоречит Конституции[19]. Судебная власть сдерживается назначением    Советом Федерации  судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда на должность в органы судебной власти[20]. Государственная Дума  сдерживает президента своим правом давать согласие на  назначение Председателя Правительства РФ[21]

Принцип разделения властей воспринят теорией и практикой всех демократических государств. Как один из принципов организации государственной власти в современной России, он был провозглашен Декларацией «О государственном суверенитете Российской Федерации» 12 июня 1990 г.[22], а затем получил законодательное закрепление в ст. 10 Конституции РФ, которая гласит: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».

Разделение властей в России заключается в том, что законодательная деятельность осуществляется Федеральным Собранием: федеральные законы принимаются Государственной Думой[23], а по вопросам, перечисленным в ст. 106 - Государственной Думой с обязательным последующим рассмотрением в Совете Федерации; исполнительную власть осуществляет Правительство РФ[24]; органами судебной власти являются суды, образующие единую систему, возглавляемую Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ. Согласованное функционирование и взаимодействие всех ветвей и органов государственной власти обеспечивается Президентом РФ[25].

Такое разделение властей направлено на то, чтобы не допустить узурпации всей власти одним человеком или органом; и способствует повышению эффективности управления государством, предотвращает ошибочные решения. Система сдержек и противовесов заключается в том, что права и полномочия органов одной ветви власти определяются и контролируются другими ветвями. Разделение властей не исключает, а предполагает их кооперацию в решении важнейших задач, стоящих перед государством и обществом. Обострение отношений между законодательной и исполнительной властями способно ослабить и даже парализовать управление страной.

Президент как глава государства в России не входит в систему разделения владей, а возвышается над нею, осуществляя координирующие функции.

Исполнительная власть представлена Правительством, которое самостоятельно и действует наряду с Президентом. Правительство состоит из Председателя Правительства, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров. Правительство Российской Федерации - это коллегиальный орган исполнительной власти государства и субъектов Федерации, который осуществляет государственную власть на всей российской территории.

В России федеральное Правительство несет политическую ответственность перед Федеральным Собранием, прежде всего в плане разработки и исполнения федерального бюджета. Недоверие Председателю Правительства, по существу, влечет за собой значительные перестановки в составе Правительства. Вместо ухода в отставку члены Правительства могут обратиться к Президенту, чтобы он воспользовался своим конституционным правом распустить Государственную Думу и назначить новые выборы.

Законодательная власть воплощена в Федеральном Собрании. Из определения Федерального Собрания как парламента следует, что этот орган должен выступать в качестве коллективного выразителя интересов и воли российского народа, который являйся носителем суверенитета и единственным источником власти в стране. Исходя из принципа разделения властей, российский парламент представляет законодательную ветвь государственной власти в России. Главная функция – законотворческая деятельность.

Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы. Депутаты Госдумы избираются населением, а членами Совета Федерации (в соответствии с новым законом о порядке формирования СФ) являются представители законодательных и исполнительных органов регионов (или их нынешние главы до истечения полномочий).

Глава 2.Конституционно-правовой статус Федерального собрания России2.1 Федеральное Собрание – представительный и законодательный орган власти

Парламент в соответствии с принципом разделения властей, являясь органом общенародного представительства, осуществляет законодательную власть в государстве.

Институт парламента имеет многовековую историю. Родиной парламента считается Англия, где уже в XVII веке королевская власть была ограничена собранием крупнейших феодалов, высшего духовенства, представителей графств и городов. Впоследствии подобные представительные учреждения возникли в Испании, Франции и в ряде других европейских стран. Однако все они носили сословный характер, поэтому считается, что история развития современных парламентских учреждений берет начало с эпохи буржуазных революций XVIII в.

Конституция РФ 1993 года учредила Федеральное Собрание как представительный орган, осуществляющий законодательную власть в Российской Федерации.

Представительный характер Федерального Собрания заключается в том, что федеральное Собрание призвано выражать интересы и волю народа Российской Федерации. Народное представительство реализуется путем проведения периодических   и  свободных выборов. Последние направлены на выявление интересов различных социальных групп, учет федеративных отношений, обеспечение мирного, ненасильственного перехода государственной власти от одних выборных представителей общества к другим на основе свободного волеизъявления избирателей[26].

Характеристика Федерального Собрания в качестве законодательного  органа означает, что федеральное Собрание обладает исключительным правом принимать законы, то есть правовые акты высшей юридической силы. Ни один закон не может вступить в силу, если он не рассмотрен, не одобрен и не принят парламентом. Федеральное Собрание обладает неограниченной компетенцией в сфере законодательства по вопросам, отнесенным Конституцией РФ к ведению Российской Федерации и совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

наименование представительного и законодательного органа Российской Федерации – «Федеральное Собрание» - подчеркивает его федеративную природу, обязанность осуществлять свои полномочия в системе федеративных отношений и установленного Конституцией в ст. 71-73 разделения законодательных прерогатив.

Конституция отказалась от наименования Федерального Собрания, как высшего органа Государственной власти. Понятия «высший» и «низший» вообще в ней не присутствуют. Это отражает принципиальную позицию законодателя, состоящую в том, что в системе подлинно федеративных отношений и реального разделений властей не может быть раз и навсегда установленных высших или низших. Во взаимоотношениях государственных органов власти, осуществляющих полномочия непосредственно от имени Российской Федерации, отсутствует соподчиненность. В рамках собственной компетенции каждый из них является высшим органом[27].

Федеральное Собрание состоит из двух палат - Государственной Думы и Совета Федерации. Государственная Дума является палатой общенародного представительства, а в Совете Федерации реализуется представительство субъектов Федерации.

Двухпалатная структура парламента - относительно новое для России явление. До 1990 года в РСФСР действовал однопалатный высший орган государственной власти - Верховный Совет РСФСР. В 1990 г. в составе Верховного Совета РСФСР были сформированы две палаты - Совет Республики и Совет Национальностей. Однако на практике Верховный Совет продолжал функционировать как однопалатный орган: большая часть компетенции Верховного Совета осуществлялась совместно обеими палатами, доминирующая роль принадлежала общим для всего Верховного Совета руководящим органам - Председателю и Президиуму Верховного Совета.

Двухпалатная структура Федерального Собрания предполагает самостоятельность палат по отношению друг к другу, которая выражается в различном порядке образования Государственной Думы и Совета Федерации, в различной компетенции каждой из палат (ст. 102, 103), разной роли в законодательном процессе, в отсутствии единого координирующего органа Федерального Собрания, в раздельном порядке заседания Совета Федерации и Государственной Думы (ч. 1 ст. 100). Конституция РФ (ч.3 ст. 100) предусматривает только три случая, когда Совет Федерации и Государственная Дума могут собираться совместно: для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда, выступлений руководителей иностранных государств.

Конституционно – правовой статус  Федерального Собрания складывается из совокупности конституционных норм, характеризующих его положение в системе органов государственной власти. Конституционно-правовой статус Федерального Собрания включает в себя следующие элементы:

1) правовые нормы, определяющие порядок выборов депутатов Государственной Думы и формирования Совета Федерации;

2) правовые нормы, устанавливающие компетенцию Федерального Собрания;

3) правовые нормы, регулирующие внутреннее устройство и порядок работы Федерального Собрания.

В Российской Федерации Федеральное Собрание как парламент республики пришло на смену «двухступенчатому» механизму высших органов государственной власти Российской Федерации, включавшему Съезд народных депутатов и формируемый им Верховный Совет.

В ст. 94 Конституции РФ указывается, что Федеральное Собрание - представительный орган Российской Федерации. Тем самым устанавливается, что формой государства является представительная, т.е. опосредованная выборами, парламентская демократия, в условиях которой формирование политической воли народа возлагается на народное представительство, самостоятельно принимающее наиболее ответственные решения.

В ст. 94 Конституции РФ Федеральное Собрание характеризуется и как законодательный орган Российской Федерации. В этой передаче парламенту законодательной власти реализуется принцип народного суверенитета как основы правопорядка.

Признание Федерального Собрания законодательной властью означает вместе с тем, что ни один закон Российской Федерации не может быть издан, если он не рассмотрен и не одобрен парламентом, а сам парламент обладает полной и ничем не ограниченной в рамках полномочий Российской Федерации и ее Конституции компетенцией в сфере законодательства.

Будучи законодательным органом, Федеральное Собрание исполняет и некоторые довольно ограниченные контрольные функции за исполнительной властью. Контроль осуществляется посредством федерального бюджета, принимаемого Государственной Думой, а также использования права отказывать в доверии Правительству, которое в этом случае может быть отправлено Президентом Российской Федерации в отставку.

www.coolreferat.com

Парламент России - Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

(перенаправлено с «»)Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 2 августа 2017; проверки требуют 6 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 2 августа 2017; проверки требуют 6 правок. Тип Тип Палаты Руководство Председатель Совета Федерации Председатель Государственной думы Структура Членов Совет Федерации Фракции Государственная дума Фракции Совет Федерации Комитеты Го
Федеральное Собрание Российской Федерации

двухпалатный парламент

Совет ФедерацииГосударственная дума

Валентина Матвиенкос 21 сентября 2011

Вячеслав Володин, Единая Россияс 5 октября 2016

620(в т. ч.: 170 в Совете Федерации,450 в Государственной думе)

     Внефракционные (170)

  •      ЕР (341)[1]
  •      КПРФ (42)
  •      ЛДПР (39)
  •      СР (23)
  • Внефракционные[2]
  •      Вакантные места (3)

10 комитетов и 3 комиссии

Комитеты

  • по конституционному законодательству и государственному строительству
  • по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера
  • по обороне и безопасности
  • по международным делам
  • по бюджету и финансовым рынкам
  • по экономической политике
  • по аграрно-продовольственной политике и природопользованию
  • по социальной политике
  • по науке, образованию и культуре
  • по Регламенту и организации парламентской деятельности

Комиссии

  • по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых членами Совета Федерации
  • временная комиссия по развитию информационного общества
  • временная комиссия по вопросам совершенствования законодательства РФ о СМИ
  • временная комиссия по вопросам развития законодательства РФ об инженерной и инжиниринговой деятельности
  • временная комиссия по мониторингу реализации ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам обеспечения транспортной безопасности»
  • временная комиссия по вопросам подготовки и проведения в 2018 году в РФ чемпионата мира по футболу
  • временная комиссия по мониторингу экономического развития
  • временная комиссия по подготовке предложений по совершенствованию семейного кодекса РФ

encyclopaedia.bid