Почему погиб Древний Рим: причины, вопросы и версии. Почему погиб


Почему погиб космонавт Комаров

Роковая спешка

Последним, кто видел его живым, был Юрий Гагарин. Их вместе привезли в автобусе на стартовую площадку, еще и трех часов не было - и не скажешь сразу, ночи или утра, и вместе же они поднялись на лифте на верхнюю площадку фермы обслуживания.

Гагарин был дублером Комарова. Появись хотя бы насморк у командира корабля, полетел бы космонавт № 1.

Крайне важно знать, какова была атмосфера накануне этого старта. Предельно напряженной. Все два года, истекшие после последнего пилотируемого запуска, шла ускоренная работа по созданию нового космического корабля 7К-ОК № 4, который в прессе именовали «Салют-1». Рабо­та нервная: правительство напоминало о близящемся юбилее - 50-летии Великого Октября. Новый успех в космосе был необходим, а дело сыпалось. Что-то получалось, что-то - ни с места.

Позже зам Сергея Королева академик Борис Черток скажет: «В эти первые пилотируемые «Союзы» была заложена технологическая ошибка, которой не было ни на предыдущих пусках, ни при всех видах ранее проведенных испытаний». Никто не мог крикнуть: «Остановитесь! Эти корабли нельзя пускать!» Нет Бориса Евсеевича, не спросить у него самого, почему он не сказал те слова...

23 апреля в 3 часа 35 минут первый «Союз-1» с человеком на борту стартовал. Через 540 секунд корабль отделился и вышел на орбиту искусственного спутника Земли. В бункере центра слежения на космодроме ждали первого доклада телеметристов. И сразу - удар по нервам: «Не открылась левая панель солнечной батареи...» Вскоре выяснилось, что не открылась дублирующая антенна телеметрической системы, а также не отошел козырек, защищающий солнечно-звездный датчик от выхлопов двигателей. Это означало: ни солнечная, ни звездная ориентация не пройдут. И это уже очень серьезно. Голос Комарова ясен, космонавт совершенно спокоен, хотя и он прекрасно все понимает.

Перед полетом Владимир Комаров был в прямом смысле «здоров, как космонавт», улыбался и шутил. Он не знал, в каком режиме готовят к запуску его «Союз»...

Только после пятого витка Комарова пришло решение Госкомиссии о посадке. А космонавт между тем делает одну за другой попытки ориентации корабля. Безуспешно: его сковывает отказавшая техника. Тогда приняли решение сажать Комарова на 17-м витке. В этом случае для резерва, в случае неудачи, оставались еще два последующих витка.

На 17-м ничего не получилось. Волнение на командном пункте, казалось, достигло предела. Снова согласовывается с Госкомиссией вариант посадки на следующем витке... Не успели. Остался единственно возможный вариант. Гагарину поручено передать Комарову, какие операции необходимо тому совершить. Опыта, однако, в именно такой посадке у Комарова нет: на тренировках не отрабатывалось, надеялись, что дело до этого не дойдет. Дошло.

«Приземление прошло ненормально»

Комаров выданные ему предписания выполнил безукоризненно. Система ПВО обнаружила спускаемый аппарат в 6 часов 22 минуты и подтвердила расчет баллистиков - все по плану, Комаров идет на посадку в 65 км восточнее Орска. О трагедии никто и не помышляет. Более того: вздохнули свободно - обошлось, слава богу...

Руководство поздравило и поблагодарило участников круглосуточной вахты, к восьми утра всех пригласили на торжественный завтрак. Люди сидели, расслабляясь, и тут Гагарина вызвали на срочную связь...

Вернулся Гагарин: «Мне приказано срочно вылетать в Орск. Приземление прошло ненормально. Больше ничего не знаю». И исчез.

На месте приземления спускаемого аппарата группа поиска увидела ужасающую картину. Аппарат был сплющен и вошел на полметра в землю. Он был объят пламенем. Вокруг суетились местные жители. Люди попытались забросать огонь землей, это не удавалось. Только когда сели вертолеты группы поиска, огнетушителями сбили и задавили пламя.

Вопросов было множество, а главный - один: почему? Было ясно: что-то произошло с парашютами. Поисковики доложили, что видели спускаемый аппарат на парашюте, только он не опускался, а падал метеоритом, а над ним беспомощно бился вытяжной парашют. Основной нашли уже на земле, в контейнере, в оплавленном состоянии. Тормозной и запасной хорошо сохранились, но и они не сработали. Почему?

Созданные комиссии проделали колоссальную работу, чтобы ответить на главный вопрос: почему не вышел основной парашют? Большинство экспертов сошлись во мнении: тормозной парашют не смог развить необходимых для этого усилий. Эксперименты показали, что даже усилие в 2800 кг, равное весу спускаемого аппарата, оказалось слишком малым для вывода основного парашюта из контейнера. Если бы этот эксперимент поставили до полета Комарова, он остался бы жив. Скорее всего. Но еще не наверняка: слишком уж много было и других неполадок...

Не готов был «Союз» к тому полету. Только думать об этом в Политбюро никто не хотел. Ждали великого праздника, салюта. Не получился салют. Вместо него прозвучал траурный марш.

Читайте также:

Гагарин погиб, потому что отказался прыгать первым

45 лет назад, 27 марта 1968 года, разбился первый космонавт Земли [видео]

Весть о его гибели застала меня по дороге на работу, утром. У водителя в кабине троллейбуса звучало радио, и вдруг резануло дорогим, часто звучавшим именем. Именно резануло, потому что диктор произнес его совсем не так, как всегда. Я понял: что-то стряслось. А вслушался - и понял что. (далее)

www.kuban.kp.ru

Почему человек умирает? Самые распространенные причины смерти. Причины внезапной смерти человека

Во все времена людей интересовало: почему человек умирает? На самом деле, это достаточно интересный вопрос, для ответа на который можно рассмотреть несколько теорий, способных пролить свет на данную ситуацию. На эту тему существует множество различных мнений, но, для того чтобы понять, что такое смерть и почему человек подвержен этому, необходимо раскрыть загадку старости. На данный момент большое количество ученых бьются над разгадкой этой проблемы, выдвигаются совершенно разные теории, каждая из которых, так или иначе, имеет право на жизнь. Но, к сожалению, ни одна из этих теорий на данный момент не доказана, и в ближайшее будущем вряд ли такое произойдет.

Теории, связанные со старением

Что касается мнений по вопросу «Почему человек умирает?», то все они настолько же разнообразны, насколько и схожи. А общее у этих теорий то, что естественная смерть всегда приходит со старостью. Определенный круг ученых имеет мнение о том, что старость как таковая начинается в момент возникновения жизни. Другими словами, как только человек появляется на свет, невидимые часы начинают свой обратный ход, и когда циферблат обнулится, то прекратится и пребывание человека в этом мире.

Есть мнение, что, пока человек не достиг зрелости, все процессы в организме протекают в активной стадии, а после этого момента начинают угасать, вместе с этим снижается количество активных клеток, из-за чего и происходит процесс старения.

Что касается иммунологов и части геронтологов, которые пытались найти ответ на вопрос «Почему человек умирает?», то, с их точки зрения, с возрастом у человека усиливаются аутоиммунные явления на фоне снижения реакции клеток, что, по своей сути, ведет к тому, что иммунная система организма начинает «атаковать» свои же клетки.

Генетики, естественно, говорят о том, что вся проблема заключается в генах, в то время как медики утверждают, что смерть человека неизбежна из-за дефектов организма, которые накапливаются в течение всей жизни в человеке.

Закон природы

Но все же, почему люди стареют и умирают? Может быть, таким образом была задумана человеческая природа, чтобы был обеспечен идеальный баланс на планете? Ведь если бы люди никогда не умирали, то уже через непродолжительное время они заполонили бы собой всю планету, тем самым ведя ее к необратимой смерти. Но при этом стоит сначала обратить свое внимание, что старение организма началось не с людей, а с одноклеточных инфузорий. Проблема заключается в том, что практически невозможно создать идеальную ДНК, несмотря на то что человек уже способен редактировать свою программу. Таким образом, можно подытожить и дать более-менее адекватный ответ на вопрос, почему человек умирает. Это обусловлено тем, что человеческая ДНК не в состоянии постоянно поддерживать баланс организма, не испытывая при этом никаких потерь. Для того чтобы сохранить этот баланс и предотвратить возникновение рака, жизненные процессы организма начинают замедляться, что приводит к старению и как следствие к смерти.

Скоропостижная смерть

Исходя из международных рекомендаций, внезапная смерть, наступившая в течение 6 часов после первых симптомов, зачастую обусловлена прекращением деятельности сердца или по любой другой причине, которая не может быть определена. Другими словами, для врачей скоропостижная кончина подразумевает смерть без какой-то заведомо известной причины. Например, если человека сбила машина, и его кончина была мгновенной, то это совершенно не означает, что имела место внезапная смерть, так как причиной ее послужили травмы, несовместимые с жизнью. С определением разобрались, теперь переходим к симптомам, которые могут послужить предпосылкой для скоропостижной кончины.

Симптомы внезапной смерти

Среди признаков, которые могут на 100 процентов сказать о грядущих проблемах, является отсутствие кровообращения. Но для того чтобы диагностировать это, нужно обладать элементарными навыками. При измерении пульса необходимо понимать, что на лучевой артерии этого делать ни в коем случае нельзя. Измеряют пульс на наружных сонных артериях, лучшим образом для этого подойдет измерение пульсации на шее. Делается это следующим образом: количество ударов, которые насчитаны за 15 секунд, необходимо умножить на четыре - и получится количество уд/мин.

Судороги и отсутствие сознания являются вторыми признаками, которые могут свидетельствовать о состоянии клинической смерти или явных нарушений в работе человеческого организма. При этом судороги бывает достаточно сложно определить, так как они зачастую очень скоротечны, и при суматохе, которая создается в стрессовой ситуации, на них, бывает, никто не обращает внимания, и очень зря.

Наличие адекватного дыхания или его отсутствие также может говорить о проблемах. Под адекватным дыханием подразумевается примерно 16–22 дыхательных движений за 60 секунд. Можно еще посмотреть на реакцию зрачков на свет, но при этом нельзя оценивать этот симптом как достоверный, так как зрачки могут неадекватно реагировать в зависимости от некоторых препаратов или даже вследствие употребления наркотических средств.

Причины внезапной смерти

Внезапная смерть (причины которой могут быть разнообразными) в большинстве своем обусловлена именно ишемической болезнью сердца, наступлением фибрилляции желудочков или, что реже происходит, асистолии сердца. Но, несмотря на то что по статистике причиной около 90% всех смертей являются проблемы с сердцем, есть еще достаточно обширное количество проблем, из-за которых это может произойти. Несмотря на это, внезапная смерть, причины которой упоминались выше, на самом деле грозит лишь незначительному проценту человечества, а те, кто ведет здоровый образ жизни, вообще не попадают в группу риска.

Где может застать врасплох внезапная смерть?

Как показывает практика, она может застать человека абсолютно в любой точке Земного шара и в любой момент. Но проблема не в том, где может случиться внезапная смерть, а в том, что правильный диагноз не везде и не всегда может быть определен. Следует понимать, что не может быть внезапной кончины у человека, который находился на лечении в стационаре и вдруг упал замертво: совершенно очевидно, что были проведены клинические исследования и анализы, на основании которых был зафиксирован анамнез и т. д. Таким образом, ставится исключительно клинический диагноз. Так же обстоят дела и в том случае, если человек умер в результате затяжной болезни.

Основные причины смерти

Ссылаясь на статистику, во всем мире главной причиной всех смертей считают сердечные болезни. Что касается второй самой распространенной причины смерти, то стоит отметить и такую страшную болезнь, как рак. В таких странах, как Китай, люди более подвержены раку печени, в то время как рак легких более распространен в Швейцарии, Испании, Австрии, Португалии, Нидерландах и Дании. Причиной смертности, занимающей третью позицию в списке, следует назвать СПИД (ВИЧ). Такая «популярность» получена из-за Африки, в то время как в США и Европе смогли более-менее справиться с этой проблемой. Кстати, что касается Африки, в этой стране также актуальна и проблема туберкулеза. Причины смерти именно из-за этой болезни обусловлены тем, что в стране очень низкий уровень гигиены, а вакцинация не распространена настолько, чтобы все слои населения смогли почувствовать себя в безопасности.

Среди всех стран мира особо нужно отметить Мексику. Это единственная страна, где основная причина смерти – цирроз печени. Это обусловлено тем, что жители Мексики употребляют алкоголь в относительно большом количестве, а также из-за масштабного распространения гепатита С.

Заканчивают данный список менее распространенные заболевания, которые «актуальны» в основном в Азии и Африке. Причины смерти людей в этих странах в основном - почечные болезни и респираторные заболевания.

Смерть во сне

Многие считают, что самая лучшая смерть - приходящая в тот момент, когда ты спишь. Может быть, это и является лучшим вариантом ухода из жизни, вот только подтвердить это никто не может. Но что касается смерти во сне, то это является достаточно распространенным фактом, особенно среди пожилых людей. Вопрос: почему люди умирают во сне?

Благодаря ученым из США, которые проводили исследования этого вопроса, стало известно, что люди умирают в то время, когда находятся в «царстве Морфея», в основном из-за остановки дыхания. Так происходит в основном у людей пожилого возраста из-за потери клеток, которые контролируют процесс дыхания, отсылая сигналы организму, чтобы производить сокращение легких. В принципе, такая проблема может встречаться у массы людей, ее название – обструкционное апноэ, и эта проблема является главной причиной храпа. Но такой причины смерти, как обструкционное апноэ, быть не может. Это обусловлено тем, что человек, испытывающий кислородное голодание (недостаточность), просыпается. А причиной смерти является центральное сонное апноэ. При этом следует отметить, что человек может даже проснуться, но все равно умереть из-за недостатка кислорода, который станет следствием инсульта или остановки сердца. Но, как было уже сказано ранее, этой болезни подвержены в основном люди старшего возраста. А ведь есть и те, которые умирают, так и не дожив до преклонного возраста. Поэтому возникает вполне резонный вопрос: почему люди умирают молодыми?

Смерть молодых

Начать стоит с того, что за последнее время примерно 16 миллионов девушек в возрастной категории от 15 до 19 лет становятся роженицами. При этом риски смерти младенцев намного выше, чем у тех девушек, которые пересекли 19-летний барьер. Эти проблемы обусловлены как физиологическими факторами, так и психологическими.

Не последней причиной является и неправильное питание, причем это обусловлено как ожирением, так и проблемами, связанными с анорексией.

Курение. Наркотики. Алкоголь

Что касается вредных привычек, таких как злоупотребление алкоголем, никотином и уж тем более наркотиками, то эта проблема с каждым годом затрагивает все более молодые слои населения, которые не только подвергают риску будущих детей, но и самих себя.

Но все-таки самой распространенной причиной смертности среди молодого населения являются непреднамеренные травмы. Причиной этого также могут быть алкоголь и наркотики, не считая юношеского максимализма, который нельзя сбрасывать со счетов. Поэтому до того момента, пока подростки не достигли совершеннолетия, вся ответственность за моральное и психологическое воспитание целиком и полностью лежит на родителях.

Что чувствует человек в момент наступления смерти?

На самом деле, вопрос об ощущениях человека после смерти волновал все человечество на протяжении всего существования, но только недавно стали с уверенностью говорить о том, что все люди в момент смерти переживают определенно одинаковые чувства. Это стало известно благодаря людям, которые пережили клиническую смерть. Большинство из них утверждали, что даже лежа на операционном столе, находясь в обездвиженном состоянии, они продолжали слышать, а иногда и видеть все происходящее вокруг. Это возможно благодаря тому, что мозг умирает в самую последнюю очередь, и происходит это в основном из-за недостатка кислорода. Конечно, есть и рассказы о туннеле, в конце которого яркий свет, но достоверности именно этой информации фактически нет.

В заключение

Углубившись в проблему и разобравшись в ней, можно с уверенностью дать ответ на вопрос: почему человек умирает? Достаточно часто люди задают себе подобные вопросы, но не стоит посвящать проблеме смерти всю свою жизнь, т. к. она настолько коротка, что нет времени тратить ее на познание тех проблем, к которым человечество еще не готово.

fb.ru

Почему погиб Древний Рим: причины, вопросы и версии

О чем спрашивают туристы?

 

Гости Вечного города спешат первым делом увидеть руины великой империи римлян. Гидам Рима во время экскурсий часто задают вопрос о причинах упадка Римской империи: туристы не могут себе представить, что такая гигантская махина, располагавшая опытом, неограниченными материальными и людскими ресурсами, покорившая самых непокорных, могла рухнуть без основательной причины.

В самом деле, подробный ответ на этот резонный вопрос интересен, но не так прост. И вряд ли во время экскурсии по городу гид сможет отклониться от заданной темы более чем на 5 минут. Мы хотели бы помочь всем любознательным, поэтому публикуем материал известного обозревателя журнала "Знание - Сила" Александра Волкова.

Редакция представляет статью автора без купюр и выражает глубокую благодарность сайту Regnum.ru за предоставленную возможность.

 

210 оттенков гибели Рима

 

Пятнадцать веков назад Рим умер, поваленный варварами, как иссохшее дерево. На его кладбище, среди его осыпавшихся памятников, давно вырос другой город, которой носит то же название. И вот уже который век историки продолжают спорить о том, что же погубило Рим, казавшийся «вечным городом». Рим, чьи «образы гражданской мощи» повергали в трепет величайшие царства античной ойкумены. Рим, чьи беззащитные останки так деловито обобрали вандалы-воры.

Итак, почему погиб Рим? Почему светоч всех стран погас? Почему глава величайшей державы древности так легко была отсечена? Почему был завоеван город, который прежде покорил себе мир?

Сама дата гибели Рима вызывает споры. «Гибель одного города повлекла за собой крах целого мира», — так отозвался на кончину Рима святой Иероним, философ и ритор, переселившийся из Рима на Восток. Там он узнал о захвате Рима готами Алариха. Там оплакал навеки погибший град.

Ужас слухов о трех августовских днях 410 года раскатился, как гул лавины. Современные историки спокойнее относятся к тому недолгому пребыванию варваров на стогнах Рима. Словно табор цыган через провинциальный городок, они прошли, пошумев, через Рим.Это было «одно из самых цивилизованных разграблений в истории города, — пишет британский историк Питер Хизер в своей книге «Падение Римской империи». — Готы Алариха исповедовали христианство и отнеслись ко многим святыням Рима с величайшим уважением… Даже по истечении трех дней огромное большинство городских памятников и зданий остались нетронутыми, разве что с них сняли то ценное, что можно было унести».

Или Рим погиб в 476 году, когда варвар Одоакр низложил последнего правителя Западной Римской империи — ее «пятнадцатилетнего капитана» Ромула Августула? Но в Константинополе еще много веков продолжали править «императоры римлян», удержав под натиском варваров хотя бы пядь имперской земли.

Или, как считал британский историк Эдвард Гиббон, Римская империя окончательно умерла в 1453 году, когда последний ее осколок, отблеск былой славы, померк и Константинополь заняли турки? Или когда Наполеон упразднил Священную Римскую империю в августе 1806 года? Или Империя была обречена уже в день своего Преображения, своего перерождения, когда в 313 году император Константин издал Медиоланский эдикт, прекратив преследования христиан и уравняв их веру с язычеством? Или подлинная, духовная смерть античного Рима наступила в конце IV века при императоре Феодосии Великом, когда началось осквернение языческих храмов? «Монахи, вооруженные дубинками, опустошали святилища и уничтожали произведения искусства. За ними следовала толпа, жаждавшая добычи, которая грабила деревни, подозреваемые в нечестии», — так описывал самоумерщвление Рима, гибель самой его плоти, русский филолог и историк И. Н. Голенищев-Кутузов. Рим умер, а варвары лишь заселили его кладбище, усеянное церковными крестами? Или всё произошло позже, когда к концу VII столетия на большей части римских земель расселились арабы и не осталось больше свободных земель, чтобы огнем и мечом спаять из них точную копию державного Рима? Или…

Причина гибели Рима еще непонятнее оттого, что историки даже не могут утвердиться в дате его смерти. Сказать: «Здесь еще был Рим, здесь уже не было Рима».

Но прежде Рим высился как ливанский кедр. Откуда же в его мощной древесине завелась гнильца? Почему древо державы покачнулось, упало, разбилось? Почему оно так явственно напомнило истукана, что, по Книге пророка Даниила, приснился царю Навуходоносору?

Полезно: Руины Рима в одной познавательной экскурсии

Уже Орозий, завершив в 417 году «Историю в семи книгах против язычников», показал, как с неизбежностью вершится история мира. Как одно мировое царство сменяется другим, другим, всё более могучим: Вавилонское — Македонским, Карфагенским, Римским.

На протяжении тысячелетия закономерность этой смены государственных формаций оправдывалась философским выводом, логику которого немыслимо было поколебать. У Данте в трактате «Монархия» он сформулирован так: «Если Римская империя существовала не по праву, Христос, родившись, совершил бы несправедливость».

Но и Римское царство погибнет, увенчав смену царств земных и торжество Царства Небесного. И верно, Аларих уже взял Рим, и готы его прошли по «вечному городу», словно тени будущих воинств Врага человеческого.

В эпоху Просвещения, казалось, был дан энциклопедически полный ответ на этот вопрос: была издана монументальная эпопея британского историка Эдварда Гиббона «История упадка и крушения Римской империи» (1776−1787).

В принципе, выводы, сделанные им, были не вполне новы. Почти за три столетия до него выдающийся итальянский мыслитель Никколо Макиавелли в своей книге «История Флоренции» в таких выражениях описывал падение Рима. «Народы, живущие севернее Рейна и Дуная, в областях плодородных и со здоровым климатом, зачастую размножаются так быстро, что избыточному населению приходится покидать родные места и искать себе новые обиталища… Именно эти племена и разрушили Римскую империю, что было облегчено им самими же императорами, которые покинули Рим, свою древнюю столицу, и перебрались в Константинополь, тем самым ослабив западную часть империи: теперь они уделяли ей меньше внимания и тем самым предоставили ее на разграбление как своим подчиненным, так и своим врагам. И поистине, для того чтобы разрушить такую великую империю, основанную на крови столь доблестных людей, потребна была немалая низость правителей, немалое вероломство подчиненных, немалые сила и упорство внешних захватчиков; таким образом, погубил ее не один какой-либо народ, но объединенные силы нескольких народов».

Враги, стоявшие у ворот. Слабые императоры, сидевшие на троне. Их ошибочные решения, повлекшие за собой тяжкую цепь непоправимых последствий. Коррупция (в ту эпоху перечень государств был слишком куцым, чтобы Рим мог занять надлежащее ему место во второй сотне самых коррумпированных).

Наконец, что очень смело для того времени, язвительный историк назвал одним из главных пороков, погубивших Рим, всеобщее увлечение христианством: «Но из всех этих перемен самой важной была перемена религии, ибо чудесам новой веры противостоят привычка к старой, и от их столкновения возникали среди людей смута и пагубный раздор. Если бы религия христианская являла собой единство, то и неустройства оказать бы меньше; но вражда между церквами греческой, римской, равеннской, а также между еретическими сектами и католиками многоразличным образам удручала мир».

Этот приговор Макиавелли воспитал в европейцах Нового времени привычку смотреть на Поздний Рим как на государство, пришедшее в полный упадок. Рим достиг своих пределов роста, ослабел, одряхлел и был обречен умереть. Схематичный, сведенный к тезисам очерк истории Рима превратился под пером Эдварда Гиббона в многотомный труд, над которым он работал почти четверть века (по его признанию, в первый раз мысль написать историю падения и разрушения Рима мелькнула у него 15 октября 1764 года, когда, «сидя на развалинах Капитолия, я углубился в мечты о величии древнего Рима, а в то же время у ног моих босоногие католические монахи пели вечерню на развалинах храма Юпитера»). Мысль о том, что христианство погубило Рим, пронизала его книги.

«Чистая и смиренная религия тихо закралась в человеческую душу, — писал Эдвард Гиббон, — выросла в тишине и неизвестности, почерпнула свежие силы из встреченного ею сопротивления и наконец водрузила победоносное знамение креста на развалинах Капитолия». Еще до полного торжества христианства римские язычники часто задавались вопросом: «Какова была бы участь империи, со всех сторон атакованной варварами, если бы весь человеческий род стал придерживаться малодушных чувств новой (христианской — А.В.) секты?» На этот вопрос, пишет Гиббон, защитники христианства давали неясные и двусмысленные ответы, ибо в глубине души ожидали, «что прежде, нежели совершится обращение всего человеческого рода в христианство, перестанут существовать и войны, и правительства, и Римская империя, и сам мир».

Мир уцелел. Рим погиб. Однако изложенная блистательным литературным языком, приправленная, как пряностью, иронией эпопея Гиббона в XIX веке постепенно пришла в упадок. Ее автор был прекрасным рассказчиком. Его величественный труд, как на античных колоннах, покоится на сочинениях древних и новых писателей.

Но, чем усерднее историки XIX века исследовали археологические находки, а также дошедшие до нас надписи и тексты, сохранившиеся на папирусах, чем тщательнее они занимались критическим анализом источников, одним словом, чем глубже они копали, тем сильнее расшатывались опоры, на которых покоилось наследие Эдварда Гиббона. Постепенно становилось понятно, что упадок и крушение Римской империи нельзя сводить к одной-единственной причине.

С каждым новым историком, ступавшим на научное ристалище, этих причин становилось всё больше. В своих лекциях, посвященных императорскому Риму (они опубликованы лишь недавно), знаменитый немецкий историк Теодор Моммзен подвел черту под теориями гибели Рима, которые оставил потомкам XIX век.

Ориентализация. Варваризация. Империализм. Пацифизм. И, главное, утрата военной дисциплины.

Сам Моммзен, будучи либеральным националистом, охотно заговаривал о том, как поспособствовали падению Рима «наши немцы». К 1900 году древняя история стала понемногу превращаться в турнир пропагандистов, оттачивавших свои убийственные идеи на знакомых примерах из далекого прошлого.

Например, для основателей марксизма-ленинизма некоторые события римской истории (особенно восстание Спартака) были ярчайшим примером классовой борьбы, а действия популярных вождей восстания — наглядным уроком того, как нельзя совершать революцию. В советское время любая работа, посвященная истории Рима, непременно включала цитаты, подобные этим:

«/Спартак — это/ великий полководец… благородный характер, истинный представитель античного пролетариата» (К. Маркс). — «Спартак был одним из самых выдающихся героев одного из самых крупных восстаний рабов… Эти гражданские войны проходят через всю историю существования классового общества» (В. Ленин).

Но триумфального шествия пролетарской революции Рим избежал. Рим обезлюдел. Рим в конце своей истории был подобен дереву, сбросившему листву. Тем легче эту пустоту было заполнить варварам, изрек провозвестник «заката Европы» Освальд Шпенглер, проанализировав «закат Рима»:

«Хорошо всем известный «закат античности», завершившийся еще задолго до нападения германских кочевых народов, служит наилучшим доказательством того, что каузальность не имеет с историей ничего общего. Империя наслаждается полнейшим миром; она богата, она высокообразованна: она хорошо организована: от Нервы и до Марка Аврелия она выдвигает столь блестящую когорту правителей, что второй такой невозможно указать ни в каком другом цезаризме на стадии цивилизации. И всё равно население стремительно и массово убывает — невзирая на отчаянные законы о браке и детях, изданные Августом… несмотря на массовые усыновления и непрекращающееся заселение обезлюдевших земель солдатами варварского происхождения и на колоссальные благотворительные фонды, основанные Нервой и Траяном в пользу детей неимущих родителей. Италия, затем Северная Африка и Галлия, наконец, Испания, которые были населены при первых императорах гуще, чем все прочие части империи, становятся безлюдными и пустынными».

В 1984 году немецкий историк Александр Демандт в своей монографии «Падение Рима» подвел итог двухвековым поискам причин катастрофы. В работах философов и экономистов, социологов и историков он насчитал не менее 210 факторов, которыми объясняли злополучную историю Рима.

Некоторые причины мы уже назвали, приведя развернутые аргументы их сторонников. Вот еще несколько.

Суеверия. Истощение почвы, вызвавшее массовые неурожаи. Распространение гомосексуализма. Культурный невроз. Старение римского общества, рост числа пожилых людей. Смирение и безразличие, охватившее многих римлян. Паралич воли ко всему — к жизни, к решительным действиям, политическим поступкам. Торжество плебеев, этих «хамов», прорвавшихся к власти и не способных мудро править Римом/Миром. Война на два фронта.

Похоже, историкам, которые берутся объяснять плачевную судьбу Римской державы, нет нужды напрягать фантазию и выдумывать новую теорию. Все возможные причины уже названы. Им остается лишь анализировать их, чтобы выбрать ту, что была «несущей конструкцией», ту, на которой держалось все здание римской государственности. Причин так много и они вроде бы так хорошо объясняют случившееся, что, может быть, это лишь потому, что самого падения вовсе и не было?

В самом деле, на поверхности того же V века много роковых, бурных событий. Аларих входит в Рим. Гунны устремляются в Европу. «Битва народов» на Каталаунских полях. Вандалы, грабящие «мать городов европейских». Низложенный мальчишка Ромул Августул.

На поверхности века бушует буря. В глубине же тихо, спокойно. Всё так же сеятель выходит сеять семена. Всё так же звучат проповеди в церквях. Идут нескончаемые крестины и похороны. Пасется скот. Печется хлеб. Косится трава. Собирается урожай.

В 1919 году, наблюдая за тем, как на переломе эпохи, миновав пропасть войны. разбившись вдребезги несколькими государствами кряду, Европа всё так же продолжает жить — дансинг, кино, кафе, крестины и похороны, хлеб и стать, скот и вечное колесо политики, — австрийский историк Альфонс Допш выдвинул полемический тезис. Между Античностью и Средневековьем нет никакой четко выраженной границы. Раннее Средневековье — это лишь поздняя Античность и наоборот. Ночь, перетекающая в день, — день, слившийся с ночью, переиначим мы, легко припоминая гравюры Эшера.

Если и есть четкая грань, линия раздела, после которой уже нельзя сказать: «Мы всё еще на античной земле», а надо: «Античность осталась позади», то эта грань — VIII век, уточнил в начале 1920-х годов бельгийский историк Анри Пиренн.

Восьмой век. Беспримерное продвижение ислама, уже готового обратить в свою веру даже Галлию-Францию, как это произошло с большинством земель Древнего Рима. Мир римский был миром Средиземного моря. В хаосе ойкумены римская держава внезапно застыла на каркасе из Средиземного моря, как застывает платье, надетое на манекен. Теперь мирное море, решительным натиском императоров когда-то очищенное от пиратов, ставшее гладкой дорогой, связующей все части Империи между собой, превратилось в поле войны. Войны между мусульманами и христианами. Первые продвигались на север, восстанавливая на свой, иноверческий лад Римскую империю. Вторые пятились на север, роняя из своих рук одну область земли за другой. В конце концов, натиск ослаб, наступление прекратилось. Но воссоздать Империю было уже не из чего. Не к чему прикрепить, нечем соединить отдельные части.

В последние десятилетия, перебрав все 210 (и даже больше) оттенков гибели Рима, историки все чаше соглашаются с идеей Допша и Пиренна. Рим умер, но никто из живших тогда людей и не заметил, что это произошло. Круговерть политических событий ослепляла, не давала увидеть, как одна эпоха переродилась в другую. Неспешный ход житейских дел успокаивал, обманно уверял, что ничего вокруг не меняется, что все мы живем по-старому, и иного быть не может. Так в старину заблудившийся парусник мог перебраться из Атлантического океана в Индийский, и никто из команды еще долго не замечал этого.

В 1971 году британский ученый Питер Браун в своей, как отмечают специалисты, актуальной и сегодня книге «Мир поздней античности» предложил раз и навсегда отказаться от выражения «упадок Рима», поскольку оно отягощено отрицательными смыслами, и вместо него употреблять более нейтральную формулу «религиозный и культурный переворот». Проблема, сформулированная Эдвардом Гиббоном, неуместна?

Мало того! Вместо упадка и крушения следует вести речь об изменении и обновлении, призывали приверженцы этой школы. И вот уже в возобладавших к концу XX века традициях политкорректности разграбление Рима вандалами стало принято сокрушенно именовать «досадными упущениями в процессе интеграции»…

Но тут маятник мнений снова качнулся в обратную сторону. Изданная в 2005 году книга Питера Хизера «Падение Римской империи» столь же резко, сколь и скрупулезно оспаривает благостную картину перерождения Римской империи, ее спокойной трансформации в варварские королевства.

В этом он не одинок. К столь же категоричным выводам пришел и археолог из Оксфорда Брайан Уорд-Перкинс. Он пишет о «глубоком военном и политическом кризисе», который пережила в V веке Римская империя, о «драматичном упадке экономического развития и благосостояния». Жители Римской империи испытали «ужасные потрясения, и я могу, честно говоря, лишь надеяться на то, что нам никогда не доведется испытать ничего подобного».

Вряд ли случайным совпадением можно назвать то, что ученые стали высказывать подобные мнения после 11 сентября 2001 года, когда стало очевидным, что «конец истории» снова откладывается, и нам, возможно, предстоит пережить очередной конфликт цивилизаций. Снова ужасы войн, кошмары страхов? Снова упадок и крушение… Вот только чего?

«Римляне в канун катастроф, ожидавших их, были точно так же, как и сегодня мы, уверены в том, что их привычному миру ничто не грозит. Мир, в котором они живут, может лишь незначительно меняться, но в целом он останется таким же всегда», — пишет Уорд-Перкинс, привнося в мировоззрение римлян смыслы, которые нам, тоже привыкшим к нашему мирку, никак не хотелось бы туда вкладывать. Ведь еще римлянин Тацит учил всех приверженцев музы истории Клио говорить о прошлом sine ira ei studio, «без гнева и пристрастия». Но ведь и Тацит был уверен в том, что Рим, в котором он живет, мир, в котором он живет, вечен и неизменен.

Так от чего все-таки погиб Рим?..Мир хочет знать. Древо мира тоже открыто всем ветрам катастроф.

Источник: http://regnum.ru/news/innovatio/1991025.html

www.rivitalia.com

Почему погиб экипаж Союза-11 »

Гибель комических кораблей – это всегда трагедия национального масштаба. Несмотря на то, что большинство подобных аварий происходило в США, к сожалению, случались они и у нас. Самой громкой стала гибель экипажа Союза-11.

Стыковка не состоялась

В апреле 1971 года Советский Союз вывел на орбиту первую в мире орбитальную станцию «Салют-1». Вскоре 24 апреля 1971 года к станции пристыковался «Союз-10» с тремя космонавтами на борту. Но, техника повела себя не так, как планировалось и экипаж космического корабля не смог перейти на борт станции. Пришлось возвращаться на Землю. После исправления технических ошибок был назначен следующий старт экипажа в составе Алексея Леонова, Валерия Кубасова и Петра Колодина. Однако их полет не состоялся из-за неожиданно вскрывшихся проблем со здоровьем у Валерия Кубасова. По правилам должен был лететь дублирующий экипаж: Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев. Во время полета космонавты должны были провести попытку повторной стыковки с «Салютом-1» и отремонтировать не сработавшие во время попытки предыдущей попытки узлы. При этом снятый с полета экипаж был крайне расстроен, ведь Алексей Леонов уже видел себя командиром первой в мире орбитальной станции. Тем не менее, экипаж Георгия Добровольского отправился на орбиту, а Алексея Леонова, домой, в Москву.

«Салют-1»

Во второй раз стыковка прошла удачно, но во все время пребывания космонавтов на станции они были вынуждены постоянно бороться с неприятными инцидентами. Однажды даже произошло возгорание. Волков предложил сразу перейти в спускаемый модуль, о чем предупредил Москву, но Добровольский с Пацаевым проявили решительность и успешно устранили неисправность. На станции космонавты провели 23 дня, установив очередной рекорд по продолжительности полета. Проблемы с техникой продолжились во время подготовки возвращения на Землю. Перед расстыковкой «Союза-11» и «Салюта-1» неожиданно загорелся датчик сообщавший, что люк негерметичен. В течение нескольких томительных минут космонавты, пытаясь устранить неисправность производили повторное закрытие люка. Наконец датчик, свидетельствующий о неисправности, погас, и модуль устремился к Земле. Однако во время спуска экипаж на связь с центром управления полетов не выходил. Приземлился модуль в автоматическом режиме. Предчувствуя недоброе, спасатели бросились вынимать из посадочного модуля космонавтов. К сожалению, все они были мертвы.

Причины трагедии

Первый осмотр посадочного модуля показал, что все системы работали штатно, кроме вентиляционного клапана через который поступал воздух. Он открылся раньше расчетного времени, когда модуль еще находился в космическом вакууме. Давление в капсуле с космонавтами упало, воздух улетучился, а спустя около двух минут у членов экипажа остановились сердца. Причем космонавты сразу поняли, что произошло и пытались закрыть злополучный клапан, но не успели. На устранение неисправности у них было всего 20 секунд, которых, конечно, не хватило. Причину нештатного открытия клапана правительственная комиссия списала на случайность и непредвиденные обстоятельства.

Источник

Post Views: 182

topast.ru

Почему погиб «Челюскин»? | Проза жизни

В 1932 году уже не молодая советская республика, а юный СССР заказал в Дании пароход. Дело в том, что советское правительство осуществляло традиционную русскую идею освоения восточных и северных районов страны. Зародилась она еще в XVI веке у Ермака Тимофеевича, научно ее сформулировал Михайло Ломоносов, к осуществлению ее приложил свои усилия и штурман Семен Челюскин.

Но с наибольшим размахом идея начала воплощаться в жизнь в советское время, когда была учреждена Арктическая правительственная комиссия для руководства созданием на побережье Северного Ледовитого океана морских и авиационных баз и метеостанций. Она же регламентировала движение судов.

В 1932 году ледокол «Сибиряков» смог пройти (правда, с трудом — в Беринговом проливе он, лишенный винта, двигался кормой вперед под самодельными парусами) от Мурманска до Владивостока Северным морским путем за одну навигацию, то есть за летне-осенний период. Начальником экспедиции был профессор Отто Юльевич Шмидт, а капитаном ледокола — Владимир Иванович Воронин.

Сразу по окончании экспедиции было создано Главное управление Северного морского пути (Главсевморпуть), которому было поручено освоить этот путь, обеспечить его техническим оборудованием, построить поселки и многое другое. Начальником Главсевморпути был назначен О. Ю. Шмидт.

Пароходу, заказанному в Дании под названием «Лена», было суждено сменить имя на «Челюскин» и повторить рейс «Сибирякова». Вернее, не суждено, а приказано. Только что построенный, приспособленный к плаванию во льдах (но вовсе не ледокол), пароход «Челюскин» водоизмещением 7500 тонн должен был пройти за одну навигацию путь от Ленинграда до порта приписки Владивостока.

Экспедицию на «Челюскине» снова возглавил О. Ю. Шмидт, а капитаном он уговорил пойти В. И. Воронина. На «Челюскине» находилось более ста человек: команда корабля, научные работники, журналисты, смена зимовщиков и строителей на остров Врангеля.

На рассвете 16 июля 1933 года «Челюскин» вышел из Ленинграда. Путь до восточного района Чукотского моря в сложной ледовой обстановке он прошел за четыре месяца. Однако преодолеть льды Чукотского моря пароход не смог. Четыре месяца он дрейфовал во льдах в непосредственной близости от Берингова пролива.

13 февраля 1934 года напором льда у «Челюскина» разорвало корпус. Корабль затонул. Благодаря четкой организации спасательных работ на лед успели перенести много необходимых грузов. Спаслись 104 человека. Был создан большой лагерь, который назвали «Лагерем Шмидта».

Сразу же развернулись широкомасштабные работы по спасению челюскинцев. Предполагалось использовать самые разные технические средства: ледоколы, дирижабли, аэросани, предлагали даже воспользоваться шарами-прыгунами. Но основная ставка была сделана на авиацию. И она оправдала надежды. 13 апреля 1934 года все челюскинцы, включая даже ездовых собак, были вывезены самолетами из «Лагеря Шмидта» на материк.

Вся эта героическая эпопея, в которой всё, казалось, было на виду с самого начала, стала обрастать загадками и легендами.

Во-первых, зачем понадобилось переименовывать пароход? Это дурная примета. Имя меняют в случаях, когда судно попало в плен или чем-либо опозорило свое имя и флаг. За новорожденной «Леной» никаких грехов не числилось.

Во-вторых, «как вы лодку…, так она и поплывет». Семен Иванович Челюскин — личность загадочная. По мнению большинства — образцовый русский флотский офицер, в тяжелейших условиях после смерти Василия Прончищева возглавивший полярную экспедицию, первым открывший северную точку Евразии, мыс, впоследствии названный его именем. Но есть исследователи, подозревающие Семена Ивановича в убийстве Прончищева и его молодой жены, поехавшей с мужем в далекую Сибирь (при вскрытии могилы Прончищева обнаружилось, что у него были переломаны ноги). Возможно, это очередная «сенсация» любителей «горяченького», но факт есть факт: интрига и загадка налицо.

И, наконец, в-третьих — в хронологии челюскинской эпопеи изобилует цифра 13: вмерз 13 ноября, раздавлен 13 февраля, вывезены последние челюскинцы 13 апреля.

Вопросы возникли сразу после того, как отгремели фанфары. Шмидт и все челюскинцы стали почетными членами различных обществ и даже шахтерских бригад, которые рубали уголек с учетом плана на почетных членов.

Целая цепочка разных несоответствий тянется за всей этой эпопеей до наших дней. Чего только стоит «утка» о некой мифической «Пижме» (корабле-двойнике, якобы везшем вслед за «Челюскиным» 2000 зеков), которую взорвали по приказу чуть ли не самого Сталина. Мало того, уцелевшие (взрыв не совсем удался) зеки связались по рации с Америкой и добрались до нее то ли по льду, то ли с помощью американских летчиков.

Прояснить до конца историю с «Челюскиным», скорее всего, никогда не удастся. Но, может быть, со временем мы расставим все точки над «и» в этой истории, и темные стороны этой экспедиции будут выяснены.

shkolazhizni.ru

Почему погиб Мцыри? | Твори з зарубіжної літератури

На грузинском языке слово “мцыри” обозначает “неслужащий монах”, нечто вроде послушника. Но “послушник” от слова “послушание”, то есть человек должен быть послушным, беспрекословно подчиняться монастырским правилам и законам. А Мцыри – персонаж поэмы Лермонтова – с детства их отвергал. Ребенком он попал в плен, а затем в монастырь, но мальчик не принимал ни пищи, ни сочувствия от чужих людей. Для Мцыри монастырь – это неволя, тюрьма “с сумрачными стенами”, с “кельями душными”. Остаться тут жить и “изречь монашеский обет” – значит отказаться от свободы, обречь себя на одиночество. Монастырское существование не приносит юноше радости, он всегда был “томим неясною тоской по стороне своей родной”. Попав на свободу, он как будто упивается ощущением воли, ему радостны буря, лес, весь этот мир, полный тревог и опасностей. Даже барс, с которым ему пришлось сразиться, для него не враг, а достойный соперник. Ведь именно благодаря могучему барсу Мцыри понял, что “быть бы мог в краю отцов не из последних удальцов”. Всего три дня дышал он воздухом свободы, но именно эти три дня оказались настоящей жизнью, за которую можно отдать все – и “рай, и вечность”. Он убежден в этом, поэтому и говорит старику: “Ты хочешь знать, что делал я на воле? Жил…” Три блаженные дня вольности дали

юноше больше счастья, чем все годы его пребывания в монастыре. И, потеряв свою свободу, поняв, что заблудился в лесу и больше никогда ему не суждено взглянуть на родные берега, вдохнуть воздух своего отечества, он впервые в жизни заплакал. Мцыри потерял последнюю надежду, перед ним как будто выросла стена безысходности, он считает, что сама судьба посмеялась над ним. Для чего же жить? Разве это жизнь в монастырских застенках? Мцыри такой жизни не хочет, для него лучше смерть. Мцыри не хочет жить в смирении и бессилии, для него свобода – это счастье, свет, победа, а раз этого нет, то смерть сладостнее жизни. Хотя судьба Мцыри трагична, все же образ его рождает гордость за человека, который стремится к освобождению и высокое счастье свободы не желает променять на золотую клетку неволи.

ukrtvory.in.ua

Почему погиб пароход «Челюскин» | Самое интересное в истории Российского флота

Пароход «Челюскин»

13 февраля 1933 года советский пароход «Челюскин» был раздавлен льдами и затонул в Чукотском море. Экипаж судна успел эвакуироваться на лед. Два месяца в ледовом лагере жили и трудились 104 человека, в том числе 10 женщин и двое детей. Сам факт существования на арктической льдине такого большого лагеря — случай неслыханный и беспрецедентный. Это были два месяца постоянной опасности, напряженного труда и самоотверженной борьбы со стихией.

Парадоксальным в этом памятном для всей страны и героическом событии является то, что «Челюскин» вполне мог дойти до Владивостока, если бы не две серьезные ошибки руководителя экспедиции О.Ю. Шмидта. Одна из них существенно затруднила весь ход экспедиции, а вторая оказалась поистине роковой. Но согласитесь, дорогой мой читатель, что в 30-е годы было много героических дел, которые в начале казались абсолютно нереальными. Самые сложные задачи решали в стране зачастую на голом энтузиазме без оглядки на риск и возможные потери.

В 1933 году была поставлена задача обеспечить движение по всей трассе Северного морского пути

После революции было налажено движение по двум участкам Северного морского пути. По западной трассе от Енисея до Белого моря шел сибирский хлеб, а затем лес и никелевая руда. По восточному участку от Колымы до Владивостока обеспечивалась работа золотых приисков Чукотки. В начале 30-х годов была поставлена задача объединить их в единую транспортную магистраль.

Первым, в 1932 году, совершил переход по Северному морскому пути за одну навигацию ледокольный пароход «А. Сибиряков». Начальником этой экспедиции был видный советский ученый и государственный деятель Отто Юльевич Шмидт. Но что это был за переход. Пароход неоднократно оказывался в ледовом плену и дважды терял винт. Под парусом он подошел к Берингову проливу, где был взят на буксир. Этот рейс показал, какие трудности ожидают покорителей Арктики. О трагической судьбе парохода «А. Сибиряков» Читайте подробнее.

Портрет О.Ю. ШмидтаС картины художника М. Нестерова

По итогам этого плавания было создано Главное управление Северного морского пути. В его задачи входило окончательно проложить и оборудовать эту трассу от Белого моря до Берингова пролива. Начальником Главсевморпути стал О.Ю. Шмидт. О реализации этих сложнейших задач читайте в статье «Северный морской путь – главная арктическая магистраль страны».

Подготовка похода парохода «Челюскин»

Для уточнения планов на ближайшее время решили в 1933 году еще раз пройти по всей трассе от Мурманска до Владивостока. Цель этого похода Шмидт объяснил так: «Надо было сменить зимовщиков на острове Врангеля… Надо было, наконец, проверить, в каких пределах возможно плавание на Севере грузовых пароходов — не ледоколов и каким образом организовать совместную работу этих пароходов и ледоколов на всем пути».

Встал вопрос о выборе судна. Решили остановиться на строящемся в Дании транспортном пароходе «Лена». Он не предназначался для плавания во льдах и имел целый ряд серьезных недостатков, самым главным из которых была низкая конструктивная прочность корпуса. На непригодность судна к ледовому плаванию указывал его капитан В.И. Воронин и очень авторитетная комиссия Судопроекта, но к их предупреждениям не прислушались. Газеты уже вовсю трубили о будущих успехах покорителей Арктики, и какие-либо затруднения просто не вписывались в обстановку.

Нельзя забывать, что этот пароход имел и целый ряд серьезных преимуществ перед нашими транспортными судами. Прежде всего, это большая скорость — 11-12 узлов, которая позволяла экономить значительное время на свободных ото льда участках пути. Весьма важной представлялась и большая грузоподъемность судна.

Пароход «Челюскин» готов к покорению Арктики

Какими бы убедительными ни казались мотивы принятого решения, совершенно очевидно, что были полностью проигнорированы опасности плавания в ледовых условиях. Для О.Ю. Шмидта, который имел большой опыт работы в Арктике, это было непростительной беспечностью. Дальнейшие события показали, что это решение действительно было серьезной, но вовсе не роковой ошибкой. У «Челюскина» еще были неплохие шансы благополучно дойти до Владивостока. Посмотрим, как развивались события дальше.

Выход в море и первые трудности

Рано утром 14 июля 1933 года «Челюскин» покинул Ленинград и взял курс на Мурманск. Здесь приняли на борт гидросамолет для проведения ледовой разведки и дополнительные грузы. Транспорт оказался сильно перегруженным, наиболее прочная часть борта в районе ватерлинии погрузилась под воду, подставив под предстоящие удары льда тонкую обшивку верхней части корпуса.

Это сказалось при первой же встрече со льдами 15 августа в Карском море. В носовой части корпуса появились большие вмятины и трещины, через которые стала поступать вода. Сразу же вызвали «Красин» и продолжили путь. Однако широкий корпус «Челюскина» едва умещался в пробитом ледоколом канале. В связи с плохой управляемостью он постоянно ударялся о лед и вскоре получил большую пробоину в левом борту. При помощи «Красина» повреждения удалось устранить. Одновременно на ледокол был перегружен предназначавшийся для него уголь. Осадка «Челюскина» уменьшилась, теперь удары льда принимал более толстый (всего 20 мм) пояс в районе ватерлинии.

Днем 21 августа «Красин» ушел на помощь другим судам. Самостоятельное плавание через море Лаптевых и Восточно-Сибирское море прошло без особых происшествий. Зато в Чукотском море «Челюскин» встретил многолетние арктические льды, из-за которых он не смог подойти к острову Врангеля.

Серьезные испытания и гибель парохода

В средине октября судно было плотно зажато льдом. В течение месяца поврежденный «Челюскин» из последних сил проталкивался сквозь льды, но большей частью дрейфовал вместе с ними. Так он продрейфовал мимо мыса Дежнева, и 4 ноября, одолев весь Северный морской путь, вошел в Берингов пролив. Лед ломался и крошился, чистая вода была на расстоянии каких то 5 километров, но, несмотря на самоотверженные усилия команды, преодолеть их «Челюскин» не мог. Здесь судьба дала руководству экспедиции шанс спасти положение. Поблизости оказался ледорез «Литке», который днем 4 ноября предложил вывести «Челюскин» из ледового плена. О.Ю. Шмидт отказался от этой помощи. Это стало роковой и непоправимой ошибкой, которая определила судьбу парохода «Челюскин» и всей экспедиции.

По иронии судьбы вечером того же дня льдину с беспомощным судном поволокло обратно в Чукотское море. Спустя 10 дней на «Литке» была передана запоздалая просьба о помощи. Ледорез не смог пробиться к «Челюскину» через многолетние ледовые поля и вынужден был вернуться. Экспедиция стала готовиться к зимовке во льдах.

Маршрут парохода и лагерь челюскинцев

Развязка наступила 13 февраля 1934 года. В 13 часов 30 минут внезапным сильным скользящим напором льда в левом борту была прорезана пробоина шириной в 1 метр и длиной 30 метров. Через нее были видны внутренние помещения трюма, угольного бункера, котельного и машинного отделений. Судно стало наполняться водой, но оно висело зажатое льдом, что замедлило гибель. Постепенно корпус своей тяжестью обламывал кромки льда и оседал все глубже и глубже. В 16 часов «Челюскин» с грохотом исчез подо льдом. За это время удалось не только спасти экипаж, но и выгрузить на лед большое количество продовольствия и оборудования. Все журналы научных наблюдений, дневники и карты были спасены. К сожалению, история знает кораблекрушения и с гораздо более тяжелыми потерями, например, это.

Уроки «Челюскина»

В тяжелейших погодных условиях с 5 марта по 13 апреля всех участников экспедиции самолетами вывезли на Большую землю. Эпопея челюскинцев привлекла внимание всего мира. Советские газеты и радио сообщали о ней как о крупном достижении советских людей в освоении Арктики. Английская газета «Дейли Геральд» написала: «История об этом — одна из величайших среди историй о героизме и выносливости, которыми так богата история полярных исследований… Весь мир отдает дань этим доблестным русским».

Опыт «Челюскина» учли уже в самом ближайшем будущем. Были построены новые грузовые суда типа «Дежнев», новые ледоколы типа «Сталин» и создана полярная авиация. Наконец, лагерь Шмидта стал прелюдией для создания первой дрейфующей станции — «Северный полюс». С 1935 года началась практическая эксплуатация Северного морского пути. Многовековая эпопея поиска Северо-восточного прохода в Тихий океан была завершена.

При написании статьи были использованы следующие материалы:

Вы можете дополнить эту статью, возможно, у Вас есть интересные подробности и детали, возможно, Вы что-то читали на эту тему, и у Вас сложилось свое мнение. Поделитесь этим в комментариях. Это будет интересно всем!

www.korvet2.ru