Подчеркните грамматическую основу предложения. Подчеркнуть грамматические основы


Подчеркните грамматическую основу предложения.

Поиск Лекций

Задание № 8. ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА

Подлежащее и сказуемое – грамматическая основа предложения.

Если в предложении имеются два главных члена (подлежащее и сказуемое), оно двусоставное.

Если только один главный член (только подлежащее или только сказуемое), предложение - односоставное.

Предложение с одной грамматической основой - простое, с двумя и более – сложное.

 

Подлежащее:

существительное, местоимение, числительное, инфинитив, словосочетание.

Сказуемое

ПРОСТОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ

(1 слово - глагол,иногда + частицы)

1) глагол в форме изъявительного (1 глагол: пойду ), условного (глагол + част. БЫ: пошел бы), повелительного наклонения (глагол + част. ПУСТЬ, ПУСКАЙ, ДАВАЙ: пусть идет),

2) инфинитивом (уходить),

3) устойчивым сочетанием (фразеологизмом: Вешать лапшу на уши = врать).

 

СОСТАВНОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ

(2 или более слова, одно обязательно ИНФ.)

вспомогательный глагол + инфинитив

Значения вспомогательного глагола:

1) начало, конец, продолжение действия: Он начал кашлять.

2) желательность, необходимость, возможность действия: Надо учиться языку.

3) эмоциональная оценка действия: Сегодня хорошо прогуливаться («хорошо» - наречие, но вторая часть - инфинитив).

СОСТАВНОЕ ИМЕННОЕ СКАЗУЕМОЕ

(2 или более слова, 1 глагол + имя)

глагол-связка + именная часть (сущ, прилаг, причастие, наречие и т. д.)

1) связка грамматическая в любом времени (наст, прош, будущее): быть, являться, казаться, становиться, стать, сделаться, оставаться и т. д.

2) связка со значением движения, положения в пространстве, названия (знаменательные глаголы): сидеть, лежать, идти, приехать, работать, жить, умирать, называть и т. д. (в любом времени).

ГЛАГОЛ-СВЯЗКА может быть в любом времени, но не в форме ИНФИНИТИВА!

Онбыл врачом(был –глагол-связка, врачом –именная часть сказуемого, сущ.).

Ихназывали больными (называли – глагол-связка, больными– именная часть).

Онумер героем (умер –глагол-связка, героем –именная часть сказуемого, сущ.).

Задание

Подчеркните грамматическую основу предложения.

1.Успев отведать еще теплого мяса, он дремал после удачной охоты, блаженно щурился, ощущая приятную тяжесть в желудке.

2. И Сергей, не без робости взглянув на нее, внезапно послушно, торопливо встал и, будто сжавшись от ее слов, со стеснительной осторожностью взял веник и начал подметать возле коек окурки.

3. Еще отмечу примечательную особенность нашей семьи – бережное отношение друг к другу.

4. На детских книгах Чуковского воспиталось уже не одно поколение.

5. Мимо меня прошел один из моих друзей.

6. Мы по очереди помогали ему идти.

7. Отец мой, несмотря на профессию, требовавшую трезвого взгляда на вещи, был неисправимым мечтателем.

8. В книжке для детей автор остается верен себе и своей главной теме.

9. Легкий ветерок, потянувший низом, наклонивший травы, но не двинувший и листка на деревьях, заставил попрятаться маленьких демонов.

10. Если бы можно было сейчас позвонить, прибежать, высказать!

11.Правда, противоречивость мечтаний и действий была свойственна порой и великим.

12. Получаешь взбучки после родительских собраний, маршируешь строем в пионерских лагерях, занимаешься с репетиторами, трясешься перед выпускными экзаменами, наживаешь неврастению после конкурсных.

13. Тяжелораненых бойцов с ораниенбаумского «пятачка» необходимо было переправлять в ленинградские госпитали.

14. Сад залило неспокойной водой.

15.И есть берега, сожженные тысячелетним солнцем – отблеском огромных южных вод, горячими токами воздуха, чистейшего в мире.

16. Я стал много и увлеченно читать.

17. По дороге на озеро стояло несколько ив.

18. И не могло не родиться что-то из сплава внутренней и внешней тишины.

19.Случилось это в зимний вечер, всего за несколько часов до наступления двадцатого столетия.

20. Они были вдвое выше тех.

21. В этих кузовах мог ехать и молодой, еще не успевший накинуть на плечи свои

будущие богатые бобры, Шаляпин.

22. У Гиляровского в жизни было много случаев, сделавших его в нашем представлении человеком просто легендарным.

23. Старший упирает в булыжник деревянный костыль шарманки, утверждает перед нею на раскладной табуреточке клетку и переполненный «счастьем» ящик.

24. Коснувшись ледышки, солнечные лучи собирались в пучок, будто в линзе, и грели маковку, тоже укутанную в мохнатую паутинку на дне чашечки цветка.

25. Каждый килограмм мороженого вертелся вручную, на посыпанном солью обычном невском льду...

26. В прощании собак было что-то трогательное ...

27. Как сейчас вижу ее чуть согбенную фигуру.

28. Два или три раза Латам, в своей «фирменной» мягкой шахматной кепке, давал газ...

29.Зимою молча приносить ему горячую еду – суп, котлеты и чай – и исчезать.

 

 

 
Он дремался щурился Противоречивость была свойственна Шаляпин мог ехать
Сергей встал взял начал подметать Получаешь маршируешь трясёшься наживаешь Много случаев было
Отмечу Необходимо было переправлять Старший упирает утверждает
Воспитывалось не одно поколение Залило Лучи собирались грели
Один из друзей прошёл Берега есть Килограмм мороженого вертелся
Мы помогали Я стал читать Было что-то трогательное
Отец был мечтателем Несколько ив стояло Вижу
Автор остаётся верен Что-то не могло не родиться Латам давал газ
Ветерок заставил Это случилось Приносить и исчезать
можно было бы позвонить прибежать высказать Они были выше  

 

poisk-ru.ru

Что такое подчеркнуть грамматические основы???

Инструкция1Чтобы выделить грамматическую основу любого предложения, надо найти и подчеркнуть его главные члены. К ним относятся подлежащее и сказуемое.2Подлежащее – то, о чем сообщается в предложении. Оно всегда стоит в начальной форме (именительном падеже или инфинитиве) и, как правило, отвечает на вопросы: «кто?» , «что?» . Выражается подлежащее почти всеми частями речи, если они выступают в значении существительного в именительном падеже. Самим именем существительным: «что? » истина не всегда лежит на поверхности. Местоимением: «кто? » я не сторонник крутых мер. Прилагательным или причастием: «кто? » сытый голодного не разумеет; «кто? » отдыхающие ждали автобуса. Числительным: «кто? » трое отвечали за уборку территории. Инфинитивом (неопределенной формой глагола) : петь – ее страсть. Любым словом, которое имеет значение существительного в именительном падеже: «что? » охи и ахи доносились с улицы. Фразеологизмом: «кто? » от мала до велика вышли в поле. Составным наименованием: «что? » Млечный Путь протянулся широкой полосой. Синтаксически цельным словосочетанием: «кто? » мы с бабушкой ушли к себе домой.3Сказуемое обозначает, что именно сообщается о подлежащем, и отвечает на вопросы: «что делает?» , «каков он?» , «что с ним происходит? » и т. д. В зависимости от способа выражения сказуемое может быть простым глагольным; составным именным; составным глагольным и сложным.4Простое глагольное сказуемое выражается глаголом в форме одного из наклонений: письмо «что сделало? » пришло вовремя. Составное именное сказуемое состоит из двух частей (связки и именной части) : он «что делал? » был строителем («был строителем» - сказуемое) . Составное глагольное слагается из связки и инфинитива: дети «что сделали? » перестали ссориться. Сложное сказуемое представляет собой сочетание элементов составного именного и составного глагольного сказуемого: мой брат всегда «что делал? » хотел работать адвокатом. Последняя часть предложения («хотел работать адвокатом» ) является сложным сказуемом, потому что только все слова в совокупности дают нужную информацию о подлежащем.5Для определения грамматической основы прочитайте предложение целиком и определите простое оно или сложное, состоящее из двух и более простых. Если предложение относится к первому виду, то в нем будет одна грамматическая основа, а если ко второму – то несколько. Это зависит от количества простых предложения, входящих в состав сложного. Например: мы опоздали, потому что лил дождь. «Мы опоздали» и «лил дождь» - грамматические основы сложноподчиненного предложения.6Найдите в предложении подлежащее. Для этого задайте вопросы «кто?» , «что? » и определите слово или словосочетание, которое на них отвечает. Затем от найденного подлежащего задайте вопросы «что делает?» , «каков он? » и найдите сказуемое.7Если есть только один из главных членов, то это односоставное предложение. Обратите внимание, что для его понимания и толкования не нужно обращаться к контексту. В русском языке выделяют пять разновидностей односоставных предложений: назывные (с подлежащим) «Жаркий июльский день» ; определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные и безличные (со сказуемом) . «Займись делом» . «Вас спрашивают» . «Умного человека распознаешь сразу» . «Темнее» .8При синтаксическом разборе подлежащее подчеркивается одной чертой, а сказуемое – двумя.

sprashivalka.com

Сказуемое отвечает на вопросы... или Как выделить грамматическую основу предложения

Что называют сказуемым? Какие виды сказуемых есть в русском языке? Что такое грамматическая основа и как ее найти в предложении? На какие вопросы отвечает сказуемое и подлежащее? Именно эти темы на протяжении долгих школьных лет обучения мало-помалу познают дети. И это совсем немудрено, ведь тема глубокая и имеет много подводных камней.сказуемое отвечает на вопросы

Грамматическая основа

Итак, как распознать основу предложения? Для начала нужно разобраться с определением грамматической основы. По сути, это главная часть любого предложения, которая определяет предмет, его действие и то, чем он является. А именно это подлежащее и сказуемое. В школе допустимо считать их словосочетанием, но если копнуть глубже, то в лингвистике это не совсем так. Вопросы подлежащего и сказуемого звучат так:

Примеры основной части предложения

Для примера можно взять несколько простых предложений.на какие вопросы отвечает сказуемое

Составное глагольное сказуемое

Простое сказуемое, или как его еще называют глагольное, может быть выражено в любом наклонении. Всегда является глаголом, что понятно из его названия. Такое сказуемое отвечает на вопросы, поставленные в любом времени. Не всегда простое сказуемое выражено одним словом, например:

  1. "Я буду петь". "Буду петь" - простое сказуемое, выраженное глаголом в форме сложного будущего времени.
  2. Как будто, словно, точно, как бы, будто, используемые со сказуемым – модельные частицы, которые не выделяют запятыми, как в случае со сравнительными союзами.
  3. "Она было пошла к двери, как вдруг остановилась". Здесь «было» - модельная часть, обозначающая действие, которое началось, но не свершилось. Запятыми такие части не выделяют, в отличие от вводных слов, таких как бывало и бывает, которые имеют значение регулярного повторения действий.
  4. В случае с фразеологизмом в качестве сказуемого, чтобы его отличить от составного типа, следует помнить следующее: первый легко заменить одним словом, но нельзя вместо него поставить "быть" (в любой его форме).

Составное именное сказуемое

Этот тип сказуемого, в свою очередь, делится на подтипы: может быть глагольным, именным или трехчленным. Эти части предложения могут состоять из двух и более слов, которые и определяют тип.

Основная и вспомогательная части, которые выражены словами, обозначающими действие, образуют составное глагольное сказуемое. Одна из них всегда употребляется в неопределенной форме, а вторая выражается глаголами, обозначающими начало, продолжение и окончание действия. В этом качестве используются слова должен, рад, могу, готов и другие, которые являются краткими прилагательными. Также эта часть выражается словами, обозначающими состояния, имеющими значение возможности, желательности и необходимости, а также дающими эмоциональную оценку действия.

Именное сказуемое отвечает на вопросы относительно действий предмета и в своем составе может иметь существительное и прилагательное в именительном и творительном падежах, а также причастие, числительное, наречие и местоимение, которые используются вместе со вспомогательными глаголами.

Сложное сказуемое является объединением между собой глагольного и именного сказуемых.

fb.ru