Подъемный кран: виды и назначение. Подъемные краны


Подъемный строительный кран

Первый грузоподъемный кран появился еще в 1830 году в Великобритании. Это был паровой вариант. Более совершенная модель, уже гидравлическая, была спроектирована спустя 17 лет. Но если раньше, когда появлялись первые грузоподъемные краны, работы выполнялись по большому счету ручной силой или частичной механизацией, то сегодня любая стройка, начиная с малой и заканчивая большой, имеет в своем распоряжении строительный кран.

Немного общих сведений

Необходимо понимать, что такого устройства, как строительный кран, не существует. Существуют грузоподъемные краны. Данный термин был приведен еще Госгортехнадзором. Определение было примерно следующим: грузоподъемный кран – это машина, имеющая грузозахватный орган (крюк, грейфер и т. п.), который используется для подъема и перемещения тяжелых грузов.

Сегодня такая техника активно используется в строительстве. В принципе, с экономической точки зрения это достаточно выгодно. Современный кран может поднять груз свыше 1000 тонн, но для стройки подойдут типовые 50-тонники.

Рабочий цикл

Следует понимать, что для подъема и перемещения груза оператору необходимо совершить несложные манипуляции (циклы). На первой стадии осуществляется захват груза. Если это бетонная плита, то она обвязывается, а для ее подъема используют крюк. Если это сыпучий материал, работы осуществляются грейфером. Вторая стадия – рабочий ход. Он заключается в непосредственном передвижении, а также разгрузке перемещаемого материала. По сути, это самый ответственный этап, поэтому работы должны выполняться плавно и без рывков. Заключительная стадия – холостой ход. Он подразумевает возврат грузозахватного приспособления в исходное положение. Кстати, рабочий ход состоит из трех стадий: разгона, установившегося движения и торможения. Первый и третий этапы самые важные, так как именно на них появляются динамические нагрузки и, следовательно, риск повредить перемещаемый груз.

Строительный подъемный кран и его конструкция

По большому счету агрегат состоит из нескольких важных узлов. Давайте рассмотрим каждый из них:

Как вы видите, строительный подъемный кран – это достаточно сложное устройство, которое нуждается в постоянном надсмотре и замене канатов, крюков и других деталей и узлов.

Классификация по конструкции и возможности перемещения

Сразу стоит заметить, что нет единой классификации, которая отражала бы полную суть. Дело в том, что современные краны могут совмещать в себе сразу несколько функций. Так, существуют следующие строительные краны в зависимости от конструкции:

Что же касается возможности перемещения, то имеет смысл сказать только о двух основных видах: стационарном и самоподъемном. Последний вид как раз и применяется для строительства зданий. Его особенность в том, что он устанавливается на возводимом объекте. По мере роста здания кран поднимается с помощью специальных механизмов. Хотя в последние годы все чаще применяются мобильные стреловые автокраны, которые во многом по техническим характеристикам лидируют. Такой строительный кран подгоняется при необходимости и с легкостью перемещается на другой объект. Сейчас пойдем дальше.

Строительные башенные краны

Краны башенного типа являются наиболее рациональными при гражданском и промышленном строительстве. Обусловлено это тем, что они позволяют монтаж, демонтаж и транспортировку силами автотранспорта. Это позволяет снизить производственные затраты за счет ускорения работ. Но иногда такой кран использовать не выходит по причине недостаточного количества места. В этом случае используется быстромонтируемый башенный кран. Подъемник строительный такого типа хорош тем, что не нужно много места для его установки. Правда, такое грузоподъемное устройство нельзя использовать при высоте здания выше 30 метров. Интересным является то, что за одну смену кран может быть демонтирован и собран уже на другом строительном объекте при минимальных производственных затратах. На сегодняшний день это одно из наиболее целесообразных решений после автокранов.

Пневмоколесный и гусеничный кран

Вариант, работающий на пневмоколесном шасси, хорош тем, что он обладает повышенной проходимостью. В принципе, такой строительный кран, фото которого вы можете увидеть, используется в непосредственной близости к объекту. Достичь этого удалось путем установки нескольких управляемых осей. Кроме того, кабина оператора довольно комфортабельна. Там есть компьютер, который практически полностью исключает человеческий фактор, кондиционер и т. п. системы.

Есть еще и гусеничный кран. Он устанавливается на гусеничное шасси. Несмотря на высокую проходимость, такое оборудование способно эффективно работать только на заранее подготовленных площадках. Транспортировка осуществляется с помощью специального трейлера, что увеличивает эксплуатационные затраты. Именно поэтому не везде используется такая строительная техника. Краны такого типа применяют лишь там, где любой другой не подходит.

Заключение

Вот мы и разобрались с вами, что такое строительный кран. Фото нескольких популярных моделей вы сможете найти в данной статье. Хотелось бы отметить, что сегодня такая грузоподъемная техника используется повсеместно. Она позволяет снизить травмоопасность производства и сократить объем ручной работы. Есть большое количество кранов, это касается как их типов, так и грузоподъемности. Одни предназначены для быстрой работы и мобильного перемещения на другой объект, другие же, наоборот, поднимают медленно, но довольно тяжелые грузы, и стоят на объектах неделями, а то и месяцами.

fb.ru

КРАНЫ ПОДЪЕМНЫЕ - это... Что такое КРАНЫ ПОДЪЕМНЫЕ?

 КРАНЫ ПОДЪЕМНЫЕ КРАНЫ ПОДЪЕМНЫЕ

(Lifting cranes) — машины, служащие для подъема и перемещения в горизонтальном направлении грузов. Перемещение груза и самого К. осуществляется или силой рабочих (ручные К.), или разного рода двигателями (электрические, гидравлические, паровые К. и т. д.). Все К. разделяются на две основные группы: катучие К. и поворотные К. В катучих К. горизонтальное перемещение груза осуществляется перемещением (качением) всего К. вместе с тележкой, а в поворотных К. горизонтальное перемещение достигается поворотом всего или части К. К катучим К. относятся: 1. Мостовые К., рама которых выполнена в виде моста, могущего горизонтально перемещаться по рельсам. 2. Козловые К., рама у которых П-образная и также может катиться по рельсам. 3. К. — разгрузочные мосты. 4. Консольные К., передвигающиеся по двум рельсам — одному верхнему и одному нижнему. К поворотным К. относятся: 1) Настенные К., рама которых может вращаться вокруг вертикальной оси, укрепленной на стене здания. 2) К. на колонне, рама которых вращается вокруг вертикальной оси и может делать поворот на 360°. 3) К. на поворотном кругу, у которых поворачивается круг вместе с установленной на нем рамой. 4) К.-деррик, у которого укосина вращается вокруг горизонтальной оси, а рама крана вокруг вертикальной оси. 5) Башенный К., оборудованный вращающейся башней и горизонтальной стрелой, по которой ходит грузовая тележка. 6) Портальный поворотный К., установленный на подвижной раме в виде портала. 7) Полупортальный К., оборудованный рамой в форме прямого угла, стороны которого катятся по двум рельсам — одному наземному и другому, расположенному на некоторой высоте, на выступе стены или на специальных колоннах. 8) Велосипедный К. опирается внизу на двухколесную тележку, а наверху — на ролик, катящийся по двум горизонтальным потолочным рельсам.

Самойлов К. И. Морской словарь. - М.-Л.: Государственное Военно-морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941

.

Смотреть что такое "КРАНЫ ПОДЪЕМНЫЕ" в других словарях:

dic.academic.ru

Подъемный кран: виды и назначение

Подъемным краном называют устройство, при помощи которого можно поднимать и перемещать грузы разной массы. Основной характеристикой любого крана считается его грузоподъемность, то есть максимальный вес, который он может поднять. Эти механизмы отличаются как по сфере применения, так и по конструкции. Вкратце рассмотрим устройство основных видов кранов.

Общим у всех них является наличие грузоподъемного механизма, при помощи которого и происходит подъем и перемещение грузов. По типу подъемный кран бывает поворотным и неповоротным, мобильным и стационарным.

Поворотные

Они имеют стрелу, которая опирается на колонну (подвижную или неподвижную) или поворотный круг. Эти устройства могут быть установлены на рельсовом и безрельсовом ходу. Последние бывают автомобильными, пневмоколесными и гусеничными. Кроме того, применяются стационарные поворотные краны (кровельные или настенные).

Неповоротные

Неповоротный подъемный кран – обычно разработка пролетного типа. Кроме того, к этому виду относятся настенно-консольные механизмы. Мостовые пролетные неповоротные краны оборудованы перемещающимся по рельсам подъемным устройством. При этом рельсы проложены по верху противоположных стен здания. В конструкцию настенного входит специальная ферма, закрепленная на стене здания.

Основное назначение

Подъемные краны применяются чаще всего на предприятиях. Это очень полезная, а иногда и незаменимая техника. С ее помощью поднимают тяжелые грузы на высоту и перемещают их с места на место. Это часто необходимо, к примеру, при монтаже блочных фундаментов и панельных стен, при кровельных и отделочных работах. Кроме строительных площадок, краны применяются на складах, для перемещения товаров, в портах, на предприятиях. Без мостового крана не обходится ни один механический или литейный цех.

Применение в частном домостроении

Частникам по причине дороговизны довольно проблематично приобрести даже небольшой личный подъемный кран. Аренда в этом случае может стать довольно неплохим альтернативным вариантом. Ведь обычно на частной строительной площадке кран нужен не постоянно, а для разового выполнения одной или нескольких конкретных задач. Иногда владельцы коттеджей и домов пользуются самодельными подъемными устройствами.

Это довольно простые механизмы, которые, несмотря на свою относительную примитивность, неплохо справляются с поставленными задачами. Иногда это может быть и самый настоящий самодельный подъемный кран. Такие устройства обычно имеют достаточно большую грузоподъемность (300-350 кг) и длину стрелы (6-8 м). Сделать такой кран достаточно сложно, но возможно. Единственное, при изготовлении необходимо соблюдать определенные нормы и правила безопасности. Самый простой такой кран может состоять из стрелы, опор, противовеса и грузоподъемного механизма.

Подъемный кран – очень полезное и функциональное устройство, без которого невозможно обойтись на стройплощадках, складах, предприятиях и во всех тех местах, где работа производится с тяжелыми материалами и предметами. Эта техника может значительно облегчить труд и сократить время самих работ.

fb.ru

Устройство и принцип работы подъемного крана

Подъемные краны можно увидеть на любой стройке. Именно там они вытягивают свои мощные лапы. Подвижные машины, вроде того крана, что показан на рисунке, они могут удлинять свою телескопическую стрелу, приводимую в действие гидравликой до 130 футов и с легкостью поднимать на ней 45 тонн строительных грузов.

Убрав внутрь подвижную часть стрелы, такой кран делается по размеру с обычный грузовик и просто едет дальше, куда надо. Лебедочный механизм управляет тросом, опускаемым со стрелы. К этому тросу при помощи крюка и крепится груз. Когда лебедка начинает наматывать трос, груз поднимается. Система многократных блоков и тросов между крюком и стрелой уменьшает усилия, которые необходимо прикладывать к лебедке, чтобы поднимать груз.

Чтобы уравновесить тяжелый груз

Когда краны поднимают тяжелые грузы, они опираются на консольные балки или стабилизаторы, чтобы не перевернуться. Каждая такая балка действует как точка опоры рычажных весов. С ее помощью поднимаемый груз уравновешивается тяжестью самого подъемного крана. Выдвижные ноги опорной балки сделаны из стали, алюминия или нейлона. Каждая нога может отдельно подниматься и опускаться до тех пор, пока кран не займет нужного положения.

Снижение и уменьшение стрелы

Два гидравлических цилиндра управляют движением стрелы. Один цилиндр поднимает и опускает стрелу, а другой удлиняет и укорачивает ее.

Крюк, трос и блок автокрана

Блок с крюком грузоподъемностью 20 тонн

7-проходный блок

Панель приборов автокрана KATO

Наблюдая за подъемным краном. Бортовые компьютеры следят за работой крана: весом груза, углом подъема и длиной стрелы, углом наклона самого крана и в некоторых моделях даже за скоростью ветра.

Диаграмма грузового момента автомобильного крана

Верхняя диаграмма показывает, что чем больше вытянута стрела в горизонтальном направлении, тем меньшую нагрузку может нести кран без риска опрокинуться.

information-technology.ru

ПОДЪЕМНЫЙ КРАН

Подъемный кран — машина для подъема и перемещения грузов, циклического действия с возвратно-поступательным движением грузозахватного устройства.

Движения крана бывают установочными для изменения положения крана во время работы или его стрелы. Рабочие движения крана — это захват груза, рабочий ход самого крана для перемещения груза, разгрузки — т. е. установки груза в нужном месте, — холостой ход для возврата грузозахватного устройства к месту размещения груза. Основная характеристика любого подъемного крана — это его грузоподъемность, т. е. наибольшая масса груза, которую кран способен поднять. В общую грузоподъемность включается и масса сменных грузозахватных устройств. Грузозахватное приспособление, назначение которого захватить, удержать, переместить и разгрузить груз, бывает различных видов.

Выбор вида грузозахватного приспособления зависит от размеров, формы, массы перемещаемого груза, так как оно должно быть удобным в работе и иметь небольшую собственную массу. Самые простые грузозахватные приспособления — это стропы, т. е. канаты с ковшами. Клещевые, эксцентриковые захваты применяются для листов проката; ящиков, бочек. Бадьи, ковши, грейферы, кюбеля для захвата и перемещения сыпучих или жидких грузов, электромагниты используются для захвата изделий из металла. При большой длине груза используют траверсы.

История кранов

Все подъемные краны, используемые до XIX в., были очень просты по конструкции и изготовлялись в основном из деревянных деталей. Привод у них был ручной. И только к середине XIX в. с развитием общего машиностроения стали появляться металлические грузозахватные машины с механическим приводом. В 1830 г. в Великобритании был внедрен первый паровой подъемный кран и в 1847 г. — гидравлический, в 1895 г. — подъемный кран с двигателем внутреннего сгорания. В 1880 г. в США и Германии одновременно был применен электрический двигатель, в 1890 г. в США и Германии был создан подъемный кран с многомоторным индивидуальным приводом. В России изготовление подъемных кранов началось в конце XIX в. на Путиловском, Николаевском, Брянском и других заводах. С 1920-х гг. производство подъемных кранов стало отдельной отраслью тяжелого машиностроения, что отвечало задачам времени и быстро развивающегося производства.

Конструкция

Конструкция подъемного крана зависит от его схемы работы, и в зависимости от этого краны бывают поворотными и неповоротными.

Поворотные подъемные краны — это железнодорожные, установленные на рельсы, пневмоколесные, автомобильные, гусеничные, настенно-поворотные, кровельные, плавучие, судовые, башенные, портальные.

Неповоротные подъемные краны — это мостовые краны, настенно-консольные перегружатели, кабельные краны.

В современном производстве применяются и вертолеты-краны, со специальным устройством для захвата груза. Их используют в труднодоступных местностях, в основном для прокладки трубопроводов.

У любого подъемного крана основной механизм — это устройство для подъема груза, а также механизм передвижения грузовой тележки, механизм вращения поворотной части или поворотной стрелы, механизм изменения вылета стрелы, механизм подъема консоли моста. Если кран передвижной, то он имеет механизм его передвижения. Механизм подъема груза — это лебедка и, как правило, стальной канат, к которому прикрепляется грузовой крюк или другие грузозахватные устройства. При штабелировании грузов используют подвес-штангу с прикрепленным грузозахватным устройством, это устраняет раскачивание груза. Механизмы подъема снабжаются ограничителями хода грузозахватного устройства или грузоподъемности для безопасной работы. Есть также у некоторых подъемных кранов весы, определяющие массу груза.

Механизм передвижения кранов — это колесное устройство на рельсовом пути. Для грузовых тележек используются канаты. Привод колес может быть как центральным, когда один двигатель через трансмиссивный вал осуществляет вращение колес, так и разделенным. Если привод колес раздельный, то каждое колесо имеет свой двигатель. Ограничение хода осуществляют предохранительные устройства — концевые выключатели, упоры. Стреловое устройство в зависимости от вида перемещения груза может быть горизонтальным и негоризонтальным. Стреловое устройство с горизонтальным перемещением груза применяется у башенных, портальных, плавучих, судовых кранов, стреловое устройство с негоризонтальным перемещением груза применяется у железнодорожных кранов. Механизм изменения вылета стрелы воздействует на нее или на рычажную систему.

Механизм привода подъемного крана — это электрические двигатели, двигатели внутреннего сгорания (дизельные), гидравлические или пневматические двигатели. Иногда применяется и ручной привод. Двигатели внутреннего сгорания устанавливают на плавучих, железнодорожных, автомобильных, гусеничных кранах. Для регулирования скоростей используют электродвигатели.

Для осуществления сложной передачи в ряду механизмов крана применяются комбинированные двигатели — дизель-гидравлические и дизель-электрические. В небольших подъемных кранах применяется пневматический привод. Для перемещения грузов на небольшие расстояния — ручной привод. Кабина крановщика, из которой он управляет всеми механизмами крана, находится на грузовой тележке или на поворотной части или на мосту. Применяется также и дистанционное управление краном по радио или проводное.

Основное требование различных отраслей производства к краностроению — это увеличение основных характеристик крана — грузоподъемности, маневренности, вылета стрелы, высоты, на которую поднимается груз, длины пролета, производительности самого подъемного крана и повышения точности его работы.

Модификации подъемных кранов напрямую зависят от области их применения:

1)   мостовые краны применяются на электростанциях, складах, заводских цехах;

2)   настенно-консольные используют в цехах для помощи мостовым кранам;

3)   козловые краны используют на складах, на электростанциях, для монтажа сборных конструкций в строительстве и судостроении;

4)   мостовые перегружатели применяют на складах угля, на электростанциях, в портах и на промышленных предприятиях;

5)   самоходные стреловые краны на гусеничном ходу, колесные, пневмоколесные, на базе трактора применяются на различных промышленных предприя тиях и на транспортере для перегрузочных и монтажных работ;

6)   башенные краны применяют в строительстве и судостроении;

7)   портальные краны используют в портовых складах;

8)   плавучие краны (на понтоне) используются при работах на плаву и в судостроении;

9)   судовые краны используются на судах для перегрузочных работ.

Конструкции всех кранов лучше изготавливают из стали повышенной прочности или алюминиевых сплавов для снижения их веса. Конструкции и их узлы сварные.

enciklopediya-tehniki.ru

Подъемный кран, его высота и мощность :: SYL.ru

Подъемный кран - машина, оснащенная стационарными грузоподъемными приспособлениями, предназначенная для перемещения тяжелых и габаритных предметов в пространстве как в высоту, так и в горизонтальной плоскости. Их используют на строительных площадках, в производственных цехах, в других промышленных целях.

Виды грузоподъемных кранов

Поскольку данные машины применяют в различных отраслях промышленности, они должны выполнять специальные задачи и работать в определенных условиях. Поэтому существует несколько видов конструкции:

1. Стреловые. Такие подъемные краны можно увидеть на строительных площадках. Грузозахватный механизм у таких машин подвешен к перемещающейся тележке или к самой стреле.

2. Мостовые краны оснащены перемещающейся по неподвижной конструкции тележкой. Такие работают в цехах, на грузовых площадках в портах и т.д.

3. Кабельные имеют захватный механизм, подвешенный к тележке, перемещающейся по закрепленным на стационарные опоры канатам. Они участвуют в строительстве мостов, используются в карьерных и горных местностях.

Это основные виды конструкций грузоподъемных кранов. Каждый из них работает с разными по размеру и массе объектами, перемещение производится различными захватными механизмами.

Виды переносных устройств

Существует несколько способов крепления объектов к грузоподъемному крану:

  1. Крюк. На него крепят стропы, которые, в свою очередь, захватывают монтажные петли конструкций или другие элементы, предназначенные для транспортирования и подъема.
  2. Клещевой захват используют для перемещения предметов, не имеющих специальных приспособлений (трубы, бочки, бревна).
  3. Магнит крепит к себе металлические предметы и контейнеры.
  4. Грейфер захватывает сыпучие грузы.

В зависимости от конкретных условий применения грузоподъемного крана захватные устройства могут меняться.

Виды шасси

Подъемные краны доставляются на рабочие объекты по-разному: одни прибывают сами, другие требуют доставки, третьи служат постоянно в одном месте без необходимости в передвижении.

Стационарные краны используются на крупных промышленных и производственных предприятиях, где есть потребность в переносе грузов с места на место, но нет необходимости перемещать сам механизм. Представитель – кран мостовой. Он являет собой перемещающийся по определенному пути грузоподъемный механизм. Траектория движения определена подвесными конструкциями на неподвижной опоре.

Подъемный кран на автомобильном ходу (пневмоколесный). Он установлен на автомобильную платформу, которая его перевозит, с нее же он управляется. Такие механизмы имеют среднюю грузоподъемность, применяются на небольших строительных объектах, при прокладке коммуникаций.

Кран на собственном ходу представляет собой установку, способную перемещаться самостоятельно по платформе, на которую он установлен. Пример – башенный кран на строительной площадке, узкоспециализированные устройства на железнодорожных площадках и т.д.

Также применяются различные ходовые устройства: гусеничные, железнодорожные, рельсовые, шагающие, плавучие.

Все виды могут иметь разный привод:

Все вышеперечисленные особенности описывают многообразие конструкций и отличий грузоподъемных кранов. Применение каждого вида зависит от конкретных условий и задач. Но выбор машины не определяется только ее конструктивной особенностью. Далее рассмотрим функциональные возможности, которые необходимо учитывать при выборе подъемного крана.

Технические параметры

Все механизмы обладают разными производственными показателями. Основные:

Существуют и другие узкоспециальные параметры, которые рассчитываются при выборе кранов высокой мощности или особого назначения (грузовой момент, глубина опускания груза, скорость передвижения и подъема и др.).

Все эти факторы в разных комбинациях рассматривают при выборе устройства. Из-за ошибок при определении технических параметров крана, необходимых для работы, последствия могут быть разными: от переплаты за аренду более мощной машины до ее поломки или невозможности произвести действия при недостатке функциональных характеристик.

Расчет основных параметров

Выбор вида и марки крана производят путем вычисления его характеристик, которые контролируются СНиП 3.03.01-87; СНиП 12-02-2001; СНиП 12-04-2002 и ПБ 10-382-00.

Мощность подъемного крана определяется по формуле:

Q=Мэ*Lкртр+Мс+Мосн, где:

Мэ – масса самого тяжелого поднимаемого элемента, т;

Lкртр – требуемая длина вылета крюка, м;

Мс – масса грузоподъемного и захватного устройств, т;

Мосн – масса монтажной оснастки, устанавливаемой на груз, т.

Высота подъемного крана рассчитывается так:

Нтркр= = h0 + hз + hэ+ hс + hу, где:

h0 – высота монтажного горизонта или ранее смонтированного элемента, м;

hз – зазор между устанавливаемым и ранее смонтированным элементом, м;

hэ – высота/толщина элемента, м;

hс – высота строповочной конструкции, м;

hу – уровень стоянки крана от нулевой отметки, м.

Вылет крюка и длина стрелы зависят от наиболее удаленной конструкции и максимальной массы груза.

Другие особенности выбора и организация рабочего пространства

Подъемный кран поднимает груз на определенную высоту. Как правило, перемещаемые предметы имеют большую массу. Всегда имеется риск для людей, находящихся на площадке, потому крайне необходимо соблюдение требований безопасности. Также нельзя подвергать риску другие предметы, находящиеся вблизи рабочего механизма. Поэтому перед началом производства необходимо продумать расположение грузов и объектов таким образом, чтобы использование крана было максимально эффективным и риски повреждения других материалов сведены к минимуму. Для строительных площадок разрабатывают генпланы с подробными схемами движения и перемещения, в производственных цехах существуют требования планировки и расположения грузов.

Подъемный кран должен соответствовать требованиям технической безопасности, быть полностью исправным. Должны проводиться плановые осмотры специалистами.

www.syl.ru

Подъемный кран — Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия — статья

Подъе́мный кран, грузоподъемная машина циклического действия с возвратно-поступательным движением грузозахватного органа; служит для подъема и перемещения грузов. Цикл работы подъемного крана состоит из захвата груза, рабочего хода для перемещения груза и разгрузки, холостого хода для возврата порожнего грузозахватного устройства к месту приема груза. Движения крана могут быть как рабочими, так и установочными для периодического изменения положения крана, стрелы и т.п. Основная характеристика кранов — грузоподъемность, под которой понимают наибольшую массу поднимаемого груза, причем в случае сменных грузозахватных устройств их масса включается в общую грузоподъемность. В зависимости от конструкции и принятой схемы работы подъемные краны бывают поворотными и неповоротными. Поворотные краны могут устанавливаться на рельсовом ходу — железнодорожные и катучие рельсовые краны; на безрельсовом ходу — пневмоколесные, автомобильные и гусеничные краны; на стенах и крышах зданий — настенно-поворотные и кровельные; на понтонах и судах — плавучие и судовые. Имеются также поворотные подъемные краны, перемещающиеся по двум расположенным в разных уровнях (внизу и наверху) рельсам, — т. н. велосипедные краны. Железнодорожные, пневмоколесные, автомобильные и гусеничные поворотные подъемные краны часто объединяют общим названием — стреловые самоходные краны. Поворотная часть подъемного крана опирается на колонну (кран на неподвижной или на вращающейся колонне) или на поворотный круг с колесами, катками или шарами (кран на поворотном круге). Поворотная часть может иметь форму высокой башни — башенные краны, мачты — мачтово-стреловые краны (жестконогие и вантовые). Возможна установка ее на портале — портальные краны. Поворотные краны могут иметь постоянный или переменный вылет (расстояние груза от оси вращения крана), который изменяется путем качания укосины (стрелы) или передвижения по ней грузовой тележки.К неповоротным кранам относятся подъемные краны пролетного типа (мостовые краны и перегружатели), а также настенно-консольные краны. Мостовые краны имеют катучий мост, перемещающийся по рельсам, уложенным на стенах зданий или на специальных эстакадах вне здания. По мосту передвигается грузовая тележка с подъемной лебедкой, в некоторых конструкциях грузовая тележка снабжается поворотной стрелой. Настенно-консольные краны состоят из консольной настенной фермы и передвигающейся по ней грузовой тележки с подъемной лебедкой. Перегружатели аналогичны по устройству мостовым кранам, но их мост имеет высокие опоры (ноги), перемещающиеся по наземным путям. При больших пролетах их называют мостовыми перегружателями или перегрузочными мостами, а при малых пролетах — козловыми кранами. Однако четкого подразделения нет. Мосты перегружателей могут иметь неподвижные или выдвижные консоли; вдоль моста передвигается грузовая тележка или поворотный кран. Консольные перегружатели, предназначенные для погрузки (разгрузки) судов, т. н. береговые консольные перегружатели, могут устанавливаться также на судах (судовые перегружатели). Особый тип перегружателя — кабельный кран, у которого грузовая тележка перемещается при помощи тягового каната по несущему канату, натянутому между двумя катучими башнями или стационарными мачтами. Разновидностью кабельных кранов являются мосто-кабельные краны, у которых несущий канат крепится к концам мостовой фермы. К крановым устройствам конструктивно близки монорельсовые дороги, вагонетки которых имеют механизмы подъема.

В современных условиях строительства используют также вертолеты-краны с устройствами для захвата грузов. С их помощью ведут работы в труднодоступных местностях.

Мостовые краны относятся к типовому оборудованию производственных цехов, электростанций, закрытых и открытых складов. Настенно-консольные неповоротные краны применяют главным образом в цехах для уменьшения объема работы мостовых кранов. Козловые краны применяют обычно для обслуживания открытых (реже крытых) складов, главным образом штучных грузов, контейнеров и лесных грузов, для монтажа сборных промышленных и гражданских сооружений, обслуживания гидроэлектростанций и секционного монтажа в судостроении. Они изготовляются преимущественно крюковыми или со специальными грузозахватными устройствами.

Мостовые перегружатели (перегрузочные мосты) изготовляют обычно с грейферными захватами; они обслуживают главным образом открытые склады угля и руды, используются на промышленных предприятиях, электростанциях и в портах. Стреловые самоходные краны — железнодорожные, автомобильные (на шасси автомобиля), пневмоколесные (на специальных шасси), гусеничные краны универсального применения (на двухгусеничном ходу, а также на базе трактора) предназначены для перегрузочных и монтажных работ в строительстве, на промышленных предприятиях и на транспорте. В зависимости от условий работы краны оборудуют сменными стрелами различной длины и конфигурации (прямые, изогнутые, телескопические). Башенные краны используют преимущественно при гражданском, промышленном и гидротехническом строительстве (строительные), а также для обслуживания открытых стапелей и достроечных работ в судостроении (судостроительные подъемные краны). Конструкция строительных башенных кранов позволяет быстро осуществлять их монтаж и демонтаж и перевозку автотранспортом. Они выполняются обычно крюковыми с поворотной и неповоротной башней, которая при большой высоте делается телескопической или наращиваемой (сверху) и подращиваемой (снизу).

Портальные краны применяют для перегрузочных работ в портах и на открытых складах, для строительных (преимущественно гидротехнических) работ, а также для сборочно-монтажных работ в судостроении и при судоремонте (на берегу и на плавучих доках). Настенно-консольные поворотные краны обычно выполняют стационарными, реже — передвижными. Стационарные краны применяют для обслуживания рабочих мест в цехах и на складах, а передвижные главным образом для выполнения внутренних работ в крупных механических цехах. Плавучие краны предназначены для работ, производимых на плаву, состоят из верхнего строения (крана) и самоходного (10—15 км/ч) или несамоходного понтона. Судовые краны обычно выполняются стационарными поворотными, реже — передвижными (портальными или козловыми).

Простейшие подъемные краны, как и большинство грузоподъемных машин, до конца 18 века изготовлялись из деревянных деталей и имели ручной привод. К началу 19 века ответственные, быстро изнашивающиеся детали (оси, колеса, захваты) стали делать металлическими. В 1820-х появились первые цельнометаллические подъемные краны сначала с ручным, а в 1830-е — с механическим приводом. Первый паровой подъемный кран создан в Великобритании в 1830, гидравлический — там же в 1847. Двигатель внутреннего сгорания был использован в подъемном кране в 1895, а электрический двигатель в 1880—85 почти одновременно в США и Германии. Это были мостовые краны с одномоторным приводом. В 1890 созданы краны с многомоторным индивидуальным приводом в США и Германии. Изготовление подъемных кранов современного типа в России началось в конце 19 века (Путиловский, Брянский, Краматорский, Николаевский и др. заводы). После Октябрьской революции 1917 в СССР краностроение превратилось в крупную отрасль тяжелого машиностроения со специализированными заводами.

megabook.ru