Зиновий Колобанов: биография, награды. Подвиг танкиста Зиновия Григорьевича Колобанова. Подвиг зиновий колобанов


биография, награды. Подвиг танкиста Зиновия Григорьевича Колобанова :: SYL.ru

Колобанов Зиновий Григорьевич – советский танкист, участник и герой Великой Отечественной войны. В августе 1941 года во время Кингисеппско-Лужской операции он вместе с экипажем своего танка КВ-1 за время одного боя, проходящего в районе транспортного узла Войсковицы-Красногвардейск, подбил 22 вражеских танка. Это притом, что вся рота Зиновия Григорьевича, в состав которой вошли 5 танков КВ-1, в этом же сражении поразила 43 немецких танка. Героизм и профессионализм танкиста вошли в историю Великой Отечественной войны как настоящий подвиг. Сегодня мы познакомимся с биографией выдающегося воина и узнаем, как он действовал в тот день.

Детство и образование

Колобанов Зиновий Григорьевич родился в селе Арефино, которое находилось в Муромском уезде Владимирской губернии, 25 декабря 1910 года. Сегодня это Вачский район Нижегородской области. Когда мальчику было 10 лет, обороты набирала Гражданская война, которая забрала его отца. В последующие годы матери Зиновия приходилось в одиночку растить и воспитывать троих детей. Окончив восемь классов средней школы, будущий танкист поступил в Горьковский индустриальный техникум. В 1933 году, когда Колобанов был третьекурсником, его призвали в ряды РККА. В 1936 году он окончил бронетанковое училище в городе Орел и получил звание лейтенанта.

Окончив училище с отличием, Зиновий Колобанов получил право на выбор места дальнейшей службы. Он выбрал Ленинград, так как испытывал к нему «заочную любовь». Первое время Зиновий служил командиром танка в Ленинградском военном округе. В 1937-1938 годах он проходил курсы усовершенствования командного состава, после которых получил должность командира взвода 6-й танковой бригады. Затем танкист вырос до командира танковой роты.

Советско-Финская война

За несколько дней до начала войны с Финляндией Колобанову поручили командование танковой ротой первой танковой легкой бригады, базирующейся на Карельском перешейке. Войну с финнами Зиновий прошел от начала до конца. Трижды он оказывался в воспламенившемся танке, но всегда быстро возвращался в строй. В 1940 году его наградили орденом Красного Знамени. Когда военные действия с Финляндией закончились, в марте 1940 года Зиновия перевели в Киевский военный округ. В этом же году Колобанов был повышен в звании до старшего лейтенанта.

Великая Отечественная война

С началом ВОВ Зиновий Колобанов был призван из запаса и назначен командиром роты 1-й танковой дивизии, которую создали на базе 2-й танковой бригады, в составе которой он воевал с финнами. Столь ответственную должность мужчине поручили, опираясь на его боевой опыт. Тем не менее о прежних наградах быстро пришлось забыть, ведь набирающая обороты война требовала новых подвигов.

Военные получали боевые машины на Кировском заводе. Танковые экипажи формировались там же. Каждый из них, наряду с рабочими, принимал непосредственное участие в сборке своей машины. На участке Кировский завод - Средняя Рогатка танки обкатывались. Затем они уходили на фронт.

Оборона Ленинграда

В августе 1941 года Ленинград пребывал в крайне тяжелом положении. Ленинградская стратегическая оборонительная операция проходила далеко не так, как планировалось. В ночь на 8 августа вражеские части 4-й танковой группы атаковали населенные пункты Ивановское и Большой Сабск и двинулись по направлению к Кингисеппу и Волосово. Спустя всего три дня сражений немцам удалось подойти к дороге с Кингисеппа на Ленинград. 13 августа они ее перерезали, равно как и железную дорогу того же направления. В тот же день фашисты форсировали реку Луга.

14 августа 1941 года два немецких корпуса: 41-й моторизованный и 38-й армейский, вырвались на оперативный простор и направились к Ленинграду. 16 августа были захвачены города Кингисепп и Нарва. В тот же день войска 1-го немецкого корпуса обосновались в западной части Новгорода. Угроза выхода немцев к Ленинграду с каждым днем становилась все более реальной.

Решительные меры

18 августа Колобанова вызвал к себе В. Баранов – командир дивизии. Штаб части тогда базировался в подвале собора, который считался одной из главных достопримечательностей Красногвардейска (сегодня его называют Гатчиной). Баранов в устной форме приказал Колобанову любой ценой перекрыть дороги, ведущие со стороны Кингисеппа, Луги и Волосово к Красногвардейску.

Рота Колобанова на тот момент располагала 5 тяжелыми танками КВ-1. Танкисты погрузили в боевые машины по паре боекомплектов бронебойных снарядов. Что касается осколочно-фугасных снарядов, то их взяли немного. Основной целью роты Колобанова была не допустить прорыв немецких танков к Красногвардейску. В тот же день старший лейтенант вывел роту навстречу наступающему врагу. Две машины он направил на Лужскую дорогу, а еще две – на Волосовскую. Свой танк старший лейтенант спрятал в засаде на перекрестке таллиннского шоссе и дороги на Мариенбург – северную окраину Гатчины.

Подготовка операции

Танкист Зиновий Колобанов вместе с экипажами своей роты провел рекогносцировку местности, определив точки для наиболее комфортных огневых позиций. При этом Колобанов приказал своим подчиненным оборудовать по 2 капонира (окопы для танка) на каждую боевую машину, и тщательно замаскировать огневые позиции. Стоит отметить, что на тот момент с подобной задачей мог справиться только Зиновий Колобанов, награды которого свидетельствовали о богатом опыте танковых сражений.

Зиновий Григорьевич оборудовал свою огневую позицию рядом с совхозом Войсковицы, который располагался на развилке Таллинской и Мариенбургской дороги, напротив птицефермы «Учхоза». Позиция танкиста находилась в 150 метрах от шоссе, подходящего со стороны населенного пункта Сяскелево. Капонир был настолько глубоким, что видно было только башню боевой машины. Рядом был оборудован запасной капонир. Все это тщательно замаскировали под местный ландшафт. С основной позиции можно было отлично просмотреть и прострелять дорогу на Сяскелево. По бокам дороги находились заболоченные участки, которые в значительной степени усложняли маневр тяжелой техники и сыграли в предстоящем бою не последнюю роль.

Позиция Колобанова располагалась на небольшой высоте, на участке с глинистым грунтом. С нее можно было рассмотреть ориентиры №1 и №2. Первым ориентиром служили две березы, растущие около дороги, в 300 метрах от перекрестка Т-образной формы, играющего роль второго ориентира. Простреливаемый участок в общей сложности имел длину порядка одного километра. На нем могли без проблем разместиться 22 танка с дистанцией между ними в 40 метров.

Данное место старший лейтенант Колобанов выбрал неспроста. С него можно было вести стрельбу по двум направлениям. Это было важно, так как советские танкисты не знали, откуда выйдет противник: с Сяськелово или с Войсковиц. Если бы немцы выбрали второй вариант, то Колобанову пришлось бы стрелять им прямо в лоб. Из этих соображений капонир был подготовлен прямо напротив перекрестка, из расчета на минимальный курсовой угол. При этом Зиновию пришлось смириться с тем, что его танк будет находиться на минимальном расстоянии от развилки.

Появление немцев

После оборудования позиций танкистам оставалось лишь дождаться вражеских сил и испытать свои тактические решения. Немцы появились на этом участке лишь 20 августа. Во второй половине дня экипажи младшего лейтенанта Дегтярева и лейтенанта Евдокимова встретили на Лужском шоссе колонну немецкой бронетехники. Дождавшись подходящего момента, они уничтожили 5 вражеских танков и 3 бронетранспортера. Вскоре и экипаж Колобанова заметил противника. Началось все с того, что около 14 часов в небе появились разведывательные самолеты. Вслед за ними шла колонна бронетехники. Во главе колоны ехали разведчики-мотоциклисты. Ни те, ни другие не смогли разглядеть среди окружающей местности танк Зиновия Колобанова. Беспрепятственно пропустив их, советские танкисты начали готовиться к встрече с основными силами немцев.

За те пару минут, пока головная машина немцев достигла перекрестка, Колобанов убедился в том, что в колоне нет тяжелых танков. Тогда же в его голове возник план предстоящей атаки. Зиновий Григорьевич решил пропустить колону до «Ориентира №1». В таком случае все танки неприятеля успевали проехать поворот, находящийся в начале насыпной дороги, и попадали под огонь машины Колобанова. Колонна состояла из легких чешских танков 6-й немецкой танковой дивизии. В некоторых источниках принадлежность этих машин также приписывают 1-й и 8-й дивизиям, что, впрочем, не имеет принципиального значения.

Долгожданный бой

Когда план сражения был построен, осталось лишь воплотить его в жизнь. Подбив несколько танков в голове, средине и конце колонны, Колобанов перекрыл дорогу с двух сторон и оставил противника без возможности съехать на вторую дорогу, ведущую на Войсковицы. Когда на дороге образовалась пробка, враг начал сильно паниковать. Немцы даже не думали о возможности ответного удара. Некоторые танки, пытаясь укрыться от огня, спускались с дороги на обочину и вязли в заболоченной местности, где их добивал экипаж Зиновия Колобанова. Другие машины врага в попытке развернуться на узкой дороге врезались друг в друга, и приходили от того в негодность. Перепуганные танкисты в панике покидали горящие и подбитые танки, и метались между ними, попадая под пулеметный обстрел из советских машин.

Сначала фашисты не понимали, что происходит. Они лихорадочно расстреливали все копны сена, находящиеся в зоне видимости, полагая, что в них маскируются танки или орудия. Вскоре они все-таки засекли тщательно замаскированный танк Колобанова, и началось неравное сражение. Буквально град снарядов обрушился на боевую машину КВ-1Э, из которой советские танкисты устроили весь это переполох. Как бы немцы не старались, поразить машину, окопанную по башню и дополнительно оборудованную 25-миллимтеровыми броневыми экранами, им так и не удалось. И даже тот факт, что немцы отлично знали, где находится советская машина, не изменил исход сражения.

Танкист Зиновий Колобанов систематично подбивал одну вражескую машину за другой. В конечном итоге за 30 минут боя он уничтожил все 22 боевые машины, входящие в состав колоны. Из двойного боекомплекта, который Колобанов взял с собой на борт, он израсходовал 98 бронебойных снарядов.

Дальнейшее развитие событий

Бой продолжался, но вражеские войска перестали лезть напролом. Они начали вести огонь с дальних дистанций. Второй этап сражения не принес особых результатов ни для одной из сторон. Немцы так и не смогли обезвредить танк Колобанова. А Зиновий Григорьевич не смог поразить другие вражеские машины. На этом этапе боя на советском танке буквально не осталось живого места. Все приборы наблюдения были разбиты, а башню попросту заклинило. Позже, когда танк вышел с поля боя, на нем обнаружили более 100 попаданий.

Результаты сражения

Подвиг Колобанова принес огромную стратегическую пользу для Ленинградской оборонительной операции. Жаль, что преимуществом, которое она дала, армия не воспользовалась в полной мере. Рота старшего лейтенанта Колобанова уничтожила в тот день 43 вражеских танка. Экипаж младшего лейтенанта Сергеева подбил 8, лейтенанта Евдокименко – 5, младшего лейтенанта Ласточкина – 4, младшего лейтенанта Дегтяря – 4 немецких танка. Также была уничтожена легковая машина, артиллерийская батарея и около двух рот вражеской пехоты. Кроме того, одного из мотоциклистов-разведчиков взяли в плен.

Удивительно, но старший лейтенант Зиновий Колобанов так и не получил за свой подвиг звания Героя Советского Союза. Осенью 1941 года командир первого танкового полка первой танковой дивизии Д. Д Погодный представил всех членов экипажа Колобанова к званию Героя СССР. Командир дивизии В. И. Баранов подписал данное представление, но штаб Ленинградского фронта по неизвестным причинам изменил это решение. Почему так произошло, неизвестно до сих пор. Есть версия, что командование Ленфронта сочло невозможными подобные присвоения на фоне крупных неудач. Тем более что город Красногвардейск все-таки был взят немцами немного позже. Есть и другая версия, согласно которой всему помешала компрометирующая информация на Колобанова. Так или иначе, герой нашего рассказа был награжден орденом Красного знамени, а его первый помощник – наводчик А. М. Усов, получил орден Ленина.

Тем временем в тылу

20 августа 1941 года около двух часов дня в городе Красногвардейск услышали сильную канонаду сражения с немцами, развернувшегося около совхоза Войсковицы. Обеспокоенное руководство города обратилось в военный штаб укрепрайона в надежде получить информацию о ситуации. Из полученных данных следовало, что, по мнению военного руководства, немецкие танки прорвались к городу и ведут сражение на его окраине. По несчастливому стечению обстоятельств, днем ранее во время проведения эвакуации городского телефонного узла были повреждены телефонные кабели коммутатора, что оставило город без связи.

Ориентируясь на полученные данные, руководитель районного НКВД решил, что из города нужно немедленно эвакуировать партийных и советских работников, а главные производства нужно подорвать. Почти весь личный состав милиции и пожарных был выведен. Подрывы привели к возникновению возгораний. Кроме того, при спешном выезде из города было брошено оружие и боеприпасы. После прояснения ситуации, в тот же день милиция вернулась в пылающий город. В скором времени состоялось следствие и суд. Руководителя отдела НКВД приговорили к расстрелу. А остальных руководителей местных советских и партийных органов – к длительным заключениям.

К вечеру 20 августа немецким танковым дивизиям было приказано приостановить наступление на Ленинград, захватить ж/д станции Илькино и Суйда, а также занять новые позиции для окружения Лужской группировки войск СССР.

Дальнейшая судьба героя

В начале сентября 1941 года танковая рота во главе с Зиновием Колобановым обороняла подходы к Красногвардейску в районе поселка Большая Загвоздка. Там ей удалось обезвредить 3 минометные батареи, 4 противотанковых орудия и 250 солдат. 13 сентября город Красногвардейск оставили части РККА. Роте Колобанова было поручено прикрывать отход последней колонны на город Пушкин.

15 сентября Зиновий Колобанов получил несколько тяжелых ранений. Случилось это на кладбище городка Пушкин, где старший лейтенант заправлял свой танк горючим и боеприпасами. Рядов с КВ-1 Зиновия Колобанова разорвался фашистский снаряд. Осколки ранили танкиста в голову и позвоночник. Кроме того, он получил контузию головного и спинного мозга. Первое время военного лечили в Травматологическом ленинградском институте. Затем его эвакуировали в Свердловск и лечили там до 15 марта 1945 года в различных госпиталях. Во время восстановления 31 мая 1942 года танкиста повысили до звания капитана.

Несмотря на сложную реабилитацию после ранений и контузии, Зиновий Колобанов, биография которого не единожды иллюстрировала силу его характера, вернулся на воинскую службу. К тому времени война уже закончилась. Танкист находился на службе вплоть до 1958 года, когда уволился в запас. На тот момент он уже был подполковником. Последующие годы Колобанов работал и жил в Минске. 8 августа 1994 года он умер в белорусской столице и был там же похоронен.

Память

Сегодня на месте, где произошел легендарный бой Зиновия Колобанова, на подъезде к городу Гатчин установлен памятник. На монументе располагается тяжелый танк ИС-2. На момент возведения монумента, к сожалению, было проблематично найти танк модели КВ-1Э, на котором был совершен тот самый подвиг Колобанова, поэтому пришлось довольствоваться похожей моделью. На высоком постаменте висит табличка со словами о подвиге танкистов и полным перечнем экипажа.

Заключение

Сегодня мы познакомились с биографией и достижениями такого выдающегося человека, как Зиновий Колобанов. Бой под Войсковицами является символом человеческой храбрости и решительности, поэтому он навсегда останется в памяти людей, интересующихся историей.

www.syl.ru

Подвиг Зиновия Колобанова. Зиновий Григорьевич Колобанов на Карельском перешейке и в годы Великой Отечественной войны

Множество советских воинов во время войны с фашистскими захватчиками совершали подвиги, но далеко не всегда были они награждены по заслугам, таким же образом обошла награда и Зиновия Колобанова, подвиг которого не забыт. Имя его не вошло в число более одиннадцати с половиной тысяч Героев Советского Союза, но народ помнит всё.

Забытые герои

Люди, демонстрировавшие исключительные отвагу и мужество, зачастую не были отмечены высокими наградами. В принципе, они не за награды воевали, больше друзья-однополчане огорчались. Например, звезду Героя не получил и Алексей Берест, непосредственно водрузивший Красное знамя на берлинский Рейхстаг. Подвиг Зиновия Колобанова тоже оказался недооценённым.

Оценки всегда субъективны, их определяют люди, которым свойственно ошибаться. Однако подвиг Зиновия Колобанова вдохновил не только бойцов на всех фронтах, но и многих поэтов, писателей, музыкантов, художников. Его ратная работа не забыта. Открыт частный музей его имени, посвящённый битве за Ленинград. И в данной статье будет рассказано во всех возможных подробностях о подвиге Зиновия Колобанова.

В августе 1941-го

Окружение города на Неве большой группой гитлеровских армий началось 8 августа. Наши стояли насмерть, однако пядь за пядью отдавали свою территорию, всё более сужая кольцо вокруг города. Несмотря на исключительную самоотверженность бойцов Красной Армии, под давлением лучше вооружённых и превосходящих количеством сил противника приходилось отступать.

Зиновий Колобанов в годы Великой Отечественной войны служил именно там, на Гатчине (теперь это город Красногвардейск), в Первой танковой дивизии, которой командовал Виктор Ильич Баранов. Натиск врага, замыслившего блицкриг, был ожесточённым и упорным, но он удивлялся, почему такие слабые войска не сдаются. Однако не все части и подразделения на начало войны были у нас недовооружёнными.

Приказ

К Красногвардейску вели три дороги, по которым пытались прорваться фашистские войска. Первая - от города Луги, вторая - от Волосова, третья - от Кингисеппа. Приказ перекрыть и удерживать их поступил от генерала Баранова 19 августа 1941 года. Задача сложная, а потому была поручена опытному офицеру, прошедшему финскую войну, - Зиновию Григорьевичу Колобанову. Он командовал третьей танковой ротой.

На вооружении у них были КВ-1, тяжёлые танки, мощные машины, которые на тот момент едва ли не единственные могли противостоять германской бронетехнике. Однако танки сами по себе в бою значат не так много. Главное - люди. И конкретно - командир, легендарная личность, на все времена вошедшая в историю. Это Зиновий Григорьевич Колобанов. Именно его подвиг предрешил результат боя, который и сегодня изучают на занятиях тактики будущие офицеры. Поэтому нужно рассказать о герое подробнее.

Биография

Родился Зиновий Колобанов в декабре 1910 года в селе Арефино. Теперь это Нижегородская область. Во время Гражданской войны погиб его отец, и матери пришлось воспитывать троих сыновей в одиночку. Зиновий охотно учился в школе, окончил восемь классов и уехал в Горький в индустриальный техникум, это было на тот момент очень мудрым решением.

В стране шла индустриализация, поэтому квалифицированные инженеры и рабочие были просто на вес золота - предельно востребованы. Но поработать инженером Зиновию Колобанову так и не пришлось: в феврале 1933 года его призвали в ряды Рабоче-Крестьянской Красной Армии. А там увидели, что парень не просто умный, но ещё и грамотный, поэтому направили его сначала в полковую школу, а затем в военное бронетанковое училище имени Михаила Васильевича Фрунзе.

Советский офицер

Таким образом и стал Зиновий кадровым офицером. В 1936 году военное училище им было окончено с отличием, он получил звание лейтенанта и поступил в Третий отдельный танковый батальон Второй танковой бригады, которая базировалась в Ленинградском военном округе, - на должность командира танка. Однако учение его не прекратилось: в 1938-м он получил новые знания на Командных курсах усовершенствования.

В 1939-м был перевод в танковую бригаду, размещавшуюся на Карельском перешейке. Зиновий Колобанов по-прежнему оставался командиром роты. Потом была Советско-финская война, где трижды наш герой горел в танке и каждый день рисковал своей жизнью, будучи от смерти на волосок. Все соединения Ленинградского округа сыграли важнейшую роль в этой войне. А Колобанов лично прошёл в танке от границы до Выборга.

Служба

В 1940 году лейтенант Колобанов назначен помкомроты танкового резерва, а через некоторое время его служба продолжилась в Киевском военном округе: сначала заместителем командира танковой роты, затем - командиром батальона. В сентябре 1940-го он стал старшим лейтенантом. Через короткое время его назначили командиром танковой роты в батальон тяжёлых танков (нужно сказать, что эта рота тяжёлые танки на вооружение получить так и не успела).

С самого начала Великой Отечественной старшего лейтенанта Колобанова перевели обратно в Первую танковую дивизию, он стал командиром роты тяжёлых танков (и здесь танки КВ-1 на вооружении были). Командир танковой роты - очень высокая должность. Видимо, пошёл в счёт боевой опыт на Карельском перешейке. Но главный бой Зиновия Колобанова был ещё впереди.

Экипаж машины боевой

В танке КВ-1 вместе с командиром роты старшим лейтенантом Зиновием Колобановым воевали ещё четыре настоящих героя. Это радист-стрелок - старший сержант Кисельков Павел Иванович, командир орудия - старший сержант Усов Андрей Михайлович, механик-водитель - старшина Никифоров Николай Иванович, помощник механика-водителя - рядовой Родников Николай Феоктистович. Каждый из них должен был стать Героем Советского Союза и получить свою Золотую Звезду. Скорее всего, и не одну. Особенно Усов.

Девятнадцатого августа старший лейтенант Колобанов был вызван командиром дивизии генералом Барановым, где и получил приказ перекрыть три дороги к городу Красногвардейску. Сразу после этого вся рота, состоящая из пяти танков, выдвинулась под командованием Колобанова на свои позиции. Два танка им были направлены к дороге со стороны Луги, ещё два - на направление к Кенгисеппу, а командирский танк замаскировался у приморской дороги, где обзор позволял держать под контролем два из трёх направлений.

Описание боя

Наступило двадцатое августа, тот самый день, который добавил в учебники описание боя Зиновия Колобанова. В конце войны знаменитый германский танкист-ас Михаэль Виттман буквально "сплагиатил" в местечке Виллер-Бокаж всю командную деятельность Колобанова, подбив 11 танков наших английских союзников (причём свой "Тигр" ему сохранить не удалось, в отличие от нашего аса). Однако в мире почему-то гораздо лучше знают "подвиги" Виттмана (особенно на Курской дуге) и мало сведений имеют о Колобанове.

А ведь свой подвиг в бою под Войсковицами Зиновий Колобанов совершил, применив настоящий талант. Войсковицы - это совхоз, в сторону которого командир, чтобы не демаскировать до поры свою машину, пропустил "прощупывающих" путь для танковой колонны гитлеровских мотоциклистов. Тем временем на Лужском направлении уже завязался бой, и экипажи танков Дегтяря и Евдокименко громили авангард колонны танков на своей дороге: пять были уничтожены сразу плюс три бронетранспортёра.

Бой

Через некоторое время после того, как мотоциклисты по дороге проследовали, послышалось гудение и показалась непосредственно колонна. Шли лёгкие танки не то шестой, не то первой, не то восьмой гитлеровской танковой дивизии - сведения разнятся. По сторонам дороги в некоторых местах было обширное и абсолютно непроходимое болото. Колобанов приказал открыть огонь, когда большая часть гитлеровских танков оказалась именно на этом участке. Подвиг танкиста Колобанова во многом отличается от других, поскольку действия его не были спонтанными, они сопровождались умом и настоящим талантом.

Первыми же выстрелами три танка в голове колонны были подбиты и перекрыли дорогу остальным. Затем были подбиты замыкающие. Далее можно было уничтожать центр. Объехать горящие машины у врага не получилось - танки вязли в болоте и расстреливались, как в тире, стоячими. Паника в колонне нарастала. Боекомплекты взрывались. Ад, да и только. В течение каких-нибудь тридцати минут двадцать два танка были полностью уничтожены только командирским орудием. Гитлеровцы, сколько могли, отстреливались. Сто четырнадцать снарядов прилетело в советскую машину. Но КВ-1 выдержал. Броня, как поётся в известной песне, крепка, и наши танки быстры.

Командир орудия

Здесь нельзя не отметить огромное мастерство старшего сержанта Усова, командира орудия. Он потом повоевал ещё много, дослужился до лейтенанта. Это был опытнейший артиллерист, и именно его стараниями, его меткостью была обусловлена такая быстрая и такая безоговорочная победа. Андрей Михайлович успел повоевать и в советско-польскую, и в советско-финскую кампании, но в артиллерии. Впоследствии он прошёл соответствующее обучение и стал командовать орудием тяжёлого танка.

В общей сложности рота Колобанова в течение одного боя уничтожила сорок три танка противника: 22 - танк Колобанова, 8 - младший лейтенант Сергеев с экипажем, 5 - лейтенант Евдокименко, 4 - младший лейтенант Дегтярь, и ещё 4 - лейтенант Ласточкин. Когда основной бой был окончен, танкисты переключились на то, что осталось: уничтожили артиллерийскую батарею, легковой автомобиль, две пехотные роты. История не знала ещё такого результативного боя - ни советская, ни любых других танковых войск в мире. Подвиг танкиста Колобанова вошёл во все учебники, посвящённые военному искусству.

Представление к награде

В начале сентября наверх ушло представление всего экипажа танка Колобанова к высокому званию Героев Советского Союза за подписью полковника Дмитрия Погодина, командира полка. Он, повоевавший в Испании, был самым первым танкистом, получившим это звание в 1936 году, и уж ему-то было понятно значение подвига Зиновия Колобанова. Это представление охотно завизировал и командир дивизии генерал Виктор Баранов, тоже Герой Советского Союза за бои в Финляндии. Однако не получилось.

Штаб Ленинградского фронта с этим представлением не согласился. Ордена дали всем. Командиру Колобанову и механику-водителю Никифорову - Красного Знамени, старшему сержанту Усову, метко стрелявшему, - орден Ленина, стрелку-радисту Киселькову и помощнику водителя Родникову - по ордену Красной Звезды. И с этим спорить было никак нельзя. Колобанов, видимо, какие-то фильтры у штабистов не прошёл, и надо было продолжать воевать, причём так же смело и находчиво. Однако 15 сентября Зиновий был тяжело ранен, обороняя город Пушкин (Царское Село). Почти вся остальная война прошла у него в свердловских госпиталях.

Дальнейшая жизнь

Ранения были очень и очень тяжёлыми, с повреждениями спинного и головного мозга, с контузиями. В госпитале Колобанов получил очередное звание - стал капитаном. Выписали его в удовлетворительном состоянии только в марте 1945 года, перед самой Победой. Но, как ни просился он на фронт, назначение пришло только в июле. Колобанов принял пост заместителя командира танкового батальона в Барановичах и потом ещё тринадцать лет служил Советской Армии верой и правдой.

Уволился в запас герой только в 1958 году, после чего поселился в Минске и устроился на автозавод мастером-контролёром ОТК. Дальнейшая жизнь у него была долгой и счастливой. А потом наступила перестройка, и Советский Союз перестал существовать. Это человеку старой закалки было пережить очень сложно. И Зиновий Григорьевич Колобанов нас покинул в возрасте 84 лет в 1994 году.

Музей

В нашей стране в настоящее время существуют проекты, посвящённые Великой Отечественной войне и поддерживаемые в подавляющем большинстве случаев только инициативой заинтересованных людей. Так был создан и частный музей "Битва за Ленинград" им. Зиновия Колобанова. Энтузиасты Ленинградской области уже более двадцати лет восстанавливают разнообразную боевую технику, которая участвовала в одном из кровопролитнейших и длительнейших сражений.

Директор музея Олег Титберия собрал уникальную коллекцию из найденной в местах боевых действий и отреставрированной техники, после чего открыл удивительный парк автомобилей, танков, артиллерийских орудий в городе Всеволожске (Ленинградская область). На территории музея посетители могут наблюдать, как реставрируется техника. За каждой буквально вырытой из земли машиной живёт своя история. Изучается не только каждая деталь для реставрации по документам семидесятилетней давности, но и проводятся исследования: каков был путь этой машины, кто именно в ней воевал. Рядом с легендарными "тридцатьчетвёрками" и танк КВ-1 тоже присутствует в экспозиции. Конечно, это не Зиновия Колобанова танк, тот был исключительно заметен после ста четырнадцати попаданий. Коллекция постоянно пополняется, и работают в музее поисковики, учёные, реставраторы и просто неравнодушные люди.

fb.ru

Подвиг Зиновия Колобанова

В начале 90-х годов в России появились переводы мемуаров немецких генералов, офицеров и даже простых солдат. Оно конечно не плохо для более широкого понимания истории Второй Мировой войны, и даже полезно для расширения кругозора. Но вот только после прочтения некоторых воспоминаний становится удивительно почему Советский Союз не рассыпался на молекулы. Если великий воздушный ас Рудель в одиночку перемолол половину Красной Армии, а танковый гений Виттман уничтожил 260 наших танков и самоходок, то возникает странный вопрос - почему не они, а мы выиграли войну. Ах да, как же я забыл - мы завалили их трупами. О потерях в Войне я обязательно расскажу как-нибудь позже. Сейчас речь о другом. О пропагандисткой машине.

Давно замечено, что чем хуже идут дела на фронте, тем больше у проигрывающей стороны становится выдающихся летчиков, великих подводников, и бессмертных танкистов, чьи подвиги выходят за рамки реального и возможного. Приведу один пример. В начале 1944 года под украинским городом Корсунь-Шевченковский мы взяли в котёл мощную группировку противника, и полностью её уничтожили. Но вот если почитать некоторых немецких историков, то можно узнать, что сводный полк из «Тигров» и «Пантер», который шел окруженцам на помощь, за пять дней боев уничтожил ни много, ни мало, а 267 советских танков. Это, между прочим, целая танковая армия. «Тигры» и «Пантеры» – очень хорошие танки, и пожгли они наших не мало, спору нет, но тут акцент в другом – в том, что свои потери немцы обозначили всего в ОДИН «Тигр» и ТРИ «Пантеры». Причем, этот «Тигр» подбили НЕ русские, его якобы, по ошибке уничтожила своя же «Пантера» - случайно стрельнула ему в корму.

Так вот, в том немецком полку было 90 танков, через две недели от них осталось всего 14-ть, а в мемуарах нет ни слова, куда же пропали остальные 76 немецких машин. Наверное, сами сломались, сами утонули в реках и болотах, или у них просто закончилось топливо, а может быть, они застряли в жирном украинском черноземе. Просто гусеницы забило грязью, и танки не смогли двигаться дальше. И советские войска здесь совершенно не причем. В общем, об этой странной пропаже семидесяти шести танков немецкие историки скромно умалчивают.

Кстати, тот сводный полк, который пытался пробить дорогу окруженным под Корсунем корпусам, свою задачу так и НЕ выполнил - он не прорвал кольцо, и немецкое командование этот полк расформировало. А и в самом деле, почему бы не разогнать разгильдяев, которые потеряли свои машины исключительно из-за ужасной русской грязи.

Всё, о чём я только что рассказал, было неким размышлением на тему пропаганды подвигов, вступлением к главной теме моей заметки.

Если принимать за чистую монету утверждения немецких танкистов и журналистов, то рекордом надо считать бои под Черкассами. Однако это не так. Абсолютный танковый рекорд принадлежит нашему герою – старшему лейтенанту Зиновию Григорьевичу Колобанову.

Его подвиг вошел в Книгу Рекордов Гиннеса, как самый успешный и результативный танковый бой за всю историю войн.

Произошло это 20-го августа 41-го года на подступах к Ленинграду, недалеко от города Гатчина, у посёлка Войсковицы. Немецкая группа армий «Север» рвалась к нашей Северной столице. Командир роты Зиновий Колобанов получил приказ перекрыть три ключевых дороги силами пяти танков. Три дороги и всего пять танков. Колобанов к тому моменту уже имел богатый военный опыт – он прошел Финскую войну, трижды горел там в танке, и даже был награжден званием героя Советского Союза.

Поэтому он очень рационально распределил силы и расставил машины в самых тактически верных местах. Он приказал зарыть все танки в землю по самую башню, и хорошо их замаскировать. Своему командирскому КВ-1 он выбрал очень удобное место в самом центре обороны и закопал его на пригорке. Это расположение позволяло держать под контролем огромную площадь и перекрёсток двух дорог.

Наконец появились давно ожидаемые «гости» - колонна немецкой техники. В её голове ехали мотоциклисты и грузовики. Командир батальона приказал по связи немедленно открыть огонь. Ему, наверное, из Гатчины была лучше видна обстановка. Причем приказал жестко, как это часто бывало на фронте - матом. И знаете, как на это отреагировал Колобанов? Он просто взял, и отключил связь. Потому, что стрелять по мотоциклистам-разведчикам – это значит преждевременно обнаружить себя и сорвать все свои планы.

И вот на дорогу вышла танковая колонна. Сверхчеловеки ехали совершенно расслабленные. Как до этого по Европе: люки открыты, командиры торчали из башен спокойно и смотрели нахально, у многих были расстегнуты воротники и оголены руки до локтей, один что-то жевал, другой смотрел в бинокль… И тут грянул первый выстрел. Головной танк загорелся, его развернуло поперек шоссе, и он тем самым перекрыл дальнейшее движение. Второй выстрел – второй горящий танк наехал на первый, и украсил собой стальную композицию. Следующие выстрелы были перенесены по хвосту колонны, и там заполыхало три машины. Пробка на дороге окончательно сформировалась. А потом началось расформирование этой танковой колонны. Как куропаток в лесу, как жестяные фигурки в тире, «Климент Ворошилов» командира Зиновия Колобанова и наводчика Андрея Усова за пол часа настрелял 22 вражеских танка.

Немцы очень долго не могли понять - откуда по ним стреляют, но потом по вспышкам орудия определили, и открыли шквальный огонь по КВ, разметали маскировку, разворотили весь пригорок, повредили башню, но пробить КВ так и не смогли. Броня стального монстра выдержала все попадания. Их потом, после боя, насчитали 156!

Двадцать два танка за пол часа – вот такая вот неравная дуэль. Причем, неравная - по отношению к противнику.

А что же остальные четыре танка из роты Колобанова? Они тоже не сидели без дела, и на своих участках накрошили еще 21-ну бронированную «куропатку», а также артиллерийскую батарею и две роты пехоты. Итого: 43 вражеских машины и множество живой силы противника без единой своей танковой потери. У нас из танкистов не погиб никто! Вот так командир роты Зиновий Колобанов унизил Третий рейх и вошел в историю.

За совершенный подвиг все члены экипажа был представлены к званию Героя СССР. Но как это ни удивительно, но Золотую Звезду не дали никому. Ограничились орденом Красной Звезды для командира, орденом Ленина для наводчика Усова, остальным тоже вручили высокие награды. Причина столь несправедливого награждения кроется в том, что во время финской войны, вернее сразу после её завершения, подчиненные Зиновия Колобанова пошли брататься с финнами. И по старинной русской традиции душевно так побратались. За это, трижды горевшего в танке капитана Колобанова лишили звания Героя Союза, сняли погоны и отправили в лагерь. Освободила его начавшаяся война. И даже после столь успешного и героического разгрома Золотую Звезду Героя Колобанову не вернули.

В сентябре 1941-го года Зиновий Колобанов был серьезно ранен, и пролежал пластом ТРИ года. Но в 1945 году восстановился после ранения и вернулся в строй. Еще 13 лет он служил в армии, и вышел в запас в звании подполковника. Затем много лет жил и работал в Минске.

Его бой под Гатчиной не имеет аналогов в мировой военной истории и подтверждает тактический гений и военную удачу Зиновия Григорьевича.Напомните мне, что там писали немецкие историки про танковый прорыв под черкасским Корсунем?

 

Хороший анимационный фильм-реконструкция о подвиге Колобанова:

http://www.youtube.com/watch?v=qfCisV9HpAA

polzam.ru

Советский танк КВ 1 против 22 немецких. Подвиг танкиста Зиновия Колобанова

Советский танк «Клим Ворошилов»  (КВ 1) немцы называли «призраком» — это настоящая металлическая крепость с 7 мм стальным корпусом. Экипаж танка под командованием старшего лейтенанта Зиновия Колобанова стал для немцев олицетворением русского характера и несгибаемой воли. Наши защитники совершили подвиг — в ожесточенном бою подбили из засады 22 немецких танка.

Зиновий Григорьевич Колобанов

В конце августа 1941 года 3-я танковая рота Колобанова обороняла подступы к Ленинграду в районе города Красногвардейска (ныне Гатчина). Каждый день, каждый час был «на вес золота» — из северной столицы эвакуировались военные предприятия и мирное население. Танковая рота накануне была пополнена новыми танками КВ-1 с экипажами, прибывшими из Ленинграда. Командир 3-й танковой роты 1-го танкового батальона старший лейтенант Зиновий Колобанов был вызван к командиру дивизии генералу Баранову, от которого лично получил приказ прикрывать три дороги, ведущие к Красногвардейску со стороны Луги, Волосово и Кингисеппа (через Таллинское шоссе):

Перекрыть их и стоять насмерть!

перекрыть три дороги, которые ведут к городу со стороны Луги, Волосово и Кингисеппа. Защитить три дороги пятью танками» – с этим мог справиться только он. Танкист к тому времени прошел финскую войну, трижды горел в танке, но каждый раз возвращался в строй.

pomnisvoih.ru

Подвиг Зиновия Колобанова. Герою так и не дали Золотую звезду » Военное обозрение

Во время Великой Отечественной войны множество советских людей демонстрировало высочайшие мужество и отвагу, сражаясь с гитлеровскими захватчиками. За подвиги, совершенные в годы Великой Отечественной войны, 11 тысяч 657 человек (из них 3051 посмертно) были удостоены высокого звания Героя Советского Союза. Однако появились и «забытые» герои. Люди, фронтовой путь которых, казалось, мог привести их только к званию Героя Советского Союза, высокую награду не получали. Нет, об их подвигах народ не забыл, но власть имущие почему-то сочли, что присваивать им звания Героев Советского Союза (а затем и Героев России) не следует. Так и не стал Героем Советского Союза старший лейтенант Алексей Берест, принимавший самое непосредственное участие в водружении Красного знамени на берлинский рейхстаг. Еще один настоящий герой, которого незаслуженно обошла награда, — Зиновий Колобанов.

Это про него поэт Александр Гитович затем напишет:

Враги идут толпойЖелезных истуканов, Но принимает бойЗиновий Колобанов.

8 августа 1941 года группа армий «Север» начала наступление на город Ленинград. Части и соединения Красной Армии, осуществлявшие защиту советской территории от агрессора, несмотря на самоотверженность личного состава, отступали. В районе Красногвардейска, как тогда называлась Гатчина, оборону держали воины 1-й танковой дивизии под командованием генерал-майора Виктора Ильича Баранова. Им приходилось сдерживать натиск упорно наступающего и превосходящего в силе противника. 19 августа 1941 года генерал-майор Виктор Баранов приказал перекрыть три дороги, ведущие к Красногвардейску от Луги, Волосова и Кингисеппа. Эта задача была поручена 3-й танковой роте 1-го танкового полка 1-й танковой дивизии, которой командовал старший лейтенант Зиновий Колобанов. На вооружении 3-й танковой роты, которой командовал Колобанов, находились тяжелые танки КВ-1, которые могли вполне реально противостоять танкам вермахта. Но вооружение вооружением, а о личности командира роты, подвиг которого навсегда вошел в историю Великой Отечественной войны, стоит сказать особо. Ко времени начала Великой Отечественной войны он был уже опытным офицером, прошедшим советско-финскую войну.

Зиновий Григорьевич Колобанов родился 25 декабря 1910 года во Владимирской губернии в селе Арефино Муромского уезда (ныне это территория Нижегородской области). Отец Зиновия Григорий погиб во время Гражданской войны. Мать воспитывала троих детей одна, перебравшись затем в село Большое Загарино. Начало жизненного пути Зиновия Колобанова было вполне обычным для сельского парня того времени. Он окончил восемь классов средней школы и отправился учиться в Горьковский индустриальный техникум. Тогда как раз полным ходом шла сталинская индустриализация и стране были нужны квалифицированные рабочие и инженерные кадры, поэтому такие профессии всегда были престижны и востребованы.

16 февраля 1933 года 22-летний Колобанов, учившийся на третьем курсе техникума, был призван в Рабоче-Крестьянскую Красную армию. Как парня грамотного, его направили в полковую школу 49-го стрелкового полка 70-й стрелковой дивизии, а затем — в Орловское бронетанковое училище имени М. В. Фрунзе. Так Зиновий Колобанов стал кадровым военнослужащим. В мае 1936 года он окончил военное училище в звании лейтенанта, с отличием, и начал службу командиром танка в 3-м отдельном танковом батальоне 2-й танковой бригады Ленинградского военного округа. В 1938 г. Колобанов окончил Курсы усовершенствования командного состава и далее служил помощником командира боепитания в 210-м стрелковом полку 70-й стрелковой диивзии. Затем, с 31 июля 1938 г. по 16 ноября 1938 г. Зиновий Колобанов служил командиром взвода 6-й отдельной танковой бригады, а затем был назначен командиром танковой роты в той же бригаде. 25 ноября 1939 года Колобанов был переведен командиром танковой роты в 1-ю легкую танковую бригаду, которая была развернута на Карельском перешейке. Приближалась советско-финская война и соединениям Ленинградского военного округа предстояло сыграть в ней очень важную роль.

Командир танковой роты Зиновий Колобанов не просто участвовал в войне. Он прошел от границы с Финляндией до Выборга, три раза горел в танке, находясь на волосок от гибели. После окончания войны, 17 марта 1940 года, лейтенанта Колобанова назначили помощником командира 52-й роты танкового резерва по боевой части 1-й легкой танковой бригады, а затем перевели в Киевский военный округ. Сначала он находился на должности заместителя командира танковой роты 90-го танкового полка, затем был назначен командиром танковой роты 36-го отдельного учебного танкового батальона 14-й лёгкой танковой бригады. 6 сентября 1940 года ему присвоили воинское звание старшего лейтенанта. Некоторое время Колобанов занимал должность старшего адъютанта (начальника штаба) батальона 97-го танкового полка, а затем в том же полку был назначен командиром танковой роты батальона тяжелых танков. Однако танков данная рота на вооружение так и не получила.

Когда началась Великая Отечественная война, старший лейтенант Колобанов был переведен командиром роты тяжелых танков КВ-1 в 1-ю танковую дивизию. Сам Зиновий Колобанов вспоминал, что в дивизию он был призван из запаса и, учитывая опыт советско-финской войны, получил сразу назначение командиром роты. 14 августа 1941 года Зиновий Колобанов участвовал в бою под селом Ивановским на реке Луга. Его экипаж уничтожил танк и артиллерийское орудие неприятеля. Однако самый главный бой в жизни Зиновия Григорьевича был еще впереди.

В экипаж танка КВ-1, помимо командира танка (и командира роты) старшего лейтенанта Зиновия Григорьевича Колобанова входили командир орудия танка старший сержант Андрей Михайлович Усов, старший механик-водитель старшина Николай Иванович Никифоров, младший механик-водитель красноармеец Николай Феоктистович Родников и стрелок-радист старший сержант Павел Иванович Кисельков. 19 августа 1941 г. старшего лейтенанта Колобанова вызвал лично командир дивизии генерал-майор Баранов, который и дал приказ перекрыть дороги к Красногвардейску. После этого рота из пяти танков КВ-1 под командованием Колобанова выдвинулась на обозначенные позиции.

Два танка из роты Колобанова были направлены командиром на дорогу со стороны Луги, два танка — на Кингисеппское направление. Командирский танк роты занял позицию на приморской дороге, позволявшую контролировать сразу два направления возможных перемещений танков противника.

На Лужском направлении 20 августа экипажи танков лейтенанта М.И. Евдокименко и младшего лейтенанта И.А. Дегтяря вступили в бой с авангардной немецкой танковой колонной и уничтожили пять танков и три бронетранспортера. Гитлеровцев на мотоциклах, проехавших по дороге в сторону совхоза Войсковицы, Колобанов пропустил, поскольку его задачей было перекрытие движения именно танковой колонны противника. Наконец, показались и немецкие легкие танки 6-й танковой дивизии (правда, есть и другие версии — что танки принадлежали или 1-й, или 8-й танковым дивизиям). Подождав, Колобанов отдал приказ открыть огонь. Первыми же выстрелами были подбиты три головных танка немецкой колонны, которые встали, перекрыв дорогу остальным танкам. Затем советский танк ударил по хвосту, а затем центру немецкой колонны. Точные попадания стали возможными благодаря действиям старшего сержанта Андрея Усова (на фото он в погонах лейтенанта, т.к. затем дослужился до этого звания) — опытнейшего артиллериста, воевавшего в советско-польской и советско-финской войнах и служившего прежде помощником командира взвода в артиллерийском полку, а затем прошедшего обучение на командира орудия тяжелого танка.

После выстрелов Усова, в колонне противника началась паника. Учитывая то, что дорога проходила через болотистое поле, танки, съехавшие на обочину, попадали в болото, где вязли. В загоревшихся танках взорвались боекомплекты. В течение тридцати минут боя танк Колобанова смог подбить все 22 танка противника, израсходовав 98 бронебойных снарядов. В сам советский танк попали 114 немецких снарядов, но его броня действительно казалась крепка. Всего же рота под командованием Колобанова подбила 43 танка противника — 22 танка на счету у экипажа старшего лейтенанта Колобанова, 8 танков — на счету у экипажа младшего лейтенанта Сергеева, 5 танков подбил экипаж лейтенанта Евдокименко, 4 танка — экипаж младшего лейтенанта Дегтяря и еще 4 танка — экипаж младшего лейтенанта Ласточкина. Уже после боя танкистами роты были уничтожены артиллерийская батарея противника, один легковой автомобиль, около двух пехотных рот. Такого боя еще не знала история советских и даже мировых танковых войск.

Казалось бы, невероятная победа танкистов над гитлеровцами в бою 20 августа 1941 года практически гарантировала старшему лейтенанту Колобанову звание Героя Советского Союза. И действительно, уже в сентябре 1941 года полковник Дмитрий Погодин, командовавший 1-м танковым полком 1-й танковой дивизии, представил всех членов экипажа танка старшего лейтенанта Зиновия Колобанова к званию Героя Советского Союза. Дмитрий Погодин, член ЦК Компартии Белорусской ССР и ветеран Гражданской войны в Испании, сам был первым танкистом, получившим звание Героя Советского Союза еще 31 декабря 1936 года — за доблесть и мужество, проявленные в боях в Испании. Как настоящий боевой командир, он прекрасно понимал цену подвигу Колобанова. Подписал представление и командир дивизии генерал-майор Виктор Баранов, который к этому времени сам тоже был Героем Советского Союза, получив высокую награду за бои с финскими войсками во время советско-финской войны. Но стать Героем Советского Союза ни удалось ни старлею Колобанову, ни другим членам его боевого экипажа. В штабе Ленинградского фронта идею присвоения Колобанову и его бойцам высоких званий Героев Советского Союза «зарубили». Командира экипажа и роты старшего лейтенанта Колобанова наградили орденом Красного Знамени, командира орудия старшего сержанта Усова — орденом Ленина, старшего механика-водителя старшину Никифорова — орденом Красного Знамени, стрелок-радист старший сержант Кисельков и младший механик-водитель красноармеец Родников получили по ордену Красной Звезды.

Как и другие советские воины, совершившие настоящие подвиги, но по каким-либо причинам не прошедшие «фильтр» у штабистов и замполитов, Зиновий Колобанов продолжал воевать. Он оборонял подступы к Красногвардейску, но 15 сентября 1941 года получил тяжелое ранение при обороне города Пушкин, получив осколочное поражение головы и позвоночника и контузию головного и спинного мозга. Почти всю войну он провел в госпиталях в Свердловске — ранения были слишком тяжелыми. Несмотря на это, 31 мая 1942 года Колобанову присвоили звание капитана, а в марте 1945 года, выписавшись, он сразу попросился в армию. 10 июля 1945 года, уже после окончания войны, Колобанов получил назначение заместителем командира 69-го танкового батальона 14-го механизированного полка 12-й механизированной дивизии 5-й гвардейской танковой армии в Барановичском военном округе.

После войны Колобанов еще тринадцать лет служил в Советской Армии. В 1951-1955 гг. он служил в Группе советских войск в Германии на должностях: командира танкового батальона самоходных артиллерийских установок 70-го тяжёлого танкового самоходного полка 9-й танковой дивизии 1-й гвардейской механизированной армии — с 1951 по 1954 гг., затем командира 55-го гвардейского танкового батальона 55-го танкового полка 7-й гвардейской танковой дивизии 3-й механизированной армии — с 1954 по 1955 гг. В 1952 году Колобанов получил воинское звание подполковника. Однако случилось очередное печальное событие, которое сразу же бросило тень на героического комбата. Солдат из его батальона дезертировал и сбежал в британскую зону оккупации. Этого оказалось достаточно для серьезнейшего удара по карьере героического фронтовика. Подполковника Колобанова перевели в Белорусский военный округ заместителем командира танко-самоходного батальона 10-го механизированного полка 12-й механизированной дивизии, а затем — заместителя командира танкового батальона 148-го гвардейского мотострелкового полка 50-й гвардейской мотострелковой дивизии 28-й армии. В 1958 году Зиновий Григорьевич Колобанов был уволен в запас. Он долгое время работал на Минском автозаводе мастером ОТК и контролером ОТК, прожил долгую жизнь и скончался в 1994 году на 84-м году жизни.

Получается, что удивительный подвиг экипажа Колобанова так и не был оценен по достоинству. Даже спустя годы власть так и не пошла на то, чтобы присвоить, пусть и с опозданием, легендарному танкисту звание Героя Советского Союза. Отказались это сделать и власти постсоветской России. Когда петербургское отделение Российского военно-исторического общества (РВИО) собрало более 100 тысяч подписей в поддержку присвоения Колобанову звания Героя Советского Союза, все равно последовал отказ. И это даже не удивительно. Например, такая же история сложилась с Алексеем Берестом. Впрочем, в глазах народа и Зиновий Колобанов, и его сослуживцы по экипажу танка, и Алексей Берест, и другие фронтовики, совершившие множество подвигов, все равно остаются подлинными Героями с большой буквы, вне зависимости от мнения чиновников.

topwar.ru

Танкист Зиновий Колобанов: биография (фото)

Советские танковые войска внесли огромную лепту в успех РККА в годы Великой Отечественной войны. В исторической литературе каждый крупный бой, армейская операция рассматривается в общем, обезличенно. Но ведь каждая победа достигалась титаническими усилиями конкретных людей, которые погибали, становились калеками или чудом выживали на фронте. Колобанов Зиновий Григорьевич, подвиг которого навсегда останется в истории ВОВ, - это один из тех героев, о которых стоит поговорить конкретно.

Детство и юность танкиста

Зиновий Колобанов родился в 1910 году. Место рождения: село Арефино Владимирской губернии. Семья жила очень бедно. У Зиновия было еще двое братьев. Особенно тяжко стало после смерти отца, который погиб на фронтах Гражданской войны в 1920 году. Понимая преимущества колхозного строя для семьи, в конце 20-х годов семья перезжает в село Большое Загарино. Как раз в то время в этом населенном пункте проходила коллективизация.

Окончив восьмилетку, Зиновий Колобанов отправляется на обучение в Горьковский индустриальный техникум.

Начало военной карьеры героя

Переломным в жизни будущего танкиста Колобанова стал 1933 год. Тогда он учился на третьем курсе техникума. Ему пришла повестка из военкомата. В то время отдать долг Родине было святым для каждого молодого человека. Сразу после поступления на службу Зиновий понял, что попал в свою стихию. Военкомат определил Колобанова на службу в стрелецкий полк. Уже в 1936 году будущий легендарный танкист с отличием оканчивает Орловское бронетанковое училище. У него была возможность самостоятельного выбора места службы, поэтому Зиновий решил исполнить свою детскую мечту - побывать в Ленинграде. Там он некоторое время служил на должности командира танка. Высшее командование заметило военный талант бойца, поэтому его направили на курсы повышения квалификации для младшего командного состава. В 1938 году Колобанов успешно оканчивает эти курсы, после чего место его работы меняется. Теперь лейтенант Зиновий Колобанов служит сначала помощником командира полка, затем командиром взвода и роты.

Советско-финская компания в биографии танкиста

Танки принимали активное участие в Финской войне. Бои на этом фронте стали настоящим боевым крещением для Колобанова. Люди, знающие историю, прекрасно осведомлены, насколько тяжело было РККА в той войне. Колобанов трижды мог погибнуть на этом фронте, но спасался из горящих танков. За эту военную зиму проделал боевой путь от границы до самого Выборга. Его танк участвовал в успешном прорыве линии Маннергейма. Кстати, есть неподтвержденная информация о том, что за этот подвиг танкист был награжден званием Героя СССР. Дело в том, что один из советских журналистов в своей статье рассказывает такую историю. Якобы старший лейтенант Зиновий Колобанов получил награду за прорыв линии Маннергейма, но потом был лишен очередного звания по чину и ордена Героя за то, что его подчиненные по танку пообщались с финскими солдатами. В официальных источниках никакой информации о награждении нет.

Зиновий Колобанов: биография после Финской войны

После Финской войны Колобанов продолжил службу. Именно в межвоенные годы судьба связала нашего героя с Украиной. Командование перевело его в Киевский военный округ. Много времени Колобанов провел в украинском городе Староконстантинове. За 1940-1941 годы успел поменять несколько командных должностей в танковых и механизированных корпусах РККА. За эти годы командования военными частями старший лейтенант Зиновий Колобанов стал достаточно зрелым военным руководителем.

Именно поэтому с началом Великой Отечественной войны его перекинули на тяжелые участки Северного фронта в Ленинградскую область. Кстати, одновременно с отправкой на войну наш герой получает звание старшего лейтенанта. Учитывая наличие боевого опыта (в отличие от большинства других красноармейцев, в том числе командиров), Колобанова сразу назначают командиром роты. Несмотря на руководящий статус, танкист принимал участие в боях. Знаковый бой произошел 14 августа 1941 года, когда пять танков, среди которых и танк под командованием Колобанова, остановили продвижение немецкой разведки и танковых колонн, уничтожив при этом много машин противника. На тот момент это позволило отстоять некоторые населенные пункты. Также подвиг Колобанова (а его танк вполне могли и подбить во время этого боя) позволил другим войсковым танковым соединениям уничтожить более крупную группировку немецкой бронетехники. После одного из боев в сентябре 1941 года Зиновий получил серьезное ранение.

После войны

Зиновий Колобанов после длительного лечения вернулся в строй. Правда, это уже было после войны, в 1945 году. Оставался на военной службе до 1958 года. Конечно, работал в основном на высших руководящих должностях (командир батальона). После увольнения в запас легендарный танкист долго проработал на Минском заводе МАЗ. Получил почетное звание "Ударник коммунистического труда".

Зиновий Колобанов умер в 1994 году, прожив долгую и содержательную, посвященную Родине жизнь.

fb.ru

Подвиг Зиновия Колобанова - О Памяти и Чести

Зино́вий Григо́рьевич Колоба́нов (12 декабря 1910—1994) — советский танкист-ас, в Великую Отечественную войну — старший лейтенант, командир роты тяжёлых танков, в послевоенное время — подполковник запаса.

Биография

Родился 12 декабря 1910 года (в паспорте указано 1912, в личном деле 1913), в селе Арефино Муромского уезда Владимирской губернии (ныне Вачского района Нижегородской области). В десятилетнем возрасте лишился отца, который погиб во время Гражданской войны. Помимо Зиновия, мать в одиночку воспитывала ещё двоих детей. Когда дети подросли, семья переехала на постоянное местожительство в село Большое Загарино, где в это время организовался колхоз. 19-летний Зиновий активно участвовал в его организации.

После окончания восьми классов средней школы учился в Горьковском индустриальном техникуме.

16 февраля 1933 года с третьего курса техникума был призван в ряды РККА. Курсант полковой школы при 49-м стрелковом полку 70-й стрелковой дивизии. В мае 1936 года окончил Орловское бронетанковое училище имени М. В. Фрунзе, присвоено звание лейтенанта. После окончания училища, как отличник, имевший право выбирать место службы, выбрал Ленинград, «который любил заочно». Служил в Ленинградском военном округе командиром танка 3-го отдельного танкового батальона 2-й танковой бригады.

С октября 1937 по 1938 год обучался на Курсах усовершенствования командного состава, после которых служил помощником командира боепитания 210-го стрелкового полка 70-й стрелковой дивизии (23.04.1938), командиром взвода 6-й отдельной танковой бригады (31.07.1938) и затем командиром танковой роты (16.11.1938). За пять дней до начала Советско-финской войны 25 ноября 1939 года З. Г. Колобанов был назначен командиром танковой роты 1-й лёгкой танковой бригады на Карельском перешейке.

На Карельском перешейке

Участвовал в Советско-финской войне 1939—1940 годов. Прошёл от границы до Выборга, трижды горел. Журналист «Красной звезды» А. Пинчук также опубликовал информацию, что якобы за прорыв линии Маннергейма Колобанов стал Героем Советского Союза (в начале марта 1940 года получил Золотую Звезду и орден Ленина) и ему присвоили внеочередное звание капитана. Но за братание его подчинённых с финскими военнослужащими после подписания Московского мирного договора от 12 марта 1940 года был лишён и звания, и награды. Тем не менее, сведений, подтверждающих получение З. Г. Колобановым звание Героя, нет: до начала марта 1940 года вышло шесть Указов о присвоении звания Героя Советского Союза за советско-финскую войну — 15.01.1940, 19.01.1940, 26.01.1940, 3.02.1940, 5.02.1940 и 7.02.1940 (каждый их этих указов публиковался в «Ведомостях ВС СССР», и на следующий же день в газетах «Известия», «Правда» и «Красная звезда»), ни в одном из них фамилии З. Г. Колобанова не было, вследствие чего информацию А. Пинчука следует считать не соответствующей действительности.

В межвоенные годы

Сразу после войны, 17 марта 1940 года, З. Г. Колобанов был назначен помощником командира 52-й роты танкового резерва по боевой части (1-я лёгкая танковая бригада), а ещё через пять дней переведён в Киевский военный округ (город Староконстантинов, Украинская ССР).

6 сентября 1940 года присвоено воинское звание старшего лейтенанта. Военная карьера в Киевском военном округе складывалась для З. Г. Колобанова удачно: он служил заместителем командира роты 20-го танкового полка, командиром роты 36-го отдельного учебного танкового батальона 14-й лёгкой танковой бригады, потом старшим адъютантом (начальником штаба) батальона 97-го танкового полка, а 9 мая 1941 года назначен командиром роты батальона тяжёлых танков 97-го танкового полка 49-й танковой дивизии.

В годы Великой Отечественной войны

Участник Великой Отечественной войны с 3 июля 1941 года. Переведён на Северный фронт командиром роты тяжёлых танков КВ-1, 1-го танкового полка 1-й танковой дивизии. По информации журналиста «Красной звезды» А. Пинчука, в 1-ю танковую дивизию З. Г. Колобанов попал из запаса. По словам З. Г. Колобанова, «поскольку у меня уже был боевой опыт — прошёл всю финскую и трижды горел в танке, то дали „старлея“ и назначили командиром роты.»

Экипаж КВ-1 З. Г. Колобанова, август 1941

14 августа части 41-го мотокорпуса из состава 4-й танковой группы захватили плацдарм на р. Луга у села Ивановское. В бою под Ивановским З. Г. Колобанову удалось отличиться — его экипаж уничтожил танк и орудие противника.

Войсковицкий бой

Экипаж танка КВ-1 в бою 20 августа 1941 у совхоза Войсковицы в Красногвардейском ныне Гатчинском районе Ленинградской области: командир танка — старший лейтенант Колобанов Зиновий Григорьевич, командир орудия старший сержант Андрей Михайлович Усов, старший механик-водитель старшина Николай Иванович Никифоров, младший механик-водитель красноармеец Николай Феоктистович Родников и стрелок-радист старший сержант Павел Иванович Кисельков.

19 августа 1941 года после тяжёлых боёв под Молосковицами З. Г. Колобанов прибыл в 1-й батальон 1-го полка 1-й танковой дивизии. Дивизия была пополнена новыми танками КВ-1 с экипажами, прибывшими из Ленинграда. Командир 3-й танковой роты 1-го танкового батальона старший лейтенант З. Г. Колобанов был вызван к командиру дивизии генералу В. И. Баранову, от которого лично получил приказ прикрывать три дороги, ведущие к Красногвардейску (ныне город Гатчина) со стороны Луги, Волосово и Кингисеппа (через Таллинское шоссе): «Перекрыть их и стоять насмерть!» В тот же день рота З. Г. Колобанова из пяти танков КВ-1 выдвинулась навстречу наступающему противнику. Важно было не пропустить немецкие танки, поэтому в каждый танк было загружено по два боекомплекта бронебойных снарядов и минимальное количество осколочно-фугасных.

Вид на дорогу и перекресток, где Колобанов уничтожал немецкие танки. Снимок сделан с предполагаемого места позиции КВ

Согласно исследованию О. Скворцова, события развивались следующим образом. Оценив вероятные пути движения немецких войск, З. Г. Колобанов направил два танка на лужскую дорогу, два — на кингисеппскую, а сам занял позицию на приморской дороге. Место для танковой засады было выбрано таким образом, чтобы прикрыть сразу два возможных направления: противник мог выйти на дорогу на Мариенбург по дороге от Войсковиц, либо по дороге от Сяськелево. Поэтому танковый окоп для тяжелого танка КВ-1 № 864 старшего лейтенанта З. Г. Колобанова был устроен всего в 300 метрах напротив Т-образного перекрёстка («Ориентир № 2») с таким расчётом, чтобы вести огонь «в лоб», если танки пойдут по первому маршруту. С обеих сторон от дороги находился болотистый луг, затруднявший манёвр немецкой бронетехнике.

На следующий день 20 августа 1941 года, после полудня, экипажи лейтенанта М. И. Евдокименко и младшего лейтенанта И. А. Дегтяря первыми встретили немецкую танковую колонну на Лужском шоссе, записав на свой счёт пять танков и три бронетранспортёра противника. Затем около 14:00 после безрезультатно завершившейся авиаразведки по приморской дороге на совхоз Войсковицы проследовали немецкие разведчики-мотоциклисты, которых экипаж З. Г. Колобанова беспрепятственно пропустил, дождавшись подхода основных сил противника. В колонне двигались лёгкие танки (предположительно Pz.Kpfw.35(t) немецкой 6-й танковой дивизии (в других источниках также называются 1-я или 8-я танковые дивизии).

Выждав, пока головной танк колонны поравнялся с двумя берёзами на дороге («Ориентир № 1»), З. Г. Колобанов скомандовал: «Ориентир первый, по головному, прямой выстрел под крест, бронебойным — огонь!». После первых выстрелов командира орудия Усова А. М., бывшего профессионального артиллериста-инструктора, участника войны в Польше и Финляндии, три головных немецких танка загорелись, перекрыв дорогу. Затем Усов перенес огонь на хвост, а затем и на центр колонны («Ориентир № 2»), тем самым лишив противника возможности уйти назад или в сторону Войсковиц. На дороге образовалась давка: машины, продолжая движение, натыкались друг на друга, съезжали в кюветы и попадали в болото. В горевших танках начал рваться боекомплект. По всей видимости, только немногие немецкие танкисты попытались открыть ответный огонь. За 30 минут боя экипаж З. Г. Колобанова подбил все 22 танка в колонне. Из двойного боекомплекта было израсходовано 98 бронебойных выстрелов.

По некоторым свидетельствам, вместе с командованием танковой части к месту боя приехал и «специальный» корреспондент газеты «Известия», штатный корреспондент местной ополченческой газеты «На защиту Ленинграда» Павел Майский, который, предположительно, заснял панораму горящих машин.

По приказу комдива В. И. Баранова экипаж занял второй подготовленный танковый окоп в ожидании повторной атаки. По-видимому, на этот раз танк был обнаружен, и танки огневой поддержки Pz.Kpfw.IV начали обстрел КВ-1 с дальней дистанции, чтобы отвлечь внимание на себя и не позволить вести прицельный огонь по танкам и мотопехоте, которые в это время прорывались в район учхоза и далее в Черново. Кроме того, им требовалось вынудить советских танкистов покинуть позицию, чтобы приступить к эвакуации подбитых танков. Танковая дуэль не принесла результата обоим сторонам: Колобанов не заявил ни об одном уничтоженном танке на этом этапе боя, а у танка З. Г. Колобанова разбило внешние приборы наблюдения и заклинило башню. Ему даже пришлось дать команду выехать из танкового окопа и развернуть танк, чтобы навести пушку на немецкие противотанковые орудия, подкаченные во время боя к танку на близкую дистанцию.

Тем не менее, экипаж Колобанова выполнил поставленную задачу, связав боем немецкие танки огневой поддержки Pz.Kpfw.IV, которые не смогли поддержать продвижение вглубь советской обороны второй роты танков, где она и была уничтожена группой танков КВ-1 под командованием комбата И. Б. Шпиллера. После боя на КВ-1 З. Г. Колобанова насчитали более сотни попаданий (в различных источниках количество вмятин на броне танка З. Г. Колобанова приводится разное: 135, 147 либо 156).

Таким образом, в результате экипажем старшего лейтенанта З. Г. Колобанова было подбито 22 немецких танка, а всего его рота записала на свой счёт 43 танка противника (в том числе экипаж младшего лейтенанта Ф. Сергеева — 8; младшего лейтенанта В. И. Ласточкина — 4; младшего лейтенанта И. А. Дегтяря — 4; лейтенанта М. И. Евдокименко — 5). Кроме того, лично командир батальона И. Б. Шпиллер сжёг два танка. В этот же день ротой уничтожено: одна легковая машина, артиллерийская батарея, до двух рот пехоты и взят в плен один мотоциклист противника.

Наградной лист З. Г. Колобанова

В сентябре 1941 года за этот бой командиром 1-го танкового полка 1-й танковой дивизии, членом ЦК Компартии Белоруссии, первым танкистом, получившим медаль «Герой Советского Союза»(№ 26) Д. Д. Погодиным все члены экипажа З. Г. Колобанова были представлены к званию Героя Советского Союза. Командир дивизии Герой Советского Союза генерал В. И. Баранов также подписал эти представления. Однако, в штабе Ленинградского фронта награда Колобанову кем-то снижена до ордена Красного Знамени, а командиру орудия старшему сержанту А. М. Усову до ордена Ленина. Наградные листы с зачёркнутым красным карандашом представлениями к званию Героя Советского Союза хранятся в ЦАМО РФ.

Колобанов получил орден Красного Знамени 3 февраля 1942 года. Члены экипажа — командир орудия старший сержант А. М. Усов был награждён высшим орденом СССР орденом Ленина, старший механик-водитель старшина Н. И. Никифоров — орденом Красного Знамени, стрелок-радист старший сержант П. И. Кисельков и младший механик-водитель красноармеец Н. Ф. Родников — орденом Красной Звезды.

Дальнейшая служба

В начале сентября танковая рота З. Г. Колобанова удерживала подступы к Красногвардейску в районе Большой Загвоздки, уничтожив три миномётных батареи, четыре противотанковых орудия и 250 солдат и офицеров врага. 13 сентября 1941 года Красногвардейск был оставлен частями РККА. Рота З. Г. Колобанова прикрывала отход последней войсковой колонны на город Пушкин.

15 сентября 1941 года З. Г. Колобанов был тяжело ранен. По данным А. Смирнова, ночью на кладбище города Пушкин, где танки заправлялись топливом и боеприпасами, рядом с КВ З. Г. Колобанова разорвался немецкий снаряд. Танкист получил осколочное поражение головы и позвоночника, контузию головного и спинного мозга. Находился на излечении в Травматологическом институте в Ленинграде, затем был эвакуирован и до 15 марта 1945 года лечился в эвакогоспиталях № 3870 и 4007 в Свердловске.

31 мая 1942 года присвоено воинское звание капитан.

Семья

Семья Колобановых в 1945—1946 годах.

Жена — Александра Георгиевна Колобанова. Сын — Геннадий. Внук — Андрей, закончил Харьковское гвардейское высшее танковое командное училище с отличием. Правнук — Клементий.

Награды

Два ордена Красного Знамени (№ 24234 приказ командующего Ленинградским фронтом № 0281/н от 3.02.1942; № 401075 Указ Президиума Верховного Совета СССР от 30.04.1954, за 20 лет выслуги в армии)

Орден Отечественной войны 1-й степени (Приказ министра обороны СССР № 40 от 1.08.1986; к 40-летию Победы)

Орден Красной Звезды (№ 2876931 Указ Президиума Верховного Совета СССР от 20.06.1949, за 15 лет выслуги в армии)

Медаль «За боевые заслуги» (№ 2957095 Указ Президиума Верховного Совета СССР от 6.05.1946, за 10 лет выслуги в армии)

Медаль «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»

Медаль «За оборону Ленинграда»

Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»

Юбилейная медаль «Двадцать лет победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»

Юбилейная медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»

Юбилейная медаль «Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»

Медаль «Ветеран Вооружённых Сил СССР»

Юбилейная медаль «30 лет Советской Армии и Флота»

Юбилейная медаль «40 лет Вооружённых Сил СССР»

Юбилейная медаль «50 лет Вооружённых Сил СССР»

Юбилейная медаль «60 лет Вооружённых Сил СССР»

Юбилейная медаль «70 лет Вооружённых Сил СССР»

Послевоенные годы

Несмотря на тяжёлое ранение и контузию, Зиновий Григорьевич вновь попросился в строй и продолжил карьеру профессионального военного. 10 июля 1945 года назначен заместителем командира 69-го танкового батальона 14-го механизированного полка 12-й механизированной дивизии 5-й гвардейской танковой армии в Барановичском военном округе.

10 декабря 1951 года переведён в Группу советских войск в Германии (ГСВГ), где проходил службу до 1955 года. Занимал должность командира танкового батальона самоходных артиллерийских установок 70-го тяжёлого танкового самоходного полка 9-й танковой дивизии 1-й гвардейской механизированной армии (в ГСВГ), затем с 2 июня 1954 года — командир 55-го гвардейского танкового батальона 55-го танкового полка 7-й гвардейской танковой дивизии 3-й механизированной армии. 10 июля 1952 года З. Г. Колобанову присвоено воинское звание подполковник, а 30 апреля 1954 года Указом Президиума Верховного Совета СССР награждён орденом Красного Знамени (за 20 лет выслуги в армии).

В это время из батальона в английскую оккупационную зону дезертировал солдат. Спасая комбата от военного трибунала, командарм объявил З. Г. Колобанову о неполном служебном соответствии и перевёл его в Белорусский военный округ[12] (с 10 декабря 1955 года).

7 марта 1956 года назначен на должность заместителя командира танко-самоходного батальона 10-го механизированного полка 12-й механизированной дивизии (Белорусский военный округ), а затем с 16 мая 1957 года — на должность заместителя командира танкового батальона 148-го гвардейского мотострелкового полка 50-й гвардейской мотострелковой дивизии 28-й армии (город Осиповичи Могилёвской области, Белоруссия).

5 июля 1958 года подполковник З. Г. Колобанов уволен в запас. Работал на Минском автозаводе сначала мастером ОТК, затем контролёром ОТК, имел звание «Ударник коммунистического труда».

К 40-летию Победы Приказом министра обороны СССР № 40 от 1 августа 1986 года награждён орденом Отечественной войны 1-й степени.

Умер в 1994 году в Минске. Похоронен на Чижовском кладбище в Минске, участок номер 8/1г.

памятник на месте боя

Edited February 2, 2013 by kristovooo

www.nakop.ru