Политический режим: виды и понятие. Полит режим


Политический режим - Обществознание

Понятие политического режима

Политический режим (от лат. regimen — управление) — совокупность способов и средств осуществления государственной власти. Он характеризуется степенью участия граждан в управлении страной, а также уровнем политических свобод в обществе.

Виды политических режимов

Все политические режимы можно разделить на демократические и антидемократические.

Демократический режим

Альбер Камю

“Демократия — не закон большинства, а защита меньшинства.” 

Демократический режим — политический режим, основанный на признании народа в качестве источника власти, его права участвовать в управлении делами общества и государства и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод. Демократический режим основывается на принципах народовластия, свободы и равноправия граждан. В условиях этого режима народ осуществляет власть как непосредственно, так и через образуемые им органы представительной власти. Родиной демократии считается Древняя Греция.1

Уинстон Черчилль

“Лучший аргумент против демократии — пятиминутная беседа со средним избирателем”

Признаки демократического режима:
  1. Регулярное участие народа в формировании и осуществлении государственности власти посредством референдума и свободных выборов.
  2. Решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства.
  3. Неприкосновенность частной собственности.
  4. Свобода средств массовой информации.
  5. Провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека.
  6. Легитимность государственной власти.
  7. «Силовые» структуры (вооруженные силы, полиция, органы безопасности и т. п.) находятся под контролем общества, используются только по прямому предназначению, их деятельность регламентируется законами.
  8. Доминируют методы убеждения, согласования, компромисса, сужены методы насилия, принуждения, пресечения.
  9. Существование гражданского общества с его развитой структурой.
  10. Реальное осуществление принципов правового государства.
  11. В отношении граждан действует принцип «дозволено все, что не запрещено законом».
  12. Политический плюрализм, в том числе многопартийность, соревнование политических партий, существование на законных основаниях политической оппозиции как в парламенте, так и вне его. 
  13. Свобода вероисповедания.
  14. Принцип разделения властей.

Антидемократические режимы

Антидемократический режим - политический режим, для которого характерно отсут­ствие гарантий политических свобод, принципов разделения властей и верховенства права, неприятие демократичес­ких принципов управления, политического плюрализма.

В рамках данного политического режима принято выделять авторитарные и тоталитарные режимы.

Авторитарный режим 

Авторитарный режим - (от лат. autoritas - власть, влияние). Это тот политический режим, который занимает промежуточную позицию между демократией и тоталитаризмом, при котором государственная власть осуществляется одним лицом либо узким кругом лиц (правящей элитой) при минимальном участии населения. История человечества дает нам много примеpoв авторитарных государств. Это и восточные деспотии, и тирании Древнего мирa и абсолютные монархии Средневековья. Распространены авторитарные режимы и в современном мире. B основном oни существуют в развивающихся государствах Азии, Африки, Латинской Америки. Признаки авторитарного режима:1. Небольшое число носителей власти. Это может быть один человек, или группа лиц.2. Неограниченность власти, отсутствие реальных демократических механизмов контроля за ее осуществлением. При этом власть отнюдь не произвольна и может править, опираясь на силу законов. Однако сами эти законы принимаются по усмотрению правящей элиты.3. Стремление использовать силу для разрешения конфликтных ситуаций. Это не означает, что к силе прибегают автоматически и во всех случаях. Но при авторитаризме алгоритм поведения может быть изменен в любой момент, и тогда власть предержащие прибегают к силе как к последнему доводу в борьбе с политическими оппонентами.4. Недопущение реальной политической оппозиции и политической конкуренции.5. Относительная закрытость правящей элиты, назначения сверху, а не конкурентной борьбы в ходе открытых и честных выборов.

Авторитарная государственная власть пытается всячески контролировать жизнь граждан, но не ставит своей задачей переделать устоявшиеся порядки во имя высшей цели. Наоборот, сторонники авторитаризма стремятся сохранить определенные традиции.

Тоталитарный режим

Тоталитаризм (от лат. totalis — весь, целый, полный) — режим, при котором государство осуществляет полный (тотальный) контроль над всеми сферами жизни общества. Термин был введен в политический лексикон лидером итальянских фашистов Б. Муссо­лини.
Адольф Гитлер

“Движению нашему не смогли повредить никакие преследования его вождей, никакая клевета, никакая напраслина. Из всех преследований оно выходило все более и более сильным, потому что идеи наши верны, цели наши чисты и готовность наших сторонников к самопожертвованию — вне всякого сомнения.”

Понятие, обозначающее ряд диктаторских политических систем XX в., основанных на всеобщем проникновении единственной разрешенной идеологии в поли­тическую, экономическую, социальную, культурную подси­стемы общества и на постепенном поглощении общества и отдельной человеческой личности структурами партии - государства. 

Признаки тоталитарного режима:
  1. Политическая цензура и пропаганда в СМИ.
    Б.Муссолини

    "Все в государстве, ничего вне государства, никого против государства." 

  2. Культ личности, вождизм.
  3. Единственная общеобязательная государственная идеология.
  4. Отсутствие реальных прав и свобод граждан.
  5. Сращивание государственного и партийного аппарата.
  6. Изоляция от внешнего мира (“железный занавес”).
  7. Преследование инакомыслия, создание в общественном сознании образа “врага народа” (внутреннего и внешнего).
  8. Жесткая централизация государственного управления, разжигание социальной и национальной розни. Развязывание террора по отношению к собственному народу.
  9. Командно-административная экономика, отсутствие частной собственности и экономических свобод.
  10. Политический монополизм, подавление региональной самостоятельности и упразднение местного самоуправления.

Стремление к полному контролю над обществом было свойственно многим деспотичным правителям. Поэтому в некоторых источниках к тоталитарным режимам причисляются династия Мурья в Индии (321—185 г.г. до н.э.), династия Цинь в Китае (221-206 г.г. до н.э.).2  

Однако наиболее распространена в науке точка зрения, согласно которой тоталитарный режим стал возможен и появился только в XX веке. В наиболее чистом виде тоталитарный режим проявился в СССР при Сталине и фашистской Германии при Гитлере.

Из современных государств - наиболее близка к тоталитарному режиму Северная Корея.

Уильям Гэзлит

“Стремление к власти так же присуще человеку, как и преклонение перед властью над собой. Первое свойство делает из нас тиранов, второе — рабов.”

www.studysocial.ru

Политический режим

Политический режим — это способ властвования, который характеризует взаимоотношения правящей элиты и населения и представляет собой совокупность методов практического осуществления государственной власти.

Политический режим определяет уровень политической свободы в обществе, правовое положение личности, дает ответы на вопросы о том, каким образом осуществляется государственная власть, в какой мере население допускается к управлению делами общества, и в том числе к правотворчеству.

На протяжении многовековой истории существования государства как социального явления находили применение семь видов политического режима.

1. Деспотический режим (от греч. despoteia — неограниченная власть). Этот режим характерен для абсолютной монархии. При деспотии власть осуществляется исключительно одним лицом. Но поскольку фактически деспот один управлять не может, он вынужден перепоручать некоторые управленческие дела другому лицу, пользующемуся у него особым доверием (в России это были Малюта Скуратов, Меншиков, Аракчеев). На Востоке это лицо называли визирем. За собой деспот непременно оставлял карательную и налоговую функции.

Воля деспота произвольна и иной раз проявляется не только как самовластие, но и как самодурство. Главное в деспотическом государстве — повиновение, исполнение воли правителя. Но есть сила, способная противостоять воле деспота, это — религия, она является обязательной и для государя.

Для деспотии характерно жестокое подавление любой самостоятельности, недовольства, возмущения и даже несогласия подвластных. Санкции, применяемые при этом, потрясают своей суровостью, причем они, как правило, не соответствуют содеянному, а определяются произвольно. Главной санкцией, применяемой наиболее часто, является смертная казнь. При этом власть стремится к ее наглядности, с тем чтобы посеять в народе страх и обеспечить его повиновение.

Деспотический режим характеризуется полнейшим бесправием подданных. Отсутствие элементарных прав и свобод сводит их на положение скотины. Речь может идти лишь об удовлетворении физиологических потребностей, да и то не в полной мере.

Деспотия — это в основном уже историческое прошлое. Современный мир ее не приемлет.

2. Тиранический режим (от греч. — мучитель) устанавливается, как правило, на территории, подвергшейся военному завоеванию. Он основан на единоличном правлении, однако характеризуется наличием института наместника, а не института доверенного лица (визиря). Власть тирана жестокая. Стремясь подавить сопротивление, он казнит не только за выраженное неповиновение, но и за обнаруженный умысел на этот счет, т. е. превентивно, чтобы посеять страх среди населения.

Овладение территорией и населением другой страны связано, как правило, с физическим и моральным насилием не только над людьми, но и над обычаями народа. Когда новые правители вводят порядки, противные образу жизни и мыслей людей, особенно если навязывают иные религиозные нормы, народ переживает тираническую власть очень тяжело (Османская империя). Законы не действуют, поскольку тираническая власть, как правило, не успевает их создать.

Тираническое правление воспринимается народом как гнет, а тиран как угнетатель. Такой режим также существовал на ранних этапах развития человечества (Древний мир, раннее Средневековье). По сравнению с деспотией тирания представляется все же чуть менее суровым режимом. «Смягчающим обстоятельством» служит здесь факт угнетения не своего, а чужого народа.

3. Тоталитарный режим (от позднелат. — полный, целый, всеобъемлющий) иначе можно назвать всеохватывающей властью. Экономической основой тоталитаризма является крупная собственность: феодальная, монополистическая, государственная. Тоталитарное государство характеризуется наличием одной официальной идеологии. Совокупность представлений о социальной жизни задается правящей элитой. Среди таких представлений выделяется главная «историческая» идея: религиозная (в Ираке, Иране), коммунистическая (в бывшем СССР: нынешнее поколение будет жить при коммунизме), экономическая (в Китае: догнать и перегнать путем большого скачка Запад), патриотическая или державная и др. Причем идея формулируется настолько популярно, просто, что ее могут понять и принять к руководству все слои общества, даже самые необразованные. Искренней поддержке власти населением способствует монополия государства на средства массовой информации. Существует одна правящая партия, которая объявляет себя ведущей силой общества. Поскольку эта партия дает «самые правильные установки», ей в руки отдаются бразды правления: происходит сращивание партийного и государственного аппаратов.

Тоталитаризм характеризуется крайним центризмом. Центром же тоталитарной системы является вождь. Его положение сродни божественному. Он объявляется самым мудрым, непогрешимым, справедливым, неустанно думающим о благе народа. Какое-либо критическое отношение к нему жестоко преследуется. На фоне этого происходит усиление мощи исполнительных органов. Среди государственных органов выделяется «силовой кулак» (милиция, органы госбезопасности, прокуратура и т. д.). Карательные органы постоянно разрастаются, поскольку именно им предстоит применять насилие, носящее характер террора — физического и психического. Устанавливается контроль над всеми сферами жизни общества: политической, экономической, личной и др., а посему жизнь в таком государстве становится как за стеклянной перегородкой. Личность ограничивается в правах и свободах, хотя формально они могут даже провозглашаться.

Одна из основных характеристик тоталитаризма — милитаризация. Идея о военной опасности, об «осажденной крепости» необходима для сплочения общества по принципу военного лагеря. Тоталитарный режим агрессивен по своей сути и не прочь поживиться за счет других стран и народов (Ирак, бывший СССР). Агрессия помогает добиться сразу нескольких целей: отвлечь народ от мыслей о его бедственном положении, обогатиться, удовлетворить тщеславие вождя.

Тоталитарный режим Западная Европа испытала на себе в Средние века (религиозный тоталитаризм). В настоящее время он существует во многих странах Азии, в недавнем прошлом — в СССР и странах Восточной Европы.

4. Фашистский (расистский) режим (от лат. — пучок, связка, объединение) отличается от тоталитаризма тем, что он замешан на националистической (расистской, шовинистической) идеологии, которая возводится в ранг государственной. Главная посылка фашистской идеологии такова: люди отнюдь не равны перед законом, их права и обязанности зависят от национальности. Одна нация объявляется ведущей в государстве или даже в мировом сообществе, а посему достойной лучших жизненных условий. Существование других наций допускается, но на подсобных ролях.

Фашизм, будучи «озабочен» судьбой мирового сообщества, предлагает избранную нацию в качестве ведущей не только в своем государстве. Шовинистические (расистские) круги сначала выражают лишь желание «облагородить» этой нацией весь мир, а затем нередко приступают к практическому осуществлению своих замыслов: начинают агрессию против других стран. Милитаризация, поиск внешнего врага, склонность к развязыванию войн и, наконец, военная экспансия существенно отличают фашизм от тоталитаризма, который ищет врагов внутри государства и на них обращает всю мощь карательного аппарата.

Таковы основные отличительные признаки фашизма. В остальном он сходен с тоталитаризмом, и поэтому многие считают фашизм как бы разновидностью тоталитаризма. Сходство этих двух видов политического режима проявляется и в геноциде. Однако в тоталитарном государстве он осуществляется в отношении собственного народа, а в фашистском — в большей мере против некоренных наций или наций других государств.

В настоящее время фашизм в его классической форме нигде не существует. Однако всплески фашистской идеологии можно увидеть во многих странах.

5. Авторитарный режим (от лат. — властный), хотя по сравнению с рассмотренными выше видами режима и является более мягким, все же нельзя отнести к режимам, при которых людям дышится свободно.

При авторитарном режиме власть не формируется и не контролируется народом. Несмотря на то что существуют представительные органы, реально они в государстве никакой роли не играют, а существуют лишь для декора, придания власти некоей цивилизованности, выборы ее проводятся, но формально. Реально жизнь в стране направляется волей правящей элиты, которая себя не ограничивает правом, а живет по своим правилам. Внутри правящей элиты выделяется лидер. Его влияние очень значительно, однако он в отличие от вождя не склонен принимать решения единолично. Лидером обычно становится сильная личность.

В авторитарном государстве управление чрезмерно централизовано. Инициатива с мест не допускается, если на то не получено разрешение из центра.

Решения центральной власти, не учитывающие экономические, национальные, географические и другие особенности тех или иных групп населения, исполняются отнюдь не добровольно, и поэтому приходится в немалой дозе применять принуждение. Вот почему авторитарное государство опирается на полицейский и военный аппарат (Испания периода правления Франко, Чили периода власти Пиночета). Суд в таком государстве — вспомогательный инструмент. Широко используются также внесудебные методы расправы (психиатрические больницы, выдворение за границу).

Оппозиция при авторитарном режиме не допускается. В политической жизни могут участвовать и несколько партий, но они должны ориентироваться на линию, выработанную правящей партией, в противном случае они будут разогнаны.

Личность не пользуется конституционными правами и свободами, даже если они и провозглашаются на бумаге. Она лишена также гарантий безопасности во взаимоотношениях с властью. Провозглашается полный приоритет интересов государства над личностными.

На фоне абсолютного контроля авторитарного государства в политической сфере наблюдается относительная свобода в иных сферах, особенно в духовной. Таким образом, авторитарное государство, в отличие от тоталитарного, уже не стремится к всеохватывающей регламентации общественной жизни.

История показывает, что зачастую авторитарное государство демонстрирует лучшую, по сравнению с демократическими государствами, способность к преодолению трудностей (экономических, социальных). Это вызвало неоднозначность в оценке таких государств. Более того, многие считают такой режим наиболее приемлемым для государств, осуществляющих реформы, находящихся в процессе политической модернизации.

В настоящее время авторитарный режим отнюдь не является редкостью (Китай, Вьетнам). К примеру, он существовал в СССР на момент провозглашения перехода страны к рыночным отношениям.

6. Либеральный режим (от лат. — свободный) существует в тех странах, где получили развитие рыночные отношения. Исторически он возник как реакция на чрезмерную регламентацию общественной жизни и опирается на либеральную идеологию, основанием которой является требование ограничения до минимума вмешательства госудшрства в частную жизнь граждан.

Рыночные отношения, характерные для развитого буржуазного государства, могут существовать только между равными и самостоятельными субъектами. Либеральное государство как раз и провозглашает формальное равенство всех граждан. Фактического же равенства в условиях невмешательства государства в социальную сферу пока нет и быть не может. Провозглашается свобода слова. Плюрализм мнений выглядит часто как вольнодумство и даже как попустительство (отношение к сексуальным меньшинствам, к роли женщины в обществе).

Экономическую основу либерализма составляет частная собственность. Государство освобождает производителей от опеки, не вмешивается в экономическую деятельность людей, а только устанавливает общие рамки свободной конкуренции товаропроизводителей. Оно же выступает и в качестве арбитра при разрешении между ними споров.

Либеральный режим допускает существование оппозиции. Более того, при устойчивом либерализме принимаются меры к ее культивированию и даже финансовой поддержке (например, теневых кабинетов в парламентах). Многопартийность — необходимый атрибут либерального общества.

Государственные органы формируются путем выборов, исход которых зависит не только от мнения народа, но и от финансовых возможностей тех или иных партий или отдельных кандидатов. Государственное управление осуществляется на основе принципа разделения властей. Система сдержек и противовесов уменьшает возможность злоупотребления властью. Государственные решения принимаются в основном путем большинства голосов.

Государственное управление и правовое регулирование осуществляются на основе децентрализации: центральная власть берет на себя решение только тех вопросов, которые не может решить местная власть, сами организации и граждане.

Либеральный режим существует в развитых странах Европы, США и Японии и других, отличающихся высоким уровнем экономического, политического и социального развития. Россия же только начинает вступать в эпоху либерализма.

7. Демократический режим (от греч. — народовластие) — это во многом режим будущего. Некоторые развитые страны (Швеция, Финляндия, Норвегия) подошли к нему вплотную. Он предоставляет гражданам широкие права и свободы, а также обеспечивает социально-экономическую основу их осуществления всеми гражданами.

В демократическом государстве источником власти является народ. Представительные органы и должностные лица в государстве здесь также избираются, но критерием избрания являются не политические, а их профессиональные качества. Широкое развитие ассоциативных связей на всех уровнях общественной жизни (движения, объединения, союзы, секции, клубы, общества и т. п.) способствует превращению государства-нации в государство-цивилизацию. Референдумы, плебисциты, народные инициативы, обсуждения становятся нормой жизни. Наряду с государственными создается система органов прямого участия граждан в управлении делами общества (советы, общественные комитеты и др.)- При принятии решений учитываются и интересы меньшинства.

Нормативное регулирование приобретает качественно новый характер: наряду с правом как главным социальным регулятором жизни либерального общества все большее значение приобретает мораль. Гуманизм и нравственность — отличительные признаки демократического государства.

Демократия — это явление высокоорганизованного гражданского общества. Для ее установления необходимы соответствующие предпосылки: высокое экономическое развитие и высокий уровень благосостояния людей, большинство из которых — собственники; высокий уровень развития представительных учреждений и политического сознания людей, их значительный культурный уровень, готовность к сотрудничеству, компромиссу и согласию.

Рассмотрение видов политического режима позволяет сделать следующие выводы:1) политические режимы отличаются друг от друга уровнем свободы, предоставляемой людям, и могут быть схематично представлены в виде ступеней лестницы, по которой поднимается человечество;2) разные страны и народы переходят от одного вида политического режима к другому разновременно, по мере того как складываются соответствующие социально-экономические условия;3) смена основных видов политического режима (деспотии, тоталитаризма, авторитаризма, либерализма и демократии) происходит, как правило, постепенно и последовательно; опыт нашей страны показывает, что «перескакивание» через отдельные их виды чревато катастрофическими последствиями.

psyera.ru

Политический режим: виды и понятие

Политический режим представляет собой методы осуществления политической власти в обществе.

Политический режим: виды и сущность

Любой политический режим – это то или иное сочетание противоположных принципов организации взаимоотношений между людьми: демократизма и авторитарности.

Государственный политический режим: понятие, виды

Политический режим принято делить на несколько типов: авторитарный, тоталитарный и демократический. Давайте рассмотрим более подробно каждый из них: на чем они основаны, и в чем принципы их существования.

Политический режим, виды: тоталитаризм

При данном виде режима власть полностью монополизируется. В результате чего она оказывается в руках исключительно одной партии, а при этом сама партия – под властью только одного лидера. При тоталитаризме государственный аппарат и правящая партия соединяются воедино. Параллельно с этим осуществляется огосударствление всего общества, то есть искоренение независимой от власти общественной жизни, истребление гражданского мнения. Преуменьшается роль закона и права.

Политический режим, виды: авторитарный

Этот вид режима, как правило, возникает там, где осуществляется слом уже устаревших социально-экономических институтов, а также поляризация сил во время перехода страны от традиционных к новым индустриальным структурам. Авторитарный режим, в основном, опирается на армию, которая в случае необходимости вмешивается в политическую деятельность с целью окончания затянувшегося политического кризиса, который просто невозможно преодолеть правовыми, демократическими средствами. В итоге такого вмешательства вся власть переходит в руки определенного органа или политического лидера.

Виды государственного политического режима: авторитаризм и тоталитаризм

При сходстве авторитаризма с тоталитаризмом в первом случае допускается некоторая поляризация и размежевание интересов и сил. Здесь не исключены некоторые элементы демократии: парламентская борьба, выборы и в некоторых пределах легальная оппозиция и инакомыслие. Но при этом права общественных политических организаций и граждан несколько ограничены, легальная серьезная оппозиция под запретом, политическое поведение организаций и отдельных граждан строго регулируются регламентом. Деструктивные, центробежные силы сдерживаются, что создает определенные условия для демократических реформ и гармонизации интересов.

Политический режим, виды: демократия

Под демократией прежде всего подразумевается участие масс в управлении государством, а также наличие у всех граждан страны демократических свобод и прав, официально признанных и закрепленных законодательством и конституцией. Демократия за всю историю своего существования в качестве общественно-политического явления выработала определенные ценности и принципы, к которым относятся:

Данные ценности, конечно, описывают идеальную систему, которой еще нигде не существует. Возможно, она, в принципе, недостижима. Однако институты по поддержанию ценностей демократии существуют при всех их недостатках.

fb.ru

Понятие политического режима. Политология

Понятие политического режима

Стоит сказать - политический режим — одна из форм политической системы общества с характерными для нее целями, средствами и методами реализации политической власти.

Стоит сказать - политический режим дает представление о сущности государственной власти, установившейся в стране в определенный период ее истории. По϶ᴛᴏму не столь важна структура политической системы или государства, сколько способы взаимодействия общества и государства, объем прав и ϲʙᴏбод человека, способы формирования политических институтов, стиль и методы политического управления.

Важно заметить, что однотипные или схожие государственные структуры могут порождать разные по ϲʙᴏей сути политические режимы, и, напротив, однотипные режимы могут возникать в различных по ϲʙᴏей структуре политических системах. К примеру, многие страны Европы будут конституционными монархиями (Швеция, Норвегия, Бельгия и др.), но политический режим в данных странах ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙует республиканской структуре власти с демократическими методами правления. При всем этом республика Иран, имея вполне демократическую политическую структуру организации государства, наделе будет авторитарным государством.

Отличить подлинно демократический режим власти от авторитарного или тоталитарного бывает непросто. СССР длительное время был для многих народов мира олицетворением реального народовластия и оазисом демократических ϲʙᴏбод. Истинное положение народа, пережившего самый страшный в истории человечества тоталитарный режим, открылось миру исключительно в период гласности.

Характер и признаки политического режима

Не стоит забывать, что важными характеристиками политического режима будут принципы организации институтов власти, намечаемые политические цели, способы и методы их достижения. К примеру, в тоталитарных режимах весьма популярны лозунги и установки типа: «цель оправдывает средства», «победа любой ценой» и т. д.

На характер политического режима значительное влияние оказывают исторические традиции народа и уровень политической культуры общества. Стоит сказать - политический диктатор или правящая политическая элита могут узурпировать власть исключительно настолько, насколько им позволяют ϶ᴛᴏ народные массы и институты гражданского общества. Трудно представить, ɥᴛᴏбы в странах с давними демократическими традициями и высоким уровнем политической культуры установился бы авторитарный или тоталитарный режим власти. Зато в странах с преимущественно традиционной политической культурой авторитарные и тоталитарные режимы возникают естественным образом.

Формы и виды политических режимов

Разновидностей политических режимов бесчисленное множество, но в политических исследованиях обычно выделяют три основные формы политических режимов: тоталитарный, авторитарный и демократический.

Тоталитарный политический режим

Тоталитаризм (лат. totalis — весь, целый, полный) — политический режим, при кᴏᴛᴏᴩом государство полностью подчиняет себе все сферы жизни общества и отдельного человека. Именно всеохватностью ϲʙᴏего надзора тоталитаризм отличается от всех других форм государственного насилия — деспотии, тирании, военной диктатуры и др.

Отметим, что термин «тоталитаризм» был введен в 20-е гг. критиками Б. Муссолини, но с 1925 г. он сам стал использовать его для характеристики фашистского государства. С 1929 г. ϶ᴛᴏт термин стал употребляться и применительно к режиму, сложившемуся в СССР.

Тоталитаризм возник в XX в. как политический режим и как особая модель социально-экономического порядка, характерная для стадии индустриального развития, и как идеология, дающая четкие ориентиры развития «нового человека», «нового экономического и политического порядка». Это ϲʙᴏего рода «реакция» масс на ускоренное разрушение традиционных структур, их стремление к единению и консолидации перед лицом пугающей неизвестности.

В таком состоянии массы становятся легкой «добычей» различного рода политических авантюристов (вождей, фюреров, харизматических лидеров), кᴏᴛᴏᴩые, опираясь на фанатизм ϲʙᴏих единомышленников, навязывают населению ϲʙᴏю идеологию, ϲʙᴏи планы решения возникших проблем.

Стоит сказать - политическая система тоталитаризматрадиционно представляет собой жестко централизованную партийно-государственную структуру, кᴏᴛᴏᴩая осуществляет контроль над всем обществом, не допуская возникновения каких-либо общественных и политических организаций, стоящих вне ϶ᴛᴏго контроля. К примеру, в СССР на каждом предприятии, в каждой государственной или общественной организации существовала партийная ячейка (КПСС).

При тоталитаризме гражданское общество полностью поглощается государством, а над самим государством устанавливается идеологический контроль правящей партии. Господствующая идеология становится мощной объединяющей и мобилизующей силой общества. «Кто не с нами — тот против нас!» — вот один из лозунгов, кᴏᴛᴏᴩый не допускал никакого плюрализма мнений.

Учитывая зависимость от идеологических течений, тоталитаризм принято подразумевать на «левый» и «правый». «Левый» тоталитаризм, основанный на идеях марксизма-ленинизма, возник в коммунистических странах (СССР, странах Восточной Европы, Азии и на Кубе). «Правый» тоталитаризм в фашистской Германии основывался на идеологии национал-социализма, а в Италии — на идеях итальянского фашизма.

Для любого тоталитарного режима характерными чертами будут: военная и полувоенная организация общества; постоянный поиск внутренних и внешних «врагов», периодическое создание экстремальных ситуаций; перманентная мобилизация масс на выполнение очередных «неотложных» задач; требование беспрекословного подчинения вышестоящему руководству; жесткая вертикаль власти.

Авторитарный политический режим

Авторитаризм (от лат. auctoritas — власть, влияние; auctor — зачинатель, основатель, автор) — политический режим, характеризующийся сосредоточением всей полноты власти у одного лица (монарха, диктатора) или правящей группы.

Для авторитаризма характерны высокая централизация власти; огосударствление многих сторон общественной жизни; командно-административные методы руководства; безоговорочное подчинение власти; отчуждение народа от власти; недопущение реальной политической оппозиции; ограничение ϲʙᴏбоды печати.

Стоит сказать - политическая структура авторитарного режима не предусматривает реального разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, хотя формально все данные структуры власти могут существовать.

При авторитарных режимах сохраняется конституция, но она носит декларативный характер. Существует также система выборов, но она реализует показательно-фиктивную функцию. Результаты выборовтрадиционно заранее предопределены и не могут повлиять на характер политического режима.

В отличие от тоталитаризма при авторитаризме не существует тотального контроля над всеми общественными организациями. В идеологии допускается ограниченный плюрализм, если он не наносит вреда системе. Репрессиям подвергаются в основном активные противники режима. Люди, занимающие нейтральные позиции, не считаются врагами. Существуют определенные личные права и ϲʙᴏбоды, но они носят ограниченный характер.

Авторитаризм будет одним из наиболее распространенных типов политической системы. По ϲʙᴏим характеристикам он занимает промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. По϶ᴛᴏму он возможен как при переходе от тоталитаризма к демократии, так и наоборот, от демократии к тоталитаризму.

Авторитарные режимы весьма разнообразны. Стоит заметить, что они различаются по целям и методам решения проблем, по формам организации власти и могут быть реакционными, консервативными или прогрессивными. К примеру, такие страны, как Чили, Бразилия, Южная Корея, через авторитаризм пришли к демократическому режиму власти.

Демократический политический режим

Демократия (от греч. demos — народ и kratos — власть) — власть народа, или народовластие. Это такая форма государства, его политический режим, при кᴏᴛᴏᴩом народ или его большинство будет (считается) носителем государственной власти.

Понятие «демократия» многогранно. Под демократией понимают и форму устройства государства или организации, и принципы управления, и разновидность социальных движений, предполагающих реализацию народовластия, и идеал общественного устройства, в кᴏᴛᴏᴩом граждане будут основными вершителями ϲʙᴏих судеб.

Демократия как способ организации и форма управления может иметь место в любой организации (семье, научном отделе, производственной бригаде, общественной организации и т. д.).

Демократия ассоциируется со ϲʙᴏбодой, равенством, справедливостью, соблюдением прав человека, участием граждан в управлении. По϶ᴛᴏму демократию как политический режим принято противопоставлять авторитарным, тоталитарным и другим диктаторским режимам власти.

Слово «демократия» нередко употребляется в сочетании с другими словами, например, такими, как социал-демократ, христианский демократ, либерал-демократ и т. д. Это делается для того, ɥᴛᴏбы подчеркнуть приверженность тех или иных социальных движений демократическим ценностям.

Не стоит забывать, что важнейшими признаками демократии будут:

Учитывая зависимость от того, как, каким образом народ осуществляет ϲʙᴏе право на власть, можно выделить три основных способа реализации демократии.

Прямая демократия - весь народ (имеющие право голоса) непосредственно принимает решения и следит за их исполнением. Именно такая форма демократии наиболее характерна для ранних форм демократии, например, для родовой общины.

Прямая демократия существовала и в античные времена в Афинах. Интересно отметить, что там главным институтом власти было Народное собрание, кᴏᴛᴏᴩое принимало решения и нередко могло организовывать их немедленное исполнение. Именно такая форма народовластия иногда походила на произвол и самосуд толпы. Очевидно, ϶ᴛᴏт факт являлся одной из причин того, что Платон и Аристотель негативно относились к демократии, считая ее «неправильной» формой правления.

Подобного рода демократия существовала в Древнем Риме, в средневековом Новгороде, во Флоренции и ряде других городов-республик.

Плебисцитарная демократия - народ принимает решение исключительно в определенных случаях, например во время референдума по какому-то вопросу.

Представительная демократия - народ избирает ϲʙᴏих представителей, а они от его имени управляют государством или каким-то органом власти. Представительная демократия будет наиболее распространенной и эффективной формой народовластия. Недостатки представительной демократии заключаются в том, что народные избранники, получив властные полномочия, не всегда выполняют волю тех, кого они представляют.

xn--80aatn3b3a4e.xn--p1ai

Политические режимы и их виды. Политический режим: понятие :: BusinessMan.ru

Для человека постсоветского пространства выражение «политический режим» давно стало привычным и совершенно не вызывает удивления. Данное словосочетание в сознании современного человека имеет скорее негативную окраску, поскольку вызывает ассоциации с довольно тяжелым периодом в истории – периодом столкновений и борьбы за смену власти.

Тем не менее понятие политических режимов как таковых на самом деле негативной окраски не имеет. Говоря в общем виде, режим - это способ организации управления государством.

Суть понятия

Прежде чем перейти к рассмотрению определенных видов, определим более конкретно смысл понятия политического режима. По большому счету, он представляет собой совокупность методов и способов управления страной, регуляции процессов, проходящих в ней. Это система власти, воспроизводимая рядом органов и структур.

Власть и политический режим – практически неразделимые понятия, а для рядового обывателя зачастую и вовсе тождественные. Следует отметить, что сведение данных явлений воедино не совсем верно – они скорее входят одно в другое, образуя сложную систему отношений.

Виды режимов

На сегодняшний день на территории земного шара существуют 196 стран, если не брать во внимание различные непризнанные области и образования. Совершенно очевидно, что они формировались, развивались, существовали и существуют в различных условиях. В данном случае имеется в виду не столько географическое положение или климат, сколько социальная среда их существования. Именно в силу этого разнообразия единый государственный политический режим для всех попросту невозможен.

Специфика страны определяет разнообразие управления. Политические режимы и их виды во всем мире представляют сложную систему, в которой есть определенные особенности и закономерности.

Определим же основные виды организации управления государствами, существующие на сегодняшний день. В целом, можно выделить три вида политических режимов – авторитарный, демократический и, наконец, тоталитарный. Между собой они различаются главенствующим принципом распределения власти и управления.

Приведенная классификация является общей – на самом деле политические режимы и их виды более разнообразны, поскольку в разных странах они могут иметь определенные нюансы, не свойственные аналогам. Зависит это в основном от социальной, политической ситуации и исторического наследия той или иной страны.

Власть народа

Как уже говорилось ранее, понятие режима чаще вызывает негативные ассоциации, нежели позитивные, и на то есть свои причины. Тем не менее, эта система управления вызывает реакцию практически обратную.

Если рассмотреть все формы политических режимов, демократию можно назвать самой лояльной. Руководствующим принципом такого способа организации управления государством можно назвать вручение регулирующих полномочий самому народу.

В данном случае имеется в виду, что именно население страны, ее граждане являются главенствующим звеном структуры управления.

Этот принцип организации дошел до наших дней еще со времен древней Греции и получил особую популярность в ХХ веке. В той или иной форме демократия существовала практически везде, однако в некоторых странах в итоге вытеснялась тоталитаризмом и авторитаризмом, о которых будет сказано немного позже.

На сегодняшний день основные принципы, признаки демократического режима базируются на философии Нового времени, представленной работами Дж. Локка, И. Канта, Ш. де Монтескье и др.

Разное понимание демократии

Как и любое другое социальное явление, данный политический режим имеет несколько форм и разновидностей. Практически с самого начала существовали в нем, а в ХХ веке конкретизировались и оформились два равноправных направления. В данном случае имеются в виду такие формы политических режимов, как либеральная и радикальная демократия.

Несмотря на то что оба вида предусматривают вверение абсолютной власти непосредственно народу, между вариантами есть существенное отличие. Заключается оно в определении самого человека как представителя социума.

В основе разделения демократии на радикальную и либеральную лежит так называемая «проблема Гоббса». В первом случае человек как личность считается составной частью социума, а соответственно, должен следовать его нормам, правилам и идеям. Вследствие этого внутри самого народа должно создаваться некое почти органическое единство, которое и определяет политическую деятельность, управление государством.

Либеральная демократия же исходила из интересов личности как самостоятельной единицы системы. Частная жизнь каждого человека в данном случае выносится на первый план и ставится превыше общества как единства. Такой государственный политический режим рано или поздно приводил бы к конфликту интересов и противоборству различных организаций внутри самого народа.

Основные принципы

Определим теперь признаки демократического режима. Прежде всего, о данной системе управления говорит наличие всеобщего избирательного права, гарантирующее влияние народа на политическую, экономическую ситуацию в стране. При этом о демократическом режиме можно говорить только в случае согласия большинства с избранной схемой деятельности.

Также для полноценной демократии необходим контроль деятельности политиков специально созданными народными институтами, одним из которых можно назвать профсоюзы. Любые возникающие конфликты в данном случае должны решаться исключительно мирным путем и в соответствии с решением народа.

Следует отметить, что есть ряд факторов, без наличия которых демократический строй попросту невозможен. Прежде всего, в стране должен быть достаточно высокий уровень экономического развития.

Во-вторых, для того чтобы государство развивалось, народ должен быть достаточно развитым сам по себе. В данном случае имеется в виду не столько сторона образованности (хотя и она, бесспорно, тоже), сколько уровень толерантности и готовности рассмотреть ситуацию с разных точек зрения. Народ должен быть готов к признанию прав каждого человека, его свободы выбора. Только в этом случае общество в целом будет здоровым и способным к принятию решений.

Наконец, народ должен быть заинтересован, прежде всего, в процветании страны, улучшении ситуации в ней.

Тоталитаризм

Политические режимы и их виды – тема особенно интересная, если рассматривать ее в разрезе компаративистики. Именно так ярче всего просматривается разница между взглядами и системами. Так, если демократия является стремлением к абсолютной власти народа, о тоталитаризме такого сказать совершенно нельзя.

Само название данного режима говорит о его особенности, ведь его корень – totalis - означает «весь, целый». Уже из этого можно понять, что ни о какой свободе народного волеизъявления речи быть не может.

Тоталитарный политический режим предполагает полный контроль жизни не только всего народа, но и каждой отдельной личности. Это глобальное насаждение правил и норм поведения, требование поддержки определенных взглядов вне зависимости от личностных предпочтений. Любой плюрализм, будь он политическим или идеологическим, в данном случае попросту невозможен. Неугодные же правительству акты устраняются в данном случае методами насильственными и жестокими.

Тоталитарный политический режим проще всего определяется по наличию некоего главенствующего лица, которое практически обожествляется, причем далеко не всегда добровольно. Так, для фашистской Германии это был Адольф Гитлер, так существовал в свое время сталинский СССР.

Данный принцип правления базируется на основе полного игнорирования прав и свобод граждан и насаждении определенных идеалов, норм поведения, взглядов и действий.

Наше нелегкое прошлое

Как уже говорилось ранее, политический режим СССР 30-х годов полностью вписывался в концепцию тоталитаризма. Абсолютное господство власти над народом, нивелирование личности, существование запретов на определенные темы и даже их обсуждение.

О стремлении к тоталитарному режиму говорит и существовавшее на тот момент огромное количество карательных структур и организаций. В этот период наблюдалось абсолютное подавление любого инакомыслия (большая часть заключенных была отправлена на Колыму именно по 58-й статье).

В СМИ и литературе действовала очень жесткая цензура, основным критерием которой было соответствие идеалам действующей власти. Тоталитарный режим действовал на территории СССР в полном объеме до 50-х годов прошлого века, а рудименты его обнаруживались вплоть до 80-х.

Тоталитаризм и современные государства

Виды политических режимов почти никогда не могли существовать в чистом, абсолютном виде. В особенности это касается современности.

Тем не менее, не только мировое сообщество, но и ведущие политологи утверждают, что признаки того же тоталитаризма можно найти в достаточно большом количестве стран. К примеру, определенные его черты обнаруживаются в Китае и Корее, Иране и даже России. Большинство исследователей полагают, что на данном этапе развития человечества особенности тоталитарного режима попросту скрыты, не настолько жестоки и очевидны. Формирование единого мнения, к примеру, осуществляют СМИ, которые, в свою очередь, подвергаются жесткой цензуре.

Стоит отметить, что признаки тоталитарного государство есть и в США - стране, столь гордящейся своими демократическими устремлениями.

Авторитаризм

При данном политическом режиме рычаги власти также полностью сосредоточены в руках руководящих структур, и мнение самого народа никак не влияет на политическую ситуацию в стране.

Авторитарные политические режимы предусматривают единую систему управления и зачастую сочетаются с диктатурой.

Основные признаки

Как и любой другой режим, авторитаризм имеет целый ряд характерных признаков. В первую очередь это, конечно, отсутствие контроля над властью у народа страны. В данном случае во главе государства может стоять какой-то конкретный человек (монарх, тиран) или целая группа лиц (военная хунта).

Во-вторых, ориентация правления на силовое воздействие. В данном случае речь идет не столько о полномасштабных репрессиях, как это бывает при тоталитаризме, но для принуждения народа к повиновению могут быть задействованы довольно жесткие меры.

Политика и власть при авторитарном режиме полностью монополизирована и существование полноценной оппозиции невозможно. Несогласие с системой управления может быть в народе, однако в полномасштабное политическое сопротивление оно не превращается.

Еще одной характерной чертой авторитаризма можно назвать практическое отсутствие конституционных путей преемственности власти. Именно поэтому изменения в структурах управления часто происходят путем переворотов.

Наконец, эти виды политических режимов характеризуются невмешательством во все сферы, кроме непосредственно политики (внешней и внутренней), вопросов безопасности. Таким образом, культура, экономика и другие составляющие остаются вне влияния властных структур.

Классификация

Все авторитарные политические режимы можно условно разделить на три группы: жестко авторитарные, умеренные и, наконец, либеральные.

Тем не менее, существует и другая классификация режимов, согласно которой авторитаризм делится на популистский и национал-патриотический. В первом случае политический строй государства полностью опирается на уравнительно-ориентированные массы.

В случае же национал-патриотического авторитаризма, как несложно догадаться из названия, в основу ложится национальная идея.

Характерные примеры

К режимам такого типа в первую очередь относятся как абсолютные монархии, так и монархии дуалистического типа, характерным примером чего можно назвать Великобританию. Также в режиме авторитаризма государство существует при наличии военного правления и диктатуры. Не стоит забывать и о случаях персональной тирании и теократии, которые также относятся к режиму данного типа.

Большая разница

Подводя итог, можно говорить о том, что понятие политических режимов было актуальным с самой зари человечества, формирования определенного строя. Теперь же оно полностью осмыслено и изучено. Все политические режимы и их виды имеют свои минусы и плюсы, нюансы и подводные камни. Тем не менее, власть всегда остается властью, кем бы ни была она представлена.

businessman.ru

Политический режим. Демократия

1. Политический режим. Демократия.Политический режим — это совокупность средств и способов осуществления политической (прежде всего государственной) власти.Современная политология различает три вида политических режимов:
  1. Авторитарный
  2. Тоталитарный
  3. Демократический
Для авторитарного режима характерно ограничение, либо отсутствие демократических прав и свобод граждан. Конституции, как правило, декларируют основные права человека и гражданина, но многие из них фактически ограничены или не соблюдаются. Ликвидация или ограничение представительных учреждений. Запрещается деятельность всех партий, кроме пра­вящей, либо запрет всех партий. Оппозиции при авторитарном режиме не допускается. Власть кон­центрируется у правящей элиты, из которой выделяется лидер. При формировании разного рода го­сударственных органов нередко доминирует принцип назначаемости, а выборы в условиях запрета оппозиционных партий и изданий дают искаженные результаты. Хотя есть парламент и судебные ор­ганы, однако разделения властей на практике не существует, безраздельно доминирует исполнитель­ная власть с президентом, который фактически, а порой и юридически возглавляет правящую пар­тию и принимает все важнейшие решения. Основным регулятором общественных отношений является не право, а волевые решения правителей. Государство вмешивается во все сферы жизни общества. Опорой такого государства становится полицейский и военный аппарат.

Тоталитарный режим представляет собой политическое господство группы лиц, возглавляемых лидером (фюрером, дуче и т.д.). Государственные органы осуществляют всесторонний контроль за жизнью общества, отсутствуют реальные права и свободы личности. Ликвидируется даже ограни­ченный плюрализм. Концепция разделения властей отвергается, господствует идея единой власти, представленной одним, часто пожизненным лидером. Главной особенностью такого политического режима является господство единой общеобязательной идеологии (например, идея господства «арийской расы» при нацизме). Критика этой идеологии не разрешается и влечет за собой наказа­ние.

Для демократического режима обязательным является не только конституционное закрепление прав и свобод человека и гражданина, но и наличие гарантий реализации их на практике. В демократи­ческом государстве народ является источником власти. Представительные органы и должностные лица избираются, наличествует политический плюрализм. Смена политических группировок и лидеров осу­ществляется путем свободных выборов. Государственное управление производится на основе принципа разделения властей. Главным регулятором общественных отношений является право (закон). Признает­ся право принятия решений большинством и охрана прав меньшинства. Главными методами решения конфликтов являются компромисс и консенсус.Конституция Российской Федерации определяет Россию как демократическое государство. Вме­сте с тем значение демократии шире. Она представляет собой определенный идеал: весь образ жизни людей, характер общественных отношений, склад бытия, психология людей, политический режим в стране должны быть пропитаны традициями (идеями) демократии.

Демократия как власть народа осуществляется в двух формах — представительной и непосредст­венной.

Непосредственная (прямая) демократия — это прямое, без посредников, влияние граждан на политические решения и действия государственных органов и должностных лиц. К проявлению не­посредственной демократии относятся сходы, собрания, выборы, референдумы.Кроме того, воля народа может быть выражена его представителями (так называемая представи­тельная демократия). Под представительной демократией понимается участие граждан в деятельно­сти органов государственной власти, принятии и реализации политических решений через избранных представителей, которые призваны выражать на государственном уровне интересы народа. Представи­тельная демократия находит свое наиболее яркое воплощение в парламентаризме. (Ведущее положе­ние парламента в системе государственной власти и управления называется парламентаризмом.) В свою очередь парламент может быть демократическим органом только при условии соблюдения ряда принципов: выборности, сменяемости, широкой гласности и т.д.

Демократия — это явление высокоорганизованного гражданского общества. Для ее установления необходимы соответствующие предпосылки:

  1. высокое экономическое развитие и высокий уровень благосостояния людей;
  2. высокий уровень представительных учреждений и политического сознания людей, их высокий культурный уровень, готовность к сотрудничеству, компромиссу и согласию.
2. «Каждому человеку должно быть предоставлено равное право преследовать свою выгоду, и от этого выигрывает все общество» — так сформулировал основной принцип рыночной эко номики ученый А. Смит. Раскройте смысл этого утверждения и аргументируйте его.Равное право преследовать свою выгоду является конкуренцией. Под конкуренцией подразумева­ется соперничество между продавцами и покупателями за право наилучшего применения имеющих­ся у них экономических ресурсов. Конкуренция способствует установлению на рынке определенного порядка, гарантирующего производство достаточного количества качественных товаров. Чем выше конкуренция, тем лучше потребителю. Так, например, еще 15 лет назад при появлении на рынке мо­бильных телефонов, они казались немыслимой роскошью. Сейчас в связи с развитием новых техно­логий, достаточно большой конкуренцией и соответственно значительным снижением цены мобиль­ные телефоны стали доступны большинству жителей России.Выдающийся итальянский экономист Вильфред Парето считал, что только в условиях свободной конкуренции может быть реализован открытый им принцип: в обществе всеобщего благоденствия все выигрывают лишь в том случае, если действующий на рынке индивидуум, извлекая полезность для себя, не уменьшает полезности, извлекаемой другими участниками рынка. Другими словами, бо­гатство общества увеличивается в том случае, если все члены общества выигрывают.Способность рынка эффективно регулировать распределение ограниченных ресурсов и предос­тавлять надежную информацию покупателям и продавцам классик экономической науки Адам Смит назвал «невидимой рукой провидения». Покупатель не знает продавца и производства, производи­тель не знает покупателя. Но обоими управляет «невидимая рука», обеспечивая благосостояние всех по мере того, как каждый из продавцов и покупателей обеспечивает наилучшим образом свое личное благосостояние. То есть стремление каждого к богатству ведет к богатству общества в целом.

3. На территории, примыкающей к заповеднику, региональные власти решили строить нефтеперерабатывающий завод. Население региона разделилось на два лагеря: защитников природы, выступающих против этого строительства, и сторонников открытия нового пред­приятия, позволяющего решить серьезную для данной территории проблему безработицы. Вы оказались в группе местных жителей, в которой спорили сторонники той и другой позиции. Какую из этих позиций вы готовы поддержать? Какие аргументы вы приведете?

Предложенная проблема является крайне актуальной для современной России и отражает кон­фликт, существующий между человеком как социальным существом и природой. Суть конфликта заключается в отрицательном, как правило, воздействии человека на природу в результате его хозяй­ственной деятельности, бурного расцвета научно-технической революции.Несомненно, размещение нефтеперерабатывающего завода существенно улучшит экономиче­скую ситуацию в регионе, позволит увеличить количество рабочих мест. Перевод завода в другую местность все равно не гарантирует экологическую безопасность жителям. Единственным гарантом экологической безопасности может являться соблюдение всех технологических и экологических правил при постройке и функционировании объекта. Но в этом случае необходимо сотрудничество в этом вопросе как государственных, муниципальных органов власти, так и общественности.

Одним из механизмов осуществления экологического контроля является экологическая экспертиза, то есть установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим тре­бованиям.Статья 19 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» закрепляет следующие права граждан и общественных организаций (объединений) в области эколо­гической экспертизы:выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы хозяйственнойи иной деятельности, реализация которой затрагивает экологические интересы населения, прожи­вающего на данной территории;направлять в письменной форме федеральному органу исполнительной власти и его территори­альным органам в области экологической экспертизы аргументированные предложения по экологи­ческим аспектам намечаемой хозяйственной и иной деятельности;получать от федерального органа исполнительной власти и его территориальных органов в об­ласти экологической экспертизы, организующих проведение государственной экологической экспер­тизы конкретных объектов экологической экспертизы, информацию о результатах ее проведения;осуществлять иные действия в области экологической экспертизы, не противоречащие законо­дательству Российской Федерации.При подготовке заключения государственной экологической экспертизы при принятии решения должны рассматриваться материалы, направленные в экспертную комиссию государственной эколо­гической экспертизы и отражающие общественное мнение.Таким образом, при принятии решения о строительстве данного объекта необходимо учесть все возможности государственного и общественного контроля над данным объектом.

humanitar.ru

ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ - это... Что такое ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ?

 ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ

в науке конституционного права понятие. обозначающее систему приемов, методов. форм. способов осуществления политической власти в обществе. Характер П.р. никогда прямо не указывается в конституциях государств (не считая весьма распространенных указаний на демократический характер государства), однако почти всегда самым непосредственным образом отражается на их содержании.

Выделяют демократический, авторитарный и тоталитарный П.р. • \'

Демократический П.р. характеризуется соблюдением на практике принципов разделения властей, законности, идеологического многообразия, свободой деятельности оппозиционных организаций. уважением прав и свобод человека, широким общественным и территориальным самоуправлением (см. также Демократия).

Авторитарный П.р. предполагает ограничения политических свобод, прежде всего свободы оппозиционных организаций и прессы.концентрацию основной (или почти всей) власти в руках одного лица (президента, монарха, премьер-министра) или группы лиц. Выборы и референдумы проводятся под контрлем правительства и часто носят формальный или фальсифицированный характер. Реальный механизм власти и характер общественно-политических отношений расходятся с нормами конституции и законов, либо последние сами изменяются в антидемократическом духе. Авторитарные П.р. по степени выраженности своих черт могут варьироваться от весьма умеренных (например, режим де Гол-ля во Франции в 1958-1969 гг.) до открытой диктатуры (военной, военно-полицейской и т.п.).

Тоталитарный П.р.характеризуется полным разрывом между нормами конституций и законов (обычно вполне демократическими) и реальностью общественно-политической жизни, в которой личность и общество находятся под жесточайшим контролем государства. На место идеологического разнообразия ставится диктат одной идеологии, любое инакомыслие или оппозиционное выступление подавляются в зародыше террористическими методами. Вся власть сосредоточена в руках одного лица ("вождя"), опирающегося на единственную в стране партию с военной дисциплиной. Демократические государственные формы и институты (парламент,выборы, референдум и др.) играют роль Декорации, используемой для пропагандистских целей. Истории известны тоталитарные П.р. двух основных типов: коммунистического (в том числе П.р. в СССР до конца 1980-х гг., в Китае, Северной Корее, Вьетнаме и на Кубе) и ультраправого (в Италии конца 1920-х - 1943 гг., Германии 1933-1944 гг.).

Додонов В.Н.

Энциклопедия юриста. 2005.

Смотреть что такое "ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ" в других словарях:

Книги

Другие книги по запросу «ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ» >>

dic.academic.ru