Что такое предания? Размышляем. Предание пример


Предание: определение, понятие, значение

"Преданье старины глубокой, дела давно минувших дней..." Эти строки с самого детства слышит, видит, читает каждый русскоязычный человек. Так начал свое произведение "Руслан и Людмила" Александр Пушкин. Являются ли действительно преданиями его сказки? Чтобы знать точно, нужно разобраться в понятиях.

Поэзия поэзией, сказки сказками, но что значит слово "предание"? Определение и особенные черты этого явления мы рассмотрим в нашей статье.

Предание как жанр

Свое ознакомление с миром народных преданий мы начнем с определения самого понятия. Так, различные источники дают нам следующее.

Предание — прозаический фольклорный жанр, сюжетом в котором выступают исторические факты в народной трактовке. Предания народа не связаны с жанром сказки, хотя порой события и напоминают мифические или сказочные.

Предания в теории литературы принято делить на две большие группы по типу сюжета: исторические и топонимические.

Предания - часть устной народной прозы

Мы узнали, что такое предание. Определение дало нам общее представление. Поговорим об одной особенности данного жанра. Примечательно, что предания являются жанром устного народного творчества. Это значит, что истории, услышанные сегодня, были созданы сотни лет назад и переходили из уст в уста. К тому времени, как предание было записано на информационном носителе, могли произойти десятки или даже сотни трансформаций сюжета, образов.

Творения известного поэта Греции Гомера "Илиада" и "Одиссея", имеющие невероятный размер, также передавались устным способом. Они также описывали исторические события, приукрашенные и несколько видоизмененные. В этом прослеживается некоторая схожесть данных творений с более новыми преданиями.

Как жанр устной прозы, предания восхищают своей долгой историей. К счастью, а может и нет, в наше время их распространение в записанном виде гораздо проще. Нам стоит ценить каждое слово, предание, дающее важные духовные знания о предках.

Сравнение с другими фольклорными прозаическими жанрами

Предания порой можно ошибочно определить как легенду или былину. Во избежание этого назовем такую закономерность: сюжеты легенд направлены на объяснение происхождения какого-либо культурного или природного явления. Они часто дают определенную моральную оценку описываемым событиям. А предание - это пересказ на народный лад истории с участием широко известных или знаменитых в локальной местности героев.

От былин предания народа отличаются содержанием, действующими лицами (исторические лица: разбойники, правители, простые люди, ремесленники), участием реальных известных в определенной местности личностей, ставших мифологическими героями.

Характерным для данного жанра фольклорной прозы является повествование от третьего лица о событиях, относящихся к прошлому. Рассказчик преданий не был очевидцем событий, а передает историю, услышанную от третьих лиц.

Исторические предания

Коллективная народная память создала древние предания из реальных фактов, о которых в несколько ином свете мы можем прочесть в учебниках истории. Так создавались исторические предания.

К историческим относят предания о Жанне д’Арк, царе Иване Грозном, атамане Мазепе и других.

Сюда же относим библейские рассказы о сотворении мира, выходе израильтян из Египта в поисках своей земли и множество других.

В данную группу входят такие предания, которые впитывают представления людей о творении их мира. Все фольклорные единицы создают единый историко-мифологический мир, отображающий широкую картину народного взгляда на окружающую действительность.

Временные рамки, охвачиваемые преданиями, трудно определить: это сведения от самой библейской древности до современности.

Топонимические предания

К топонимическим относят предания, фиксирующие события, ставшие основой для происхождения того или иного названия. Их героями становятся, соответственно, местные известные персонажи и события, имеющие значение только там. Изучение таких вот местных историй - интересная часть топонимических и этнографических исследований.

Топонимическими являются краткие предания о Змиевых Валах (от Змия), городе Киеве (о Кие, его братьях и сестре), городе Орше (князь Орш и его дочь Оршица), городе Львове и многих других топонимических объектах.

Перспективы для исследователей

В каждом городе, каждом селе есть такие краткие истории о том, откуда взялось какое-нибудь местное название. Сборники подобных преданий можно составлять бесконечно. Поле для исследований есть и сегодня. Поэтому каждому, кто открыл для себя предания и нашел их интересным объектом деятельности, есть работа.

Издать сборник преданий, собранных в конкретной местности, - вполне реальная перспектива. Новые названия появляются и сегодня, прямо в этом момент. Также в отдаленных уголках России существуют такие поселения, в которых фольклор активно развивается. Значит, появляются новые границы для этнографической и фольклорной работы.

Примечательно, что в нынешнее время больше появляется топографических преданий. Исторические сохраняются с предыдущих эпох, поскольку с некоторого времени фиксация всех фактов происходит моментально после их появления.

Предания, мифы и их историческая основа

Предание, определение которому мы уже дали, порой связывают с мифологией. Так, рассказы о подвигах греческого героя Геракла, как считают исследователи, не могли возникнуть без реальных исторических фактов. Те мифические события и герои, которыми обросла вероятная реальная история похождений Геракла, появились с течением времени.

Были подтверждены некоторые факты из Книги Еноха, в которой упоминались исполины. Таким же образом, найдены архитектурные памятки, которые могли быть свидетелями событий, ставших основой предания о Всемирном Потопе.

Выводы

Таким образом, мы узнали, что предание - это преданный из уст в уста народный рассказ об исторических событиях. В процессе передачи носителям свойственно приукрашать предание. Определение и черты данного фольклорного жанра теперь нам известны. Мы можем легко отличить его от легенд и сказок.

Древние предания - это отражение самых глубоких пластов культуры и истории определенного народа. Изучая и сопоставляя их с фактами истории тех или иных народностей, можно сделать выводы о мировоззрении живших в то время людей. Ценность пересказов для этнологии также крайне велика.

Народные предания, исторические и топонимические, слышал каждый человек, но мог не обратить внимания на этот алмаз, ограненный за годы передачи из уст в уста. Теперь мы можем ценить то, что знаем и что слышим об окружающем культурном мире. Пусть же наша статья окажется вам полезной и даст возможность взглянуть на творчество народа с другой стороны.

fb.ru

Предание это | Литературный портал

Предание это «устная летопись», жанр несказочной прозы с установкой на историческую достоверность. Предания распространены в фольклоре разных народов. Основное назначение предания — сохранять память о национальной истории. Историзм обусловлен стадиальным состоянием фольклора данного этноса. Древние предания насыщены мифологическими представлениями, в то время как поздние – изображают действительность в обыденных формах, однако и в них обязательно присутствует вымысел, иногда даже фантастика. Ученые выделяют разные группы преданий: исторические, топонимические, этногенетические, о заселении и освоении края, о кладах, этиологические, культорологические. Часто предания подразделяются на исторические и топонимические, однако историческими являются все предания (уже по их жанровой сущности), следовательно, любое топономическое предание также исторично. Предания продолжают бытовать в устной традиции. Тема преданий всегда общезначима, конфликт — национальный либо социальный, персонажи — представители государства, нации, конкретных классов или сословий. Общее, типическое в предании изображается посредством частного, конкретного. Преданиям свойственна локальная приуроченность к селу, озеру, горе, дому. Их достоверность иногда подкрепляется материальными свидетельствами (героем построена церковь, подарена вещь). События концентрируются вокруг исторических деятелей, которые предстают чаще всего в идеальном свете. Сюжеты преданий, как правило, одномотивные. Вокруг персонажа могут развиваться сводные (контаминированные) сюжеты, возникать циклы. В начале или конце повествования допускаются прямые характеристики и оценки героя, необходимые для того, чтобы образ был правильно понят, и выступающие как общее мнение (о Петре I: «Вот оно царь — так царь, даром хлеба не ел, лучше бурлака работал»).

Предание в русском репертуаре

В русском репертуаре можно выделить древнейшие предания, предания о «справедливом царе», предания о предводителях народных движений, о разбойниках и кладах. Древнейшие предания повествуют о расселении славянских племен и об их родоначальниках. Большое количество преданий посвящено борьбе Древней Руси с внешними врагами. Предания о «справедливом царе» связаны с именами Ивана IV (Грозного) и Петра I. Многочисленна группа преданий о взаимоотношениях Петра I с представителями разных социальных слоев и профессий. Предания о предводителях народных движений (Ермаке, Степане Разине, Емельяне Пугачёве) дополняют утопическую мечту народа о «справедливом царе». Предания разбойниках и кладах рассказывались повсюду в России. Образ «благородного разбойника», который грабит богатых и заступается за бедных, представал во многочисленных локальных вариациях (Чуркин, Рощин, Сорока). Широко распространены предания о разбойнике Кудеяре, отразившие генетическую связь сюжетов о кладах с мифологией. Древний пласт образа Кудеяра восходит к таинственному и могущественному существу, хозяину земных недр и скрытых в них ценностей. Само слово «Кудеяр» означает буйного мятежника, волшебника. Предания о Кудеяре использовал Н.А.Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо» (1863-77). Существуют повторяющиеся топонимические сюжеты (о провалившихся церквах, городах). Международным является сюжет о том, как царь усмирил разбушевавшуюся водную стихию (его относили к персидскому царю Ксерксу, а в русской устной традиции сюжет стал фигурировать в предании об Иване Грозном и о Петре I). В ряде случаев международные предания обнаруживают типологическую общность: на протяжении истории они возникали у разных народов независимо друг от друга, порожденные сходными общественными и культурно-бытовыми условиями. Такими были предания о благородных разбойниках (Робине Гуде, Разине, Шиндерханнесе и др.). И все же событие преданий всегда изображается как единичное, законченное, неповторимое. В настоящее время составлены некоторые национальные каталоги преданий и выдвинута проблема создания их единого международного каталога.

Может быть интересно:

Рейтинг: 5/5. Из 0 голосов.

Please wait...

www.litdic.ru

Примеры преданий сибирских

В ряде преданий о заселении и освоении края топонимический мотив связан с понятием жизнедеятельности, включающим:

1) основание села, то есть строительство первого дома;

2)         владение участком земли (данные элементы мотивов отмечены в "Указателе типов, мотивов и основных элементов" Н.А. Криничной),

3)         жизнь или временное пребывание на территории,

4) деятельность.

 

Например:

1) "Как возникла д. Терехово? - Было это давно. Проходило здесь войско Ермака. Несколько семей осталось на этом месте жить. У одной семьи была фамилия Тереховы. Отсюда и название. А их потомки до сих пор живут";

2) "Раньше в д. Михайловке Колосовского района жил богатый Фиклис. У рощи была его земля, поэтому и роща называется Фиклисовой";

3) "Да я толком не знаю, почему наша деревня так называлась [д. Ботвино]. Может, потому, что много жило у нас Ботвиных";

4) "Есть у нас в Карасуке Кирюшин колок. Почему так зовется? Да был в соседней деревне сливковоз Кирьян, хороший мужик, любили его все. А вот как повезет сливки на завод.., так заезжает в колок. А у него там туесок стоял, отольет сливок - и на завод. Обратно едет, выпьет сливок и только тогда назад, в деревню...".

 

В архиве имеются также тексты преданий, в которых происхождение топонима связано с трагической смертью какого-либо жителя села, данный элемент мотива также не отмечен в "Указателе" Н.А. Криничной:

"Правее Коновалихи - Пашкино болото, ездят, сено косят. Когда-то, говорят, какой-то Пашка там тонул";

"Аксиньина ляга. Это километров пятнадцать отсюда. Такое есть болото, страшенно болото... Когда-то какая-то Аксинья шла, а там пожар был, горело. И она сгорела там, легла навечно".

В приведенных примерах обращает на себя внимание связь трагических смертей с "нечистым" местом - болотом, хотя причины гибели людей как бы антонимичны: в первом случае человек "тонет", то есть причина связана с водой (или жидкой опасной почвой), а во втором - "сгорает" (связь с огнем).

В предании "Настасьин лог" рассказывается о женщине по имени Настасья, несправедливо обвиненной людьми в колдовстве и в результате этого убитой: "<...> Пошла она раз за травами в лог. Они и увидели ее в лесу <...> И убили ее в том логу".

 

Тексты последней группы находятся тем не менее в общем ряду, то есть даже и в этих преданиях топонимический мотив связан с понятием жизнедеятельности, так как отражает в неявном виде народные представления о жизни души после смерти тела.

Как отмечал Д.К. Зеленин, "по народному воззрению, заложные (то есть умершие неестественной смертью) покойники доживают свой век за гробом, то есть после своей насильственной смерти живут еще столько, сколько они прожили бы на земле в случае, если бы смерть их была естественною. Живут они все это время на месте своей насильственной смерти.., все действия таких покойников направлены ко вреду человека".

В двух текстах особенно заметна устойчивость подобных топонимов: исполнители ничего не могут сообщить о личности погибших ("какой-то Пашка", "какая-то Аксинья"), но зато хорошо осведомлены о причинах и даже обстоятельствах смерти. Следует отметить также, что топонимы последнего типа относятся к природным объектам, а все остальные ранее рассмотренные - к культурным (село, хутор, заимка и т. д.) и, реже, природным (роща).

 

Позднее были исследованы предания об аборигенах края, причем в ходе работы автор уточняет наименование этой группы, в результате чего тексты получают название "предания об исчезнувших пародах". Вначале были рассмотрены локальные особенности преданий о чуди на материале текстов, записанных в Болынеуковском, Горьковском, Муромцевском, Нижнеомском, Саргатском районах Омской обл.

Выяснилось, что исчезнувшие аборигены ("дикие люди", "дикари", "чуди", "чукмены", "черный народ") имеют очень устойчивый образ. Это дикие, мохнатые, черные люди, которые ходили голыми: "Дикари были, они были черные", "говорили, что черный народ жил", "мохнаты все были с ног до головы", "черные, как негры, как земля, были". Эти исчезнувшие аборигены не имели орудий труда, ели сырое мясо, - "как собаки, шерстью обросли". Упоминаются также большие размеры их сохранившихся костей: "Вот курганы копали - кости были. Да крупные кости. Они же [чудь] крупные были.

 

Как показывают материалы, облик чуди лишен каких-либо фантастических черт. Даже кости, хоть и крупные, но это не кости великанов. В то же время в их облике невозможно выделить и исторические черты. Подчеркиваемая дикость внешнего вида, связь с землей, проявляющаяся не только в цвете, но и в доминирующем мотиве самозахоронения, заставила предположить, что исчезнувшие аборигены в местных преданиях не исторические, но мифические. Особенно обращала внимание уверенность рассказчиков в описании внешнего вида и образа жизни аборигенов, хотя не было свидетельств о том, что кто-то их видел, ведь, по преданиям, они исчезли еще до прихода русских.

 

Сравнительное изучение преданий разных регионов (Русский Север, Урал, Западная и Восточная Сибирь) с привлечением параллелей из устных традиций некоторых других этносов, проживающих в перечисленных регионах, позволило установить, что образ исчезнувших аборигенов в русских преданиях представляет собой систему мифологических мотивов (статических), гармонично сопрягающихся с главным сюжетообразующим мотивом (динамическим) - самозахоронением.

 

Мотивы образа (исчезнувшие аборигены - "черные", "мохнатые", "крупные", "мелкие", "злобные", "сыроядцы", "богатые", "умельцы", "рудокопы" и т. д.) являют собой не просто перечень противоречивых качеств. Напротив, они семантически связаны и на основании этих связей могут быть сгруппированы, в каждой группе может быть выделена семантическая доминанта.

1.         Общее значение "чужой", то есть потенциально "враг", объединяет следующие мотивы: "быть черным", "иметь тело нечеловеческого размера или формы (быть мелким, крупным, одноногим и т. п.)", "быть злобным (враждебным)", "быть сыроядцем (каннибалом)". Мотивы "быть злобным", "быть сыроядцем" имеют прозрачно выраженную негативную семантику. Семантика мотива "быть черным" может быть установлена по материалам толковых словарей. Ряд наиболее важных значений слова "черный": "испачканный чем-либо, грязный"; "по суеверным представлениям, чародейский, колдовской, связанный с нечистью"; в переносном смысле "отрицательный, плохой", "мрачный, безрадостный, тяжелый" - "черная тоска", "черные думы"; "злостный, низкий, коварный" - "черная зависть", "черная измена", "черная магия", "черное слово" (брань), "черная немочь" (проказа), "чернаясмерть" (чума). Следовательно, слова "черный", "грязный", "чуждый" являются семантически связанными, причем общее в значениях имеет негативный характер. Устойчива также связь слова "черный" с мифологическими персонажами.Установлено также, что для мифологических персонажей характерны различные телесные аномалии, включая иные размеры тела, его деформацию и т. д..

2.         Общее значение "обладающий богатством" имеют мотивы "быть богатым", "быть умельцем", "быть рудокопом", "быть мохнатым".Связь мотивов "быть умельцем", "быть рудокопом" с представлением о богатстве, на наш взгляд, достаточно очевидна, а в мотиве "быть мохнатым" может быть установлена в результате анализа. Мохнатость как свойство мифологических персонажей и ее связь с плодородием уже рассматривалась Б.А. Успенским.

nashomsk55.ru

Предания в устном народном творчестве - Литература - Школьнику - Каталог статей

Исторические предания вызывают интерес у каждого, кто познакомился с их смыслом и красотой слога. Устное народное творчество богато примерами преданий, которые знает каждый.

 

Вопросы и задания

  1. Вспомните, какие былички и предания были прочитаны вами в предыдущих классах.

Из предыдущих классов можно вспомнить былички о подвигах Ильи Муромца и Алеши Поповича. Вспоминается и быличка о Прекрасной Василисе Микулишне.

К русским преданиям относятся:

 

  1. Что вы узнали о преданиях из статьи Н. Криничной? Перескажите ее.

Предания являются пересказом народа о подвигах выдающихся личностей, к примеру, Рюрика, Петра Первого, Ивана Грозного. Они являются устными рассказами очевидцев определенных событий.

Пересказ статьи:

Предания можно считать выразительной автобиографией русского народа. В них отражены сведения о великих государственных деятелях Древней Руси – Рюрика, Ивана Грозного, Петра Первого. Складываются предания из рассказов очевидцев.

В первых исторических преданиях о Петре Первом государь строит мощный флот и готовится взять Азов. Отражены в преданиях и поездки Петра на север, победа над шведами. Любое повествование связано с риском для героев, имеет долю юмора.

 

Вопросы

Вы прочитали предания об Иване Грозном и Петре Первом. Какими предстают в «устной летописи» Иван Грозный и Петр Первый?

Иван Грозный предстает перед читателями как православный государь и жесткий правитель. Он пытался искоренить ведьм, а также строго наказывал своих подчиненных.

Петр Первый изображается как мудрый и любознательный правитель. Он сам вникает во многие ремесла. Известен пример его занятий плотницким делом.

На что обращает внимание народный сказитель?

Народный сказитель особое внимание уделяет эмоциям героев. Еще он указывает на их разные стороны их личности. К примеру, Иван Грозный загоревал, когда узнал, что страдает народ праведный.

 

Будьте внимательны к слову

  1. Как можно объяснить слова «предание», «летопись», «быличка»? Вспомните названия преданий, с которыми вы познакомились в 5—7 классах.

Предания о кладах проходились с классе при знакомстве с повестью Гоголя «Заколдованное место».

 

  1. Как вы понимаете словосочетания: «содержит сведения», «родоначальник первой княжеской династии», «цикл сказаний», «Петровская эпоха», «раскованность в поведении героев», «землепашцы, мастеровые»?

 

Исторические предания полны интересных и красивых слов с глубоким значением.

  1. Подготовьте к пересказу одно из преданий, сохранив особенности повествования.

Пересказ предания о Воцарении Ивана Грозного:

Когда царя на Руси выбирали, весь народ в реку заходил со свечами горящими. Опускали люди их в воду и поднимали. У кого свеча оставалась гореть – тот и назначался царем.

Один барин имел крепостного Ивана. Когда время пришло нового царя выбирать, барин ему и говорит:

- Пойдем, Иван, на реку. Опустим свечи – коли у меня загорится, сделаю тебя вольным крестьянином.

А Иван отвечает:

- Коли у меня свеча останется гореть – непременно голову тебе срублю.

Отправились на реку – свечи опускать в воду. А загорелась только у Ивана. Стал он царем. А обещание он свое запомнил – срубил голову барину. С этой поры звался он Иван Грозный.

Пересказ предания о ведьмах-сороках

Развелось на Руси при царе Иване Грозном много ведьм да безбожников. Загорюнил царь, что православный народ погибает. И решил он искоренить нечисть.

Издал указ, чтобы во всем царстве искали колдуний и переметчиц. Разъехались гонцы с посланием по всему государству. Привезли к царю всех старых баб, которые были ведьмами, и посадили их под охрану. Потом собрал царь их на площади и приказал соломой обложить. Зажгли всю эту кучу, дым черный повалил.

И тогда обернулись бабки сороками, и разлетелись в разные стороны. Царь во гневе прокричал:

- Быть вам вечно сороками.

И теперь все сороки боятся царского проклятия, облетают Москву за 60 верст.

Пересказ предания о Петре и плотнике:

Довелось царю побывать в Воронеже – там корабли строили. И стал он работать вместе с мужиками – простыми плотниками. Созвали всех мастеров Воронежа. И был там самый опытный и умелый плотник.

Довелось Петру работать с умельцем. Увидел плотник, как Петр работает, и стал его ругать крепко (он не знал, что царя поучает). Показывал Петру, что и как делать. Потом, когда все отдыхать стали, Петр и говорит плотнику:

- Конечно, крепко ты меня выругал, но я на тебя не в обиде. Хорошо ты меня поучил, вот тебе царское кольцо. Помни, как науку царю преподал.

 

Исторические предания повествуют подвигах великих людей, изменивших историю.

Похожие материалы:

decadenz.ru

Легенды и предания - Русские народные сказки

ЛЕГЕ́НДА (лат. legenda — то, что следует читать), один из литературных жанров устного и письменного творчества, обычно имеющий анонимное, народное происхождение. Первоначально понятие легенды связывалось со средневековой житийной литературой. Позднее оно было распространено на произведения древней поэзии и фольклора. Принято называть легендой сказание, в котором поэтическая декоративность почти полностью заслоняет исторические факты. Однако, как показала археология Древнего Востока и античности, за многими легендами стоит подлинная реальность. Легенды разделяются на космологические, генеалогические, этиологические, героические и культовые.

ПРЕДАНИЕ — рассказ, сложившийся в народе и переходящий путем изустной передачи от поколения к поколению. Предание об историческом лице называется историческим или сказанием. В зависимости от своего содержания предания бывают героическими (о герое), мифическими (о языческом божестве), легендарными (о религиозном подвижничестве). Слагаясь в циклы, предания представляют богатый источник для эпической поэзии (предания о короле Артуре, Сиде и др.)

Волга с Вазузой долго спорили, кто из них умнее, сильнее и достойнее большего почета. Спорили, спорили, друг друга не переспорили и решились вот на какое дело. «Давай вместе ляжем спать…»

   

Посилав пан козака з листом, і йому випала дорога через ліс, і він їхав тим лісом, та надибав святого Миколая, що він в’язав лика — єдно добре, а друге кепське. Але святий Миколай показався йому в постаті старого діда…

   

На Русе было на православной, княжил князь тут Дмитрий Иванович. Засылал он с даньёй русского посла Захарья Тютрина к Мамаю безбожному, псу смердящему. Прáвится путем-дорогой русский посол Захарий Тютрин…

   

Жил на свете царь; имя его было Александр Македонский. Это было в старину, давно-давно, так что ни деды, ни прадеды, ни прапрадеды, ни пращуры наши не запомнят. Царь этот был из богатырей богатырь…

   

Был-жил мужик, у него было три сына. Жил он богато, собрал два котла денег — один закопал в овине, другой в воротах. Вот помер этот мужик, а про деньги никому не сказал…

   

www.ru-skazki.ru

Предания и легенды

Предания дошли к нам в разной форме. Некоторые из них описаны явно с достаточно подробными деталями.  Всемирный потоп является примером таких преданий. Понятие "Вавилонская башня" стало не просто темой древнего повествования о смешении языков, но и отрицательным символом, напоминающем о связи древних событий и современности. Сходность преданий и легенд не связанных друг с другом народов не могла быть случайной. В частности, предание о Всемирном потопе, в том или ином виде присутствует почти у всех народов мира.

Cовременные археологические открытия подтвердили истинность многих  легенд.  Ярким примером могут служить предания и легенды об исполинах, о которых говорит Книга Еноха. Эти обстоятельства позволяют по-новому взглянуть на предания и легенды прошлого. В силу разных обстоятельств, их первоначальный смысл не всегда сохранялся.  К тому же временная пропасть, отделяющая нас от тех событий, делает труднодоступной для понимания некоторые образы и выражения, вполне понятные для того времени. Примером могут служить знаменитые 12 подвигов Геракла. Эти истории не могли возникнуть на пустом месте: здесь присутствует как реальная составляющая, описывающая конкретных персонажей прошлого, так и мистическая, описанная в той форме, в которой свидетели ее могли воспринять. За мистическими существами преданий и легенд стояли реальные персонажи. Не следует пытаться все объяснить, и нельзя все отвергать в силу нашего непонимания. Ведь мы даже не можем объяснить происхождения таких вполне материальных объектов, как пирамиды… Что же говорить о более сложных явлениях?

12 подвигов Геракла

Предания Древней Греции рассказывают о невероятных двенадцати подвигах героя по имени Геракл. Каждый из этих подвигов является отдельной, уникальной историей. Множество тяжелейших испытаний,

Подробнее

Кто такие циклопы

В преданиях древних народов, причем, живущих в самых разных частях мира, говорится об устрашающих существах, именуемых циклопами. Особенно подробно о них рассказывают легенды Греции. Что можно

Подробнее

Морская сирена

В прошлые времена вера в сирен была достаточно распространенным явлением. Еще в XIX веке многими натуралистами выражалось мнение, что морская сирена

Подробнее

Загадочные места планеты, секретные исследования, тайные общества, чудеса, знамения и пророчества на objectiv-x.ru

Это интересно

Замки Бретани. Часть2

Замок Жослен, также связанный с именами великого коннетабля де Клиссона и его союзников, впрочем, как и с печально ...

Индонезия - край островов

Индонезия – страна, где живут представители множества национальностей. Это отразилось и на культурном и религиозном облике страны. Здесь ...

Театр Древней Греции

Основное представление о мире у греков сводилось к тому, что мир — это театральная сцена, а ...

Вивиен и Мерлин в Саду радости

Мерлин отправился на свадьбу Артура, своего короля, с Гвиневрой, которой он должен был руководить вместе с ар­хиепископом Дубриком. ...

Средневековая философия

Средневековая философия принадлежит эпохе феодализма и христианству. Проблемы философии определяются принципами откровения и единобожия, монотеизма и ...

Вода озера Рица

Озеро Рица расположено выше уровня моря 950 метров и с разных сторон окружено горами и лесами. Протяженность горного ...

Нужно ли читать вслух с подростком

Каждый родитель знает о всех прелестях чтения вслух своему ребенку. Оказывается, что дети тоже могут извлечь выгоду ...

objective-news.ru

Что такое предания? Размышляем

Саги, былины, народные сказки и сказания, мифы, легенды и предания, - это все составляющие устного народного творчества. К нему же относятся баллады, песни, частушки и поговорки. Эти жанры пришли к нам из далекого времени и повествуют в разной форме о жизни наших далеких предков.

Эти составляющие фольклора имеют между собой сходства и различия. Что такое предания и сказания? Чем же они отличаются? Если отталкиваться от корня слова «предание», то можно предположить, что эти сведения передавались «из уст в уста», и в первооснове их лежит реальный факт, безусловно, приукрашенный со временем. Поэтому их в народе называли еще «былями» и «бывальщинами», подтверждая таким образом их достоверность.

Особенности

В большинстве случаев для них характерна историческая тематика. Что такое предания героические, мифические или легендарные, отражает следующий список:

У каждого этноса свои образцы этого жанра фольклора, что совокупно создает народный эпос.

Яркой иллюстрацией к вопросу о том, что такое предания, может служить «Предание о всемирном потопе». Не вызывает сомнения факт наличия реальных событий, послуживших для него основой, так как у различных народов предания о нем совпадают почти до мелочей.

Характерно то, что в преданиях упоминается не только о событии, но и приводятся причины, его породившие. Огромное количество книг, составивших «Священное писание», легли в основу создания христианского вероучения и возникновения церковного права.

Русские исторические предания - неиссякаемый источник сведений о русалках, сказочных богатырях, домовых, водяных и других языческих божествах. Все это вдохновляло русских классиков на создание их гениальных произведений - «Ундина» Жуковского, сказки А. С. Пушкина, герои которых полны обаяния и вызывают сострадание.

Сейчас издаются предания всех народов мира. Увидели свет «Русские предания», «Русские предания и легенды», в которых можно познакомиться с притягательным миром наших пращуров.

В некоторых источниках проводится параллель между преданием и традицией. Объясняется это тем, что и то, и другое служит передачей, часто устной, из поколения в поколения определенных знаний и учений.

Предания, посвященные одному и тому же лицу или событию, объединялись в циклы, которые могли точнее описать особенности воспеваемого предмета. Они становятся предпосылкой для возникновения поговорок и пословиц. В других источниках утверждается, что в народно-поэтическом творчестве предание - это определенный вид сказания, вымысел в котором отличается от фантазий сказок и чудес легенд.

При любом понимании того, что такое предания, достоверность их не ставится под сомнение. Опираясь на их содержание, можно судить о действительной истории народа. Любое событие в судьбе планеты отражалось в народном эпосе. По некоторым дошедшим до нас преданиям можно составить картину древнего мира.

fb.ru