Предисловие [К сборнику «Детская литература»]*. Предисловие к учебнику литературы


rulibs.com : Документальная литература : Биографии и Мемуары : Предисловие к учебнику : Михаил Ботвинник : читать онлайн : читать бесплатно

Предисловие к учебнику

Когда Ласкеру было 26 лет, он победил Стейница (первый чемпион был на 32 года старше) и стал чемпионом мира. В 53 года проиграл матч Капабланке (тот был на 20 лет моложе). Никто не владел так долго шахматной короной (27 лет!), и вряд ли кому-либо удастся превзойти это достижение.

Еще на протяжении 14 лет после проигрыша Капабланке Ласкер с блеском выступал на турнирах. Последний его успех – Москва, 1935 год, где престарелый экс-чемпион (ему шел 67-й год) занял третье место, не потерпел ни одного поражения и лишь на пол-очка отстал от победителей…

Поразительно, что при такой длительной и блестящей шахматной карьере Ласкер в общей сложности играл мало. Когда в конце 50-х годов решили выпустить сборник всех его партий, то их набралось лишь 555. В это число вошли и те опубликованные партии, которые он сыграл в сеансах одновременной игры (и, конечно, проигранные Ласкером – другие партии из сеансов обычно не публикуются…).

То, что Ласкер играл мало, но успешно, – факт примечательный. Он, несомненно, свидетельствует о том, что Ласкер был не только практиком, но и исследователем шахмат. Когда он не играл, он думал (не все большие мастера на это способны), готовился к соревнованиям и добивался успеха. Пожалуй, именно Ласкер был первым среди больших мастеров, кто понял значение подготовки к соревнованиям; до него, конечно, шахматы изучали, но вообще, а конкретно (непосредственно к данному турниру) готовиться еще не умели. К теории начал Ласкер относился равнодушно, он не придавал ей большого значения так же, как и Капабланка. Он, правда, автор так называемой защиты Ласкера в ферзевом гамбите и в гамбите Эванса – способов упрощения игры за черных, но обычно он играл дебют по «здравому смыслу». Тогда теория начал не была разработана, как в наши дни, ее не связывали с планами игры в миттельшпиле, и поэтому такое отношение к теории дебютов было в какой-то мере оправдано с точки зрения практики.

Подготовке Ласкера к соревнованиям содействовала его шахматная универсальность. Он не имел «вкуса», не имел «стиля», он все делал одинаково хорошо – в защите и атаке, в спокойных позициях и бурных осложнениях, в миттельшпиле и эндшпиле. Поэтому главной целью его подготовки было изучение особенностей стиля партнера. Ласкер всегда старался создать на шахматной доске такую ситуацию, в которой партнер чувствовал бы себя неуверенно. Может быть, именно поэтому Ласкеру трудно пришлось в матче со Шлехтером, творчество которого было в какой-то мере безликим, и Ласкеру не к чему было «прицепиться».

Я знал почти все партии Ласкера начиная с 1921 года. В 1936 году, готовясь к III Московскому международному турниру, решил проверить: а как же играл Ласкер в лучшие свои молодые годы? Взял у С.О. Вайнштейна (библиотека у него была отличной) сборник 75 партий Ласкера (на немецком) и засел за работу.

Удивлению границ не было… Ранее я, конечно, видел отдельные партии молодого Ласкера, полные сложной, интересной борьбы, но это были специально подобранные партии. Для сборника же, содержащего большое количество партий, возможностей для отбора, естественно, меньше. Как правило, Ласкер выигрывал по стандартной схеме: упрощения, переход в эндшпиль, использование технических промахов противника! Так играл молодой Ласкер!

Да это и понятно: его партнеры уступали ему в понимании шахмат, и при универсальности стиля Ласкера это был наиболее простой путь к победе.

Ласкер всегда оценивал позицию с практической точки зрения. Даже если объективно позиция плоха, но практически (при ограниченности способностей человека) защитима, Ласкер оценивал ее как равную. В 1935 году во время II Московского международного турнира мне неоднократно приходилось с ним анализировать, и такой практический подход к шахматам был для меня открытием.

Но готовился к соревнованиям Ласкер с большой тщательностью. Заранее приезжал на турнир, чтобы акклиматизироваться. Большое внимание обращал на питание, условия игры и отдыха. Он в совершенстве знал своих партнеров, их достоинства и слабости. Ласкер был великим психологом, он знал, когда следует уклониться от матча (партнер в хорошей спортивной форме), а когда, наоборот, надо стремиться к борьбе! Так, несомненно, он действовал и с Таррашем, и с Рубинштейном, и с Капабланкой… Но разве можно это осуждать? Правил проведения соревнований на первенство мира тогда не было и каждый мог действовать по своему усмотрению. В этом отношении Ласкер отличался от Стейница (тот от соревнований не отказывался) но Капа и Алехин следовали примеру Ласкера…

Чтобы понять Ласкера как человека, надо представить себе то общественное положение, которое занимали шахматы (и шахматисты) во времена Ласкера. Профессия шахматиста всерьез не воспринималась. Если профессия музыканта была делом почетным, то увлечение шахматами встречало в обывательских кругах отношение ироническое, примерно такое же, как «профессия» картежника… Естественно, что Ласкер, хотя сам отлично понимал и высоко ценил шахматы, стремился получить какую-то другую, более «уважаемую» профессию и проявить себя в ней. Поэтому он становится математиком, философом, публикует книги, не связанные с шахматной игрой, не пренебрегает и коммерцией. Уместно напомнить, что и Капабланка придерживался этих же норм поведения – он и дипломат, и коммерсант (приезжая в Москву, Капа уговаривал Н. Крыленко посодействовать в продаже кубинского сахара), и просто светский человек. В отличие от своих предшественников аристократ Алехин открыто стал настоящим профессионалом и не стыдился этого!

Ласкер иногда скрывал свою любовь к шахматам. Свидетельство тому – предисловие Альберта Эйнштейна к биографии Ласкера, составленной Й. Ханнаком. Когда Ласкер в 1937 году переехал в Нью-Йорк, он встречался с великим физиком, и, естественно, два эмигранта из нацистской Германии увлеченно обсуждали самые различные проблемы. Великий шахматист, конечно, лучше разбирался в человеческой психологии, нежели великий физик; к тому же Ласкер был на одиннадцать лет старше – он и внушил своему собеседнику, что он, Ласкер, многолетний чемпион мира, не любит шахматы! Вот что писал об этом Эйнштейн:[2] «Эмануил Ласкер был, без сомненья, одним из самых интересных людей, с которыми я общался в зрелые годы моей жизни… мало было тех, кто соединял своеобразную независимость личности с подлинным интересом ко всем большим проблемам человечества. Я не шахматист и поэтому не в состоянии восхищаться его духовной мощью в той сфере, где лежат его величайшие интеллектуальные достижения, а именно в области шахматной игры…

…Мы сблизились во время совместных прогулок, обмениваясь мнениями по различным вопросам. Это был несколько односторонний обмен, в ходе которого я больше получал, чем отдавал, так как Ласкер был по природе своей одним из тех энергичных людей, для которых естественнее утверждать свои собственные мысли, чем прислушиваться к чужим.

Меня в этой личности, вопреки лежащей в ее основе жизнеутверждающей силе, поражала какая-то трагическая нота. Неслыханное умственное напряжение, без которого не может обойтись ни один шахматист, так переплеталось с игрой в шахматы, что он никогда не мог избавиться от духа этой игры, даже когда занимался философскими и общечеловеческими проблемами. При этом мне казалось что шахматы были больше его профессиональным трудом, чем собственно целью его жизни. Его истинное стремление, казалось, было направлено на научное познание и на ту красоту, которая присуща творениям логики, красоту, из волшебного круга которой никто не в силах выбраться, кто однажды в этот круг вступил. У Спинозы материальное существование и независимость были основаны на шлифовке увеличительных стекол; тем же были и шахматы в жизни Ласкера…»

Несомненно, Ласкер кривил душой. Перед лицом величайшего физика нашего столетия он не осмелился поднять шахматы на должную высоту. Но когда Ласкер освобождался от общепринятой негативной оценки шахмат, то проявлял свои подлинные чувства и горячо защищал право быть шахматным профессионалом (см. предыдущую статью о Ласкере).

И это был подлинный Ласкер (без какой-либо рисовки!), преданный шахматам, готовый за них постоять.

Ласкер не только высказался в пользу профессионализма, но и указал пути материального обеспечения мастеров-профессионалов. Прежде всего он высказался за создание ФИДЕ: «…Молодые маэстро… добьются объединения шахматного мира в деятельную организацию». Далее он настаивал на введении авторского права на текст шахматной партии. Он считал, что именно так можно обеспечить материальную базу профессионализма.

Прошло несколько десятилетий. И теперь ФИДЕ обсуждает этот вопрос. Президент Ф. Олафссон запросил мнение нескольких специалистов (читатель, конечно, догадывается, что мой ответ был положительным). Образована комиссия во главе с Л. Принсом (Нидерланды), которая должна представить доклад Генеральной ассамблее…

В жизни пожилой Ласкер (молодым я его не мог знать) был милым, мудрым и доброжелательным человеком. Он не находился во власти предрассудков, был первым большим шахматным мастером который приехал в Советскую Россию после Октябрьской революции. И впоследствии Ласкер неизменно принимал приглашения на участие в соревнованиях в Советском Союзе.

Возможно, что портрет великого шахматиста, данный в этом предисловии, на первый взгляд покажется необычным. Но пусть читатель сначала прочтет книгу, а затем уже составит окончательное суждение.

Теперь же, когда мы с вами, уважаемый читатель, познакомились с великим шахматистом и мыслителем, перейдем к оценке его «Учебника шахматной игры».

Ласкер, видимо, не считал, что он должен дать читателю нечто особо глубокое и законченное. В этом отношении характерны его примечания в сборнике партий международного турнира в Петербурге (1909) – они слишком лаконичны. И это соответствует подходу Ласкера к шахматам – раз шахматная игра неисчерпаема, а ресурсы партнеров ограничены, то к чему глубина анализа? Другое дело глубина мышления за доской – иначе не победишь!

Учебник содержит начальные сведения о шахматной игре, некоторые примеры, которые должны дать читателю представление о тонкостях шахмат, и объемистые сведения по теории начал (с пояснительными партиями).

Глава о комбинации включает множество примеров, относящихся ко всем стадиям шахматной партии. На мой взгляд, представление Ласкера о комбинации несколько старомодно, но коллекция примеров превосходна.

В главе о позиционной игре производит сильное впечатление как исторический обзор, так и собрание примеров позиционной игры. Эта глава – украшение учебника. В наши дни шахматисты мало знают о прошлом шахмат, о том, как формировалось учение о позиции. Ласкер был живым свидетелем развития первого этапа шахматной теории (ведь он выиграл матч у самого Стейница), и здесь сведения об этом периоде развития шахмат читатель получает из первоисточника.

Глава об эстетике шахмат, сама по себе весьма интересная, вряд ли имеет самостоятельное значение. Ее содержание могло бы быть разделено между главой о комбинации и главой о позиционной игре. Заканчивается учебник примерными партиями.

Отметим отсутствие специальной главы об эндшпиле. Сведения о нем рассеяны по книге.

Следует, однако, помнить, что книга написана великим шахматным бойцом и мыслителем. Итак, чтение этой книги, отображающей выдающуюся шахматную индивидуальность, полезно для каждого серьезно изучающего шахматы и интересующегося их прошлым. Издательство «Физкультура и спорт», издав этот учебник сделало шахматистам хороший подарок.

rulibs.com

Предисловие - История зарубежной литературы XVIII века - Коллектив Авторов - rutlib2.com

Учебник «История зарубежной литературы XVIII века», опубликованный в 1991 г., создан в основном коллективом авторов — преподавателей кафедры истории зарубежных литератур Ленинградского (Санкт-Петербургского) университета под общим руководством профессора З. И. Плавскина. Во второе издание учебника внесены уточнения. Ответственный редактор 2-го издания профессор Л. В. Сидорченко.

Учебник предназначен для студентов филологических факультетов университетов и педагогических институтов. Книга представляет собой продолжение учебника «История зарубежной литературы XVII века», также созданного сотрудниками Ленинградского (Санкт-Петербургского) университета и опубликованного в 1987 г. издательством «Высшая школа». Естественно, что обе книги совпадают по общему замыслу, принципам отбора и анализа материала, композиции.

Учебник «История зарубежной литературы XVIII века» ставит перед собой задачу раскрыть наиболее важные общие закономерности развития зарубежных литератур XVIII столетия, выявить национальную специфику культуры различных стран, подчеркнуть индивидуальное своеобразие художественного мастерства самых значительных писателей этой эпохи. Поставленная задача определяет и структуру учебника, в котором сначала дается общая характеристика XVIII века — века Просвещения, а затем в пяти разделах анализируется литература Англии, Франции, Италии, Северной Америки и Германии. Во вводных главах к каждому разделу характеризуются наиболее существенные моменты литературного процесса. Анализ творчества самых выдающихся представителей просветительской литературы дается в отдельных главах.

Для того чтобы учащиеся имели возможность расширить свои представления о роли Просвещения в литературной жизни Запада, в конце учебника публикуется список основных произведений писателей эпохи Просвещения, а также произведений критической литературы, посвященных общим вопросам культуры Просвещения и отдельным его представителям.

Введение к учебнику написано З. И. Плавскиным. В разделе «Английская литература» гл. 1 принадлежит Л. В. Сидорченко, гл. 2 — А. А. Чамееву, гл. 3 — И. И. Чекалову, гл. 4 — Н. Я. Дьяконовой и А. А. Чамееву, гл. 5 — Г. В. Яковлевой, гл. 6 — Т. Н. Васильевой (Кишиневский университет), гл. 7 — Н. Я. Дьяконовой и А. А. Чамееву. В разделе «Французская литература» гл. 8 написана Н. А. Жирмунской, гл. 9 — М. В. Разумовской, гл. 10 — Н. А. Жирмунской, гл. 11, 12 и 13 — М. В. Разумовской. Автор гл. 14 в разделе «Итальянская литература» — З. И. Плавскин, гл. 15 — И. П. Володина. Раздел «Американская литература» (гл. 16) написан Е. М. Апенко. В разделе «Немецкая литература» гл. 17 создана Н. А. Жирмунской, гл. 18 — А. В. Белобратовым, гл. 19 — А. И. Жеребиным, гл. 20, 21, 22, 23 и 24 — Н. А. Жирмунской. Ко второму изданию глава 14 подготовлена И. П. Володиной, глава 6 и Синхронистическая таблица — А. А. Чамеевым.

Учебник создавался при активной товарищеской помощи всех членов кафедры истории зарубежных литератур Ленинградского (Санкт-Петербургского) университета, и коллектив авторов искренне благодарит их за ценные советы и замечания. Авторы выражают признательность А. Г. Аствацатурову за подготовку ко 2-му изданию учебника глав 17, 20, 21, 22, 23, 24, написанных Н. А. Жирмунской.

© RuTLib.com 2015-2016

rutlib2.com

Урок-пролог к курсу литературы в 9-м классе

Разделы: Литература

Цель урока:

Оборудование:

Портреты: Гоголя, Лермонтова, Пушкина, Ломоносова, Радищева, Фонвизина.

Выставка:

“Эй, люди! Подумаем     очень серьезно, как    жить       на земле!”

Р.Рождественский “Минута молчания”

Ход урока

Организационный момент.

Словарная работа (без объявления темы и эпиграфа – закрыть).

Пролог – вступительная часть литературного или музыкального произведения (на закрытой доске).

Вступление.

Из всех учебных предметов мы, взрослея, постепенно вырастаем, если они не становятся нашей специальностью. Но есть предмет особенный, который “впору” нам всегда, который мы изучаем постоянно, независимо от возраста. Название ему – жизнь. Постигая этот предмет, мы ищем ответы на многие вопросы: начиная от математического “сколько” и кончая нравственным “как”.

“Двести лет кукушечка Мне жить накуковала. Что меня обрадует – Знала наперед… Но 200 лет, кукушечка, Ах, как же это мало…”

Только ли количественную сторону учитываем мы, говоря “много” или “мало”?

Может важнее все же не СКОЛЬКО, а КАК?

Сколько жить – может “прокуковать” даже птица, а кто “прокукует” нам, “как жить на земле”?

(Открываются записанные на доске тема и эпиграф)

На этот вопрос обращает внимание поэт Роберт Рождественский (зачитывается эпиграф к уроку).

А нужно ли думать над тем, “как жить на земле?” Разве это не все равно – кто как живет?

Самые разные ответы на вопрос “Как жить на земле” мы найдем в тех книгах, которые будем читать на протяжении года, начиная от написанных давно и кончая произведениями, написанными нашими современниками. Читать и обсуждать мы будем, как и раньше, на обычных уроках и беседах по советской литературе.

А сегодня мы осуществим лишь короткое знакомство с некоторыми из этих книг, послушаем разных авторов и разных литературных героев, выскажемся сами по главному вопросу нашего урока: “Как жить на земле?”

Беседа с чтением отрывков из книг и обсуждением прочитанного.

Героиня повести Анатолия Алексина “В тылу как в тылу” часто повторяла: “С добром надо спешить, иначе оно может остаться без адресата”. Как вы понимаете эту мысль?

—Добро и зло постоянно “живут” рядом на страницах произведений русских писателей. Вчитаемся и вдумаемся в некоторые ситуации.

В одной из них оказывается на своей службе герой повести Н.В.Гоголя “Шинель” Акакий Акакиевич Башмачкин: “Молодые чиновники подсмеивались и острили над ним, во сколько хватало канцелярского остроумия, рассказывали тут же перед ним разные составленным про него истории… сыпали на голову ему бумажки, называя это снегом. Но ни одного слова не отвечал Акакий Акакиевич, как будто бы никого и не было перед ним, это не имело даже влияния на занятия его: среди всех докук он не делал ни одной ошибки в письме. Только уж слишком невыносима была шутка, когда толкали его под руку, мешая заниматься своим делом, он произносил: “Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?”

А в самом деле, зачем они его обижают? Гоголь продолжает: “Как много в человеке бесчеловечья, как много скрыто свирепой грубости в утонченной образованности светскости, и, боже! Даже в том человеке, которого свет признает благородным и честным…”

А вот еще одна сценка из жизни, увиденная уже глазами поэта и запечатленная М.Ю.Лермонтовым в стихотворении “Нищий”:

У врат обители святой Стоял просящий подаянья Бедняк иссохший, чуть живой От глада, жажды и страданья.

Куска лишь хлеба он просил, И взор являл живую муку, И кто-то камень положил В его протянутую руку.

Давайте, повторяя вопрос гоголевского героя, опять спросим: “А зачем “кто-то” так поступил?”. Может быть, вы думаете, что подобные сцены были запечатлены писателями и поэтами давным-давно, а в нашей сегодняшней жизни ничего похожего не происходит. Тогда давайте послушаем стихотворение современного поэта Василия Федорова “Слепой”:

Людей не видя пред собой, Не замечая в сквере лавочки, По улице идет слепой. Потрагивая землю палочкой.

Его толкнут, Пройдут вперед, И тотчас, торопясь вмешаться, Какой-то зрячий призовет Быть чуткими И не толкаться.

Но слышу голос я его, Негромкий в человечьем гуде: — Толкайтесь…Это ничего… Я буду знать, Что рядом люди.”

Как вы понимаете последние строчки стихотворения? Только ли таким способом можно дать человеку почувствовать, что рядом с ним – люди? Как вы считаете, содержится ли в услышанных предложениях и отрывках совет “Как жить на земле?”.

ВЫВОД № 1. Жить на земле – это строить свою жизнь на основах человеколюбия, упражняя в доброте душу и сердце.

Как это сделать – подскажут многие книги, которые вам предстоит прочитать в 9 классе. А пока запомните совет одного из писателей XVIII века Д.И.Фонвизина: “Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время”. Множество таких советов, “Как жить на земле?”, вы найдете, читая пьесу Фонвизина – “Недоросль”, откуда взяты эти строки. (Кто читал летом пьесу, можете еще советы назвать).

- А как вы думаете, без чего не может прожить человек? Что требуется ему не просто ежедневно, но и регулярно, да еще желательно в разнообразных видах?

—Человеку для жизни нужны не только хлеб и молоко, мясо и сладости, но что-то еще более существенное, необходимое не только для настоящего, но и для будущего, нужное как в молодости, так и в старости. Что я имею в виду?

Ответ дает небольшой отрывок из стихотворного произведения М.В.Ломоносова, написанного еще в XVIII веке. Попробуйте его понять:

“Науки юношей питают, Отраду старым подают, В счастливой жизни украшают, В несчастный случай берегут…”

(“Ода на день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны” 1747 год.)

Как вы понимаете мысль Ломоносова? Почему науки и радуют, и украшают жизнь, и берегут от несчастий?

А. С. Пушкин, позже, уже в XIX веке делится своими мыслями об обучении и воспитании, рассказывая о детстве и юности своего героя Евгения Онегина:

Судьба Евгения хранила; Сперва madame за ним ходила, Потом monsieur её сменил. Ребенок был резов, но мил. Мonsieur l’Abbe француз убогий, Чтоб не измучилось дитя, Учил его всему шутя…

“Мы все учились понемногу Чему-нибудь и как-нибудь, Так воспитаньем, слава богу, У нас не мудрено блеснуть”

Что вы можете сказать о таком обучении и воспитании, которое в этих словах запечатлел А.С.Пушкин?

— О том, как учили и воспитывали детей в совсем иное время, в первые послереволюционные годы, мы побеседуем на уроках по советской литературе, где нас ждет встреча с повестью Ч. Айтматова “Первый учитель”. Но уже сейчас прислушаемся к голосам его героев:

“— Я научу вас, дети, читать и считать, покажу, как пишутся буквы и цифры, - говорил Дюйшен. — Буду учить вас всему, что знаю сам…”

И действительно, он учил нас всему, что знал сам, проявляя при этом удивительное терпение. Думаю сейчас об этом и диву даюсь: как этот малограмотный парень, сам с трудом читавший по слогам, не имевший под рукой ни единого учебника, даже самого обыкновенного букваря, как он отважился на такое поистине великое дело. Шутка ли учить детей, чьи деды и прадеды до седьмого колена были не грамотны. Дюйшен учил нас так, как умел, как мог, как казалось ему нужным… Но я больше чем убеждена, что его чистосердечный энтузиазм, с которым он взялся за дело, не пропало даром. Сам того не ведая, он совершил подвиг. В те дни люди по темноте своей не придавали значения учебе, а Дюйшена считали в лучшем случае чудаком, который возился с ребятишками от нечего делать. А все-таки следовало, конечно, нашему народу призадуматься: ради чего этот молодой парень, который ни чем не хуже и не глупее других, ради чего он, терпя трудности и лишения, снося насмешки и оскорбления, учит их детей, да еще с таким необыкновенным упорством, с такой нечеловеческой настойчивостью?”

В чем, по-вашему, состоял подвиг учителя Дюйшена? Имел ли он, вообще, право учить детей? Ради чего этот человек с такой настойчивостью делал свое дело? Что вы можете сказать о том, “Как жить на земле?”, вдумываясь в ситуации и размышления разных поэтов и писателей?

ВЫВОД № 2. Жить на земле – значит постоянно питать не только свое тело, но и ум, наращивать не только силу мускулов, но и силу знаний.

Многие книги, программные и внепрограммные, помогут вам в этом. А пока, “на память”, обращение Пушкина: “Учись, мой сын: науки сокращают нам опыты быстротекущей жизни”. Трагедия А.С.Пушкина “Борис Годунов”, откуда взяты эти строчки, дает нам в свое время и много иных мудрых советов.

По-разному живут люди, на земле различный смысл вкладывают в слово “жить”, в разных вещах находят жизненные удовольствия. В сказке А.С.Пушкина, которую вы все, наверное, читали в детстве, Золотой петушок советует царю: “Царствуй, лежа на боку”.

Как вы считаете, много удовольствия для себя и пользы для других в таком царствовании?

— Жизнь деятельную и бездеятельную, разное отношение людей к своим обязанностям мы увидим, читая книги русских писателей. Вот одна из них – поэма Н.В.Гоголя “Мертвые души”, в которой знакомимся с помещиком Маниловым:

“От него не дождешься никакого …живого слова, какое можешь услышать почти от всякого, если коснёшься задирающего его предмета. У всякого есть свой задор… но у Манилова ничего не было. Хозяйством нельзя сказать, чтобы он занимался… Хозяйство шло как- то само собою. Когда приказчик говорил: “Хорошо бы , барин, то и то сделать”, — Да, недурно”, - отвечал он обыкновенно… до слов: “В его кабинете всегда лежала какая-то книжка, заложенная закладкою на 14 странице, которую он постоянно читал уже 2 года.”

Что вы можете сказать об этом человеке и его образе жизни? Не напоминает ли он вам царя из “Сказки о Золотом петушке” А.С. Пушкина?

А вот кусочек жизни другого, уже знакомого нам пушкинского героя Евгения Онегина:

“Онегин дома заперся, Зевая, за перо взялся, Хотел писать – но труд упорный Ему был тошен; ничего Не вышло из пера его…”

В чем же причина того, что не выходит из-под пера его, Онегина, что его труд оказывается бесплодным?

Труд, работа, дело – так или иначе, обо всем этом думают, этим живут разные герои книг, в том числе написанных и советскими писателями.

Труд превращает живое в неживое, возвышает человеческую душу. Писатель Андрей Платонов показывает это на примере маленького рассказа “Никита”.

“Днем отец строгал доски в сарае, чтобы перестелить заново пол в избе, а Никитине он тоже дал работу – выпрямлять молотком кривые гвоздики. Никита с охотой, как большой, начал работать молотком. Когда он выпрямил первый гвоздь, он увидел в нем маленького доброго человечка, улыбавшегося ему из-под своей железной шапки. Он показал его отцу и сказал ему:

— А отчего другие злые были - и лопух злой, и пень-голова, и водяные люди. А этот добрый человек?

Отец погладил светлые волосы сына и ответил ему: — Тех ты выдумал, Никита, их нету, они непрочные, оттого они злые. А этого гвоздя-человечка ты сам трудом сработал, он и добрый. Никита задумался.

— Давай все трудом работать, и все живые будут.

-Что же делает все и всех живыми, помогает людям “жить на земле”? Без чего невозможно жить полноценно и счастливо?

ВЫВОД № 3. Жить на земле – это заполнять свою жизнь ежедневным трудом, делать свое дело с полной отдачей.

Свое слово еще скажут книги русских и советских писателей, которые вы прочтете. А пока маленькое пожелание писателя XVIII века А.Н.Радищева, которое в книге “Путешествие из Петербурга в Москву” выражает надежду: “Если бы так должность исполняли, как о ней твердят, всякое состояние людей…было бы совершенно счастливо”. Как видим, у Радищева сказано о труде и счастье, а также еще о многом другом, что входит в понятие “жить на земле”.

Плохо человеку, когда он один, - писал В.В.Маяковский. А почему – плохо, если человек силен и смел, умен и здоров?

Из глубины веков, из XII столетия, дошел до нас голос безымянного автора, нарисовавшего картину отъединенности, отчужденности людей друг от друга, вражды между ними.

В древнерусской поэме “Слово о полку Игореве”, которую вы после урока попробуете дома прочитать самостоятельно, мы видим мрачную действительность:

От усобиц княжьих – гибель Руси! Братья спорят: то моё и это! Зол раздор из малых слов заводят, На себя куют крамолу сами, А на Русь с победами приходят Отовсюду вороги лихие!

- Как вы поняли, почему же враги одерживали легкие победы над Русью? Кто способствовал им в этом?

Восемь с лишним веков назад безымянный автор возвысил свой голос против братоубийственной вражды, за единение народов. Этот голос дошел до нас “сквозь столетия и дали”, перелетел через хребты веков”, и его подхватили, усилили голоса советских поэтов и писателей.

Драматическая ситуация встает со страниц повести нашего современника – писателя Анатолия Приставкина “Ночевала тучка золотая”. Маленький герой повести, 10-летний Колька, один из братьев-близнецов Кузьменышей, теряет брата Сашку, которого чеченцы, мстя русским за приход на их исконные земли, жестоко растерзали. Везя своего мертвого брата, Колька рассуждает, как бы мысленно разговаривает с братом: “Едут чеченцев убивать. И того, кто тебя распял, тоже убьют. А вот если бы он мне попался, я знаешь, Сашка, не стал бы его губить. Я только в глаза посмотрел бы: зверь он или человек? Есть ли в нем живого чего? А если бы я живое увидел, то спросил бы его, зачем он разбойничает? Зачем всех кругом убивает? Разве мы ему чего сделали? Я бы ему сказал: “Слушай, чечен, ослеп ты, что ли? Разве ты не видишь, что мы с Сашкой против тебя не воюем! Нас привезли сюда жить, так мы и живем, а потом мы бы уехали все равно. А теперь видишь, как выходит … Ты нас с Сашкой убил, а солдаты пришли, тебя убьют. А ты солдат станешь убивать, и все: и они, и ты – погибните. А разве не лучше было бы то, чтобы ты жил, и они жили, и мы с Сашкой тоже чтоб жили? Разве нельзя сделать, чтобы никто никому не мешал, а все люди были живые, вон как мы, собранные в колонии, рядышком живем?”

-Как же нужно “жить на земле” всем, чтобы право на жизнь имел каждый?

ВЫВОД № 4. Жить на земле – это значит строить свою жизнь на основе единения с другими людьми и народами, уважая не только свою нацию, но и другие национальности.

Книги русских писателей расскажут вам о взаимоотношениях разных народов, а сейчас прислушаемся к прямолинейному суждению дагестанского поэта Расула Гамзатова в стихотворении “Проклятие”:

Мне все народы очень нравятся, И трижды будет проклят тот, Кто вздумает, кто попытается Чернить какой-нибудь народ”.

Можете ли вы сейчас вспомнить, как чаще всего подписываете праздничные открытки своим родным, друзьям? Обычно мы все пишем: “Желаю здоровья, счастья и долгих лет жизни”. А если взглянуть на эту привычную церемонию в свете нашей сегодняшней темы, то, наверное, надо бы ещё желать близким нам людям жизни осмысленной, содержательной, полезной, чтобы человек жил, конечно, как можно дольше, но понимал, зачем он живёт, и не мучился от сознания бесцельно прожитой жизни. С мучительными раздумьями Печорина мы встречаемся в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”. Накануне дуэли он записывает в дневнике: “Пробегаю в памяти всё моё прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? Для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные: но я не угадал этого назначения, я увлёкся приманками страстей пустых и неблагородных…

Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, собственного удовольствия.

И, может быть, я завтра умру!.. И не останется на земле ни одного существа, которое бы поняло меня совершенно. Одни почитают меня хуже, другие лучше, чем я есть в самом деле…

Одни скажут: он был добрый малый, другие - мерзавец. И то и другое можно. После этого стоит ли труда жить? а все живешь – из любопытства: ожидаешь чего-то нового… смешно и досадно!”

Считаете ли вы, подобно лермонтовскому герою, что это естественно для человека – жить только “из любопытства”? Что более всего “смешно и досадно” Печорину?

— Можно сказать, что вопросы о том, зачем жил и что сделал в жизни нужного, какой след оставляешь после себя и во имя чего умираешь, - вечные вопросы. Писатели ставят их перед героями своих произведений в разных ситуациях, порой в самых критических.

Одна из них предстает в повести Б. Васильева “А зори здесь тихие…”, когда между смертельно раненной немцами Ритой Осяниной и старшиной Васюковым происходит такой разговор:

“—Здесь у меня болит! – он ткнул себя в грудь. – Здесь свербит, Рита!.. Положил ведь я вас, всех пятерых положил, а за что? За десяток фрицев?

—Ну, зачем так… Все ж понятно, война…

—Пока война – понятно. А потом, когда мир будет? Будет понятно, почему вам умирать приходилось? Почему я фрицев этих дальше не пустил, почему такое решение принял? Что ответить, когда спросят? Что ж вы мужики, мам наших от пуль защитить не смогли? Дорогу Кировскую да Беломорский канал имени товарища Сталина? Да ведь там тоже, поди, охрана, там ведь людишек куда больше, чем пятеро девчат да старшина с наганом!

—Не надо, - тихо сказала она. – Родина ведь не с каналов начинается. Совсем не оттуда. А мы её защищали. Сначала её, а уж потом – канал.”

Как же нам сегодня ответить на вопрос, заданный старшиной Рите: “Будет понятно, почему вам умирать приходилось”?

ВЫВОД № 5. Жить на земле надо ежедневно так, чтобы не было стыдно за жизнь, прожитую без цели и смысла, ничем не заполненную и никому не послужившую.

-Жизнь осмысленная и бесцельная, смерть славная и позорная нам еще не раз встретится на страницах книг русских писателей.

А пока вслушайтесь в слова поэта Г.Р.Державина, который писал: “А слава тех не умирает, кто за отечество умрет…” (ода “На взятие Измаила” 1791).

ОБЩИЙ ВЫВОД. К каким же советам писателей мы должны прислушаться. Пять выводов записать.

Те произведения, которые мы будем читать по программе к нашим урокам, наверное, частично подсказали вам возможные ответы на вопрос “Как жить на земле?”

Конечно, не только этот, но и многие другие вопросы поможет осмыслить русская литература. Поможет потому, что она всегда связана с жизнью, является отражением её, проникая в прошлое, воссоздавая настоящее, заглядывал в будущее.

Сочинение-миниатюра.

Вступительное эмоциональное слово к курсу литературы 9 класса или пояснения к иллюстрации (дифференцированное задание по силам – возможность выбора).

Домашнее задание.

Самостоятельно попробуйте прочитать “Слово о полку Игореве”, читая, постарайтесь отыскать эту связь литературы с жизнью, приведите хотя бы 1-2 примера из поэмы, которые доказывали бы что это произведение о жизни прошлой, но и отвечает на некоторые вопросы нашей сегодняшней жизни.

Обратить внимание

На иллюстрации к прочитанным произведениям в курсе 9 классе.

Выставку книг, которые будем изучать на уроках литературы.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Уроки литературы: Библиотека.Ресурсы

http://teneta.rinet.ru/rus/hilit/hilit_pro.htm - История русской литературы. Библиотека «Русские писатели в сети» http://litera.ru/stixiya - Поэтический портал http://ygrec.msk.ru/cgi/kl/main.cgi - Литературные игры http://www.naurok.net/ -  Сочинения биографии писателей и поэтов, произведения в сокращении, рефераты по гуманитарным дисциплинам http://www.litera.ru/ - Сервер "Литература" - информация о лучших ресурсах Рунета .Сервер "Литература" объединяет информацию о лучших литературных ресурсах русского Интернета: самая полная в русской сети коллекция ссылок на электронные библиотеки, рецензии на книжные новинки, статьи критиков о современном искусстве и литературе, база данных по издательствам и СМИ, литературные конкурсы и многое другое. На сервере также находится сетевой литературный журнал "Словесность".http://time.good.ru/ - "Лента времени" - статьи, стихи, заголовки и издания разных лет . "Лента времени" - здесь представлены статьи, цитаты, стихи, заголовки из печатных изданий разных лет, начиная с конца 19 века до наших дней - все, что удалось и удается разыскать в библиотеках, архивах, частных коллекциях и то, что представляет интерес в плане "увидеть реальную картину жизни" (хронология).http://ssp.ioso.ru/ - "Сам себе писатель" - Литературно-творческий сайт для подростков .Обучающие тексты по сочинению басен, сказок, баллад, стихов, былин, сонетов, и пр. Мастерская писателя, литературные тексты, видеосюжеты, словарь биографий. http://aptechka.agava.ru/ - Аптечка библиомана - страницы литераторов "Живое слово от живого автора к живому читателю". В Аптечке: страницы литераторов с фотографией, биографической справкой и заметкой о творчестве. Знаменитая "Антология новейшей русской поэзии "У Голубой Лагуны" К. Кузьминского и Г. Ковалева. Статьи о русской (преимущественно современной) литературе. Художественное приложение к "Аптечке": избранные тексты со справкой-предисловием, собрание ссылок к литературным ресурсам Рунета.http://home.udmnet.ru/wasja/poezia/ - Проект "Русская поэзия" - каталог ссылок. Проект "Русская поэзия" - это каталог ссылок на страницы, посвященные поэтам, русскоязычным и не только. Страницы, посвященные не отдельным поэтам, а поэзии в целом, находятся в разделе "Хорошие ссылки".http://www.metaphor.narod.ru/ - Искусство метафоры. Интересный сайт об искусстве метафоры... "Она понятна и ребенку, но даже выдающиеся умы не могут достоверно объяснить, что придает метафоре такую выразительность и глубину. Можно исписать тысячу страниц в сложных объяснениях, а можно все выразить лишь одной метафорой".http://skill21.narod.ru/page3.htm - Антология русских поэтов. Антология русской поэзии - от зачинателей новой русской поэзии до наших дней. Музыка стиха русского. Эволюция ритмики, рифмы, интонационно-ритмических форм. Литературные ссылки.http://nk-poety.narod.ru/ - Творчество новокрестьянских поэтов. Страница посвящена одному из самых неординарных направлений Серебряного века- т.н. новокрестьянской поэзии, представленной здесь именами Сергея Есенина, Сергея Клычкова, Николая Клюева, Петра Орешина и Александра Ширяевца. Здесь можно найти поэтическое и эпистолярное наследие этих авторов, а также краткие биографические и автобиографические очерки. Воспоминания о поэтах их современников. Подробные комментарии к текстам, библиографические справки. Фотографии, портреты, автографы поэтов. Сайты, посвященные писателям. http://www.rubtsov.id.ru/ - Николай Рубцов http://www.ipmce.su/~tsvet/ - Марина Цветаева. Электронные библиотеки. http://www.feb-web.ru/ -  Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» http://orel.rsl.ru - Открытая Русская Электронная Библиотека. Книги, диссертации, периодика и многое другое http://magazines.russ.ru - Журнальный зал. Электронная библиотека современных литературных журналов России. http://www.skazka.com.ru - Библиотека «Сказка»: сказки, мифы, легенды http://lib.ru/ - Электронная библиотека Максима Мошкова. Самая известная и самая большая в Рунете электронная библиотека, открыта в 1994. Читатели ежедневно пополняют ее. Художественная литература, фантастика и политика, техдокументация и юмор, история и поэзия, КСП и русский рок, туризм и парашютизм, философия и эзотерика, иностранные языки и т.д. и т.п. http://www.klassika.ru/ - Классика.Ru - электронная библиотека классической литературы. Классика.Ru представляет собой одну из самых обширных и достаточно полных сетевых коллекций произведений классической русской художественной литературы - как поэтического, так и прозаического содержания. Содержит произведения наиболее известных авторов, творивших на отрезке трех последних веков второго тысячелетия. На сайте представлено 2878 произведений 144 авторов. Помимо текстов произведений на сайте есть информация о биографии авторов.http://www.stihi.ru/ - Стихи.Ru - Национальный сервер современной поэзии. Большая сетевая коллекция произведений современной русскоязычной поэзии, предоставляет авторам возможность свободной публикации произведений и служит творческой средой для современной поэзии. На сайте опубликовано более 100 тысяч авторских стихотворений, и ежедневно публикуется 400-500 новых произведений. Содержит руководства по стихосложению. Можно оценивать опубликованные стихи.http://www.prosa.ru/ - Проза.Ru - Национальный сервер современной прозы. Аналог сайта Стихи.Ru. Большая коллекция произведений современной русскоязычной прозы. Опубликовано более 15 тысяч авторских произведений, и ежедневно публикуется 100 новых.http://text.net.ru/ -  Библиотека "Общий текст". Большая электронная библиотека. Постоянные обновления. К сожалению, нет поиска, однако писатели расположены по алфавиту.http://www.online.ru/sp/eel/russian - Электронная библиотека - тексты русской литературы. Публичная электронная библиотека Евгения Пескина (бывшая EEL - Eugene's Electronic Library) является частным литературным собранием, в котором хранятся тексты литературных произведений в электронном виде. Существует с 1992 года. Обновление остановлено в 1998 году.http://www.fortunecity.com/campus/mandela/407/main.htm - Библиотека Фронтистеса. Библиотека Фронтистеса - это онлайновые издания древнейших текстов, варианты параллельной псалтыри, литература по сравнительному языкознанию, славистике и другим областям знания. Библиотека использует разные форматы текста: txt, html, pdf, заархивированный rtf/doc.

zelena11.blogspot.com

Предисловие [К сборнику «Детская литература»]*. Том 2. Советская литература

Предисловие [К сборнику «Детская литература»]*

Представляемый вниманию читателей сборник рассчитан на тех, кто практически интересуется детской книгой: на педагогов, писателей по детской литературе, иллюстраторов, издателей, родителей. Будем надеяться, что и помимо этих категорий книга найдет еще того читателя, который, в практике своей даже не встречаясь с вопросом о детском чтении, понимает огромную общественную важность проблемы воспитания из наших детей новых людей, проблемы, которая, по существу говоря, должна интересовать каждого гражданина нашего Союза.

Читатель наш, прочтя сборник, вероятно, скажет: «какая в общем грустная книга».

В самом деле, резюмируем немножко факты и выводы имеющихся в ней статей.

Тов. Трифонова совершенно справедливо отмечает большую роль, которую должна играть революционная детская книга в собственном смысле, но должна констатировать, что таких книг, собственно говоря, нет; то есть дело обстоит гораздо хуже, чем если бы их не было, ибо существует в большом количестве названий и экземпляров книжка псевдореволюционная, вредная своей очевидной фальшивостью, незнанием трактуемого предмета и незнанием выбранного для себя читателя, — книжка, представляющая собою иногда конфузный курьез.

Тов. Богданович должна повторить то же об агитационной книжке вообще. В одну сторону идет мнимо потрафляющая на детские вкусы халтура, а в другую — сухая газетчина, которая должна застревать в горле у бедного маленького читателя. Совершенно ничтожны исключения по этим рубрикам: чуть ли не один Григорьев выдвигается как человек, находящий более или менее правильный тон.

Правда, говоря о журналах, тов. В. Гофман признает новизну, свежесть, целесообразность содержания, в особенности — тем, в самом деле достойного внимания журнальчика «Дружные ребята». Он склонен распространить благоприятное суждение и на «Пионера», наконец, ему нравится, как я нахожу, не без основания, веселый, ловкий, добродушный и во многом современный «Еж», доступный для детей несколько меньшего возраста, но зато какие «Огоньки» чадят в среде наших детишек и какие нелепые «Мурзилки» стараются их развлечь!

В детской поэзии т. Бухштаб не может не отметить, конечно, интересности приемов Чуковского, которые, однако, как справедливо замечает он, можно применять лишь в критически измененном виде и к совершенно иному материалу. Не может он не отметить большого яркого дарования Маршака. В этой области есть еще несколько единиц, которых можно расценивать более или менее положительно, но даже лучшие поэты в лучших своих произведениях все еще робки по своим темам, все еще только намечают пути, и о всей совокупности нашей детской поэзии можно говорить только как о чем-то зарождающемся, причем сад этот густо забит плевелом. Даже те примеры, которые приводятся из известных и сравнительно приличных авторов, вроде Барто и Федорченко, — удручающи.

Немножко светлее становится с переходом к детским книгам для среднего возраста. К ним надо отнести характеризуемые тов. Приваловой бытовые повести. Здесь у нас есть даже великолепные вещи (Неверов, Житков). Мы соприкасаемся здесь ближе с литературой для взрослых, с ее приемами, и благотворное влияние ее сказывается лишний раз, напоминая нам совет Белинского не ставить преград для детей среднего и старшего возраста к проникновению их во взрослую литературу, а, наоборот, всемерно включать в рекомендуемое им чтение отдельные произведения, отдельные целостные по теме отрывки из классиков и современных писателей1. Все же и здесь, конечно, кривляющейся и сентиментальной литературы, испытывающей на себе худшее влияние прошлого и криво откликающейся на требования настоящего, — больше, чем вещей положительных.

То же относится и к исторической повести, рассчитанной на еще более зрелого детского читателя и интересно отображенной в статье Лидии Гинзбург.

Если у нас есть действительно что-нибудь хорошее в области детской литературы, то это жанр, который стоит почти за границами художественной литературы и который т. Коварский так и называет «деловой детской книгой». Здесь мы можем гордиться интереснейшими достижениями Ильина, Житкова и др. Наконец, на зависть Европы, у нас интереснейшим образом развертывается новая многообразная и многозначительная детская иллюстрация. Относящаяся сюда статья т. Данько должна быть прочитана вдумчиво: она наводит, как мне кажется, на ряд любопытных выводов; в области иллюстрации тоже есть искание путей, своеобразная борьба направлений, но делается это сочно, ярко, уверенно, так что художник слова в общем и целом ясно остался позади художника образа.

Итак, итоги: не грустная ли в самом деле книга наш сборник?

Правда, даже из короткого нашего резюме видно, что это не дикое поле, наша детская литература, не то, что называется: хоть шаром покати. Но ведь шар не покатится по этому полю не только потому, что на нем кое-где растут благоуханные кустарники, но и потому, что на всяком шагу он ударится о кочку или попадет в яму.

Для того чтобы поскорее выбиться из довольно безотрадного периода нашей детской литературы, находящегося в таком контрасте со всеми осознаваемой важностью этого дела, необходимо произвести строгий и беспристрастный учет.

Во всех статьях нашего сборника авторы стараются, хотя бы в главном, произвести классификацию и расценку нашего имущества, указать причины неудач, найти и выдвинуть вперед возможные примеры успеха.

Конечно, перед нами стоит огромная задача создания систематической книги, которую можно было бы назвать «Теория и практика детской литературы».

Такая книга должна была бы строиться на биологической и социологической педологии2. Она должна была бы начать с того, чтобы представить нам самого современного ребенка. Что такое ребенок вообще, как биологическая особь? Как распадается он по возрастам, полу, темпераменту и т. д.? И — еще важнее, — как видоизменяется он в зависимости от разного рода классовой и вообще социальной среды?

Далее, книга должна была бы перейти к установке наших воспитательных целей. Какую конечную цель детского воспитания мы ставим? То есть какой в общем человеческий тип по своему характеру, идеологии, объему знаний, практическим навыкам хотим мы передать обществу при выходе человека из детского возраста в поздний отроческий, в возраст подростка? Что в этом отношении дает ему жизнь, пионерское движение, школа и т. д.? Что и как может и должно дополнить чтение из возраста в возраст, в направлении веселой книги, книги деловой, книги художественно воспитывающей и популярно обучающей? Каковы должны быть элементы художественности в учебнике и учебные в художественной литературе? Сюда же вопрос об иллюстрации.

Как педология, указывая нам на наш объект — наших детей, должна исходить не из вымыслов, не из априорных суждений, а из данных биологической и социологической науки, базирующейся на тщательном и живом опыте, так должна быть построена и предпоследняя часть книги: проверка и учет наших достижений. Нам не надо простых суждений о том, нравится пли не нравится тому или другому критику та или другая детская книга и — как по его мнению — должна ли она понравиться или не понравиться ребенку. Нам нужно изучение детского читателя, его реакции на книги, нам нужен паспорт для книги, написанный по тщательному и систематическому констатированию словесных и поведенческих реакций на нее ребят, конечно, с учетом всех особенностей этих ребят приблизительно по рубрикам, установленным педологической частью.

И уже отсюда должна последовать заключительная часть книги. Хотя художество и не подчиняется рецептуре и без таланта художника быть не может, но и талант нуждается в ориентации и знаниях, и хорошая рецептура никогда еще не метала даже гениальному врачу. Поэтому здесь, в последней части надо было бы сделать выводы о правильных методах и привести тому убедительные и многочисленные примеры, сопровождаемые разбором.

Такой книги мы еще не написали. Пожалуй, мы еще не можем ее написать. Мы сделали, что могли. Наш сборник есть предпосылка для такой книги. В небогатой литературе по нашему предмету он, как мы надеемся, займет место где-нибудь неподалеку от поучительной книги т. Покровской3.

Р. S. Настоящее предисловие было уже написано, когда дополнительно получена была статья «Детская литература в реконструктивный период», принадлежащая коллективу авторов, и статья Бармина «Веселая книжка». Эти вклады в наш сборник всякий признает ценными. Но они не меняют ни в чем общей характеристики, которую мы даем этому сборнику в предисловии.

Коллектив констатирует, что реконструктивный период чрезвычайно слабо отражается в детской литературе; следовательно, эта статья также сигнализирует неблагополучие. Указывается и правильный путь для преодоления этой беды, путь, конечно, нелегкий (легких путей тут нет), — именно организация кадров.

Статья т. Бармина также указывает на неблагополучие по линии «веселой книжки». Мы имеем здесь веселость то очень уж пустую, можно сказать, формалистического порядка, то натянутую. Побед у нас здесь очень мало. Тут приходится считаться с тем же Маршаком, с Хармсом, то есть буквально: один-два, и обчелся. Вопрос о смехе в художественной литературе не только детской, но и всей вообще — очень большой вопрос, и как раз по моему предложению, под моим руководством, Академия наук организовала секцию по изучению сатирического жанра. Я полагал, что в рамки этой секции введена будет самая разработка проблем смеха, начиная с его значения в физиологии человека до анализа всех форм его как оружия классового самоопределения и классовой борьбы. Будет очень хорошо, если знатоки детской литературы примкнут к этой работе Академии, так как вопрос о «веселой книжке», в сущности, входит сюда же, — косвенно, как материал, поскольку дело идет только о веселости, и прямо, как существенный элемент, поскольку дело может идти о заражении детских умов сарказмом, являющимся оружием в руках пролетариата, класса-строителя.

Хотя над вопросами комическими и сатирическими и т. д. работали не мало, но подлинно научной, прежде всего марксистской разработки вопросов этих еще нет. Тов. Бармин в своих общих суждениях идет по правильному пути и дает ценные указания.

Кроме того, в сборник входит вторая из двух статей М. Горького, напечатанных раньше в «Правде» в январе и марте с. г.4. Это делается с согласия Алексея Максимовича. Статьи его небесспорны и вызвали некоторую антикритику, но они представляют для всякого работника в области детской литературы значительный интерес.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

lit.wikireading.ru

Урок литературы в 7 классе «Введение. Наука читать книгу»

Предмет: литература

Класс: 7 Дата:

Тема урока: Введение. Наука читать книгу

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Цели: формирование у обучающихся деятельностных способностей, способностей к конструированию и систематизации изучаемого.

Задачи:

обучающие: обобщение знаний о литературе как виде искусства, расширение знаний о структуре курса «Литература», построении учебника; обучение работе с книгой;

развивающие: развитие логического мышления, памяти, внимания; развитие умения сравнивать, анализировать, обобщать;

воспитательные: воспитание гуманизма, чувства коллективизма; формирование основных мировоззренческих понятий; формирование нравственно-этических представлений.

Ресурсы: http://uroki.net/ , http://www.zavuch.ru/ , http://festival.1september.ru/, учебник В.Коровиной, тетрадь, практикум «Читаем, думаем, спорим».

Формы работы: индивидуальная, коллективная, групповая.

Планируемые результаты:

Предметные: совершенствование речи учащихся, отработка навыка выразительного чтения, умения анализировать художественное произведение.

Познавательные УУД (П.): поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, свободное восприятие текста художественного произведения, осмысленное чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, систематизации.

Личностные УУД (Л.): самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие моральной готовности противостоять негативным проявлениям, вызвать стойкое внутреннее неприятие самих персонажей, наделённых пороками, и нежелание им подражать.

Регулятивные УУД (Р.): целеполагание, планирование, саморегуляция, осознание обучающимися стремления к постижению нового.

Коммуникативные УУД (К.): планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обуч-ся

Формируемые УУД

Мотивационный этап

Приветствует. Мотивирует к обучению.

- Работа с эпиграфом:

Литература дает вам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание, — понимание жизни, всех ее сложностей, служит вам проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей...

Д. С. Лихачев

Слушают учителя.

Поясняют слова Д.С.Лихачева.

К.: формирование атмосферы исследования, сотворчества.

Р.: готовность к самообразованию.

П.: формулирование проблемы урока.

Л.: проявление интереса к учению; соблюдение моральных норм в отношении присутствующих на уроке; становление смыслообразующих функций.

Целеполагание

Организует беседу по постановке целей урока

- Как вы думаете, как связаны слова Д.С.Лихачева с темой нашего урока?

- Какие цели вы поставите для себя сегодня?

Участвуют в полилоге.

К.: представление конкретного содержания; речевое сообщение.

Р.: определение учебной цели; ее формулирование и удержание.

П.: формирование предметных понятий, систематизация знаний.

Актуализация

знаний актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в

пробном

учебном действии

Помогает актуализировать имеющий читательский опыт, представления о литературе как виде искусства.

1. Слово учителя

В этом голу мы продолжим постижение на уроках литературы науки чтения книг.

Она сложна, но и интересна, таинственна и порой непредсказуема, иногда удивительно проста и логична, а зачастую требует все новых и новых знаний и умений, новых открытий и свершений, ибо процесс познания бесконечен.

2. Практическая работа в парах: изучение структуры учебника и практикума «Читаем, думаем, спорим…», выявление их учебных функций.

= Выполнение заданий раздела «Знакомимся с новым учебником».

- Какие разделы и рубрики содержит ваш учебник литературы? Как вы думаете, зачем авторы учебника сделали его именно таким?

- Какие рубрики и разделы привлекли ваше внимание? Почему?

3. Составление ассоциативного ряда: ЛИТЕРАТУРА, ЧИТАТЕЛЬ.

4. Постановка проблемной задачи:

= Докажите или опровергните, что чтение книги – искусство, при котором читатель выступает как соавтор писателя/ поэта.

Выполняют задания.

Выдвигают гипотезу: чтение – искусство, потому что требует от читателя в проникновение в «тайники» художественного произведения, а значит, читатель – соавтор: не просто читает, а постигает подтекст.

К.: выражение, пояснение и аргументация своей точки зрения.

Р: осуществление рефлексии своей деятельности.

П.: умение применять знания в конкретной ситуации.

Этап закрепления с проговариванием

во внешней речи

Включает учеников в учебную деятельность с учетом индивидуальных особенностей.

1. Выявление круга летнего чтения: обмен читательскими впечатлениями. Беседа

- Когда вы читали летом, становились ли вы соучастником описанных событий?

- Все ли вам было понятно? Что вы делали, если что-то для вас было трудно?

Физкультминутка

2. Чтение и обсуждение статьи учебника «Читайте не торопясь…»

- Какие советы М.Горького, К.Паустовского, Д.Лихачева вам кажутся актуальными? Почему?

- Какими из них вы уже пользуетесь или будете пользоваться?

- Как эти советы могут помочь научиться постичь науку чтения?

- На основе каких законов создаются художественные образы? (на примере изученных произведений)

3. Практическая работа в группах: работа с высказываниями о чтении, читателе, подготовка сообщений.

1 группа: «Любите читать!» — сообщение

на основе статьи Дмитрия Сергеевича Лихачева «Любите читать!».

2 группа: Д. С. Лихачев. «Земля родная»:

«Цель и самооценка», «Память» (по выбору учащихся).

3 группа: Д. С. Лихачев. «Земля родная»:

«Об интеллигентности».

Индивидуальное задание: работа со статьей «Труд писателя» (практикум «Читаем, думаем, спорим»):

- Почему литератор — это «самый ответственный и трудный пост»?

- Нужно ли писателю читать художественную литературу? Обоснуйте своё мнение.

- Почему писатель должен уметь преодолевать трудности?

- Почему писатели отделывают, редактируют свои произведения?

- Как вы думаете, какая основная мысль объединяет все эти работы?

Вступают в учебный диалог: рассказывают о прочитанных книгах.

Отвечают на вопросы, выполняют задания.

Выполняют физкультминутку.

Работают с учебником: читают статью, отвечают на вопросы на основе прочитанного.

Работают с выдержками из указанных работ, готовят сообщения.

К.: оценка суждения, сотрудничество с одноклассниками, построение продуктивного взаимодействия.

Р.: осуществление рефлексии своего поведения и своей деятельности, их коррекция.

П.: установление правил продуктивной работы

Этап включения в систему знаний

Предлагает задания на применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовку к изучению следующих разделов курса.

1. Аналитическое задание – рубрика «Обогащаем свою речь»

2. Р.р. Творческое задание: написание статьи в школьную газету «Советы читателям»

Поясняют предложенные фразы.

Пишут творческую работу. Обсуждают их.

К.: сотрудничество в поиске, обработке информации; определение правильности выполнения заданий; построение монологического высказывания.

Р.: включение в творческую деятельность.

П.: определение способов взаимодействия; оценка своих возможностей в достижении цели.

Этап рефлексии

Создает условия для коллективной и индивидуальной работы с учетом индивидуальных «зон выпадения».

- Возвращение к выдвинутой гипотезе и эпиграфу уроку: комментирование, формулировка выводов.

- Что для вас оказалось сложным на уроке?

- Что вам необходимо сделать, чтобы преодолеть возникшие трудности?

Задает д/з (кратко поясняет): задание 2 из раздела учебника «Проверьте себя»; письменный ответ на вопрос «Что нужно для того, чтобы постичь науку чтения?»,

* задания 1,2 в рабочей тетради (с.5,6)

Фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности; оценивают собственную деятельность на уроке

К.: отображение в речи совершаемых действий.

Р.: проектирование способов и форм деятельности на основе выявленных затруднений.

П.: выработка маршрута по преодолению затруднений.

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Читаю введение к учебнику литературы для 10 класса. Прочитала три…: feruza

Читаю введение к учебнику литературы для 10 класса.

Прочитала три абзаца. По-моему, чудовищное словоблудие, непонятно зачем и кому нужное...

Я с трудом понимаю основную мысль абзацев. То есть вот если напрячься - то понимаю. А так - взгляд соскальзывает с длинной фразы и пугается.

"Мы читаем художественное произведение не для того, чтобы коллекционировать идеи (почему такое противопоставление? я еще понимаю - было бы написано - не для развлечения.. а, впрочем, почему бы не для..), а для того, чтобы в соответсвии с нашими духовными потребностями удовлетворить эстетическое чувство, испытать эстетическое наслаждение, необходимое нам для собственного совершенствования и развития личности"."Поскольку сформированное содержание и содержательная форма многослойны и многомерны, то они вследствие самой природы художественной литературы неисчерпаемы, их глубины бездонны".

Кроме того, текст местами нелогичен. Сперва сказано, что надо уметь делать правильные выводы по произведению, а потом замечено, что оценки могут быть противоречивые и зависят от множества факторов.

Текст зубодробительно скучен.

Первое же задание вызвало у меня восторг. - Какие советы читателям М.Горького, С.Маршака, К.Паустовского, Д.Лихачева вы помните из предыдущих классов и какими из них вы пользуетесь при чтении?

Меня тошнит от этой концентрации лжи :) Я ЗУБ ДАЮ!!! - что 99,999999999 процентов людей.. ну ладно - не людей - а школьников - не ПОМНЯТ ни одного совета на память. НО - могут найти нужную цитатку. И сыграть с училкой в предложенную игру - кто кого перелицемерит. Ибо 100 процентов людей - включая!!! - да! включая литературоведческих академиков АН - не пользуются при чтении никакими советами вышеозначенных граждан.

Я готова дать зуб. Приведите мне академика, утверждающего, что он пользуется советами Горького при чтении. Вот не то что , при самоанализе, находит в себе внутренние движения, совпадающие с советом Горького, - а именно - берет совет и пользуется!!!

Посадим его на детектор лжи. Мой зуб против его зуба.

feruza.livejournal.com