Приставки в русском языке. Смысловые приставки. Приставки в русском языке определение
Приставки в русском языке и их значение
Определение приставки в русском языке таково: значимая часть слова, которая может как изменить, так и дополнить смысл слова. Данное определение хоть и краткое, но чрезвычайно точное: приставка в русском языке и правда очень и очень значима, и ей подвластно полное изменение смысла слова. Сравните: понять превратно (что значит неправильно) и привратник (стоящий у ворот).
Существует мнение, что чем беднее и проще язык, тем примитивнее и слабее разум народа, владеющего им. Если верить этому мнению, то можно сделать вывод, что русский народ - один из самых развитых народов мира. Чего стоят одни только морфемы в нашем языке! Все приставки в русском языке сосчитать-то трудно, не то, что запомнить. А из иностранных языков в русский все приходят и приходят новые приставки, со своим собственным значением.
Запомнить правильное написание приставки в русском языке достаточно просто, по крайней мере, если говорить об исконно русских приставках. Они делятся всего на три группы. Первая группа - это приставки, написание которых не изменяется ни при каких условиях. Среди них и приставка с-. Следует запомнить, в словах, начинающихся на буквы "с" и "з", приставкой может быть только буква "с", а "з" входит в корень слова.
Вторая группа - это приставки с меняющимися согласными: -раз - -рас. Об этой группе следует запомнить следующее: буква "з" (-раз) пишется перед звонкими согласными (как в слове "разбег") и гласными (как в слове "разодетый"), буква "с" (-рас) пишется перед глухими согласными (рассвет).
К этой же группе относятся и приставки с меняющейся гласной: -рас - -рос. Чтобы знать написание этих приставок, нужно запомнить только одно правило: буква "о" пишется под ударением (как в слове "розыгрыш"), а буква "а" пишется без ударения (как в слове "распил").
Треттья группа - это приставки пре- и при-. Правила их написания также предельно просты. Приставка пре- пишется, если подразумевается значение "очень", или если ее можно заменить приставкой пере- (как в словах "превосходный", "прервать"). Приставка при- пишется, если нужно обозначить неполноту действия (привстать), приближение к чему-либо (прибежать), присоединение (пришить), близость к чему-либо (прибрежный).
Несколько сложнее употребление иностранной приставки в русском языке, так как тут нельзя руководствоваться какими-либо общими правилами, а необходимо запоминать правописание и значение каждой приставки. Здесь будет приведено несколько примеров наиболее часто употребляемых иностранных приставок.
Так, приставка латинского происхождения а- обозначает отсутствие признака (аморальность, аменорея).
Приставка латинского происхождения де- обозначает обратное действие, удаление, прекращение (дефекация).
Приставки гипо- и гипер- обозначают, соответственно, снижение и завышение нормы (гипотония, гиперактивность).
Греческие приставки анти- и архи- обозначают, соответственно, противоположность и сверхстепень (антисанитария, архиепископ).
Французская приставка дез- обозначает удаление или отсутствие чего-нибудь (дезинфекция).
Латинская приставка ре- обозначает обратный процесс (регенерация).
Латинские приставки ультра- и экс- обозначают, соответственно, крайнее, предельное качество (ультразвук) и движение изнутри или что-то бывшее (экспорт, экс-супруг).
Помимо роли приставок, интересна и история приставки бес-. Доподлинно известно, что изначально такой приставки в русском языке не было, отсутствие чего-либо обозначала приставка "без". Однако, после 1917 года, пришедшие ко власти коммунисты решили заменить последнюю букву. Что послужило причиной такой перемены - неблагозвучие многих слов (таких, как безчестность, безславность) или же простая насмешка над страхами верующих людей (ведь бесом называют дьявола) - неизвестно.
Так или иначе, с той поры приставка без- употребляется только в словах, в которых после приставки стоит гласная или звонкая согласная буква. А слова с приставкой бес- и по сей день высмеиваются многими людьми: бес славный, бес честный, бес сердечный...
fb.ru
Понятие о приставке
Слово, как единица словообразовательной системы, имеет определённую структуру, т. е. состоит из морфем. Понятие морфема предложено русскими учёными в конце XIX века. Оно встречается в работах И. А. Бодуэна де Куртэнэ, О. С. Крушевского, В. А. Богородицкого и других языковедов.
Морфема — наименьшая значимая часть слова, единица словообразования. Например, приставка раз- — морфема со значением высокой степени качества (разудалый, распрекрасный) или со значением разъединения (развести, растащить).
Все морфемы современного русского языка разграничиваются в зависимости от их роли в словоформе и в слове. По этому признаку они делятся на корневые и служебные, или аффиксальные. По месту расположения по отношению к корню словообразовательные аффиксы делятся на префиксы (или приставки), суффиксы, постфиксы. В этой работе мы хотим остановиться на префиксах.
Префикс
Префиксом, или приставкой называется значимая часть слова, находящаяся перед корнем или другой приставкой и используемая для образования новых слов или разных форм одного и того же слова.
С помощью приставок обычно происходит образование новых слов в пределах одной и той же части речи:
- автор — соавтор
- носить — выносить
- вне — извне
Приставки в русском языке чаще всего используются для словопроизводства глаголов, прилагательных и наречий.
Для образования разных форм одного и того же слова приставки используются менее активно, чем суффиксы. Тем не менее, они могут быть и формообразующими:
- делать — сделать
- бледнеть — побледнеть
- слепнуть — ослепнуть
Приставки русского языка могут присоединяться к словам разных частей речи. Приставкам несвойственна закрепленность за определёнными частями речи в связи с большой степенью отвлечённости и универсальности выражаемых ими значений. Так, приставка со-, выражающая значение «совместимости», возможна в составе
- — существительных:
- сотоварищ
- соучастник
- сосуществовать
- сопереживать
- — прилагательных:
- созвучный
- сопредельный
Присоединение приставок к основам разных слов не меняет коренным образом их значения. Приставки придают этому значению новые смысловые оттенки. Так, глаголы убежать, прибежать, по существу, обозначают то же действие, что и глагол бежать.
Приставки показывают лишь разное направление этого действия. Наречие преотлично и прилагательное пресимпатичный обозначают те же признаки, что и слова отлично и симпатичный, но приставка пре- придаёт значению данных признаков оттенок высшей степени качества.
Приставок в русском языке насчитывается несколько десятков. Большая часть приставок в русском языке имеет значения, подобные тем, о которых говорилось. Поэтому приставки присоединяются преимущественно к словам, обозначающим действия (глаголы) и признаки (прилагательные и наречия). Для этих частей речи важно определение направления действия, времени его протекания, меры или степени признака. Для имён существительных соединение с приставками не столь характерно, хотя и среди существительных нередки слова, образованные присоединением приставки:
- частица — античастица
- раздел — подраздел
- экспресс — суперэкспресс
Однако число таких слов, в сравнении с существительными, не включающими приставок, не столь велико. В существительные, так же как в прилагательные, наречия и глаголы, приставки чаще вносят дополнительные указания на меру, степень:
- плут — архиплут
- кубок — суперкубок
или указания временного характера:
- язык — праязык
- память — прапамять
- история — предыстория
- человек — дочеловек
Обособленность приставок в составе слова поддерживается ещё одной их особенностью. Они могут иметь побочное ударение в составе слова: АнтидемократИчный, прОтивовоздУшный, прОтивопожАрный, сОнанимАтель, внутрИклЕточный, АнтинейтралитЕт.
Наличие особого ударения и структурная самостоятельность в составе слова приводят к тому, что позиционные изменения гласных, распространяющиеся на все морфемы слова, могут не затрагивать приставок. Например, приставка со- со значением совместимости в безударных слогах слова может сохранять [о], не подвергаясь редукции и не изменяясь в [ъ] или [а]: сонаниматель, соопекун, соруководители.
Универсальность значения приставок, близость их семантики к семантике частиц и наречий, их структурная самостоятельность в составе слова приводят к тому, что приставки в своей массе являются очень продуктивными морфемами. Их употребление менее регламентируется ограничениями, связанными с семантикой основы.
Основное значение большинства приставок заключается в указании направления или характера действия:
- входить — выходить
- приходить — уходить
- подходить — отходить
- запеть, приоткрыть, подводный, наземный.
Одна и та же приставка может употребляться в разных значениях, например, приставка за- указывает:
- на распространение действия дальше определённого предела: залетел за черту;
- на доведение действия до крайней степени: закормить, захвалить;
- на попутное действие: зайти к товарищу;
- на начало действия: запеть, заплясать.
Одни приставки встречаются в большом количестве слов и легко используются для образования новых слов, например: в-, на-, за-, другие встречаются в относительно немногих словах и почти не используются для производства новых слов, например:
- паводок
- пасынок
- падчерица
- прадед
- прабабушка
- сумрак
- суглинок
Приставки имён существительных
В морфологическом составе и словообразовании существительных приставки играют значительно меньшую роль, чем суффиксы. В ряде случаев существительные с приставками явно обнаруживают своё происхождение от глагольных основ с теми же приставками (а также от основ прилагательных). Но некоторые типы приставочных образований типичны для существительных, хотя часть их однородна с образованиями прилагательных и глаголов. Приставка не- входит в состав ряда существительных, частью неупотребительных без этой приставки: неслух, неверье, неприязнь, частью существующих самостоятельно: неприятель, недруг, непогода, несчастье, неволя.
Приставка о-(об-) в отглагольных образованиях служит для обозначения остатков после какого-нибудь действия, обычно нечто испорченное, обесцененное в результате действия: обмылок, окурок, обмерок, обноски, обрывок, опилки.
Приставка между-, не употребляемая с глаголами, обозначает пространство в промежутке между двумя одинаковыми предметами: междуречье, междурядье, междупутье.
Приставка пере- называет предмет в окружении инородной среды, иногда являющийся соединительным звеном или границей между основными частями предмета: перешеек, перелесок, переносица.
Приставка про- имеет значение близкое к приставке пере- и сходное с глагольной приставкой про-, обозначающей движение внутрь и насквозь: прожилка, прослойка, простенок, просёлок.
Приставка за- указывает положение по другую сторону предмета: заречье, загорье, заболотье, замостье.
Приставка пред- указывает на положение впереди предмета: предмостье, предгорье, предплечье, предгрозье, предзимье.
Приставка при- обозначает нахождение вблизи предмета: приморье, пригород, привесок, припёк.
Приставка под- обозначает нахождение ниже предмета: подбородок, подлесок, подоконник, подрамник, подножие.
Приставка по- означает местность, расположенную на поверхности и в пределах чего-либо: побережье, Поволжье, Поднепровье.
Приставка на- указывает на положение на поверхности предмета: наушник, наплечник, нарукавник, набрюшник, наконечник, нагорье.
Приставки имён прилагательных
Производные прилагательные включают приставки. Одна группа приставок употребляется для образования качественных прилагательных, другая группа — для образования относительных прилагательных.
Среди приставок качественных прилагательных имеется группа таких, которые близки по значению к суффиксам оценки и обозначают большую меру качества.
Так, приставка пре- (старославянского происхождения) близка по значению к наречиям меры очень, чрезвычайно и в новых образованиях нередко создаёт оттенок разговорной речи: презабавный, премилый, превесёлый, преусердный, прехитрый, прежирный, превосходный, прекрасный.
Приставка наи-, присоединяемая к превосходной степени, выражает экспрессивное усиление и придаёт слову несколько архаический, книжный характер: наиглавнейший, наикратчайший, наидобрейший.
Приставка раз- по значению аналогична приставке пре-, но свойственна разговорной речи и имеет оттенок грубоватости, а иногда такие образования связаны с народно-поэтическими произведениями: развесёлый, разнесчастный, разлюбезный, разухабистый.
Группа приставок выражает отрицание и отсутствие известного признака.
Приставка без- указывает на признак, заключающийся в отсутствии известного предмета. Особенно характерны приставочные образования, не имеющие суффикса, образуемые от ограниченного числа названий частей тела и некоторых частей растений и предметов: безрукий, безногий, беспалый, безусый, безбородый, беззубый, безволосый.
Приставка не- в отличие от частицы не, выражающей только отрицание, образует антонимы к прилагательным без этой приставки: несмелый (робкий) — смелый, небольшой (маленький) — большой, нередкий (частый), нехороший (плохой), нетрудный (лёгкий).
Приставка а- (греческая), употребляемая в словах греческого и латинского происхождения, близка по значению к приставкам без-, не-: аморальный, алогичный, аритмичный, асимметричный. Приставка а- не является продуктивной, но вследствие соотношений с соответствующими бесприставочными прилагательными (аморальный — моральный) в отдельных случаях отчётливо выделяется.
Сложная приставка небез- (небес-), представляющая сочетание приставок не- и без-, выражает отрицание отсутствия известного признака и на основе этого указывает на небольшую меру качества: небезвредный, небесполезный, небезызвестный.
Приставки относительных прилагательных по значению распадаются на несколько групп, в них даются указания на место, время, взаимные отношения между лицами и предметами. Эти приставки всегда употребляются совместно с суффиксами, сюда относятся приставки, часто составляющие пары антонимов: на-, над-, под-, при-, внутри-.
Приставка на- указывает на положение на поверхности: настольный, наземный, нагорный, нательный, нагрудный, набрюшный.
Приставка над- указывает на положение выше предмета: надбровный, надземный, надворный, надзвездный, надгробный.
Приставка под- указывает на положение ниже предмета, являясь антонимом приставки над-, иногда на-: подводный, подземный, подкожный, подгорный.
Приставка при- обозначает положение вблизи предмета, связь с ним: приморский, приречный, придорожный, приусадебный.
Приставка вне- указывает на положение за пределами чего-либо, нередко употребляется с непространственным значением: внеевропейский, внеслужебный, внешкольный.
К приставкам, обозначающим время, относятся до-, пред-, по-, после-.
Приставка до- указывает на предшествующее время по отношению к известному событию, эпохе, периоду времени: дореволюционный, довоенный.
Приставка пред- на ближайшее предшествующее время и этим отличается от до-: предреволюционный, предоктябрьский, предвоенный, предвыборный.
Приставка по- непродуктивная, она указывает на последующее время и является антонимом приставки до-: пореформенный, посмертный.
Приставка после- однозначна с по- и является продуктивной: послевоенный, послеоктябрьский, послеоперационный.
Приставка интер- (латинская), синонимична приставке между-: интернациональный, интервокальный.
Приставка противо- указывает на назначение для уничтожения чего-либо, для борьбы с чем-либо: противовоенный, противоалкогольный.
Приставка анти- (греческая) обозначает «враждебный чему-либо, направленный против чего-либо», а также «лишённый чего-нибудь»: антифашистский, антинародный.
Глагольные приставки
Типичным средством образования глаголов от других глаголов являются приставки. Большая часть приставок имеет общее происхождение и общий звуковой состав с предложением, вследствие чего они в известных пределах выполняют сходную роль. Общность функций приставок и предлогов проявляется в параллелизме употребления в одной синтаксической конструкции одинаковых приставок и предлогов, например: внести в дом, подложить под тарелку, отойти от доски. Это наблюдается прежде всего при выражении пространственных отношений, а переносно и в других случаях: внести улучшения в конструкцию станка, отойти от буквы закона. Но приставки имеют и такие значения, которые не выражаются предлогами. Таково, например, значение совершенного вида, которое получают приставочные глаголы, если оно не парализуется суффиксом.
Приставки обычно имеют разветвлённые значения, причём в одних случаях связь одних значений с другими вполне ясна, возникновение вторичных значений из первичных улавливается без затруднений, в других — значения разошлись и обособились, и сведение их к общему исходному значению встречает серьезные трудности. Расхождения в значении приставок во многом связаны с различиями в лексическом значении глаголов.
Наиболее первичными значениями приставок являются разного рода указания на происхождение действий в пространстве, они конкретизируют действие, устанавливая направление и распространение действия, ограничивают его путём указания на начальный и конечный пункт, охватываемое пространство, предел, на перемещение объектов внутрь, наружу, вверх, вниз. Это наиболее отчётливо наблюдается у глаголов движения. К этим значениям так или иначе примыкают указания на начало и конец действия, достижение результата, на незначительность, усиление, полноту, интенсивность действия и ряд более частых значений, свойственных отдельным приставкам. В дальнейшем будут выделяться основные значения приставок.
В первую очередь будут рассматриваться случаи, в которых приставки имеют четкое значение, обеспечивающее их продуктивность. При этом исходным материалом для анализа будут являться те образования, в которых приставочный глагол противостоит бесприставочному, без каких-либо других различий: выбросить — бросить. Особую группу образований составляют глаголы, которые отличны от бесприставочных не только наличием приставки, но также частицей -ся, рассмотрение этих случаев относится к концу обзора значений отдельных приставок.
Для выяснения значения приставок большую помощь оказывает то, имеет ли глагол управляемые слова и каким падежом (без предлога или с предлогом) он управляет. В дальнейшем обзоре примеры будут приводиться с управляемыми словами.
Немалое количество приставочных глаголов, особенно среди издавна существующих слов, получили значение, не вытекающее из их морфологического состава, они обособились от соответствующих бесприставочных глаголов, и в них значения приставок затемнены, или же приставка может быть выделена только этимологически: дать — продать, быть — прибыть, сбыть, забыть. Такие образования остаются за пределом живых типов глагольного словообразования, и поэтому единичные примеры их приводятся только для демонстрации отличия их от приставок продуктивного характера.
Также особое в словообразовательном отношении положение занимают приставочные глаголы, рядом с которыми отсутствуют бесприставочные глаголы с той же основой. Они получили название глаголов со связанными основами, примерами их могут служить производные глаголы:
- а). снять, поднять, принять;
- б). сказать, приказать, отказать, заказать;
- в). сложить, подложить, заложить, отложить;
- г). привыкать, отвыкать, свыкаться.
Глаголы со связанными основами в подавляющем большинстве представляют собой наследие прошлого, и их морфологический состав нередко затемнён, отдельные глаголы с далеко отошедшим значением даже совсем обособились от своей корневой группы и потеряли членимость (понять, занять, отнять), только в редких случаях приставки сохраняют своё значение. В связи с этим они обычно будут фигурировать в обзоре среди образований с затемнённым значением приставок.
Характерной чертой глагольных приставок является то, что среди них широко представлены пары приставок-антонимов: внести — вынести, приставить — отставить и др. Сравнение таких приставок помогает уяснению их значений, но вследствие многозначности приставок их противоположность в значении охватывает только некоторые случаи их употребления.
Приставка в- (во-) указывает направление действия внутрь, которое особенно отчетливо сказывается у глаголов движения, управляющих винительным падежом с предлогом в, бесприставочные глаголы не указывают на направление движения: ехать — въехать в город, нести — внести в столовую, клеить — вклеить страницу в книгу.
Приставка вы- имеет несколько далеко расходящихся значений. В первой группе исходным является обозначение направления действия «наружу», в этих случаях вы- выступает как антоним приставки в- — обозначение предмета, изнутри которого направлено действие, выражается родительным падежом с предлогами из, с: ехать — выехать из города, нести — вынести из столовой, вылить из бутылки, вытащить из воды, выгрузить из машины.
Исходным значением приставки за- является отдаление от наблюдателя и продвижение за преграду, предмет. В этих случаях глагол управляет винительным падежом с предлогом за: ехать — заехать за дом, идти — зайти за гору.
Приставка из- только в редких случаях имеет значение движения наружу, в соответствии с предлогом из: гнать — изгнать из страны, извлекать из глаза.
Приставка от- выражает движения, начинающиеся отделением от какого-либо предела. Это значение чётко выражается при наличии существительного с предлогом от: ехать — отъехать от села, лететь — отлететь от аэродрома.
Приставка под- обозначает перемещение, имеющее целью расположить объект ниже какого-либо предмета или направить действие (у непереходных глаголов) под предмет. В этом случае глагол управляет винительным падежом с предлогом под: ставить — подставить под машинку, ехать — подъехать под мост.
Приставка у- имеет значение движения от предмета до полного удаления, а также завершения действия. Удаление чётко выражается у глаголов движения, исходный пункт обозначается родительным падежом с предлогами от, из, с: уехать с Кавказа, уйти из театра, уплыть от берега, утечь из ведра.
Приставка на- указывает на ограничение движения при соприкосновении с препятствующим предметом, в первую очередь, с его поверхностью, в таком случае глагол управляет винительным падежом с предлогом на: ехать — наехать на тумбу, налететь на столб.
Приставка с-, с одной стороны, обозначает движение вниз и отделение, с другой — встречное движение и объединение. Так, движение вниз особенно чётко сказывается в сопровождении управляемого родительного падежа с предлогом с: съехать с горы, сбросить с крыши.
К этому значению примыкает значение удаления с поверхности, в сторону или без указания направления: согнать с ковра, смахнуть пыль.
Сложная приставка недо- имеет значение неполноты действия, она противопоставляется приставке пере-: недоработать (переработать), недовыполнить (перевыполнить).
Сложная приставка обез- (обес-) образует глаголы от имён существительных и указывает на лишение того предмета или свойства, которые обозначаются существительными: обезлюдеть, обезоружить, обезглавить, обессилеть, обесценить.
Приставки наречий
Словообразование наречий также осуществляется посредством приставок. Но в наречиях они тесно взаимодействуют с суффиксами.
Приставка по- и суффикс –и- образуют наречия: по-отцовски, по-братски, по-чешски, по-птичьи, по-лисьи.
Приставка по- и суффикс –ому- (-ему-) образуют наречия от относительных, качественных прилагательных и местоимений: по-летнему, по-зимнему, по-богатому, по-новому.
Непродуктивными являются случаи образования наречий от других наречий путём присоединения приставок: всегда — навсегда, ныне — отныне, завтра — послезавтра.
Поделиться публикацией:
goldrussian.ru
Приставки в русском языке и их значение
Образование 9 марта 2013Определение приставки в русском языке таково: значимая часть слова, которая может как изменить, так и дополнить смысл слова. Данное определение хоть и краткое, но чрезвычайно точное: приставка в русском языке и правда очень и очень значима, и ей подвластно полное изменение смысла слова. Сравните: понять превратно (что значит неправильно) и привратник (стоящий у ворот).
Существует мнение, что чем беднее и проще язык, тем примитивнее и слабее разум народа, владеющего им. Если верить этому мнению, то можно сделать вывод, что русский народ - один из самых развитых народов мира. Чего стоят одни только морфемы в нашем языке! Все приставки в русском языке сосчитать-то трудно, не то, что запомнить. А из иностранных языков в русский все приходят и приходят новые приставки, со своим собственным значением.
Запомнить правильное написание приставки в русском языке достаточно просто, по крайней мере, если говорить об исконно русских приставках. Они делятся всего на три группы. Первая группа - это приставки, написание которых не изменяется ни при каких условиях. Среди них и приставка с-. Следует запомнить, в словах, начинающихся на буквы "с" и "з", приставкой может быть только буква "с", а "з" входит в корень слова.
Вторая группа - это приставки с меняющимися согласными: -раз - -рас. Об этой группе следует запомнить следующее: буква "з" (-раз) пишется перед звонкими согласными (как в слове "разбег") и гласными (как в слове "разодетый"), буква "с" (-рас) пишется перед глухими согласными (рассвет).
К этой же группе относятся и приставки с меняющейся гласной: -рас - -рос. Чтобы знать написание этих приставок, нужно запомнить только одно правило: буква "о" пишется под ударением (как в слове "розыгрыш"), а буква "а" пишется без ударения (как в слове "распил").
Треттья группа - это приставки пре- и при-. Правила их написания также предельно просты. Приставка пре- пишется, если подразумевается значение "очень", или если ее можно заменить приставкой пере- (как в словах "превосходный", "прервать"). Приставка при- пишется, если нужно обозначить неполноту действия (привстать), приближение к чему-либо (прибежать), присоединение (пришить), близость к чему-либо (прибрежный).
Несколько сложнее употребление иностранной приставки в русском языке, так как тут нельзя руководствоваться какими-либо общими правилами, а необходимо запоминать правописание и значение каждой приставки. Здесь будет приведено несколько примеров наиболее часто употребляемых иностранных приставок.
Так, приставка латинского происхождения а- обозначает отсутствие признака (аморальность, аменорея).
Приставка латинского происхождения де- обозначает обратное действие, удаление, прекращение (дефекация).
Приставки гипо- и гипер- обозначают, соответственно, снижение и завышение нормы (гипотония, гиперактивность).
Греческие приставки анти- и архи- обозначают, соответственно, противоположность и сверхстепень (антисанитария, архиепископ).
Французская приставка дез- обозначает удаление или отсутствие чего-нибудь (дезинфекция).
Латинская приставка ре- обозначает обратный процесс (регенерация).
Латинские приставки ультра- и экс- обозначают, соответственно, крайнее, предельное качество (ультразвук) и движение изнутри или что-то бывшее (экспорт, экс-супруг).
Помимо роли приставок, интересна и история приставки бес-. Доподлинно известно, что изначально такой приставки в русском языке не было, отсутствие чего-либо обозначала приставка "без". Однако, после 1917 года, пришедшие ко власти коммунисты решили заменить последнюю букву. Что послужило причиной такой перемены - неблагозвучие многих слов (таких, как безчестность, безславность) или же простая насмешка над страхами верующих людей (ведь бесом называют дьявола) - неизвестно.
Так или иначе, с той поры приставка без- употребляется только в словах, в которых после приставки стоит гласная или звонкая согласная буква. А слова с приставкой бес- и по сей день высмеиваются многими людьми: бес славный, бес честный, бес сердечный...
Источник: fb.ru Образование Стили речи в русском языке и их описаниеОсновные стили речи в русском языке выделяются из множества его разновидностей и состоят из разговорного вида изложения и книжного (литературного). Первый обычно употребляется в устной форме, а второй - чаще в письмен...
Новости и общество Русские пословицы и их значение. Пословицы и их значения в русских сказках. Известные русские пословицы и поговоркиВ каждой культуре самых различных народностей есть элементы, присущие только ей. Некоторые элементы выражаются в языке данного народа. А передают они накопленный опыт и знания, напутствия для последующих поколений, во...
Духовное развитие Русские руны и их значение и толкования: правила использованияВ последнее время большой интерес в обществе вызывают русские руны. И их значение, и толкования найти довольно просто. Однако есть в этой информации нечто, вызывающее недоверие у читателя. Дело в том, что русские руны...
Образование Что такое лексика в русском языке и чем она характерезуетсяРусский язык велик и безграничен. Он красив и многогранен. Что такое лексика в русском языке? Что такое слово и какие у него признаки?Что такое лексика в русском языке?Лексика - это абсолютно все слова...
Образование Все вопросительные слова в английском языке и их комбинацииНеобходимость вопросительных слов в любом языке не подлежит сомнению. А как иначе спрашивать и узнавать о конкретных местах, предметах и людях, времени и направлении? Из данной статьи вы узнаете всё о специальных слов...
Образование Притяжательные местоимения в немецком языке и их грамотное употреблениеМестоимения существуют в каждом языке, и немецкий исключением не является. Более того, они также делятся на разряды. И к одним из таковых относятся притяжательные местоимения. В немецком языке есть некоторая специфика...
Образование Числительные в немецком языке и их грамотное употреблениеЧислительные в немецком языке могут быть количественными и порядковыми. Первые из обозначенных не склоняются, а вот вторые изменяются, как прилагательные. Но у них есть кое-что общее – как порядковые, так и коли...
Образование Сильные глаголы в немецком языке и их употреблениеГлагол – именно так называется часть речи, которая обозначает состояние или действие во времени и играет синтаксическую роль главного члена предложения, т. е. сказуемого.
Образование Вопросительные предложения в английском языке и их типыОдной из самых трудных тем для изучающих этот иностранный считаются вопросительные предложения в английском языке. Если в русском вопрос выражается интонацией и не требует запоминания специальных правил, то в языке Ше...
Образование Искусственные языки и их значениеО том, что такое естественные языки, знает каждый. А если не знает, то хотя бы догадывается - ведь на них говорят все люди нашей планеты. Но чтобы не возникало путаницы, можно дать им такое определение - это пло...
monateka.com
Приставки. | Учим русский язык
Приставка или префикс (от лат. praefixum — прикрепление спереди) — это значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит обычно для образования слов той же части речи с новым значением : бежать — отбежать — забежать, автор — соавтор.Приставка не является обязательной частью слова. Есть много слов без приставок: лес, думать, голубой и др.
Приставка не меняет существенным образом значение слова, а привносит дополнительный смысловой оттенок в создаваемое родственное слово. Сравните: бежать — прибежать — отбежать — убежать — забежать — подбежать.Чаще всего с помощью приставок образуются имена прилагательные и глаголы, наречия: военный — невоенный (прил.), играть — проиграть (глаг.), задумчиво (наречие).
Присоединение приставки образует слово той же части речи, что и исходное: бег-забег, милый — премилый, сесть — присесть.
Внимание: присоединение суффикса может образовать слово другой части речи: белый — бел\е\ть — бел\изн\а.
Некоторые приставки могут использоваться для образования форм прилагательных и глаголов (формообразующая функция):худший — наихудший, скверный — прескверный, ломать- сломать.
Приставки могут присоединяться к словам любой части речи (в отличие от суффиксов), сохраняя при этом одно и то же значение:развеселый, распрекрасный, расчудесный; сверхудача, сверхскоростной; недоделка, недоучка; задумать (глаг. ), задумка (сущ.), задумчивый (прилаг.), задумчиво (наречие).
В слове может быть одна приставка:пригород, безвредный и т.д.Может быть несколько приставок:без/вы/ходный, при/от/крыть, без/раз/мерный, рас/по/ложить, пре/неприятный, не/пред/рас/по/ложенный.
Приставка обычно находится в начале слова. Но, в сложных словах, в которых два корня, приставка может находится в середине слова (перед корнем):радио/при/ёмник, лесо/за/готовки, рельсо/у/кладчик, водо/за/бор.
Во многих словах приставки срослись с корнями, так как слова потеряли первоначальную связь с корнем. В некоторых учебниках такие приставки выделяются, а в других не выделяются:восторгаться, восхищаться, встретить, достать, затевать, одолеть, ответить, посетить, позвонок, исчезать, обожать, несусветный, пасмурный, охотник, внимание, преследовать, приказывать, заказывать, преподаватель, прекрасный (но: красный-прекрасный цвет — приставка пре-).
Среди приставок есть
- синонимичные, т.е. приставки имеют одно и то же значение, употребляются в одинаковых по смыслу словах, придавая словам оттенки значений: бес/порядок, не/порядок; вы/красить, по/красить;
- антонимичные (образовывают слова противоположные по значению) : в/лететь, вы/лететь; при/шел, у/шел; под/ъехал, от/ъехал; за/вязать, раз/вязать; за/крыть, от/крыть; по/любил, раз/любил;
- многозначные, т.е. приставка в разных словах придает разное значение: при/плыть (обозначает приближение), при/ лепить (присоединение), при/лечь (неполнота действия), при/морский (нахождение вблизи чего-либо).
Большинство приставок русского происхождения: о-,от-, под-,над-, пере- и др.Иноязычных приставок немного: а-, анти -, архи-, интер-, контр-, ультра-, де-, дез-, дис-, ре-, экс-, им-:а/моральный, анти/общественный, архи/важный, интер/национальный, контр/разведка, ультра/звук, де/мобилизация, дез/инфекция, дис/квалификация, ре/организация, экс/-чемпион, им/порт, экс/порт.
Группы приставок по правописанию:
См. статью Правописание приставок.
- Неизменяемые (первообразные). Всегда пишутся одинаково. Их надо знать «в лицо»: в- , во-, взо-, вы-, до-, за-, изо-, на-, над-, надо-, не-, недо-, о-, об-, обо-, пере-, по-, под-, подо-, пра-, пред-, про-, разо-, с-, со-:
в/лез, во/шёл, взо/шёл, вы/лез, до/ехал, за/ржать, изо/драть, на/лево, над/строить, надо/рвать, не/быль, недо/писать, о/задачить, об/тереть, обо/злить, от/резать, ото/рвать, пере/прыгнуть, по/скакать, под/полье, подо/звать, пра/внук, пред/выборный, про/читать, разо/злить, с/делать, со/звать.
-
На З-/С-: без-/бес-, вз-/вс-, воз-/вос-, их-/ис-, низ-/нис-, раз-/рас, роз-/рос-.В приставках роз-/рос- — раз-/рас- под ударением пишется о, а без ударения а: рОспись, распИска.
- ПРЕ-/ПРИ
- НЕ-, НИ-
- C дефисным написанием кое- ( кой-), во- (в-), по-
- Иноязычные приставки.
- Неотделяемые приставки, которые срослись с корнем: охотник, сказка, невежда.
- Орфограммы на стыке приставки и корня.
Алгоритм выделения приставки
- Определить значение слова и первое исходное слово, от которого образовалось исследуемое слово. Используя родственные слова, определить корень, затем определить часть перед корнем — предполагаемую приставку.
- Определить оттенок лексического значения, которое придает полученная приставка слову .
- Определить правильное написание приставки , орфограммы в приставке или на стыке приставки и корня.На тестах/экзаменах рекомендуется вопросы с приставками пре-, при- оставлять напоследок для экономии времени.
- Проверить правильность определения приставки подбором слов с данной приставкой (в том же значении).
Пример.
- Подставь — глагол
- Значение: ставить подо что-то.
- Родственные слова: став/ить, у/став/ленный, за/став/ить =>корень -став-.
- Часть слова перед корнем — под-. Приставка под- — неизменяемая.
- Слова с приставкой под-: под/держка, под/ранок, под/бодрить.
Следовательно приставка под-.
Трудности при выделении приставок.
- Некоторые приставки нельзя или трудно отделить от слова.
- Важно определить границу между приставкой и корнем или следующей приставкой.
- Иногда, слова с приставкой и слова без приставки начинаются одинаково. Чтобы их различить, надо проверить значение корня исследуемого слова без приставки. Значение корня должно сохранять основное значение слова: существительное про/стой() («вынужденное бездействие») , происходит от глагола про/стоять, корень — стой, тогда про — приставка; прилагательное прост(ой)(«нетрудный, доступный») — приставку выделить невозможно, т.к. остаток не будет иметь смысла, тогда прилагательное прост(ой) не имеет приставки.Примеры: по/лезет (от лезть) — полез/н(ый) (от польза), проб/ова(ть) (от проба) — про/би(ть) (от бить), все/мер/н(о) (от все и мера) — в/сем/ер/о (от семь), вз/рыв() (от рвать) — вздор(). Слова имеют разные приставки: по/дыш/а(ть) (от дышать) — под/ш/ить (от шить), в/скор/е (от скоро) — вс/кро(ет) (от крыть).
Список использованной литературы.
tutrus.com
Приставки в русском языке. Смысловые приставки
Разделы: Русский язык
Цели урока:
а) познакомить учащихся со значением приставок пре- и при- и организовать практикум по различению этих приставок;
б) закрепить умение находить приставку в слове, различать фонемные и фонетические приставки, известные учащимся;
в) развивать умение морфемного, фонетического, лексического, синтаксического анализа для формирования в том числе орфографических и пунктуационных навыков;
г) закреплять и развивать умения, необходимые для лингвистического анализа текста.
Оборудование урока:
- компьютерная анимация;
- карточки для тренинга;
- «Толковый словарь» русского языка под ред. С. И. Ожегова разных изданий;
- «Словарь иностранных слов» разных изданий;
- текст «Из снежного плена» (По М. Пришвину) на карточках. Журнал «Русский язык в школе», № 1-2002 г., стр. 27 (Е. В. Колесник (Москва). Статья «Творческий диктант»).
Ход урока.
Сообщение темы и цели урока. Сегодня мы вновь встретимся с приставками, повторим все, что мы о них узнали, и познакомимся с самыми трудными из них: пре- при-.
Повторение. Вспомним определение приставки.
Учащиеся говорят.
Приставка – это значимая морфема слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов, например, заехать.
Учитель
Умеем ли мы выделять приставку? Вспомним основной прием. (Ученики знакомятся с текстом на экране.)
Приставки.
Правильно выделять приставку помогает прием замены одной приставки другими: например, расстегнул, застегнул, отстегнул, пристегнул.
Учитель
В какие лексические пары можно объединить эти слова, чтобы еще убедительнее доказать, что с помощью приставок мы действительно образовали новые слова.
Ученики
Расстегнул – застегнул
Отстегнул – пристегнул
Это пары антонимов, т.е. с помощью приставок мы образовали слова с противоположным лексическим значением.
Учитель
Какие группы приставок вы изучали в начальной школе и в курсе «Фонетика» в 5 классе?
Ученики
Мы изучали фонемные приставки, которые всегда пишутся одинаково, т.к. буквами обозначаются фонемы (на-, под-, др), и фонетические, которые зависят от произношения, например: разбег, но раскол.
Выделите фонемные приставки, расскажите о фонетических явлениях, которые вы будете наблюдать.
Поехать, перепродавать, предводитель, предвидеть, отгонять, отогнать, надрываться – надорваться, отбор – отобрать, обложить, [з] сбегать, [ж] сжать.
Учитель
В каких словах нет фонемной приставки c-?
Ученики
В русском языке нет приставки з-, а есть приставка с-, которую можно заменить другими приставками (мы это уже повторяли: сделать – переделать).
В словах здесь, здание, здоровье, зги, здравствовать нет приставки, з- является частью корня, и замена здесь невозможна.
Учитель
От какой ошибки нас предостерегает такая задача?
Одинаковая ли приставка в словах: подснежник подорожник. Почему?
Ученики
В слове подснежник приставка под-, т.к. цветок под снегом, из-под снега, корень снег, а слово подорожник, приставка по-, т.к. эта трава растет по дороге, у дороги, корень дорож- (г//ж). Значит, необходимо выполнить сначала лексический, а потом морфемный разбор.
Учитель
Умеем ли мы различать варианты фонетических приставок?
Сравните слова и сделайте вывод, чем они различаются?
Ученики
В 1 столбике в фонетических приставках буква З, т.к. перед звонкими, а во втором столбике буква С, т.к. происходит оглушение перед глухими. Во-вторых, эти слова имеют разное лексическое значение и являются разными частями речи (например, разгрузить – глагол, чрезмерный – прилагательное).
Учитель
Лексическое значение каких слов вам непонятно?
Ученики попросили объяснить слово «чересчур».
Учитель
Послушайте краткую историческую справку. В нашем языке раньше было существительное чур в значении «мера», «предел». Оно сохранилось в разговорном выражении «чура не знаешь», т.е. не знаешь меры, а данное существительное с предлогом слились и образовали для нас наречие чересчур, черес– является фонетической приставкой и пишется с буквой с перед Ч.
Чтобы не ошибиться нам в написании омонимичных выражений, решим несколько задач потруднее.
Лингвистическая задача
[1]Ученики
1-ая группа самая легкая, т.к. здесь реализуется фонетический принцип: «пиши, как произносишь». Слова 2-ой группы содержат двойные буквы ЗЗ-СС Необходимо слово разобрать по составу. Слова 3-ей группы самые трудные, т.к. фонетика не помогает, а мешает правильному написанию, поэтому сначала на основе лексического значения необходимо выполнить морфемный разбор. Например, расщедриться – стать щедрым, значит, корень щедр-, приставка рас- с буквой С перед ИЗ.
Учитель
Запишите, пожалуйста, слова 3-ей группы в тетрадь, выделите корень и приставку, обозначьте орфограмму на стыке морфем.
Ученики записывают слова в тетрадь.
Знакомство со смысловыми приставками.
Учитель
Послушайте, как произносятся приставки в словах «прибавить», «прервать»? Запишите транскрипцию: [пр’ибав’ит’] [пр’ирват’]
Ученики
Приставки безударные и произносятся одинаково, поэтому произношению доверять нельзя.
Учитель
Да, действительно, это самые трудные приставки в русском языке.
Как их отличать друг от друга?
Когда должна «работать» приставка пре-, а когда при-?
Обратимся к учебнику. [2]
(ученик читает вслух информацию о приставке при-, второй о пре-).
Учитель
На экране тренажер. Образец из книги Н.М. Лебедева «Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку» (стр. 14). Пользуясь информацией учебника и зеленого сектора тренажера, расскажите об основных значениях приставки при-, проанализируйте примеры на тренажере. Пользуясь теми же источниками, расскажите о значениях приставки пре- с примерами в учебнике или на тренажере.
(Учащиеся запоминают основную научную информацию.)
Сравните информацию учебника и тренажера. Что вы узнали из сравнения?
Ученики
На тренажере есть еще 3-ий сектор, который рассказывает о словах с неясными значениями пре- и при-, например, привилегия, прерогатива.
Учитель
Как писать такие слова? Надо узнать лексическое значение слова по словарю иностранных слов (это чаще всего заимствованные слова) и запомнить его написание.
Работа со словарями. Найдите в словарях лексическое значение слов привилегия, прерогатива. (привилегия – лат. исключительное право, преимущество; прерогатива – лат. исключительное право, принадлежащее какому-либо государственному органу или должностному лицу). Запишите в тетрадь, подчеркните все безударные гласные, чтобы запомнить.
Тренинг-практикум
Тренинг-комментарий. Пользуясь тренажером или учебником, вставьте пропущенные буквы и прокомментируйте свои действия. Если необходимо, пользуйтесь словарем. (Каждый ученик «по цепочке» комментирует только 1 слово. Работа на карточках.)
Пр…морский парк, пр…вилегия при поступлении, пр…образовать мир, опасное пр…ступление, пр…мудрый правитель, пр…открывать дверь, пр…городный поезд, пр…соединить провода, пр…быть в город, пр…рогатива в решении проблемы, пр…зидент, пр…мадонна.
Составьте (устно) предложения со словами президент, примадонна.
Ученики читают свои предложения.
Класс оценивает правильность и выразительность.
Тренинг - «Проверяю себя!»
Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы и графически объясняя свои действия, расставляя знаки препинания.
Задание 1
Задание 2
Задание 3
Задание 4
Задание 5
Проверка - на экране появляется правильный вариант.
Творческая работа.
Лексико-стилистический эксперимент.
Учащимся на карточках выдается текст [3].
???
В полях тает, а в лесу ещё лежит плотными подушками, и деревья нагнулись ( ), стоят в снежном плену. Тонкие стволики прижались к земле, замерзли ( ) и ждут освобождения.
Но вот наступает ( ) этот жаркий час, счастливый для неподвижных деревьев и страшный для зверей и птиц. В полной лесной тишине шевельнётся еловая веточка, хочется ей подняться ( ).
А под елкой, накрытый ( ) её широкими ветками, спит заяц. Ему страшно, он внимательно слушает ( ). Но вот заяц метнулся, побежал, опять сел ( ) столбиком и внимательно смотрит ( ), куда ему бежать. И только встал ( ) он на задние лапки, как прыгнет вверх перед самым его носом целая береза!
Все изменилось ( ) в лесу. Везде прыгают ветки, справляются с затруднениями ( ), вырываются из снежного плена. Весь лес кругом шевелится, весь лес пошёл.
В тексте пропущено заглавие, обозначены скобки, куда нужно вписать нужные слова.
Прочитайте текст. Подберите к нему заголовок. Замените в тексте, где это возможно и целесообразно, слова и словосочетания без приставок пре- и при- однокоренными словами или синонимами с данными приставками. Что изменилось в содержании текста после замены?
Из снежного плена
(По М. Пришвину)
В полях тает, а в лесу ещё лежит плотными подушками, и деревья нагнулись (пригнулись), стоят в снежном плену. Тонкие стволики прижались к земле, замерзли (примерзли) и ждут освобождения.
Но вот наступает (приходит) этот жаркий час, счастливый для неподвижных деревьев и страшный для зверей и птиц. В полной лесной тишине шевельнётся еловая веточка, хочется ей подняться (приподняться).
А под елкой, накрытый (прикрытый) её широкими ветками, спит заяц. Ему страшно, он внимательно слушает (прислушивается). Но вот заяц метнулся, побежал, опять сел (присел) столбиком и внимательно смотрит (присматривается), куда ему бежать. И только встал (привстал) он на задние лапки, как прыгнет вверх перед самым его носом целая береза!
Все изменилось (преобразилось) в лесу. Везде прыгают ветки, справляются с затруднениями (преодолевают преграды), вырываются из снежного плена. Весь лес кругом шевелится, весь лес пошёл.
Примерные ответы учеников.
Заголовки: Пробуждение природы, лес пробудился, весенняя радость в лесу, из снежного плена.
Ученики подобрали слова: пригнулись, примерзли, приходит, приподняться, прикрытый, прислушивается, присел, присматривается, привстал, преобразилось, преодолевают, преграды – и сделали вывод, что наш вариант очень похож по смыслу на подлинник. Текст Пришвина ярче, действия обитателей леса у него смелее, а у нас природа в основном только в самом начале пробуждения.
Домашнее задание:
а) списать текст, экспериментальный, обозначить все приставки в словах текста, объяснить их написание, основную мысль.
б) определить тип и стиль текста М. Пришвина.
в) № 105, выучить значение приставок пре- и при-.
Литература:
- Лебедев Н. М. Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку. М.: Просвещение – 1991. – С. 12
- Русский язык. Учебник для 5 класса средней школы/ И.С. Ильинская, М.В. Панов и др. – 2-е изд., - М.: 1995. № 105, стр. 305-306.
- Колесник Е.В. Творческий диктант. Журнал «Русский язык в школе», № 1 – 2002 г., стр. 27
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Приставки в русском языке и их значение
Определение приставки в русском языке таково: значимая часть слова, которая может как изменить, так и дополнить смысл слова. Данное определение хоть и краткое, но чрезвычайно точное: приставка в русском языке и правда очень и очень значима, и ей подвластно полное изменение смысла слова. Сравните: понять превратно (что значит неправильно) и привратник (стоящий у ворот).
Существует мнение, что чем беднее и проще язык, тем примитивнее и слабее разум народа, владеющего им. Если верить этому мнению, то можно сделать вывод, что русский народ - один из самых развитых народов мира. Чего стоят одни только морфемы в нашем языке! Все приставки в русском языке сосчитать-то трудно, не то, что запомнить. А из иностранных языков в русский все приходят и приходят новые приставки, со своим собственным значением.
Запомнить правильное написание приставки в русском языке достаточно просто, по крайней мере, если говорить об исконно русских приставках. Они делятся всего на три группы. Первая группа - это приставки, написание которых не изменяется ни при каких условиях. Среди них и приставка с-. Следует запомнить, в словах, начинающихся на буквы "с" и "з", приставкой может быть только буква "с", а "з" входит в корень слова.
Вторая группа - это приставки с меняющимися согласными: -раз - -рас. Об этой группе следует запомнить следующее: буква "з" (-раз) пишется перед звонкими согласными (как в слове "разбег") и гласными (как в слове "разодетый"), буква "с" (-рас) пишется перед глухими согласными (рассвет).
К этой же группе относятся и приставки с меняющейся гласной: -рас - -рос. Чтобы знать написание этих приставок, нужно запомнить только одно правило: буква "о" пишется под ударением (как в слове "розыгрыш"), а буква "а" пишется без ударения (как в слове "распил").
Треттья группа - это приставки пре- и при-. Правила их написания также предельно просты. Приставка пре- пишется, если подразумевается значение "очень", или если ее можно заменить приставкой пере- (как в словах "превосходный", "прервать"). Приставка при- пишется, если нужно обозначить неполноту действия (привстать), приближение к чему-либо (прибежать), присоединение (пришить), близость к чему-либо (прибрежный).
Несколько сложнее употребление иностранной приставки в русском языке, так как тут нельзя руководствоваться какими-либо общими правилами, а необходимо запоминать правописание и значение каждой приставки. Здесь будет приведено несколько примеров наиболее часто употребляемых иностранных приставок.
Так, приставка латинского происхождения а- обозначает отсутствие признака (аморальность, аменорея).
Приставка латинского происхождения де- обозначает обратное действие, удаление, прекращение (дефекация).
Приставки гипо- и гипер- обозначают, соответственно, снижение и завышение нормы (гипотония, гиперактивность).
Греческие приставки анти- и архи- обозначают, соответственно, противоположность и сверхстепень (антисанитария, архиепископ).
Французская приставка дез- обозначает удаление или отсутствие чего-нибудь (дезинфекция).
Латинская приставка ре- обозначает обратный процесс (регенерация).
Латинские приставки ультра- и экс- обозначают, соответственно, крайнее, предельное качество (ультразвук) и движение изнутри или что-то бывшее (экспорт, экс-супруг).
Помимо роли приставок, интересна и история приставки бес-. Доподлинно известно, что изначально такой приставки в русском языке не было, отсутствие чего-либо обозначала приставка "без". Однако, после 1917 года, пришедшие ко власти коммунисты решили заменить последнюю букву. Что послужило причиной такой перемены - неблагозвучие многих слов (таких, как безчестность, безславность) или же простая насмешка над страхами верующих людей (ведь бесом называют дьявола) - неизвестно.
Так или иначе, с той поры приставка без- употребляется только в словах, в которых после приставки стоит гласная или звонкая согласная буква. А слова с приставкой бес- и по сей день высмеиваются многими людьми: бес славный, бес честный, бес сердечный...
загрузка...
worldfb.ru
Какие бывают приставки?
Русский язык - наука непростая, и изучать его можно бесконечно. Однако не нужно быть профессором, чтобы узнать его основные моменты. Что мы знаем о составе слова? Что у него есть корень, приставка, суффиксы, окончание, некоторые еще про основу вспомнят. Но что мы знаем о приставках? Что они стоят перед корнем? Не все так просто! Если вы хотите знать, какие бывают приставки, тогда вам стоит прочесть статью крайне внимательно.
Начнем с определения. Приставка, или префикс, - это, несомненно, значимая часть слова, располагается она перед корнем и служит для того, чтобы дополнять смысл слова, либо вообще полностью изменять. Русский язык сегодня насчитывает около 70 префиксов. Приставки в русском языке, какие они? В современном русском языке все приставки делятся на три группы:
- Первая группа. Эти приставки всегда пишутся одинаково: в-, вы-, до-, за-, ко-, на-, над- (надо-), не- (недо-), пред- (предо-), об- (обо-), о-, от- (ото-), па-, пере-, по-, под- (подо-), пра-, су-, у-, про-, разо-, с- (со-). Примеры в словах: под-ыграть, обо-йти, про-петь.
- Вторая группа. К этой группе относятся приставки, которые оканчиваются на з и с. Без- бес-, воз- вос-, рас- раз-, ис- из-, нис- низ- и так далее. Их написание зависит от того, на какую согланую начинается корень слова: если на звонкую, то пишем з-, если на глухую, то с-. Примеры: вос-петь, нис-падать, без-звучный, из-вергать, воз-гласить.
- Третья группа. Это приставки пре- и при-. Это смысловые приставки, то есть написание в слове зависит от смысла слова, и это часто вызывает проблемы у незнающих правила. При- мы пишем, если слово с этой приставкой имеет значение присоединения (при-шить), неполноты действия (при-сесть), приближения (при-ехать), пространственной смежности (при-усадебный), доведения действия до конца (при-думать). Пре- мы пишем, если имеется значение «очень» (пре-умный), в значении "пере" (пре-рвать в значении "пере-рвать").
Друг
elhow.ru