Территория как один из признаков Российского Государства (стр. 1 из 4). Признак государства территория


Территория как признак государства

Территория - это один из основополагающих признаков государства. Любое государство всегда существует и осуществляет свою деятельность в пределах определенной территории.

Инструкция

completerepair.ru

Территория как один из признаков Российского Государства

Введение.

§ 1. Признаки государства.

Признаки любой вещи являются свойствами данной вещи, образующими ее качественную, а не количественную сторону. Традиционно в юридической литературе чаще всего выделяют следующие признаки государства - публичная власть, административно-территориальная организация населения, суверенитет. Эти признаки нередко включаются и в содержание самих понятий или определений государства.

Публичная власть как признак раскрывает государство прежде всего как институциональную систему, совокупность институтов власти, государственный аппарат, государственные властные органы, правоохранительную систему, систему военных органов, карательные, репрессивные органы. Публичная власть включает в себя и специальный слой людей, т.е. государственных служащих, чиновников, которые на материально-финансовой основе осуществляют профессионально властную, управленческую, правотворческую, правосудную, военную, дипломатическую и иные виды деятельности.

Публичная власть особенно ярко показывает несовпадение, нетождественность государства и общества. При этом нисколько не снижается научная значимость понятия государства как политической формы, способа организации общества в целом. Именно данный признак фиксирует деление общества на властвующих и подвластных, управляющих и управляемых. Одновременно сохраняет свою научную и практическую значимость деление элементов структуры общества по имущественным, идеологическим, религиозным, половозрастным, национальным, классовым, сословным, групповым основаниям.

Деление общества в связи с публичной властью на властвующих и властных, управляющих и управляемых не следует рассматривать как недостаток, дефект, болезнь общества, от которых необходимо поскорее избавиться. Этот признак не подводит к тому, чтобы понимать государство только и исключительно как добро или зло. И теоретически, и практически он раскрывает, насколько сложным, неоднозначным, противоречивым и даже трагическим может быть соотношение государства и общества. Общество может испытывать доверие или недоверие к институтам публичной власти. Более того, отношение общества к власти может принять самые радикальные революционные формы. И этому история дает немало примеров. Другими словами, государство, публичная власть могут отделить себя, например, от церкви, но никогда не сумеют отделить себя от общества, человека даже в состоянии крайнего отчуждения от своей социальной основы.

Публичная власть как признак государства называется публичной по следующим основаниям. Во-первых, она является предметно-институциональным воплощением, реализацией объективных общественных потребностей в государстве. Во-вторых, она выступает и действует всегда (даже на официальном уровне - монарх, президент, парламент, правительство, суд, армия, даже в случаях ошибки) от имени общества, народа, нации. В-третьих, по своему назначению, целям, задачам, функциям она действует, призвана действовать в интересах общества. В-четвертых, она открыта и доступна обществу в той или иной форме (политические партии, избирательные системы, общественные организации, общественные движения вплоть до революционных выступлений, восстаний и др.).

Административно-территориальная организация населения как признак государства, прежде всего, раскрывает взаимосвязь таких понятий и реальностей, как власть, население (общество), территория. Данный признак показывает, что государство, каким бы оно ни было (большим или малым, сильным или слабым, развитым или слаборазвитым), всегда существует и функционирует в определенных территориально-пространственных и социальных (население, общество, нация, народ) границах. Поэтому нет мирового государства, мировой публичной власти (мирового правительства).

Для общества свойственны разнообразные, разносодержательные, равнозначимые отношения и связи - экономические, имущественные, религиозные, нравственные, психо-эмоциональные, ценностные, кровнородственные и др. Собственно, эти связи и отношения и делают общество обществом. Если же в обществе есть государство, то к данным отношениям с необходимостью добавляются властеотношения, государственные управленческие отношения, административно-территориальные связи. Данный признак (конечно, не только он) естественно и не случайно порождает такие институты и явления, как "гражданство", "гражданин", юрисдикция", "действие государства и его законов в пространстве и по кругу лиц". Государство наряду с иными видами социальных связей выполняет функцию своего рода политико-правовой скрепы общества, его формы, способа организации жизнедеятельности и существования общества.

Суверенитет как признак государства означает верховенство и независимость государства, государственной власти внутри и вне общества, на территории, на которой возникло, существует и действует данное государство, и по отношению к другим иностранным государствам. Как политико-правовое явление суверенитет свойствен государству в целом, но не отдельным его институтам, должностным лицам, представителям, - например, монарху, президенту, правительству, главе правительства, парламенту, депутату парламента, судье.

За последние несколько сот лет сложились различные теории суверенитета - доктрины "государственного суверенитета", "суверенитета народа", "суверенитета нации", "ограниченного суверенитета", "абсолютного суверенитета" вплоть до современных авангардистских теоретических версий об утрате суверенитетом в условиях глобализационных процессов своего научного и политико-практического значения.

Как признак государства суверенитет фиксирует уникальное и единственно возможное место, которое занимает государство в обществе. Он есть непосредственное выражение самостоятельности (пусть и относительной) государства по отношению к обществу в целом, составляющим его социальным классам, группам, сословиям, нациям, этносам, политическим партиям, общественным организациям, отдельной личности. Без самостоятельности, без суверенитета государство не смогло бы сколько-нибудь эффективно и даже просто реально реализовать свое назначение, свои функции. Правда, такие теоретические и политико-правовые конструкции, как "суверенитет народа", "народ - единственный источник власти", "право нации на самоопределение", "государственное образование" показывают сложную и противоречивую природу государственного суверенитета, которая реально зависит от формы правления государства, формы государственного устройства, социально-экономических, политических, национальных процессов и движений в обществе, от конкретно-исторического типа общества.

Суверенитет государства стремится быть абсолютным, т.е. неограниченным. Однако в реальной жизни он ограничивается факторами различного свойства - внешними, внутренними, объективными, субъективными. Среди них можно назвать мировую систему государств, военный захват всей территории или части территории государства другими государствами, объективные экономические законы, нравственный и духовный мир человека.

В качестве признаков государства в юридической литературе называются также налоги, займы, иногда - даже право и государственный язык. Несомненно, именно государство устанавливает, взимает налоги, формирует или изменяет налоговую систему. Однако налоги по своей природе, прежде всего, экономический, а точнее, социально-экономический институт, который возникает в результате действий сложнейших социально-экономических механизмов и процессов. Здесь же наряду с налогами возникают и такие институты, как "деньги", "прибыль", "проценты", "заработная плата" и т.п. С такого рода оговорками налоги можно считать одним из признаков государства.

Право возникает в силу одних и тех же объективных причин и потребностей одновременно с государством. В своем взаимодействии они образуют своеобразное единое целое - "государство-право", существуя и функционируя в этом взаимодействии неразрывно друг от друга. Однако это еще не означает, что государство и право являются друг для друга признаком, причиной своего возникновения.

Примерно то же самое можно сказать и о понимании государственного языка как признака государства. Язык как средство коммуникации, знаковая система, инструмент мышления и передачи информации рождается долгим историческим опытом (в том числе и государственно-правовым) данного общества, народа. Он развивается по свойственным ему логике и закономерностям, испытывая при этом на себе воздействие и со стороны общества, государства. Государство "разговаривает" с обществом, личностью, общественными институтами на том языке, который объективно сложился и функционирует в данном обществе, народе. Государственный язык - теоретико-практически, политико-юридически важное, значительное, но самостоятельное понятие.

В своем предметно-вещественном, организационном содержании признаки существовавших и существующих государств, естественно, неодинаковы. Известны различные варианты института монархии, парламента, правительства, судебной системы, полицейской системы, армии (истории известны примеры отсутствия армии), административно-территориальной организации (области, края, районы, провинции, губернии, земли, штаты и др.), налоговой системы (история знает случаи отсутствия налогов вообще).

Государство существует в обществе всегда в единственном числе. Его трудно и даже невозможно спутать с другими политическими и неполитическими институтами (партии, профсоюзы, церковь и др.) данного общества. Это верно и в той ситуации, когда какой-либо государственный орган образно называют "государством в государстве". Поэтому еще раз подчеркнем мысль о том, что признаки, прежде всего, показывают, раскрывают содержательные, сущностные, институциональные стороны государства.

mirznanii.com

Билет №8

1. Территория государства: понятие, признаки, структура, границы.

2. Нормативно-правовой акт: понятие и виды.

3.Правовое сознание: понятие, структура, уровни и виды.

1) Территория государства: понятие, признаки, структура, границы.

Под территорией понимается часть земного шара, подвластная государству или союзу государств.

Государственная территория - это пространство, в пределах которого государство осуществляет свой суверенитет, распоряжаясь, в частности, и самой территорией и организуя ее в административном отношении в соответствии со своими интересами.

Ст. 67 Конституции РФ, раскрывая понятие территории РФ, перечисляет ее составные части: территорию субъектов федерации, территориальные и внутренние воды, воздушное пространство над ними. Права России распространены также на континентальный шельф и экономическую зону России.

Приведенные положения составляют юридический стержень универсального понятия территория. В данном контексте территория представляется не только как пространственный предел функционирования общества и некая основа социального организма, а как политическое пространство, пределы осуществления власти внутри страны и пределы, вне которых государство выступает как внешняя сила.

Территория — один из основных признаков государства, определяющий пространство, на которое распространяется суверенитет и власть государства. Каждое государство заинтересовано в ясном определении пределов своей территории, поскольку территориальные споры с соседями рождают много трудностей, а порой чреваты военными конфликтами. Для государств, правовое закрепление своей территории имеет не только международно-правовое, но и внутреннее, государственно-правовое значение. От этого зависят границы государственного суверенитета, т.е. поле действия законодательства, исполнительной и судебной власти.

Состав государственной территории: • суша — сухопутная территория в пределах государственных границ • внутренние и территориальные воды • воздушное пространство (тропосфера, стратосфера, ионосфера, а также значительная часть вышележащего пространства) в пределах суши, внутренних и территориальных вод • Недра под сухопутной и водной территорией до доступной глубины. • юридическая принадлежность (космос, посольства, хождение под флагом)

В настоящее время международным правом запрещается насильственный захват территорий других государств, нарушение государственных границ, использование их территорий без согласования с ним. Также закреплён принцип территориальной целостности и неприкосновенности государств. Международное право которое допускает возможность (признаёт законными) изменения границ государственной территории лишь в строго определённых случаях:

• Изменение границ государственной территории, произведённое на основе принципа самоопределения народов и наций. • Обмен, передача или уступка государственной территории, производимые добровольно и в интересах развития мирных добрососедских отношений между государствами.

Государственная граница — есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) страны, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета. В зависимости от места прохождения государственные границы подразделяются на сухопутные, водные (речные, озерные, морские), воздушные и границы недр.

В МП праве существует такое понятие, как «исторически сложившиеся границы».

В отличие от договорных границ, их точное положение не определялось и не закреплялось в договоре сопредельных государств. Однако в течение длительного времени они соблюдались на местности и были так или иначе признаны сопредельными государствами.

studfiles.net

Территория признак государства - это... Что такое Территория признак государства?

 Территория признак государства — один из признаков государства на более поздней стадии социального развития. На первичных ступенях своего существования многие народы ведут кочевой образ жизни, переменяя местопребывание в зависимости от даваемых природою средств продовольствия и имея при том известную политическую организацию, слагающуюся из двух других основных государственных элементов: народа и государственной власти. Таким образом, определенная Т. не есть основной признак государства, без которого последнее было бы немыслимо. С переходом народов от кочевой жизни к оседлой постепенно установляется определенная Т., которая становится главным базисом развития государства. Ввиду этого многие считают территориальную область таким же основным признаком государства, как и верховную власть и народ. Границами Т. устанавливаются пределы действия верховной власти и издаваемых ею норм.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Смотреть что такое "Территория признак государства" в других словарях:

dic.academic.ru

ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА — Мегаобучалка

ГОСУДАРСТВО - это политико-территориальная, суверенная организация публичной власти, имеющая специальный аппарат управления и принуждения, взимающая налоги, издающая законы, выражающая волю собственников средств производства или всего народа.

Основные признаки:1)государственнаятерритория, 2) народ (институт гражданства и подданства), 3) публичная (государственная) власть, 4) государственный суверенитет. 5) неразрывная связь государства и права, 6) государство взимает налоги, 7) располагает специальным аппаратом.

Дополнительные признаки:Иногда в качестве основных признаков государства указывают на единый язык общения, наличие армии, а также единой системы обороны и внешней политики. Однако данные признаки нельзя отнести к важнейшим, определяющим. Они скорее вспомогательные, дополнительные.

Например, в Швейцарии, являющейся многоязычной страной, установлено равноправие всех используемых языков. Что касается армии, то она есть не во всех странах. Согласно Конституции 1947 г. Японии запрещено иметь армию. Нет армии и в Коста-Рике, а конституционной поправкой 1991 г. Панаме запрещено иметь армию на вечные времена. Таким образом, отсутствие армии не дает оснований для непризнания их государствами.

 

Признаки государства:

1. НАЛИЧИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ.

В догосударственном обществе принадлежность индивида к тому или иному роду обусловливалась кровным или предполагаемым родством. Причем род часто не имел строго определенной территории, перемещался с одного места на другое. В государственно-организованном обществе кровно-родственный принцип организации населения потерял свое значение. На смену ему пришел принцип его территориальной организации.

Государственной территорией принято считать такую территорию, которая «находится под суверенитетом определенного государства», т.е. принадлежит определенному государству, осуществляющему в ее пределах свое территориальное верховенство.

Государственная территория состоит из двух элементов фактической и юрисдикционной территории.

Фактическая территория – это территория в пределах государственных границ, состоящая из суши с ее недрами и, внутренних вод и прибрежной зоны, воздушного пространства над землей и водами.

Юрисдикционная территория – это территория, на которую распространяется суверенитет государства. При этом законы государства действуют не только на фактической территории, но и на территории, в географическом смысле к государственной не относящейся (зарубежные дипломатические представительства, посольства, полярные станции на материке Антарктида, корабли и самолеты под государственным флагом).

В научной литературе нередко встречаются попытки обосновать вывод о том, что возможно государство, не обладающее собственной территорией (государства кочевников, Организация освобождения Палестины и т.д.), однако представляется, что приведенные примеры, являясь исключениями из общего правила, лишь подтверждают объективность данного признака.

2.НАСЕЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВА (ИНСТИТУТ ГРАЖДАНСТВА (ПОДДАНСТВА)

Сущность данного признака заключается в возникновении качественно нового (по сравнению с кровно-родственными либо товарообменным) типа социальных связей. В государстве людей объединяет отношение их к той или иной территории.

Индивиды при этом теряют абсолютную свободу передвижения и выбора места жительства. Взамен они получают право требования от государства защиты своих субъективных прав и свобод. Естественно, что одни люди проживают на территории государства постоянно, а другие временно. Постоянные жители приобретают статус гражданина государства (в государствах с монархической формой правления – подданного), непостоянные представлены иностранцами и лицами без гражданства.

При этом сам факт принадлежности индивида к государственной территории означает возникновение у гражданина (подданного) особой группы гражданских прав (гражданской прерогативы), которыми не обладают (либо обладают не в полной мере) неграждане государства. К исключительным правам, обладание которыми напрямую зависит от принадлежности к гражданству государства, относятся: право избирать и быть избранными в представительные органы власти, осуществлять определенные виды деятельности, занимать должности в органах государственной власти.

3.ПУБЛИЧНАЯ (ГОСУДАРСТВЕННАЯ) ВЛАСТЬ.

Важнейшим признаком государства является сосредоточение властных полномочий в руках профессиональных управленцев, выделение которых в относительно самостоятельную группу. Аппарат государственной власти как орган социального управления обладает публичным характером.

Власть публичная потому, что выступает от имени всего народа.

Власть существовала и в догосударственном обществе. Но это была непосредственно общественная власть, которая исходила от всего рода и использовалась им для самоуправления. Она не нуждалась ни в чиновниках, ни в каком-либо аппарате. Особенность публичной (государственной) власти состоит в том, что она воплощается именно в чиновниках, т.е. в профессиональном сословии (разряде) управителей, из которых комплектуются органы управления и принуждения (государственный аппарат).

Деятельность государственной власти направлена на реализацию важнейших функциональных полномочий государства в правотворческой, правоприменительной, правоохранительной и контрольно-надзорной сферах.

Таким образом, государственная власть от иных властных структур внутригосударственного и международного характера отличает монопольное право на законотворчество, правосудие, государственное принуждение.

4.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ.

СУВЕРЕНИТЕТ как свойство (атрибут) государственной власти заключается в ее верховенстве, самостоятельности и независимости.

Самостоятельность и независимость государственной власти от всякой другой власти внутри страны и вне ее выражается в ее исключительном, монопольном праве свободно решать все свои дела.

Независимость и верховенство государственной власти получают свое конкретное выражение в следующих качественных принципах:

- публичность государственной власти – решения органов государственной власти распространяется на всю юрисдикционную территорию и действуют в отношении всех субъектов права, которые на этой территории находятся;

- высшая юридическая сила государственных властных предписаний - государство может оспорить, отменить или же, в установленном законом порядке, признать ничтожным (недействительным с момента принятия) решение любого субъекта, в том случае, если это решение противоречит правилам поведения, принятым самим государством;

- гарантированность и санкционированность норм публично-правового характера – только установленные от имени государства правила поведения признаются общезначимыми и общеобязательными, обеспечиваются системой юридических гарантий и предусматривают реализацию мер юридической ответственности в отношении правонарушителей.

Наряду с государственным суверенитетом в юридической науке выделяются народный и национальный суверенитеты.

Народный суверенитет выражается в характеристике народа как основного источника власти в государстве. При этом народ осуществляет «право на власть» как непосредственным, так и представительным путем. Непосредственная форма демократии предполагает участие граждан в выборном процессе формирования представительных органов власти, а также принятие решений по наиболее важным вопросам на референдумах. Представительная форма означает делегирование властных полномочий доверенным народным представителям, которые, будучи избранными в представительные органы затем осуществляют управленческую деятельность от имени своих избирателей (электората).

Национальный суверенитет закрепляет право нации на самоопределение, вплоть до отделения. В отличие от народного суверенитета, предполагающего оценку народа как социально однородной категории, суверенитет нации предполагает дифференциацию гражданского населения страны по национальным признакам (единство языка, культурных, религиозных, этнических традиций). Крайней формой национального суверенитета является закрепление за нацией права на создание собственной государственности (путем выхода из состава государства и приобретения статуса независимого обладающего государственным суверенитетом территориального образования). В подобном виде национальный суверенитет в настоящее время не закреплен ни в одном из государств, так как его реализация предполагает нарушение принципа единства государственной территории и незыблемости государственных границ и, как следствие, посягательство на государственный суверенитет в целом.

5. НЕРАЗРЫВНАЯ СВЯЗЬ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА. Без права государство существовать не может. Право юридически оформляет государство и государственную власть и тем самым делает их легитимными, т.е. законными. Государство осуществляет свои функции в правовых формах. Правотворчество является исключительной прерогативой государства.

Только государство посредством общеобязательных актов может устанавливать правовой порядок в обществе и принуждать к его соблюдению.

6. ГОСУДАРСТВЕННАЯ КАЗНА составляет один из признаков государства, поскольку содержание государственного аппарата, развитие экономики, культуры, поддержания жизнедеятельности общества невозможно без их финансирования из государственной казны.

В литературе данный признак государства иногда именуется налогообложением и взиманием налогов. Однако налоги – это только один из источников доходов государства, хотя и очень важный. Налоги, необходимы для выполнения задач и функций государства. Налоги – это взимаемые государством с населения материальные средства, необходимые для содержания государственного аппарата, развития экономики, культуры, поддержания жизнедеятельности общества.

Налоги- это обязательные платежи, взимаемые с юридичес­ких и физических лиц в пользу государства. На их долю прихо­дится до 90% всех поступлений в бюджеты промышленно развитых стран.

Принято различать три основные вида налогов: прямые, кос­венные и целевые налоги.

1) Прямые налоги- это налоги, которыми обла­гаются доходы юридических (предприятия, фирмы) и физичес­ких (население) лиц, а также имущество налогоплательщиков. К прямым налогам относятся налог на прибыль, подоходный на­лог, налог на землю, налог на имущество предприятий и физичес­ких лиц, налог на сделки, изъятия в пользу государства (государс­твенная пошлина). В случае прямого налогообложения сумма на­лога вносится плательщиком непосредственно в казну.

2) Косвенные налоги- налоги на товары или услуги, которые фиксируются в виде надбавки к цене или тарифу. При косвенном налогообложении сумма налога, полученная владельцем (продавцом) товаров или услуг при их реализации от покупателя, перечис­ляется государству. Следовательно, формально косвенный налог уплачивает владелец (продавец) товара, реально - его покупа­тель. К косвенным налогам относятся (акцизы), таможенные пош­лины, фискальный монопольный налог.

3) Целевые- формируют в рамках всего государства фонды социального страхования, здравоохранения и пенсионного обеспечения.

Понятие же государственной казны значительно шире и включает в себя помимо налогов и обязательных платежей государственные кредиты, внутренние и внешние займы, таможенные пошлины, ценные бумаги, валютные ценности и др.

7. Государство– единственная в политической системе организация, которая располагает аппаратом принуждения.

В современном политическом лексиконе появилось такое определение аппарата принуждения, как «силовые структуры»:

- правоохранительные органы (карательные) – органы внутренних дел, прокуратура, аппарат судебных исполнителей, система исполнения наказания (тюрьмы, колонии и т.д.), специально призванными стоять на страже законности и правопорядка;

- вооруженные силы и органы безопасности, обеспечивающими его оборону, суверенитет, территориальную целостность и безопасность – армия, ФСБ (федеральная служба безопасности), разведка, контрразведка, пограничная служба.

megaobuchalka.ru

Территория как признак государства — реферат

Во многом сходна с  объектной и патримониальная  концепция, представители которой  Оппенгейм, Донатти рассматривали  государственную территорию как  объект реального права собственности. Однако для представителей этой концепции государственная территория является объектом не государственной, а международно-правовой собственности. Отсюда способность государства свободно распоряжаться территорией. Л. Оппенгейм различает публично− правовое понятие собственности от его гражданско− правового синонима: «Государственная территория называется также территориальной собственностью государства. Однако надо иметь в виду, что “территориальная собственность” – это термин публичного права, который не следует смешивать с частной собственностью. Территория государства не является собственностью монарха, или правительства, или даже народа данного государства…власть монарха и государства над государственной территорией очень часто отождествлялась с частной собственностью монарха или государства. Однако такое отождествление прекратилось с окончанием абсолютизма».

Известный советский  ученый Ю.Г. Барсегов, анализируя еще  в середине 1950-х гг. приобретший  особую актуальность в современной  России вопрос соотношения государственной публичной власти и права частной собственности, отмечал: “Территориальное верховенство входит в сферу публичного права, тогда как собственность входит в сферу частного права и, следовательно, эти два рода государства над земной поверхностью не совпадают друг с другом.

Теория лимитированного  пространства и теория компетенции (представлена нормативистами, в частности  Кельзеном) сводили территорию к  сфере пространственной компетенции  государства.

В отличие от патримониальной  концепции пространственная отрицает вещный характер государственной территории. Сторонники пространственной теории (в Германии — Еллинек, Шалланд, Фрикер; в России — Н. Коркунов, Ф. Кокошкин, В. Незабитовский) исходили из того, что “управление... не означает материального владения территорией. Оно означает управление людьми, которое немыслимо без территории. Но государство властвует не как частное лицо, а как публично− правовая власть. Территория, следовательно, является не реальным объектом, а пространственным пределом власти”

К. Фрикер, родоначальник  обоснования пространственной теории в Германии, писал: “Когда мы говорим  о государственной территории, то понимаем под этим само государство  в пространственном ограничении... Государство  — это не что иное, как на основе права организованный в пределах определенного пространства народ.

Советское право критически отнеслось к «буржуазным» концепциям и, в частности, к теории «так называемых элементов государства», под которыми «буржуазная наука понимает обычно территорию, население и власть». Концепция триединства была объявлена несостоятельной. «Хотя государство и немыслимо вне территории, характеризуется оно отнюдь не территорией как частью физической природы, а общественными отношениями людей, складывающимися на этой территории, регулируемыми и охраняемыми государством – политической организацией господствующего класса», — пишет В.С. Шевцов. При рассмотрении вопросов передачи территории в соответствии с принципами советского права отмечалось, что акты государства по территориальным вопросам (например, решения, санкционирующие включение в состав СССР новых территорий или передачу определенной территории другим государствам) рассматриваются как документы политического характера, но не осуществление правомочий собственника земли. Государство, осуществляющее передачу части своей государственной территории другому государству, выступает как политический суверен, но не как собственник земли, поскольку право собственности на землю не может никому быть передано.

Сегодня, под территорией  в широком смысле понимаются различные пространства земного шара с его сухопутной и водной поверхностью, недрами и воздушными пространствами, а также космическое пространство и находящиеся в нем небесные тела.

Вся территория подразделяется на три типа:

1)      государственная территория;

2)      территория  с международным режимом;

3)      территории  со смешанным режимом.

Государственной является такая территория, которая находится  под суверенитетом определенного государства, то есть принадлежит определенному государству, осуществляющему в ее пределах свое территориальное верховенство.

В состав государственной  территории входят суша и воды с  находящимися под ними недрами и лежащее над сушей и водами воздушное пространство, пределы которых определяются государственной границей.

Сухопутной  территорией  государства  является  вся суша в пределах его границ.

Водную территорию государства  составляют внутренние (национальные) воды и территориальное  море.   Различие  этих двух  водных  пространств обусловлено режимами плавания иностранных гражданских судов и военных кораблей и связанными с этим вопросами. К внутренним водам, согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, относятся: 1)  морские воды, в том числе воды государств-архипелагов, расположенные в сторону берега от прямых исходных линий, принятых для отсчета ширины территориального  моря;  2)  воды  портов;  3)  воды   заливов,  берега которых принадлежат одному государству, если их ширина не превышает 24 морских миль, а также исторические заливы.  Внутренними  водами  являются  также воды рек, озер и иных водоемов в пределах границ одного государства.  Территориальным морем является полоса прибрежных морских вод, ширина которой, согласно Конвенции 1982 года, не должна превышать 12 морских миль.

В состав территории государства также входят находящиеся под его сухопутной и водной поверхностями недра без каких-либо ограничений по глубине.

Воздушную территорию государства  составляет воздушное пространство, находящееся в пределах его сухопутных и водных границ.

Государственная территория представляет собой не только пространство, в котором осуществляется верховная власть данного государства, но также и природную среду с ее компонентами: сушей и водами, воздушным пространством и недрами. Эта среда включает в себя и природные ресурсы, которые используются в промышленности и сельском хозяйстве, в обычной повседневной человеческой деятельности.

Т.е. так называется то пространство земли и воды, на котором  государственная власть может осуществлять свои функции. Таким образом, все находящиеся в пределах государственной территории лица подчинены действию государственной власти; с другой стороны, никакая иная власть не может распоряжаться в границах государственной территории без разрешения власти данного государства. За пределы своей территории государственная власть не выходит; за этими пределами кончается область государственного властвования и возможны лишь международные сношения.

Свойства территории имеют и известное динамическое значение, т: е. отзываются на процессе образования и развития государства. Территория с резко определенными границами считается одним из условий, благоприятствующих образованию сплоченного государства, в котором сравнительно легче происходит процесс сглаживания родовых, племенных и расовых различий населения.

Обширность государственной  территории также имеет свои выгодные стороны. Большая и закругленная территория сама по себе способствует защите государства от внешних врагов: неприятель, проникший далеко внутрь страны, уже тем самым ставит себя в рискованное положение (Наполеон I в 1812 году).

В экономическом отношении  большая территория выгодна, прежде всего, тем, что позволяет стране свободнее устраивать свое хозяйство: страны с большой территорией  и разнообразными природными условиями  могут обрабатывать свое собственное сырье и вообще глубже и шире провести разделение труда в народном хозяйстве; благодаря этому они стоят в меньшей хозяйственной зависимости от других стран.

Экономические бедствия легче переносятся и уравновешиваются в большой стране; так, например, неурожай в одной части страны может быть уравновешен обильным сбором хлеба в другой. Расширение территории, далее, дает возможность прокормить большее количество населения, не меняя хозяйственной техники, может открыть новые рынки для выгодного сбыта продуктов, не стесняемого конкуренцией.

 В силу этих причин  государства обыкновенно стремятся  к расширению и закруглению  своих территорий. Но, следует помнить,  что, чем обширнее территория  государства, тем труднее им  управлять, особенно, если с обширностью соединяется разнохарактерность территории и населения. Да и защита границ по мере возрастания пограничной линии становится труднее.

Наиболее полное представление  относительно понятия «территория  государства» можно составить, рассмотрев ч.1 ст. 67 Конституции России, которая гласит: «территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними». При справедливости мнения о том, что «в конституционном праве России есть понятия «территория Российской Федерации» и «территория субъекта Федерации». Отношение между ними самое простое: первая включает в себя территории ее субъектов», следует отметить, что территория Российской Федерации не есть простое сложение территорий ее субъектов.

Конституция Российской Федерации фиксирует составные  части государственной территории Российской Федерации. Территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное  море, воздушное пространство над ними (ч.1 ст. 67 Конституции РФ). В состав территории субъекта Федерации не включаются внутренние воды, территориальное море, недра и воздушное пространство.

«Под сухопутной и  водной территорией расположены  недра, о которых Конституция  не упоминает. Тем не менее, по сложившемуся обычаю они также входят в понятие государственной территории» Федеральный закон о недрах от 21 февраля 1992 г. в ст. 1.2. Собственность на недра, устанавливает, что «Недра в границах  Режим государственной границы Российской Федерации установлен Законом РФ «О государственной границе Российской Федерации» от 1 апреля 1993 г. (с последующими изменениями и дополнениями), а также другими нормативными актами и международными договорами с сопредельными государствами, территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации». Российская Федерация также обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права (ч. 2 ст. 67 Конституции РФ). В определении прав государства в отношении шельфа и исключительной экономической зоны существенная роль принадлежит международному праву.

Таким образом, Конституция  выделяет два вида пространств:

  1. собственно территория государства, в пределах которой оно осуществляет абсолютную юрисдикцию;
  2. пространства, на которых суверенные права и юрисдикция определяются в соответствии с нормами международного права.

Территория Российской Федерации представляет собой исторически сложившееся пространство в пределах государственной границы, на которое распространяется суверенитет Российской Федерации.

Таким образом, территория - необходимый признак государства, государство предполагает территорию как часть государственной организации, необходимое естественное условие существования государства, материальную предпосылку/основу жизни организованного в государство общества. Государства заинтересованы в определении внешних пределов территории, а для федеративных государств закрепление своей территории имеет не только международно-правовое, но и внутреннее, государственно-правовое значение.

Итак, не всякий самостоятельный  союз с принудительным характером признается в юриспруденции государством. Такая  квалификация дается, обыкновенно, лишь союзам оседлым, прочно обосновавшимся на определенной территории. И действительно, только на почве оседлости возможно появление достаточно сложной и прочной организации, которая заслуживала бы имени государства. Впрочем, есть ученые, которые считают возможным не включать территории в число необходимых признаков государства; некоторые признают государство и у кочевого народа, если он только сплотился в такой степени, что имеет постоянные органы для заботы об общих интересах народа (общих, в отличие от семейных или племенных).

  1. территория не является признаком государства

В число основных государственных  элементов обыкновенно ставится территория, занимаемая народом. Это  объясняется тем, что огромное большинство  государств, как современных, так и тех, которые знает история, имело и имеет точно определенную территорию, т.е. занимало и занимает точно определенную часть земной поверхности. Что государство, как и все живущее на земле, не может не занимать какой-либо части земной поверхности, это, разумеется, не требует доказательств; но это и не составляет, в таком случае, характерного признака государства, а есть лишь условие жизни вообще.

Но входит ли в число  основных признаков государства  территория в смысле точно определенной части земной поверхности, вот вопрос, который не совсем легко поддается решению. Является ли территория в этом смысле таким признаком, без которого государство вообще не мыслимо? Выше мы видели, что субъект верховной власти и народ в их взаимной связи составляют собою государство; стало быть то и другое действительно основные элементы каждого государства; является ли таким элементом определенная территория? Самый вопрос о территории ставится лишь потому, что огромное большинство государств, как сказано, имело и имеет точно определенную территорию; но если это так, то значит огромное большинство государств, по крайней мере нам известных, нуждается в точно определенной территории; вытекает ли эта потребность в точной территории из самого существа государства, или же она является лишь исторической категорией, свойством государственной организации, обусловливаемым лишь известной степенью развития государства?

referat911.ru

Государственная территория, ее основные признаки. Государственные границы. - Часть 3

Подробности Категория: Государственная территория, ее основные признаки. Государственные границы.

- исключительное право территориального суверена на предоставление разрешения по использованию государственной территории и ее природных ресурсов иностранными физическими и юридическими лицами и осуществление непосредственного контроля за этим. Есть никто не вправе насильственно лишать государство в принадлежащей ей территории соответствующих природных ресурсов и изменять государственные границы. Земля и государственные недра не могут использоваться другими государствами или их представителями в промышленных целях без согласия территориального суверена.

Всего государству принадлежит исключительное право владения, пользования и распоряжения соответствующей территорией и ресурсами, которые находились на ней.

Согласно принципу верховенства права государство является независимой в осуществлении на своей территории законодательной, исполнительной и судебной власти. Она самостоятельно определяет свое административно-территориальное устройство и порядок образования национально-административных единиц. На основании территориального верховенства государство может установить соответствующий правопорядок, позволяет использовать в своих интересах как самой территории, так и ее материальные компоненты. Однако каждое государство может беспрепятственно использовать свою территорию, пока не нарушает прав других субъектов международного права и не наносит им вреда.

Границы действия территориального верховенства каждого государства ограничиваются ее государственными границами. Правда, в ряде случаев государства вправе осуществлять свою юрисдикцию в отношении лиц и действий, совершенных за пределами своей территории.

Современное международное право запрещает злоупотребление территориальным верховенством. В качестве таких злоупотреблений расцениваются: подготовка и засылки вооруженных формирований на территорию другого государства; перенос морского, речного и воздушного загрязнения на территорию другого государства; пропаганда войны и расизма, разгар ненависти к народам соседних государств; непринятие мер для пресечения преступлений, последствия которых распространяются или могут распространяться на территорию другого государства, и др..

Государственную территорию образует: сухопутная территория (вся суша, расположенная в пределах границ данного государства, острова, квази-государственная территория) водная территория (все водоемы, расположенные на сухопутной территории и части вод морей и океанов, примыкающие к берегам - территориальное море, внутренние воды, морские воды, в том числе воды государств-архипелагов; воды портов, воды заливов), воздушная территория (все воздушное пространство высотой 100-110 км, расположенный над сухопутной и водной поверхностями) недра (пространства под сухопутной и водной территориями, простирающиеся до глубин, технически доступных геологическому изучению и освоению).

lawstate.ru