Говорить о себе в третьем лице психология. Психология говорить о себе в третьем лице


Почему человек говорит о себе в третьем лице Психология

Текст Психология"Почему человек говорит о себе в третьем лице":

Привычка рассказывать о себе, используя третье лицо, может показаться кому-то нарочитой и даже раздражающей. На самом деле говорящий таким образом человек вовсе не обязательно стремится самоутвердиться за чей-то счет и выделиться на фоне остальных. О чем может говорить такая манера общения? Иногда приходится общаться с такими людьми, привычки которых могут показаться необычными, а кому-то особенно чувствительному – даже неприятными. К числу таких индивидуальных особенностей, которые не всем приходятся по нраву, относится и привычка говорить о себе в третьем лице, то есть, не «Я пойду прогуляться», а, к примеру, «Антон пойдет прогуляться». Почему некоторым людям свойственно говорить о себе в третьем лице и о чем это может свидетельствовать?

Причины говорить о себе в третьем лице с точки зрения психологии

В психологии существует особый эксперимент, в ходе которого его участники рассказывают о себе, говоря от первого, второго или третьего лица и в единственном или множественном числе. При этом они с удивлением отмечают для себя, как меняется их отношение к тому, о чем они рассказывают, и самоощущение в зависимости от того, от какого лица они говорят.

Так вот, если участник эксперимента говорит о себе в третьем лице – то есть, вместо местоимения «Я» использует «Он/Она» или называет себя по имени – ему становится как никогда легко шутить над собой. Кроме этого, такая форма донесения информации до собеседника позволяет максимально четко и искренне заявить о своих истинных намерениях и интересах. Дело в том, что, говоря таким образом, человек видит ситуацию как бы со стороны и не чувствует себя эмоционально вовлеченным в нее, оставаясь в то же время максимально собранным и сосредоточенным.

Почему люди говорят о себе в третьем лице – как они сами думают?

Окружающие людей, которые часто говорят о себе в третьем лице, нередко считают, что такая привычка свидетельствует о чрезмерно завышенной самооценке. Иногда это предположение не так уж и далеко от истины. Некоторые люди, которые говорят о себе именно так, действительно упиваются собственной важностью и значимостью, ощущая себя едва ли не всемогущими. Нередко это может быть свойственно высокопоставленным персонам; порой они говорят о себе не только в третьем лице, но и используют державное «Мы».

Однако в большинстве случаев то, что человек говорит о себе как бы со стороны, используется им именно для выражения иронического отношения к самому себе. Возможно, ему было бы неловко рассказать что-то от первого лица, тогда как говоря о себе, как о ком-то стороннем, он словно бы находится вне ситуации. Одновременно такая манера изложения информации о себе позволяет как бы снизить градус ответственности, словно перекладывая ее на другого человека, о котором идет речь. Таким образом, эта привычка может свидетельствовать и о неуверенности в себе и даже комплексе неполноценности.

В любом случае, люди несовершенны, и у каждого из них должно быть право на маленькие особенности характера, например, такие как привычка говорить о себе точно о ком-то другом.

Прислал: Щербакова Анастасия . 2017-09-18 14:41:16

psihologiya.biniko.com

Говорить о себе в третьем лице психология

Говорить о себе в третьем лице психология

Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами.

За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. v.3.4.209

«Вот сейчас мама Сашеньку оденет, сейчас возьмет на ручки», — такое обращение к ребенку можно услышать почти в каждой семье, где есть малыш. Это — как бы некая традиция, по которой принято обращаться к ребенку в третьем лице. И сам ребенок говорит о себе так же: «Дай Маше чаю», «Катя хочет яичко», «Возьми Наденьку на ручки» т.д.

И вот возникает вопрос, а не только ли под влиянием ли взрослых ребенок на первых годах своей жизни говорит о себе как бы со стороны? Ведь это они, взрослые, называли его по имени, причем именно когда говорили о его желаниях и действиях: «Дать Кате яблоко?», «Катя пойдет гулять». И, что еще важнее, подавали ему пример, говоря так о самом себе (ведь известно, что ребенок учится говорить, слушая, как говорят взрослые): «Сейчас мамочка оденется и покормит Петю», «Маме надо работать». И вот уже сам ребенок говорит смешные «детские» фразы: «Кате надо гулять», «Кате надо дать яблоко» (слово «надо» в детской речи присутствует очень часто, потому что так, как правило, говорят ему родители).

Однако дети слышат, что взрослые между собой говорят иначе, чем с ними, и постепенно переходят на «взрослый» язык. Неизвестно только, проходит ли эта «ломка» без последствий. Ведь детям приходится перестраивать свое самосознание, постепенно приходя к выводу, что тот, кого называли «мальчиком Васей» — это и есть я сам.

Надо сказать, что в норме, ребенок должен начать себя называть «я» не позже трех лет, в противном случае есть вероятность предположить умственную отсталость (ведь только психически больные взрослые называют себя по имени, как дети, и говорят о себе «Петя хочет гулять» и «Миша хочет яблоко»). Норма есть норма, и, конечно, совсем необязательно любое раннее развитие говорит о том, что ребенок — вундеркинд в том или ином смысле. Однако, в упомянутой мною семье все дети выросли очень независимыми, общительными, уверенными в себе людьми, не боящимися жизни. У них было глубокое чувство собственного достоинства, что очень ощущалось всеми окружающими их людьми.

Принято считать, что ребенку легче ориентироваться в том, «кто есть кто», если он часто слышит, как мама называет себя «мамой», папа — «папой», а его самого называют по имени, даже когда о чем-то спрашивают («Что у Васеньки болит?», «Вася хочет кушать?») Но не происходит ли обратное? Не создают ли взрослые ситуацию чрезмерной психологической нагрузки, обращаясь к ребенку и называя себя в 3-ем лице? Особенно если в употреблении только такое обращение. Не обусловливает ли это в какой-то мере и первый «трудный возраст», который иначе проявлялся бы в более приемлемой форме?

Мы недооцениваем наших детей, наделяя их порой способностями, характерными для животных и совсем больных людей. И может быть, стоит если и не исключить полностью обращение к ребенку в третьем лице, то хотя бы использовать также и другие варианты.

Источник: Говорить о себе в третьем лице психологияПочему мы не говорим ему "ты"?http://eva.ru/articles/belyjzverek.htm

Лечение субъективизма

Лечение субъективизма — выработка умения и привычки смотреть на себя со стороны, видеть себя глазами других людей, умение контролировать свои эмоции, преодоление двойного стандарта во взгляде на себя и на других, избавление от эгоизма и яканья (Яканье — детская форма эгоизма, когда ребенок постоянно употребляет формы Я, Мне, У меня. «А мне игрушку!»).

Привыкнуть к последовательному и привычному взгляде на себя со стороны помогает техника «речь в третьем лице». Обычная речь построена так, что о себе мы говорим «я» (естественно), а о других — «они» (например). Так вот, техника «речь в третьем лице», когда вы говорите о себе как о человеке постороннем, говорите о себе (хотя бы и во внутренней речи) в третьем лице, снимает субъективность личного отношения и дает возможность отнестись к себе объективно, как к любому другому.

Вот сотрудник опоздал. Что мы ему скажем? Правильно. А как он должен к этому отнестись? Вот так. А поскольку опоздавший сотрудник — это я, то я и отреагирую не как мне хочется, а как следует нормальному сотруднику.

При привычке использовать форму третьего лица внутренняя речь, оценивающая ваше собственное поведение, приобретает следующий интересный вид: «Этот ответственный работник треплется уже полчаса… Руководитель потерял бдительность и оказался втянут в тупое препирательство… А вот тут — ай, молодец! Поди скушай пирожное».

При творческом подходе эта техника с успехом может быть использована при воспитании детей. Пишет одна из наших учениц, дистантница Елена Стеквашова:

«Ключевой ситуацией оказалась небольшая разборка по поводу подарков к Новому году. Когда Сашка снова заканючил: «А мне?», я подумала: «Яканье надо прекращать. Начнем с речи!» И, вспомнив практику очищения речи от мусора, а также работу над «Тотальным ДА», мы с мужем постановили запретить слова «я, мне, меня, мое» сроком на месяц. Штраф — физические упражнения. Через пару часов в список пришлось включить слова «Ты, тебя» и аналогичные, как провоцирующие яканье. С другой стороны, чтобы общение было адресным, решили в случае необходимости использовать свое имя, но говорить о себе в третьем лице. По факту возникла диссоциация от личной позиции и связанной с нею заморочек.

Результат? За три последующих дня у детей стычки случались, как обычно (их не стало ни больше, ни меньше), но если раньше они регулярно заканчивались чьим-то возмущением и даже ревом, то теперь эти игрища сопровождались гомерическим хохотом обоих.

– Мама, мама, Саша Таню сейчас бить будет!

– Таня у Саши игрушку забрала…

И оба бегают друг за другом с гиканьем и присвистом. Дополнительно этому веселому настроению способствует регулярная пересортица в речи, постоянные приседания и отжимания как детей, так и взрослых. В эти же дни мне надо было делать сыну (по назначению врача) довольно болезненную медицинскую процедуру: так вот, хотя предыдущие дни во время этого он верещал так, как будто его собираются зарезать, теперь он даже внимания на происходящее не обращал — хихикал с сестрицей…»

Тут тоже есть (по крайней мере, я наткнулся) один подводный камень. Мы так с моей женой общались приличное время. Причем получилось это спонтанно, без задумки. И что интересно, действительно разногласий стало меньше, но… интимное влечение у обоих тоже упало. Мало ли что какая-то там Татьяна хочет какого-то Максима… Вот когда Я захочу Тебя, вот тогда и поговорим! Любопытно, что сюда же относятся и всякие «мышки-птички-рыбки», которые в нормальной речи влюбленных легко заменяют местоимения. Понимаете, очень трудно ласкать рыбку – она же скользкая и с плавниками! Так что для сей немаловажной части жизни надо этот тренинг иногда отключать на полчасика. Или – на подольше.

Источник: Лечение субъективизмаПсихологос энциклопедия практической психологииhttp://www.psychologos.ru/articles/view/lechenie_subektivizma

О себе в третьем лице

Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Third Person Person. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.

Некоторые вымышленные персонажи и реальные люди имеют привычку выражаться о себе в третьем лице, как о ком-то другом (по-умному это называется иллеизм). В комиксах, голливудских фильмах и произведениях «лёгкого» жанра такой персонаж с вероятностью 99 % либо имеет уж очень завышенное представление о себе, либо сильно не дружит с головой (причём то и другое нередко сочетается). Бывает и противоположный вариант: самооценка персонажа настолько низка, а индивидуальность настолько задушена, что он просто не считает себя человеком и поэтому не может сказать «я». Это характерно, например, для рабов, которых с большой вероятностью накажут за такую дерзость, как употребление слова «я».

В реальной жизни (и в более продвинутых художественных произведениях), ВНЕЗАПНО, такая привычка может означать совсем иное: склонность смотреть на себя «со стороны», самоиронию и не слишком серьёзное отношение к себе. Поскольку восточная философия проповедует идею отказа от Эго, такая манера выражаться встречается у некоторых индуистских и буддийских святых и мистиков.

С четвёртой стороны, учёные отмечают подобные проявления у маленьких детей, а также у представителей первобытных племён; психологи связывают это с ещё не сформированным осознанием себя как отдельного человека, или неоконченной самоидентификацией (что частично перекликается с предыдущими случаями).

В японском и китайском языках такая форма звучит более естественно, поэтому в аниме и манге это встречается чаще, чем в западных произведениях. Обычно таким образом показывают либо наивность и мечтательность (у детей и юных девушек), либо наличие психологических проблем (у более взрослых персонажей), либо же скромность и учтивость (по традиции самураи и вельможи при обращении к вышестоящему называли себя в третьем лице).

А ещё это может быть связано просто с тем, что персонаж весь из себя эксцентричный и неординарный, «не от мира сего». В особо тяжёлых случаях, когда ещё и грамматика хромает на обе ноги, это уже странный грамматика или язык Халка.

— Это помогает мне оставаться объективным.

Престон: А Престону плевать.

Джимми: Эээ, я, эээ, в смысле, Кларк Девлин любит говорить о себе в третьем лице.

Делайла: Тогда Дел Блейн думает, что ты идиот.

Источник: О себе в третьем лицеДля англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Third Person Person. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда вhttp://posmotre.li/%D0%9E_%D1%81%D0%B5%D0%B1%D0%B5_%D0%B2_%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82%D1%8C%D0%B5%D0%BC_%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%B5

Поиск настоящего себя

Многие из нас не живут. Не живут сами по себе, без социума. Люди нужны нам как воздух. Мы словно фантомы начинаем обретать плотность под взглядами и ожиданиями окружающих. Мы пластичны и принимаем ту форму, которая навязывается обществом, измеряя себя и свои достижения модой, ценностями и взглядами социальной среды, к которой принадлежим. Спросите нас, какие мы, и мы, не задумываясь, огласим весь список, который не будет ни сколько отличаться от мнения большинства. Потому что мы и есть отражение этого мнения.

У нас много друзей, с которыми можно весело провести время, но практически не осталось тех, с которыми можно помолчать. Тех, которых мы знаем всю свою жизнь и понимаем с полуслова. Мы легко заводим новых знакомых и без сожаления расстаемся с ними, когда ситуация меняется. Нам не о чем говорить с одноклассниками на встречах выпускников, потому что мы стали другими, чужими, отстраненными.

Как свое физическое тело мы видим лишь в отражении зеркальных поверхностей, так и свою внутреннюю сущность мы считываем с глаз, слов, мыслей окружающих. Забывая о том, что есть более простой путь — прислушаться к себе.

Только не любим мы к себе прислушиваться — ведь чаще всего там звенящая пустота. Пустота, которую можно и нужно заполнить чем-то настоящим. СВОИМИ мыслями и чувствами, СВОИМИ ценностями и принципами, СВОИМИ целями. Только как их найти, свои-то, если мы привыкли даже о себе думать в третьем лице и в контексте взаимоотношений с кем-либо или оценки окружающими?

Когда-то я прочла высказывание «мне не скучно с собой». Думаю, это и есть истинное мерило «настоящести». Попробуйте остаться на час в пустой комнате. В комнате, в которой только стул и вы. Вы будете изнывать от скуки, но вам даже и в голову не придет подумать о себе, прислушаться к себе, задать себе вопросы, примерить к себе разные цели из длинного списка, который имеет каждый из нас. Какие из них найдут отклик, покажутся родными, близкими своим? Прислушайтесь. Быть может только так и можно определить именно свой путь?

Спросите себя, действительно ли важно для меня то, чем я занимаюсь в жизни, буду ли я более счастлив, если сменю деятельность, город, страну?

Быть может, вам стоит просто сменить образ жизни? Или образ мыслей? А быть может у вас и так все замечательно, и сомнение есть не что иное, как битва внутренних ценностей с представлениями вашего окружения?

Сколько всего важного о себе можно узнать, просто заглянув в себя. Оставшись с собой наедине. Но делаем ли мы это? Делаем ли мы это в метро, в пробках, очередях, ночью во время бессонницы — в те периоды вынужденного бездействия, которые словно созданы для погружения в себя?

Может стоит научиться использовать эти паузы для размышления. Для погружения в себя, для исследования себя настоящего? Думаю, если каждый из нас будет хотя бы полчаса в день уделять разговору с собой, задавать вопросы и прислушиваться к своим ощущениям в ответ на них, мы станем не просто намного успешнее, но что самое главное, намного счастливее. Потому что по настоящему счастлив может быть только САМОДОСТАТОЧНЫЙ человек.

© www.live-and-learn.ru — психологический портал центра «1000 идей»

Авторская разработка центра — методика работы с бессознательным с помощью психологических карт. Подробнее.

Источник: Поиск настоящего себяКогда-то я прочла высказывание «мне не скучно с собой». Думаю это и есть истинное мерило «настоящести». Попробуйте остаться на час в пустой комнате. В комнате, в которой только стул и вы. Вы будете изнывать от скуки, но вам даже и в голову не придет подумать о себе прислушаться к себе, задать себе вопросы, примерить к себе разные цели из длинного списка, который имеет каждый из нас.http://www.live-and-learn.ru/catalog/article/poisk-nastoyashchego-sebya/

psihologvsem.ru

Почему человек говорит (или думает) о себе в третьем лице

К числу таких индивидуальных особенностей, которые не всем приходятся по нраву, относится и привычка говорить о себе в третьем лице, то есть, не «Я пойду прогуляться», а, к примеру, «Антон пойдет прогуляться».

Почему некоторым людям свойственно говорить о себе в третьем лице и о чем это может свидетельствовать?

О чем может говорить такая манера общения?

Исследователи обнаружили, что изложение проблемы от третьего лица устраняет любые эмоциональные предубеждения, связанные с изменой партнера.

Участники смогли рационализировать ситуацию, потому что их собственные эмоции по отношению к ситуации не играли никакой роли.

«Это первые результаты, которые демонстрируют эффективность методики отвлеченного мышления, помогающей справляться с проблемами и принимать более взвешенные решения во время тяжелых личностных испытаний, - говорит автор исследования профессор Игорь Гросссман. - Мы называем это парадоксом Соломона. Он был мудрейшим царем, который никак не мог принимать мудрые решения только в отношении самого себя.

Но наши эксперименты показали, что достаточно человеку думать о себе в третьем лице, то есть абстрагироваться от себя при решении проблем, как его поступки становятся гораздо более рациональными и взвешенными. Это простейший способ решить парадокс Соломона».

Причины говорить о себе в третьем лице с точки зрения психологии

В психологии существует особый эксперимент, в ходе которого его участники рассказывают о себе, говоря от первого, второго или третьего лица и в единственном или множественном числе. При этом они с удивлением отмечают для себя, как меняется их отношение к тому, о чем они рассказывают, и самоощущение в зависимости от того, от какого лица они говорят.

Так вот, если участник эксперимента говорит о себе в третьем лице – то есть, вместо местоимения «Я» использует «Он/Она» или называет себя по имени – ему становится как никогда легко шутить над собой. Кроме этого, такая форма донесения информации до собеседника позволяет максимально четко и искренне заявить о своих истинных намерениях и интересах.

Дело в том, что, говоря таким образом, человек видит ситуацию как бы со стороны и не чувствует себя эмоционально вовлеченным в нее, оставаясь в то же время максимально собранным и сосредоточенным.

Почему люди говорят о себе в третьем лице – как они сами думают?

Окружающие людей, которые часто говорят о себе в третьем лице, нередко считают, что такая привычка свидетельствует о чрезмерно завышенной самооценке. Иногда это предположение не так уж и далеко от истины. Некоторые люди, которые говорят о себе именно так, действительно упиваются собственной важностью и значимостью, ощущая себя едва ли не всемогущими.

Нередко это может быть свойственно высокопоставленным персонам; порой они говорят о себе не только в третьем лице, но и используют державное «Мы».

Однако в большинстве случаев то, что человек говорит о себе как бы со стороны, используется им именно для выражения иронического отношения к самому себе. Возможно, ему было бы неловко рассказать что-то от первого лица, тогда как говоря о себе, как о ком-то стороннем, он словно бы находится вне ситуации.

Одновременно такая манера изложения информации о себе позволяет как бы снизить градус ответственности, словно перекладывая ее на другого человека, о котором идет речь. Таким образом, эта привычка может свидетельствовать и о неуверенности в себе и даже комплексе неполноценности.

В любом случае, люди несовершенны, и у каждого из них должно быть право на маленькие особенности характера, например, такие как привычка говорить о себе точно о ком-то другом.

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

anna-borich.livejournal.com

О себе в третьем лице — Posmotre.li

TVTropes.pngTV TropesДля англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Third Person Person. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« — Вы не знаете Паниковского. Паниковский вас всех продаст, купит и снова продаст. »
— Паниковский

Некоторые вымышленные персонажи и реальные люди имеют привычку выражаться о себе в третьем лице, как о ком-то другом (по-умному это называется иллеизм). В комиксах, голливудских фильмах и произведениях «лёгкого» жанра такой персонаж с вероятностью 99 % либо имеет уж очень завышенное представление о себе, либо сильно не дружит с головой (причём то и другое нередко сочетается). Бывает и противоположный вариант: самооценка персонажа настолько низка, а индивидуальность настолько задушена, что он просто не считает себя человеком и поэтому не может сказать «я». Это характерно, например, для рабов, которых с большой вероятностью накажут за такую дерзость, как употребление слова «я».

В реальной жизни (и в более продвинутых художественных произведениях), ВНЕЗАПНО, такая привычка может означать совсем иное: склонность смотреть на себя «со стороны», самоиронию и не слишком серьёзное отношение к себе. Поскольку восточная философия проповедует идею отказа от Эго, такая манера выражаться встречается у некоторых индуистских и буддийских святых и мистиков.

С четвёртой стороны, учёные отмечают подобные проявления у маленьких детей, а также у представителей первобытных племён; психологи связывают это с ещё не сформированным осознанием себя как отдельного человека, или неоконченной самоидентификацией (что частично перекликается с предыдущими случаями).

В японском и китайском языках такая форма звучит более естественно, поэтому в аниме и манге это встречается чаще, чем в западных произведениях. Обычно таким образом показывают либо наивность и мечтательность (у детей и юных девушек), либо наличие психологических проблем (у более взрослых персонажей), либо же скромность и учтивость (по традиции самураи и вельможи при обращении к вышестоящему называли себя в третьем лице).

А ещё это может быть связано просто с тем, что персонаж весь из себя эксцентричный и неординарный, «не от мира сего». В особо тяжёлых случаях, когда ещё и грамматика хромает на обе ноги, это уже странный грамматика или язык Халка.

Родственный троп — о себе во множественном числе, троп в играх — вид от третьего лица.

Предания[править]

Литература[править]

Русскоязычная[править]
На других языках[править]
« — Вы всегда говорите о себе в третьем лице? — спросил Карелла. — Как свой собственный биограф?

— Это помогает мне оставаться объективным.

»
— Э. Макбейн, «Головоломка»

Кино[править]

« Ханна: Ханне это очень не нравится.Престон: А Престону плевать. »
— Rage and Honor
« Джимми (глядя на водомерку): Мистер Девлин тоже интересуется водомерками… Делайла: Что?!Джимми: Эээ, я, эээ, в смысле, Кларк Девлин любит говорить о себе в третьем лице.Делайла: Тогда Дел Блейн думает, что ты идиот. »
— «Смокинг»
« Почему Вождь говорит о себе в третьем лице? Это помогает цеплять тёлок. »
— Вождь

Телесериалы[править]

Мультфильмы[править]

Мультсериалы[править]

Комиксы[править]

Веб-комиксы[править]

Аниме и манга[править]

Видеоигры[править]

Визуальные романы[править]

Реальная жизнь[править]

Balalaika-videoinspector.jpegБалалайка докладывает:Posmotre.li не стремится ни с кем конфликтовать, и не разжигает никакой сторонний конфликт. Она всего лишь составляет список известных реальных лиц, имевших привычку говорить о себе в третьем лице. Если эта статья задевает ваши чувства (например, рассказывает неприглядную правду об особо милом лично вам деятеле) — предлагаем вам просто не перечитывать текст (однако и не портить его).
« Но вот подходит к сундукуСам автор этих строк… »
— «Сундук»

posmotre.li

Ребенок говорит о себе в третьем лице или путает пол

У родителей всегда найдется повод для переживаний. Казалось бы, совсем недавно ребенок вообще не разговаривал, и вот, наступил долгожданный «прорыв» и малыш постоянно пытается что-то вам рассказать. Но о себе он почему-то говорит как будто со стороны: «Дима хочет пить» или «Катя надела платье». Нормально ли это, а если да, то до какого возраста? Как научить ребенка говорить о себе, как взрослый – «Я»? И что делать, если малыш зовет себя «Я», но при этом путает окончания, говоря «сделала» вместо «сделал»?

Проблемы самоидентификации: ребенок говорит о себе в третьем лице или путает пол

 

Когда ребенок начинает говорить о себе в третьем лице?

Все знают, что маленькие дети часто говорят о себе в третьем лице. Психологи связывают это с несформированным осознанием себя как отдельного человека, или неоконченной самоидентификацией.

Родителям не терпится научить малыша говорить, и они акцентируют его внимание на самых простых и важных словах: «мама, папа» и, конечно, имени самого ребенка. Известно, что первые слова у детей – это те, которые они слышат чаще всего. В сознании крохи закрепляются образы близких и понимание, как его зовут. Он может показывать на собственное отражение в зеркале, называя себя, например, «лялей» или своим именем. В полтора-два года формируется фразовая речь, и малыш начинает соединять слова в простые предложения. Вот в это время и начинается употребление детьми в речи словосочетаний типа «Возьми Катю на ручки».

 

 

Самоидентификация, или осознание ребенком своего «Я»

Ребенок осознает себя как личность постепенно. Считается, что лишь к собственному трехлетию дети психологически «сепарируются», или отделяются, от матери. Конечно, процесс это не одномоментный, однако обычно именно на возраст 3 года приходится кризис осознания себя как личности. Малыш начинает понимать, что он – не часть мамы, не какой-то абстрактный мальчик или девочка, а «Я». Он уверенно утверждает «Я хочу», «Дай мне». В трехлетнем возрасте дети настойчиво отстаивают свою самостоятельность, что может выражаться в капризах, негативизме, упрямстве, непослушании.

 

Если ребенок говорит о себе во втором лице

Примерно с середины третьего года жизни до 3 лет все малыши проходят некий этап самосознания. Активно пополняется словарный запас, ребенок, как губка, впитывает в себя всё, что слышит. Некоторые дети на вопрос: «Хочешь пить?» отвечают: «Хочешь». Это нормально для детей третьего года жизни, но специалисты утверждают – в три года подобного уже быть не должно. Речь трехлетки довольно понятна даже для посторонних, грамотно построена и содержит обозначение себя как «Я». Если у вашего ребенка есть отклонения от данных норм, рекомендуем обратиться к специалисту (неврологу, психологу).

 

До какого возраста ребенок говорит о себе в третьем лице?

Почти во всех семьях, где есть маленькие дети, с ними принято разговаривать определенным образом: «Сейчас мама Вову оденет, и Вова пойдет гулять»; «Маше понравилась кашка?»; «Мама и папа купят Дашеньке куколку». Такое обращение в чем-то оправдано с малышами, которым несколько месяцев от роду. Но мамы так вживаются в этот «отстраненный» образ, что продолжают говорить о себе в третьем лице и с двухлетками, да что там – порой и с четырехлетними детьми! Неудивительно, что дети, учась у взрослых, начинают повторять за ними: «Дай Кате яблоко» или «Саша хочет погулять». Родителям это кажется милым и даже забавным, но до определенного возраста. Если ребенок хорошо говорит, но называет себя по имени, это несколько режет слух.

Обычно дети перестают говорить о себе в третьем лице примерно к 3 годам. Психологи объясняют такую «революцию» детской речи взрослением и формирующимся самосознанием. Однако существуют примеры семей, в которых о детях никогда не говорили отстраненно, в третьем лице, и всегда обращались, как к остальным людям: «Ты хочешь пойти гулять?», «Какая игрушка тебе больше нравится?», «Я сейчас надену тебе штанишки». В остальном воспитание этих малышей ничем не отличалось от воспитания в обычных семьях: их так же сильно опекали, особо не поощряли их самостоятельность. Удивительно, но такие детишки не только никогда не говорили о себе в третьем лице, но и «кризис 3 лет» у них вообще никак не проявлял себя. Не было ни упрямства, ни негативизма, ни подчеркнутого «Я сам!».

Из приведенного примера становится понятно: проблема с переходом от третьего лица к первому в обозначении себя вполне может быть вызвана неправильным обращением к малышу взрослых. Представьте себя на месте ребенка! Говоря с ним, мама называет себя мамой, папа – папой, а бабушка – бабушкой. А при общении друг с другом родители говорят о себе совсем по-другому. К самому ребенку, даже в вопросах, обращаются: «Даша хочет кушать?». Вот и приходится малышу самостоятельно перестраиваться на «взрослую» речь, попутно переживая пресловутую самоидентификацию. Может, не стоит усложнять жизнь своим детям?

Некоторые психологи вообще не рекомендуют использовать в своей речи обозначение себя и ребенка в третьем лице. Таким образом, вы повысите шансы вырастить его независимым, уверенным в себе, активным и общительным. Если для вас обращение на «ты» и «я» – непосильная задача, рекомендуем хотя бы прислушаться к тому, как вы говорите с малышом. Попробуйте «разбавить» третье лицо первым. Говорите о себе «я готовлю обед», а не «мама готовит обед». Это определенно поможет вашему ребенку приблизиться к «нормальной» речи.

 

Ребенок (мальчик) говорит о себе в женском роде: это нормально?

Часто бывает, что мальчики говорят о себе в женском роде. Слышать из уст маленького сына фразы: «Я поела», «Я играла», «Я взяла» маме несколько странно, а некоторым даже страшновато. Девочки несколько реже говорят о себе в мужском роде, и обычно родителей это не так беспокоит. Причина подобной путаницы бывает банальна: мальчик проводит очень много времени с мамой, бабушкой или сестрой и попросту копирует их. Девочки говорят о себе как о мальчике реже, потому что обычно воспитание все-таки является женским делом. Исключение – когда девочка растет с одним папой или много времени проводит с братьями.

Не ругайте сына (или дочку) за «неправильное» произношение. Вообще не заостряйте внимание на этом вопросе. Просто продолжайте называть ребенка нормально, в соответствии с его полом. Если сын говорит: «Я построИЛА дорогу», ответьте: «Покажи, какую дорогу ты построИЛ! Вот какой ты отличный строитель!». Подчеркивайте в разговорах с ребенком разницу в поведении мужчин и женщин. Показывайте радость, если сын вам помог: «Ты настоящий мужчина, помогаешь женщине!». И не воспринимайте временные трудности с половой самоидентификацией у ребенка как проблему.

 

Когда ребенок начинает говорить о себе в первом лице и когда пора волноваться?

Родители, чьи малыши хорошо говорят, но постоянно называют себя в третьем лице, несомненно, интересует вопрос: «Когда ребенок начинает говорить о себе «Я»?».

Как уже было сказано выше, обычно дети перестают говорить о себе отстраненно к трем годам.

Если ваш ребенок в 3 года по-прежнему говорит о себе в третьем лице, не спешите паниковать, а прислушайтесь к собственной речи. Возможно, пора перестать недооценивать своего малыша и начать обращаться к нему, как к взрослому.

В 4 года редкие дети говорят о себе в третьем лице. Если же ваш малыш относится к таким детям, не спешите считать это признаком аутизма. Возможно, взрослые сами путают ребенка, говоря неправильно. Плюс, скорее всего, у него еще не до конца пройдет этап самоидентификации. Однако проконсультироваться у детского психолога и дефектолога все же не помешает.

 

Формирование правильного восприятия самого себя – важная часть жизни маленького ребенка. Желаем вам пройти этот период легко и не забывать о том, что малыш очень умен и восприимчив к речи взрослых.

 

Специально для lovingmama.ru

 

lovingmama.ru

Лечение субъективизма - Психологос

Лечение субъективизма - выработка умения и привычки смотреть на себя со стороны, видеть себя глазами других людей, умение контролировать свои эмоции, преодоление двойного стандарта во взгляде на себя и на других, избавление от эгоизма и яканья (Яканье - детская форма эгоизма, когда ребенок постоянно употребляет формы Я, Мне, У меня. «А мне игрушку!»).

Речь в третьем лице

Привыкнуть к последовательному и привычному взгляде на себя со стороны помогает техника «речь в третьем лице». Обычная речь построена так, что о себе мы говорим «я» (естественно), а о других — «они» (например). Так вот, техника «речь в третьем лице», когда вы говорите о себе как о человеке постороннем, говорите о себе (хотя бы и во внутренней речи) в третьем лице, снимает субъективность личного отношения и дает возможность отнестись к себе объективно, как к любому другому.

Вот сотрудник опоздал. Что мы ему скажем? Правильно. А как он должен к этому отнестись? Вот так. А поскольку опоздавший сотрудник — это я, то я и отреагирую не как мне хочется, а как следует нормальному сотруднику.

При привычке использовать форму третьего лица внутренняя речь, оценивающая ваше собственное поведение, приобретает следующий интересный вид: «Этот ответственный работник треплется уже полчаса… Руководитель потерял бдительность и оказался втянут в тупое препирательство… А вот тут — ай, молодец! Поди скушай пирожное».

При творческом подходе эта техника с успехом может быть использована при воспитании детей. Пишет одна из наших учениц, дистантница Елена Стеквашова:

"Ключевой ситуацией оказалась небольшая разборка по поводу подарков к Новому году. Когда Сашка снова заканючил: «А мне?», я подумала: «Яканье надо прекращать. Начнем с речи!» И, вспомнив практику очищения речи от мусора, а также работу над «Тотальным ДА», мы с мужем постановили запретить слова «я, мне, меня, мое» сроком на месяц. Штраф — физические упражнения. Через пару часов в список пришлось включить слова «Ты, тебя» и аналогичные, как провоцирующие яканье. С другой стороны, чтобы общение было адресным, решили в случае необходимости использовать свое имя, но говорить о себе в третьем лице. По факту возникла диссоциация от личной позиции и связанной с нею заморочек.

Результат? За три последующих дня у детей стычки случались, как обычно (их не стало ни больше, ни меньше), но если раньше они регулярно заканчивались чьим-то возмущением и даже ревом, то теперь эти игрища сопровождались гомерическим хохотом обоих.

– Мама, мама, Саша Таню сейчас бить будет!

– За что?

– Таня у Саши игрушку забрала…

И оба бегают друг за другом с гиканьем и присвистом. Дополнительно этому веселому настроению способствует регулярная пересортица в речи, постоянные приседания и отжимания как детей, так и взрослых. В эти же дни мне надо было делать сыну (по назначению врача) довольно болезненную медицинскую процедуру: так вот, хотя предыдущие дни во время этого он верещал так, как будто его собираются зарезать, теперь он даже внимания на происходящее не обращал — хихикал с сестрицей…"

Предупреждение:

Тут тоже есть (по крайней мере, я наткнулся) один подводный камень. Мы так с моей женой общались приличное время. Причем получилось это спонтанно, без задумки. И что интересно, действительно разногласий стало меньше, но… интимное влечение у обоих тоже упало. Мало ли что какая-то там Татьяна хочет какого-то Максима… Вот когда Я захочу Тебя, вот тогда и поговорим! Любопытно, что сюда же относятся и всякие «мышки-птички-рыбки», которые в нормальной речи влюбленных легко заменяют местоимения. Понимаете, очень трудно ласкать рыбку – она же скользкая и с плавниками! Так что для сей немаловажной части жизни надо этот тренинг иногда отключать на полчасика. Или – на подольше.

www.psychologos.ru

Ты — Мы — Он

Задача упражнения —говорить о себе в ином лице и числе. Я. Ты. Он. Мы. Вы. Они. Безлично.

И это все - местоимения для говорения о себе!

Какие бы ни были привычные формы, проживание их всех одна за другой, день за днем, с интересом и любовью, с открытием сильных и слабых сторон в каждой из них — это сильная практика. Это — Дистанция.

Полный цикл берет семь дней: все шесть местоимений + безличная форма; в укороченном варианте предлагается прожить формы «Ты, Мы, Он». Итак:

  1. Безличная форма удивительна своей бесконфликтностью и трансовостью. Нет никого с кем спорить и кому сопротивляться. Истина. Облако, плывущее в небе. Свобода. Свобода от привычных шаблонов.
  2. Когда люди говорят о себе в третьем лице множественного числа, они обнаруживают удивительную вещь – пропадает всяческое желание что-либо делать за рамками накатанного, они легко двигаются по колее и практически ничего не чувствуют, все нормально, люди делают то, что делают и не сомневаются и не рефлексируют, просто колесят вперед и вперед, другие воспринимают их слегка настороженно и все пытаются выяснить сколько же их, но их это не задевает, они понимают человеческие трудности и движутся дальше.
  3. Когда вы говорите о себе во втором лице множественного числа, то первое, что вы обнаруживаете, что окружающие начинают подтягиваться и строиться рядами, а дальше запрягаются и норовят свалить. Вы можете легко говорить о себе, остальным вас тяжело слушать. Вы можете легко повелевать окружающими: вы просто решаете, что вы хотите вложить в них и рассказываете о своем опыте, который вы пережили, и при этом внедряете его в них.
  4. Когда мы говорим о себе в первом лице множественного числа, то обнаруживаем странную и очень приятную вещь, у нас возникает чувство единства с окружающими и поддержки, у нас появляется такое чувство, что мы с каждым предложением становимся сильнее и добрее, мы чувствуем себя во главе огромной армии и знаем, что за нашими плечами – сила.
  5. Когда человек говорит о себе в третьем лице единственного числа, то он обнаруживает, что становится удивительно легко шутить над собой, удивительно легко четко и внятно объяснять, что он хочет и что он будет делать – со стороны ему реально виднее, ему легко поговорить, сложные моменты во взаимоотношениях с подчиненными, не вовлекаясь в чувства, а оставаясь в пределах общего дела и общей цели.
  6. Когда ты говоришь о себе во втором лице единственного числа, то уже со второй фразы ты чувствуешь полное превосходство над собеседником в разговоре. Ты ведешь туда, куда ты хочешь, и ты можешь говорить все, что ты хочешь, не боясь, что за слова придется отвечать. Ты знаешь все: и истину и её покровы, и как тебе нужно делать и когда тебе нужно ждать, и зачем ты это делаешь и что ты от этого получаешь. Ты хочешь – ты получаешь.
  7. Когда я говорю о себе лично, как «Я» – я живу своей собственной жизнью! И когда я говорю о себе Я – я говорю это для себя. И я чувствую, что Я живу для себя, а не для того чтобы выстраивать под себя окружающих или подстраиваться под них. Я – наполняюсь тем, что есть во мне самом – своими самыми глубокими чувствами. Я – достаточен для себя. Я понимаю, что я – одновременно и радость и боль, я и пугаю и привлекаю, я живу отдельно, сам по себе и в тоже время Я присутствую в мире и в моем Я – звучит моя собственная сила, моя полнота и радость жизни.

Элементарный маркер укороченного режима — когда-то отсутствие в речи местоимения «Я», когда-то, напротив, четкое именно «Я-высказывание».

www.psychologos.ru