Говорить о себе в третьем лице психология. Психология говорить о себе в третьем лице
Почему человек говорит о себе в третьем лице Психология
Текст Психология"Почему человек говорит о себе в третьем лице":
Привычка рассказывать о себе, используя третье лицо, может показаться кому-то нарочитой и даже раздражающей. На самом деле говорящий таким образом человек вовсе не обязательно стремится самоутвердиться за чей-то счет и выделиться на фоне остальных. О чем может говорить такая манера общения? Иногда приходится общаться с такими людьми, привычки которых могут показаться необычными, а кому-то особенно чувствительному – даже неприятными. К числу таких индивидуальных особенностей, которые не всем приходятся по нраву, относится и привычка говорить о себе в третьем лице, то есть, не «Я пойду прогуляться», а, к примеру, «Антон пойдет прогуляться». Почему некоторым людям свойственно говорить о себе в третьем лице и о чем это может свидетельствовать?
Причины говорить о себе в третьем лице с точки зрения психологии
В психологии существует особый эксперимент, в ходе которого его участники рассказывают о себе, говоря от первого, второго или третьего лица и в единственном или множественном числе. При этом они с удивлением отмечают для себя, как меняется их отношение к тому, о чем они рассказывают, и самоощущение в зависимости от того, от какого лица они говорят. Так вот, если участник эксперимента говорит о себе в третьем лице – то есть, вместо местоимения «Я» использует «Он/Она» или называет себя по имени – ему становится как никогда легко шутить над собой. Кроме этого, такая форма донесения информации до собеседника позволяет максимально четко и искренне заявить о своих истинных намерениях и интересах. Дело в том, что, говоря таким образом, человек видит ситуацию как бы со стороны и не чувствует себя эмоционально вовлеченным в нее, оставаясь в то же время максимально собранным и сосредоточенным.
Почему люди говорят о себе в третьем лице – как они сами думают?
Окружающие людей, которые часто говорят о себе в третьем лице, нередко считают, что такая привычка свидетельствует о чрезмерно завышенной самооценке. Иногда это предположение не так уж и далеко от истины. Некоторые люди, которые говорят о себе именно так, действительно упиваются собственной важностью и значимостью, ощущая себя едва ли не всемогущими. Нередко это может быть свойственно высокопоставленным персонам; порой они говорят о себе не только в третьем лице, но и используют державное «Мы».В любом случае, люди несовершенны, и у каждого из них должно быть право на маленькие особенности характера, например, такие как привычка говорить о себе точно о ком-то другом.
Прислал: Щербакова Анастасия . 2017-09-18 14:41:16
psihologiya.biniko.com
Говорить о себе в третьем лице психология
Говорить о себе в третьем лице психология
Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами.
За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. v.3.4.209
«Вот сейчас мама Сашеньку оденет, сейчас возьмет на ручки», — такое обращение к ребенку можно услышать почти в каждой семье, где есть малыш. Это — как бы некая традиция, по которой принято обращаться к ребенку в третьем лице. И сам ребенок говорит о себе так же: «Дай Маше чаю», «Катя хочет яичко», «Возьми Наденьку на ручки» т.д.
И вот возникает вопрос, а не только ли под влиянием ли взрослых ребенок на первых годах своей жизни говорит о себе как бы со стороны? Ведь это они, взрослые, называли его по имени, причем именно когда говорили о его желаниях и действиях: «Дать Кате яблоко?», «Катя пойдет гулять». И, что еще важнее, подавали ему пример, говоря так о самом себе (ведь известно, что ребенок учится говорить, слушая, как говорят взрослые): «Сейчас мамочка оденется и покормит Петю», «Маме надо работать». И вот уже сам ребенок говорит смешные «детские» фразы: «Кате надо гулять», «Кате надо дать яблоко» (слово «надо» в детской речи присутствует очень часто, потому что так, как правило, говорят ему родители).
Однако дети слышат, что взрослые между собой говорят иначе, чем с ними, и постепенно переходят на «взрослый» язык. Неизвестно только, проходит ли эта «ломка» без последствий. Ведь детям приходится перестраивать свое самосознание, постепенно приходя к выводу, что тот, кого называли «мальчиком Васей» — это и есть я сам.
Надо сказать, что в норме, ребенок должен начать себя называть «я» не позже трех лет, в противном случае есть вероятность предположить умственную отсталость (ведь только психически больные взрослые называют себя по имени, как дети, и говорят о себе «Петя хочет гулять» и «Миша хочет яблоко»). Норма есть норма, и, конечно, совсем необязательно любое раннее развитие говорит о том, что ребенок — вундеркинд в том или ином смысле. Однако, в упомянутой мною семье все дети выросли очень независимыми, общительными, уверенными в себе людьми, не боящимися жизни. У них было глубокое чувство собственного достоинства, что очень ощущалось всеми окружающими их людьми.
Принято считать, что ребенку легче ориентироваться в том, «кто есть кто», если он часто слышит, как мама называет себя «мамой», папа — «папой», а его самого называют по имени, даже когда о чем-то спрашивают («Что у Васеньки болит?», «Вася хочет кушать?») Но не происходит ли обратное? Не создают ли взрослые ситуацию чрезмерной психологической нагрузки, обращаясь к ребенку и называя себя в 3-ем лице? Особенно если в употреблении только такое обращение. Не обусловливает ли это в какой-то мере и первый «трудный возраст», который иначе проявлялся бы в более приемлемой форме?
Мы недооцениваем наших детей, наделяя их порой способностями, характерными для животных и совсем больных людей. И может быть, стоит если и не исключить полностью обращение к ребенку в третьем лице, то хотя бы использовать также и другие варианты.
Источник: Говорить о себе в третьем лице психологияПочему мы не говорим ему "ты"?http://eva.ru/articles/belyjzverek.htm
Лечение субъективизма
Лечение субъективизма — выработка умения и привычки смотреть на себя со стороны, видеть себя глазами других людей, умение контролировать свои эмоции, преодоление двойного стандарта во взгляде на себя и на других, избавление от эгоизма и яканья (Яканье — детская форма эгоизма, когда ребенок постоянно употребляет формы Я, Мне, У меня. «А мне игрушку!»).
Привыкнуть к последовательному и привычному взгляде на себя со стороны помогает техника «речь в третьем лице». Обычная речь построена так, что о себе мы говорим «я» (естественно), а о других — «они» (например). Так вот, техника «речь в третьем лице», когда вы говорите о себе как о человеке постороннем, говорите о себе (хотя бы и во внутренней речи) в третьем лице, снимает субъективность личного отношения и дает возможность отнестись к себе объективно, как к любому другому.
Вот сотрудник опоздал. Что мы ему скажем? Правильно. А как он должен к этому отнестись? Вот так. А поскольку опоздавший сотрудник — это я, то я и отреагирую не как мне хочется, а как следует нормальному сотруднику.
При привычке использовать форму третьего лица внутренняя речь, оценивающая ваше собственное поведение, приобретает следующий интересный вид: «Этот ответственный работник треплется уже полчаса… Руководитель потерял бдительность и оказался втянут в тупое препирательство… А вот тут — ай, молодец! Поди скушай пирожное».
При творческом подходе эта техника с успехом может быть использована при воспитании детей. Пишет одна из наших учениц, дистантница Елена Стеквашова:
«Ключевой ситуацией оказалась небольшая разборка по поводу подарков к Новому году. Когда Сашка снова заканючил: «А мне?», я подумала: «Яканье надо прекращать. Начнем с речи!» И, вспомнив практику очищения речи от мусора, а также работу над «Тотальным ДА», мы с мужем постановили запретить слова «я, мне, меня, мое» сроком на месяц. Штраф — физические упражнения. Через пару часов в список пришлось включить слова «Ты, тебя» и аналогичные, как провоцирующие яканье. С другой стороны, чтобы общение было адресным, решили в случае необходимости использовать свое имя, но говорить о себе в третьем лице. По факту возникла диссоциация от личной позиции и связанной с нею заморочек.
Результат? За три последующих дня у детей стычки случались, как обычно (их не стало ни больше, ни меньше), но если раньше они регулярно заканчивались чьим-то возмущением и даже ревом, то теперь эти игрища сопровождались гомерическим хохотом обоих.
– Мама, мама, Саша Таню сейчас бить будет!
– Таня у Саши игрушку забрала…
И оба бегают друг за другом с гиканьем и присвистом. Дополнительно этому веселому настроению способствует регулярная пересортица в речи, постоянные приседания и отжимания как детей, так и взрослых. В эти же дни мне надо было делать сыну (по назначению врача) довольно болезненную медицинскую процедуру: так вот, хотя предыдущие дни во время этого он верещал так, как будто его собираются зарезать, теперь он даже внимания на происходящее не обращал — хихикал с сестрицей…»
Тут тоже есть (по крайней мере, я наткнулся) один подводный камень. Мы так с моей женой общались приличное время. Причем получилось это спонтанно, без задумки. И что интересно, действительно разногласий стало меньше, но… интимное влечение у обоих тоже упало. Мало ли что какая-то там Татьяна хочет какого-то Максима… Вот когда Я захочу Тебя, вот тогда и поговорим! Любопытно, что сюда же относятся и всякие «мышки-птички-рыбки», которые в нормальной речи влюбленных легко заменяют местоимения. Понимаете, очень трудно ласкать рыбку – она же скользкая и с плавниками! Так что для сей немаловажной части жизни надо этот тренинг иногда отключать на полчасика. Или – на подольше.
Источник: Лечение субъективизмаПсихологос энциклопедия практической психологииhttp://www.psychologos.ru/articles/view/lechenie_subektivizma
О себе в третьем лице
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Third Person Person. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
Некоторые вымышленные персонажи и реальные люди имеют привычку выражаться о себе в третьем лице, как о ком-то другом (по-умному это называется иллеизм). В комиксах, голливудских фильмах и произведениях «лёгкого» жанра такой персонаж с вероятностью 99 % либо имеет уж очень завышенное представление о себе, либо сильно не дружит с головой (причём то и другое нередко сочетается). Бывает и противоположный вариант: самооценка персонажа настолько низка, а индивидуальность настолько задушена, что он просто не считает себя человеком и поэтому не может сказать «я». Это характерно, например, для рабов, которых с большой вероятностью накажут за такую дерзость, как употребление слова «я».
В реальной жизни (и в более продвинутых художественных произведениях), ВНЕЗАПНО, такая привычка может означать совсем иное: склонность смотреть на себя «со стороны», самоиронию и не слишком серьёзное отношение к себе. Поскольку восточная философия проповедует идею отказа от Эго, такая манера выражаться встречается у некоторых индуистских и буддийских святых и мистиков.
С четвёртой стороны, учёные отмечают подобные проявления у маленьких детей, а также у представителей первобытных племён; психологи связывают это с ещё не сформированным осознанием себя как отдельного человека, или неоконченной самоидентификацией (что частично перекликается с предыдущими случаями).
В японском и китайском языках такая форма звучит более естественно, поэтому в аниме и манге это встречается чаще, чем в западных произведениях. Обычно таким образом показывают либо наивность и мечтательность (у детей и юных девушек), либо наличие психологических проблем (у более взрослых персонажей), либо же скромность и учтивость (по традиции самураи и вельможи при обращении к вышестоящему называли себя в третьем лице).
А ещё это может быть связано просто с тем, что персонаж весь из себя эксцентричный и неординарный, «не от мира сего». В особо тяжёлых случаях, когда ещё и грамматика хромает на обе ноги, это уже странный грамматика или язык Халка.
- Старше, чем феодализм — Библия, Ветхий Завет. Первые пять книг Ветхого Завета называются Пятикнижием Моисеевым, так как приписываются Моисею. При этом в четырёх из них действует сам Моисей. Получается, Моисей писал о себе в третьем лице. Хотя в пятой книге (Второзаконии) есть и изрядная доля текста непосредственно от лица Моисея.
- Обычная мэрисьюшная литература — это где автор вводит в произведение себя или человека, подозрительно похожего на себя, и, естественно, пишет о таком персонаже от первого лица. А знакомый автора этих строк в школьные годы писал повести, где протагонист-супергерой звался как он, по сути и был он, но повести были написаны от третьего лица. Несколько нестандартно для явления Мэри-Сью, и в то же время получаются очень архетипичные мэрисьюшные повести.
- «Поединок» А. Куприна: Ромашов иногда думает о себе в третьем лице — как если бы о нём так думали другие. Взрослея, он открывает своё «я» и эту привычку оставляет.
- Атаман Краснов написал свои мемуары о Гражданской войне в третьем лице. То ли считал нескромным писать в первом, то ли под Цезаря косил (см. #Зарубежные авторы) — непонятно.
- «Золотой телёнок»: замечено в речи Паниковского, когда тот бывал задет за живое и азартно артачился. «Поезжайте в Киев, и спросите, кем Паниковский был до войны!» См. также эпиграф к статье.
- По наблюдениям автора правки (и непосредственно из реальной жизни, и на основе примеров с вымышленными, но опирающимися на реал персонажами), такое было вообще характерно для одесских и местечковых евреев.
- «Сказка о Тройке» братьев Стругацких. Карикатурно-вальяжный советский начальник Лавр Федотович Вунюков регулярно высказывается именно в такой манере, например: «Народу не нужны нездоровые сенсации. Народу нужны здоровые сенсации», «Народ [т. е. „лично я“] любит бифштексы с кровью», и даже проговаривается в духе «Народ устал [вместо „я устал“] и предлагает завершить заседание».
- Эта деталь образа Вунюкова — прозрачный намёк на Сталина (см. раздел #Реальная жизнь).
- «Архимаг»: представители расы дэвкаци говорят о себе в третьем лице. Как и обо всех в третьем лице, потому как в их языке нет личных местоимений, а в грамматике отсутствуют лица, кроме, по сути третьего. Называние происходит лишь по именам. Получается что-то вроде: «Петя приветствует Васю. Куда Вася идёт?» — «Вася идёт на базар».
- Для других рас такая манера речи звучит как язык Халка, и отчасти из-за этого у дэвкаци незаслуженная репутация недалёких дикарей.
- «Отблески Этерны»: большинство гоганов изъясняются крайне витиевато, называя в третьем лице не только себя, но и собеседника. Причем имён они не употребляют, а выражаются либо путём сложных конструкций (например, «сын моего отца» — это гоган себя имеет в виду), либо с помощью принятых среди гоганов эпитетов для различных людей.
- Всё потому, что гоганы — местная разновидность евреев.
- В повести Дмитрия Емца «В когтях каменного века» (также выходила под названием «Звездолёт из каменного века») так говорят все пещерные люди, включая главных героев Агама и Росу. Третий главный герой, попаданец Вася, за проведённое с ними время тоже привыкает так говорить.
- Л. Андреев, «Иуда Искариот» — такая манера у самого Иуды. Особенно хороша вот эта его фраза: «Кто обманывает Иуду? кто прав?»
- Волкодав: Истовик-камень. Мальчишка-раб Каттай крепко знает, что раб не только не должен говорить о себе «я», но еще и должен постоянно унижаться в духе «Дозволено ли будет ничтожному рабу отвлечь доброго господина вопросом?»
- Юлий Цезарь из одноимённого произведения Шекспира.
- В своих «Записках о Галльской войне» Цезарь действительно писал о себе в третьем лице (равно, как и Ксенофонт в «Анабасисе» — но он-то писал мемуары под псевдонимом, чтобы можно было на все лады хвалить себя, любимого — и при этом не выглядеть нескромным).
- Это потому, что долгое время в мемуарной литературе считалось дурным тоном использовать первое лицо.
- Эркюль Пуаро из детективов Агаты Кристи, чья самооценка завышена вполне оправданно, тоже замечен за иллеизмом.
- Голлум, когда в нём пробуждается личность Смеагола: «Ушёл, ушёл! Смеагол свободен!» Во всех остальных случаях — «моя пррелесссть».
- «Гарри Поттер» же! Добби и другие домашние эльфы всегда говорят о себе так. Это может объясняться их статусом рабов, но Добби не перестал так говорить даже после того, как Гарри его освободил.
- Там же. Внезапно, Волдеморт, особенно в моменты ярости или ликования. Интересно, что Том Реддл, насколько можно судить, этим не страдал.
- «Песнь Льда и Пламени»:
- Эссосские рабы. Раба сурово наказывают, вздумай он сказать о себе «я явился и жду приказов» вместо «этот явился и ждёт приказов».
- Миссандея не бросила эту привычку даже после того, как получила от Дейнерис «вольную». Так и продолжала говорить в третьем лице: «Ваша раба сотрудница на зарплате позволит себе посоветовать…» (На самом деле — «ваша слуга» вместо «ваша раба».)
- Туда же и Бельвас-Силач: «Бельвас любит покушать. Еда даёт силу».
- «Безликие» — секта ассасинов, проповедующая полный отказ от своей индивидуальности и свободных волевых решений (у них это называется «стать никем», и без этого нельзя сделаться одним из них). Они говорят не «я видел», а «человек видел»; не «я проиграла», а «женщина проиграла». Что характерно, именно эссосскими рабами секта и была основана.
- Очень похожая манера выражаться у жителей эссосского города Лората. Только там уже происхождение у неё другое: так было принято по законам древней, ныне вымершей лоратийской религии.
- Этим пользуется один из Безликих, который косит под лоратийца, путешествуя по Вестеросу: «Человек имеет честь быть Якеном Хгаром из вольного города Лората». Что характерно, в третьем лице он говорит обо всех, не только о себе: «Девочка назвала Человеку его имя?»
- Теон — после обработки у Рамси Сноу — называет себя Вонючкой в третьем лице: «Вонючка не хотел прогневать милорда! Вонючка помнит правила!», «Хозяин, не наказывайте вашего Вонючку…»
- Эссосские рабы. Раба сурово наказывают, вздумай он сказать о себе «я явился и жду приказов» вместо «этот явился и ждёт приказов».
- «Малазанская книга павших» — завсегдатай таверны «Феникс» Крупп говорит о себе в третьем лице.
- Бодэ — художница из цикла Джека Чалкера «Ветры перемен».
- Ноэлла Кордель из детективного романа Фреда Варгаса «Игра Нептуна».
- Ирвинг Кратч из романа Эда Макбейна «Головоломка».
— Это помогает мне оставаться объективным.
- Старик Наката из романа Мураками «Кафка на пляже».
- «Аптекарская роза» и другие детективные романы про Оуэна Арчера — знахарка Магда Дигби.
- Сесилия Дарт-Торнтон, «Битва вечной ночи» — лебединая дева Витбью (в данном случае это как раз-таки от гордыни). А ещё она любит играть в аллитерации (например: «Прячущиеся в прудах призраки любят лошадей, не людей»).
- Джек Дуглас Хорн, «Грань»: колдунья Мать Хило (в оригинале она ещё и коверкает язык, в русском переводе этот момент опустили). Причём это часть её образа вуду-колдуньи, при желании она может говорить и нормально.
- Лене Каабербол, «Огненное озеро» (из серии книг во вселенной W.I.T.C.H.) — человекоподобный лягушонок Реб. Кроме того, он часто повторяет «О нет» и «О да».
- «Город Смерти» Самуэля Дилейни: герцогский сын с промытыми мозгами говорит о себе именно в третьем лице. Причём он пошёл ещё дальше: «эти руки сделали…» вместо «я сделал…» Нормально стал изъясняться только после того, как пришёл в себя.
- Ллойд Александер, цикл «Хроники Придейна» — Гурджи. «Гурджи тоже шёл в бой, о да! Он бумкал кулаками, он хрумкал зубами, он кидался на врагов прыгами и лягал их дрыгами! Свирепые враги ударили Гурджи по бедной слабой голове, но храбрый Гурджи не убежал! О нет! О да!»
- Розмари Уэллс, «На синей комете» — китаянка мисс Чау, напополам со странный грамматика: «Мисс Чау всё слышать! Мисс Чау помогать отпереть закрытая дверь. Память Оскар. Просто. Совсем просто. Китайский метод. Проверять две тысячи лет!»
- Лесли Риис. В приступе нежности к милому зверьку коале мальчик Малкольм говорит ему: «Хороший, хороший коала… Малкольм никогда тебя не обидит».
- Ричард Лаймон, «Котята» — Моника.
- Рик Риордан, серия про Перси Джексона — гарпия Элла.
- Роберт Джордан, Колесо Времени — так обязаны говорить шончанские дамани.
- Петер Кристен Асбьёрнсен, «Рассказы Берты Туппенхаук» — Берта иногда любит о себе так говорить.
- Советская кинокомедия «Близнецы» (1945): комично-самодовольный и некомпетентный начальник Еропкин (М. Жаров) любил похваляться в такой форме: «Еропкин сказал — значит, ВСЁ!»
- «Запретное царство»: девушка по имени Золотой Воробей.
- «Невероятные приключения итальянцев в России»: Розарио Агро ещё никто не обзывал беременным!
- «Хороший, плохой, злой»: когда Туко хочет сообщить собеседнику о собственной крутости, то начинает говорить о себе в третьем лице.
- В рукопашном боевике «Честь и ярость» (1992) уличная бандитка Ханна — главарь шайки своеобразных «уличных амазонок» — имеет привычку говорить о себе именно так. Один из главных героев, Престон (Р. Нортон), даже потроллил её насчет этого:
Престон: А Престону плевать.
- Спародировано в «Смокинге» с Джеки Чаном, где Джимми (шофёр, по воле случая прикидывающийся своим нанимателем, суперагентом Кларком Девлином) выпадает из образа в пределах слышимости своей напарницы:
Джимми: Эээ, я, эээ, в смысле, Кларк Девлин любит говорить о себе в третьем лице.
Делайла: Тогда Дел Блейн думает, что ты идиот.
Источник: О себе в третьем лицеДля англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Third Person Person. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда вhttp://posmotre.li/%D0%9E_%D1%81%D0%B5%D0%B1%D0%B5_%D0%B2_%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82%D1%8C%D0%B5%D0%BC_%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%B5
Поиск настоящего себя
Многие из нас не живут. Не живут сами по себе, без социума. Люди нужны нам как воздух. Мы словно фантомы начинаем обретать плотность под взглядами и ожиданиями окружающих. Мы пластичны и принимаем ту форму, которая навязывается обществом, измеряя себя и свои достижения модой, ценностями и взглядами социальной среды, к которой принадлежим. Спросите нас, какие мы, и мы, не задумываясь, огласим весь список, который не будет ни сколько отличаться от мнения большинства. Потому что мы и есть отражение этого мнения.
У нас много друзей, с которыми можно весело провести время, но практически не осталось тех, с которыми можно помолчать. Тех, которых мы знаем всю свою жизнь и понимаем с полуслова. Мы легко заводим новых знакомых и без сожаления расстаемся с ними, когда ситуация меняется. Нам не о чем говорить с одноклассниками на встречах выпускников, потому что мы стали другими, чужими, отстраненными.
Как свое физическое тело мы видим лишь в отражении зеркальных поверхностей, так и свою внутреннюю сущность мы считываем с глаз, слов, мыслей окружающих. Забывая о том, что есть более простой путь — прислушаться к себе.
Только не любим мы к себе прислушиваться — ведь чаще всего там звенящая пустота. Пустота, которую можно и нужно заполнить чем-то настоящим. СВОИМИ мыслями и чувствами, СВОИМИ ценностями и принципами, СВОИМИ целями. Только как их найти, свои-то, если мы привыкли даже о себе думать в третьем лице и в контексте взаимоотношений с кем-либо или оценки окружающими?
Когда-то я прочла высказывание «мне не скучно с собой». Думаю, это и есть истинное мерило «настоящести». Попробуйте остаться на час в пустой комнате. В комнате, в которой только стул и вы. Вы будете изнывать от скуки, но вам даже и в голову не придет подумать о себе, прислушаться к себе, задать себе вопросы, примерить к себе разные цели из длинного списка, который имеет каждый из нас. Какие из них найдут отклик, покажутся родными, близкими своим? Прислушайтесь. Быть может только так и можно определить именно свой путь?
Спросите себя, действительно ли важно для меня то, чем я занимаюсь в жизни, буду ли я более счастлив, если сменю деятельность, город, страну?
Быть может, вам стоит просто сменить образ жизни? Или образ мыслей? А быть может у вас и так все замечательно, и сомнение есть не что иное, как битва внутренних ценностей с представлениями вашего окружения?
Сколько всего важного о себе можно узнать, просто заглянув в себя. Оставшись с собой наедине. Но делаем ли мы это? Делаем ли мы это в метро, в пробках, очередях, ночью во время бессонницы — в те периоды вынужденного бездействия, которые словно созданы для погружения в себя?
Может стоит научиться использовать эти паузы для размышления. Для погружения в себя, для исследования себя настоящего? Думаю, если каждый из нас будет хотя бы полчаса в день уделять разговору с собой, задавать вопросы и прислушиваться к своим ощущениям в ответ на них, мы станем не просто намного успешнее, но что самое главное, намного счастливее. Потому что по настоящему счастлив может быть только САМОДОСТАТОЧНЫЙ человек.
© www.live-and-learn.ru — психологический портал центра «1000 идей»
Авторская разработка центра — методика работы с бессознательным с помощью психологических карт. Подробнее.
Источник: Поиск настоящего себяКогда-то я прочла высказывание «мне не скучно с собой». Думаю это и есть истинное мерило «настоящести». Попробуйте остаться на час в пустой комнате. В комнате, в которой только стул и вы. Вы будете изнывать от скуки, но вам даже и в голову не придет подумать о себе прислушаться к себе, задать себе вопросы, примерить к себе разные цели из длинного списка, который имеет каждый из нас.http://www.live-and-learn.ru/catalog/article/poisk-nastoyashchego-sebya/
psihologvsem.ru
Почему человек говорит (или думает) о себе в третьем лице
К числу таких индивидуальных особенностей, которые не всем приходятся по нраву, относится и привычка говорить о себе в третьем лице, то есть, не «Я пойду прогуляться», а, к примеру, «Антон пойдет прогуляться».
Почему некоторым людям свойственно говорить о себе в третьем лице и о чем это может свидетельствовать?
О чем может говорить такая манера общения?
Исследователи обнаружили, что изложение проблемы от третьего лица устраняет любые эмоциональные предубеждения, связанные с изменой партнера.
Участники смогли рационализировать ситуацию, потому что их собственные эмоции по отношению к ситуации не играли никакой роли.
«Это первые результаты, которые демонстрируют эффективность методики отвлеченного мышления, помогающей справляться с проблемами и принимать более взвешенные решения во время тяжелых личностных испытаний, - говорит автор исследования профессор Игорь Гросссман. - Мы называем это парадоксом Соломона. Он был мудрейшим царем, который никак не мог принимать мудрые решения только в отношении самого себя.
Но наши эксперименты показали, что достаточно человеку думать о себе в третьем лице, то есть абстрагироваться от себя при решении проблем, как его поступки становятся гораздо более рациональными и взвешенными. Это простейший способ решить парадокс Соломона».
Причины говорить о себе в третьем лице с точки зрения психологии
В психологии существует особый эксперимент, в ходе которого его участники рассказывают о себе, говоря от первого, второго или третьего лица и в единственном или множественном числе. При этом они с удивлением отмечают для себя, как меняется их отношение к тому, о чем они рассказывают, и самоощущение в зависимости от того, от какого лица они говорят.
Так вот, если участник эксперимента говорит о себе в третьем лице – то есть, вместо местоимения «Я» использует «Он/Она» или называет себя по имени – ему становится как никогда легко шутить над собой. Кроме этого, такая форма донесения информации до собеседника позволяет максимально четко и искренне заявить о своих истинных намерениях и интересах.
Дело в том, что, говоря таким образом, человек видит ситуацию как бы со стороны и не чувствует себя эмоционально вовлеченным в нее, оставаясь в то же время максимально собранным и сосредоточенным.
Почему люди говорят о себе в третьем лице – как они сами думают?
Окружающие людей, которые часто говорят о себе в третьем лице, нередко считают, что такая привычка свидетельствует о чрезмерно завышенной самооценке. Иногда это предположение не так уж и далеко от истины. Некоторые люди, которые говорят о себе именно так, действительно упиваются собственной важностью и значимостью, ощущая себя едва ли не всемогущими.
Нередко это может быть свойственно высокопоставленным персонам; порой они говорят о себе не только в третьем лице, но и используют державное «Мы».
Однако в большинстве случаев то, что человек говорит о себе как бы со стороны, используется им именно для выражения иронического отношения к самому себе. Возможно, ему было бы неловко рассказать что-то от первого лица, тогда как говоря о себе, как о ком-то стороннем, он словно бы находится вне ситуации.
Одновременно такая манера изложения информации о себе позволяет как бы снизить градус ответственности, словно перекладывая ее на другого человека, о котором идет речь. Таким образом, эта привычка может свидетельствовать и о неуверенности в себе и даже комплексе неполноценности.
В любом случае, люди несовершенны, и у каждого из них должно быть право на маленькие особенности характера, например, такие как привычка говорить о себе точно о ком-то другом.
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru
anna-borich.livejournal.com
О себе в третьем лице — Posmotre.li
TV TropesДля англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Third Person Person. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью. |
« | — Вы не знаете Паниковского. Паниковский вас всех продаст, купит и снова продаст. | » |
— Паниковский |
Некоторые вымышленные персонажи и реальные люди имеют привычку выражаться о себе в третьем лице, как о ком-то другом (по-умному это называется иллеизм). В комиксах, голливудских фильмах и произведениях «лёгкого» жанра такой персонаж с вероятностью 99 % либо имеет уж очень завышенное представление о себе, либо сильно не дружит с головой (причём то и другое нередко сочетается). Бывает и противоположный вариант: самооценка персонажа настолько низка, а индивидуальность настолько задушена, что он просто не считает себя человеком и поэтому не может сказать «я». Это характерно, например, для рабов, которых с большой вероятностью накажут за такую дерзость, как употребление слова «я».
В реальной жизни (и в более продвинутых художественных произведениях), ВНЕЗАПНО, такая привычка может означать совсем иное: склонность смотреть на себя «со стороны», самоиронию и не слишком серьёзное отношение к себе. Поскольку восточная философия проповедует идею отказа от Эго, такая манера выражаться встречается у некоторых индуистских и буддийских святых и мистиков.
С четвёртой стороны, учёные отмечают подобные проявления у маленьких детей, а также у представителей первобытных племён; психологи связывают это с ещё не сформированным осознанием себя как отдельного человека, или неоконченной самоидентификацией (что частично перекликается с предыдущими случаями).
В японском и китайском языках такая форма звучит более естественно, поэтому в аниме и манге это встречается чаще, чем в западных произведениях. Обычно таким образом показывают либо наивность и мечтательность (у детей и юных девушек), либо наличие психологических проблем (у более взрослых персонажей), либо же скромность и учтивость (по традиции самураи и вельможи при обращении к вышестоящему называли себя в третьем лице).
А ещё это может быть связано просто с тем, что персонаж весь из себя эксцентричный и неординарный, «не от мира сего». В особо тяжёлых случаях, когда ещё и грамматика хромает на обе ноги, это уже странный грамматика или язык Халка.
Родственный троп — о себе во множественном числе, троп в играх — вид от третьего лица.
Предания[править]
- Библия:
- Ветхий Завет. Первые пять книг Ветхого Завета называются Пятикнижием Моисеевым, так как приписываются Моисею. При этом в четырёх из них действует сам Моисей. Получается, Моисей писал о себе в третьем лице. Хотя в пятой книге (Второзаконии) есть и изрядная доля текста непосредственно от лица Моисея.
- Новый Завет. В Евангелии от Иоанна в числе прочих апостолов неоднократно упоминается и «ученик, которого Иисус любил». В последней главе раскрывается, что так автор книги называет себя.
Литература[править]
- Обычная мэрисьюшная литература — это где автор вводит в произведение себя или человека, подозрительно похожего на себя, и, естественно, пишет о таком персонаже от первого лица. А знакомый автора этих строк в школьные годы писал повести, где протагонист-супергерой звался как он, по сути и был он, но повести были написаны от третьего лица. Несколько нестандартно для явления Мэри-Сью, и в то же время получаются очень архетипичные мэрисьюшные повести.
Русскоязычная[править]
- «Поединок» А. Куприна: Ромашов иногда думает о себе в третьем лице — как если бы о нём так думали другие. Взрослея, он открывает своё «я» и эту привычку оставляет.
- Атаман Краснов написал свои мемуары о Гражданской войне в третьем лице. То ли считал нескромным писать в первом, то ли под Цезаря косил (см. #Зарубежные авторы) — непонятно.
- «Золотой телёнок»: замечено в речи Паниковского, когда тот бывал задет за живое и азартно артачился. «Поезжайте в Киев и спросите там, что делал Паниковский до революции!» См. также эпиграф к статье.
- По наблюдениям автора правки (и непосредственно из реальной жизни, и на основе примеров с вымышленными, но опирающимися на реал персонажами), такое было вообще характерно для одесских и местечковых евреев.
- «Сказка о Тройке» братьев Стругацких. Карикатурно-вальяжный советский начальник Лавр Федотович Вунюков регулярно высказывается именно в такой манере, например: «Народу не нужны нездоровые сенсации. Народу нужны здоровые сенсации», «Народ [т. е. „лично я“] любит бифштексы с кровью», и даже проговаривается в духе «Народ устал [вместо „я устал“] и предлагает завершить заседание».
- «Архимаг»: представители расы дэвкаци говорят о себе в третьем лице. Как и обо всех в третьем лице, потому как в их языке нет личных местоимений, а в грамматике отсутствуют лица, кроме, по сути третьего. Называние происходит лишь по именам. Получается что-то вроде: «Петя приветствует Васю. Куда Вася идёт?» — «Вася идёт на базар».
- Для других рас такая манера речи звучит как язык Халка, и отчасти из-за этого у дэвкаци незаслуженная репутация недалёких дикарей.
- «Отблески Этерны»: большинство гоганов изъясняются крайне витиевато, называя в третьем лице не только себя, но и собеседника. Причем имён они не употребляют, а выражаются либо путём сложных конструкций (например, «сын моего отца» — это гоган себя имеет в виду), либо с помощью принятых среди гоганов эпитетов для различных людей.
- В повести Дмитрия Емца «В когтях каменного века» (также выходила под названием «Звездолёт из каменного века») так говорят все пещерные люди, включая главных героев Агама и Росу. Третий главный герой, попаданец Вася, за проведённое с ними время тоже привыкает так говорить.
- Л. Андреев, «Иуда Искариот» — такая манера у самого Иуды. Особенно хороша вот эта его фраза: «Кто обманывает Иуду? кто прав?»
- Волкодав: Истовик-камень. Мальчишка-раб Каттай крепко знает, что раб не только не должен говорить о себе «я», но еще и должен постоянно унижаться в духе «Дозволено ли будет ничтожному рабу отвлечь доброго господина вопросом?»
На других языках[править]
- Юлий Цезарь из одноимённого произведения Шекспира.
- В своих «Записках о Галльской войне» Цезарь действительно писал о себе в третьем лице (равно, как и Ксенофонт в «Анабасисе» — но он-то писал мемуары под псевдонимом, чтобы можно было на все лады хвалить себя, любимого — и при этом не выглядеть нескромным).
- Это потому, что долгое время в мемуарной литературе считалось дурным тоном использовать первое лицо.
- Эркюль Пуаро из детективов Агаты Кристи, чья самооценка завышена вполне оправданно, тоже замечен за иллеизмом.
- Эдгар Берроуз, цикл о Тарзане. Племя разумных крупных обезьян, вырастившее Тарзана, разговаривает так поголовно — такой у них обычай (признак их дикарства). Тарзан с детства привык так разговаривать, и даже после того, как оказался среди людей и выучился нормально говорить от первого лица — вновь переходил на такой стиль речи, когда опять попадал в родное племя, или в похожее. Иначе Мангани — разумные обезьяны — его просто не поняли бы.
- Голлум, когда в нём пробуждается личность Смеагола: «Ушёл, ушёл! Смеагол свободен!» Во всех остальных случаях — «моя пррелесссть».
- «Гарри Поттер» же! Добби и другие домашние эльфы всегда говорят о себе так. Это может объясняться их статусом рабов, но Добби не перестал так говорить даже после того, как Гарри его освободил.
- Там же. Внезапно, Волдеморт, особенно в моменты ярости или ликования. Интересно, что Том Реддл, насколько можно судить, этим не страдал.
- «Песнь Льда и Пламени»:
- Эссосские рабы. Раба сурово наказывают, вздумай он сказать о себе «я явился и жду приказов» вместо «этот явился и ждёт приказов».
- Миссандея не бросила эту привычку даже после того, как получила от Дейнерис «вольную». Так и продолжала говорить в третьем лице: «Ваша раба сотрудница на зарплате позволит себе посоветовать…» (На самом деле — «ваша слуга» вместо «ваша раба».)
- Туда же и Бельвас-Силач: «Бельвас любит покушать. Еда даёт силу».
- «Безликие» — секта ассасинов, проповедующая полный отказ от своей индивидуальности и свободных волевых решений (у них это называется «стать никем», и без этого нельзя сделаться одним из них). Они говорят не «я видел», а «человек видел»; не «я проиграла», а «женщина проиграла». Что характерно, именно эссосскими рабами секта и была основана.
- Очень похожая манера выражаться у жителей эссосского города Лората. Только там уже происхождение у неё другое: так было принято по законам древней, ныне вымершей лоратийской религии.
- Этим пользуется один из Безликих, который косит под лоратийца, путешествуя по Вестеросу: «Человек имеет честь быть Якеном Хгаром из вольного города Лората». Что характерно, в третьем лице он говорит обо всех, не только о себе: «Девочка назвала Человеку его имя?»
- Теон — после обработки у Рамси Сноу — называет себя Вонючкой в третьем лице: «Вонючка не хотел прогневать милорда! Вонючка помнит правила!», «Хозяин, не наказывайте вашего Вонючку…»
- Эссосские рабы. Раба сурово наказывают, вздумай он сказать о себе «я явился и жду приказов» вместо «этот явился и ждёт приказов».
- «Малазанская книга павших» — завсегдатай таверны «Феникс» Крупп говорит о себе в третьем лице.
- Бодэ — художница из цикла Джека Чалкера «Ветры перемен».
- Ноэлла Кордель из детективного романа Фреда Варгаса «Игра Нептуна».
- Ирвинг Кратч из романа Эда Макбейна «Головоломка».
« | — Вы всегда говорите о себе в третьем лице? — спросил Карелла. — Как свой собственный биограф? — Это помогает мне оставаться объективным. | » |
— Э. Макбейн, «Головоломка» |
- Старик Наката из романа Мураками «Кафка на пляже».
- «Аптекарская роза» и другие детективные романы про Оуэна Арчера — знахарка Магда Дигби.
- Сесилия Дарт-Торнтон, «Битва вечной ночи» — лебединая дева Витбью (в данном случае это как раз-таки от гордыни). А ещё она любит играть в аллитерации (например: «Прячущиеся в прудах призраки любят лошадей, не людей»).
- Джек Дуглас Хорн, «Грань»: колдунья Мать Хило (в оригинале она ещё и коверкает язык, в русском переводе этот момент опустили). Причём это часть её образа вуду-колдуньи, при желании она может говорить и нормально.
- Лене Каабербол, «Огненное озеро» (из серии книг во вселенной W.I.T.C.H.) — человекоподобный лягушонок Реб. Кроме того, он часто повторяет «О нет» и «О да».
- «Город Смерти» Самуэля Дилейни: герцогский сын с промытыми мозгами говорит о себе именно в третьем лице. Причём он пошёл ещё дальше: «эти руки сделали…» вместо «я сделал…» Нормально стал изъясняться только после того, как пришёл в себя.
- Его же «Вавилон-17» — именно так изъясняется один из персонажей. Там вообще многое завязано на язык.
- Ллойд Александер, цикл «Хроники Придейна» — Гурджи. «Гурджи тоже шёл в бой, о да! Он бумкал кулаками, он хрумкал зубами, он кидался на врагов прыгами и лягал их дрыгами! Свирепые враги ударили Гурджи по бедной слабой голове, но храбрый Гурджи не убежал! О нет! О да!»
- Розмари Уэллс, «На синей комете» — китаянка мисс Чау, напополам со странный грамматика: «Мисс Чау всё слышать! Мисс Чау помогать отпереть закрытая дверь. Память Оскар. Просто. Совсем просто. Китайский метод. Проверять две тысячи лет!»
- Лесли Риис. В приступе нежности к милому зверьку коале мальчик Малкольм говорит ему: «Хороший, хороший коала… Малкольм никогда тебя не обидит».
- Ричард Лаймон, «Котята» — Моника.
- Рик Риордан, серия про Перси Джексона — гарпия Элла.
- Роберт Джордан, Колесо Времени — так обязаны говорить шончанские дамани.
- Петер Кристен Асбьёрнсен, «Рассказы Берты Туппенхаук» — Берта иногда любит о себе так говорить.
- Нил Стивенсон, «Лавина»: одна из главных героев, девушка-подросток И. В. иногда говорит о себе так: «Вы даже не въезжаете, что И. В. говорит».
- Коллин Хоук, серия «Проклятие тигра» — шаман Пхет, чудаковатый индийский старичок со странным чувством юмора, похожий на Йоду, коверкает язык и говорит о себе в третьем лице. На самом деле образ Пхета вместе с его ломаным языком — лишь маска, которую в разное время использовали два других героя — Кадам и Кишан. И использовали они её именно по причине привлекательности образа «чудаковатого мудреца», из уст которого многие вещи звучат убедительнее, чем из уст обычных людей.
Кино[править]
- Советская кинокомедия «Близнецы» (1945): комично-самодовольный и некомпетентный начальник Еропкин (М. Жаров) любил похваляться в такой форме: «Еропкин сказал — значит, ВСЁ!»
- «Запретное царство»: девушка по имени Золотой Воробей.
- «Невероятные приключения итальянцев в России»: Розарио Агро ещё никто не обзывал беременным!
- «Хороший, плохой, злой»: когда Туко хочет сообщить собеседнику о собственной крутости, то начинает говорить о себе в третьем лице.
- В рукопашном боевике «Честь и ярость» (1992) уличная бандитка Ханна — главарь шайки своеобразных «уличных амазонок» — имеет привычку говорить о себе именно так. Один из главных героев, Престон (Р. Нортон), даже потроллил её насчет этого:
« | Ханна: Ханне это очень не нравится.Престон: А Престону плевать. | » |
— Rage and Honor |
- Спародировано в «Смокинге» с Джеки Чаном, где Джимми (шофёр, по воле случая прикидывающийся своим нанимателем, суперагентом Кларком Девлином) выпадает из образа в пределах слышимости своей напарницы:
« | Джимми (глядя на водомерку): Мистер Девлин тоже интересуется водомерками… Делайла: Что?!Джимми: Эээ, я, эээ, в смысле, Кларк Девлин любит говорить о себе в третьем лице.Делайла: Тогда Дел Блейн думает, что ты идиот. | » |
— «Смокинг» |
- Колдунья Анжела из фильма «Эрагон». Причём это вопиющий неканон (как, впрочем, и весь фильм): в оригинальной серии книг у этой героини странностей полный набор, но именно такой за ней не замечено.
- «Дитя человеческое» — нехороший коп Сид именно так выражается о себе: «Сид не знает, зачем вам это, Сиду плевать».
- «Сибирское воспитание» — Ксения, блаженная дочь местного доктора.
- «Люди Икс: Апокалипсис» — мутант Калибан любит говорить о себе в третьем лице: «ты не похож на отца Калибана! Может, разве черепушкой!»
- Villa Rides! — Фьеро слегка переклинило от перспективы вот прямо сейчас полетать на самолете. «А если мотор заклинит, то Фьеро тебя пристрелит». После третьего повторения этой фразы самим Фьеро авиатор понял, что некоторые люди самолеты не любят.
- «За спичками» — у портного-алкоголика Тахво Кенонена это на почве комплекса неполноценности. «Тахво Кенонен сейчас тебе скажет…»
- Только в сильном подпитии. Когда он трезвеет, к нему возвращается нормальная манера речи: «А куда же я теперь пойду в таком виде?».
- «Фанаты»
« | Почему Вождь говорит о себе в третьем лице? Это помогает цеплять тёлок. | » |
— Вождь |
Телесериалы[править]
- «Глухарь». Знаменитое карповское: «Стасику скучно. Стасик порулить хочет». Это он о себе.
- «Брат за брата». Пожилой генерал Чубаров: «Витя Чубаров работать умеет!»
- «Лесник». В четвёртом сезоне у Васи Большаева нежданно-негаданно появилась такая привычка: «Василий Большаев — специалист экстра-класса!».
- «Долина Волков: Западня»: Раскольный постоянно говорит о себе в третьем лице. Там же и Пойраз, но к счастью, он быстро избавился от этой привычки.
- «Дракоша и компания» — заглавный герой.
- «Библиотекари» — именно так говорит Санта Клаус, чем очень раздражает Бэйрд.
- «Легендарный Ди Жэньцзе» — так обращаются к вышестоящему: «недостойный хотел бы…».
Мультфильмы[править]
Мультсериалы[править]
- My Little Pony: о себе в третьем лице говорит минотавр Айрон Вилл, проводящий семинары по личностному росту и уверенности. Причём делает это на пике уверенности и наглости. Стоит ему засомневаться — и он переходит на первое. Аналогично Великая и Могучая Трикси переходит с третьего на первое, стоит ей только потерпеть поражение и признать свою неправоту.
- Jackie Chan Adventures: Дядя, владелец антикварного магазина, эксцентричный мудрец и китайский маг, почти всегда говорит о себе в третьем лице.
- W.I.T.C.H.: так разговаривают Проводники, в частности Бланк.
- Wacfu — Огрест.
- «Конан — искатель приключений» — птенец феникса Нидл.
- «Звёздные войны: Войны клонов»: такая привычка замечена за криминальным авторитетом — гуманоидом Маралой Ивалом. Марала Ивал этого так не оставит! Марала Ивал подготовил для вас кое-что особенное!
Комиксы[править]
- Ну Халк же. «Халк ломать! Халк крушить!» «Халк не любить такой люди».
- Мантис из комиксов «Мстители» говорит о себе в третьем лице; вероятно, это связано с тем, что она была воспитана Священниками Пама во вьетнамском храме (как сказано в эпиграфе, такая манера самовыражения характерна для некоторых восточных религиозных течений).
- Во французских комиксах о Tintin’е (второй выпуск — «Tintin в Бельгийском Конго») конголезские негры в большинстве своём говорят о себе в первом лице (только вместо «я» говорят «моя»). Но негритянский мальчик Коко — очевидно, из скромности, подобающей ребёнку, — говорит о себе в третьем лице: «Тута белого приходил и побивал Коко, бедного чёрного мальчишка, сильно-больно… И Коко спрятаться, чтоб не видно». «Чёрный люди тута уже не сердиться? Коко может уже выходить, чтоб видно его стало?»
- Доктор Дум говорит о себе в третьем лице, в те моменты когда его ЧСВ зашкаливает: «Жалкие глупцы, склонитесь перед Думом!»
- Гамбит достаточно часто говорит о себе в третьем лице, хотя в остальном разговаривает вполне нормально. Правда, не на чистом английском, а на креольском диалекте, впрочем, зависит от автора.
- Ravine — Михаил Водан, безумный повелитель драконов. А ещё он разговаривает со своими драконами (что для повелителя драконов, в целом, нормально… Но Михаил думает, что они ему отвечают).
Веб-комиксы[править]
- Order of the Stick: так говорят орки, а также полуорк Тог. Они вообще не используют личных местоимений и говорят в третьем лице обо всех. Пародируется — несмотря на это, орки могут обсуждать довольно сложные концепции, да к тому же изучают язык: «Гок предвкушать изучать местоимения первого лица».
Аниме и манга[править]
- Cowboy Bebop: Эд (настоящее имя Франсуаза Эпплдели) — зашкаливающая эксцентричность и неординарность плюс очевидно несерьёзное отношение к себе.
- Toaru Majutsu no Index — клоны Мисаки.
- Возможный обоснуй — все клоны связаны между собой общей сетью, и фразы о себе в третьем лице — это озвученный отчёт, который отправляется в сеть (поэтому клоны не просто говорят о себе в третьем лице, но и комментируют свои действия или чувства в этот момент).
- Steins;Gate — Маюри.
- Oban: Star Racer — пирусианец Груар. Так принято говорить на его планете.
- Charlotte — Аюми называет себя «Аю».
- Elfen Lied — Нана и Ню.
- Nodame Cantabile — главная героиня.
- GJ-Bu — Кирара.
- Pandora Hearts — Эхо всегда говорит о себе в третьем лице, поскольку является не отдельной личностью, а всего лишь регулярно заменяемой Долдем, которую подселяют в сознание Цвай, и мыслит о себе соответственно. Момент, когда она впервые говорит о себе «Я», очень драматичен и означает завершение её самоосознания как отдельной личности.
- Deadman Wonderland — Широ.
- Stongest Disciple in History Kenichi — Атланта ака Рими Кокороне.
- Umineko no Naku koro ni — Мария Уширомия.
- Реборн — Хару часто так говорит про себя, начиная всё с привычного ,,Хахи,,. Не забудем и ,,Великого Ламбо-сана!"
Видеоигры[править]
- Та же история и с Шао Каном, и тоже на почве ЧСВ: «Почувствуй силу Шао Кана!», «Почувствуй гнев Шао Кана!»
- Mortal Kombat X: Дивора из инсектоидно-семигуманоидной расы кайтиннов. У них роевое мышление, поэтому Дивора, как и все кайтинны, говорит о себе не «я проголодалась и буду есть», а «эта особь проголодалась и будет есть».
- Diablo: козлоид Гарбад-Слабак. Ну от него чего и ждать — он раб Тёмного Властелина.
- Diablo II: эксцентричный мудрец Ормус, который к тому же говорит загадками.
- Mass Effect: раса ханаров. В разговорах с теми, кто не знает их «духовное имя» — а открывают они его только самым близким созданиям — ханары говорят о себе в третьем лице, это для них норма вежливости. Сказать «я» значит продемонстрировать невероятное хамство.
- Каждый из гетов представляет собой «коллективный разум» некоторого количества программ, поэтому они не воспринимают себя как индивидуальных особей. Конкретный представитель этого народа чаще всего скажет о себе «мы» либо «эта платформа», и Легион в этом не исключение. Единственный раз, когда он говорит «я», показывает, что теперь он действительно личность с собственной душой и индивидуальностью.
- TES: хаджиты говорят о себе в третьем лице. При этом многие из них говорят о себе и в первом. Обоснование: те, что говорят о себе в первом, долго жили среди людей или эльфов, ассимилировались в их культуре и отучились говорить так, как принято в их родной культуре и языке.
- Dragon Age: Origins, DLC «Пик Солдата»: демонесса, завладевшая телом Софии Драйден, говорит о себе «вот эта»: «Вот эта в ярости!»
- Bound by Flame — рыцарь разговаривает о себе именно так. Ещё и других только прозвищами кличет.
- Baldur's Gate — Минск.
- Arcanum — Ристецце, торговец из Туманных холмов.
- Tyranny — почти все зверолюды. К тому же практикуют троп О ТЕБЕ в третьем лице.
- Новый сеттинг Might and Magic — орки, считают использование местоимений оскорблением и потому о себе и о тебе говорят в третьем лице.
- «Пипуш в круизе» — корабельный механик по имени Лысый Боб.
- Spellforce — великан Крага, охраняющий сокровищницу около горы Каменный Клинок.
- Spellforce 3 — Силверхэнд постоянно называет себя «он».
- Dota 2 — Mogul Kahn, the Axe.
- Neverwinter Nights 2 — один из демонов в убежище Аммона Джерро. Узнав его истинное имя, можно приказать ему перестать говорить о себе в третьем лице, однако демон просто не поймёт смысл приказа.
- Именно так разговаривает Страга.
Визуальные романы[править]
Реальная жизнь[править]
Балалайка докладывает:Posmotre.li не стремится ни с кем конфликтовать, и не разжигает никакой сторонний конфликт. Она всего лишь составляет список известных реальных лиц, имевших привычку говорить о себе в третьем лице. Если эта статья задевает ваши чувства (например, рассказывает неприглядную правду об особо милом лично вам деятеле) — предлагаем вам просто не перечитывать текст (однако и не портить его). |
- В диссертациях принято вообще избегать таких формулировок, но если уж никак не выкрутиться — пишут «автором было установлено, что…» и так далее.
- Публицисты, использующие словосочетание «автор этих строк».
- Юрий Коваль передразнил это в одной из своих шуточных песенок:
« | Но вот подходит к сундукуСам автор этих строк… | » |
— «Сундук» |
- Участники TV Tropes в обсуждениях говорят о себе в третьем лице, а вместо слова «я» используют словосочетание «this troper» (этот тропер). (Раньше это использовалось и в примерах к тропам, но потом всех задолбало, и «этих троперов» из описаний вычистили.) Автор этой правки напоминает, что у нас устоялась похожая формулировка. У некоторых юзеров есть личные вариации, например, «ВПС» (ваш покорный слуга) у Нойзнейма и «искренне ваша» у Неизвестной, у IlzeFalb — шутки ради — «этот посмотрельщик» (по аналогии с «этот тропер»).
- Обычно в Интернете анонимность не приветствуется. Но есть форумы и сообщества, в которых, наоборот, не приветствуется участие под никами. В таком случае юзеры называют себя анонами, дабы не указывать даже пол.
- Маленькие дети лет примерно до трёх говорят о себе в третьем лице — просто потому что подражают взрослым, которые так говорят о них. Годам к трём концепция автономного «я» формируется окончательно, и ребёнок переходит на первое лицо.
- В США принято, чтобы мать во время общения со своим маленьким ребёнком упоминала о себе в третьем лице, «всё равно как о некоем божестве». Мать говорит дочке: «Энни, мама очень сердита на тебя! Мама хочет, чтобы ты сейчас же ушла в свою комнату!»
- Спародировано в каком-то американском фильме (не помню названия). Мать — дочери: «Мама очень недовольна!». Дочь: «А дочке посрать».
- Некоторые святые и просветлённые в индуизме, например, Анандамайи Ма, Рама Тиртха и Свами Рамдас.
- Про звёзд всегда много разных слухов, правдивых и не очень, но по некоторым данным, такая привычка есть (была) у актрис Бриджит Бардо, Джины Лоллобриджиды, Хеди Ламарр, Джин Харлоу, Джейн Мэнсфилд и многих других.
- А актриса Наталья Андрейченко сама признаёт за собой эту привычку.
- Вокалист российской метал-группы Catharsis Олег Жиляков временами сбивается на третье лицо, говоря о себе: «Жиляков пьян не бывает, он столько не выпьет!», «А Жилякова ты, значит, любишь». Автор этой правки подозревает, что таким образом отделяется «я как человек» и «мой сценический образ».
- Сталин писал о себе в третьем лице: «Сталин думает, что…», «Сталин считает, что…» и т. п.
- Такая манера изъясняться была у него, в основном, когда он упоминал о каких-то своих прошлых утверждениях (в дискуссиях), или действиях. Например: «Зиновьев пишет, что Сталин говорил так-то. На самом деле, Сталин говорил…» или «Партия поручила Сталину…»
- По свидетельствам современников, такое появлялось и тогда, когда он сильно гневался, но не хотел терять лицо и с трудом сдерживался, чтобы не орать на собеседника. Вместо крика он говорил что-то вроде: «Вы не должны были так сказать. Думаете, товарищ Сталин глуп и зря занимает свой пост? Нет, товарищ Сталин заранее обдумал проблему, о которой вы говорите, и принял меры. А теперь вы свободны».
- У Сталина проявлялось и очень специфическое применение тропа — это когда он высказывался в третьем лице от имени народа, приписывая «народу» своё собственное мнение. Например, если ему лично не нравился фильм — Сталин мог сказать: «Народу не нужен такой фильм. Народ его не понимает. Народу нужно, чтобы этот фильм никогда больше не появлялся на экранах».
- По этому поводу существует анонимная эпиграмма, приписывавшаяся многим авторам: «Тиран душой, сапожник родом, / Вознёс себя на пьедестал, / И стал народ „врагом народа“, / И он один народом стал».
- То же самое замечено у Хрущёва, и также в минуты сильного гнева. Например: «Ишь ты, чего выдумали! Да Никита Хрущёв им всем глаз на жопу натянет!».
- Многие люди, знавшие его в реале, подтверждают: да, за ним такое водилось. На основании устных воспоминаний похожая реплика вложена в уста Хрущёва (Р. Быков), показанного в художественном фильме «Серые волки» (1993).
- Ельцин. Обороты речи типа «президент подумал и решил».
- Известный журналист и писатель-футуролог Максим Калашников зачастую пишет о себе в третьем лице.
- Наполеон Бонапарт в своих записках и сочинениях называет себя «Наполеон» или «император». В отличие от вышеназванного товарища с его характерным стилем, здесь и правда создаётся впечатление, что писал кто-то другой.
- Кажется, Томасу Джефферсону приписывают такую черту: когда он высказывал личное мнение человека, с которым можно спорить, он начинал со слов «Томас Джефферсон полагает…» Если же это было окончательным решением, звучало «Президент Соединенных Штатов полагает…»
- Пётр Порошенко, президент Украины. По крайней мере, до вступления на пост такая привычка у него неоднократно просматривалась.
- А также может быть признаком некоторых психических отклонений, таких как аутизм и шизофрения.
- Говорящие птицы, например, попугаи, часто говорят о себе в третьем лице («Кеша кр-р-расавчик!»). Разумеется, на самом деле они просто повторяют слова, с которыми к ним обращаются хозяева.
- Японский язык: упоминание самого себя по имени довольно регулярно используется в детской и женской речи. В средние века это было нормой речи при разговоре младшего со старшим, в итоге например молодой девушке приходилось называть себя в третьем лице едва ли не с каждым. В древнеяпонском же личные местоимения почти не употреблялись. Как итог, почти все японские местоимения по происхождению являются существительными, например, переводимое у нас как «я» слово boku изначально означало «слуга» (т. е. было похоже на наше «ваш покорный слуга»). Даже местоимение «я» имеет едва ли не с десяток вариантов с тонким контекстом их употребления (пол, возраст, степеь близости собеседников, вежливость).
- Во всех древних индоевропейских языках личные местоимения употреблялись ограничено и были широко распространены предложения безличные (например не «я хочу пить», а «хочется пить»), инверсии в косвенных падежах (например нормой были построения «у меня есть дом», но не "я имею дом). В древних индоевропейских эпосах вроде «Махабхараты» или «Ригведы» речь о себе в третьем лице вполне норма, хотя уже и имеющая стилистическую окраску. Это не было экзотикой и для языка Гомера, для архаичного латинского языка это видимо было нормой в торжественных речах говорить о себе в третьем лице особенно в речах прославляющих себя или свою партию, литературные труды Г. Ю. Цезаря с этой точки зрения видимо просто подражание более древнему стилю речи.
posmotre.li
Ребенок говорит о себе в третьем лице или путает пол
У родителей всегда найдется повод для переживаний. Казалось бы, совсем недавно ребенок вообще не разговаривал, и вот, наступил долгожданный «прорыв» и малыш постоянно пытается что-то вам рассказать. Но о себе он почему-то говорит как будто со стороны: «Дима хочет пить» или «Катя надела платье». Нормально ли это, а если да, то до какого возраста? Как научить ребенка говорить о себе, как взрослый – «Я»? И что делать, если малыш зовет себя «Я», но при этом путает окончания, говоря «сделала» вместо «сделал»?
Когда ребенок начинает говорить о себе в третьем лице?
Все знают, что маленькие дети часто говорят о себе в третьем лице. Психологи связывают это с несформированным осознанием себя как отдельного человека, или неоконченной самоидентификацией.
Родителям не терпится научить малыша говорить, и они акцентируют его внимание на самых простых и важных словах: «мама, папа» и, конечно, имени самого ребенка. Известно, что первые слова у детей – это те, которые они слышат чаще всего. В сознании крохи закрепляются образы близких и понимание, как его зовут. Он может показывать на собственное отражение в зеркале, называя себя, например, «лялей» или своим именем. В полтора-два года формируется фразовая речь, и малыш начинает соединять слова в простые предложения. Вот в это время и начинается употребление детьми в речи словосочетаний типа «Возьми Катю на ручки».
Самоидентификация, или осознание ребенком своего «Я»
Ребенок осознает себя как личность постепенно. Считается, что лишь к собственному трехлетию дети психологически «сепарируются», или отделяются, от матери. Конечно, процесс это не одномоментный, однако обычно именно на возраст 3 года приходится кризис осознания себя как личности. Малыш начинает понимать, что он – не часть мамы, не какой-то абстрактный мальчик или девочка, а «Я». Он уверенно утверждает «Я хочу», «Дай мне». В трехлетнем возрасте дети настойчиво отстаивают свою самостоятельность, что может выражаться в капризах, негативизме, упрямстве, непослушании.
Если ребенок говорит о себе во втором лице
Примерно с середины третьего года жизни до 3 лет все малыши проходят некий этап самосознания. Активно пополняется словарный запас, ребенок, как губка, впитывает в себя всё, что слышит. Некоторые дети на вопрос: «Хочешь пить?» отвечают: «Хочешь». Это нормально для детей третьего года жизни, но специалисты утверждают – в три года подобного уже быть не должно. Речь трехлетки довольно понятна даже для посторонних, грамотно построена и содержит обозначение себя как «Я». Если у вашего ребенка есть отклонения от данных норм, рекомендуем обратиться к специалисту (неврологу, психологу).
До какого возраста ребенок говорит о себе в третьем лице?
Почти во всех семьях, где есть маленькие дети, с ними принято разговаривать определенным образом: «Сейчас мама Вову оденет, и Вова пойдет гулять»; «Маше понравилась кашка?»; «Мама и папа купят Дашеньке куколку». Такое обращение в чем-то оправдано с малышами, которым несколько месяцев от роду. Но мамы так вживаются в этот «отстраненный» образ, что продолжают говорить о себе в третьем лице и с двухлетками, да что там – порой и с четырехлетними детьми! Неудивительно, что дети, учась у взрослых, начинают повторять за ними: «Дай Кате яблоко» или «Саша хочет погулять». Родителям это кажется милым и даже забавным, но до определенного возраста. Если ребенок хорошо говорит, но называет себя по имени, это несколько режет слух.
Обычно дети перестают говорить о себе в третьем лице примерно к 3 годам. Психологи объясняют такую «революцию» детской речи взрослением и формирующимся самосознанием. Однако существуют примеры семей, в которых о детях никогда не говорили отстраненно, в третьем лице, и всегда обращались, как к остальным людям: «Ты хочешь пойти гулять?», «Какая игрушка тебе больше нравится?», «Я сейчас надену тебе штанишки». В остальном воспитание этих малышей ничем не отличалось от воспитания в обычных семьях: их так же сильно опекали, особо не поощряли их самостоятельность. Удивительно, но такие детишки не только никогда не говорили о себе в третьем лице, но и «кризис 3 лет» у них вообще никак не проявлял себя. Не было ни упрямства, ни негативизма, ни подчеркнутого «Я сам!».
Из приведенного примера становится понятно: проблема с переходом от третьего лица к первому в обозначении себя вполне может быть вызвана неправильным обращением к малышу взрослых. Представьте себя на месте ребенка! Говоря с ним, мама называет себя мамой, папа – папой, а бабушка – бабушкой. А при общении друг с другом родители говорят о себе совсем по-другому. К самому ребенку, даже в вопросах, обращаются: «Даша хочет кушать?». Вот и приходится малышу самостоятельно перестраиваться на «взрослую» речь, попутно переживая пресловутую самоидентификацию. Может, не стоит усложнять жизнь своим детям?
Некоторые психологи вообще не рекомендуют использовать в своей речи обозначение себя и ребенка в третьем лице. Таким образом, вы повысите шансы вырастить его независимым, уверенным в себе, активным и общительным. Если для вас обращение на «ты» и «я» – непосильная задача, рекомендуем хотя бы прислушаться к тому, как вы говорите с малышом. Попробуйте «разбавить» третье лицо первым. Говорите о себе «я готовлю обед», а не «мама готовит обед». Это определенно поможет вашему ребенку приблизиться к «нормальной» речи.
Ребенок (мальчик) говорит о себе в женском роде: это нормально?
Часто бывает, что мальчики говорят о себе в женском роде. Слышать из уст маленького сына фразы: «Я поела», «Я играла», «Я взяла» маме несколько странно, а некоторым даже страшновато. Девочки несколько реже говорят о себе в мужском роде, и обычно родителей это не так беспокоит. Причина подобной путаницы бывает банальна: мальчик проводит очень много времени с мамой, бабушкой или сестрой и попросту копирует их. Девочки говорят о себе как о мальчике реже, потому что обычно воспитание все-таки является женским делом. Исключение – когда девочка растет с одним папой или много времени проводит с братьями.
Не ругайте сына (или дочку) за «неправильное» произношение. Вообще не заостряйте внимание на этом вопросе. Просто продолжайте называть ребенка нормально, в соответствии с его полом. Если сын говорит: «Я построИЛА дорогу», ответьте: «Покажи, какую дорогу ты построИЛ! Вот какой ты отличный строитель!». Подчеркивайте в разговорах с ребенком разницу в поведении мужчин и женщин. Показывайте радость, если сын вам помог: «Ты настоящий мужчина, помогаешь женщине!». И не воспринимайте временные трудности с половой самоидентификацией у ребенка как проблему.
Когда ребенок начинает говорить о себе в первом лице и когда пора волноваться?
Родители, чьи малыши хорошо говорят, но постоянно называют себя в третьем лице, несомненно, интересует вопрос: «Когда ребенок начинает говорить о себе «Я»?».
Как уже было сказано выше, обычно дети перестают говорить о себе отстраненно к трем годам.
Если ваш ребенок в 3 года по-прежнему говорит о себе в третьем лице, не спешите паниковать, а прислушайтесь к собственной речи. Возможно, пора перестать недооценивать своего малыша и начать обращаться к нему, как к взрослому.
В 4 года редкие дети говорят о себе в третьем лице. Если же ваш малыш относится к таким детям, не спешите считать это признаком аутизма. Возможно, взрослые сами путают ребенка, говоря неправильно. Плюс, скорее всего, у него еще не до конца пройдет этап самоидентификации. Однако проконсультироваться у детского психолога и дефектолога все же не помешает.
Формирование правильного восприятия самого себя – важная часть жизни маленького ребенка. Желаем вам пройти этот период легко и не забывать о том, что малыш очень умен и восприимчив к речи взрослых.
Специально для lovingmama.ru
lovingmama.ru
Лечение субъективизма - Психологос
Лечение субъективизма - выработка умения и привычки смотреть на себя со стороны, видеть себя глазами других людей, умение контролировать свои эмоции, преодоление двойного стандарта во взгляде на себя и на других, избавление от эгоизма и яканья (Яканье - детская форма эгоизма, когда ребенок постоянно употребляет формы Я, Мне, У меня. «А мне игрушку!»).
Речь в третьем лице
Привыкнуть к последовательному и привычному взгляде на себя со стороны помогает техника «речь в третьем лице». Обычная речь построена так, что о себе мы говорим «я» (естественно), а о других — «они» (например). Так вот, техника «речь в третьем лице», когда вы говорите о себе как о человеке постороннем, говорите о себе (хотя бы и во внутренней речи) в третьем лице, снимает субъективность личного отношения и дает возможность отнестись к себе объективно, как к любому другому.
Вот сотрудник опоздал. Что мы ему скажем? Правильно. А как он должен к этому отнестись? Вот так. А поскольку опоздавший сотрудник — это я, то я и отреагирую не как мне хочется, а как следует нормальному сотруднику.
При привычке использовать форму третьего лица внутренняя речь, оценивающая ваше собственное поведение, приобретает следующий интересный вид: «Этот ответственный работник треплется уже полчаса… Руководитель потерял бдительность и оказался втянут в тупое препирательство… А вот тут — ай, молодец! Поди скушай пирожное».
При творческом подходе эта техника с успехом может быть использована при воспитании детей. Пишет одна из наших учениц, дистантница Елена Стеквашова:
"Ключевой ситуацией оказалась небольшая разборка по поводу подарков к Новому году. Когда Сашка снова заканючил: «А мне?», я подумала: «Яканье надо прекращать. Начнем с речи!» И, вспомнив практику очищения речи от мусора, а также работу над «Тотальным ДА», мы с мужем постановили запретить слова «я, мне, меня, мое» сроком на месяц. Штраф — физические упражнения. Через пару часов в список пришлось включить слова «Ты, тебя» и аналогичные, как провоцирующие яканье. С другой стороны, чтобы общение было адресным, решили в случае необходимости использовать свое имя, но говорить о себе в третьем лице. По факту возникла диссоциация от личной позиции и связанной с нею заморочек.
Результат? За три последующих дня у детей стычки случались, как обычно (их не стало ни больше, ни меньше), но если раньше они регулярно заканчивались чьим-то возмущением и даже ревом, то теперь эти игрища сопровождались гомерическим хохотом обоих.
– Мама, мама, Саша Таню сейчас бить будет!
– За что?
– Таня у Саши игрушку забрала…
И оба бегают друг за другом с гиканьем и присвистом. Дополнительно этому веселому настроению способствует регулярная пересортица в речи, постоянные приседания и отжимания как детей, так и взрослых. В эти же дни мне надо было делать сыну (по назначению врача) довольно болезненную медицинскую процедуру: так вот, хотя предыдущие дни во время этого он верещал так, как будто его собираются зарезать, теперь он даже внимания на происходящее не обращал — хихикал с сестрицей…"
Предупреждение:
Тут тоже есть (по крайней мере, я наткнулся) один подводный камень. Мы так с моей женой общались приличное время. Причем получилось это спонтанно, без задумки. И что интересно, действительно разногласий стало меньше, но… интимное влечение у обоих тоже упало. Мало ли что какая-то там Татьяна хочет какого-то Максима… Вот когда Я захочу Тебя, вот тогда и поговорим! Любопытно, что сюда же относятся и всякие «мышки-птички-рыбки», которые в нормальной речи влюбленных легко заменяют местоимения. Понимаете, очень трудно ласкать рыбку – она же скользкая и с плавниками! Так что для сей немаловажной части жизни надо этот тренинг иногда отключать на полчасика. Или – на подольше.
www.psychologos.ru
Ты — Мы — Он
Задача упражнения —говорить о себе в ином лице и числе. Я. Ты. Он. Мы. Вы. Они. Безлично.
И это все - местоимения для говорения о себе!
Какие бы ни были привычные формы, проживание их всех одна за другой, день за днем, с интересом и любовью, с открытием сильных и слабых сторон в каждой из них — это сильная практика. Это — Дистанция.
Полный цикл берет семь дней: все шесть местоимений + безличная форма; в укороченном варианте предлагается прожить формы «Ты, Мы, Он». Итак:
- Безличная форма удивительна своей бесконфликтностью и трансовостью. Нет никого с кем спорить и кому сопротивляться. Истина. Облако, плывущее в небе. Свобода. Свобода от привычных шаблонов.
- Когда люди говорят о себе в третьем лице множественного числа, они обнаруживают удивительную вещь – пропадает всяческое желание что-либо делать за рамками накатанного, они легко двигаются по колее и практически ничего не чувствуют, все нормально, люди делают то, что делают и не сомневаются и не рефлексируют, просто колесят вперед и вперед, другие воспринимают их слегка настороженно и все пытаются выяснить сколько же их, но их это не задевает, они понимают человеческие трудности и движутся дальше.
- Когда вы говорите о себе во втором лице множественного числа, то первое, что вы обнаруживаете, что окружающие начинают подтягиваться и строиться рядами, а дальше запрягаются и норовят свалить. Вы можете легко говорить о себе, остальным вас тяжело слушать. Вы можете легко повелевать окружающими: вы просто решаете, что вы хотите вложить в них и рассказываете о своем опыте, который вы пережили, и при этом внедряете его в них.
- Когда мы говорим о себе в первом лице множественного числа, то обнаруживаем странную и очень приятную вещь, у нас возникает чувство единства с окружающими и поддержки, у нас появляется такое чувство, что мы с каждым предложением становимся сильнее и добрее, мы чувствуем себя во главе огромной армии и знаем, что за нашими плечами – сила.
- Когда человек говорит о себе в третьем лице единственного числа, то он обнаруживает, что становится удивительно легко шутить над собой, удивительно легко четко и внятно объяснять, что он хочет и что он будет делать – со стороны ему реально виднее, ему легко поговорить, сложные моменты во взаимоотношениях с подчиненными, не вовлекаясь в чувства, а оставаясь в пределах общего дела и общей цели.
- Когда ты говоришь о себе во втором лице единственного числа, то уже со второй фразы ты чувствуешь полное превосходство над собеседником в разговоре. Ты ведешь туда, куда ты хочешь, и ты можешь говорить все, что ты хочешь, не боясь, что за слова придется отвечать. Ты знаешь все: и истину и её покровы, и как тебе нужно делать и когда тебе нужно ждать, и зачем ты это делаешь и что ты от этого получаешь. Ты хочешь – ты получаешь.
- Когда я говорю о себе лично, как «Я» – я живу своей собственной жизнью! И когда я говорю о себе Я – я говорю это для себя. И я чувствую, что Я живу для себя, а не для того чтобы выстраивать под себя окружающих или подстраиваться под них. Я – наполняюсь тем, что есть во мне самом – своими самыми глубокими чувствами. Я – достаточен для себя. Я понимаю, что я – одновременно и радость и боль, я и пугаю и привлекаю, я живу отдельно, сам по себе и в тоже время Я присутствую в мире и в моем Я – звучит моя собственная сила, моя полнота и радость жизни.
Элементарный маркер укороченного режима — когда-то отсутствие в речи местоимения «Я», когда-то, напротив, четкое именно «Я-высказывание».
www.psychologos.ru