59. Революция как форма политического процесса. Революция как тип политического изменения


Революция как тип политических изменений

Революция как тип политических изменений

В современной политической науке понятие «революция» используют для описания природы политических изменений. Каждая политическая система подчиняется собственной логике развития, реагируя на совокупность внутренних и внешних импульсов. Поэтому политический процесс можно трактовать двояко: либо как совокупность перемен в каком-то исходном состоянии политической системы, либо как замену одной системы другой системой. Возможности систем адаптировать себя к внутренним и внешним импульсам различны. В одних случаях система проявляет устойчивость и приспосабливается к новым условиям, в других происходит ее крах, вызванный неспособностью к обновлению. Второй вариант ведет к возникновению новой системы, которая, в свою очередь, тоже может оказаться неустойчивой. О революции речь идет в тех случаях, когда за обрушением существующей системы власти наступает долгосрочный период реконструкции политического, социального и экономического порядка (Hague, Harrop 2001: 122).

В эпоху модерна термин «революция» стал крайне популярным. Его применяют там, где имеет место быстрый и существенный сдвиг, или там, где есть необходимость эмоционально подчеркнуть глубину, темп и мощь изменений, коренным образом преобразующих какую-либо сферу или отрасль. Так что революции возможны самые разные — социальная, научно-техническая, информационная, сексуальная и т. д. Как и многие другие термины современной политологии, термин «революция» появился благодаря Великой французской революции 1789 года. Само слово восходит к латинскому существительному «вращение» (англ. “revolve"), что отражает сопутствующую революциям смену правящих групп или преобладающих в обществе убеждений.

Как правило, революцию вписывают в триаду основных типов политических изменений, противопоставляя ее полити - 172 ческой реформе и государственному перевороту (путчу). Понятие «реформа» отражает, прежде всего, ненасильственный и поступательный характер политического развития, такое изменение институтов, которое не посягает на основы политической системы. «Переворотом» называется внезапный и незаконный захват власти, в процессе которого социально-экономические преобразования носят ограниченный или поверхностный характер. Может показаться, что революция и государственный переворот есть явления одного порядка, но это не совсем верно. Действительно, их роднит обращение к политическому насилию, однако если революцию отличает тотальность назревающих преобразований, то источником переворота выступает заговор, организованный внутри государственных институтов ради того, чтобы привести к власти иную элитную группировку (Мельвиль 2002: 381—389).

Универсального определения революции нет, однако, предельно обобщая, можно констатировать, что это «коллективный, насильственный и осознанный захват власти какой-либо общественной группой» (Мельвиль 2002: 382). Известнейший исследователь революционного процесса Шмуэль Эйзенштадт (р. 1923) выделяет три отличительные черты революции как типа политического изменения: а) применение насилия; б) новизна; в) всеобъемлющий характер преобразований. По его мнению, революции как протестные движения являются одним из проявлений глобального процесса модернизации, а ведущую роль в них играет независимая интеллигенция. [См. статьи Глобализация и Модернизация.] Кроме того, исключительная важность приписывается духовному измерению революционных сдвигов. По Эйзенштадту, в феномене революции воплотилась попытка человечества практически реализовать утопический образ будущего. Современная культурная и политическая повестка дня сформирована под влиянием Ренессанса, Реформации и Просвещения, однако, главным образом под влиянием революции, которая со всеми перечисленными вехами напрямую связана (Эйзенштадт 1999). Отмеченное родство замечательно просматривается в определении революции, предложенном французским историком Франсуа Фюре (1927—1997): это «утверждение волевого начала в истории и образа человека как деятельной и автономной демократической личности» (Фюре 1995: 83).

politics.ellib.org.ua

Политические изменения — Мегаобучалка

Политические изменения представляют собой специфический тип социальных изменений, связанный прежде всего с переменами в механизме властной регуляции общества. Политическая система, на которую воздействуют качественные изменения в социальной среде, постоянно находится в движении и развитии. Фактически не существует двух идентичных друг другу состояний одной и той же политической системы. Следовательно, политические изменения представляют собой трансформации институциональных структур, процессов и целей, затрагивающие распределение и отправление властных полномочий по управлению развивающимся обществом. Политические изменения могут происходить либо в ходе приспособления системы к новым требованиям социальной среды, либо в результате смены одной системы, неспособной сохранить себя, другой. В рамках одного общества политические изменения, оказывающие широкое и устойчивое воздействие на общество, можно определить как революцию.

Революции — наиболее яркое проявление социальных изменений. Они знаменуют собой фундаментальные переломы в исторических процессах и преобразуют человеческое общество. От других форм социальных изменений революции отличаются пятью особенностями.

1. Они затрагивают все уровни и сферы общества: экономику, политику, культуру, социальную организацию, повседневную жизнь индивидов.

2. Во всех этих сферах революционные изменения имеют радикальный, фундаментальный характер, пронизывают основы социального устройства и функционирования общества.

3. Изменения, вызываемые революциями, исключительно быстры, они подобны неожиданным взрывам в медленном потоке исторического процесса.

4. Время свершения революций исключительно и, следовательно, особенно памятно.

5. Революции вызывают необычные реакции у тех, кто в них участвовал или был их свидетелем. Это взрывы массовой активности, это энтузиазм, возбуждение, подъем настроения, радость, оптимизм, надежда, ощущение силы и могущества, сбывшихся надежд, обретение смысла жизни и утопические видения ближайшего будущего. Революции не происходят с определенной периодичностью. Большинство из них связано с современной или новейшей историей. Революции, известные как «великие», – английская (1649), американская (1776), французская (1789) – открыли эпоху современности, русская (1917) и китайская (1949) положили начало периоду коммунизма, а антикоммунистические революции в Восточной и Центральной Европе (1989) завершили его. «Бунтарское столетие» – так некоторые историки называют период с 1830 по 1930 г. Большинство ученых единодушны во мнении о том, что если какой-либо век и заслуживает титула «век революций», так это предшествующий, XX в. Наряду с «прогрессом» и «наукой», «революция» во многом выражает сущность XX столетия.

Революция представляет собой радикальный тип политических изменений, в результате которых прерывается прежняя политическая традиция и воспроизводится новая политическая система. В XX в. политический процесс России неоднократно подвергался воздействию революций. В 1905 г., дважды в 1917 г. и в 1991 г. произошли революционные изменения в политической системе общества, в результате которых трансформировались государственные и политические структуры, процессы и цели, затрагивающие распределение и отправление властных полномочий по управлению российским обществом.

Революцию как тип политических изменений следует отличать от государственного переворота. Последний есть внезапная и неконституционная смена правящих элит, которая сама по себе не сопряжена с какими-либо глубокими переменами в общественных отношениях. Революции и государственные перевороты не представляют собой наиболее распространенный тип политических изменений, хотя всегда вызывают постоянный общественный интерес. Наиболее распространенным типом изменений является приспособление системы к новым требованиям или переменам в социальной среде. Такого рода изменения происходят постоянно в любой нормально функционирующей политической системе. Они могут быть связаны с перераспределением политического влияния в рамках данного общества, с внесением конституционных изменений в структуру властных отношений в пределах одной и той же политической системы и т. д.

Сознательные, системные изменения, оказывающие широкое и устойчивое воздействие на общество, но воспроизводящие прежнюю политическую систему, можно определить как реформу. Реформы приводят к изменению состояния общественных и политических отношений в рамках сложившейся политической системы. Поэтому важнейшей характеристикой политического процесса является способ или режим осуществления политической власти (воспроизводства политической системы). Реформа политических отношений, изменяющая конституционно-правовые методы и способы осуществления политической власти в рамках одной политической системы, создает определенный политический режим. Следовательно, понятие политического режима характеризует политический процесс с точки зрения функционирования и самовоспроизводства определенной политической системы данного общества.

В политической науке сложились два подхода к политическим изменениям: контекстуальный и институционалистский. Первый подход основывается на идее первичной роли социального контекста, социальной среды, социально-экономической, социокультурной обусловленности политико-институциональных изменений.

Второй подход акцентирует внимание на внутренней институциональной структуре политического процесса. Характер и успех социальных изменений зависит от уровня политической институционализации. Возможны самые разнообразные колебания социальной среды, экономические кризисы и общественные выступления, но все в конечном счете зависит от эффективности и адаптивной реакции институциональных механизмов, связанных с управлением обществом и поддержанием в нем стабильности.

Содержание и структура политического процесса

Переходя к составляющим политического процесса, необходимо уяснить ряд вопросов, связанных со сложившимися исследовательскими традициями. В политической науке структура политического процесса рассматривается, как правило, в трех аспектах. Во-первых, с точки зрения взаимодействия государства и гражданского общества, политической системы и социальной среды, государственного управления и политического участия. Во-вторых, с позиций деятельности социальных субъектов и функционирования политических институтов, составляющих содержание политического процесса. В-третьих, в аспекте временных периодов и состояний развития политического процесса, которые обусловлены соответствующим балансом социальных сил, установлением равновесия и консенсуса между ними.

Рассмотрим более подробно первый и второй аспекты.

1. Первый – взаимодействие государственного управления и гражданского давления – представляет политический процесс в виде сил, идущих «сверху» и «снизу». Он включает в себя деятельность всех государственных институтов, партий, групп давления и индивидуальную активность граждан. При этом возможны две трактовки в соотношении «горизонтальных» и «вертикальных» компонентов. Первая определяет взаимодействие государства и общества как равноправных партнеров, сознательно стремящихся к рациональному достижению согласованных общественных целей. Например, в ряде европейских стран сложилась неокорпоративистская модель « трипартизма », основанная на равноправном диалоге правительства, профсоюзов и предпринимательских организаций и направленная на заключение договоров социального партнерства. Вторая трактует политический процесс как стихию, которой противостоят органы государственной власти, играющие роль управленческой подсистемы, формирующей цели и принимающей решения по поводу приоритетных общественных проблем. Но в том и другом случае границы и содержание политического процесса задаются взаимодействием правящей группы, которая осуществляет функции управления, и другими группами гражданского общества, оказывающими давление на властвующую элиту и друг на друга. В результате политический процесс выступает в виде перехода от одного состояния баланса сил к другому.

В зависимости от теоретических подходов можно построить и иные типологии субъектов политики. С точки зрения организационно – институционального подхода все акторы политики могут быть сведены к государственным и негосударственным институтам. Представление о политике как о деятельности политических институтов, как о функционировании легальных государственных норм и учреждений имеет глубокие исторические традиции, которые снова приобрели широкую научную известность благодаря теории «нового институционализма». В работах Д. Марча, Д. Олсона, Т. Скокпол понятие «политические институты» получило более широко понимание. В отличие от классического институционализма в неоинституционализме под политическими институтами понимаются не только государственные учреждения и формальные правила, но и все организационные модели отношений между политическими акторами, в которые они вступают по поводу власти. Эти организационные модели включают в себя не только формальные, легальные и бюрократические, но и неформальные нормы и процедуры, связанные с деятельностью политических организаций. Следовательно, с точки зрения организационно-институционального подхода в политике доминируют организационные компоненты, политические институты (прежде всего государственные и реже – негосударственные), которые обладают известной автономией и которые не сводятся к зеркальному отражению расстановки социальных сил в обществе.

С позиций социально-редуктивного подхода основными акторами политического процесса выступают социальные группы общества, которые определенным образом организуют собственную групповую активность в борьбе за власть с целью реализации собственных групповых интересов. В этом плане политический процесс представляет собой систему взаимодействия общества, групп и личности, в которой государства и другие политические институты выступают только в качестве особых инструментов социального действия. Как писал классик американской политической науки Г. Лассуэлл, человек добивается достижения определенных ценностей посредством использования институтов в отношении определенных ресурсов. В этом аспекте организованные группы интересов могут служить в индивидуальной стратегии личности или индивида инструментом для достижения им собственных целей или максимальной выгоды. Различные подходы к определению основных агентов политики породили разные классификации субъектов политических отношений. Одной из наиболее распространенных классификаций является классификация, предложенная Г. Алмондом и Г. Пауэллом. Согласно их позиции, все агенты политических отношений в зависимости от формы организации и способа деятельности могут быть разбиты на четыре группы.

• Аномические группы (от фр. anomie – беззаконие), которые возникают спонтанно, действуют противозаконно и существуют недолго. Эти группы слабо организованны, они, как правило, не используют формализованные каналы выражения своих интересов и склонны к прямым действиям: стихийным демонстрациям, бунтам, восстаниям. Такого рода группы нередко возникают в случаях, когда отсутствуют условия для создания организованных групп, использующих открытые, формализованные каналы выражения интересов, или в случаях длительного игнорирования политической системой интересов групп.

• Неассоциированные группы, т. е. объединения людей, как правило, непосредственно контактирующих друг с другом и связанных между собой неформально, но эти объединения не обладают жесткой организационной структурой. Эти группы эпизодически, время от времени, включаются в политический процесс, чаще всего в тех случаях, когда их непосредственные интересы задеваются решениями органов государственной власти или действиями других групп. В качестве примера такого рода групп назовем ассоциации потребителей, этнонациональные объединения, политические клубы и т. д.

• Ассоциированные группы, т. е. хорошо организованные объединения людей, имеющие развитую структуру и аппарат, действующие в течение длительного времени и использующие для выражения своих интересов, как правило, формализованные, легальные каналы. Деятельность этих групп направлена на выражение и отстаивание определенных публично выражаемых интересов. В качестве примера такого рода групп можно назвать ассоциации и организации промышленников и предпринимателей, профессиональные и профсоюзные организации и т. п.

• Институциональные группы, т. е. объединения людей, существующие внутри формальных структур и политических институтов (армии, парламента, партий, бюрократии и т. д.). Эти организации имеют профессиональный штат, жесткую формализованную, во многих случаях иерархическую систему отношений, вовне они могут выступать в качестве единого корпоративного целого, а внутри группы быть определенным образом дифференцированными (например, фракции депутатов в парламенте).

2. Второй аспект – деятельность социальных субъектов и функционирование политических институтов – представляет политический процесс в виде многочисленных акций и интеракций различных политических акторов, преследующих свои цели и интересы. Он включает в себя всю совокупность политической деятельности, осуществляемой основными политическими акторами. Многочисленные акции и интеракции различных политических акторов образуют интегральный макрополитический процесс. Так, например, избирательный процесс, анализируемый в качестве макрополитического процесса, включает в себя следующие микрополитические процессы: установление государством формальных правил и процедур проведения избирательной кампании, процедуры регистрации избирателей, голосования и выбор рядовых избирателей, избирательные кампании отдельных политических партий и объединений, действия органов государственной власти по обеспечению всеми участниками процесса равными условиями на выборах (как отдельных избирателей, так и политических партий и объединений).

Для того чтобы раскрыть интенсивность и силу активности отдельных политических акторов, нужно выделить ряд ее характеристик, например статус и потенциал акторов, вид их действий, способ взаимодействия между ними.

В политическом процессе можно выделить следующие статусы политических акторов, избиратели, активисты, политические руководители (политические лидеры), политические партии и объединения, группы интересов (группы давления). Эффективность деятельности субъекта политики зависит от множества факторов, определяющих его политический потенциал, в частности, от уровня контроля и объема доступных ему ресурсов (материальных, организационных, административных, информационных и т. д.), степени его организованности и сознательности и т. п.

Политические акторы могут использовать различные средства, формы и методы политической борьбы. С точки зрения действующего в России законодательства они могут быть легальными и нелегальными. Конституция, Федеральные конституционные и федеральные законы РФ устанавливают нормативно-правовые границы политической деятельности всех политических акторов. Однако наряду с открытыми легальными формами и методами политической борьбы существуют и нелегальные, скрытые, неофициальные действия акторов. По оценкам ряда экспертов, удельный вес последних в структуре современного политического процесса России неуклонно возрастает. Это вызвано как чисто экономическими причинами (например, ростом оборота теневой экономики, коррупцией, криминализацией экономических отношений), так и политическими, которые связаны с обостряющейся борьбой внутри правящей элиты за сохранение своего положения и усиление влияние на принятие государственных решений.

megaobuchalka.ru

Глава I. Понятие и сущность революции. Революция как тип политического изменения

Похожие главы из других работ:

Влияние глобализации на современное мировое пространство

1.1 Понятие глобализации, ее сущность

Существование глобализации как явления само по себе не вызывает сомнений и никем не оспаривается. Однако определение глобализации представляет немалые научные трудности, усугубляемые политическим звучанием проблемы...

Идеологическое многообразие в РФ

§ 1. Понятие и сущность идеологии

Определяя сущность идеологии в целом, следует отметить, что идеология есть не только и не столько учение об идеях, а гораздо более широкое объемное явление социальной жизни, являющееся одновременно и теоретическим мировоззрением...

Идеология фашизма и пропагандистская система, как часть фашистского режима

1. Сущность и понятие фашизма

По своей сути фашизм - это государственный строй, основанный на идее сохранения целостности нации и государства, и подразумевающий прежде всего объединение народа вокруг идеи национального спасения, делегирование широких...

Либерализм как политический режим

2. Понятие и сущность либерализма

...

Отличительные признаки политической власти

1. Понятие и сущность власти

Власть как таковая представляет собой особый вид общественных отношений, присущий человечеству на всех этапах его развития. Через властные отношения реализуется объективная потребность общества в саморегуляции и организации...

Политическая власть

I.1 Понятие и сущность власти

Понятие «власть» относится к числу широко употребляемых: «власть родителей», «власть семьи», «власть привычки», «власть чувств», «власть предрассудков», «власть старших», «власть денег», «власть религии», «власть идеологии», «власть мафии»...

Политическая элита

Понятие и сущность политических элит

политический элита общество Элита (от фр. elite) означает лучший, отборный, избранный. Элита - это совокупность лиц, обладающих особыми социально-психологическими качествами и оказывающих заметное воздействие на прогрессивное развитие общества...

Политические взгляды Вильгельма Блоса

1.2 Вильгельм Блос об условиях формирования предпосылок революции и движущих силах революции

Описывая положение Германии накануне революции, Блос выделяет следующие моменты: 1815 г. - разделение Германии на 39 государств, в том числе 4 вольных города, а также создание Германского Союза - организации обороны против враждебных вторжений...

Политические революции второй половины XX века

§ 2. Понятие революции в философии

Философия обратилась к революции в момент, когда она стала историчной, то есть отвергла фиксированные метафизические определения человека и осмыслила его сущность как становление и творчество...

Понятие и сущность авторитаризма

Понятие и сущность авторитаризма

Авторитаризм обычно характеризуется как тип режима, который занимает промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. Однако подобная характеристика не указывает на сущностные признаки явления в целом...

Революции и реформы политической системы

2. Сущность революции и реформ

Революция - это коренное, полное преобразование структуры власти в обществе, радикальное изменение его политической системы, открывающее возможность значительных социального экономических преобразовании Исаев, И.А...

Сравнительный анализ недемокртатических политических режимов

2.1 Понятие и сущность тоталитаризма.

За последний более чем 70-летний период у нас сложилась такая политическая система, которая весьма эффективно служила целям сохранения обеспечивавшего ее социально-экономического строя...

Сущность политической социализации личности

2. Понятие и сущность политической социализации

Стабильное функционирование политической системы общества, сохранение целостности социального организма предполагает постоянное воспроизводство и развитие политической культуры общества...

Теоретические подходы к определению монархии в современном мире

1.1 Понятие, сущность и виды монархий

Монархия (от греч. monarchia - единовластие, единодержавие) - форма государственного правления, при которой главой государства является монарх - суверенное, политически и юридически безответственное лицо...

Типы и формы современного терроризма

1. Терроризм - понятие и сущность

...

polit.bobrodobro.ru

59. Революция как форма политического процесса

Революции – это успешное свержение правящей элиты новой, главным образом с помощью силы и с помощью мобилизации народных масс. Главными причинами революционных изменений П.Сорокин называет комплекс условий, которые выстраиваются в причинную цепочку.

Непосредственным условием любой революции, считает он, всегда было увеличение подавленных базовых инстинктов большинства населения, а также невозможность даже минимального их удовлетворения. Цепочка предреволюционных предпосылок длинна, она складывается из большого числа конкретных причин, которые в сумме своей делают революционные выступления неминуемыми.

Важнейшей из этих причин является голод (подавление инстинкта пищеварения), невозможность удовлетворить потребности в жилье, одежде даже в минимальном объеме, господство бедности и нищеты одних на фоне благоденствия других, деспотические экзекуции, массовые убийства, кровавые зверства правящего режи­ма (подавление инстинкта самосохранения), преследо­вание религиозной секты, партии, надругательство над святынями. Среди других причин революций П.Сорокин называет подавление инстинкта самовыражения, угнетение потребности в свободе и ряд других. При этом репрессии со стороны властей должны носить не выбо­рочный, а всеобщий характер. Необходимым условием революционного взрыва является также состояние со­циальных групп, которые выступают на страже суще­ствующего порядка, их неспособность подавить револю­ционные выступления масс. Революции можно избежать, если «силы порядка» способны противопоставить рас­тущему недовольству низов контрсилу. Таким образом, утверждает П.Сорокин, революция является результатом соединения трех факторов:

  1. растущее подавление базовых инстинктов;

  2. всеобщий характер репрессий;

  3. бессилие групп порядка.

Оценка революции всегда субъективна, и теперь, как и раньше, несмотря на страшную цену, которой оплачи­вается любая попытка революционных изменений, диа­пазон мнений современных политологов и политиков по проблеме революции весьма широк: от несомненного признания ее прогрессивности — до такого же безус­ловного отрицания.

60. Место и роль реформы в общественном развитии

Реформа – ведёт к эволюционным, плавным изменениям одного или нескольких полит. институтов.

Реформы представляют собой тип политических процессов направленных на разрешение конфликтов. Реформы ведут к общественным изменениям, не подрывая основы власти прявящего класса. Реформирование осуществляется сознательно и последовательно.

Реформы позволяют приспособить существующую политическую систему к изменяющимся условиям внутренней и международной жизни и максимально и спользуя внутренние ресурсы и избегая революционного взрыва.

Успех реформистской политики зависит от своевременности ее проведения. Запоздавшие реформы не приводят к смягчению социальной напряженности. Украина в настоящее время переживает прцесс глубокого реформирования во всех сферах жизнедеятельности общества. Начало политических реформ связано с избрания первого украинского парламента в 1990 г. Важнейший этап - провозглашение незав Украины - 1991, и выборы первого президента -1991. С принятием Конституции - 1995 - в основном завершился процесс создания президентско-парламентского правления в стране.

61. Суть политического конфликта. Конфликт (от лат столкновение) – столкновение 2-х или более разнонаправл. сил с целью реализ. их интересов в условиях противодействия. Конфликт вечен, потому что невозможно создать такую общ. систему, при кот. требов. всех были бы удовлетворены.

Для Зап. теоретиков конфликт – это неантагонистическое противоречие, убежденность в возможности их регулирования, при этом соц стабильность считается нормальным состоянием общества, а конфликт временным.

Марксисты же считают, что единство временное, а противореч. и конфликт пост.

Политический конфликт – это состояние полит. отношений, в кот. их участники ведут борьбу за ценности и определ. статус власти (нейтрализировать противника).

Сущность конфликта в несоответствии между тем, что есть и тем, что должно быть. В пол. конфликте его участники противостоят один другому по причине несовместимости их пол. интересов, связанных с вопросами осуществления пол власти. В основе всех политических конфликтов лежат глубокие соц.-экон. противоречия, кот и приводят к столкновению пол интересов.

Ф-ции конфликтов: позитивные и негативные. Позитивные функции проявляются в разрядке напряжения между антагонистами, содействуют формированию соц. необходимого равновесия, укреплении внутригрупповой сплоченности.

Негативные функции:

- угроза интеграции общества

- может неблагоприятно влиять на необходимые изменения отношений – возможно возникновение раскола в малоустойчивых группах.

- несет угрозу ликвидации данной пол системы.

Таким образом, роль конфликта двойственна. Конфликты могут служить началом нового этапа развития. Конфликт может привести к кризису.

Полит. кризис – состояние пол. сист. общества, кот проявляется в углублении и обострении всех конфликтов, в резком усилении пол напряжения. Пол кризис проявляется в падении авторитета правящих кругов, неспособность государства и его органов выполнять необходимые функции, оппозиц. деятельность направлена на ликвидацию данной политической системы. Во всех случаях пол кризис можно рассматривать как переходную систему в новое качество, т.е. как момент развития.

62. Динамика политического конфликта.

Политический конфликт не следует также рассматривать как нечто статичное, одномоментное. Политический конфликт, как и всякое иное социальное явление, не имеющее характера одномоментности, следует рассматривать в динамике, в развитии и изменении.

Тело конфликта:

1) конфликтная ситуация;

2) конфликтное действие;

3) точка конфликта;

4) спад конф.

5) зона пролонгации конф.

Сейчас к конфликту относятся неоднозначно. Одни считают, что их не должно быть, другие – что они играют положительную роль. Возникла даже такая наука конфликтология. Эта наука изучает формы управления конфликтом: разрешает конф. Или создаёт искусственный конф.

studfiles.net

Революция как тип политических изменений

В современной политической науке понятие «революция» используют для описания природы политических изменений. Каждая политическая система подчиняется собственной логике развития, реагируя на совокупность внутренних и внешних импульсов. Поэтому политический процесс можно трактовать двояко: либо как совокупность перемен в каком-то исходном состоянии политической системы, либо как замену одной системы другой системой. Возможности систем адаптировать себя к внутренним и внешним импульсам различны. В одних случаях система проявляет устойчивость и приспосабливается к новым условиям, в других происходит ее крах, вызванный неспособностью к обновлению. Второй вариант ведет к возникновению новой системы, которая, в свою очередь, тоже может оказаться неустойчивой. О революции речь идет в тех случаях, когда за обрушением существующей системы власти наступает долгосрочный период реконструкции политического, социального и экономического порядка (Hague, Harrop 2001: 122).

В эпоху модерна термин «революция» стал крайне популярным. Его применяют там, где имеет место быстрый и существенный сдвиг, или там, где есть необходимость эмоционально подчеркнуть глубину, темп и мощь изменений, коренным образом преобразующих какую-либо сферу или отрасль. Так что революции возможны самые разные — социальная, научно-техническая, информационная, сексуальная и т. д. Как и многие другие термины современной политологии, термин «революция» появился благодаря Великой французской революции 1789 года. Само слово восходит к латинскому существительному «вращение» (англ. “revolve"), что отражает сопутствующую революциям смену правящих групп или преобладающих в обществе убеждений.

Как правило, революцию вписывают в триаду основных типов политических изменений, противопоставляя ее полити - 172 ческой реформе и государственному перевороту (путчу). Понятие «реформа» отражает, прежде всего, ненасильственный и поступательный характер политического развития, такое изменение институтов, которое не посягает на основы политической системы. «Переворотом» называется внезапный и незаконный захват власти, в процессе которого социально-экономические преобразования носят ограниченный или поверхностный характер. Может показаться, что революция и государственный переворот есть явления одного порядка, но это не совсем верно. Действительно, их роднит обращение к политическому насилию, однако если революцию отличает тотальность назревающих преобразований, то источником переворота выступает заговор, организованный внутри государственных институтов ради того, чтобы привести к власти иную элитную группировку (Мельвиль 2002: 381—389).

Универсального определения революции нет, однако, предельно обобщая, можно констатировать, что это «коллективный, насильственный и осознанный захват власти какой-либо общественной группой» (Мельвиль 2002: 382). Известнейший исследователь революционного процесса Шмуэль Эйзенштадт (р. 1923) выделяет три отличительные черты революции как типа политического изменения: а) применение насилия; б) новизна; в) всеобъемлющий характер преобразований. По его мнению, революции как протестные движения являются одним из проявлений глобального процесса модернизации, а ведущую роль в них играет независимая интеллигенция. [См. статьи Глобализация и Модернизация.] Кроме того, исключительная важность приписывается духовному измерению революционных сдвигов. По Эйзенштадту, в феномене революции воплотилась попытка человечества практически реализовать утопический образ будущего. Современная культурная и политическая повестка дня сформирована под влиянием Ренессанса, Реформации и Просвещения, однако, главным образом под влиянием революции, которая со всеми перечисленными вехами напрямую связана (Эйзенштадт 1999). Отмеченное родство замечательно просматривается в определении революции, предложенном французским историком Франсуа Фюре (1927—1997): это «утверждение волевого начала в истории и образа человека как деятельной и автономной демократической личности» (Фюре 1995: 83).

all-politologija.ru

Заключение. Революция как тип политического изменения

Революция как тип политического изменения

курсовая работа

Проведенное в работе исследование позволяет нам сформулировать следующие выводы.

Революции всегда затрагивают массы людей, она направлена против существующего режима. Ее возникновением может послужить экономические, социальные, политические причины.

Она связана с политическим конфликтом, в момент революции общество достигает пика активности, она характеризуется как самый интенсивный, насильственный из всех политических изменений. Особое значение уделяется утопическому или освободительному идеалу, основанному на символике равенства, прогресса, свободы и на убеждении, что революции созидают новый и лучший социальный порядок. К движущим силам революции относят: всеобщее подавление базовых инстинктов человека, и атмосфера бездействия властей. Революции рассматриваются как проявление неконтролируемого процесса крушения надежд и агрессии или когнитивного диссонанса.

Революции изучают бихевиористская, психологическая, структурная, политическая школы.

В результате революции свергается правящий режим и устанавливается новый, который должен справиться с проблемами в стране.

Арабская весна прошла как революция потому, что в этот процесс было вовлечено большое количество людей, митинги и протесты были направлены против правящего режима, у оппозиции была единая идея.

Она была, вызвана коррупцией и несменяемостью правящих режимов, которые создали ряд проблем во всех сферах общества этого региона. Восстания, происходящие в крупных городах этих стран имеют массовый характер, а также требования митингующих были направленны против этих режимов. Революция имела идейную основу исламской идеологии.

Она свергла правящие режимы в государствах, тем самым изменила элиту в них, но не затронула структуру политической системы. Там, где процесс свержения режима не удался с помощью революции, он перерос в гражданскую войну к примеру, в Ливии, но в Сирии свергнуть режим даже с помощью гражданской войн не удается, потому, что в стране сохраняются сильные позиции правящего режима из-за его сравнительной молодости (11 лет), также возможно в стране не было тех проблем, которые сложились в соседних государствах. После свержения режимов в странах были проведены выборы в парламенты, где к власти стали приходить исламистские партии из-за их популярности среди населения. Особенностью этой революции было влияние интернета как ресурса для коммуникации и организации действий внутри оппозиционных сил.

Список используемой литературы

Научная литература

1. Чайко И. В. Диссертация на тему: Политический процесс: Вопросы теории и опыт России. М. 2000 Г.

2. Брега Александр Васильевич. Управление политическим конфликтом. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. М. 2014. № 1 (13). С. 33 - 37.

3. Олег Глазунов. Государственный переворот. Стратегия и технологии. М. «Олма-Пресс Образование» 2006 г.

4. Эйзенштадт Ш. Революция и преобразование обществ. Сравнительное изучение цивилизаций. М.: Аспект Пресс, 1999.

5. Розов Н. С. Философия и теория истории М.: Логос, 2002. Кн. 1: Пролегомены. 656 с..

6. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. М.: Госполитиздат, 1959. Т. 8. 706 с.

7. Хантингтон С. Третья волна. Демократизация в конце XX века Пер. с англ. -- М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2003.

8. Штопка П. Социология социальных изменений. пер. с англ. М., 1996.

9. McAdam D., Tarrow S., Tilly Ch. Dynamics of Contention. N. Y.: Cambridge University Press, 2003. 387 с.

10. А. Г. Лигостаев. Универсальные причины социальных революций. Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Философия. 2008. Т. 6. № 2. С. 53-57.

11. О.С. Сафронов. Теория революции в понимании П.А. Кропоткина. Научные ведомости. 2010 г. № 7 с. 145 - 149.

12. А.С. Иващенко. Причины и последствия социальных потрясений в арабских странах Ближнего Востока и Северной Африки (конец первого - начало второго десятилетия ХХI в.). Вестник Адыгейского государственного университета. №3. 2013 г. С. 40 - 48

13. Иванов Станислав Михайлович. «Арабская весна» продолжается. Научно - аналитический журнал Обозреватель - OBSERVER. Институт диаспоры и интеграции (Институт стран СНГ) М. № 3 2012 г. С. 56 - 66

14. А. А. Блинов. Интернет в арабском мире. Восточная аналитика. 2011. № 2. С. 188-196

Размещено на Allbest.ur

polit.bobrodobro.ru

Глава II. Специфика политических изменений в ходе арабской весны. Революция как тип политического изменения

Похожие главы из других работ:

Анализ агитационных печатных материалов на муниципальных выборах

2. Анализ агитационных печатных материалов (обращений), опубликованных в ходе предвыборной агитации по выборам депутатов городской Думы IV созыва МО г. Муравленко ЯНАО в соответствии с риторическими особенностями жанра обращения

Обращение (как и вся предвыборная кампания) должно быть четко ориентировано на определенную публичную (или массовую, если выступаем по телевидению) аудиторию. Очень важно обращаться не к широким народным массам, ко всем избирателям...

Демократия и тоталитаризм

2.1 Специфика тоталитарных политических систем

Тоталитаризм как тип политической системы возник в XX веке. В политический же лексикон само это слово впервые ввел для характеристики своего движения Беннито Муссолини в 1925 г...

Динамика ценностей либеральной доктрины

2.3 Специфика неолиберализма

Реализация вышеупомянутой концепции «государства благосостояния» привела к противоречивым результатам. С одной стороны, вырос жизненный уровень населения, существенно сократился разрыв между неимущими и средним классом...

Избирательные кампании как область деятельности паблик рилейшнз

1. Специфика и особенности политических pr-технологий

Трудно сказать о первоисточниках Public Relations (PR). Искусством убеждать людей и влиять на их поведение тысячелетиями руководствовались государственные и политические деятели. Памятники, пирамиды, статуи, храмы, живопись...

Информационные войны НАТО на восточноевропейском театре военных действий

Особенности информационной войны в ходе операции «Решительная сила»

Информационное воздействие в операции НАТО "Решительная сила" велось с использованием отлаженного механизма, который был успешно апробирован в ходе подготовки и ведения военных операций ВС США в 90-х годах ("Буря в пустыне" в Ираке...

Малый бизнес как объект и субъект региональной политики

1.2 Специфика влияния изменений политической системы в регионе на малый бизнес

Бордунос К. (генеральный директор корпорации «Бизнес-мастер», эксперт) отмечает, что не случайно вопросы малого и среднего бизнеса находятся на особом контроле у Президента и правительства...

Методы и приемы манипулирования в политическом дискурсе

2.2 Манипулятивные приемы, используемые в ходе обсуждений и дискуссий

1. Дозирование исходной информационной базы. Материалы, необходимые для обсуждения, не предоставляются участникам вовремя, или даются выборочно. Некоторым участникам обсуждений, "как бы случайно", раздают неполный комплект материалов...

Мир после 11 сентября: геополитический аспект

II Глава. Оценка Е.М. Примакова геополитических изменений в мире после теракта 11 сентября 2001года

В первые дни после ужасного теракта 11 сентября 2001года во всех СМИ самые частые реплики были: «11 сентября началась третья мировая война», «Мир в одночасье необратимо изменился», «ХХI век начался 11 сентября» и так далее...

Политическая власть и ее ресурсы

2.3 Специфика государственной власти

В чем же специфика именно государственной власти? Прежде всего, особенность ее состоит в том, что это институализированная политическая власть, т. е. власть, реализующаяся при помощи специализированных институтов...

Политический маркетинг

Специфика политического рынка

Исследователь политического рынка рано или поздно сталкивается с вопросом о том, каким образом с позиций современной экономической теории можно охарактеризован...

Революция как тип политического изменения

2.1 Причины революционных изменений

В арабских странах сложился ряд причин, который создал необходимые условия для возникновения революции. К основным причинам относятся: 1) Экономические 2) Социальные 3) Политические...

Революция как тип политического изменения

2.2 Особенности проведения арабской весны

Вспыхнув в одной стране, демонстрации затрагивали соседнее государство и усиливали динамику, охватывая крупные города и набирая численную массу. Началом акций протестов послужило самосожжение Мохаммеда Буазизи в Тунисе...

Роль политических технологий в проведении избирательных кампаний

1. Публичные выступления в ходе выборов

Наиболее распространенным методом политической агитации с древнейших времен является публичное выступление. Умение хорошо и образно говорить, увлекать слушателя - это один из основных ресурсов политика, неотъемлемая составляющая его имиджа...

Средства массовой информации и политическая власть

4.3 Использование СМИ в ходе избирательных компаний

Начнем с того момента, когда идет формирование органов власти, изменение их персонального состава в ходе избирательной компании. В странах Запада, а теперь и в России...

Характеристика политических конфликтов и кризисов

2. Функции и специфика политических конфликтов, пути их решения

В настоящее время в Российской Федерации чрезвычайно обострился вопрос разрешения кризисных и конфликтных ситуаций. В этой связи особую актуальность приобретает проблема выбора алгоритма действий при их разрешении...

polit.bobrodobro.ru