Именительный и родительный падежи множественного числа имён существительных. Родительный падеж именительный падеж


Именительный падеж Родительный падеж — КиберПедия

я меня

ты тебя он, оно его (у него)

она её (у неё)

мы нас

вы вас

они их (у них)

Указательные местоимения в родительном падеже

Именительный падеж Родительный падеж

Мужской род этот этого

Средний род это этого

Женский род эта этой

Мн. число (все рода) эти этих

 

Родительный падеж

1. Выражение значение обладания. Вопрос у кого? У моего близкого друга сегодня день рождения, у этого человека тёмные глаза, у моей сестры родилась дочь, у меня нет проблем

2 . Выражение значения отрицания (нет, не было, не будет): сынанет дома; бабушкинет дома; у меня нет проблем; в кассе нет билетов; в аудитории нет письменных столов

Внимание на ударение! не был, не было,ноне была

Внимание! У него не было билета. У него не было билетов.

Упражнение 3.Задайте вопросы к выделенным словам по образцу. Запишите ответы.

О б р а з е ц: Антона нет на работе – Кого нет на работе?

1. Сегодня на уроке нет Марины и Сергея. 2. Выпускниковна собрании не было. 3. Не бывает любви без грусти. 4. У меня нет детей. 5. Идеальных людей не бывает. 6. Новой студентки не было на экскурсии. 7. Жизнь скучна, если нет мечты. 8. У кошки нет котят. 9. У Сергея нет лишних денег.

ребёнок – дети; человек - люди

 

Упражнение 4.Замените утвердительные предложения отрицательными по образцу. Запишите их.

О б р а з е ц: У меня есть любимая тетя – У меня нет любимой тёти.

1. У меня есть хороший друг и подруга. 2. Через эту реку был деревянный мост. 3. В нашем городе есть ботанический сад. 4. В магазине есть свежие торты. 5. У меня есть сын и дочь. 6. У Вали будут собственные дети. 7. Завтра будет страшная гроза. 8. На этой улице есть автобусная остановка. 9. У них был цифровой фотоаппарат. 10. У наших соседей есть отличная дача. 11. У кассира есть сдача. 12. Сейчас у меня есть работа. 13. У режиссера есть интересная идея. 14. У девушки есть зимние сапоги. 15. У Пети есть носовой платок. 16. У больного есть медицинский полис.

 

Упражнение 5.Закончите предложения, используя слова, данные в скобках. Запишите предложения.

1. На улице нет (дождь), а значит, нет (грязь). 2. У меня нет с собой (запасные носки). 3. У Вас нет случайно (лишний билетик)? 4. В мире не существует (народ), у которого нет (своя культура). 5. У кольца нет (начало и конец). 5. У тебя нет ни (стыд) ни (совести). 6. В августе уже не будет (жара). 7. В зале не было (свободные места). 8. На свете (счастье) нет, а есть покой и воля (А.С.Пушкин). 9. У меня никогда не было (собственная семья). 10. В магазине нет (очередь). 11. Он круглый сирота: у него нет (родители). 11 Я холост – у меня нет (жена). 12. Не бывает (одна правда). 13. Здесь нет (выход). 14. У сторожа нет (ключи) от гаража. 13. В нашем подъезде нет (лифт). 14. В стакане нет (вода). 15. У Антона нет (компьютер). 16. Сегодня на стадионе нет (матч). 17. Дима болеет, но у него нет (лекарство). 18. У него нет (талант). 19. Наступил декабрь, а (снег) все нет. 20. Это безвольный человек, потому что у него нет (сила воли).

 

Упражнение 6.Ответьте на вопросы, используя слова для справок. Запишите ответы.

О б р а з е ц: - Почему вы не пишете?

- Я не пишу, потому что у меня нет ручки.

1. Почему ты не купил книгу? 2. Почему ты не прочитала статью? 3. Почему бабушка не сварила кашу? 4. Почему ты не пришла в ночной клуб? 5. Почему он не выполнил домашнее задание? 6. Почему вы не взяли с собой зонт? 7. Почему он не был вчера в театре? 8. Почему студент не пришел на собрание ? 9. Почему ты не съел суп? 10. Почему студент не сдал экзамен? 11. Почему студент поехал в Москву на поезде? 12. Почему врач не принял больного?

С л о в а д л я с п р а в о к: сумка, деньги (род.п.денег), крупа, соль, учебник, теплая одежда, время (времени), билет, журнал, знания.

Упражнение 7. Ответьте на вопросы письменно. В ответе используйте полные предложения.

1. Сравните климат страны, из которой вы приехали, с климатом страны, в которой вы сейчас живете? Скажите, что есть и чего нет в климате двух стран.

Слова для справок: крепкий мороз, сильный ветер, жара, дожди, холод

2. Сравните составленное гр. Мамедовым А.Б. заявление (Б) с образцом данного документа (А). Скажите, чего нет в составленном заявлении?

А.

Образец

Начальнику паспортного стола

Ленинского района

Гороховой И.В.

от гражданина Иванова И. И.

проживающего по адресу:

Екатеринбург, Ленина 3 -56.

Заявление

 

Прошу оформить новый паспорт в связи с утерей старого паспорта.

_________подпись___________

___дата__________

 

Б. Начальнику паспортного стола

от гражданина Мамедова А.Б

Заявление

 

Прошу оформить новый паспорт в связи с утерей старого паспорта.

 

3.Значение количества. Вопрос: сколько?

i. Числительное: два больших апельсина, десять пальцев, пять тетрадей, полтора (1,5) километра,

ii. Существительное:килограмм конфет, стакан молока , булкахлеба, пакет молока, пачка сигарет, бутылка пива, кусок торта, ложка сахара, тарелка супа

iii. Наречие: много / мало ошибок, несколько вариантов

Внимание!

2, 3, 4 (и их производные) + 2 падеж ед.ч.!! два стола, тридцать два стола, три книги, четыре друга, но пять столов, пять книг, пять друзей.

Внимание!

Сколько человек сидит (ед.ч.) в комнате?

Сколько человек было (ед.ч., ср. род в прош.времени)вчера на собрании?

Упражнение 8.Постройте словосочетания. Переведите незнакомые слова. Поставьте слова, данные в скобках, в родительный падеж. Запишите словосочетания.

Гроздь (виноград), пакет (молоко, сок, кефир), плитка (шоколад), пучок (укроп, петрушка, киндза, морковь, редис), ломтик (сыр, ветчина, лимон), кусок / кусочек (мыло, арбуз, дыня, хлеб, торт), пачка (масло, маргарин, печенье), долька (чеснок, апельсин), связка (бананы, ключи), горстка (орехи, изюм, конфеты), ложка (мед, сахар, соль, варенье), бутылка (шампанское, пиво, масло), банка (консервы, горошек, фасоль, шпроты, селедка, икра, тушенка, сгущенка), мешок (мука, крупа, яблоки).

 

Упражнение 9.Выполните задание по образцу. Запишите слова.

О б р а з е ц: 1. два человека, три брата, четыре цветка

2. две девушки, три ложки, четыре тетради

1. Друг, сын, журналист, покупатель, инженер, учитель, карандаш, вопрос, платье, экзамен, сосед, магазин, университет, зритель, окно, кресло, стул.

2. Комната, ваза, булочка, картина, лампа, рубашка, шапка, газета, сумка, ручка, квитанция, вилка, бутылка, артистка, лекция, сестра, конфета.

Упражнение 10.Употребите числительное: один, одна, одно, два, две. Запишите получившиеся предложения.

1. В спортзале было только … тренажера. 2. В комнате стояло … пианино. 3. У меня есть … лишних билета. 3. Чтобы выполнить эту работу, нужно … человека. 4. Дайте мне, пожалуйста, … рубля. 5. В нашем городе только … университет. 6. У меня … подруги. 7. В вазе лежало … яблоко и … мандарина. 8. Продавец вышла только на … минуты. 9. Маленькая девочка спросила, почему у человека … глаза, … уха, … ноги, … руки, а рот … . 10. На нашем этаже … комнаты.

 

Упражнение 11.Закончите предложения. Запишите ответы.

1. В пачке осталось 2 (сигарета). 2. Депутаты обсудили 4 (проект). 3. В этой книге 54 (страница). 4. Мне подарили 3 (коробка) конфет. 5. Я купил в киоске 2 (журнал), 3 (газета) и 4 (ручка). 6. У нашей кошки 4 (котенок). 7. Хлеб стоит 22 (рубль). 8. Экзамены будут через 3 (неделя). 9. Ширина прямоугольника – 4 (сантиметр).

Упражнение 12.Ответьте на вопросы. Замените числительное четыре на числительное пять. Запишите ответы.

О б р а з е ц: - В вашем доме четыре этажа?

- Нет, в нашем доме пять этажей.

1. В вашей квартире четыре комнаты? 2. В вашем классе четыре медалиста? 3. У тебя четыре тетради? 4. Вы тренировались четыре недели? 5. У причала стоят четыре лодки? 6. Этот спортсмен становился чемпионом мира четыре раза? 7. Дедушка закончил четыре класса? 8. Эта война длилась четыре года? 9. Ваша работа была выполнена в четыре этапа? 10. У вас осталось только четыре фотографии? 11. Музыкант выпустил четыре альбома? 12. У твоей бабушки было четыре сына?

Упражнение 13.Закончите предложения. Запишите ответы.

1. Вчера было 30 (градус) тепла. 2. Ты положила в компот мало (сахар). 3. Эта книга стоит 250 (рубли). 4. Мой отец будет в Екатеринбурге 3 (неделя). 5. На нашем факультете работает 40 (преподаватели). 6. В нашей группе учится 8 (мальчики) и 10 (девочки). 7. Сколько (комнаты) в вашей квартире? 8. У человека 32 (зуб). 9. В русском алфавите 33 (буква). 10. В моей коллекции 97 (монеты). 11. Международная научная конференция продлится 3 (день). 12. Если температура воздуха будет 25 (градусы), ученики не пойдет в школу.

Упражнение 14.Решите арифметическую задачу. Запишите ответы.

1. Ширина комнаты – 5 метров, а длина – 4 метра. Какова ее площадь? Каков ее периметр? 2. В классе 3 ряда парт. В каждом ряду – 6 парт. Сколько парт в классе? 3. В вазе лежало 20 конфет. Мальчик съел 16 конфет. Сколько конфет осталось? 4. Сейчас мне 40 лет.

Сколько мне будет через 5 лет? 5. На ветке сидело пятнадцать воробьев. Семь воробьев улетело. Сколько птиц осталось на ветке?

 

Упражнение 15.Прочитайте кулинарные рецепты. Переведите незнакомые слова. Измените текст - запишите рецепты этих блюд по образцу.

Образец:

1. Мясо положить в кастрюлю и варить 2-2,5 часа.

2. Положите 1 килограмм мяса в кастрюлю и варите 2-2,5 часа.

Щи из свежей капусты

1 килограмм мяса, 4 литра воды, 1 килограмм свежей капусты, 150 граммов репчатого лука, 100 граммов моркови, корень петрушки, 120 граммов сметаны, 60 граммов масла, 2 свежих помидора или томат-паста, 3 лавровых листа, черный перец, чеснок, зелень, соль.

Мясо положить в кастрюлю и варить 2-2,5 часа. Затем добавить нарезанную капусту, положить обжаренный репчатый лук и морковь, корень петрушки, помидоры и перец и варить до готовности (10-15 минут). В конце варки щи посолить, добавить лавровый лист и чеснок. Налить в тарелки, добавить сметану.

Блины

2,5 стакана молока, 5 ложек муки, 2 яйца, 1 столовая ложка сахара, 0,5 ложки соды, одна столовая ложка уксуса.

Яйца, соль и сахар взбить, добавить муку и молоко. Соду соединить с уксусом и ввести в тесто. Все хорошо перемешать. Выпекать блины на очень горячей сковородке на растительном масле.

 

4.Выражение значения принадлежности

вопросы чей? (кого?)

вопрос преподавателя; улыбкадевушки; книга моего брата / моей сестры;

Упражнение 16.Задайте к выделенным словам вопросы по образцу. Запишите вопросы и ответы.

О б р а з е ц: Это кабинет начальника – Чей это кабинет? Это билеты детей – Чьи это билеты?

1. Это очки бабушки. 2. Это паспорт друга. 3. Это журналы руководителя. 4. Это сочинения абитуриентов. 5. Это личные вещи Ирины Петровны. 6. На окне стоят цветы соседки. 7. Здесь находится дача друзей. 8. Вот ошейник пса. 9. В нашем городе есть музей писателя Бажова. 10. Это телефон мужа. 11. Здесь девушка Олега.

 

Упражнение 17.Закончите предложения, используя слова, данные в скобках. Запишите предложения.

1. В коридоре стоит велосипед (наш сосед). 2. Здесь портфель (главный инженер). 3. Я видела на столе документы (старший брат). 4. На стене висят фотографии (Игорь Сергеевич Гончаров и Марина Петровна Волкова). 5. В комнате разбросаны игрушки (мой внук). 6. Эта машина (наши приятели). 7. Вот резиденция (столичный мэр). 8. Учительница проверила контрольные работы (пятиклассники и шестиклассники). 9. Вот рисунки (мои племянники и племянницы)

 

Упражнение 18. Ответьте на вопросы. Переведите новые слова. Запишите ответы.

1.Мой муж рисует картины. Чьи это картины? 2. Наташа собирает значки. Чьи это значки? 3. Они купили новую машину. Чья это машина? 4. Моя подруга купила новую шубу. Чья это шуба? 5. Вчера Антону и Ольге подарили настенные часы. Чьи это часы? 6. Бабушка любит вышивать картины на ткани. Чья это вышивка? 7. Грибникисобрали грибы и ягоды. Чьи это грибы и ягоды? 8. Дворовая собака родила щенят. Чьи это щенята? 9. Рок-музыканты выпустили новый альбом. Чей это альбом? 10. Ветераны войны надели ордена и медали. Чьи это ордена и медали? 11. Известный футболист держит мяч. Чей это мяч? 12. Мой дедушка собрал большой урожай моркови и свеклы. Чей это урожай?

 

Упражнение 19.Придумайте диалоги по образцу. Запишите их.

А. – Тебе нравится музыка Моцарта?

-Я предпочитаю слушать музыку современных композиторов.

Б. – Ты не знаешь, чья это сумка?

- Не знаю. По-моему, это сумка Виктора.

- А мне кажется, Светы.

- Нет, точно не Светы, а Виктора.

5. Характеристика и отношение. Вопросы какой? (чего?): карта Сибири, преподаватель истории, столица Среднего Урала / Средней Азии; номера высотных домов; автор документального фильма, автор новой книги.

Упражнение 20. Закончите предложения. Запишите ответы.

1. На улице Куйбышева находится музей (камнерезное искусство). 2. Ашхабад – столица (Туркмения), а Варшава – столица (Польша). 3. В этом магазине продаются сумки (известные дизайнеры). 4. В нашей галерее выставлены произведения (современные художники и скульпторы). 5. В этой книге вы найдете лучшие стихотворения (выдающиеся русские поэты). 6. Мы были в экспедиции и записали песни (народы Севера).

6. Степень сравнения. Мой брат сильнее меня.

Модель: Им.п. + сравнительная степень +Р.п.

Я старше своего брата. Я выше моей сестры.

cyberpedia.su

Падежи. Склонение по падежам в стихах

51

ПАДЕЖИ русского языка

склонение по падежам

в стихах

Именительный падеж

Я Именительный падеж,И нет на мне чужих одежд.Меня легко все узнаютИ в подлежащее зовут.Предлогов с детства не люблю,С собою рядом не терплю.Мои вопросы КТО? и ЧТО?Ни с кем не спутает никто.

Поворот судьбы такой изумительный:Изучаем мы падеж именительный.На суку висит (что?) – ватрушка!На заборе спит (кто?) – старушка!С неба к нам летит (что?) – игрушка!Соловьем свистит (кто?) – подружка!На сосне сопит (кто?) – хрюшка!Рассказала все (кто?) – врушка!Сочинила мир такой изумительный!Что ж, запомним мы падеж ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ!

Родительный падеж

Я из дома убежал,Я до вечера гулял,С дерева в сугроб нырял,Без уроков жить мечтал.Для коллекции снежинкиЯзыком я собирал.Около костра плясалИ вокруг двора скакал.

Мне уроки надо делать?Я на это наплевал!Вот стою я у доскиИ вздыхаю от тоски.Но родительный падежНе забуду, хоть зарежь.

(Т. Рик)

Дательный падеж

Если б я названияПадежам давал,Я б тогда дарительнымДАТЕЛЬНЫЙ назвал!

А еще как размечтаюсь,Дед Морозом наряжаюсьИ подарки всем несу:Братику, сестричке, псу.

А еще КОМУ? ЧЕМУ?Птенчику, коню, сому,Кошке, зайцу, бегемоту,Крокодилу и слону!

К паровозу тороплюсь,По земле лечу, несусь!Всем подарки развезу яИ тогда домой вернусь!

(Т. Рик)

Винительный падеж

Я – Винительный падеж,Обвиняю всюду всех.Нету никаких надежд,Что не допущу огрех.Слово «вижу» подставляйИ меня определяй.

«Если хочешь много знать,Поскорей учись читать!»Чтоб ВИНИТЕЛЬНЫЙ запомнить,Научилась я… летать!

Как взлечу под потолокДа махну через порог,Вылетаю за окошко,Курс держу я на лужок.

Ненавижу обвинять,Буду все перечислять.ЧТО увижу и КОГО –Назову до одного!

Вижу реку, вижу сад –Называю все подряд!Вижу вишню, вижу сливу.До чего вокруг красиво!

Строят клуб невдалеке,Красят лодку на песке…Хватит, в школу возвращаюсь,В класс влетаю налегке.

(Т. Рик)

Творительный падеж

Чтоб от всех не отставать,Слыть сообразительным,Надо всё теперь понятьВ падеже ТВОРИТЕЛЬНОМ.

Что там долго говорить.Вот решился я… творить!Карандаш, бумагу взялИ пейзаж нарисовал.

Я – художник, я – творец!Ух, какой я молодец!

Перед замком куст цветет,Под корягой змей живет,Над дорогой реет сокол,За оградой лошадь ржёт.

Я творю карандашомНа листе своем большом.Вид украсил я с трудомЛесом, тучкой над прудом.Ну-ка, лист перевернуИ опять творить начну.

Мой герой идет войной,Хочет править он страной,Поразить врагов стрелой,С башни их полить смолой.

Стоп! Подумай головой,Для чего идти войной!Лучше миром кончить дело!Я альбом закрою свой.

(Т. Рик)

Предложный падеж

На уроке я скучаю.Что ж, я лучше помечтаю.Очень я люблю мечтать!Вот бы мне царевной стать!

Я мечтаю о короне:Буду в ней сидеть на троне.Я мечтаю о слоне,Чтоб кататься при луне.

Я мечтаю о сережках,Я мечтаю о сапожках.Вечерами в полумглеЯ мечтаю об орле:

Буду с ним летать на воле.Буду я учиться в школе…Ой, мечтаю я уже …О ПРЕДЛОЖНОМ падеже!

(Т. Рик)

Падежи

Именительный

Он – начинающий падеж,Вопросы – КТО? и ЧТО?В нём – мама, папа, слон, манеж,И школа, и пальто.

Родительный

Вопросы: Нет КОГО? ЧЕГО?Вот у меня нет братаИ хомяков – ни одного…Всё мама виновата!

Дательный

Это яблоко, скажите,Я отдам КОМУ? ЧЕМУ?Может, Лене? Или Вите?Нет, пожалуй, никому…

Винительный

Ой! В игрушках – кавардак!Не пойму сама никак:Обвинить КОГО? и ЧТО?Куклу? Кубики? Лото?

Творительный

Хочу я песни сочинять.С КЕМ? С ЧЕМ мне ноты изучать?Писать мне ручкой иль пером,Или цветным карандашом?

Предложный

Я думаю О КОМ? О ЧЁМ?О школе, о глаголах.Верней, я думаю о том,Как надоела школа…

Зато теперь все падежиЯ твёрдо заучила.Попробуй тоже так учи,Ведь знанья – это СИЛА!!!

(Фрида Полак)

Свинья в полынье

(склонение)

Шла весной по льду свинья.Ей попалась полынья.

Плюх!.. Торчит из полыньиТолько хвостик от свиньи.

Мы скорее к полынье,Мы помочь хотим свинье.

Сами — чуть не в полынью,Но спасли-таки свинью!..

Недовольны мы свиньёй:Разве шутят с полыньёй?

Вспоминайте о свинье,Чтоб не плавать в полынье!(Т. Хоботов)

Мой блог находят по следующим фразам

xn--d1acjua1a.xn--p1ai

На какие вопросы отвечают падежи? Вопросы творительного падежа. Вопросы предложного падежа

Для связной речи в русском языке одни и те же слова могут употребляться в разных формах, это может быть единственное или множественное число, женский, мужской или средний род, а также склонения с изменением окончаний. И особо важную роль в построении верных высказываний играют именно падежи, которые показывают синтаксическую роль и связь слов в предложении. Склонению подвергаются имена существительные, прилагательные, местоимения и числительные. И в изучении русского языка очень важно научиться определять падежную форму этих частей речи и знать, на какие вопросы отвечают падежи.

Основные падежи русского языка

Падежная система русского языка достаточно проста для изучения, однако несколько особенностей в ней имеется. Поэтому в школьной программе этой теме уделяется огромное количество времени. Первым делом детей знакомят с тем, на какие вопросы отвечают падежи и как они называются. Вниманию школьников, как правило, представляют лишь шесть основных падежей, хотя на самом деле их намного больше, однако из-за близкой схожести разновидности устаревших падежных форм объединили с основными. Хотя по этому поводу среди лингвистов до сих пор ведутся споры.

Именительный падеж

Именительный падеж в сокращенном виде записывается Им. п. Вопросы именительного падежа - кто? и что? Для всех частей речи такая форма слова является начальной и может выступать наименованием предмета, лица или природного явления, а в предложении всегда выступает в роли подлежащего. Например:

Девушка вышла из комнаты; Солнце садилось за горизонт.

Также в именительном падеже может стоять именная часть составного сказуемого. Например:

Никита – мой сын; Александр Васильевич – директор.

Также всегда в именительном падеже стоит главный член односоставного предложения и обращение. Например:

Шуми, шуми, камыш; Вот старый домик.

Родительный падеж

Употребление родительного падежа может быть как после глаголов, так и после имен. Слова при таком склонении отвечают на вопросы кого? чего? В сокращенном виде его записывают Р.п.

Эта форма слов имеет разнообразное значение и синтаксическое применение. Глагольный родительный падеж может указывать на предмет:

Приименной родительный падеж может указывать на целый ряд отношений:

Именно поэтому для правильного определения падежной формы очень важно знать, на какие вопросы отвечают падежи.

Имена существительные, употребленные в родительном падеже вместе с прилагательными сравнения, указывают тот предмет или лицо, с которым их сравнивают. Например:

Красивее Наташки, белее снега, быстрее молнии.

Дательный падеж

Чтобы понять, как употребить слово в том или ином случае, нужно четко знать, на какие вопросы отвечают падежи, в каком случае используется определенная форма склонения. Так, например, дательный падеж (кому? чему?) слов чаще всего ставится после глаголов и лишь в немногочисленных случаях после слов, обозначающих предметы.

Главным образом слова в этом падеже употребляются для обозначения главного предмета, к которому направлено действие.

Например:

Передать привет подруге, угрожать врагу, приказ подчиненным.

В безличных предложениях слова в дательном падеже могут употребляться в качестве сказуемого. Например:

Саше стало страшно. Мальчику было холодно. Больной становится все хуже.

Винительный падеж

Вопросы винительного падежа похожи на вопросы других падежей, а именно - на родительный и именительный. Так, к одушевленному предмету это вопрос кого? а к неодушевленному – что? И достаточно часто школьники путают этот падеж с именительным, поэтому для правильного определения в первую очередь в предложении необходимо выделить грамматическую основу. Слова в этой падежной форме чаще всего употребляются при глаголах и обозначают объект, на который полностью переходит действие.

Например:

Ловить рыбу, чистить туфли, сшить юбку, выпекать пирог.

Также слова, стоящие в винительном падеже, могут выражать количество, время, пространство и расстояние. Например:

Целое лето, каждая минута, каждый год.

Творительный падеж

Так же, как и другие падежные формы, вопросы творительного падежа имеют две формы для живых и неживых предметов. Это особые вопросы, которые не спутаешь с другими формами. Так, для одушевленного предмета творительный падеж отвечает на вопрос кем? Например:

Он был знаком (с кем?) с Оксаной и (с кем?) ее матерью.

Для неодушевленного предмета творительный падеж отвечает на вопрос чем? Например:

Накормил (чем?) хлебом, напоил (чем?) водой.

Как правило, эта форма слов употребляется в сочетании с глаголами, тесно связанными с именами.

Такая падежная форма слов при глаголах всегда выступает в качестве средства и орудия действия, может быть образом или способом действия, а также иметь значения времени, места, пространства и того, кем производится действие. Например:

Бил собаку (чем?) палкой.

Старик подперся (чем?) ладонью.

Дорога вела (чем?) лесом.

Сказки «Айболит», «Путаница» и «Тараканище» написаны (кем?) Корнеем Чуковским.

Также данная падежная форма слов может встречаться и при именах и иметь следующие значения. При существительных:

При прилагательных слова в творительном падеже употребляются со значением ограничения указанного признака. Например:

Он был сильный умом и известен своими открытиями.

Предложный падеж

Шестой и последний падеж, который изучают в школьной программе – предложный.

Вопросы предложного падежа, как и других падежных форм, разделяются по направлению к живым предметам (на ком? о ком?) и неживым (на чем? о чем?). Слова в этом падеже всегда используются с предлогами, именно отсюда и название самого падежа. В зависимости от употребляемого предлога меняется и значение, вопросы предложного падежа всегда строятся при помощи тех же предлогов, которые употребляются в конкретных случаях в контексте.

Употребление предлогов со словами в предложном падеже

Для правильного определения падежной формы слов и правильного употребления их в речи очень важно знать, как связываются падежи с вопросами и предлогами при употреблении различных форм слов в предложениях.

Каждый из используемых предлогов придает слову свое значение:

Какую роль играют падежи, вопросы и предлоги

Таблица предлогов, которые употребляются в сочетании с различными падежными формами слов, играет огромную роль в изучении падежной системы русского языка.

Ведь именно они, присоединяясь к существительным, могут раскрыть различные значения одного и того же слова.

ПадежПредлогЗначениеПример
Родительныйвокруг, из-за, до, у

определяют пространство, в котором находится предмет или в котором происходит действие

ходить вокруг парка,

вышел из-за дома,

стоять у дерева

Дательныйк, по

употребляются для указания на приближение к объекту, предмету или на место события

подойти к подруге,

ехать по бездорожью

Винительныйв, за, науказывают, на какой объект направлено действие

обнять за талию,

смотреть в окно,

поставить на стол

Творительныйпод, за, над, с

может иметь много значений, в том числе указывать на направленность определенного действия и обозначать пространство

летать над землей,

ходить под мостом,

дружить с бабушкой

Склонение существительны, прилагательных и числительных по падежам

Одной из основных тем данного раздела русского языка является тема: "Склонение по падежам". В результате такого изменения слово преобразуется, приобретая новое окончание, что достаточно важно для правильности построения речи. Склонение происходит путем изменения слова так, чтобы оно отвечало на вопросы каждого падежа. Склонение существительных имеет самостоятельный характер, в то время как прилагательные и числительные в контексте всегда зависят от падежа, в котором стоит связанное с ними слово.

Склонение имен существительных и прилагательных
ПадежВопросИмя существительноеВопросИмя прилагательное
Именительныйкто? что?цветочеккакой?аленький
Родительныйкого? чего?цветочкакакого?аленького
Дательныйкому? чему?цветочкукакому?аленькому
Винительныйкого? что?цветочеккакой?аленький
Творительныйкем? чем?цветочкомкаким?аленьким
Предложныйо ком? о чем?о цветочкео каком?об аленьком

В случае со склонением числительных вопрос также можно видоизменить, как для прилагательного, благодаря чему будет легче просклонять слово.

Склонение числительных по падежам
ПадежПадежный вопросВопрос для числительногоЧислительное
Именительныйкто? что?сколько? какой?

шесть

двое

восьмой

восьмая

восьмое

Родительныйкого? чего?скольких? какого?

шести

двоих

восьмого

восьмой

восьмого

Дательныйкому? чему?скольким? какому?

шести

двоим

восьмомувосьмойвосьмому

Винительныйкого? что?сколько? какого?

шесть

двоих

восьмого

восьмую

восьмого

Творительныйкем? чем?сколькими? каким?

шестью

двоими

восьмым

восьмой

восьмым

Предложныййо ком? о чем?о скольких? о каком?

о шести

о двоих

о восьмом

о восьмой

о восьмом

Цель школьной программы - научить детей не только правильно определять падежную форму слов в том или ином предложении, но и уметь правильно употребить предлог, который полностью раскроет значение высказывания. Такие умения очень важны для построения грамотной речи. Именно поэтому данной теме уделяется особое внимение и достаточное количество уроков русского языка, чтобы дети могли не только изучить, но хорошо закрепить данный материал.

fb.ru

3.1.2. Значение падежей

Именительный падеж является падежом подлежащего, а также предикативного члена и приложения. Например: Þá mælti konungr. ‘Тогда сказал конунг’. Hann var sonr Bjarnar. ‘Он был сыном Бьёрна’. Björn, sonr Ketils, var fostraðr austr. ‘Бьёрн, сын Кетиля, был воспитан на востоке’.

Родительный падеж является падежом определения при существительном, дополнения при глаголе или прилагательном и обстоятельства.

1. В качестве падежа определения при существительном родительный обозначает:

а) Лицо, которому принадлежит что-либо (т. н. «родительный принадлежности»), или, в более широком смысле, то, чему принадлежит что-либо, как часть целому (т. н. «родительный целого»), действие своему производителю (т. н. «родительный субъекта») и т. д. Например: holl Hrólfs konungs ‘палата конунга Хрольва’; sonr Ingjalds ‘сын Ингьяльда’; vinr Þórs ‘друг Тора’; þursa dróttinn ‘князь великанов’; lík Böðvars ‘труп Бёдвара’; sáð kraka ‘посев Краки’; mikill hluti liðs hans ‘большая часть его войска’.

б) Объект действия, выраженного управляющим существительным (т. н. «родительный объекта»). Например: þess mannz bani ‘убийца того человека’; á fund Haralds ‘навстречу Харальду’.

в) Качество того, что выражено управляющим существительным (т. н. «родительный качества»). Например: afreks verk ‘геройский подвиг’; ábyrgðar hlutr ‘ответственное дело’; rausnar maðr ‘человек пышного образа жизни’.

г) Предмет, родовая принадлежность которого выражена управляющим изъяснительным (т. н. «родительный изъяснительный»). Например: askr Yggdrasils ‘ясень Иггдрасиль’.

д) То, мера чего определяется управляющим существительным (т. н. «родительный количественно-определительный»). Например: þrír tigir manna ‘три десятка человек’; þrjú pund gullz ‘три фунта золота’; fjöld á ek meiðma ‘много у меня сокровищ’.

В аналогичном значении существительное в родительном падеже встречается при наречиях времени. Например: síð dags ‘в конце дня’; snemma nœtr ‘в начале ночи’; ár var alda ‘в начале времен это было’.

2. В качестве падежа дополнения при глаголе родительный обычно обозначает объект, который неполно охвачен действием. Так, родительный употребляется при глаголах bíða ‘ждать’, biðja ‘просить о чем-либо’, afla ‘добывать’, fá ‘получать в жены’, leita ‘искать’, þurfa ‘нуждаться’, njóta ‘пользоваться’, geta ‘говорить о чем-либо’, geyma ‘следить за чем-либо’, minnask ‘помнить’, ljá ‘одалживать что-либо’, sakna ‘чувствовать отсутствие’, varna ‘отказывать в чем-либо’, letja ‘препятствовать в чем-либо’, hefna ‘мстить за что-либо’ и т. п. Например: Konungr varnaði allra gripanna. ‘Конунг отказал во всех сокровищах’. Hann fekk Gjaflaugar. ‘Он женился на Гьявлауг’. Sakna ek míns málvinar. ‘Мне недостает моего любезного друга’.

Обычно приглагольный родительный обозначает единственный объект глагольного действия. При некоторых глаголах, однако, он сочетается с винительным или дательным лица. Например: þeir er harz hugar (род.) hana (вин.) löttu ‘те, которые утешали ее’; leita sér (дат.) annarra forlaga (род.) ‘искать себе другой судьбы’. При глаголе virða ‘ценить’ и т. п. родительный, выражающий степень ценности, сочетается с винительным лица или предмета. Например: Konungr virði hann mikils. ‘Конунг очень ценил его’.

3. В качестве падежа дополнения при прилагательном родительный выражает различные отношения в зависимости от лексического значения прилагательного. Так, он употребляется при прилагательных fullr ‘полный чего-либо’; vanr ‘лишенный чего-либо’; auðinn ‘сужденный’; búinn ‘готовый к чему-либо’; fúss ‘склонный к чему-либо’; víss ‘осведомленный о чем-либо’; skyldr ‘обязанный в чем-либо’; breiðr ‘столько-то шириной’; langr ‘столько-то длиной’ и т. п. Например, vön… vers ok barna ‘лишенная мужей и детей’; Þorkeli var auðit lengra lífs. ‘Торкелю была суждена более долгая жизнь’; matar góðr ‘щедрый на угощение’.

Родительный употребляется также с отделительным значением при прилагательном в превосходной степени. Например: ágætastr fornkonunga ‘знаменитейший из древних конунгов’; hvítastr ása ‘белейший из асов’.

4. Родительный встречается также в качестве падежа обстоятельства (т. н. «родительный места», «родительный времени» и «родительный образа действия»). Однако в древнеисландской прозе такой родительный встречается только в застывших адвербиальных оборотах.

а) Родительный места: Mœtti hann Þór miðra garða. ‘Он встретил Тора в середине двора’. Gengu þeir fagra Freyju túna. ‘Они пришли в прекрасные чертоги Фрейи’; annars staðar ‘в другом месте’; þessa heims ok annars ‘в этом и другом мире’.

б) Родительный времени: sams misseris ‘в то же полугодие’; annars dags ‘в другой день’; sama dags ‘в тот же день’.

в) Родительный образа действия: allz ‘совсем’; þess erindis ‘с этой целью’.

Дательный падеж является падежом дополнения при глаголе и прилагательном и обстоятельства.

1. В качестве приглагольного падежа дательный обозначает:

а) Косвенный объект, т. е. лицо или предмет, для которого совершается действие или к которому оно имеет отношение (т. н. «дательный косвенного объекта»). Дательный в этом значении обычно сочетается с винительным прямого объекта или родительным. Например: Aðils konungr sendi boð Hrólfi kraka. ‘Конунг Адильс послал приглашение Хрольву Краки’. Lofa ek útgöngu konum ok börnum. ‘Я разрешаю выйти женщинам и детям’. Vin sínum skal maðr vinr vera. ‘По отношению к другу своему надо быть другом’.

б) Единственный или прямой объект (т. н. «дательный прямого объекта») при глаголах, выражающих расположение или нерасположение к кому-либо, т. е. глаголах bjarga ‘спасать’, hlífa ‘защищать’, eira ‘щадить’, fagna ‘принимать’, heilsa ‘приветствовать’, unna ‘любить’, eyða ‘опустошать’, slátra ‘убивать’, refsa ‘карать’, œgja ‘грозить’, а также при глаголах ráða ‘управлять’, stýra ‘править’, valda ‘причинять’, skipa ‘расставлять’, halda ‘держать’, mœta ‘встречать’, ná ‘достигать’, lýsa ‘объявлять’, hætta ‘прекращать’, lúka ‘кончать’, sá ‘сеять’, kasta ‘бросать’, hrinda ‘толкать’, snúa ‘поворачивать’, søkkva ‘опускать’, skipta ‘делить’, koma ‘приводить’, ‘вводить’ и т. д. Например: Þórolfr kastaði þá fyrir borð öndvegissulum sínum. ‘Торольв бросил тогда за борт столбы почетной скамьи своего дома’. Valda megir Gjúka mínu bölvi. ‘Сыновья Гьюки виновны в моем несчастьи’. Goði skyldi hofi upp halda. ‘Жрец должен был содержать храм’. Hann lauk svá máli sínu. ‘Он так кончил свою речь’.

При некоторых глаголах в этих случаях возможен еще и дательный косвенного объекта. Например: heita ‘обещать что-либо (дат. прямого объекта), кому-либо (дат. косвенного объекта)’.

В пассивном обороте от глаголов, управляющих дательным прямого объекта, дательный падеж выражает объект действия. Например: Uxa einum hafði slátrat verit. ‘Один вол был зарезан’; er lokit var kvæðinu ‘когда песня была закончена’.

При некоторых глаголах, особенно при глаголах, выражающих движение, дательный прямого объекта может быть неотличим от дательного орудийного (см. ниже, пункт «в»). Например: kasta steini ‘бросать камень’ или ‘бросать камнем’; fnœsa eitri ‘отфыркивать яд’ или ‘фыркать ядом’; sá gulli ‘сеять золото’ или ‘засевать золотом’.

в) Орудие действия или средство его осуществления (т. н. «дательный орудийный»). Дательный в этом значении встречается как при глаголах, не сочетающихся с винительным прямого объекта (например: aka vögnum ‘ехать на повозках’; ríða hesti ‘ехать верхом на лошади’; brenna loga ‘гореть огнем’), так и при глаголах, сочетающихся с винительным прямого объекта. Например: Þá lagði hon sik sverði til bana. ‘Затем она зарезала себя мечом’. Þá tók Hrólfr kraki hœgri hendi gullit. ‘Тогда Хрольв Краки взял правой рукой золото’. Andskotar þeirra vildi verja þeim vígi þingvöllin. ‘Противники их хотели защищать от них поле тинга с боем’. Bittu þik Freyja brúðar líni. ‘Повяжись, Фрейя, покрывалом невесты’; gulli búnar ‘украшенные золотом’.

г) Обстоятельство, сопровождающее действие (т. н. «дательный комитативный»). Например: Hann kom skipum sínum í ána Fýri. ‘Он прибыл со своими кораблями в реку Фюри’; fara hulðu höfði ‘идти с непокрытой головой’; fara eldi ‘объезжать с огнем’.

д) То, что удаляется в результате действия (т. н. «отложительный дательный»). Например: ryðja land víkingum ‘очищать страну от морских разбойников’; Áss er stolinn hamri. ‘У аса украден молот’.

2. В качестве падежа дополнения при прилагательном дательный выражает различные отношения в зависимости от лексического значения прилагательного. Так, он употребляется при прилагательных illr ‘вредный кому-либо’; nær ‘близкий к чему-либо’; reiðr ‘разгневанный на что-либо’; meiri ‘больший на столько-то’; fríðr ‘красивый чем-либо’; feginn ‘обрадованный чем-либо’. Например: Er þat illt manni? ‘Вредно это человеку?’; nær öðrum endanum ‘близкий к другому концу’; litlu verðr Vöggr feginn ‘малым обрадован Вёгг’; viku fyrr ‘на неделю раньше’; síðarr fám vetrum ‘через несколько лет’; hverjum manni sterkari ‘сильнее любого мужчины’; fríðr sýnum ‘красивый с виду’.

3. Дательный встречается также в качестве падежа обстоятельства (т. н. «дательный места», «дательный времени» и «дательный образа действия»). Однако в древнеисландской прозе такой дательный встречается только в застывших адвербиальных оборотах:

а) Дательный места: öllum megum ‘со всех сторон’.

б) Дательный времени: Át vætr Freyja átta nóttum. ‘Фрейя ничего не ела восемь ночей’; löngum ‘давно’; stundum ‘временами’; einnu sinni ‘однажды’.

в) Дательный образа действия: illu heilli ‘не к добру’; einu ‘только’; því móti ‘таким образом’; reyndum ‘в действительности’.

Винительный падеж является падежом дополнения при глаголе и обстоятельства.

1. Винительный падеж при глаголе обозначает:

а) Прямой объект (т. н. «винительный прямого объекта»). Например: Þú sveinn hefir gefit mér nafn. ‘Ты, парень, дал мне прозвище’. Yrsa fekk Hrólfi kraka dýrshorn. ‘Ирса дала Хрольву Краки олений рог’.

При многих глаголах винительный прямого объекта сочетается с дательным косвенного объекта (как в примерах выше) или с родительным.

Винительный прямого объекта употребляется также при некоторых возвратных глаголах. Например: Ekki hræðumk ek þat. ‘Я не боюсь этого’.

б) Носителя действия безличного глагола. Например: Konung dreymði aldri. ‘Конунг никогда не видел снов’; mik grunar ‘мне думается’; mik þyrstir ‘я хочу пить’.

в) То, что тождественно действию, выраженному самим глаголом (т. н. «винительный внутреннего объекта»). Например: sofa svefn sinn ‘спать своим сном’; fara kaupferð ‘ехать в торговую поездку’; œpa sigróp ‘кликнуть победный клич’. При глаголе sigla ‘плыть под парусами’ в винительном падеже может быть существительное, обозначающее ветер или погоду, при которых происходит плаванье. Например: Þeir sigla norðr byr góðan ok bjart veðr. ‘Они плывут на север при попутном ветре и хорошей погоде’.

г) Меру веса, стоимости, расстояние и т. д. (т. н. «винительный меры»). Например: Stóð hvárr halfa mörk. ‘Каждое [кольцо] весило полмарки’.

2. В следующих случаях при глаголе возможны два существительных в винительном падеже (т. н. «двойной винительный»).

а) В сложном дополнении при глаголах kalla ‘называть’, gera ‘делать’, halda ‘считать’, sýna ‘проявлять’ и т. д. Например: Kallit þér hann konung. ‘Вы называете его конунгом’. Á því þingi gerði hann Björn Ketilsson útlaga af Nóregi. ‘На этом тинге он объявил Бьёрна Кетильссона изгнанным из Норвегии’.

б) При безличных глаголах. Например: Mik skortir eigi hug. ‘У меня достаточно смелости’. Þik hefir mikla úgiptu hent. ‘С тобой случилось большое несчастье’. При безличных глаголах, выражающих внутреннее переживание или ощущение, второй винительный является винительным внутреннего объекта. Например: Mik dreymði draum. ‘Мне приснился сон’.

в) При глаголах, сочетающихся с винительным внутреннего объекта. Например: Konungr hjó hann banahögg. ‘Конунг нанес ему смертельный удар’.

3. Винительный встречается также в качестве обстоятельства места или времени.

а) Так называемый «винительный места» обычно выражает направление. Например: Skarpheðinn… réð þegar till í annat sinn ok rennr upp veginn. ‘Скарпхедин… сделал новую попытку и взбежал на стену’. Skjót annan veg. ‘Стреляй в другую сторону’. Hann útan stökk endlangan sal. ‘Он отскочил вдоль всей палаты’. Róa menn leið sína. ‘Плывут люди своей дорогой’.

б) Так называемый «винительный времени» выражает либо протяжение действия во времени (например: Hann… hvíldi þann dag allan ok nóttina eptir. ‘Он… спал весь тот день и следующую ночь’. Þeir váru í Hólum allan daginn. ‘Они были в Холаре целый день’), либо время совершения действия. Например: It næsta sumar eptir fóru þeir austan. ‘На следующее лето они поехали из Норвегии’; þat var eitt sumar ‘одним летом’; einn dag ‘однажды’; aptan dags ‘вечером’; laugardag ‘в субботу’.

По всем вопросам пишите в раздел форума Valhalla: Эпоха викингов

norse.ulver.com

"Кого", "чего" - какой падеж? Падежи и их вопросы

Достаточно часто при выполнении того или иного морфологического разбора необходимо указывать падеж разбираемого слова. Падеж – одна из самых сложных категорий, существующая сегодня в русском языке, но ее необходимо знать, чтобы научиться разбираться в сложнейших вопросах и выполнять разборы грамотно.

Падежи в русском языке

Словоизменительная категория падежа обычно указывает на отношение существительного или прилагательного к другим словам в предложении или словосочетании, которое оно образует вместе с данными словами. На данный момент в русском языке существует только 6 падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный и предложный.

Ранее в русском языке существовало намного больше падежей, которые со временем упразднились, так же как и двойственное число. Отголоски данных явлений в русском языке можно наблюдать до сих пор, некоторые слова были образованы от форм звательного падежа существительных и прилагательных.

Именительный и все-все-все

Существительное в именительном падеже противопоставляется всем остальным, поскольку обладает самостоятельным грамматическим положением в языке, иногда его называют прямым падежом. Остальные 6 падежей являются косвенными, они постоянно находятся в зависимости от других слов и могут выражать различные синтаксические отношения к другим словоформам.

Определение падежей осуществляется по вопросам. Отвечая на вопрос «Кого? Чего? - какой падеж?», вы можете сразу же сказать, что это родительный падеж, ведь именно он отвечает на эти вопросы. У каждого падежа есть собственные вопросы, которыми удобно пользоваться для определения положения слова в речи.

Как выражаются падежи?

Определять падеж можно не только по вопросам, но и по окончаниям. Некоторые падежи обладают практически фиксированными окончаниями, которые зависят от рода, числа и склонения (для существительного). Так, для слов в женском роде, единственном числе, именительном падеже 1 склонения будут актуальными окончания «а», «я».

Если вы столкнулись с омонимией, можно попытаться определить падеж синтаксическим способом (с помощью согласуемых слов и предлогов или же по порядку слов в предложении). Используются и другие способы, например, часто применяется методика подстановки, когда вместо имеющегося слова подставляется существительное «лиса» или «Маша». Для определения падежей также рекомендуется использовать оба падежных вопроса.

Падежи и их вопросы

Каждый падеж обладает определенными вопросами. Именительный падеж отвечает на вопросы «кто? что?», родительный падеж – «кого? чего?», дательный – «кому? чему?», винительный – «кого? что?», творительный - «кем? чем?», предложный – «о ком? о чем?». Данные вопросы можно использовать для определения падежей существительных и прилагательных.

Некоторые падежи также обладают дополнительными предлогами, с помощью которых можно определить, какое место слово занимает в предложении, и как именно его следует разбирать. Для определения падежей можно перед определяемым словом подставлять дополнительные конструкции, например, для родительного падежа – «нет» (нет кого? чего?), для дательного – «дать», винительного – «виню», творительного – «творю», предложного – «говорю».

Формы падежей в русском языке

Лексическое значение падежей составляется, исходя из той роли, которую они играют в предложении. Если падежная форма способна существовать только лишь при одном слове, ее именуют присловной. Если падежная форма относится сразу же ко всему предложению, ее называют детерминантной.

Детерминантная форма обычно находится в начале предложения, она не включается в словосочетания, и задает тон всему предложению. Вопрос к ней следует задавать либо от основы всего высказывания, либо от всего предложения сразу. Разглядеть ее в предложении достаточно легко, с этим обычно проблем не возникает ни у школьников, ни у студентов.

Общие лексические значения падежей

Значения падежей могут быть частными и общими, их выделение из предложения играет огромную роль для синтаксиса, с его помощью удается в дальнейшем осуществлять анализ имеющихся предложений и определять их грамматическую структуру. Отвечая на вопрос «Кого? Чего? – какой падеж?», важно помнить о двух возможных значениях.

Объектное значение падежа означает то, как предмет относится к действию, которое на него направлено. При субъектном значении падежа действие совершается самим предметом, который выражает отношение к нему. Определительное значение может выразить отношение между несколькими предметами. С помощью обстоятельственного значения удается определить характеристику состояния предмета с точки зрения обстоятельственных отношений. Вне данной категории находится информативно-восполняющее значение, которое может потребовать от обоих слов в сочетании иметь одинаковые падежные формы.

Частные значения падежей: именительный

Помимо основных значений падежи способны иметь и частные, которые можно уточнить, только обладая информацией вузовского уровня. В школе учеников просят определить падеж только в его общем значении, иногда из-за этого возникают ошибки, которые разрешить не в силах даже сам преподаватель, давно забывший вузовскую программу.

Именительный падеж способен обладать центральным, объективным, предикативным, аппозитивным, определительным, информативно-восполняющим и обстоятельственным значением. Также здесь существует именительное представление, когда слово, находящееся в данном падеже, формирует тему для дальнейшего продолжения повествования.

Частные значения косвенных падежей: родительный

Слыша вопрос «Кого? Чего? - какой падеж?», мало кто сомневается в том, что это родительный. Частное значение родительного падежа подразделяется на приименное и приглагольное, семантика в данном случае достаточно ясна, первое характерно в сочетании Р. п. с именем, а второе – с глаголом.

Родительный приименный обладает частным значением принадлежности, отношения, целого, оценки качества, носителя признака, объекта. Также здесь имеется дополнительное значение субъекта состояния или действия, и наличие информативно-восполняющего значения в виде партитивного рода.

Родительный приглагольный также отвечает на вопросы «кого? чего?», какой падеж здесь, определить не составит никакого труда. Он обладает значением прямого объекта при указании на вещество или отрицание, а также значением ожидания (при соответствующих глаголах: просить, желать, добиваться и т. д.).

Частные значения косвенных падежей: дательный

Дательный падеж обладает приглагольными и приименными частными значениями. В первом случае речь идет о значении стороннего объекта, на который направлено определенное действие, указанное глаголом. Также приглагольный дательный может обладать субъектным значением в безличных предложениях, когда называет лицо, испытывающее состояние или совершающее действие.

Дательный приименный редко употребляется в современном русском языке и, по сути, повторяет лексическое значение дательного падежа прилагательного. В некоторых случаях он способен иметь определительное значение, обладающее оттенком назначения: корм рыбкам.

Частные значения косвенных падежей: винительный

Винительный приименный в современном русском языке практически не встречается, поэтому в основном используется приглагольный, означающий выражение объекта рядом с переходными глаголами, или же значение меры, пространства, времени.

Частные значения косвенных падежей: творительный

Творительный падеж чаще всего обладает приглагольным значением орудия действия, субъектным, содержания, и обстоятельственным значением. Все они так или иначе указывают на совершение действия. Информативно-восполняющее и творительно-предикативное значения достаточно близки друг к другу и употребляются с глаголами «считаться, быть, казаться» и т. д. Творительный приименный – редкость в языке, он обычно повторяет приглагольные значения.

Частные значения косвенных падежей: предложный

Предложный падеж в основном обладает приглагольными объектными и обстоятельственными значениями, которые связаны либо с состоянием, чувствами, мыслями или речью, а также местами, рядом с которыми будет происходить действие.

Предложный приименный используется редко и обладает аналогичными приглагольному значению. Чаще всего он употребляется при значениях признака предмета, качества, свойства и носит определительный характер.

Заключение

Падежи и их вопросы могут помочь определить не только форму слова, но и его положение внутри предложения, что играет важную роль при проведении морфологического и синтаксического разборов. При необходимости можно консультироваться с литературой справочного характера, которая подскажет, к какому именно падежу следует отнести то или иное слово.

fb.ru

Ответы@Mail.Ru: Скажите падежи с вопросами!

Среди падежей выделяют прямой — именительный, который отвечает на вопросы «кто?» , «что?» , и косвенные: родительный (вопросы «кого?» , «чего?») , дательный («кому?» , «чему?») , винительный («кого?» , «чего?») , творительный («кем?» , «чем?») , предложный («о ком?» , «о чем?») .

Именительный (кто?) - ( что?) Радетельный (кого?) - (чего?) Дательный (кому?) - (чему?) Винительный (кого?) - (чего?) Творительный (кем?) - (чем?) Предложный (о ком?) - (о чём?)

Именительный падеж-(кто, что) вспомогательное слово-есть Родительный падеж-(кого, чего) вспомогательное слово-нет Дательный падеж-(кому, чему) вспомогательное слово-дать Винительный падеж-(кого, что) вспомогательное слово-винить Творительный падеж-(кем, чем) вспомогательное слово-творить Предложный падеж-(оком, о чём) вспомогательное слово-говорить Порядок падежей можно запомнить так: Иван - Именительный падеж Рубил-Родительный падеж Дрова-Дательный падеж Варвара-Винительный падеж Топила-Творительный падеж Печь-Предлжный падеж

Именительный (кто?) - ( что?) Радетельный (кого?) - (чего?) Дательный (кому?) - (чему?) Винительный (кого?) - (чего?) Творительный (кем?) - (чем?) Предложный (о ком?) - (о чём?)

Именительный падеж - Кто? Что? Родительный падеж - (нет) Кого? Чего? Дательный падеж - (дать) Кому? Чему? Винительный падеж - (вижу) Кого? Что? Творительный падеж - (горжусь) Кем? Чем? Предложный падеж - (думаю) О ком? О чём? Последовательность падежей: Иван Родил Девчонку Велит Тащить Пелёнку Не путай! Вопросы ГДЕ? КУДА? ОТКУДА? не являются падежными вопросами. По этим вопросам нельзя определить падеж. Предлоги ПО и К указывают на ДАТЕЛЬНЫЙ падеж. Вопроса ПО ЧЁМ? НЕ существует. Есть только вопрос ПО ЧЕМУ? Иду ( по чему? ) по тропинке Предлоги В, НА с вопросами КОГО? ЧЕГО? (родительный падеж) не употребляются. Эти предлоги можно употребить только с вопросами КОГО? ЧТО? (винительный падеж) или В ЧЁМ? В КОМ? НА ЧЁМ? НА КОМ? (предложный падеж) Если сомневаетесь в принадлежности вопроса КОГО? , подставляйте волшебное слово МАМА и смотрите на окончание этого слова: МАМЫ – родительный падеж; МАМУ – винительный падеж. Падежи и предлоги Предлоги ОТ, ДЛЯ, БЕЗ, ИЗ, употребляются только в родительном падеже – ОТ ЧЕГО? ДЛЯ КОГО? БЕЗ КОГО? ИЗ ЧЕГО? Предлоги ПОД и НАД употребляются только в творительном падеже – ПОД ЧЕМ? НАД ЧЕМ? Предлог О употребляется только в предложном падеже – О КОМ ? Предлоги В, НА употребляются как с винительным – В КОГО? ВО ЧТО? НА КОГО? НА ЧТО? , так и с предложным падежами – В КОМ? В ЧЁМ? НА КОМ? НА ЧЁМ? Падежи и вопросы Напишите в скобках падежный вопрос и определите падеж. Образец: Писать (в чём? ) в тетради (чем? ) ручкой. 339 Нравится Пожаловаться 6 ОТВЕТОВ Т С Просветленный (29951) 3 года назад Среди падежей выделяют прямой — именительный, который отвечает на вопросы «кто?» , «что?» , и косвенные: родительный (вопросы «кого?» , «чего?») , дательный («кому?» , «чему?») , винительный («кого?» , «чего?») , творительный («кем?» , «чем?») , предложный («о ком?» , «о чем?») . 64 Нравится Пожаловаться Алиса Рогожникова Ученик (105) 3 недели назад Уууууууууууу Нравится Пожаловаться катя Попова Ученик (107) 2 недели назад Именительный (кто?) - ( что?) Радетельный (кого?) - (чего?) Дательный (кому?) - (чему?) Винительный (кого?) - (чего?) Творительный (кем?) - (чем?) Предложный (о ком?) - (о чём?) Нравится Пожаловаться Дарья Воленко Ученик (132) 2 недели назад Именительный падеж-(кто, что) вспомогательное слово-есть Родительный падеж-(кого, чего) вспомогательное слово-нет Дательный падеж-(кому, чему) вспомогательное слово-дать Винительный падеж-(кого, что) вспомогательное слово-винить Творительный падеж-(кем, чем) вспомогательное слово-творить Предложный падеж-(оком, о чём) вспомогательное слово-говорить Порядок падежей можно запомнить так: Иван - Именительный падеж Рубил-Родительный падеж Дрова-Дательный падеж Варвара-Винительный падеж Топила-Творительный падеж Печь-Предлжный падеж 1 Нравится Пожаловаться Ирина Павлова Ученик (180) 2 недели назад Именительный (кто?) - ( что?) Радетельный (кого?) - (чего?) Дательный (кому?) - (чему?) Винительный (кого?) - (чего?) Творительный (кем?) - (чем?) Предложный (о ком?) - (о чём?) Нравится Пожаловаться Ekoll Arsen Varenik Ученик (102) 2 дня назад На 2 учися Нравится Пожаловаться

над ними - это творительный падеж

Именительный падеж - Кто? Что? Родительный падеж - (нет) Кого? Чего? Дательный падеж - (дать) Кому? Чему? Винительный падеж - (вижу) Кого? Что? Творительный падеж - (горжусь) Кем? Чем? Предложный падеж - (думаю) О ком? О чём? Последовательность падежей: Иван Родил Девчонку Велит Тащить Пелёнку Не путай! Вопросы ГДЕ? КУДА? ОТКУДА? не являются падежными вопросами. По этим вопросам нельзя определить падеж. Предлоги ПО и К указывают на ДАТЕЛЬНЫЙ падеж. Вопроса ПО ЧЁМ? НЕ существует. Есть только вопрос ПО ЧЕМУ? Иду ( по чему? ) по тропинке Предлоги В, НА с вопросами КОГО? ЧЕГО? (родительный падеж) не употребляются. Эти предлоги можно употребить только с вопросами КОГО? ЧТО? (винительный падеж) или В ЧЁМ? В КОМ? НА ЧЁМ? НА КОМ? (предложный падеж) Если сомневаетесь в принадлежности вопроса КОГО? , подставляйте волшебное слово МАМА и смотрите на окончание этого слова: МАМЫ – родительный падеж; МАМУ – винительный падеж. Падежи и предлоги Предлоги ОТ, ДЛЯ, БЕЗ, ИЗ, употребляются только в родительном падеже – ОТ ЧЕГО? ДЛЯ КОГО? БЕЗ КОГО? ИЗ ЧЕГО? Предлоги ПОД и НАД употребляются только в творительном падеже – ПОД ЧЕМ? НАД ЧЕМ? Предлог О употребляется только в предложном падеже – О КОМ ? Предлоги В, НА употребляются как с винительным – В КОГО? ВО ЧТО? НА КОГО? НА ЧТО? , так и с предложным падежами – В КОМ? В ЧЁМ? НА КОМ? НА ЧЁМ? Падежи и вопросы Напишите в скобках падежный вопрос и определите падеж. Образец: Писать (в чём? ) в тетради (чем? ) ручкой.

за окном шумел дождь

И. п=кто-что предлогов не имеет Р. п=кого-чего. от, до, из, су, без, вокруг.

Именительный падеж - Кто? Что? Родительный падеж - (нет) Кого? Чего? Дательный падеж - (дать) Кому? Чему? Винительный падеж - (вижу) Кого? Что? Творительный падеж - (горжусь) Кем? Чем? Предложный падеж - (думаю) О ком? О чём?

менительный падеж -- ЕСТЬ -- кто? что? Родительный падеж -- НЕТ -- кого? чего? Дательный падеж -- ДАТЬ -- кому? чему? Винительный падеж -- ВИЖУ -- кого? что? Творительный падеж -- ДОВОЛЕН -- кем? чем? Предложный падеж -- ГОВОРИТЬ (ДУМАТЬ) -- о ком? о чём

Именительный падеж - Кто? Что? Родительный падеж - (нет) Кого? Чего? Дательный падеж - (дать) Кому? Чему? Винительный падеж - (вижу) Кого? Что? Творительный падеж - (горжусь) Кем? Чем? Предложный падеж - (думаю) О ком? О чём?

Именительный падеж - Кто? Что? Родительный падеж - Кого? Чего? Дательный падеж - Кому? Чему? Винительный падеж - Кого Что? Творительный падеж - Кем? Чем? Предложный падеж - О ком? О чём?

Именительный падеж - Кто? Что? Родительный падеж - (нет) Кого? Чего? Дательный падеж - (дать) Кому? Чему? Винительный падеж - (вижу) Кого? Что? Творительный падеж - (горжусь) Кем? Чем? Предложный падеж - (думаю) О ком? О чём? Последовательность падежей: Иван Родил Девчонку Велит Тащить Пелёнку Не путай! Вопросы ГДЕ? КУДА? ОТКУДА? не являются падежными вопросами. По этим вопросам нельзя определить падеж. Предлоги ПО и К указывают на ДАТЕЛЬНЫЙ падеж. Вопроса ПО ЧЁМ? НЕ существует. Есть только вопрос ПО ЧЕМУ? Иду ( по чему? ) по тропинке Предлоги В, НА с вопросами КОГО? ЧЕГО? (родительный падеж) не употребляются. Эти предлоги можно употребить только с вопросами КОГО? ЧТО? (винительный падеж) или В ЧЁМ? В КОМ? НА ЧЁМ? НА КОМ? (предложный падеж) Если сомневаетесь в принадлежности вопроса КОГО? , подставляйте волшебное слово МАМА и смотрите на окончание этого слова: МАМЫ – родительный падеж; МАМУ – винительный падеж. Падежи и предлоги Предлоги ОТ, ДЛЯ, БЕЗ, ИЗ, употребляются только в родительном падеже – ОТ ЧЕГО? ДЛЯ КОГО? БЕЗ КОГО? ИЗ ЧЕГО? Предлоги ПОД и НАД употребляются только в творительном падеже – ПОД ЧЕМ? НАД ЧЕМ? Предлог О употребляется только в предложном падеже – О КОМ ? Предлоги В, НА употребляются как с винительным – В КОГО? ВО ЧТО? НА КОГО? НА ЧТО? , так и с предложным падежами – В КОМ? В ЧЁМ? НА КОМ? НА ЧЁМ? Падежи и вопросы Напишите в скобках падежный вопрос и определите падеж.

Именительный падеж - Кто? Что? Родительный падеж - (нет) Кого? Чего? Дательный падеж - (дать) Кому? Чему? Винительный падеж - (вижу) Кого? Что? Творительный падеж - (горжусь) Кем? Чем? Предложный падеж - (думаю) О ком? О чём?

Именительный падеж - Кто? Что? Родительный падеж - (нет) Кого? Чего? Дательный падеж - (дать) Кому? Чему? Винительный падеж - (вижу) Кого? Что? Творительный падеж - (горжусь) Кем? Чем? Предложный падеж - (думаю) О ком? О чём?

читай учебник 3 класса

touch.otvet.mail.ru

Именительный и родительный падежи множественного числа имён существительных

В именительном падеже множественного числа имена существительные имеют окончания –ы, -и(гора – горы, земля – земли, дверь – двери, серп – серпы,руль – рули, яблоко – яблоки) и–а, -я(село-сёла, поле-поля, заявление – заявления, город – города, учитель – учителя). В ряде случаев в существительных мужского рода наблюдаются колебания между формами на–а, -яи на–ы, -и.

Наличие двух окончаний связано с историей склонения. Дело в том, что в древнерусском языке, помимо единственного и множественного числа, было еще и двойственное число, которое употреблялось в том случае, когда речь шла о двух предметах: стол (один), стола (два), столы (несколько). С 13 века эта форма начинает разрушаться и постепенно устраняется. Однако следы ее обнаруживаются, во-первых, в окончании именительного падежа множественного числа существительных, обозначающих парные предметы: рога, глаза, рукава, берега, бока; во-вторых, форма родительного падежа единственного числа имен существительных при числительном два (а также три, четыре) (два стола, два дома, два забора) исторически восходит к форме именительного падежа двойственного числа. После исчезновения двойственного числа наряду со старым окончанием –ы у существительных мужского рода в именительном падеже множественного числа появилось новое окончание –а, которое как более молодое стало распространяться и вытеснять окончание –ы. Так, в современном русском языке поезд в им.пад. мн.ч. имеет окончание –а, в то время как в 19 веке нормой было –ы. «Поезды на железной дороге останавливаются по причине больших выпавших снегов на четверо суток», - писал Н.Г.Чернышевский в письме к отцу 8 февраля 1855 года.

Но не всегда окончание –а побеждает старое окончание –ы. Еще во многих случаях форма именительного падежа множественного числа с окончанием –а так и остается за пределами литературного языка, квалифицируется как неправильная: инженера, шофера. Если образование формы именительного падежа множественного числа вызывает затруднения, то необходимо обращаться к толковому словарю.

Форма родительного падежа множественного числа существительных также может вызвать определённые трудности. Чтобы правильно образовать данную форму у существительных типа помидор (много помидор или помидоров?), узбек (много узбек или узбеков?), башкир (много башкир или башкиров?), чулок (много чулок или чулков?), полотенце (много полотенец или полотенцев?), ставня (много ставен или ставней?) и т.п., необходимо обращаться к толковому словарю.

Упражнения

36. Перепишите, раскрывая скобки. Расставьте в существительных ударения и подчеркните окончания.

Заграничные (паспорт), коллективные (договор), опытные (доктор), предстоящие (выбор), молодые (офицер), приехавшие (лектор), известные (профессор), вновь назначенные (директор), искусные (повар), праздничные (торт), найденные (средство), новые (сорт) пшеницы, справедливые (приговор), внимательные (инспектор), сторожевые (катер).

37. От следующих существительных образуйте форму родительного падежа множественного числа (пользуйтесь словарём).

Башкиры, болгары, буряты, грузины, осетины, румыны, татары, туркмены, цыгане, турки, киргизы, казахи, узбеки, таджики, якуты.

Валенки, сапоги, чулки, ботинки, ремешки, носки.

Вольты, амперы, микроны, аршины, метры, граммы, килограммы, гектары.

Лимоны, апельсины, баклажаны, мандарины, помидоры, томаты.

Одеяльце, полотенце, кружевце, болотце, блюдце, копытце, корытце.

Ставня, басня, песня, домна, ступня, западня, ноздря, пригоршня, распря, мямля, сакля, вафля, оглобля, свадьба, усадьба, простыня, будни.

studfiles.net