Обучение детей игре на фортепиано: что делать на первых уроках? С чего начать обучение первоклассника игры на фортепиано


Обучение детей игре на фортепиано: что делать на первых уроках?

Обучение детей на фортепиано – это планомерный процесс, начальный этап которого делится на два периода: донотный и нотный. Что делать на первых уроках? Как ввести маленького музыканта в тайны музыкального мира?

Первые уроки обучения детей игре на фортепиано базируются на знакомстве с музыкальным инструментом, его клавиатурой и названием нот, на постижении выразительных возможностей музыки. 

Специфика клавишных инструментов

Расскажите об истории возникновения клавишных инструментов. Объясните: почему фортепиано – это и пианино, и рояль. Покажите внутреннее устройство пианино, докажите, что звук инструмента, зависит от нажатия. От того с каким настроением прикоснётся к клавише исполнитель, так фортепиано ему и ответит. Дайте в этом убедиться ученику – пусть он уже с первого урока почувствует себя “играющим”. Первые нажатия – это возможность познакомить ученика с регистрами и октавами инструмента. Пофантазируйте вмести над созданием “музыкального зоопарка” на клавишах, поселите разных животных в “домики-октавы”.

Знакомство с музыкально-исполнительскими средствами

Начинающие музыканты, приходя на первый урок, уже проявляют музыкальную грамотность – знают и определяют простые жанры музыки, различают тембры инструментов. Задача педагога не учить начинающего музыканта узнавать жанры музыки на слух, а разгадать механизм создания музыкальных произведений. Пусть ученик ответит на вопросы “Как это сделано? Почему марш – это марш и под него хочется ровно шагать, а под музыку вальса танцевать?”

Объясните юному музыканту что музыка – это информация, переданная специфическим языком – средствами музыки, а музыкант – это переводчик. Создайте музыкально-художественную коммуникацию. Поиграйте в музыкальную игру-загадку: ученик придумывает образ, а вы исполняете мелодию-отгадку и анализируете звучание.

Формируем посадку за инструментом

Посмотрите видео детских фортепианных концертов. Поразмыслите вместе о том, как исполнитель сидит, держит корпус и руки. Объясните правила посадки за фортепиано. Ученик должен не только запомнить свое положение за фортепиано, но и научиться так сидеть за домашним инструментом.

Изучение клавиатуры и первое прикосновение к клавишам

Маленький музыкант горит желанием играть. Зачем ему отказывать в этом. Основное условие для ученика – это правильное нажатие. Пианист должен знать:

Без специальных упражнений – сразу вряд ли получится. Перед тем как играть на клавишах, научите ученика метко попадать кончиком пальца на резиновый кончик карандаша.

Многие проблемы постановки решит обычный тениссный мячик в ладошке ученика. Пусть ученик поиграет с ним на клавишах – с мячиком в руке чувствуется не только “дно”, но и кисть.

Разучите с малышом знаменитую пьеску “Два кота” на клавишах, но уже правильным нажатием. Транспонируйте ее от всех семи клавиш фортепиано. Вы изучите не только их названия, но и знаки альтерации. Теперь известные нотки-клавиши нужно найти в разных “домиках – октавах”.

Сколько времени потребуется на изучение этих тем – решать вам, ведь обучение детей игре на фортепиано – индивидуальный процесс.

Автор – Елена Лавренова

music-education.ru

С чего начать обучение первоклассника игры на фортепиано — PlayGames

Комментарии пользователей Aidar Gaibadullin 24.12.2017 - 10:48

Кое что вы рассказывает не правильно

Окса Журба 25.12.2017 - 11:28

Для ассоциативного запоминания: Нота СИ сверху давит на ЛЯ, получается СИЛЯ или - СИЛА! 👍😊

Николай Пуртов 27.12.2017 - 22:02

Ссылка не переходит на нотный тренажёр(

Галина Коваленко 29.12.2017 - 13:52

наконец я научилась читать ноты ура👍👍👍👍👍👍

аня зая 01.01.2018 - 08:48

Спасибо!я хожу на сольфеджио с 4 четверти и не знаю нот посмотрела видит у какойта тёти ужас полная фигня посмотрела у вас супер выучила ноты

San Lims 02.01.2018 - 21:47

Подскажите как выбрать репетитора для обучения игры на пианино? Покупаю Пианино на днях и хочу понять как выбирать лучше и выбрать мастера. Также что мне надо изучить самому и развивать для этого. Спасибо

Арина Майданович 05.01.2018 - 11:43

ЛЯ нам под силу=ЛЯ нам ПОД⤵⤵⤵СИлу

Dilnaz Timurovna 08.01.2018 - 10:21

А еще есть басовый ключ, длительности пауз, длительности нот, диезы, бемоли, бекары, репризы, форте, пиано и т.д.

Lily 10.01.2018 - 05:06

Гениально

Алексей Тарханов 12.01.2018 - 15:12

Нота ля находится над нотой фа в одинаковом положении только на строчку выше.

Alina Fresh 15.01.2018 - 05:01

Спасибо Вам!Очень легко!Но всё равно пойду тренироваться!

Саня Нечипоренко 16.01.2018 - 07:27

Как шашлык на шампуре))) отличное сравнение))) !

Семен Юрків 18.01.2018 - 19:44

спасибо суперрррррр!

Stanny S 20.01.2018 - 06:08

а Ля потому, что напротив ключа в завитке, похожем на Л)))

Stanny S 22.01.2018 - 02:59

Креативненько)) крутяк))

Женя Полывянный 24.01.2018 - 13:21

Осталось ЛЯ

Fat Bike 26.01.2018 - 10:47

С первого раза заучил, спасибо!

Daymon Sangster 28.01.2018 - 21:05

Я запоминала так, что у гитары шесть струн, и шестая из них (ми) нет в записи, и каждой струне давала имя, то есть у меня было пять друзей от младшего к старшему: ми, си, соль, ре ля, а шестой воображаемый, живущий в голове - ми. А остальные так и запоминала, как и вы

Nikita Gr 31.01.2018 - 14:43

за что столько лайков он у хуёво объясняет у него даже нет музыкального образования как можно это смтреть мне это показал бой младший брат я удивился с него в музыкалки все смеялись

Valtimor INNA 02.02.2018 - 05:08

норм чувак

auto-traide.ru

хочу играть на пианино - с чего начать

Вы давно хотели осуществить свою мечту и наконец-то решились? Тогда наши маленькие советы для начинающего пианиста будут вам очень кстати. Итак,вы решили научиться играть на пианино, с чего начать играть?

~Совет первый:~

Внимательно отнеситесь к выбору инструмента. Покупать его лучше всего в специализированных магазинах, а если сомневаетесь какой лучше, обратитесь к продавцу-консультанту, он вам обязательно подскажет и поможет. Пусть придется потратиться, но ведь кто экономит на мечте?

Если же у вас уже имеется фортепиано, то обязательно вызовите настройщика, пожалейте свои уши! И в дальнейшем, как только слышите фальшь в звучании нот, сразу обращайтесь к специалисту! Иначе, какой же смысл тогда вообще играть?

~Совет второй:~



Ура! Сбылось! Инструмент приобрели, настроили. Но вот вопрос, как сидеть за пианино? Не сутультесь! Всегда старайтесь сидеть за инструментом, держа спину прямо. Расправьте плечи, не прижимайте руки к туловищу. В таком положении чувствуешь себя свободно, запястья не устают от напряжения, ничего не мешает. В первое время будет тяжело следить и за спиной и за руками, но это дело техники и привычки. Если будете честно и добросовестно следовать этому совету, то со временем вы и не заметите, как перестанете сутулиться!

И тут разобрались, и с инструментом познакомились. И вновь возникает вопрос, что делать дальше?

~Совет третий:~

Следите за длиной своих ногтей. Да, да, да! Если вы не думали об этом, то знайте, что это не менее важный факт, чем сидеть прямо и играть на настроенном инструменте. Во-первых, длинные ногти стучат по клавишам, что само по себе портит мелодию. Во-вторых, они еще имеют свойство застревать между ними! Поэтому высока вероятность, что при быстрой игре вы случайно можете сломать свой ноготок. Зато когда ногти подстрижены, вам будет легко играть даже самые сложные мелодии!

Переходим, наверное, к самому неинтересному для многих моменту.

~Совет четвертый:~

Изучайте теорию и музыкальную грамоту! Начинайте с самого простого и элементарного: как называются ноты, где они расположены, как звучат в разных октавах, какой длительности они бывают. Затем переходите к более сложному. Начинающему трудно будет самому во всем разобраться, но не пугайтесь! На этом сайте есть доступные (уроки нотной грамоты), по которым будет легко, при известном желании, освоить азы музыкальной теории.

И, наконец, самое главное!

~Совет пятый:~

Ни в коем случае не расстраивайтесь, если у вас что-то не получается! Когда вы решили научиться играть на фортепиано, вы же знали, что это произойдет не за один день? Так вот, практика и еще раз практика! Хорошие советы по обучению можно почитать в статье Обучение игре на пианино - секреты успеха. Желательно уделять игре пару часов ежедневно. Но не бросайте все сои силы на обучение сразу. Все должно быть постепенно. Вашему организму тоже нужен отдых и время, чтобы запомнить все то, что уже освоили и с новыми силами приступать изо дня в день к осуществлению заветной мечты!

myfortepiano.ru

Как научить ребенка играть на фортепиано

Уверенно играющий на фортепиано малыш — гордость родителей. Однако за чисто сыгранными нотами стоят месяцы, даже годы регулярных занятий, нередко сопровождающихся отказом ребенка садиться за инструмент. Задача родителей — создать благоприятные условия для освоения ребенком музыкального навыка и выбрать оптимальный вариант обучения.

Когда начинать?

Четкого мнения о том, когда учиться играть на фортепиано и других клавишных инструментах, у преподавателей нет. В музыкальную школу детей младше 4 лет не принимают, т.к. малыши в этом возрасте просто не могут должным образом сосредоточиться на занятиях. Однако развивать музыкальные способности дошкольника можно уже с 2−3 лет. Естественно, осваивать нотную грамоту еще слишком рано — достаточно как можно чаще слушать хорошую музыку, разучивать детские песенки и развивать общую музыкальность.

Виды обучения

Первым делом, родителям следует определиться с видом обучения. Вариантов не очень много — либо самостоятельно обучать малыша игре на пианино, либо передать процесс в руки профессионалов.

Если в семье уже есть опытный пианист и хорошее фортепиано, можно попробовать обойтись собственными силами. В такой форме обучения есть несколько очевидных плюсов:

С другой стороны, все эти плюсы можно рассматривать как слишком мягкий подход к обучению и отсутствие жесткой дисциплины. Даже домашние занятия лучше четко планировать, составляя конкретный план и не допуская чрезмерных поблажек. Так у ребенка выработается правильное и ответственное отношение к занятиям, что крайне необходимо для достижения результата.

Большинство родителей все же предпочитают сразу отдавать детей в музыкальную школу. Среди преимуществ обучения в профессиональной муз. школе можно выделить следующее:

Однако далеко не все малыши с удовольствием посещают музыкальную школу — конфликты с преподавателями, чувство ответственности и психологическое давление нередко отбивают желание ребенка освоить игру на пианино.

«Золотой серединой» в таком случае станут занятия с частным преподавателем. Репетитор точно знает, как научить ребенка играть на фортепиано, но при этом занятия проходят в домашних условиях, что существенно снижает уровень давления на дошкольника. Опытный преподаватель подберет индивидуальную схему обучения, в зависимости от поставленных целей, и поможет малышу быстрее освоить игры на инструменте.

Учим малыша дома

Итак, вы решили самостоятельно помогать ребенку постигать искусство игры на фортепиано. Эта работа займет не один месяц и потребует от вас терпения и четкого желания достичь результата. Конкретную методику каждый учитель волен выбрать самостоятельно, но некоторые общие правила и советы помогут повысить эффективность обучения.

Многие родители думают, что можно сначала учиться играть на синтезаторе, а затем переходить на фортепиано. Однако профессиональные пианисты такой подход считают не совсем верным, т.к. эти музыкальные инструменты все же отличаются друг от друга. Естественно, это важно лишь в том случае, если вы планируете «сделать» из своего малыша профессионального музыканта. Игра на клавишных инструментах для развлечения и общего развития соблюдения таких категоричных правил не требует.

Занятия с профессионалами

Если вы решили сразу обратиться к профессионалам и найти частного репетитора/музыкальную школу для малыша, обратите внимание на следующее:

Умение играть на фортепиано — навык полезный, и задуматься о начале занятий определенно стоит. Влияние музыки на развитие ребенка колоссально, и вы лично убедитесь в этом, когда ваш малыш с интересом и увлеченностью будет разучивать новую композицию, сидя у пианино. Дети становятся внимательными, целеустремленными, ответственными, усидчивыми. Главное — создать нужную атмосферу, прислушиваться к желаниям ребенка и поддерживать его в процессе обучения.

А ваш ребенок умеет играть на фортепиано? Какой вид обучения вы считаете наиболее эффективным? Расскажите о своем опыте в комментариях к статье.

www.rastishka.ru

Начальное обучение игре на фортепиано. Организация первых уроков — КиберПедия

Дополнительный материал (реферат)

 

 

Для успешных занятий музыкой важно правильное построение урока. На уроке педагог будит любознательность ученика, учит работать, развивает его музыкальные способности. Конечно, важно не только пробудить интерес к занятиям, но и воспитать серьёзное отношение к урокам музыки, сформировать у ученика понятие долга по отношению к его самостоятельной домашней работе.

На первом этапе работы уроки должны быть довольно короткими, учитывая быструю утомляемость маленьких учеников. Можно организовать учебный процесс таким образом, чтобы урок длился не более 20-25 мин., но встречаться с учеником 3-4 раза в неделю. Постепенно и произведения, и требования, предъявляемые к ученику, будут становиться немного сложнее и содержание урока изменится. Основную его часть займет проверка домашнего задания и работа над разучиваемым репертуаром. Кроме того, исполнительский показ педагога, его объяснения, их усвоение учащимся занимают большую часть времени на уроке.

Несмотря на увеличение числа изучаемых пьес и их усложнение, часть учебного времени по прежнему следует уделить подбору, транспонированию. Пусть ребенок приобретет меньше новых исполнительских навыков, меньше, на первый взгляд, продвинется, но с ним будут проводиться подлинно музыкальные занятия, которые помогут выявить и развить его данные, углубить его понимание музыки, помогут в дальнейшей работе.

 

Разработка первых двух уроков

Урок 1

Задача урока:

Познакомить ученика с инструментом, клавиатурой, регистрами.

Показать правильную посадку за инструментом.

Проверить ритм, выполнить несколько ритмических упражнений.

Поработать над развитием гибкости руки, кисти.

План урока (продолжительность 25 мин)

1 Рассказ о музыкальном инструменте, его устройстве (5 мин).

2 Отработка посадки за инструментом (3 мин).

3 Знакомство с клавиатурой. Регистры. Игра «Колобок» (5 мин).

4 Упражнения для постановки рук, упражнения на расслабление рук (5 мин).

5 Слушание музыки. Определение её характера. Ритмичные движения под музыку (5 мин).

6 Запись домашнего задания (2 мин).

 

Ход урока

1. Музыка - это большая, замечательная страна. Жителями этой страны являются звуки, они могут рассказать о многом на своем музыкальном языке, который ты со временем научишься понимать, а в последствии научишься выражать свои чувства посредством звука, то есть научишься играть на музыкальном инструменте, петь, записывать музыку специальными знаками - нотами и т.д.

Ты выбрал замечательный инструмент – фортепиано. Он был создан более 200 лет назад итальянским музыкантом Бартоломео Кристофори. Этот инструмент издаёт громкие звуки «форте» и тихие «пиано», поэтому и называется - фортепиано. Фортепиано - инструмент для домашнего музицирования, для маленького помещения, а вот в концертных залах стоит его старший брат - рояль, что в переводе с итальянского означает – «королевский». И действительно, среди музыкальных инструментов по умению звучать разнообразно - ему нет равных. Он умеет петь красивые мелодии, умеет звучать с виртуозным блеском, рассыпаясь пассажами. Очень многие композиторы писали музыку для этого инструмента, ты наверняка слышал такие имена как Моцарт, Бетховен, Шопен, Чайковский, Рахманинов и т.д.

Давай посмотрим, как устроен наш инструмент, как работает его механизм, воспроизводя звуки (открыть крышку инструмента, показать молоточки, как они ударяются о струны, если нажать на клавишу; заострить внимание ребенка на толщине, длине струн, показать, как работают педали, объяснить их назначение).

2. А теперь давай сядем за инструмент: посмотри, как я сижу за инструментом. Существует ряд правил посадки за инструментом:

1. Ровная спина. Высота стула должна быть такая, чтобы локти и предплечья не находились ниже клавиш. Сидеть необходимо не на всем стуле, а на его половине.

2 Ноги должны стоять, полностью упираясь в пол или подставку для ног.

Колени при этом согнуты под прямым углом.

3 Руки необходимо согнуть в локтях, но не прижимать их к туловищу, а немного отвести в стороны, кисть руки должна быть расположена на клавиатуре так, чтобы пальцы, слегка закругленные, упирались кончиками в клавиши (объяснение сопровождается показом).

3. Ну вот, мы сели правильно и перед тобой – клавиатура. Клавиш на фортепиано много: есть белые клавиши, есть черные клавиши. Клавиатура, по высоте звучания, делится на три регистра:

высокий -(там живут птички, белочки, зайки),

средний - (лисички, волки),

низкий -(медведи, бегемоты, слоны).

А сейчас мы вместе с тобой поиграем в сказку «Колобок», а зверей изобразим звуками в разных регистрах. Я буду играть музыку Колобка (импровизация), а ты - Зайца, Лисы, Медведя.

4.Чтобы твои ручки не зажимались, не напрягались, не уставали, необходимо выполнять специальные упражнения, которые первые месяцы занятий надо обязательно повторять дома. Делать это нужно до тех пор, пока руки не будут чувствовать себя свободно, но в то же время собранно (показать и выполнить вместе с учеником несколько упражнений, таких как « Мячик», «Радуга-дуга», «Полощем бельё», «Висящий мост», «Крабы пошли в поход» и др.).

5. Сейчас я сыграю музыкальное произведение, а ты определишь, какая это музыка, как под неё можно двигаться (звучит марш), а теперь прохлопаем ритм этого марша. Теперь прошагай под музыку.

6. Что ты узнал из пройденного урока? Давай повторим: (ребенок рассказывает, что он запомнил, показывает упражнения для рук).

7. Задание на дом: рассказать родителям об инструменте фортепиано. Повторить и отработать упражнения. Завести альбом для рисования, нарисовать зверей, соответствующих по характеру трем регистрам.

 

Урок 2

Задача урока:

Закрепить знания об инструменте, регистрах.

Продолжить знакомство с клавиатурой.

Поработать над постановкой руки.

Работать над развитием чувства ритма. Определить характер музыки.

Знакомство с нотной грамотой.

План урока

Продолжительность 25 мин.

Ход урока

1. Повторение разученных упражнений для развития мышц руки, корпуса, плеча и т.д. Проверка рисунков (какому регистру соответствует тот или иной рисунок).

Обязательно похвалить ученика!

Попросить ученика, чтобы он рассказал и показал основные правила посадки за инструментом.

2. Сегодня мы познакомимся с клавиатурой более подробно. Итак, мы знаем, что она делится на три регистра, какие? Посмотри, клавиши на фортепиано разные по цвету: черные и белые. Давай познакомимся с черными клавишами. Как они расположены на клавиатуре? Да, правильно, группами по две и три клавиши. Найди все группы по две клавиши, покажи сначала левой рукой, а потом правой. А теперь покажи все группы по три. Знаешь ли ты, как называются белые клавиши? До – ре – ми – фа – соль – ля - си. Всего семь. Перед двумя черными клавишами расположена нота до. Найди все ноты до на клавиатуре, сколько их?

3. А теперь давай выучим стихотворение «Радуга»:

Ой, ты радуга-дуга! Я, красивую такую, в

Под тобой лежат луга. В полминуты нарисую.

В небе ты повисла,

Словно коромысло.

А теперь нарисуем радугу в воздухе и опустим её концы на далёкие друг от друга клавиши. «Рисовать» будем от одной и той же клавиши, опускать конец радуги на третий палец. Сначала правой, потом левой рукой.

А теперь поиграем в игру «Поезд», я буду играть на фортепиано, а ты двигаться в ритме музыки, изображая идущий поезд. Послушай сначала пьесу «Поезд». Какая была музыка, о чём она тебе рассказала? Да, правильно, поезд стоял на станции, и вот он загудел и начал медленно двигаться, постепенно набирая скорость. Потом он разогнался, путь его был далёк, и он очень торопился доставить пассажиров. Но вот долгожданная станция, поезд начинает постепенно сбрасывать скорость и, наконец, остановился и загудел. Ну, а теперь покажи, как шел поезд (ребенок, двигаясь по классу, изображает движение поезда).

4. А теперь мы с тобой разучим первую пьеску, которая называется «Солнышко». Играть её нужно на одном звуке, брать клавишу мягко, ласково. Следи за кистью, не растопыривай пальчики. Представь, что твоя кисть - это паучок, который старательно пляшет одной ножкой (выучив песенку-пьесу, можно попробовать исполнить вместе с педагогом в ансамбле, что очень нравится ученикам).

5. Как же записать звуки на бумаге? Поучимся это делать. Изображаются звуки знаками-нотами. Это овальные кружочки, располагаются они на пяти линейках, которые называются нотным станом. Считать линеечки нужно снизу вверх (можно рассказать сказку « Жили-были ноты»). Ноты пишутся на линеечках и между линейками. Давай напишем сначала на линеечках, а потом между линейками (ноты сравниваются с бусами, нанизанными на ниточку).

6. Домашнее задание: написать нотки на линеечках и между линеечками. Выучить стихотворение « Радуга-дуга» и выполнить упражнение, читая стихотворение вслух. Отработать упражнение «паучки», отслеживая движения пальцев попеременно. Повторить упражнения для рук. Выучить считалку «Раз, два - острова» для работы на следующем уроке.

 

***

Рекомендуемая литература:

1 С.Барсукова «Пора играть, малыш». Ростов на Дону. Феникс 2004

2 Л.Баренбойм «Путь к музицированию». Л., 1980

3 Н.Любомудрова «Методика обучения игре на фортепиано». М., 1983

4 Н.Минина «Давайте поиграем». М., 1993

5Т.Смирнова «Фортепиано. Интенсивный курс. Методические рекомендации». М., 1994

 

Постановка руки

Начальные игровые движения, постановка руки – важнейший этап в развитии юного музыканта. Он во многом обуславливает дальнейшее продвижение ученика в исполнительском отношении. Ребенку со средними данными постановка руки еще более необходима, чем одаренному, которому прирожденная музыкальность во всем помогает.

Постановка руки должна проводиться во взаимосвязи со слуховым контролем. Конечная цель работы по постановке руки – приспособляемость к инструменту, воспитание правильных приёмов звукоизвлечения, предполагающих естественность игровых движений.

На этом этапе важно понять физические особенности руки и корпуса руки и корпуса ученика. Не стоит ориентировать ребенка копировать руку педагога, поскольку руки у всех разные. Способ ведения кисти каждый раз подсказан природой, индивидуальными особенностями строения ладони и пальцев. Исходя из этого, нужно подбирать ученику тот способ игры, который ближе ему, даже если он абсолютно не свойственен самому педагогу.

Согласно современной методике, постановка руки начинается с извлечения одного звука и последующей игры на «non legato» . Первое звукоизвлечение на инструменте - это первый шаг маленького пианиста в мир пианистической техники. И здесь необходимо напряженное слуховое внимание. Г.Нейгауз говорил: «Если вы музыкант, и притом пианист, а значит, любите звук рояля, то и эта возня с одним единственным звуком, прекрасным фортепианным звуком, это вслушивание в чудесное дрожание «серебряной струны» есть великое наслаждение, и вы уже находитесь у преддверья искусства». В данном случае речь идет не только о высотном, но и о тембровом, динамическом слухе.

Работая над извлечением звука, следует просить ученика, «погрузив палец в клавишу», слушать звук до полного его исчезновения. Звук должен тянуться как можно дольше – именно это качество является показателем его верного извлечения.

Необходимо помнить, что звук имеет три одинаково важных для слуха стадии: начало, продолжительность и конец. К сожалению, многие ученики приучены слушать только начало возникновения звука, упуская важный момент его протяженности и перехода в следующий звук. Еще больше обостряет слуховое внимание прием игры legato, так как ученик должен согласовать силу второго звука с моментом затухания предыдущего. Умение уловить затухающий звук - это трудная задача, но совершенно необходимая в работе над этим приемом. Без этого невозможно добиться связной, певучей манеры игры.

Работа над правильным звукоизвлечением - это новая фаза в развитии слуха ученика. А.Д.Артоболевская, в своем сборнике « Первая встреча с музыкой», пишет о постановке руки следующее:

« Рука должна быть расслаблена, а пальцы свободно свисать, так, чтобы все они были в разъединённом положении. Не следует говорить ученику: « играй круглыми пальцами», потому что ребенок начнет тогда неправильно «закруглять» пальцы ногтями к клавишам, а надо, чтобы между первым и остальными пальцами просто получилось овальное окошко. При этом у каждого пальца должны быть видны бугорки (места сгибания, которые образуют каркас свода всей кисти руки), которые можно обвести для большей наглядности фломастером. Особое внимание обращают на постановку 1 пальца, который не должен прилипать к остальным, и должен опускаться на клавиатуру краем подушечки. Запястье остается на уровне белых клавиш.

Будущему пианисту необходимо практически всегда преодолевать ударность рояля, поэтому в своих объяснениях педагог должен говорить, что рояль «поет», что пальцы «погружаются», «мягко падают», «окунаются», но никогда не «ударяют» по клавишам. Ребенок должен понять и запомнить, что рука – это его голос. Как чувствуешь, так и говоришь и играешь.

Педагог должен помочь ребенку правильно организовать жест через воздействие своих рук (передача энергии и пластики тактильным способом) – либо он играет руками ребенка, либо ребенок кладет свои руки сверху на руки педагога и «чувствует», как организовывает игровое пространство педагог.

Не стоит начинать обучение с требования свободы рук, так как у учащихся понятие свободы иногда ассоциируется с понятием расслабленности всего аппарата. Правильнее говорить о целесообразности, организованности действий рук и их частей. Понятие «организованная рука» исключает как излишнее напряжение мышц, так и вялость, пассивность.

Основная задача организации игровых движений начинающих состоит в сочетании активности пальцев с гибкостью кисти и плавными движениями всей руки от плеча, кроме того, нужно развивать независимость движений пальцев, а так же умение пользоваться движениями предплечья, плечевого пояса и корпуса. Стоит избегать ошибочного мнения, что, поставив руку ученика в начале обучения, можно уже не работать над движениями. Это приведет в дальнейшем к тому, что движения ученика постепенно огрубеют, «засоряться» и ему станет трудно играть.

 

Освоение навыков игры нон легато и стаккато

Необходимо начинать игру с развития навыков non legato и staccato, так как игра legato на ранней стадии обучения может приводить к зажимам. При игре staccato рука ребенка без лишних движений совершает взлет, оттолкнувшись от клавиши, и через 1-2-3 октавы опускается с опорой на другую клавишу. Затем несколько staccato в пределах одной октавы, перелет через несколько октав, опять несколько staccato в одной октаве и возвращение в первую клавишу с опорой. Эти упражнения ребенок выполняет отдельно каждой рукой (вверх, вниз, в разные стороны по всей клавиатуре) одновременно перекрестными движениями рук. Такого рода «полетные» упражнения помогают полнее ощутить клавиатуру, почувствовать поддержку нижних мышц спины и поясницы, дают возможность ладони обрести эластичность и рессорность. При этом очень важно следить за качеством звука и за тем, чтобы незанятые пальцы не напрягались. Желательно исполнять пьесы, в которых мелодия равномерно распределена между обеими руками и охватывает оба нотных стана. Полезно играть пьесы, в которых сочетаются навыки staccato и короткого legato. Затем следует вводить игру терциями (1м – 3м и 2м -4м пальцами). Переносы рук в разные регистры связаны с крупными движениями (от плеча). В связи с этим можно давать ученику специальные упражнения на перенос рук. Так же полезно поиграть упражнения с использованием квинты (1м - 5м пальцами). Основная нагрузка при этом падает на ладонные мышцы, а 1й и 5й пальцы выполняют лишь функцию внешней опоры. Все упражнения необходимо играть дугообразными переносами рук на разные расстояния, как на белых, так и на черных клавишах. Все простейшие мелодии лучше играть на стихотворный текст, поскольку при этом ребенок психологически более свободен и ярче проявляет свои пианистические возможности.

 

Освоение навыка игры legato

«Сыгранные хорошо на фортепиано ноты legato должны вплывать одна в другую. Эффект «вплывания» невозможен без того, чтобы качество звуков было однородным, так как все ноты должны быть одинаковой звуковой окраски» (И.Левин). Освоение ребенком элементарных навыков исполнения приема legato начинается с игры двумя пальцами:

1. Игра двухзначных интонаций (интонации «вздоха»). Эти интонации выполняются следующими парами пальцев: 4-3, 2-3, 5-4, 1-2.

Так же можно ввести игру legato 1м и5м пальцами для развития ощущения супинации (направление к пятому пальцу) и пронации (направление в сторону 1-ого пальца)

Затем можно перейти к изучению трех - звучных интонаций. Возможные варианты интонирования:

Ан-нуш-ка бе - рёз - ка ру - че - ёк

 

Сначала эти интонации исполняются 2-3-4 пальцами. Постепенно legato увеличивается до пяти звуков.

 

Игра терциями

Исполнять терции необходимо 1-3 и 2-4 пальцами. Переносы рук в разные регистры связаны с крупными движениями (от плеча). Полезно поиграть упражнения с использованием интервала квинты - 1 и 5 пальцами. При этом основное напряжение приходится на ладонные мышцы, а первый и пятый пальцы выполняют функцию опоры.

Все упражнения необходимо исполнять дугообразными переносами рук на разные расстояния, как по белым, так и по черным клавишам.

 

cyberpedia.su

Как ребенка научить играть на пианино. Фортепиано. Советы

Музыка – прекрасное искусство, и знакомить с ним подрастающее поколение нужно как можно раньше. Но если в раннем детстве это знакомство – «шапочное» и детки соприкасаются с этим удивительным миром, прослушивая записи или живое пение домочадцев, то в более взрослом возрасте у очень многих родителей возникает желание научить ребенка играть на каком-нибудь музыкальном инструменте. Лидером, конечно же, является пианино. С одной стороны это не очень понятно, поскольку инструмент громосткий, занимает много места и не просто транспортируется. С другой – пианино один из самых легких инструментов для обучения, ведь для того, чтобы извлечь красивый звук из струнного или духового инструмента необходимы определенные навыки, а тут – нажал на клавишу и звучит. Еще пианино замечательно подходит для импровизаций и подбора композиций «на слух». Так как же ребенка научить играть на пианино.

Как ребенка научить играть на пианино. Несколько вариантов обучения детей

         Музыкальная школа. Отдать свое чадо профессиональному педагогу достаточно просто – привели в ближайшую музыкальную школу, и если малыш хорошо воспринимает музыку, его обязательно возьмут. Для тех, кому косолапый слегка потоптал уши этот вариант не подходит. Бюджетники неохотно возятся с детками с проблемами музыкального слуха. Зарплаты у них не большие и возится дополнительно навряд ли кто-то захочет.

         Частный педагог. Это тот вариант, когда с вашим чадом будут заниматься вне зависимости от его музыкальной одаренности. Понятно, что это не дешевое удовольствие, зато вниманием ребенок обделен точно не будет. Прежде чем отдать малыша частному педагогу вы должны собрать максимум информации о нем, желательны положительные отзывы людей, которым вы доверяете. Поговорите с будущим учителем, объясните, для чего вам эти уроки. Если вы планируете далекое музыкальное будущее – это одно, а если для общего развития – совсем другое, от этого будут зависеть интенсивность и нагрузка при обучении ребенка игре на пианино.

         Самостоятельное обучение. Раньше для того, чтобы научить ребенка игре на пианино самостоятельно, вам необходимо было самим уметь играть. Сейчас есть множество самоучителей, адаптированных произведений для начального обучения игре на фортепиано. В конце концов, нынешний прогресс позволяет заменить громкий и большой инструмент синтезатором с наушниками. Если вдруг малышу захочется помузицировать рано утром, он не поднимет «на уши» весь дом, да и соседи будут освобождены от слушанья гам на протяжении нескольких часов подряд. Понятно, конечно, что этот вид обучения только для себя, поскольку вам навряд ли удастся правильно «поставить» руки и пальчики, а потом переучивать в музыкальной школе будет сложно.

Советы родителям для самостоятельного обучения ребенка

Если вы все-таки решитесь на последний вариант, дадим вам несколько советов:

Какой бы вариант вы не выбрали, знайте – вы делаете правильно, позволяя вашему ребенку соприкоснуться с таким замечательным направлением искусства, как музыка.

 

razvitiedetei.info

Обучение малышей игре на фортепиано (ХОРОШАЯ СТАТЬЯ) - запись пользователя Smirnova Nadya (в дневнике много интересностей!!!) (Nadya35) в дневнике

Статья отнесена к разделу: Преподавание музыки

План

  1. Вступление.
  2. Первое прикосновение к инструменту.
  3. Гимнастика.
  4. Знакомство с нотной грамотой.
  5. Аппликатурные навыки.
  6. Организация пианистического аппарата.
1. ВСТУПЛЕНИЕ

Затронуть эту тему меня побудили собственные воспоминания многолетней давности, прочитанная литература о начальном обучении детей игре на фортепиано, и искренний “порыв” поделиться опытом, дать “открытый урок” коллегам по преподаванию.

Вспоминаю начало собственного пути в педагогику, и первых учеников от подготовишек до четырех выпускниц, которым было по 16 лет, а мне 19.

Хорошо, что всего в 40 километрах находились мои замечательные преподаватели Пурим Регина Наумовна и Александр Яковлевич (они уже много лет живут и преподают в Канаде). У меня за плечами только их ежесекундная готовность помочь и четыре года педагогической практики в музыкальном училище.

Это было время ошибок, метаний в гуще подступивших вопросов и работа “наощупь”, интуитивно, почти подсознательно. Прошло много лет, и появилось что-то свое, то что на проверку давало хорошие результаты.

Сейчас мы обучаем игре на фортепиано всех желающих, а я училась в музыкальной школе, когда на фортепианный отдел был конкурс. Очень хорошо помню свой первый урок, ожидание сказки, а все получилось скучно и неинтересно. Когда свежи свои воспоминания детства, конечно многих ошибок удается избежать.

Теперь понимаю что преподавателем, тем более детским, может стать далеко не каждый. Для этого мало быть прекрасным пианистом, педагогический талант не всегда сопутствует таланту исполнительскому. Ошибки преподавателя, могут нанести на раннем этапе обучения музыке вред ученику.

Обучение игре на фортепиано – очень длинный по времени и сложный процесс. Трудно перечислить все качества преподавателя, но главным несомненно является доброта, уважительное отношение к ребенку. Жесткий педагог может убить любовь к музыке.

Успешной работа преподавателя будет тогда, когда она опирается на глубокое знание детской психологии. Урок можно начинать только в атмосфере душевного комфорта, это важно и для учителя и для ученика. Уловить душевное состояние ребенка, разговаривать тихо и ласково с одними, использовать эмоционально окрашенную речь с другими- как важно найти нужную тональность.

Педагогика всегда поиск и творчество. Да, работа с детьми, в какой-то степени импровизация, но это не отменяет и продумывание каждого урока. Повезло, тем кому в детстве встретился хороший педагог, мне такой человек встретился в шестом классе. Я хорошо помню как доверяла своей учительнице самое заветное, о чем никогда не узнали родители, что определило мою профессию. Ведь истинный педагог – это настоящий друг.

2. ПЕРВОЕ ПРИКОСНОВЕНИЕ К ИНСТРУМЕНТУ

Важное условие – постоянное творческое сотрудничество педагога с родителями.

Обязательно приглашаю на первый урок папу. Когда ребенок первый раз усаживается за инструмент, очень важно чтобы на сиденье стула, и под ногами (если ученик мал ростом) были удобные подставки. Делает их папа для занятий дома, в школе их несколько, всегда можно подобрать нужную, да и в каждом классе стоят удобные регулируемые банкетки. Вот наконец мы сидим удобно, и что же дальше. Вспоминаю себя, как хотелось прикоснуться к этим белым и черным пластинкам, но я целый урок или даже несколько уроков, только смотрела на клавиши и слушала, запоминала на каких линейках пишутся ноты.

Помню свои первые ощущения, я ведь пришла учиться играть. Поэтому с учениками на первом уроке мы уже играем. Внимательно разглядываем клавиши (что интересно, абсолютно все дети, кто быстрее, кто медленнее, отмечают что белые расположены друг за другом, а черные клавиши группами по две, и по три). Находим ноту – пограничник до первой октавы, перед двумя черными клавишами, и готовим руку рисовать радуги. Наша рука – это домик с крышей и дверью (первый палец) играть, а точнее погружать, начинаем третий палец правой руки и находим все нотки до в верхнем регистре. Левой в нижнем. Между двух черных клавиш находим нотку – ре, после двух черных клавиш ноту – ми, и перед тремя черными клавишами ноту - фа. На четыре нотки есть много песенок, это “Василек”, “Как под горкой” и т.д.

Каждая октава – это персонаж из сказки. В первой октаве живет девочка (имя выбирает ученик), во второй октаве живет- белочка, в третьей - мышка, в четвертой – птичка.

А в басовом ключе живут медведи – целая семья. Медвежонок – сын это малая октава, медведица – мама это большая октава, контр-октава это папа, а в суб-контр октаве живет дедушка. Локти – это крылья птицы, следим за ними, не прижимаем. Обязательно на ранних этапах обучения нужно ориентироваться на особенности детской физиологии. При этом помнить что все сенсорные системы и опорно-двигательный аппарат связаны теснейшим образом. Следует обратить внимание нет ли у ребенка проблем со зрением. Нет ли сложностей связанных с работой глазных мышц. Близорукость и дальнозоркость заметить тоже нетрудно, дети с этими нарушениями напрягают глаза, щурятся, пытаются приблизиться, или отодвинуться от нот, чтобы их разглядеть. В таких случаях необходимо проконсультироваться с окулистом. Игра на фортепиано способствует укреплению и развитию глазных мышц. Попеременный взгляд на нотный текст и клавиатуру – это лучшая гимнастика для глаз.

3. ГИМНАСТИКА

Многие дети, за редким исключением, приходят в класс с излишней напряженностью мышц спины и шеи. Это явление “гипертонус” мышц, зажатость, мешают обучению игре на фортепиано. Тело человека состоит из 639 мышц, известно, например, что в процессе ходьбы участвуют 400 мышц, но почему-то неизвестно, сколько их задействовано при игре на фортепиано. Если рассмотреть движения человека при ходьбе, то понимаешь, как гениально все продумано природой. Когда опора осуществляется на правую ногу – левая расслаблена, и наоборот. Ритмичность движений – очень важный фактор, который обусловлен многими причинами физиологического порядка. Чувство ритма, в свою очередь влияет на многие аспекты жизнедеятельности. Скорее всего у малышей часто напряжена спина именно из-за нарушения ритмичности движений. Помочь здесь могут прогулки, во время которых взрослые помогают детям вырабатывать правильную, легкую походку. Очень полезны танцы или любые движения под музыку. Плавание, игры с мячом, прыжки через скакалку – замечательные средства развития чувства ритма. Работая с учеником, преподаватель внимательнейшим образом следит за его физическим развитием. Следовательно, преподавателям можно дать несколько практических советов. При знакомстве с будущим учеником нужно проверить, нет ли у него видимых нарушений в опорно-двигательной системе. И в первую очередь обратить внимание на осанку. Для этого существует самый простой метод: свести лопатки к позвоночнику, чтобы образовалась кожная складка, если складка ровная, значит признаков сколиоза нет. Особенно важно проследить, не появятся ли признаки искривления позвоночника в то время, когда ребенок начнет учиться в школе. Существует несколько различных упражнений, которые помогают ученикам преодолевать затруднения вызванные нарушениями в опорно-двигательной системе.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ

Спинка прогнута. Руки свободно лежат на гимнастической палке, которая находится за спиной в подмышечных впадинах. Ребенок вращает туловище в разные стороны. Не напрягая при этом рук. Упражнение помогает держать прямо спину, предотвращает сколиоз и зажатие рук в локтевых суставах.

Вращательные движения. Малыш сжимает руки в кулачки и вращает ими. При этом важно следить за локтями, которые должны не произвольно участвовать в движении

Это же упражнение можно немного усложнить. Ручки вытянуть вперед и выполнять движения со словами стихотворения:

Рыбки плавают, резвятсяВ теплой, солнечной воде.То сожмутся, разожмутсяТо зароются в песке.

Руки и тело свободны. Вращательные движения рук “из корпуса” в плечевых суставах. правой рукой попеременно и вместе, вперед, назад. В упражнении важно, чтобы руки не были напряжены, поскольку его цель - не разработать мышцы рук, а уметь их расслаблять и движения совершать расслабленными руками. Все упражнения надо подбирать индивидуально, в соответствии с возможностями каждого ученика..

4. ЗНАКОМСТВО С НОТНОЙ ГРАМОТОЙ

Ученики абсолютно естественно учатся читать ноты, то есть овладевают сложнейшим видом символического письма, а затем легко переходят к озвучиванию нотного текста. Вначале своей работы я рассказывала о том, как ученик знакомится с черными и белыми клавишами. Сначала он обращает внимание на черные клавиши, узнавая группы из 2-х и 3-х черных клавиш и легко находят нужную (зрительная ориентация). Он не только определяет на ощупь, какие группы клавиш находятся под пальцами, но с их помощью находят на клавиатуре другие (осязательная ориентация). Это позволяет удерживать в поле зрения нотный текст, не отвлекаясь на поиски клавиш глазами, и подключить слуховой контроль (слуховая ориентация). Самый проверенный метод – рассказать сказку про двух сестричек и трех братиков. Сказки могут быть разными, но ученик может придумать и свою. Обычно ученик легко запоминает – ноты до, ре, ми (две сестрички), ноты – фа, соль, ля, си (три братика). В сказке (две сестрички) знакомимся с подружками нотки до, это нотки ре и ми. В сказке про (трех братиков) у нотки фа- друзья соль, ля, си. Через несколько уроков дети свободно находят все нужные клавиши.

В своей методике обучения я пробовала систему цвета – музыкальных представления Исаака Ньютона, который вывел соответствие цветов солнечного спектра семи нот музыкальной гаммы. По Ньютону каждая нота имеет свой цвет, но тут меня постигла неудача, дети хорошо запоминали цвета, но плохо запоминали, на какой линейке или между какими пишутся ноты, глазами отыскивая цвет. Чтобы как-то выйти из затруднительного положения, я начала терять цветные карандаши, объясняя, что нотка потеряла свой цвет, и теперь она, например, черная или черно-белая в зависимости от длительности. Больше я к этой методике не возвращалась.

Параллельно с изучением клавиатуры, знакомимся с длительностями нот. Самый распространенный метод – приносим на урок большое, красивое яблоко. Целое яблоко – целая нота, разрезаем на две половины – две половинные ноты, каждую половинную на две четвертные ноты, каждую четвертную на две восьмые ноты. С шестнадцатыми длительностями знакомимся позже. Одновременно с длительностями нот изучаем паузы. Рассказывая сказки про (двух сестричек) и (трех братиков) учимся писать ноты на нотоносце. Для начинающих писать в нотных тетрадях неудобно, поэтому рисуем нотоносец в альбоме для рисования, или оформляем на компьютере в удобном для ребенка формате.

Звукоряд – картинка из “забавного сольфеджио” Ноты-солдатики, скрипичный ключ – генерал. Дети с удовольствием запоминают и читают стихотворение:

Звукоряд, звукоряд!Встали дети на парад!В звукоряде восемь нот.Их скрипичный ключ ведет.

Знакомство со звукорядом - это мостик, по которому дети переходят к пению гамм.

Знаки альтерации изучаем при помощи песенок-загадок.

Диез

Знак диез, знак диезЧто он означает?Этот знак. Этот знакНоту повышает.

Бемоль

Знак бемоль, знак бемоль,Что он означает?Этот бемоль, этот бемольНоту понижает.

Бекар

Знак бекар, знак бекар,Что он означает?И диез, и бемольВсе он отменяет.

Как определить момент, когда ребенок может перейти к игре на фортепиано? Это не простой вопрос, и внимательный, вдумчивый преподаватель безошибочно его установит. Это означает, что ребенок свободно ориентируется на клавиатуре, слышит нотный текст, погружен в мир музыки.

5. АППЛИКАТУРНЫЕ НАВЫКИ

На этом этапе обучения знакомлю детей с цифрами. Прошу сложить ладошки вместе, разглядывая их определяем – что у нас: два больших пальца, два указательных пальца, два средних, два безымянных, два мизинца. Как нельзя кстати, стихотворение из сборника

Л. Хереско “Про пять пальцев”

Пять пальцев на руке своейНазвать по имени сумей.Первый палец – боковой -Называется – большой. Палец второй -Указчик старательный,Не зря называют его указательный.

Третий твой палец как раз по срединеПоэтому средний – дано ему имя.

Палец четвертый зовут безымянный,Неповоротливый он и упрямый.

Совсем как в семье,Братец младший – любимый.По счету он пятый.Зовется мизинец.

Дети быстро и с удовольствием запоминают стихотворение, нумерацию и название каждого своего пальчика. Поскольку мы начинаем играть третьим пальцем, прошу ребенка называть не только номер пальчика, но и как его зовут. Постепенно усложняем, играем третьим, вторым, первым; затем третьим, четвертым, пятым.

6. ОРГАНИЗАЦИЯ ПИАНИСТИЧЕСКОГО АППАРАТА

Г.Г. Нейгауз писал: “Важно практически знать, что анатомическое устройство человеческой руки, с точки зрения пианиста, идеально разумное, удобное, целесообразное, дает богатейшие возможности для извлечения из фортепиано самых разнообразных звуков. …. Симбиоз между рукой и клавиатурой у хороших пианистов полнейший!”. Но мы работаем не только “с хорошими пианистами”. Музыке нужно учить всех детей – и тех, у кого существует “полнейший симбиоз”, о котором писал Г.Г. Нейгауз, и тех, у кого его нет. Начиная работать с маленьким учеником, не могу заранее однозначно решить, кто передо мной, обыкновенный ребенок или выдающийся музыкант. Нельзя ориентировать ребенка на руку педагога. У всех людей природа рук разная. Несмотря на то, что одни педагоги требуют от детей держать кисть высоко, другие низко, все равно у каждого есть свой индивидуальный способ ведения кисти. Я думаю это подсказано природой и индивидуальными особенностями строения ладоней и пальцев. В монографии В. Николаева “Шопен-педагог”, описано как великий Шопен относился к этой проблеме. Исходя из различий строения пальцев, Шопен предлагал не портить их индивидуальность, а старался развивать естественные качества. Среднему “третьему” пальцу он отводит наряду с крайними пальцами роль опоры свода руки. Четвертый палец им образно назван “сиамским близнецом” третьего. Проставленное многоточие после слова “второй” объясняется тем, что Шопен не нашел определение. которое бы соответствовало назначению указательного пальца, своего рода “лоцмана”, направляющего движение руки. Внимательно слежу за положением кисти, что очень важно слегка, незаметно дотрагиваюсь до локтей ребенка, проверяю, не напряжены ли они, поскольку как только локти напрягаются, сразу напрягается кисть и правый палец.

Учить детей играть на фортепиано – все равно, что учить малыша ходить. Детским пальцам нужно дать время, чтобы они научились играть, а в начале им требуется всего лишь помощь.

А. Шмидт-Шкловская писала: “Большую роль в работе пианиста играют крупные части руки…. Наиболее удобны и естественны движения, совершаемые всей рукой в плечевом суставе – так называемая игра всей рукой от плеча”. Когда малыш начинает играть, я стараюсь прежде всего научить его использовать крупные мышцы спины, чтобы его внимание не сосредотачивалось лишь на мелких движениях пальцев. Очень интересную рекомендацию дает Т. Юдовина-Гальперина, она подкладывает ладонь под ягодицы ребенка проверяя, опирается ли его тело на ноги. Если ноги не несут опорной функции она говорит “Ох, как ты на ладонь давишь. Как ей больно!” ребенок тут же подтягивается, выпрямляет мышцы спины, переносит упор в ноги и ладонные мышцы – т.е. приходит к правильной посадке.

Многие великие музыканты рекомендуют начинать игру на фортепиано с легато. Более того рекомендуется высокое поднятие пальцев. А. Б. Гольденвейзер называет “трижды ересью” педагогический метод, который использует нон легато для первоначального обучения. Он считает, что с этим методом нужно всеми силами бороться. Ф. Шопен советовал начинать упражнения с приема легкого стаккато, оберегающего все части рук, и прежде всего, запястья от зажатости. Я предпочитаю начинать обучение с трех штрихов – нон легато портаменто (не полное легато), стаккато. Малыш начинает играть штрихи стаккато и нон легато только третьим пальцем. Игра всех трех штрихов с дугообразными переносами рук на разные расстояния, в разные стороны очень нравится ребятам и дает неплохие результаты. У малыша не развита в достаточной мере двигательная ориентация, и для того чтобы от него не ускользнула эмоциональная сторона музыки, стоит как можно чаще привлекать его к совместной игре с педагогом. Постепенно переходим к игре легато. Всякая торопливость в этом переходе может перечеркнуть все достигнутое ранее. Чтобы добиться независимости пальцев друг от друга, необходимо не только участие крупных мышц но и готовность ладонных мышц к плавному переходу от пальца к пальцу при игре легато. Сначала в игру легато вводятся наиболее сильные пальцы. Например “Осенняя песенка” Ю. Абелева в которой используется легато для 2.3 пальцев, где в левой руке квинта, а в правой легато.

При переходе к пятипальцевому легато использую “формулу” Ф. Шопена (по верхнему тетрахорду си-мажорной гаммы). Освоив пятипальцевое легато начинаем играть множество произведений, в которых отсутствует подкладывание первого пальца. Малышу легче играть на одном движении мелодические отрезки если не спешить с подкладыванием первого пальца. И ни в коем случае этому не будет способствовать игра гамм. Напротив она лишь создаст проблему первого пальца. Учитывая особенности первого пальца лучше использовать подкладывание на элементах хроматической гаммы. Таким образом разрабатывается подвижность первого пальца

На процесс обучения влияют многие факторы: тяжелый характер ребенка, избалованность, плохое воспитание. Но правильный подход к каждому ребенку и тесный контакт с родителями помогают справиться даже с самыми большими трудностями. Любая методика является результатом длительной работы каждого педагога. Многое в педагогических приемах почти непередаваемо, многое держится на интуиции. Но каждый педагог может на основании собственного выбора сочетать те или иные методы в самых различных комбинациях. Увлеченность своей профессией, желание приобщить детей к миру музыки подскажут ему собственный путь.

СТАТЬЯ ОТСЮДА http://festival.1september.ru/articles/503033/

скакалка какие мышцы задействованы

www.babyblog.ru