Силы добра и зла в “Мастере и Маргарите”. Силы добра и силы зла


Силы добра и зла – "Новая жизнь" №392 | МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ КАББАЛЫ

Передача 3 июня 2014 г.

Вопрос: Все религии представляют мир так, будто в нем правят две силы добра и зла. И так же воспринимает свою жизнь обычный человек, которому кажется, что на него воздействуют плохие и хорошие силы. Что такое добрая сила, вызывающая все хорошие события, и что такое злая сила, приносящая все несчастья?

Многие мечтают о том, чтобы в мире существовала лишь одна добрая сила и недоумевают, зачем вообще существует сила зла? Эта дуальность, постоянная борьба между добром и злом, светом и тьмой, разрушением и строительством, сопровождает нас всю нашу жизнь. Почему существует это противостояние между силой добра и силой зла?

М. Лайтман: Нет никакого противостояния. Это только мы считаем одни силы добрыми, а другие злыми. А в природе нет плохих или хороших сил. Действительно, есть противоположные силы: плюс и минус, притяжение и отталкивание, свет и темнота.

Без двух противоположных сил невозможна жизнь, нет метаболизма внутри живых организмов, обмена веществ, нет связи ни между элементарными частицами, ни между космическими объектами во вселенной, объединяющей их в одно целое.

Жизнь всегда основана на противостоянии двух сил и протекает в "средней линии", связывающей их обе. Жизнь возникает в предмете или теле, в котором взаимодействуют эти противоположные силы. Когда они достигают относительного равновесия, то рождается следующий этап обновленной жизни.

То есть противоборствующие силы, встречаясь в материале, устанавливают между собой некую гармонию. Выходит, что из электронов и позитронов – из противоположных внутриатомных сил, строятся целые атомы, которые затем соединяются между собой в молекулы.

А в молекулах противоположные силы уже действуют так, что могут между собой решить, что хорошо, а что вредно для их соединения. И потому они притягивают, усваивают, впитывают полезные им вещества, и выбрасывают вредные. Так происходит обмен веществ, возникает жизнь и развитие.

И все это за счет правильного совмещения двух противоположных сил. Без этого нет никакого развития и жизни. Иначе не смогла бы развиться даже наша вселенная, состоящая их неживой материи, а уж тем более растения. В растении противоположные силы находятся в еще более сложном сочетании, на животном уровне – еще сложнее.

А в разуме и восприятии человека происходит сложное выяснение, определение добра и зла на всех уровнях. Наш разум построен на том, что мы постоянно анализируем борьбу противоположных сил и ищем, какой формой своего соединения они могут принести наибольшую пользу.

Невозможно использовать лишь одну силу без другой – только в их взаимодействии. Так устроена вся жизнь.

На неживом, растительном и животном уровнях эта система замечательно работает, прекрасно развиваясь. Если мы иногда видим какие-то катаклизмы в природе, то лишь потому, что оцениваем их относительно самих себя. Но на самом деле, вся вселенная, весь неживой, растительный и животный мир продвигается под воздействием положительной и отрицательной силы, которые взаимодействуют между собой и движут вперед эволюцию.

Все прекрасно, пока дело не доходит до человека. На человека тоже воздействуют две эти силы "добра" и "зла", как мы их называем. Если бы мы знали программу природы и сохраняли равновесие положительных и отрицательных сил, то жили бы спокойно и безмятежно.

Но проблема в том, что человек обладает свободой выбора. Он сам выбирает баланс положительных и отрицательных сил по своему желанию. Тут и проявляется наша исходная, испорченная природа, из-за которой мы делаем более приятное и удобное нам решение, вместо правильного.

Мы больше заинтересованы в выгоде, чем в правде. И поэтому мы начинаем прокладывать кривой путь, не идущий посередине между отрицательной и положительной силой, которые должны быть равноправны и правильно сочетаться между собой, продвигая развитие. Вместо этого, мы все время склоняемся в удобную нам сторону, причем за счет других.

Ведь мы все – части одной интегральной природы, и должны были существовать в общей гармонии со всем неживым, растительным и животным миром, развиваясь в одном направлении с ним. Если бы обладая свободой выбора, мы тем не менее сохраняли равновесие между двумя силами, удерживая их в гармонии, то развивались бы правильно.

Мы не позволяли бы себе использовать силы природы больше необходимой нам меры, чтобы жить в гармонии между собой и окружающей средой. Наша жизнь была бы простой, но безмятежной. Мы получали бы от природы то, что необходимо нам для существования, а все остальные силы использовали для своего внутреннего развития.

Все несчастья человечества начались с того, как оно начало производить товаров больше, чем ему необходимо для жизни. Это переломная точка, с которой человечество начало портиться. От нее и далее, мы потеряли баланс сил и начали поворачивать их так, как было удобно нашему эгоизму.

Общая схема такова: есть положительная сила, отрицательная сила, а в середине мы, люди, со своим эгоизмом. Если бы мы использовали две эти силы природы для того, чтобы уравновесить свою жизнь, а весь прорывающийся в нас эгоизм реализовали только для своего внутреннего, духовного роста, то поднялись бы на следующую ступень, которая называется "человек".

Наша материальная жизнь, то есть жизнь наших тел на животном уровне, со всем им необходимым: пища, семья – осталась бы внизу в уравновешенном виде, в том состоянии, в каком она должна быть. А свой эгоизм мы использовали бы для того, чтобы привести в равновесие две противоположные силы и подняться на духовный уровень, к духовной жизни.

Вопрос: Зачем нужна вся эта игра между силой добра и силой зла? Разве не лучше, если бы существовала лишь одна сила добра?

М. Лайтман: Этим эгоизм и портит нам всю жизнь, ведь он хочет лишь одного: чтобы ему было хорошо. Он не понимает, что силу зла нужно использовать так же, как силу добра, приведя их обе в равновесие. Эгоизму это неудобно.

Вопрос: Что значит, равновесие между доброй и злой силами? Я хочу быть в гармонии с добром, но как можно быть в гармонии со злом?

М. Лайтман: Не может быть гармонии с добром или гармонии со злом. Гармония существует только между ними двумя, в их связи, в равновесии. Поэтому наша жизнь обязана состоять из добра и зла, иначе нет жизни.

Вопрос: Но представляете, как было бы чудесно, если бы в мире существовала лишь одна сила добра?

М. Лайтман: Надо перестать называть одну силу злой, а другую доброй. Добро и зло – это относительные понятия. Ты прилепляешь к ним одни ярлыки, а я могу прилепить прямо противоположные.

Есть две противоположные силы, данные нам от природы. То, что возникает между двумя этими силами, называется "жизнь", существование. Камни, растения, животные, люди существуют потому, что созданы переплетением двух этих сил, взаимно уравновешивающих друг друга. Такова природа.

Мы существуем в этом мире в животном теле, а потому должны сохранять этот баланс, к которому природа обязывает любое животное. А то дополнение поверх животного уровня, которое мы получаем благодаря своему человеческому разуму и чувствам, нам тоже надо уравновесить, но для того, чтобы использовать его уже не на животной ступени, а как люди.

Человеческая ступень предполагает совершенно другое равновесие сил добра и зла. Как человек, я обязан относиться к добру и злу объективно и признавать право на существование их обоих, решая, что между ними может быть. Таким образом я формирую свое мировоззрение, понимая, что должен использовать одну и другую силу в их взаимодействии, в балансе, в правильной взаимной связи.

Для меня не существует добра и зла. Обе эти силы, сочетаясь между собой, производят мое хорошее состояние, то есть более продвинутое, высокое. Гармония между двумя этими силами превращается для меня в добро. Не какая-то одна сила или другая – а связь между ними.

Вопрос: Это уже добро и зло в своем абсолютном виде, относительно нашего развития. Но я, обычный человек, восприму это развитие добрым или нет?

М. Лайтман: Это зависит от человека, от его подготовки, образования, восприятия мира. Младенец, пока не вырастет до определенного возраста, еще ничего не понимает и следует своему желанию, просто как животное. Он естественным образом выбирает то, что ему нравится и не нравится.

Поэтому нам приходится его ограничивать, потому что он уже с самого своего рождения – не животное, а маленький человек. В животном заложена внутренняя программа, позволяющая ему правильно использовать все свои силы.

Животное не упадет с высоты, не съест что-то вредное для себя, не повредит себе. А младенец может себе повредить, и поэтому нуждается в присмотре. Уже с самого первого дня после его рождения, мы обязаны начать его воспитывать.

Животное не требует воспитания. Если детеныш животного брошен в лесу, но рядом с ним есть еда, он уже может выжить. Он будет сам знать, что можно есть, а что нельзя, чего следует остерегаться, и останется жить. Но младенец не выживет один. Мы должны все время учить его тому, что хорошо для него и что плохо, и как ему следует пользоваться всеми вещами для того, чтобы расти.

И расти он должен не только физически, хотя этому его тоже нужно научить. Когда же он немного подрастет и научится жить в этом мире, заботиться о своем теле, тогда нужно начать учить его ментально, внутренне, психологически.

Понимание добра и зла означает, что ребенок умеет использовать две эти силы, находящиеся вокруг него, внутри него и в других, постоянно сохраняя свое равновесие с окружением. В сущности, жизнь – это равновесие внутри меня и вокруг. Этому и надо научить маленького человека: как достичь внутреннего равновесия и баланса с окружающей средой на животном уровне, где находится наше тело, и на человеческом – в социуме, в связи с другими людьми.

Страдание от недостатка равновесия

Вопрос: Почему вообще существует злая сила? Разве нельзя было сделать так, чтобы в жизни было все хорошо без всяких страданий?

М. Лайтман: Страдание свидетельствует о каком-то недостатке: нехватке кислорода, прохлады, тепла, пищи. Мы страдаем от отсутствия полноты, совершенства, равновесия. Это страдание заставляет нас устранять неравновесие, доставать недостающее для того, чтобы восполнить себя.

Мы постоянно ощущаем страдание, даже рука, спокойно лежащая на столе, страдает от его давления. Но если это небольшое страдание, то оно помогает нам чувствовать предметы и использовать их, то есть реагировать на окружающий мир.

Но есть такие реакции, которые уже переходят за порог приятного чувства и начинают ощущаться как настоящее страдание и боль. Боль – это тоже полезное явление. Боль оберегает нас, заставляет бежать от опасности, вынуждает лечить свои болезни. В мире не бывает просто зла – все зависит от того, как мы к нему относимся.

Вопрос: Я приведу пример: вчера во время моего отсутствия мне разбили окно в машине и украли сумку с деньгами и документами. Как я буду устранять этот недостаток и неравновесие? Что я могу тут восполнить и уравновесить?

М. Лайтман: Это прекрасный пример. Ты, конечно, страдаешь, и это свидетельствует о том, что ты болен. Все наше общество больное.

Ты еще не осознаешь, что таким путем тебе показали, что ты болен: каждый гражданин этой страны и все мы вместе больны. А теперь попытайтесь найти лекарство.

Не думай, что это случилось без всякой причины, как ребенок, уронивший чашку и утверждающий, что она сама разбилась. У всякого явления есть причина, и нужно ее изучить, чтобы она не повторилась снова.

Вопрос: Получается, что мы уже заранее обречены на болезни, если мир создан из недостатков и боли?

М. Лайтман: Нет, это мы сами производим болезни. Боль дается лишь для того, чтобы показать нам, где требуется восполнение. Если бы я засунул руку в огонь и не чувствовал боли, то она сгорела бы. Это полезная боль.

Страдание обращается во зло не от того, что у меня болит, а от того, что я правильно не реагирую на боль. Это зло находится только во мне, а не где-то еще.

Если меня хочет сожрать лев, то нельзя обвинить его, что он злой. Он действует согласно своей природе, своим внутренним инстинктам. Он проголодался, а я кажусь ему довольно вкусным. Плохой не лев, а я сам, потому что поставил себя в такое положение, что он смог на меня напасть.

Поэтому мне следует отдалиться от этого зла, чтобы больше не попадать в такие нехорошие ситуации. Я больше не поеду в джунгли или посажу льва в клетку.

Нет зла! Если я один раз ошибся, то это мне урок. Если же я повторил ошибку, то это уже глупость.

В мире нет зла

Вопрос: Человек может защитить себя от любого зла?

М. Лайтман: Человек может защититься от зла, если учится на пройденных ошибках или если его заранее научат родители, учителя, общество.

Мы передаем это воспитание из поколения в поколение, чего нет у животных, чтобы человек не ошибался. Он должен знать, что нет сил добра и зла, а есть две противоположные силы: получения и отдачи, и умел уравновешивать их между собой.

В мире нет зла – есть возможность все время творить добро, сохранять равновесие. Мы не увидели бы никакого зла, если бы установили равновесие во всем мире и воспринимали его как одну совершенную систему. Только из-за своего взгляда, неправильного подхода мы видим мир таким испорченным и плохим.

Но это мы сами испортили его, это мы не установили равновесие ни в одном месте и главное, в человеческом обществе! А потому нам кажется, что этот мир злой и все в нем плохо. Нам кажется, будто нам дали этот земной шарик, как игрушку, чтобы мы разломали его и выбросили. Человечество ведет себя на этой земле, как неразумный ребенок.

Но пора взяться за ум и понять, каким должен быть правильный подход к природе – в ней нет зла и нет добра, а есть две силы: плюс и минус, электрон и позитрон, и между ними мы должны устроить свою жизнь. Так давайте устроим ее, это может быть чудесная жизнь, если она протекает в гармонии между двух этих сил!

Добро находится не с какой-то одной стороны, а посередине, в состоянии равновесия. А по сторонам действуют просто две противоположные силы. "Положительная сила" называется так не из-за того, что она "добрая", а просто потому, что выделяет, отдает, выбрасывает наружу. Вторая сила называется "отрицательной", потому что она получает, притягивает к себе.

Это просто две противоположные силы, и если мы правильно уравновесим их, то сможем создать такую связь между ними, которая называется "жизнь".

Формула добра

Вопрос: Что такое сила получения и сила отдачи? Они несут разные энергии?

М. Лайтман: Это разные энергии, и одна не может существовать без другой. Они всегда существуют вместе – друг против друга. Но на неживой, растительной и животной ступенях они существуют уже автоматически в заранее уравновешенном виде за счет программы природы.

А на человеческой ступени нам нужно понять эту программу и самим уравновесить эти силы. Из этого мы учим программу природы и познаем высшую природу. Для этого нам и даны две эти силы, чтобы мы изучили их и поднялись на высоту человека, Адама, "подобного" (домэ) высшей силе.

Вопрос: Какова формула равновесия?

М. Лайтман: Формула равновесия – это гармония между всеми частями реальности: неживой, растительной, животной и главное, внутри человеческого общества. Гармония означает, что я соединен со всеми, и все соединены между собой и со мной, и мы все словно братья. Мы не чувствуем, что кто-то выше других, ближе или дальше, а все словно один человек с одним сердцем.

Такой ступени нам нужно достичь. Тогда мы будем жить в равновесии между двумя силами: получения и отдачи, и это будет действительно хорошая жизнь. И тогда мы скажем, что в мире существует лишь одна сила – сила добра: посередине, в равновесии!

www.kabbalah.info

Сила добра и сила зла. Часть первая

Вопрос: Все религии представляют мир так, будто в нем правят две силы добра и зла. И так же воспринимает свою жизнь обычный человек, которому кажется, что на него воздействуют плохие и хорошие силы. Что такое добрая сила, вызывающая все хорошие события, и что такое злая сила, приносящая все несчастья?

Многие мечтают о том, чтобы в мире существовала лишь одна добрая сила и недоумевают, зачем вообще существует сила зла? Эта дуальность, постоянная борьба между добром и злом, светом и тьмой, разрушением и строительством, сопровождает нас всю нашу жизнь. Почему существует это противостояние между силой добра и силой зла?

Ответ: Нет никакого противостояния. Это только мы считаем одни силы добрыми, а другие злыми. А в природе нет плохих или хороших сил. Действительно, есть противоположные силы: плюс и минус, притяжение и отталкивание, свет и темнота.

Без двух противоположных сил невозможна жизнь, нет метаболизма внутри живых организмов, обмена веществ, нет связи ни между элементарными частицами, ни между космическими объектами во вселенной, объединяющей их в одно целое.

Жизнь всегда основана на противостоянии двух сил и протекает в «средней линии», связывающей их обе. Жизнь возникает в предмете или теле, в котором взаимодействуют эти противоположные силы. Когда они достигают  относительного равновесия, то рождается следующий этап обновленной жизни. Далее…

То есть противоборствующие силы, встречаясь в материале, устанавливают между собой некую гармонию. Выходит, что из электронов и позитронов – из противоположных внутриатомных сил, строятся целые атомы, которые затем соединяются между собой в молекулы.

А в молекулах противоположные силы уже действуют так, что могут между собой решить, что хорошо, а что вредно для их соединения. И потому они притягивают, усваивают, впитывают полезные им вещества, и выбрасывают вредные. Так происходит обмен веществ, возникает жизнь и развитие.

И все это за счет правильного совмещения двух противоположных сил. Без этого нет никакого развития и жизни. Иначе не смогла бы развиться даже наша вселенная, состоящая их неживой материи, а уж тем более растения. В растении противоположные силы находятся в еще более сложном сочетании, на животном уровне – еще сложнее.

А в разуме и восприятии человека происходит сложное выяснение, определение добра и зла на всех уровнях. Наш разум построен на том, что мы постоянно анализируем борьбу противоположных сил и ищем, какой формой своего соединения они могут принести наибольшую пользу.

Невозможно использовать лишь одну силу без другой – только в их взаимодействии. Так устроена вся жизнь.

На неживом, растительном и животном уровнях эта система замечательно работает, прекрасно развиваясь. Если мы иногда видим какие-то катаклизмы в природе, то лишь потому, что оцениваем их относительно самих себя. Но на самом деле, вся вселенная, весь неживой, растительный и животный мир продвигается под воздействием положительной и отрицательной силы, которые взаимодействуют между собой и движут вперед эволюцию.

Все прекрасно, пока дело не доходит до человека. На человека тоже воздействуют две эти силы «добра» и «зла», как мы их называем. Если бы мы знали программу природы и сохраняли равновесие положительных и отрицательных сил, то жили бы спокойно и безмятежно.

Но проблема в том, что человек обладает свободой выбора. Он сам выбирает баланс положительных и отрицательных сил по своему желанию. Тут и проявляется наша исходная, испорченная природа, из-за которой мы делаем более приятное и удобное нам решение, вместо правильного.

Мы больше заинтересованы в выгоде, чем в правде. И поэтому мы начинаем прокладывать кривой путь, не идущий посередине между отрицательной и положительной силой, которые должны быть равноправны и правильно сочетаться между собой, продвигая развитие. Вместо этого, мы все время склоняемся в удобную нам сторону, причем за счет других.

Ведь мы все – части одной интегральной природы, и должны были существовать в общей гармонии со всем неживым, растительным и животным миром, развиваясь в одном направлении с ним. Если бы обладая свободой выбора, мы  тем не менее сохраняли равновесие между двумя силами, удерживая их в гармонии, то развивались бы правильно.

Мы не позволяли бы себе использовать силы природы больше необходимой нам меры, чтобы жить в гармонии между собой и окружающей средой. Наша жизнь была бы простой, но безмятежной. Мы получали бы от природы то, что необходимо нам для существования, а все остальные силы использовали для своего внутреннего развития.

Все несчастья человечества начались с того, как оно начало производить товаров больше, чем ему необходимо для жизни. Это переломная точка, с которой человечество начало портиться. От нее и далее, мы потеряли баланс сил и начали поворачивать их так, как было удобно нашему эгоизму.

Общая схема такова: есть положительная сила, отрицательная сила, а в середине мы, люди, со своим эгоизмом. Если бы мы использовали две эти силы природы для того, чтобы уравновесить свою жизнь, а весь прорывающийся в нас эгоизм реализовали только для своего внутреннего, духовного роста, то поднялись бы на следующую ступень, которая называется «человек».

Наша материальная жизнь, то есть жизнь наших тел на животном уровне, со всем им необходимым: пища, семья – осталась бы внизу в уравновешенном виде, в том состоянии, в каком она должна быть. А свой эгоизм мы использовали бы для того, чтобы привести в равновесие две противоположные силы и подняться на духовный уровень, к духовной жизни.

zoar-sulam-rus.org

Силы зла и добра

Эту историю мне рассказал сын. Давно, еще школьниками, мои дети занимались с этим парнем в секции кикбоксинга, там и подружились, до сих пор общаются. Только мои занимались чисто для себя (на улице всяким наглецам отпор дать), а этот парень был настоящий фанат.

Дюха проснулся от жуткой головной боли, опять эта боль, уже никакие лекарства не помогают, снова снилась эта девица, уговаривала перестать заниматься боями и показаться врачу, прямо как мамочка какая-то, и strashno.com чего привязалась? Выспаться надо было обязательно, ведь вечером Дюхе предстоял очень серьезный бой, но жуткая головная боль спать не давала, и Дюха, чтобы успокоиться, предался воспоминаниям.

Родился Дюха на Дальнем Востоке, куда его мама была направлена по распределению. Папа был моряк, правда, официально с мамой они были не расписаны, просто вместе жили. Когда Дюхе было несколько месяцев папа ушел в плавание за рыбой, там подхватил пневмонию, конечно же, корабль на берег никто не повернул, ведь рыба намного важнее (как в песне «люди гибнут за минтай»), так на борту корабля отец Дюхи и скончался. Мама осталась совсем одна и вместе с маленьким Дюхой уехала к родителям, на Урал.

В родительском доме безраздельно командовала бабушка, у которой дедушка был в полнейшем подчинении, и мама Дюхи, вернувшись к родителям, еще и с ребенком, вынуждена strashno.com была принять правила игры бабушки. Единственное, бабушка души не чаяла во внуке, постоянно кормила его всякими вкусностями, как можно теплее одевала на прогулку и на улице бдительно опекала, чем сослужила ему плохую службу, из Дюхи получился «бабушкин внучек» и абсолютный тюфяк, не могущий постоять за себя. Пришло время школы, бабушка не могла все время с ним находиться, и Дюху не бил только ленивый. Старшеклассники били от скуки, сверстники — чтобы утвердиться перед девочками, младшие на нем отрабатывали удары. Но Дюха не опустил рук, а поняв, что спасение утопающих дело их самих, несмотря на все ахи и охи мамы с бабушкой записался в секцию кикбоксинга.

Ребята из школы так и не заметили, когда неуклюжий толстый колобок превратился в мощного панчера. Но Дюха ничего не забыл и никому не простил, а начал расправляться с обидчиками. strashno.com Действовал продуманно и жестоко, сперва провоцировал их на агрессию, а когда те по старой памяти пытались его побить, жестко их избивал, не признавая никаких (лежачего не бьют, до первой крови) и других глупых условностей. Но однажды переборщил, и когда очередной бывший обидчик весь в крови и без сознания был увезен на скорой помощи, на Дюху завели уголовное дело. Мама и бабушка устроили рев с питьем валерьянки, а дедушка, махровый подкаблучник, тихонько Дюхе сказал: «дал и правильно сделал!», а потом мечтательно добавил: «ах, если бы я так мог!». К счастью, парень отделался сотрясением мозга и переломом носа и по выписке из больницы заявление забрал, тем прекратив уголовное дело.

В армии Дюха, конечно же, служил в спорт роте, где ещё приобрел и навыки борьбы. По возращению домой спорт не оставил, но, чтобы иметь хорошие strashno.com деньги в кикбоксинге, надо быть «суперзвездой», а Дюха был крепким боксером, но не более, поэтому в легальном спорте карьеру закончил. На жизнь стал зарабатывать полуподпольными боями ММА с тотализатором, которые проходили в различных частных клубах без должного медицинского сопровождения и с серой оплатой в конвертах. Но и там Дюха был не на первых ролях и уже подумывал об уходе, как вдруг неожиданно стал побеждать. Причем победы были какие-то нелогичные, когда заведомо более сильный соперник, разматывающий Дюху по рингу, вдруг нарывался на удар или болевой прием, создавалось впечатление, что кто-то невидимый играет им, как куклой, используя малейшую ошибку соперника для победы.

Они пришли вместе — победы в боях, жуткая головная боль по ночам, молоденькая девушка, светловолосая с чуть вздернутым носиком, которая каждую ночь приходила к нему во сне и уговаривала перестать драться и strashno.com обратиться к врачу, и очень странный болельщик. Каждый свой бой Дюха видел его: дедушка лет за 70, но в хорошем костюме и довольно опрятный. Этот дедушка всегда садился на первый ряд и неистово болел за него, а после боя всегда подходил к Дюхе и благодарил за победу, причем ни товарищи Дюхи, ни его тренер с промоутером, ни администрация клубов ничего об этом дедушке сказать не могла. Создавалось впечатление, что вообще только он один его и видит, но с появлением этого дедушки Дюха начал побеждать.

Промучившись ночь, Дюха заснул только под утро, вот и вечер, пора боя. Как всегда, дедушка на своем месте, радостно подмигивает Дюхе. Соперник крайне серьезный, боец из зарубежного южного государства с хорошим ударом и прекрасной борцовской подготовкой. Судья кратко зачитал правила, соперники пожали руки, прозвучал гонг, началось. На стороне strashno.com соперника была ловкость, сила и техника. Дюха пропустил несколько сильных ударов руками и ногами и уже «поплыл», но тут опять, как будто по чужой воле, Дюхино тело все сделало за него, и когда противник, решив закончить схватку, совершил проход в ноги, Дюха неожиданно прыгнул на него, поймал шею и провел удушающий в стойке. Чистая победа! Все ринулись поздравлять Дюху, а впереди этот дедушка, жмет руку, хлопает по плечу, сыпет словами благодарности.

А ночью снова жутко разболелась голова, Дюха проглотил целую гору обезболивающего, но это уже мало помогало. На короткое время провалился в забытье, тут снова эта девица «бросай бои, иди к врачу!», Дюха зло ей бросил: «чем читать морали, лучше бы уняла боль!», на что девушка ответила: «хорошо, но только на эту ночь, утром иди к врачу, не пойдешь — больше тебе strashno.com помочь не смогу». Дюха согласился, и боль действительно как рукой сняло.

Наутро Дюха позвонил в хорошую частную клинику и записался на прием на следующий день. А вечером раздался звонок в дверь, на пороге дедушка-фанат с тортом в руках: «ну что, пустишь чай попить». На кухне посидели, поговорили, дедушка и давай намекать, врачи, мол, всегда нагоняют страху, чтобы клиента обобрать, а тебе выступать надо, только настоящие победы начались, может, ну их, врачей? Дюха поглядел в глаза дедушке и обомлел, он часто глядел в глаза соперникам и видел в них то страх, то злобу, то презрение, но это были человеческие глаза, а у дедушки были глаза зверя, причем хищного, плотоядного. Дюха почуял неладное и дедушке ответил: «нет, всё-таки я к врачам пойду!». На что дедушка резко встал, сердито произнес: «ты такая же тряпка, как strashno.com твой дед, он всю жизнь под бабой ходил, и ты тоже бабе подчиняешься» и ушел из квартиры. После ухода этого дедушки у Дюхи возникла куча законных вопросов: откуда этот дед узнал его адрес, как узнал про обращение к врачам, откуда знает дедушку и бабушку и наконец как узнал про девчонку, ведь он о ней никому не рассказывал?

В клинике сделали МРТ, диагноз нешуточный, опухоль головного мозга, пока, к счастью, доброкачественная, срочно требуется операция, а со спортом (кроме легких пробежек в парке) придется расстаться навсегда. После операции из спорта пришлось уйти, надо как-то жить дальше, обратился к знакомому, тот с удовольствием предложил место замначальника охраны с хорошим окладом, одна проблема, на медкомиссии врачи не пропустили. Дюха расстроился и начал «прикладываться к бутылочке», но тут во сне снова пришла эта девчонка: «не раскисай, пока strashno.com еще остались спортивные деньги, вложи их в себя любимого, поступи платно в универ». Так Дюха и сделал. Сначала учиться было трудно, но как только появлялась мысль учебу бросить, снова снилась девчонка и уговаривала «не делать глупостей». Девчонка обыкновенная, простенько одета, кофточка, джинсики, недорогие кроссовки, но Дюха заметил, что она начала ему нравиться, и он ждет встречи с ней.

Универ всё-таки закончил, знакомые помогли устроиться на хорошую работу, да и Дюха на удивление оказался толковым, начальство нарадоваться не могло. Как-то коллега уходил на пенсию и пригласил в ресторан, там-то он и увидел ее, ту девчонку из снов, светловолосую и слегка курносую, только в платье и на каблуках, сообразно момента. Пригласил на танец, потом еще, разговорились, девчонка оказалась племянницей этого коллеги с простым именем Наташа. Наташа оказалась свободной, предложил встречаться. Закрутился роман, вот и strashno.com свадьба, сейчас у них уже ребенок, ждут второго. Дюха тихонечко пытался расспросить, знала ли Наташа его до встречи в ресторане, но нет, она его впервые увидела там. Не знала, а помогла, да еще и наставила на путь истинный, вот такие чудеса с мистикой!

А теперь добавлю от себя: Дарья сидела в рабочем кабинете, настроение было прекрасным, задание начальника выполнено полностью, и ей «светила» премия. В дверь постучали: «Дарья Леонидовна, к вам можно?». В кабинет зашел Игорь Владимирович, как всегда, в строгом костюме, с девушкой, модно одетой и ярко накрашенной. «Поздравляю!» сказал Игорь Владимирович с порога, «блестящая работа, а меня, старика, шеф на ковер вызвал, вон как, говорит, соперники к работе творчески подходят, даже образ супругов принимают, все для результата! А Вам, Игорь Владимирович, говорит, уже на пенсию давно пора, нет у Вас strashno.com этого, креатива, и уволил, сейчас дела сдаю. Но я не сильно расстроился, хоть с внуками посижу, да и по саду дел много. Завтра последний день работаю, а вечерком небольшой междусобойчик устраиваю, Вас обязательно приглашаю, очень обижусь, если не придете. Кстати, мне уже и замену прислали, девушка толковая и очень креативная, познакомьтесь!».

Девушка сделала легкий книксен и протянула руку: «Оксана, очень надеюсь на долгое и плодотворное сотрудничество!». Дарья встала, пожала протянутую руку и поглядела девушке в глаза, глаза у девушки были не человека, а дикого животного, очень злого и хищного. Дарье стало понятно все, хоть Игорь Владимирович и соперник, но старой закалки, имеющий свои принципы, а эта особа от принципов абсолютно свободна и для достижения карьеры будет вокруг себя плодить трупы, хоть десятки, хоть сотни, а потом по этим трупам и полезет к strashno.com вершине своей карьеры. И еще Дарья поняла: впереди предстоит очень тяжелая и жестокая борьба.

Автор: Юрий Васильевич

strashno.com

Сила добра и сила зла, ч.1

Вопрос: Все религии представляют мир так, будто в нем правят две силы добра и зла. И так же воспринимает свою жизнь обычный человек, которому кажется, что на него воздействуют плохие и хорошие силы. Что такое добрая сила, вызывающая все хорошие события, и что такое злая сила, приносящая все несчастья?

Многие мечтают о том, чтобы в мире существовала лишь одна добрая сила и недоумевают, зачем вообще существует сила зла? Эта дуальность, постоянная борьба между добром и злом, светом и тьмой, разрушением и строительством, сопровождает нас всю нашу жизнь. Почему существует это противостояние между силой добра и силой зла?

Ответ: Нет никакого противостояния. Это только мы считаем одни силы добрыми, а другие злыми. А в природе нет плохих или хороших сил. Действительно, есть противоположные силы: плюс и минус, притяжение и отталкивание, свет и темнота.

Без двух противоположных сил невозможна жизнь, нет метаболизма внутри живых организмов, обмена веществ, нет связи ни между элементарными частицами, ни между космическими объектами во вселенной, объединяющей их в одно целое.

Жизнь всегда основана на противостоянии двух сил и протекает в "средней линии", связывающей их обе. Жизнь возникает в предмете или теле, в котором взаимодействуют эти противоположные силы. Когда они достигают  относительного равновесия, то рождается следующий этап обновленной жизни. Далее...

То есть противоборствующие силы, встречаясь в материале, устанавливают между собой некую гармонию. Выходит, что из электронов и позитронов – из противоположных внутриатомных сил, строятся целые атомы, которые затем соединяются между собой в молекулы.

А в молекулах противоположные силы уже действуют так, что могут между собой решить, что хорошо, а что вредно для их соединения. И потому они притягивают, усваивают, впитывают полезные им вещества, и выбрасывают вредные. Так происходит обмен веществ, возникает жизнь и развитие.

И все это за счет правильного совмещения двух противоположных сил. Без этого нет никакого развития и жизни. Иначе не смогла бы развиться даже наша вселенная, состоящая их неживой материи, а уж тем более растения. В растении противоположные силы находятся в еще более сложном сочетании, на животном уровне – еще сложнее.

А в разуме и восприятии человека происходит сложное выяснение, определение добра и зла на всех уровнях. Наш разум построен на том, что мы постоянно анализируем борьбу противоположных сил и ищем, какой формой своего соединения они могут принести наибольшую пользу.

Невозможно использовать лишь одну силу без другой – только в их взаимодействии. Так устроена вся жизнь.

На неживом, растительном и животном уровнях эта система замечательно работает, прекрасно развиваясь. Если мы иногда видим какие-то катаклизмы в природе, то лишь потому, что оцениваем их относительно самих себя. Но на самом деле, вся вселенная, весь неживой, растительный и животный мир продвигается под воздействием положительной и отрицательной силы, которые взаимодействуют между собой и движут вперед эволюцию.

Все прекрасно, пока дело не доходит до человека. На человека тоже воздействуют две эти силы "добра" и "зла", как мы их называем. Если бы мы знали программу природы и сохраняли равновесие положительных и отрицательных сил, то жили бы спокойно и безмятежно.

Но проблема в том, что человек обладает свободой выбора. Он сам выбирает баланс положительных и отрицательных сил по своему желанию. Тут и проявляется наша исходная, испорченная природа, из-за которой мы делаем более приятное и удобное нам решение, вместо правильного.

Мы больше заинтересованы в выгоде, чем в правде. И поэтому мы начинаем прокладывать кривой путь, не идущий посередине между отрицательной и положительной силой, которые должны быть равноправны и правильно сочетаться между собой, продвигая развитие. Вместо этого, мы все время склоняемся в удобную нам сторону, причем за счет других.

Ведь мы все – части одной интегральной природы, и должны были существовать в общей гармонии со всем неживым, растительным и животным миром, развиваясь в одном направлении с ним. Если бы обладая свободой выбора, мы  тем не менее сохраняли равновесие между двумя силами, удерживая их в гармонии, то развивались бы правильно.

Мы не позволяли бы себе использовать силы природы больше необходимой нам меры, чтобы жить в гармонии между собой и окружающей средой. Наша жизнь была бы простой, но безмятежной. Мы получали бы от природы то, что необходимо нам для существования, а все остальные силы использовали для своего внутреннего развития.

Все несчастья человечества начались с того, как оно начало производить товаров больше, чем ему необходимо для жизни. Это переломная точка, с которой человечество начало портиться. От нее и далее, мы потеряли баланс сил и начали поворачивать их так, как было удобно нашему эгоизму.

Общая схема такова: есть положительная сила, отрицательная сила, а в середине мы, люди, со своим эгоизмом. Если бы мы использовали две эти силы природы для того, чтобы уравновесить свою жизнь, а весь прорывающийся в нас эгоизм реализовали только для своего внутреннего, духовного роста, то поднялись бы на следующую ступень, которая называется "человек".

Наша материальная жизнь, то есть жизнь наших тел на животном уровне, со всем им необходимым: пища, семья – осталась бы внизу в уравновешенном виде, в том состоянии, в каком она должна быть. А свой эгоизм мы использовали бы для того, чтобы привести в равновесие две противоположные силы и подняться на духовный уровень, к духовной жизни.

www.laitman.ru

Силы добра и зла в “Мастере и Маргарите”

Я бы хотела рассказать о возможно наиболее значительном произведении Михаила Булгакова “Мастер и Маргарита”. “Мастер и Маргарита” – это историко-философский роман. Он отличается от других тем, что в нем присутствуют как бы два романа. Главы этих романов тесно переплетаются между собой, хотя действие в них происходит в разное время. Одни главы можно назвать “московскими”, другие – “ершалаимскими”. В начале романа непонятно, как два разных произведения связаны между собой. Но по ходу развития событий читатель может увидеть связующее звено. Это один из главных героев – Воланд. Я о нем еще более подробно расскажу. А сейчас мне бы хотелось отметить тот факт, что “Мастер и Маргарита” очень сходен с романом Гете “Фауст”. Михаил Булгаков взял из гетевского произведения цитату, которую вынес в качестве эпиграфа к своему роману: …Так кто же ты, наконец? – Я – часть той силы, Что вечно хочет Зла и вечно совершает благо. Эти строки приоткрывают для читателя тему книги. Главный герой романа “Мастер и Маргарита”, о котором я упомянула выше, очень сходен с героем Гете Фаустом. Воланд тоже одет во все черное. Он носит всегда трость с набалдашником в виде головы пуделя. Особое внимание привлекают глаза Воланда. Один – зеленый, а другой – как черная бездонная дыра. Воланд может появляться в разных обликах.

В самом начале он появляется в образе иностранца в клетчатом костюме и всегда может принять облик то мага, то директора театра, только глаза его никогда не меняются. Воланд – это олицетворение злой силы, дьявола. Казалось бы, он должен приносить людям несчастье, творить зло. Но не совершает его. Одних людей он наказывает, например, Берлиоза, Алоизия Могарыча. Других же учит жизни, заставляет пересмотреть свои взгляды. В этом плане очень примечателен Иван Бездомный. Он долгое время заблуждался. Непонимание жизни и упорная вера в свое правильное суждение привели к тому, что он попал в психиатрическую больницу. Только здесь он с Мог встать на путь истинный. Другими главными героями являются Мастер и Маргарита. Мастер живет в подвале одного большого дома. Он пишет роман о Христе. Маргарита – жена богатого мужчины. Но она очень любит Мастера. Она согласна отказаться от дорогих платьев и украшений, от красивого дома, в котором живет, лишь бы быть всегда рядом с Мастером. Впоследствии Воланд поможет соединиться влюбленным. Но перед этим они пройдут тяжелые испытания. Именно роман Мастера как бы вплетается в роман самого Булгакова. Главные герои ершалаимских глав романа – это Иешуа (так назван Иисус Христос) и прокуратор Иудеи Понтий Пилат. Наиболее важный из них, на мой взгляд, Понтий Пилат. В нем живут все душевные муки человека. На суде Пилат понимает, что перед ним стоит необычный человек. Чем же был необычен Иешуа? (Кстати, нужно сказать, что у Булгакова Христос представлен обычным человеком, не так, как в Евангелии.) Иешуа необычен тем, что он всегда говорил только правду. Для него ложь была самым тяжким грехом, даже ложь во имя спасения самого себя. Пилат не смог изменить решение суда о смертной казни на кресте для Иешуа. Понтий Пилат предлагает солгать и тем самым спасти себя. Но, как мы понимаем, Иешуа не может этого сделать, он до конца верен себе. Для Пилата очень дорога власть, и он не желал ее потерять. Но после смерти Иешуа читатель может наблюдать, как страдает Пилат от того, что в самую важную минуту не смог перебороть себя и не спас не – винного человека. Для Понтия Пилата до самой смерти остается заветным желанием снова увидеть Иешуа и поговорить с ним о смысле жизни. Через главных героев писатель передает свои наиболее важные мысли. Булгаков пытается ответить на вопрос: что же такое смысл жизни и где он? На мой взгляд, писатель смог ответить на волнующую его проблему. Человек должен говорить всегда правду, и тогда душа его будет свободна и светла. Человек должен идти до конца и добиваться поставленной цели, даже если придется пройти через страдания. В конце пути ему воздастся за все мучения. Так, в романе обретают друг друга Мастер и Маргарита и остаются навсегда вместе. Они оба многое выстрадали, и Воланд вознаграждает их за верность друг другу. Для Мастера главным мучением была его книга, потом что рассудок настолько был затуманен, что он не смог окончить роман. А для Маргариты самым страшным мучением был бал Сатаны. Здесь показано все то плохое, на что способен человек: убийство, воровство, ложь, прелюбодеяние и многое другое. Читается роман легко. Язык у Михаил Булгакова необычайно красив и прост. Нет иностранных слов. Единственное, чем “замусорен” роман, так это новыми словами, которые создала советская власть, например МАССОЛИТ, или различными надписями на дверях того же самого МАССОЛИТа: “Полнообъемные творческие отпуска от двух недель (рассказ-новелла) до одного года (роман, трилогия)…” “Мастер и Маргарита” – сложное произведение. Рядом существуют прокуратор Иудеи и суетливые, приспосабливающиеся московские граждане. “Мастер и Маргарита” является лирико-философской поэмой в прозе о любви и нравственном долге, о бесчеловечности зла, об истинном творчестве, которое всегда преодоление бесчеловечности, всегда порыв к свету и добру. “Мастер и Маргарита” – это роман, о котором можно говорить всегда и каждый раз можно увидеть что-то новое. Это произведение, на мой взгляд, останется актуальным во все времена, так как проблемы, поднятые в нем, волнуют людей всех поколений.

rus-lit.com

Сила добра и сила зла, ч.2

Вопрос: Зачем нужна вся эта игра между силой добра и силой зла? Разве не лучше, если бы существовала лишь одна сила добра?  

Ответ: Этим эгоизм и портит нам всю жизнь, ведь он хочет лишь одного: чтобы ему было хорошо. Он не понимает, что силу зла нужно использовать так же, как силу добра, приведя их обе в равновесие. Эгоизму это неудобно.

Вопрос: Что значит, равновесие между доброй и злой силами? Я хочу быть в гармонии с добром, но как можно быть в гармонии со злом?

Ответ: Не может быть гармонии с добром или гармонии со злом. Гармония существует только между ними двумя, в их связи, в равновесии. Поэтому наша жизнь обязана состоять из добра и зла, иначе нет жизни.

Вопрос: Но представляете, как было бы чудесно, если бы в мире существовала лишь одна сила добра?

Ответ: Надо перестать называть одну силу злой, а другую доброй. Добро и зло – это относительные понятия. Ты прилепляешь к ним одни ярлыки, а я могу прилепить прямо противоположные. Далее...

Есть две противоположные силы, данные нам от природы. То, что возникает между двумя этими силами, называется "жизнь", существование. Камни, растения, животные, люди существуют потому, что созданы переплетением двух этих сил, взаимно уравновешивающих друг друга. Такова природа.

Мы существуем в этом мире в животном теле, а потому должны сохранять этот баланс, к которому природа обязывает любое животное. А то дополнение поверх животного уровня, которое мы получаем благодаря своему человеческому разуму и чувствам, нам тоже надо уравновесить, но для того, чтобы использовать его уже не на животной ступени, а как люди.

Человеческая ступень предполагает совершенно другое равновесие сил добра и зла. Как человек, я обязан относиться к добру и злу объективно и признавать право на существование их обоих, решая, что между ними может быть. Таким образом я формирую свое мировоззрение, понимая, что должен использовать одну и другую силу в их взаимодействии, в балансе, в правильной взаимной связи.

Для меня не существует добра и зла. Обе эти силы, сочетаясь между собой, производят мое хорошее состояние, то есть более продвинутое, высокое. Гармония между двумя этими силами превращается для меня в добро. Не какая-то одна сила или другая – а связь между ними.

Вопрос: Это уже добро и зло в своем абсолютном виде, относительно нашего развития. Но я, обычный человек, восприму это развитие добрым или нет?

Ответ: Это зависит от человека, от его подготовки, образования, восприятия мира. Младенец, пока не вырастет до определенного возраста, еще ничего не понимает и следует своему желанию, просто как животное. Он естественным образом выбирает то, что ему нравится и не нравится.

Поэтому нам приходится его ограничивать, потому что он уже с самого своего рождения – не животное, а маленький человек. В животном заложена внутренняя программа, позволяющая ему правильно использовать все свои силы.

Животное не упадет с высоты, не съест что-то вредное для себя, не повредит себе. А младенец может себе повредить, и поэтому нуждается в присмотре. Уже с самого первого дня после его рождения, мы обязаны начать его воспитывать.

Животное не требует воспитания. Если детеныш животного брошен в лесу, но рядом с ним есть еда, он уже может выжить. Он будет сам знать, что можно есть, а что нельзя, чего следует остерегаться, и останется жить. Но младенец не выживет один. Мы должны все время учить его тому, что хорошо для него и что плохо, и как ему следует пользоваться всеми вещами для того, чтобы расти.

И расти он должен не только физически, хотя этому его тоже нужно научить. Когда же он немного подрастет и научится жить в этом мире, заботиться о своем теле, тогда нужно начать учить его ментально, внутренне, психологически.

Понимание добра и зла означает, что ребенок умеет использовать две эти силы, находящиеся вокруг него, внутри него и в других, постоянно сохраняя свое равновесие с окружением. В сущности, жизнь – это равновесие внутри меня и вокруг. Этому и надо научить маленького человека: как достичь внутреннего равновесия и баланса с окружающей средой на животном уровне, где находится наше тело, и на человеческом – в социуме, в связи с другими людьми.

www.laitman.ru

Силы добра и зла в “Мастере и Маргарите”

Я бы хотела рассказать о возможно наиболее значительном произведении Михаила Булгакова “Мастер и Маргарита”. “Мастер и Маргарита” – это историко-философский роман. Он отличается от других тем, что в нем присутствуют как бы два романа. Главы этих романов тесно переплетаются между собой, хотя действие в них происходит в разное время. Одни главы можно назвать “московскими”, другие – “ершалаимскими”. В начале романа непонятно, как два разных произведения связаны между собой. Но по ходу развития событий читатель может увидеть связующее звено. Это один из главных героев – Воланд. Я о нем еще более подробно расскажу. А сейчас мне бы хотелось отметить тот факт, что “Мастер и Маргарита” очень сходен с романом Гёте “Фауст”. Михаил Булгаков взял из гетевского произведения цитату, которую вынес в качестве эпиграфа к своему роману: …Так кто же ты, наконец? – Я – часть той силы, Что вечно хочет Зла и вечно совершает благо. Эти строки приоткрывают для читателя тему книги. Главный герой романа “Мастер и Маргарита”, о котором я упомянула выше, очень сходен с героем Гёте Фаустом. Воланд тоже одет во все черное. Он носит всегда трость с набалдашником в виде головы пуделя. Особое внимание привлекают глаза Воланда. Один – зеленый, а другой – как черная бездонная дыра. Воланд может появляться в разных обликах.

В самом начале он появляется в образе иностранца в клетчатом костюме и всегда может принять облик то мага, то директора театра, только глаза его никогда не меняются. Воланд – это олицетворение злой силы, дьявола. Казалось бы, он должен приносить людям несчастье, творить зло. Но не совершает его. Одних людей он наказывает, например, Берлиоза, Алоизия Могарыча. Других же учит жизни, заставляет пересмотреть свои взгляды. В этом плане очень примечателен Иван Бездомный. Он долгое время заблуждался. Непонимание жизни и упорная вера в свое правильное суждение привели к тому, что он попал в психиатрическую больницу. Только здесь он смог встать на путь истинный. Другими главными героями являются Мастер и Маргарита. Мастер живет в подвале одного большого дома. Он пишет роман о Христе. Маргарита – жена богатого мужчины. Но она очень любит Мастера. Она согласна отказаться от дорогих платьев и украшений, от красивого дома, в котором живет, лишь бы быть всегда рядом с Мастером. Впоследствии Воланд поможет соединиться влюбленным. Но перед этим они пройдут тяжелые испытания. Именно роман Мастера как бы вплетается в роман самого Булгакова. Главные герои ершалаимских глав романа – это Иешуа (так назван Иисус Христос) и прокуратор Иудеи Понтий Пилат. Наиболее важный из них, на мой взгляд, Понтий Пилат. В нем живут все душевные муки человека. На суде Пилат понимает, что перед ним стоит необычный человек. Чем же был необычен Иешуа? (Кстати, нужно сказать, что у Булгакова Христос представлен обычным человеком, не так, как в Евангелии.) Иешуа необычен тем, что он всегда говорил только правду. Для него ложь была самым тяжким грехом, даже ложь во имя спасения самого себя. Пилат не смог изменить решение суда о смертной казни на кресте для Иешуа. Понтий Пилат предлагает солгать и тем самым спасти себя. Но, как мы понимаем, Иешуа не может этого сделать, он до конца верен себе. Для Пилата очень дорога власть, и он не желал ее потерять. Но после смерти Иешуа читатель может наблюдать, как страдает Пилат от того, что в самую важную минуту не смог перебороть себя и не спас невинного человека. Для Понтия Пилата до самой смерти остается заветным желанием снова увидеть Иешуа и поговорить с ним о смысле жизни. Через главных героев писатель передает свои наиболее важные мысли. Булгаков пытается ответить на вопрос: что же такое смысл жизни и где он? На мой взгляд, писатель смог ответить на волнующую его проблему. Человек должен говорить всегда правду, и тогда душа его будет свободна и светла. Человек должен идти до конца и добиваться поставленной цели, даже если придется пройти через страдания. В конце пути ему воздастся за все мучения. Так, в романе обретают друг друга Мастер и Маргарита и остаются навсегда вместе. Они оба многое выстрадали, и Воланд вознаграждает их за верность друг другу. Для Мастера главным мучением была его книга, потом что рассудок настолько был затуманен, что он не смог окончить роман. А для Маргариты самым страшным мучением был бал Сатаны. Здесь показано все то плохое, на что способен человек: убийство, воровство, ложь, прелюбодеяние и многое другое. Читается роман легко. Язык у Михаил Булгакова необычайно красив и прост. Нет иностранных слов. Единственное, чем “замусорен” роман, так это новыми словами, которые создала советская власть, например МАССОЛИТ, или различными надписями на дверях того же самого МАССОЛИТа: “Полнообъемные творческие отпуска от двух недель (рассказ-новелла) до одного года (роман, трилогия)…” “Мастер и Маргарита” – сложное произведение. Рядом существуют прокуратор Иудеи и суетливые, приспосабливающиеся московские граждане. “Мастер и Маргарита” является лирико-философской поэмой в прозе о любви и нравственном долге, о бесчеловечности зла, об истинном творчестве, которое всегда преодоление бесчеловечности, всегда порыв к свету и добру. “Мастер и Маргарита” – это роман, о котором можно говорить всегда и каждый раз можно увидеть что-то новое. Это произведение, на мой взгляд, останется актуальным во все времена, так как проблемы, поднятые в нем, волнуют людей всех поколений.

ukrtvory.in.ua