Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Слова с безударным гласным в корне


Слова с безударной гласной «е» в корне слова

Чтобы решить орфографическую задачу в слове, нужно выполнить правильные действия, или, как говорят, применить правило. Действия, или правила, надо знать. Сегодня на уроке вы узнаете правила проверки слов с безударными гласными в корне.

 

Прочитаем текст.

 

Два моря.

 

– Я тоже море? – спросила морская капля у моря.

 

– Конечно, — ответило море. – Просто ты ещё маленькая.

 

(В. Хмельницкий)

 

Найдём однокоренные слова.

 

Море, у моря – это формы одного слова, они различаются окончанием.

 

Мόре, морскáя – это однокоренные слова с корнем мор-.

 

М [ό] ре, м [а] рскáя

 

В слове море в корне ударный гласный о, в слове морская в корне безударный гласный а.

 

В русском языке гласные звуки под ударением слышатся ясно, чётко, а в безударных слогах – нет.

 

В однокоренных словах буква гласного в корне и под ударением, и без ударения пишется одинаково.

 

Слова с ударным гласным звуком в корне являются проверочными для однокоренных слов с безударным гласным в корне.

 

Мяч, край, поле, двор, стол.

 

Эти существительные стоят в единственном числе. В корнях слов нет орфограммы, так как буква гласного под ударением.

 

Изменим слова по числам:

 

мяч – м_чи

 

крáй – кр_я

 

пόле – п_ля

 

двόр – дв_ры

 

стόл – ст_лы

 

В этих словах есть орфограмма. Используя слова первого столбика, вставим буквы, подчеркнём орфограмму.

 

Мяч – мячи, край – края, поле – поля, двор – дворы, стол – столы.

 

Букву безударного гласного подчёркивай одной чертой, а букву ударного гласного – двумя чертами, выделяй, если можешь, корни.

 

Корни: мяч-, край-, кра-, пол-, двор-, стол-.

 

Итак, чтобы проверить безударный гласный в имени существительном, нужно изменить слово по числам, чтобы безударный звук стал ударным.

 

Проверяем безударный гласный в именах существительных:

 

Узнаем буквы, подбирая однокоренные (ласковые) проверочные слова.

 

… – тр_вá

 

… – з_рнό

 

… – скв_рéц

 

Трáвушка – травá (пишем букву а в корне трав-),

 

зёрнышко – зернό (пишем букву е в корне зёрн-зерн-),

 

сквόрушка – скворéц (пишем букву о в корне сквор-).

 

Узнали суффиксы -ушк-, -ышк- с уменьшительно-ласкательным значением?

 

Откроем ещё один способ изменения существительных.

 

Можно изменить слова по команде вопроса кто? или что? (в ед. ч. или мн. ч.), чтобы безударный звук стал ударным.

 

С в_дрόм – …

 

По ч_сáм – …

 

В стр_нé – …

 

На сп_нé – …

 

С в_дрόм – (что?) ведрό (это не проверочное слово, так как в корне безударный гласный), мн.ч. вёдра, букву е можно проверять буквой  ё, корень ведр-вёдр-.

 

По ч_сáм – (что?) чáс, пишем букву а в корне час-.

 

В стр_нé – (что?) странá(это не проверочное слово, так как в корне безударный гласный), мн.ч. стрáны, пишем букву а в корне стран-.

 

На сп_нé – (что?) спинá (это не проверочное слово, так как в корне безударный гласный), мн.ч. спѝны, пишем букву и в корне спин-.

 

Букву безударного гласного подчёркивай одной чертой, а букву ударного гласного – двумя чертами, выделяй, если можешь, корни.

 

Узнать буквы безударных гласных в корнях имён существительных можно так.

 

1. Подобрать однокоренное слово (назвать предмет ласково).

 

2. Изменить проверяемое слово

 

1. по числам (ед.ч. – мн. ч.)

 

2. по команде вопроса кто? или  что? (в ед. или мн. ч.)

 

Объясняем значение слова с помощью однокоренного:

 

Ещё один способ подбора проверочных слов – это объяснение значения слова с помощью однокоренного.

 

пов_р

 

м_слёнка

 

гр_знуля

 

к_нюшня

 

д_ждливый

 

ш_рстяной

 

кл_новый

 

л_сной

 

Кто такой пόв_р? – Это человек, который вáрит. Пишем букву а в корне вар-.

 

Гр_знýля – тот, кто грязный. Пишем букву я в корне гряз-.

 

Что такое м_слёнка? – Это посуда для мáсла. Пишем букву а в корне масл-.

 

К_нюшня – помещение, в котором живут кόни. Пишем букву о в корне кон-.

 

Д_ждлѝвый – в этот день идёт дόждь. Пишем букву о в корне дожд-.

 

Ш_рстянόй – сделанный из шéрсти. Пишем букву е в корне шерст-.

 

Кл_нόвый – принадлежит клёну. Пишем букву е в корне клен-.

 

Букву е можно проверять буквой ё.

 

Л_снόй – относится к лéсу. Пишем букву е в корне лес-.

 

Проверяем безударный гласный в глаголах:

 

Как узнавать буквы корня в глаголах?

 

Можно тоже объяснить значение слова с помощью однокоренного.

 

пос_нел

 

по_снить

 

ор_бел

 

зв_нит

 

тр_щать

 

св_стеть

 

Пос_нéл – стал сѝним. Пишем букву и в корне син-.

 

По_снѝть – сделать ясным. Пишем букву я в корне ясн-.

 

Ор_бéл – стал рόбким. Пишем букву о в корне роб-.

 

Зв_нѝт – что? звόн, пишем букву о в корне звон-.

 

Тр_щáть – что? трéск, пишем букву е в корне трещ – треск-.

 

Св_стéть – что? свѝст, пишем букву и в корне свист-.

 

Изменяем глаголы по командам вопросов

 

Прочитаем стихотворение.

 

Приобрёл я для жирафа

 

Тридцать три огромных шарфа,

 

Чтоб он горло зав_зал,

 

Чтоб в мороз не зам_рзал.

 

А жираф ск_зал: «См_три!»

 

Ещё нужны мне тридцать три.

 

Чтобы узнать буквы гласных в корнях, изменим слова по командам вопросов что делает? что сделает?

 

Завяжет – завязáл, пишем букву я в корне вяж-вяз-.

 

Замёрзнет – замерзáл, букву е можно проверять буквой ё, корень мерз-мёрз-.

 

Скáжет – сказáл, пишем букву а в корне скаж-сказ-.

 

Смόтрит – смотрѝ, пишем букву о в корне смотр-.

 

Узнать буквы в корнях глаголов можно так.

 

1. Объяснить значение слова с помощью однокоренного или подобрать однокоренное слово, которое отвечает на вопрос что?

 

2. Изменить слово по командам вопросов, например что делает? что сделает?

 

Знакома ли тебе такая проверка?

 

Л_жѝт, л_жáнка – лёжа (в корне леж-лёж- буква е)

 

Ст_ял, ст_янка – стόя  (в корне сто- буква о)

 

С_дéли, с_дéнье – сѝдя (в корне сид- буква и)

 

М_лчѝм, м_лчýн – мόлча (в корне молч- буква о)

 

Гл_жý, гл_дѝм – глядя (в корне гляж-гляд- буква я)

 

Букву безударного гласного подчёркивай одной чертой, а букву ударного гласного – двумя чертами, выделяй, если можешь, корни.

 

Наблюдаем над словами, которые звучат одинаково:

 

В русском языке есть слова, которые звучат одинаково. Послушайте текст.

 

На столе стояла чашка с топлёным молоком. Котёнку очень захотелось слизать с него пеночку. Только прыгнул Пушок на стол – вошла хозяйка. Пришлось шалунишке слезать со стола, так и не полакомившись.

 

[с л’ и з а т’] пеночку [с л’ и з а т’] со стола Определим написание слов, которые звучат одинаково.

 

Надо объяснить значение выражений так, чтобы появилось проверочное слово, и безударный гласный стал ударным.

 

Слизáть пеночку – лѝжет, буква безударного гласного и в корне лиж-лиз-.

 

Слезáть со стола – лéзет, буква е в корне лез-.

 

Ещё пример:

 

[з а п’ и в а т’] лекарство [з а п’ и в а т’] песню

 

Запивáть лекарство – пѝть, буква и в корне пи-.

 

Запевáть песню – пéть, буква е в корне пе-.

 

Безударные гласные, непроверяемые ударением:

 

Безударные гласные в корне могут и не проверяться ударением.

 

В_сенние обл_ка – как к_рабли под белыми п_русами. Надует их вет_р, и попл_вут они… (По Г. Скребицкому)

 

Написание слов облака, корабли, ветер надо смотреть в орфографическом словаре. Облака – буква безударного гласного а, корабли – буква безударного гласного о, ветер – буква безударного гласного е.

 

Проверим остальные слова.

 

Весéнние – что? вёсны, пишем букву е в корне весен-вёсн-.

 

Парусáми – что? пáрус, пишем букву а в корне парус-.

 

Поплывýт – что делать? плыть, пишем букву ы в корне плы-.

 

Заключение:

 

Теперь вы знаете правило: как решать одну из главных орфографических задач в корне. Чтобы правильно написать букву безударного гласного, надо изменить слово или подобрать такое однокоренное слово, чтобы безударный гласный стал ударным.

 

вернуться на страницу "Русский язык 3 класс" >>>

 

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

 

Присоединяйтесь к нам в Facebook!

Разговорный русский — Real Language Club

Смотрите также:

Подготовка к экзаменам по русскому языку:

Мы рекомендуем:

Самое необходимое из теории:

Предлагаем пройти тесты онлайн:

Рекомендуемые статьи и видео:

Ещё статьи >>>

reallanguage.club

Слова с безударными гласными в корне, проверяемые ударением

Разделы: Начальная школа

Цель урока: Развивать умения подбирать проверочные слова с безударными гласными в корне.

Девиз урока: "Не пером пишут, а умом"!

Ход урока

Орг. момент. Настрой на работу.

Девиз урока: "Не пером пишут, а умом".

Чистописание.

ом, ял, ил, ля, вя, вл (выводим соединительный элемент).

ягода, яблоня, вишня

Словарная работа (по вариантам).

- вставьте пропущенную гласную.

- расставьте ударение в словах.

г * рох ур * жай
з * мл * ника мес * ц
д * рога п * года
к * ртоф * ль п * м * дор
ч * рный ж * лтый

- Проверка слов с доски - (+) за правильную работу.

- Назовите прилагательные.

- Какой часть речи являются остальные слова?

5. Письмо слов под диктовку. (+)

- Докажите правильное написание слов правилом.

рыжий зарядка крылья
пушистый погрузка перья
встреча берёзка
трещат
молчу
свищут

- Назовите слова с гласными послешипящих.

- Назовите слова с разделительным ь.

- Назовите слова с безударными гласными в корне.

- Подберите к ним проверочные слова.

(Треск, молча, свист.)

Игра "Альпинист".

- Поиграем в игру "Альпинист". Для этого мы разделимся на две команды.

- Давайте вспомним правило, как проверить слова с одной безударной гласной в корне.

- Поднимитесь в гору подбирая проверочные слова и вставляя буквы в свободные клетки.

н * чной з * мной
р * чной л * сной
м * сной р * дной
с * рдечный б * реговой
т * жёлый ч * совой

- На какое правило, мы повторили слова?

(Как проверить слова с одной безударной гласной в корне.)

- А как проверить слова с двумя безударными гласными в корне?

(Нужно подобрать два проверочных слова).

- Чтение правила в учебнике.

7. Прочитайте слова.

- О чём говорят вам эти слова?

(Прежде чем написать нужно, подумать и доказать).

г * л * дал голод, голодный голодал
х * л * да холод, холодный холода
ст * р * на стороны, сторонка сторона
д * р * гой дорого, дороже дорогой

- Со словом голодный составьте предложение.

(Голодный волк бродит по лесу.)

- Объясните орфограммы в словах.

- Разберите по членам предложения.

- Обозначьте части речи.

8. Письмо под диктовку. (По 1 предложению.)

1). С горы доносились весёлые голоса детей.

- Назовите слова с безударными гласными в корне.

(горы, доносились, весёлые, голоса, детей)

- Как проверить безударные гласные в корне?

- Подберите проверочные слова.

- Назовите предлог. (с горы)

- Докажите, что это предлог.

- Назовите слово с приставкой. (доносились)

- Что такое приставка?

2). Молодой лесок укрыт пушистым снежком.

- Найдите слова с безударными гласными.

(молодой, лесок, снежком)

- Найдите слова с гласными после шипящих.

(пушистым)

- Найдите слова с парными звонкими и глухими согласными.

(снежок)

- Найдите слова с приставками.

(укрыт)

9. Сочинение-миниатюра. (устно)

- Прочитайте слова. Подумайте!

- Вспомним девиз нашего урока: "Не пером пишут, а умом".

Сн * жок, к * вёр, з * мля, вес * ло, сн * жки, в * сёлая, снежная баба, д * твора.

- Составьте рассказ с данными словами.

Наступила зима. Выпал пушистый снег. Весёлая детвора выбежала во двор. Дети играют в снежки, лепят снежную бабу. Хорошо зимой!

9. Итог урока:

- Что вам понравилось сегодня на уроке, а что нет?

- Под каким девизом мы работали?

- Как проверить безударные гласные в корне?

10. Выставление оценок.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне

Укажи разные формы слова - стул.

стулом, в стуле, стулья

стульчик, стульчак

Правильно!

Неправильно!

-

Укажи однокоренные слова к слову - мех.

меховой, меховушка

меха, мехом, в меху

Правильно!

Неправильно!

-

Есть два слова: места и место. Выбери проверяемое слово.

места

место

Правильно!

Неправильно!

-

Выбери безударный слог в слове стена.

сте

не

Правильно!

Неправильно!

-

Отметь разные формы слова - трава.

травы, травой, в траве

травник, травушка, травяной

Правильно!

Неправильно!

-

Выбери однокоренные слова к слову кольцо.

кольца, о кольце

колечко, окольцованный, колесо

Правильно!

Неправильно!

-

Выбери проверяемое слово из слов: скакун и скачет.

скакун

скачет

Правильно!

Неправильно!

-

Безударная гласная в корне слова - это гласная, на которую ...

падает ударение

не падает ударение

Правильно!

Неправильно!

-

Безударную гласную в корне слова нужно ...

проверять

пропускать

Правильно!

Неправильно!

-

Слово, в котором проверяемая буква обозначает ударный гласный звук, называется...

проверочным

главным

Правильно!

Неправильно!

-

Слово, в котором проверяется буква, обозначающая безударный гласный звук, называется ...

проверяемым

безударным

Правильно!

Неправильно!

-

Моста, мосту, мосты, под мостом - это ...

формы одного и того же слова

однокоренные слова

Правильно!

Неправильно!

-

Мост, мостик, мостовая, замостить - это ...

формы одного и того же слова

однокоренные слова

Правильно!

Неправильно!

-

Свет поб...дит тьму, а мир войну. Какую буква пропущена?

Правильно!

Неправильно!

-

Какая буква пропущена? Курить – здоровью вр...дить.

Правильно!

Неправильно!

-

Какая буква пропущена? Славу легче добыть, чем сохр...нить.

Правильно!

Неправильно!

-

Укажи разные формы слова "сад".

сады, садом, у сада

садик, садовый, садовник

Правильно!

Неправильно!

-

shkolnaiapora.ru

Безударные гласные в корне слова — Правила русского языка

Самые распространенные и устойчивые ошибки — это ошибки на правописание безударных гласных. Их учащиеся допускают вплоть до окончания школы, поэтому при работе над этой темой нельзя ограничиться часами, предусмотренными программой. Только длительная систематическая тренировка вырабатывает устойчивый навык правописания безударных гласных.

Научить простому правилу подбора родственных слов — еще не значит научить писать безударные гласные без ошибок. Трудность заключается в том, что у учащихся не хватает запаса слов, который бы помог им быстро найти проверочное слово. Кроме того, они не всегда умеют разобрать слово по составу, выделить корень, чтобы затем правильно подобрать родственные слова.

Ниже мы рекомендуем некоторые приемы работы, которые может использовать учитель.

1. Следует приучать учащихся из каждой работы выписывать на полях слова с безударными гласными и подбирать к ним проверочные слова.

2. Учащиеся должны вести словарики трудных слов, куда они будут записывать слова и их значения.

3. Правописание трудных слов должно закрепляться на каждом уроке.

4. Еженедельно следует проводить небольшие словарные диктанты.

5. В классе должны систематически вывешиваться таблицы с трудными словами.

В IV-V классах — упражнения строятся на сравнительно простом словарном материале, дальше материал усложняется.

Остановимся прежде всего на приемах проверки безударных гласных.

1. Проверка безударной гласной путем подбора формы того же слова.

у существительных изменить число: толпа — толпы, паруса — пару у прилагательных заменить полную форму краткой. босой — бос, нагой — наг, счастливый — счастлив.

у глаголов: а) изменить число: хожу — ходим; б) изменить время: варил — варит, показал — покажет, привязал — привяжет) изменить род (у глаголов прошедшего времени): принесла — принес, отвела — отвел, спасла — спас.

Проверяя безударную гласную в глаголе, нужно иметь в виду, что нельзя в качестве проверочных слов использовать глаголы

с суффиксом -ыва- (-ива-), так как у них происходит чередование (с) — а. Таким образом, слово опоздать проверяем наречием поздно, а не глаголом опаздывать и слово разбросать — глаголом бросить, а не разбрасывать.

Проверка безударной гласной путем подбора родственных слов.

1. Подобрать проверочное слово — существительное: поспевать — спешка, извинение — с повинной.

Укоренился, взволновался, присягать, попросил, разъяренный, отяжелеть, отвинтил, очаровать, приспособление.

2. Подобрать проверочное слово — полное прилагательное: наполнялся — полный, омрачать — мрачный.

Наслаждение, пренебрежительный, нищета, таинственный, пехота, смягчить, просочиться, приближался, удивление.,

3. Подобрать проверочное слово — краткое прилагательное: потихоньку — тих, освежиться — свеж.

Дикарь, робеть, расхрабрился, старушка, поскорее, потемнел, выполнение, натощак, ободрять.

4. Подобрать проверочное слово — глагол: грядущий — грянул, скопившийся — скопит, запах — пахнет.

Доказательство, хвала, управление, протекающий, иссякать, каток, продолжение, угасающий, привлекательный, исчезать.

5. Подобрать проверочное слово — наречие: сплошной- сплошь, промелькнул — мельком.

Унижение, объяснять, распрямился, частокол, оживился, удовольствие, укрепился, унижение, стеснительный.

Проверка безударной гласной путем подбора сложносокращенных слов (в некоторых словах гласная не стоит под ударением, но слышится ясно).

Бригада — комбриг, батальон — комбат, бассейн — Донбасс, ветеринар — ветлечёбница, велосипед — велозавод, дивизия — комдив, информация — информбюро, корабль — линкор, корреспондент — юнкор, рабкор, команда — главком, комитет — учком, местком, комиссар — военком, магазин — продмаг, универмаг, машина — Уралмаш, министерство — Совмин, натуралист — юннат, организатор — комсорг, физорг, промышленность — пищепром, пропаганда — агитпроп, ремонт — ремконтора, революция — ревком, специалист — спецодежда, санаторий:- санврач, факультет — литфак, хозяйство — колхоз, завхоз.

Необходимо обратить внимание учащихся на 10 гласных русского алфавита только а, е, и, о, затруднения в правописании.

Далее работа может проходить следующим образом. учащиеся делят лист тетради на 5 частей, в каждую пишут из этих гласных, а затем выполняют задания.

1. Разнести по графам данные ниже слова с безударными гласными в корне, подобрать к каждому проверочное слово, проставить ударение и с проверочным словом составить словосочетание (возможен другой вариант задания: выборочно записать слова только на определенную безударную гласную).

Уронить, разливать, появление, повалился, умолкать, извините, чертеж, потрясение, новизна, различать, население, оглянулся, забастовка, строжайший, хотелось, растерзать, зявисть, клевать, снаряжение, распластаться, впрягать, достижение, торговать, жилище, плеснуть, осаждать, помещение, лишение, снегирь, фильтровать, оскорбительный, предвещать, встречать, растолковать, зачерпнуть, борьба.

2. Подобрать (кто больше?) слово на каждую из безударных гласных, найти проверочное слово, проставить ударения.

З. Выписать из данных ниже слов существительные с безударной о, наречия с безударной и, прилагательные с безударной а, глаголы с безударной е и я. Поставить ударения, найти проверочное слово, с которым составить словосочетания.

Поглощение, пограничный, привязать, сочетать, переплести, грациозный, поварской, проницательно, обязать, исподтишка, шаловливый, поодиночке,. расстегнуть, изменился, солонка, навзничь, счастливый, вредить, враждебный, отношение, клянусь, появился, показательный, хвастливый, распорядиться, возрождение, таинственный, крикливо, втихомолку, растянулся, замечать, продолжение.

При выполнении подобных заданий учащиеся тренируются в быстром определении частей речи, что необходимо для выработки навыка грамотного письма.

Выработке устойчивого навыка правильного написания безударных гласных способствуют и такие задания.

1.Проверить безударную гласную любым способом: воплощать — плоть, восхитительный.- предвосхитить.

Покровительство, обосновать, дробление, повторение, стеснительный, удовольствие, оскорбить, накопить, отдохнуть, растерзать, промежуток, паслись, сочетание, показать, тропинка, качаться, схватить, обрамление, благодаря, периодический; винтовка, увлечение, грядущий, владеть, остолбенеть, увековечить, сопротивление, -окопаться, опровергать, закоренелый, лишить, впечатлительный.

2. Проверить безударную гласную, подобрав возможно больше однокоренных слов: оглянулся — оглядка, взгляд, оглянется, глядя, глянь, разглядывает; изнеможение — изнемочь, может, возможный.

Различать, неизъяснимый, узнавать, пожалеть, впечатление, закабалить, протяжение; соединиться, извинение.

3. К данным словам подобрать однокоренные с безударной — гласной: пища — питание, питомник, питомец, воспитать; пачка — упаковка, пакет, запаковать.

Знак, лица, видеть, близко, тихо, тянет, дар.

4. Разобрать слова по составу, подобрать проверочное слово, поставить ударение, безударную гласную подчеркнуть:

Пренебрегать, распределение, оценить, объяснение, одаренный, наводнение, посторониться, управляет, распорядился.

Особое место в работе над безударными гласными занимают слова, корни которых, сходные по звучанию, но различные по смыслу, учащиеся смешивают. Сопоставление этих слов, разбор их по составу, запись в словарики, составление таблиц помогают учащимся овладеть их правописанием.

pack-me.ru