Русские народные былины: история, каноны и популярные сюжеты. Статья о былинах


Все о Русских Былинах! | Былины

 

Добро пожаловать на наш сайт, посвященный русским былинам!

 

Народные сказки знакомы нам с детства: Иванушка-дурачок, Василиса Прекрасная, Кащей Бессмертный, Баба-Яга и прочие персонажи прочно вошли в нашу культуру и сознание. Пожалуй, даже самый занятой и серьезный взрослый способен вспомнить хотя бы несколько сказочных сюжетов и рассказать их перед сном дочке или сыну. Между тем, мир фольклора вовсе не ограничивается этим жанром: наряду со сказками, существуют разнообразные заговоры, баллады, скоморошины, былины ,  песни (исторические, лирические, хороводные и проч.), а также так называемые малые жанры – загадки, пословицы, поговорки.

С помощью этого сайта мы хотим открыть для широкой аудитории мир русского былинного эпоса –  немного похожий, но в то же время отличный от мира сказки. В разделе Былины Вашему вниманию представлены классические тексты, то есть былины, записанные собирателями XVIII-XX веков в далеких российских  селах. Многие из них уже после первых публикаций привлекли широкое внимание отечественной интеллигенции: ими живо интересовались Белинский, Пушкин, Добролюбов и Чернышевский. Мы отдаем себе отчет в том, что современному человеку может быть нелегко воспринимать их из-за своеобразной стилистики, поэтому  создали раздел Честь-Хвала. В нем размещены переложения классических былин на современный язык, сделанные Алексеем Лельчуком. Для Вашего удобства в конце каждого переложения дана ссылка на исходную былину, а  в конце былин есть ссылка на переложения. Раздел Персонажи представляет собой небольшой справочник по основным былинным героям. На Детской страничке изложена интересная информация об истории русских былин, написанная специально для юных посетителей нашего сайта, а также прекрасные детские переложения былинных сюжетов. В Библиотеке Вы можете прочитать интересные книги как по русскому эпосу, так и по истории Древней Руси. Если Вам есть что сказать по поводу русского эпоса, заходите на наш Форум: зарегистрировавшись на нем, Вы сможете обсуждать не только предложенные темы, но и создавать свои собственные.

 

Что такое былина.

Впервые термин «былины» был введён Иваном Сахаровым в сборнике «Песни русского народа» в 1839 году. Народное же название этих произведений – старина, старинушка, старинка. Именно это слово использовали сказители. В древности старины исполнялись под аккомпанемент гуслей, но со временем эта традиция отошла в прошлое и во времена, когда к ним обратились собиратели, былины напевались без музыкального сопровождения. «Я улегся на мешке около тощего костра (…) и, пригревшись у огонька, незаметно заснул; меня разбудили странные звуки: до того я много слыхал и песен, и стихов духовных, а такого напева не слыхивал. Живой, причудливый и веселый, порой он становился быстрее, порой обрывался и ладом своим напоминал что-то стародавнее, забытое нашим поколением. Долго не хотелось проснуться и вслушаться в отдельные слова песни: так радостно было оставаться во власти совершенно нового впечатления»[1], - вспоминает собиратель фольклора П.Н. Рыбников. Современному неподготовленному читателю может быть вначале непросто погрузиться в мир русского эпоса: устаревшие слова, частые повторы, отсутствие привычной рифмы. Но постепенно приходит понимание того, насколько слог былин музыкален и красив. Именно музыкальность следует иметь в виду в первую очередь: былины изначально создавались, чтобы их пели, а не воспринимали в виде написанного или напечатанного текста.

 

Классификация.

По поводу классификации былин в науке не существует единого мнения. Традиционно они разделяются на два больших цикла: киевский и новгородский. При этом с первым связано значительно большее количество персонажей и сюжетов. События былин киевского цикла приурочены к стольному городу Киеву и двору князя Владимира, былинный образ которого объединил воспоминания по меньшей мере о двух великих князьях: Владимире Святом (ум. 1015 г.) и Владимире Мономахе (1053–1125 гг.). Герои этих старин: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Михайло Потык, Ставр Годинович, Чурило Пленкович и др. К новгородскому циклу относятся сюжеты о Садке и Василии Буслаеве. Также существует разделение на «старших» и «младших» богатырей. «Старшие» - Святогор и Вольга  (иногда также Микула Селянинович), представляют собой останки догосударственного эпоса времен родового строя, олицетворяют старинных богов и силы природы – могучие и часто разрушительные. Когда время этих исполинов проходит, им насмену приходят «младшие» богатыри. Символически это отражено в былине «Илья Муромец и Святогор»: древний воин умирает и Илья, похоронив его, отправляется на службу князю Владимиру.

 

Былины и историческая действительность.

Большинство известных нам былин складывалось в эпоху Киевской Руси (IX-XIIвв), а некоторые из старин восходят и вовсе к древним догосударственным временам. В то же время не только исследователь, но и простой читатель может найти в текстах былин отголоски событий и быта гораздо более поздних эпох. Например, нередко упоминаемое «кружало государево» (то есть кабак) имеет отношение к XVI-XVII в. Профессор Н.П. Андреев пишет об упомянутых в одной из былин калошах – предмете из XIX столетия. Отсюда возникает так называемая проблема историзма русских былин – то есть вопрос о соотношении эпоса с исторической действительностью, вызвавший множество споров в научной среде. Как бы то ни было, былина представляет нам особый мир – мир русского эпоса, в рамках которого происходит причудливое взаимодействие и переплетение разнообразных исторических эпох. Как писал исследователь Ф.М. Селиванов: «Далеко не все события и герои, однажды воспетые, оставались в памяти потомков. Ранее возникшие произведения перерабатывались применительно к новым событиям и новым людям, если последние казались более значительными; такие переработки могли быть многократными. Происходило и по-другому: прежним героям приписывались дела и подвиги, совершаемые позднее. Так постепенно складывался особый условно-исторический эпический мир с относительно небольшим числом действующих лиц и ограниченным кругом событий. Эпический мир, по законам устной исторической памяти и народного художественного мышления, объединял в себе людей из разных столетий и разных эпох. Так, все киевские богатыри становились современниками одного князя Владимира и жили в эпоху расцвета Киевской Руси, хотя им приходилось сражаться с врагами, досаждавшими Русской земле с X до XVI в. К этой же эпохе подтягивались и герои (Вольга, Святогор, Микула Селянинович), эпические повествования о которых существовали задолго до княжения Владимира Святославича»[2].

 

Собирательство.

На протяжении веков былины передавались в среде крестьянства из уст в уста от старого сказителя к молодому и вплоть до XVIII века не были записаны. Сборник Кирши Данилова был впервые издан в Москве в 1804 году, затем последовали более расширенные и полные его переиздания. Эпоха романтизма пробудила интерес интеллигенции к народному творчеству и национальному искусству. На волне этого интереса в 1830-1850-е гг. развернулась деятельность по собиранию произведений фольклора, организованная славянофилом Петром Васильевичем Киреевским (1808 – 1856 гг.). Корреспондентами Киреевского и им самим было записано около сотни былинных текстов в центральных, поволжских и северных губерниях России, а также на Урале и в Сибири. Настоящим потрясением для научного мира стало открытие в середине XIX в. живой традиции былинного эпоса, причем недалеко от Санкт-Петербурга – в Олонецкой губернии. Честь этого открытия принадлежит Павлу Николаевичу Рыбникову (1831–1885 гг.), народнику, высланному в Петрозаводск под надзор полиции. Ободренные находкой П. Н. Рыбникова, отечественные фольклористы во 2-й половине XIX – начале XX вв. предприняли множество экспедиций, в основном на Русский Север, где были открыты новые очаги сохранности песенного эпоса и от сотен сказителей сделаны записи тысяч былинных текстов (всего исследователь эпоса профессор Ф. М. Селиванов насчитывал к 1980 г. около 3000 текстов, представляющих 80 былинных сюжетов). К сожалению, к нашему времени былины полностью исчезли из живого бытования и являются теперь лишь величественным культурным наследием ушедшего прошлого.[3] Уже в советское время были предприняты попытки приспособить былинный жанр к условиям и требованиям современности. Так появился, например, плач о Ленине «Каменна Москва вся проплакала», записанный от сказительницы Марфы Семеновны Крюковой. Но столь удивительное сочетание старинной формы и нового актуального содержания не прижилось в народном творчестве.

[1] Песни, собранные П.Н. Рыбниковым. М., 1909. Т.1. Стр. LXIX-LXX.

[2]Былины. Сост., вступ. ст., подгот. текстов и коммент. Ф. М. Селиванова. М., 1988. Стр. 11-12.

[3]В. Ковпик, А. Калугина.  Былины. Исторические песни. Баллады. (Серия Библиотека Всемироной литературы). М., 2008. Стр. 11-12.

www.byliny.ru

история, каноны и популярные сюжеты

Слово «былина» почему-то ассоциируется с чем-то огромным, масштабным, бесспорно великим. Первое, что приходит в голову – образы могучих богатырей, которые берегут Русь-матушку, патрулируют на могучих конях границы государства, отгоняют всякие напасти. Даже язык, на котором написаны эти удивительные произведения, отличается от обыкновенного литературного! Русские народные былины – это абсолютно самостоятельный жанр фольклора со сложившимися традициями и канонами. Что же отличает их от обычных сказок и легенд?

Что это такое?

Итак, былина – это эпическая песня, обычно передаваемая из поколения в поколение, основной сюжет которой вертится вокруг богатыря, сражающегося против сил зла и всеми силами защищающего отечество. Обычно у главного героя не очень простая судьба, более того, к осознанию своего «богатырства» он приходит далеко не сразу, но потом, когда «силушка» уже через край хлещет, никто не может противостоять русскому витязю.

Термин для обозначения этой формы фольклора введён в тридцатых годах прошлого века и взят из «Слова о полку Игореве» (где есть фраза «былины сего времени»). Больше всего таких преданий сохранилось у крестьян северной части России. Былины (короткие произведения встречаются редко) чаще всего довольно объёмны, так как повествуют о большом промежутке времени.

История

Сложно сказать, когда появились первые исторические песни: кажется, что они всегда были в народе. Первые документы, содержащие русские народные былины, датируются семнадцатым веком, и никто не может сказать, вызвано ли это неграмотностью населения или же тем, что такового жанра не существовало до этого.

Первый сборник «легенд» славян создавался по заказу англичанина Ричарда Джемса, интересовавшегося культурой России, правда, в нём было только пять былин. В восемнадцатом веке интерес к жанру возрастает, появляется большее количество авторов, создающих целые подборки фольклорных песен. Пик интереса приходится на шестидесятые-семидесятые года девятнадцатого века, когда в моду вошло упорядочение былин не по персонажам, а по сказителям (именно так у северных народов называют хранителей устного творчества).

Чаще всего русские народные былины исследователи обнаруживали в Сибири. Как отдельный жанр выделяются сказания русских казаков.

Правила

Как и для любого литературного жанра, для былин характерны свои каноны. Говорят, что раньше они исполнялись под аккомпанемент гуслей, мелодий, правда, их было немного, но в сочетании с голосом рассказчика они звучали действительно удивительно. Такого явления, как былины короткие, не существовало вообще, поэтому каждое сказание затягивалось на долгие часы, зачастую оно прерывалось для отдыха как слушателей, так и рассказчика.

Эпический жанр этих произведений предполагает торжественный стиль повествования. Достигался он с помощью повторов (всем известное «давным-давно» пришло именно оттуда) и синонимов (жить-поживать). Очень часто повторялись целые фразы – в конце строки и в начале следующей. Обычно сказатели не делали акцент на каких-то конкретных местах, им гораздо важнее было рассказать о «богатырских» делах, процессе седлания коня, например, былины содержат подробнейшие описания упряжи лошадей, снаряжения самого богатыря и т.п. Нередки и преувеличения, подчёркивания определённых качеств героев. Сказители обожали эпитеты (славный богатырь, поганый враг), некоторые из которых со временем стали фразеологизмами (горячая кровь). Чтобы ещё раз выделить «светлую сторону», использовались уменьшительно-ласкательные суффиксы (Алёшенька), тогда как для отрицательных героев применяли суффиксы «увеличивающие» (царище).

Русские народные былины излагаются в настоящем времени, в них не бывает отсылок к прошлому или будущему. Кроме того, обычно они состоят из трёх композиционных частей: запева (своеобразного вступления, имеющего мало общего с самим повествованием), зачина (собственно сюжета) и концовки.

Силушка богатырская

Самым известным жанром этого элемента фольклора являются былины о богатырях. Рассказы о любви к Руси, о преданности делу, настоящей чести и дружбе всегда пользовались популярностью. Такие персонажи, как Алёша Попович, Добрыня Никитич и Илья Муромец, известны каждому русскоговорящему человеку. Они популяризированы даже в мультфильмах, чтобы и самые маленькие знали о том, что «супергерои» бывают не только в Америке, но и на Руси. Рассказы о богатырях воспитывают в детях любовь к Родине, осознание её ценности, показывая одновременно с этим исторический быт Древнерусского государства.

Заключение

Удивительна и богата культура России. Былины, русские народные сказки, пословицы и поговорки, различные загадки – лишь малая часть всего этого богатства. Многое остаётся до конца не исследованным, многое – не понятным современному человеку, но ни в коем случае нельзя отрицать ценность фольклора. Без прошлого невозможно настоящее и невозможно будущее, и только тогда народ будет развиваться правильно, когда научится ценить свою историю.

fb.ru

Все о Русских Былинах! | Былины

 

Добро пожаловать! Мы очень рады видеть вас на нашем сайте!

 

Что такое былина.

Знаете ли вы что такое былина? И чем она отличается от сказки? Былина – это героический эпос русского народа. Героический – потому что речь в нем идет о великих героях-богатырях древности. А слово «эпический» происходит из греческого языка и означает «повествование», «рассказ». Таким образом, былины – это рассказы о подвигах прославленных богатырей. Наверняка некоторые из них вам уже знакомы: Илья Муромец, победивший Соловья-Разбойника; Добрыня Никитич, сражавшийся со Змеем; купец и гусляр Садко, плававший по морю на своем прекрасном корабле и побывавший в подводном царстве. Кроме них существуют истории о Василии Буслаевиче, Святогоре, Михайло Потыке и других.

 

Богатыри.

Самое удивительное - что это не просто вымышленные персонажи. Ученые считают, что многие из них жили на самом деле много столетий назад. Представьте себе: в 9 - 12 веках еще не существовало государства Россия, а была так называемая Киевская Русь. Жили на ее территории различные славянские народы, а столицей был город Киев, в котором правил великий князь. В былинах богатыри часто ездят в Киев на служение князю Владимиру: так, Добрыня спас от страшного Змея княжескую племянницу Забаву Путятичну, Илья Муромец защитил столичный град и самого Владимира от Идолища Поганого, Добрыня с Дунаем ездили сватать невесту для князя. Времена были неспокойные, множество врагов из соседних земель совершали набеги на Русь, поэтому богатырям скучать не приходилось.

Считается, что известный по былинам Илья Муромец был воином, жившим в 12 веке. Он носил прозвище Чоботок (то есть Сапожок), потому что однажды сумел отбиться от врагов с помощью этой обуви. В течение многих лет он сражался с врагами и прославлял себя ратными подвигами, но с возрастом, устав от ранений и битв, стал монахом в Феодосиевом монастыре, который в наше время называется Киево-Печерская лавра. И вот, сегодня, приехав в город Киев, вы можете сами увидеть могилу преподобного Ильи Муромца в знаменитых пещерах лавры. Алеша Попович и Добрыня Никитич также были известными на Руси богатырями, упоминания о которых сохранились в древнейших документах – летописях. В русских былинах присутствуют и женщины-богатырши, они называются старинным словом Поленица. С одной из них сражался Дунай. Удалью и находчивостью отличалась супруга Ставра Годиновича, которая сумела обвести вокруг пальца самого князя Владимира и вызволить своего мужа из темницы.

 

Как былины дошли до наших дней.

Былины на протяжении многих веков и поколений не записывались, а передавались из уст в уста сказителями. Причем в отличие от сказок они не просто рассказывались, а пелись. В селах древней Руси, превратившейся со временем в Российское государство, крестьяне, занимаясь рутинной работой (например, шитьем или плетением сетей), чтобы при этом не скучать, напевали истории о богатырских подвигах. Сын и дочь учили эти напевы от родителей, затем передавали своим детям. Таким образом, слава и подвиги людей, живших столетия назад, сохранялась в памяти народа. Только представьте себе: в начале 20 века – в эпоху, когда в крупных городах уже существовали поезда и кинематоргаф, в далеком северном селе, на краю света, старый крестьянин так же, как и его отцы и деды напевал былины, прославлявшие богатыря Добрыню – дядю князя Владимира и славного воина древней Руси!!! Добрыню и этого крестьянина разделяли многие века и огромное расстояние и тем не менее слава богатыря преодолела эти преграды.

www.byliny.ru

Какие исторические факты можно найти в былинах? Былины и история

Фольклор – ценный источник информации о быте наших предков, об их способе жизни, законотворчестве, военном деле, семейном праве и прочих моментах. Это прекрасно понимали уже первые ученые. Былины издавна были предметом штудирования. Главный вопрос, интересовавший исследователей: "Какие исторические факты можно найти в былинах?" Оказалось, что реальности в них так же много, как и вымысла.

Так ли эпос далек от действительности

Не все историки серьезно относятся к фольклорным произведениям, считая их выдумкой. Конечно, в легендах, думах, сказках и прочих творениях достаточно много фантастического, положительным героям приписываются небывалые способности и сила, а негативные слишком демонизируются и подаются карикатурно. Но все же былины и история – не такие уж несовместимые понятия. Почти в каждом фольклорном произведении зафиксирована народная трактовка того или иного исторического события.

Нельзя говорить о беспристрастности наших предков. Коллективная память фиксировала лишь те моменты, которые были ей приятны или казались заслуживающими внимания. Часто события толковались по-своему. Например, такой исторический факт, как разрушения татарской ордой Киева, часто трансформируется: киевлян спасло чудо, славный богатырь, Богородица. Или же, несмотря на разрушения, город быстро восстановился и вернул былую мощь. Кажется странным, что реальное уничтожение некогда могущественного города привело к появлению целого ряда героических эпосов, где Киев – все тот же стольный град.

Какие исторические факты можно найти в былинах

Народ слагал думы о том, что его интересовало в первую очередь – могущество своего государства, мудрость правителя, уровень жизни, оборона державы от многочисленных внешних врагов, борьба с жестокими и несправедливыми местными князьками и многое другое. Все это наши предки переживали на личном опыте. И если бы до нас дошли былины в первозданном варианте, то можно было бы говорить о серьезных исторических свидетельствах (не беря во внимание некую гиперболизацию). Но поскольку эпос передавался устным путем, то каждый сказатель мог добавить что-то свое и видоизменить текст.

Факты истории в былинах, которые нашли свое подтверждение:

1. Разрушенный монголо-татарами Киев.

2. Раздоры князей в Киевской Руси, которые и привели к упадку могущественного государства.

3. Непрекращающаяся борьба со степными кочевыми племенами.

4. Крещение Руси.

5. Коллективное паломничество в Иерусалим.

6. Неудачный поход на половцев князя Игоря и многие другие.

Энциклопедия быта наших предков

На вопросы скептиков: «Какие исторические факты можно найти в былинах, если там одна выдумка?» - ученые дают однозначный ответ: правдивых событий там гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд. Кроме того, устное народное творчество – ценный источник описания семейного быта, законов, административных устройств, армии и прочих составляющих жизни наших предков.

Например, из былины «Молодость Чурилы» мы узнаем, что артельщики подали жалобу в Киев на своего князя за то, что он выловил всю рыбу и всего зверя в лесах и сдал скупщикам.

Торговцы, которые хотели зарабатывать деньги на княжеской земле, должны были платить пошлины, причем сумму каждый правитель устанавливал на свое усмотрение. В былине о Корсунской царице купцы жалуются своему князю, что вынуждены отдавать налог жадной госпоже за каждый свой шаг.

Из эпосов о дружине мы узнаем, что войско имело четкий устав. В армейской организации можно выделить младшую и старшую дружину, богатырей, слуг и прочих.

Много упоминаний в былинах и о быте. В устном народном творчестве мы видим детальные описания пиршеств, которые устраивались в царских палатах, пышных нарядов граждан высшего сословия, кушаний, музыкальных инструментов и прочего.

Богатыри – реальные или вымышленные персонажи

Главными героями русского эпоса выступают богатыри. Народ, терзаемый внешними врагами, природными стихиями, несправедливостью жестоких князей и прочими несчастьями, требовал защитников. Какие исторические факты можно найти в былинах, чтобы не сомневаться в их правдивости? Конечно же, реальных прототипов героев эпоса.

Илья Муромец, Добрыня Никитич, Садко, Алеша Попович и прочие витязи действительно боролись со злом в Древней Руси. Больше всего фактов сохранилось об Илье Муромце, известно даже, что его могила – в Киево-Печерской лавре. Добрыня Никитич происходил из древлян, был пленен вместе с сестрой и перевезен в столицу. Прошел долгий путь от слуги до элитного воина. Об Алеше Поповиче информации сохранилось совсем мало. Скорее всего, он погиб в битве на р. Калке.

Исторические факты в былинах нашли документальное подтверждение, поэтому сомневаться в их правдивости бессмысленно. Нужно гордиться тем, что наши предки были достаточно мудры, чтобы оставить следующим поколениям столь ценные сведения.

fb.ru

История появления былин. Рассказ детям

Былины о богатырях и удалых молодцах старого доброго времени, старины или «старинки», как их называют сами сказители, поются ещё и поныне в глухих уголках России. Там они исполняются, утрачивая мало-помалу свой строгий эпический характер, дробясь на более мелкие сюжеты. Прежде, когда народная среда, хранившая былины, жила обособленной жизнью, хранить старинные песни было легко, было нетрудно запоминать их и сказывать в особой певческой манере.

Пока жизнь селянина замыкалась в неторопливый круг подручной крестьянской работы – рыбной ловли, охоты да пашни, былины действительно хранили, подобно историческим песням, самые отдаленные отзвуки седой старины. Для юных поколений они стали настоящим учебным историческим материалом.

История появления былиныКогда-то «старинки» были заурядным явлением в любой северной деревушке. Хороших сказителей раньше было много, от них собиратели ревностно записывали былинные тексты.

Каждый народ трепетно относится к своей родине, изучает её прошлое. Исторические уроки нам необходимы, без знания традиций прошлого трудно построить будущее. Русский народ создал много выдающихся произведений, его «культурная» кладовая полна изюминок. Одной из них являются былины – уникальный вид древних народных эпических песен.

Ученых всегда волновал вопрос: когда, в какие времена и на каких территориях сложились былины? Былины появились в древний период нашей истории. Сказать, какая из них стала первой в плеяде наших былин, представляется невозможным. Но истинно одно: былины – это не искусственный эпос, это живой и чувствительный отклик на всё происходящее в государственной, политической, бытовой жизни русского народа, его освободительной борьбе.

Былины, эти удивительные песни-сказания о подвигах богатырей, о жизни Древней Руси обязаны своему рождению IX—XIII векам. Доказательством того, что былины сложились именно в этот период, служат документы древности, начальная летопись. Сложились они, вероятнее всего, в Киевской Руси. Это можно почерпнуть из их содержания: события приурочены к Киеву и связываются с именем Владимира.

Изучение былинЛюди науки всегда изучали былины с самых разнообразных точек зрения – художественной, исторической, культурно-бытовой. Поначалу некоторые эксперты увидели в былинах свидетельство яркой духовной мощи, которая служила прообразом русского национального типа. Однако дальнейшие исследования показали, что былины и богатырские персонажи далеко не составляют явления, свойственные только русскому или даже славянскому национальному гению. У народов Запада и Востока, у северян и горцев оказались сюжеты, во многом схожие с сюжетами наших былин. Началось историко-сравнительное исследование параллелей в сюжетах и образах. И это исследование лишило былины ореола национальной исключительности. Оно ввело их в общие с другими народами условия эпического песнотворчества, при которых роль индивидуальной обработки у каждого народа сводилась к приспособлению сюжета к его музыкально-поэтическим потребностям и вкусам, сообразно духу языка и художественному уровню среды.

Наши былины в оригинальной форме дают нам понятие о героической этике, они отражают сложный и разнообразный мир русской жизни, взятой в различные моменты – то дружинно-княжеского уклада, то бытового, то праздничного.

Хранение былинГородом, где умели ценить и память о колыбели русских городов и о дружинниках, стояльцах за русскую землю, где любили собирать и слушать на пирах заморских певцов, заезжих скоморохов и своих доморощенных «веселых людей», гудцов и гусельников, был славный древний город Великий Новгород.

Изучение былин в плане сюжета, способов художественной обработки и языка, приводило к заключению, что былины сложились не в тех местах, где они были позднее записаны и сохранены. Былины хорошо хранила суровая природа Севера, с бесконечными озерами, лесами, каменистыми пашнями, как бы оберегала от недоброго взгляда затаенность патриархального быта.

Сказители былинДавно уже нет сказителей былин по профессии. Кто такие «сказители»? Былины поются особого рода певцами, которых называют «сказители», название это произошло оттого, что пение былин есть нечто среднее между пением и рассказом.

Былины сказывают кто лучше, кто хуже, и стар и млад в далёких деревенских поселениях. Присутствующие слушают пение с глубоким вниманием, переживая и содержание и настроение песни. Лишь изредка скажут они замечание, выражающее удивление или сочувствие тому, о чем поется в песне. Подобно древнегреческому хору, слушатели отзываются в моменты наибольшего драматизма рассказа, как бы с намеренной целью поддержать певца выражением сочувствия тому настроению, которое находит в песне его свою самую вдохновенную, самую чуткую форму. Песня стала домашним делом, не возводящим певца на степень профессионального артиста.

detskiychas.ru

Что в былинах быль? Определение былины

Не нужно быть филологом, чтобы заметить, что слова "былина" и "быль" однокоренные. Изначально произведения устного народного творчества, которым мы даем определение "былины", назывались старинами. Нынешнее наименование они получили в XIX веке с легкой руки ученого, собирателя фольклора Сахарова, по строке из "Слова о полку Игореве": "Начати же ся тЪи песни по былинамь сего времени, а не по замышлению Бояню!".

Былины - быль?

Исследователи "Слова о полку Игореве" дают следующее определение слова "былина", встречающегося в произведении: " быль, то, что происходило в реальности". Но в былинах рассказывается о богатырях, в одиночку сражающихся с несметными полками супостатов. Явное преувеличение и сказка. Неужели человек с высшим университетским образованием, всю жизнь собиравший фольклор, издававший статьи по археологии и этнографии, мог так ошибиться, использовать настолько неправильное определение былины? Запутанная история, в которой мы попробуем разобраться.

Определение для школьников очень доступно это объясняет: древнерусский героический эпос, героями которого были богатыри. Сюжетная основа - героическое событие, где "наши успешно бьют проклятых захватчиков и притеснителей Руси". Написаны особым стихом, называемым былинным. Это тонический стих, в котором одинаковое число ударных слогов в строке.

Былины: определение жанра

Былины исполняли сказители, как правило, аккомпанируя себе на гуслях, пели. Былины не записывали, и авторы, их сочинившие, неизвестны. Следовательно, это эпические песни, относящиеся к устному народному творчеству. Песни эти необычны тем, что в них отсутствует рифма, зато много поэтических оборотов (параллелизмов, эпитетов, сравнений). Былины состоят из двух частей: это зачин (как правило, у каждого сказителя он был свой) и само произведение, то, что получило определение "былины". Из-за того, что былины не записывались, каждый сказитель привносил в них что-то свое, существует несколько вариантов песни по одному и тому же сюжету.

Историзм

Была ли реальная основа в старинных эпических песнях? Была. Не ошибся Сахаров, когда применил определение слова "былина" к старинам. Во всяком случае, могила Ильи Муромца реальна, находится в Киево-Печерской лавре. Есть конкретные упоминания о другом богатыре - Алеше Поповиче, который погиб в битве на Калке. В летописи Новгородской рассказывается о том, как еще один былинный персонаж, Ставр Годинович, обокрал двух новгородцев, за что был покаран Владимиром Мономахом. Да и описание отношений, быта, местности, где происходят действия былин, поразительно точны. Но все же не стоит забывать, что былины - не летописи, и пелись по памяти многими исполнителями. Ведь те, кто их слагал и пел, не знал определение "былины" и не подозревал, что наступит время, когда все это станет объектом для изучения. Поэтому стопроцентного историзма в них нет и не может быть.

Самые известные былинные герои

Самый старший из былинных героев - Святогор. Он так велик, что его едва носит земля. Легенды о нем сформировались еще в докиевский период. Перед своей смертью Святогор передал свою силу и оружие Илье Муромцу.

Следующие три самых известных богатыря, которых мы привыкли видеть на одноименной картине Васнецова: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович.

Муромец - наиболее известный из богатырей в русском фольклоре, несмотря на то, что поведали о нем намного позже, чем о его спутниках на васнецовской картине. Из его имени понятно, что родился он в Муроме. В былинах, описывающих его жизнь, упоминается место рождения: село Карачарово. Сказители описывали его как самого сильного из трех богатырей, умудренного опытом, седобородого воина.

Добрыня Никитич - самый дипломатичный из троицы. Искуссный переговорщик. Известен как змееборец. Родиной этого былинного героя был город Рязань.

Алеша Попович - младшенький из доблестной тройки. Родился в семье священника, в городе Ростове. Хитер, любит пошутить, покуражиться над врагом. Остер на язык. Как говорится, молодо-зелено. Кстати, до сих пор личность Алеши вызывает споры у исследователей былинного творчества и у историков. Дело в том, что упоминание о смерти Поповича есть в летописи при описании битвы на реке Калке. Об этом рассказывалось выше. Но в летописные анналы он попал под именем Александр. Вот теперь ученые ломают себе головы, что первично: летопись, а потом уже былины о молодом богатыре, либо былины, а потом уж запись в летописи. Спор этот принципиален, потому что если сначала была летопись, то былины слагались о реально существовавшем воине.

Влияние былин на русскую культуру

Велико. Неоценимо. По большому счету этой подтеме можно посвятить отдельную статью.

Отражение былинного творчества мы находим в сказках А.С. Пушкина, в стихотворных балладах А.Толстого.

Кто не знает вторую симфонию Бородина, которая так и называется - "Богатырская"? Коль речь зашла о музыке, то как не вспомнить и оперу "Садко" Римского-Корсакова?

Тема былинной старины и богатырей вдохновляла Васнецова, Врубеля и Билибина.

То есть можно уверенно утверждать, что былины - глубокий, неисчерпаемый источник вдохновения при создании колоритных образов русских витязей, а также при описании древних времен Руси.

fb.ru

Поиск: Былины в статье Былины

ние на Волховском мосту.

Поиск: Былины в статье Былины Былины Былины - русские народные эпические песни. Они повествуют о подвигах богатырей, сражающихся с чудовищами или вражеским войском, отправляющихся в загробный мир или еще каким-либо образом проявляющих свою силу, удаль, храбрость.Краткое содержание реферата: «Былины» Былинные богатыри Садко и Василий Буслаевич Художественный мир былины Происхождение былин Собственно народное название былины - старина, т.е. повествование о старинных событиях. Слово "былина" впервые употребил для обозначения этого жанра в середине прошлого века собиратель и исследователь фольклора И.П. Сахаров.Традиционно выделяются два цикла былин, объединенные по месту действия или происхождению героев:1. Киевские или Владимировы былины (песни об Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче и др.).2. Новгородские былины (Герои - Садко и Василий Буслаевич).Кроме того, существует ряд песен, не входящих ни в один из этих циклов.Былинные богатыри Главные герои былин - богатыри, люди исключительные, наделенные чертами, которыми не обладает обычный человек: невиданной силой, безграничной храбростью, особенным умением или талантом. Так, если Илья Муромец знаменит своей силой, то Садко - своим непревзойденным искусством играть на гуслях. Среди богатырей принято выделять "старших" и "младших". К "старшим", как правило, относят Святогора и Волха Всеславьича. "Старшие" богатыри называются так не только потому, что они по возрасту старше других витязей, но и потому, что они представляют собой более древний, архаичный тип героя. Такому герою нет равного на земле, он единственный в своем роде, так что у него не может быть противника, кроме самой природы, матери-сырой земли.Бесспорно, черты этих богатырей сказочны. Поступки, ими совершаемые, обстоятельства, в которых они действуют, совсем не похожи на реальные события. Зато в их образах ярче, чем в других случаях, просматриваются древние мифологические представления.Часто повторяющийся в былинах сюжет - сватовство. Богатырь, чтобы найти себе невесту, обычно отправляется в чужое царство, в дальний путь. По дороге герою приходится преодолеть много преград и совершить множество подвигов. Невеста, как и сам богатырь, часто обладает каким-либо особенным свойством. Значительная часть былин посвящена борьбе богатыря с чудищем или вражеской силой. Былинный богатырь, как правило, действует в одиночку, идет навстречу страшной опасности и всегда в итоге побеждает. Однако помимо желания проявить свою удаль и потешить "богатырско сердце" героями былин движет и желание постоять за людей и за веру. Их противники несут беду людям - похищают, убивают - и ведут себя нечестиво.Садко и Василий Буслаевич Новгородские былины носят несколько иной характер. В них нет "могучих богатырей", "полениц удалых", сражающихся с вражьей силой. Герои этих песен - Садко и Василий Буслаевич, как и киевские богатыри, обладают яркими и особенными чертами: Садко прекрасно играет на гуслях. Садко отличается от обычных людей и тем, что путешествует на дно морское и удачно возвращается.Василий Буслаевич обладает невероятной силой, которой никто не может противостоять. Однако применяет силу Василий не для борьбы с чудищами или вражьей нечистью, а для собственного развлечения.Сюжеты былин часто связаны с нарушением героем какого-либо запрета. Нарушение запрета или просто дерзость сулят героям беду. Это связано с тем, что все происходящее в песне, все, что приходится выполнять ее персонажам, предопределено. Какая-то высшая сила - Бог, судьба - решает, что должно случиться. В жизнь героев былин часто вмешиваются Святой Николай, калики перехожие (странники, бродяги), старичище-перегрюмище. Они вызволяют богатырей из беды, ставят невыполнимую задачу или выдвигают какой-то запрет.Высшая сила - единственное, с чем не могут справиться богатыри, и, если они посягают на нее, их ждет смерть.Художественный мир былины В былинах вырабатывалась специфическая манера изображения богатырей и их подвигов. Для описания всего, что связано с главным героем, используются гиперболы - намеренные преувеличения. Все, что окружает богатыря, столь же велико, исключительно и необычно, сколь и он сам. Время действия былин тоже особенное. Все изображаемые в былинах чудеса и невероятные события могли случиться и представлялись нормальными. Былинное время и течет по-другому, не как наше. Поэтому, Илья, отправляясь в путь, "заутреню стоял во Муроме, а к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град", и это не воспринимается как что-то невозможное. Зато некоторые важные события, вроде сборов в дорогу и т.д., описываются медленно, подробно, обстоятельно, и время как бы замедляет свое течение, ненадолго приостанавливается.Современность для сказителей - это уже совсем иная эпоха, когда былинные витязи "перевелись".Происхождение былин В произведениях древнерусской литературы есть упоминания о певцах, которые исполняли свои песни под гусли. Один из таких певцов-сказителей упомянут в "Слове о полку Игореве". Это Боян, который пел о героических воинах прошлых лет. Можно предположить, что речь идет именно о сказителе былин, который находился при княжеском дворе.В XIX в. ученые предполагали, что былины - самый древний вид народной поэзии. Однако известны они только русским и практически незнакомы украинцам и белорусам. Скорее всего в том виде, в каком ион дошли до нас, былины появились уже поле того, как началось разделение восточных славян на три народа, т.е. не ранее XIII в. Былины издавна вызывали к себе интерес. Но записывать их начали только тогда, когда появились люди или целые сословия, для которых истории о богатырях стали экзотикой, чем-то необычным, фантастическим. Первые записи относятся к середине XVII в. Они включались в рукописные сборники. Позднее их стали публиковать, но при этом былины подвергались обработке соответственно вкусам читающей публики того времени. Такие записи были очень далеки от подлинных текстов, как правило, перелагались прозой и имели характерные названия, начинавшиеся словами "Повесть о...", "История о..." и т.д.Одна из первых попыток записать тексты былин как они есть была осуществлена казаком Киршей Даниловым по заказу уральского заводчика Демидова в XVIII в. Так был составлен большой сборник, получивший полное название "Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым". Всплеск интереса к собиранию и чтению былин падает на вторую половину XIX в., когда именно с целью их записи начали снаряжать экспедиции. Всего собрано и записано около двух тысяч этих песен. Сейчас встретить их в живом исполнении почти невозможно, но интерес к былинам не угасает и по сей день."Русская литература". Энциклопедия для детей. М., Аванта +, 1998Список литературы Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта /

refdb.ru