Система судов общей юрисдикции Российской Федерации. Суды общей юрисдикции это суды
IV. Суды общей юрисдикции.
1. Понятие и система судов общей юрисдикции.
Суд общей юрисдикции - государственный орган отнесенный к судебной ветви власти, осуществляющий правосудие по гражданским, уголовным делам и делам возникающих из административных правонарушений, а также иным делам подсудным судам общей юрисдикции.
Система судов общей юрисдикции - совокупность судов, осуществляющих правосудие по гражданским, уголовным делам и делам возникающих из административных правонарушений, а также иным делам подсудным судам общей юрисдикции.
Система судов общей юрисдикции:
1) Верховный суд Российской Федерации
Военная коллегия Верховного суда Российской Федерации.
2) Суды субъектов Российской Федерации (верховные суды республик, краевые, областные суды, суды автономных округов, автономной области, городские суды городов федерального подчинения)
Военные (флотские) окружные суды.
3) Городские и районные суды.
Гарнизонные военные суды.
4) Мировые судьи.
2. Законодательство о судах общей юрисдикции.
Законодательство о судах общей юрисдикции - это совокупность нормативных правовых актов разной юридической силы, призванных регламентировать деятельность судов общей юрисдикции.
Система законодательства о судах общей юрисдикции:
1) Глава 7 Конституции Российской Федерации.
2) Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации.
3) Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
4) Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.
5) ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»
6) Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации»
7) ФКЗ «О военных судах Российской Федерации»
8) ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации»
3. Задачи и функции судов общей юрисдикции в Российской Федерации.
Задачи функции судов общей юрисдикции:
- Защита нарушенных или оспариваемых прав.
- Защита и охрана прав и свобод человека и гражданина.
- Деятельность по укреплению законности и правопорядка в обществе.
- Деятельность по защите основ конституционного строя РФ.
- Деятельность по защите целостности и безопасности РФ.
- Деятельность по осуществлению правосудия.
- Деятельность по контролю за законностью и обоснованностью действий и решений государственных органов и должностных лиц.
- Деятельность по изучению и обобщению судебной практики.
- Деятельность по ведению и анализу судебной статистики.
- Деятельность по разъяснению законодательства.
- Деятельность по разработке предложений по совершенствованию законодательства РФ.
4. Подсудность и подведомственность в уголовном и гражданском процессе.
Подведомственность - разграничение полномочий по реализации судебной власти между различными судами (разграничение компетенции).
Подсудность - разграничение дел, которые подлежат рассмотрению по 1-ой инстанции, между конкретными судами.
По своей сути понятие подсудности отвечает на вопрос, какой конкретно суд будет рассматривать конкретное дело по 1-ой инстанции.
Подсудность в гражданском процессе подразделяется на родовую подсудность и личную подсудность.
Родовая подсудность характеризуется тем, что определение суда, в котором делу предстоит рассмотрение по 1-ой инстанции, обосновывается характером дела, его объективной стороной.
Личная подсудность характеризуется тем, что определение суда, в котором делу предстоит рассмотрение по 1-ой инстанции, обосновывается личными обстоятельствами участников процесса - их места проживания, места реализации правоотношений.
Подсудность в уголовном процессе подразделяется на предметную и местную.
Предметная подсудность характеризуется тем, что по ней происходит определение конкретного суда, в котором будет рассматриваться дело по 1-ой инстанции, основываясь на разграничении предметов ведения судов.
Местная подсудность характеризуется тем, что определение суда, в котором будет рассматриваться дело по 1-ой инстанции, основывается на территориальных характеристиках уголовного дела.
Следующая > |
Предыдущие статьи:
Следующие статьи:
14. Суды общей юрисдикции. Задачи, организация судов общей юрисдикции.
Суд общей юрисдикции — суд, который осуществляет правосудие по гражданским, уголовным делам и делам, возникающим из административных правонарушений.
Суд общей юрисдикции - государственный орган отнесенный к судебной ветви власти, осуществляющий правосудие по гражданским, уголовным делам и делам возникающих из административных правонарушений, а также иным делам подсудным судам общей юрисдикции.
Система судов общей юрисдикции - совокупность судов, осуществляющих правосудие по гражданским, уголовным делам и делам возникающих из административных правонарушений, а также иным делам подсудным судам общей юрисдикции.
Система судов общей юрисдикции:
1) Верховный суд Российской Федерации
Военная коллегия Верховного суда Российской Федерации.
2) Суды субъектов Российской Федерации (верховные суды республик, краевые, областные суды, суды автономных округов, автономной области, городские суды городов федерального подчинения)
Военные (флотские) окружные суды.
3) Городские и районные суды.
Гарнизонные военные суды.
4) Мировые судьи.
Задачи и функции судов общей юрисдикции в Российской Федерации.
Задачи функции судов общей юрисдикции:
- Защита нарушенных или оспариваемых прав.
- Защита и охрана прав и свобод человека и гражданина.
- Деятельность по укреплению законности и правопорядка в обществе.
- Деятельность по предупреждению предупреждений преступлений и административных правонарушений.
- Деятельность по защите основ конституционного строя РФ.
- Деятельность по защите целостности и безопасности РФ.
- Деятельность по осуществлению правосудия.
- Деятельность по контролю за законностью и обоснованностью действий и решений государственных органов и должностных лиц.
- Деятельность по изучению и обобщению судебной практики.
- Деятельность по ведению и анализу судебной статистики.
- Деятельность по разъяснению законодательства.
- Деятельность по разработке предложений по совершенствованию законодательства РФ
15. Органы юстиции и система органов юстиции. Минюст рф. Направления деятельности Минюста рф.
“Юстиция” - термин, использующийся в юридической литературе для обозначения совокупности судебных учреждений или их деятельности по осуществлению правосудия.
Организация и деятельность органов юстиции основаны на Законе РФ “О Совете Министров - Правительстве Российской Федерации”, а также Положении о Министерстве юстиции РФ, постановлениях Правительства РФ и указах Президента РФ. На органы юстиции возлагаются следующие задачи:- участие в правовом обеспечении нормотворческой деятельности Президента РФ и Правительства РФ; - проведение юридической экспертизы правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации; - организационно-правовое обеспечение судебной реформы; - государственная регистрация юридических лиц, актов гражданского состояния, прав на недвижимость и сделок с ней; - регулирование сферы правового обслуживания; контроль за исполнением законодательства; правовая информатизация и другие. Система органов юстиции состоит из:- Министерства юстиции РФ;- министерств юстиции республик, входящих в состав РФ, управлений (отделов) юстиции краев, областей, автономных округов, автономной области, Москвы и Санкт-Петербурга;- органов и учреждений уголовно-исполнительной системы. В систему Министерства юстиции входят учреждения и организации, в отношении которых органы юстиции осуществляют некоторые управленческие функции - нотариат, загсы, лаборатории судебных экспертиз, Российская правовая академия, Научный центр правовой информации, редакции некоторых журналов.
Министерство юстиции Российской Федерации - федеральный орган исполнительной власти, призванный обеспечивать реализацию государственной политики в сфере юстиции. Министерство юстиции возглавляет министр, который по должности входит в Правительство Российской Федерации.
Деятельность этих органов носит в основном организационно-управленческий характер. Однако в настоящее время в органах юстиции сосредоточена такая правоохранительная функция, как исполнение наказаний, назначенных судом, и других судебных решений.
Основными направлениями деятельности Министерства юстиции относятся:
1. Участие в правовом обеспечении нормотворческой деятельности.
2. Проведение юридической экспертизы правовых актов.
3. Государственная регистрация ведомственных нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
4. Обеспечение установленного порядка деятельности судов. Эта функция возложена на службу судебных приставов , входящую в систему органов Министерства юстиции.
5. Исполнение судебных актов и актов других органов.
6. В связи с проведением реформы пенитенциарной системы страны и совершенствованием системы исполнения уголовных наказаний в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 8 октября 1997 г. "О реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации" предусматривается передать уголовно-исполнительную систему в ведение Министерства юстиции и возложить на Министерство юстиции функцию по обеспечению исполнения уголовных наказаний.
7. Организация и развитие системы юридических услуг.
8. Участие в международно-правовой охране прав и законных интересов граждан.
9. Контроль за исполнением законодательства. При осуществлении такого контроля Министерство юстиции наделено функциями:
* запрашивать у федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации сведения, связанные с уставной деятельностью общественных объединений;
* вносить Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации представления о привлечении к ответственности должностных лиц федеральных органов исполнительной власти по фактам неисполнения или ненадлежащего исполнения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации.
10. Реализация государственной политики в области правовой защиты интеллектуальной собственности.
11. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделки с ними, создание Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество.
12. Регистрация уставов общественных и религиозных объединений.
13. Взаимодействие с адвокатурами и нотариатом в целях обеспечения конституционного права граждан на получение квалифицированной юридической помощи; выдача лицензий на право нотариальной деятельности; координация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния.
14. Руководство деятельностью учреждений судебной экспертизы, создание их, развитие и совершенствование.
15. Обеспечение кадрами органов и учреждений юстиции, повышение квалификации кадров. В сфере кадровой политики государства Министерство юстиции взаимодействует с соответствующими образовательными учреждениями по подготовке юридических кадров; организует работу по обеспечению кадрами органов и учреждений юстиции, их профессиональную учебу, а также подготовку и повышение правовой квалификации кадров для федеральных органов исполнительной власти.
studfiles.net
Система судов общей юрисдикции Российской Федерации
Судебная отрасль в Российской Федерации играет особую роль: это одна из трех ветвей власти. В статье будет рассказано про систему судов общей юрисдикции. Это важнейшая правовая группа в государственной системе России, о которой нужно знать каждому образованному гражданину.
Федеральные суды общей юрисдикции: общая характеристика
В соответствии с Законом "О судебной системе РФ", к судебным инстанциям общей юрисдикции относятся органы, которые вправе работать с уголовными, гражданскими и административными делами. Система именуется "общей" в связи с тем, что обращаться сюда может каждый без исключения гражданин.
Что составляет систему судов общей юрисдикции в РФ? Это верховные суды областей, республик, краев и автономных округов. Здесь же следует выделить крупные военные суды. В регионах есть районные и мировые инстанции, которые также включены в систему.
Все суды общей юрисдикции имеют своей целью защиту прав и свобод людей. Органы работают на принципах гуманности, законности и профессионализма.
Районные суды
Районные инстанции составляют самую многочисленную группу в системе правосудия России. Каждый районный суд обладает собственной сложной структурой.
Районный суд возглавляет председатель. У него есть свои заместители, которые следят за работой рядовых судей. При этом руководство само может обладать полномочиями в сфере правосудия. Задачи районного суда выглядят следующим образом:
- прием исков и регистрация новых дел;
- заполнение электронной системы суда;
- распределение обязанностей между судебными работниками;
- оформление документов по завершении дела и сдача их в архив;
- контроль за оплатой судебных сборов и т.д.
Районный суд является ключевым звеном в системе судов общей юрисдикции. Здесь работают профессиональные судьи, которые рассматривают чуть более сложные дела, чем в нижестоящих инстанциях. В ходе процесса может решаться вопрос о законности и справедливости решения, вынесенного мировым судьей. Из-за этого районный суд предстает первой и второй инстанцией одновременно.
Мировые судьи
В мировой судебной инстанции работает всего один судья. Он рассматривает лишь самые "легкие" дела, а потому находится на низшей ступени судебной системы. Мировые судьи не могут устанавливать сроки наказания свыше 3 лет, обязывать платить особо крупные штрафы и налагать другие тяжкие формы санкций.
В своей деятельности судья должен следовать нормам и правилам поведения, установленным законом. Это соблюдение принципов законности, гуманности, профессиональной этичности, презумпции невиновности и т.д. Судья не имеет права выступать в качестве члена или агитатора какой-либо политической партии. Вводится запрет на реализацию депутатской или предпринимательской деятельности. Мировой судья должен обладать авторитетом и высокими моральными качествами. В своей работе он обязан руководствоваться нормами закона.
Таким образом, решения судов общей юрисдикции не могут быть одинаковыми. Характер применяемой санкции будет зависеть от статуса и набора полномочий конкретной государственной инстанции.
Военные суды
Региональные верховные, районные и мировые инстанции включены в систему судов общей юрисдикции. Решения этих органов зависят от количества законных полномочий. Помимо региональных судов, в систему также входят специализированные инстанции. Это военные и арбитражные суды. В ближайшее время в стране будет создан Специализированный суд по вопросам интеллектуального права.
Военные суды именуются также флотскими. Они входят в судебную систему РФ, однако функционируют в рядах Вооруженных Сил. Все военные инстанции подчиняются военной коллегии Верховного суда РФ. В обязанности таких органов входит рассмотрение преступлений, совершаемых российскими военнослужащими.
Арбитражные суды общей юрисдикции
Судебные органы, занимающиеся исключительно гражданскими вопросами, также входят в систему общей юрисдикции. Арбитражные инстанции подчиняются одноименной коллегии Верховного суда РФ. В обязанности таких судов входит в основном рассмотрение дел экономического характера: споры предпринимателей, приобретение интеллектуальных прав, финансовые разбирательства и т.д.
Арбитражные суды по составу мало чем отличаются от районных. Здесь есть свой председатель, его заместители и сами судьи. В судах первой инстанции (городских или районных) происходит рассмотрение дела и вынесение последующего решения. Вторые (апелляционные) инстанции проверяют такие решения на законность и обоснованность. Происходит обобщение судебной практики и повторное рассмотрение дела.
Альтернативой арбитражных инстанций является система третейских судов. Однако она никак не связана с рассматриваемой отраслью, поскольку носит исключительно коммерческий характер. Уставные (региональные конституционные) суды также не имеют отношения к системе общей юрисдикции.
fb.ru
Суды общей юрисдикции
Курсовая работа
Исполнитель Г.А. Аркатов
Воронежский кооперативный Институт.
Факультет Правоведение
Воронеж 2002 г.-
Введение
В соответствии со ст. 118 Конституции РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. При этом создание чрезвычайных судов не допускается.
Основным условием организации системы судов признается стабильность утверждаемой законом системы. Эта задача может быть решена установлением принципа создания и упразднения судов исключительно путем изменения Конституции РФ для высших судов и путем изменения федеральных законов для других федеральных судов. Новым и перспективным для дальнейшего развития судебной системы Российской Федерации, на наш взгляд, является законодательное утверждение допустимости создания федеральных специализированных судов общей юрисдикции для рассмотрения гражданских и уголовных дел.
Определяя общие контуры организации системы судов, Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" имеет своей задачей укрепление независимости судей, обеспечение стабильности организации и деятельности судебных органов страны. Гарантией устойчивости правового регулирования основных институтов судоустройства является утвержденная Конституцией РФ процедура принятия федеральных конституционных законов, требующая согласия квалифицированного большинства обеих палат Федерального Собрания (ч. 2 ст. 108 Конституции РФ).
Закон о судебной системе служит дальнейшему утверждению концепции судебной власти, закрепленной в Конституции РФ. Признание этой концепции и ее полная реализация являются непременным условием формирования в России демократического правового государства.
Закон о судебной системе РФ содержит ряд новых для законодательства о судоустройстве положений, предусматривает установление некоторых организационных механизмов, ликвидирующих пробелы ранее действовавшего законодательства, новых институтов, существенно изменяющих структуру судебной системы. К их числу относятся:
установление порядка назначения председателей судов общей юрисдикции и их заместителей;
включение в судебную систему четвертого звена в виде мировой юстиции;
законодательное закрепление возможности учреждения специализированных судов;
создание исполнительного аппарата для обеспечения функционирования судебной власти - Судебного департамента при Верховном Суде РФ и его местных органов и др.
Наиболее существенным из этих нововведений представляется включение в судебную систему Российской Федерации мировых судей. Так, данные о количестве рассмотренных районными судами в 1998-2001гг. дел об административных правонарушениях свидетельствуют о возрастании их числа более чем на 40%. В 1999 г. судьями районных судов единолично рассмотрено более 240 тыс. уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях. С принятием нового Уголовно - процессуального и, в будущем, нового Гражданского процессуального кодексов на рассмотрение мировых судей может быть передано до 20% уголовных и до 40% гражданских дел[1] . Учреждение института мировых судей будет способствовать дифференциации процессуальной формы в зависимости от характера и сложности рассматриваемых дел, повышению оперативности судопроизводства.
Реализация установлений Закона о судебной системе РФ потребует его подкрепления изданием ряда дополнительных нормативных актов, к числу которых относятся федеральные конституционные законы о судах общей юрисдикции Российской Федерации, о военных судах в Российской Федерации; об органах судейского сообщества, Гражданский процессуальный кодекс.
Таким образом, тема судебной системы и судов общей юрисдикции в современной России очень актуальна, поскольку суд среди других органов государственной власти занимает особое место. Только суд своим решением может положить конец спору истца и ответчика, только суд может признать человека виновным в совершении преступления. Суд реализует права граждан на обжалование действий должностных лиц, рассматривает материалы о некоторых видах административный правонарушений. Никакой другой орган власти не правомочен выполнять эти задачи.
Глава 1 Верховный суд
В соответствии со ст. 128 Конституции РФ, ст. 19 ФКЗ «О судебной системе РФ» Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.
Верховный Суд Российской Федерации осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные и специализированные федеральные суды.
Верховный Суд Российской Федерации в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, - также и в качестве суда первой инстанции.
Верховный Суд Российской Федерации является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым (областным) судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов, военным судам военных округов, флотов, видов и групп войск. Кроме того, Верховный Суд Российской Федерации дает разъяснения по вопросам судебной практики. При этом полномочия, порядок образования и деятельности Верховного Суда Российской Федерации устанавливаются федеральным конституционным законом.
Содержащееся в п. 1 ст. 19 положение вытекает из ст. 126 Конституции РФ. Оно определяет предназначение Верховного Суда как высшего судебного органа по всем делам, подсудным судам общей юрисдикции.
Юридическое значение понятия "высший судебный орган" заключается в окончательности решений Верховного Суда РФ по делам, подведомственным судам общей юрисдикции, а также в его праве проверить в порядке надзора любое дело, рассмотренное судами общей юрисдикции, включая дела, рассмотренные военными и специализированными судами.
Коллегии Верховного Суда РФ в порядке, установленном уголовно - процессуальным и гражданским процессуальным законодательством, рассматривают в качестве суда второй инстанции уголовные и гражданские дела, рассмотренные по первой инстанции областными, военными окружными и приравненными к ним судами.
В случаях, предусмотренных федеральным законом, судебные коллегии рассматривают уголовные и гражданские дела по первой инстанции. Вынесенные при этом приговоры, решения и другие судебные постановления являются окончательными и не могут быть обжалованы и опротестованы в кассационном порядке.
Особая роль в деятельности Верховного Суда РФ отведена его Пленуму. В его состав входят все судьи Верховного Суда. Задачей Пленума является обеспечение единства судебной практики в Российской Федерации путем дачи разъяснений по вопросам, связанным с применением судами законодательства. В отличие от нормативных актов, разъяснения Пленума не носят обязательного характера, но они ориентируют суды всех уровней на одинаковый подход к применению правовых норм.
Полномочия, порядок образования и деятельности Верховного Суда РФ должны быть установлены федеральным конституционным законом (ст. 128 Конституции РФ).
В связи с тем, что такой закон до настоящего времени не принят, работа Верховного Суда РФ строится в соответствии с требованиями Конституции РФ, ФКЗ «О судебной системе», процессуального законодательства РФ и других федеральных законов, регулирующих функционирование Верховного Суда РФ.
Глава 2 Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа
В соответствии со ст. 20 Федерального Конституционного закона «О судебной системе» Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Перечисленные в части 1 ст. 20 суды являются непосредственно вышестоящими судебными инстанциями по отношению к районным судам, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Итак, верховные суды республик, краевые (областные) суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов являются федеральными судами общей юрисдикции. В системе федеральных судов общей юрисдикции они занимают положение судов среднего звена, являясь одновременно высшими судебными органами соответствующих субъектов Российской Федерации[2] .
Впредь до принятия федерального конституционного закона, которым будут установлены полномочия, порядок образования и деятельности вышеперечисленных судов, правовой основой организации, формирования и деятельности их основных подразделений являются Конституция РФ, Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации", Гражданский процессуальный кодекс РСФСР[3] , Уголовно - процессуальный кодекс РФ[4] . При создании, формировании и организации деятельности высших судебных органов республик в Российской Федерации последние руководствуются Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" и своими конституциями.
Суды среднего звена системы судов общей юрисдикции наделены равной компетенцией, имеют одинаковую структуру и в основном совпадающие полномочия. По количественному составу судей и аппарата суда они различаются между собой, что зависит от объема работы данного суда.
mirznanii.com
Федеральные суды общей юрисдикции РФ :: BusinessMan.ru
Федеральные суды общей юрисдикции являются одним из важных элементов одноименной системы Российской Федерации. Функционирование этих органов регулируется нормативно-правовыми актами, принятыми Государственной Думой. Основная их задача - защищать права и интересы граждан.
Федеральные суды общей юрисдикции РФ
Давайте посмотрим в законодательстве определение сущности названной ветви власти. В законе РФ "О судебной системе Российской Федерации" указано, что к судам общей юрисдикции относятся все судебные органы, которые вправе рассматривать гражданские, уголовные и административные дела, основываясь на нормах российского законодательства.
В названии используется слово "общей", потому что сюда могут обращаться все без исключения граждане государства с целью защиты собственных прав и реализации интересов. Российское правосудие достаточно гуманно, поэтому граждане всегда могут рассчитывать на справедливость и реальную защиту в суде.
Система федеральных судов общей юрисдикции Российской федерации
Прежде чем говорить о полномочиях российских судов, стоит ознакомиться с их утвержденным законодательно перечнем. Итак, федеральными судами общей юрисдикции являются:
- Верховные суды республик (например, Верховный суд Республики Коми), областные (Московский областной суд) и краевые (Ставропольский краевой суд). К этому уровню системы приравниваются суды автономных областей и главные судебные учреждения городов федерального подчинения (Москва, Санкт- Петербург и т.д.), а также главные суды военных округов. Все эти организации именуются и так - федеральные суды общей юрисдикции субъектов РФ. После Верховного суда это вторая ступень судебной иерархии нашего государства.
- Инстанции в городах областного и районного подчинения, а также местные гарнизонные судебные инстанции. Это наиболее массовая по количеству часть созданных в России судов.
- Мировые судьи ( в основном такие люди проводят судебную деятельность в небольших районных городах либо селах, так как в населенных пунктах такого класса невыгодно создавать полноценные суды).
Мировые судьи, их полномочия
На самой низкой ступени описываемой системы стоят мировые судьи. В законодательстве также существует термин "мировые суды". Фактически, это синонимы, потому что работает здесь один судья.
Хоть их и причисляют к общей федеральной системе судебных органов, назначаются они местными законодательными органами. Мировой судья, по возможности, должен быть в каждом населенном пункте, где функционирует орган местного самоуправления.
В своей деятельности названные лица должны следовать установленным законом правилам поведения:
- соблюдать принцип верховенства права и презумпции невиновности;
- руководствоваться нормами международного и национального российского права;
- не быть членом или агитатором политической партии;
- не заниматься предпринимательской или депутатской деятельностью.
Наверное, главное, чем должен обладать человек для успешной работы мировым судьей, - это высокие моральные качества и большой авторитет в обществе.
Мировые судьи используют в работе законы, принятые Государственной Думой. Они могут принимать в производство уголовные, административные и гражданские дела. Каждое свое решение федеральные суды общей юрисдикции (мировые суды, если говорить конкретно) принимают именем России.
Городские (районные) суды
Это самая многочисленная ступень в системе правосудия российского государства. В отличии от мировых, районные (городские) суды имеют свою структуру.
Возглавляют данный орган председатели, которые выполняют организационную работу. Кроме того, они ведают решением всех хозяйственных вопросов, которые влияют на жизнедеятельность вверенного им подразделения.
Во всех районных (городских) судах штатным расписанием предусмотрена должность заместителя председателя, функциональные обязанности которого утверждаются председателем суда. Отметим, что руководство, наряду с рядовыми судьями, ведет и судебные процессы.
В структуре рассматриваемого подразделения действует и вспомогательный аппарат. Основные задачи у него такие:
- прием исковых заявлений у граждан;
- регистрация новых дел во всех журналах, ведение которых предусмотрено законодательством;
- введение информации о деле в электронную систему;
- распределение дел между судьями;
- послесудебное оформление дел для сдачи их в архив;
- ведение деловой переписки с другими организациями.
- контроль над оплатой судебных сборов;
- контроль вручения истцу, ответчику, а также свидетелям повесток в суд.
Структура областных и приравненных к ним судов
По иерархии и полномочиям выше ранее описанных находятся федеральные суды городов Москвы и Санкт-Петербурга, краевые судебные органы, а также суды автономных округов и областей. Их структура несколько иная.
Во главе организации здесь также стоит председатель, и предусмотрена должность его заместителя. Но в них дополнительно создается Президия и коллегии по гражданским и уголовным делам. Исходя из коллегиального образа работы данной инстанции, можно понять, что при принятии решений на этом уровне судебной системы действует принцип большинства.
Состав и полномочия Президиума областных судов
Количественный состав Президиума определяется Президентом РФ на основе письменного представления Председателя ВС РФ. В его состав обязательно входят председатель и заместитель председателя суда, руководители коллегий, а также судьи в минимально необходимом количестве.
Президиум имеет достаточно широкие полномочия:
- рассмотрение дел в порядке надзора, кассации или на основе новых выявленных обстоятельств;
- анализ и систематизация судебной практики;
- контроль над работой аппарата суда;
- анализ результатов работы коллегий посредством заслушивания отчетов их руководителей;
- утверждение членов коллегий.
Кворум Президиума как коллегиального органа составляет 50% плюс один судья от общего количества членов. Согласно нормам федерального закона РФ "О судебной системе", заседания этого коллегиального органа должны проходить минимум 2 раза в месяц.
Состав и полномочия коллегий судов
Как мы уже отмечали, федеральные суды общей юрисдикции РФ на областном уровне работают по коллегиальному принципу. Состав судей гражданской и уголовной коллегий, а также численность этих комиссий, утверждается на заседании Президиума суда.
Эти органы рассматривают в рамках своей компетенции судебные дела в кассационном и порядке надзора. Кстати, федеральное судебное законодательство предоставляет названным коллегиям и функции суда первой инстанции.
Безусловно, на таком уровне не будут рассматриваться вопросы о разводе между сельскими жителями. Под их юрисдикцию будут подпадать дела, рассмотрение которых имеет большой резонанс в обществе. Также на заседаниях коллегий для вынесения максимально верных решений рассматривается юридическая практика других судов и анализируется правильность и логика принятия решений.
Верховный Суд Российской Федерации
Вот мы и дошли до самой вершины судебной иерархии - Верховного Суда РФ. Уникальность этого органа состоит в том, что он один в Российской Федерации, и, соответственно, его юрисдикция распространяется на всю огромную территорию государства.
Сначала давайте уточним, кто может работать в ВС судьей. Это должен быть человек старше 30 лет с высшим юридическим образованием и стажем работы по специальности не менее 10 лет. Зачастую в состав Верховного Суда избираются наиболее авторитетные председатели судов.
В процессе своей деятельности названный орган решает несколько важнейших задач:
- рассмотрение кассационных жалоб на решения судов более низкой инстанции;
- контроль над работой всех судов общей юрисдикции в порядке надзора;
- разработка и предоставление практических рекомендаций для использования их в работе судьями всех российских судов.
Заключение
Федеральные суды общей юрисдикции и мировые судьи составляют судебную систему России. Каждый орган выполняет утвержденные законом задачи на отведенной для него административной территории. Для соблюдения законности и гарантирования возможности обжалования несправедливого судебного решения создана их иерархия во главе с Верховным судом РФ. Ну а если физическое или юридическое лицо не будет согласно с вердиктом последней инстанции, государство гарантирует возможность обращения в Европейский суд по правам человека.
businessman.ru
Суды общей юрисдикции - это... Что такое Суды общей юрисдикции?
Суды общей юрисдикцииWikimedia Foundation. 2010.
- Суды
- Суды общества офицеров
Смотреть что такое "Суды общей юрисдикции" в других словарях:
СУДЫ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ — (англ. courts of general jurisdiction) – судебные органы по рассмотрению гражданских, уголовных, административных и иных дел, отнесенных к их компетенции. Осн. звено в системе С.о.ю. – районный (городской) суд. Из уголовных дел ему подсудны почти … Финансово-кредитный энциклопедический словарь
СУДЫ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ — в соответствии со ст. 126 Конституции РФ это суды, надзор за деятельностью которых осуществляет Верховный Суд РФ. К ним относятся гражданские (общие) суды и военные суды (см.: Судебная система). (К. Г.) … Энциклопедический словарь конституционного права
Суды общей юрисдикции субъектов федерации — Это служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Данное предупреждение не ус … Википедия
Суды общей юрисдикции субъектов Российской Федерации — … Википедия
Суд общей юрисдикции — суд, который осуществляет правосудие по гражданским, уголовным делам и делам, возникающим из административных правонарушений. В РФ к судам общей юрисдикции относятся: Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик в составе РФ,… … Бухгалтерская энциклопедия
Суд общей юрисдикции — специальный властный государственный орган Российской Федерации, ведающий разрешением гражданских дел, входящий в единую судебную систему. Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения,… … Большой юридический словарь
Список федеральных судов общей юрисдикции России — В список включены все федеральные суды общей юрисдикции, кроме военных судов. Отмечены все изменения в системе федеральных судов общей юрисдикции с 1997 г., после вступления в силу Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. № 1… … Википедия
СП 152.13330.2012: Здания судов общей юрисдикции. Правила проектирования — Терминология СП 152.13330.2012: Здания судов общей юрисдикции. Правила проектирования: 3.8 высота помещения : Высота, измеряемая от пола до потолка. Определения термина из разных документов: высота помещения 3.9 высота этажа : Высота, измеряемая… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
СРЕДНЕЕ ЗВЕНО ГРАЖДАНСКИХ СУДОВ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ — верховные суды республик, суды краев, областей, городские суды в Москве и Санкт Петербурге, суды автономной области и автономных округов. Основные полномочия: разбирательство гражданских и уголовных дел по первой инстанции; проверка законности и… … Энциклопедический словарь конституционного права
Европейский суд общей юрисдикции — на официальных языках … Википедия
xn--httpsdic-56g3h1cya1j.academic.ru
Суд общей юрисдикции - это... Что такое Суд общей юрисдикции?
Суд общей юрисдикцииWikimedia Foundation. 2010.
- Суд о преподавании теории Дарвина в России
- Суд сумасшедших
Смотреть что такое "Суд общей юрисдикции" в других словарях:
Суд общей юрисдикции — суд, который осуществляет правосудие по гражданским, уголовным делам и делам, возникающим из административных правонарушений. В РФ к судам общей юрисдикции относятся: Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик в составе РФ,… … Бухгалтерская энциклопедия
Суд общей юрисдикции — специальный властный государственный орган Российской Федерации, ведающий разрешением гражданских дел, входящий в единую судебную систему. Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения,… … Большой юридический словарь
Европейский суд общей юрисдикции — на официальных языках … Википедия
СУДЫ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ — (англ. courts of general jurisdiction) – судебные органы по рассмотрению гражданских, уголовных, административных и иных дел, отнесенных к их компетенции. Осн. звено в системе С.о.ю. – районный (городской) суд. Из уголовных дел ему подсудны почти … Финансово-кредитный энциклопедический словарь
СУДЫ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ — в соответствии со ст. 126 Конституции РФ это суды, надзор за деятельностью которых осуществляет Верховный Суд РФ. К ним относятся гражданские (общие) суды и военные суды (см.: Судебная система). (К. Г.) … Энциклопедический словарь конституционного права
Список федеральных судов общей юрисдикции России — В список включены все федеральные суды общей юрисдикции, кроме военных судов. Отмечены все изменения в системе федеральных судов общей юрисдикции с 1997 г., после вступления в силу Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. № 1… … Википедия
Суды общей юрисдикции субъектов федерации — Это служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Данное предупреждение не ус … Википедия
Суды общей юрисдикции субъектов Российской Федерации — … Википедия
ОБЖАЛОВАНИЕ РЕШЕНИЯ СУДА ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ В КАССАЦИОННОМ ПОРЯДКЕ — право на подачу кассационной жалобы имеют лица, участвующим в деле. Кассационная жалоба подается в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме. Кассационная жалоба подается в суд, вынесший решение. Подача жалобы… … Энциклопедический словарь экономики и права
ОБЖАЛОВАНИЕ РЕШЕНИЯ СУДА ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ В КАССАЦИОННОМ ПОРЯДКЕ — на решения всех судов в Российской Федерации, принятые по первой инстанции, за исключением решений мировых судей, сторонами и другими лицами, участвующими в деле, может быть подана кассационная жалоба, а прокурором, участвующим в деле, может быть … Юридическая энциклопедия
Книги
- Подготовка гражданских дел к разбирательству в судах общей юрисдикции. Практическое пособие, Горохов Борис Александрович. Книга посвящена вопросам подготовки гражданских дел к судебному разбирательству. В ней содержатся общие рекомендации всем обращающимся в суд по разработке правовой позиции, составлению и… Подробнее Купить за 702 грн (только Украина)
- Подготовка гражданских дел к разбирательству в судах общей юрисдикции, Н. К. Толчеев, Б. А. Горохов, А. Ф. Ефимов. Книга посвящена вопросам подготовки гражданских дел к судебному разбирательству. В ней содержатся общие рекомендации всем обращающимся в суд по разработке правовой позиции, составлению и… Подробнее Купить за 702 грн (только Украина)
- Подготовка гражданских дел к разбирательству в судах общей юрисдикции, Н. К. Толчеев, Б. А. Горохов, А. Ф. Ефимов. Книга посвящена вопросам подготовки гражданских дел к судебному разбирательству. В ней содержатся общие рекомендации всем обращающимся в суд по разработке правовой позиции, составлению и… Подробнее Купить за 485 руб
biograf.academic.ru