Что вы должны знать об учителях вашего ребенка? 33 секрета педагогов. Учитель с детьми


Со своими учениками я не притворяюсь

Близится праздник, который помнит каждый из нас. В школьные годы мы с радостью поздравляли наших учителей с профессиональным праздником, дарили им цветы, посвящали песни. Работа с детьми считается нелегким трудом и в эту профессию действительно приходят по призванию. Кроме обычных школ в нашей стране есть немало коррекционных, в которых учатся особенные дети. Какой подход должен быть у учителя в таком случае, с какими вопросами они сталкиваются и какими эмоциями обмениваются с этой категорией детей? В преддверие праздника, мы познакомились с учителем из необычной школы. Подробнее читайте в материале El.kz.

Карагандинец Рауан Аманов работает учителем русского языка в Специальной общеобразовательной школе-интернат для детей с нарушениями слуха уже несколько лет. Преподает в среднем звене с 5 по 10. Путь учителя непрост, да еще при том, что это молодой парень с маленьким опытом, которому нужно найти подход к маленьким «почемучкам».

«Я не планировал стать учителем, все произошло само по себе, еще в студенческие годы я пришел в школу для того, чтобы набраться немного опыта, ну а дальше полностью переквалифицироваться по другой специальности, однако все произошло иначе», - рассказывает молодой специалист.

Рауан преподает детям, начиная со среднего звена с 5 по 10. Он отмечает, что плюсов в работе меньше, но они есть. По мнению молодого учителя, конечный результат, продукт деятельности – это огромный плюс для любого сотрудника, который трудится в образовательном пространстве, ведь научить ребенка говорить весьма непросто, но и научить ребенка слышать тоже нелегко, а поскольку школа, в которой он работает, специализируется на коррекции слухоречевой функции, то основная задача педагога – подготовить ребенка к миру звуков и информации.

«Перед выпуском из университета я для себя поставил цель, что, если я пойду работать в школу, то эта школа будет радикально отличаться от общеобразовательных. Как ни странно, так и случилось», - признается Рауан.

Работая с особенными учениками, молодой педагог порой забывает о том, что это дети с особыми образовательными потребностями. Он объясняет это тем, что они такие же как мы, вот только с другим восприятием окружающего мира.

«На мой взгляд, по сравнению с учениками общеобразовательных школ, воспитанники коррекционных школ нуждаются в более пристальном внимании, хотя инклюзивное образование уже идет в ногу со временем», - говорит он.

Рауан Аманов привел несколько отличий учебного процесса с необычными детьми.

Во-первых, это специально разработанная методика, специфика которой разрабатывалась ведущими педагогами, дефектологами.

Во-вторых, это индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его психофизиологических особенностей.

В-третьих, это система, ведь спортсмен, тренируя собственные мышцы становится сильнее, быстрее и выносливее, аналогично и со слухом. Слабослышащие ребята, тренируя слух пополняют собственный словарный запас, каждое осознанное новое слово – это ключ к успеху, поскольку мы живем в глобальном информационном веке где информация протекает молниеносно.

Внеклассное время протекает согласно «циклограмме», это тематический раздел воспитательных часов. Например, профориентационные работы проводятся у средних и старших классов, благодаря которой ученики к выпуску из школы приблизительно могут выявить собственные способности в той или иной трудовой отрасли. Также ребята часто бывают на самых различных экскурсиях, чаще всего это музеи, мастерские, колледжи и другие предприятия. Помимо этого, в интернате действует режим дня, так как школа является учреждением закрытого типа, дети проживают на территории данного учебного заведения. И задача работников – обеспечить полный уют и благоприятные условия для повседневной жизни ребят. Для этих целей в школе имеется новая оборудованная сенсорная комната психолога, спортивные секции, кружок жестовой песни, школьная телестудия аналогов которой еще нет в других коррекционных школах, на таких курсах дети знакомятся с профессией полиграфиста, переплетчика, видеооператора, и познают азы монтажа и фотопечати.

«В начале моего профессионального пути было сложно установить контакт с детьми, но опыт приходит с годами, а с «набитой рукой» становится намного легче работать. А если говорить о более масштабных вопросах, то к этому можно отнести отсутствие вспомогательных ТСО (технические средства обучения) высокотехнологических оборудований, например, звукоусиливающей аппаратуры. В школе она имеется, но не в достаточном объеме, хотелось бы охватить более широкий диапазон учащихся, чтобы каждый ученик смог получать качественный учебный материал», - продолжает свой рассказ Рауан.

Педагог с теплотой вспоминает свой первый урок. Признается, что по большому счету сравнить с обычной школой он не может, потому что почти не работал в такой. В студенческие годы он проходил 3-х месячную активную практику в одной из общеобразовательных школ Караганды, однако на тот период будучи студентом не осознавал себя полноценно учителем или просто не вспыхнула искра между ним, как учителем и учениками.

«Чувства неизвестности больше всего настораживает любого начинающего молодого специалиста. Помню самый первый свой официально трудовой день как сейчас, переступив порог кабинета я увидел ребят из 5 класса к ним меня и определили. С горящими глазами и со светлой улыбкой меня встретили ребята, незаурядное отношение моих подопечных к моей персоне сделало меня с тех пор совсем другим человеком. С каждым разом я понимаю, что именно в коррекционной школе и именно с моими учениками я не притворяюсь. И, надеюсь, что у нас это взаимно», - говорит необычный учитель.

Семья, безусловно, играет важную роль в формировании целостной личности. И Рауан много хорошего опыта перенял из своей семьи. К примеру, его мама обучалась в Житомирском Государственном университете по специальности русский язык для иностранцев. Наверное, с тех пор, как мама рассказывала о своем опыте, к нему и привилась любовь к педагогике.

Затрагивая тему родительства, Рауан признается, что любит родителей своих учеников как родных. Он вместе с ними участвует в процессе воспитания их особенных детей и очень понимает их чувства и переживания.

«Если говорить о родителях моих детей, то они, безусловно, заслуживают большого уважения и восхищения. Это не просто воспитывать и растить ребенка, который отличается от других по состоянию физических признаков, для любой матери это тяжело. С родителями моих учеников мы говорим на одном языке и понимаем друг друга почти с полуслова. Ведь цель у нас одна, и прежде всего мы стараемся быть одной командой, а если в команде есть слабое звено, то цель не всегда достигается. В случаях возникновения, каких-либо проблем, мы стараемся оперативно принять решение. Я люблю родителей своих учеников как своих. Они мотивируют меня ежедневно своим кропотливым трудом о том, что быть родителем это все равно, что быть героем нашего времени в каменных джунглях», - говорит педагог.

Хочется добавить, что Рауан не забывает рассказывать о своей второй семье и на просторах инстаграма. 1 сентября в День знаний он написал в личном аккаунте: «Свои школьные годы я почти уже не помню! Но помню каждую минуту, проведённую вместе с этими ребятами. Это очередной праздник знаний, который, останется когда-нибудь просто воспоминанием».

Так закончился наш рассказ о человеке, который еще немало лет отдаст своей профессии. Педагог, для которого учебный процесс стал смыслом жизни. Работа в необычной школе была его мечтой, которая теперь приносит ему особые эмоции. Нести радость в жизнь слабослышащих детей – это то малое, что он может сделать для них. Поэтому он может с гордостью принимать поздравления от родителей и учеников в День учителя.

#казахстанские педагоги #инклюзивное образование

el.kz

Что вы должны знать об учителях вашего ребенка? 33 секрета педагогов

Вам следует попробовать проникнуть в мысли учителя вашего ребенка, ведь это поможет лучше понять планы уроков. А еще с помощью этого вы сумеете понять, как направлять вашего ребенка, чтобы он мог работать лучше!

Вот 33 главных секрета, о которых вам вряд ли расскажут педагоги!

У них не "милая" работа

Если кто-то учит маленьких детей, не следует говорить им, что его работа "такая милая". Да, упоминать о том, что вы хотели бы и сами клеить аппликации и рисовать весь день, тоже не стоит. Все дело в том, что в процессе обучения учитель присматривается к каждому ребенку, ведь дети выражают совершенно новые свои стороны, когда находятся вне собственного дома.

Они не брачные консультанты

Пожалуйста, на родительских собраниях, постарайтесь придерживаться темы прогресса вашего ребенка, а не говорите о том, что ваш муж не помогает вам по дому.

Они тоже ненавидят ЕГЭ

Да, да, каждый педагог может признаться в том, что он устал от стандартизированного тестирования и необходимости "учить тесты".

Технологии изменили поведение детей (в худшую сторону)

Дети гуляли, играли после школы и решали свои проблемы самостоятельно. Теперь, с появлением компьютеров и телевизоров, им катастрофически не хватает навыков общения. Они не знают, как пройти через обиду, не нагрубив учителю, и совершенно не умеют извиняться.

Они замечают манеры вашего ребенка

Когда учитель слышит громкую отрыжку, он вспоминает, что манеры ученика - это отражение его родителей. Постарайтесь научить своего ребенка тому, как вести себя (единственный способ сделать это - собственный пример).

Да, каждый ребенок особенный, однако…

Ваш ребенок может быть центром вашей Вселенной, однако нельзя забывать о том, что педагог должен поделиться всем, что умеет и знает, еще с 25 другими "центрами".

Сотовые телефоны могут быть огромным отвлечением

Пожалуйста, не давайте ребенку в школу телефон. Ну, или хотя бы отключите функцию приема и отправки СМС-сообщений на время школьных занятий.

Почему им не платят больше?

Люди, которые пинают мяч или проводят игру продолжительностью в пару часов, могут заработать до 20 миллионов долларов в год. Педагоги обучают будущих лидеров и зарабатывают существенно меньше. Что, если бы к учителям относились, как к профессиональным спортсменам?

Они играют огромное количество социальных ролей каждый день

Именно учителя берут на себя роль матери и отца, психолога, друга и советника каждый день. К тому же они контролируют процесс обучения, изучают проблемы в семье, давление со стороны сверстников, сталкиваются с наркоманией и хулиганством. Несомненно, это достойно уважения.

Все, что вы говорите дома, педагоги слышат от ваших детей

Дети постоянно копаются в ваших секретах: деньги, религия, политика, даже папина вазэктомия. И да, все это они несут в школу.

Хотите сделать учителю приятный подарок?

Пожалуйста, больше никаких кружек, рамок или чучел животных. Поздравительной открытки будет более чем достаточно. Благодарственное письмо? Еще лучше.

Ура, каникулы!

Мы ничего не путаем. Педагоги обожают снежные дни и новогодние каникулы ничуть не меньше, чем ваш ребенок (а может, даже немного больше!).

Каких учеников можно считать лучшими?

Ученики, которых педагоги помнят, счастливы, уважительны и добросердечны. И совсем не обязательно с самыми высокими оценками.

Их главное правило для школьников, у которых бушуют гормоны

Держите руки так, чтобы учитель их видел.

На первом году преподавания пятиклассник бросил в него стул

И да, вполне возможно, что этот пятиклассник давно окончил вуз. Это делает профессию учителя героической.

Вы делаете свою работу, педагог делает свою

Порой встречаются родители, которые являются руководителями своих компаний. Они могут прийти и начать педагогу рассказывать, как ему следует работать с классом. Вряд ли какой-либо учитель пришел в офис и попытался давать советы этим людям по поводу того, как им следует работать!

Учителя не приходят в школу за 10 минут до вашего ребенка

И, разумеется, они не покинут стены учебного заведения, как только прозвенит звонок и ваш ребенок выйдет из класса. Многие педагоги работают сверхурочно - до и после уроков.

Они не враги

Поверьте: родители и учителя действительно на одной стороне. И вы не должны воспринимать советы педагога в штыки! Прислушивайтесь к советам, ведь это позволит воспитать ответственного и эрудированного человека!

Дети лгут

Правда, хоть и неприятна, но весьма проста: ваш ребенок будет лгать, чтобы выбраться из неприятностей.

Поощряйте ребенка читать больше

Это ключ к успеху на занятиях - в любом возрасте.

Это их домашнее задание, но не ваше

Учителя понимают разницу между теми родителями, которые помогают своему ребенку с домашней работой, и теми, кто делает это за них (особенно когда дети не могут выйти к доске на следующий день и объяснить ход своих мыслей).

Преподавание - это призвание

Ни один учитель никогда не скажет, что он пошел на это ради денег. Обычно это просто зов сердца!

Проверьте, выполнена ли домашняя работа

Когда ваш ребенок говорит вам, что он сделал домашнее задание, не значит, что это так на самом деле. Вы непременно должны это проверить. Каждый день!

Они тоже устают

Процесс обучения не такое радостное мероприятие, как был пару десятков лет назад. Неуважение со стороны учеников и воинственность родителей не только портят настроение, но и всерьез утомляют.

Поговорите со своими детьми

Родители дают своим детям дорогие гаджеты, но единственное, в чем дети на самом деле нуждаются - это разговор с мамой или папой. Каждому ребенку крайне важно знать, что вы заинтересованы в его жизни.

Они тратят деньги из собственного кармана

Вот еще один секрет: учителя часто покупают вещи, в которых нуждаются ученики, такие как школьные принадлежности и даже обувь!

Общайтесь с педагогом

Поддержка и вовлеченность родителей всегда значит очень много в процессе обучения и воспитания каждого ребенка.

Лето - не всегда пикники и отдых

Отдых летом - это здорово, но многим учителям приходится брать дополнительную работу, такую как работа в летнем лагере, репетиторство, чтобы сводить концы с концами.

Образование - это еще не все

Ваш ребенок не достигнет успеха, только обучаясь в школе и работая с репетиторами. Разумные родители всегда знают, что вуз - это, конечно, хорошо, но ответственность и активная гражданская и социальная позиция значат ничуть не меньше!

Вот какое оправдание отсутствия домашнего задания учителя слышат чаще всего

Да, практически никто больше не говорит: "Собака съела мою домашнюю работу". Но можно довольно часто услышать: "Я оставил его на кухонном столе". И знаете, что самое неприятное? Когда родители поддерживают эту ложь.

Не делайте учителей плохими парнями

Не просите педагогов вашего ребенка делать за вас всю грязную работу. Поверьте, учителя хотят, чтобы родители заставляли своих детей признавать свои действия, вместо того, чтобы заставлять педагогов нарушать правила.

Пусть ваши дети совершают ошибки

Мы знаем, что вы хотите, чтобы ваш ребенок был просто идеальным во всех сферах жизни. Но, пожалуйста, прекратите делать все за вашего ребенка, чтобы запретить ему совершать какие-либо ошибки. Как еще он будет учиться? Дети не мотивированы на успех, когда они чувствуют, что их родители будут выручать их в каждой критической ситуации.

Хорошие дети имеют большое значение

Наверное, в жизни каждого учителя был такой день, когда он всерьез задумывался о смене профессии. И знаете, что заставило его изменить решение? Одна улыбка одного ребенка!

fb.ru

Что ваш учитель вашего ребенка на самом деле думает о вас?

Хотите, чтобы общение с преподавателем вашего ребенка проходило идеально? Узнайте его мнение по некоторым вопросам, и вам будет проще понимать друг друга! Итак, чего могут не знать родители?

Если хотите встретиться, лучше приходите утром

Если вам хочется обсудить с преподавателем какую-либо проблему, лучше приходите перед уроками, чем после. В начале рабочего дня даже тяжелую ситуацию обдумывать проще, чем после множества изматывающих уроков. Вы наверняка тоже устаете после рабочего дня!

Иногда учитель действительно может быть не прав

Но классный руководитель не в праве открыто это с вами обсуждать. Впрочем, если педагог действительно ведет себя непрофессионально, вопрос о его увольнении будет поднят быстро. Вы можете поднимать эти вопросы, просто не удивляйтесь, если реакция будет максимально сдержанной.

Отсутствующий на занятиях ребенок – всегда не очень хорошо

Ни один педагог не станет одобрять вас, если вы решите поехать в отпуск во время учебного года. Это не значит, что учителя не поступили бы так же в подобной ситуации – просто их должность не позволяет им поощрять ваше поведение.

Некоторым детям непросто сфокусироваться

Плохая оценка ребенка может ничего не говорить ни об учителе, ни о самом ребенке. Программа создана по одному шаблону для всех, но некоторым просто требуется особый подход. Встречаются дети, заявляющие, что у них нижнее белье наизнанку, и по их оценкам потом оценивают учителя!

Дети рассказывают обо всем, что с ними случается дома

Учитель знает, когда родители сталкиваются с финансовыми проблемами, ругаются или выпивают. Иногда он знает даже слишком много. Поэтому не думаете, что вся ваша частная жизнь всегда остается под секретом - скорее всего, дело обстоит обратным образом.

Ребенок ведет себя по-разному дома и в школе

Если вы думаете, что ваш ребенок ведет себя в школе точно так же, как и дома, вы серьезно ошибаетесь. Вы можете даже не иметь представления о его истинном поведении. Если учитель сообщает вам что-то, что вас удивляет, иногда все же стоит поверить в услышанное.

Не думайте, что ваш ребенок никогда вас не обманывает

Все дети иногда ошибаются, и даже самые лучшие ученики не всегда делятся проблемами со своими родителями. Поэтому не стоит думать, что учитель ошибается или хочет оговорить ребенка. Вы действительно можете не представлять, как дело обстоит в реальности.

Возможно, проблема – в вашем воспитании

Дети, которых сурово воспитывают дома, не всегда адекватно ведут себя в школе. В результате учителя оказываются в тяжелой ситуации: с одной стороны, родители такого ребенка поощряют исключительно жесткие наказания, на которые не может пойти педагог, с другой стороны, на мягкие замечания ребенок не реагирует. Если вы столкнулись с таким поведением у другого ребенка, возможно, в первую очередь нужно винить не учителя, а родителей, приучивших ребенка к тому, что реагировать нужно только на крик и удары.

Решайте проблемы с каждым преподавателем лично

Не стоит сразу же отправляться с жалобами к классному руководителю или к директору. Если у вас возникли какие-то проблемы, попробуйте решить их с преподавателем лично, так будет куда проще и комфортнее для всех.

Не пытайтесь поменять школьную программу по своему вкусу

Нет никакого смысла в том, чтобы уговаривать преподавателя или директора исключить какие-то части программы по вашему выбору или вовсе отменить какой-нибудь школьный предмет. Это недопустимо, и на подобные меры никто не пойдет.

Исключение – последняя мера

Даже если ученик ведет себя откровенно грубо и его поведение задевает остальных, исключить его будет крайне непросто. Все дети имеют право на образование. Поэтому вы можете не винить учителя в том, что в классе присутствует кто-то, чье поведение вас не слишком устраивает.

С детьми справиться просто

По крайней мере, куда проще, чем с их родителями. Родители нередко пытаются решать детские проблемы самостоятельно, что только обостряет каждую проблему.

Учитель – это призвание

Истинным педагогам нравится их работа. Это возможность влиять и вдохновлять, помогать детям разбираться с проблемами и вместе находить решение. Каждый новый рабочий день приносит новые впечатления. Это единственная такая работа на свете, так что настоящий учитель работает по призванию.

Не делайте уроки за своих детей

Каждый учитель прекрасно отличает работу семиклассника от работы взрослого с высшим образованием, так что не стоит помогать детям с их домашней работой. Дети должны сами совершать свои ошибки и справляться с трудностями, только так они смогут чему-то научиться.

Даже директор школы не сможет предсказать все, что может произойти

Кого-то может стошнить, кто-то может подраться, погода тоже меняется непредсказуемо, словом, день в школе полон самых разнообразных событий. Учитель просто не в силах предусмотреть все, что может случиться с учащимися в течение учебного дня.

Школьные мероприятия – не время для бесед с учителем

Если вы пришли поддержать своего ребенка на школьных соревнованиях или получили приглашение на школьный концерт, не пытайтесь использовать время заодно и для того, чтобы обсудить с учителем успеваемость вашего ребенка. Куда лучше делать это с глазу на глаз, специально договорившись о встрече перед уроками, или посетить родительское собрание. В другое время это может быть просто неуместно.

Трудно что-то сделать, если ребенку не нравится учитель

Вместо того чтобы пробовать перевести ребенка в другой класс, воспринимайте это как полезный жизненный урок: ребенку придется в жизни еще не раз мириться с вещами, которые ему не слишком нравятся.

Иногда лучшая тактика – бездействие

Когда школьник ведет себя неподходящим образом, учитель нередко реагирует не сразу, а позволяет ребенку успокоиться самостоятельно. Попробуйте похожую тактику дома – давайте ребенку выдохнуть и пережить эмоции, не пытайтесь сразу ругать его.

Не стоит смотреть на педагогов свысока

Многие годы существовал стереотип о том, что в педагогический идут те, кто не смог поступить куда-либо еще. Это не так. Учителя не отбросы системы образования, многие действительно работают по призванию. Поэтому не смотрите на педагогов свысока, они заслуживают уважения.

Лучшие ученики класса не всегда гении

Чтобы учитель выделил ребенка, нужно, чтобы тот действительно старался и стремился учиться. Высокий интеллект - это замечательно, но лучший ученик – заинтересованный в учебе.

Не стоит срываться на педагогов, не выяснив деталей конфликта

Экономическая ситуация весьма тяжелая, и многие родители работают слишком много, а о детях заботятся меньше, чем стоило бы. Поэтому родительская забота иногда приобретает неправильную форму. Если в школе возникла проблема, не стоит сразу же кричать и устраивать конфликт с педагогом. Попробуйте сперва спокойно разобраться.

Учитель не может разбираться во всем на свете

Не стоит предъявлять слишком строгих требований к учителю. И без того предполагается, что он должен разбираться во всем – помнить наизусть расписание, меню школьного обеда, быть мастером коммуникации и знатоком психологии, уметь разрешить любой конфликт, победить любую фобию и так далее.

fb.ru

некоторые трудности и как их преодолеть

Часто бывает так, что дети или внуки учителей и директора учатся в той же школе, где работают их родители. Положение в школе учительских детей и самих учителей порой можно сравнить с состоянием балансирующего канатоходца. Педагогу в школе важно оставаться педагогом, а дома быть родителем по отношению к своему ребенку, а ребенку в школе надо быть учеником, а дома — сыном или дочерью. Но зачастую так не получается, и тогда возникают трудности.

Можно выделить несколько категорий трудностей, связанных с детьми учителей.

Мне показалось важным раскрыть суть каждого вида трудностей и призвать всех участников образовательного процесса — педагогов, администрацию, психологов, учащихся и их родителей — решать проблемы конструктивно.

Итак, начнем с первой.

Усиленный контроль педагога-родителя за своим ребенком.

Психологической подоплекой такого поведения может стать устойчивое представление педагога о том, что его ребенок — это его «лицо», а его «потерять» нельзя. Надо держать марку. Педагога постоянно преследует мысль: «у хорошего учителя должны быть хорошие дети». Добавим к этому, что большинство педагогических коллективов женские, а значит, в них обсуждают друг друга, что сильно влияет на самооценку женщины. Таким образом, тревога педагога связана с поддержанием своего образа — как педагога, так и хорошего родителя.

Другой сложный психологический момент кроется в неосознанном желании не отпускать от себя ребенка, быть для него необходимостью, и профессия в какой-то степени способствует этому. Такое желание часто связано со страхом одиночества. Лучшим лекарством от одиночества служат конструктивные искренние связи с окружающими людьми, открытость миру и интерес к людям. И та же педагогическая профессия дает прекрасную возможность использовать такое «лекарство».

Отсутствие объективности при оценивании знаний и умений своего ребенка.

Трудность в объективном оценивании знаний и умений своего ребенка психологически также связана с представлением педагога о том, что ребенок — это его лицо. С одной стороны, учителя бывают более строги к работам своих детей, с другой — у них есть возможность «натянуть» им оценку. Это происходит только из-за того, что им стыдно перед другими за своего ребенка, а так хотя бы формально можно быть «не хуже других». Такая двойственность сильно влияет на эмоциональное состояние педагога-родителя, что приводит к нарушению детско-родительских отношений.

Выход из ситуации заключается в поиске конструктивных решений проблем вашего ребенка.

Надо разобраться, что не получается, почему не получается, когда, при каких обстоятельствах не получается. Консультация специалиста, занятия с репетитором, посещение психологического тренинга, совместное участие в каком-нибудь конструктивном сообществе (типа отрядов «Аванпост» или «Москвоходы»), волонтерском движении и др. поможет разрешить трудности.

Главное — начать действовать и перестать прятаться под маской.

Использование своего служебного положения при наличии трудностей у ребенка.

Большинство матерей сделают все что угодно для блага своего ребенка, тем более когда у него есть трудности. Иногда родители идут в педагогическую профессию в связи с проблемами своего ребенка. В моей практике встречались дети, у которых были серьезные трудности с письменной речью (а в старших классах это катастрофа), и наоборот, с письменной все в порядке, а устно ребенок два слова не может связать.

Были и ребята, блестяще решавшие сложные математические задачи, но с русским языком у них были нелады. И наоборот, подростки, пишущие стихи, грамотно выражающие свои мысли, с трудом выполняли задания, скажем, по геометрии. Таким детям в обычной школе трудно.

Низкая успеваемость по основным предметам снижает самооценку, и у ребенка совсем опускаются руки. В таких ситуациях педагог-родитель старается найти общий язык с коллегами и подыскать варианты исправления ситуации: договаривается о переписывании самостоятельных и контрольных работ, о вариантах зачетной сдачи пройденного материала. Как правило, все это в рамках закона, различных положений и правил внутреннего распорядка. Любой родитель, заинтересованный в успехе своего ребенка, также может поддерживать тесную связь с педагогами, что только приветствуется специалистами, работающими в школе.

Возникновение недопонимания, обид и конфликтов во взаимодействии с коллегами при наличии трудностей у ребенка.

Хорошо, когда тебя понимают, идут навстречу, но иногда бывает наоборот. Попадаются принципиальные люди, для которых принцип «все равны» означает, что учиться надо только так и никак иначе. Вот здесь и начинается недопонимание и даже обиды, что мешает педагогическому коллективу быть командой единомышленников и эффективно работать. Здесь школьный психолог должен обратить внимание на умение членов коллектива различать личные и профессиональные отношения, на сферу этих отношений. Когда в этом вопросе точки над i будут расставлены, обиды исчезнут.

Трудности у учительского ребенка могут носить и поведенческий характер, что частично может быть обусловлено физиологией (гиперактивность), частично нарушенными детско-родительскими отношениями, сложной семейной ситуацией. И тут для педагога важны понимание и помощь коллег. Практика показывает, что замять ситуацию удается лишь на время, вскоре она опять обостряется и становится более сложной и болезненной. Поэтому своевременная помощь прежде всего психолога, а также коллег и администрации — это лучшая профилактика таких ситуаций.

Профессиональная деформация педагога

Профессиональная деформация педагога часто возникает из-за серьезных или периодически случающихся стрессовых ситуаций. Учителю, отдающему всего себя работе, важно получить обратную связь от детей. Когда обратной связи нет или она не оправдывает ожиданий, случается профессиональный кризис. Тут важно взять тайм-аут и привести педагога в нормальное психофизическое состояние. Хороший отдых, смена обстановки, окружения, проработка с психологом или психотерапевтом своих трудностей, осознание себя и своих действий в ситуации стресса, поиск и нахождение ресурсов и вдохновения помогут педагогу вернуться в профессию и на работу.

В этот момент важно попросить помощи у близких, найти у них взаимопонимание и поддержку. Человек может решить свои проблемы, когда он здоров и имеет для этого ресурсы, — это непреложная истина.

Такая ситуация была  и  в моей практике. Знакомая учительница находилась одно время в постоянном стрессе, что, конечно же, сказалось на самочувствии и успешности ее детей. Осознав сложившуюся ситуацию и свое состояние, она приняла решение уйти из школы, чтобы сосредоточиться на обязанностях жены и матери. Нельзя сказать, что все сразу стало на свои места, ведь чем дольше стрессовое воздействие, тем больше времени надо на восстановление. Но постепенно жизнь ее и детей  наладилась.

Нехватка времени на своего ребенка при сильной загруженности педагога

И в заключение о самой распространенной категории трудностей — «нехватка времени на своего ребенка при сильной загруженности педагога». Такая трудность была, есть и, к сожалению, будет. И не только у педагогов, но и у большинства родителей. И для детей педагогов, и для самих педагогов школа становится родным домом. Здесь дети едят, гуляют, делают уроки, читают в библиотеке, ходят в кружки, разве что не спят. И как бы нам ни хотелось построить карьеру, заработать денег, быть значимым человеком для других, прежде всего надо быть счастливым вместе со своим ребенком.

И это возможно, даже работая в школе. Вы не верите? Тогда вспомните педагогические династии, наверняка вы о них слышали.

5psy.ru

5 вещей, которых вы не знали об учителях - Статьи - Дети старше 7 лет

У учителей есть отдельный телефон для звонков родителей

Когда я беру новый первый класс, то завожу специальный номер для звонков родителей, чтобы можно было отключить звук и отдыхать от общения по работе вечерами и в выходные.

Звонят в любое время по любым вопросам. Пик звонков – в 7-9 часов вечера, когда ты только пришел домой после целого дня в школе и разговаривать ни с кем не можешь. Впрочем, и после 22.00 тоже звонят.

– Что было задано на дом? – Вы не видели нашу кроссовку? – У Саши в пенале не хватает одной ручки. – Я знаю, что вы поздно ложитесь спать. Можно вопрос?

Случаются звонки и по серьезным поводам. Я всегда готова поговорить, если родителям кажется, что с ребенком что-то не то, или есть проблема и они хотят посоветоваться.

Девять утра субботы – самое популярное время для детских звонков. Мама еще спит, ее будить нельзя: выходной. А учителя – можно. 

– Упражнение до конца разбирать или только первое предложение? – Стихотворение нужно учить?

Правда, к четвертому году с детьми границы размываются и школьные звонки все равно оказываются на личном телефоне: нет-нет, да и дашь свой номер то одному, то другому родителю. Например, чтобы убедиться, что все дети дошли до дома. Профессия не позволяет отстраниться от работы во внеурочное время.

Хотя некоторые мои коллеги держат строго два телефона – рабочий и личный.

Раньше учителей обсуждали на кухнях, а теперь — в телефонах

Многие учителя общаются в родительских группах в WhatsApp, я – нет. Хотя кое-что из этих разговоров до меня все-таки доходит – иногда кто-то из мам приходит и рассказывает.

Сейчас стало больше пап, которые участвуют в женских разговорах в чатах. Обсуждают учителей, их одежду, поведение. Вероятно, про все это и раньше говорили – на кухнях, а теперь обсуждения переместились в телефоны. Мне такие разговоры неприятны. Пусть общаются, но без меня.

Если нужно сделать объявление, передаю информацию родительскому комитету. Если родителям надо что-то мне сказать, я предлагаю прийти и поговорить. Когда общаешься лично, чувствуешь настроение – доволен ли человек, недоволен, расстроился, полегчало.

Сейчас появился электронный журнал, детей водят в школу няни и, кажется, скоро родители в школу ходить совсем перестанут. Какой тут контакт с семьей, которого просят от учителей?

Безапелляционный тон образует бездну между родителем и учителем

Самое важное для нормальных отношений между родителями и учителями – диалог. Если возникают вопросы, просто вежливо задайте их, не держите в себе. Обида копится и растет, как снежный ком. У меня больше 30 учеников – то есть порядка 60 родителей, плюс бабушки и дедушки. Догадаться, о чем думает каждый из них, невозможно.  Если не общаться, может создаться иллюзия, что всех все устраивает, а потом раз – письмо с жалобой, как гром среди ясного неба.

Если вы отдали ребенка в класс к учителю как к специалисту, уважайте его и прислушивайтесь к нему. Родители, конечно, лучше знают своих детей, чем учителя. И все же некоторых нюансов они не замечают.

Худшее, что учитель может от вас услышать – это безапелляционный тон. Особенно, если с таким настроем вы приходите к опытному педагогу. Чем старше становится учитель, тем моложе для него родители учеников, и тон, не терпящий возражений, это сразу – бездна в общении. 

Например, я работаю больше 30 лет, и мне уже не хочется кому-то что-то доказывать, переубеждать. Я говорю: «У вас всегда есть право выбора: в параллели несколько классов». Честно говоря, с родителями тяжелее работать, чем с детьми.

Не стоит говорить при ребенке о том, что вы недовольны его учителем. Я же не говорю ему, что у него родители какие-то не такие. 

Помните, что учителя работают в интересах детей. Любому педагогу хочется, чтобы из его учеников получились хорошие люди. Ведь то, какими вырастают дети, – это плоды не только родительского, но и учительского труда.

Во время загрузки произошла ошибка.

Самый простой способ отбить охоту к учебе у ребенка – завысить планку. Сталкиваюсь с этим часто: мама считает, что ее ребенок гениальный – и он должен соответствовать. У нее – идея фикс, что в 40 лет она родила гения, и тот должен быть первым везде: во всех предметах и на внеклассных мероприятиях. А ребенок – обычный, не тянет такую нагрузку: конкурсы, призовые места... Это отбивает охоту у умных детей, которые могут учиться.

То, что учителя любят отличников, — миф

Есть распространенное мнение, что якобы педагоги любят тех, кто хорошо учится. Это ерунда. У меня есть, например, слабый ученик, но – вежливый, и родители приятные. А есть ребенок, который учится на все пятерки, но не вызывает особенной симпатии – просто хороший ученик, не более. 

В основе симпатий и антипатий – человеческие качества. Дети бывают разные, родители тоже. Чем старше становятся дети, тем больше понимаешь, чего от них можно ожидать. Так, уже в начальной школе, в третьем-четвертом классе, бывают попытки травли. Начинается с мелочей: ребенок рассказывает стихотворение, а кто-то ему рожи корчит.

Но чаще в младших классах обнаруживаешь детей просто «непринятых». Обычно они тихие, закрытые, не инициируют общение с одноклассниками. Таких стараешься побольше вовлекать в конкурсы и другие мероприятия, подчеркивать достоинства, хвалить перед всем классом даже за мелочи. Это работает: одноклассники начинают смотреть на этого ребенка другими глазами, и сам он становится увереннее, охотнее идет на контакт.

Первый класс — стресс и для учителей тоже

Когда учитель принимает новый первый класс, он, как правило, еще скучает по детям, которые выпустились. Родители и ученики тоже по понятным причинам нервничают. Чтобы такого стресса было меньше, нужно заранее, плавно приучать ребенка к школьным правилам – к аккуратности, пунктуальности, организованности. Складывать тетрадки в папочку, ручки-карандаши – в пенал. Соблюдать дома какие-то самые простые правила. Ведь когда все новое сваливается на него в один день – ребенок не справляется.

Все чаще приходят дети, которые не знают слова «надо». И если учитель просит выполнять правила, у детей стресс – они не могут быстро перестроиться. Пока приучишь их к этому, уже и выпускать пора.

Читайте также: почему не надо делать уроки с ребенком: 5 причин.

deti.mail.ru

8 советов родителям, если у ребёнка не сложились отношения с учителем

Школьный конфликт — не то, что можно игнорировать. Даже родителям, которые в школе бывают только 1 сентября, а в электронный дневник впервые заглядывают под Новый год. Но скандал может сделать ещё хуже. Вроде и бездействовать нельзя, и навредить не хочется. Вот тут несколько советов, которые подскажут родителям, где надо махнуть рукой, а где — бежать к директору.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

1. Поговорите с ребёнком. Но так, чтобы его правда услышать и понять

Конечно, бывают ситуации, когда не до разговоров и надо бежать не то что к директору, а прямо в полицию. Но обычно в конфликте с учителем сразу не ясно, кто тут виноват и что вообще случилось. Постарайтесь провести этот разговор нейтрально — вам нужны факты, а не эмоции. То есть если вы, заглядывая ребёнку в глаза, трагическим голосом спрашиваете, что там эта чокнутая химичка опять устроила, то не сомневайтесь, ребёнок постарается дать такие подробности, чтобы мама осталась довольна. Это не нейтральный разговор о проблеме, так и знайте.

Фрагмент картины Фрица Зондерленда

2. Вы должны быть на стороне ребёнка. Даже если согласны с учителем

Если школа всерьёз предъявляет что-то вашему ребёнку, не надо удваивать удар. Даже если вы согласны с обвинениями, никогда не выступайте против своего ребёнка публично. Да и просто поддакивать («Да, да, он такой лентяй, сами стонем») — плохая идея, хотя она и была в ходу у наших родителей. Ребёнок должен знать, что в конфликтах вы на его стороне. Потому что он ваш ребёнок и вы должны его защищать. Да, воспитывать вы тоже должны, но когда все против одного, это больше похоже на травлю, а не на воспитание.

3. Убедитесь, не мерещатся ли вам злые козни там, где их нет

Да, иногда учитель поступает несправедливо. Но за несправедливостью необязательно стоит скрытая неприязнь к вашему ребёнку. Признайтесь, вы тоже не всегда разбираетесь, кто из детей устроил погром в квартире за те пару субботних часов, что вы спали, и сгоряча кричите не на того или на всех сразу. Даже на кошку. В общем, если учитель выгнал вашего ребёнка с урока за то, что тот болтал с соседом, это ещё не значит, что ваш теперь навсегда изгой, а сосед — любимчик.

Фрагмент картины Юлиуса Герца

4. Поговорите с учителем с глазу на глаз

Разговор с учителем — самый важный пункт. На этом этапе ни в коем случае не надо подключать вообще никого — ни других родителей, ни директора. Вспомните всё, что вы читали о важных переговорах: внимательно слушать, не перебивать, не теребить пуговицу и всё такое. Разговор этот нужен и вам, и учителю, чтобы услышать друг друга. Очень часто, кстати, после разговора проблема рассасывается. Когда вместо злобной училки, ненавидящей всех детей на свете (а вашего так вообще), вы видите перед собой неравнодушную женщину, которая задерживается после работы допоздна, чтобы поговорить — тадам — о вашем ребёнке, скандала уже не так хочется.

5. Не спорьте с учителем по мелочам

Бывает, что причиной конфликта оказывается вовсе не то, за что надо биться насмерть. Если для вас спорный вопрос вполне себе проходной, а для учителя, наоборот, очень важный — идите учителю навстречу. Приводить ребёнка вовремя (да, перестать просыпаться за пять минут до выхода), регулярно смотреть электронный дневник (найти, наконец, пароль!), оборачивать учебники в обложку (хватит откладывать поход в магазин, уже ноябрь) — это всё можно сделать малой кровью. И будет всем счастье.

Фрагмент картины Яна Стена

6. По важным вопросам тоже не спорьте

Бывает, что вы с учителем не сходитесь по принципиальному вопросу. Всем известно, что по-настоящему принципиальных вопросов, по которым компромиссы невозможны, всего два: можно ли кормить грудью в общественных местах и делать или не делать уроки с ребёнком. Так вот, допустим, учитель требует от вас сидеть за уроками, а вы считаете, что это не нужно и даже вредно. Спорить тут — только нервы портить друг другу. Лучше даже не начинайте. Соглашайтесь, кивайте, обещайте, а у себя дома делайте так, как считаете нужным. Ребёнок-то ваш, а не школьный.

7. Если с учителем не пошло, идите к директору

Если разговор с учителем не привёл вас к взаимопониманию или компромиссу и вы видите, что зашли в тупик, пора к директору. Иногда директор может повлиять на позицию учителя или вы можете договориться с ним о переводе ребёнка в параллельный класс. В общем, как правило, что-то можно сделать.

Вот тут, если вы принципиальный борец, можно высказать все свои претензии к учителю, школе и к образованию вообще. Между прочим, это не так бесполезно, как кажется. Именно родители по закону — «заказчики образования». Так что если вам есть что сказать — говорите. Скорее всего, вас внимательно выслушают. Если нет — переходите к следующему пункту.

Фрагмент картины Ральфа Хедли

8. Ну а если и это не сработало — тогда всё-таки сменить школу (или хоумскулинг)

Если ничего не помогает, администрация на контакт не идёт, конфликт не решается и вы видите, что на ребёнке всё это плохо сказывается — меняйте школу. Это не так сложно, как кажется. Потому что школа — это надолго (11 лет вообще-то) и ребёнок должен ходить туда если не с удовольствием, то точно не каждый день как на казнь. В конце концов, можно перейти на любую другую доступную и подходящую вам форму обучения — семейную, например. И тогда на месте учителя окажетесь уже вы.

mel.fm

Каково это – быть ребенком учителя? Взгляд на профессию педагога глазами детей бывших учителей

Скоро День учителя! Праздник тех, на кого возложена великая миссия – сеять и взращивать «мудрое, доброе, вечное». Давать молодежи знания не только по конкретным наукам, но и учить патриотизму, гуманизму, порядочности, состраданию, доброте, то есть быть достойными гражданами и настоящими людьми. Представляете, какая это ответственность, когда от тебя во многом зависит, каким будет будущее страны!

Вот учителя и стараются! Порой отодвигая на второй план свои семьи, лишая себя полноценного отдыха и сна, забывая о личной жизни. Но кто об этом знает?!

Разве что их домочадцы: родители, мужья, дети. Глазами детей бывших учителей я предлагаю вам сегодня взглянуть на эту профессию, а заодно и попытаться прочувствовать, каково это – быть ребенком учителя.

Для меня учеба в школе – чудесное время

Рассказывает заместитель главы администрации Дзержинска по внутренней политике Павел Воронин:

– Моя мама, заслуженный учитель Российской Федерации Нина Павловна Воронина, преподавала физику в дзержинской школе номер тридцать шесть, которую потом благополучно, с золотой медалью, окончил и я.

Когда я родился, трехгодичных декретных отпусков у женщин вообще не было, к тому же учителей в нашем городе не хватало, поэтому она вышла на работу, едва мне исполнилось два месяца. То есть в школе при маме я находился практически с рождения. Я вырос в ее физической лаборантской, куда она меня определяла, пока вела уроки. В этой лаборантской были различные приспособления для физических опытов, которыми я с упоением играл. Иногда запускал их в класс, отвлекая тем самым маминых учеников от уроков.

Я знал практически всех маминых коллег еще до того, как сам стал школьником. Причем знал не формально: они же вместе собирались, отмечали праздники, приходили к нам в гости. Потом я вырос, пошел в школу и тут столкнулся с неким, как сейчас принято говорить, конфликтом интересов. Ведь одно дело, когда ты ребенком видишь учителей у себя дома, в теплой, дружеской обстановке, и совсем другое, когда сам становишься их учеником и они начинают с тебя что-то спрашивать, требовать. Я оказался именно в такой ситуации, и это поначалу было несколько непривычно.

В школьные годы во мне боролись два человека. С одной стороны, как всех детей, тянуло к озорству, весной хотелось портфель подальше забросить и сбежать с уроков, но с другой стороны, было стыдно подвести и огорчить маму. Ведь о любой моей шалости в школе маме становилось известно практически сразу же, от нее как бы ждали соответствующей реакции, и она реагировала: принимала надлежащие меры по отношению ко мне.

Под особо же строгим контролем мамы было не мое поведение, а успеваемость, хотя тут я и сам не давал себе никаких поблажек. Дело в том, что и моя мама, и старшая сестра окончили школу на отлично. Разве при таком раскладе я мог позволить себе сломать семейную традицию?! Ни в коем случае! Золотая медаль стала моей первой серьезной целью в жизни, и я ее достиг.

Мама предъявляла самые серьезные требования к моим знаниям. И оценивала она их, как мне казалось, куда суровее, чем у остальных. Но я за это нисколько на нее не в обиде, а напротив, благодарен. Ведь в том числе благодаря ее такому подходу ко мне, у меня никогда не было проблем с одноклассниками.

Мама, несмотря на строгость и требовательность, была достаточно демократичным учителем. Она всегда находилась на одной волне со своими учениками, а иногда некоторых даже от участкового спасала. Ну а мне, конечно, приходилось соответствовать – быть примерным учеником и хорошим сыном.

А вообще, время учебы в школе я вспоминаю с теплотой. Это было чудесное время, время знакомства с миром, время искренней дружбы, счастливого детства и беззаботной юности.

Мне оказалось не под силу нести на себе бремя безупречности

А теперь воспользуюсь служебным положением и предоставлю слово себе.

Практически вся трудовая деятельность моей мамы, Альбины Николаевны Егоровой, была связана с Володарской средней школой номер сорок один – там без малого сорок лет она преподавала литературу и русский язык.

О том, что работа мамы потребует от меня некой жертвенности, я поняла еще в детсадовском возрасте, когда по вечерам часто от мамы слышала: «Алла, не мешай мне сосредоточиться, я же работаю!» Я видела, что она сидит за столом, обложившись книгами, тетрадями, и что-то листает, пишет, но своим детским умом не понимала: что же она делает целыми днями на работе, если еще и вечерами дома работает? Мне хотелось, чтобы вечера принадлежали мне или, по крайней мере, лавочке у подъезда, где частенько коротали время после трудовых буден мамы моих приятелей по дому. Но нет – моя после работы работала: готовилась к урокам, проверяла тетради, которые (целые кипы) почему-то имела привычку складывать на подоконник, где я любила играть. Меня это оскорбляло до глубины души, я страшно ревновала маму к этим тетрадям. Но молчала, никаким действием их не оскорбляя.

Куда меньше повезло двухтомнику «Война и мир». С ним я тоже была вынуждена делить пространство подоконника и почему-то именно его считала главным злом и виновником того, что мама дома по вечерам, а нередко и в воскресенье (у нее был один выходной день) работает. Я постоянно прятала куда-либо этот пресловутый двухтомник (от более серьезных мер меня удерживало не по-детски развитое чувство самосохранения), но, видимо, так «виртуозно», что через некоторое время он снова лежал на своем месте.

Для меня было настоящим праздником, когда мама по вечерам дома не работала, и тогда мы проводили их вместе: она брала меня с собой... в школу на факультативы, литературные вечера, которые постоянно устраивала для своих старшеклассников, или же в обход трудных учеников. В те годы было в порядке вещей, чтобы учителя вечерами делали такие обходы: знакомились с условиями проживания учеников, выясняли, знают ли родители, чем интересуется их чадо, с кем дружит. Учителя это, как правило, знали!

Учиться я пошла в ту же школу, где работала мама. В начальных классах страдала больше всего от того, что, даже когда болела, была вынуждена делать домашнее задание, – мама мне его каждый день приносила, чтобы на следующее утро отнести на проверку учительнице. Нет, мне нетрудно было домашнее задание делать, но такой подход мамы к моей личности я воспринимала как высшей степени несправедливость: другие же дети, болея, «домашку» не выполняли. Уже в средних классах я отвоевала себе право быть в этом, как все. Глупость, конечно же, но тогда я воспринимала это как некую победу.

Вообще же, учась в школе, где работает мама, а в особенности позже, учась непосредственно у нее, я постоянно находилась в состоянии внутренней раздвоенности, ощущая на себе в полной мере закон единства и борьбы противоположностей. С одной стороны, я не хотела и боялась подводить маму: ну какой будет у учителя авторитет, если успеваемость и воспитание его ребенка оставляет желать лучшего?! Но с другой стороны, уже в средних классах мой характер так начал заявлять о себе, что я поняла: нести на себе бремя безупречности не смогу. Я хорошо училась, была в целом прилежной девочкой, но уже тогда язык мой стал моим врагом. Во всяком случае, некоторые учителя жаловались маме на мои комментарии с места, хотя были-то они безобидными, всего лишь с претензией на юмор. Мама, разумеется, проводила со мной психолого-педагогические сеансы, но достаточно корректные, потому что понимала: мои словесные инсинуации всего лишь попытка заглушить в себе многочисленные комплексы учительской дочки.

Хотя по большому счету, сама я нисколько не жалела и не жалею о том, что на мою долю выпала участь быть учительской дочкой. И в том, что я стала журналистом, заслуга прежде всего мамы, хотя сама она в этой профессии меня никогда не видела.

Алла ЕГОРОВА.

P.S. Дорогие учителя, бывшие и нынешние, пусть любовь детей, уважение родителей и внимание властей сопровождают вас по жизни. Терпения вам, физических и моральных сил и простого человеческого счастья. Спасибо вам!

reporter-dz.ru