Научные изыскания и вклад Ломоносова в литературу. В какие науки ломоносов внес свой вклад


Какой вклад в науку внес Ломоносов

Один из самых выдающихся русских ученых – Ломоносов Михаил Васильевич. Это первый русский ученый-естествоиспытатель мирового масштаба, ему принадлежит множество трудов в области естественных и технических наук. Ломоносов был ученый-энциклопедист, также внес большой вклад в гуманитарные науки - историю, поэзию, грамматику.

Инструкция

completerepair.ru

Научные изыскания и вклад Ломоносова в литературу

Михайло Васильевич Ломоносов навсегда вошел в историю как великий реформатор русского языка и стихосложения. Российская литература в XVIII веке находилась под влиянием значительных изменений, которые пришли в культурную и общественную жизнь страны после реформ Петра. М. В. Ломоносов оказался у истоков зарождения новой русской литературы. Он – не только великий ученый своего времени, но и лучший поэт той эпохи. Так какой вклад Ломоносова в литературу? Его перу принадлежат произведения совершенно разных жанров: басни, эпиграммы, лирические стихи, сатирические, оды, трагедии. Но заслуга его не только в этом.вклад ломоносова в литературу

Реформа русского языка

С именем Ломоносова мы связываем и реформу русского языка. Он первым создал научную русскую грамматику. Его работа о трех стилях, суть которой в том, что церковно-книжная речь устарела и является своеобразным тормозом, была революционной в ту пору. А потому вклад Ломоносова в развитие литературы трудно переоценить. Он первым призвал развивать понятный и живой язык. А для этого заимствовать все лучшее из народной речи и вносить эти элементы в художественные произведения. В «Письме о правилах российского стихотворства » (1739) он говорит, что язык развивать нужно, основываясь на его природных свойствах, и не заимствовать элементы чужой речи. А ведь это замечание очень актуально и в наши дни, когда русский язык переполнен англоязычными терминами, американизмами, которые вытесняют родную речь.вклад ломоносова в русскую литературу

М. В. Ломоносов: вклад в русский язык и литературу

Языкознание и литературоведение – науки многогранные. В процессе их изучения уделяется внимание и стилистике. И тут поистине неоценим вклад Ломоносова в литературу. Он предложил использовать низкий, посредственный и высокий стили. Что это такое? Высокий стиль должен был использоваться для написания од, поэм, праздничных речей. Средний – для дружеских писем. А низким стилем рекомендовалось излагать обычные истории, слагать комедии, эпиграммы, песни. В таком ключе допускалось и использование простонаречий. Так Михаил Васильевич гармонично объединил и старое, и новое в одно целое.

Фраза о том, что Ломоносов сделал огромнейший вклад в развитие русского языка и литературы, – это не просто патетика. Он обладал глубокими знаниями в сфере точных наук, был знаком с западноевропейскими языками, латинским и греческим. Природные таланты позволили Ломоносову заложить фундамент русской научной, технической терминологии. Его советы в этой области имеют большое значение и в настоящее время. Мы зачастую даже не замечаем, что многие термины, составленные по его рекомендациям, употребляются и сейчас. Например, удельный вес, ось земли… Именно Михайло Васильевич ввел в научную терминологию ряд слов, имеющих обыкновенное бытовое значение: движение, частицы, опыты. Постепенно эти нововведения вытеснили прежнюю терминологию. Так великий знаменитый русский ученый заложил основы научного языка, без которого сложно было бы обходиться и современным ученым мужам, и простым обывателям.ломоносов вклад в русский язык и литературу

Достижения в сфере литературного творчества

А теперь давайте вернемся к главной теме нашего разговора и вспомним (а кто-то, возможно, только узнает), каким же был вклад Ломоносова в литературу… Следует сказать, что он завершил реформу стихосложения и подкрепил ее собственными произведениями поэтического жанра.

Кроме того, Ломоносов содействовал становлению классицизма в русской литературе. Своими одами он прославил победы русских над своими врагами («Ода на взятие Хотина»). Но в них присутствовали и научные, и религиозные темы («Утренние размышление о божием величестве»). Ломоносов по своей натуре был поэтом-гражданином. В своих произведениях он ярко демонстрирует собственное отношение к поэзии. Михайло Васильевич воспевает императрицу Елизавету Петровну как сторонницу просвещения, приветствует мир и спокойствие как залог развития наук. Он славит реформы Петра.

А как поэт описывает просторы матушки-России, моря, реки и леса! Всеми этими богатствами должны овладеть и поставить их на службу державе и народу ученые люди. Ломоносов глубоко верил в русский народ. По его мнению, сила и благо державы кроются в развитии точных наук.вклад ломоносова в развитие литературы

Многогранная личность

Вклад Ломоносова в литературу – это и новый размер стиха, и другая речь, и содержание. По сути, с этого началась новая эпоха в литературе. Следует отметить, что при всей ценности трудов Ломоносова в данной сфере, они для него были лишь побочными. Главной его специализацией было естествознание. В этой области гениальность этого человека проявилась с большей силой. А на свои литературные произведения он смотрел как на наиболее хорошую форму выражения революционных мыслей. Ломоносов использовал и такие формы поэзии, как эпиграммы, сатирические произведения, стихотворные шутливые пьесы. При скучности литературы тех времен его пьесы вызывали порой бурю и резкую критику.

Труды великого ученого

Теорию классицизма Ломоносов ввел в рождающуюся русскую литературу, где она господствовала весь восемнадцатый век. Важнейшими трудами Михайла Васильевича в области русского литературного языка и стихосложения стали: «Российская грамматика» (1755-1757), «Рассуждение о пользе книги церковных в российском языке» (1757), «Письмо о правилах российского стихотворства» (1739).какой вклад ломоносова в литературу

Чтоб оценить вклад Ломоносова в литературу и язык, необходимо понимать, в каком положении находился русский язык в ту эпоху. В древнерусском письме изначально установилось резкое расхождение между литературной речью, живой и языком «книги». Такая ситуация сохранялась семь столетий. А вот с реформами Петра Великого появляется неопределенная смесь новых элементов. И лишь Ломоносов, со свойственной ему гениальностью, сумел из хаоса построить стройные ряды нового литературного языка. В деле изучения русской грамматики Михайло Васильевич впервые сформулировал строгие научные правила, точно определив разницу между литературным и церковным языком.

Подводя итоги

Что же сделал для нас М. В. Ломоносов? Вклад в русский язык и литературу этого ученого мужа поистине огромен, впрочем, как и достижения в области точных наук. Он расширил грани строго регламентированной поэтики классицизма, показал дальнейшие пути развития отечественного стихосложения. Поэты-романтики будут пользоваться его приемами и в начале девятнадцатого века. Михайло Васильевич стал основоположником оды, выработав особую поэтическую форму, необходимую для изложения высоких патриотических идей.

Вот таким был вклад Ломоносова в русскую литературу.

fb.ru

какой вклад ломоносов внёс в развитие науки?

Он первый университет в России открыл...

Среди работ Ломоносова - работы по филологии, истории, химии, физике (по исследованию атмосферного электричества), астрономии (26 мая 1761 во время прохождения Венеры по диску Солнца открыл существование у нее атмосферы), геофизики (исследования земного тяготения), геологии и минералогии (доказал органическое происхождение почвы, торфа, каменного угля, нефти, янтаря), разработка технологии получения цветного стекла

вклад в литературу, языкознание (теория о трех штилях), химию, астрономию и т. д. открой википедию.

Во времена, когда родился и жил величайший русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов, выходцы из низших слоев не имели права обучаться наукам, кроме как письму и чтению. Да и это право использовал не каждый, поскольку учиться в крестьянской среде считалось делом пустым и совершенно ненужным. Поэтому пример Ломоносова достаточно уникальный по тогдашнему времени и царящим тогда нравам. Жизнь М. В. Ломоносова была богатой событиями, и путь от холмогорского мальчишки до выдающегося ученого был трудным и интересным одновременно. Пример стремления к знаниям Ломоносова с самого его раннего возраста актуален и сегодня, и не зря современные родители еще до того, как купить детские ходунки bebe confort, приступают к раннему обучению и развитию своих детей. Родился Ломоносов Михаил Васильевич в 1711 году в небольшой деревне, расположенной на одном из островов в дельте реки Северная Двина около города Холмогоры Архангельской губернии. Его отец был черносошным свободным крестьянином и занимался рыбным промыслом, поэтому этот факт должен был предопределить и судьбу будущего ученого. Однако счастливый случай вывел Михаила на совершенно другой жизненный путь. У местного дьяка Сабельникова мальчик обучился грамоте, освоил азы чтения и письма. У знакомого крестьянина Михаил нашел книги, который стали для него воротами в ученый мир: «Псалтырь» Семена Полоцкого, «Грамматику» Мелентия Смотрицкого, «Арифметику» Леона Магницкого. Мачеха и отец были против стремлений Михаила к учению. Но упорство помогает ему достичь своей цели, и он, втайне от отца, с рыбным обозом отправляется в 1730 году в Москву. А вскоре пытается поступить в Славяно-греко-латинскую академию, учиться в которой могли только дети священников. Но и здесь Ломоносову повезло, так как по причине недобора разрешено было брать на учебу разночинцев, и Ломоносов, назвавшись сыном холмогорского дворянина, был принят. Старание вскоре выводит Михаила в число лучших учеников. В 1736 году его отправляют учиться дальше в университет Академии наук Петербурга. Стремление к знаниям Ломоносова было оценено, и его в том же году направляют в Германию для обучения химией и горному делу, где в 1739 году он с успехом заканчивает Марбургский университет, после чего продолжает обучение в Фрейберге, откуда вынужден был через год уехать из-за ссоры с немецким ученым. Странствуя по Германии, Ломоносов выдает себя за немецкого студента, в результате его рекрутируют в прусскую армию, откуда ему удается сбежать. В 1741 году ученый возвращается в Россию в Академию наук Петербурга, где продолжил заниматься наукой до конца жизни, преодолевая трудности, козни и интриги недоброжелателей. В 1765 году Ломоносов умирает в результате тяжелой болезни. Ломоносов внес огромный вклад в развитие науки и литературы того времени. Его наследие – это огромное количество работ в различных областях знаний, и это многообразие не может не удивлять и не вызывать восхищения. Ломоносов внес огромный вклад в развитие физики, горной металлургии, географии, геологии, астрономии, истории, литературы и др. Он дополнил знания об атомно-молекулярном строении веществ. Опроверг учение о теплороде, утверждая, что теплота вызывается движением частиц тела. Создал основы развития физической химии, уделял огромное внимание изучению атмосферного электричества и силы тяжести. Михаил Ломоносов заложил основы учения о цвете, разработал несколько видов оптических приборов, открыл существование атмосферы на Венере, а также ему принадлежит принцип сохранения материи и движения. Ломоносов в своих трудах изучил строение Земли и происхождение каменного угля, нефти и торфа, опубликовал исследования по горной металлургии. Как географ доказывал важность освоения Сибири и значение для российского государства Северного морского пути. Михаил Ломоносов внес огромный

education.ques.ru

Заслуги Ломоносова в науках - описание и интересные факты :: SYL.ru

19 ноября 1711 года в небольшой деревеньке Архангельской области на свет появился человек, которому суждено было стать одним из величайших ученых за всю историю человечества. Звали его Михаил Васильевич Ломоносов. Родился он в семье, глава которой на протяжении многих лет занимался ловлей рыбы. Людей, обученных грамоте, среди Ломоносовых было немного. Однако Михаил рыбаком не стал. В возрасте девятнадцати лет он отправился в Москву.

Заслуги Ломоносова в науке и литературе переоценить невозможно. Он провел обширные по тем временам физико-химические исследования, заложил основу науке о стекле, внес огромный вклад в развитие астрономии, географии, приборостроения, металлургии. Немало сделал и для литературы. Как так случилось, что сыну рыбака удалось прославить на весь мир русскую науку, положить начало созданию русской словесности?

Детство гения

Отец, дед, прадед учёного были крестьянами-поморами. Кто такие поморы? Представители этой небольшой этнографической группы не находились в прямой зависимости от помещиков. Они трудились на землях, принадлежавших государству. Таким образом, можно сказать, что поморы представляли собой крестьян, обладавших большей свободой, нежели те, что проживали в центральной части России.

В селе, где провел детские годы Ломоносов, школ не было. Однако, как ни странно, люди, которые ценят книжную культуру, здесь встречались чаще. В условиях свободы и независимости человек трудится более плодотворно, что не раз доказано. Отец будущего ученого, например, сам построил судно, на котором плавал на промыслы. Сын нередко сопровождал его в этих поездках.

Любовь к прекрасному у Михаила проявилась довольно рано. Во время путешествий он наблюдал за полярными льдами, таинственным северным сиянием. Возможно, в один из таких дней и проснулся поэт в крестьянском сыне Михаиле Ломоносове. Заслуги в литературе этого человека значительны, хотя его произведения сегодня читают чаще филологи.

Обучение грамоте

Ещё в детстве будущий учёный раздобыл где-то грамматику церковнославянского языка, по ней и учился читать. Затем в руки ему попала "Арифметика", в которой содержались основы не только математики, но и географии, физики, астрономии, навигации. Эта книга вызвала у героя нашей статьи жажду знаний. Удовлетворить ее регулярное перечитывание книг, конечно, не могло.

В 1731 году Михаил Ломоносов совершил первый в своей жизни подвиг. Он отправился в Москву. Не на поезде, которого тогда и в помине не было, и не на лошадях, а пешком. Ломоносов не только добрался до столицы, но и поступил в единственную имеющуюся в то время высшую школу.

В Москве

Система образования XIX века современному человеку показалась бы нелепой. Например, учащиеся Славяно-греко-латинской академии, среди которых числился и Михаил Ломоносов, могли услышать от преподавателя рассуждения о весе ангела. Всё же, наряду с такими странными теориями, молодые люди получали немало ценных знаний.

Ломоносов изучал латинский, греческий. Без этого в те времена получить глубокое образование было невозможно. Все научные труды печатались именно на латыни. Жалование студента составляло один алтын. На пропитании приходилось сильно экономить. Порою в день Ломоносов съедал кусок хлеба да выпивал стакан кваса. Остальные деньги тратил на бумагу, обувь и прочие нужды. Так ему приходилось существовать на протяжении пяти лет.

Несмотря на невыносимо трудные условия науку, он не оставил. Более того, с каждым днём понимал, что знаний, полученных в академии, недостаточно. Его непреодолимо тянуло к настоящей науке - не схоластической, а той, что связана с земной жизнью.

В Германии

В 1736 году Михаил Ломоносов в числе лучших студентов академии был отправлен за границу. В Германии он провел пять лет. Христиан Вольф стал первым учителем Ломоносова. Заслуги немецкого ученого относились преимущественно к области философии. Вольф - один из самых заметных мыслителей того времени.

Ломоносов довольно быстро превзошел своего учителя. В 1739 году он отправился в Фрейберг. В немецком городе студент из России изучал металлургию и горное дело. Тогда его учителем было Генкель - ученый, который придерживался схоластических взглядов и на природу, и на науку. Однако выходец из русских крестьян шел к высокой цели своей дорогой. При изучении горного дела он, например, не ограничивался теоретическими знаниями. Не раз спускался в шахты, часто беседовал с рудокопами.

В годы пребывания в Германии наш герой проявил необыкновенную широту интересов и устремлений. Он изучал точные науки, занимался вопросами литературы, языка, философии. Весной 1740 года началось странствие Ломоносова по Голландии и Германии. Во время этого путешествия он познакомился с наукой о добывании торфа. В 1741 году Ломоносов, наконец, вернулся в Петербург.

Главные заслуги Ломоносова

Плодотворная работа ученого продолжалась около четверти века. Вплоть до преждевременной смерти. По возвращении в Петербург жизнь его была тесным образом связана с наукой. Что можно сказать кратко о заслугах Ломоносова? Этот человек много лет посвятил математике, металлургии, геологии, астрономии, географии, горному делу, истории. Ни в одной из перечисленных сфер он не был дилетантом. В каждой он проявил себя как талантливый исследователь.

Заслуги Ломоносова перед Отечеством прежде всего в том, что он создал первую в стране химическую лабораторию, где совершил открытия мирового масштаба. Этот человек является основателем физической химии. Он разработал основы атомно-молекулярного учения. Ломоносов-астроном наблюдал прохождение Венеры по солнечному диску, он также совершил ряд открытий, имеющих отношение к атмосферному электричеству.

Теория и практика

Если б Ломоносов полагался лишь на теоретические исследования, ему бы не удалось достигнуть столь высоких результатов. Однажды он задумал создать на своей родине мозаичное искусство. Ломоносов организовал фабрику, на которой изготавливались цветные стекла и бисера. Затем обучил этому делу рабочих. Сам же работал художником. До наших дней сохранилась "Полтавская баталия" - замечательная работа Ломоносова. В этой области он проявил себя как ученый, художник, химик.

История

Немало Ломоносов сделал и для развития гуманитарных наук. В 1753 году он приступил к написанию исторического труда. Ему удалось создать только первый том. Но и то, что тогда написал Ломоносов, представляет большой интерес для исследователей. В своем сочинении ученый высказал прогрессивные идеи о судьбе славянских народов, вступил в полемику с иностранными историками относительно "норманнской теории".

Филология

Заслуги Ломоносова в русском языке современный человек едва ли может оценить. Произведения его, как уже было сказано, читают сегодня немногие. Эти сочинения отличаются прежде всего стилем от тех, что созданы Грибоедовым или великим Пушкиным. Однако и у Ломоносова есть сроки, поэтичность которых может прочувствовать сегодняшний читатель.

Патриотизм

Главным источником вдохновения для Ломоносова служили патриотические чувства. Он мечтал о русской науке, но в те времена исследовательской деятельностью ведали преимущественно иностранцы. Многие из них довольно подозрительно относились к соотечественникам Ломоносова.

Зарубежные исследователи, как правило, не верили в идею о создании русской науки. С ними-то Ломоносов большую часть своей жизни и вел жестокую борьбу. Однако в этой вражде не было слепой ненависти. С иностранцами, которые были готовы содействовать развитию русской науки, у ученого складывались иные отношения.

Не всё, что сделал этот великий человек для науки, получило мировое признание при его жизни. По заслугам Ломоносова оценили, быть может, только в наши дни.

www.syl.ru

Главные открытия Ломоносова  | Kratkoe.com

Какие открытия сделал Ломоносов, академик, русский ученый, реформатор русского языка, поэт, историк и художник Вы узнаете в этой статье.

Михаил Ломоносов главные открытия

  1. Открытия Ломоносова в химии

Открытие Ломоносова в области химии были довольно значительными, ведь именно он был создателем первой химической лаборатории в России при академии наук, которая начала свое функционирование с 40-вых годов XVIII столетия.  В ней ученый занимался исследованием веществ и разрабатывал новые способы получения материалов. Благодаря своей работе он смог основать уникальные химические производства в России.

Михаил Ломоносов, используя физические экспериментальные методы и законы для исследования химических реакций и химических веществ, вывел новый способ исследования, который он назвал физической химией.

Также ученый дал определение корпускулы, элемента, смешанных и простых веществ. В 1741 году он начал разрабатывать свою корпускулярную теорию. Им были сформулированы в 1744 году главные положения молекулярно-кинетической теории теплоты. Ломоносов является автором закона сохранения массы веществ, открыв его в 1745 году. Кроме того, ученый наблюдал в концентрате HNO3 явление пассивации.

2. Открытия Ломоносова в астрономии

Михаил Ломоносов  немало своего времени уделял астрономии. Самым известным и масштабным его достижением в данной сфере является открытие у планеты Венеры атмосферы. Кроме того ему принадлежит усовершенствование устройства телескопа. Ученый пропагандировал и поддерживал идеи Коперника и подтверждал своими экспериментами то, что за пределом планеты действуют такие законы, как и на ней.

3. Открытия Ломоносова в физике

Открытия сделанные Ломоносовым в области физики нельзя переоценить. Чего только стоит атомно-корпускулярная теория касательно строения материи и вещества. В рамках ее исследований, ученый объяснил, почему возникают такие агрегатные состояния веществ как жидкое, твердое и газообразное состояния.

Ломоносов установил несколько эмпирических закономерностей грозовых явлений, проведя многолетние блестящие исследования в области атмосферного электричества. В своей работе под названием «Слово о явлениях воздушных, от электрической силы происходящих», которая была издана в 1753 году, ученый пояснил, почему возникает электричество в грозовых облаках. Он также разъяснил причину  возникновения у поверхности планеты конвекцией теплого воздуха и появления в верхних слоях атмосферы холодного воздуха.

На базе своих исследований и опытов Михаил Ломоносов выдвинул новую теорию света и разработал трехкомпонентную теорию цвета. Теория подробно поясняет механизмы цветовых явлений – они появляются под воздействием 3 родов эфира и 3 видов материи, которая составляет дно глаза.  Теория цветового зрения, которую Ломоносов  вывел в 1756 году, в истории физической оптики заняла должное время.

5. Открытия Ломоносова в разных областях науки

Ломоносов сформулировал закон сохранения движения  и материи, который считается в естествознании всеобщим законом.

Также ученый развивал теорию о том, что все в природе происходит равномерно – если одном месте к чему-то что-то прибавилось, то в другом оно отнимается. Например, если  человек увеличивает время отдыха и сна, то время бодрствования уменьшается.

Эта теория распространялась также на закон движения тел – если тело, движущее другое тело своей силой, теряет некоторую скорость в движении, то ее оно передает телу, которое движется за его счет.

Михаил Ломоносов много сил отдавал развитию образования и науки в России. Ученый основал Московский университет.

6. Открытия Ломоносова в литературе

Михаил Ломоносов является автором новейшей орфографии  и создателем современного русского языка.

Также он делал попытки писать произведения, и это получалось у него довольно-таки неплохо.  Первое свое произведение было написано еще во время стажировки за границей. В «Отчетах» в Академию Наук он прислал в стихах французский перевод «Оды Фенелона» и оригинальную «Оду на взятие Хотина» в 1739 году.

Ломоносов является основоположником торжественной русской оды, обращенной к правителям, и философской оды. Его поэзия насыщена космической, научной и натурфилософской образностью. К ним следует отнести его «Размышление», посланное Шувалову.

Также велик его вклад в русскую сатиру. Он писал в этом жанре много эпиграмм, а наиболее известной сатирой является «Гимн бороде».

Михаил Ломоносов начал писать поэму под названием «Петр Великий». Несмотря на то, что он не успел ее закончить, поэма считается наследием национального эпоса. Много строк, написанных этим великим и всесторонне развитым человеком стали крылатыми.

Надеемся, что из этой статьи Вы узнали, какие научные открытия сделаны Ломоносовым Михаилом.

kratkoe.com

Реферат - Ломоносов и его вклад в науку

Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765)

Одним из самых значительных нововведений петровской эпохи было создание Российской Академии наук. Госу

дарство, взяв на себя заботу о материальном обеспечении академиков, надеялось, что они сумеют внести существенный вклад в процветание России.

Однако серьезной проблемой было отсутствие в стране людей, достойных звания академика. Поэтому на работу в Академию наук пригласили видных иностранных ученых.

Затем произошло явление Михаила Васильевича Ломоно

сова. Огромный талант и неуемная тяга к знаниям позволили крестьянскому сыну подняться до немыслимых по тем вре

менам высот социальной лестницы. Ученый-энциклопедист, основоположник нескольких направлений в естествозна

нии, Ломоносов проявил себя блестящим поэтом, а также оставил след в истории и филологии.

Со временем он превратился в символ русской науки, и за хрестоматийным глянцем, за бронзой монумента скрылись подлинные черты этого незаурядного человека.

Каким же на самом деле был Ломоносов?

Александр Пушкин о Ломоносове выразился так: «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстию сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и всё проник». К этому трудно что добавить по существу — можно лишь рассказать подробнее

Ломоносов Михаил Васильевич родился в с. Холмогоры Архангельской губернии, в семье крестьянина-помора Василия Дорофеевича Ломоносова, занимавшегося морским промыслом на собственных судах. Стремясь получить образование, в декабре 1730 года покинул дом отца и отправился в Москву.

«Вот и матушка Москва», – сказал помор с заиндевевшей бородой своему соседу, рослому молодому человеку, шагавшему рядом с ним около саней. Недавно короновавшаяся императрица Анна Ивановна, жившая пока в Москве, любила иллюминацию, и поморы, ежегодно в это время доставлявшие в первопрестольную рогожи с заледенелой рыбой, увидели город иным, чем в прошлые годы. У Сретенских ворот Земляного города обоз замедлил ход. Поморы засмотрелись на освещенную тусклыми огоньками иллюминации Сухареву башню, о которой в народе ходило множество рассказов и легенд. Михайло Ломоносов как очарованный смотрел на эту башню. Он знал, что в ней помещается Московская цифирная школа и что здесь состоит учителем замечательный человек – Леонтий Магницкий «Арифметику» которого юноша-помор знает почти наизусть.

Сняв для жилья угол у своего бывшего земляка, жившего в Москве, и послушав его совета, Ломоносов отправился в цифирную школу, и был там хорошо принят. Но после нескольких посещений классов юноше преподаваемой там науки показалось мало.

В январе 1731 года он направился в Спасские школы, или так называемую Славяно-греко-латинскую академию. Ректору академии архимандриту Герману (Копчевичу) он отрекомендовался сыном холмогорского дворянина. В разговоре с юношей ректор убедился в его отличных знаниях начальных наук, в светлости ума и

способностях. Ломоносов написал прошение о зачислении его в младший класс Славяно-греко-латинской академии. Здесь юноша должен был пройти полный курс обучения – восемь классов. В этих классах обучали латыни, славянскому языку, нотному пению, давали начальные знания по географии, истории и математике. Следующие два класса были средними и именовались пиитика и риторика. В них преподавали красноречие, ораторское искусство и литературу. Последние два класса — философия и богословие – считались высшими. Здесь кроме философии и логики давалось некоторое представление о естественных науках и физике. Учеников последних классов называли студентами.

В академии обучалось около двухсот юношей. Академия готовила учителей, священнослужителей, переводчиков и ученых. Преподавателем математики в младших классах был Тарасий Посников – друг Ивана Каргопольского, холмогорского учителя Ломоносова. Посников взял талантливого переростка из Холмогор под свое особое покровительство. «Школьники, малые ребята, кричат и перстами указывают: смотри-де, какой болван лет в 20 пришел латыне учиться», – вспоминал о начале своей учебы в академии Ломоносов. Не прошло и года, как Михаил блестяще справился с латинским языком, на котором он мог теперь сочинять стихи, и был переведен в средние классы.

Годы учения были тяжелыми. Воспитанники первых шести классов получали по три копейки на день, а в седьмом – по четыре копейки. Жили они кто где, многие у знакомых монахов, прислуживая им за «угол». Не гнушались никакой физической работы, писали письма, прошения, читали молитвы над покойниками. Некоторые ученики, претерпевая «глад и хлад, от школ поотставали». Об этом тяжелом времени сам Ломоносов впоследствии вспоминал так: «Обучаясь в Спасских школах, имел я со всех сторон отвращающие от наук пресильные стремления, которые в тогдашние лета почти непреодолимую силу имели… С другой стороны, несказанная бедность: имея один алтын в день жалования, нельзя было иметь на пропитание в день больше как на денежку хлеба и на денежку квасу, прочее на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом жил я пять лет и наук не оставил…».

Ломоносов учился блестяще. Быстро и грамотно конспектировал лекции, которые читали в академии на латинском языке. До нашего времени сохранился такой конспект лекций, сделанный в те годы будущим великим ученым. Преподаватели академии Федор Кветницкий и Порфирий Крайский были энтузиастами своего дела и стремились привить ученикам любовь к науке, к литературе, к чтению. Благодаря им Ломоносов читал в подлинниках Овидия, Горация, Платона, Плутарха. Освоив латинский язык, он начал самостоятельно изучать и греческий, который в тот период в академии не изучали. Тогда же Ломоносов пишет свои первые стихи на русском языке.

Академия готовила студентов для дальнейшего обучения на родине и за границей. Словом, она выполняла роль отсутствовавшего в Москве университета.

Ломоносов любил бывать на народных гуляньях, ярмарках и торжищах, изучал быт, говор, нравы москвичей. Московское «аканье» в разговорной речи он отметил на страницах своих филологических исследований и в строках одного стихотворения:

Великая Москва в языке толь нежна,

Что А произносить за О велит она.

В июле 1735 года Ломоносов перешел в последний, философский класс академии. В конце года неожиданно пришло предписание: «…выбрать из учеников Спасских школ двадцать человек, в науках достойных», и послать их в Петербургскую академию наук для дальнейшего обучения. В числе отобранных учеников «не последнего разумения» был и Михайло Ломоносов. 23 декабря 1735 года вместе с другими одиннадцатью воспитанниками Славяно-греко-латинской академии он выехал из Москвы в Петербург.

Ломоносов был первым в России ученым, выступавшим с общедоступными лекциями по точным наукам перед широкой аудиторией на русском языке, а не на латинском, как это было принято в европейской научной и университетской практике того времени.

Ломоносов при разработке терминологии держался следующих точно выраженных научных положений:

«а) чужестранные слова научные и термины надо переводить на русский язык;

б) оставлять непереведенными слова лишь в случае невозможности подыскать вполне равнозначное русское слово или когда иностранное слово получило всеобщее распространение;

в) в этом случае придавать иностранному слову форму, наиболее сродную русскому языку”.

В настоящее время Ломоносова знают в основном как ученого, но при его жизни рус

ское общество считало его прежде всего сти

хотворцем. В 1748 году он выпустил «Ритори

ку»: в этой книге о науке красноречия имелось немало его переводов греческих и римских по

этов, зачастую передавших личное отношение Ломоносова к обсуждаемым темам. В 1751 году вышло в свет «Собрание разных сочинений в стихах и в прозе Михаила Ломоносова», подво

дившее итог его литературной деятельности.

Ломоно

сов ввел «мужскую» рифмовку (ямб), а так

же трехсложную стопу (дактиль, амфибра

хий и анапест, различающиеся ударением на разные слоги трехсложной стопы) и по

зволил себе свободно варьировать числом стоп. В эти годы Ломоносов, поглощенный административной деятельностью, не оставлял научных поисков — в частности, в пику «норманисту» Миллеру занялся древней

шей историей России. Составил новую «Российскую грамматику», в течение несколь

ких десятилетий переизданную более десят

ка раз. «Российская грамматика» — одно из главных филологических сочинений М. В. Ломоносова и одно из важнейших по значимости в истории русской филологии. Первая печатная (типографски изданная) русская научная грамматика на родном языке. «в «Российской грамматике» Ломоносова были сформулированы главнейшие аспекты изучения грамматического строя русского языка. Выход «Российской грамматики» был встречен русским обществом с чрезвычайным энтузиазмом. «Российская грамматика» принесла Ломоносову вполне заслуженную славу «первейшего» российского грамматиста. Стихи Ломоносова произвели ошеломляю

щее впечатление на читателей.

Ломоносов получив в свое распоряжение химическую лабораторию, ученый львиную долю времени отдавал разработке мозаичного стекла и, до

бившись успеха, попытался начать самостоя

тельную предпринимательскую деятельность.

В 1746 году граф Михаил Воронцов привез из Рима образцы итальянской мозаики, се

крет которой строго охранялся. Ломоносов решил разработать собственную технологию изготовления цветного непрозрачного стек

ла и уже к весне 1750 года получил качественные образцы. «По учиненным мною опытам в химической лаборатории, докладывал он в канцелярию, нашлось немалое число таких стекол, которые в мусию [мозаику] годятся, а для лучшего оных виду должно их оточить и с одной стороны вышлифовать».

25сентября 1752 года Ломоносов подал на имя Елизаветы Петровны «всенижайшее пред

ложение об учреждении мозаичного дела» и просил на эти нужды ежегодно по 3710 ру

блей. Этот проект был отвергнут, однако он не успокоился, пока не добился одобрения Сената на выделение ему земли неподале

ку от Петербурга с предоставлением пример

но 200 крепостных крестьян для создания там стекольной фабрики.

У Ломоносова появляется мысль о необходимости создания в Москве университета, в котором могли бы обучаться широкие демократические слои населения. Он обращается со своим предложением к царедворцу Шувалову и заинтересовывает его проектом. Вскоре Ломоносов представляет Шувалову план организации Московского университета и его гимназии, стремясь придать им демократический характер. Михаилу Васильевичу удалось добиться того, чтобы в Московском университете в отличие от заграничных университетов не было богословского факультета. 12 января 1755 г. указ об учреждении в Москве университета был подписан императрицей Елизаветой Петровной. Университету было передано старинное здание на Красной площади, находившееся на месте теперешнего Исторического музея. Одной из первых книг, напечатанных в типографии Московского университета в 1757 г. было «Собрание сочинений М.В. Ломоносова» с гравированным портретом автора, сделанным под его наблюдением. Этой книгой награждали лучших студентов университета и учеников его гимназий. В 1876 г. перед аудиторным корпусом университета был поставлен бронзовый бюст основателю работы скульптора С.И. Иванова. На 4-метровом чугунном постаменте надпись»: Ломоносову. Московский университет. 1876». Открытие памятника состоялось 12 января 1877 г. в присутствии «тысячных толп» народа.

Оставив в 1755 году кафедру химии, ученый обзавелся домашней лабораторией и там про

должал исследования в области физики и хи

мии.

 Исследования Ломоносова в области естественных наук можно рассматривать как построение единой естественнонаучной картины мира на основе выработанных им методологических принципов. В области физики, а также химии задача сводилась к объяснению физических и химических явлений на основе представлений об атомистическом строении материи.

Работа со стеклом естественно привела его к занятиям оптикой и к разработке ори

гинальной, противостоящей общепринятой ньютоновской, теории цвета. Ломоносов соз

дал целый ряд принципиально новых опти

ческих приборов, к слову сказать, в должной мере не оцененных современниками. Среди них «ночезрительная

труба», дававшая воз

можность «различать в ночное время скалы и корабли»; батоскоп, «которым бы много глуб

же видеть можно дно в реках и в море, неже

ли как видим просто»…

26 мая 1761 года произошло крайне ред

кое астрономическое явление — прохож

дение Венеры по диску Солнца. К этому вы

численному заранее событию готовились ученые всех европейских стран. Кроме того, Ломоносов организовал «зре

лище» Венеры в самом Петербурге и лично принял в нем участие. В результате он и еще несколько ученых обнаружили вокруг пла

неты световой ободок. Согласно его описа

нию, «при выступлении Венеры из Солнца, когда передний ее край стал приближаться к солнечному краю и был (как просто глазом видеть можно) около десятой доли Венери

на диаметра, тогда появился на краю Солнца пупырь, который тем явственнее учинился, чем ближе Венера к выступлению приходи

ла. Вскоре оный пупырь потерялся, и Венера оказалась вдруг без края». Ломоносов был единственным из наблюдателей, кто дал «пу

пырю» верную интерпретацию: эта планета обладает собственной атмосферой.

Как это обычно с ним случалось, наблю

дение за Венерой стало поводом для ново

го изобретения. Ученый занялся усовершен

ствованием телескопа и разработал совер

шенно новую его конструкцию: прибор имел лишь одно вогнутое зеркало, размещенное так, что отраженные им лучи попадали в расположенный сбоку окуляр. Это позволя

ло увеличить световой поток, делая прибор более мощным и не столь громоздким, как предшествующие. 13 мая 1762 года Ломо

носов продемонстрировал его действие на заседании Академии наук, однако отчет об этом так и не был опубликован по политиче

ским причинам.

Наконец, Ломоносов высказал ряд ориги

нальных теоретических идей, подтвержден

ных впоследствии, но при жизни ученого боль

шей частью оставшихся не понятыми. Это, в частности, касается «Слова о рождении метал

лов от трясения Земли» (1757), в котором он утверждал, что каменный уголь произошел из торфяника при участии подземного огня.

«Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мыслей, порожденных только воображением»

Центральным пунктом мировоззрения мыслителя являлась атомно-молекулярная гипотеза и ряд основанных на ней теорий.

Высоко оценивая значение эмпирического познания, понимал важность методов рационального познания

Для социально-философских и этических представлений Ломоносова характерна озабоченность судьбами своей страны, своего народа, отечественной науки. Известна любовь Ломоносова к своему отечеству и народу. Ломоносов никогда не давал повода усомниться в его патриотизме.

Несмотря на то, что со времени, когда  жил и работал великий русский учёный, прошло более двух столетий, его имя живёт в памяти народов нашей страны и за рубежом. Его жизни и деятельности посвящено много книг и статей; его образ запечатлён в произведениях живописи, графики, скульптуры; его имя носят

в нашей стране города и села, улицы и площади, учебные заведения и школы. Необычное явление.

М.В. Ломоносов – первый русский ученый-естествоиспытатель мирового значения, человек энциклопедических знаний, разносторонних интересов и способностей, один из основоположников физической химии, поэт, заложивший основы современного русского литературного языка, художник, историк, поборник отечественного просвещения и развития самостоятельной русской науки. В последние годы жизни Ломоносова его научные труды были оценены за пределами России. Он был избран почетным членом Шведской Академии Наук, а затем почетным членом Болонской АН.

Весной 1765 г. Ломоносов простудился и в апреле скончался, похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.

www.ronl.ru

М. В. Ломоносов и его вклад в историческую науку

С. А. Макарова

Россия, Ульяновск

Значимость вклада М. В. Ломоносова в развитие исторической науки, да и всей науки в целом, очевидна. Широта его увлечений поражает. Все его начинания и свершения в химии, физике, металлургии и горном деле, астрономии, географии, этнографии, народном просвещении, истории, языкознании, ораторском искусстве и поэзии, помимо своих собственных достоинств, имели еще и выдающееся значение для всего русского народа. Даже теория происхождения государственности на Руси, названная современниками антинорманской, была направлена на единение всей страны, на признание ее индивидуальности.

Неутолимый жаждою к достижению все новых и новых горизонтов

М. В.Ломоносов в начале 50-х гг. XVIII в. начал интенсивно заниматься историей. Личные амбиции, побуждения императрицы Елизаветы, а так же нужда общества в этом подталкивают его углубиться в эту науку.

В чем же особенность деятельности Ломоносова-историка? Ученый видел основную задачу своей деятельности в просвещении российского народа. Его исторические труды убеждают, что и в этой области он был на уровне современной ему науки. Эти работы имели не только познавательное значение, но и способствовали формированию самосознания складывающейся русской нации. В творчестве Ломоносова впервые проявляются демократические тенденции, у него пробуждается интерес к роли народа в исторических событиях. Ученый

знал много древнерусских памятников, с особенным вниманием относился к русским летописям, считая их незаменимым источником изучения истории страны, опирался на солидную литературную, источниковедческую основу. Помимо летописей он использовал степенные книги, хронографы, разрядные и родословные книги, многочисленные сказания и исторические повести.

Историческое мышление Ломоносова характеризуется русскими историками двумя главными чертами: широтой философского обхвата и строгим реализмом. Одной из важнейших особенностей творчества ученого энциклопедиста является существование логической обусловленности. Вместе с тем его труды демонстрируют сильно развитое историческое мышление. Оно сказалось в его естественнонаучных работах, в которых отразились элементы исторического подхо да к природным явлениям.

Однако же, если труды Ломоносова в физике, химии, математике и других науках бесспорны, то когда речь заходит о Ломоносове как историке, то в устах большинства историков звучит негативная тональность. В качестве главных обвинительных пунктов ему предъявляют как его антинорманизм, так и его роль в обсуждении диссертации Г. Ф. Миллера в 1749 – 1750 гг. Действительно, исторические взгляды Ломоносова формировались в острой борьбе против норманнской теории. Ученый разработал историческую концепцию, в которой подчеркивал решающую роль православия, самодержавия и духовнонравственных ценностей русского народа в формирования Российского государства патриотический запал Ломоносова зачастую оказывал значительное

влияние на его труды.

Во всех трудах замечательно то, что М. В.Ломоносов не изолировал отечественную историю от европейской. Он выделял черты сходства и различий в исторической жизни разных народов, его произведения по истории не менее красноречивы, чем многочисленные стихотворения. А все дело в том, что этико-педагогическая ценность исторических повествований, по его мнению, выше, чем литературных произведений, поскольку исторический пример по силе воздействия на умы и сердца людей превосходит вымысел. Вне истории, если следовать идеям Ломоносова, нет культуры, причем история помогает становлению культуры определенного типа.

Вышедшая в 1766 г., уже после смерти Ломоносова, его «Древняя российская история от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава первого или до 1054 года» явилась крупным событием не только в русской исторической науке, но и в русской литературе. Книга, основанная на

многочисленных русских и зарубежных источниках, заключает в себе светскую концепцию развития Киевской Руси. Это серьезный для своего времени историографический труд, где не только излагаются события, но и дается осмысление исторического процесса. В ней Ломоносов выступает не только как противник норманнской теории, но и является первым светским русским историографом. Книга не завершена, т. к. смерть помешала Ломоносову довести изложение до конца.

«Древняя российская история» состоит из двух частей: «О России прежде Рурика» и «От начала княжения Рурикова до кончины Ярослава первого». Греков считал, что Ломоносов предвосходил карамзинскую периодизацию, но «от карамзинской схемы ломоносовская выгодно отличается тем, что он никогда не забывает народов, которые историческими судьбами тесно с ним были связаны еще с глубокой древности». В типографию были сданы ещё третья и четвертая части

«Российской истории», но до сих пор не известно, были ли набраны эти рукописи.

Учебник по русской истории – так по праву можно назвать «Краткий российский летописец с родословием» М. В. Ломоносова. Эта вторая его историческая работа пользовалась за рубежом большей известностью, чем «Древняя

российская история» и чаще упоминалась в источниках. Она мало походила на учебное пособие для шестилетнего Павла, а скорее являлась справочным руководством для наставника. Сочинение облегчало пользование грамотами, летописями, и другими историческими памятниками. Недаром, вспоминая историков XVIII в. В. Н.Татищева и М. В.Ломоносова, выдающийся историк С. М.Соловьев говорил, что «им принадлежит самое почетное место в истории русской науки в эпоху ее начальных трудов».

В поэтических произведениях Ломоносова также множество исторических реалий, переданных с большой точностью. Поэтому, изучая его труды по истории, нельзя обойти поэзию стороной. Ученый касается всех узловых событий допетровского времени, связанных с борьбой за независимость русского

народа и с деятельностью исторических личностей от Гостомысла до Алексея

Михайловича.

Последние годы жизни Ломоносов работал над героической поэмой

«Петр Великий», где он стремился опоэтизировать, возвеличить деяния Петра и

«любезную его сердцу» мужающую Россию. Героическая поэма «Петр Великий» была не окончена.

Еще одним историческим произведением М. В. Ломоносова, для которой характерен патриотический дух, можно считать трагедию «Тамира и Селим».

Она была написана не без влияния модных в России восточных повестей, но у Ломоносова восточный сюжет является одновременно и историческим. Условная любовная фабула трагедии разыгрывается на фоне грандиозного события давней русской истории – нашествия Мамая на Русь и Куликовской битвы.

Главным действующим лицом стал хан Мамай. В основу исторических сцен трагедии положены «Повесть о Мамаевом побоище», известная в так называемой киприановой редакции, вошедшая в состав Никоновской летописи, и рассказ о Куликовской битве из «Истории российской» В. Н.Татищева. Ломоносов высоко оценивал роль истории и говорил о благородных задачах историка:

«Великое есть дело смертными и переходящими трудами дать бессмертие множеству народа, соблюсти похвальных должную славу и, перенося минувшие деяния в потомство и в глубокую вечность, соединить тех, которых натура долготою времени разделила…».

С точки зрения сегодняшней исторической науки наивность ряда положений в исторических работах Ломоносова бросается в глаза. Очевидны односторонность и ошибочность некоторых гипотез и оценок. Но в этом нет ничего удивительного: в эпоху Ломоносова отечественная историческая наука делала лишь свои первые шаги, Ломоносов не располагал и десятой долей источников, которыми располагаем мы сейчас. Нельзя забывать о том, что великий ученый и материалист в объяснении природы и ее явлений, как и все материалисты XVIII века, остается идеалистом в понимании истории человеческого общества. С другой стороны, в исторических трудах Ломоносова много проницательных догадок в том, что касается древних славянских племен и их размещения в Европе, в отношении уровня развития и роли славян в событиях первого тысячелетия новой эры и рождения славянской государственности, а так же много многое другое. Поэтому так значим вклад М. В. Ломоносова в историческую науку.

(Материал взят из книги История науки и техники глазами молодых исследователей — А. Можайского)

studik.net