Вклад М.В. Ломоносова в науку и литературу (стр. 1 из 3). В какие науки ломоносов внес вклад в


Ломоносов и его вклад в науку

Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765)

Одним из самых значительных нововведений петровской эпохи было создание Российской Академии наук. Госу

дарство, взяв на себя заботу о материальном обеспечении академиков, надеялось, что они сумеют внести существенный вклад в процветание России.

Однако серьезной проблемой было отсутствие в стране людей, достойных звания академика. Поэтому на работу в Академию наук пригласили видных иностранных ученых.

Затем произошло явление Михаила Васильевича Ломоно

сова. Огромный талант и неуемная тяга к знаниям позволили крестьянскому сыну подняться до немыслимых по тем вре

менам высот социальной лестницы. Ученый-энциклопедист, основоположник нескольких направлений в естествозна

нии, Ломоносов проявил себя блестящим поэтом, а также оставил след в истории и филологии.

Со временем он превратился в символ русской науки, и за хрестоматийным глянцем, за бронзой монумента скрылись подлинные черты этого незаурядного человека.

Каким же на самом деле был Ломоносов?

Александр Пушкин о Ломоносове выразился так: «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстию сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и всё проник». К этому трудно что добавить по существу — можно лишь рассказать подробнее

Ломоносов Михаил Васильевич родился в с. Холмогоры Архангельской губернии, в семье крестьянина-помора Василия Дорофеевича Ломоносова, занимавшегося морским промыслом на собственных судах. Стремясь получить образование, в декабре 1730 года покинул дом отца и отправился в Москву.

«Вот и матушка Москва», – сказал помор с заиндевевшей бородой своему соседу, рослому молодому человеку, шагавшему рядом с ним около саней. Недавно короновавшаяся императрица Анна Ивановна, жившая пока в Москве, любила иллюминацию, и поморы, ежегодно в это время доставлявшие в первопрестольную рогожи с заледенелой рыбой, увидели город иным, чем в прошлые годы. У Сретенских ворот Земляного города обоз замедлил ход. Поморы засмотрелись на освещенную тусклыми огоньками иллюминации Сухареву башню, о которой в народе ходило множество рассказов и легенд. Михайло Ломоносов как очарованный смотрел на эту башню. Он знал, что в ней помещается Московская цифирная школа и что здесь состоит учителем замечательный человек – Леонтий Магницкий «Арифметику» которого юноша-помор знает почти наизусть.

Сняв для жилья угол у своего бывшего земляка, жившего в Москве, и послушав его совета, Ломоносов отправился в цифирную школу, и был там хорошо принят. Но после нескольких посещений классов юноше преподаваемой там науки показалось мало.

В январе 1731 года он направился в Спасские школы, или так называемую Славяно-греко-латинскую академию. Ректору академии архимандриту Герману (Копчевичу) он отрекомендовался сыном холмогорского дворянина. В разговоре с юношей ректор убедился в его отличных знаниях начальных наук, в светлости ума и

способностях. Ломоносов написал прошение о зачислении его в младший класс Славяно-греко-латинской академии. Здесь юноша должен был пройти полный курс обучения – восемь классов. В этих классах обучали латыни, славянскому языку, нотному пению, давали начальные знания по географии, истории и математике. Следующие два класса были средними и именовались пиитика и риторика. В них преподавали красноречие, ораторское искусство и литературу. Последние два класса - философия и богословие – считались высшими. Здесь кроме философии и логики давалось некоторое представление о естественных науках и физике. Учеников последних классов называли студентами.

В академии обучалось около двухсот юношей. Академия готовила учителей, священнослужителей, переводчиков и ученых. Преподавателем математики в младших классах был Тарасий Посников – друг Ивана Каргопольского, холмогорского учителя Ломоносова. Посников взял талантливого переростка из Холмогор под свое особое покровительство. «Школьники, малые ребята, кричат и перстами указывают: смотри-де, какой болван лет в 20 пришел латыне учиться», – вспоминал о начале своей учебы в академии Ломоносов. Не прошло и года, как Михаил блестяще справился с латинским языком, на котором он мог теперь сочинять стихи, и был переведен в средние классы.

Годы учения были тяжелыми. Воспитанники первых шести классов получали по три копейки на день, а в седьмом – по четыре копейки. Жили они кто где, многие у знакомых монахов, прислуживая им за «угол». Не гнушались никакой физической работы, писали письма, прошения, читали молитвы над покойниками. Некоторые ученики, претерпевая «глад и хлад, от школ поотставали». Об этом тяжелом времени сам Ломоносов впоследствии вспоминал так: «Обучаясь в Спасских школах, имел я со всех сторон отвращающие от наук пресильные стремления, которые в тогдашние лета почти непреодолимую силу имели… С другой стороны, несказанная бедность: имея один алтын в день жалования, нельзя было иметь на пропитание в день больше как на денежку хлеба и на денежку квасу, прочее на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом жил я пять лет и наук не оставил…».

Ломоносов учился блестяще. Быстро и грамотно конспектировал лекции, которые читали в академии на латинском языке. До нашего времени сохранился такой конспект лекций, сделанный в те годы будущим великим ученым. Преподаватели академии Федор Кветницкий и Порфирий Крайский были энтузиастами своего дела и стремились привить ученикам любовь к науке, к литературе, к чтению. Благодаря им Ломоносов читал в подлинниках Овидия, Горация, Платона, Плутарха. Освоив латинский язык, он начал самостоятельно изучать и греческий, который в тот период в академии не изучали. Тогда же Ломоносов пишет свои первые стихи на русском языке.

Академия готовила студентов для дальнейшего обучения на родине и за границей. Словом, она выполняла роль отсутствовавшего в Москве университета.

Ломоносов любил бывать на народных гуляньях, ярмарках и торжищах, изучал быт, говор, нравы москвичей. Московское «аканье» в разговорной речи он отметил на страницах своих филологических исследований и в строках одного стихотворения:

Великая Москва в языке толь нежна,

Что А произносить за О велит она.

В июле 1735 года Ломоносов перешел в последний, философский класс академии. В конце года неожиданно пришло предписание: «…выбрать из учеников Спасских школ двадцать человек, в науках достойных», и послать их в Петербургскую академию наук для дальнейшего обучения. В числе отобранных учеников «не последнего разумения» был и Михайло Ломоносов. 23 декабря 1735 года вместе с другими одиннадцатью воспитанниками Славяно-греко-латинской академии он выехал из Москвы в Петербург.

«а) чужестранные слова научные и термины надо переводить на русский язык;

б) оставлять непереведенными слова лишь в случае невозможности подыскать вполне равнозначное русское слово или когда иностранное слово получило всеобщее распространение;

в) в этом случае придавать иностранному слову форму, наиболее сродную русскому языку”.

В настоящее время Ломоносова знают в основном как ученого, но при его жизни рус

ское общество считало его прежде всего сти

хотворцем. В 1748 году он выпустил «Ритори

ку»: в этой книге о науке красноречия имелось немало его переводов греческих и римских по

этов, зачастую передавших личное отношение Ломоносова к обсуждаемым темам. В 1751 году вышло в свет «Собрание разных сочинений в стихах и в прозе Михаила Ломоносова», подво

дившее итог его литературной деятельности.

Ломоно

сов ввел «мужскую» рифмовку (ямб), а так

же трехсложную стопу (дактиль, амфибра

хий и анапест, различающиеся ударением на разные слоги трехсложной стопы) и по

зволил себе свободно варьировать числом стоп. В эти годы Ломоносов, поглощенный административной деятельностью, не оставлял научных поисков — в частности, в пику «норманисту» Миллеру занялся древней

шей историей России. Составил новую «Российскую грамматику», в течение несколь

ких десятилетий переизданную более десят

ка раз. «Российская грамматика» — одно из главных филологических сочинений М. В. Ломоносова и одно из важнейших по значимости в истории русской филологии. Первая печатная (типографски изданная) русская научная грамматика на родном языке. «в "Российской грамматике" Ломоносова были сформулированы главнейшие аспекты изучения грамматического строя русского языка. Выход «Российской грамматики» был встречен русским обществом с чрезвычайным энтузиазмом. «Российская грамматика» принесла Ломоносову вполне заслуженную славу «первейшего» российского грамматиста.Стихи Ломоносова произвели ошеломляю

щее впечатление на читателей.

Ломоносов получив в свое распоряжение химическую лабораторию, ученый львиную долю времени отдавал разработке мозаичного стекла и, до

бившись успеха, попытался начать самостоя

тельную предпринимательскую деятельность.

В 1746 году граф Михаил Воронцов привез из Рима образцы итальянской мозаики, се

крет которой строго охранялся. Ломоносов решил разработать собственную технологию изготовления цветного непрозрачного стек

ла и уже к весне 1750 года получил качественные образцы. «По учиненным мною опытам в химической лаборатории, докладывал он в канцелярию, нашлось немалое число таких стекол, которые в мусию [мозаику] годятся, а для лучшего оных виду должно их оточить и с одной стороны вышлифовать».

25сентября 1752 года Ломоносов подал на имя Елизаветы Петровны «всенижайшее пред

ложение об учреждении мозаичного дела» и просил на эти нужды ежегодно по 3710 ру

блей. Этот проект был отвергнут, однако он не успокоился, пока не добился одобрения Сената на выделение ему земли неподале

ку от Петербурга с предоставлением пример

но 200 крепостных крестьян для создания там стекольной фабрики.

У Ломоносова появляется мысль о необходимости создания в Москве университета, в котором могли бы обучаться широкие демократические слои населения. Он обращается со своим предложением к царедворцу Шувалову и заинтересовывает его проектом. Вскоре Ломоносов представляет Шувалову план организации Московского университета и его гимназии, стремясь придать им демократический характер. Михаилу Васильевичу удалось добиться того, чтобы в Московском университете в отличие от заграничных университетов не было богословского факультета. 12 января 1755 г. указ об учреждении в Москве университета был подписан императрицей Елизаветой Петровной. Университету было передано старинное здание на Красной площади, находившееся на месте теперешнего Исторического музея. Одной из первых книг, напечатанных в типографии Московского университета в 1757 г. было «Собрание сочинений М.В. Ломоносова» с гравированным портретом автора, сделанным под его наблюдением. Этой книгой награждали лучших студентов университета и учеников его гимназий. В 1876 г. перед аудиторным корпусом университета был поставлен бронзовый бюст основателю работы скульптора С.И. Иванова. На 4-метровом чугунном постаменте надпись»: Ломоносову. Московский университет. 1876». Открытие памятника состоялось 12 января 1877 г. в присутствии «тысячных толп» народа.

Оставив в 1755 году кафедру химии, ученый обзавелся домашней лабораторией и там про

должал исследования в области физики и хи

мии.

Работа со стеклом естественно привела его к занятиям оптикой и к разработке ори

гинальной, противостоящей общепринятой ньютоновской, теории цвета. Ломоносов соз

дал целый ряд принципиально новых опти

ческих приборов, к слову сказать, в должной мере не оцененных современниками. Среди них «ночезрительная

труба», дававшая воз

можность «различать в ночное время скалы и корабли»; батоскоп, «которым бы много глуб

же видеть можно дно в реках и в море, неже

ли как видим просто»...

26 мая 1761 года произошло крайне ред

кое астрономическое явление — прохож

дение Венеры по диску Солнца. К этому вы

численному заранее событию готовились ученые всех европейских стран. Кроме того, Ломоносов организовал «зре

лище» Венеры в самом Петербурге и лично принял в нем участие. В результате он и еще несколько ученых обнаружили вокруг пла

неты световой ободок. Согласно его описа

нию, «при выступлении Венеры из Солнца, когда передний ее край стал приближаться к солнечному краю и был (как просто глазом видеть можно) около десятой доли Венери

на диаметра, тогда появился на краю Солнца пупырь, который тем явственнее учинился, чем ближе Венера к выступлению приходи

ла. Вскоре оный пупырь потерялся, и Венера оказалась вдруг без края». Ломоносов был единственным из наблюдателей, кто дал «пу

пырю» верную интерпретацию: эта планета обладает собственной атмосферой.

Как это обычно с ним случалось, наблю

дение за Венерой стало поводом для ново

го изобретения. Ученый занялся усовершен

ствованием телескопа и разработал совер

шенно новую его конструкцию: прибор имел лишь одно вогнутое зеркало, размещенное так, что отраженные им лучи попадали в расположенный сбоку окуляр. Это позволя

ло увеличить световой поток, делая прибор более мощным и не столь громоздким, как предшествующие. 13 мая 1762 года Ломо

носов продемонстрировал его действие на заседании Академии наук, однако отчет об этом так и не был опубликован по политиче

ским причинам.

Наконец, Ломоносов высказал ряд ориги

нальных теоретических идей, подтвержден

ных впоследствии, но при жизни ученого боль

шей частью оставшихся не понятыми. Это, в частности, касается «Слова о рождении метал

лов от трясения Земли» (1757), в котором он утверждал, что каменный уголь произошел из торфяника при участии подземного огня.

Для социально-философских и этических представлений Ломоносова характерна озабоченность судьбами своей страны, своего народа, отечественной науки. Известна любовь Ломоносова к своему отечеству и народу. Ломоносов никогда не давал повода усомниться в его патриотизме.

Несмотря на то, что со времени, когда  жил и работал великий русский учёный, прошло более двух столетий, его имя живёт в памяти народов нашей страны и за рубежом. Его жизни и деятельности посвящено много книг и статей; его образ запечатлён в произведениях живописи, графики, скульптуры; его имя носят

в нашей стране города и села, улицы и площади, учебные заведения и школы. Необычное явление.

М.В. Ломоносов – первый русский ученый-естествоиспытатель мирового значения, человек энциклопедических знаний, разносторонних интересов и способностей, один из основоположников физической химии, поэт, заложивший основы современного русского литературного языка, художник, историк, поборник отечественного просвещения и развития самостоятельной русской науки. В последние годы жизни Ломоносова его научные труды были оценены за пределами России. Он был избран почетным членом Шведской Академии Наук, а затем почетным членом Болонской АН.

Весной 1765 г. Ломоносов простудился и в апреле скончался, похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.

www.coolreferat.com

Развитие М. В. Ломоносовым русской науки и культуры

Детство М. В. Ломоносова и трудный путь в науку

Михаил Васильевич Ломоносов родился в селе Мишанинском Куроостровской волости Холмогорского уезда Архангельской губернии 8 ноября 1711 года. Его отец Василий Дорофеевич происходил из крестьян, занимавшихся в основном рыбным промыслом, мать – Елена Ивановна Сивкова – была дочерью дьячка соседней волости.

С ранних лет Михаил помогал отцу в его трудном и опасном деле. Рано научившись читать, любознательный и вдумчивый мальчик очень быстро перечитал все книги, какие только он мог достать в деревне. В 14 лет он дошел до границ книжной премудрости, до русской физико-математической энциклопедии того времени – «Арифметики» Магницкого и славянской грамматики Смотритского.

На родине Ломоносов дальше учиться не мог. Как крестьянскому сыну ему отказали в приеме в Холмогорскую славяно-латинскую школу.

В зимнюю стужу 1730 года Михаил Васильевич почти без денег, пешком отправился в Москву. Чтобы поступить в Заиконоспасскую славяно-греко – латинскую академию, он выдал себя за сына холмогорского дворянина.

Успехи Ломоносова в учебе были поразительны. И в 1735 году, по запросу президента Петербургской Академии наук барона Корфа, Михаил Васильевич вместе с другими двенадцатью учениками «в науках достойными» был направлен в Петербург в качестве студента университета, организованного при Академии наук

В университете Ломоносов старался как можно больше накопить впечатлений, «испытать» законы науки в их непосредственном проявлении, дознаться до первопричин явлений. Часто засиживался допоздна в академических мастерских, лабораториях, библиотеке.

Эта редкая работоспособность воспитанника Спасских школ была замечена и, когда появилась возможность послать за границу трех наиболее подготовленных студентов для специализации в области химии, металлургии и горнорудного дела, президент академии без колебаний принял кандидатуру Ломоносова.

Почти 5 лет длилась заграничная жизнь Михаила Васильевича. Это время, главным образом, было проведено в Марбургском университете в Германии.

Студенты слушали лекции по механике, гидравлике, теоретической физике и логике. С большим интересом изучали посланцы северной столицы теоретическую химию, посещали лабораторные занятия по экспериментальной химии, учились ставить опыты, обобщать анализы, делать научно обоснованные выводы и заключения.

Химия к середине XVIII века становилась едва ли не самой влиятельной и перспективной наукой. Химия казалась наукой реального волшебства, ее торопили, щедро финансировали.[1]

В 1741 году Ломоносов вернулся в Россию. Через полгода после возвращения в Петербург 30-летний ученый был назначен адъюнктом Академии по физическому классу.

Достижения Ломоносова в области химии, физики и других наук

Основным направлением в своей научной работе Ломоносов избрал химию.

Значение этой дисциплины в связи с развитием промышленного производства возрастало с каждым годом. Но для внедрения химических опытов нужна была экспериментальная база, лаборатория. Михаил Васильевич разработал проект лаборатории и в январе 1742 года передал его на рассмотрение в академию. И только через шесть лет, после его неоднократных просьб и протестов, руководство Петербургской академии согласилось на постройку химической лаборатории. Она была построена и открыта благодаря усилиям Ломоносова в 1748 году.

Химическая лаборатория стала местом, где Михаил Васильевич в 50-ых годах с громадным увлечением занялся совсем новым и очень своеобразным делом – мозаикой. Задача эта вполне подходила характеру и вкусам Ломоносова: в ней переплеталось изобразительное искусство с химией цветного стекла, оптикой и техникой. Ему пришлось выполнить многие тысячи пробных плавок по изготовлению разных сортов цветного стекла.

Очень печально, что потомки не сумели сохранить до нашего времени ни химической лаборатории, ни дома на Мойке, где размещалась домашняя лаборатория, ни многочисленных приборов, изготовленных собственноручно Ломоносовым. Остался только замечательный лабораторный дневник «Химические и оптические записи», который раскрывает огромную экспериментальную работу, охватывающую самые разнообразные научные, инструментальные и технические задачи.

Как гениальный ученый, Ломоносов страстно верил в силу человеческого разума, в познаваемость мира. При этом он определял и верные пути достижения истины. Ломоносов рекомендовал в изучении действительности опираться на опыт, выводить из опыта мысленное рассуждение. «Из наблюдений устанавливать теорию, через теорию исправлять наблюдения – есть лучший всех способ к изысканию правды», – писал он.[2] Данное высказывание свидетельствует о том, что Ломоносов выступал за союз, как мы бы сказали теперь, теории и практики. И в этом источник многих его успехов в сфере научных исследований.

Михаил Васильевич Ломоносов был самым выдающимся химиком своего времени. Он и официально значился в академии как профессор химии. Химия была его любимицей, страстью, но это, конечно, не каприз, не причуда. Дело в том, что химия, показывающая, как «из нескольких взятых тел порождаются новые», вела к познанию внутренней структуры веществ, что было (и остается теперь) заветной целью многих наук о неживой материи.

Но как подступиться к тому, что сокрыто от человеческого глаза за «семью печатями» владычицей-природой? Нужны эксперименты. Эпоха Ломоносова требовала видимых результатов, годных для практического использования в производстве. Этим объясняется настойчивость, с которой Ломоносов добивался открытия при академии химической лаборатории, без которой невозможно проведение даже элементарных химических анализов по химии, физики, в геологии без исследований.

Еще до постройки лаборатории Михаил Васильевич предложил ряд новых химических решений. Так, он разработал более совершенные способы весового анализа. В диссертации «О действии химических растворителей вообще» (1744) Ломоносов пришел к выводу о том, что растворение металлов в кислоте осуществляется посредством давления воздуха. Получив в свое распоряжение химическую лабораторию, ученый смог подтвердить прежние свои научные догадки и высказать новые.

В особенности большое значение имеет открытый им закон о сохранении материи, точнее – веса и движения. Обоснование этого закона впервые дано Ломоносовым в письме к Л. Эйлеру. Там он писал: «Но все встречающиеся в природе изменения происходят так, что если к чему-либо нечто прибавилось, то это отнимается у чего-то другого. Так, сколько материи прибавляется к какому-либо телу, столько же теряется у другого, сколько часов я затрачиваю на сон, столько же отнимаю у бодрствования и т.д. Так как это всеобщий закон природы, то он распространяется и на правила движения: тело, которое своим толчком возбуждает другое к движению, столько же теряет от своего движения, сколько сообщает другому им двинутому».[3] В работе «Об отношении количества материи и веса» (1758) и в «Рассуждении о твердости и жидкости тел» (1760) открытый Ломоносовым «всеобщий естественный закон» получил полное обоснование. Обе работы были опубликованы на латинском языке, следовательно, были известны и за пределами России. Но осознать значение сделанного Ломоносовым многие ученые тех лет так и не смогли.

Не менее ценными были исследования Ломоносова в области физики.

Собственно физика и химия в опытах, в теоретических анализах ученого дополняли друг друга. В этом также сказывалось его новаторство как ученого, который не оставлял без внимания никакие стороны эксперимента. В итоге он стал родоначальником новой науки – физической химии.

До наших дней дошел перечень того, что Михаил Васильевич Ломоносов сам считал наиболее важным среди своих результатов в области естественных наук.

На втором месте в этом списке стоят исследования по физической химии и, в особенности, по теории растворов.

В теории растворов важное значение имеет разделение растворов на такие, при образовании которых теплота выделяется, и на такие, для составления которых нужно затратить тепло. Ломоносов исследовал явления кристаллизации из растворов, зависимость растворимости от температуры и другие явления.

В основе всех его теоретических заключений были законы постоянства материи и движения.

Мнение свое о неизменности вещества ученый доказывал химическими опытами. В 1756 году он делает такую запись: «Делал опыты в заплавленных накрепко стеклянных сосудах, чтобы исследовать, прибывает ли вес металлов от чистого жару. Иными опытами нашлось, что … без пропущения внешнего воздуха вес отожженного металла остается в одной мере».[4] Увеличение веса металла при обжигании он приписывал соединению его с воздухом.

Записка Ломоносова с перечнем его главных результатов в науке им не окончена, а ее можно было бы продолжать очень долго, перечисляя огромное множество фактов, мыслей, догадок, найденных или высказанных великим ученым в химии, физике, астрономии, метеорологии, геологии, минералогии, географии, истории, языкознании и других науках.

Вклад Ломоносова в русскую культуру

Михаилу Васильевичу Ломоносову принадлежит огромный, неоценимый вклад во все основные области русской национальной культуры. Ломоносов с детства познакомился с самобытной народной культурой Русского народа.

По разнообразию начинаний, дерзкому уму, необъятности знаний Ломоносов был сродни титанам Возрождения. Один из самых замечательных умов своего времени, великий естествоиспытатель, он неустанно заботился о развитии всех областей русской культуры и сам в своей повседневной кипучей деятельности стремился показать современникам образец постоянного, неутомимого труда на благо родины, соединенной работы разума и рук.

Выступая в качестве литературного реформатора, Ломоносов хорошо знал древнюю русскую письменность, летописи, народные песни, усвоил ораторские традиции русского проповеднического искусства. Еще до отъезда за границу он познакомился с панегирической поэзией и школьной драмой XVII–XVIII вв. Его поэзия стала органическим продолжением этих богатств, накопленных отечественной культурой. И в то же время Ломоносов-поэт поднял ее традиции на новый исторический уровень. Добиться этого ему помогли и та богатая школа знаний, которую он получил в годы своего пребывания в Западной Европе, и особенности его творческой личности.

Пролагая в каждой из областей русской науки и культуры новые пути, Ломоносов в своей литературно-реформаторской деятельности также опирался на широкое знание исторических судеб и путей развития античной, новоевропейской и древней русской литературы. Это позволило ему верно почувствовать, что первым ключевым условием для дальнейшего успешного развития русской национальной литературы были в его время реформа литературного языка и коренное преобразование системы стихосложения. Ломоносов не только дал решение этих насущных для русской культуры его времени вопросов, надолго определившее последующие пути развития русского литературного языка и русской литературы.

Ломоносов горячо любил русский язык, он верил, что этот язык открывает для развития поэзии широчайшие исторические перспективы. «Красота, великолепие, сила и богатство российского языка явствует довольно из книг, в прошлые веки писанных, когда еще не токмо никаких правил для сочинений наши предки не знали, но и о том едва ли думали, что оные есть или могут быть», – писал он, а в «Российской грамматике» (1754–1755) добавлял – «в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность италиянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка…»[5]

В Петровскую эпоху были поколеблены традиции как языка старой, церковнославянской книжности, так и языка древнерусских рукописных книг, но в то же время не существовало никакой устойчивой и прочной языковой нормы. Живая разговорная речь была засорена различными заимствованиями из пестрых и разнородных иностранных источников. Это побудило Ломоносова в «Предисловии о пользе книг церковных» заложить основы того нового русского литературного языка, который соответствовал бы потребностям времени. Он отвергал «дикие и странные слова, нелепости, входящие к нам из чужих языков» и признавал основой нового литературного языка исторически сложившийся русский язык. Русский и славянский языки исторически взаимосвязаны, а потому те лексические запасы церковнославянской книжности, которые полностью сохранили свою живую силу и без труда понятны современному человеку, не могут быть отторгнуты от русского литературного языка без его обеднения и упрощения. Очистившись от обветшалых, умерших слов и оборотов церковнославянского языка, русский язык должен ориентироваться в борьбе за свое обогащение не на хаотические, беспорядочные заимствования из других языков, а на собственные свои живые ресурсы, в том числе ресурсы славянской книжности. Лишь мобилизовав все свои – прошлые и настоящие – исторические богатства, способные служить целям новой культуры и литературы, он станет достаточно гибким, отвечающим потребностям развития этой культуры и литературы инструментом.

Ломоносов, опираясь на опыт поэтики и риторики античности и Нового времени, в русском литературном языке разграничил три рода «речений» и соответственно им три языковых «штиля»: высокий, посредственный (средний) и низкий.

Хотя Ломоносов рассматривал поэтическую деятельность как второстепенную для него по сравнению с другими сферами своего огромного, напряженного труда ученого и просветителя, он был одним из гениальнейших лирических поэтов XVIII в. не только в масштабах русской, но и всей мировой поэзии.

Поэтическое наследие Ломоносова разнообразно. Оно включает торжественные, похвальные оды, философские оды-размышления («Утреннее размышление о божием величестве» и «Вечернее размышление о божием величестве», 1743), стихотворные переложения псалмов, к которым примыкает «Ода, выбранная из «Иова «» (1751), дидактическое «Письмо о пользе стекла» (1752), две песни незаконченной героической поэмы «Петр Великий» (1756–1761), резкие сатирические стихотворения, обращенные против невежд и церковников («Гимн бороде», 1756–1757, «К Пахомию», 1759, и др.), две трагедии, многочисленные «надписи к иллюминациям» и другие стихи по случаю различных придворных празднеств, эпиграммы, притчи, переводные стихотворения. Но подлинная вершина творчества Ломоносова – его оды.

Своими торжественными одами Ломоносов создал канон, надолго ставший художественным образцом для последующей русской оды – наиболее высоко почитаемого в системе русского классицизма высокого стихотворного жанра. Ломоносов-одописец пользовался этим каноном с исключительной смелостью, свободой и гибкостью, не повторяя себя. Неудивительно, что и под пером его преемников жанр торжественной оды сравнительно надолго сохранил в России своеобразную художественную пластичность, готовность к новообразованиям, которая способствовала его поэтическому долголетию.



biofile.ru

Михаил Васильевич Ломоносов. Оценка его вклада в развитие науки



Стр.177, Ключевые вопросы перед параграфом

В чем состоит особое место М. В. Ломоносова в истории российской науки? Как сын поморского крестьянина стал первым русским академиком?

Особое место М. В. Ломоносова в истории российской науки состоит в том, что он был основоположником многих направлений в российской науке: химии, геологии, физики, астрономии, гуманитарных наук, был первым русским профессором Петербургской академии наук.

Сын поморского крестьянина стал первым русским академиком, самостоятельно выучившись грамоте, отправившись в Москву и поступив в высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинскую академию. По окончанию обучения как один из наиболее способных выпускников направлен в Германию. По возвращении был принят в штат Петербургской академии наук. Он и В. К. Тредиаковский удостоены звания профессора.

Стр. 182, вопросы к документу

Что дает этот отрывок для характеристики круга научных изысканий и достижений М. В. Ломоносова?

Для характеристики круга научных изысканий и достижений М. В. Ломоносова этот отрывок дает представление о широте научных интересов ученого.

Стр. 182 Вопросы после параграфа

1. Объясните, как и благодаря чему крестьянскому сыну М. В. Ломоносову удалось преодолеть сословные ограничения, существовавшие в российском образовании и науке того времени.

Сын поморского крестьянина стал первым русским академиком, самостоятельно выучившись грамоте, отправившись в Москву и поступив в высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинскую академию. По окончанию обучения как один из наиболее способных выпускников направлен в Германию. По возвращении был принят в штат Петербургской академии наук. Он и В. К. Тредиаковский удостоены звания профессора.

Удалось это крестьянскому сыну благодаря упорному труду, таланту, энергии и дерзновенности.

2. Как вы прокомментируете тот факт, что М. В. Ломоносов успешно работал во многих областях естественных наук?

М. В. Ломоносов успешно работал во многих областях естественных наук благодаря своему таланту, трудолюбию, энергичности и еще потому, что научные направления, которые он разрабатывал, были мало изучены, активно развивались в мировой науке, имели практическое значение для развития России.

3. Проследите, как отразились в научной биографии М. В. Ломоносова связи европейской и российской науки.

В научной биографии М. В. Ломоносова отразились связи европейской и российской науки так: исследования Ломоносова соответствовали наиболее перспективным направлениям тогдашней мировой науки. Например, закон о сохранении энергии сформулировал и французский ученый А. Лавуазье, немецкий философ И. Кант.

4. Дайте общую оценку вкладу М. В. Ломоносова в развитие российской науки и образования.

Вклад М. В. Ломоносова в развитие российской науки и образования огромен: он был основоположником многих направлений в российской науке: химии, геологии, физики, астрономии, гуманитарных наук, был первым русским профессором Петербургской академии наук. Написал «Русскую грамматику», литературные сочинения, которые способствовали распространению образования в России.

resheba.com

какой вклад ломоносов внёс в развитие науки?

какой вклад ломоносов внёс в развитие науки?

  1. Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765)https://ru.wikipedia.org/wiki/Ломоносов,_Михаил_Васильевич
  2. вклад в литературу, языкознание (теория о трех штилях), химию, астрономию и т. д.открой википедию.
  3. Он первый университет в России открыл...
  4. Во времена, когда родился и жил величайший русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов, выходцы из низших слоев не имели права обучаться наукам, кроме как письму и чтению. Да и это право использовал не каждый, поскольку учиться в крестьянской среде считалось делом пустым и совершенно ненужным. Поэтому пример Ломоносова достаточно уникальный по тогдашнему времени и царящим тогда нравам.Жизнь М. В. Ломоносова была богатой событиями, и путь от холмогорского мальчишки до выдающегося ученого был трудным и интересным одновременно. Пример стремления к знаниям Ломоносова с самого его раннего возраста актуален и сегодня, и не зря современные родители еще до того, как купить детские ходунки bebe confort, приступают к раннему обучению и развитию своих детей.Родился Ломоносов Михаил Васильевич в 1711 году в небольшой деревне, расположенной на одном из островов в дельте реки Северная Двина около города Холмогоры Архангельской губернии. Его отец был черносошным свободным крестьянином и занимался рыбным промыслом, поэтому этот факт должен был предопределить и судьбу будущего ученого. Однако счастливый случай вывел Михаила на совершенно другой жизненный путь. У местного дьяка Сабельникова мальчик обучился грамоте, освоил азы чтения и письма. У знакомого крестьянина Михаил нашел книги, который стали для него воротами в ученый мир: Псалтырь Семена Полоцкого, Грамматику Мелентия Смотрицкого, Арифметику Леона Магницкого. Мачеха и отец были против стремлений Михаила к учению. Но упорство помогает ему достичь своей цели, и он, втайне от отца, с рыбным обозом отправляется в 1730 году в Москву. А вскоре пытается поступить в Славяно-греко-латинскую академию, учиться в которой могли только дети священников. Но и здесь Ломоносову повезло, так как по причине недобора разрешено было брать на учебу разночинцев, и Ломоносов, назвавшись сыном холмогорского дворянина, был принят.Старание вскоре выводит Михаила в число лучших учеников. В 1736 году его отправляют учиться дальше в университет Академии наук Петербурга. Стремление к знаниям Ломоносова было оценено, и его в том же году направляют в Германию для обучения химией и горному делу, где в 1739 году он с успехом заканчивает Марбургский университет, после чего продолжает обучение в Фрейберге, откуда вынужден был через год уехать из-за ссоры с немецким ученым. Странствуя по Германии, Ломоносов выдает себя за немецкого студента, в результате его рекрутируют в прусскую армию, откуда ему удается сбежать. В 1741 году ученый возвращается в Россию в Академию наук Петербурга, где продолжил заниматься наукой до конца жизни, преодолевая трудности, козни и интриги недоброжелателей. В 1765 году Ломоносов умирает в результате тяжелой болезни. Ломоносов внес огромный вклад в развитие науки и литературы того времени. Его наследие это огромное количество работ в различных областях знаний, и это многообразие не может не удивлять и не вызывать восхищения.Ломоносов внес огромный вклад в развитие физики, горной металлургии, географии, геологии, астрономии, истории, литературы и др. Он дополнил знания об атомно-молекулярном строении веществ. Опроверг учение о теплороде, утверждая, что теплота вызывается движением частиц тела. Создал основы развития физической химии, уделял огромное внимание изучению атмосферного электричества и силы тяжести. Михаил Ломоносов заложил основы учения о цвете, разработал несколько видов оптических приборов, открыл существование атмосферы на Венере, а также ему принадлежит принцип сохранения материи и движения. Ломоносов в своих трудах изучил строение Земли и происхождение каменного угля, нефти и торфа, опубликовал исследования по горной металлургии. Как географ доказывал важность освоения Сибири и значение для российского государства Северного морского пути. Михаил Ломоносов внес огромный
  5. Среди работ Ломоносова - работы по филологии, истории, химии, физике (по исследованию атмосферного электричества), астрономии (26 мая 1761 во время прохождения Венеры по диску Солнца открыл существование у нее атмосферы), геофизики (исследования земного тяготения), геологии и минералогии (доказал органическое происхождение почвы, торфа, каменного угля, нефти, янтаря), разработка технологии получения цветного стекла

4u-pro.ru

труды. Названия научных трудов Ломоносова. Научные труды Ломоносова в химии, в экономике, в области литературы

Первый всемирно известный русский ученый-естествоиспытатель, просветитель, поэт, основоположник знаменитой теории «трех штилей», которая впоследствии дала толчок к становлению русского литературного языка, историк, художник – таким был Михаил Васильевич Ломоносов. Труды его подобны пылающему огню в сумраке непроницаемой тьмы. Ведь именно ему удалось пролить свет на существующие пробелы в системе отечественного образования, сделав его в первую очередь доступным не только представителям высших сословий, но и крестьянам. Сегодня известные труды Ломоносова переведены на многие языки и находят применение во многих областях. Итак, какие труды Ломоносова известны?

ломоносов труды

Химия

Михаил Васильевич выступал ярым противником иррационального подхода к изучению химических явлений. Он скептически относился к наукам прошлого, не получившим разумного объяснения. Кроме того, он был против теории «о невесомых флюидах» и значения, которого ей присуждали при разъяснении всевозможных физико-химических феноменов того времени.

Химическими исследованиями Михаил Васильевич начал заниматься в студенческие годы. Он был первым, кто в своих трудах преподнес химию в виде науки, а не искусства. Большинство из исследований он осуществлял в построенной по его указу лаборатории.

По мнению Ломоносова, истинному химику необходимо исполнять две роли: и теоретика, и практика. Иначе говоря, находить применение своим гипотезам в соответствующей практической деятельности. Согласно зарекомендованной им корпускулярной философии, он подразделял химические вещества на так называемые «начала», «составные» и «смешанные».

После получения требуемых препаратов, в 1744 году, Ломоносов провел длительную серию исследований по расщеплению солей и металлов. Проведенные процессы растворения он подразделял на две группы: с выделением и с поглощением тепла. Ведь, как уже известно, процесс диссолюции металлов в кислоте характеризуется выделением тепла, а в процессе растворения солей в воде оно, наоборот, поглощается.

Сами процессы диссолюции Ломоносов описывал с механических позиций, присущих его эпохе. Важно также заметить, что свои наблюдения он описывал очень точно, контролируя химические процессы с помощью микроскопа с 360-кратным увеличением.

Проведение экспериментов по расщеплению солей в воде послужило предпосылкой к возникновению так называемого явления сольватации в водных растворах (гидратации). На основании этого феномена, при взаимодействии с водой, соль рассыпается на ионы, а те, в свою очередь, оказываются вплотную окружены примыкающими к ним макромолекулами воды.

Спустя некоторое время он выпускает учение «О металлическом блеске», а нескольким позже - «О рождении и природе селитры».

м в ломоносов труды

М. В. Ломоносов предполагал, что в химии существует две группы особых качеств химических тел. К первой группе он относил тела, находящиеся в постоянной зависимости от возможного переплетения частиц, ко второй группе – их колорит, кристальность, вкус, запах и другие качества.

Также этим ученым была исследована теория, на основании которой, любой цвет (за исключением черного), можно разделить на три – желтый, красный и голубой.

Несмотря на большое число проводимых им физико-химических опытов, большинство из них так и остались незаконченными. По всей вероятности, причиной тому была уникальная разносторонность ученого.

Научные труды Ломоносова в химии способствовали формированию необходимой базы для проведения последующих наблюдений. Его заслуги в области физической химии послужили формированию этой науки в России. Научные труды Ломоносова в химии способствовали такому сдвигу в развитии этой науки, что даже спустя время, личности ученого уделяется много внимания со стороны последователей.

Но главным его достижением являлась пропаганда химической грамотности. Самым ярким образцом такого лозунга считается «Слово о пользе химии», прочтенное им на Академическом собрании в 1751 году.

Физика

Его по праву считали «отцом» русской физики. Приемы и методологические взгляды Ломоносова имели отличительную особенность. В отличие от большинства соратников, он широко использовал гипотезы в исследованиях и был первым, кто выявил наличие в природе молекулярных и атомистических частиц субстанции.

ломоносов научные труды

Еще в студенческие годы, он заинтересовался физикой, а точнее – теорией строения вещества. В любой науке его привлекали главным образом фундаментальные аспекты, имеющие философский характер.

Ломоносовым впервые было высказано предположение о существовании так называемого, абсолютного нуля температуры. Затем, при введении такого измерительного прибора, как весы, ему удалось обосновать ошибочность мнения об увеличении удельного веса металлов при их обжигании. Таким был М. В. Ломоносов. Научные труды его во многом заложили хорошую основу для развития современной физики.

Именно он впервые сформулировал предположение о взаимосвязи электрических и световых явлений, о вертикальных потоках как источниках атмосферного давления, об электрическом происхождении полярного сияния.

Труды Михаила Васильевича Ломоносова по части физики стали весомым вкладом в эту науку. Он много времени посвящал анализу и разъяснению природы световых явлений, а также учению о цветообразовании. Первый, кто предпринял попытки определить взаимосвязь между процессами, существующими в природе, был М. В. Ломоносов. Труды его содействовали ощутимому сдвигу в развитии почти всех областей физики.

Он посвящал много времени изучению электрических явлений. В то время вопрос существования статического электричества почти не ставился. Представления соратников об отношении к электричеству как к необъяснимой мифической жидкости, перетекающей в электризуемый сосуд, были не по нраву материалисту Ломоносову. Ученый подходил к объяснению феномена электричества тем же образом, что и при интерпретации явления света и теплоты. Ломоносовым было написано несколько работ, посвященных изучению атмосферного и статичного электричества.

Но этим известные труды Ломоносова не ограничились. Нельзя не упомянуть его молекулярно-кинетическую теорию теплоты, которая базируется на учении об организации материи из атомов и молекул. Более подробно она описана в его сочинении «Размышления о причине теплоты и холода».

Такие вопросы о природе физических явлений решал М. В. Ломоносов. Труды и исследования ученого по части физики послужили тому, что в начале двадцатого века физика стала лидирующей наукой в области естествознания.

Первый русский астрофизик

Интерес к небесным феноменам возник у Ломоносова еще в раннем детстве, когда он наблюдал величественные картины полярных сияний. Он прославил себя как первый русский астрофизик, учредитель научных астрономических экспедиций.

научные труды ломоносова в химии

Уже в первые годы своей профессиональной деятельности он принес в мир немало открытий на астрономическом поприще. Внимательно наблюдал за движением планет солнечной системы в астрономической обсерватории, изучал солнечные пятна, кометы и другие небесные объекты, - таким был известный ученый-астрофизик Ломоносов. Научные труды его и по сей день пользуются особой популярностью в среде астрономических исследователей.

Одним из наиболее уникальных достижений Михаила Васильевича в астрономии было выявление климата на Венере. Это открытие представляло собой результат конечных наблюдений ученым редчайшего явления – продвижения Венеры по диску Солнца. Его научный отчет так и назывался: «Явление Венеры на Солнце, наблюденное в Санкт-Петербургской Императорской Академии Наук Майя 26 дня 1761 года».

Нескольким позже он поручился за подготовку этих наблюдений и дальнейшего отправления в Сибирь двух астрономических походов. Астрономы большинства европейских стран подготавливались к созерцанию этого редчайшего феномена. В свете этих событий Академия наук впервые принимала участие в мероприятии такого масштаба. Ломоносов проводил также цикл самостоятельных наблюдений в своей обсерватории.

Обнаружение атмосферы на Венере стало предпосылкой для дальнейшего становления астрофизической науки в России.

Металлургия, минералогия и горное дело

Основные труды Ломоносова, написанные по горному ремеслу, представляли собой уникальное пособие для работников горнодобывающей промышленности.

Землетрясение в Португалии, унесшее жизни более восьмидесяти тысяч людей, побудило его к исследованию причин и следствий землетрясений. В своих трудах он подробно изложил сложнейший процесс развития земной поверхности. Внезапные движения земной коры, по его мнению, могли быть вызваны как естественными причинами - подземными толчками, извержениями вулканов, оползнями, - так и другими сильнейшими природными катаклизмами. Названия научных трудов Ломоносова по рудному делу знакомы каждому горняку или металлургу. Например, такое широко известное «Слово о рождении металлов от трясения земли».

основные труды ломоносова

В своих трудах он систематизировал и описывал уже имеющиеся гипотезы о добывании и выплавке металлов. Именно им в свое время было обнародовано пособие «Первые основания металлургии, или рудных дел». Это учение по праву послужило весомой находкой в изучении горнодобывающей промышленности. Он совершенствовал уже известные принципы добычи полезных ископаемых, занимался разработкой новых машин и механизмов.

Ломоносов грезил о проведении масштабной исследовательской деятельности с вовлечением и других научных представителей нашей страны. На основании этого, отовсюду ученому начали присылать всевозможные образцы руд и минералов. Одним словом, в подборе необходимых для исследования образцов участвовало около ста двадцати заводов России.

К великому сожалению, Ломоносову не удалось воплотить задуманное в жизнь. Эта его работа была благополучно завершена только по прошествии лет академиком В. М. Севергиным, а уникальный минерал впоследствии был назван ломоносовитом в честь своего первооткрывателя.

Оптика

Ломоносовым было спроектировано и сконструировано больше десяти изобретений в области оптики. Он полностью отдавал себя науке. Ломоносов не прекращал и до конца своих дней заниматься произведением на свет приборов для ночных наблюдений.

Первым, кто спроектировал и построил оптический батоскоп, был М. В. Ломоносов. Труды его всегда вызывали большой интерес у публики. Также не остался без внимания и сконструированный им механизм «горизонтоскопа» — большого устройства для наблюдения за далеко расположенными предметами на горизонтальной поверхности.

труды ломоносова в области литературы

Технологию производства цветных стекол также описал М. В. Ломоносов. Труды эти впоследствии применялись в промышленности при варке цветного стекла, а также при изготовлении деталей из него. Изготовление стекла было одним из главных пристрастий Ломоносова. Постигая таинства данного материала, Ломоносов никогда не думал использовать результаты своих исследований в личных целях. Михаил Васильевич желал как можно скорее поделиться плодами своих трудов с народом, принести их на пользу государства.

Талантливейшим изобретателем и приборостроителем, основоположником русской теоретической оптики был Ломоносов. Труды его дали толчок к дальнейшему становлению оптической науки в России.

Лингвистика, филология

В начале восемнадцатого века русский язык пестрил иностранными и церковнославянскими словами, разговорной речью. Ломоносова всегда беспокоила его чистота и безупречность. Немало времени он посвятил описанию его литературных канонов. Труды Ломоносова в литературе породили небезызвестную «Риторику», публикация которой представлялась важным культурным событием того времени. В этой работе ученый-лингвист упомянул о том, что держащему перед аудиторией речь лектору необходимо обращать внимание на возраст слушателей, их гендерную принадлежность, воспитание и уровень образования. Само же выступление ритора должно быть понятным, содержательным, аргументированным и эмоциональным. «Риторика» была преподнесена простым языком и предназначалась для широкой публики.

 труды михаила васильевича ломоносова

Другой колоссальный труд Ломоносова под названием «Российская грамматика», стал первым в своем роде пособием по изучению грамматики русского языка. Первым, кто предпринял попытки обозначить артикуляционные нормы русского языка, был Михаил Васильевич Ломоносов. Труды его были направлены на повышение значимости родного языка, на сосредоточение духовного наследия.

Еще будучи студентом, он написал сочинение «Письмо о правилах российского стихотворства», где описал основы русского стихосложения, рассмотрел известные формы стихов и размеры.

Позднее и зрелое сочинение под названием «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке» рассматривает учение Ломоносова о «Трех штилях» включающее в себя «высокий, посредственный и низкий штиль». Каждый приходится к определенному литературному жанру:

Ломоносов по праву считается создателем русской научной и технической терминологической базы. Ученым было введено много новых формулировок, создан стиль научного изъяснения материала. Труды Ломоносова в области литературы очень многообразны: это и стихотворения, и оды, торжественные речи, трагедии и многое другое. Поэтическое наследие занимают в большинстве своем оды, написанные в честь какого-либо события или персоны.

География и метеорология

У Ломоносова проснулся интерес к географии еще в начале профессиональной карьеры. На протяжении многих десятков лет его интересовал Северный морской путь и возможность его изучения. В руководстве под названием «Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию» он дает описание такого прохода и самостоятельно подготавливает его план.

Ломоносов даже дал обещание снабдить членов экспедиции необходимыми приспособлениями, инструментами, но увидеть результаты экспедиции ему было не предначертано. Поход состоялся в 1765 году, когда Михаила Васильевича уже не было в живых.

труды михаила васильевича ломоносова

Путешествию в полярных льдах, по мнению Ломоносова, всегда мешали «ледяные горы в северных морях», которые уже долгое время волновали ученого. Им была представлена характеристика полярных льдов, разъяснены возможные причины возникновения. Эти рассуждения и на сегодняшний день представляются значимыми. Вдохновленный возможностью постижения Северного морского пути, географ взялся за составление карты Северного Ледовитого океана.

Большинство его предположений были подтверждены только через двести лет. Ломоносов предугадал местонахождение подводного хребта, который впоследствии был найден и исследован. Впоследствии этот хребет назван именем своего открывателя.

Неоценимый вклад внес в становление отечественной «физики атмосферы» Ломоносов. Труды о «Явлениях воздушных, от электрической силы происходящих» рассказывают о возможных метеорологических феноменах. С особым почтением Михаил Васильевич относился к прогнозам синоптиков, настаивал на необходимости основания сети метеостанций.

История

В начале восемнадцатого века стал возрастать в России интерес к отечественной истории. Важную роль в развитии исторического учения сыграл и М. В. Ломоносов.

Его интересовало дальнейшее развитие Древнерусского государства. Своевременно изучив источники и современную периодику, Ломоносов подверг сомнению предположения историков, что основу нашему государству заложили норманны.

Ломоносов полагал, что чужаки были славянами, и великодержавное государство началось с них. Михаил Васильевич высказывал утверждения в отношении того, что русскоязычный народ еще до прихода к власти Рюрика проделал длительный путь развития и становления самобытной культуры.

В 1751 году Ломоносов принялся за работу над масштабным исследованием «Древняя Российская история». Часть первая была выпущена в свет только после его кончины и вскоре была переведена на многие языки.

В 1760 году, взяв за основу летописи и другие значимые исторические документы, Михаил Васильевич выпустил «Краткий российский летописец с родословием», содержащий опись шумных эпохальных событий, начиная с правления Рюрика и до кончины Петра Великого.

Михаил Васильевич любил родину, он свято веровал в силу и единство своего великого народа.

труды ломоносова в литературе

Труды Ломоносова в экономике

Ломоносов был из тех, кто видел Россию как государство с изобилующей культурой и высоким уровнем образования. Такое государство, по мнению реформатора, должно находиться в постоянном изменении, оно должно неустанно шагать вперед, двигаться в направлении развития сильной и независимой державы.

Наибольший интерес он проявлял в отношении металлургии и рудной промышленности. Кроме всего прочего, Ломоносов проявлял немало внимания в отношении развития сельского хозяйства и выступал сторонником прироста народонаселения.

Материальное благополучие Российского государства, по мнению Ломоносова, полностью зависит от исполнения им его экономических функций.

Специальные труды Михаила Ломоносова в экономике сохранились плохо, что значительно усложняет изучение его экономический воззрений.

На основании существующих работ можно сделать вывод, что основное внимание Ломоносова было направлено на изучение экономики России. На благо обществу была разработана полноценная экономическая стратегия государства, проиллюстрированная совокупностью практических указаний.

Именно ему, Ломоносову, мы должны быть признательны за появление такой дисциплины, как «Экономическая география». На протяжении профессиональной деятельности Ломоносов следовал традициям русской экономической школы, значительно обогатил и укрепил ее положения, невзирая на то что многие из основных трудов Ломоносова не оказали необходимого влияния на современников. Тем не менее экономические задумки, положенные в работах великого ученого, и сегодня подлежат дальнейшему осмысливанию.

какие труды ломоносова

И в заключение

«Громкие» названия трудов Ломоносова известны каждому его последователю из той или иной научной области. В его посланиях отражена сила, единство и мудрость русского народа. Ломоносов слыл новатором, внесшим выдающийся вклад в различные области познания – от естественных наук до астрономии. Его труды уже при жизни были переведены на многие языки. Михаил Васильевич стремился служить во благо народу. Многие его изобретения и исследования послужили прочным фундаментом для становления сегодняшней науки в целом.

fb.ru

КАКИЕ ВКЛАДЫ ВНЁС ЛОМОНОСОВ В НАУКУ?

«Российская грамматика» — основы и нормы русского языка, в которой Ломоносов разработал понятия о частях речи, правописание и произношение того или иного слова. Орфоэпические рекомендации «Российской грамматики» опираются на специфику «московского наречия» : «Московское наречие не только для важности столичного города, но и для своей отменной красоты прочим справедливо предпочитается» . Ломоносов ввёл понятие художественно-выразительных приёмов.Разработал стилистическую систему русского языка — теорию трёх штилей (книга «Рассуждение о пользе книг церковных в российском языке») .Вклад в развитие риторикиНельзя сказать, что до Ломоносова в России совершенно никто не интересовался риторикой. Были и учебники по этому предмету. Но все они составлялись либо на церковнославянском языке, либо на латыни, а Ломоносов в 1743 написал «Краткое руководство к риторике» на русском языке. Основной труд Ломоносова по риторике — «Риторика» 1748 года, которая стала, по сути, первой в России хрестоматией мировой литературы, включавшей также лучшие произведения отечественной словесности. Пособия Ломоносова были первыми общедоступными руководствами по красноречию. Само определение риторики у него традиционно:Риторика есть наука о всякой предложенной материи красно говорить и писать, то есть оную избранными речами представлять и пристойными словами изображать на такой конец, чтобы слушателей и читателей о справедливости её удостоверитьНепосредственно литературное творчествоПоэзия и ораторская прозаСреди поэтических произведений Ломоносова:Ода блаженныя памяти Государыне Императрице Анне Иоанновне на победу над турками и татарами и на взятие Хотина 1739 годаОда на день рождения Её Величества Государыни Императрицы Елизаветы Петровны, самодержицы всероссийския, 1746 годаОда на день восшествия на всероссийский престол Её Величества Государыни Императрицы Елизаветы Петровны 1747 года«Утреннее размышление о божием величестве» (1743)Вечернее размышление о божием величестве при случае великого северного сияния (1743)«Я знак бессмертия себе воздвигнул» (1747)«Ночною темнотою покрылись небеса… » (1747)«Лишь только дневной шум замолк… » (1747)Письмо к его высокородию Ивану Ивановичу Шувалову 18 августа 1750Письмо о пользе стекла к высокопревосходительному господину генералу-поручику, действительному её императорского величества камергеру, Московского университета куратору и орденов Белого Орла, Святого Александра и Святыя Анны кавалеру Ивану Ивановичу Шувалову, писанное 1752 годаСтихи, сочиненные на дороге в Петергоф, когда я в 1761 году ехал просить о подписании привилегии для академии, быв много раз прежде за тем жеГимн бороде (1757)Разговор с Анакреоном (между 1758 и 1761)Надпись к статуе Петра ВеликогоНеоконченная героическая поэма о Петре Великом «Петрида»--------------------------------------------------------------------------------...Значительна роль Ломоносова в создании русского научного языка. Этот язык у нас начинает появляться лишь при Петре I и представляет собой почти исключительно заимствования из иностранного: каждый специалист пользовался немецкими, голландскими, польскими и латинскими словами для обозначения технических вещей, словами, непонятными другим.... Он [Ломоносов] положил начало нашему точному научном языку, без которого теперь никто не может обходиться. "Б. Н. Меншуткин

Он вроде стихосложение разрабатывал с Тредиаковским, силлабо-тоническое.

«Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом» (А. С. Пушкин о Ломоносове). Он вошёл в науку как первый химик, который дал определение физической химии; его молекулярно-кинетическая теория тепла во многом предвосхитила современное представление о строении материи и многие фундаментальные законы, в числе которых - одно из начал термодинамики; заложил основы науки о стекле. Он был астрономом, приборостроителем, географом, металлургом, геологом, поэтом, художником, поборником развития отечественного просвещения, науки и экономики, он утвердил основания современного русского литературного языка, разработал проект Московского университета, открыл наличие атмосферы у планеты Венера, являлся действительным членом Академии наук и художеств, профессором… И это все за каких-то три с половиной десятка лет! Ведь фактически до Ломоносова не существовало русской науки. Одним из выдающихся естественнонаучных достижений М. В. Ломоносова является его молекулярно-кинетическая теория тепла. Им были заложены основы физической химии, когда он сделал попытку объяснения химических явлений на основе законов физики и его же теории строения вещества. Он пишет: «Физическая химия, есть наука, объясняющая на основании положений и опытов физики то, что происходит в смешанных телах при химических операциях». Его метод подразумевал исследование связи физических и химических явлений. Им были заложены основы физической химии, когда он сделал попытку объяснения химических явлений на основе законов физики и его же теории строения вещества. Он пишет: «Физическая химия, есть наука, объясняющая на основании положений и опытов физики то, что происходит в смешанных телах при химических операциях». Его метод подразумевал исследование связи физических и химических явлений. Это если коротко.. Думаю вам слишком длинно не надо.:)

На мое мнение, самый большой вклад Ломоносова в наука, это "Закон сохранения массы".

education.ques.ru

Вклад М.В. Ломоносова в науку и литературу

ТАГАНРОГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

____________________

____________________

Вклад М.В. Ломоносова в науку и литературу

Научный руководитель:

___________________________

_____________________________

Таганрог

2001План:

1. Детство М.В. Ломоносова и трудный путь в науку.

2. Достижения Ломоносова в области химии, физики и других наук.

3. Значение Ломоносова в истории русского литературного языка.

4. Заключение.

5. Литература

Детство и трудный путь в науку

Михаил Васильевич Ломоносов родился в селе Мишанинском Куроостровской волости Холмогорского уезда Архангельской губернии 8 ноября 1711 года. Его отец Василий Дорофеевич происходил из крестьян, занимавшихся в основном рыбным промыслом, мать – Елена Ивановна Сивкова – была дочерью дьячка соседней волости.

С ранних лет Михаил помогал отцу в его трудном и опасном деле. Рано научившись читать, любознательный и вдумчивый мальчик очень быстро перечитал все книги, какие только он мог достать в деревне. В 14 лет он дошел до границ книжной премудрости, до русской физико-математической энциклопедии того времени – «Арифметики» Магницкого и славянской грамматики Смотритского.

На родине Ломоносов дальше учиться не мог. Как крестьянскому сыну ему отказали в приеме в Холмогорскую славяно-латинскую школу.

В зимнюю стужу 1730 года Михаил Васильевич почти без денег, пешком отправился в Москву. Чтобы поступить в Заиконоспасскую славяно-греко-латинскую академию, он выдал себя за сына холмогорского дворянина.

Успехи Ломоносова в учебе были поразительны. И в 1735 году, по запросу президента Петербургской Академии наук барона Корфа, Михаил Васильевич вместе с другими двенадцатью учениками «в науках достойными» был направлен в Петербург в качестве студента университета, организованного при Академии наук

В университете Ломоносов старался как можно больше накопить впечатлений, «испытать» законы науки в их непосредственном проявлении, дознаться до первопричин явлений. Часто засиживался допоздна в академических мастерских, лабораториях, библиотеке.

Эта редкая работоспособность воспитанника Спасских школ была замечена и, когда появилась возможность послать за границу трех наиболее подготовленных студентов для специализации в области химии, металлургии и горнорудного дела, президент академии без колебаний принял кандидатуру Ломоносова.

Почти 5 лет длилась заграничная жизнь Михаила Васильевича. Это время, главным образом, было проведено в Марбургском университете в Германии. Студенты слушали лекции по механике, гидравлике, теоретической физике и логике. С большим интересом изучали посланцы северной столицы теоретическую химию, посещали лабораторные занятия по экспериментальной химии, учились ставить опыты, обобщать анализы, делать научно обоснованные выводы и заключения.

Химия к середине XVIII века становилась едва ли не самой влиятельной и перспективной наукой. Химия казалась наукой реального волшебства, ее торопили, щедро финансировали.

В 1741 году Ломоносов вернулся в Россию. Через полгода после возвращения в Петербург 30-летний ученый был назначен адъюнктом Академии по физическому классу.

Достижения Ломоносова в области химии, физики и других наук

Основным направлением в своей научной работе Ломоносов избрал химию. Значение этой дисциплины в связи с развитием промышленного производства возрастало с каждым годом. Но для внедрения химических опытов нужна была экспериментальная база, лаборатория. Михаил Васильевич разработал проект лаборатории и в январе 1742 года передал его на рассмотрение в академию. И только через шесть лет, после его неоднократных просьб и протестов, руководство Петербургской академии согласилось на постройку химической лаборатории. Она была построена и открыта благодаря усилиям Ломоносова в 1748 году.

Химическая лаборатория стала местом, где Михаил Васильевич в 50-ых годах с громадным увлечением занялся совсем новым и очень своеобразным делом – мозаикой. Задача эта вполне подходила характеру и вкусам Ломоносова: в ней переплеталось изобразительное искусство с химией цветного стекла, оптикой и техникой. Ему пришлось выполнить многие тысячи пробных плавок по изготовлению разных сортов цветного стекла.

Очень печально, что потомки не сумели сохранить до нашего времени ни химической лаборатории, ни дома на Мойке, где размещалась домашняя лаборатория, ни многочисленных приборов, изготовленных собственноручно Ломоносовым. Остался только замечательный лабораторный дневник «Химические и оптические записи», который раскрывает огромную экспериментальную работу, охватывающую самые разнообразные научные, инструментальные и технические задачи.

Как гениальный ученый, Ломоносов страстно верил в силу человеческого разума, в познаваемость мира. При этом он определял и верные пути достижения истины. Ломоносов рекомендовал в изучении действительности опираться на опыт, выводить из опыта мысленное рассуждение. «Из наблюдений устанавливать теорию, через теорию исправлять наблюдения – есть лучший всех способ к изысканию правды», - писал он. Данное высказывание свидетельствует о том, что Ломоносов выступал за союз, как мы бы сказали теперь, теории и практики. И в этом источник многих его успехов в сфере научных исследований.

На первый план здесь надо поставить, вероятно, химические исследования. Михаил Васильевич Ломоносов был самым выдающимся химиком своего времени. Он и официально значился в академии как профессор химии. Химия была его любимицей, страстью, но это, конечно, не каприз, не причуда. Дело в том, что химия, показывающая, как «из нескольких взятых тел порождаются новые», вела к познанию внутренней структуры веществ, что было (и остается теперь) заветной целью многих наук о неживой материи.

Но как подступиться к тому, что сокрыто от человеческого глаза за «семью печатями» владычицей-природой? Нужны эксперименты. Эпоха Ломоносова требовала видимых результатов, годных для практического использования в производстве. Этим объясняется настойчивость, с которой Ломоносов добивался открытия при академии химической лаборатории, без которой невозможно проведение даже элементарных химических анализов.

Еще до постройки лаборатории Михаил Васильевич предложил ряд новых химических решений. Так, он разработал более совершенные способы весового анализа. В диссертации «О действии химических растворителей вообще» (1744) Ломоносов пришел к выводу о том, что растворение металлов в кислоте осуществляется посредством давления воздуха. Получив в свое распоряжение химическую лабораторию, ученый смог подтвердить прежние свои научные догадки и высказать новые.

В особенности большое значение имеет открытый им закон о сохранении материи, точнее – веса и движения. Обоснование этого закона впервые дано Ломоносовым в письме к Л.Эйлеру. Там он писал: «Но все встречающиеся в природе изменения происходят так, что если к чему-либо нечто прибавилось, то это отнимается у чего-то другого. Так, сколько материи прибавляется к какому-либо телу, столько же теряется у другого, сколько часов я затрачиваю на сон, столько же отнимаю у бодрствования и т.д. Так как это всеобщий закон природы, то он распространяется и на правила движения: тело, которое своим толчком возбуждает другое к движению, столько же теряет от своего движения, сколько сообщает другому им двинутому». В работе «Об отношении количества материи и веса» (1758) и в «Рассуждении о твердости и жидкости тел» (1760) открытый Ломоносовым «всеобщий естественный закон» получил полное обоснование. Обе работы были опубликованы на латинском языке, следовательно, были известны и за пределами России. Но осознать значение сделанного Ломоносовым многие ученые тех лет так и не смогли.

Не менее ценными были исследования Ломоносова в области физики. Собственно физика и химия в опытах, в теоретических анализах ученого дополняли друг друга. В этом также сказывалось его новаторство как ученого, который не оставлял без внимания никакие стороны эксперимента. В итоге он стал родоначальником новой науки – физической химии.

До наших дней дошел перечень того, что Михаил Васильевич Ломоносов сам считал наиболее важным среди своих результатов в области естественных наук. На втором месте в этом списке стоят исследования по физической химии и, в особенности, по теории растворов.

В теории растворов важное значение имеет разделение растворов на такие, при образовании которых теплота выделяется, и на такие, для составления которых нужно затратить тепло. Ломоносов исследовал явления кристаллизации из растворов, зависимость растворимости от температуры и другие явления.

В основе всех его теоретических заключений были законы постоянства материи и движения.

Мнение свое о неизменности вещества ученый доказывал химическими опытами. В 1756 году он делает такую запись: «Делал опыты в заплавленных накрепко стеклянных сосудах, чтобы исследовать, прибывает ли вес металлов от чистого жару. Оными опытами нашлось, что … без пропущения внешнего воздуха вес отожженного металла остается в одной мере». Увеличение веса металла при обжигании он приписывал соединению его с воздухом.

Записка Ломоносова с перечнем его главных результатов в науке им не окончена, а ее можно было бы продолжать очень долго, перечисляя огромное множество фактов, мыслей, догадок, найденных или высказанных великим ученым в химии, физике, астрономии, метеорологии, геологии, минералогии, географии, истории, языкознании и других науках.

Значение Ломоносова в истории русского литературного языка

mirznanii.com