Виды глаголов. Совершённый и несовершенный вид. Виды глаголов совершенный и несовершенный
Виды глаголов: совершенный и несовершенный вид
Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида. Виды глаголов различаются по значению.
Несовершенный | Что делать?играть | Что делал?играл | Что делаю?играю | Что буду делать?буду играть |
Совершенный | Что сделать?поиграть | Что сделал?поиграл | - | Что сделаю?поиграю |
Глаголы несовершенного вида
Глаголы несовершенного вида в неопределённой форме отвечают на вопрос что делать?:
сидеть, говорить, играть
Глаголы несовершенного вида имееют три временные формы: прошедшее, настоящее и будущее сложное время. В любой временной форме они обозначают повторяющееся или продолжающееся действие, без указания на то, было ли это действие завершено. Например:
(что делал?) толкал – прошедшее время, возможно действие повторялось несколько раз и неизвестно был ли достигнут нужный результат
(что делают?) читают – настоящее время, продолжающееся действие, так как неизвестно сколько времени уже длится действие и сколько ещё будет длится
(что буду делать?) буду рисовать – будущее сложное время, возможно действие будет повторяться и нет указания на то, что оно будет доведено до конца
Подробнее про каждую временную форму глаголов вы можете посмотреть в теме Времена глаголов.
Глаголы несовершенного вида также могут обозначать действия, которые начинались, начинаются или будут начинаться:
зажигал, зажигаю, буду зажигать
Глаголы совершенного вида
Глаголы совершенного вида в неопределённой форме отвечают на вопрос что сделать?:
присесть, поговорить, прочитать
Глаголы совершенного вида имееют две временные формы: прошедшее и будущее простое время. В любой временной форме они обозначают завершённое (законченное) и неповторяющееся действие. Например:
(что сделал?) присел – прошедшее время, действие закончено и было сделано один раз, то есть не повторялось
(что сделают?) поговорят – будущее простое время, действие будет сделано полностью и не повторится
Глаголы совершенного вида также могут обозначать действия, которые уже начались или должны начаться:
заговорил, заговорю
Образование видов
От глаголов несовершенного вида можно образовать разными способами глаголы совершенного вида. Рассмотрим способы образования:
- Добавление приставки:
писать - подписать, сидеть - досидеть
- Отбрасыванием суффиксов, например:
давать - дать, спасать - спасти
- Заменой суффиксов, например:
удваивать - удвоить, решать - решить, прыгать - прыгнуть
- Заменой суффиксов и чередованием звуков в корне:
прощать - простить, засыхать - засохнуть
Видовые пары глаголов
Многие глаголы могут иметь совершенный и несовершенный вид. Два вида одного и того же глагола образуют видовую пару.
Видовая пара глаголов часто образуется с помощью образования одного вида от другого, например:
говорить - поговорить
читать - дочитать
решать - решить
Некоторые видовые пары имеют разные основы, но обозначают одно и тоже действие:
брать ловить класть искать говорить | взять поймать положить найти сказать |
Отдельные видовые пары глаголов различаются только ударением:
засыпа́ть - засы́пать
разреза́ть - разре́зать
отреза́ть - отре́зать
Некоторые глаголы, в зависимости от предложения, в котором они употребляются, могут быть как несовершенного вида, так и совершенного:
Анна сейчас (что делает?) телеграфирует сестре о времени приезда. (настоящее время, несовершенный вид)
Она завтра (что сделает?) телеграфирует о своём отъезде. (будущее время, совершенный вид)
Такие глаголы называются двувидовыми, к ним относятся: телеграфировать, овладевать, ночевать, ранить, женить, казнить и некоторые другие.
naobumium.info
Виды глаголов. Совершённый и несовершенный вид
Добрый день, уважаемый студент! Сегодня мы рассмотрим виды глаголов. Очень часто мои студенты задаются вопросом, почему в русском языке так много разных глаголов, как определить их время и почему некоторые глаголы употребляются с приставками, а некоторые без. Чтобы разобраться во всех этих вопросах, давайте разберем глаголы совершенного и несовершенного вида.При помощи приставок, сравните:
Несовершенный вид | Совершенный вид |
Читать [Chitat'] To read | Прочитать [Prachitat'] Has red |
Писать [Pisat'] To write | Написать [Napisat'] Has written |
Готовить [Gatovit'] | Приготовить [Prigatovit'] Has cooked |
Покупать [Pakupat'] To buy | Купить [Kupit'] Has bought |
Несовершенный вид | Совершенный вид |
Решать [Rishat'] To solve/to decide | Решить [Rishit'] Has solved/Decided |
Показывать [Pakazyvat'] To show | Показать [Pakazat'] Has shown |
Забывать [Zabyvat'] To forget | Забыть [Zabyt'] Has forgotten |
Несовершенный вид | Совершенный вид |
Говорить [Gavarit'] To speak | Сказать [Skazat'] Has spoken |
Брать [Brat'] To take | Взять [Vzyat'] Has taken |
Анастасия не может готовить (что делать?), она готовит редко. [Anastasija ne mozhit gatovit', ana gatovit redka] Anastasiya cannot cooking, she cooks rare.
Я купила (что сделала?) красивое платье, оно мне очень идёт! (виден результат) [Ya kupila krasivae plat'e, ano mne ochin' idyot] I bought a new dress, it suits me much.
Чтобы правильно определить вид у глагола можно запомнить некоторые наречия, которые помогут правильно решить, точно ли тот или иной глагол относится к определенному виду:
Несовершенный вид Что делают? Когда? Как часто?
- Никита смотрит фильм Каждое утро/вечер/день, регулярно, часто, редко, иногда, обычно.
- Виталий покупает газеты
- Никита посмотрел фильм "Титаник" Вчера, вечером, утром, сегодня, один раз, в пятницу, 2 дня назад, уже, еще не.
- Виталий купил газету "Известия"
- Мы сыграли в волейбол очень хорошо
Я доел кашу и шел гулять. Студенты задерживались в университете, но все-таки освоили материал. Она очень долго переделала доклад. Таня сильно плакала и никак не успокоилась. Дети много смеялись и учитель решала поиграть с ними еще.
Запомните, пожалуйста, что глаголы несовершенного вида имеют 3 формы: прошедшую, настоящую и будущую:
Читала, читает и будет читать (что делала, что делает и что будет делать?) [Chitala, chitaet i budet chitat'] Red, is reading, will read
Глаголы совершенного вида имеют только 2 временные формы: прошедшую и будущую
Посмотрели и посмотрим (Что сделали и что сделают?) [Pasmatreli i pasmotrim] Watched and will watch
Форма прошедшего времени изменяется по числам:
Бежал (единственное число) и бежали (множественное число) [Bizhal i bizhali] He ran and they ran.
www.ruspeach.com
Совершенный и несовершенный виды глагола
Разделы: Русский язык
Цели:
- Знать: что глаголы различаются на виды по вопросам и значению.
- Уметь: владеть способом действия по распознаванию видов глагола; показать различия глаголов совершенного и несовершенного вида, возможности функционирования глаголов в речи.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
III. Работа с текстом. (Презентация, слайд 1)
Апрель – настоящий в..долей4. Заиграли талой водой овра..ки. Моросит на снег 3первый весенний3 дождик. Шир..ко ра..лились лужи и разводья в низинах. Трогают..ся вешние воды. Идет лед.
- Вставить пропущенные орфограммы.
- Синтаксический разбор предложения.
- Морфологический разбор слов.
(Слайд 2)
– Какие слова в данном тексте несут основную смысловую нагрузку?(Глаголы)
– Запишите глаголы, состав которых соответствует данным схемам:
– На какие вопросы отвечают эти глаголы?
(Что сделали? Что делают?)
– Какой из глаголов обозначает законченность действия?
(Заиграли – уже сделали, совершили действие).
– Какой из глаголов обозначает незаконченность действия?
(Трогаются – еще только трогаются, действие не доведено до конца).
– Надпишем над глаголами вид: совершенный вид – несовершенный вид.
В определении вида глагола поможет такой прием: если вопрос начинается с буквы с (что сделать? что сделает?) – глагол совершенного вида.
– Укажите в данном тексте глаголы совершенного и несовершенного вида.
IV. Работа с таблицей. (Слайд 5)
Вид | Неопред. форма глагола | Настоящее время | Прошедшее время | Будущее время |
Несовершенный | (что делать?) трогаться | (что делаю?) трогаюсь | (что делал?) трогался | (что буду делать?) буду трогаться |
Совершенный | (что сделать?)заиграть | – | (что сделал?)заиграл | (что сделаю?)заиграю |
– На какие вопросы отвечают глаголы несовершенного вида, а на какие – совершенного вида?
– В форме каких времен могут стоять глаголы несовершенного вида? Совершенного вида?
V. Чтение параграфа 112.
VI. Минутка отдыха. (Звучит мелодия). (Слайды 6–8)
– Прослушать текст, озаглавить.
У каждого времени года своя музыка.
Снег померк. Разрывчатой струйкой серебряные шарики торопливо скатываются с крыш. Мелодично поет, звонко тикает капель. Тихо перезваниваются бьющиеся сосульки и вдребезги разбиваются, точно оброненный хрусталь. А в кустах слышится частый звон серебряного колокольчика. Это заливаются овсянки.
Солнечный луч всюду заводит тихую музыку весны, а птицы, вода подпевают ей.
VII. Закрепление материала.
(Карточки с текстом перед каждым учеником).
Определить вид глаголов.
Утро. С гор ласково течет запах цветов. Только что взошло солнце. На листьях деревьев, на стеблях трав ещё блестит роса. Дорога кажется мягкой, как бархат, и хочется погладить её рукой.
VIII. Найти и исправить ошибки в употреблении глаголов. (Слайд 9)
- Я дочитал книгу и шел спать.
- Учащиеся задерживались в школе, но все же решили задачу.
- Я долго переписал сочинение.
- Ребенок горько плакал и никак не успокоился.
- Слушатели горячо аплодировали, и пианист играл еще одну пьесу.
IX. Домашнее задание. П. 112, упр. 647, слова на стр. 240–256 выучить. (Слайд 10)
X. Итог.
Поделиться страницей:xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Время говорить по-русски::Урок 08::Сцена 01::Грамматический комментарий
Грамматический справочник
Может быть, вы уже заметили, что в русском языке при описании действия используются очень похожие, но все же неодинаковые глаголы. Эти глаголы обозначают одно действие, имеют одно лексическое значение – но они разные. Например:
Я писал письмо. Я написал письмо.Вы начинали смотреть фильм? Вы начали смотреть фильм?Друзья пили пиво. Друзья выпили пиво.
Какое отличие между ними? Это глаголы разных видов. Обычно глагол с одним лексическим значением в русском языке имеет две формы – несовершенного или совершенного вида (хотя в русском языке есть и особые глаголы).
Теперь, когда вы знаете, что в русском языке существует совершенный и несовершенный вид глагола, нужно ответить на два самых важных вопроса:
- Какие формальные признаки у обоих видов? Другими словами, как понять, какой глагол перед вами – совершенного или несовершенного вида?
- Когда, в какой ситуации вам нужно выбрать глагол одного вида, а когда – другого? Какие правила существуют в русском языке при выборе вида глагола?
ОБРАЗОВАНИЕ ВИДОВЫХ ФОРМ ГЛАГОЛА
Главной, базовой, формой считают форму несовершенного вида – её вы найдете и в словаре. Глагол несовершенного вида обозначает собственно действие. От этой формы образуется форма совершенного вида разными способами.
- При помощи различных приставок
- При помощи разных суффиксов
- Путем использования совершенно другого слова
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГЛАГОЛОВ НЕСОВЕРШЕННОГО И СОВЕРШЕННОГО ВИДОВ.
Использование глаголов несовершенного и совершенного вида для выражения повторяющихся действий, однократного и результативного действия.
Когда мы хотим сказать о действии, которое происходит регулярно, нам нужен глагол несовершенного вида. Если действие произошло один раз в конкретный момент – день и час – и мы знаем о его результате, нас интересует этот результат – берем совершенный вид.
Обратите внимание, что когда мы хотим сказать о повторяющихся действиях, то мы не только используем глаголы несовершенного вида, но и включаем дополнительную информацию – включаем в предложения слова (обычно наречия), которые обозначают эту повторяемость: иногда, часто, регулярно, днём и др.
Ирина не любит готовить, она редко готовит.
Словосочетания со словом «каждый» – каждый день, каждое утро, каждый год и др., выражающие повторяемость, должны всегда стоять в винительном падеже (4).
Мы завтракаем каждый день утром в 8 часов.Родители звонят мне каждую неделю.
Когда мы говорим о действии, которое произошло однажды или один раз, но результат которого нам важен, актуален, – мы используем глаголы совершенного вида.
Я купила вкусный торт – вот он, давай его съедим!Друзья посмотрели новый фильм вчера – фильм им очень понравился.
Сравните:
Марина обычно не покупает вещи в магазине, а покупает их на рынке. Но сегодня она увидела на рынке красивое пальто и шляпу и купила их.
Игорь редко звонит мне домой так поздно, а вчера вечером он почему-то мне позвонил.
Вы уже знаете, что когда мы хотим сказать о том, что какой-то предмет кому-то принадлежит, то мы в русском языке используем притяжательные местоимения: мой, твой, его и т. д., например:
Это я. Этой мой дом.
Вот мой друг. Мы давно знаем его жену.
Здесь учатся студенты. Я покажу тебе их аудиторию.
Наряду с этими притяжательными местоимениями для указания принадлежности предмета лицу, которое выступает в роли субъекта в предложении, используется возвратно-притяжательное местоимение свой.
Местоимение свой изменяется по родам, падежам и числам точно так же, как притяжательные местоимения:
Обратите внимание! В сочетании с существительным в именительном падеже используются только притяжательные местоимения (мой, твой, наш, ваш и т.п.), местоимение свой – никогда:
Это я, это мой друг. – друг – это субъект, выраженный существительным в именительном падеже (1)
Вчера к нам пришли в гости наши друзья. – друзья – это субъект, выраженный существительным в именительном падеже (1)
Возвратно-притяжательное местоимение свой используется, только если в предложении субъект действия и обладатель предмета совпадают.
Обратите внимание на разницу в значении предложений с притяжательными местоимениями и с возвратно-притяжательным местоимением свой:
Это Ве́ра и её маши́на.Она е́здит на рабо́ту на свое́й маши́не. | Это Кири́лл и его́ маши́на.Он е́здит на рабо́ту на свое́й маши́не. |
speak-russian.cie.ru
Совершенный и несовершенный вид глагола
Вид глагола в русском языке является постоянной его грамматической категорией, так как обнаруживается во всех формах этой части речи. Эта же причина позволяет не относить его к предикативным категориям, так как он может реализоваться не только в роли сказуемого.
Вид глагола – это его непременный признак. Он принимает прямое участие в словообразовании данной части речи. Все лексемы со значением действия эта категория делит на две группы: совершенный и несовершенный вид глагола. Средства их выражения имеют свою специфику. Заключается она в том, что вид глагола определяется его основой, а не флексией. А это, в свою очередь, обусловливает тесную взаимосвязь лексического значения части речи с данной категорией.
То есть вид глагола – категория семантическая, номинативная. Она указывает на то, как действие, которое называет глагол, проходит во времени. Также она помогает различать смысл тех высказываний, которые состоят из одинаковых словоформ. Например: Было утро. Солнце всходило и было утро. Солнце взошло. С помощью вида здесь отражаются различные ситуации. В то же время эта категория является интерпретирующей. Это означает, что с ее помощью одно и то же событие может по-разному изображаться субъектом речи. Например: Катя не выполняла упражнение. Катя не выполнила упражнение. Общая ситуация здесь одинакова: наличие невыполненного упражнения. Однако вид глагола объясняет ее по-разному. Несовершенный указывает на то, что Катя и не пыталась выполнять упражнение, а совершенный говорит о том, что она не смогла его выполнить.
В современной литературе языковеды грамматическое значение этой категории чаще всего определяют посредством различия между целостностью действия и его пределом.
Глаголы, относящиеся к совершенному виду, называют действие предельное. То есть во времени оно достигает такого предела, после которого или прекращается, или переходит в следующую фазу. Например: Малыш впервые пошел и продолжает ходить. Дерево сгорело. Действия, которые называет совершенный вид глагола, уже случились или могут произойти независимо от протекания их во времени. К нему нельзя поставить вопрос об актуальном, настоящем: что происходит сейчас? В этом смысле действие, которое он называет, нельзя поделить на части, на факты и события, оно представляется целостным.
Глаголы, относящиеся к несовершенному виду, называют или предельными, то есть теми, которые имеют предел, но еще продолжаются во времени (он читает книгу), или же непредельными (принадлежать). Для этого вида актуален вопрос: что происходит сейчас? Он обладает свойством обозначать действие, развивающееся во времени, но также может обозначать и то, которое завершившилось в реальности.
В структуре предложения вид глагола вместе с другими средствами служит для характеристики высказывания. Его контекстные значения еще называют частными.
Глаголы, принадлежащие к совершенному виду, обозначают:
1) Повторение нескольких действий в конкретной ситуации. Например: Котенок то придавит мышь, то отпустит, то снова поймает.
2) Конкретные факты, которые происходят единожды. Например: Он прибежал, запыхавшись, схватил забытые вещи и выскочил из комнаты.
Глаголы, принадлежащие к несовершенному виду, обозначают:
1) Ситуации, отношение к которым постоянно. Например: Люблю Отчизну я!
2) Ситуации, которые повторяются много раз. Например: Укладывая детей спать, мама поет им песни.
Учитывая все, сказанное выше, можно дать следующее определение виду: это морфологическая, двойная, номинативно-объяснительная категория, которая обозначает различия в протекании любого действия. Выражается она противопоставлением значений двух видов – совершенного и несовершенного.
fb.ru
Глаголы совершенного и несовершенного вида
Глагол совершенного вида | Глагол несовершенного вида |
Отвечает на вопрос что сделать? | Отвечает на вопрос что делать? |
Обозначает законченное, завершенное действие. Может быть в прошедшем и будущем времени. | Обозначает незаконченное, незавершенное действие. Может быть в настоящем, прошедшем и будущем времени. |
прочитать, прочитал, прочитаю | читать, читаю, читал, буду читать |
Возвратные и невозвратные глаголы
Возвратные глаголы | Невозвратные глаголы |
Употребляются с постфиксом –ся (-сь). Действие возвращается на себя | Употребляются без постфикса –ся (-сь). Действие возвращается на тот предмет, который выполняет действие |
учиться, встречаться (то есть учить себя, встречать себя с кем-то) | учить, встречать |
Переходные и непереходные глаголы
Переходный глагол | Непереходный глагол |
обозначает, что действие переходит на предмет | обозначает, что действие не переходит на предмет |
Сочетается: – с существительным, числительным или местоимением в винительном падеже без предлога; – с существительным или местоимением в родительном падеже без предлога, но только при отрицании или указании на часть чего-либо. | Сочетается: – с существительным, числительным или местоимением в косвенных падежах (кроме винительного) без предлога или с предлогами. Непереходными являются: – все возвратные глаголы; – отыменные глаголы с суффиксом -е- и -нича-(-ича-) |
Читать (что?) книгу Не чувствовать (чего?) боли Налить (чего) чаю | заболеть (чем?), увлекаться, обессилеть, ябедничать |
Наклонения глагола
Глаголы имеют три наклонения: изъявительное, повелительное и условное (или сослагательное).
Изъявительное наклонение | Повелительное наклонение | Условное (сослагательное) наклонение |
обозначает реальное действие, которое происходило, происходит или будет происходить | обозначает нереальное действие, приказ или просьбу | образуется при помощи частицы «бы» и обозначает действие, которое возможно при определённых условиях |
Учил, учу, буду учить, выучу | Учи, выучи, пусть выучит | выучил бы |
Время глаголов
Глаголы в изъявительном наклонении бывают прошедшего, настоящего или будущего времени.
Прошедшее время | Настоящее время (только у глаголов несовершенного вида) | Будущее время |
Действие происходило до момента речи. Образуется при помощи суффикса –л | Действие происходит в момент речи | Действие будет происходить после момента речи |
выучил, писал | учит, учу | выучу, будет учить |
Число, лицо, род глаголов
Число
Глаголы бывают единственного или множественного числа: | учу, учит – учим, учат |
Лицо
Глаголы бывают 1-го, 2-го и 3-го лица.
1-е лицо | 2-е лицо | 3-е лицо |
я учу мы учим | ты учишь вы учите | он (она, оно) учит они учат |
Род
Глаголы единственного числа изъявительного и условного наклонений бывают мужского, женского и среднего рода. | учил, учил бы; учила, учила бы; учило, учило бы. |
Синтаксическая роль глагола
Глагол (в спрягаемой форме) в предложении обычно играет роль сказуемого, но может быть и любым другим членом предложения.
Подлежащее | Сказуемое | Дополнение | Определение | Обстоятельство |
Что? | Что делать? Что сделать? | Вопросы косвенных падежей | Какой? | Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? Как? |
Жить – Родине служить. Любить– значит прощать | Я (что делаю?)иду в школу Мы смотримтелевизор | Прошу вас (о чём?) не шуметь. Командир приказал (что?)наступать | Желание (какое?)учитьсябыло у него постоянным. Мечта (какая?)поехать на море с каждым днём становилась всё сильней. | Я поехал в горы (с какой целью?)подлечиться. Наша семья летом поехала к морю (с какой целью?) отдохнуть |
Написание суффиксов -ОВА-, -ЕВА-, -ИВА-, -ЫВА-
Если в 1-м лице настоящего времени глагол оканчивается на -ую, -юю, то в неопределенной форме и в прошедшем времени пишется -ОВА-, -ЕВА- | беседую – беседовать, беседовал (а не беседывать, беседывал) воюю – воевать, воевал (а не воивать, воивал) |
Если в 1-м лице настоящего времени глагол оканчивается на -ываю, -иваю без ударения на -А-,то в неопределенной форме и в прошедшем времени пишется -ЫВА-, -ИВА- | рассказываю – рассказывать, рассказывал (а не рассказовать, рассказовал) рассматриваю – рассматривать, рассматривал (а не рассматревать, рассматревал) |
Если в суффиксе ударение падает на -А-, то пишется -ЕВА- | одолева́ть, одолева́ю (а не одолива́ть, одолива́ю) |
Правописание безударных личных окончаний глаголов
Личными называются окончания глагола, который изменяется по лицам.
Личными могут быть только глаголы настоящего и будущего времени.
Глаголы прошедшего времени не могут иметь личного окончания, т.к. они не изменяются по лицам, а изменяются только по родам (я читал, ты читал, он читал – окончания не изменяются)
Личные окончания глаголов:
I спряжение | II спряжение | ||
пишешь читаешь | -ешь | -ишь | учишь строишь |
пишет читает | -ет | -ит | учит строит |
пишем читаем | -ем | -им | учим строим |
пишете читаете | -ете | -ите | учите строите |
пишут читают | -ут (-ют) | -ат (-ят) | учат строят |
Правописание -СМОТР-, -СМАТР-
Без ударения пишется О | смотреть, пересмотреть, засмотреться |
Под ударением что слышится, то и пишется | посмОтрит, посмАтривал |
Правописание глаголов с частицей НЕ
Частица НЕ с глаголами пишется раздельно.
Например: не учишь, не говорить, не будешь молчать, не играл бы.
Исключение: частица НЕ пишется слитно с глаголами, которые не употребляются без НЕ.
Например: невзлюбить, нездоровится, ненавидеть, негодовать, недоумевать, неволить.
В глаголах следует различать приставку НЕДО- и частицу с приставкой НЕ ДО-.
НЕДО употребляется в значении «мало», НЕ ДО – в значении «не до конца довести действие».
НЕДО- (в значении «мало», имеет антоним с ПЕРЕ-) Значение недостаточности действия: завершить действие НЕВОЗМОЖНО! | НЕ ДО- (в значении «сделал не до конца»). Значение незавершённости действия: завершить действие ВОЗМОЖНО! |
недоедать (голодать) – антоним: переедать недоглядеть за больным(нельзя доглядеть за больным) недосмотреть за ребенком(нельзя досмотреть за ребенком) | не доедать суп из-за спешки(можно потом доесть) не доглядеть спектакль (можно доглядеть в следующий раз) не досмотреть фильм (можно вернуться и досмотреть его) |
ЗАПОМНИТЬ!
1) Глагол «недоставать»(в значении «отсутствовать в нужном количестве») пишется с НЕ слитно, т.к. НЕДО- является приставкой. Также НЕДО- пишется слитно в устойчивом выражении «Этого ещё недоставало!».
Например:
Этой семье постоянно недоставало денег.
В пейзаже недоставало красок.
НО!
Мальчик НЕ доставал до полки. (НЕ пишется раздельно, т.к. действие может быть закончено).
2) Есть глаголы с приставкой ДО-, которые не употребляются без частицы НЕ:
НЕДОлюбливать, НЕДОоценить, НЕДОпонимать, НЕДОслышать.
Мягкий знак в глаголах, -ТСЯ и -ТЬСЯ
Мягкий знак пишется на конце глаголов после согласных:
Правила | Примеры | Исключения |
В глаголах неопределенной формы | гулять, прогуляться | -- |
В глаголах 2-го лица единственного числа настоящего и будущего времени | гуляешь погуляешь прогуляешься | -- |
В глаголах повелительного наклонения (в том числе и перед –СЯ и –ТЕ) | жарь жарься жарьте | ляг – лягте приляг – прилягте |
В возвратной частице, стоящей после гласной | улыбнусь улыбнулись улыбнитесь |
Правописание -ТСЯ, -ТЬСЯ
В глаголах 3-го лица пишется -ТСЯ, в глаголах неопределенной формы пишется -ТЬСЯ.
Примеры:
Он учиТСЯ (глагол 3-го лица)
Он пойдет учиТЬСЯ (глагол неопределенной формы)
Правописание глаголов прошедшего времени
Перед суффиксом -Л- пишется та же гласная, что и перед -ТЬ в неопределенной форме (инфинитиве).
Например:
видЕть – видЕл
выпИть – выпИл
надеЯться - надеЯлся
Безличные глаголы
Глаголы, которые обозначают действия, происходящие сами по себе, без действующего лица (предмета), называются безличными. В предложении безличный глагол-сказуемое употребляется без подлежащего. | Дышится (легко). Нездоровится. Смеркалось. |
Безличные глаголы употребляются в изъявительном и условном наклонениях и в неопределенной форме:
В изъявительном наклонении для каждого времени имеют форму 3-го лица единственного числа и форму среднего рода единственного числа прошедшего времени | Вечереет. Будет вечереть. Вечерело. |
В условном наклонении имеют только одну форму | Потеплело бы. |
В неопределенной форме никаких специфических особенностей не имеют | Нездоровиться |
Две основы глагола
В отличие от других частей речи, глагол имеет не одну, а две основы:
основу инфинитива и основу настоящего времени.
Пример:
Возьмем слово говорить.
Основа инфинитива – говори.
Основа настоящего времени – говор.
Пояснение:
- чтобы найти основу инфинитива, надо от глагола инфинитива отбросить суффикс -ть (-ти):говори-ть.
- чтобы найти основу настоящего времени, надо преобразовать глагол в форму 3-го лица множественного числа настоящего времени и выделить основу: говор-ят.
От основы настоящего времени образуются личные окончания глагола настоящего времени, повелительного наклонения, причастия настоящего времени:
говор-ю (-ишь, -ит, -им, -ите, -ят)
говор-ите
говор-ящий
lektsia.com
Совершенный и несовершенный вид глагола. Что такое Совершенный и несовершенный вид глагола?
Вид глагольная категория, показывающая характер протекания действия во времени, выражающая отношение действия к его внутреннему пределу, результату. Категория вида присуща всем глаголам русского языка в любой форме.Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? и обозначают действие, ограниченное в своей длительности, имеющее внутренний предел, законченность. Глаголы совершенного вида могут обозначать действие, которое закончилось (или закончится) , достигнув результата (выучить, нарисовать) , действие, которое началось (или начнтся) , причм само это начало действия понимается как его граница, предел (заиграть, запеть) , однократное действие (толкнуть, крикнуть, прыгнуть глаголы с суффиксом -ну) . Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? и обозначают действие без указания
на его предел, без ограничения протекания его во времени, действие длительное или повторяющееся (учить, рисовать, играть, кричать) .
Глаголы несовершенного и совершенного вида образуют видовые пары. Видовую пару составляют глагол несовершенного вида и глагол совершенного вида, имеющие одинаковое лексическое значение и различающиеся только значением вида: читать прочитать, писать написать, строить построить.
Глаголы несовершенного вида образуются от глаголов совершенного вида с помощью суффиксов:
1) -ива-, -ыва-: рассмотреть рассматривать, расспросить расспрашивать, расписаться расписываться;
2) -ва: открыть открывать, дать давать, обуть обувать;
3) -а-(-я) : спасти спасать, подрасти подрастать.
Глаголы совершенного вида образуются от глаголов несовершенного вида различными способами:
1) с помощью видовых приставок на-, с-, про-, вы-, по- и др, : лечить вылечить, печь испечь, делать сделать, писать написать, читать прочитать, строить построить, учить выучить и т. д. (Но чаще с помощью приставки образуются глаголы совершенного вида, которые отличаются от глаголов несовершенного вида не только значением вида, но и изменением лексического значения; такие глаголы не образуют видовой пары: читать перечитать, отчитать, зачитать и т. д.) ;
2) с помощью суффикса -ну-: привыкать привыкнуть, кивать кивнуть, прыгать прыгнуть.
Некоторые глаголы, составляющие видовую пару, могут различаться только местом ударения: рассыпать рассыпать, нарезать нарезать.
Отдельные видовые пары составляют глаголы с разными корнями: говорить сказать, искать найти, класть положить, брать взять.
Некоторые глаголы являются одновидовыми. Они не образуют видовой пары и бывают или только совершенного вида (очутиться, ринуться, поспать, раскричаться и др.) , или только несовершенного вида {преобладать, присутствовать, сидеть, находиться) .
Существуют и двувидовые глаголы, которые совмещают в одной форме значение совершенного и несовершенного вида. Их вид устанавливается из контекста: женить, казнить, ранить, велеть, а также глаголы с суффиксами -ова (тъ) , -ирова (ть) : воздействовать, использовать, автоматизировать, асфальтировать, телеграфировать и т. п. Например: Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят (что делают? ) (А. Пушкин) ; Не прикажете ли, я велю (что сделаю? ) подать коврик? (Н. Гоголь) .
Вид глагола влияет на образование его форм (прежде всего форм времени) : у глаголов несовершенного вида в изъявительном наклонении есть формы всех трх времн (причм в будущем времени они имеют сложную форму) и полный набор временных форм причастий; у глаголов совершенного вида нет форм настоящего времени в изъявительном наклонении (форма будущего времени простая) и причастий настоящего времени.
Глаголы совершенного вида указывают на завершенность действия, его результат, конец действия или его начало. В неопределенной форме они отвечают на вопрос что сделать?. Например: добежать, купить, зазвенеть, построить, запеть.Прошедшее время: что сделали? что сделала? что сделал? что сделало? подбежали, увидела, нашел, взошло.
Будущее простое время: что сделают? что сделаю? что сделает? и т. д.выйдут, куплю, доплывет, посчитаем.
Обратите внимание на то, что у глаголов совершенного вида есть только две формы времени: прошедшее и будущее простое. Настоящее время отсутствует.
Глаголы несовершенного вида обозначают длительные или повторяющиеся действия, без указания на их завершенность.В неопределенной форме они отвечают на вопрос что делать?. Например: петь, кипеть, бежать, мечтать, перечитывать, подпрыгивать.
Прошедшее время: что делали? что делал? что делала? что делало? бежали, прыгал, искала, заходило.
Настоящее время: что делают? что делаем? что делает? и т. д. загорают, строим, подтягивается, покупаю.
Будущее сложное время: что будут делать? что буду делать? и т. д. будут прыгать, буду смеяться, будем слушать, будет танцевать.
У глаголов несовершенного вида есть все три формы времени: прошедшее, настоящее и будущее сложное.
Глаголы совершенного вида указывают на завершенность действия, его результат, конец действия или его начало. В неопределенной форме они отвечают на вопрос что сделать?. Например: добежать, купить, зазвенеть, построить, запеть.Прошедшее время: что сделали? что сделала? что сделал? что сделало? подбежали, увидела, нашел, взошло.
Будущее простое время: что сделают? что сделаю? что сделает? и т. д.выйдут, куплю, доплывет, посчитаем.
Обратите внимание на то, что у глаголов совершенного вида есть только две формы времени: прошедшее и будущее простое. Настоящее время отсутствует.
Глаголы несовершенного вида обозначают длительные или повторяющиеся действия, без указания на их завершенность.В неопределенной форме они отвечают на вопрос что делать?. Например: петь, кипеть, бежать, мечтать, перечитывать, подпрыгивать.
Прошедшее время: что делали? что делал? что делала? что делало? бежали, прыгал, искала, заходило.
Настоящее время: что делают? что делаем? что делает? и т. д. загорают, строим, подтягивается, покупаю.
Будущее сложное время: что будут делать? что буду делать? и т. д. будут прыгать, буду смеяться, будем слушать, будет танцевать.
У глаголов несовершенного вида есть все три формы времени: прошедшее, настоящее и будущее сложное.
info-4all.ru