ПАРЛАМЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА: ПОНЯТИЕ, ХАРАКТЕРИСТИКА. Власть парламентская


парламентская республика

По формам правления государства делятся на монархии и республики. Институт монархии сохранился в настоящее время более чем в 30 странах, а если учесть, что в ряде государств (Канада, Австралия, Новая Зеландия) главой юридически считается королева Великобритании, то это число еще больше.

Республикой (лат. Res publica - общественное дело) называется такое государство, в котором верховная власть в стране принадлежит избранным на определенный срок органам государственной власти. В свою очередь, современные республики делятся на парламентарные, президентские и смешанные (полупрезидентские).

 Парламентские республики – правительство формируется победившей на парламентских выборах партией. Президент назначается парламентом. Акты президента, имеют силу лишь после контрасигнатуры главы правительства (премьер-министра, канцлера).

В отличие от президентской, парламентская республика (Италия, ФРГ, Венгрия, Латвия и др.) юридически характеризуется тем, что президент осуществляет свои полномочия, как правило, только по предложению правительства, возглавляемого премьер-министром. Парламент может уволить в отставку правительство, выразив ему вотум недоверия, который должно поддержать парламентское большинство. В этом случае президент имеет право по предложению правительства распустить парламент и объявить досрочные выборы.

В парламентарной республике населением страны на строго определенный срок избираются высший представительный законодательный орган государственной власти. Особенность этих государств состоит в том, что парламенту в них принадлежит высшая государственная власть. Он не только является высшим законодательным органом государственной власти, но и, опираясь на представительный (делегированный народом) характер своей власти, формирует органы исполнительной власти (избирает президента или формирует правительство). При подобной конструкции, хотя и существует разделение властей на законодательную (парламент), исполнительную (президент и/или правительство) и судебную (верховный, конституционный и другие суды), положение исполнительной власти зависит от решения парламента. Такой орган получил название ответственного (перед парламентом) правительства. Зависимость исполнительной власти от законодательной проявляется в том, что парламент определяет состав правительства, влияет на принимаемые им решения, производит перестановки в его составе, отправляет в отставку правительство в полном составе или отдельных его членов. Отставка парламента или изменения соотношения в нем партийно-политического большинства и меньшинства автоматически влечет за собой отставку ответственного перед ним правительства, сформированного по принципу партийного большинства. Концентрация государственной власти в руках парламента преодолевается наличием в стране многопартийности, которая обеспечивает участие в нем, и иногда в правительстве, представителей различных политических партий. Подвергая друг друга критике в ходе парламентских дебатов, депутаты, представляющие различные политические течения, в конечном итоге приходят к сбалансированному решению, устраивающему всех, или, по крайне мере, большинство населения страны. Поэтому неотъемлемым элементом парламентарной республики является развитая многопартийная система. "При неразвитости партийной системы даже экстремистские (малочисленные) партии могут оказаться частью парламентской коалиции большинства. Это может стать не менее пагубным, чем тупик во взаимоотношениях исполнительной и законодательной властей".3

Власть президента.

Президент Германии представляет Федерацию в международно-правовых сношениях. Он заключает от имени Федерации договоры с иностранными государствами. Он аккредитует и принимает послов. (Часть 1 Статьи 59 Конституции). Федеральный Президент Германии назначает Федерального канцлера, а по его представлению - федеральных министров. Аналогично производится их увольнение. (Часть 1 Статьи 64 Конституции). Президент может назначать и увольнять федеральных судей, федеральных служащих, офицеров и унтер-офицеров (Часть 1 Статьи 60 Конституции). Он также в отдельных случаях осуществляет от имени Федерации право помилования. Приказания и распоряжения Президента действительны при контрассигнации Федеральным канцлером или соответствующими федеральными министрами (Статья 58 Конституции). Имеются случаи, когда контрассигнации не требуется. Например, назначение и увольнение Федерального канцлера, роспуска Бундестага (в силу ст.63 Конституции).

Президент Германии может распустить Бундестаг в силу части 4 статьи 63 лишь в случае неизбрания Федерального канцлера. Обвинение в умышленном нарушении Основного закона или другого федерального закона против Президента Германии могут возбудить Бундестаг и Бундесрат. Решение о виновности Президента принимает Федеральный конституционный суд (Часть 2 Статьи 61 Конституции).

Власть парламента.

Федеративная Республика Германия является демократическим, социальным, правовым государством с романо-германской правовой системой. Форма правления – парламентская республика. ФРГ имеет двухпалатный парламент. Хотя некоторые специалисты и предпочитают  называть парламент ФРГ – однопалатным. Правом законодательной инициативы обладают федеральное правительство, депутаты Бундестага, и члены Бундесрата.     Верхняя палата - Бундесрат, является представительством земель, но не избираемым, а назначаемым. Число представителей земли, зависит от численности населения земли, но не пропорционально ему. При голосовании каждая земля имеет число голосов, равное числу ее представителей. Т.е. земли не равноправны. Голоса каждой земли должны подаваться согласованно, т.к. представители каждой земли действуют в Бундесрате по инструкции своего правительства. Однако в отличие от Бундестага, Бундесрат не может быть распущен.     Бундестаг учреждает комитет по делам Европейского Союза. Он может уполномочить комитет осуществлять права Бундестага согласно статье 23 в отношении Федерального правительства. Также Бундестаг формирует Комитет по иностранным делам и Комитет по вопросам обороны (Статья 45а), Комитет по петициям, который обязан разбирать просьбы и жалобы, подаваемые в Бундестаг, согласно статье 17 Основного закона.   В области принятия законов, влияние Бундесрата неодинаково. По вопросам, касающимся изменения конституции, о территориальных изменениях федерации, об отношениях земель и федерации и т.п. вопросам Бундесрат обладает, хоть и ослабленным, правом вето. Законопроекты по другим вопросам, принятые Бундестагом, также должны отправляться в Бундесрат.  В случае согласия Бундесрата, закон считается принятым и публикуется. Если нет, то создается согласительный комитет, но в этом случае независимо от решения комитета Бундестаг, вправе принять закон без согласия Бундесрата. Бундесрат вправе в течение двух недель заявить протест, который может быть отклонен простым большинством голосов.      Однако в некоторых случаях Бундесрат может принимать законы, самостоятельно, без Бундестага. Также Бундестаг вправе делегировать законодательные полномочия правительству или некоторым министрам.

Исполнительная власть Германия. Исполнительная власть республики принадлежит формально президенту, di facto – правительству. Президент выбирается на 5 лет косвенными выборами, как и положено в парламентской республике. Президент республики представляет государство, заключает международные договоры, аккредитует дипломатических представителей, назначает федеральных судей, офицеров, осуществляет право помилования и др. На деле всеми этими полномочиями без контрасигнатуры  Канцлера, президент может воспользоваться лишь в случаи вакантности поста Канцлера. Правительство несет ответственность только перед парламентом, как индивидуальную, так и коллективную (ответственность Канцлера). Однако, процедура вынесения недоверия правительству в ФРГ, сложнее, чем во Франции. В Германии действует так называемый конструктивный вотум недоверия. Одним блоком голосуется и против Канцлера, и за его преемника. Но т.к. предложить кандидатуру Канцлера на практике может только (блок) большинства в парламенте, конструктивный вотум применялся только дважды, да и то в обоих случаях его инспирировало правительство, с целью роспуска неугодного парламента. Так как в случае выражения недоверия возможно или назначение нового Канцлера или роспуск парламента.

Вывод:

В парламентской республике реальная власть в руках парламента. Им назначается правительство, которое подотчетно парламенту. Правительство формируется из представителей партии (партий), получившей большинство мест в парламенте. Исполнительная власть сосредотачивается в руках премьер-министра. В большинстве парламентских республик также есть пост президента, избираемого парламентом или особой коллегией выборщиков. Но в отличие от президентских республик здесь в его руках лишь весьма ограниченный круг полномочий, в основном представительские функции. У той и у другой республиканских форм правления есть свои преимущества и недостатки. Так, например, в парламентской республике депутаты, избранные в парламент по партийным спискам, отражают волю отдельных слоев населения. Ведущая фракция или парламентская коалиция формируют состав правительства, подотчетного парламенту. Состав кабинета министров в этом случае отражает предпочтения парламентского большинства и косвенно – волю большинства населения. В то же время характерной негативной чертой парламентских республик являются частые отставки и смены кабинета министров.

ВОТУМ НЕДОВЕРИЯ - в парламентской практике выраженное (как правило, нижней палатой парламента) неодобрение политической линии, определенной акции или законопроекта правительства либо отдельного министра. Инициатива постановки вопроса о В.н. может Исходить от правительства, от парламентских фракций или групп депутатов. Выражение В.н. правительству на практике приводит либо к уходу его в отставку и формированию нового (правительственному кризису) либо к роспуску парламента (нижней палаты) и проведению досрочных выборов.

Контрасигнатура, контрасигнация, контрасигиляция (лат. contrasignatura — министерская скрепа, подпись) — порядок, при котором утверждённые главой государства или парламентом законы подлежат обязательному заверению подписью премьер-министра или уполномоченного министра для придания этому акту юридической силы[1].

КОСВЕННЫЕ ВЫБОРЫ, система выборов, при которой избиратели не участвуют непосредственно в выборах депутата представительного органа или главы государства, а избирают своих представителей для этого. 

Бундесра́т (нем. Bundesrat), дословно «Федеральный совет»[1]) — государственный законодательный орган Германии. Состоит из членов земельных правительств, представляющих 16 земель Германии.

Благодаря бундесрату земли участвуют в законодательной и исполнительной деятельности.

При различной раскладке политических сил на уровне федерации и в землях бундесрат может стать политическим противовесом и тем самым инструментом оппозиции. Но даже без участия оппозиции он зачастую препятствует бундестагу в проведении законопроектов, особенно ухудшающих правовой статус земель, так как в бундесрате принято ставить интересы своей земли выше партийной линии. Согласно твёрдо установленному порядку ротации бундесрат избирает на год своего председателя из числа представленных в нём земель. Председатель бундесрата исполняет обязанности федерального президента, когда последний не в состоянии их осуществлять. Бундесрат включает в себя 10 постоянных членов - представителей различных районов.

Бундеста́г[1] (нем. Bundestag — федеральное собрание, от Bund (союз, федерация) и Tag, Tagung (собрание, заседание)) — высший представительный однопалатный орган народного представительства Федеративной Республики Германия. Национальный парламент, названный бундестагом, получил широкие полномочия и стал единственным федеральным органом власти, избиравшимся гражданами напрямую.

Бундестаг избирается населением страны, имеющим избирательные права, сроком на четыре года. Досрочный роспуск парламента возможен только в виде исключения и входит в компетенцию федерального президента.

Функции

Важнейшие функции бундестага: принятие законов, выборы федерального канцлера и контроль за деятельностью правительства. На заседаниях парламентских комитетов осуществляется основная работа по подготовке законов. В ходе заседаний должны быть согласованы политическая воля и знания экспертов в соответствующей области. На комитеты возложена основная работа по парламентскому контролю за деятельностью правительства.

studfiles.net

ПОНЯТИЕ, ХАРАКТЕРИСТИКА » Буквы.Ру Научно-популярный портал

смешанные (полупрезидентские).

Парламентская республика – разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту.

Парламентарная республикахарактеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность. Формальной отличительной чертой парламентарной республики является наличие должности премьер-министра.

В парламентарной республике населением страны на строго определенный срок избираются высший представительный законодательный орган государственной власти. Особенность этих государств состоит в том, что парламенту в них принадлежит высшая государственная власть. Он не только является высшим законодательным органом государственной власти, но и, опираясь на представительный (делегированный народом) характер своей власти, формирует органы исполнительной власти (избирает президента или формирует правительство). При подобной конструкции, хотя и существует разделение властей на законодательную (парламент), исполнительную (президент и/или правительство) и судебную (верховный, конституционный и другие суды), положение исполнительной власти зависит от решения парламента. Такой орган получил название ответственного (перед парламентом) правительства.

Парламентарная республика характеризуется следующими признаками:

Парламент наряду с законодательной деятельностью и вотированием бюджета обладает учредительными функциями и правом контроля за деятельностью правительства. Главным из учредительных функций является формирование правительства на парламентской основе. Формально правительство назначает президент, однако делает это не по своему усмотрению, а на основе решения парламента о формировании кабинета из числа представлен партии или коалиции партий, располагающих большинством мест в парламенте (чаще — в его нижней палате). Обычно президент предлагает парламенту кандидатуру лидера победившей на выборах партии (или коалиции партий) в качестве будущего главы правительства. Предложенная президентом кандидатура главы правительства (или правительства в целом) должна (случить вотум доверия в парламенте, только после этого президент назначает правительство. Вотум недоверия правительству со стороны парламента влечет за собой либо отставку правительства с последующим формированием нового правительства, либо роспуск парламента и проведение досрочных парламентских выборов.

Глава государства — президент занимает в системе государственных органов парламентарной республики достаточно скромное место. Хотя формально он может быть наделен обширными полномочиями, фактически повсеместно они ограничиваются в основном представительскими функциями. Президент скрепляет своей подписью все важнейшие государственные акты, включая законы; осуществляет дополнительный контроль за правильностью оформления и соблюдения конституционной процедуры принятия законодательных и иных актов, направляемых ему на подпись. Президент, однако, не вправе отказаться от подписи вследствие несогласия с содержанием поступившего на подпись документа. Все поступающие к президенту акты должны быть контрассигнованы главой правительства или ответственным министром. Легитимность президента в парламентарной республике существенно уже, чем в президентской республике, так как население не участвует в его выборах. Президент избирается парламентом (например, в Италии) или особой избирательной коллегией (как в ФРГ).

Вся исполнительная власть в парламентарной республике находится в руках правительства. Поскольку оно опирается на парламентское большинство, то имеет возможность существенно влиять на деятельность парламента, прежде всего на осуществление законодательных полномочий парламента. Показательно, что большинство законопроектов, которые являются предметом парламентского рассмотрения, исходят именно от правительства (например, в ФРГ — свыше 80%).

Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью. Парламент обладает важными финансовыми полномочиями, поскольку он разрабатывает и принимает государственный бюджет, определяет перспективы развития социально-экономического развития страны, решает основные вопросы внешней, в том числе оборонной политики. Парламентарная форма республиканского правления представляет собой такую структуру высших органов государственной власти, которая реально обеспечивает демократизм общественной жизни, свободу личности, создает справедливые условия человеческого общежития, основанное на началах правовой законности.

Парламентарными республиками являются сегодня ФРГ, Италия, Греция, Индия и др. Такая форма правления более присуща развитым странам, так как предполагает довольно высокий уровень развития демократии, наличие развитой партийной системы и высокой политической культуры населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Монархия – в переводе с греческого означает единовластие. Она является одной самых древних форм правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу, занимающему свою должность в установленном порядке престолонаследия. Хотя в современном мире — это означает не просто власть одного, а власть наследуемая. Она нередко обожествляется (монарх – помазанник Божий). Правда ныне божественное происхождение власти монарха мало кого волнует: из истории известно, что феодалы становились монархами и добывали трон для себя и своих потомков в результате иногда выборов, чаще насилия, изредка приглашения, то есть вполне земных процедур. Из этого исходит и большинство действующих конституций монархических государств. Можно с полным правом утверждать, что вплоть до начала девятнадцатого века монархия была правилом для всех государственно-организованных народов. Даже в современном мире, несмотря на то, что республика является исторически более прогрессивной формой правления спор между ней и монархией продолжается.

Монархия наряду с республикой является одной из двух форм правления, известных теории государства и права. Власть монарха, как правило, является пожизненной и передается в порядкепрестолонаследия.

Престолонаследие – переход власти монарха от одного представителя царствующего дома (династии) к другому в установленном законом порядке. В настоящее время существуют три основные системы престолонаследия. Салическаясистема сводится к тому, что наследование осуществляется только по мужской линии. Женщины из круга престолонаследников исключаются полностью (Швеция). Кастильскаясистема не исключает женщин из очереди престолонаследия, но отдает предпочтение мужчинам: младший брат исключает старшую сестру (Великобритания).

Одним из главных достоинств монархии является способность сохранять неформальность отношений монарха и подданного. Возможно, в силу этого монархия является более действенным символом единства. Правильно устроенная монархия может быть символом единства многонационального государства, в том числе — империи. Монархия также может являться символом единства нации, общественной стабильности. Даже формально конституционные, а фактически — декоративные монархии (вроде современной монархии в Великобритании), продолжают исполнять эту миссию — символа и инструмента единства.

В сфере социальных отношений монархия проводит исключительно благородные принципы. Это, например, верность — один из самых благородных критериев в отношениях между людьми.

Одним из важных достоинств монархии является возможность принятия оперативного решения в тех случаях, когда времени на обсуждение просто нет.

Еще одним важным достоинством монархии является способность эффективно выдвигать наиболее талантливых людей на руководящие посты.

Главный недостаток династической монархии, как мне кажется, — случайность рождения. При династическом наследовании нет гарантии, что не родится умственно неполноценный наследник.

В Великобритании – парламентская монархия. Парламентарная монархия характеризуется тем, что монарх не обладает реальными полномочиями по управлению государством. Его полномочия носят в основном представительный характер. Кроме того, он обладает своеобразной функцией государственного нотариуса, скрепляя своей подписью все важнейшие государственные акты.

При этом его полномочия ограничиваются формальной проверкой правильности оформления акта. Влиять на материальное содержание того или иного документа монарх, как правило, не может. В силу этого, а также исходя из принципа «монарх не ответственен» (монарх не может нести политическую и юридическую ответственность за свои действия), подпись монарха обязательно нуждается в контрасигнации (т.е. должна предварительно скрепляться подписью премьер-министра или ответственного министра). Тем самым глава правительства или министр принимают на себя ответственность за данный акт монарха. На практике все акты монарха готовятся правительством. Монарх скрепляет своей подписью и законодательные акты, однако правом вето в отношении принятых парламентом законов он, как правило, не обладает. Объем полномочий монарха в странах с парламентарной формой правления неодинаков.

Монарх — это глава государства, источник суверенной власти и символ единства нации.

Согласно Акту о престолонаследии 1701 г. в Великобритании действует кастильская система, в соответствии с которой наследование трона умершего или отрекшегося монарха осуществляется старшим сыном, а при его отсутствии — старшей дочерью. Английский монарх должен быть протестантом по вероисповеданию и не может состоять в браке с католиком.

Нынешний суверен – королева Елизавета II, она вступила на престол в 1953. Монарх считается главой государства, верховным главнокомандующим, главой администрации и светским главой официальной церкви Англии. Монарх – важный символ национального единства. Клятвы верности короне произносят министры, государственные служащие, полицейские и вооруженные силы; управление государством производится именем Ее Величества. С викторианских времен монарх «царствует», но не правит, располагая всего двумя, обычно формальными, прерогативами: он имеет право роспуска парламента и назначения нового премьер-министра, или главы правительства. Сохранился ритуал консультативных встреч вечером по вторникам между монархом и премьером.

Монарх в Великобритании олицетворяет собой стабильность государственных институтов и единство нации. Его положение в системе власти определяется формулой «царствует, но не правит». При этом формально монарх обладает значительными полномочиями и еще большим влиянием на функционирование институтов власти. Большинство полномочий монарха определяется понятием «королевская прерогатива», другие полномочия закрепляются законом.

Королевская прерогатива — это совокупность полномочий монарха по общему праву. В английской истории эти полномочия рассматривались и как естественно присущие монарху от природы, и как делимые на «естественные» и «политические», и как «неотъемлемые», которые не могут быть ограничены даже Парламентом. Однако после 1688 г. королевская прерогатива стала восприниматься как ограничиваемая законом и определяемая судебной практикой. Сегодня любое из полномочий монарха, входящих в королевскую прерогативу, может при необходимости стать предметом законотворчества палат. Если Парламент принимает закон по вопросу, относившемуся к королевской прерогативе, то с этих пор он считается из нее изъятым. Это находит свое отражение в судебной практике.

В английском конституционном праве различают два основных вида прерогативных полномочий монарха: а) личные; б) политические.

Личные прерогативы в основном сводятся к ряду правил, обеспечивающих королевские иммунитеты и право собственности. Например, «монарх никогда не умирает», т. е. по общему праву междуцарствия быть не может, так как существующая система престолонаследия предусматривает постоянное функционирование института монархии. Другим примером личной прерогативы является правило, гласящее, что «монарх не может поступать неправильно». На практике это означает судебный иммунитет монарха. Из этого, однако, не следует, что Корона как институт власти не может быть ответчиком в суде. Речь идет лишь о личном иммунитете монарха.

Политические прерогативы. Эта группа полномочий весьма обширна и классифицируется в учебной и научной литературе по различным критериям. Один из них — полномочия в области внутренней и внешней политики.

В области внутренней политики королевскую прерогативу можно представить следующим образом: 1) прерогатива в области управления; 2) прерогатива в судебной области; 3) законодательная прерогатива.

Прерогатива в области управления означает: а) право монарха назначать и увольнять министров; б) руководство вооружёнными силами; в) управление собственностью Короны; г) назначение епископов; д) жалованье почетных званий; е) чрезвычайные полномочия и полномочия в области обороны.

Прерогатива в судебной области Основана на правиле «монарх — источник справедливости». Исторически британские монархи не только назначали судей, но и принимали участие в судебных заседаниях. Сегодня британские судьи осуществляют правосудие от имени монарха, но назначаются в соответствии с процедурой, установленной законом. Практически судебные прерогативы заключаются в наличии у монарха права помилования. Это право осуществляется монархом при активном участии министра внутренних дел.

Прерогатива в законодательной области проявляется двояко. Во-первых, это право монарха созывать и распускать Парламент — законодательный орган власти. Во-вторых, законодательные полномочия заключаются в праве подписи законопроектов, принимаемых палатами Парламента.

В области внешней политики королевские прерогативы состоят в следующем: 1) право объявления и заключения мира; 2) право заключения международных договоров; 3) право решения по аннексии и уступке территории; 4) право направления и аккредитации дипломатических представителей; 5) право на признание зарубежных государств и правительств.

Следует иметь в виду, что политические полномочия (прерогативы) монарха осуществляются по совету и при участии министров Правительства. Отдельно нужно сказать о праве заключения международных договоров. В соответствии со сложившейся с 1924 г. практикой международные договоры, подписанные главами государств, представляются на одобрение обеих палат Парламента. Это правило может рассматриваться как конституционное соглашение. Договоры экономического, торгового или технического характера не требуют вышеизложенной процедуры рассмотрения в Парламенте, если они: а) не содержат в своем тексте нормы, предусматривающей необходимость ратификации; б) не влекут за собой изменений британского права или налогообложения; в) не затрагивают частные права британских подданных.

 

Тайный совет представляет собой совещательный орган при монархе, исторически появившийся в системе власти Британии в XIII в.

В состав Тайного совета входят министры Кабинета, судьи Апелляционного суда, архиепископы англиканской церкви, спикер Палаты общин, британские послы в зарубежных странах и другие лица, занимающие или занимавшие высшие должности на государственной службе. Всего около 300 человек. В полном составе Тайный совет собирается по особенно торжественным случаям, например по случаю церемонии коронации монарха. Обычно в заседании принимают участие лишь несколько членов Совета. Кворум — три человека.

Тайный совет принимает решения от имени монарха либо в форме прокламаций, либо в форме приказов. Созыв и роспуск Парламента, объявление войны и мира и любое другое выступление монарха по торжественным поводам облекаются в форму прокламации. Решения по вопросам права и управления принимаются в форме приказов в Тайном совете. Правовая сила приказов в Совете признается судами, если эти решения: а) не выходят за рамки королевской прерогативы; б) не выходят за пределы полномочий, делегированных Короне парламентским статутом.

Тайный совет может создавать различные комитеты, важнейшим из которых, с точки зрения развития права, является Судебный комитет, учрежденный в соответствии с законом о Судебном комитете 1833 г. В состав Комитета входят: лорд — председатель Совета, Лорд-канцлер, бывшие лорды-председатели, «ординарные лорды по апелляции» (профессиональные судьи) и ряд других лиц, занимающих или занимавших высшие судебные должности. С 1833 г. юрисдикция Судебного комитета значительно сузилась, однако и сегодня он играет заметную роль в развитии британского права. В частности, Судебный комитет Тайного совета является апелляционной инстанцией на решения церковных судов и на решения трибуналов различных профессиональных организаций, например медицинских работников.

Судебный комитет обладает и специальной компетенцией, заключающейся в том, что монарх может затребовать его мнение по какому-либо вопросу права.

 

bukvi.ru

Парламентская система власти

ТОП 10:

Основным выражением парламентской системы власти является парламентская республика, которая характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента.

Основополагающий принцип парламентской республики состоит в том, что правительство формируется не главой государства – президентом или монархом, а лидерами партий парламентского большинства и, как правило, из числа депутатов политических партий, обладающих большинством голосов в парламенте. Правительство ответственно перед парламентом, а парламент правомочен выражать ему доверие или недоверие. Если парламент отказывает правительству в доверии, происходит одно из двух: либо правительство уходит в отставку и парламент начинает формировать новое правительство; либо парламент распускается, назначаются его новые выборы, затем новый парламент формирует новое правительство. Решение о том, что именно произойдет, формально принимает глава государства, а фактически – действующий премьер–министр. Таким образом, при парламентской системе правительство находится у власти только до тех пор, пока оно имеет поддержку парламентского большинства. Такая форма правления существует в таких странах, как: Финляндия, Турция, Германия, Греция, Израиль.

Другим важнейшим принципом парламентской системы является то, что главой высшей исполнительной власти по конституции считается премьер–министр, а не глава государства (президент или монарх). Однако премьер–министр – это только «первый среди равных», который принимает политические решения совместно с кабинетом, т.е. на коллегиальной основе. Возглавляя правительство, премьер–министр не является одновременно и главой государства, а поэтому не располагает такими широкими властными полномочиями, как президент при президентской системе. В то же время глава государства (например, президент) не имеет больших властных полномочий. Он обычно избирается не населением, а парламентом или специально образуемой более широкой коллегией, включающей наряду с членами парламента представителей субъектов федерация или представительных региональных органов самоуправления.

Глава государства не руководит правительством, не может давать членам правительства прямых указаний. В парламентской республике президент выступает в качестве своего рода высшего арбитра во взаимоотношениях между различными политическими институтами. В отличие от премьер–министра он воспринимается как внепартийный высший государственный деятель, символизирующий общенациональное единство и гарантию законности действий государственной власти. Кроме того, глава государства представляет свою страну в различного рода протокольных мероприятиях и церемониях. Однако в условиях парламентской системы он не обладает существенными полномочиями при формировании государственной политики. Но при определенных обстоятельствах глава государства может распустить парламент и назначить новые парламентские выборы. В некоторых странах с парламентской формой правления именно глава государства поручает тому или иному политическому лидеру сформировать правительство. Однако при парламентской системе глава государства фактически не может отменить какое–либо решение парламента и правительства. Единственное, что он может сделать, если он не согласен с каким–то законом или решением правительства, – это не подписать закон и вернуть его на дополнительное рассмотрение парламента или же обратиться в высшие судебные инстанции с просьбой определить конституционность акции кабинета министров.

При парламентской системе правительство находится у власти или уходит в отставку в зависимости от результатов парламентских выборов. Выборы в большинстве стран с парламентской системой проводятся по пропорциональной или смешанной (пропорционально–мажоритарной) избирательным системам. Эти системы предполагают, что депутаты парламента полностью или частично выбираются избирателями в соответствии со списками кандидатов, сформированных партиями.

При однопартийном правительстве премьер–министром, как правило, становится лидер победившей на выборах партии. При коалиционном правительстве премьер–министром становится обычно лидер наиболее влиятельной партии из тех, которые образовали блок парламентского большинства.

Если правительство сформировано только из представителей одной партии, которая имеет твердое большинство в парламенте, то она при парламентской системе становится поистине правящей, так как контролирует высшие законодательную и исполнительную власти. По сравнению с однопартийным правительством позиции коалиционного более неустойчивы.

При парламентской системе многие депутаты, занимающие видное положение в своих партиях, становятся одновременно членами кабинета министров. Как правило, премьер–министр остается членом парламента и сохраняет депутатский мандат. Если же на парламентских выборах кто–то из членов кабинета, являющийся одновременно депутатом, проиграл, то он (в том числе и премьер–министр) уходит в отставку и с правительственной должности.

Именно так устроены все классические парламентские республики (в частности – Германия, Италия). Наглядным примером того, что реальным руководителем в этих государствах является вовсе не глава государства – президент, а руководитель правительства. К примеру, бывшего руководителя правительства Германии – Федерального канцлера Гельмута Коля знают многие, а фамилию президента страны вспомнят далеко не все.

 



infopedia.su

ПАРЛАМЕНТСКАЯ ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ это что такое ПАРЛАМЕНТСКАЯ ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ: определение — Политика.НЭС

ПАРЛАМЕНТСКАЯ ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ

При парламентской форме правления исполнительная ветвь власти формируется из состава законодателей и коллективно подотчетна в своих действиях законодательной власти. Должности главы государства и главы исполнительной власти разделены, и последнюю занимает человек, являющийся лидером самой крупной политической партии или коалиции партий, пользующийся поддержкой законодателей, которому глава государства предлагает сформировать правительство. Пребывание его у власти зависит от способности сохранить за собой поддержку законодателей, притом что глава исполнительной власти обычно может рекомендовать главе государства распустить законодательное собрание, после чего объявляются всеобщие выборы. Такая форма правления существует, в частности, в Великобритании и Германии.

В Великобритании премьер-министр, члены кабинета и младшие министры являются членами парламента (в большинстве своем членами палаты общин). Правительство действует с одобрения парламента — в особенности палаты общин, — обладающего правом вынесения вотума недоверия правительству, после чего следует его уход в отставку. Именно это произошло в 1979 г., когда палата общин заявила о недоверии лейбористскому правительству, которое возглавлял Джеймс Каллаген.

В Германии на должность канцлера назначается представитель партии, получившей наибольшее число мест в бундестаге (или партии, сумевшей создать коалицию, обладающую в палате наибольшим числом мест). Канцлер располагает широкими полномочиями, включая контроль над экономической политикой страны, обороной и внешней политикой, он же назначает министров, формирующих собой федеральное правительство.

При парламентской форме правления связь правительства с парламентским большинством часто наделяет премьер-министра значительной властью. Впрочем, случаются и ситуации иного рода. Правительства, опирающиеся на незначительное большинство или вовсе не имеющие большинства в парламенте, могут привлекать в свой состав (и зависеть от них) членов других партий. В подобных условиях премьер-министру нередко приходится уступать требованиям тех, на поддержку которых правительство вынуждено опираться под угрозой противодействия со стороны парламента.

См. также статьи «Глава государства», «Кабинет», «Коалиционное правительство», «Ответственность правительства», «Президентская форма правления».

Оцените определение:

Источник: 101 ключевая идея политика

politike.ru

Парламентская республика. Основные характеристики

Парламентская республика – это вид республиканской формы правления. Главное отличие ее от монархии состоит в том, что правитель в стране является сменяемым и выборным. Власть главы считается производной от избирателей или от представительного органа.

Парламентская республика. Признаки

При этой форме правления президент является государственным главой только конституционно. Сфера руководства правителя не распространяется на парламент и всю его деятельность.

Парламентская республика предполагает, что глава исполнительной власти - это премьер-министр (Канцлер в Австрии и ФРГ). Именно он осуществляет всю политику. Премьер-министр и его правительство отчитывается перед парламентом.

В конституции Италии указано, что президент представляет единство всего народа и является главой в стране. Вместе с этим другая статья Основного Закона гласит, что руководство общей политикой и ответственность за ее ведение лежит на главе Совета Министров. Таким образом, согласно итальянским конституционным нормам, исполнительная власть сосредоточена в руках председателя правительства, но не президента.

Подобным образом определяют статус президента практически все парламентские республики.

Несколько нехарактерная для указанной формы правления правовая конструкция присутствует в Конституции Австрии. В Законе указано, что к высшим органам исполнительной власти относится федеральный президент, государственные секретари, федеральные министры и члены правительства земель. Вместе с этим в Конституции присутствует и очень подробное перечисление президентских полномочий. Этот список дает ясно понять, что глава государства является лишь формальным правителем.

Такая же ситуация наблюдается и в Основном Законе Греции.

Следует отметить, что парламентская республика как форма правления строится на принципе, согласно которому президент выступает в роли "арбитра", уравновешивающего ветви госвласти. Таким образом, определяется место главы страны в структуре органов, устанавливается объем полномочий, система выборов. Определяется также специфика взаимодействия с прочими органами власти.

Полномочия главы парламентской республики похожи на полномочия, которыми наделен конституционный монарх. И в первом, и во втором случае власть правителя чисто символическая. Вместе с этим в период политического кризиса роль главы страны резко возрастает. Только президент способен обеспечить сохранение преемственности власти, поддержание политической стабильности.

Парламентская республика (как форма правления) характерна для многих стран. Так, например, такой политический строй установлен в ФРГ, Италии, Швейцарии, Венгрии, Австрии, Ирландии и прочих державах. Из бывших республик Советского Союза только в Латвии установлена парламентская республика.

Указанная форма правления, безусловно, имеет положительные и отрицательные черты.

Основным достоинством системы считается то, что власть в большем объеме сосредоточена в одном органе. Принятие решений осуществляется большинством голосов. При парламентской республике нет должностного лица или какого-либо органа, который может препятствовать реализации решений парламента.

В указанной системе просматриваются границы ответственности за политические действия. В этом случае избиратель точно знает, кого обвинить в неудачах.

Немаловажен и тот факт, что правительство формируется непосредственно избирателями. Во время выборов своеобразную проверку на доверие проходят все кандидаты.

В условиях парламентской республики верховенство парламента исключает концентрацию власти в одних руках.

fb.ru

Парламентская система

Содержание

 Введение…………………………………………………………………………...3

 Общая характеристика структуры парламента………………………………...3

 Лучшее средство от авторитаризма …………………………………………….5

 Основные черты парламентской системы ……………………………………..7

 Преимущества парламентской системы ……………………………………….8

 Критика парламентаризма ……………………………………………………....9

 Парламентаризм и образование партий ………………………………………10

 Страны с парламентской системой правления ………………………………11

Литература……………………………………………………………………….12

Введение

Кто бы и как бы ни говорил о парламентаризме, его всегда можно обвинить в незнании, необъективности и предвзятости. Но есть один источник, о котором это сказать трудно – это «Wikipedia» (http://en.wikipedia.org) – бесплатная сетевая энциклопедия, которую, как утверждают ее составители, может подправить, а точнее – дополнить, каждый. Вот что говорит этот источник о парламентаризме.

Парламентская система, или парламентаризм отличается тем, что исполнительная ветвь власти в ней зависит – прямо или непрямо от поддержки парламента, что, как правило, выражается голосованием о доверии (вотумом доверия). Однако в ней нет четкого разделения исполнительной и законодательной ветвей власти, за что парламентаризм часто подвергается критике, поскольку ему не хватает системы сдержек и противовесов, которые есть в президентской республике.

Парламентаризм, в отличие от президентализма, часто хвалят – за его гибкость и ответственность перед обществом. В то же время , ему свойственна тенденция к нестабильности правительств, как в Веймарской Республике или французской Четвертой Республике. Парламентская система зачастую имеет четкое разделение между главой правительства, которым является премьер-министр, и главой государства, который может быть фигурой назначаемой и иметь лишь церемониальную власть. Однако некоторые парламентские системы также имеют избираемого президента как главу государства со многими полномочиями, что обеспечивает им определенную устойчивость.  Общая характеристика структуры парламента

Внутреннюю структуру представительного органа государственной власти Архангельской области никто не может определить кроме его самого. Она сохраняется почти в неизменном виде уже третий созыв, и нет серьезных предпосылок для перемен в ближайшем будущем. Однако обсуждение вопросов структуры необходимо, дабы быть вооруженными теорией вопроса, знать опыт других регионов России.Традиционно парламенты делятся на однопалатные и двухпалатные. Общенациональные парламенты больших государств (и прежде всего федеративных) имеют две палаты, одна из которых представляет интересы отдельных частей государства (субъектов Федерации). У каждой палаты в свою очередь есть внутренняя структура, элементами которой являются ее рабочие органы. Их функциональное назначение, права и обязанности выборных должностных лиц и органов закрепляются регламентом парламента.

Архангельское областное Собрание депутатов является однопалатным представительным органом и состоит из 39 членов. Депутаты избираются по мажоритарной системе от одномандатных округов и представляют в парламенте примерно равные по численности территории области. Законодатели области пошли по традиционному для субъектов России пути создания однопалатного законодательного органа.

На момент учреждения областного представительного органа в 1993 году32 вопрос о возможности введения двухпалатного парламента официально не ставился и не обсуждался. Однако спустя некоторое время (в конце 1998 года) эта проблема стала предметом обсуждения в политических кругах33. Для глав некоторых районных администраций области пример построения двухпалатного представительного органа в Свердловской области показался привлекательным, что и побудило их предпринять попытку инициирования рассмотрения этого вопроса.

Попытки создания двухпалатных парламентов предпринимались в других субъектах - областях России. Не везде они оказались такими успешными, как в Свердловской области, где формирование двухпалатного парламента стимулировало возникновение региональных политических партий, усилило представительство административно-территориальных единиц в законодательном органе.

В соответствии с принятым 28 октября 1994 года Уставом Свердловской области органом законодательной власти является Законодательное собрание, состоящее из двух палат - областной Думы и палаты представителей. Депутаты областной Думы избираются по общеобластному избирательному округу на основе системы пропорционального представительства (ст. 34). Право участвовать в распределении мандатов получают те избирательные объединения, списки которых получили 5 и более процентов голосов избирателей. Выборы депутатов в палату представителей осуществляются на основе мажоритарной системы относительного большинства по избирательным округам, образуемым на территории Свердловской области. Депутаты работают "на неосвобожденной основе, кроме председателя и его заместителей" (ч. 1 ст. 35).

Палата представителей по своим функциям и компетенции сходна с Советом Федерации Федерального Собрания. Ее депутаты являются представителями административно-территориальных единиц области, в законодательном процессе ее роль сводится к одобрению принятых Думой законов34.

Основным документом, определяющим внутреннюю структуру Архангельского областного Собрания, является его Регламент. Он принят решением Собрания от 25 октября 1996 года. В последующем в него вносились изменения, уточнялась редакция. В настоящее время действует Регламент в редакции от 7 июля 2001 года35.

Регламент имеет четыре раздела: I - Внутреннее устройство и органы Архангельского областного Собрания депутатов; II - Порядок работы областного Собрания; III - Порядок рассмотрения областным Собранием депутатов вопросов, отнесенных к его ведению; IV - Заключительные и переходные положения. Наибольшим по объему является второй раздел, поскольку он регламентирует весь процесс рассмотрения вопросов, выносимых на обсуждение парламента. Первый раздел закрепляет внутреннюю структуру представительного органа и права и обязанности каждого из его элементов.

Регламент предусматривает избрание Председателя областного Собрания и его заместителей, формирование комиссий и рабочих групп, образование депутатских объединений.Лучшее средство от авторитаризма

Термин «парламентская система» не означает страну, управляемую разными партиями, входящими в коалицию. Такое многопартийное соглашение обычно является продуктом избирательной системы, известной как пропорциональное представительство. Парламентские республики, которые используют мажоритарную систему, обычно управляются однопартийными правительствами. Например, в Великобритании было лишь одно коалиционное правительство за послевоенное время. Однако парламентские системы континентальной Европы широко используют пропорциональное представительство, так что можно сказать, что за пределами стран британского Содружества пропорциональное представительство и парламентаризм идут рядом.

Парламентаризм часто можно наблюдать и в местном управлении. Например, город Осло имеет свой исполнительный совет как часть парламентской системы страны.

Современная парламентская система произрастает из сената Римской Республики, который в основном был правящим органом, состоящем из элиты общества. Даже во времена Римской Империи сенат все еще обладал огромным влиянием и властью. Однако с ходом времени, автократические наклонности императоров уменьшили престиж сената и его власть. В Средние века при феодализме, все жители королевства теоретически были под защитой правящего монарха (и церкви), который давал знати в обмен на ее поддержку земли и привилегии. Однако аристократия , при случае , могла бросить правящему монарху и вызов (как и церкви). По феодальным обычаям, группа аристократов встречалась, чтобы решить, будут они или нет поддерживать монарха по важным вопросам. Эти группы иногда сталкивались с автократическим характером некоторых монархов. Наиболее важным столкновением в ходе становления национального государства и конституционного права, начавшемся с «Magna Carta» 1215 года (т.е. «Великой Хартии вольностей» – А.М.), был первый серьезный вызов безграничной власти короля Джона после серии его поражений. Королевство Англии стало слишком большим, как считали группы «нобилей», для «любого человека, такого же помешанного как король Джон».

Положения Хартии были прямым вызовом «Божественной Власти Королей», общепринятой философии того времени, что привело к многим гражданским войнам, из которых самой знаменитой была гражданская война в Англии. По всей Европе парламенты систематически замещали собой власть монархов, часто устанавливая полный финансовый контроль над государством. Во многих случаях монархи вообще потеряли реальную власть, и стали церемониальными фигурами. В других случаях , пали целые монархии, – их заменили парламенты.

Со временем большинство государств дало парламентам право решать, какими им быть, в результате чего часто образовывались двухпалатные парламенты. Одна палата была наследственной и состояла из знати, другая – из избираемых депутатов. Поначалу верхняя палата, в которой собиралась элита, обладала большей властью, однако сейчас большинство парламентов концентрируют почти всю власть в избираемой или нижней палате. Некоторые парламенты вообще распустили верхнюю палату, некоторые сделали ее избираемой. Таким образом, парламентская система с тех далеких времен, когда она возникла, прошла полный цикл развития. Основные черты парламентской системы

Номинально исполнительная власть – это кабинет министров, возглавляемый премьером. Но парламентаризм часто сочетается и с тайными советами. Премьер и члены кабинета обычно приходят из парламента и остаются его членами, пока работают в кабинете министров. Часто назначается премьером лидер ведущей партии или группы партий в парламенте. Во многих странах весь кабинет или отдельные его члены могут быть сняты парламентом через вотум недоверия. Кроме того, исполнительная власть часто может распустить парламент и созвать внеочередные выборы.

В парламентской системе роли главы государства и главы правительства более или менее разделены. В большинстве парламентских систем глава государства – это в основном церемониальная должность, но бывает и так, что монарх или президент выполняет политически незначительные обязанности, такие как , например, назначение гражданской службы. Во многих парламентских системах глава государства наделяется властью, которая используется в кризисных ситуациях.

В большинстве случаев, однако, такую власть он может использовать лишь с согласия или одобрения главы правительства. Поскольку исполнительная власть прямо зависит от законодательной, некоторые считают, что она является более ответственной, чем в президентской республике. Кроме того, премьеру в парламентской системе приходится чаще сталкиваться с оппозиционными политиками.

Многие считают, что и прохождение законов в парламенте происходит легче, поскольку правительство и парламент обычно контролируются одной и той же партией, и у него есть больше возможностей влиять на парламент, успокаивая несогласных. В президентской же системе исполнительная власть часто ведет себя независимо от законодательной. Если же они опираются на разные политические силы, то возможны столкновения, ведущие в тупиковые ситуации. Парламентские системы, в зависимости от избирательной системы, отличаются по числу партий и их динамике. Различия эти определяются еще и тем, насколько четко прописаны в конституции детали работы правительства. А в зависимости от отношений между центральным правительством и местными властями, государства могут быть как федера тивными, так и унитарными. Преимущества парламентской системы

Можно показать, что парламентская система более ответственна перед избирателями, поскольку власть в ней не разделена. Избирателям легче рассказать, кто отвечает за то или иное действие, чем в системе президентской. Кроме того, премьер, как правило, отвечает перед парламентом. Некоторые считают, что законы в этой системе принимаются легче.

Бывший президент США Билл Клинтон часто сталкивался с проблемами, поскольку большинство в Конгрессе принадлежало республиканцам. Но президент может столкнуться и с проблемами со стороны и своей собственной партии, как это случалось с Джимми Картером.

Парламентаризм привлекателен для наций, которые этнически разделены. В президентской системе вся исполнительная власть сконцентрирована в руках президента, в парламентской же республике происходит коллективное правление. В 1989 году Ливан перешел от полупрезидентской системы с сильным президентом к классическому парламентаризму. Ирак отказался от президентской системы из опасений, что это приведет к господству шиитов. Отвергли такую систему и национальные меньшинства в Афганистане, на чем настаивали пуштуны. А, например, Швейцария хотя и не является парламентской системой, имеет коллективную исполнительную власть.

Существует целое учение, связанное с именами Хуана Линца, Фреда Риггса, Брюса Акермана и Роберта Даля, которое утверждает, что парламентаризм более устойчив к сваливанию в коллапс авторитаризма, чем президентство. Эти ученые отмечают то, что после Второй Мировой войны две трети стран «третьего мира» с парламентским правлением успешно перешли к демократии. В отличие от них, ни одна президентская система не перешла к демократии, не пройдя через заговоры, путчи и другие нарушения конституции. Как писал Брюс Акерман о тридцати странах, испытавших на себе американскую систему сдержек и противовесов, «все они, без исключения, пережили этот кошмар, а часто и не один раз». Критика парламентаризма

Основная критика многих парламентских систем направлена на то, что глава правительства не может избираться населением непосредственно. Порой электорат бывает удивлен тем, кто становится премьером, как это случилось в Индии, когда в 2004 году им стал Манмохан Сингх, а не Соня Ганди. В президентской системе президент напрямую избирается народом, или через коллегию выборщиков (как в США), но в парламентской системе премьер-министр избирается партийными лидерами.

Еще одна причина для критики, это отношения между исполнительной и законодательной властями. Поскольку нет очевидного разделения властей, есть мнение, что парламентская система дает слишком много власти исполнительным органам.

В Великобритании премьер-министра традиционно называют «первым среди равных» членов кабинета. «The Economist» и бывший член парламента Грэм Аллен считают, что власть премьера за последние годы настолько расширилась, что он (или она) стал господствовать над правительством, и былой коллегиальности больше нет. Теперь премьер выглядит как «Луна среди звезд», как однажды заявил «The Economist». «Вместо былого здорового баланса власти мы имеем премьера, который как какой-то Кинг-Конг возвышается посреди иссохшей законодательной поросли».

И хотя парламентская система может иметь мощного премьер-министра, как в Британии, или даже господствующую партию, как в Японии, порой и она не стабильна. Критики указывают на Израиль, Италию, французскую Четвертую Республику, Веймарскую Германию как на примеры того, что неустойчивые коалиции, в которых заправляют мелкие партии, делают эффективное управление невозможным.

В свою очередь, защитники парламентаризма указывают на то, что такая нестабильность является результатом пропорционального представительства, невысокой политической культуры и резко разделенного электората.

Хотя Уолтер Бейджот хвалит парламентаризм за то, что он делает возможным проведение выборов в любое время, отсутствие четкого календаря проведения выборов может привести к злоупотреблениям. В некоторых системах, таких как британская, правящая партия может провести выборы тогда, когда это для нее удобно, избежав проведения выборов в период своей непопулярности. В Голландии правящая партия или коалиция имеет некоторые возможности в определении даты выборов, но они не слишком велики. Парламентаризм и образование партий

Традиционно партии в парламентской системе имеют гораздо больше идеологического сходства, чем в президентской системе. Для парламентской системы почти невозможно представить себе такую партию, как Демократическая партия США, которая до начала 1980-х была коалицией белых, консервативных южан-либералов, лишенной определенного направления. Партии должны поддерживать правительство, но если партия имеет в парламентской системе слишком разные внутренние течения, ее поддержка действий правительства становится проблематичной.

В парламенте законодатели не могут голосовать против своего партийного руководства. Отдельный законодатель в пропорциональной парламентской системе обязан своему партийному лидеру, и не является независимым депутатом от своего округа. Парламентарий может критиковать своего партийного лидера, но он должен разделить ответственность за его выбор и голосовать за него. Если же депутат выступает против своего партийного босса, его могут исключить из партии и не внести в список на будущих выборах.

Поскольку партии в парламентской системе не могут накапливать внутренних расхождений во взглядах (что им позволено в президентской системе), такие расхождения будут выплескиваться через создание новых партий, а не через внутрипартийные конфликты. Таким образом, парламентская система – даже при мажоритарной избирательной системе, служит умножению числа альтернативных партий. Страны с парламентской системой правления

Армения, Австралия, Австрия, Багамы, Бельгия, Канада, Чешская Республика, Дания, Эстония, Финляндия, Грузия, Германия, Греция, Венгрия, Индия, Ирландская Республика, Израиль, Италия, Ямайка, Япония, Латвия, Малайзия, Мальта, Молдова, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Португалия, Сингапур, Словения, Южная Африка, Испания, Тринидад и Тобаго, Швеция, Великобритания, Словакия. Литература

1. Перевод Андрея Маклакова http://en.wikipedia.org/wiki/Parliamentary_system

2. Илберт К. Парламент: Его история, организация и практика. - Пг., 1915.

3. Романов Р.М. Парламентаризм: теория, история и современность. Учеб. пособие. - М., 2002.

4. Cаидов А.Х. Национальные парламенты мира. Энциклопедический справочник. - М., 2005.

5. Щербинин А.И. Политическое образование. Учебное пособие. - М., 2005.

6. Энсон В. Английский парламент, его конституционные законы и обычаи. - СПб., 1908

www.coolreferat.com

Парламентская республика — WiKi

     Парламентские республики, в которых исполнительную власть выполняет премьер-министр.     Парламентские республики, в которых исполнительную власть выполняет президент, избираемый парламентом.

Парламентская республика — разновидность республики с перевесом полномочий в пользу парламента. В парламентской республике правительство отвечает только перед парламентом, а не перед президентом.

При такой форме правления правительство формируется из депутатов партий, обладающих большинством голосов в парламенте. Оно остаётся у власти до тех пор, пока располагает поддержкой парламентского большинства. В случае утраты доверия большинства парламента правительство либо уходит в отставку, либо добивается через главу государства роспуска парламента и назначения новых выборов. Такая форма правления существует в странах, отличающихся развитой, в значительной мере саморегулируемой экономикой (Италия, Германия, Греция, Израиль и др.). Выборы при такой системе демократии обычно проводятся по партийным спискам, то есть избиратели голосуют не за кандидата, а за партию.

Глава государства в таких республиках, как правило, избирается парламентом или специально образуемой более широкой коллегией, включающей наряду с членами парламента представителей субъектов федерации или представительных региональных органов самоуправления. Это и является главным видом контроля парламента за исполнительной властью.

В Италии, например, президент республики избирается членами обеих палат на их совместном заседании, но при этом в выборах участвует по три представителя от каждой области, избранных областными советами. В Германии президент избирается Федеральным собранием, состоящим из членов Бундестага и такого же числа лиц, выбираемых ландтагами земель на началах пропорционального представительства. В парламентских республиках выборы могут быть также и всеобщими, например, в Австрии, где президент избирается населением сроком на 6 лет.

При этой форме государственного правления говорят о «слабом» президенте. Общие направления деятельности, которыми, порой, конституция наделяет президента парламентской республики, осуществляются, как правило, правительством, которое в лице своего главы или министра контрассигнует акты президента.

Тем не менее, президент при такой форме правления обладает определенными серьёзными полномочиями. Он обнародует законы, издаёт декреты, награждает, формально назначает главу правительства, имеет право осуществлять помилование осуждённых[источник не указан 930 дней], сохраняет за собой представительские функции, имеет право формального утверждения состава кабинета министров, право открыть первое заседание парламента нового созыва.

Президент, являясь главой государства, не является здесь главой исполнительной власти, то есть правительства. Премьер-министр формально назначается президентом, но это может быть только глава фракции, имеющей парламентское большинство, и необязательно глава победившей партии. Как уже замечено выше, важной особенностью парламентской республики является то, что правительство правомочно управлять государством лишь тогда, когда оно пользуется доверием парламента.

Однако, существуют парламентские республики, в которых президент избирается парламентом и возглавляет правительство. К таким государствам относятся: Швейцария, Южно-Африканская Республика, Ботсвана, Мьянма, Суринам и многочисленные малые государства.

ru-wiki.org