Шутя и играя учим склонение имен существительных! Выучить за 5 минут падежи


запоминалка для школьников по русскому языку

Здравствуйте, друзья! Как ваши дела? Как настроение? Очень надеюсь, что все у вас хорошо!

Ловите очередную запоминалочку от блога «ШколаЛа» и кладите ее в свой сундучок знаний. Надо сказать, что запоминалочка эта стара как мир. Но, возможно, для кого-то из маленьких школьников и их родителей она станет настоящим открытием.

Итак, сегодня разбираемся с тем, как запомнить падежи. Есть один интересный способ.

О нем я узнала еще в начальной школе от нашей учительницы Елизаветы Христиановны, а она, как никак, была заслуженным учителем Республики Коми. Так что ей можно доверять.

Но для начала предлагаю определиться с тем, что же это за звери такие?

определение-падежей

Вот такое вот определение!

В русском языке падежей всего шесть.

названия-падежей-русского-языка

Их то и нужно выучить школьникам. И нам еще повезло. Вот, например, в языке одного из народов России, Коми, их аж 16!

Так что улыбнемся и приступим к запоминанию. В этом нам поможет следующая табличка.

стишок-про-падежи

Простой стишок, первые буквы слов которого и указывают на название падежа. А этот стишок прямо сам в память и заскакивает. Очень просто! А вот что делать с падежными вопросами?

Что ж, попробуем как-нибудь быстренько и простенько выучить и их.

Именительный

Кто? Что?

Эти вопросы проще всего запоминаются. Так что и запоминалки не требуются никакие. Увидел предмет и спрашиваешь:

«Это кто?» «Вася».

«Это что?» «Стол».

Родительный

Кого? Чего?

Прицепимся к названию падежа и спросим так:

«Вы родители кого?» «Лены».

«Вы родители чего?» «Балкона».

Еще одно вспомогательное слово — «нет».

«Нет кого?» «Рабочего».

«Нет чего?» «Топора».

Дательный

Кому? Чему?

Опять же цепляем название.

«Дать кому?» «Кошке».

считаем-ворон-ментально

«Дать чему?» «Маслу».

Винительный

Кого? Что?

«Обвиняю кого?» «Учителя».

«Обвиняю что?» «Дом».

Или со словечком «вижу».

«Вижу кого?» «Синицу».

«Вижу что?» «Березу».

Творительный

Кем? Чем?

«Сотворён кем?» «Человеком».

«Сотворен чем?» «Рукой».

Еще одно вспомогательное словечко «доволен».

«Доволен Кем?» «Сыном».

«Доволен Чем?» «Оценкой».

Предложный

О ком? О чем?

В данном случае подсказка скрыта в названии падежа. В вопросе должен присутствовать предлог. И это предлог «о». Можно добавить слово говорить. Попробуем:

«Говорить о ком?» «О носороге».

«Говорить о чем?» «О работе».

Используя полученные знания, Давайте попробуем проскланять какое-нибудь слово. Пусть это будет слово «школа».

склонение-по-падежам-слова-школа

А теперь займемся "пением".

склонение-по-падежам-слова-пение

Ну и напоследок, поработаем с «бурундуком».

склонение-по-падежам-слова-бурундук

Вот и вся запоминалка! Надеюсь она поможет вам справиться с маленькой частью великого и могучего.

Для закрепления пройденного материала посмотрите музыкальный мультик.

А какие способы запоминания падежей знаете вы? Делитесь в комментариях)

Советую вам посетить еще и вот эту статью. Чтобы точно знать как же правильно писать: поэтому, по-этому или по этому?

Еще один хороший совет – подпишитесь на новости блога, чтобы не пропустить новых запоминалок.

Ваша, ШколаЛа!

shkolala.ru

Как объяснить ребенку падежи быстро и понятно ?

Школа сегодня объясняет детям падежи, начиная со второго-третьего класса. Хотя раньше понятие падежей вводилось только в пятом классе. И не случайно — ребенку 10 лет обяснить падежи гораздо проще, чем ребенку 8-9 лет. Поэтому в классе большинство детей не понимают смысла падежей, и не могут склонять слова по падежам. И часто просят объяснить понятие падежей своих родителей. Надо подойти к вопросу творчески и объяснить падежи на понятных ребенку примерах.

Казалось бы такие простые понятия — и падежей всего 6, но дети запоминают падежи с трудом. Предлагаем несколько нехитрых способов объяснения падежей.

Как объяснить ребенку падежи легко и просто

Что будет если падежей не станет?

Попробуйте использовать в предложении все существительные в именительном падеже. Например: «Мама ест каша» или «Папа читает газета». Ребенок уточнит — почему маму ест каша? Или «почему газета читает папу?» Так не может быть. Тогда вы объясните ребенку, почему так важно — какое окончание у слова.

Как объяснить падежи

А окончание слова обозначает определенный падеж. То есть фактически падежи нужны для управления окончаниями слов и помогают нам в речи подчинять одно слово другому. Отсюда и название — падеж! Падать вниз перед главным словом.

Самый главный — именительный падеж

А самым главным словом в предложении является слово в именительном падеже. Главное, именительное слово. Оно отвечает на вопрос «кто?» или «что?». Обычно к этому слову есть действие. Например, «Мама ест.» Мама — это слово (существительное) в именительном падеже.

Все шесть падежей подробно

Далее быстро перечисляем остальные падежи:

 

Родительный,

 

Дательный,

 

Винительный,

 

Творительный,

 

Предложный.

 

Как объяснить ребенку эти падежи? Обращаем внимание ребенка на название каждого падежа.

Родительный — родил, родитель. И вопрос можно поставить такой «нет кого? чего?» Сейчас пока нет — но «родим, и будет«. Родительный падеж.

Например, «Сегодня у нас будет репетиция оркестра». Слово «оркестр» здесь находится в родительном падеже. Потому что от главного слова «Репетиция» мы можем задать к этому слову вопрос «чего?»

Следующий падеж «Дательный«. От слова «Давать». От главного слова, которому подчиняется слово в дательном падеже, мы можем задать к этому слову вопрос «дать кому?» «дать чему?» (например, ход, путевку в жизнь и т.д.)

Пример: «Ребенку надо объяснить падежи». Здесь слово «ребенку» находится в дательном падеже «кому?». Стоит объяснить ребенку, что иногда в предложении нет главного слова. А бывает есть только одно главное слово. Например, в предложении «Туман».

Падеж «Винительный» — самый проблемный падеж для объяснения детям. Дети очень часто путают винительный падеж с именительным падежом или с родительным падежом. Ведь слово в винительном падеже отвечает на вопрос «кого?» или «что?«. Однако есть важная деталь — окончание слов и их иерархия в предложениях. Рассмотрим ее на примерах.

«Курица снесла яйцо» — «яйцо» не главное слово в предложении, хотя и отвечает на вопрос «что?» Значит, слово «яйцо» стоит в винительном падеже.

«Мама ест кашу» — «что?» кашу — винительный падеж. Это слово имеет окончание «у«, отличное от окончания этого слова в именительном падеже «а«.

«Мама положила ложку каши» — а вот тут мы имеем дело с родительным падежом. Потому что можем задать вопрос «чего». «Ложку чего?» — «каши».

«Мама увидела девочку» — слово «девочка» стоит в винительном падеже. Винить «кого?» девочку. А вот если бы можно было бы задать вопрос «нет кого?» — характерный для родительного падежа, то и окончание слова «девочка» поменялось бы на «девочки«.

Итак, объясняем ребенку значение винительного падежа — винить. Поэтому вспомогательный вопрос «винить кого?» «винить что?«. В родительном падеже вспомогательный вопрос «Нет кого?» «нет чего?«.

Соответственно, вот слово «мышь» в винительном и в родительном падежах:

«мыши» — родительный падеж (нет кого? мыши)

«мышь» — винительный падеж (винить кого? мышь).

Слово «яблоко» в винительном и в родительном падежах:

«яблока» — родительный падеж (нет чего? — яблока)

«яблоко» — винительный падеж (винить что? — яблоко).

Творительный падеж. Самый красивый падеж. Помогает творить. И вопрос соответствующий «сделано кем?» «сделано чем?«. Можно придумать более близкое к названию творительного падежа «сотворено кем?» «сотворено чем?»

Примеры:

Слово «мама» в творительном падеже «мамой». Отвечает на вопрос «сделано кем?» мамой.

Слово «собака» в творительном падеже «собакой». Можно задать вопрос «сделано кем?» собакой.

Слово «груша» в творительном падеже «грушей». Можно задать вопрос «сделано чем?» грушей.

И самый последний падеж «Предложный«. Если объяснить ребенку этот падеж с точки зрения «предложения» — станет понятным. То есть «предложный» — предлагать и «договариваться о ком? о чем?»

Пример

Мы весело болтали, сидя на бревнах («договариваться о чем?» о бревнах)

Маша рассказала в классе о папе. — слово «папе» в предложном падеже: «о ком?» о папе.

padezhi

 

Как правило, предложный падеж легко распознать по предлогу перед ним. Еще и поэтому он имеет название «предложный» Например, если мы скажем «Маша рассказала сказку папе» — то слово папе тут будет в дательном падеже, а вот если мы скажем «Маша рассказала сказку о папе» — то тут есть предлог и слово папе стоит в предложном падеже. Очень важно обратить внимание ребенка на это обстоятельство, так как и в дательном, и в предложном падежах окончание слов одинаковое.

Все зависит от контекста. Вот почему мы обращаем внимание детей, что падежи — подчиняют слова в предложении, они не существуют сами по себе. В этом и смысл. Однако, мы вполне может просклонять любое существительное по падежам, но тут мы сразу задаем соответствующие вопросы.

Если мы просто напишем слово в разных падежах, мы не поймем в каком падеже оно стоит.

Например:

 

мышь, мыши, мыши, мышь, мышью, о мыши.

 

Определили падеж?

А вот так, когда мы задаем вопрос:

кто? — мышь — именительный падеж

кого? мыши — родительный падеж

кому? мыши — дательный падеж

кого? мышь — винительный падеж

кем? мышью — творительный падеж

о ком? о мыши — предложный падеж

Теперь все становится понятно. И в предложении ребенок будет задавать вопрос к каждому слову и легко определит, в каком падеже стоит слово.

Порядок падежей при склонении

Как объяснить ребенку порядок падежей при склонении.

И — Имя

Р- Рождения

Д- Дали

В — Винили

Т — Творили

П — Предлоги давали.

Так в голове у ребенка уложится порядок падежей и сразу запомнится их смысл.

Повторим вопросы к падежам — чтобы ребенок легко запомнил

Еще раз перечислим характерные вопросы для падежа.

Именительный — кто? что?

Родительный — нет кого? нет чего?

Дательный — «дать кому?» «дать чему?»

Винительный — «винить кого?» «винить что?»

Творительный — «сделано кем?» «сделано чем?»

Предложный — «о ком?» «о чем?» — перед существительным есть предлог.

skvorushka.ru

Как запомнить падежи в стихах

Шесть падежей русского языка часто вызывают сложности у школьников при изучении. Бывает трудно запомнить последовательность падежей, а также вопросы, на которые они отвечают. Здесь на помощь приходят смешные стишки и фразы, с помощью которых можно быстро запомнить этот материал. Образы, заключенные в небольших стихотворениях и поговорках, бывают настолько яркими, что в большинстве случаев запоминаются на всю жизнь.

Стихи и поговорки для заучивания падежей

Самый распространенный вариант стихотворения для заучивания падежей звучит так:

Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку.

Каждое слово в этом стишке начинается с буквы, которая соответствует одному из падежей в установленном порядке. Иван – именительный падеж, Родил – родительный, Девчонку – дательный, Велел – винительный, Тащить – творительный и Пеленку – предложный.

Обычно этот стишок запоминается очень легко, и дети больше не имеют проблем с заучиванием последовательности падежей.

Существует и другой вариант:

Иван Рубил Дрова, Василиса Топила Печь.

Этот вариант запоминается хуже, поскольку в нем отсутствует рифма, но он считается более литературным. По этой причине многие учителя предлагают школьникам для запоминания именно его. Встречаются небольшие различия в этой поговорке, например:

Иван Рубил Дрова, Велел Тащить Пилу.

Есть варианты, более сложные для запоминания, но сохраняющие последовательность падежей:

Иван Рулил по Дороге, Встретил Товарища Павла.

Ира Работящая Девушка, Витя Тоже Прилежный.

Извините, Родители, Дети Вас Тоже Прощают.

Ирина Родила Девочку Верочку, Толстую, Пузатую.

Можно придумать такую поговорку самостоятельно. При этом вы можете использовать имена и события, которые будут близки и понятны именно вашему ребенку.

Как запомнить вопросы к падежам

Каждый падеж должен с чем-то ассоциироваться, чтобы в уме появлялась картинка или история, связанная с его названием. Тогда вопросы к падежу будет просто запомнить.

Вопросы к именительному падежу

Именительный падеж запоминается очень легко: это обычные вопросы "кто?" и "что?". В большинстве случаев он не вызывает затруднений.

Вопросы к родительному падежу

Родительный падеж немного сложнее, но и его можно запомнить раз и навсегда. Представьте себе родителей, которые дали своей дочке почитать книжку и ушли. Вернувшись, они не обнаружили ни дочки, ни книжки. Родители задают вопрос: "нет кого?" – "дочки", "нет чего?" – книжки. Оказывается, дочка убежала вместе с книжкой на улицу.

Вопросы к дательному падежу

Дательный падеж тоже прост в запоминании. Дать кому? Дать чему?

Вопросы к винительному падежу

Винительный. Виню кого? Например, сестру, они забрала игрушки. Виню что? Дождь за то, что он испортил мне прогулку на улице.

Вопросы к творительному падежу

Творительный. Чаще всего для запоминания этого падежа используют слово "горжусь" – "кем?", "чем?". Но можно использовать и слово "творю" – "чем?". Обычно мы творим карандашами, красками, инструментами.

Вопросы к предложному падежу

Предложный падеж можно запомнить следующим образом. Предлагаю подумать – "о ком?", "о чём?". Предлагаю подумать о погоде, о друзьях, о новом задании.

Если суммировать всю вышеперечисленную информацию, то можно составить следующую таблицу падежей:

Падеж

Вопросы

Он

Она

Оно

 

Кто?

Что?

Кто?

Что?

Что?

1

Именительный

Кто? Что?

друг

стол

подруга

вода

яблоко

2

Родительный

Кого? Чего?

друга

стола

подруги

воды

яблока

3

Дательный

Кому? Чему?

другу

столу

подруге

воде

яблоку

4

Винительный

Кого? Что?

друга

стол

подругу

воду

яблоко

5

Творительный

Кем? Чем?

другом

столом

подругой

водой

яблоком

6

Предложный

О ком? О Чём?

друге

столе

подруге

воде

яблоке

Заключение

Главное при изучении падежей – не давить на ребёнка, а постараться объяснить ему правила в игровой форме. Смешные стишки и поговорки подходят в этих целях лучше всего. Снижение уровня стресса в ходе обучения приводит к улучшению памяти и упрощает запоминание материала.

При выполнении домашнего задания можно помочь ребенку усвоить материал с помощью личных ассоциаций, придумывая проверочные предложения и формулируя вопросы вместе с ним. Лучше всего запомнятся те проверочные фразы, которые ребенок придумает самостоятельно. Элемент игры при выполнении заданий позволит дополнительно развивать творческую сферу мышления.

imdiv.com

Где живёт у-до-от или Как научить детей запомнить падежные предлоги и писать правильно безударные падежные окончания существительных.

ГДЕ ЖИВЁТ У-ДО-ОТ

ИЛИ

КАК ВЫУЧИТЬ ПАДЕЖИ НА «ОТЛИЧНО»

Одна из трудных тем, изучаемых в начальной школе - склонение имен существительных. Ошибка учителей в том, что эта тема «вбивается» в бедные головы учащихся. А если научить детей учиться? Покажите им способ активно запоминать, самим выбирать тот способ, ту ассоциацию, которая облегчит им учение? Возможно, памятка, которую я составляла для своих учеников (а иногда и при помощи учеников), поможет педагогам сделать «трудные» падежи интересными и лёгкими.

Вы любите определять падежи? О ! Я представляю, как вы вздохнули! Что же может быть приятного в бесконечном множестве вопросов и предлогов! Вопросы путаются, не вспоминаются, а уж предлоги …Кто же их запомнит?

Допустим, вопросы вы выучили. Но запомнить предлоги, которые употребляются с каким-то падежом – задача нелёгкая. А ведь есть способ запомнить их.

Начнём с именительного падежа. Он всегда употребляется без предлогов. Это тоже признак – как увидели существительное с предлогом – точно не именительный падеж.

РОДИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ

У родительного падежа предлогов много. Но есть те, которые употребляются только с ним. Как же их запомнить? Мы переставим предлоги так, чтобы получилось сочетание слов, напоминающее нам что-то

знакомое.

У-до-от около из-без-для

Как вы представите таинственного «у-до-ота» – ваше дело. Мне он представляется птицей, удивительно похожей на известного всем удода. Потому что звучит одинаково. А стоит он ( или сидит ) около какого-то «из-без-для» . Здесь должна поработать ваша фантазия. Может быть, это дивное дерево с гирляндами вкусных ягод, а может – пенёк. Запоминайте так, как вам представляется. И теперь, чтобы узнать, в родительном ли падеже стоит существительное, нужно просто проговорить, проверяя предлог:

«у-до-от около из-без-для».

ДАТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ

С дательным падежом дело проще. У него только два предлога:

к , по

Вы скажете: «Что ж тут запоминать!» А я вам открою одну хитрость . Предлог «к» употребляется только с дательным падежом. А предлог «по» очень редко стоит с другими падежами.

Будьте внимательны: если встретите, например,

словосочетание « шли по площади», то и задавайте вопросы дательного падежа:

шли (по кому? чему?) по площади

Неправильно было бы поставить вопросы так:

шли ( по ком? чём?) по площади

Итак, запомните, что дательный хоть и «щедрый» падеж, но на предлоги скуп . У него их всего два , но самые -самые родные * .

*Дательный падеж употребляется и с такими предлогами: благодаря, вопреки, согласно, соответственно. Но в начальной школе они встречаются редко, поэтому можно запомнить пока два предлога.

ВИНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ

Этот падеж вроде как двойняшка именительного падежа. Но это только на первый взгляд. Отличий у них достаточно. Во-первых, у именительного никогда не бывает предлогов. Во-вторых, существительное в именительном падеже является подлежащим в предложении, то есть этот предмет совершает действие сам, а в вот существительное в винительном падеже обозначает предмет, который «страдает» оттого, что над ним совершают действие.

А теперь – о предлогах винительного падежа. Их тоже можно запомнить так, как нам удобно:

про–под через за-на-в

проход через канаву

Может, переставите предлоги по-другому, удачнее и точнее. Что ж, значит вы на верном пути.

ТВОРИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ

Запомнить предлоги, с которыми употребляется творительный падеж можно, вспомнив … как вы готовите портфель вечером. Где вы ищите дневник или тетрадь ?

за книгами

над книгами

под книгами

перед книгами

между книгами

А когда находите – идёте с портфелем в школу.

Можно запомнить просто сочетание предлогов:

за-над под-перед между с

ПРЕДЛОЖНЫЙ ПАДЕЖ

Предложный падеж получил своё название из-за того, что употребляется только с предлогами. И прежде чем запомнить предлоги, с которыми он употребляется, вспомните, как зовут друг друга бабушки и дедушки. Анатольевна, Иванович, Петровна, Афанасьевна. Какое это имеет отношение к предложному падежу? Самое прямое. Предлоги этого падежа напоминают отчество бабушки:

О-при-в-на

Представьте себе старенькую бабушку, которую на улице окликает другая: «О-при-в-на! О-при-в-на!»

ВОПРОС С «ТОЧЕЧКАМИ»

Хотелось бы помочь еще ученикам, которые путают вопросы творительного и предложного падежа. Это удивительно, но часто многие дети долго вспоминают, у какого из них вопрос «чем?», а у какого « чём?».

Что ставим в конце предложения? Конечно же точку! Вот и в падежах так. Точки есть в вопросе самого последнего падежа: «о чём?». Как только зададите вопрос «с точечками» вспоминайте самый последний падеж – предложный.

«ТРУДНЫЕ» ОКОНЧАНИЯ

Труднее предлогов запоминается только таблица падежных окончаний существительных. Бывает так, что выучит ученик таблицу наизусть, а окончания пишет с ошибкой – «трудные» окончания. Можно запомнить такой алгоритм рассуждения. Чтобы определить, какую букву писать в окончании –«е» или «и» , необходимо задать всего два вопроса .

1.Это родительный падеж?

Ответ «да» - окончание -и

Ответ «нет» – второй вопрос.

2.Это третье склонение?

Ответ «да» - окончание –и

Ответ «нет» - окончание -е

Получается, если хоть один раз вы ответите «да» - пишите окончание «и». Если оба ответа «нет» - окончание –е. Получается такой алгоритм:

ОКОНЧАНИЕ -е или –и?

1.Это родительный падеж?

hello_html_3d7407bf.gifhello_html_5919b54c.gif

да нет

hello_html_7616822.gifhello_html_m52c93643.gif

hello_html_46d3ab96.gifhello_html_m2d41a157.gifокончание –И 2.Это 3 склонение?

да нет

hello_html_4309c25e.gifhello_html_m2161ab74.gif

окончание -И окончание -Е

Конечно, необходимо упражняться, чтобы уверенно работать по этому алгоритму. И те ребята, которые не будут лениться, скоро безошибочно станут писать безударные падежные окончания существительных.

Зыбинская Татьяна Николаевна,

учитель МОУ СОШ № 10

г. Россоши Воронежской области

infourok.ru

Шутя и играя учим склонение имен существительных!

Склонение имен существительных – тема не самая интересная в школьной программе. Да и что тут может быть интересного, если всё основывается на тупой зубрёжке? А то, что скучно, то и даётся хуже всего.

Можно добавить немного шуток в утомительный процесс запоминания. Например, ещё наши бабушки порядок падежей запоминали с помощью смешного стишка, в котором первая буква каждого слова соответствовала первой букве названия падежа.

склонение имен существительных

Иван – именительный,

родил – родительный,

девчонку – дательный,

велел – винительный,

тащить – творительный,

пелёнку – предложный.

Выучить такой стишок несложно. И вот уже в памяти сами собой выстроились падежи!

Однако даже зная названия падежей, осилить склонение имен существительных – дело непростое. Ведь ещё нужно вызубрить вопросы! И опять есть в помощь обучающимся стишок-зубрилка «Про Машу»:

склонение имен прилагательных

Сладостей у Маши нет –

Дам Марусе я конфет.

Вижу: Маша своевольна,

Не играет, не довольна.

Думает она о чём?

Падежи тут ни при чём!

Дотошные ученики удивятся: «И какая же связь между какой-то своенравной Машей и темой, которую мы рассматриваем?» Особой связи, конечно, тут нет. Но тот, кто внимательно посмотрит на стишок, заметит, что в каждой строчке, либо в конце, либо в начале, одно слово выделено.

Это «волшебные» слова-помощники. Они-то нам и помогут запомнить падежные вопросы, а там, глядишь, и склонение имен существительных, шутя и играючи, освоить удастся.

Итак, начинаем со второго падежа – родительного, так как именительный обычно трудностей не вызывает. В первой строчке выделено слово «нет». Это вспомогательное слово для родительного падежа. Произносим слово «нет», и вопросы напрашиваются сами собой: «Чего или кого нет?»

Следующая строчка выдаёт нам вспомогательное слово «дам», а мы знаем, что после родительного идёт дательный падеж. По аналогии с предыдущим падежом говорим «дам» и продолжаем: «Кому или чему?»

Далее слово «вижу» подсказывает вопросы: «Кого или что?» Это винительный падеж. «Не довольна» - «Кем или чем?» - творительный. «Думает» - «О ком или о чём?» - предложный.

Итак, падежи выучили, вопросы запомнили. Теперь более трудная тема: распределение существительных по склонениям. Обычно в школе начинают изучать склонение имен существительных с 1 склонения.

Можно снова прибегнуть к стишку-зубрилке.

Таня, Петя и Ариша,

Миша, Толя, Вася, Гриша –

На конце есть «А» и «Я» –

Это вся моя семья!

Из четверостишия вытекает, что к 1 склонению относятся слова с окончаниями «А» и «Я» как мужского рода, так и женского.

существительные среднего рода

Существительные среднего рода следует отнести ко 2 склонению. Сюда же включаются существительные мужского рода без окончаний. И, конечно же, в помощь - стишок-зубрилка:

Конь по облаку скакал,

Гусь над озером летал.

В поле ветерок шалил,

Мальчик в блюдце чай налил.

К третьему склонению следует отнести существительные, заканчивающиеся на «Ь», женского рода, без окончаний.

На письме обычно вызывает особую трудность написание падежных окончаний у существительных 1 склонения. Для подсказки можно воспользоваться «куклой».

В сомнительных случаях подставляем слово «кукла», и если звучит «Ы», пишем храбро «И», так как это наверняка родительный падеж, а если не слышим «Ы», то нужно писать в окончании «Е». Кстати, в слове «кукла» тоже.

Во втором склонении проверяем окончания «конём», просто нужно помнить, что существует аналог твёрдого окончания.

С прилагательными дело обстоит и того проще. Склонение имен прилагательных – дело нехитрое. Падеж у них соответствует падежу существительного, к которому они относятся, а окончание проверяется вопросом: каково оно у вопроса, таково будет и у прилагательного.

fb.ru

Как быстро запомнить падежи русского языка?

  • Нас в школе учительница по Русскому языку и литературе учила запоминать падежи следующим образом: Иван рубит дрова, Варвара топит печь. Соответственно каждое слово - это падеж. Надо сказать запомнилось с первого раза и наверно уже не забудется.

  • Иван Родил Девчонку Велел Тащить Пеленку. Это еще со школы помню. На всю жизнь.

  • Как быстро запомнить падежи русского языка?

    В русском языке имеются всего шесть основных падежей, (которые отвечают каждый на свой вопрос) -

    Именительный (кто? что?)

    Родительный (кого? чего?)

    Дательный (кому? чему?)

    Винительный (кого? что?)

    Творительный (кем? чем?)

    Предложный (о ком? о чем?)

    Вроде бы не сложно, но у многих учащихся, имеются проблемы с запоминанием их названий, и у меня в школе были, в том числе..) Есть некоторые предложения помогающие быстро запомнить падежи русского языка. Вот они, на любой вкус, пользуйтесь и тренируйте память..)

    Иван родил девчонку велел тащить пеленку.

    Как быстро запомнить падежи русского языка?

    И Родила Дарья Ваньку Толстого, Пузатого.

    Как быстро запомнить падежи русского языка?

    Иван рубил дрова, Василиса таскала поленья.

    Как быстро запомнить падежи русского языка?

    Иван Рубил Дрова, Велел Тащить Пилу.

    Как быстро запомнить падежи русского языка?

    Имя Родители Дали Винительным Творцом Предложили.

    Как быстро запомнить падежи русского языка?

    Иван Романов Дал Вите Тетрадь Подержать.

    Как быстро запомнить падежи русского языка?

  • Чтобы весело и с удовольствием запомнить падежи русского языка, есть мультик в стихах про свинку. Посмотреть его можно здесь. А вот целый урок на 20 минут о склонении имен существительных (а это и есть изменение по падежам).

  • Ирина Родила Девочку Веру Толстую Пузатую

  • Быстро запомнить падежи русского языка это довольно легко и весело!

    Взять хотя бы этот вариант, он мне больше всего запомнился в детстве.

    Смотреть нужно по первой букве.:

    Как быстро запомнить падежи русского языка?

    С легкостью мы можем придумать и свои способы запоминания. Так развивается и наша фантазия. Вот вам мои примеры, которые придумала буквально за пару минут:

    Иди, Разуйся, Дочка, Возьми Те Пазлы.

    И Ром, Да Вино Теперь Пить.

    Итог: Разбил Древнюю Вазу. Теперь Плати!

    Кстати, выучить падежи можно и с помощью различных игр. Так информация намного лучше укладывается в памяти, игра учебе никогда не помешает! Игры могут быть как словесными, так и компьютерными.

    Как быстро запомнить падежи русского языка?Как быстро запомнить падежи русского языка?
  • Мы делали из картона табличку. на ней писали

    И.п кто? что?

    Р.п. (нет) кого? чего?

    Д.п.(дать) кому? чему?

    В.п (винить) кого что?

    Т.п (творить) кем? чем?

    П.п (говорить) о ком? о чем?

    Плюс предложение: Иван родил девчонку велел таскать (а не тащить) пеленку.

    И еще ускоренно говорили как считалку:кто что кого чего кому чего кого что кем чем о ком о чем.

    Табличка до сих пор перед глазами, а прошло черт знает сколько лет (мне 23). Так что думаю она будет эффективна.

  • Мы в детстве так запоминали: Иван родил девчонку велел тащить пеленку, каждая первая буква слова обозначает начальную букву падежа. иван - именительный, родил - родительный и т.д.

  • info-4all.ru

    Как объяснить ребенку падежи - Блог и все письма Ренаты Кирилиной и "Обучение с удовольствием"

    В третьем классе дети знакомятся с понятием «падежи» и узнают, что имена существительные изменяются по падежам.

    Не смотря на то, что падежей всего 6, для детей эта тема — одна из самых сложных тем при изучении в начальной школе.

    Детям предстоит выучить падежи и падежные вопросы, научиться задавать правильные вопросы, определять падеж существительного в тексте. А в последующем на основании падежа и склонения существительного правильно писать окончания слов.

    Конечно, тему объясняют в школе. Но часто бывает, что ребенок приходит из школы и говорит, что ничего не понял.Кроме того, все больше родителей и детей проходят школьную программу дома, на семейном обучении.

    И в том и другом случае  сложную тему надо объяснять родителям.

    О том, как изучить и объяснить ребенку падежи в нашей статье.

    1. Используйте грамматическую сказку для знакомства ребенка с темой

    Например, сказку, которую написала Валентина Волина, автор книги “Веселая грамматика”

    Жил был Падеж. (можно предложить ребенку нарисовать маленький падеж)

    Он ещё не родился, а уже думали, какое дать ему имя и решили назвать – Именительный. Родился- стал родительный. Это имя ему ещё больше понравилось. Он был малышом, ему всё давали, и он стал дательным. Но он был большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал винительным. Потом подрос, стал творить добрые дела, и назвали его творительным. Он всем стал предлагать свою помощь, о нём вскоре все заговорили и назвали теперь предложным. Прямо так и говорили, когда вспоминали его, даже песенку пели с припевом: Именительный, Родительный, Дательный, Винительный, Творительный, Предложный.

    2. Рассуждайте, что будет если слова не будут менять свои окончания и какой тогда станет наша речь

    Попробуйте использовать в предложении все существительные в именительном падеже.

    Вместо “Никита съел макароны с сосисками” — Никита съел макароны с сосиска

    Поиграйте с ребенком, и предложите исправить предложения, поменяв окончания слов

    Мы магазин купили еда (мы в магазине купили еду)Маша ест каша (Маша ест кашу)Люда купила юбка (Люда купила юбку)

    Спросите, в предложении «Собака играет ребенок» — понятно кто с кем играет? Ребенок с собакой или собака с ребенком?

    Как составить предложение, чтобы было понятно?

    3.   Познакомьте ребенка с падежами и со вспомогательными словами

    Именительный — слова отвечают на вопрос — кто? что?Родительный — нет (кого? чего?)Дательный — дам (кому? чему?)Винительный — вижу, виню (кого? что?)Творительный — творю (кем? чем?)Предложный — думаю о ком?, о чем?

    Напишите сразу все падежи и падежные вопросы. Напишите слова-подсказки (нет, дам, вижу)

    Поиграйте: Вы называете падеж и вопрос, ребенок ответ определенное слов.Например,Именительный это кто? что?- машинка.Родительный — нет кого? чего? — машинкии т.д.

    4. Послушайте песню про падежи с капитаном Крабом

    Спойте с ребенком, угадывайте падежи из песни

    5. Поставьте перед ребенком задачу выучить падежи и вспомогательные слова с вопросом.

    На этом этапе можно оставить ребенка с табличкой падежей и предложить запомнить.Обратите внимание, что почти во всех падежах по первым буквам можно вспомнить опорное слово

    Родительный — родилДательный — далВинительный — вижу, винюТворительный — творю

    Когда ребенок выучит, проверьте его.

    Лучше это сделать так:Вы называете падеж (по порядку), а ребенок называет вспомогательное слово и вопрос

    Для запоминания порядка пажедей используйте мнемотехническую фразу:

    Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку

    6. Следующий шаг — научить ребенка изменять слова

    Тренировка просто необходима, и задача данной практики — почувствовать изменение окончаний слов и научиться менять слова.

    Учебники предлагают изменять словаокно, лиса, береза и т.д.

    Но обращаем внимание, что ребенку может быть не интересно, скучно. Поэтому (особенно на семейном обучении) можно предложить изменить по падежам смешные или плохие слова

    Например, мы меняли слова «таракан» и даже «попа»Ребенок включился и с радостью тренировался.

    7. Тренировка «крестики-нолики»

    Ребенку читается предложение, где одно слово употреблено в разных падежах. Вы можете составить историю про лису, про машинку, или про что-то другое.

    Первый раз я рассказала такую историю:

    Я на улице увидела лису. Ребенок задал вопрос (вижу кого? что? лису) и записал слово в нужную ячейку.Когда я пришла домой, то всем рассказала о лисе (о ком? о чем?) Предложный падежВ ту же минуту Никита выбежал на улицу и сказал, что там нет никакой лисы. (кого? чего?)На самом деле лиса спряталась от Никиты. (кто? что? Именительный)Никита был очень расстроен хитрой лисой (кем? чем? Творительный)А потом придумал и вынес лисе немного еды. (кому? чему?)

    Вы читаете или придумываете историю медленно, а ребенок пишет в табличку только одно слово. Рассуждать о падеже можно вместе.

    Таких тренировок надо делать несколько.

    Чтобы ребенку было интересно, я применила хитрость, и говорила вторую историю и предложения со словом “жопа”

    Один мальчик очень плохо себя вел, и тогда мама решила дать ему по жопе. (по кому? чему)Она так и сказала! Иди сюда, дай мне свою жопу! (кого? что?)Мама! Я не хочу. Сказал мальчик.Тогда мама спросила, а почему тогда ты иногда думаешь жопой?Наверное потому, что жопа вместо головы?

    Мои дети смеялись и до слез и с удовольствием определяли, куда записать слово и какой падеж у текущей «жопы»

    8. Тренировка при которой ребенок определяет падеж имен существительных в тексте.

    Ребенку дают предложение, и ему надо подписать падежи

    В зависимости от интересности историй и текста, будет формироваться интерес ребенка.

    В этом возрасте детям интересны темы компьютерных игр, интересны истории о них или о каких-нибудь других детях, им нравятся предложения со словами «дурак», «какашка»Если ребенок увлекается футболом -придумывайте тексты о футболе.Играет в шахматы — о шахматахНравятся куклы — расскажите историю о принцессе

    Вам необязательно использовать «плохие» слова, но обязательно заинтересуйте ребенка темой.

    Тогда обучение будет простым и увлекательным.

    9. Создать паук-карту «падежи»

    Нарисуйте паучка, а в его лапках шпаргалку падежей и вопросов. Пусть паучок будет с ребенком.Кроме вопросов и слов подсказок (которые лучше всего закодировать пиктограммой), вы можете добавить паучку один-два слова примера.

    Данная статья — это отличный пример того, как много существует способов объяснить ребенку что-то эффективно.

    К сожалению, современная система образования не нацелена на то, чтобы помочь детям эффективно учиться.

    Именно поэтому мы создали свою школу — Школу умных детей, в которой помогаем родителям учить детей легче, быстрее и онлайн.

    Пару дней назад мы обновили 48 уроков в школе по математике с 1 по 3 класс и в итоге сейчас в школе доступно уже более 500 уроков по эффективному изучению школьной программы в начальной школе.

    Если Вы хотите получить простое и понятное объяснение сложных школьных тем в начальной школе — присоединяйтесь к школе умных детей сейчас.

    До 14 февраля мы объявляем акцию.

    Всем, кто уже присоединился или только присоединится к Школе умных детей мы дадим доступ к базе знаний (видеоурокам и заданиям) навсегда сразу ко всей начальной школе.

    Это значит, что Вы сможете получать все уроки и все обновления уроков, которые будут появляться в школе в дальнейшем бесплатно.

    Присоединяйтесь к школе прямо сейчас и получить доступ к базе знаний школы навсегда.

    Экономьте на репетиторах и помогите ребенку пройти школьную программу проще и интереснее.

    Получить  пожизненный доступ к урокам Школы умных детей>>>

    Вам понравилась статья? Сохраните себе на стену, чтобы не потерять

    Понравилось это:

    Нравится Загрузка...

    Похожее

    gladtolearn.ru