Зависимое слово в словосочетании (в причастном обороте). Зависимое слово в словосочетании это


Зависимое слово в словосочетании (в причастном обороте)

В этой статье:

Зависимое сло­во — это лек­се­ма, кото­рая свя­за­на с дру­гим сло­вом под­чи­ни­тель­ной свя­зью.

В син­так­си­се рус­ско­го язы­ка наи­мень­шей зна­чи­мой еди­ни­цей явля­ет­ся сло­во. А сло­во име­ет спо­соб­но­сть объ­еди­нять­ся с дру­гим сло­вом и обра­зо­вать сло­во­со­че­та­ние, кото­рое нахо­дит­ся на сле­ду­ю­щем уров­не син­так­си­са. Слова и сло­во­со­че­та­ния, объ­еди­ня­ясь по смыслу и грам­ма­ти­че­ски, созда­ют сооб­ще­ние, оформ­лен­ное в виде пред­ло­же­ния. Это мож­но пред­ста­вить в виде лесен­ки, на пер­вой сту­пень­ке кото­рой нахо­дит­ся отдель­ное сло­во, или лек­се­ма, на вто­рой сту­пень­ке — сло­во­со­че­та­ние как более слож­ная син­так­си­че­ская еди­ни­ца, а на тре­тьей — пред­ло­же­ние и слож­ные син­так­си­че­ские кон­струк­ции, состо­я­щие из несколь­ких пред­ло­же­ний, соеди­нен­ных бес­со­юз­ной, сочи­ни­тель­ной и под­чи­ни­тель­ной свя­зью.

Что такое зависимое слово?

В соста­ве сло­во­со­че­та­ния раз­ли­ча­ют глав­ное и зави­си­мое сло­во. Главное сло­во пол­но­стью грам­ма­ти­че­ски под­чи­ня­ет себе зави­си­мое сло­во, тре­буя от него сов­па­де­ния в роде, числе и паде­же. В такой паре слов про­сле­жи­ва­ет­ся под­чи­ни­тель­ная связь согла­со­ва­ния, напри­мер:

Главное сло­во, выра­жен­ное гла­го­лом, тре­бу­ет от зави­си­мо­го опре­де­лен­ной фор­мы паде­жа, что назы­ва­ет­ся управ­ле­ни­ем, напри­мер:

И, нако­нец, сло­ва соеди­ня­ют­ся по смыслу, при­чем глав­ное изме­ня­е­мое сло­во при­со­еди­ня­ет к себе зави­си­мое неиз­ме­ня­е­мое сло­во, выра­жен­ное наре­чи­ем, дее­при­ча­сти­ем, неиз­ме­ня­е­мым суще­стви­тель­ным или при­ла­га­тель­ным, напри­мер:

Такая под­чи­ни­тель­ная связь меж­ду глав­ным и зави­си­мым сло­вом назы­ва­ет­ся при­мы­ка­ни­ем. Рассмотрев виды под­чи­ни­тель­ной свя­зи, суще­ству­ю­щие меж­ду сло­ва­ми в сло­во­со­че­та­нии, с этой точ­ки зре­ния можем дать опре­де­ле­ние, что такое зави­си­мое сло­во:

Умение отыс­кать зави­си­мое сло­во помо­жет в пра­во­пи­са­нии. Например, при­ча­стия в пол­ной фор­ме пишут­ся слит­но с при­став­кой не-. Но если у при­ча­стия име­ет­ся хотя бы одно зави­си­мое сло­во, то оно с отри­ца­тель­ной части­цей не пишет­ся раз­дель­но.

Непрекращающийся дождь поме­шал нашим пла­нам.

Не пре­кра­ща­ю­щий­ся в тече­ние суток дождь смыл все пере­пра­вы на реке.

Непрочитанный роман сто­ял на книж­ной пол­ке.

Ещё не про­чи­тан­ный роман остал­ся лежать рас­кры­тым.

Не все соче­та­ния слов мож­но назвать сло­во­со­че­та­ни­ем, и соот­вет­ствен­но в такой паре слов невоз­мож­но ука­зать глав­ное и зави­си­мое сло­во.

В сло­во­со­че­та­нии, глав­ным сло­вом кото­ро­го явля­ет­ся при­ча­стие, име­ет­ся зави­си­мое сло­во или несколь­ко зави­си­мых слов, кото­рые состав­ля­ют при­част­ный обо­рот.

В порос­шей жал­кой рас­ти­тель­но­стью тундре есть свои чудес­ные аро­ма­ты (И. Соколов-Микитов).

От опре­де­ля­е­мо­го сло­ва в тундре зада­ем син­так­си­че­ский вопрос к согла­со­ван­но­му опре­де­ле­нию, выра­жен­но­му при­част­ным обо­ро­том:

в тундре какой? порос­шей жал­кой рас­ти­тель­но­стью.

В этом пред­ло­же­нии у дей­стви­тель­но­го при­ча­стия про­шед­ше­го вре­ме­ни порос­шей име­ет­ся зави­си­мое сло­во — суще­стви­тель­ное в фор­ме тво­ри­тель­но­го паде­жа:

порос­шей чем? рас­ти­тель­но­стью.

Оно свя­за­но с глав­ным сло­вом (при­ча­сти­ем) под­чи­ни­тель­ной свя­зью управ­ле­ния и состав­ля­ет с ним сло­во­со­че­та­ние. У суще­стви­тель­но­го рас­ти­тель­но­стью тоже име­ет­ся зави­си­мое сло­во — при­ла­га­тель­ное жал­кой, кото­рое свя­за­но с ним под­чи­ни­тель­ной свя­зью согла­со­ва­ния.

Потренируемся в поис­ке зави­си­мых слов в при­част­ном обо­ро­те. Учтите, что зна­ки пре­пи­на­ния не рас­став­ле­ны!

Между тон­кой сизой поло­сой лежа­щей на гори­зон­те и тяже­лой сло­и­стой сине-меловой тучей воз­ник­ло кроваво-красное зуб­ча­тое пла­мя (Ю. Нагибин).

Место выбран­ное для лаге­ря ничем не отли­ча­лось от десят­ков таких же сто­я­нок в таких же диких нехо­же­ных местах (И. В. Семёнов).

Комендант шта­ба нашел не тро­ну­тую вой­ной тихую улоч­ку (Д. Драгунский).

Словарь отра­жа­ет все изме­не­ния про­ис­хо­дя­щие в мире запе­чат­ле­ва­ет опыт и муд­ро­сть веков и не отста­вая сопут­ству­ет жиз­ни раз­ви­тию тех­ни­ки нау­ки искус­ства (С. Я. Маршак).

Ни с чем не могу срав­нить опу­сто­ше­ния испы­ты­ва­е­мо­го по окон­ча­нии рабо­ты (К. Федин).

И толь­ко пури­сты вооб­ра­жа­ют что язык это нечто непо­движ­ное наве­ки застыв­шее не бур­ный поток а сто­я­чее озе­ро (К. Чуковский).

Видеоурок: Синтаксис. Словосочетание, его роль в языке. Главное и зависимое слово

Похожие статьи

psn-travel.ru

Разбор темы с примерами из ЕГЭ: словосочетание

 

Словосочетание представляет собой синтаксическую единицу, которая состоит из двух или нескольких самостоятельных слов, которые связываются между собой грамматической связью, выражающие единое понятие. Например: хорошая профессия, прочитать журнал, лекция по литературе, загадочная девушка.  

Понятие словосочетания

Структура словосочетания – главное и зависимое слово. Главным словом называется слово, которое является основным в словосочетании, то есть, предопределяет логическую связь и выстраивает всю модель словосочетания.

Зависимое слово - слово, которое реализовывает логическую связь, заданную главным словом. От главного слова к зависимому слову можно без затруднений поставить вопрос.

Например: тропинка (какая?) лесная, думать (о чем?) об экзамене, бежать (куда?) домой.

Из приведенных примеров мы видим, что главными словами в этих словосочетаниях являются слова: тропинка, думать, лесная. От них мы задаем логический вопрос зависимому слову.

Виды словосочетаний

В зависимости от структуры словосочетания бывают простыми и сложными. В структуру простого словосочетания входят два простых слова.

Например: слушать маму, красивые глаза, надежная подруга.

Сложные словосочетания – это три или больше слов, которые объединены грамматической связью.

Например: популярность молодого певца, внимательно читать книжку, хорошо устроенный сад.

Зависимо от того, к какой части речи относиться главное слово, все словосочетания делятся на три вида: именные, наречные и глагольные.

Примеры глагольных словосочетаний: приходить без опоздания, просить подождать, бежать без оглядки.

Примеры именных словосочетаний: любовь к музыке, каждый из нас, защита курсовой.

Примеры наречных словосочетаний: обидно до слез, очень хорошо, вдали от дома.

Виды связи в словосочетаниях

Между зависимыми и главными словами в словосочетаниях устанавливается два вида связи: смысловая и грамматическая.

Смысловая связь устанавливается наличием вопроса, который можно поставить от главного слова к зависимому. Грамматическая связь выражается с помощью окончания и предлога.

Например: рассказать о поездке, рабочее место. 

По характеру зависимого слова в словосочетании выделяют такие способы связи: согласование, примыкание и управление.

При согласовании, от главного к зависимому слову можно поставить вопрос Какой? Какая? Какое? Например: главная (какая?) улица.

При управлении от главного к зависимому слову ставиться вопрос Что? Из чего? Например: читать (что?) письмо, изделие (из чего?) из дерева. При управлении ставиться вопрос Как? Например: шептать (как?) тихо.

Не следует забывать, что словосочетание нельзя назвать подлежащее и сказуемое, они представляют собой самостоятельное предложение.

Например: пришла зима, листья кружатся, Маша заболела. Не являются словосочетаниями устойчивые выражения, фразеологизмы, служебная часть речи и существительное, а также однородные члены предложения.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Средства научного стиля речи: характеристика, подстили Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbspПростое осложненное предложение: понятие и его компоненты

Все неприличные комментарии будут удаляться.

www.nado5.ru

Работа словосочетания. Типы значения зависимого слова в словосочетании

Разделы: Начальная школа

Задачи:

Ход урока

1. Постановка задачи на выяснение работы словосочетания.

Ребята вспоминают тему раздела, задачи раздела, что уже узнали.

Тема раздела: Как связываются слова друг с другом в речи?

Задачи темы:

1. Выявить три типа грамматической связи.

2. Вывести понятие о словосочетании.

3. Сконструировать способ нахождения независимого и зависимого членов словосочетания.

4. Научиться определять тип работы зависимого члена словосочетания.

5. Вывести понятие о предложении.

6. Сконструировать способ нахождения сказуемого и подлежащего в предложении.

7. Научиться анализировать предложения разной конструкции.

<Рисунок1.jpg>

<Рисунок2.jpg>

Ребята определяют неизученную задачу №4. Это и есть тема сегодняшнего урока.

2. Сравнение работы слова и словосочетания. Вывод о работе словосочетания (в форме учебного диалога).

а) Сравните высказывания:

Дай мне карандаш.

Дай мне синий карандаш.

– В первом высказывании слово карандаш назвало предмет, который нужен говорящему. Какую работу выполняет во втором высказывании словосочетание синий карандаш?

– Чем же отличается работа слова карандаш от работы словосочетания синий карандаш.

Так же сравниваются: читать и читать книгу, смуглый и смуглый от загара.

На доске

<Рисунок3.jpg>

Вывод (вывешивается на доску)

<Рисунок 4.jpg>

3. Выявление работы независимого и зависимого слов словосочетания.

– Запишите: “Рисовать портрет – портрет брата”. Самостоятельно найдите зависимые и независимые члены словосочетания.

Затем проходит анализ словосочетания (в форме учебного диалога)

<Рисунок 5.jpg>

Вывод (вывешивается на доску):

<Рисунок 6.jpg>

4. Рассуждение “Кто главный в словосочетании?” (в форме учебной дискуссии).

Сначала идёт обсуждение в парах.

Обсуждение работы в парах.

– Робот Сам Самыч тоже рассуждал по этому вопросу. Давайте прочитаем его рассуждения. (Упражнение 219)

Кто главный в словосочетании?

“Понятно кто, — скорее всего, ответите вы, — кто командует, тот и главный”. “Командир” в словосочетании — независимое слово, обычно его отмечают крестиком, как отмечают “звёздочками” на погонах командиров в армии. Именно независимое слово подчиняет себе зависимое, командует ему, в какой форме оно должно появиться возле своего “командира”. Поэтому независимое слово действительно можно назвать главным словом в словосочетании.

Но ведь командир без своих солдат, как известно, воевать не может, и начальник без подчинённых уже не начальник. И нередко бывает так: главную работу всё-таки выполняет подчинённый, а не начальник. А какая главная работа у словосочетания? Верно, эта работа — уточнять название предмета, действия или признака. Вот, например, слово дом — это название предмета, а словосочетания кирпичный дом и бревенчатый дом уточняют, какой именно дом (т. е. из какого материала сделанный) имеется в виду в каждом случае. Любому понятно, что эти словосочетания называют разные предметы (ведь не может же один и тот же дом быть одновременно и кирпичным, и бревенчатым), хотя в каждом из них уточняется одно и то же название — дом. А благодаря каким словам мы понимаем, что речь всё-таки идёт о разных домах? Конечно, благодаря словам кирпичный и бревенчатый, именно эти слова уточняют название предмета. Но ведь они-то всего лишь подчинённые в этих словосочетаниях! А оказывается, они — главные работники!

В словосочетаниях пройти испытание и пройти станцию есть один и тот же глагол. Но значения у него разные: в первом случае слово пройти близко к “выдержать”, а во втором это же слово употреблено в значении “миновать, проследовать мимо”. В каждом словосочетании уточняется, в каком именно значении употребляется глагол пройти. А какие слова это уточняют? Конечно, зависимые. И здесь эти слова оказались незаменимыми работниками!

Это и неудивительно. Хотя зависимое слово грамматически подчиняется независимому, главную работу словосочетания в речи — уточнение — выполняет именно оно. Так что нужно ещё хорошенько подумать, прежде чем отвечать на вопрос, какое слово в словосочетании главное — независимое или зависимое.

– В школьных учебниках независимое слово называют главным. Что имеют в виду: его грамматическую роль или смысловую?

– Какой термин, на ваш взгляд, удачнее: главное слово или независимое?

5. Обнаружение трех типов работы зависимого слова.

– Найдите независимое слово. Что оно называет?

– Работа зависимого слова – уточнение. А одинаково ли уточняется название действия.

Запись на доске.

<Рисунок7.jpg>

<Рисунок8.jpg>

Вывод (вывешивается на доску)

<Рисунок9.jpg>

– Возьмите карточки, которые вам приготовил дедушка Ус (определение, дополнение, обстоятельство)

<Рисунок10.jpg>

6. Знакомство с алгоритмом разбора словосочетания.

– Дедушка Ус приготовил вам таблицу, в которой обобщил все знания о словосочетании.

<Рисунок11.jpg>

Разбор таблицы.

Упражнение 209.

Коллективный разбор словосочетания: гулять с собакой, гулять в саду.

Самостоятельно (можно в парах): девочка с собакой, девочка с косичками.

Самооценка до проверки и после проверки.

7. Работа с самооценочным листом.

<Рисунок12.jpg>

Раскрасьте под цифрой 2: На сколько каждый из вас продвинулся в изучении темы.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Словосочетание. Главное и зависимое слово в словосочетании. Согласование, управление, примыкание.

× Ұстаздарға арналған сертификат, алғыс хат және грамотаны қалай тегін алуға болады? толығырақ: ТОЛЫҚ АҚПАРАТТЫ ОҚУ

Словосочетание. Главное и зависимое слово в словосочетании. Согласование, управление, примыкание.

Автор:

Бағыты: Русский язык Бөлімі: Ашық сабақ Сыныбы: 7 сынып

Жарияланған уақыты: 2017-12-20

Материал туралы қысқаша түсінік

Цель урока: систематизировать, закрепить знания о способах связи слов в словосочетании. Задачи урока: • Образовательные: 1) повторение и обобщение знаний учащихся о строении слов в словосочетании; умение находить главное и зависимое слово 2) отработка умения определять способы связи слов в словосочетаниях; 3)обучение умению связно излагать свои мысли. • Развивающие: 1) развитие мышления, навыков и умений; 2) развитие познавательной самостоятельности; • Воспитательные:1)Воспитание любви к русскому языку

Конспект урока Класс: 7 Предмет: русский язык Дата проведения:Тема урока: Словосочетание. Главное и зависимое слово в словосочетании. Согласование, управление, примыкание.Лексическая тема: Техника вокруг нас.Цель урока: систематизировать, закрепить знания о способах связи слов в словосочетании.Задачи урока:
  • Образовательные:
1) повторение и обобщение знаний учащихся о строении слов в словосочетании; умение находить главное и зависимое слово2) отработка умения определять способы связи слов в словосочетаниях;3)обучение умению связно излагать свои мысли.1) развитие мышления, навыков и умений;2) развитие познавательной самостоятельности;
  • Воспитательные:1)Воспитание любви к русскому языку
Метод: «Стратегия критического мышления через чтение и письмо» (кластер, рисунки, синквейн, эссе, «Свободное письмо»; « Корзина идей»;    «Перепутанные логические цепочки»; « Кластер»; таблица «Знаю – хочу знать — узнал»; синквейн; анкетирование.)Приёмы: беседа, анализ текста, чтение, устные выступления учащихся.Оборудование: интерактивная доска, раздаточный материал, учебник.Эпиграф: Язык неистощим в соединении слов.А.С. Пушкин.Структура урокаI.Организационный этап (2 мин.)II. Опрос домашнего задания (5-7 мин)III.Формирование новых знаний (15 мин.)III. Минута психологической разгрузки (3 мин.)IV. Закрепление новых знаний (7-10 мин.)V. Подведение итогов, рефлексия (3 мин.)VI.Информация о домашнем задании (1 мин.)Ход урока
  • Организационный момент.
  • Психологический настрой.
Дети повернувшись к гостям, приветствуют в виде песенки: - Здравствуйте, все, кто к нам пришёл сегодня, Здравствуйте, все, кто верит доброте, Здравствуйте, все, кто не жалея сил, Делится счастьем своим. - Я желаю вам, ребята, творческих успехов и активности на сегодняшнем уроке. Ребята, у вас на партах лежат "Словарики настроений-смайлики". Найдите, пожалуйста, в списке прилагательное, которое характеризует ваше настроение, и объясните свой выбор. (Учащиеся находят в списке прилагательное (доброе, весёлое, грустное, ожидающее, тревожное, ликующее, спокойное, приподнятое), которое описывает их настроение, и объясняют свой выбор.) -Я очень рада видеть ваши весёлые глаза. Вижу, что вы готовы к работе. У меня сегодня тоже радостное настроение, потому что мы отправляемся с вами в очередное путешествие по Великой Стране РУССКОГО ЯЗЫКА. Удачи вам и новых открытий!2.Проверка Д/З «Мозговой штурм»– Что изучает синтаксис? (Синтаксис – это раздел науки о языке, который изучает словосочетание, предложение )– Что такое словосочетание? (Словосочетание – сочетание двух и более знаменательных слов, связанных по смыслу или грамматически и подчинительной связью.)– Из чего состоит словосочетание? (Из главного слова и зависимого)– Назовите виды словосочетаний по главному слову? (Именные, глагольные и наречные)– Назовите типы связи в словосочетаниях? (Согласование, управление и примыкание) – Что не является словосочетанием? 
  • Основа предложения (мальчик уехал),
  • Однородные члены (быстрый и внимательный),
  • Предлоги со словами (в течение часа),
  • Составные формы (двадцать второй, будет писать, более сладкий)
  • Фразеологические обороты (сел в калошу)
  • Прием целеполагания. Сообщение темы, цели.
Я тетрадь свою открою И как надо положу Я, друзья от вас не скрою Ручку я вот так держу. Сяду прямо, не согнусь За работу я примусь. Давайте запишем в тетрадь число. (Десятое марта. Классная работа)-Ребята, как вы видите, на доске словосочетания. В чём необычность этих словосочетаний? Распеределите их в три группы. Почему ты вы их так распределили? (1 группа малые реки, добрые слова, 2 группа уехал вовремя, верят в дружбу, 3 группа служат верно, слишком громко)Малые реки, верят в дружбу, добрые слова, уехал вовремя, служат верно, слишком громко.Тему сегодняшнего урока «Словосочетание. Способы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание»4.Актуализация знаний. Игра – тест. СловосочетаниеОбратите внимание на тему нашего урока. - Как вы думаете, каких целей должны достигнуть на уроке? Чему должны научиться? 5.Итак, обобщим имеющиеся знания. Схема-кластер по теме «Словосочетание».

главное слово зависимое слово синтаксис СТРОЕНИЕ предложение ТИПСЛОВОСОЧЕТАНИЕ ВИД именное глагольное наречное согласов управлен примык

– Что такое согласование? Управление? Примыкание? (Согласование – это такой вид связи, при котором зависимое слово выступает в тех же грамматических формах (род, число, падеж), что и главное. Управление – это такой вид связи, при котором главное слово требует постановки зависимого слова в определенный падеж, с предлогом или без предлога. Примыкание – это такой вид связи, при котором зависимое слово связывается с главным только по смыслу. Примыкают обычно неизменяемые части речи (наречие, деепричастие, инфинитив)5. Физкультминутка.Игра в мяч.- Поймай мяч и перестрой сочетание слов в соответствии со схемой сущ. + прил.Цветок из стекла (стеклянный цветок)Сок из малины (малиновый сок)Окунь из моря (морской окунь)Дождь летом (летний дождь, дождливое лето)Дорога у деревни (деревенская дорога)Мороз ночью (морозная ночь, ночной мороз)Рано утром (раннее утро)Сок из винограда (виноградный сок)6.Закрепление . Работа с учебником. Упр 75 стр 35, упр 78 стр 35.Разминка «Верно-Неверно» - Ребята, ваша задача – определить, верное или ложное высказывание, объяснить свою точку зрения. Если верное высказывание, поднимите зеленую карточку, если неверное – желтую.1 Верно ли, что управление — это вид подчинительной связи, где зависимое слово находится при главном в форме косвенного падежа. Задаются падежные вопросы.( Да.)2.Верно ли , что сочетание «длинная шея» – примыкание? (Нет, это согласование).3. Верно ли , что синтаксис – раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение?( Да.)4. Верно ли , что в именных словосочетаниях главное слово может быть выражено одной из именных частей речи – существительным, прилагательным, числительным, местоимением.(Да.)5.Верно ли , что грамматическая основа предложения не является словосочетанием? (Да).6.Верно ли , что сочетание «Вода журчит» - управление. (Нет, грамматическая основа предложения).7.Верно ли , что согласование — вид связи, при котором зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже? (Да).Наш урок подходит к концу. Прежде чем вы закончить урок проведем игру «Узнай незнакомца»Игра «Узнай незнакомца». Расскажите о нем, дайте ему характеристику.Своих незнакомцев мы условно назовём цифрами 1, 2, 3. Все они руководители известных фирм.Незнакомец 1 (с) – очень ответственный и целеустремлённый. Он общительный и доброжелательный, уважает своих сотрудников. Умеет всегда настроить их на совместную продуктивную деятельность. В результате, у него всегда всё получается. Его коллектив очень дружный и сплочённый. Один без другого никуда. Все радости и печали пополам. Совместная творческая работа ведёт к процветанию фирмы.Незнакомец 2(п) ,в отличие от первого руководителя, уделяет больше внимания себе, чем другим, он вообще никого вокруг не замечает. Его не интересуют люди, с которыми он работает. О совместной деятельности не может быть и речи. От такого руководителя страдают интересы фирмы, сотрудники тоже живут обособленно. Каждый сам по себе. Один день как две капли воды похож на другой. Жизнь в этом коллективе скучна и неинтересна.Незнакомец 3(У) - более деятельный руководитель. Он вникает в работу своих сотрудников, но предпочитает авторитарные методы. Любит, чтоб его слушались и беспрекословно выполняли только его поручения. Совместная деятельность в этом коллективе не получается, потому что не учитываются интересы сотрудников. Когда один человек решает за весь коллектив, он лишает других людей творчества и вдохновения.

Рефлексия. Самооценивание. - А сейчас оцените свою работу на уроке. - Если вы были активными, выберите синий цвет, если вы были внимательными - желтый цвет, если вы были артистичными - зеленый. Пожалуйста, покажите свой выбор. Смотрите, какое разноцветье сегодня в классе, вы действительно активные, внимательные, артистичные. Молодцы, очень приятно с вами работать. Спасибо за урок.Домашнее задание :1. Выполнить задания по учебнику стр35, упр.782. Составить диалог, используя виды словосочетаний. SMSУченикам предлагается на бумажных сотовых телефонах написать SMS –сообщение другу о том, как прошёл урок, оценить как плодотворно он работал.                   Крайне скверно                    Плохо «Релаксация».Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего занятия.Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны.Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше – поаплодировали себе.

ПриложениеКарточка Дополнительное задание: допишите предложения.Вид связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное, называется ___________________________.Вид связи, при котором зависимое слово ставится при главном слове в определённом падеже, называется ___________________________.Вид связи, при котором зависимое неизменяемое слово связывается с главным только по смыслу, ______________________________ Карточка Дополнительное задание: допишите предложения.Вид связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное, называется ___________________________.Вид связи, при котором зависимое слово ставится при главном слове в определённом падеже, называется ___________________________.Вид связи, при котором зависимое неизменяемое слово связывается с главным только по смыслу, ______________________________ Карточка Дополнительное задание: допишите предложения.Вид связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное, называется ___________________________.Вид связи, при котором зависимое слово ставится при главном слове в определённом падеже, называется ___________________________.Вид связи, при котором зависимое неизменяемое слово связывается с главным только по смыслу, ______________________________ Карточка Дополнительное задание: допишите предложения.Вид связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное, называется ___________________________.Вид связи, при котором зависимое слово ставится при главном слове в определённом падеже, называется ___________________________.Вид связи, при котором зависимое неизменяемое слово связывается с главным только по смыслу, ______________________________ Карточка Дополнительное задание: допишите предложения.Вид связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное, называется ___________________________.Вид связи, при котором зависимое слово ставится при главном слове в определённом падеже, называется ___________________________.Вид связи, при котором зависимое неизменяемое слово связывается с главным только по смыслу, ______________________________ТестОпределите словосочетание со способом связи согласование.А) хозяин Арктики С) подкожный жирВ) связано с морем Д) переносить бескормицу Определите словосочетание со способом связи управление.А) полярное лето С) хорошо видитВ) греет медведя Д) короткая пробежка Определите словосочетание со способом связи примыкание.А) подрасти хорошо С) залегает в берлогуВ) суровая жизнь Д) с удивительным терпением Найдите грамматическую основу предложения.А) не сдувается ветром С) поднимается температураВ) жизнь медведя Д) основная задача Назовите словосочетание, в котором зависимое слово выражено наречием.А) подросшие медвежата С) пойдет дальшеВ) шестьдесят килограммов Д) прикрывает морду Выберите и подставьте нужное слово (по содержанию текста).Погружается в …А) в сон С) в берлогуВ) в спячку  Д) в воду Назовите «лишнее» словосочетание (по содержанию текста).А) лазает по льдам С) прекрасно плаваетВ) глубоко ныряет Д) лазает по деревьям Найдите словосочетание с грамматическим значением действие и предмет, на которое переходит.А) хозяин Арктики С) полярное летоВ) полярное лето Д) называют медведя Найдите словосочетание с грамматическим значением предмет и его признак.А) прикрывает лапой С) черные глазаВ) устраивает берлогу Д) хорошо видит Что изучает синтаксис?А) части речи С) словосочетание и предложениеВ) лексическое значение слова Д) строение слова

Проверка Д/З «Мозговой штурм»– Что изучает синтаксис? (Синтаксис – это раздел науки о языке, который изучает словосочетание, предложение )– Что такое словосочетание? (Словосочетание – сочетание двух и более знаменательных слов, связанных по смыслу или грамматически и подчинительной связью.)– Из чего состоит словосочетание? (Из главного слова и зависимого)– Назовите виды словосочетаний по главному слову? (Именные, глагольные и наречные)– Назовите типы связи в словосочетаниях? (Согласование, управление и примыкание) – Что не является словосочетанием? 

  • Основа предложения (мальчик уехал),
  • Однородные члены (быстрый и внимательный),
  • Предлоги со словами (в течение часа),
  • Составные формы (двадцать второй, будет писать, более сладкий)
  • Фразеологические обороты (сел в калошу)

Материалды сайттан тегін жүктеу

Жүктеу

Материал ұнаса парақшаңызға сақтап қойыңыз!

Өз пікіріңізді қалдыру үшін тіркелу қажет.

ust.kz

Как связаны слова в словосочетании?

В словосочетаниях зависимые слова связываются с главными тремя способами: с о г л а с о в а н и е м, у п р а в л е н и е м, п р и м- ы к а н и е м. С о г л а с о в а н и е м называется такая связь, при которой зависимое слово ставится в том же числе, роде и падеже, что и главное слово. Согласуются следующие зависимые слова: 1.имена прилагательные- дорогая книга (в этом словосочетании зависимое прилагательное дорогая согласуется с существительным книга в единственном числе, женском роде, именительном падеже) ; 2.местоимения-прилагательные- моей книгой (в этом словосочетании зависимое местоимение-прилагательное согласуется с существительным книга в единственном числе, женском роде, творительном падеже) ; 3.причастия- улыбающееся дитя (в этом словосочетании зависимое причастие улыбающееся со­гласуется с существительным дитя в единственном числе, сред­нем роде, именительном падеже) ; 4.порядковые числительные- второго сорта (в этом сло­восочетании зависимое числительное второй согласуется с существительным сорт в единственном числе, мужском роде, ро­дительном падеже) ; существительные- река Днепр (в этом словосочетании за­висимое существительное Днепр согласуется с основным суще­ствительным река в единственном числе, именительном падеже) У п р а в л е н и е м называется такая связь, при которой зависимое слово ставится в том косвенном падеже, какого требует главное слово. Связью управления соединяются следующие зависимые слова: а. купить книгу (в этом словосочетании зависимое существительное книга стоит в винительном падеже и обозначает предмет, на который направляется действие, выраженное переходным глаголом купить) ; б. войти в комнату (в этом словосочетании зависимое существительное комната стоит в винительном падеже с предлогом в и обозначает предмет, внутрь которого направлено действие, выраженное глаголом соответствующего значения) ; в. поссориться с ним (в этом словосочетании зави­симое местоимение он стоит в творительном падеже с предлогом с и обозначает одного из участников совместного действия, выраженного глаголом соответствующего значения) ; г. кровать больного (в этом словосочетании зависимое слово больного - субстантивированное прилагательное - стоит в родительном падеже и указывает лицо, которому принадлежит то, что обозначено главным словом кровать; д. встретился с троими (в этом словосочетании зависимое числительное трое сто­ит в творительном падеже с предлогом с и обозначает число лиц, на которых направлено действие, обозначенное глаголом встретиться) . П р и м ы к а н и е - это такая связь, при которой неизменяе­мые слова (например, наречия) или неизменяемые формы слова (например, неопределённая форма глагола или деепричастие) зависят по смыслу от слов той или иной части речи. Например: 1) приехать вчера (в этом словосочетании наречие вчера примы­кает к глаголу приехать}; 2) выйти освежиться (в этом словосо­четании неопределённая форма глагола примыкает к глаголу, обозначающему движение) ; 3) идти прихрамывая (в этом слово­сочетании деепричастие примыкает к глаголу) .

В зависимости от типа связи - при подчинении одно управляет другим через падеж, при согласовании - согласуются в роде числе и падеже, при примыкании - связанны по смыслу (лексически)

От одного слова к второму можно поставить вопрос. Пример: ясная погода, легко дается.. . Словосочетанием не могут быть сущ. и гл. ( подлежащее и сказуемое).

Словосочетание — это сочетание слов, связанных по смыслу и грамматически, то есть с помощью окончания или окончания и предлога или только по смыслу: свет теплый, идёшь по лесу, медленно идёшь. Словосочетание называет предметы, действия и их признаки более точно, конкретно, чем слово. Словосочетание состоит из главного слова и зависимого. Главное — это слово, от которого ставится вопрос к зависимому: красивый цветок, читать книгу, белый от снега. По своему строению и значению словосочетания бывают разными. Они могут состоять из: 1. имени существительного и имени прилагательного, двух имён существительных с предлогом и обозначать предмет и его признак: большой стол, зимнее утро, стол из дерева, книга для записей; 2. глагола и имени существительного и обозначать действие и предмет, который с ним связан: клеить обои, писать письмо, встретить друга; 3. глагола и наречия и обозначать действие и его признак: петь громко, смотреть далеко, шагать быстро. Запомните! Подлежащие и сказуемое словосочетание не образуют.

touch.otvet.mail.ru

Виды, типы и способы связи словосочетаний

Впервые словосочетания и способу связи словосочетаний начинают изучать в 4-х классах, но более подробно их рассматривают только в 5-ом. Чаще всего дети путаются в типах подчинительной связи. Для того чтобы разобраться в типах словосочетаний, необходимо подробно рассмотреть каждый из них и разобрать примеры.

Способы подчинительной связи в словосочетании

Словосочетанием называют соединение из 2-х или более слов. Эти слова связаны между собой по смыслу, а также грамматически. Особенность всех словосочетаний в том, что они включают в себя главное и зависимое слова. Способы связи словосочетаний - самая затруднительная тема для школьников в 5-ом классе. Однако, ее очень важно изучить потому, что она понадобится ученикам на протяжении всей последующей учебы в школе.

Всего лингвисты и филологи выделяют 3 способа связи главного и зависимого слов в словосочетаниях: согласование, примыкание, а также управление. Способы подчинительной связи в словосочетании легко и очень часто путают. Для того чтобы уметь определять к какому типу подчинительной связи относится словосочетание, необходимо в них разобраться и подробно рассмотреть все примеры.

Тип связи согласование

Способ связи согласование в словосочетании встречается довольно часто. Согласование - это такой вид связи, при котором зависимое слово согласуется с главным в падеже, числе и роде. Это значит, что оба слова являются изменяемыми, но при всем этом изменяются одинаково. Словосочетание с типом согласование может состоять из существительного, которое обычно играет роль главного слова, согласующегося с прилагательным или порядковым числительным, причастием, местоимением.

Примеры словосочетаний со связью согласование

Рассматривая способы связи словосочетаний, необходимо приводить и подробно разбирать все примеры, для того, чтобы хорошо усвоить материал. Все примеры нужно списывать в тетрадь, делать тщательный разбор, работать с карандашом. Только в этом случае материал будет хорошо усвоен и крепко запомнится. Первым делом, чтобы понять на практике, что такое согласование, необходимо разобрать словосочетания со связью. Примеры:

Красивый дом (дом какой? красивый). "Дом" - это главное слово, так как от него задается вопрос "какой?". "Красивый" - это зависимое слово в словосочетании.

Лягушка зеленая (лягушка какая? зеленая). "Лягушка" - это главное слово, так как от него задается вопрос к зависимому.

Пятый этаж (этаж какой? пятый). Оба слова согласованы в числе, роде, а также падеже. Зависимым словом является порядковое числительное "пятый", так как к нему задается вопрос от главного.

С сотым покупателем (с покупателем каким? сотым). Главным словом является "покупатель", от него задается вопрос к порядковому числительному "сотый".

Разбросанные вещи (вещи какие? разбросанные). Зависимым словом здесь будет являться причастие "разбросанные", так как к нему задается вопрос от главного.

Листва опавшая (листва какая? опавшая). Главным словом является "листва", потому что от него задается вопрос.

С вашей мамой (с мамой чьей? вашей). И зависимое, и главное слова согласованы между собой в роде, числе и падеже. Главным словом будет являться существительное, потому что от него задается вопрос к местоимению.

Такой мужчина (мужчина какой? такой). Главным словом будет являться "мужчина", потому что именно от него задается вопрос к зависимому.

С кем-то веселым (с кем-то каким? веселым). Главным словом будет являться местоимение, так как от него задается вопрос к зависимому.

В чем-то красивом (в чем-то каком? красивом). Главным словом является местоимение, потому что вопрос к зависимому прилагательному задается от него.

Белая ванная (ванная какая? белая). Главным словом будет являться субстантивированное прилагательное, потому что от него задается вопрос. Прилагательное "белая"- зависимым.

Загорелый отдыхающий (отдыхающий какой? загорелый). "Отдыхающий" будет являться главным словом, так как вопрос исходит от него, а "загорелый" - зависимым.

Тип связи управление

Способы связи словосочетаний, как известно, бывают трех типов. Управление - это еще один способ связи. Чаще всего именно с ним возникают путаница и проблемы у школьников. Для того чтобы их не было, необходимо рассмотреть этот тип связи несколько подробней.

Способ связи в словосочетании управление - это такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово употребляется в том падеже, которого требует главное слово (только косвенные падежи, то есть все, кроме именительного). В управлении у детей чаще возникают проблемы, потому что бывает трудно различить управление среди других типов. Этому типу связи стоит уделить особое внимание и поработать над ним более усердно. Нужно запомнить, что все типы связи словосочетаний требуют большой практики и запоминания теории.

Примеры словосочетаний со связью управление

Рассмотрим примеры словосочетаний, построенных на связи управление:

Посмотреть киноленту (посмотреть что? киноленту). Главным словом является глагол "посмотреть". От него задается вопрос "что?" к существительному "киноленту". Нельзя сказать "посмотреть кинолента", потому что это будет речевой ошибкой. В этом словосочетании зависимое слово употребляется в падеже, которое требует от него главное.

Бегу в джинсах (бегу в чем? в джинсах). Глагол "бегу" является главным словом, а "в джинсах" - зависимым.

Согласен с ним (согласен с кем? с ним). От краткого прилагательного "согласен" задается вопрос к местоимению, это значит, что оно главное.

Уверен в ней (уверен в ком? в ней). Краткое прилагательное является главным словом, а местоимение, к которому задается вопрос, зависимым.

Красный от мороза (красный от чего? от мороза). Прилагательное "красный" является главным в этом словосочетании, а существительное "мороза" - зависимым.

Злой на дочь (злой на кого? на дочь). Слово "дочь" является зависимым, потому что к нему задают вопрос от зависимого.

Враг народу (враг кому? народу). Существительное "враг" является главным, так как от него задается вопрос к зависимому "народу".

Ложка из серебра (ложка из чего? из серебра). Существительное "ложка" является главным, а слово "серебра" - зависимым.

Три капли (три чего? капли). "Три" - это главное слово, а "капли" - зависимое.

Двенадцать месяцев (двенадцать чего? месяцев). Числительное является главным словом, а существительное зависимым.

Слева от дома (слева от чего? от дома).

Вниз по улице (вниз по чему? по улице).

Следя за ними (следя за кем? за ними). Деепричастие является главным словом, потому что вопрос к зависимому исходит от него.

Обращаясь к статье (обращаясь к чему? к статье). Существительное в дательном падеже в данном словосочетании является зависимым словом, потому что к нему задается вопрос от деепричастия "обращаясь".

Тип связи примыкание

Способ связи в словосочетании примыкание - это завершающая ступень изучения типов связи словосочетания. В словосочетании со связью примыкание оба слова, и зависимое, и главное, присоединяются друг к другу лишь только по смыслу. Главное слово является неизменяемым.

Примеры словосочетаний со связью примыкание

Для того чтобы понять, как осуществляется связь примыкание, необходимо подробно разобрать всевозможные примеры:

Возможность остаться (возможность что сделать? остаться). Известно, что связь примыкание осуществляется только по смыслу. Существительное "возможность" является главным словом, тогда как инфинитив глагола "остаться" является зависимым, потому что к нему задается вопрос.

Другие примеры: решение встретить, желание уйти, наука мыслить, стремление учиться. Во всех словосочетаниях главным словом будет существительное, а зависимым - инфинитив.

Позволил поцеловать (позволил что? поцеловать). Оба члена словосочетания являются глаголами. Главным словом будет глагол "позволил", а зависимым - инфинитив "поцеловать".

Другие примеры: любит гулять, пришел посмеяться, хочет придти, решил прочитать. Во всех данных примерах зависимым словом будет инфинитив, а главным - глагол.

Должен уйти (должен что сделать? уйти). Главным словом является краткое прилагательное "должен", а зависимым, к которому задается вопрос, инфинитив.

Другие примеры: направо свернуть, рад видеть, готов ответить. Во всех приведенных примерах главным словом будет являться краткое прилагательное, а зависимым - инфинитив.

Поворот направо (поворот куда? направо). Главным словом является существительное "поворот", а зависимым наречие "направо".

Виды словосочетаний по главному слову

Пройдя способы подчинительной связи в словосочетании, переходят к изучению темы видов словосочетаний по главному слову. Всего выделяют 3 группы словосочетаний по главному слову.

Именные словосочетания

Именные словосочетания - это такие словосочетания, в которых главным словом является существительное, местоимение, прилагательное или числительное. Примеры именных словосочетаний: розовый слон (главное слово - существительное), пять капель (главное слово - числительное), рад стараться (главное слово - краткое прилагательное), ей хорошо (главное слово - местоимение).

Глагольные словосочетания

Глагольные словосочетания - это такие словосочетания, в которых главным словом, как правило, является глагол. Примеры глагольных словосочетаний: уйти далеко, говорить ложь, зайти повидаться, идти радостно (главные слова в данных словосочетаниях являются глаголами).

Наречные словосочетания

Наречными словосочетаниями являются такие словосочетания, в которых главным словом является наречие. Примеры наречных словосочетаний: всегда хорошо, совершенно секретно, далеко от России (главные слова в данных словосочетаниях являются наречиями).

Типы связи словосочетаний легко запомнить, если часто практиковаться, а также выучить необходимую теорию.

fb.ru

Словосочетание.Виды словосочетаний и способы связи слов в словосочетании

Словосочета&#769;ние — это соединение двух или нескольких знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически, служащее для расчленённого обозначения единого понятия (предмета, ка­чества, действия и др.) . Словосочетаниями не является: грамматическая основа однородные части речи служебная часть речи + существительное фразеологизм В подчинительном словосочетании одно слово главное, а другое — зависимое (к нему можно задать вопрос от главного слова) . Существует три типа связи между словами в словосочетании: Согласование — вид связи, при котором зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже. Примеры: красивая шляпка, об интересном рассказе. Управление — вид связи, при котором зависимое слово употребляется в определенной форме в зависимости от лексико-грамматического значения главного слова. Примеры: ненависть к врагу, читать книгу. Примыкание — вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения. Образуется наречиями, инфинитивами и деепричастиями. Примеры: петь красиво, лежать спокойно, очень устал. По морфологическим свойствам главного слова словосочетания классифицируются следующим образом: Глагольные Примеры: составить план, стоять у доски, просить зайти, читать вслух. Именные Субстантивные (с существительным в роли главного слова) Примеры: план сочинения, поездка по стране, третий класс, яйца всмятку. Адъективные (с прилагательным в роли главного слова) Примеры: достойный награды, готовый на подвиг, весьма старательный, готовый помочь. Количественные (с именем числительным в роли главного слова) Примеры: два карандаша, второй из претендентов. Местоименные (с местоимением в роли главного слова) Примеры: кто-то из учеников, нечто новое. Наречные Примеры: крайне важно, вдали от дороги.

нееееееееееепоооооооооооооомнююююююю!!!!

грамматическая основа

вот так мы живём

touch.otvet.mail.ru