Зависимое слово в словосочетании (в причастном обороте). Зависимое слово в словосочетании это
Зависимое слово в словосочетании (в причастном обороте)
В этой статье:
Зависимое слово — это лексема, которая связана с другим словом подчинительной связью.
В синтаксисе русского языка наименьшей значимой единицей является слово. А слово имеет способность объединяться с другим словом и образовать словосочетание, которое находится на следующем уровне синтаксиса. Слова и словосочетания, объединяясь по смыслу и грамматически, создают сообщение, оформленное в виде предложения. Это можно представить в виде лесенки, на первой ступеньке которой находится отдельное слово, или лексема, на второй ступеньке — словосочетание как более сложная синтаксическая единица, а на третьей — предложение и сложные синтаксические конструкции, состоящие из нескольких предложений, соединенных бессоюзной, сочинительной и подчинительной связью.
Что такое зависимое слово?
В составе словосочетания различают главное и зависимое слово. Главное слово полностью грамматически подчиняет себе зависимое слово, требуя от него совпадения в роде, числе и падеже. В такой паре слов прослеживается подчинительная связь согласования, например:
Главное слово, выраженное глаголом, требует от зависимого определенной формы падежа, что называется управлением, например:
И, наконец, слова соединяются по смыслу, причем главное изменяемое слово присоединяет к себе зависимое неизменяемое слово, выраженное наречием, деепричастием, неизменяемым существительным или прилагательным, например:
Такая подчинительная связь между главным и зависимым словом называется примыканием. Рассмотрев виды подчинительной связи, существующие между словами в словосочетании, с этой точки зрения можем дать определение, что такое зависимое слово:
Умение отыскать зависимое слово поможет в правописании. Например, причастия в полной форме пишутся слитно с приставкой не-. Но если у причастия имеется хотя бы одно зависимое слово, то оно с отрицательной частицей не пишется раздельно.
Непрекращающийся дождь помешал нашим планам.
Не прекращающийся в течение суток дождь смыл все переправы на реке.
Непрочитанный роман стоял на книжной полке.
Ещё не прочитанный роман остался лежать раскрытым.
Не все сочетания слов можно назвать словосочетанием, и соответственно в такой паре слов невозможно указать главное и зависимое слово.
В словосочетании, главным словом которого является причастие, имеется зависимое слово или несколько зависимых слов, которые составляют причастный оборот.
В поросшей жалкой растительностью тундре есть свои чудесные ароматы (И. Соколов-Микитов).
От определяемого слова в тундре задаем синтаксический вопрос к согласованному определению, выраженному причастным оборотом:
в тундре какой? поросшей жалкой растительностью.
В этом предложении у действительного причастия прошедшего времени поросшей имеется зависимое слово — существительное в форме творительного падежа:
поросшей чем? растительностью.
Оно связано с главным словом (причастием) подчинительной связью управления и составляет с ним словосочетание. У существительного растительностью тоже имеется зависимое слово — прилагательное жалкой, которое связано с ним подчинительной связью согласования.
Потренируемся в поиске зависимых слов в причастном обороте. Учтите, что знаки препинания не расставлены!
Между тонкой сизой полосой лежащей на горизонте и тяжелой слоистой сине-меловой тучей возникло кроваво-красное зубчатое пламя (Ю. Нагибин).
Место выбранное для лагеря ничем не отличалось от десятков таких же стоянок в таких же диких нехоженых местах (И. В. Семёнов).
Комендант штаба нашел не тронутую войной тихую улочку (Д. Драгунский).
Словарь отражает все изменения происходящие в мире запечатлевает опыт и мудрость веков и не отставая сопутствует жизни развитию техники науки искусства (С. Я. Маршак).
И только пуристы воображают что язык это нечто неподвижное навеки застывшее не бурный поток а стоячее озеро (К. Чуковский).
Видеоурок: Синтаксис. Словосочетание, его роль в языке. Главное и зависимое слово
Похожие статьи
psn-travel.ru
Разбор темы с примерами из ЕГЭ: словосочетание
Словосочетание представляет собой синтаксическую единицу, которая состоит из двух или нескольких самостоятельных слов, которые связываются между собой грамматической связью, выражающие единое понятие. Например: хорошая профессия, прочитать журнал, лекция по литературе, загадочная девушка.
Понятие словосочетания
Структура словосочетания – главное и зависимое слово. Главным словом называется слово, которое является основным в словосочетании, то есть, предопределяет логическую связь и выстраивает всю модель словосочетания.
Зависимое слово - слово, которое реализовывает логическую связь, заданную главным словом. От главного слова к зависимому слову можно без затруднений поставить вопрос.
Например: тропинка (какая?) лесная, думать (о чем?) об экзамене, бежать (куда?) домой.
Из приведенных примеров мы видим, что главными словами в этих словосочетаниях являются слова: тропинка, думать, лесная. От них мы задаем логический вопрос зависимому слову.
Виды словосочетаний
В зависимости от структуры словосочетания бывают простыми и сложными. В структуру простого словосочетания входят два простых слова.
Например: слушать маму, красивые глаза, надежная подруга.
Сложные словосочетания – это три или больше слов, которые объединены грамматической связью.
Например: популярность молодого певца, внимательно читать книжку, хорошо устроенный сад.
Зависимо от того, к какой части речи относиться главное слово, все словосочетания делятся на три вида: именные, наречные и глагольные.
Примеры глагольных словосочетаний: приходить без опоздания, просить подождать, бежать без оглядки.
Примеры именных словосочетаний: любовь к музыке, каждый из нас, защита курсовой.
Примеры наречных словосочетаний: обидно до слез, очень хорошо, вдали от дома.
Виды связи в словосочетаниях
Между зависимыми и главными словами в словосочетаниях устанавливается два вида связи: смысловая и грамматическая.
Смысловая связь устанавливается наличием вопроса, который можно поставить от главного слова к зависимому. Грамматическая связь выражается с помощью окончания и предлога.
Например: рассказать о поездке, рабочее место.
По характеру зависимого слова в словосочетании выделяют такие способы связи: согласование, примыкание и управление.
При согласовании, от главного к зависимому слову можно поставить вопрос Какой? Какая? Какое? Например: главная (какая?) улица.
При управлении от главного к зависимому слову ставиться вопрос Что? Из чего? Например: читать (что?) письмо, изделие (из чего?) из дерева. При управлении ставиться вопрос Как? Например: шептать (как?) тихо.
Не следует забывать, что словосочетание нельзя назвать подлежащее и сказуемое, они представляют собой самостоятельное предложение.
Например: пришла зима, листья кружатся, Маша заболела. Не являются словосочетаниями устойчивые выражения, фразеологизмы, служебная часть речи и существительное, а также однородные члены предложения.
Нужна помощь в учебе?
Предыдущая тема: Средства научного стиля речи: характеристика, подстили Следующая тема:   Простое осложненное предложение: понятие и его компонентыВсе неприличные комментарии будут удаляться.
www.nado5.ru
Работа словосочетания. Типы значения зависимого слова в словосочетании
Разделы: Начальная школа
Задачи:
- выявление работы словосочетания в речи, работы каждого члена в словосочетании – независимого и зависимого;
- выявление трёх типов работы зависимого члена в словосочетании;
- создание условий для формирования коммуникативной компетентности.
Ход урока
1. Постановка задачи на выяснение работы словосочетания.
Ребята вспоминают тему раздела, задачи раздела, что уже узнали.
Тема раздела: Как связываются слова друг с другом в речи?
Задачи темы:
1. Выявить три типа грамматической связи.
2. Вывести понятие о словосочетании.
3. Сконструировать способ нахождения независимого и зависимого членов словосочетания.
4. Научиться определять тип работы зависимого члена словосочетания.
5. Вывести понятие о предложении.
6. Сконструировать способ нахождения сказуемого и подлежащего в предложении.
7. Научиться анализировать предложения разной конструкции.
<Рисунок1.jpg>
<Рисунок2.jpg>
Ребята определяют неизученную задачу №4. Это и есть тема сегодняшнего урока.
2. Сравнение работы слова и словосочетания. Вывод о работе словосочетания (в форме учебного диалога).
а) Сравните высказывания:
Дай мне карандаш.
Дай мне синий карандаш.
– В первом высказывании слово карандаш назвало предмет, который нужен говорящему. Какую работу выполняет во втором высказывании словосочетание синий карандаш?
– Чем же отличается работа слова карандаш от работы словосочетания синий карандаш.
Так же сравниваются: читать и читать книгу, смуглый и смуглый от загара.
На доске
<Рисунок3.jpg>
Вывод (вывешивается на доску)
<Рисунок 4.jpg>
3. Выявление работы независимого и зависимого слов словосочетания.
– Запишите: “Рисовать портрет – портрет брата”. Самостоятельно найдите зависимые и независимые члены словосочетания.
Затем проходит анализ словосочетания (в форме учебного диалога)
<Рисунок 5.jpg>
Вывод (вывешивается на доску):
<Рисунок 6.jpg>
4. Рассуждение “Кто главный в словосочетании?” (в форме учебной дискуссии).
Сначала идёт обсуждение в парах.
Обсуждение работы в парах.
– Робот Сам Самыч тоже рассуждал по этому вопросу. Давайте прочитаем его рассуждения. (Упражнение 219)
Кто главный в словосочетании?
“Понятно кто, — скорее всего, ответите вы, — кто командует, тот и главный”. “Командир” в словосочетании — независимое слово, обычно его отмечают крестиком, как отмечают “звёздочками” на погонах командиров в армии. Именно независимое слово подчиняет себе зависимое, командует ему, в какой форме оно должно появиться возле своего “командира”. Поэтому независимое слово действительно можно назвать главным словом в словосочетании.
Но ведь командир без своих солдат, как известно, воевать не может, и начальник без подчинённых уже не начальник. И нередко бывает так: главную работу всё-таки выполняет подчинённый, а не начальник. А какая главная работа у словосочетания? Верно, эта работа — уточнять название предмета, действия или признака. Вот, например, слово дом — это название предмета, а словосочетания кирпичный дом и бревенчатый дом уточняют, какой именно дом (т. е. из какого материала сделанный) имеется в виду в каждом случае. Любому понятно, что эти словосочетания называют разные предметы (ведь не может же один и тот же дом быть одновременно и кирпичным, и бревенчатым), хотя в каждом из них уточняется одно и то же название — дом. А благодаря каким словам мы понимаем, что речь всё-таки идёт о разных домах? Конечно, благодаря словам кирпичный и бревенчатый, именно эти слова уточняют название предмета. Но ведь они-то всего лишь подчинённые в этих словосочетаниях! А оказывается, они — главные работники!
В словосочетаниях пройти испытание и пройти станцию есть один и тот же глагол. Но значения у него разные: в первом случае слово пройти близко к “выдержать”, а во втором это же слово употреблено в значении “миновать, проследовать мимо”. В каждом словосочетании уточняется, в каком именно значении употребляется глагол пройти. А какие слова это уточняют? Конечно, зависимые. И здесь эти слова оказались незаменимыми работниками!
Это и неудивительно. Хотя зависимое слово грамматически подчиняется независимому, главную работу словосочетания в речи — уточнение — выполняет именно оно. Так что нужно ещё хорошенько подумать, прежде чем отвечать на вопрос, какое слово в словосочетании главное — независимое или зависимое.
– В школьных учебниках независимое слово называют главным. Что имеют в виду: его грамматическую роль или смысловую?
– Какой термин, на ваш взгляд, удачнее: главное слово или независимое?
5. Обнаружение трех типов работы зависимого слова.
– Найдите независимое слово. Что оно называет?
– Работа зависимого слова – уточнение. А одинаково ли уточняется название действия.
Запись на доске.
<Рисунок7.jpg>
<Рисунок8.jpg>
Вывод (вывешивается на доску)
<Рисунок9.jpg>
– Возьмите карточки, которые вам приготовил дедушка Ус (определение, дополнение, обстоятельство)
<Рисунок10.jpg>
6. Знакомство с алгоритмом разбора словосочетания.
– Дедушка Ус приготовил вам таблицу, в которой обобщил все знания о словосочетании.
<Рисунок11.jpg>
Разбор таблицы.
Упражнение 209.
Коллективный разбор словосочетания: гулять с собакой, гулять в саду.
Самостоятельно (можно в парах): девочка с собакой, девочка с косичками.
Самооценка до проверки и после проверки.
7. Работа с самооценочным листом.
<Рисунок12.jpg>
Раскрасьте под цифрой 2: На сколько каждый из вас продвинулся в изучении темы.
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
× Ұстаздарға арналған сертификат, алғыс хат және грамотаны қалай тегін алуға болады? толығырақ: ТОЛЫҚ АҚПАРАТТЫ ОҚУ
Словосочетание. Главное и зависимое слово в словосочетании. Согласование, управление, примыкание. Автор: Бағыты: Русский язык Бөлімі: Ашық сабақ Сыныбы: 7 сынып Жарияланған уақыты: 2017-12-20 Материал туралы қысқаша түсінік Цель урока: систематизировать, закрепить знания о способах связи слов в словосочетании. Задачи урока: • Образовательные: 1) повторение и обобщение знаний учащихся о строении слов в словосочетании; умение находить главное и зависимое слово 2) отработка умения определять способы связи слов в словосочетаниях; 3)обучение умению связно излагать свои мысли. • Развивающие: 1) развитие мышления, навыков и умений; 2) развитие познавательной самостоятельности; • Воспитательные:1)Воспитание любви к русскому языку Конспект урока Класс: 7 Предмет: русский язык Дата проведения:Тема урока: Словосочетание. Главное и зависимое слово в словосочетании. Согласование, управление, примыкание.Лексическая тема: Техника вокруг нас.Цель урока: систематизировать, закрепить знания о способах связи слов в словосочетании.Задачи урока:
главное слово зависимое слово синтаксис СТРОЕНИЕ предложение ТИПСЛОВОСОЧЕТАНИЕ ВИД именное глагольное наречное согласов управлен примык – Что такое согласование? Управление? Примыкание? (Согласование – это такой вид связи, при котором зависимое слово выступает в тех же грамматических формах (род, число, падеж), что и главное. Управление – это такой вид связи, при котором главное слово требует постановки зависимого слова в определенный падеж, с предлогом или без предлога. Примыкание – это такой вид связи, при котором зависимое слово связывается с главным только по смыслу. Примыкают обычно неизменяемые части речи (наречие, деепричастие, инфинитив)5. Физкультминутка.Игра в мяч.- Поймай мяч и перестрой сочетание слов в соответствии со схемой сущ. + прил.Цветок из стекла (стеклянный цветок)Сок из малины (малиновый сок)Окунь из моря (морской окунь)Дождь летом (летний дождь, дождливое лето)Дорога у деревни (деревенская дорога)Мороз ночью (морозная ночь, ночной мороз)Рано утром (раннее утро)Сок из винограда (виноградный сок)6.Закрепление . Работа с учебником. Упр 75 стр 35, упр 78 стр 35.Разминка «Верно-Неверно» - Ребята, ваша задача – определить, верное или ложное высказывание, объяснить свою точку зрения. Если верное высказывание, поднимите зеленую карточку, если неверное – желтую.1 Верно ли, что управление — это вид подчинительной связи, где зависимое слово находится при главном в форме косвенного падежа. Задаются падежные вопросы.( Да.)2.Верно ли , что сочетание «длинная шея» – примыкание? (Нет, это согласование).3. Верно ли , что синтаксис – раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение?( Да.)4. Верно ли , что в именных словосочетаниях главное слово может быть выражено одной из именных частей речи – существительным, прилагательным, числительным, местоимением.(Да.)5.Верно ли , что грамматическая основа предложения не является словосочетанием? (Да).6.Верно ли , что сочетание «Вода журчит» - управление. (Нет, грамматическая основа предложения).7.Верно ли , что согласование — вид связи, при котором зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже? (Да).Наш урок подходит к концу. Прежде чем вы закончить урок проведем игру «Узнай незнакомца»Игра «Узнай незнакомца». Расскажите о нем, дайте ему характеристику.Своих незнакомцев мы условно назовём цифрами 1, 2, 3. Все они руководители известных фирм.Незнакомец 1 (с) – очень ответственный и целеустремлённый. Он общительный и доброжелательный, уважает своих сотрудников. Умеет всегда настроить их на совместную продуктивную деятельность. В результате, у него всегда всё получается. Его коллектив очень дружный и сплочённый. Один без другого никуда. Все радости и печали пополам. Совместная творческая работа ведёт к процветанию фирмы.Незнакомец 2(п) ,в отличие от первого руководителя, уделяет больше внимания себе, чем другим, он вообще никого вокруг не замечает. Его не интересуют люди, с которыми он работает. О совместной деятельности не может быть и речи. От такого руководителя страдают интересы фирмы, сотрудники тоже живут обособленно. Каждый сам по себе. Один день как две капли воды похож на другой. Жизнь в этом коллективе скучна и неинтересна.Незнакомец 3(У) - более деятельный руководитель. Он вникает в работу своих сотрудников, но предпочитает авторитарные методы. Любит, чтоб его слушались и беспрекословно выполняли только его поручения. Совместная деятельность в этом коллективе не получается, потому что не учитываются интересы сотрудников. Когда один человек решает за весь коллектив, он лишает других людей творчества и вдохновения. Рефлексия. Самооценивание. - А сейчас оцените свою работу на уроке. - Если вы были активными, выберите синий цвет, если вы были внимательными - желтый цвет, если вы были артистичными - зеленый. Пожалуйста, покажите свой выбор. Смотрите, какое разноцветье сегодня в классе, вы действительно активные, внимательные, артистичные. Молодцы, очень приятно с вами работать. Спасибо за урок.Домашнее задание :1. Выполнить задания по учебнику стр35, упр.782. Составить диалог, используя виды словосочетаний. SMSУченикам предлагается на бумажных сотовых телефонах написать SMS –сообщение другу о том, как прошёл урок, оценить как плодотворно он работал. Крайне скверно Плохо «Релаксация».Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего занятия.Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны.Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше – поаплодировали себе. ПриложениеКарточка Дополнительное задание: допишите предложения.Вид связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное, называется ___________________________.Вид связи, при котором зависимое слово ставится при главном слове в определённом падеже, называется ___________________________.Вид связи, при котором зависимое неизменяемое слово связывается с главным только по смыслу, ______________________________ Карточка Дополнительное задание: допишите предложения.Вид связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное, называется ___________________________.Вид связи, при котором зависимое слово ставится при главном слове в определённом падеже, называется ___________________________.Вид связи, при котором зависимое неизменяемое слово связывается с главным только по смыслу, ______________________________ Карточка Дополнительное задание: допишите предложения.Вид связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное, называется ___________________________.Вид связи, при котором зависимое слово ставится при главном слове в определённом падеже, называется ___________________________.Вид связи, при котором зависимое неизменяемое слово связывается с главным только по смыслу, ______________________________ Карточка Дополнительное задание: допишите предложения.Вид связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное, называется ___________________________.Вид связи, при котором зависимое слово ставится при главном слове в определённом падеже, называется ___________________________.Вид связи, при котором зависимое неизменяемое слово связывается с главным только по смыслу, ______________________________ Карточка Дополнительное задание: допишите предложения.Вид связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное, называется ___________________________.Вид связи, при котором зависимое слово ставится при главном слове в определённом падеже, называется ___________________________.Вид связи, при котором зависимое неизменяемое слово связывается с главным только по смыслу, ______________________________ТестОпределите словосочетание со способом связи согласование.А) хозяин Арктики С) подкожный жирВ) связано с морем Д) переносить бескормицу Определите словосочетание со способом связи управление.А) полярное лето С) хорошо видитВ) греет медведя Д) короткая пробежка Определите словосочетание со способом связи примыкание.А) подрасти хорошо С) залегает в берлогуВ) суровая жизнь Д) с удивительным терпением Найдите грамматическую основу предложения.А) не сдувается ветром С) поднимается температураВ) жизнь медведя Д) основная задача Назовите словосочетание, в котором зависимое слово выражено наречием.А) подросшие медвежата С) пойдет дальшеВ) шестьдесят килограммов Д) прикрывает морду Выберите и подставьте нужное слово (по содержанию текста).Погружается в …А) в сон С) в берлогуВ) в спячку Д) в воду Назовите «лишнее» словосочетание (по содержанию текста).А) лазает по льдам С) прекрасно плаваетВ) глубоко ныряет Д) лазает по деревьям Найдите словосочетание с грамматическим значением действие и предмет, на которое переходит.А) хозяин Арктики С) полярное летоВ) полярное лето Д) называют медведя Найдите словосочетание с грамматическим значением предмет и его признак.А) прикрывает лапой С) черные глазаВ) устраивает берлогу Д) хорошо видит Что изучает синтаксис?А) части речи С) словосочетание и предложениеВ) лексическое значение слова Д) строение слова Проверка Д/З «Мозговой штурм»– Что изучает синтаксис? (Синтаксис – это раздел науки о языке, который изучает словосочетание, предложение )– Что такое словосочетание? (Словосочетание – сочетание двух и более знаменательных слов, связанных по смыслу или грамматически и подчинительной связью.)– Из чего состоит словосочетание? (Из главного слова и зависимого)– Назовите виды словосочетаний по главному слову? (Именные, глагольные и наречные)– Назовите типы связи в словосочетаниях? (Согласование, управление и примыкание) – Что не является словосочетанием?
Материалды сайттан тегін жүктеу ЖүктеуМатериал ұнаса парақшаңызға сақтап қойыңыз! Өз пікіріңізді қалдыру үшін тіркелу қажет. |
ust.kz
Как связаны слова в словосочетании?
В словосочетаниях зависимые слова связываются с главными тремя способами: с о г л а с о в а н и е м, у п р а в л е н и е м, п р и м- ы к а н и е м. С о г л а с о в а н и е м называется такая связь, при которой зависимое слово ставится в том же числе, роде и падеже, что и главное слово. Согласуются следующие зависимые слова: 1.имена прилагательные- дорогая книга (в этом словосочетании зависимое прилагательное дорогая согласуется с существительным книга в единственном числе, женском роде, именительном падеже) ; 2.местоимения-прилагательные- моей книгой (в этом словосочетании зависимое местоимение-прилагательное согласуется с существительным книга в единственном числе, женском роде, творительном падеже) ; 3.причастия- улыбающееся дитя (в этом словосочетании зависимое причастие улыбающееся согласуется с существительным дитя в единственном числе, среднем роде, именительном падеже) ; 4.порядковые числительные- второго сорта (в этом словосочетании зависимое числительное второй согласуется с существительным сорт в единственном числе, мужском роде, родительном падеже) ; существительные- река Днепр (в этом словосочетании зависимое существительное Днепр согласуется с основным существительным река в единственном числе, именительном падеже) У п р а в л е н и е м называется такая связь, при которой зависимое слово ставится в том косвенном падеже, какого требует главное слово. Связью управления соединяются следующие зависимые слова: а. купить книгу (в этом словосочетании зависимое существительное книга стоит в винительном падеже и обозначает предмет, на который направляется действие, выраженное переходным глаголом купить) ; б. войти в комнату (в этом словосочетании зависимое существительное комната стоит в винительном падеже с предлогом в и обозначает предмет, внутрь которого направлено действие, выраженное глаголом соответствующего значения) ; в. поссориться с ним (в этом словосочетании зависимое местоимение он стоит в творительном падеже с предлогом с и обозначает одного из участников совместного действия, выраженного глаголом соответствующего значения) ; г. кровать больного (в этом словосочетании зависимое слово больного - субстантивированное прилагательное - стоит в родительном падеже и указывает лицо, которому принадлежит то, что обозначено главным словом кровать; д. встретился с троими (в этом словосочетании зависимое числительное трое стоит в творительном падеже с предлогом с и обозначает число лиц, на которых направлено действие, обозначенное глаголом встретиться) . П р и м ы к а н и е - это такая связь, при которой неизменяемые слова (например, наречия) или неизменяемые формы слова (например, неопределённая форма глагола или деепричастие) зависят по смыслу от слов той или иной части речи. Например: 1) приехать вчера (в этом словосочетании наречие вчера примыкает к глаголу приехать}; 2) выйти освежиться (в этом словосочетании неопределённая форма глагола примыкает к глаголу, обозначающему движение) ; 3) идти прихрамывая (в этом словосочетании деепричастие примыкает к глаголу) .
В зависимости от типа связи - при подчинении одно управляет другим через падеж, при согласовании - согласуются в роде числе и падеже, при примыкании - связанны по смыслу (лексически)
От одного слова к второму можно поставить вопрос. Пример: ясная погода, легко дается.. . Словосочетанием не могут быть сущ. и гл. ( подлежащее и сказуемое).
Словосочетание — это сочетание слов, связанных по смыслу и грамматически, то есть с помощью окончания или окончания и предлога или только по смыслу: свет теплый, идёшь по лесу, медленно идёшь. Словосочетание называет предметы, действия и их признаки более точно, конкретно, чем слово. Словосочетание состоит из главного слова и зависимого. Главное — это слово, от которого ставится вопрос к зависимому: красивый цветок, читать книгу, белый от снега. По своему строению и значению словосочетания бывают разными. Они могут состоять из: 1. имени существительного и имени прилагательного, двух имён существительных с предлогом и обозначать предмет и его признак: большой стол, зимнее утро, стол из дерева, книга для записей; 2. глагола и имени существительного и обозначать действие и предмет, который с ним связан: клеить обои, писать письмо, встретить друга; 3. глагола и наречия и обозначать действие и его признак: петь громко, смотреть далеко, шагать быстро. Запомните! Подлежащие и сказуемое словосочетание не образуют.
touch.otvet.mail.ru
Виды, типы и способы связи словосочетаний
Впервые словосочетания и способу связи словосочетаний начинают изучать в 4-х классах, но более подробно их рассматривают только в 5-ом. Чаще всего дети путаются в типах подчинительной связи. Для того чтобы разобраться в типах словосочетаний, необходимо подробно рассмотреть каждый из них и разобрать примеры.
Способы подчинительной связи в словосочетании
Словосочетанием называют соединение из 2-х или более слов. Эти слова связаны между собой по смыслу, а также грамматически. Особенность всех словосочетаний в том, что они включают в себя главное и зависимое слова. Способы связи словосочетаний - самая затруднительная тема для школьников в 5-ом классе. Однако, ее очень важно изучить потому, что она понадобится ученикам на протяжении всей последующей учебы в школе.
Всего лингвисты и филологи выделяют 3 способа связи главного и зависимого слов в словосочетаниях: согласование, примыкание, а также управление. Способы подчинительной связи в словосочетании легко и очень часто путают. Для того чтобы уметь определять к какому типу подчинительной связи относится словосочетание, необходимо в них разобраться и подробно рассмотреть все примеры.
Тип связи согласование
Способ связи согласование в словосочетании встречается довольно часто. Согласование - это такой вид связи, при котором зависимое слово согласуется с главным в падеже, числе и роде. Это значит, что оба слова являются изменяемыми, но при всем этом изменяются одинаково. Словосочетание с типом согласование может состоять из существительного, которое обычно играет роль главного слова, согласующегося с прилагательным или порядковым числительным, причастием, местоимением.
Примеры словосочетаний со связью согласование
Рассматривая способы связи словосочетаний, необходимо приводить и подробно разбирать все примеры, для того, чтобы хорошо усвоить материал. Все примеры нужно списывать в тетрадь, делать тщательный разбор, работать с карандашом. Только в этом случае материал будет хорошо усвоен и крепко запомнится. Первым делом, чтобы понять на практике, что такое согласование, необходимо разобрать словосочетания со связью. Примеры:
- Существительное + прилагательное:
Красивый дом (дом какой? красивый). "Дом" - это главное слово, так как от него задается вопрос "какой?". "Красивый" - это зависимое слово в словосочетании.
Лягушка зеленая (лягушка какая? зеленая). "Лягушка" - это главное слово, так как от него задается вопрос к зависимому.
- Существительное + порядковое числительное:
Пятый этаж (этаж какой? пятый). Оба слова согласованы в числе, роде, а также падеже. Зависимым словом является порядковое числительное "пятый", так как к нему задается вопрос от главного.
С сотым покупателем (с покупателем каким? сотым). Главным словом является "покупатель", от него задается вопрос к порядковому числительному "сотый".
- Существительное + причастие:
Разбросанные вещи (вещи какие? разбросанные). Зависимым словом здесь будет являться причастие "разбросанные", так как к нему задается вопрос от главного.
Листва опавшая (листва какая? опавшая). Главным словом является "листва", потому что от него задается вопрос.
- Существительное + местоимение:
С вашей мамой (с мамой чьей? вашей). И зависимое, и главное слова согласованы между собой в роде, числе и падеже. Главным словом будет являться существительное, потому что от него задается вопрос к местоимению.
Такой мужчина (мужчина какой? такой). Главным словом будет являться "мужчина", потому что именно от него задается вопрос к зависимому.
- Местоимение + существительное (причастие или субстантивированное прилагательное):
С кем-то веселым (с кем-то каким? веселым). Главным словом будет являться местоимение, так как от него задается вопрос к зависимому.
В чем-то красивом (в чем-то каком? красивом). Главным словом является местоимение, потому что вопрос к зависимому прилагательному задается от него.
- Существительное (субстантивированное прилагательное) + прилагательное:
Белая ванная (ванная какая? белая). Главным словом будет являться субстантивированное прилагательное, потому что от него задается вопрос. Прилагательное "белая"- зависимым.
Загорелый отдыхающий (отдыхающий какой? загорелый). "Отдыхающий" будет являться главным словом, так как вопрос исходит от него, а "загорелый" - зависимым.
Тип связи управление
Способы связи словосочетаний, как известно, бывают трех типов. Управление - это еще один способ связи. Чаще всего именно с ним возникают путаница и проблемы у школьников. Для того чтобы их не было, необходимо рассмотреть этот тип связи несколько подробней.
Способ связи в словосочетании управление - это такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово употребляется в том падеже, которого требует главное слово (только косвенные падежи, то есть все, кроме именительного). В управлении у детей чаще возникают проблемы, потому что бывает трудно различить управление среди других типов. Этому типу связи стоит уделить особое внимание и поработать над ним более усердно. Нужно запомнить, что все типы связи словосочетаний требуют большой практики и запоминания теории.
Примеры словосочетаний со связью управление
Рассмотрим примеры словосочетаний, построенных на связи управление:
- В связи словосочетаний "управление", чаще всего главное слово является глаголом, а зависимое слово - существительным:
Посмотреть киноленту (посмотреть что? киноленту). Главным словом является глагол "посмотреть". От него задается вопрос "что?" к существительному "киноленту". Нельзя сказать "посмотреть кинолента", потому что это будет речевой ошибкой. В этом словосочетании зависимое слово употребляется в падеже, которое требует от него главное.
Бегу в джинсах (бегу в чем? в джинсах). Глагол "бегу" является главным словом, а "в джинсах" - зависимым.
- Словосочетания со связью управление могут состоять и из прилагательного и местоимения:
Согласен с ним (согласен с кем? с ним). От краткого прилагательного "согласен" задается вопрос к местоимению, это значит, что оно главное.
Уверен в ней (уверен в ком? в ней). Краткое прилагательное является главным словом, а местоимение, к которому задается вопрос, зависимым.
- Способы связи словосочетаний могут осуществляться так, что главным словом будет прилагательное, а зависимым существительное.
Красный от мороза (красный от чего? от мороза). Прилагательное "красный" является главным в этом словосочетании, а существительное "мороза" - зависимым.
Злой на дочь (злой на кого? на дочь). Слово "дочь" является зависимым, потому что к нему задают вопрос от зависимого.
- Два существительных также могут являться составляющими словосочетания:
Враг народу (враг кому? народу). Существительное "враг" является главным, так как от него задается вопрос к зависимому "народу".
Ложка из серебра (ложка из чего? из серебра). Существительное "ложка" является главным, а слово "серебра" - зависимым.
- Числительное может быть главным в словосочетании, а существительное - зависимым.
Три капли (три чего? капли). "Три" - это главное слово, а "капли" - зависимое.
Двенадцать месяцев (двенадцать чего? месяцев). Числительное является главным словом, а существительное зависимым.
- Наречие бывает главным словом в словосочетании со связью управление, а существительное - зависимым:
Слева от дома (слева от чего? от дома).
Вниз по улице (вниз по чему? по улице).
- Встречаются словосочетания, где главным словом является деепричастие, а зависимым - существительное:
Следя за ними (следя за кем? за ними). Деепричастие является главным словом, потому что вопрос к зависимому исходит от него.
Обращаясь к статье (обращаясь к чему? к статье). Существительное в дательном падеже в данном словосочетании является зависимым словом, потому что к нему задается вопрос от деепричастия "обращаясь".
Тип связи примыкание
Способ связи в словосочетании примыкание - это завершающая ступень изучения типов связи словосочетания. В словосочетании со связью примыкание оба слова, и зависимое, и главное, присоединяются друг к другу лишь только по смыслу. Главное слово является неизменяемым.
Примеры словосочетаний со связью примыкание
Для того чтобы понять, как осуществляется связь примыкание, необходимо подробно разобрать всевозможные примеры:
Возможность остаться (возможность что сделать? остаться). Известно, что связь примыкание осуществляется только по смыслу. Существительное "возможность" является главным словом, тогда как инфинитив глагола "остаться" является зависимым, потому что к нему задается вопрос.
Другие примеры: решение встретить, желание уйти, наука мыслить, стремление учиться. Во всех словосочетаниях главным словом будет существительное, а зависимым - инфинитив.
Позволил поцеловать (позволил что? поцеловать). Оба члена словосочетания являются глаголами. Главным словом будет глагол "позволил", а зависимым - инфинитив "поцеловать".
Другие примеры: любит гулять, пришел посмеяться, хочет придти, решил прочитать. Во всех данных примерах зависимым словом будет инфинитив, а главным - глагол.
Должен уйти (должен что сделать? уйти). Главным словом является краткое прилагательное "должен", а зависимым, к которому задается вопрос, инфинитив.
Другие примеры: направо свернуть, рад видеть, готов ответить. Во всех приведенных примерах главным словом будет являться краткое прилагательное, а зависимым - инфинитив.
- Существительное + наречие:
Поворот направо (поворот куда? направо). Главным словом является существительное "поворот", а зависимым наречие "направо".
Виды словосочетаний по главному слову
Пройдя способы подчинительной связи в словосочетании, переходят к изучению темы видов словосочетаний по главному слову. Всего выделяют 3 группы словосочетаний по главному слову.
Именные словосочетания
Именные словосочетания - это такие словосочетания, в которых главным словом является существительное, местоимение, прилагательное или числительное. Примеры именных словосочетаний: розовый слон (главное слово - существительное), пять капель (главное слово - числительное), рад стараться (главное слово - краткое прилагательное), ей хорошо (главное слово - местоимение).
Глагольные словосочетания
Глагольные словосочетания - это такие словосочетания, в которых главным словом, как правило, является глагол. Примеры глагольных словосочетаний: уйти далеко, говорить ложь, зайти повидаться, идти радостно (главные слова в данных словосочетаниях являются глаголами).
Наречные словосочетания
Наречными словосочетаниями являются такие словосочетания, в которых главным словом является наречие. Примеры наречных словосочетаний: всегда хорошо, совершенно секретно, далеко от России (главные слова в данных словосочетаниях являются наречиями).
Типы связи словосочетаний легко запомнить, если часто практиковаться, а также выучить необходимую теорию.
fb.ru
Словосочетание.Виды словосочетаний и способы связи слов в словосочетании
Словосочета́ние — это соединение двух или нескольких знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически, служащее для расчленённого обозначения единого понятия (предмета, качества, действия и др.) . Словосочетаниями не является: грамматическая основа однородные части речи служебная часть речи + существительное фразеологизм В подчинительном словосочетании одно слово главное, а другое — зависимое (к нему можно задать вопрос от главного слова) . Существует три типа связи между словами в словосочетании: Согласование — вид связи, при котором зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже. Примеры: красивая шляпка, об интересном рассказе. Управление — вид связи, при котором зависимое слово употребляется в определенной форме в зависимости от лексико-грамматического значения главного слова. Примеры: ненависть к врагу, читать книгу. Примыкание — вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения. Образуется наречиями, инфинитивами и деепричастиями. Примеры: петь красиво, лежать спокойно, очень устал. По морфологическим свойствам главного слова словосочетания классифицируются следующим образом: Глагольные Примеры: составить план, стоять у доски, просить зайти, читать вслух. Именные Субстантивные (с существительным в роли главного слова) Примеры: план сочинения, поездка по стране, третий класс, яйца всмятку. Адъективные (с прилагательным в роли главного слова) Примеры: достойный награды, готовый на подвиг, весьма старательный, готовый помочь. Количественные (с именем числительным в роли главного слова) Примеры: два карандаша, второй из претендентов. Местоименные (с местоимением в роли главного слова) Примеры: кто-то из учеников, нечто новое. Наречные Примеры: крайне важно, вдали от дороги.
нееееееееееепоооооооооооооомнююююююю!!!!
грамматическая основа
вот так мы живём
touch.otvet.mail.ru