Понятие былины как эпического фольклорного жанра. Былинные герои. Жанр былина


Былина как жанр литературы

Поиск Лекций

Привожу пример того, как примерно д.б. оформлен текст параграфа.

Но, у тех, кто пишет курсовую работу по истории РПЦ ссылки м.б. несколько иначе оформлены. Об этом посоветуйтесь со своим руководителем.

Одним из интересных литературных жанров, с которым знакомятся обучающиеся общеобразовательной школы уже с начальной ступени обучения являются былины. Былины, или старины, – жанр русского народного эпоса, песни-сказания о богатырях, народных героях и исторических событиях Древней Руси. Былины принадлежат к устному народному творчеству (фольклор) [Астафьев, Квятковский, Фролнов, Чердынцев]. Ссылки затем при окончании работы будут оформлены теми номерами из списка, под которым у вас источник. Например: [12].

Былины выросли из древних песен и легендарно-сказочных повествований. История своеобразно сочетается в них с поэтическим вымыслом, реальность с фантастикой. Величественность образов, пафос и монументальность былин способствовали их популярности в широких слоях народа. Главное в этих произведениях – рассказ о героических подвигах: один или несколько богатырей, самоотверженно преданных родине, беззаветно храбрых и благородных, сражаются за родную землю и спасают её от порабощения. Война изображается здесь не как столкновение войск, а как поединки отдельных героев.

Долгое время былины сохранялись в устной передаче, поэтому не дошли до нас в первозданном виде: время их записи отделено от времени их сложения столетиями, поэтому в былинах нередки анахронизмы, контаминации событий.

Существует несколько точек зрения на происхождение былин и их последователи полагают, что не столь важно искать в былинах конкретные исторические события и реально существовавших героев. Если эти события и нашли в них отражение, то в изменённом, соответственно законам жанра, виде. Эти эпические произведения представляют собой плод фантазии народа. Они являются результатом развития культуры народа, его поэтического творчества [А.П. Скафтымов, В.Я. Пропп, Б.Н. Путилов].

Однако с этой точкой зрения не согласен Д.С. Лихачев, который считает, что былины чаще всего отражали именно конкретную историческую действительность. Известно, что древнерусские летописцы включали в свое повествование сведения, полученные из былин, «следовательно, – пишет академик Д.С. Лихачев, – летописцы рассматривали былины как своего рода исторический источник и не сомневались в том, что былина рассказывает о действительно имевших место событиях и о действительно существовавших лицах…» [Лихачёв]. «Художественное обобщение в былинах, подобно тому, как это было в древнерусской литературе, – пишет Д.С. Лихачёв, – шло от единичного исторического факта, от конкретного исторического лица и конкретно исторического события» [Лихачёв]. Представляется, что эта, последняя, точка зрения наиболее справедливая [Кузьмин А.И.].

Отличие фольклорных произведений от литературных состоит в том, что они создавались не на книжном, литературном, языке, а на живом, разговорном, народном, имеющем свои лексические и звуковые черты, идущие от местных говоров. Художественные приемы, формирующие былинный текст и стиль, встречаются и в других фольклорных жанрах – сказках, песнях и т.п., но былина имеет свои характерные черты, свой поэтический язык и особый художественный мир. Учитель должен знать особенности былин и учитывать их при обучении детей чтению былин.

Былинам присуща своя ритмико-мелодическая структура стиха, которая влияет на правильность исполнения былины.

Поэтому для былин характерны особенности чтения:

1. Неторопливый, плавный, спокойный темп речи.

2. Былина читается напевно (речитативом): гласный пропевается, и одно слово как бы выливается из другого.

3. Ритмически организованный былинный стих звучит торжественно, величаво, подчёркивая особую важность как самого исполнения, так и тех событий, о которых рассказывается в былине.

4. Былинная речь отступает от правил современного произношения: гласные звуки в неударном положении не меняют своего звучания, все согласные тоже произносятся четко.

5. В каждой былинной строке есть слово, которое является ее смысловым центром. Оно выделяется при чтении, чтобы то, о чём читают, было понято правильно.

6. Былины создаются тоническим, народным стихом. В стихотворных строках может быть разное число слогов, но должно быть относительно равное число ударений.

7. Для создания ритмического рисунка в былинной строке повторяются предлоги, норма которых поддерживается ритмической структурой стиха, т.к. опущение предлога повлечет ее нарушение [Вечканова].

Былины отличаются устойчивостью структуры, которая строится на традиционных компонентах: запевах, зачинах, формулах, повторах, лейтмотивах, исходах [Вечканова]. Все они обязательны, кроме запева.

Запев – вступление, которое имеет целью привлечь внимание слушателей, создать определённое настроение. Он не связан прямо с содержанием былины.

Зачин – начальная, вводная часть былины. В ней указывается время и место действия, называются герои, о которых идет речь.

Формулы, или общие места, – устойчивые элементы повествования, к которым относятся одинаковые описания: пира, страшного вида врага, седлания коня, выезда богатыря и т.д. С одной стороны, это облегчает запоминание былинного текста, с другой – дает художественно выразительную, более полную картину событий [Вечканова].

В былинах, как и в сказках, употребляются повторы разных видов, особенно тройные. Повторы своеобразны: обычно это один и тот же эпизод, который приводится три раза. Тройные повторы используются в былинах для того, что бы показать многократность действий или длительность происходящего во времени, потому что число три раньше имело условное значение множественности.

Лейтмотив – вид повтора, который может много раз встречаться в одной и той же былине и подчеркивает ее основную тему.

Исход или концовка – конечные слова былин, создающие ощущение завершенности былинного рассказа.

Особенности былинного строя помогают читателю воспринять идейную сущность произведения. Этому служит и строение сюжета, ход развития действий.

Основой сюжета обычно является важное, значительно событие. В центре былины всегда богатырь: он действует, достигает определённой цели.

Для былин характерна ретардация – замедление действия в результате подробного описания, например седлания коня, или повторение ситуации, например точное словесное воспроизведение послом поручения князя. Такие замедления останавливают на себе внимание слушателей и повышают напряженность ожидания развязки.

Важное место в былинном сюжете занимает диалог – драматическое объяснение героев, в котором выявляются цели их действий и душевные состояния.

Значительность событий и героев былин обусловила общий характер их изображения – гиперболизацию. Сказители часто пользовались приемом гиперболы, стремясь подчеркнуть могущество героя, давали преувеличение внешности, качеств богатыря. Преувеличивались внешние черты врага родной земли, что давало возможность показать отрицательное отношение к нему, подчеркнуть опасность, исходящую от врага.

Художественный мир былин не только гиперболичен, но и контрастен. Прежде всего, противопоставляются образы богатырей и врагов: Ильи и Идолища, Добрыни и Змея, Алеши и Тугарина и т.д. Это противопоставление различает их не только по внешнему виду (обычный человек-великан), но и по характеру (защитник земли – захватчик, русский и христианин - иноземец и иноверец). Бывают противопоставления и ситуативного плана: первоначально героя недооценивают, а затем его настоящие качества ярко раскрываются; действие получает неожиданное развитие [Калугин, Карнаухова].

Былины отразили различные стороны жизни русского народа в прошлом, поэтому многообразны и темы былин. Основную часть былинного эпоса составляют две группы былин: героико-патриотические и социально – бытовые [Лихачёв, Пропп].

Русский народ-труженик и созидатель – часто должен был по вине чужеземцев-захватчиков оставлять свой труд и с оружием в руках отстаивать право на жизнь. Борьба за свободу, честь и независимость занимала большое место в жизни народа, вот почему народ создал много былин о подвигах героев национально – освободительной борьбы. Эти былины называют героико-патриотическими, или богатырскими. К ним относятся былины об Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче и др. В центре этих былин – описание борьбы с внешними врагами.

Былины, посвященные общественной жизни страны, называют социально – бытовыми. К ним относятся такие былины, как «Вольга и Микула», «Дюк Степанович», «Добрыня и Маринка», былины о Садко и др.

Деление былин на циклы – киевский и новгородский – было предложено В.Г. Белинским. Он сделал это на основании связи содержания былин или с Киевом, или с Новгородом, двумя политическими центрами Древней Руси. Современные фольклористы учли особенности сюжетов и образов героев, которые хранили в себе владимиро-суздальские, рязанские и галицко-волынские черты, и пришли к выводу, что былины слагались не только в киевских и новгородских, но и в других русских землях [Аникин, Вечканова, Калугин, Карнаухова].

Стилистическое своеобразие былин определяется, с одной стороны, традиционностью выразительных средств, с другой - оценочным характером их употребления соответственно по содержанию произведений и образов персонажей. В былинах наиболее употребительны такие выразительно-изобразительные средства, как эпитеты, сравнения, тавтологические обороты. Эти выразительные средства есть и в других жанрах, но для былин они обязательны. Таковы, например, эпитеты, присущие именно былинам: стольный Киев-град, дружинушка хоробрая, шатры белые, востро копье, гусли звончаты. В других жанрах таких словосочетаний нет. Эпитеты в былинах выражают отношение народа к изображаемым событиям, т.е. имеют определенное оценочное значение. Главный герой былин – могучий богатырь. Он неизменно называется добрым молодцем, удалым молодцем. У него силушка великая, громкий голос, сердце богатырское. Верный помощник богатыря – конь, который в былинах наделяется яркими эпитетами: богатырский, добрый, резвый и т.п. Типичны и тавтологические эпитеты: светлая светлица, соль соленая, старость старая, меды медвяные.

С целью противопоставления в былинах используются специальные уменьшительно-ласкательные формы: Илюшенька, Добрынюшка, Алешенька и др.

После каждого параграфа д.б. вывод. Он строится примерно так:

Таким образом, былины – эпические песни, сложенные в Древней Руси XI-XVI вв. о богатырях и добрых молодцах, в которых описываются их подвиги и приключения. По содержанию былины можно разделить на две основные группы: былины богатырские и былины историко-бытового, не военного характера. Былины воспроизводят идеалы социальной справедливости, прославляют русских богатырей как защитников народа. Они раскрывают общественные нравственно-эстетические идеалы, отражая историческую действительность в образах. В былинах жизненная основа соединена с вымыслом.

Также, проанализировав вышеизложенный материал, можно отметить, то, что былины, как и любое литературное произведение, могут являться средством для развития аналитических умений младших школьников. Структура былинного текста позволяет применять при анализе аналитические приемы сходные с любым другим художественным произведением.



poisk-ru.ru

Былины. Определение жанра. История собирания. Принципы классификации

Былины — народные песни о подвигах богатырей, сохранившиеся на севере России в памяти певцов-сказителей. Эпические песни, в которых воспеты героические события. Былины художественно обобщили действительность 11-16 веков.

Записывали былины преимущественно в 19 и 20 веках на Русском Севере – их главном хранителе: в бывшей Архангельской губернии, в Карелии, на реках Мезень, Печора, Пинега, на побережье Белого моря, в Вологодской области.

Содержание былин разнообразно. Науке известно около 100 сюжетов, всего с вариантами и версиями записано более 3000 текстов, значительная часть которых опубликована. Обычно былины имеют героический или новеллистический характер. Идея героических былин – прославление единства и независимости Русской земли, в новеллистических былинах прославлялись супружеская верность, истинная дружба, осуждались личностные пороки. Былины осуждали социальную несправедливость, произвол княжеской власти.

В народе былины называли «стАринами», «старИнками», «старИнушками». Термин «былина» - чисто научный, он был предложен в первой половине 19в И.П. Сахаровым. Слово «былина» было взято им из «Слова о полку» и искусственно применено для обозначения фольклорного жанра, чтобы подчеркнуть его историзм.

Певцов привлекало не точное фиксирование истории, а выражение ее народных оценок, отображение народных идеалов, изображали только центральные моменты, а не хронологию событий.

Былины донесли имена реально существовавших лиц: Владимира Святославича и Владимира Мономаха, Добрыни, Садко, Александра Поповича, Ильи Муромца, половецких и татарских ханов (Батыя, Тугоркана). Так эпический князь Владимир Красно Солнышко совместил Владимира Святославича и Владимира Мономаха. Добрыня Никитич, дядя Владимира Святославича, жил в 10-нач.11 вв. о нем есть летописные упоминания.

Былины - произведения, сюжеты которых являются результатом худ. вымысла. В основе этого вымысла всегда лежит историческая действительность, но не в виде конкретных событий и фактов.

Былины относятся к классическим формам эпоса.

Былины можно разделить на три цикла:

- о старших богатырях. Святогор, Волх Всеславич, Микула Селянинович

- о младших или киевских богатырях. Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович

- о новгородских богатырях. Садко, Василий Буслаев

Основные черты былин:

1. Наличие разработанного эпического сюжета

2. Типовые эпические персонажи

3. Набор характеристик и описание эпического мира

4. Развернутая повествовательная система

5. Особый эпический язык (стиль)

6. Специфическая музыкальная форма

История собирания.

Значительную трудность создает то обстоятельство, что до нас не дошло, а может быть вовсе не имелось, записей былин ранее начала XVII века. Из-за изменчивости фольклорного текста в устной передаче древнейшие записи Б. не сохранили Б. в их первоначальном содержании и форме.

От середины XVIII в. дошел до нас замечательный сборник былин, составленный казаком Киршей Даниловым для уральского богача заводчика Демидова и заключавший в себе свыше 70 песен.

Открытие богатств русского Б. эпоса падает на 60—70-е гг. XIX в. В 1861—1867 вышли в свет «Песни, собранные П. Н. Рыбниковым» (224 номера Б.), а в 1872 — «Онежские Б.», записанные в 1871 А. Ф. Гильфердингом (318 номеров) от 70 сказителей.

В течение 1862—1874 выходили выпуски посмертного труда «Песни, собранные П. В. Киреевским» .

В 20-е годы ХХ в. за былинами на Север едут Астахова и Соколова.

Классификация былин:

1. Былины богатырские. Движение отличается центростремительностью к главному действующему лицу — богатырю. Развивается оно не всегда прямолинейно, а очень часто с внезапными сдвигами в противоположную сторону. Излюбленным приемом богатырской Б. является прием антитезы. Антитеза в развитии действия и прием контраста в организации образа Б. героев. В начале Б. герой недооценивается, даже опорочивается, враг кажется значительнее его, сильнее, затем все это 13сразу опровергается дальнейшим, тем более финальным моментом богатырской Б.: богатырь один расправляется с многотысячной враждебной силой. Контрастно, например, обрисованы такие пары, как Илья и Соловей, Добрыня и Змей и др. Для богатырской былины чрезвычайно характерны различные формы гиперболизации как внешнего вида былинных героев и их атрибутов, так и их действий, подвигов.

2. Б.-новеллы (Чурила и Катерина, Алеша и Добрыня, Хотен Блудович и др.), в отличие от богатырских Б., включают значительно больше элементов чисто драматического действия. Не малую роль в поэтике Б. играют различные формы диалога, причем в богатырской, воинской Б. диалог, или вообще прямая речь, менее употребительны, чем в Б. новеллистической, для к-рой диалогическая форма изложения в значительной мере является формальным признаком особого Б. жанра. Диалог выполняет существенную динамическую функцию в строении Б. — он в значительной мере двигает действие в Б.

Былины объединяются в циклы еще и:

- По времени

- По территории

- По героям

Типы былин: мифологический, архаический, классический, поздний.

Мифологический: «Святогор и тяга земная», «Илья Муромец и Святогор».

Архаический тип: «Садко», «Былины о Дунае», «Волх Всеславович», «Добрыня и Маринка».

В мифологических типах былин есть мифол. версия о богатырях неземного происхождения, а в архаич. есть что-то, не вписывающееся в привычный мир.

Братание, передача силы через дыхание – специф. черты былин. Женщины находятся на периферии – «странноватенькие».

Ритмическое устр-во былин. С изобретением звукозаписи М. Перри и А. Лорд «Сказитель» придумали формульную теорию. Считали, что ритм-ки былины устроены из повтор. мелодических элементов, готовых ритм.схем.

Формула – группа слов, регулярно используемая в одних и тех же метрических условиях для выражения к-л. общего понятия. (опред-ие М. Перри).

Мотив – элемент, из кот. в разных былинах составлен сюжет. Это единица сюжетного строение.

studopedya.ru

Былина это | Литературный портал

Былина это фольклорная эпическая песня о героическом событии или примечательном эпизоде древней русской истории. В первоначальном виде былины возникли в Киевской Руси, сложившись на почве архаичной эпической традиции и унаследовав от нее многие мифологические черты; однако фантастика оказалась подчиненной историзму видения и отображения действительности. С точки зрения народа значение былины заключалось в сохранении исторической памяти, поэтому их достоверность не подвергалась сомнению. Былины близки волшебным сказкам о богатырях. Они художественно обобщили историческую действительность 11-16 веков и бытовали до середины 20 века,соответствовали эпическому творчеству многих народов Европы и Азии. В народе их называли «старинами», т.е. песнями о действительных событиях далекого прошлого. Термин «былина» (научный) был введен в 1840-х на основании упоминаемых в «Слове о полку Игореве» «былинах сего времени».

В середине 18 века на Урале был создан рукописный сборник былин и исторических песен, позже получивший название «Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым». В 1830-40-х П.В.Киреевский возглавил собирание русских песен; позже в составе многотомного издания «Песни, собранные П.В.Киреевским» была опубликована так называемая «старая серия», в которую вошли былины и исторические песни. В середине 19 века П.Н.Рыбников обнаружил в Олонецком крае активно бытующую живую былинную традицию («Песни, собранные П.Н.Рыбниковым». М., 1861-67). Исполнителей былин и других эпических песен называли «сказителями». Во второй половине 19 и в 20 веке на Русском Севере была проведена огромная работа по выявлению и записи былин, вследствие которой появился ряд научных изданий: А.Ф.Гильфердинга, А.Маркова, А.Д.Григорьева, Н.Онучкова, А.М.Астаховой и др.

Былины и реалии

Былины отразили многие исторические реалии. Северные певцы передавали не знакомую им географию и пейзаж Киевской Руси («раздольице чисто поле»), изображали борьбу древнерусского государства против степняков-кочевников. С удивительной точностью были сохранены отдельные детали военного княжеско-дружинного быта. Сказители не стремились передать хроникальной последовательности истории, а изображали ее важнейшие моменты, находившие воплощение в центральных эпизодах былин. Исследователи отмечают их многослойность: донесли имена реально существовавших лиц: Владимира Святославовича и Владимира Мономаха, Добрыни, Садко, Александра (Алёши) Поповича, Ильи Муромца, половецких и татарских ханов (Тушркана, Батыя). Однако художественный вымысел позволял относить былины к более раннему или позднему историческому времени, допускал совмещения имен. В народной памяти происходило искажение географических расстояний, названий стран и городов. Представление о татарах как главном враге Руси вытеснило упоминания половцев и печенегов.

Расцвет былин

Расцвет былин самого раннего Владимирова цикла происходил в Киеве в 11-12 веках, а после ослабления Киева (со второй половины 12 века) они переместились на запад и на север, в Новгородский край. Дошедший до нас народный эпос позволяет судить лишь о содержании древних песен Киевской Руси, но не об их форме. Эпос был усвоен скоморохами, оказавшими на него значительное влияние: в былинах ряд сцен представляет скоморохов-певцов на пирах у князя Владимира, есть и собственно скоморошьи былины («Вавило и скоморохи»). В 16-17 веках содержание былин отразило быт высших классов Московской Руси, а также казачества (Илья Муромец называется «старым казаком»).

Науке известно около 100 сюжетов былин (всего с вариантами и версиями записано более 3000 текстов, значительная часть которых опубликована). В силу объективных исторических причин русский эпос не сложился в эпопею: борьба с кочевниками закончилась в то время, когда условия жизни уже не могли способствовать созданию цельного эпоса. Сюжеты былин остались разрозненными, но в них содержится тенденция к циклизации по месту действия (Киев, Новгород) и по героям (например, былина об Илье Муромце). Представители мифологической школы выделяли былины о старших богатырях, в образах которых отразились мифологические элементы (Волх, Святогор, Сухмантий, Дунай, Потык), и о младших богатырях, в образах которых мифологические следы незначительны, но выражены исторические черты (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Василий Буслаев). Глава исторической школы В.Ф.Миллер делил былины на два типа:

  1. Богатырские
  2. Новеллистические

Для первых он считал характерной героическую борьбу богатырей и ее государственные цели, для вторых — внутренние столкновения, социальные или бытовые. Современная наука, вводя былины в международный контекст эпического творчества, группирует их по следующим сюжетно-тематическим разделам:

Поэтический язык былин

Поэтический язык былин подчинен задаче изображения грандиозного и значительного. Они исполнялись без музыкального сопровождения, речитативом. Их напевы торжественны, но монотонны (каждый сказитель знал не более двух-трех мелодий и разнообразил их за счет вибрации голоса). Предполагается, что в древности былины пели под аккомпанемент гуслей. Стих былин связан с напевом и относится к тоническому стихосложению, (см. Былинный стих). Композиционную основу сюжетов многих былин составляют антитеза и утроение. В репертуаре скоморохов возникли стилистические формулы внешней орнаментовки сюжета: запевы и исходы (самостоятельные мелкие произведения, не связанные с основным содержанием былин). Традиция эпического сказительства выработала формулы привычного изображения — loci communes (лат. «общие места»), которые использовались при повторении однотипных ситуаций: пир у князя Владимира, седлание коня, богатырская поездка на коне, расправа богатыря с врагами и пр. Повествование в былинах велось неторопливо, величаво. В развертывании сюжета обязательно присутствовали многочисленные повторения. Замедленность действия (ретардация) достигалась путем утроения эпизодов, повторения общих мест, речи героя. Поэтический стиль создавали повторения слов, которые могли быть тавтологическими («черным-черно», «много-множество») или синонимическими («злодей-разбойник», «драться-ратиться»).

Один из приемов соединения строк — палилогия (повторение последних слов предыдущей строки в начале последующей). Нередко смежные строки использовали синтаксический параллелизм. В былинах могло появиться единоначатие (анафора), а на концах строк иногда возникали созвучия однородных слов, напоминающие рифму. Появлялись аллитерации и ассонансы. Широкая типизация персонажей былин не исключала элементов индивидуализации, что отметил еще в 1871 Гильфердинг: князь Владимир — благодушный и лично совершенно бессильный правитель; Илья Муромец — спокойная и уверенная в себе сила; Добрыня — олицетворение вежливости и изящного благородства; Василий Игнатьевич — пьяница, отрезвляющийся в минуту беды и становящийся героем. Один из принципов эпической типизации — синекдоха: былины изображали не всю древнерусскую дружину, а отдельных воинов-богатырей, побеждающих полчища врагов; вражеская сила также могла изображаться в единичных образах (Тугарин Змеевич, Идолище). Главный художественный прием — гипербола. Собиратели засвидетельствовали, что певцы воспринимали гиперболы как достоверное изображение реальных качеств в их максимальном проявлении.

Сюжеты, образы, поэтика былин нашли отображение в русской литературе («Руслан и Людмила», 1820, А.С.Пушкина, «Песня про царя Ивана Васильевича…», 1838, М.Ю. «Лермонтова», «Кому на Руси жить хорошо», 1863-77, Н.А.Некрасова, «народные рассказы» Л.Н.Толстого). Былины являлись источником вдохновения художников, композиторов, кинематографистов.

Может быть интересно:

Рейтинг: 5/5. Из 0 голосов.

Please wait...

www.litdic.ru

Понятие былины как эпического фольклорного жанра. Былинные герои — КиберПедия

БИЛЕТ № 1

Понятие былины как эпического фольклорного жанра. Былинные герои

В русском фольклоре к эпическим жанрам относятся былины, исторические песни, сказки, предания, легенды, сказы, пословицы, поговорки. Былина – это фольклорная эпическая песня, где основой сюжета является какое-либо героическое событие, или примечательный эпизод русской истории (старины, были). Основные признаки: эпический характер, обязательное наличие сюжета, необыкновенные герои, чаще всего - богатыри, особая манера построения рассказа, описаний персонажей и так далее.

В былинах используются своеобразные средства выразительности речи. Это троекратные повторы, гиперболы, сравнения, метафоры, эпитеты. Также противопоставляются фантастические и реальные образы (Соловей – Илья).Важнейшая особенность былинного стиха – наличие художественных стереотипов (например, обозначение Киева: стольный Киев-град, красен Киев-град, во славном во городе Киеве). Нередко используется повторение одного и того же слова (из далече-далече), или синонимичные повторы (биться-ратиться), зачастую окончание одной строки является началом другой: А приехали они да на святую Русь,На святую Русь да под Киев град...

Былина "Илья Муромец и Соловей-разбойник" обладает всеми признаками данного эпического жанра. Здесь имеется сюжет, события изображаются в развитии, персонажи – в действии.

Былины, как правило, имеют три части: запев (как подготовка к прослушиванию песни), зачин (в его пределах разворачивается действие) и концовка.

Образ былинного богатыря является средством воспитания патриотических чувств у русского человека. Именно в русских былинах показан образ богатыря-защитника, который является прообразом современных героев-воинов.

Герои былин – богатыри – люди необыкновенной силы, они скачут на могучих конях через реки и леса, поднимают на плечи тяжести, которые не под силу ни одному человеку. Многие русские былины говорят о героических подвигах народных богатырей.

Задача былин не в том, чтобы удивить слушателей какой-либо неожиданностью, а в том, чтобы напомнить об идеале, и слушатели ещё раз восхитились бы силой, удалью, мудростью, самоотверженностью былинных героев. В системе образов прослеживается старшинство, зависимость, так как богатыри подчинены князьям. Они служат князю и всему государству.

В русских былинах можно выделить трёх основных героев: Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алёшу Поповича. Образы богатырей являются художественным обобщением, воплощением в одном человеке силы народа. Русские богатыри никогда не лгут. Готовые умереть, но не сойти с родной земли, они почитают службу отечеству своим первым и святым долгом, хотя их нередко обижают не доверяющие им князья.

 

БИЛЕТ № 2

БИЛЕТ № 3

БИЛЕТ № 4

Д.И. Фонвизин «Недоросль». Своеобразие драматургического произведения, основной конфликт пьесы и ее проблематика

Пьеса была задумана Д.И. Фонвизиным как комедия на одну из главных тем эпохи просвещения — как комедия о воспитании. Основные темы: тема крепостного права; осуждение самодержавной власти, деспотического режима эпохи Екатерины II; тема воспитания.

Своеобразие художественного конфликта пьесы в том, что любовная интрига, связанная с образом Софьи, оказывается подчиненной социально-политическому конфликту.

Основной конфликт комедии — борьба просвещенных дворян (Правдин, Стародум) с крепостниками (помещики Простаковы, Скотинин).

«Недоросль» — яркая, исторически точная картина русской жизни XVIII века. В центре повествования находится дворянство в тесной связи с крепостным сословием и верховной властью. Но происходящее в доме Простаковых — это иллюстрация более серьезных общественных конфликтов. Автором проводится параллель между помещицей Простаковой и высокопоставленными вельможами (они также, как Простакова, лишены представлений о долге и чести, жаждут богатства, раболепствуют перед знатными и помыкают слабыми).

Сатира Фонвизина обращена против конкретной политики Екатерины II. По жанру «Недоросль» — комедия. Но смех автора воспринимается как ирония, направленная против действующего порядка в обществе и в государстве.

БИЛЕТ № 5

Билет № 6

1. М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича…». Проблематика и основные мотивы «Песни…»

Жанр произведения - поэма. Главные герои - купец Степан Калашников, его жена Алена Дмитриевна, царский опричник Кирибеевич, царь Иван Васильевич. Завязка произведения - события вокруг Алены Дмитриевны, кульминация - кулачный бой купца с опричником. Развязка - гибель Калашникова на плахе и народная память о нем.

"Песня про царя Ивана Васильевича…" написана в духе русских народных песен. В основу поэмы положен бытовой сюжет.

В "Песне" поднимается ряд нравственных проблем. Это, прежде всего, вседозволенность действий людей, у которых в руках власть и сила. Кирибеевич считает, что может сделать непристойное предложение замужней женщине, и ему это сойдет с рук. Но строгие порядки того времени и нравственная чистота Алены и самого Калашникова приводят к трагическому развитию событий. Купец Калашников вступается за честь жены. Он обязан ее защитить и просит младших братьев, если погибнет сам, помочь ему. Это еще одна нравственная проблема - наказать обидчика, понимая, что сложишь за это голову либо в бою, либо на плахе.

Немаловажным для Калашникова в возникшей ситуации было сохранить человеческое достоинство и сделать так, чтобы честь жены и семьи не была бы потом запятнана сплетнями, поэтому он не объясняет царю, почему он убил Кирибеевича.

О том, как обидел его жену Кирибеевич, он не сказал никому и молча сложил голову на плахе. Но народ знает всю правду и знает, что она на стороне купца. Подвиг его остается в песне. Безымянная могила его - в чистом поле промеж трех дорог. В этом и заключается глубокий смысл "Песни…": гусляры - певцы народные - передают из уст в уста песню о горькой судьбе Калашникова.

Современные исследователи "Песни…" приходят к выводу, что М.Ю. Лермонтов не подражал каким-либо фольклорным песням, не имитировал отдельные детали народного языка и стиля, а создал свое произведение, используя усвоенные им с детства богатства народной поэзии. Белинский говорил о том, что "Лермонтов вошел в царство народности как ее полный властелин»

 

БИЛЕТ № 7

БИЛЕТ № 8

БИЛЕТ № 9

БИЛЕТ № 10

БИЛЕТ № 11

1. И.А. Бунин «Догорел апрельский светлый вечер…» Человек и природа в стихотворении.

Ранний период творчества Ивана Бунина связан отнюдь не с розой, а с поэзией. Начинающий литератор был убежден в том, что стихи являются наиболее точной и образной формой передачи своих мыслей и ощущений, поэтому пытался с их помощью донести до читателей свои наблюдения.

Именно этот период творчества Бунина характеризуется удивительно красивой пейзажной лирикой с тщательно выверенными метафорами, которые по своему изяществу ничем не уступают образным сравнениям Фета или же Майкова – признанных королей пейзажной лирики. Юный Бунин обладает удивительной наблюдательностью и умеет подметить каждую мелочь, трансформировав ее в выразительные и запоминающиеся образы.

В отличие от своих предшественников, Иван Бунин не стремится к одушевлению природы, воспринимая ее с большой долей объективности. Однако он не устает восхищаться тем, насколько красив и безупречен окружающий мир, гармония которого неизменно производит на автора неизгладимое впечатление. В подобно восторженном ключе выдержано и стихотворение «Догорел апрельский светлый вечер», написано в 1892 году.

Это произведения посвящено первым весенним дням, когда земля еще только пробуждается от зимней спячки. По вечерам еще достаточно холодно, и с наступлением сумерек мало что напоминает о том, что погожие деньки уже не за горами. Тем не менее. поэт отмечает, что именно в апрельские холодные вечера «свежее пахнет зеленями молодой озябший чернозем». Даже коварные весенние заморозки уже отступили, и ночью «по лощинам, звезды отражая, ямы светят тихою водой». Мир, как тонко подмечает Бунин, постепенно преображается. Однако человеку непосвященному этот процесс кажется совершенно незаметным. Лишь только когда на горизонте появляются стаи журавлей, возвращающихся в родные места, последние сомнения относительно того, что весна уже вступила в свои права, исчезают. «Журавли, друг друга окликая, осторожной тянутся гурьбой», — отмечает автор.

При этом Бунину кажется, что сама весна пока чего-то выжидает и не спешит дарить живительное тепло окружающему миру. Она «чутко внемлет шороху деревьев, зорко смотрит в темные поля», пытаясь понять, стоит ли вообще приходить на эту землю. И подобная нерешительность вызывает в душе поэта противоречивые чувства: ему хочется одновременно и поторопить капризную весну, и продлить те удивительные мгновения, когда мир еще только готовится к ее приходу.

 

 

БИЛЕТ №12

1. А.И. Куприн «Allez!», «Чудесный доктор». Художественная идея рассказов.

Рассказ «Allez!», написанный в 1897 году, относится к киевскому периоду творчества А. И. Куприна. В это время тема цирка доминировала в произведениях писателя. Рассказ озаглавлен французским словом «Allez!» ("Вперед!") - известным цирковым возгласом, сопровождавшим опасные и эффектные трюки.

Жанр произведения – рассказ, созданный в русле традиций реализма. Особенности произведения – лаконизм, тонкий психологический анализ в изображении главных героев.

Основной темой произведения является любовь - искренняя, неразделенная любовь на фоне жизни цирковых артистов. Столкновение добра и зла, духовной красоты и духовного уродства достигает в рассказе высочайшего трагедийного накала. Автор поднимает в своей миниатюре сложнейшие философские вопросы, размышляя об одиночестве человека среди других людей, об отчаянии и воле к жизни, о силе и слабости человека. Писатель акцентирует внимание на роли детства для дальнейшей жизни человека, на примере судьбы Норы подтверждая мысль, что «все мы родом из детства».

Композиция произведения линейна. С помощью повторяющегося слова «Allez» Куприн создает эффект слайдового показа жизни Норы, организуя таким образом событийное время в рассказе.

Слово «Allez» играет важную композиционную роль: им начинается и заканчивается рассказ, придавая замкнутость и целостность произведению. Это холодное слово созвучно миру жестокости и равнодушия, в котором живет Нора.

В основе сюжетной схемы лежит история первой любви юной циркачки Норы. 16-летняя девушка влюбляется в заезжего клоуна Менотти – первого в ее жизни человека, который обратил на нее внимание. Трагичность судьбы Норы в том, что Менотти – ее первая, доверчивая и искренняя любовь. Сироте-циркачке, не знавшей, что такое любовь вообще, любовь была необходима как воздух. Нора возводит Менотти на пьедестал, видя в нем «почти бога». Менотти же через год пресыщается Норой и сходится с другой актрисой цирка. Не представляя своей жизни без Менотти, отвергнутая и обманутая возлюбленным, Нора решается на отчаянный шаг.

Куприн сумел поднять традиционный сюжет «любовного треугольника» от уровня обычной мелодрамы до глубоко реалистичной трагедии. Писатель оставляет открытым вопрос о том, кто виноват в трагической развязке. Менотти, который приручил Нору, или сама Нора, главная трагедия которой заключалась в неумении жить самостоятельно, без дрессуры и команд.

Идея рассказа А. И. Куприна "Чудесный доктор", показать нам, что чудо присутствует в каждом человеке, который испытывает сострадание, чудо в милосердии, что нужно всегда оказывать помощь людям. Такие чудеса должны стать для каждого естественными в повседневной жизни. очень важно не опускать руки и верить, что чудеса случаются. Встреча Мерцалова с прфессором Пироговым на скамейке общественного сада, и олицетворяет то самое "чудо", которое может произойти с каждым.

 

БИЛЕТ № 13

БИЛЕТ № 14

БИЛЕТ 15

БИЛЕТ № 16

БИЛЕТ № 17

1. Н.А. Некрасов. Доля народная – основная тема произведений поэта (на примере произведений автора).

Судьба русского народа — основная тема творчества Николая Алексеевича Некрасова — никогда не оставляла его равнодушным. Страдания крестьян на­ходили самый живой отклик в его сердце. Своей поэзией он старался вызвать в людях сочувствие, побудить их к действию, способному изменить существующий жизненный порядок. Стихотворение «Железная дорога» было написано в 1864 году. В нём изображено строительство железной дороги, соединившей Москву и Петербург. Важную роль играет эпиграф к произведению. На вопрос сына, кто строил эту дорогу, отец отвечает: «Граф Пётр Андреич Клейнмихель…», царский министр. Некрасов же в своём стихотворении хочет рассказать правду об этом строительстве. Пассажиры поезда из окна видят узкие насыпи, которые оказываются могилами строителей дороги. Им чудятся мертвецы, слышатся их голоса. Страшные картины народного труда предстают пе­ред читателем. Болезни, холод, несправедливость — всё это вынуждены были терпеть крестьяне.

Труд и терпение крестьян вызывают уважение Не­красова. Он надеется, что судьба народа изменится. Но в словах автора слышится грусть, потому что это про­изойдёт не скоро.

Страдающим крестьянам противопоставлен жесто­кий и высокомерный генерал, который презирает труд народа и считает его неспособным сотворить что-либо прекрасное. Генерал просит автора показать Ване «светлую сто­рону» сооружения железной дороги. Но рассказ поэта исполнен горечи. Его взгляд на судьбу простого че­ловека пессимистичен.

 

 

БИЛЕТ№ 18

БИЛЕТ № 19

БИЛЕТ № 20

БИЛЕТ № 21

БИЛЕТ № 22

БИЛЕТ № 23

БИЛЕТ № 24

БИЛЕТ № 25

БИЛЕТ № 26

БИЛЕТ № 1

Понятие былины как эпического фольклорного жанра. Былинные герои

В русском фольклоре к эпическим жанрам относятся былины, исторические песни, сказки, предания, легенды, сказы, пословицы, поговорки. Былина – это фольклорная эпическая песня, где основой сюжета является какое-либо героическое событие, или примечательный эпизод русской истории (старины, были). Основные признаки: эпический характер, обязательное наличие сюжета, необыкновенные герои, чаще всего - богатыри, особая манера построения рассказа, описаний персонажей и так далее.

В былинах используются своеобразные средства выразительности речи. Это троекратные повторы, гиперболы, сравнения, метафоры, эпитеты. Также противопоставляются фантастические и реальные образы (Соловей – Илья).Важнейшая особенность былинного стиха – наличие художественных стереотипов (например, обозначение Киева: стольный Киев-град, красен Киев-град, во славном во городе Киеве). Нередко используется повторение одного и того же слова (из далече-далече), или синонимичные повторы (биться-ратиться), зачастую окончание одной строки является началом другой: А приехали они да на святую Русь,На святую Русь да под Киев град...

Былина "Илья Муромец и Соловей-разбойник" обладает всеми признаками данного эпического жанра. Здесь имеется сюжет, события изображаются в развитии, персонажи – в действии.

Былины, как правило, имеют три части: запев (как подготовка к прослушиванию песни), зачин (в его пределах разворачивается действие) и концовка.

Образ былинного богатыря является средством воспитания патриотических чувств у русского человека. Именно в русских былинах показан образ богатыря-защитника, который является прообразом современных героев-воинов.

Герои былин – богатыри – люди необыкновенной силы, они скачут на могучих конях через реки и леса, поднимают на плечи тяжести, которые не под силу ни одному человеку. Многие русские былины говорят о героических подвигах народных богатырей.

Задача былин не в том, чтобы удивить слушателей какой-либо неожиданностью, а в том, чтобы напомнить об идеале, и слушатели ещё раз восхитились бы силой, удалью, мудростью, самоотверженностью былинных героев. В системе образов прослеживается старшинство, зависимость, так как богатыри подчинены князьям. Они служат князю и всему государству.

В русских былинах можно выделить трёх основных героев: Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алёшу Поповича. Образы богатырей являются художественным обобщением, воплощением в одном человеке силы народа. Русские богатыри никогда не лгут. Готовые умереть, но не сойти с родной земли, они почитают службу отечеству своим первым и святым долгом, хотя их нередко обижают не доверяющие им князья.

 

БИЛЕТ № 2

cyberpedia.su

Былины. Список книг. Главная страница.

БЫЛИНЫ — русские народные эпические песни о подвигах богатырей. Основным сюжетом былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины — «старина», «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идёт речь, происходило в прошлом). Былины, как правило, написаны тоническим стихом с двумя-четырьмя ударениями. Впервые термин «былины» введён Иваном Сахаровым в сборнике «Песни русского народа» в 1839 году, он предложил его исходя из выражения «по былинам» в «Слове о полку Игореве», что значило «согласно фактам».

Венцом словесного искусства якутского народа, его любимым и наиболее характерным видом творчества являются большие героические сказания, называемые олонхо. Полная аннотация

Гэсэр — герой бурятского эпоса, небожитель, спустившийся на землю и превратившийся в человека, чтобы совершить подвиг добра. Он должен победить чудовище, угрожающее роду человеческому. Полная аннотация

«Джангар» — калмыцкий героический эпос, воспевающий воинские подвиги калмыкских богатырей и их предводителя Джангара, защитников сказочной страны Бумбы. В эпосе отражены надежды и чаяния калмыкского народа, его многовековая борьба за своё... Полная аннотация

«Урал-батыр» — самое крупное и древнейшее эпическое произведение башкирского фольклора, дошедшее до нас из глубины веков. Оно занимает достойное место среди великих памятников литературного наследия народов мира. Полная аннотация

Перевод героического эпоса армянского народа «Давид Сасунский» был осуществлен В. Брюсовым совместно с М. Л. Лозинским. Полная аннотация

Много древних сказаний содержат русские летописи. Из лета в лето, то есть из года в год, любознательные люди заносили в летописные книги то, что сами видели и о чём слышали от знающих людей.Кроме письменных свидетельств, «преданья старины... Полная аннотация

Пожалуй, на всей земле нет такого человека, который в какой-то период своей жизни не мечтал бы найти клад.О кладах и кладоискателях ходят разные слухи, предания, легенды. Особенно богата ими наша русская, славянская земля. В каждой... Полная аннотация

Диссертация Александры Леонидовны Барковой на тему "Функции "младших героев" в эпическом сюжете " Полная аннотация

Русская былина. Записано в марте 1937 года со слов сказительницы Марфы Семеновны Крюковой из дер. Нижняя Золотица, Приморского района, Архангельской области.Опубликовано — "Творчество народов СССР", под ред. А. М. Горького, Л. З. Мехлиса.... Полная аннотация

«Учение сибирских шаманов. 1том» – это уникальное художественное произведение, повесть, в которой отражено мировоззрение и практика шаманов Сибири. Книга является настоящим учебником сибирского шаманизма. Полная аннотация

Данная былина — редчайшее явление не только в русской, но и мировой литературе. По одной простой причине, что написана она ...пословицами и поговорками. Да и действующие лица — весьма необычны. Это: Ивашка, которого портит белая... Полная аннотация

В этой книге для семейного чтения собраны лучшие произведения Льва Николаевича Толстого, которые вот уже более века пользуются любовью и у малышей-дошкольников, и у требовательных подростков.Главные герои рассказов — дети, «бедовые»,... Полная аннотация

litvek.com

Былина как жанр устного народного творчества

Методика преподавания былин Урок 1

Тема: Былина как жанр устного народного творчества.

Цель: дать учащимся представление о былине как о жанре русского фольклора, познакомить с тематикой и проблематикой былин, сформировать у учащихся представление о художественных особенностях былин. Ход урока.
  1. Проверка домашнего задания. Вопросы на повторение:
  1. Расскажите о вашей любимой книге.
  2. Когда появилась литература? (Непосредственно возникновение литературы связано с возникновением письменности, фольклор появился немного раньше.)
  3. С чем связано появление поэтических произведений искусства? (Поэтические произведения обслуживали обычаи и обряды наших предков.)
  4. Как называется дописьменная литература? (Фольклор – устное народное творчество.)
  5. Чем отличается фольклор от литературы? (Фольклор передавался из уст в уста, создавался коллективно народом; литература – индивидуальное творчество, возникновение литературы связано с появлением письменности.)
  6. Назовите известные вам жанры фольклора. (Сказки, песни, загадки, былины и др.)
  1. Рассказ учителя о былинах.
Произведения устной народной поэзии и литературы бывают разнообразными. Они делятся на несколько больших разрядов, или родов. Самый распространенный род составляют произведения, в которых изображены события, люди, их характеры и поступки. Такие произведения называются эпическими. Часто эпические произведения рассказывают об исторических событиях и великих народных деятелях. В русских былинах отразилась жизнь и борьба нашего народа; в них показаны народные герои-богатыри, участвующие во многих событиях. Поэтому былины относят к роду эпических произведений. Так как они рисуют героизм русского народа в защите родины и в труде, то былины часто называют произведениями героического народного эпоса.

Само название былина показывает, что это песня о том, что было, что имело место в жизни. Народ называет былины старинами, то есть песнями о старине. И действительно, былины (или старины) создавались еще в Киевской Руси, более 1000 лет тому назад. Древнейшие былины можно отнести к событиям и явлениям 9 века, а наиболее поздние – к 13 веку.

Существуют два основных цикла былин: киевский и новгородский – сложились во время расцвета Киева и Новгорода. Киевский цикл имеет ряд особенностей: действие происходит в Киеве или около него во времена княжения Владимира; основная тема – защита русских земель от кочевников. Для цикла характерны образы трех богатырей: Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича – а также князя Вольги, оратая Микулы и др. К новгородскому циклу относятся сказания о Садко, Василии Буслаеве и др., о быте купечества. Это обусловлено особенностью торговой жизни Великого Новгорода.

Главные герои былин – богатыри, люди исключительные, наделенные чертами, которыми не обладает исключительный человек: невиданной силой, безграничной храбростью, каким-либо особенным умением (метко стрелять из лука, играть в шахматы) или талантом. Именно эта исключительность роднит их всех, весьма непохожих друг на друга, и ставит в центр повествования. Так, если Илья Муромец знаменит своей силой, то Садко – своим непревзойденным искусством играть на гуслях.

Исследователи русских былин разделили былинных героев на два типа: на «старших» и «младших» богатырей. «Старшие» богатыри – это воплощение стихий, титанических сил, которые уже получили очертания человеческого образа, но все еще остаются силой мировою. Некоторые из этих богатырей ближе к людям, другие – дальше от людей, ближе к эпохе мифов.

Один из самых древних богатырей – Святогор, обитающий на святых горах, который хочет передать свою силу Илье Муромцу. Заметим, что Илья отказывается принять всю силу Святогора, принимает только полсилушки. Древнейшую былинную «троицу» дополняют Волх Всеславьич и Михайло Потык. Этим героям нет равных на земле, они единственные в своем роде, так что у них не может быть иного противника, кроме самой природы, матери сыры-земли.

Давайте представим себе образ народного певца глубокой древности. В долгий осенний или зимний вечер, после тяжелого труда, под свист вьюги или однообразный шум дождя, на посиделках, а может быть, на пиру, на свадьбе люди собрались вокруг сказителя, которого они любят и ценят за то, что он много знает и хранит в своей памяти сокровища народного искусства. Затаив дыхание, приготовились люди слушать былину о родных героях, о подвигах их. Это не рассказ, а песня. В руках у сказителя гусли. Он задумчиво перебирает струны. В его памяти один за другим проходят образы богатырей… О ком же из них пропеть сегодня? Так проходит минута, другая, и вот, наконец, сказитель негромко начинает:

Кто бы нам сказал про старое,

Про старое, про бывалое,

Про того про Илью, про Муромца.

Рассказ о подвигах богатыря еще не начинался. Это только запев. Если бы сказитель выбрал другую былину, он, может быть, пропел бы так: «Про того про Добрыню Никитича…» Такими запевами иногда начинались былины. А чаще всего сказитель обходился без запева, начинал короткой фразой, зачином, который как бы вводит в действие, объясняет, где и в какое время происходит событие:

Во славном во Киеве-городе

Был сильный богатырь Илья Муромец…

Сказитель поет былину. Звенят струны гуслей, льется однообразный напев. Песня не любит торопливости, и сказитель не спешит скорее закончить былину. Он подробно рассказывает о герое-богатыре, о том, как богатырь собирается в поход, как седлает коня, какое у него вооружение. Иногда певец останавливается, припоминает подробности, вносит свои добавления. Ведь он не только исполнитель, а еще и творец. Он стремится сделать былину еще ярче и красочнее. Сказитель хочет, чтобы слушатели запомнили былину и чтобы в ней все было понятно. Поэтому он не нарушает порядка событий, а излагает их в строгой последовательности.

Читая былины, мы можем заметить немало повторений. Повторяются определенные слова, фразы и даже целые картины. Такие повторения встречаются не только в былинах, но и в сказках, народных песнях. Это общая особенность народного творчества. При устной передаче повторы помогают запомнить произведение. Но не только в этом их значение. Часто в былинах повторяются такие места, которые показывают мощь богатыря. Эти повторения усиливают впечатление.

Запевом или зачином начинал сказитель былину, а заканчивает ее концовкой: «Тут ему и славу поют, тем и кончилось». Такие концовки мы видим и в сказке: «Стали жить-поживать и добра наживать».

Теперь присмотримся к языку былин. Это живой, народный язык того времени, когда создавались былины. Этот язык разнообразен. Былины не только описывают богатыря и его подвиги, но они изображают живых людей в живой беседе между собой. Каждое действующее лицо говорит своим языком. Например, разговор Ильи Муромца с князем Владимиром. Князь говорит высокомерно и грубо, а Илья Муромец скромно и с достоинством. Богатырь Микула отвечает князю Вольге с сознанием своей силы и большого значения своего крестьянского труда.

Некоторые слова и даже отдельные фразы нам теперь непонятны. Это потому, что прошло много столетий и за это время язык во многом изменился. Иные слова сейчас не употребляются, потому что сами предметы, которые они обозначали, вышли из употребления. Например, палица, обжи, омешики и др. Но знать некоторые из них полезно. Они отражают жизнь далекого прошлого. Слова палица, лук, тетива, например, рисуют вооружение наших древних предков. Слова терем, палаты белокаменные рисуют княжеский быт. От корней многих устаревших слов произошли новые слова, которые мы употребляем в нашем современном языке. Например, раньше вместо знаю говорили ведаю. Теперь так не говорят, но от слова ведать произошли знакомые нам слова: сведения, уведомить. Киев в былинах называется стольным городом, а от корня слова произошло слово столица.

В былинах можно заметить много уменьшительных и ласкательных существительных и прилагательных. Эти формы слов народ использовал для выражения любви к богатырю. Недаром Илья Муромец – удаленький добрый молодец, а богатырь труда – Микулушка Селянинович. Любовь к родине, к родной природе выражена в ласковых словах: дороженька, пашенка, лесушки, травушка-муравушка.

В былинах немало красочных сравнений и эпитетов. Эпитеты здесь особенные. Они называются постоянными, потому что как бы прикреплены к какому-нибудь понятию. Земля всегда сырая, звезды частые, поле чистое. Если внимательно присмотреться к этим постоянным эпитетам, то и в них мы увидим отражение народных мыслей и чувств. Народ любит свою родину и своих героев. Поэтому Киев в былинах называется славным городом, а богатырь – добрым молодцем. Но зато врагов сказители былин называют погаными, злодеями, собаками.

Особенно ярко отразил народ свои высокие, благородные мысли и чувства в гиперболах, т.е. художественных преувеличениях. Например, вражья сила у стен Чернигова изображена так:

Пехотою никто тут не прохаживает,

На добром коне никто тут не проезживает,

Птица черный ворон не пролетывает,

Серый зверь да не прорыскивает.

Эта гипербола показывает, как велика сила врага, но в то же время она подчеркивает мощь Ильи Муромца, который «побил эту силушку великую».

В некоторых былинах несокрушимая сила богатыря в битве с врагом изображается так: «Направо махнет (рукой) – лежит улица, налево – переулочек». Это тоже гипербола, и в ней показана непобедимая мощь всего русского народа, так же как в образе одного богатыря былины рисуют подвиги многих русских героев.

Если прочитать подряд хотя бы несколько былин, нельзя не заметить еще одну очень важную их особенность: во многих из них повторяются одни и те же эпизоды. Сказители знали только сюжет, события, связанные с тем или иным богатырем, а также владели определенным набором таких вот общих мест, повторяющихся эпизодов, из которых, как из кубиков, складывался как бы костяк, каркас былины. Все остальное рождалось на глазах слушателей. Поэтому даже один и тот же исполнитель не мог дважды повторить былину дословно,

ничего не меняя в ней. Каждое исполнение былины было одновременно и процессом ее создания, а каждый исполнитель творцом. Иначе певцу пришлось бы держать в памяти многие тысячи стихотворных строк.

  1. Составление таблицы «Художественные особенности былины» (работа в тетради).

Художественные особенности

былин

Их роль в былине

1) Гипербола (преувеличение) Таким образом народ подчеркивал могущество

своих героев

2) Прием троичности Число «три» раньше имело условное значение множественности. Народ пользуется в былинных сказаниях троекратными повторами, для того чтобы показать многократность действий или длительность проходящего времени
3) Повторы Таким образом акцентируется внимание на самом главном
4) Постоянные эпитеты Помогают характеризовать героев былины
5) Использование речитативов Необходимо, так как пение былин сопровождалось игрой на гуслях
  1. Чтение былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник». Составление в тетради плана былины.

Домашнее задание.

  1. Дочитать былину.
  2. Закончить составление плана.
  3. Пересказать былину по плану.

Урок 2

Тема: «Илья Муромец и Соловей Разбойник» Цель: расширить представление об эпическом герое, развитие устных речевых способностей учащихся, отработка навыков работы с текстом. Ход урока. 1. Проверка домашнего задания (план былины и пересказ).

План.

Зачин: Илья Муромец выезжает в Киев.

1. Первый подвиг Ильи Муромца.

  1. Вражья сила у стен Чернигова.
  2. Освобождение Чернигова.
  3. Отказ Ильи Муромца стать черниговским воеводой.
  4. Рассказ черниговских мужиков о прямоезжей дороге и Соловье Разбойнике.
11. Второй подвиг Ильи Муромца.
  1. На прямоезжей дороге.
  2. Встреча с Соловьем и пленение его.
111.Илья Муромец в Киеве.
  1. В княжеских палатах.
  2. Разговор с князем.
  3. Соловьиный свист.
  4. Справедливая расправа.
Концовка былины. При пересказе обратить внимание на:
  • образец зачина былины;
  • сравнение с черным вороньем помогает понять, что сила, обступившая Чернигов, - вражья;
  • последующие картины рисуют вражьи полчища и показывают, как велик подвиг Ильи Муромца, в котором народ воспел героические черты многих русских людей, защищавших Родину;
  • рассказ о прямоезжей дороге. Отряды кочевников подстерегали людей на больших дорогах. Их набеги на города и села Древней Руси, постоянные раздоры и войны князей, непосильные княжеские налоги и поборы разоряли людей, лишили их крова. Нередко образовывались шайки разбойников. Ими кишели большие дороги. Люди предпочитали окольные дороги. Вот почему прямоезжая дорожка «заколодела» и «замуравела».
  • «ученость» и вежливость Ильи Муромца, когда он появляется в княжеском дворце;
  • скромность, с которой он рассказывает о своем пути в Киев;
  • достоинство, с каким держит себя Илья;
  • смешное положение, в котором оказывается князь;
  • заключительные слова богатыря, в которых выражена его любовь к людям родной земли.

2. Анализ былины.

- Найдите приметы реального исторического прошлого русского народа. (Города Киев, Чернигов, Муром; князь Владимир)

- Как в былине раскрывается богатырская сила и воинская доблесть Ильи? (Сражение под Черниговом, бой с Соловьем Разбойником, сопоставление поведения князя Владимира и Ильи в сцене на княжеском дворе)

- Как авторы-рассказчики относятся к Илье? Подтвердите примерами из текста. (1. Сцены: портрет, снаряжение, отношение спасенных черниговских мужиков, Соловья Разбойника; 2. Языковые средства: эпитеты для характеристики Ильи (удаленький, дородный, добрый, славный), коня и снаряжения (шелковая плеточка), обращения к Илье других персонажей былины)

- Какие в былине есть еще признаки Ильи как эпического героя? (Действует во благо людей)

- Какие приемы «сказывания» используются в этой былине? (Постепенное наращивание напряжения, повторы действий, слов, характеристик и т.д.)

3. Беседа и составление плана характеристики Ильи Муромца.

Мы в начале урока пересказали содержание былины по плану. Когда мы составляли план, то не нарушали того порядка, в каком былина рассказывает об Илье Муромце. Мы двигались по былине и к каждой части придумывали заголовки. Нам не приходилось самостоятельно думать о том, как построить план.

Теперь мы будем работать над той же былиной, но работа наша будет отличаться от пересказа. Раньше мы рассказывали о том, куда едет Илья Муромец, что он делает, с кем говорит. Теперь нам нужно рассказать, каков Илья Муромец, какие у него качества характера и как эти качества проявляются в его поступках. Нам придется рассказывать не былину, а о герое былины Илье Муромце. И план у нас теперь будет другой: не план пересказа, а план характеристики.

Приступаем к составлению этого плана. Начнем нашу характеристику с маленького вступления. Всегда лучше начинать рассказ о герое с коротенького вступления. Предположим, что нас захотят слушать люди, которые даже не знают, кто такой Илья Муромец. А мы вдруг сразу начнем: Илья такой-то и такой-то. Вот мы в нашем вступлении и познакомимся с героем. О чем же мы тут скажем? Мы можем сказать, что в Древней Руси, в Киевском государстве народ слагал много песен о героях, которые защищали родную землю от врагов. Эти песни называются былинами, а герои былин – богатырями. Много создано былин, и много в них богатырей, но самый любимый богатырь – Илья Муромец. О нем сложено больше всего былин.

Назовем наше вступление в плане характеристики так: Илья Муромец – любимый народный богатырь.

Теперь приступаем к самой характеристике. Мы говорили, что нужно рассказать, какие качества характера у Ильи Муромца. Вот в нашем плане мы их и назовем. Только надо начинать с самых важных.

Когда оценивают героя, то, прежде всего, думают о том, как он относится к своей родине, что он делает для своего народа. С этой стороны мы и посмотрим на Илью Муромца. Что мы видим у богатыря? 1. Любовь к родине, стремление служить родному народу. Это и будет первый пункт нашей характеристики. Запишем его. Но мало только назвать эту особенность Ильи Муромца, надо непременно рассказать, как она проявляется в его поступках. О чем же мы здесь расскажем? О том, как Илья, получив богатырскую силу, стремится в Киев послужить Отечеству, как он освобождает Чернигов, как побеждает Соловья Разбойника, как он казнит его, какие слова при этом произносит, как выражается в этих словах его любовь к родным людям.

Какие же дела совершает Илья Муромец? Ищет ли он легких побед? Нет, он смело бросается в бой с «силушкой великой», выбирает не окольную, а прямоезжую дорогу. Как назвать черту, которую он при этом проявляет? Это 2. Самоотверженная храбрость и мужество. Так мы и назовем второй пункт нашего плана.

Что же Илья Муромец совершает подвиги ради своей славы или ради обогащения? Нет, освободив Черниговцев, он не просит награды и не хочет остаться в Чернигове воеводой; он спешит к новым трудным подвигам для того, чтобы освободить путь в Киев от разбойников, дать возможность людям мирно трудиться. Эту черту мы назовем так: 3. Бескорыстие Ильи Муромца. Это третий пункт нашего плана.

Но у Ильи Муромца есть и другие благородные черты. Посмотрим, как он держит себя в разговоре с князем Владимиром. Спешит ли он рассказать о своих подвигах, похвастаться ими? Нет, Илья только сообщает князю, каким путем ехал в Киев. Нам легко назвать эту черту богатыря. Запишем четвертый пункт плана: 4. Скромность Ильи Муромца.

Однако, когда князь грубо обрывает богатыря и оскорбляет его, Илья Муромец умеет постоять за свою честь. Он ведет Владимира на княжеский двор и показывает ему скованного Соловья. Не князю подчиняется Соловей, а богатырю. Не очень высокое мнение у богатыря о храбрости князя. Он знает, что князь не выдержит полного свиста соловьиного, и приказывает Соловью свистеть только «в полсвиста». Но и от этого свиста «маковки на теремах покривились… а Владимир-князь… куньей шубонькой укрывается…» Таким образом, былина показывает скромность Ильи Муромца, но это – скромность героя, который никому не позволит унизить честь богатыря.

Назовем последний, пятый пункт нашего плана: 5. Достоинство Ильи Муромца.

Таковы главные качества богатыря, которые мы видим в прочитанной былине. Но можно ли считать наш план законченным? Нет, здесь не хватает еще одной части. По этому плану мы можем рассказать о том, каков Илья Муромец, но надо всегда стремиться закончить рассказ выводом, подвести итог. Мы начинали план вступлением, закончим его коротким Заключением. О чем же мы скажем в заключении?

В начале плана мы сказали, что об Илье Муромце сложено много былин, что он – любимый богатырь. Но разве Илья Муромец – это имя человека, который жил в действительности? Нет, мы знаем, что подвиги, описанные в былинах о нем, вероятно, совершали тысячи людей. В одном Илье Муромце былина показывает подвиги многих русских героев. Вот нам и надо сказать, что В былине об Илье Муромце народ славит своих героев, защищавших Русскую землю. Это и будет нашим заключением.

Теперь у нас составлен небольшой план характеристики Ильи Муромца. Сравним его с планом пересказа и посмотрим, чем оба плана отличаются друг от друга.

Мы, действительно, по той же былине сделали другую работу.

  1. Домашнее задание.
1.Написать характеристику Ильи Муромца (по плану).

2.Выразительное чтение былины «Вольга и Микула Селянинович».

Урок 3 Тема: «Вольга и Микула Селянинович» Цель: раскрыть художественные особенности былины «Вольга и Микула Селянинович». Ход урока. 1. Собрать сочинения. 2. Выразительное чтение былины. 3. Беседа по былине.

В Древней Руси создавались былины, которые изображали не только воинские подвиги, но и мирный труд русских людей. Такова былина о Вольге и Микуле.

Первые 2 строки былины представляют собой краткий зачин, вслед за которым рассказывается история молодого князя Вольги Святославича. Сравнивая князя со щукою, соколом и волком, былина показывает этим ловкость и опытность князя, его предприимчивость. Князь едет в подвластные ему города собирать дань («за получкою»). Это нелегкая задача. Поэтому-то с князем едет «дружинушка хоробрая». Недаром далее князь зовет с собой Микулу. Его богатырская сила пригодилась бы князю при собирании денег.

Обратим внимание на то, как былина рисует встречу князя с оратаем. Издалека слышит князь голос пахаря, но полтора дня понадобилось князю, чтобы настигнуть оратая. Так уже в самом начале показывает былина богатырскую мощь Микулы.

В описании труда крестьянина перед нами возникает картина, которая показывает, как тяжела была земледельческая работа в древности. Прежде чем распахать поле, надо было сначала выжечь лес, выкорчевать пни, убрать камни. Нужен был действительно богатырский труд. Деревянной сохой пашет Микула Селянинович поле и очищает его от «кореньев и каменьев».

С уважением относится князь к труду Микулы и приветствует его. Микула также отвечает князю с сознанием важности и необходимости своего труда: «Мне-ка надобна Божья помочь крестьянствовати».

Согласившись быть спутником князя, Микула прежде всего заботится о своей сохе. Нужно очистить ее от земли и убрать «за ракитов куст», чтобы соха еще послужила пахарю. Три раза повторяется сцена с сохой Микулы, в которой показано его превосходство над дружиной князя и его богатырская сила: сначала «пять молодцев могучих», затем «десяточек», а потом и вся дружина не могут поднять соху от земли. А Микула легко справился с сошкой «одной рукой».

Следующая сцена еще ярче показывает превосходство пахаря над князем. «Кобылка» Микулы далеко оставляет позади коня князя. Вольга назначает высокую цену лошади Микулы: «Этая кобылка конем бы была, За эту кобылку пятьсот бы дали». Но Микула лучше князя знает цену своей лошади: «За эту кобылу цены не было бы».

Особенно важны заключительные слова Микулы. В ответ на просьбу назвать свое имя пахарь начинает рассказывать о своем труде. Он гордится своим трудом.

Вы заметили, что былина о Вольге и Микуле по характеру своему отличается от былины об Илье Муромце. В ней преобладают не столько сюжетные эпизоды, сколько описания и разговоры.

- Найдите в тексте былины приметы реальной русской старины. (Князь, история княженья, описание труда земледельца и т.д.)

- Каким авторским отношением проникнуто описание внешнего вида Микулы? Найдите в тексте.

- Как передается уважительное отношение автора к труду землепашца? (Описание сошки, труд оратая – богатырство)

- Опишите внешность Микулы.

- Перечислите художественные особенности данной былины. Подтвердите свою точку зрения примерами из текста. (В тексте былины используется множество повторов, гипербол, постоянных эпитетов; учащиеся находят их и определяют роль данных художественных средств)

- В чем основной смысл былины о Вольге и Микуле?

Вывод: Былина рисует русского богатыря в мирном труде. Горек и тяжек труд Микулы, но сила князя не может сравниться с величием и мощью крестьянского богатыря. Последние слова Микулы показывают, что только труд может принести довольство, и радость, и заслуженный отдых. Народ любит труд и уважает богатырский труд. Домашнее задание.

Прочитать былину «Садко».

Урок 4

Тема: Анализ былины «Садко»

Цель: раскрыть художественные особенности былины «Садко». Ход урока. 1.Проверка домашнего задания. Вопросы на повторение:

1) Вспомните, какие циклы былин существуют. (Киевский и новгородский.) К какому циклу былин относится былина «Вольга и Микула Селянинович»? (К киевскому.) Поясните свою точку зрения. (Князь Вольга едет собирать дань с земель, которые ему пожаловал стольно-киевский князь Владимир.)

2) Назовите героев народной былины. (Богатыри, князь Вольга, Оратай Микула Селянинович и т.д.) 2. Анализ былины «Садко».

1) Кратко перескажите сюжет былины.

2) Определите основную тему былины «Садко». (О жизни купца.)

3) К какому циклу относится былина «Садко»? Почему? (К новгородскому, так как сам Садко из города Новгорода.)

4) Опишите главного героя былины. (Выяснение собственного восприятия учениками былинного текста.)

5) Почему во время одного из путешествий морской царь чуть не погубил купца? (Садко возгордился и не заплатил дань морскому царю.) Что спасло Садко в той ситуации? (Обращение народа к Миколе Можайскому.)

6) О чем повествуется в концовке былины? (Не стал больше ездить Садко на сине море, / Стал поживать Садко во Нове-граде.)

7) Перечислите гиперболы, постоянные эпитеты, повторы, которые вы встретили в былине.

8) Знакомство учащихся с произведениями живописи на былинную тематику. (Учащимся предлагается рассмотреть репродукции картин: В. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье», И. Репина «Садко», И. Билибина «Дружина Вольги», Б. Васильева «Вольга и Микула» и др. и пояснить, как великие художники изображают былинных героев.) 3. Работа по новой теме (Малые жанры фольклора).

dereksiz.org

Презентация - Былина как эпический жанр

Слайд №2
Умный, сильный наш народДалеко глядит вперёд.Но преданья стариныЗабывать мы не должны.Слава русской старине!Слава нашей стороне!Н. Кончаловская
Слайд №3
БЫЛИНА – фольклорная эпическая песня, жанр, характерный для русской традиции. Основой сюжета былины является героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины – «старина», «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идет речь, имело место в прошлом). Термин «былина» в научный обиход был введен в 40-х годах 19 в. фольклористом И.П.Сахаровым (1807–1863).
Слайд №4
Представьте себе седовласого старца, который сидит в окружении внимательно слушающих его людей. Пальцы старца слегка касаются гуслей, лежащих у него на коленях. Льётся неторопливая, плавная, спокойная мелодия. Певец-сказитель начинает свой сказ про Древнюю Русь, про старину.
Слайд №5
Былина-сказание о богатырях и исторических событиях Древней Руси. Для былин характерно неторопливое повествование, сочетание реальных картин и персонажей с фантастическим вымыслом.Былины раньше пелись. Сказители обычно владели одной-двумя мелодиями, в сопровождении которых они исполняли все известные былины.
Слайд №6
К славному городу Киеву.Ко славному ко городу Киеву.
Слайд №7
Илья Муромец
Слайд №8
Илья Муромец и Соловей-разбойник
Слайд №9
Дородный – рослый, полный, с крупной фигурой.Воевода – начальник войска в Древней Руси.Лазоревый – светло-синий, тёмно-голубой цвет; густой и яркий небесный цвет.
Слайд №10
Домашнее задание:Прочитать окончание былины в прозаическом пересказе Ирины Карнауховой.
Слайд №11
Былина «Илья Муромец и Святогор»Урок № 17
Слайд №12
Широко ты, Русь, по лицу землиВ красе царственной развернулася!У тебя ли нет богатырских сил,Старины святой, громких подвигов?Уж и есть за что, Русь могучая,Полюбить тебя, назвать матерью,Стать за честь твою против недруга,За тебя в нужде сложить голову.И. Никитин.
Слайд №13
Проверка домашнего заданияРасскажите об образе богатыря Ильи Муромца по плану, подкрепляя свой рассказ цитатами из былинПлан.Илья Муромец-любимый народный богатырь.2. Происхождение богатыря.3. Любовь к родине, стремление служить своему народу.4. Черты характера Ильи Муромца: сила и стойкость, мужество и самоотверженность, чувство собственного достоинства.
Слайд №14
Богатыри – люди исключительные, они наделены такими качествами, которыми не обладает обычный человек.Среди богатырей принято выделять «старших»и «младших». Святогор относится к «старшим» не только по возрасту, но и по типу. Это более древний тип героя. Ему нет равных на земле, он единственный в своём роде, так что у него не может быть иного противника, кроме самой природы, матери сырой земли. Илья Муромец по сравнению с ним не просто слабый, он до такой степени беспомощный, что Святогор его не замечает.
Слайд №15
Андрей Мазин«Святогор»
Слайд №16
Был тот Святогор-богатырь силы великой,ростом выше леса стоячего,головой упирался подоблако ходячее.Земля-матушка носить егоне могла. Конь под Святогоромпо колено проваливался.Держать его могли только горы,вот там-то он и проживал.
Слайд №17
Хорош был Святогор, да ненужен ему был никто. Не защищалон Земли Русской от захватчиков-степняков,только и знал, что силой своей гордилсяда бахвалился: «Я без истины сыт, без правдысилен, я могуч, я велик, я богат и счастлив!»
Слайд №18
Человеческие качества:Выберите те слова, которые имеют отношение к Илье Муромцу. Объясните свой выбор. Прочитайте отрывки из былины, в которых описываются эти качества.Храбрый, трусливый, скромный, вежливый, добрый, ласковый, отважный, мужественный, сильный, смелый, впечатлительный, простой, весёлый, чёрствый, жадный, щедрый, обидчивый, грубый, справедливый.
Слайд №19
Название презентацииПоход в «Музейный Дом»
Слайд №20
Домашнее задание:Подготовить выразительное чтение отрывка былины, проиллюстрировать понравившийся фрагмент.
Слайд №21
Сочинение по картине В. Васнецова «Богатыри»Урок № 19
Слайд №22
Виктор Михайлович Васнецов картину «Богатыри» писалпочти двадцать летБогатыри – главные герои былин
Слайд №23
ГиперболаЭпитетВладимирКиев
Слайд №24
Колчан – футляр для стрелпалицаножны
Слайд №25
Советы по сочинениюКаждый пункт начинайте с красной строки;Избегайте неоправданных повторов слов;Абзацы и предложения си.вязывайте между собой плавными переходами;Используйте былинные слова и выражения;Старайтесь заменять повторы местоимениями или синонимами
Слайд №26
План.Название картины и её автор.Кто изображён на картине и что мы о них знаем.Описание богатырей(выражение лица, вооружение, одежда,поза)Описание богатырских коней.Природа на картине. Её значение в передаче смысла и идеи картины.Мысли и чувства, которые вызывает картина.
Слайд №27
Сочинение по картине
Слайд №28

volna.org