Жанры поэзии трубадуров. Жанры поэзии


Какие существуют виды и жанры поэтических произведений?

⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 7Следующая ⇒

Жанр в переводе с французского (genre) — род, вид. В художественной литературе различают три жанра: драма, эпос и лирика. К эпическим жанрам относятся не только про­заические произведения (эпопея, сказка, роман, повесть, но­велла, рассказ, очерк и т. п.), но и стихотворные, такие, как басня, былина, поэма, роман, сказка в стихах. К лирическим жанрам поэзии относят оду, балладу, элегию, песню, не­большое стихотворение и т. д.

Лирическое произведение — произведение музыкальное, волнующее. Именно в лирике воплощаются самые сокровен­ные, глубокие переживания поэта как гражданина страны, передающего свое отношение к обществу и к миру в целом. На каждом стихотворении лежит печать индивидуальности поэта со своими пристрастиями и нравственными оценками. «Самонаблюдение и глубоко личная трактовка переживания становятся у лирика основным методом художественной вы­разительности».16

Лирику разделяют на четыре основные тематические ка­тегорий: философскую, гражданскую, любовную и пейзаж­ную. Сейчас наблюдается смещение жанров, взаимопроник­новение их. Произведения, в которых соединены лирическое и эпическое начала, называют лиро-эпической поэзией. Ро­мантические поэмы Пушкина, Лермонтова, поэмы В. Мая­ковского, А. Вознесенского и других относятся к этому виду поэзии. (44)

К гражданской лирике относится публицистическая поэ­зия, которая откликается на важные явления общественно-политической жизни страны, на события в мире. Мы знаем публицистическую поэзию Пушкина, Лермонтова, Некрасо­ва. Огромным публицистическим накалом пронизаны стихо­творные произведения М. Горького «Песня о Соколе» и «Пе­сня о Буревестнике». Со «всей своей звонкою силой поэта» В. Маяковский утверждал публицистическую поэзию:

Знаю,

лирик

скривится горько,

критик

ринется

хлыстиком выстегать:

— А где же душа?!

Да это ж —

риторика!

Поэзия где ж?

Одна публицистика?!

Капитализм —

неизящное слово,

куда изящней звучит —

«соловей»,

но я

возвращусь к нему

снова и снова.

Строку

агитаторским лозунгом взвей!

(из поэмы «В. И. Ленин»).

Такие лирические стихи, как элегия, проникнуты раз­думьем, размышлением поэта; пронизаны чувством грусти и надежды, печали и радости. Элегии пишутся преимущест­венно пятистопным ямбом:

...Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе

Грядущего волнуемое море.

Но не хочу, о други, умирать;

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать...

 

Одной из разновидностей лирического стиха является со­нет. Сонет — от итальянского слова sonare — звучать, зве­неть. Его родина — Италия XIII века. Сонеты писали Пет­рарка, Данте, Микеланджело, Шекспир; в России — Державин, Пушкин, Лермонтов, Блок, Брюсов, Ахматова... К сонетам обращаются и многие современные поэты.

Сонет — это строгая форма четырнадцатистишия, обычно состоящая из двух четверостиший и двух трехстиший. У Шекспира иная конструкция сонета: три четверостишия и заключительное двустишие. (45)

Сонеты пишутся пятистопным ямбом. Рифмы у сонетов звучные, богатые. Каждая строфа представляет законченное целое. Обычно в первом четверостишии, которое восприни­мается как экспозиция, утверждается основная тема сонета. Во втором — идет развитие положений, выдвинутых в на­чале; в третьем — происходит развязка. И самые сильные по мысли, образности и чувствам — последние две строчки (у Шекспира) или последняя строка в трехстишии. Эти Строчки называют «сонетным замком». На «сонетный замок» и надо обращать внимание при изучении материала и при исполнении сонетов.

Мы хотим закончить раздел, посвященный законам сти­хосложения, словами Л. Н. Толстого: «Наука и искусство так же тесно связаны между собой, как легкие и сердце, так что если один орган извращен, то и другой не может пра­вильно действовать». Однако, не изжита еще неверная точ­ка зрения некоторых режиссеров, актеров, руководителей самодеятельных коллективов, которые утверждают приори­тет интуиции, импровизации над законами творчества; Нель­зя забывать главный принцип системы К. С. Станиславского «От сознательного к подсознательному»; забывать о том, что актер, чтец может импровизировать лишь тогда, когда все тщательно продумано, до мельчайшей подробности отрабо­тано. Известно, что «интуиции бывает достаточно для усмотрения истины, но ее недостаточно, чтобы убедить в этой истине других и самого себя. Для этого необходимо дока­зательство».17Но чтобы доказывать другим, руководитель самодеятельной студии обязан, быть сведущим во всех во­просах искусства, умеющим постигать законы творчества. Только так обеспечивается эффективность конечного резуль­тата работы и руководителя, и коллектива, и каждого его участника.

 

Раздел II

СЛОВЕСНОЕ ДЕЙСТВИЕ В ЗВУЧАЩЕЙ ПОЭЗИИ

Мы не хотим великолепно декламировать,

То есть только говорить монолог. Мы хотим

Им действовать, житьим во всеобъемлющем

понятии этого слова!

К. С. Станиславский.

Не декламировать, а действовать, жить в материале не­обходимо и при исполнении стихов. Ведь стихи, особенно ли­рические, по сути. своей есть монолог, в котором раскрыва­ется сложный внутренний мир лирического героя. В работе над любым литературным произведением должна соблюдать­ся определенная последовательность, которая позволяет ор­ганичнее овладевать искусством словесного действия. Како­ва же последовательность работы над стихотворным мате­риалом? |

Режиссерско-исполнительскую работу над поэтическим произведением можно условно разделить на пять этапов.18

1. Выбор материала.

2. Познание характеристических особенностей выбранно­го материала.

3. Раскрытие и воплощение авторского и исполнительско­го замыслов.

4. Творческий акт исполнения.

5. Анализ выступления.

Выбор материала

При выборе исполнительского материала необходимо со­блюдать определенные условия.Первое условие — актуаль­ность материала, его высокое идейно-художественное звуча­ние.При этом не следует понимать под актуальным материа­лом лишь советскую поэзию, да еще непременно последних лет. Актуальность проблем, которые нас волнуют, мы нахо­дим во многих классических произведениях поэзии. Взяв в работу стихи наших классиков, надо уметь прочесть их с по­зиции современности. Для этого следует точно определить: на изменение какой ситуации в жизни нашего общества, ми­ра может быть направлено классическое произведение.

Возьмем к примеру лирическое стихотворение Пушкина «Я вас любил».

«Я вас любил так искренне, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим» (47)

— вот главная мысль этого стихотворения. Человек все­гда должен оставаться человеком и быть благодарным тому, кто зажег огонь любви — чувство, которое не всем дано ис­пытать.

Исполняя эти стихи Пушкина, мы совершаем речевое дей­ствие: предостеречь от мелкого чувства злобы и собственни­чества, напомнить человеку о том, что он — высшее сущест­во, обладающее добрым сердцем и мудрым разумом. «Мне дорого любви моей мученье. Пускай умру, но пусть умру любя» — говорит поэт в других своих стихах.

Второе условие верного выбора материала заключается в том, чтобы он нравился исполнителю, волновал его, вызы­вая желание работать над ним. Лучше, если участники кол­лектива сами его отыскивают. И не надо сразу разочаровы­вать их, если предложенный ими материал по каким-либо соображениям не стоит брать в работу. Можно тактично за­менить его другим на ту же тему, взволновавшую чтеца, но более качественным. Либо посоветовать отложить на неко­торое время работу над ним и, как ступеньку к мастерству стиходействия, предложить сделать другое стихотворение, ко­торое обогатит исполнителя необходимыми технологически­ми умениями и навыками.

Третье условие, обеспечивающее успех в работе, — это соответствие материала творческим способностям чтеца-лю­бителя и степени его подготовленности к выступлениям: ведь часты случаи (в этом убеждают итоги конкурсов, смотров, творческих отчетов коллективов художественного слова), ко­гда исполняются материалы, явно непосильные для чтеца. Это особенно видно, когда неправомерно большое место в программах чтецов-любителей занимают стихи поэтов А. Ах­матовой, М. Цветаевой, Б. Пастернака с их очень личност­ным содержанием, усложненным ходом мысли. Стихи этих поэтов требуют высочайшего мастерства исполнения.

Часто исполнители «тонут» в огромных по времени. (20— 25 минут) поэтических композициях, плохо выстроенных сценарно. При исполнении таких материалов не раскрываются творческие способности, а, наоборот, перечеркиваются. А у зрителей такие выступления вызывают недоумение, досаду. Однако из снисхождения к чтецам-непрофессионалам их да­же хвалят. Это-то и наносит вред развитию творческой ин­дивидуальности. Теряются эстетические критерии искусства, задерживается творческий рост исполнителя, воспитывается дурной вкус и легкомысленное отношение к одному из самых трудных видов искусства — чтецкому искусству. (48)

Второй этап работы над стихами: изучение всех особен­ностей формы выбранного к исполнению стихотворения. * (* Предполагается знание чтецом основных законов стихосложения. Постижение формы стиха осуществляется в неразрывной связи с идей­но-действенным его анализом. Поэтому мы и говорим об условности эта­пов работы. Один этап вплетается в другой. Но миновать их нельзя.)

Чтобы верно прочесть лирическое стихотворение, надо за­жить высокими чувствами поэта, услышать поэтическую ин­тонацию, тон целенаправленного действия; Этому способст­вуют внимательное ознакомление с творчеством поэта, а так­же изучение «биографии» исполняемого стихотворения. Что же значит такая «биография»?

Стихотворения рождаются от пережитых событий, встреч, воспоминаний, нахлынувших чувств, соприкосновений с при­родой и т. д. Подробно изученная «биография» стихов долж­на как бы гарантировать более верное раскрытие замысла поэта, мир его чувств и мыслей. Вот пример «биографии» стихотворения А. С. Пушкина «И. И. Пущину». Напомним его содержание:

Читайте также:

lektsia.com

статьи Теории литературы - Литсеть

Жанры поэзии представляют собой своеобразные подвиды поэтического творчества, объединяемые в единый класс под названием «Поэзия». Поскольку поэзия возникла не сегодня, не вчера, а многие столетия тому назад, то за это время она успела не только решительно преуспеть в приумножении своих жанров и стилей, но и хорошо поработать над качеством и разнообразием языка, художественных средств и приемов, используемых в ее произведениях.

Жанровое разнообразие. Именно так называется тот феномен, который наблюдается в современной литературе вообще и в поэзии в частности. Огромное количество популярных и традиционных жанров соперничает с новыми, молодыми разновидностями данного искусства. Одни жанры поэзии быстро вытесняют другие, иные – смешиваются с первыми, третьи же развиваются параллельно ото всех, не приемля смешения стилей.

Тем не менее, на сегодняшний день можно уверенно говорить о существовании в нашей литературе ряда особо популярных и известных жанров поэзии. Среди них: лирическая поэзия, эпическая поэзия, философская поэзия, детская, публицистическая и юмористическая. Каждая из них выполняет свои функции и выполняет важную роль в развитии литературы (как в классические исторические периоды, так и в настоящий момент).

Самый известный из всех жанров поэзии – лирика. Лирические произведения повествуют о внутреннем мире героя, о его переживаниях, сомненьях, раздумьях и терзаньях. Элегия, сатира, баллада – вот типичные примеры лирических произведений. Лирика подразумевает и стихотворения о любви – самую многочисленную разновидность стихотворной деятельности. Приводя пример поэзий, относимых к данному жанру, можно представить глубоко психологическое стихотворение Анны Ахматовой:

Ты знаешь, я томлюсь в неволе, О смерти Господа моля. Но все мне памятна до боли Тверская скудная земля.

На его примере ясно видно, что в центре оказываются переживания героя, его душа и богатый жизненный мир.

Помимо любовной лирики, для русской литературы всегда была актуальна и философская, предоставляющая широкие возможности для рассуждений и размышлений как о смысле всего сущего, так и о предназначении человека, его долге перед обществом, его ценностных и моральных идеалах. Здесь приведем в качестве образчика жанра стихотворение о призвании поэта, написанное знаменитым русским литературным деятелем Федором Сологубом:

Поэт, ты должен быть бесстрастным, Как вечно справедливый бог, Чтобы не стать рабом напрасным Ожесточающих тревог.

Немаловажное место в категории «жанры поэзии» занимает и лирика эпическая, носящая более внешний и повествовательный характер, чем лирическая поэзия. Чаще всего сюда относят исторические сказания, легенды и мифы в стихах. Типичный пример такого искусства – пушкинская «Песнь о Вещем Олеге»:

Как ныне сбирается вещий Олег Отмстить неразумным хозарам; Их сёла и нивы за буйный набег Обрёк он мечам и пожарам…

Значительно и серьезно разноображивает многочисленные жанры поэзии публицистическая поэзия, подразумевающая не только и не столько пропагандные стихотворения, написанные для газет (как это делалось, например, в Советском Союзе), но и стихи, носящие общественный, гражданский, политический характер. В качестве примера – отрывок из «Стихов о Советском паспорте» Маяковского:

Я &nbsp&nbspдостаю &nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspиз широких штанин дубликатом &nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspбесценного груза. Читайте, &nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspзавидуйте, &nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspя – &nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspгражданин Советского Союза.

Значительна на сегодняшний день и детская поэзия, которая с самых ранних лет прививается малышам, предоставляя тем возможности для более быстрого развития и познания мира посредством нее. Самые известные представители лирики для детей – Агния Барто, Сергей Михалков, Зоя Александрова, Эмма Мошковская и другие. С детства стихи этих авторов известны всем жителям нашей страны. Как, например, стихотворение Михалкова «А что у вас?»

– А у нас в квартире газ! А у вас? – А у нас водопровод! Вот! – А из нашего окна Площадь Красная видна! А из вашего окошка Только улица немножко.

Говоря о жанрах поэзии невозможно не вспомнить и самый забавный и развлекательный из них – юмористический. Поэзия такого плана всегда смешна и весела, но иногда отдает сатирой и фарсом. В рифмованной форме пишутся юморески и различные стихи анекдотического плана.

Жанры поэзии, представленные в современном мире, весьма разнообразны и многочисленны, однако это является хорошим показателем, поскольку предоставляет читателям широкие возможности для выбора тех произведений и стилей, которые им больше по душе.

© Стихотворец.ру

litset.ru

Поэзия. Поэзия это музыка души! Поэзия

Поэзия - мышление образами и фантазией. Красочный мир поэзии. Жанры поэзии.

Поэзия!

 

Поэзия это музыка души!

Особую эмоциональную реакцию в душе человека вызывает поэзия. Поэзия объемна и многогранна в отношении тематического плана: поэзия не значит только «стихи о любви», это произведения на разные темы – интимные, философские, военные и др. Читателя не оставляют равнодушным искренние строки Ахматовой и Цветаевой, ставшие уже родными стихотворения Пушкина и Лермонтова, бессмертные слова Твардовского, философские размышления Пастернака и Мандельштама.

Поэзия от греческого - означает творчество, сотворение. В узком смысле под поэзией понимают стихотворную, ритмически организованную речь. В этом смысле поэзии противопоставляют прозу. Поэзия, по словам Плеханова (русского мыслителя), возникает тогда, когда человек снова вызывает в себе чувства и мысли, испытанные им под влиянием окружающей действительности, и придает им образное выражение.

Таким образом, основным признаком поэзии является наличие в ней образов — поэма есть мышление образами. Поэзия – мир, созданный для духовного развития и обогащения творческой личности. Это сокровищница литературного языка, которая позволяет через традицию сохранять индивидуальность народа.

Удивительно, но ещё во времена Платона (четыреста лет до н.э.) - воспитание и обучение состояли из гимнастики, музыки, ПОЭЗИИ и математики.

 

Что же такое поэзия?

Официальные источники сообщают, что «поэ́зия (греч. ποίησις, «творчество, сотворение») — особый способ организации речи; словесное художественное творчество, преимущественно стихотворное».

Нередко слово поэзия употребляется в переносном смысле, означая изящество изложения или красоту изображаемого.

В современной культуре под поэзией обычно понимают вид искусства, забывая, что и в нынешней повседневной жизни достаточно текстов поэтических, но не художественных (например, рекламные). Исторически же стихотворными могли быть тексты любого содержания, вплоть до научных и медицинских.

Формальные признаки поэтической речи - рифма, ритм, образность, ясность, емкость, глубина, лаконичность, приемы построения.

Поэзия может быть названа познанием миpa при помощи образов, символов, и этот способ мышления свойственен всем - и детям, и взрослым, и первобытным дикарям, и образованным людям. Поэтому поэзия - не только там, где великие произведения, а везде, где говорят и думают люди.

Простейшая форма поэзии - слово - связана с элементом музыкальным. Первые поэтические слова, вероятно, выкрикивались или пелись. Таким образом первая форма поэзии - хоровое действие, сопровождаемое танцами.

 

Понемногу деятельное сочувствие к событиям, изображенным в песне, угасает в обществе; она теряет свой злободневный характер и передается, как старинное воспоминание. Из уст певца рассказ переходит в уста рассказчика; из песни делается былина, над которой уже не плачут. Интерес переходит от события к человеку, к его внутренней жизни. Появляются формы эпоса, лирики, драмы.

 

Жанры поэзии

Поэзия представляет собой уникальный способ организации речи, заключающийся в построении фраз путем использования необязательных для обычного общения средств (рифм, размеров, ритма). Поэзия часто ассоциируется со стихотворными формами и является обобщающим для них понятием. Она естественным образом подразделяется на подвиды или жанры.

Жанры поэзии - это типы литературных произведений, которые встречаются в рамках этого рода литературы. Поскольку поэзия - явление глобальное, охватывающее большое количество разноплановых произведений, то и стихотворные жанры она в себя включает самые разные: оды и сонеты, элегии и романсы, стихотворения и баллады, гимны и думы, песни и частушки и еще многое другое. Понятие «жанры поэзии» включает в себя все то множество стихотворных форм, которые существуют в природе.

В литературе является распространенной еще одна классификация, при использовании которой жанры поэзии разделяются в зависимости от их тематики. А поскольку количество таких тематик, параллельно с развитием мира и общества, все возрастает, то эта классификация постоянно расширяется и дополняется. Какие же жанры поэзии существуют в рамках предложенной схемы?

 

Прежде всего, возглавляет жанры поэзии по тематическому признаку любовная лирика, которой отводится особенное место не только в литературе мира, но и в творчестве каждого отдельно взятого поэта. Любовная лирика повествует об интимных чувствах и переживаниях, с которыми сталкивается лирический герой. Примеры любовной лирики легко встретить повсюду:

Кто заглушит воспоминанияО днях блаженства и страдания,О чудных днях твоих, любовь?(Е.Баратынский)

Известно все: любовь не шутка,Любовь - весенний стук сердец,А жить, как ты, одним рассудком,Нелепо, глупо наконец! (Э.Асадов)

 

Если перечислять все жанры поэзии, то нельзя обойти стороны философскую лирику. Она также достаточно распространена в рамках поэзии, ведь авторы стихотворений во все века ищут ответы на вопросы смысло-бытийного характера.

Быть или не быть, вот в чем вопрос. Достойно льСмиряться под ударами судьбы,Иль надо оказать сопротивленье...(У.Шекспир)

Пейзажная лирика - следующий жанр поэзии по тематическому основанию. Пейзажи родной природы, леса и луга, моря, горы - все это вызывает бурю чувств и переживаний в душе поэта.

Белая березаПод моим окномПринакрылась снегом,Точно серебром. (С.Есенин)

Гражданская лирика, также как и патриотическая — достаточно распространенный тип лирических произведений. В них поэты, обычно, размышляют о судьбе своей страны.

Умом Россию не понять,Аршином общим не измерить:У ней особенная стать –В Россию можно только верить(Ф.Тютчев)

 

Именно эти четыре жанра, описанных выше, являются классическими и основными.

 

Значение поэзии в современном мире!

Ни растущий перевес прозаических стихий в языке, ни мощный расцвет науки, ни возможные преобразования общественного уклада не грозят существованию поэзии, хотя могут повлиять решительным образом на её формы. Роль её по-прежнему громадна; её эмоциональность даёт ей возможность влиять там, где сухие формулы науки бессильны.

 

 

Давая наиболее тонкое и в то же время понятное выражение душевной жизни, поэзия роднит людей, усложняет их мысль и упрощает их отношения. В этом её преимущественное значение, в этом причина её уникального положения.

 

Поэзия - мышление образами и фантазией. Мир поэзии. Жанры поэзии.

 

Модный женский сайт Я самая красивая!

www.i-kiss.ru

Жанры поэзии - Сайт поэта Юрия Минералова

Поэтические жанры являются своеобразными подвидами творчества, объединенными в общую категорию, имеющую наименование «Поэзия». Так как возникновение поэзии произошло много веков назад, то за этот период она не только смогла приумножить свои жанры, стили, но и великолепно улучшить качество, разнообразие языка, средств, приемов художественного изображения, которыми пользуются в создании поэтических произведений.

 

Поэзия обладает разнообразными жанров. Наряду с популярными, традиционными жанрами существуют новые, молодые разновидности этого искусства. Они соперничают между собой. Одни поэтические стили быстро вытесняются другими, иные процветают параллельно со всеми, не смешиваясь с прочими жанрами.

 

Однако, в настоящее время с уверенностью можно сказать, что в современной литературе существует несколько особенно популярных и знаменитых поэтических жанров. Они представлены лирической, эпической, философской, детской, публицистической, юмористической поэзией. Каждый вид обладает своими функциями, занимая важное место в процессе литературного развития (и в классический исторический период, и на современном этапе).

 

Самым известным жанром является лирика, которая отображает внутренний мир главного персонажа, его чувства, сомнения, переживания, терзания, мысли. К лирическим произведениям относятся такие типичные виды, как баллада, элегия, сатира, любовные стихотворения, которые являются самой многочисленной разновидностью.      

 

Кроме лирики о любви, актуальность для русской литературы всегда представляла философская лирика, позволяющая рассуждать, размышлять о сути всего бытия, предназначении человека, о его обязанностях перед обществом, идеалах морали. Существенное место среди жанров поэзии отводится эпической лирике, которая обладает более внешним, повествовательным характером по сравнению с лирической поэзией. В большинстве случаев это стихотворные мифы, легенды, исторические сказания. Типичным образцом такой поэзии является «Песнь о Вещем Олеге» Пушкина.

 

Серьезно преображаются многие поэтические жанры публицистической поэзией. Под ней подразумевается не только агитационный стих, а стихотворение общественного, политического, гражданского характера. Например, «Стихи о Советском паспорте», написанные В. Маяковским. 

 

Современные поэтические жанры очень разнообразные и многочисленные. Это хороший показатель, так как читатели могут выбрать из разнообразия произведений те стили, которые им нравятся.

mineralov.ru

Жанры поэзии трубадуров

Существовали различные формы лирики трубадуров, которые могли бы быть названы и жанровыми, так как строфическая структура и система рифм стихотворений обычно были связаны с их тематикой. Главнейшими из этих жанровых форм были: кансона, сирвента, тенсона,пасторела, альба и др.

Кансона   Кансона (любовная песнь)– это стихотворение, ограниченное в своей тематике любовными темами, и отличающееся изысканным и сложным построением строфы, соединяющей стихи разной длины. Самый распространенный жанр поэзии трубадуров. Часто отличается условностью и узостью эмоционального содержания, однообразием и бедностью поэтических образов. Нередко обращенная к знатной покровительнице поэта,кансона превращается в форму своеобразного феодального служения не столько самой даме, сколько её супругу.Для любовной песни характерны «весенние запевы» (поэт начинает свою песню с описания весны,птичьего щебета и распускающейся зелени). Это показывает, насколько тесно кансона была связана с народной лирикой.Наиболее традиционный для кансоны сюжет – сетования певца, безответно влюблённого в знатную даму (Бернард де Вентадорн, Пейре Видаль). У Маркабрюна и его последователя Пейре Карденаля можно найти песни, исполненные нападок на женщин и на любовь («любовью в кандалы не взят», «никогда не любил»). Их произведения отличаются большей искренностью выражения, свежестью образов, глубокой эмоциональностью, но и они не свободны от условностей куртуазной любви («я ничего для друга не жалела» -идеальная женщина и Беатрисы де Диа; «щебет птиц…розы» - традиционный пейзаж у Рюделя).

Сирвента

Сирвента (служебная песня) – строфическая, полемическая по тону песня; разрабатывает темы политические или общественные, также часто содержит личные выпады поэта против его врагов.

Этот жанр поэзии трубадуров менее условен и более насыщен конкретным жизненным материалом.Сирвенты отличаются социальной, заостренностью; нередко превращаются в агитационные произведения или в памфлеты. Лучший и известнейший из авторов сирвент — Бертран де Борн, один из политических деятелей провансальской военной аристократии. Сирвенты служили ему одним из средств феодальной борьбы, поэтому носят узкий феодально-аристократический характер. Некоторые произведения де Борна насыщены описанием живописных и динамичных картин сражений («под немолчный стук мечей…бег обезумевших коней»), другие имеют ярко-выраженный сатирический характер («мужики, что злы и грубы, на дворянство точат зубы…»).

Другой трубадур Пейре Карденаль в своих сатирических песнях клеймит гордость и жестокосердие богачей и знати, выражает симпатии к бедному и бесправному люду, негодует на французские войска и инквизицию, предававшие разгрому альбигойцев. А в песнях Гильельма Фигейра, современника Пейре Карденаля, можно найти высказывания,направленные против папства и монахов.

Пасторела

Пасторела (песня о пастушке) — лирическая пьеса, стихотворный диалог юноши и девушки, которому предшествует небольшое введение, описывающее ситуацию встречи. Для пасторелы типичны упоминания о весенних обрядах, наличие припева и другие фольклорные особенности. В круг действующих лиц вводятся люди крестьянского сословия.Обычно сюжетную схему образует спор крестьянки или пастушки с рыцарем-поэтом,желающим удовлетворить внезапно вспыхнувшую страсть: в одних случаях девушке удается ловкими речами избавиться от назойливого ухаживателя, в других — он добивается желанного обещаниями и прямым насилием. Иногда пасторела может приобретать комический характер (девушка зовёт на помощь односельчан, которые,прибежав с вилами и дубинами, заставляют рыцаря позорно отступить), иногда и трагический (рыцарь уезжает, девушка остается обесчещенной). В некоторых случаях куртуазный герой устраняется (спор идет между пастухом и пастушкой) или пьеса приобретает дидактический характер (поэт-рыцарь выслушивает наставления почтенного пастуха). Другой распространенный тип пасторелы — так называемая«описательная пасторела», или «пасторела-сценка». Куртуазный поэт выступает здесь в качестве наблюдателя, который рисует весенний праздник и крестьянское веселье.

Большим мастером в жанре пасторелы был Маркабрюн.

Альба

Альба (утренняя заря) —строфическая песня, рисующая расставание влюбленных утром, после тайного свидания; связана со свадебным фольклором и свадебными народными обрядами.Часто альба получает форму диалога возлюбленных, монолога сторожа или жалоб одного из возлюбленных; характерен повтор слова «alba» - заря. Наиболее известны альбы Гираута де Борнейля,Бертрана Аламанского и Гаусельма Файдита.

Плач

Плач выражает печаль поэта по поводу смерти близкого ему человека или какого-либо важного сеньора.Плачи наполнены восхвалением достоинств умершего («щедр он был…неслыханной отвагой он горел») и причитаниями. Непременный атрибут плача – упоминание о том, что весь мир скорбит об усопшем («день как будто потемнел», «скорбит душа у всех»). Наиболее иллюстративным примером является плач Бертарана де Борна.

Тенсона

Тенсона (прение) - спор между двумя поэтами на любовную, литературную или философскую тему. При этом каждый поэт произносит по строфе, как в живом диалоге. Также встречается название партимен(раздел). Пример тенсоны – диспут между Гирнаутом де Борнейлем и Рамбаутом Оранским.

Баллада

Баллада (плясовая) —ритмичная песня, обычно сопровождаемая припевом. Хранит в словах и музыке многие черты, подтверждающие её связь с народными хороводными песнями; в одной анонимной балладе прямо упоминается «апрельская королева», традиционный персонаж народных весенних обрядов.

Другие жанры

Существовало и много других, второстепенных жанров.

Например, эскондидж(оправдание) - песня, в которой поэт оправдывается перед своей дамой; дескорт(разногласие) - песня с беспорядочной композицией, передающей смятенное состояние поэта; романс – лиро-эпический жанр, демонстрирующий отношение автора к определённому событию и др. Такое обилие поэтических жанров сопровождалось строгой регламентацией их тематики и словесной формы. Правда, у трубадуров встречаются попытки преодолеть жанровые трафареты, создавать новые жанры или по-новому трактовать старые. Так в противовес альбе создается серена(вечерняя песня). Ук де ла Баккалариа задается целью создать альбу «на новый лад», где он посылает проклятие не утренней заре, разлучающей влюбленных, а ночному мраку, полному одиночества неразделенной любви; Раймбаут де Вакейрас составляет дескорт на пяти наречиях, чтобы таким смешением языков выразить расстроенное состояние своей души.

students-library.com

Литературные стили, жанры поэзии

* * *

Необоримой языческой мглою дышит Кастальский родник; в октавы и многоголосье недоли вздох нибелунга проник.

Хрестоматийные дети тумана – бездетны у дивной горы, к которой сбегаются меридианы, спасаясь от войн и жары.

Перепоясанный радугой гуру, научившись ходить по волнам, фосфоресцирует в пенном ажуре, мечет бисер даосский китам.

Бледно горит в катакомбе лампада, карнавальная маска в углу, стекает с купели слеза конденсата в еретическую пиалу.

Ленты, накидки с танцовщиц султана снимают в мечтах визири… И все – эфемерные дети тумана у неаутентичной горы.

СПАСИТЕЛЬ

Лисицы имеют норы, и птицы небесные гнезда, а Сын Человеческий не имеет где приклонить голову. Евангелие от Луки.

Разбредаются звери по норам, Соловеют очаг и оплот. Он глянет печально, с укором И проходит, как снег идет,

Как луч в одеянии ветра; Бесследностью пахнут следы, Сохраняя нездешности вектор На распутицах алчной страды.

Обыденность поднаторела Проком пророка судить. Да не будут судимы пределы, Где тому, чего нет, не быть,

А что есть, не имеет значенья В свете подлинного бытия. После года взаимных съедений Вкушается чинно кутья.

Полки и ватаги экспрессий, Заодно интроспекцию схим Развозят лихие экспрессы И в конце выпускают как дым.

А лавы межзвездных событий Блокирует выспренний жест – Это не первый Спаситель На спасении ставит крест.

* * * Знайте же: вечная женственность ныне В теле нетленном на землю идет. В. Соловьев.

Женственность увечна В тисках долгот-широт. То, о чем нет речи, Песню Песней жжет.

Вечность не приемлет Геномы, роды, пол, И время гонит в землю Страстей и тел помол.

Еще должны, наверно, Свой исчерпать лимит Любовь, Надежда, Вера, И Муза, и Лилит.

Феминный нрав Фемиды В суд вводит пересуд; Вердикт самой планиды Блестит помадой уст.

У женского замеса Есть мнимый компонент, Он движет интересов И веществ обмен.

Хранят сивиллы, феи, Химеры свой чертог, Чужую Алетейю Не пустят на порог.

ТИТАН

Стоит одинокий титан; Amor fati мотивы крепчают, А мир, что с рождением дан, Ни единому не отвечает.

В ясном воздухе тает гипноз Отработавшего демиурга; Анемия позиций и поз Расхолаживает округу.

Вымывает эфирный наплыв Убеждения и хромосомы; На доктринальный массив Наступает одна аксиома.

Тихо судные чаши весов Освободились от грузов, Ибо каждый уже не таков, Разорвав силы тяжести узы.

Силой легкости духа титан Качнул поднебесья ракурс; И мир, что с рождением дан, Горит как в судьбе напрасность.

МАГИ

Над Ганой румянилось утро, А магов клонило ко сну, Продолжительно слишком и трудно Вызывали они весну.

Структуры немого планктона Лихорадил кровящий луч, В золотистые диапазоны Входили пикантности круч.

Первоцветы двоились и магам Отбивали сугубый поклон; Черноликому высшему рангу Звучал чернокнижный псалом.

Мерцали в тумане скелеты Незаконченных дальних лесов, И звенел аравийским фальцетом Запирающийся засов.

Непредвиденное рисовалось, Альтитуды росли в синеве, Маги царствовали, испаряясь, В созданной ими весне.

АСПЕКТЫ БЕЗНАДЕЖНОСТИ

Перспективу реалий гнетут опосредованность, условность; и везде закоснелый статут упирается в баснословность.

Каждый плачевный схоласт в ходе смешных узурпаций на первые рвется места, чтобы последним смеяться.

Нервы жалит чреватый тотем, несмотря на столетья дрессуры, – и свежеет палитра экзем на личинах и ликах культуры.

Прогрессивный оракул зачах, не послушав былого суфлера; а заря – мракобесий очаг – всуе ходит топиться в море.

Навешенный куполом верх закупорил низости. Гранты Десницы всегда – как на грех; Перст Указующий – гранд ли? Не сдвигаются с места расклады, и боком выходит их крен при попытке самораспада.

ПОДЛУННЫЙ МИР

В мире подлунном и старый, и юный Топит соперников снасти и шхуны, Бьет карту, посуду, рекорды, баклуши, Любит, страдает, рожает и душит.

Шлифуются мимика, ногти, манеры – Фиговый лист оголтелой карьеры. Так толкуют Заветы и вето мудрилы, Чтобы им лепты щедрее грузили.

Искусства, освоив кураж буффонады, Вносят в шумиху посильные вклады. Заунывно сочится изнаночность неба, Похожая на извращенную небыль.

Всем нудно работающим из-под палки Пышный досуг обещают гадалки; Горький перец на ниве казенных идиллий Радужными ГМО подсластили.

Принимаемые злободневные меры Содержат в себе элементы холеры; В электрический стул и в угарные газы Добавляют энергию лунные фазы.

ТИШИНА

Тишина, миротворец глобальный, Тихой сапой умеет замять Паралич, амплитуду метаний, Самолюбий напыщенных стать,

Самоедства врожденные раны, Государственный аттракцион, Йотой груженые караваны Йогов, каменоломни Горгон.

Биосферу легко подавляя, Ауры, сутры и всякий завет, Тишина, вся в борьбе никакая, Добивается явных побед;

У инкогнито числясь на службе, Заметает то виды, то род И порою, не в службу, а в дружбу, Ускоряет каток-тихоход.

Галина Мун

gabolt.ru

Жанры поэзии

Жанры поэзии

Одной из главных ошибок было отдать на откуп авторов ведение (добавление) жанров. Чего только не найдешь на сайте, а главное – трудно определиться проза это или стихи.

С недавних пор самостоятельный ввод жанров на сайте запрещен. А в этой статье делается попытка небольшого обзора материалов литературных сайтов и энциклопедий, посвященных поэзии.

Поэзия от греческого— означает творчество, сотворение.

В узком смысле под поэзией понимают стихотворную, ритмически организованную речь. В этом смысле поэзии противопоставляют прозу.

Дополнительной мерой речи является стих (стихотворная строка), а также рифмы, метр и проч. Нередко слово поэзия употребляется в переносном смысле, означая красоту изложения изображаемого объекта, и в этом смысле поэтичным может быть назван сугубо прозаический текст. Но в данной статье коснемся только жанров поэзии.

Вот примерно такую классификацию (с небольшими вариациями) поэзии дают интернет-издания и словари:

Лирическая поэзия служит для выражения сильных чувств, а так как они обыкновенно не бывают продолжительными, то и лирические произведения всегда бывают невелики. Тогда как эпические произведения составляют иногда целые тома (например, поэмы, романы), лирические в большинстве случаев состоят из нескольких строк. Выразил поэт свое чувство — и кладет перо. Если же он, несмотря на то что чувство его охладело, будет продолжать писать, то его лирическое произведение не вызовет у читателей соответствующего настроения: передается только искреннее чувство.

Эпическая поэзия, обычно длинная повествовательная поэма, рассказывающая о героических деяниях, другое ее название – героический эпос. Истоки эпической поэзии скорее всего коренятся в доисторических повествованиях о богах и других сверхъестественных существах. Эти повествования, или мифы, вероятно, декламировались по ходу сакральных ритуалов, призывающих покровительство высших сил в достижении земного благополучия.

Философская поэзия - это стихи о жизни. Это легко объяснить - ведь любого человека волнуют вопросы жизни, смерти, отношений с окружающим миром. Человек пишущий, редко доволен своей жизнью, рассуждает на темы добра, зла, правды и лжи, часто думает о роли Создателя в управлении людскими жизнями. Темой стихов - размышлений автора становится его собственная судьба.

Публицистическая поэзия — поэзия, посвящённая актуальным вопросам общественно-политической жизни.

Сатирическая поэзия — проявление комического в искусстве, представляющее собой поэтическое унизительное обличение явлений при помощи различных комических средств: сарказма, иронии, гиперболы, гротеска, аллегории, пародии и др.

Юмористическая поэзия — Наверное. каждому человеку, если он не педант и сухарь, нравится хорошая шутка. Человек, у которого есть чувство юмора, который любит посмеяться, имеет гораздо больше причин любить жизнь и наслаждаться ею, чем угрюмый пессимист.

Детская поэзия - В поэзии для детей редко можно встретить лирику в чистом виде: предметом детской поэзии становится не содержание внутренней жизни поэта, а то, что происходит во внешнем мире, она направлена не на субъект, а на объект. Поэтому детская поэзия по преимуществу эпична, каждое стихотворение - это маленькая история со своим сюжетом.

Каждая из этих «поэзий» делится на жанры. Здесь я постараюсь дать в алфавитном порядке наиболее известные жанры поэзии (это лично мое мнение и этот список может быть продолжен и оспорен).

Баллада (от фр. ballade, итал. ballata от ballare — плясать) — жанр лирической поэзии, к которому относят произведения с повествовательным компонентом.

Развилась из народных плясовых песен любовного содержания, распространённых у южно-романских народов, первоначально в Провансе, а затем в Италии. Приблизительно с XII века балладой называлось небольшое лирическое стихотворение, состоявшее из трёх или четырёх строф, чаще же восьми, десяти или двенадцати строф, перемежающихся с припевом (рефреном), и обыкновенно имевшее содержанием любовную жалобу. Первоначально такое произведение пелось для сопровождения танцев.

Героиада (фр. heroide, греческого происхождения) — письмо в стихах от лица какого-нибудь известного героя истории или легенды; особого вида элегия, в которой выражение чувства неудовлетворенной и тоскующей любви влагаются в уста богов и героев; поэтический жанр, распространённый в литературе конца XVIII века; утратила значение с падением ложноклассицизма. (цитата из википедии)

Лимерик — форма короткого юмористического стихотворения, появившегося в Великобритании, основанного на обыгрывании бессмыслицы. Традиционно лимерик имеет пять строк, построенных по схеме AABBA, причём в каноническом виде конец последней строки повторяет конец первой. Сюжетно лимерик строится примерно так: в первой строке говорится, кто и откуда, во второй — что сделал, а далее — что из этого вышло.

Лирика, лирическая поэзия (от греч. -«исполняемый под звуки лиры, чувствительный» «лирический; лирный») воспроизводит субъективное личное чувство или настроение автора. Лирика - поэзия, объектом которой являются личные или коллективные переживания человека в форме непосредственно выражаемых чувств.

Мадригал (фр. madrigal, итал. madrigale) — в классической поэзии небольшое по объёму лирическое стихотворение-комплимент, стихотворение хвалебного содержания. Песня на родном (материнском) языке — небольшое музыкально-поэтическое произведение, обычно любовно-лирического содержания; первоначально одноголосная песня на итальянском языке.В XIV—XVI веках поэтические мадригалы создавались, как правило, для музыкального воплощения. Позднее литературный мадригал не связывался с музыкой и представлял собой жанр салонной и альбомной поэзии.

АНАЛИЗ ЛИРИЧЕСКОГО СТИХОТВОРЕНИЯ | РУССКИЙ ЯЗЫК И ...

16 янв 2014 ... Это бывает важно. А бывает и нет.) Но никогда не пишите: «История создания стихотворения неизвестна,»- может оказаться, что она ...http://vk.com/topic-33330890_29232827

Пастурель (фр. pastourelle) ) —повествовательная песня о встрече лирического героя (как правило, рыцаря) с пастушкой (pastoure) и его заигрываниях, часто прерываемых агрессивным вмешательством друга пастушки.

Поэма — крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом. Поэмой называют также древнюю и средневековую эпопею, безымянную и авторскую.

Роман в стихах — литературный жанр, сочетающий присущие роману свойства композиции, системы персонажей со стихотворной формой.

Рубаи (во множественном числе «рубайат — четверостишие; форма лирической поэзии, широко распространённая на Ближнем и Среднем Востоке.

Рыцарская поэзия — одним из самых ярких выражений миросозерцания, выработанного рыцарством. Является поэзией провансальских трубадуров.

Стансы (фр. stance от итал. Stanza — помещение, комната, остановка) — лиро-эпическое произведение, состоящее из композиционно законченных строф, обособленных друг от друга. Это выражается в запрещении смысловых переносов из одной строфы в другую и в обязательности самостоятельных рифм, не повторяющихся в других строфах.

Стансы - в поэзии 18-19 вв. небольшое элегическое стихотворение (чаще медитативного содержания, реже любовного) с несложным строфическим строением (обычно 4-стишия 4-стопного ямба) (Большой энциклопедический словарь). Например, «Аул Бастунджи» Лермонтова, «Домик в Коломне» Пушкина.

Травести (от итал. travestire — переодевать) —род юмористической (иногда сатирической) поэзии, в которой поэтический сюжет серьёзного или возвышенного содержания представляется в комическом виде тем, что его содержание облекается в несоответствующую его характеру форму (отсюда и название), между тем как в пародии в тесном смысле, наоборот, сохраняется серьёзная форма, но содержание ей не соответствует. Смотря по роду поэзии, травести может быть эпической, лирической и драматической. (цитата из википедии).

Философская поэма — жанр философской литературы.

Хайку (ранее хокку) — жанр традиционной японской лирической поэзии.

Элегия — жанр лирической поэзии; в ранней античной поэзии — стихотворение, написанное элегическим дистихом, независимо от содержания; позднее (Каллимах, Овидий) — стихотворение с характером задумчивой грусти. В новоевропейской поэзии элегия сохраняет устойчивые черты: интимность, мотивы разочарования, несчастливой любви, одиночества, бренности земного бытия, определяет риторичность в изображении эмоций; классический жанр сентиментализма и романтизма.(цитата из википедии). Эпиграмма (др.-греч. «надпись») ) — небольшое сатирическое стихотворение, высмеивающее какое-либо лицо или общественное явление

xn--80akb3am8b3a.xn--p1ai