Рейтинг трансмиссионных масел для грузовиков


какое подходит для вашей машины

Часть мотора грузовика

Многие изготовители грузовых автомобилей предписывают заливать в коробку передач моторное масло. Но для автоматических коробок такой продукт не годится. Поэтому в подобных устройствах используется именно трансмиссионное масло.

При выборе смазки для коробки передач автомобилисты ориентируются на два критерия: скорость относительного скольжения и предельно допустимые нагрузки. В зависимости от сочетания этих двух составляющих и выбирается трансмиссионное масло. Оксоли различаются количеством присадок и вязкостью. Противозадирные присадки всегда предпочтительнее, потому что в условиях критических режимов не допускают повреждения металла. Напротив, они окутывают поверхностный слой металла тонкой пленкой, которая потом выводится как продукт износа. Это означает, что данная смазочная жидкость понемногу разъедает металл, но при равных условиях она меньше портит поверхность, чем продукт без противозадирных присадок.

Таким образом смазка взаимодействует только со сталью или чугуном. Цветные металлы не способны нормально уживаться с зернистыми соединениями, поэтому подобные присадки быстрее приводят синхронизаторы или другие детали в непригодное состояние.

Вернуться к оглавлению

Классификация смазок

На данный момент трансмиссионные масла разделяют на 2 группы: GL-4 и GL-5 (классификация зарубежных специалистов), а также ТМ-4 и ТМ-5 – стандарты в России. Для переднеприводных отечественных грузовых автомобилей подходит продукт с маркировкой GL-4. А GL-5 можно использовать на всех остальных машинах российского производства. Сказать однозначно, какая группа автохимии лучше, нельзя, они просто разные.

При выборе масла для автомобиля учитывайте, что нельзя покупать смазочный материал более низкой категории, чем указано изготовителями конструкции, так как это приведет к быстрому износу частей коробки передач. Жидкость высшей категории также не требуется. К тому же трансмиссионное, стоящее на ступень выше, чем нужное смазочное вещество, стоит намного дороже. При выборе нужно учитывать такие факты:

Железное сердце грузовика

Вернуться к оглавлению

Несколько слов о вязкости

Выбирая масло, стоит обратить внимание на его вязкость. Открыв руководство по обслуживанию автомобиля, вы найдете рекомендации по использованию трансмиссионного продукта определенной категории. Смазочный материал должен соответствовать тем погодным условиям, в которых вы собираетесь эксплуатировать автомобиль.

Низкотемпературная вязкость была выведена в ходе испытаний смазочного материала на различных конструкциях и в конечном итоге составляет 150000 cР. Эксперименты показали, что вязкость не может превышать данное число, так как происходит разрушение некоторых деталей. А в некоторых случаях даже при более низком уровне вязкости наблюдаются такие же поломки. Поэтому будьте очень внимательны к рекомендациям при выборе конкретного продукта. Тем более что требования к оптимальной вязкости для ручной коробки передач значительно выше.

Необходимое значение указывается для определенной температуры окружающей среды. Высокотемпературный показатель вязкости трансмиссионной смазки определяется путем оценивания значения кинематической вязкости, которая будет наблюдаться при температуре 100 °С. Именно по данному показателю можно судить, какую нагрузку выдержит слой смазки во время эксплуатации автомобиля при высоких температурах.

Вернуться к оглавлению

Минеральное или синтетическое?

Синтетические трансмиссионные добавки обладают большей текучестью, что может вызвать различные утечки, которые неблагоприятно скажутся на работе всего механизма. Но синтетика менее чувствительна к перепадам температур, поэтому ее используют в условиях как сильного холода, так и летней жары.

Всесезонные смазочные материалы, должны соответствовать требованиям классификации как зимнего, так и летнего масел. Синтетика в данном случае имеет существенный плюс, так как раздвигает границы использования.

Второй фактор, по которому можно сравнивать моторные смазки различных видов, – это скорость старения продукта. В процессе эксплуатации любое масло постепенно теряет свои первоначальные свойства. Это зависит от разложения полимеров, а также от процессов окисления. Если сравнивать синтетическое и минеральное масла, стоит отметить, что полимеры разлагаются в них одинаково. Процесс же окисления чаще происходит в минеральной жидкости. Из этого следует, что стареет она несколько быстрее.

Грузовики подвержены колоссальным нагрузкам

Но важен не только срок службы самого продукта. Износ двигателя тем больше, чем быстрее стареет масляная жидкость. Если говорить о полусинтетической автохимии, которая является неким гибридом, то данное ее свойство лучше, чем у минеральной смазки. К тому же полусинтетики стоят дешевле, чем синтетическое масло.

В целом, при выборе продукта нужно учитывать:

Возможность сохранения конструкции трансмиссии зависит от типа автомобиля и желания его владельца, поэтому определенной формулы для выбора масла не существует.

maslomotors.ru

Обзор масел для МКПП в грузовик - доступное масло в коробку грузовика особенности и применение

Обзор трансмиссионных масел Liqui Moly для грузовых механических коробок передач, технические особенности и применение.

В статье рассмотрим вечный вопрос о том, какое масло и с каким пакетом присадок выбрать, чтобы обеспечить совместимость с материалами синхронизатора в коробке передач грузовика. Какой продукт применить для надежной защиты шестерен, обеспечения четкости включения и долговечности блокирующих колец синхронизаторов.

Технические особенности и применение трансмиссионных грузовых масел.

Во-первых, в отличие от масел для главных передач, здесь присутствуют ограничения по содержанию сернистых и фосфористых присадок, для обеспечения совместимости с кольцами синхронизаторов.

Для примера, для того, чтобы увеличить скорость переключения передачи и сократить время на переключении, кольца синхронизаторов выполняются из стали и покрываются молибденом. В паре трения сталь-молибден получается очень высокий коэффициент трения, при котором блокирующее кольцо срабатывает быстро, и обеспечивает переключение передачи в грузовиках быстрее, чем у легковых авто.

Но есть и нюансы: при применении масла с высокими показателями сернистых соединений, в зоне контакта колец синхронизатора, в момент передачи мощности, на выходе получаем рост температуры. Это ведет к замедлению переключения передач – поэтому есть определенные ограничения на серу и фосфор.

Основные противозадирные, противоизносные присадки трансмиссионных масел – это всё-таки сернистые соединения, многие производители масел предпочитают сернистые базы – связано это с тем, что в базовом масле уже содержатся серосодержащие углеводороды, обеспечивающие лучшие противозадирные, и противоизносные свойства. Если в моторных маслах сера – это зло для авто с катализатором, с сажевым фильтром, то в грузовом сегменте обратная ситуация.

Всю продукцию масел для МКПП см. здесь

Обзор масел для коробок передач в грузовиках.

Итак, в арсенале имеется трансмиссионное масло Liqui Moly (GL-3/GL-4) 75w80, используется в коробках со специальными требованиями синхронизаторов как:

ZF,

Volvo Truck,

DAF,

Eaton,

Renault LKW.

По коробком ZF масло применяется ограниченно, до 2011 года. Так как в коробках ZF поменяли металлургию колец, где применялся уже не чистый молибден, отсюда допуск масел пошел уже с более высоким содержанием серы, масла класса GL 4, и при этом классе начали изменять уже и зубчатые передачи, рассчитанные на масло с большими свойствами по защите от износа.

Данное масло (GL-3/GL-4) 75w80 применялось в очень широкой гамме грузовиков, но время идет и такие современные грузовики как DAF, MAN с новейшими коробками ZF требуют новые варианты масел.

В связи с изменениями требований Liqui Moly выпустила новейший продукт Truck (GL 4) 75w80. Продукт рассчитан на современные требования коробок ZF с допуском 2L и можете применяться в самых современных коробках передач. Применяется в машинах для стройплощадок, карьеров производства MAN, DAF.

Далее такой сезонный продукт как 80w – минеральное масло (API GL-4) . Для чего Мерседесу понадобилось такое масло?

В ассортименте грузовых авто Мерседес есть автомобили, которые требуют масло с допуском 235.1 из сезонного ассортимента. Трансмиссии рассчитаны на применение такого класса смазочных материалов и при выполнении требований к ним, лучше себя чувствуют в работе.

Ну и рассмотрим популярное масло с вязкостью 85w90 – подходит для очень широкого спектра грузовых авто Российского производства, азиатского, где ограничения по классу GL – 4. Эксплуатация при этом не для самых суровых условий.

Класс вязкости “85W” имеет ограничения в применении из-за температуры застывания, так как трансмиссию, в отличие от двигателя нельзя заставить работать постоянно. Если коробка передач будет еще вращаться, то мосты будут обмерзать быстро. При холодном пуске двигателя сильно загустевшее масло будет создавать дополнительную нагрузку на стартер. Поэтому при низких температурах, при запуске грузовика необходимо выжимать сцепление, чтобы не подгружать двигатель со стороны коробки.

Как подобрать трансмиссионное грузовое масло

Вот мы рассмотрели узкоспециализированные основные продукты для мкпп и в раздатках грузовиков. Масла просты в применении, а что касается особенностей подбора, то здесь обращать внимание нужно на предписание производителей.

Особенность грузовой техники заключается в том, что на один и тот же автомобиля может устанавливаться механическая трансмиссия разных производителей. Например, одна и та же модель MAN может комплектоваться коробкой как ZF, Eaton и MB – и каждая из этих коробок будет иметь свои специфические дополнительные требования помимо API.

Поэтому смотрите руководство по эксплуатации, где указаны требования производителя для каждого конкретного грузовика.

Другие стать по теме:

Подводные камни в выборе масел для коробок передач в грузовиках

Как не навредить сажевому (DPF) фильтру

www.moly-shop.ru

Грузовые трансмиссионные масла

К выбору эксплуатационных жидкостей у владельцев автомобилей в нашей стране очень ответственное отношение. Большинство из нас ясно понимает , какое масло заливается в двигатель, каков рекомендуемый интервал замены и какие сложности могут возникнуть при эксплуатации автомобиля при неправильно подобранном моторном масле.

Однако если задаться целью, и попытаться выяснить какой же именно смазочный материал нужно применять в трансмиссии – приходит понимание того, насколько сложен, и в то же время интересен, процесс выбора трансмиссионного масла. Особенно сложно дела обстоят в сегменте трансмиссионных масел для грузовой техники. Каковы же в настоящий момент требования производителей? Что нового в сегменте смазочных материалов для трансмиссий грузовых автомобилей?

Требования автопроизводителей к трансмиссионным маслам

В настоящее время все крупные и широко известные производители транс-миссий, такие как VOLVO, ZF, MAN, SCANIA, предъявляют повышенные требования к работе коробок передач, сохранности синхронизаторов и износостойкости оборудования. При этом производителям смазочных материалов ничего не остается, как шагать в ногу и не отставать от самых перспективных разработок конструкторов-энтузиастов, выпуская продукты, обеспечивающие не только защиту коробок передач от износа, но и удовлетворять требованиям автопроизводителей к продленным интервалам замены и экономии топлива за счет снижения потерь на трении. Важным моментом является то, что разработка коробки передач, этого проводника момента вращения и мощности от сердца автомобиля – двигателя, без создания особого смазочного материала невозможна!

Инженеры компании TOTAL LUBRIFIANS ведут разработку смазочных материалов для элементов трансмиссии в тесном сотрудничестве с производителями оборудования. Для удовлетворения возрастающих потребностей производителей наши специалисты разработали гамму продуктов, позволяющих выдерживать экстремальные нагрузки:

Но надо отдать должное автопроизводителям - они не стоят на месте, продолжая усложнять конструкцию коробок передач. С каждым днем ужесточаются требования к смазочным материалам, производители трансмиссий все чаще рекомендуют масла, интервал замены которых должен быть выше 400-500 тыс. км.

Учитывая такой масштаб «апптетитов», компания TOTAL LUBRIFIANS потратила несколько лет на создание и тестирование абсолютно нового продукта, обладающего уникальными на сегодняшний момент свойствами и удовлетворяющего требованиям самых взыскательных производителей техники. Трансмиссионное масло TOTALTRANSMISSIONXSFE 75W-80 - результат вложенных десятков тысяч человеко-часов, научно-исследовательских разработок и творчества в неизмеримых количествах сотрудников исследовательских центров Total. В итоге это трансмиссионное масло обладает лучшей текучестью, чем стандартное масло 75W-90 производства Total и имеет сбалансированный пакет присадок, который позволяет оптимизировать антифрикционные свойства масла, обеспечить совместимость с синхронизаторами, что в результате дает исключительную плавность переключения передач, а также защиту внутренних поверхностей коробки передач от точечной коррозии. В списке требований к продукту была также высокая термическая стабильность масла, которая достигнута, благодаря базовому маслу высокой степени очистки, изготовленному по синтетической технологии, позволяет соответствовать требованиям ZF TE-ML 02E и обеспечивать интервал замены в 540 000 км или 3 года.

Но это всего лишь слова. А что говорят лабораторные тесты?

Первоначальные испытания проводились VOLVO для оценки противоизносных свойств трансмиссионного масла:

Тест TOTAL TRANSMISSION XS FE 75W-80 Масло аналогичного класса
Испытания на противозадирные свойства FZG A10/16.6R/120 10 7
Испытания на износостойкость 4Ball EP (нагрузка сваривания) 126 100
Питтинг-тест Устойчивость к усталостному изнашиванию FE-8 (часов до появления коррозии) 750 300

Табл. 1. Сравнение результатов механических испытаний трансмиссионных масел, полученных согласно требованиям VOLVO 93730

Как видно из сравнительной таблицы, труды французских разработчиков не прошли даром, трансмиссионное масло TOTALTRANSMISSIONXSFE 75W-80 по многим показателям существенно превосходит аналогичные продукты. Не менее впечатляющие результаты были показаны при тестировании специалистами ZF (испытания проводились на протяжении 384 часов при температуре 160 градусов по Цельсию):

Тест Ед. изм. TOTALTRANSMISSIONXSFE 75W-80 Масло аналогичного класа
Рост вязкости при 40°C сСт % 14,2 26,4 25,3 46,2
Рост вязкости при 100°C сСт % 2,1 22,7 3,8 42,1
Рост кислотного числа Мг/КОН/г % 1,9 237,5 2,8 311,1
Диспергируемость % 100 23

Табл. 2. Результаты теста на окисление трансмиссионного масла TOTALTRANSMISSIONXSFE 75W-80 и продукта аналогичного класса.

Полевые испытания трансмиссионных масел

С лабораторными тестами более-менее все понятно. Важно, что на них всё не заканчиваются. Все продукты, включая трансмиссионные масла, перед появлением в продаже помимо лабораторных тестов проходят полевые испытания.

Более 35 моделей грузовиков различных марок (MAN, DAF, RENAULTTRACKS…), оборудованных коробками передач производства ZF (Astronic, Ecosplit, Ecomid, Ecolite), использовались при проведении полевых испытаний трансмиссионного масла TOTALTRANSMISSIONXSFE 75W-80.

Ещё один повод удивиться упорству неугомонных исследователей: суммарно автомобили проехали 4 500 000 километров, за этот период проведено более 150 анализов масла, результаты которых показали отличную термическую стабильность и высокую износостойкость даже в самых тяжелых условиях испытаний.

Запас энтузиазма испытателей иссяк на достижении пробега 540 000 километров (требования ZF TE-ML 02E), хотя по всем показателям прогнозируемый интервал замены масла может составлять 800 000 км!

Другая программа испытаний была проведена уже совместно с VOLVO. Более 60 грузовиков VOLVO FH 13 эксплуатировались в мягко сказать непростых условиях, достигнув суммарного пробега 2 000 000 километров. Отобрав 50 проб смазочного материала, опытным путем было установлено, что трансмиссионное масло TRANSMISSIONXSFE 75W-80 по прежнему остается стабильным при пробеге около 300 000 км.

Более того, в совокупности с использованием топливосберегающих мотор-ных масел, при применении трансмиссионного масла TOTAL TRANSMISSION XS FE 75W-80 была зарегистрирована экономия топлива порядка 1 л. на 100 км.

Как мы с Вами можем видеть, трансмиссионное масло TOTAL TRANSMISSION XS FE 75W-80 даже превзошло ожидания и требования автопроизводителей, выдержав их коварные испытания. Смазочный материал сегодня - это такой же конструктивный элемент, как и любая шестерня в коробке передач. А, следовательно, стоит уделять повышенное внимание качеству выбираемого продукта и соответствию заявленным производителями оборудования требованиям.

Достигнута очередная победа в борьбе за увеличение интервала замены трансмиссионного масла, увеличение надежности оборудования, снижение потерь на трение. Однако «повесить на грудь медаль» и успокоиться – было бы недальновидным. Конструкторы автопроизводителей готовят новые еще более впечатляющие задачи. Поэтому и инженеры компании TOTAL уже работают над продуктами будущего, чтобы порадовать своих потребителей очередными новинками и достижениями.

Однако об этом в следующий раз…

Эксплуатационные испытания завершены, инженеры разбирают автомобиль.

Взвешивается и фотографируется каждая деталь коробки.

www.total-lub.ru

Классификация трансмиссионных масел по SAE и API

23 декабря 2015

Просмотров: 940

Оглавление: [скрыть]

Классификация трансмиссионных масел по sae и api позволяет выбрать масло для коробки передач с наиболее оптимальной вязкостью и техническими свойствами, учитывая рекомендации специализированных авторитетных организаций. Трансмиссионные жидкости предназначены для использования в коробках передач легковых и грузовых автомобилей, и для специальной промышленной техники и оборудования. Требования к маслам определяются особенностями конструкции, предназначением и условиями использования трансмиссии. Функции, выполняемые маслами для КПП следующие:

  1. Сохранение соприкасающихся элементов трансмиссии от износа и механических повреждений.
  2. Снижение энергозатрат на трение.
  3. Теплоотвод от мест соприкосновения.
  4. Снижения уровня шума, уменьшение нагрузок на агрегат;

Требования к маслам определяются особенностями конструкции, предназначением и условиями использования трансмиссии.

Для выполнения поставленных задач к маслам выдвигаются следующие требования:

  1. Высокие противоизносные свойства.
  2. Антиокислительная стабильность.
  3. Хорошие вязкостные свойства.
  4. Совместимость с резиновыми элементами конструкции.
  5. Стабильность при длительном хранении;

Для повышения эксплуатационных характеристик жидкостей в их состав вводятся специальные присадки, повышающие качество и полезные свойства. На современном рынке представлен широкий ассортимент продукции разных производителей, и для того, что бы не ошибиться в своем выборе, надо обладать некоторой осведомленностью. Трансмиссионные масла имеют свое разделение на классы по ряду критериев.

Классификация по SAE

Классификация масла по вязкости.

Данная классификация является общепринятым международным стандартом, которого придерживаются все производители автомасел. Разработана Сообществом автомобильных инженеров. Согласно SAE, трансмиссионные жидкости делятся по классам вязкости. Всего их 7, из которых 4 летних и 5 зимних. Первые нумеруются и обозначают максимальную температуру, при которой жидкость сохраняет свои полезные свойства. Зимние индексируются буквой «W» и означают нижний температурный порог. На сегодняшний день эти классы мало популярны. Большей популярностью среди потребителей пользуются всесезонные трансмиссионные масла, которые являются оптимальным вариантом для использования в любое время года и представлены в широком ассортименте. Список представленных на рынке трансмиссионных смазок и их характеристик выглядит следующим образом:

Широкий ассортимент позволяет выбрать масло, оптимальное для использования в конкретном агрегате. Главное не забывать учитывать требования завода-изготовителя, так как трансмиссия — сложное устройство и требует специального обслуживания.

Вернуться к оглавлению

Классификация по API

Вторым по значимости является классификация трансмиссионных жидкостей по техническим характеристикам.

Мировые производители придерживаются стандартов API, которые отображают основные требования к качеству и свойствам трансмиссионных масел. Согласно API масла делятся на классы качеств (GL), которые содержат исчерпывающую информацию и технические данные о смазках. Главными критериями классификации принято считать особенности строения и условия эксплуатации трансмиссии, дополнительными — содержание специальных присадок, препятствующих износу. Можно выделить следующие классы GL:

  1. GL-1. Данный класс используется, что бы обозначить жидкости для КПП, функционирующие в легких условиях. В составе только база (базовые масла, присадки отсутствуют, либо есть в небольшом количестве). Используются в трансмиссиях грузовиков и спецтехники для сельскохозяйственных работ.
  2. GL-2. Данный класс используется для обозначения масел для КПП, функционирующих в условиях средней тяжести. Есть малый процент присадок, препятствующих износу. Используются в трансмиссиях сельскохозяйственной техники.
  3. GL-3. Масла используются в передачах, работающих при среднем уровне нагрузки. Содержат присадки, препятствующие износу. Используются в трансмиссиях грузовиков. Важно! Нельзя применять в гипоидных передачах.
  4. GL-4. Смазки данной группы используются для агрегатов, работающих в разных условиях (как сложных, так и легких). Содержат порядка 4% специальных присадок. Используются в КПП грузовиков, автобусов и коммерческого транспорта. Предназначены для несинхронизированных КПП.
  5. GL-5. Масла предназначены для передач, работающих в условиях повышенных нагрузок. Содержание присадок порядка 6,5%. Можно использовать как многофункциональные жидкости для агрегатов трансмиссии (кроме КПП). Если таковое допускается производителем машины, можно применять в синхронизированных механических коробках передач.

Данная классификация, как и классификация моторных масел, отображает основные эксплуатационные характеристики и предоставляет потребителю небольшой минимум знаний, необходимый для того, что бы сделать осознанное приобретение.

Автор:

Иван Иванов

Поделись статьей:

Оцените статью:

Загрузка...

Похожие статьи

vseavtomasla.ru

СПЕЦИФИКАЦИИ, ДОПУСКИ (РЕКОМЕНДАЦИИ), НОРМЫ МОТОРНЫХ И ТРАНСМИССИОННЫХ МАСЕЛ

       Только физические и химические свойства ещѐ недостаточны для правильного подбора смазочных материалов. Поэтому проводятся дорогостоящие испытания мотора и проверки на испытательном стенде для определения производительности смазочного материала и его характеристик. Эти требования попадают в указания поставок, нормы и спецификации.

 

 

1. Моторные масла

1.1 MIL-Спецификация

Спецификация американских вооруженных сил устанавливает минимальные требования для моторных масел. Она требует определенные физические и химические данные, а также несколько стандартных тестов для моторов. Раньше эта спецификация принималась и в гражданском секторе для классифицирования моторных масел. Тем не менее, для немецкого рынка в последние годы еѐ значение сильно уменьшилось. MIL-L - спецификация принята в Соединѐнных Штатах одновременно со спецификацией моторных масел API. Распространяется на моторные масла для грузовых автомобилей и спецтехники. По классификации (спецификации) MIL моторные масла разделены на две основные категории: L- 46152 - для бензиновых и дизельных двигателей средней мощности и L-2104 - масла для дизельных двигателей (при необходимости допускается использование в бензиновых двигателях).

 

1.2 API-классификация

American Petroleum Institute (API) совместно со специализированным объединением ASTM (American Society for Testing and Materials) и SAE (Society of Automotive Engineers Inc. New York) создали классификацию, в которой моторные масла подразделяются согласно требованиям на основании их различных условий эксплуатации. Испытания происходят стандартными тестированиями моторов. Система полностью изложена в стандартах ASTM D 4485 «Стандартная спецификация на качество эксплуатационных свойств моторных масел» (Standart Performance Specification for Performance of Engine Oils) и SAE J183 «Качество эксплуатационных свойств моторных масел и эксплуатационные классификации двигателей (за исключением энергосберегающих масел)».

 

Классификация API подразделяет моторные масла на три категории:

Обозначение класса масла состоит из двух букв латинского алфавита: первая (S или C) указывает категорию масла, вторая - уровень эксплуатационных свойств. Чем дальше от начала алфавита вторая буква, тем выше уровень свойств (т.е. качество масла). Классы дизельных масел подразделяются дополнительно для двухтактных (CD-2, CF-2) и четырехтактных дизелей (CF-4, CG-4, СН-4). Большинство современных моторных масел универсальные - их применяют как в бензиновых, так и в дизельных двигателях. Такие масла имеют двойное обозначение, например: SN/CF, CI-4/SL и т.д. Основное назначение масла указывают первые буквы, т.е. SN/CF - «более бензиновое», CI-4/SL – «более дизельное». Энергосберегающие масла для бензиновых двигателей дополнительно обозначаются аббревиатурой ЕС (Energy Conserving) или RC (Recourse Conserving). По состоянию на май 2012 г. классификация API содержит 4 действующих класса категории «S» и 3 действующих класса категории «С». Но многие производители продолжают выпускать масла классов, исключенных из спецификации, в основном дизельные CD, CF и CF-4, поскольку автомобили со старыми двигателями продолжают эксплуатироваться.

Такие масла часто обозначаются словом «Perfomance». Например, масло с обозначением «CF Performance» официальной сертификации API CF не имеет, так класс CF сам по себе уже упразднен, но отвечает всем требованиям этого класса. Согласно рекомендаций API любой вышестоящий действующий класс категории «S» заменяет нижестоящий действующий класс. Для дизельных масел, вышестоящий действующий класс как правило, но не всегда, заменяет нижестоящий класс.

 

Классификация API (Gasoline-Engines)

 

Для бензиновых двигателей

Класс

Статус

Назначение

SN

действующий

Для всех бензиновых двигателей автомобилей, выпускаемых в настоящее время. Введен в октябре 2010 года. Масла этого класса имеют повышенную стойкость к окислению, улучшенную защиту от износа и отложений, улучшенные низкотемпературные свойства.

SM

действующий

Для двигателей, выпускаемых с ноября 2004 года. Масла имеют улучшенную стабильность к окислению, меньше осадков, улучшенную зашиту от износа и оптимальные свойства холодного стартa

SL

действующий

Для двигателей 2001-2004 годов выпуска. Введенная спецификация в июле 2001 г.: с усиленными требованиями к потреблению масла, чистоте двигателя и характеристикам старения. Согласно указаниям производителя согласно API-SL возможен удлиненный интервал замены масел

SJ

действующий

Действуют с октября 1996 г. Усиленные требования к потерям испарения. Для двигателей 1996-2001 годов выпуска.

SH

устаревший

Спецификация моторных масел для машин, которые изготовлены в промежуток 1993 и 1996 гг.

SG

устаревший

Для двигателей 1989-1993 годов выпуска Моторные масла для высоких требований, с специальным тестом к стабильности окисления и образования осадков. Выполняет требования американских авто- производителей для машин 1987-1993 гг. Сходные требования с MILL- 46 152 D

SF

устаревший

Для двигателей 1988 и старше годов выпуска. Моторные масла для очень высоких требований и сильно нагруженных бензиновых двигателей (Stop-and go-режим), а также некоторые грузовые автомобили. Выполняет требования американских автопроизводителей для автомобилей 1980-1987 гг. Соответствует Ford SSM-2C-9011A (M2C-153-B), GM 6048-M и MIL-L 46 152 B.

 

Классификация API (Diesel-Engines)

 

Для дизельных двигателей

Класс

Статус

Назначение

CJ-4

действующий

Введен в 2007 году. Для высокооборотистых, четырехтактных двигателей. Масла данного класса предназначены для работы на топливе, содержащем не более 0,05% серы. Разрабатывались для двигателей, оборудованных самыми современными системами снижения выбросов вредных веществ (сажевые фильтры, системы рециркуляции выхлопных газов и др.) Масла класса CJ-4 могут заменять масла классов CI-4, CH-4, CG-4 и CF-4

CI-4

действующий

Введен в сентябре 2002 года. Для высокооборотистых, четырехтактных двигателей, удовлетворяющих нормам выброса, введенным в 2004 году. Масла этого класса разработаны для двигателей, имеющих систему рециркуляции выхлопных газов (EGR) и работающих на дизтопливе с содержанием серы до 0,5 %. Могут заменять масла классов CD, CE, CF- 4, CG-4 и CH-4. API-CI-4 Plus обозначается «API-Donut» (символом) Эти масла показывают низкие изменения вязкости при накоплении сажи (повышение вязкости) или сильном сдвиге (падении вязкости).

CH-4

действующий

Введен в 1998 году. Для высокооборотистых четырехтактных двигателей. Сравнимо с ACEA E5. Низкое содержание золы. Подходит для содержания серы >0,5%. В основном для моторов американских автопроизводителей. Может использоваться также вместо API-CD, CE, CF-4 и CG-4.

CG-4

устаревший

Введен в 1995 году. Для тяжелонагруженных, высокооборотистых, четырехтактных двигателей, работающих на топливе с содержанием серы менее 0,5%. Может заменять масла классов CD, CE, CF-4. Учитывается EPA ограничения эммиссии с 1994 г. В противоположность API CF-4 улучшенны детергирующие свойства и характеристики пены.

CF-4

устаревший

Введен в 1990 году. Для высокооборотистых, четырехтактных, безнаддувных и наддувных двигателей. Может применяться вместо масел классов CD и CE, дополняет требования относительно расхода масла и чистоты поршней.

CF-2

устаревший

Только для 2-тактных дизельных моторов. Заменило с 1994 г API-CD II

CF

устаревший

Введен в 1994 году. Для внедорожников, вихрекамерных и форкамерных дизелей, а также дизелей, работающих на топливе с высоким содержанием серы (до 0,5%). Могут применяться вместо масел класса CD.

CE

устаревший

Введен в 1987 году. Для высокооборотистых, четырехтактных, безнаддувных и наддувных двигателей. Повышенная защита от загущения масла и износа, лучшая чистота поршней. Может применяться вместо масел классов CC и CD

CD

устаревший

Введен в 1955 году. Для некоторых безнаддувных и турбированных двигателей. Перекрывает MIL-L 45 199 B (S3), отвечает MIL-L 2104 C. Покрывает требования Caterpillar 3 -серии 3.

CC

устаревший

Введен в 1961 году. Не подходит для использования в дизельных двигателях, изготовленных после 1990 года.

 

 

CCMC-Спецификация

 

Т.к. тестирование классификации API и спецификации MIL только для американских моторов проходило (V8, большой объѐм, низкий вращающий момент...) и не отвечает полностью требованиям европейких моторов (малый объем, высокий крутящий момент...), то CEC (Coordinating European Council for the Development of Performance Tests for Lubricants and Engine Fuels) вместе с CCMC (Committee of Common Market Automobile Constructors) разработало целый ряд тестов, которые используются для тестирования моторных масел для европейских моторов. Эти тесты создали вместе с тестами API основу для развития новых моторных масел. CCMC было в 1996 г. заменено на ACEA и больше не используется.

 

1.3 Классификация моторных масел по ACEA

 

Ассоциация европейских производителей автомобилей (Association des Constracteuis Europeen des Automobiles) - с 1 января 1996 года ввела свою классификацию моторных масел, которая с тех пор неоднократно обновлялась. Здесь приведена классификация, введенная с 22 декабря 2008 года. Требования европейских стандартов к качеству моторных масел являются более строгими, чем американских, т.к. в Европе условия эксплуатации и конструкция двигателей отличаются от американских:

Ввиду этих особенностей испытания моторных масел проводятся на европейских двигателях и по методикам, отличающимся от американских. Это не позволяет напрямую сравнивать уровни требований и стандартов АСЕА и API.

 

Классификация ACEA разделяет моторные масла на 3 класса:

 

Классификация ACEA (gasoline and diesel-engine oils)

 

Класс

Бензиновые и дизельные моторы

A1/B1

Предназначены для бензиновых двигателей и легковых дизелей, которые разработаны для использования масел с увеличенными интервалами замены, которые обеспечивают низкий коэффициент трения, маловязких при высокой температуре и высокой скорости сдвига (от 2.9 до 3.5 mPa.s.) Категория для так называемых Fuel-Economy-моторных масел. Предпочтительные классы вязкости xW-30 и хW-20.

A3/B3

Категория для обычных и легкотекучих моторных масел с повышенными требованиями

A3/B4

Предназначены для применения в высокопроизводительных бензиновых двигателях и дизелях с непосредственным впрыском топлива. Могут применяться вместо масел класса A3/B3.

A5/B5

Предназначены для высокопроизводительных бензиновых двигателей и легковых дизелей, которые разработаны для использования масел с увеличенными интервалами замены, которые обеспечивают низкий коэффициент трения, маловязких при высокой температуре и высокой скорости сдвига (от 2.9 до 3.5 mPa.s.) Категория для так называемых Fuel-Economy-моторных масел. В отличие от A1/B1 на 2% уменьшенные потери испарения (Noack ≤ 13%).

Класс

Совместимые с катализатором масла (Catalyst compatibility oils)

C1

Для автомобилей, оборудованных сажевыми фильтрами и трехкомпонентными каталитическими нейтрализаторами. Применяются в высокопроизводительных бензиновых двигателях и легковых дизелях, требующих масел, которые обеспечивают низкий коэффициент трения, с малой вязкостью, низкой сульфатной зольностью, низким содержанием серы и фосфора, имеющих минимальную вязкость при высоких температурах и высоких скоростях сдвига 2.9 mPa.s.

C2

Для автомобилей, оборудованных сажевыми фильтрами и трехкомпонентными каталитическими нейтрализаторами. Применяются в высокопроизводительных бензиновых двигателях и легковых дизелях, разработаных для использования масел, обеспечивающих низкий коэффициент трения, с малой вязкостью, имеющих минимальную вязкость при высоких температурах и высоких скоростях сдвига 2.9 mPa.s.

C3

Для автомобилей, оборудованных сажевыми фильтрами и трехкомпонентными каталитическими нейтрализаторами. Применяются в высокопроизводительных бензиновых двигателях и легковых дизелях, имеющих минимальную вязкость при высоких температурах и высоких скоростях сдвига 3.5 mPa.s.

C4

Для автомобилей, оборудованных сажевыми фильтрами DPF и трехкомпонентными каталитическими нейтрализаторами TWC. Применяются в высокопроизводительных бензиновых двигателях и легковых дизелях, требующих масел с низкой сульфатной зольностью, низким содержанием серы и фосфора, имеющих минимальную вязкость при высоких температурах и высоких скоростях сдвига 3.5mPa.s.

 

Классификация ACEA (Heavy duty diesel-engines)

 

Класс

Грузовые дизельные моторы

E4

Масла, обеспечивающие высокую чистоту поршней, защиту от износа, имеющие высокую стойкость от загрязнения сажей и стабильные свойства на протяжении всего периода эксплуатации. Рекомендованы для современных дизельных двигателей, отвечающих требованиям Евро-1, Евро-2, Евро-3, Евро-4 и Евро-5 и работающих в очень тяжелых условиях со значительно удлиненными интервалами замены (в соответствии с рекомендациями производителей). Могут применяться только в двигателях без сажевого фильтра, и в некоторых двигателях с системами рециркуляции выхлопных газов и снижения выбросов оксидов азота. Однако, рекомендации производителей могут отличаться, поэтому необходимо следовать инструкции по эксплуатации автомобиля.

E6

Масла, обеспечивающие высокую чистоту поршней, защиту от износа, имеющие высокую стойкость от загрязнения сажей и стабильные свойства на протяжении всего периода эксплуатации. Рекомендованы для современных дизельных двигателей, отвечающих требованиям Евро-1, Евро-2, Евро-3, Евро-4 и Евро-5 и работающих в очень тяжелых условиях со значительно удлиненными интервалами замены (в соответствии с рекомендациями производителей). Могут применяться в двигателях с системой рециркуляции выхлопных газов, с или без сажевого фильтра, и для двигателей с системами снижения выбросов оксидов азота. Масла данного класса настоятельно рекомендованы для двигателей, оборудованных сажевыми фильтрами и предназначенными для работы на топливе с низким содержанием серы. Однако, рекомендации производителей могут отличаться, поэтому необходимо следовать инструкции по эксплуатации автомобиля.

E7

Обеспечивают отличную защиту от износа, имеют высокую стойкость от загрязнения сажей и стабильные свойства на протяжении всего периода эксплуатации. Рекомендованы для современных дизельных двигателей, отвечающих требованиям Евро-1, Евро-2, Евро-3, Евро-4 и Евро-5 и работающих в тяжелых условиях с удлиненными интервалами замены (в соответствии с рекомендациями производителей). Рекомендованы для применения в двигателях без сажевых фильтров и для большинства двигателей, оснащенных системами рециркуляции выхлопных газов и снижения выбросов оксидов азота. Однако, рекомендации производителей могут отличаться, поэтому необходимо следовать инструкции по эксплуатации автомобиля.

E9

Обеспечивают отличную защиту от износа, имеют высокую стойкость от загрязнения сажей и стабильные свойства на протяжении всего периода эксплуатации. Рекомендованы для современных дизельных двигателей, отвечающих требованиям Евро-1, Евро-2, Евро-3, Евро-4 и Евро-5 и работающих в тяжелых условиях с удлиненными интервалами замены (в соответствии с рекомендациями производителей). Могут применяться в двигателях с или без сажевых фильтров и в большинстве двигателей, оснащенных системами рециркуляции выхлопных газов и снижения выбросов оксидов азота. Масла данного класса настоятельно рекомендованы для двигателей, оснащенных сажевыми фильтрами и предназначенными для работы на топливе с низким содержанием серы. Однако, рекомендации производителей могут отличаться, поэтому необходимо следовать инструкции по эксплуатации автомобиля.

 

 

 

1.4 Классификация ILSAC

 

Классификация ILSAC разработана Международным комитетом по одобрению и стандартизации смазочных материалов (ILSAC) совместно с JAMA (Ассоциация производителей автомобилей Японии) и ААМА (Ассоциация производителей автомобилей Америки). Для бензиновых двигателей легковых автомобилей японского производства лучше всего подходит эта классификация, для американских автомобилей равноценны как масла по ILSAC, так и по API.

 

Класс по ILSAC

Класс по API

GF-5 Введена 1 октября 2010 г.

Соответствует API SN

GF-4 Введена в 2004 г. Классы вязкости SAE 0W20, 5W20, 0W30, 5W30, 10W30

Соответствует API SM

GF-3 Введена в 2001 г. Обязательно являются энергосберегающими

Соответствует API SL

GF-2 Введена в 1996 г. Классы вязкости дополнительно к GF-1: SAE 0W20, 5W20

Соответствует API SJ

GF-1 *Устаревший

Соответствует API SH

 

 

1.5 Допуски и рекомендации производителей

 

Представленные спецификации имеют также производители, но некоторые технологические лидеры в автомобилестроении выдвигают дополнительные требования к характеристикам моторного масла и разрабатывают дополнительные собственные спецификации (допуски). При выборе смазочного материала, в первую очередь стоит ориентироваться на рекомендации производителя двигателя, указанные в инструкции по эксплуатации. Многие автопроизводители дают рекомендации по международным классификациям - стандартам качества: SAE, API, ACEA и ILSAC. Данные стандарты разрабатывают и обновляют требования, которые необходимо учитывать производителям смазочных материалов в связи с изменениями условий работы современных двигателей.

Сегодня SAE International имеет соглашения о сотрудничестве с организациями по всему миру - это Япония, Германия, Великобритания, Австралия, Индия, Бразилия, Китай, Россия и многие другие. API – классификация является результатом совместных усилий предприятий нефтехимической промышленности, Американского общества по испытаниям и материалам (ASTM), производителей автомобилей и двигателей («Форд», «Дженерал Моторс», «Крайслер»), японской Ассоциации автопроизводителей и Ассоциации заводов-изготовителей двигателей.

 

В Европейской ассоциации автопроизводителей (АСЕА) представлено 15 ведущих автопроизводителей: BMW Group, Volkswagen AG, DAF Trucks NV, Daimler AG, Toyota Motor Europe, Volvo Car Corporation, AB Volvo, Ford of Europe GmbH, General Motors Europe, Fiat S.p.A., Iveco S.p.A., Jaguar Land Rover, PSA Peugeot Citroën, Renault S.A., Hyundai Motor Europe GmbH.

 

Некоторые допуски производителей легковых автомобилей

 

BMW

 

BMW Longlife-01, автомасла, предназначенные для применения в некоторых бензиновых двигателях автомобилей BMW, начиная с 09/2001 года выпуска с увеличенным сервисным интервалом замены масла Longlife. Базовые требования допуска превышают требования классификации ACEA A3/B3.

 

BMW Longlife-04, допуск введен в 2004 году. Масла рекомендуются для всех дизельных двигателей с сажевым фильтром. Могут использоваться почти во всех других двигателях BMW. В других странах, за исключением стран Европы (ЕС плюс Швейцария, Норвегия и Лихтенштейн), использование масел Longlife-04 в бензиновых двигателях BMW запрещено.

 

Mercedes-Benz/Daimler AG

 

229.1 Моторные масла для легковых автомобилей с бензиновыми или дизельными двигателями. Эти масла отвечают требованиям ACEA A3-04/B3-04.

 

229.3 Моторные масла для легковых автомобилей с бензиновыми или дизельными двигателями. Имеют удлиненные интервалы смены (до 30 тыс. км). Отвечают требованиям ACEA A3-04/B3-04.

 

229.31 Моторные масла с пониженным содержанием серы, фосфора и золы (Low SAPS). Предписаны в обязательном порядке для применения в легковых автомобилях с дизельным двигателем независимо от наличия сажевого фильтра. Эти масла отвечают требованиям ACEA A3-04/B3-04, C3-04.

 

229.5 Моторные масла легкого хода для легковых автомобилей с продленными интервалами по замене масла (до 30 000 км) и пониженным выбросом выхлопных газов. Эти масла отвечают требованиям ACEA A3-04/B3-04.

 

229.51 Моторные масла с пониженным содержанием серы, фосфора и золы (Low SAPS). Эти масла отвечают требованиям ACEA A3-04/B3-04, C3-04.

 

VW/Audi/Seat/Skoda (VAG)

 

VW 505.01, универсальные автомасла для применения в бензиновых и дизельных двигателях с непосредственным впрыском. Соответствуют АСЕА А2.

 

VW 502.00, моторное масло для бензиновых двигателей с непосредственным впрыском, а также повышенной эффективной мощностью. Соответствует АСЕА А3.

 

VW 505.00, автомасла для дизельных моторов легковых авто с турбонаддувом и без. Базовые характеристики соответствуют требованиям класса АСЕА В3.

 

VW 504.00, автомасла для бензиновых и дизельных двигателей с увеличенным интервалом обслуживания Longlife, включая дизельные двигатели с фильтрами тонкой очистки без дополнительных присадок в топливе.

 

VW 507.00. автомасла для бензиновых и дизельных двигателей с увеличенным сервисным интервалом Longlife, включая дизельные двигатели с фильтрами тонкой очистки без дополнительных присадок в топливе. Двигатели, отвечающие стандарту Euro 4 с сажевым (DPF) фильтром. Альтернативно – 505.00 или 505.01.

 

*Важно: исключение составляют двигатели V10, R5, а также двигатели грузовиков и автобусов транспорта без сажевого фильтра. Для таких двигателей применяется масло, соответствующее VW 506.01

 

Некоторые допуски производителей грузовых автомобилей

 

MAN

 

MAN M 270, Сезонные масла для дизельных двигателей с турбонаддувом и без него. Базовые требования соответствуют ACEA E2. Содержание сульфатной золы- не более 2%. Интервал между заменами масла 30 000-45 000 км.

 

MAN M 271, Всесезонные масла для дизельных двигателей с турбонаддувом и без него. Базовые требования соответствуют ACEA E2. Интервал между заменами масла 30 000-45 0000 км.

 

MAN M 3275, Масла класса SHPD (Super High Performance Diesel) для всех дизельных двигателей с удлиненным интервалом замены. Соответствуют ACEA E7. Содержание сульфатной золы- не более 2%. Интервал между заменами масла 45 000-60 000 км.

 

MAN M 3277, Масла класса UHPD (Ultra High Performance Diesel) для всех дизельных двигателей со сверхдлинным интервалом замены. Базовые требования соответствуют ACEA E4. Содержание сульфатной золы- не более 2%. Интервал между заменами масла вплоть до 100 000 км.

 

VOLVO

 

VOLVO VDS Спецификация на удлиненные интервалы замены для моторных масел, применяемых в дизельных двигателях с турбонаддувом. SAE 15W-40 или 10W-30, API CD

 

VOLVO VDS-2 Спецификация на моторные масла, применяемые во всех дизельных двигателях грузовых автомобилей Volvo, произведенных до 2004 года включительно. SAE 5W- 30, 5W-40, 10W-30, 10W-40 или 15W-40, АСЕА Е1-96

 

VOLVO VDS-3 Масла для дизельных двигателей, работающих в тяжелых условиях. Интервалы между заменами масла вплоть до 100000 км VDS-4, Спецификация предназначена для двигателей после 2007 года выпуска, соответствующих новым экологическим требованиям и использующие для их обеспечения новейшие системы очистки выхлопных газов. API CJ-4.

 

 

 

2. Трансмиссионные масла

 

У многих современных легковых автомобилей не требуется более замена трансмиссионного масла. Специальные высокопроизводительные масла для «fill for life» (требования между 150.000 км и 240.000 км) разработаны в совместной работе между фирмой-производителем масел, производителем трансмиссии и производителем автомобиля. Как правило эти масла изготавливаются только одним производителем. У старых легковых машин и большинства грузовых машин масла подбираются согласно классификации API и домашних спецификаций.

 

Для осевых трансмиссий требуются масла с превосходными характеристиками от износа. Если блокируемые дифференциалы изношены, требуется кроме этого Limited-Slip-эффект масел, который упреждает скольжение при блокировке и при этом повышает комфорт езды. Для автоматических коробок применяются специальные масла, которые точно определяют характеристики трения. При хорошей или плохой смазке меняется качество трансмиссии (рывки) и точки переключения передач.

 

Спецификация ATF

 

GENERAL MOTORS

FORD

Год введения

Наименование спецификации

Год введения

Наименование спецификации

1949

Type A

1959

M2C33 - B

1957

Type A Suffix A (ATF TASA)

1961

M2C33 - D

1967

Dexron В

1967

M2C33 - F (Type - F)

1973

Dexron II C

1972

SQM -2C9007A, M2C33 - G (Type - G)

1981

Dexron II D

1975

SQM -2C9010A, M2C33 - G (Type - CJ)

1991

Dexron II E

1987

EAPM - 2C166 - H (Type - H)

1994

Dexron III

1987

Mercon (дополнена в 1993)

1999

Dexron IV

1998

Mercon V

 

До 1981 г. применялись General Motors (DEXRON) и Ford (MERCON) масла с различными характеристиками трения. С момента приравнивания этих обоих тестов ориентируются все производители на DEXRON - спецификацию (см. General Motors)

 

Для безступенчатых автоматических коробок передач (CVT-трансмиссии) частично применяются ATF-масла, также в разработке специальная классификация CVT- масел. Некоторые производители рекомендуют применение в механических трансмиссиях также ATF или моторных масел.

 

 

2.1 Классификация трансмиссионных масел GL (Gear Lubricant) по SAE и API

 

Как и моторные, трансмиссионные масла классифицируют по вязкости и по уровню эксплуатационных свойств. Международная классификация по вязкости SAE делит масла на 7 классов: 4 - с индексом W (Winter) - зимних и 3-летних. Если масло всесезонное, у него двойная маркировка, например, SAE 80W-90, SAE 75W-90 и т. д.

 

Классификация по эксплуатационным свойствам API предусматривает деление масел на 6 групп в зависимости от области применения, которая определяется типом зубчатой передачи, удельными контактными нагрузками в зонах зацепления и рабочей температурой.

 

Классификация SAE трансмиссионных масел по вязкости

 

Класс вязкости

Минимальная температура достижения динамической вязкости 150 мПа • с, °С

Кинематическая вязкость при 100°С, мм2/с

не менее

не более

Зимние

70W

-55

4,1

-

75W

-40

4,1

-

80W

-26

7

-

85W

-12

11

-

Летние

90

-

13,5

24

140

-

24

41

250

-

41

-

 

Классификация трансмиссионных масел по API

 

Классификация масел для трансмиссий и ведущих мостов зависит от эксплуатационных условий и конструкции трансмиссии. Указателем класса API для трансмиссионных масел является GL (Gear Lubricant) с нумерацией от 1 до 5. На практике для автомашин различных типов рекомендуются масла классов GL-3, GL-4 и GL-5. Для легковых автомобилей в основном используются масла групп GL-4 и GL-5. Масла группы GL-4 предназначены для обычных «ручных» коробок передач и редукторов со спирально-коническими или гипоидными главными парами при умеренных условиях эксплуатации. Масла группы GL-5 пригодны как для умеренных, так и для жестких условий эксплуатации в редукторах с гипоидными и другими видами передач. Их также можно применять в обычных коробках передач.

 

Классы по API трансмиссионных масел по области применения

 

GL-1 Нелигированное трансмиссионное масло для зубчатых передач, спирально- конусных или червячных передач при легких условиях эксплуатации. Могут добавляться антиокислительные присадки, ингибиторы коррозии.

 

GL-2 Трансмиссионное масло для осевых передач с червячным приводом, работающее в условиях средней тяжести. Содержат противоизносные присадки.

 

GL-3 Мягколегированное (EP) трансмиссионное масло для механических и специальных трансмиссий, также для осевых передач при от легких до тяжелых условий эксплуатации.

 

GL-4 Трансмиссионные масла для конусных и гипоидных передач при нормальных условиях эксплуатации, а также для высоконагруженных механических или специальных передач. Соответствует MIL-L 2105. *С европейским участием переработана новая категория «API GL 4 Plus».

 

GL-5 Трансмиссионное масло для высоконагруженных гипоидных передач, имеющих значительное смещение осей, частично также для механических и специальных передач. Соответствует MIL-L 2105 B. API GL 5 трансмиссионное масло в всесезонных характеристиках соответствует MIL-L 2105 C/D.

 

GL-6 Трансмиссионное масло для сильно нагруженных гипоидных осевых передач (со значительным смещением шестерен более 25%). Включает в себя активные противозадирные и противоизносные присадки. API-GL 6 эквивалентно спецификации Ford M 2C-105 A. *(Эта спецификация отозвана).

 

В 1996 г. API ввел новую категорию МТ-1, ужесточив требования по термической стабильности и высокотемпературным отложениям. Спецификация для ручных передач без синхронизаторов для тяжелых грузовых машин (Eaton и Fuller). Цель – меньше отложений и проблем с уплотнениями.

 

В 1998 г. API, работая в контакте с SAE и ASTM, предложил две новые категории оценки качества трансмиссионных масел: PG-1 - для грузовых автомобилей /автобусов и PG-2 - для ведущих осей грузовых автомобилей/автобусов. В обеих категориях масел особое внимание было уделено высокотемпературным свойствам. Категорию PG-2 в технической литературе иногда обозначают группой GL-7.

 

 

2.2 MIL-спецификация

 

Кроме классификации по API часто используется спецификация армии США MILL-2105 А, В, С и D и спецификации отдельных фирм - производителей автомобилей и агрегатов: Chrysler; Ford; General Motors; Mack; MAN; MercedesBenz; Volvo; ZF; Rockwell и др. При создании собственных спецификаций MIL, военное ведомство тесно сотрудничает с ASTM, API и SAE. MIL-PRF-2105E представляет высокие требования к трансмиссионным маслам и вероятно со временем всемирно освободит API GL-5.

 

2.3 Допуски и рекомендации производителей

 

У большинства легковых автомобилей трансмиссионные масла более не заменяются. В случае ремонта масло должно также как оригинальная запчасть у автопроизводителя запрашиваться. В единичных случаях наводить справки лучше всего в руководстве по эксплуатации. Многие предприятия имеют собственную спецификацию. В грузовом секторе трансмиссионные масла и масла для осевых передач еще меняются, при этом интервалы их замены также все возрастают. Автопроизводители частично стараются сами выпускать трансмиссии или передают эту задачу специалистам, например, ZF, Eaton, Voith или также Renk. Частично потом передаются допуски поставщикам, имеются также допуски их самих. В единичных случаях бывают ситуации, когда поставщиком трансмиссии даны допуски, при этом не имея допуск самого автопроизводителя.

 

ZF «Zahnradfabrik Friedrichshafen» (Германия, Фридрихсхафен) является одной из крупнейших и влиятельных в Европе компаний по производству передач и силовых агрегатов транспортных средств. Компания создала систему классификации всех видов автотранспортных передач. Каждый вид имеет свой список смазочных материалов. Эти списки обозначаются инициалами и цифрами от ZF TE-ML 01 до ZF TE-ML 21. В списках для каждого вида передач перечисляются:

 

Европейские производители масел ориентируются на стандарты ZF. Эта система классификации в Европе становится основной.

 

 

3. Смазочные материалы для мотоциклов

 

У большинства мотоциклов японского производства и некоторых европейских мотоциклов предъявляется к моторному маслу дополнительные требования. У них масло циркулирует через мотор, трансмиссию и «мокрое сцепление». Моторные масла из автомобильного сектора могут вызвать проблемы в сцеплении Кроме этого силы сдвига в трансмиссии значительно выше, чем в моторе, так что особенно устойчивые к сдвигу масла могут быть использованы. Огромный опыт по эксплуатации и производству двухтактных и четырехтактных двигателей для мотоциклов накоплен в Японии, поэтому стандарты-спецификации JASO приобретают все более широкое признание. В 1999 г. была представлена спецификация JASO T 903 (Japanese Automobile Standard Organisation), которая переработала требования спецификации API (SE, SF, SG, SH, SJ) или ACEA (A1, A2, A3) с дополнительными характеристиками для мотоциклетных 4-х тактных масел. В зависимости от характеристик трения в сцеплении следует классификация согласно JASO MA или JASO MB. JASO MA дает более высокое значение трения чем JASO MB. Моторное масло должно обеспечить хорошее сцепление и не допустить проскальзывание.

 

 

4. 2-х тактные моторные масла

 

2-х тактные моторы производятся для мотоциклов, мопедов, лодочных моторов, мотопил и т.д. Введение 2-х тактных масел стало возможным благодаря дозированным насосам (раздельной смазки) или добавлялось прямо в бензин (смешанная смазка). Имеется спецификация API, которая не может тестироваться, так как не производятся моторы для тестирования. API при этом должна быть заменена JASO и ISO. JASO (Japanese Automotive Standards Organisation) спецификация для простых требований для всех малых машин в Азии. Global (мировые) - спецификации перерабатываются различными организациями (ACEA, EMA, JAMA) совместно. Global-спецификации являются основой для ISO- спецификаций (International Organization for Standardization). Для наивысших требований в подвесных лодочных моторах существуют еще NMMA- классы.

 

API

Спецификация

Условия эксплуатации

API-TA (TSC-1)

мопеды

API-TB (TSC-2)

мотороллеры и мотоциклы

API-TC (TSC-3)

высокооборотистые моторы

API-TD (TSC-4)

подвесные лодочные моторы соответ. NMMA TC-WII

JASO

Спецификация

Условия эксплуатации

JASO FA

легкие

JASO FB

средние

JASO FC

средние + бездымные

Global / ISO

Спецификация

Условия эксплуатации

Global GB/ISO-L-EGB

средние (=JASA FB)

Global GC/ISO-L-EGC

средние + бездымные (=JASO FC)

Global GD/ISO-L-EGD

тяжелые + бездымные (>JASO FC)

NMMA

Спецификация

Условия эксплуатации

BIA TC-W

не действует более

NMMA TC-WII

не действует более

NMMA TC-W3

повышенные требования для подвесных моторов

 

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

d-motors74.ru

Трансмиссионные масла: классификация и выбор

Трансмиссионными называют масла, специально предназначенные для механических коробок передач и ведущих мостов. Их общая особенность - способность создавать прочную смазывающую пленку, выдерживающую большие нагрузки в контакте деталей.

Название не означает, что любой агрегат, относящийся к автомобильной трансмиссии, смазывается именно трансмиссионным маслом. У большинства переднеприводных легковых машин в коробку передач, совмещенную с главной передачей, изготовители предписывают заливать моторное масло. Шестерни в таких агрегатах только цилиндрические, поэтому опасность задиров невелика. Для автоматических коробок не годится ни трансмиссионное, ни моторное. Эти устройства специфичны, для их работы требуется маловязкая жидкость, которую в международной практике принято называть ATF (Automatic Transmission Fluid). Что же касается обычных легковых и грузовых автомобилей с классической компоновкой, а также полноприводных и некоторых переднеприводных, то в их агрегатах используются исключительно трансмиссионные масла.

В нашей стране характеристики и обозначения этих смазочных материалов прежде диктовались соответствующими советскими стандартами (ГОСТами), но теперь, в условиях широкого проникновения импортных продуктов, преобладающей стала международная классификация. А потому есть смысл рассмотреть хотя бы вкратце основные ее положения.

Вязкость

Сегодня повсюду в мире пользуются классификацией вязкости SAE J306, разработанной в США. Ее нормативы и система индексации представлены в соответствующей таблице.

Требования к вязкости трансмиссионных масел

Свойства масел

Класс вязкости

75W

80W

85W

90

140

250

Вязкость кинематическая при 100 С, кв.мм/сminmax

4,1-

7,0-

11,0-

13,524

24,041

41,0-

Макс. температура ( С) при вязкости 150 000 сПз

-40

-26

-12

-

-

-

Температура потери подвижности, ( С), не выше *

-45

-35

-20

-

-

-

* Показатель по американской военной спецификации MIL-L-2105D, ставший ныне общепринятым

Классы вязкости, у которых числовой показатель сопровождается буквой "W" (winter - зима) , относятся к сезонным маслам, применяемым в холодное время года. Без него - к сезонным для теплого летнего времени.

В эксплуатационной практике сезонные трансмиссионные масла неудобны, да и экономически невыгодны. Срок службы масел в коробках и мостах достаточно дорог, а сезонная замена вынуждается избавляться от продукта, который далеко не выработал свой ресурс. Поэтому и преимущественное распространение получили так называемые загущенные (в обиходе - всесезонные) масла.

Такой продукт сочетает в себе свойства двух сортов масла - летнего и зимнего, маркировки которых присутствуют в его индексе. Сам же индекс складывается из этих двух обозначений, написанных через дефис (75W-90, 85W0140 и т.п.).

Эксплуатационные свойства

Разработанная американским институтом API классификация содержит комплексную оценку трансмиссионных масел по эксплуатационным свойствам. Сегодня она принята повсеместно. Пять категорий, предусмотренных системой, показывают применяемость и качественный уровень продуктов, помечаемых соответствующим индексом. Классификация ныне действующего отечественного ГОСТа практически заключается только в буквах, стоящих в начале индекса.

Эксплуатационные свойства трансмиссионных масел

Категория по API

Тип

Применение

Соответствие ГОСТ

GL-1

Минеральное масло без присадок

ТМ1

GL-2

Содержит жирные продуты

Червячные передачи, индустриальное оборудование

ТМ2

GL-3

Содержит противозадирные присадки

Ручные КПП, спирально-конические передачи (КПП и задние мосты грузовых автомобилей)

ТМ3

GL-4

Содержит противозадирные, противоизносные и другие присадки

Ручные КПП, спирально-конические передачи

ТМ4

GL-5

Содержит противозадирные, противоизносные и другие присадки

Гипоидные и другие типы передач (КПП и ведущие мосты легковых автомобилей)

ТМ5

Выбор масла

Чем в каждом конкретном случае обусловлен выбор того или иного сорта трансмиссионного масла? Прежде всего, разумеется, указаниями заводской инструкции по эксплуатации автомобиля. Использование жидкости более низкой категории по градации API недопустимо, поскольку ведет к выходу агрегата из строя, а более высокой - нецелесообразно в первую очередь по экономическим соображениям (товар следующей группы имеет существенно повышенную цену).

Если же специальных указаний нет, то принцип выбора заключается в следующем. Работу тех агрегатов грузовых автомобилей, в которых не гипоидных зацеплений, достаточно надежно обспечивают масла с уровнем эксплуатационных свойств GL 3, хотя бывают и исключения. Так, популярному легкому грузовику "ГАЗель" требуется масло класса GL 5 не только в задний мост, но и в коробку передач.

Что касается редукторов с гипоидным зацеплением шестерен, то для них во всех случях пригодно только масло класса GL 5. Это в равной мере относится и к грузовым, и к легковым автомобилям. Смазка более низкой группы не может предохранить зубья гипоидной пары от задиров.

Потребность легковых автомобилей в общем случае такова: масло класса GL 5 - для ведущих мостов, класса GL 4 - для механических коробок передач. При этом следует иметь в виду, что отечественная промышленность масел GL 4 не выпускает, а импортные продукты этого уровня стоят дороже, чем наши GL 5.

Но выбор по уровню эксплуатационных свойств - это еще не все. Надо определяться также и с вязкостью приобретаемого смазочного материала. Здесь применимы следующие рассуждения. Масла, вязкость которых при 100 С не ниже 24 кв.мм/с, т.е. класса "140" по SAE (а уж тем более "250"), предпочтительны лишь для жаркого южного климата. В зоне умеренных температур лучше ориентироваться на класс "90". А коль скоро, как упоминалось выше, рациональнее использовать "всесезонное" масло, то речь может идти о сортах с индексами 75W-90, 80W-90 и 85W-90. Последнее не очень подходит для сколько-нибудь суровой зимы. Масло класса 80W-90 по SAE достаточно универсально, a 75W-90 позволяет не испытывать трудностей даже в пору самых крепких морозов.

autostock27.ru

Трансмиссионные масла: свойства и классификация

09.03.2009Трансмиссионные масла: свойства и классификация

 9

 6,00-10,99

 -35

 12

 11,00-13,99

-26

18

 14,00-24,99

-18

 34

 25,00-41,00

-

 

ТМ-2

Минеральные масла с противоизносными присадками  Агрегаты трансмиссий тракторов и с/х техники, червячных передач транспортных средств

ТМ-3 

Минеральные масла с противозадирными присадками умеренной эффективности Цилиндрические, конические и спирально-конические передачи грузовых автомобилей, тракторов, с/х и другой наземной техники; эти масла не предназначены для гипоидных передач

ТМ-4

Минеральные масла с противозадирными присадками высокой эффективности   Коробки передач переднеприводных автомобилей ВАЗ и др. легковых и грузовых автомобилей, а также гипоидные передачи наземной техники, имеющие малое смещение осей

ТМ-5 

Минеральные масла с противозадирными присадками высокой эффективности и многофункционального действия, а также универсальные масла Разнообразные передачи задних и передних мостов, раздаточных коробок, дифференциалов задне- и полноприводных легковых автомобилей и другой техники; эти масла нельзя использовать в коробках передач переднеприводных автомобилей.

Классификация трансмиссионных масел SAE J 306 (JUL 98) За рубежом наиболее распространена классификация по вязкости SAE J 306 (JUL 98). Она делит масла на 9 классов, из которых 4 относятся к зимним, и 5 – к летним . Трансмиссионные масла, удовлетворяющие одновременно низко- и высокотемпературным требованиям, являются всесезонными для определенной климатической зоны и наиболее часто используются.

 70 W

-55

4,1

-

75 W

-40

4,1

-

80 W

-26

7,0

-

85 W

-12

11,0

-

80

-

7,0

11

85

-

11,0

13,5

90

-

13,5

24,0

140

-

24,0

41,0

250

-

41,0

-

Классификация трансмиссионных масел API Делит масла на категории в зависимости от конструкции агрегатов трансмиссий, условий их эксплуатации и содержания функциональных присадок.

 GL-2

Умеренные по нагрузкам и скоростям скольжения; Червячные передачи транспортных средств, обычно тракторов и с/х машин Минеральное масло с депрессорной, противопенной и антифрикционной присадкой

GL-3

Умеренно-жесткие со средними нагрузками и скоростями скольжения Механические коробки передач и спирально-конические передачи задних мостов грузовых автомобилей То же, + слабая противозадирная присадка

GL-4

Тяжелые по нагрузкам и скоростям скольжения Механические коробки передач и спирально-конические передачи задних мостов легковых автомобилей В составе должна быть противозадирная присадка средней активности. Обычно 50% присадок масла GL-5

GL-5

Очень тяжелые по нагрузкам, включая ударные в гипоидной передаче при высокой скорости скольжения  Гипоидные передачи грузовых и легковых автомобилей В составе должны быть активные противозадирные и противоизносные присадки

Условное соответствие классификаций Ориентировочное соответствие классов вязкости и групп эксплуатационных свойств, предусмотренных ГОСТ 17479.2, зарубежным классификациям.

 9

 75 W

 ТМ-1

 GL-1

12

 80 W / 85 W

ТМ-2

GL-2

18

90

ТМ-3

GL-3

34

140

ТМ-4

GL-4

-

 80 W-90

ТМ-5

GL-5

-

 75 W-90

   

 

 

Спецификации ОЕМ (информация по ZF)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Доля рынка Западной Европы в 2007 году, %

19,6

16,1

10,5

14,3

10,9

13,7

 

 

DC

ZF

ZF/ Volvo

Volvo

ZF

 Scania

ZF

 Коробки и редуктора ZF – около половины рынка западной Европы. Т.о. одобрения ZF необходимы для возможности применения СМ в агрегатах трансмиссии большинства западных ОЕМ
 ZF TE-ML 01  Механические несинхронизированные коробки передач с шестернями постоянного зацепления (коммерческие автомобили)
 ZF TE-ML 02  Механические и автоматические трансмиссии грузовых автомобиле и автобусов
 ZF TE-ML 03  Коробки передач с гидротрансформаторами для внедорожной мобильной техники
 ZF TE-ML 04  Судовые трансмиссии
 ZF TE-ML 05  Ведущие мосты внедорожной мобильной техники
 ZF TE-ML 06  Трансмиссия и гидравлические навесные системы тракторов
 ZF TE-ML 07  Передачи с гидростатическим и механическим приводом, системы с электроприводом
 ZF TE-ML 08  Системы рулевого управления (без гидроусилителя) легковых и грузовых автомобилей, автобусов и внедорожной мобильной техники
 ZF TE-ML 09  Системы рулевого управления (с гидроусилителем и маслонасосом) легковых и грузовых автомобилей, автобусов и внедорожной мобильной техники
 ZF TE-ML 10  Коробки передач типа Transmatic для легковых и коммерческих транспортных средств
 ZF TE-ML 11  Механические и автоматические трансмиссии легковых автомобилей
 ZF TE-ML 12  Ведущие мосты коммерческих транспортных средств и автобусов
 ZF TE-ML 13  Агрегаты ZF в транспортных средствах специального назначения
 ZF TE-ML 14  Автоматические трансмиссии коммерческих транспортных средств
 ZF TE-ML 19  Раздаточные коробки для грузовиков, автобусов и тягачей

Супер Т-1 GL-5

 Супер Т-2 GL-5 

 Супер Т-3 GL-5 

Полусинтетическое

Минеральное

Минеральное

SAE 75W-90

 SAE 80W-90

 SAE 85W-90 ZF ТЕ-ML MAN 342 М1
 

  АВТОВАЗ

 АВТОВАЗ

 Транс КП-1 Супер GL-4 АВТОВАЗ  Транс КП-2 GL-4  АВТОВАЗ

Минеральное

 Минеральное

 SAE75W-80

 SAE 80W-85

 АВТОВАЗ

 АВТОВАЗ

ТСп-15К, минеральное

Супер Т-1 GL-5

 Супер Т-2 GL-5 

 Супер Т-3 GL-5 

Полусинтетическое

Минеральное

Минеральное

SAE 75W-90

 SAE 80W-90

 SAE 85W-90

 АВТОВАЗ, ЯМЗ

  АВТОВАЗ, ZF ТЕ-ML 05A, 16C, 17B, 19B, MAN 342 M1

 АВТОВАЗ, ZF ТЕ-ML 05А,16С,17В,19В, MAN 342 М1

 Используются: Ведущие мосты трансмиссий легковых и грузовых а/м

 Транс КП Супер GL-4

 Транс КП GL-4

 Транс КП GL-4

Полусинтетическое

Минеральное

Минеральное

 SAE 75W-90

 SAE 80W-85

 SAE 80W-90

 АВТОВАЗ, ZF ТЕ-ML 19В

 ZF ТЕ-ML 19В, АВТОВАЗ  ZF 02A, 08, 16A, 17A,19A MAN 341Z-1, КАМАЗ
 Используются: Механические коробки и редуктора легковых и грузовых а/м Ведущие мосты грузовых а/м

 ТСп-15К

 ТАП-15В

Минеральное

Минеральное

 КАМАЗ

 
 Используются: Механические коробки, редуктора и мосты грузовых а/м, троллейбусов и спецтехники

Масла серии Супер Т уровень GL-5

Масла серии Супер Т уровня GL-5 предназначены для ведущих мостов легковых и грузовых а/м. Все масла серии производятся с использованием импортного и наиболее испытанного в мире и в России пакета присадок, который обеспечивает лучшие эксплуатационные свойства

Супер Т-1 GL-5 SAE 75W-90

Одобрения:АВТОВАЗ), (ЯМЗ)

Супер Т-2 GL-5 SAE 80W-90 Супер Т-3 GL-5 SAE 85W-90

Одобрения:АВТОВАЗ, ZF ТЕ-ML 05A, 16C, 17B, 19B, 21А MAN 342 M1

Супер Т-3 GL-5 SAE 85W-90

(Газель, Волга)

Одними из ключевых эксплуатационных свойств трансмиссионных масел являются трибологические (смазочные) свойства и в частности противозадирные свойства. Лабораторной оценкой противозадирных свойств являются показатели четырёхшариковой машины трения (ЧМТ) по ГОСТ 9490

 Показатель ЧМТ

 GL-5 85W-90, типичные значения

 Супер Т

 Конкурент № 1

 Конкурент № 2
 Индекс задира, Н

586

586

566

 Нагрузка сваривания, Н

4000

4000

3283

Масла серии Транс КП уровень GL-4

Масла серии Транс КП уровня GL-4 предназначены для механических коробок и редукторов легковых и грузовых а/м, а также ведущих мостов грузовых а/м. Все масла серии производятся с использованием импортного и наиболее испытанного в мире и в России пакета присадок, который обеспечивает лучшие эксплуатационные свойства

Транс КП GL-4 SAE 75W-90

Одобрения: АВТОВАЗ

Транс КП GL-4 SAE 80W-85

Одобрения: ZF  ТЕ-ML  02А, 17А, АВТОВАЗ  MAN 341

Транс КП GL-4 SAE 80W-90

Одобрения: ZF 02A, 08, 16A, 17A,19A, MAN 341Z-1,  КАМАЗ

 Показатель ЧМТ

 GL-4 80W-85, типичные значения

 Транс КП

 Конкурент № 1

 Конкурент № 2

 Нагрузка сваривания, Н

3479

3350

2764

Масла для автотракторной техники уровня ГОСТ

Масла ТПС-15к и ТАП-15В предназначены для механических коробок, редукторов и мостов грузовых а/м, троллейбусов и с/х и специальной техники. Проверенная и испытанная композиция присадок обеспечивает необходимые эксплуатационные свойства масла.

ТСП-15к

Допуск МВК; Многолетние поставки на КАМАЗ и УРАЛ в качестве масел первой заливки Соответствие требованиям ГОСТ 23652-79

ТАП-15В

Сбалансированное сочетание цены и качества;

Соответствие требованиям ГОСТ 23652-79

Основные конкурентные аналогиГазпромнефть серия Супер Т уровень API GL-5 Классы вязкости по SAE: 75W-90; 80W-90; 85W-90

Газпромнефть серия Транс КП уровень API GL-4 Классы вязкости по SAE: 75W-90; 80W-90; 80W-85

 

 

 

www.expert-oil.com


Смотрите также