Ремонт авто электродвигателей


Ремонт электродвигателей

Отказ электродвигателя может возникнуть при пуске или во время работы. Большинство отказов происходит из-за таких факторов, как низкое сопротивление изоляции, перегрузка по току или механических повреждений. Другие причины включают в себя проблемы условий эксплуатации и отсутствие технического обслуживания.

Большинство двигателей, независимо от типа имеют длительный срок службы и требуют минимального технического обслуживания для исправной работы. Рекомендуется регулярное обслуживание двигателей, и проверка на наличие признаков старения изоляции или других частей, которые могут отрицательно сказаться на моторе.

Регулярный осмотр и техническое обслуживание поможет выявить слабые места или детали, которые находятся на грани провала, устранить их до возникновения проблем и передачи в ремонт электродвигателей.

Электрические и механические неполадки

Существует шесть основных областей, где неисправности происходят из-за различных причин. Эти области обычно называют зонами разломов. Они включают цепь питания, качество электроэнергии, статора, ротора, изоляции и воздушного зазора.

Так как в электромоторе электрическая энергия преобразуется в механическую, то неисправности двигателей могут вызываться неполадками по электрике и механическими дефектами. Контактные щетки показаны на рисунке.

Есть много проверяющих алгоритмов в зависимости от условий эксплуатации, конструктива и т. д. Каждому человеку приходит мысль покрутить вал. Непринуждённое вращение говорит о предполагаемой исправности механической части.

Механические неисправности могут быть действительно обнаружены уже при вращении вала рукой – будет слышен скрип и стук. Если проверяется мотор постоянного тока, то причина подозрительных звуков может заключаться в дефектах щеток.

Возможна также истёртость вала – такая неисправность характерна для мотора, работа которого связана была с большой нагрузкой на шкив.

Шкив — это колесо, имеющее плоскую поверхность, или канавки для сцепления с ремнем. Хоть шкив и изготовляется из металла, однако ломается довольно часто. Из-за этого прекращается вращение движка. Чтобы этого не происходило, нужно быть осведомлённым обо всех факторах, воздействующих на исправность шкива.

Металл, из которого производится шкив, не подвергается закалке. Поэтому этот элемент достаточно хрупкий, и боится различных механических воздействий. Ненадежное присоединение вала и шкива при электромонтаже приводит к образованию люфта, создающего вибрацию деталей. Появляются трещины, а затем разлом шкива пополам.

Помимо этого, такая вибрация отрицательно сказывается на роторе мотора, теряющего балансировку.

Ремонт своими руками

Не всегда можно воспользоваться дорогими услугами ремонтного сервиса или приобрести новый товар. Если есть навыки, то целесообразным будет ремонт электродвигателя своими силами.

Разборка асинхронного движка

Так как конструкции моторов достаточно разнообразны, то для разборки модели требуется ознакомиться со схемами и руководством по ремонту.

Но популярные моторы по своим схемам схожи. Электродвигатель с короткозамкнутым ротором показан на рисунке ниже.

При разборке мотора его вал отделяется от остальных деталей, движок снимается со станины.

После этого нужно снять с вала детали механики (шкив, шестерёнка и т.п.). Открутить скрепляющие болты, после чего легонько снять ротор. Все детали очищают, смазывают и собирают заново движок.

Неполадки двигателей постоянного тока

В движках постоянного тока магнитные поля действуют друг с другом под углом, придающим валу вращающий момент. В роли переключателей выступают щетки. Катушки с магнитопроводами создают электромагнитное поле для придания момента. Как это все происходит в электродвигателе постоянного тока показано на рисунке.

Под словом «якорь» нередко понимается ротор мотора постоянного тока.

Выросший ток и образованная ЭДС приводят к искрению контактирующих щеток с другими элементами. Когда искрят щетки, ускоряется их изношенность в увеличивающейся прогрессии.

Если щетки искрят вкруговую, то ламелям требуется очистка от загрязнения.

Если катушки, щетки в нормальном виде, необходимо убедиться в целостности обмоток. Обугливание проводов указывает на необходимость перемотки либо замены якоря.

Можно также измерить сопротивление проводов мультиметром. От мощности двигателя, а также якоря зависит сопротивление, в связи с этим требуется понимать схему подсоединения якорных обмоток непосредственно данного двигателя для точности проверки. Есть приборы для поиска неисправностей в якорях.

Нахождение неисправностей электродвигателей

Чтобы найти обрыв обмоток двигателя, нужно убрать перемычки, создающие форму подключения и проверить все обмотки по отдельности.

Способ довольно надёжный, не позволяющий запутаться новичку. Для проверки понадобится омметр. Значения по прибору будут примерно нулевые. Сопротивление обмоток должно быть одинаковым для двигателей, в том числе и постоянного тока. Прозвонка ротора мотора показана на рисунке ниже.

Замена щеток

У двигателей нередко возникает проблема с изношенными щетками.

При значительно изношенных деталях мотор может не запуститься совсем. Если при подключении к сети электродвигатель порой запускается с толчками, то требуется сменить щетки.

Неполадки в магнитопроводе

Переменным током вызываются вихревые токи, которые ухудшают технические показатели мотора. Без покрытия изоляции лака может образоваться такая же ржавчина, как показано на рисунке ниже.

В инструкциях и руководствах пользователя обычно приведены наиболее часто встречаемые неисправности и методы их устранения.

Вот мы и рассмотрели основные моменты починки двигателей своими руками. Однако большинство людей обращаются за помощью к специалистам и это тоже правильно. На некоторые вопросы могут ответить только профессионалы.

Капитальный и текущий ремонт

Ремонт электродвигателей – всегда востребован, потому что двигатели широко применяются во всех жизнедеятельных сферах. Проверки агрегатов проводится в форме текущего и капительного ремонта.

Текущий ремонт – это осмотр, замена масла, измерение различных нормируемых значений и показателей. Период текущих и капитальных ремонтов установлен в правилах. Текущий ремонт проводится раз в два года, капитальный – один раз в 5 лет.

Преимущества капитального ремонта электродвигателя:

Заключение

Почему греется электродвигатель? Перегрев моторов чаще всего происходит по причине плохой изоляции. Вы сможете устранить это? Нет. А выявить замыкание пластин магнитопровода? Скорее всего, понадобится диагностика неисправностей двигателя в ремонтном сервисе. Без разборки агрегата, в том числе магнитопровода, этот изъян устранить не представляется возможным. В крупных фирмах помимо ремонта производится изготовление запчастей для электродвигателей.

electricdoma.ru

Ремонт Электромоторов 12- 24В, электромотров печки в Москве от «Рем-Зон»

Центр "Рем-Зон" выполняет профессиональный ремонт электромоторов в Москве. Наши услуги отличают:

Наши специалисты выполняют ремонт электромоторов, обслуживая автомобили и спецтехнику: ремонт легковых автомобилей, грузовиков, автобусов, седельных тягачей, легких коммерческих автомобилей, автокранов, экскаваторов, самопогрузчиков, бульдозеров, сельхоз-техники, строительной техники, автопогрузчиков, коммунальной техники.

Есть вопросы по ремонту электромоторов? Звоните по тел. (495) 925-11-41

В каждом автомобиле есть большое количество электромоторов: например, электромотор свеклоподъемника, отопителя, стеклоочистителя, центрального замка, фар, стеклоочистителей и другие. Каждый из этих элементов нуждается в своевременном техническом обслуживании и при необходимости – в выполнении ремонта электромоторов.

ЦЕНЫ НА УСЛУГИ ПО РЕМОНТУ ЭЛЕКТРОМОТОРЧИКОВ Услуга Цена Примечания
Снятие-установка электромоторчика с автомобиля от 500 руб
Диагностика электромоторчика (с разборкой) 400 руб При ремонте бесплатно
Ремонт моторчика печки 3000-5000 руб С учетом стоимости комплектующих
Ремонт моторчика стеклоочистителя 3000-5000 руб С учетом стоимости комплектующих
Ремонт моторчика вентилятора охлаждения 3000-5000 руб С учетом стоимости комплектующих

Профессиональная диагностика, проводимая специалистами компании «Рем-Зон», позволяет максимально точно определить дефекты и неполадки, тем самым позволяя специалистам в кратчайшие сроки выполнить качественный ремонт электродвигателей 12-24в. Наши центры оснащены всем необходимым спектром оборудования, с которым работает высококвалифицированный опытный персонал.

Диагностика для всех наших клиентов абсолютно бесплатная. Ремонт электромоторов сопровождается гарантией на все установленные комплектующие. Мы выполняем работы любой сложности – в том числе проводим ремонт электромоторов печки – по результатам диагностики заменяя неисправные детали и проводя комплексную очистку электромоторов печек от загрязнений. Завершающий этап – контрольная диагностика на соответствие всех параметров работоспособности.

Одно из важных направлений работы компании «Рем-Зон» - восстановление сломанных электромоторов. Это направление имеет ряд преимуществ как для клиентов, так и для экологии: не нужно тратить время на заказ новой детали и выбрасывать старую – восстановление поможет в короткий срок сделать деталь полностью исправной.

Преимущества работы с нами:

www.rem-zon.ru

Ремонт электродвигателей | Этапы работы, оборудование, причины неполадок – на промышленном портале Myfta.Ru

Любое оборудование рано или поздно выходит из строя. Электродвигатели, какие бы по надежности и прочности они не были, через определенное время эксплуатации начинают проявлять не свойственные им признаки: шумно работать, перегреваться.

Причины, по которым эти агрегаты могут выйти из строя, самые разнообразные: не соблюдение правил эксплуатации, недопустимо высокие температуры или их перепад, сильная загрязненность места работы или обычные механические повреждения. Выход из строя также может быть вызван попаданием постороннего предмета внутрь конструкции, ослаблением обмоток, выходом из строя подшипников. Поломка этого устройства может случиться очень неожиданно.

Чтобы избежать этого, нужно проводить плановые (профилактические) ремонты электродвигателей.

Устранение наиболее часто встречающихся поломок рассмотрим на примере моделей до 100 кВт. В данном случае возможен ремонт электродвигателей своими руками. В первую очередь необходимо снять защитный кожух, который обычно крепиться болтами.

После этого нужно откинуть и саму крыльчатку, затем определить, есть ли люфт в подшипниках. Для того чтобы проверить, следует и передние, и задние подшипники поднять и опустить вал довольно резкими движениями. Если подшипники вышли из строя, то люфт будет очень ощутим. Люфт нужно проверить и в горизонтальном положении. Еще один вид диагностики это включение агрегата без нагрузок и приборов охлаждения.

Для того чтобы подготовить устройство к дальнейшему ремонту, необходимо отключить его от сети. Теперь придется задействовать небольшое оборудование для ремонта электродвигателей. Для снятия муфты используют съемник, который показан на рисунке ниже.

Далее требуется осмотреть боковые крышки корпуса на наличие загрязнений от смазки. Такие загрязнения нужно вытереть сразу, чтобы не занести загрязнения на обмотки статора. На следующем этапе откручиваются болты, которыми крепятся крышки. Затем легкими постукиваниями молотком, очень аккуратно, чтобы не обломать отверстия для крепления, снимается крышку.

Должен открыться ротор. Его можно либо вытаскивать, либо производить ремонт, не вынимая его из конструкции. Все зависит от модификации и типа двигателя. Не снимая ротора, обычно проводят ремонтные работы на моделях мощностью 17 кВт. И все-таки, если ротор необходимо снять, это делается с помощью двух труб, которые надеваются на вал ротора. Ротор необходимо извлекать очень аккуратно, чтобы не повредить обмотку статора.

Далее с помощью все того же съемника снимаются подшипники. Все загрязнения от смазки, которая может попасть и на обмотку статора, удаляется с помощью авиационного керосина. После того, как все загрязнения удалены, обмотку статора хорошо просушивают. Сушку обмотки можно производят с помощью лампочки или калорифера, только параметры сопротивления в обмотке постоянно замеряют.

Так должен выглядеть электродвигатель в разобранном виде.

Одна из довольно неприятных поломок, которая может обнаружиться когда посадка подшипника на валу прослаблена. Подшипник просто проворачивается. Чинят такую поломку наплавлением на вал материала с помощью электросварки. Затем вал протачивают на токарном станке.

Но такое решение проблемы подходит только для моделей с мощностью до 100 кВт и подшипников качения. Если устройство в аварийном состоянии проработало какое-то время, при этом не сработала тепловая защита, бандаж обмотки может быть поврежден. Поврежденный бандаж снимают и делают новый. В конце нужно обязательно нанести слой мебельного или паркетного лака, так увязка приклеится к обмоткам и не будет болтаться во время работы.

После выполнения всех вышеперечисленных операций агрегат начинают собирать. Делают все в обратном порядке. Подшипники на вал надеваются разогретые. Для этого существует специальное приспособление, такое как показано на рисунке:

Такой трансформатор можно также сделать своими руками.

Надев подшипники, на место возвращается передняя крышка таким образом, чтобы подшипник полностью зашел в гнездо. Потом разогретую полумуфту надеваем на свое место и вставляем на место ротор. Потом одевается вторая крышка или сразу две, только обязательно симметрично, и затягиваются болты.

Когда болты затянуты, нужно провернуть вал рукой. Если будут перекосы, то вал не сможет крутиться свободно, будет подтормаживать. Подтягиванием болтов достигается его свободное вращение, и только после этого можно закреплять электродвигатель и делать пробный запуск. При пробном пуске вал может немного постукивать в свои торцы, но после того, как он ляжет на свое место, стук прекратиться. Это можно определить на слух.

Тогда можно устройство оставить поработать несколько минут, не подключая охлаждение или обкатать. Качество поставленных подшипников легко прослушивается. После этого ремонт можно считать оконченным. Можно выполнить покраску, если это необходимо, ведь пока нет кожуха, красить все детали будет очень удобно.

Ремонт промышленных моделей, например асинхронных, производится на специальных электроремонтных предприятиях. Ремонт асинхронных электродвигателей должен проводиться только профессионалами на специальном оборудовании после проведения целого ряда испытаний и замеров.

Особенно серьезен для таких электродвигателей капитальный ремонт. По всем техническим характеристикам они после капитального ремонта не должны уступать новым. Ремонт может быть произведен как в стационарных условиях, так и на месте установки устройства. Все агрегаты, которые подлежат ремонту, проходят три вида испытаний. Операционные испытания - это испытания, которые делаются в начале ремонта и на его этапах. Приемо-сдаточные испытания выполняются после окончания капитального ремонта.

Когда двигатель поступает на ремонт, необходимо определить, какие детали и узлы машины вышли из строя, либо уже являются дефектными и требуют замены. Для этого проводятся предремонтные испытания. На каждой стадии делаются определенные замеры, чтобы выявить дефекты в ремонте либо бракованные запчасти и материалы. Понятно, что в процессе ремонта заметить их и исправить ошибки и легче, и дешевле.

Приемо-сдаточные испытания проходят обычно те аппараты, у которых в ходе ремонта не изменилась мощность или частота вращения. Те машины, у которых эти параметры были изменены, проходят типовые испытания. Другими словами, те, которые поступили для ремонта электродвигателей без заводских щитков и готовы для пользования с номинальными данными, полученными при расчетах, которые выполнила ремонтная организация.

Не менее сложен и кропотлив ремонт высоковольтных электродвигателей. Так как этот тип работает при очень высоких напряжениях, то и требования к качеству изоляционных материалов очень высокие. Изоляция должна выдерживать высокие температуры, иметь высокую электрическую и механическую прочность.

Часто ремонт высоковольтных моделей производится на месте установки. Чтобы избежать простоя оборудования, ремонт можно произвести только частично. Заменить и перемотать только вышедшие из строя части агрегата.

К ремонту тяговых электродвигателей также предъявляются свои специфические требования. Поскольку тяговые устройства применяются в общественном транспорте (поезда метро, троллейбусы), то их внезапный выход из строя может повлечь за собой непоправимые последствия.

Поэтому благоразумней производить технические осмотры и плановые ремонтные работы заблаговременно. Перед проведением текущего ремонта агрегат необходимо обработать сжатым воздухом. Затем производится наружный осмотр. Проверяют исправность замков, крепления болтов, кожухов зубчатой передачи и т.д.

Для осмотра внутренних узлов существуют коллекторные люки. Поверхность этих люков перед открытием тщательно чистят от загрязнений. После открытия люка осматривают все видимые детали и узлы двигателя. Коллектор должен иметь блестящую полированную поверхность, не иметь царапин и подгаров. Если коллектор поврежден, необходимо найти причину этого повреждения. Затем проверяют щеточный аппарат.

myfta.ru

Ремонт электродвигателей своими руками | Онлайн журнал электрика

Съемники подшипников

В процессе обслуживания работы электродвигателей, приходит момент, когда предстоящая эксплуатация не возможна без проведения ремонта. Движок работает шумно, может наблюдаться громыхание, может визжать, очень нагреваются подшипники и др. симптомы. Это износ подшипников, к серьезному ремонту эту работу относить не стоит, это не подмена обмотки или  еще каких или других более серьезных восстановлений.Я постараюсь в этой статье обрисовать, встречающиеся поломки, которые бывают в процессе работы электродвигателей. Пойдет речь о движках, мощностью до 100 квт, и которые можно отремонтировать своими силами, не задействуя много людей и вспомогательных устройств. Сначала производим разделение агрегатов, например, будем заниматься электродвигателем, который работает в паре с насосом подачи воды, в систему отопления (сетевой насос). Снимаем задний кожух крыльчатки остывания, который крепится 3-мя либо 4-мя винтами либо болтами в зависимости от мощности электродвигателя, скидываем и саму крыльчатку.

Съемник

Последующее , что нужно сделать: это испытать и найти какой свободный ход в подшипниках и фронтальных и задних. Для этого нужно приподнять и опустить вал мотора, резкими движениями, при выработке подшипников, свободный ход будет ощущаться и это можно осознать сходу. Также нужно «прощупать» свободный ход и по горизонтали, т. е. подвигать взад-вперед. И еще одна маленькая диагностика – это включить движок и слушать его без нагрузки и без шума остывания, незапятнанный звук только мотора, а если быть поточнее – состояние подшипников. Казалось бы, для чего эти излишние хлопоты, взялись же чинить. В процессе этих нескольких шагов, вы точно во всем разберетесь, а может и не стоит пока его чинить. Непременно возьмите для себя все это на вооружение, с самых первых шагов трудовой деятельности, все это пойдет лишь на пользу. Приняли решение – поменять подшипники, значит меняем. Но, поначалу отключаем от мотора питание, таким образом, чтоб любые пробы, кого-нибудь включить, не осуществились сюрпризом.

А сейчас приступаем к разборке. Тут может быть  несколько вариантов, можно как есть, начать разборку, если вам с обеих сторон ничего не мешает. Можно просто развернуть в сторону, все находится в зависимости от места установки. Бывают случаи, когда приходится отсоединять и питающий кабель. В таком случае нужно пометить фазы, любым удобным методом, главное чтоб при возвращении в начальное положение, вы не гадали, а уверенно подключили, как было.

Электродвигатель в разобранном виде

Сначала снимаем либо стягиваем (кому, как нравиться выражаться) полумуфту съемником, созданным для этих дел. Далее поглядите, есть ли на корпусе, а точнее на боковых крышках следы, потеки либо даже кусочки вытекающей смазки. Все это нужно убрать до разборки, что бы ни занести все это позже на обмотки статора. Если все в чистом виде, начинаем снимать крышки, которые крепятся болтами, их может быть 3, 4, 5 и даже больше. Когда болты извлечены, легкими постукиваниями молоточком скидываем крышки, с одной строны постукиваем, а другую держим в натяге, чтоб не уходила вспять при ударе. Делать это аккуратненько, бывают случаи, когда обламываются «ушки» на крышке, а это уже боль в голове, и я естественно имел в этом опыт. Скинув крышки, определяемся: нужно ли вытаскивать ротор наружу либо предстоящий ремонт производить прямо на месте. Обычно в электродвигателях мощностью до 17 квт. ротор можно вытаскивать в сторону, а выше, можно производить работы на месте. Если  все-же, ротор огромного электродвигателя нужно вытаскивать, то для этой цели нужно на вал ротора, с обеих сторон надеть подходящие трубы и снова же аккуратненько извлечь ротор из статора, не задевая обмотки. Вал у нас извлечен либо остался внутри, сейчас стягиваем съемником подшипники. (Как сделать съемник для подшипников самому можно почитать здесь). Далее крышки, вал, статор понизу, удаляем вытекшую смазку из подшипников, может быть залита и сама обмотка статора. Для этих целей подойдет авиационный керосин, он сохнет отлично. Бывают случаи, что приходится мыть всю обмотку из-за сильного загрязнения смазкой, в таковой ситуации, ротор придется непременно извлечь из статора. После усердной мойки, нужно будет обмоточку просушить. Делать это можно лампочкой – одной, 2-мя либо калорифером, временами замеряя сопротивление изоляции.

Устройство для нагревания подшипников

В моей практике приходилось заниматься ремонтом огромных генераторов (карабельных), правда мыли спиртом, но немного разбавленным ацетоном (таковой коктейль в употребление не идет) и сушку после промывки производили до нескольких суток. Через промежутки времени замеряя сопротивление изоляции и записывая показания в журнальчик. В вашей ситуации, все нужно определять по состоянию, в каждом определенном случае раздельно. Но все делается по такому «сценарию». Противной бывает ситуация, когда «хорошо провернуло» подшипник на валу, короче говоря посадка подшипника прослаблена, тут только один выход — вал нужно наплавлять электросваркой, со следующей проточкой на токарном станке. Валы до 309 номера подшипника, можно опаять оловом, испытано на личном опыте. Еще желаю заострить внимание, идет речь о движках до 100 квт. и  на которых стоят подшипники качения. При работе электродвигателя в аварийном состоянии, когда температура доходит до критичной, а термическая защита не сработала, бандаж обмотки (увязка) может полопаться. В таком случае нужно извлечь все остатки увязки, сделать новый бандаж и непременно «пролачить» – нанести слой лака, чтоб увязка наклеилась к обмоткам и не болталась во время работы электродвигателя. Можно использовать мебельный либо паркетный лак.

Ремонт высоковольтных электродвигателей синхронных и асинхронных

Выполнив все перечисленные работы, начинаем собирать все в оборотном порядке. Насаживаем подшипники, за ранее их нагрев. Отлично если для этих целей у вас есть нужное приспособление – трансформатор для нагревания подшипников. Можно почитать в одной из статей на веб-сайте, как таковой трансформатор сделать самому. Надев подшипники, первую очередь одеваем переднюю крышку – до конца, чтоб подшипник, стопроцентно зашел в гнездо крышки.  Теперь греем полумуфту и насаживаем на свое место и шплинтуя шпонкой,  вставляем ротор на место, если вы его извлекали. Сейчас одеваем вторую крышку и можно сходу обе – симметрично, можно поначалу одну, потом вторую – тут различия не будет, подтягивать болтами,  немного подстукивая молотком либо кувалдочкой, смотря какой движок и параллельно закручивая и затягивая болты. Затянув болты крышек, проворачиваем рукою вал, определяем как он вертится. Если будет маленький перекос, вал будет закусывать, т. е. тормозить. Все выводим подтягиванием болтов, до момента, когда вал будет крутиться свободно. Дальше нужно закрепить движок болтами и делаем пробный запуск (за ранее снова подав питание). Во время пробного запуска у маленьких движков можно, немного подстукнуть в торцы вала с одной и с другой стороны, чтоб вал отыскал свое место. Это будет заметно на слух. И когда все выровнялось, можно дать поработать движку без остывания минут 10 – 15 – сделать первую маленькую обкатку. Прекрасно слышно, какого свойства подшипники вы поставили. Все готово – ремонт сделан. Если есть необходимость покрасить, то это нужно сделать на данный момент, пока не стоит кожух остывания и все части доступны. Ну а если краска в неплохом состоянии – ставим и фиксируем крыльчатку, кожух остывания и производим центровку агрегатов. Вот так и завершился наш ремонт до последующего обслуживания.

Ремонт электродвигателей если прослаблен подшипник

Во время обслуживания и ремонта электродвигателей изредка, но бывают случаи, когда подшипник, без натяга просто одевается на вал либо крышка просто одевается на подшипник. Предпосылок этих заморочек может быть несколько, но об этом я расскажу в собственных последующих публикациях, а на данный момент остановимся на примере, когда подшипник прослаблен в крышке.

Паяльничек 200 вт

Есть распространённые методы устранение этой неудачи, это нанесение насечки керном или зубилом и это помогает, время от времени даже очень хорошо, можно омеднять при помощи сварочного аппарата, что тоже даёт хороший результат. Всеми этими нехитрыми методами воспользовался и я. Но последние годы, я эту делему решаю методом опаивания верхней обоймы подшипника — оловом, использую паяльничек 200 вт, а нагреваю подшипник своим трансформатором для нагрева подшипников, отлично нагретый подшипник работает быстро и без заморочек, пользуюсь при всем этом кислотой для пайки. Аналогично поступаю , когда подшипник прослаблен на валу, но тут нагревать приходится только паяльничком. Мне этот способ нравится, произведя ремонт таким методом, подшипник нормально работает до последующего ремонта. И вариантов,что подшипник провернёт на валу либо в крышке фактически нет. У кого есть такие трудности с оборудованием, рекомендую вот такой способ.

elektrica.info

Ремонт асинхронного электродвигателя

В статье рассмотрим ремонт асинхронного электродвигателя и его частей. Асинхронный электродвигатель – самый простой, долговечный и распространенный электромотор. Спектр его применения: заточные станки, мини-пилорамы и другие устройства, не требующие работы от аккумуляторов и регулировки скорости. В старых стиральных машинах они работают до сих пор.

Эксплуатируются трехфазные и однофазные асинхронные электродвигатели. Некоторые трехфазные моторы приспосабливаются для работы в однофазных сетях включением подключением фазосдвигающего конденсатора.

Рассмотрим характерные неисправности асинхронных двигателей и методы их устранения.

Ремонт асинхронного электродвигателя: устранение механических неисправностей

Проблемы с механикой у асинхронных моторов связаны с износом подшипников. Определяется проблема по звуку: при увеличении зазоров в подшипниках качения шум работы двигателя становится громче, возникает вибрация. Торцевые части в районе вала нагреваются. Это приводит к высыханию смазки, подшипник, работая «на сухую», теряет свои качества еще быстрее. Иногда при остановке вала после выключения слышно, как перекатываются шарики.

Чтобы электродвигатель работал бесперебойно читайте статью про «Устройства плавного пуска двигателей»

Выход из строя подшипников не всегда связан с их старением и выработкой ресурса. Недостаточная или неправильная смазка проводит к преждевременным поломкам. Не смазываются только полностью закрытые подшипники качения, сепараторы которых закрыты от воздействия внешней среды, смазка помещается в них на заводе. Остальные смазываются Литолом-24 или ее аналогами так, чтобы она полностью обволокла сепараторы с шариками.

Устройство закрытого подшипника качения

Увеличение зазоров в подшипниках приводит к еще одному явлению: вал с ротором получает дополнительную свободу в перемещениях в радиальном и поперечном направлениях. В итоге:

Для замены подшипников нужно разобрать двигатель, при этом подшипники обычно остаются на его валу. В этом случае для их демонтажа используется съемник соответствующих размеров. Можно использовать выколотку из латуни, меди или другого мягкого материала. Выколотку прижимают к внутренней обойме подшипника. Ударяя по ней молотком и проворачивая вал, чтобы усилие распределялось равномерно, старый подшипник снимается с него. Главное – не повредить посадочное место, на которое он одевается.

Съемник для подшипников

Пример применения съемника

Если подшипник остался внутри крышки, то его выбивают, подобрав для этого подходящую по диаметру круглую болванку. Край ее можно заточить под конус, чтобы она точно оказалась в центре внутренней обоймы. Необходимо бить по болванке строго перпендикулярно плоскости подшипника, чтобы его наружная обойма не повредила посадочное место.

Для установки нового подшипника на вал двигателя используется металлическая трубка, желательно из мягкого материала. Внутренний ее диаметр должен быть чуть больше диаметра вала. Трубку плотно прислоняют к внутренней обойме подшипника и легкими ударами молотка по ней загоняют его на место.

При установке крышки следят, чтобы она садилась на место без перекосов, иначе наружная обойма подшипника повредит свое посадочное место.

На роторе двигателя установлены лопасти, предназначенные для вентиляции внутренних полостей мотора. Если происходит скол одной или нескольких лопастей, нарушается балансировка ротора. Это приводит к его биению, и подшипники выходят из строя чаще. Новый ротор найти сложно, поэтому такой двигатель придется выбросить.

Расположение лопастей вентилятора на роторе

Ремонт электрической части асинхронного электродвигателя

Признаками неисправностей асинхронного электродвигателя, связанных с электрикой, являются:

Перегрев корпуса в процессе работы может указывать на неисправность в обмотке двигателя, но чаще он свидетельствует о недопустимой механической нагрузке на валу. По той же причине срабатывает защита от перегрузки. Но она работает и при витковых замыканиях в обмотке статора. Поэтому первое, что нужно проверить после срабатывания защиты – свободно ли вращается вал, а также попытаться запустить двигатель без нагрузки, отсоединив от него агрегат.

При срабатывании защиты от коротких замыканий проверка на холостом ходу не требуется. Порядок действий при этом такой:

Действие Норма

Средство проверки

Отсоединить кабель от двигателя и проверить его сопротивление изоляции. Если оно менее 0,5 МОм, кабель заменить Мегаомметр на напряжение 1000 В
При наличии фазосдвигающих или пусковых конденсаторов – проверить их исправность Мультиметр
Проверить исправность коммутационной аппаратуры У трехфазного двигателя на него должны поступать все три фазы, иначе он перегреется и сгорит Мультиметр или указатель напряжения
Убедиться, что в барно электродвигателя нет следов короткого замыкания и перегрева контактов Визуально
Измерить сопротивление изоляции между обмоткой двигателя и его корпусом Не менее 0,5 МОм Мегаомметр на напряжение 500 В

Сопротивление изоляции, если оно равно нулю, определяется и мультиметром. Но ее увлажнение или неполное повреждение покажет только мегаомметр. Он измеряет сопротивление, прикладывая к тестируемому объекту повышенное напряжение.

Мегаомметр

Если сопротивление низкое, то обмотку статора можно попробовать просушить, пропуская через него горячий воздух от строительного фена или поместив в печь. Если корпус двигателя из силумина, температура сушки выбирается такой, чтобы его не расплавить.

Если просушка не помогла или изоляция обмоток электродвигателя равна нулю, его вскрывают и осматривают. Хотя при любом результате осмотра: механическое повреждение обмоток статора, потемнение или обугливание обмотки – статор отправляется в перемотку. Перемотать самостоятельно асинхронный двигатель очень сложно.

Если причину отключения от защиты установить не удалось, возможно, в обмотке витковое замыкание. У трехфазного двигателя оно определяется сравнением сопротивлений обмоток по фазам. У однофазных сопротивление обмоток сравнивают с паспортными значениями. Но для этого недостаточно мультиметра – его точности не хватит, чтобы почувствовать разницу. Для измерений применяют специальные приборы – омметры с классом точности 0,5 и выше.

Замыкание между собой нескольких витков приводит к нагреву замкнутого участка. Иногда его можно определить по потемнению изоляции, иногда – только прибором. В любом случае потребуется перемотка статора.

Сгоревшая обмотка статора

Еще один дефект, требующий отправки статора двигателя в перемотку – обрыв обмотки. Его можно определить и мультиметром. Иногда обрыв можно устранить, найдя места соединений обмоточного провода с выводами и место соединения обмоток в звезду. Если контакт пропал там, то провода нужно зачистить и спаять снова.

Оцените качество статьи. Нам важно ваше мнение:

electric-tolk.ru

Ремонт электродвигателей — УСЛУГИ ЭЛЕКТРИКА

Возникновение неисправностей в конструкции электродвигателей чаще всего происходят вследствие длительного эксплуатирования без ремонта и тех осмотров и проявляются в изменениях характеристик электродвигателя (изменяется частота вращения и вращающийся момент, изменчивость этих характеристик). Также причины неисправностей делят на механические, электрические и магнитные:

Самая распространенная поломка в асинхронных электродвигателях считаются всевозможные повреждения обмоток. Межфазные короткие замыкания, витковые замыкания, замыкания обмотки на корпус происходят вследствие износа изоляции, обрывы в витках обмотки возникают в местах распаек или из-за механического повреждения обмотки малого сечения.

Если к вопросу ремонта электродвигателя подойти серьезно, то он, безусловно, проработает потом весьма долго. Производить диагностику и ремонт необходимо во время плановых и внеплановых техосмотров. Мы осуществляем ремонт электродвигателей. Если поломка произошла в г. Саратове, то обращайтесь именно к нам. Мы квалифицированные электрики и не первый год предоставляем помощь по ремонту электромоторов.

Внешним признаком короткого замыкания в витках обмотки может быть:

  • Нехарактерное «гудение» электродвигателя во время работы.
  • Различие величин тока в цепях фаз.
  • Перегрев (иногда появления дыма в катушке обмоток).
  • Затрудненный пуск двигателя.
  • Витковое замыкание (КЗ в одной из фаз) может обнаружиться по сильному перегреву отдельной катушки или катушечной группы, или по возрастающему значению тока в деформированной обмотке при соединению обмоток по типу «звездочки». Во время соединения обмоток «треугольником» амперметр, подключенный к цепи поврежденной фазы, регистрирует меньший ток, в сравнении с прибором, подключенным в цепи 2-х др. фаз. Определять дефектную фазу необходимо только при пониженном напряжении.

    Витковое замыкание в обмотке ротора можно обнаружить тем же путем, используя амперметр. Обмотка ротора сильно перегревается, а величина тока в фазах непостоянна, также больше обычного нагревается обмотка статора. В случае запуска и работе с подключенным резистором в роторную цепь, оботка ротора начинает дымить, возникает характерный запах, плавящегося лака.

    В случаях, когда в электродвигателях с фазным ротором трудно диагностировать место замыкания используют индуктивный метод. Он заключается в том, что обмотку статора включают в сеть с напряжением и замеряют индуктивное напряжение между кольцами ротора. Именно их не одинаковая величина между этими кольцами и говорит нам о наличии неисправности в обмотке электродвигателя. Так, например, в случае, когда при повороте заторможенного ротора возникает неравенство напряжений, то замыкание обмотки случилось в статоре, а в случаях, когда напряжение не изменяется, замыкание случилось в роторе. Места витковых замыканий, после того как электродвигатель разобран, можно определить измерив резистивное сопротивление катушек или методом амперметра – вольтметра. Замыкание обмотки статора на корпус и меж фазное КЗ, можно диагностировать используя мегомметр. Место замыкания на корпус определяется при осмотре электродвигателя, либо применив один из спец. методов.

    Если в месте замыкания имеются только незначительные повреждения изоляции, а проводник не задет, то можно временно восстановить изоляцию использую специальные прокладки пропитанные лаком. В случае, когда, имеются повреждения проводников, или изоляция имеет значительные повреждения, необходим более глубокий ремонт, который мы можем осуществить, это может быть замена отдельной катушки или ее перемотка.

    Обрывы в обмотке электродвигателя можно обнаружить, используя мегомметр. Но, до того как начать поиск обрыва и плохих контактов в обмотке, нудно удостовериться в отсутствие данных повреждений вне обмоток электродвигателя. В случае наличия обрывов, мегомметр зафиксирует бесконечно большое электро-сопротивление.

    Наиболее частые места возникновения обрывов в проволочных обмотках располагаются не в меж катушечных соединениях, а в стержневой обмотке – в пайках (хомутиках). В короткозамкнутой обмотке роторов асинхронных электродвигателей обрывы или плохой контакт возникают в местах не достаточно надежной пайки или местах сварки. Обрывы в короткозамкнутых обмотках возникают в пазовых частях из-за механических деформаций. В роторах асинхронных электродвигателей алюминиевой обмоткой выполненной по технологии литья, повреждения могут вызываться из-за дефектов при ее изготовлении.

    Как производится ремонт электродвигателей:

    Для начала приступаем к разборке двигателя. Тут может быть несколько способов, можно приступить к разборке с обеих сторон, если вам ничего не мешает, можно развернуть в сторону, все решает место установки. В некоторых случаях требуется отсоединение питающего кабеля. При отключении питающего кабеля необходимо пометить расположение каждой фазы. В первую очередь отсоединяем (стягиваем) полумуфту съемником, специально предназначенным для этих операций. Далее удаляются (если они имеются) потеки и вытекшая смазка. Это необходимо убрать до начала разборки, иначе есть риск того, что все это попадет на обмотки статора. Когда все отчищено, приступаем к снятию крышки, которая крепится болтами (их может быть 3,4,5 и более). После того как болты свинчены, легкими ударами молотка скидываем крышку, с одной стороны, делать все необходимо аккуратно, бывают случае, когда откалываются «ушки» на крышках. Скинув крышку, необходимо удостовериться, что ротор необходимо вытаскивать наружу, или можно осуществить ремонт на месте.

    Как правило, электродвигатель, мощностью до 17квт. ротор можно вытаскивать, а свыше 17квт можно ремонтировать на месте. Когда ротор необходимо изымать, то необходимо вал ротора, по обе стороны надеть на подходящие трубы и опять же аккуратно извлечь его из статора, при этом нельзя задеть обмотку. Следующее, что необходимо сделать, это удалить остатки масла из подшипников и вымыть от нее обмотки статора, для этого применяют авиационный керосин. После всего этого необходимо просушить обмотку, для ускорения процесса можно воспользоваться лампочкой, время от времени измеряя сопротивление обмотки. После чего диагностируем обмотку, и в зависимости от степени деформации изоляции и самих проводников выбираем метод ремонта.

    При небольших повреждениях изоляции, когда токо несущие проводники не затронуты, можно воспользоваться для временного восстановления специальной «тканью» пропитанной лаком. «Ткань» необходимо лаком приклеить на поврежденное место. Необходимо повториться что данный ремонт временный, для экстренной эксплуатации мотора.

    При значительных повреждениях, как изоляции, так и проводников обмотки необходимо произвести перемотку поврежденных обмоток статора или ротора (в зависимости от того, где именно имеется повреждения). Для этого необходимо выяснить какая обмотка повреждена, далее с необходимо аккуратно удалить обмотку, посчитав при этом количество витков. Далее слесарь по ремонту электрооборудования приступает к намотке новой обмотке, поочередно наматывая виток за витком нового проводника. Операция намотки новой «проволоки» и является самой трудоемкой операцией во всем ремонте электрических двигателей, она требует предельной концентрации и опыта от того кто ее осуществляет. После того как обмотка или изоляций будет отремонтирована, начинаем собирать все в обратном порядке.

    www.compnast.ru

    Какие бывают неисправности у электродвигателя?

    С каждым годом бензиновые двигатели все больше и больше вытесняются электромоторами, устанавливаемыми на новом типе машин, именуемом электромобилями. Однако, как и двигатели внутреннего сгорания, электрические силовые агрегаты могут ломаться, вызывая проблемы в функционировании транспортного средства. Основная масса неисправностей электродвигателя возникает вследствие сильного износа деталей механизма и старения материалов, что подкрепляется неправильной эксплуатацией такого автомобиля. Причин появления характерных неполадок может быть множество, и о некоторых (наиболее распространенных) мы Вам сейчас расскажем.

    Причины неисправности электродвигателя

    Все возможные неисправности двигателя электромобиля можно разделить на механические и электрические. К причинам механических неполадок относят перекосы корпуса электромотора и его отдельных деталей, ослабление креплений и повреждения поверхности составляющих элементов или их формы. Кроме того, частой проблемой является перегрев подшипников, вытекание из них масла и появление ненормального рабочего шума. К наиболее типичным неисправностям электрической части приписывают короткие замыкания внутри обмоток электромотора, а также между ними, замыкания обмоток на корпус и обрывы в обмотках или во внешней цепи, то есть в питающих проводах и пусковой аппаратуре.

    В результате появления тех или иных неполадок, в работе транспортного средства могут наблюдаться следующие сбои: невозможность запуска мотора, опасное нагревание обмоток, ненормальная частота вращения электродвигателя, неприродный шум (гул или стук), неравное значение силы тока в отдельных фазах.

    Типичные неполадки в работе электродвигателя

    Давайте рассмотрим поломки электродвигателей более детально, определив их возможные причины.

    Электродвигатель переменного тока

    Проблема: при подключении к сети питания электромотор не развивает номинальной частоты вращения и издает неприродные звуки, а при прокручивании вала рукой наблюдается неравномерность в работе. Причиной такого поведения, скорее всего, является обрыв двух фаз при соединении обмоток статора треугольником, или обрыв при соединении звездой.

    Если ротор двигателя не вращается, издает сильный гул и нагревается выше допустимого уровня, с уверенностью можно утверждать, что виной тому обрыв фазы статора. Когда двигатель гудит (особенно при попытке запуска), а ротор хоть медленно, но вращается, зачастую причиной появления проблемы является обрыв в фазе ротора.

    Бывает, что при номинальной нагрузке на валу электродвигатель устойчиво работает, но частота его вращения несколько меньше номинальной, а ток в одной из фаз статора увеличен. Как правило, это является следствием обрыва в фазе при соединении обмоток треугольником.

    Если на холостом ходу электродвигателя присутствуют местные перегревы активной стали статора, то это значит, что из-за порчи межлистовой изоляции или выгорания зубцов вследствие повреждения обмотки листы сердечника статора замкнулись между собой.

    При перегреве обмотки статора в отельных местах, когда двигатель не может развить номинального момента и сильно гудит, причину такого явления следует искать в витковом замыкании одной фазы обмотки статора или межфазном замыкании в обмотках.

    Если весь электродвигатель перегревается равномерно, то неисправен вентилятор системы вентиляции, а перегрев подшипников скольжения с кольцевой смазкой обусловлен односторонним притяжением роторов (из-за чрезмерной выработки вкладыша) или плохим прилеганием вала к вкладышу. Когда перегревается подшипник качения, издавая при этом ненормальный шум, вполне вероятно, что причина этого кроется в загрязнении смазки, чрезмерном износе тел качения и дорожек или в неточной центровке валов агрегата.

    Стук в подшипнике скольжения и в подшипнике качения объясняется серьезным износом вкладыша или разрушением дорожек и тел качения, а повышенная вибрация – это следствие нарушения балансировки ротора из-за взаимодействия со шкивами и муфтами, либо же результат неточной центровки валов агрегата и перекоса соединительных полумуфт.

    Электродвигатель постоянного тока также может иметь свои характерные неисправности:

    Под серьезной нагрузкой якорь машины может не вращаться, а если попытаться развернуть его внешним усилием, то двигатель будет работать «вразнос». Причины: плохой контакт или полный обрыв цепи возбуждения, межвитковые или короткие замыкания внутри обмотки независимого возбуждения. В условиях номинальных значений напряжения сети и тока возбуждения частота вращения якоря может быть меньше или больше установленной нормы. В этом случае виновниками такой ситуации являются щетки, сдвинутые с нейтрального положения по направлению вращения вала или против него.

    Может быть и такое, что щетки одного знака искрят немного сильнее, нежели щетки другого знака. Возможно, по окружности коллектора расстояния между рядами щеток не одинаковые, или присутствует межвитковое замыкание в обмотках одного из основных или дополнительных «плюсов». Если к искрению щеток добавляется еще и почернение пластин коллектора, которые расположены на определенном расстоянии друг от друга, то виновником такой ситуации, скорее всего, является плохой контакт или короткое замыкание в обмотке якоря. Также, не стоит забывать и о возможности обрыва в катушке якоря, присоединенной к почерневшим пластинам.

    В тех случаях, когда темнеет лишь каждая вторая-третья пластина коллектора, причиной неисправности может быть ослабшая прессовка коллектора или выступивший миканит изоляционных дорожек. Щетки могут искрить даже при нормальном нагревании мотора и полностью исправном щеточном аппарате, что объясняется недопустимым износом коллектора.

    Причинами повышенного искрения щеток, перегрева коллектора и потемнения его большей части обычно выступают дорожки изоляции (говорят – коллектор «бьет»). При вращении якоря мотора в разных направлениях щетки тоже искрят с различной интенсивностью. Тут причина одна – смещение щеток с централи.

    Если на коллекторе наблюдается повышенное искрение щеток, то стоит проверить плотность их прилегания, а также провести диагностику на предмет наличия дефектов рабочей поверхности щеток. Кроме того, причина может заключаться в неодинаковом давлении щеток или в их заклинивании в щеткодержателе. Естественно, при обнаружении любой из перечисленных проблем ее необходимо грамотно устранить, но довольно часто сделать это могут только высококвалифицированные специалисты.

    Устранение неисправностей электродвигателя

    Качественный капитальный ремонт электродвигателей можно произвести только на специализированных предприятиях. В ходе выполнения текущих ремонтных работ выполняется разборка силового агрегата и последующая частичная замена износившихся деталей. Давайте рассмотрим порядок выполнения всех действий на примере асинхронного электрического мотора.

    На начальном этапе с помощью винтового съемника со шкива электродвигателя снимают шкив или полумуфту. После этого нужно открутить болты крепления кожуха вентилятора и снять его. Дальше, используя все тот же винтовой съемник, надо отвернуть стопорный винт и снять сам вентилятор. При необходимости, этим же инструментом можно снять с вала двигателя и подшипники, а затем, отвернув болты крепления, демонтировать и их крышки.

    После этого следует выкрутить болты крепления подшипниковых щитов и легкими ударами молотка через деревянную прокладку снять эти щиты. Чтобы не повредить сталь и обмотки, в воздушный зазор помещают картонную прокладку, на которую опускают ротор. Сборка электромотора проводится в обратном порядке.

    После выполнения ремонтных работ (особенности проведения зависят от характера поломки) электродвигатель следует протестировать. Для этого просто проверните ротор, взявшись за шкив, и если сборка выполнена правильно, то агрегат должен легко вращаться. Если все нормально, двигатель устанавливают на место, подключают к сети и проверяют работоспособность в режиме холостого хода, после чего мотор подсоединяют к валу станка и снова тестируют. Давайте рассмотрим варианты устранения неисправностей электродвигателя на примере некоторых характерных поломок.

    Итак, представим себе, что мотор не запускается из-за отсутствия напряжения в сети, отключения автомата или перегорания предохранителей. Наличие напряжения можно проверить при помощи специального устройства – вольтметра переменного тока, обладающего шкалой 500 В, или же используя низковольтный индикатор. Устранить проблему можно путем замены перегоревших предохранителей. Обратите внимание! Если хотя бы один предохранитель перегорает, двигатель будет издавать характерный гул.

    Обрыв фазы обмотки статора можно обнаружить с помощью мегомметра, но перед этим следует освободить все концы обмоток мотора. Если внутри фазы обмотки обнаружен обрыв, то двигатель придется отправить в профессиональный ремонт. Допустимой нормой понижения напряжения на зажимах двигателя при его запуске принято считать показатель в 30% от номинального значения, который обусловлен потерями в сети, недостаточной мощностью трансформатора или его перегрузкой.

    Если Вы заметили снижение напряжения на зажимах электромотора, необходимо выполнить замену питающего трансформатора или же увеличить сечение проводов подводящей линии. Отсутствие контакта сети питания в одной из обмоток статора (выпадение фазы) вызывает увеличение тока в обмотках элемента и снижение количества оборотов. Если Вы оставите двигатель работать на двух обмотках, то он просто сгорит.

    Помимо перечисленных электрических неполадок, электродвигатели могут страдать и от неисправностей механического характера. Так, причиной чрезмерного нагревания подшипников часто становится неправильная сборка этих деталей, плохая центровка мотора, загрязнение подшипников или слишком сильный износ шариков и роликов.

    В любом случае, прежде чем переходить к непосредственным действиям, следует провести полную диагностику электродвигателя и взаимодействующих с ним деталей. Процедура осмотра начинается с проверки аккумуляторной батареи, и если она находится в исправном состоянии, тогда следующий шаг – это проверка поступления питания на электросхему контроллера (ЭБУ, который управляет скоростью вращения электродвигателя). Вполне возможно, что на отрезке пути от аккумулятора до платы Вы обнаружите обрыв проводов. Поломка электронной платы – явление нечастое, но если имеются хотя бы малейшие сомнения насчет ее исправности, то лучше сразу визуально оценить состояние детали. Если имел место сильный нагрев элементов платы, Вы сразу обнаружите почерневшие и вздувшиеся участки с возможными подтеками.

    В том случае, когда автовладелец обладает хотя бы минимальными знаниями в области электроники, он может самостоятельно проверить предохранители, полупроводниковые детали (вроде диодов и транзисторов), все контакты, емкости и качество пайки.

    Когда во включенном состоянии на выходе ЭБУ имеется рабочее напряжение, то, как правило, причину неисправности стоит искать в самом электродвигателе. Сложность ремонта агрегата зависит от конкретной неисправности и типа механизма. Так, при обследовании электромоторов переменного тока с роторным питанием, прежде всего, необходимо проверить контактные щетки, ведь именно они чаще всего являются причиной поломок двигателей указанного типа. После этого следует проверить обмотки на наличие обрыва или короткого замыкания. В случае обрыва тестер не покажет никакого значения сопротивления, а при коротком замыкании – показатель сопротивления будет соответствовать нулю или единице Ома.

    Обнаружив неисправность, ее, конечно же, нужно устранить. Сделать это можно либо путем ремонта и замены вышедших из строя частей (например, щетки), либо посредством замены всего мотора на исправный аналог.

    Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Вконтакте и Instagram: все самые интересные автомобильные события в одном месте.

    Была ли эта статья полезна?Да Нет

    auto.today


    Смотрите также