Ремонт авто стартера


с чего начать? :: SYL.ru

Начинающий автовладелец после покупки автомобиля должен сразу же нарабатывать навыки ремонта. Особенно если он не хочет обращаться к официальным дилерам. Давайте разберем самые элементарные поломки. Так, часто выходит из строя стартер. Начинающие автолюбители должны уметь выполнить ремонт стартера своими руками. В сегодняшней статье мы рассмотрим этот вопрос.

Что это такое?

Итак, стартер представляет собой устройство, которое отвечает за запуск двигателя. Этот элемент раскручивает коленчатый вал двигателя внутреннего сгорания. Зачастую стартеры для разных моделей автомобилей практически ничем не отличаются друг от друга. У них одинаковое устройство и принцип действия. Различия могут быть в размерах деталей, из которых стартер состоит.

Устройство

Механизм включает в себя электродвигатель, который состоит из ротора и статора, щеткодержателя, втягивающего реле и бендикса.

Втягивающее реле предназначено для осуществления синхронной работы стартера. Когда водитель включает зажигание и пытается завести двигатель, то на это реле подается электрический ток. В результате образуется магнитное поле. Затем реле воздействует на рычаг включения, который цепляет шестеренку на маховике. Далее электрический ток поступает на обмотку самого стартера.

Якорь, или ротор, отвечает за вращение шестерни бендикса. Когда мотор запустится, якорь переходит в изначальное положение. Он оснащен возвратной пружиной, посредством которой размыкаются контакты.

Бендикс, или же обгонная муфта, как ее еще называют, необходим для контролирования скорости вращения вала. Ведущий вал должен работать на больших оборотах, нежели ведомый. Щетки, а также щеткодержатели предназначены для подачи напряжения на якорь. За счет щеток также увеличивается мощность электрического мотора.

Как найти стартер?

Опытные автолюбители уверены, что если новички сумеют выполнить ремонт стартера своими руками, то после этого они справятся и со всеми остальными поломками. Почему они так говорят? Все просто. Эта деталь установлена в очень неудобном месте под капотом. Поэтому для того, чтобы демонтировать его, придется приложить массу усилий. В большинстве автомобилей стартер находится под двигателем с водительской стороны.

Чтобы демонтировать устройство, необходимо иметь терпение и хороший набор инструментов – рожковые ключи, головки, вороток. Нелишними будут и гибкие переходники. Демонтировать элемент лучше всего на смотровой яме на эстакаде.

Зачем выполнять демонтаж?

Если планируется выполнять ремонт стартера своими руками, то прежде необходима диагностика. Невозможно без снятия правильно определить, что же вышло из строя. В процессе работы стартер очень загрязняется. Это связано с неудачным его расположением, а также с применением графитовых щеток. Так что даже если и не удастся сразу определить, почему узел вышел из строя, тщательная очистка ему вовсе не помещает. Также после демонтажа проверяют целостность всех частей и элементов.

Как отремонтировать стартер: типичные неполадки

Ресурс современных двигателей, да и не современных тоже, значительно выше, чем время работы стартера. Рано или поздно этот узел придется ремонтировать или же менять. Но не стоит спешить покупать новый стартер. Если он не работает, то причина может быть и вовсе не в нем. Иногда при диагностике выяснятся, что проблема заключалась в аккумуляторе или даже в маховике. И наконец, осуществлять ремонт стартера своими руками значительно дешевле, чем заменять его на новый.

Чтобы ремонт прошел максимально быстро, эффективно и успешно, необходимо определить причины, почему узел решил выйти из строя. Выделяют несколько самых популярных поломок.

Так, выходит из строя втягивающее реле. По этой причине шестеренка бендикса не попадет в зацепление к шлицам на маховике. Также часто можно наблюдать изношенные графитовые щетки. Эти элементы в процессе эксплуатации стираются. Но их можно заменить.

Изнашиваются и выходят из строя подшипники. Диагностируется это по достаточно сильным вибрациям. Можно наблюдать разрушенные части механизма, хотя сам стартер может работать вполне исправно. В процессе эксплуатации наибольшие нагрузки испытывают именно зубцы шестеренки на бендиксе. Через несколько лет зубцы стираются, и это является причиной, почему мотор не запускается или же заводится, но не всегда. Проблема решается заменой шестерни бендикса либо установкой нового венца маховика.

Диагностика

Для проверки работоспособности снятого с автомобиля стартера следует применять заряженный аккумулятор. Масса подсоединяется к корпусу. Положительный провод используется для поиска поломки. Если плюс подключить к соответствующему контакту на втягивающем реле, оно заработает и выдвинет бендикс при условии, что оно исправно. Если же реле не сработало, тогда его рекомендуется заменить или попытаться выполнить ремонт стартера своими руками. ВАЗ это или иномарка, не имеет значения – узел устроен одинаков на всех автомобилях. Но иногда ремонт невозможен – современные реле делают неразборными.

Если положительный провод подключить к контакту после реле, то стартер должен запуститься. Если ничего не происходит, требуется разобрать узел и искать неисправность внутри него.

Стартер ВАЗ-2110

В этом автомобиле устанавливается щеточный мотор четырехполюсного типа, с двухобмоточным тяговым реле, а также планетарным редуктором. Мощность составляет 1,55 кВт. Ток на холостом ходу – 80 А. В заторможенном состоянии устройство потребляет 700 А. В режиме максимальной мощности – 375 А.

Ремонт стартера ВАЗ-2110 своими руками начинается с демонтажа. Отсоединяют минусовой провод от АКБ, затем снимают провод с тягового реле. Далее ключом на 13 отворачивают гайку, удерживающую плюсовой шнур, и снимают его. Далее ключом на 15 отворачивают гайки на картере сцепления. Теперь можно снять стартер. Далее следует изучить схему и провести диагностику. Если ключ поворачивается, но ничего не происходит, то на стартер не поступает ток. Берут индикатор и начинают поиск утечки. Зачастую это связано с неисправностями втягивающего реле. Можно замкнуть отверткой болты на крышке реле.

Если стартер вращается очень слабо, тогда, скорее всего, села АКБ. Проверяют и АКБ, и систему зарядки. Вторая причина заключается в щетках, втулках, обмотках, редукторе, якоре, зубьях, венце и маховике. Эти детали (если проблема в них) заменяются на новые. Их можно купить в любом автомобильном магазине.

Бывает, что стартер плохо закручен. Тогда его закручивают еще сильнее. Если устройство работает исправно, но слышен шум, значит проблема в бендиксе. Стартер разбирают и меняют износившиеся детали.

ВАЗ-2106-07

Ремонт стартера ВАЗ-2106 своими руками потребует большого запаса терпения и умелых рук. Первым делом демонтируют устройство. Затем ключом на 13 ослабляют гайки, удерживающие провода на контактах втягивающего реле, и снимают наконечник провода. Далее проводят диагностику – подают на реле 12 В, а минусовой провод подсоединяют к корпусу. Омметром замеряют сопротивление на контактных болтах. Если стартер исправен, то якорь выдвинет обгонную муфту. Болты замкнутся. Если тяговое реле неисправно, его меняют на новое.

Затем со стартера снимают крышку. Чтобы проверить, в каком состоянии щетки, при помощи шлицевой отвертки отворачивают винт, удерживающий контактный провод. Удерживая пружину, извлекают одну щетку, а затем все остальные. Омметром проверяют замыкание на корпус. Далее при помощи визуального осмотра проверяют коллектор и обмотки. Если последние обуглились, это плохой признак. В таком случае ремонт стартера ВАЗ-2107 своими руками подразумевает замену якоря. Шестеренка бендикса будет легко вращаться только в одну сторону. На ней не должно быть ни сколов, ни выбоин там, где зубья соединяются с маховиком. Если шестерня изношена, ее заменяют. Также можно установить всю муфту в сборе. Затем из корпуса выдувается весь мусор. Смазывают все движущиеся детали – опорные подшипники, втулки ротора, шлицы на валу якоря. Далее стартер собирают.

Таким же образом выполняется ремонт стартера ВАЗ-2109 своими руками. Устройство узла аналогичное стартерам для классических моделей ВАЗа.

Бензиновый инструмент, скутеры

Диагностировать поломки стартера на скутере можно по такому же принципу, как и на автомобилях. Устройство и принцип работы здесь практически одинаковые. Зачастую большинство неисправностей связаны с сильным загрязнением основных узлов. Ремонт стартера скутера своими руками лучше начинать с тщательной очистки. Далее необходимо все промыть спиртом, установить новые щетки. Смазывают втулки и собирают устройство обратно. После этого узел должен заработать.

Триммеры

Процесс запуска мотокосы осуществляется путем натяжения шнура. Затем собачка входит в зацепление с зубьями катушки. Далее, если потянуть более энергично, двигатель запустится. Если дернуть очень резко и сильно, это приведет к выходу собачки и катушки из строя. Вторая причина – обрыв гибкого вала. Ремонт стартера триммера своими руками невозможен. Производители допускают только полную замену модуля.

Заключение

Итак, мы выяснили, что такое стартер и как его отремонтировать своими руками. Если механизм подает первые признаки поломки, не спешите его менять. Возможно, проблема в банально изношенном щеточном узле.

www.syl.ru

ремонт стартеров

Ремонт стартера своими руками вполне возможно выполнить в гаражных условиях и для этого совсем не нужно сложное оборудование и куча инструмента, как например для правильного ремонта двигателя. В этой статье мы рассмотрим основные неисправности современных стартеров и деталей стартера, методы их устранения своими силами, не прибегая к услугам автосервиса, и рассмотрим что может понадобиться для грамотного ремонта.

Без стартера конечно же можно завести машину, но способы будут весьма не удобными. Поэтому без преувеличения можно сказать, что поломка стартера означает, что любая машина уже не на ходу и при первой возможности следует заняться его ремонтом, что и будет описано ниже.

А для того, чтобы новичкам было легче выявить и грамотно устранить причину неисправности любого стартера, полезно знать, хотя бы поверхностно, его устройство, и об этом советую почитать вот тут. Там же описаны и основные неисправности стартера, которые не трудно повторить и в этой статье.

Основные неисправности стартера, устранение которых будет описано в этой статье, будут перечислены ниже. Большинство неисправностей современных стартеров вызываются следующими причинами: подгорание или загрязнение коллектора, зависание или износ щёток, отказ в работе тягового реле стартера и выход из строя обгонной муфты.

В тяговом реле стартера, чаще всего повреждаются (подгорают) рабочие поверхности клеммных блоков и контактной пластины, и часто они обгорают под действием тока большой силы, проходящего через них. Это случается чаще всего, когда стартер крутят достаточно долго (более 10 — 15 секунд).

Ещё одной неисправностью может быть заедание якоря тягового реле в направляющей втулке электромагнита. Ну а такие механические поломки, как выкрашивание, поломка зубьев приводной шестерни, случаются довольно редко, например если ослабли болты крепления стартера к двигателю, и они выявляются легко — внешним осмотром или прослушиванием (шум, скрежет при вращении якоря стартера).

Но прежде чем снимать стартер для ремонта с двигателя вашей машины, следует убедиться сначала, что причина отказа именно в нём. Ведь часто причиной отказа в работе стартера являются неисправности не стартера, а аккумулятора, проводов массы, или дополнительного реле на некоторых машинах.

Все неисправности стартера и как они выявляются при пуске мотора, очень подробно описаны в другой статье, ссылка на которую чуть выше в тексте. А какие неприятности могут быть при плохом контакте силовых минусовых проводов (стартера или батареи), советую почитать вот тут.

Если у вас проблемы с стартером при пуске мотора и вы хотите точно выявить неисправность, то есть узнать, что конкретно вышло из строя в вашем стартере, то советую кликнуть на вторую ссылку в начале текста и почитать, а здесь нет смысла повторяться. Здесь будет описано, как отдефектовать и отремонтировать ту или иную деталь стартера, после его разборки.

Надеюсь снятие стартера с двигателя нет смысла описывать, так как нужно всего лишь отключить от него провода и открутить два болта, прижимающие стартер к блоку двигателя. Но перед тем как начинать эту работу, не забудьте скинуть минусовую клемму с полюсного штыря вашей аккумуляторной батареи.

Далее будут описаны детали стартера и методы их диагностики и ремонта.

Обмотка статора стартера.

Обмотка пропитана электро-лаком и обмотана диэлектрической тканью, и при правильной эксплуатации стартера практически никогда не выходит из строя. Правильная эксплуатация стартера подразумевает его включение при запуске двигателя на время не более 10 — 12 секунд, после чего, в случае неудачной попытки запуска двигателя, необходимо сделать перерыв не менее 30 секунд.

Только после этого можно пытаться начинать повторный запуск. Если при включении стартера превысить 10 — 15 секунд, то возможен перегрев обмотки и порча лаковой изоляции обмотки. Ведь электродвигатель стартера не имеет принудительного охлаждения и рассчитан на кратковременную работу, ведь через обмотки при запуске проходит ток огромной силы, порядка 300- 400 ампер (сварочный ток). В результате от перегрева и порчи изоляции, появляется межвитковое замыкание.

Повреждение изоляции обмотки и её восстановление является самым сложным ремонтом, поэтому не следует допускать перегрева обмотки стартера. Проверить, имеется ли межвитковое замыкание можно визуально (оплавление бакелитового лака бывает видно и чувствуется по запаху), а более точно с помощью мегомметра.

У кого его нет, то можно проверить с помощью мультиметра, выставленного в режим омметра, но для этого следует узнать, каким должно быть точное сопротивление каждой из трёх обмоток статора.

Если же вы не знаете, каким должно быть точное сопротивление обмоток вашего стартера, а следов оплавления нет, то тогда следует хотя бы просто прозвонить статор. Для этого один щуп тестера, выставленного в режим омметра или зуммера, подключаем к клемме статора указанной чёрной стрелкой на фото выше, а второй щуп попеременно подключаем к местам, указанным красными стрелками.

При подсоединении второго щупа к клеммам 1 и 2, они должны прозваниваться (если нет, обмотки сгорели), а при подключении второго щупа к корпусу 3, не должны (если да, то обмотки коротят на корпус).

При определённых навыках и если оплавление обмоток не сильное, повреждён только лишь лак, можно попытаться восстановить изоляцию, если погрузить обмотки статора для их пропитки на несколько часов в горячий лак. Но для этого следует разобрать статор полностью и отделить обмотки от корпуса, открутив винты с потайной головкой. Изоляционную ткань разумеется тоже снимаем.

После пропитки проводов обмотки их следует опять проверить на межвитковое замыкание. Но лучше поискать новые обмотки (катушки), а если вы не уверены в своих силах, то придётся обратиться к профессионалам или искать новый или бэушный статор на разборке.

Якорь (ротор) стартера.

Ротор стартера так же имеет обмотки, которые не должны контактировать между собой (изоляция должна быть целой) и не должны контактировать с железом ротора (массой). Тоже касается и ламелей коллектора ротора. Проверяются обмотки как визуально (не должно быть оплавления и порчи изоляции), так и с помощью омметра (тестера).

Одним щупом тестера, выставленного в режим зуммера или омметра касаемся ламели (cм. фото выше), а вторым щупом касаемся корпуса ротора. Должно показать обрыв, а не замыкание. Так же проверяются и все ламели коллектора, они не должны быть замкнуты между собой или иметь следы подгорания.

Также следует зачистить тёмный налёт с ламелей коллектора с помощью 1500-ой наждачной бумаги и потом обезжирить их спиртом. Далее следует вставить вал якоря поочерёдно в втулки (подшипники скольжения)корпуса и проверить наличие люфта.

При наличии люфта вала якоря в втулках, втулки следует выпрессовать из корпуса и заменить их новыми. Так как чрезмерный износ втулок может привести к зацеплению ротора за статор, при вращении, и к порче деталей.

Некоторые стартеры (например отечественный СТ-221) в крышке со стороны коллектора якоря имеют заглушку, и чтобы добраться до втулки, заглушку следует выпрессовать из крышки. После замены втулки, заглушка вставляется на место и фиксируется с помощью керна, резьбового герметика или клея.

Редко, но бывают стартеры не имеющие втулок, и если имеется люфт ротора (якоря) в посадочных отверстиях крышек стартера, тогда придётся высверлить посадочные места в корпусах (крышках стартера) и завтулить их ремонтными втулками из бронзы. Втулки следует заказать токарю, внутренний диаметр втулок должен быть на пару соток больше диаметра вала ротора, а наружный диаметр втулок должен быть на пару соток меньше высверленного отверстия в корпусе (крышках) стартера, под прессовую посадку.

Внутренний диаметр самодельных бронзовых втулок в конце работы следует подгонять развёрткой требуемого диаметра, и этот диаметр должен быть на пару соток больше диаметра вала якоря. Лучше всего использовать регулируемую развёртку. При сборке якоря, его вал и новые бронзовые втулки, в которых вал будет вращаться, разумеется следует смазать пластичной смазкой.

Щёточный узел.

Для начала следует продуть сжатым воздухом щёточный узел от продуктов износа щёток (угольной пыли).

Теперь следует убедиться, что плюсовые щётки не коротят с массой. Для этого подсоедините один щуп тестера, выставленного в режим зуммера, к корпусу, щёточного узла (чёрная стрелка на фото). А второй щуп подсоединяйте по очереди к местам 1 и 2, указанными красными стрелками. Они не должны прозваниваться, а если «звенят», то возможно погнут щёткодержатель какой то щётки (касается корпуса), или повреждены пластиковые шайбы (что бывает крайне редко).

Далее проверяем лёгкость перемещения щёток в своих посадочных местах, а так же на износ. При нажатии на все щётки, они должны легко перемещаться и возвращаться назад без заеданий, под действием пружины.

А максимально допустимый износ щёток в мм именно для вашего стартера следует уточнить в мануале вашего двигателя (для большинства машин длина щёток не менее 12 мм). В любом случае, все четыре щётки обязательно должны касаться ламелей коллектора с определённым прижимом (давлением). Прижим щётки к коллектору можно проверить, если аккуратно просунуть тонкий скальпель или заточенную отвёртку между щёткой и коллектором и попытаться отжать её.

Если давление будет недостаточным например из-за маленькой высоты изношенной щётки или из-за неисправности (поломки) прижимной пружины, то щётки при работе стартера будут искрить, a ламели коллектора подгорать. И надёжность контакта щёток и коллектора будет с каждым оборотом якоря всё хуже.

Обороты стартера будут уже не те, а это важно для надёжного пуска двигателя зимой, особенно дизельного. К тому же следует обратить внимание на надёжную фиксацию провода каждой щётки к контактам щёточной пластины. А сами контакты не должны быть окислены.

Некоторые стартеры (например некоторые отечественные) имеют щётки, как на фото слева, которые на концах своих проводов имеют клеммы с отверстиями. Заменить такие щётки просто, открутив клеммные винты.

Но некоторые щёточные узлы сделаны так, что провода от щёток не припаяны, а соединены с помощью контактной сварки и поменять щётки новичкам, которые не имеют навыков пайки стали, не так то просто. В таком случае придётся купить щёточный узел в сборе  и просто заменить его целиком.

Бендикс стартера.

После снятия бендикса, сначала следует обратить внимание на зубья шестерни они не должны иметь следов сильного износа или выкрашивания зубьев. Далее следует проверить работу бендикса. Для этого оберните шестерню бендикса полоской картона затем зажмите шестерню большими плоскогубцами и взявшись руками за кольцо бендикса указанное красной стрелкой на фото, попытайтесь провернуть его относительно зажатой шестерни.

Кольцо, указанное красной стрелкой, должно проворачиваться без заеданий и только лишь в одну сторону. Если кольцо проворачивается и в другую сторону, или проворачивается тяжело (с заеданием) то механизм неисправен и следует заменить бендикс новым.

Втягивающее реле.

При неисправности втягивающего реле, могут быть два варианта.

Первый — это когда при повороте ключа зажигания слышны щелчки срабатывания реле, но при этом стартер не работает и лампы на панели приборов не гаснут. Такая неисправность может быть от слабой затяжки гаек крепления клемм проводов на контактных винтах втягивающего реле, или от сильного подгорания их. При подгорании контактов винтов, появляется переходное сопротивление, ухудшающее прохождение тока, или вообще пропадает контакт.

В таком случае следует проверить затяжку болтов, если не поможет, то значит они подгорели, и их следует зачистить и провернуть на 180 градусов вокруг своей оси. Причём в конце зачистки следует использовать самую мелкую наждачную бумагу, так как чем идеальнее поверхность контактов, тем лучше контакт и меньше возможности откладываться нагару.Так же следует зачистить и контактный круг (пятачок), который замыкает контактные винты реле.

Если это не поможет, тогда причина не в втягивающем реле, а в щётках, или в коллекторе ротора. Коллектор следует зачистить, а щётки заменить, если их высота менее 12 мм (для большинства машин). Так же следует проверить лёгкость перемещения всех щёток.

Второй вариант  — это когда слышны щелчки срабатывания реле, и при этом лампы подсветки на панели приборов тускнеют или гаснут (бортовое напряжение падает). В таком случае сначала проверьте полюсные штыри аккумуляторной батареи, если они окислены, то следует зачистить их и клеммы силовых проводов до блеска. Тоже самое следует сделать и с клеммами силовых проводов, приходящих к стартеру и провода массы, приходящего на двигатель и кузов машины (об этом я написал отдельную статью, ссылка на неё выше в тексте).

Так же следует проверить вольтметром напряжение на батарее, возможно оно не достаточно (менее 12,5 вольт) и аккумулятор следует подзарядить. Если и это не поможет, тогда следует проверить щётки, возможно замыкание плюсовой щётки на массу щёточного узла. Если с щётками всё в порядке, тогда остаётся последнее: замыкание или обрыв в обмотке статора или якоря.

В таком случае следует разбирать стартер и прозванивать обмотки. Но прежде чем разбирать, следует замкнуть мощной отвёрткой контактные винты втягивающего реле, если стартер не заработает, то проблемы с обмотками.

Исправность самого реле проверяется просто, для этого к уложенному на верстак стартеру подключаем провода от аккумулятора так же как на двигателе, минус к минусу (массе) плюс к плюсу, и когда плюсовой провод подсоединяем к плюсовой клемме реле, оно должно выдвинуть бендикс с шестерней вперёд.

Если реле не работает, то следует проверить её обмотку. Втягивающее реле это мощный селеноид (электромагнит) который при подключении питания к обмотке катушки, втягивает сердечник электромагнита, который связан с бендиксом. И если обмотка вышла из строя (межвитковое замыкание, замыкание на корпус или обрыв), то разумеется реле не будет работать.

Проверяется обмотка реле с помощью тестера, выставленного в режим омметра. Щупы подключаем как на фото выше — один щуп подключаем к винту, указанному чёрной стрелкой, а второй подсоединяем поочерёдно к клеммам реле. У исправного реле, при подключении второго щупа к клемме 1 (папа), омметр не должен показать обрыв, а должен показать определённое сопротивление, примерно 10 кОм (уточните для своей модели реле стартера).

А при подключении второго щупа тестера к контактному винту под цифрой 2, прозваниваться этот контактный винт должен только тогда, когда сердечник реле будет утоплен до упора (то есть когда пятак сердечника замкнёт оба контактных винта). Ну и остаётся убедиться, что обмотка реле не коротит на корпус реле.

Для этого один щуп так и оставляем на одном из контактных винтов (там где чёрная стрелка), а второй щуп подсоединяем к корпусу (цифра 3). В таком случае, если зуммер звенит, то обмотки закорочены на корпус (ищем новое реле), если нет, тогда всё в порядке.

На некоторых современных автомобилях втягивающее реле начали делать неремонтопригодным, так как корпус реле завальцован и разобрать его не так то просто. В таком случае, если что то не звонится (например подгорели контактные винты и пятак и их следует зачистить), то следует решить: пробовать развальцевать корпус, чтобы добраться до винтов, или всё же купить новое реле. Развальцевать корпус возможно, но вот нормально завальцевать не так то просто, не имея токарного станка и прокаточного ролика.

И последнее, что хотелось бы сказать. При сборке деталей стартера, соблюдайте чистоту. Все трущиеся детали, которые были смазаны и на них имеется пластичная смазка уже темного или чёрного цвета, следует обязательно промыть в дизельном топливе или керосине(отмыть старую смазку и продукты износа), а затем при сборке следует смазать их новой пластичной смазкой. Только так можно достичь большого ресурса стартера и забыть про его поломки на долгое время.

Кстати, на самом верхнем рисунке в начале статьи, красными звёздочками показаны места замены смазки, а зелёными звёздочками показаны места зачистки до блеска. Все контакты (клеммы) проводов, приходящих к стартеру, и сами клеммы стартера (контактные винты) следует зачистить до блеска и затем смазать специальной смазкой или спреем для электрических контактов Electronic Spray.

При установке отремонтированного стартера на двигатель, следует смазать и приводную шестерню бендикса. А резьбу болтов, которые крепят стартер на блоке мотора, полезно обезжирить и смазать фиксатором резьбы, это предотвратит их откручивание и поломку зубьев шестерни бендикса (и зубьев маховика).

Вот вроде бы и всё. Ремонт стартера своими руками позволит сэкономить время и деньги, к тому же при самостоятельном ремонте будет учитываться каждая мелочь и ремонт будет намного качественнее, чем в автосервисе, успехов всем.

suvorov-castom.ru

Ремонт стартера своими руками

Представить себе автомобиль без стартера достаточно сложно. Несмотря на свои малые габариты, он является важным компонентом, отвечающим за бесперебойную работу авто. Как и любое устройство, по мере эксплуатации, агрегат может прийти в негодность. И здесь, можно либо сразу заменить устройство на новое, либо попытаться выполнить ремонт стартера своими руками. В рамках данной статьи, мы разберём данный вопрос более подробно.

Предназначение стартера

Что же являет собой стартер? По сути, это электродвигатель короткого периода действия, используемый при запуске обычного автомобильного двигателя. Поскольку он не рассчитан на длительную работу, излишняя нагрузка на него, как правило, и становится причиной поломки. Выхода из подобной ситуации всего два - ремонт стартеров или же их полная замена. Давайте попытаемся «реанимировать» наше устройство.

Демонтаж агрегата

Прежде чем начинать ремонт стартера своими руками, необходимо выполнить его демонтаж, проводить который, для большего удобства и комфорта, рекомендуется на смотровой яме. Операция проводится в такой последовательности:

Для того чтобы провести качественный ремонт стартеров, требуется заряжённый по максимуму аккумулятор. Суть проверки состоит в том, что масса подключается на корпус агрегата, а посредством «плюса» диагностируется неисправность. При соединении «плюса» с контактным болтом на втягивающем реле, оно должно сработать, выдвинув бендикс наружу. При отсутствии реакции, элемент нуждается в замене.

При контакте клеммы с проводом после реле, должен запуститься сам стартер, имеющий одинаковое строение, как у иномарок, так и у отечественных образцов.

Если этого не произошло и вращение отсутствует, можно приступать к разборке и начинать ремонт стартеров.

Наиболее часто встречающиеся поломки и способы их решения

Итак, как отремонтировать стартер? Рассмотрим наиболее распространённые поломки и варианты их исправления:

  1. Реле – для его проверки устройство разбирается, после чего болты-контакты меняются на новые или же обрабатываются на особом притирочном ремне. При большой ступеньке на болте, его можно повернуть на 180 градусов и использовать по второму разу. Не рекомендуется проводить ремонт стартеров с сильно изношенной резьбой - такие элементы подлежат немедленной замене. Пятак реле, замыкающий контакты при прохождении тока, также нуждается в очистке, провести которую можно «мягким» напильником или же обычным надфилем.
  2. Проверка бендикса – выполнить данную процедуру достаточно просто. Для этого, следует зажать звёздочку бендикса в тиски, использовав для этого мягкую прокладку и провернуть в обе стороны. При исправном кольце, вращение возможно лишь в одну сторону. Если же вращение происходит в обе стороны – пришла пора подумать о замене данного элемента.
  3. Износ щёток стартера – проверка данного компонента проходит следующим образом. Откручиваются крепёжные болты и снимается крышка стартера. Отсоединяется винт, фиксирующий контактные провода, после чего отжимается пружина и извлекается щётка. Нормальная высота составляет 12 мм – при меньших размерах её необходимо поменять.
  4. Ротор – как у иномарок, так и у отечественных образцов, операция проводится следующим образом: в первую очередь выполняется очистка коллектора, в месте его соприкосновения со щётками. Затем, тормозное кольцо устанавливается в крышку щеточного узла. Если имеется трещина, кольцо склеивается или меняется на новое.
  5. Проблемы с втулками и подшипниками – зачастую, ситуация исправляется посредством замены испорченных элементов на новые.

По окончании всех операций проводится сборка стартера. Предварительно, он очищается от пыли, а все его пластмассовые составляющие покрываются специальной смазкой. Сама сборка проводится в обратной разборке последовательности.

Вот и всё, ремонт стартера своими руками окончен. Надеемся, что изложенная в данной статье информация, поможет вам, без особых проблем выполнить данную процедуру и обеспечит длительную эксплуатацию вашего автомобиля.

nashikolesa.ru

Ремонт и техническое обслуживание стартера

К основным неисправностям стартера относятся: изнашивание и загрязнение щеток и коллектора, ослабление крепления проводящих проводов, окисление контактов выключателя, изнашивание деталей муфты свободного хода и зубьев шестерни, обрыв или замыкание в ободах. Эти неисправности могут привести к тому, что стартер перестает работать или не развивает нужной частоты вращения и мощности. Кроме того, из-за неисправностей при включении зажигания якорь стартера начнет вращаться, а коленчатый вал двигателя будет оставаться неподвижным, а также может появиться сильный шум при работе стартера;Если стартер не работает, то для выявления причины неисправности необходимо включить фары и стартер: если при включении стартера накал ламп не изменяется, то это значит, что проблема либо в плохом контакте или в обрыве цепи вспомогательного реле, либо цепи основного рабочего тока стартера. Если при включении стартера накал лампы уменьшается, то это говорит о том, что наиболее вероятными причинами неполадки могут быть плохое состояние аккумуляторной батареи, либо нарушение контактов в ее клеммных соединениях, либо неисправность электродвигателя стартера. Место плохого контакта в электрической цепи, а также участок с обрывом определяются при помощи контрольной лампы, которую необходимо последовательно подключать к узлам электрической цепи. Кроме этого необходимо проверять степень заряженности аккумуляторной батареи. Если при включений стартера прослушиваются характерные щелчки, значит, тяговое реле находится в исправном состоянии.

Наиболее частыми причинами того, что при включении стартера коленчатый вал начинает вращаться очень медленно является окисление или ослабление креплений контактов рабочей электрической цепи стартера, недозаряд аккумуляторной батареи, пробуксовка роликовой муфты свободного хода. Если аккумуляторная батарея работает исправно, то стартер необходимо снять с автомобиля для детальной проверки и устранения неисправностей.Если при включении стартера якорь вращается, а маховик неподвижен, это значит, что произошла поломка поводкового кольца муфты или буферной пружины. Кроме этого причинами этой неполадки может быть пробуксовка муфты свободного хода, выпадение оси или поломка рычага муфты.Сильный шум при включении и работе стартера может появиться из-за ослабления его креплений, обрыве удерживающей обмотки втягивающего реле, а также в результате поломки зубцов шестерни привода и венца маховика. Кроме этого сильный шум после включения двигателя говори о том, что стартер не выключился. В этом случае необходимо срочно заглушить двигатель, затем отключить аккумуляторную батарею, проверить крепления стартера, а при необходимости снять его и проверить состояние зубцов шестерни привода обмоток и обмоток втягивающего реле.

Ремонт стартера включает в себя проверку работоспособности стартера на стенде, его разборку, проверку его деталей и последующую сборку.Проверка работоспособности стартера осуществляется на специальном стенде в двух режимах: в режиме холостого хода и под нагрузкой. При проверке необходимо убедиться, что соединительные провода к батарее и амперметру имеют сечение не менее 16 мм2. При подводимом напряжении в 12 В стартер должен в режиме холостого хода потреблять электрический ток силой 70-85 А, а его частота вращения должна составлять примерно 5000±500 мин-1.Повышенный потребляемый ток, низкая частота вращения, а также нехарактерный шум во время работы говорят о механических или электрических неисправностях. Уменьшенный потребляемый ток, а также пониженная частота вращения якоря при потреблении нормального напряжения свидетельствуют о нарушении контактов в соединениях проводов или в щеточном узле, таких как заедание щеток, загрязнение коллектора, износ деталей.Для испытаний стартера в нагруженном режиме на шестерню привода необходимо надеть специальное зажимное приспособление с рычагом, которое соединяется с динамометром и определяет тормозной момент. В процессе испытания производится кратковременное включение стартера, при котором по шкале динамометра происходит измерение развиваемого им усилия. Включения должны составлять примерно 4-5 секунд, чтобы не перегреть и не повредить обмотки стартера. После этого перемножают величину усилия, измеренную при помощи динамометра, на длину плеча рычага и в результате получают развиваемый стартером крутящий момент. Полученная величина развиваемого крутящего момента должна соответствовать паспортным данным.

Разборку стартера проводят в следующем порядке:1) отсоединяют от втягивающего реле вывод катушки возбуждения, затем вывод катушки возбуждения отсоединяют от крышки и после этого снимают;2) выворачивают стяжные болты, затем снимают крышку со щеками и вынимают щетки из щеткодержателей со стороны коллектора;3) разъединяют корпус с передней крышкой и вынимают якорь в сборе с муфтой свободного хода;4) снимают муфту свободного хода, для этого нужно сдвинуть ограничительное кольцо в сторону привода и удалить из проточки вала якоря стопорное кольцо.

После разборки стартера все его детали необходимо промыть, затем просушить сжатым воздухом и проверить на работоспособность.Проверка деталей стартера на замыкание осуществляется при помощи автотестера или источника питания и индикатора (контрольной лампы). При обнаружении замыкания деталь меняется на новую. На якоре стартера не допускается наличие различных механических повреждений шлицев и повышенного износа коллектора. Если на коллекторе обнаруживается значительная шероховатость, то его протачивают, а затем зачищают мелкозернистой шлифовальной бумагой.

Для того чтобы снять замкнутые катушки возбуждения необходимо при помощи пресс-отвертки отвернуть винты их крепления к корпусу стартера. При сборке стартера головки этих болтов зачеканивают во избежание самопроизвольного проворачивания.Муфта свободного хода проверяется путем проворачивания ее шестерни на ступице. Шестерня должна свободно проворачиваться относительно ступицы в одну сторону и не проворачиваться в другую. Не допускается наличие сколов и следов выкрашиваний на зубьях шестерни. Если на заходной части шестерни образовались небольшие забоины, то их можно удалить шлифовкой мелкозернистым шлифовальным кругом.Не допускается наличия на крышке стартера различных сколов и трещин. Допускается перепрессо-вывать изношенные втулки якоря.Щетки должны свободно перемещаться в щеткодержателях, сильно изношенные щетки необходимо заменить вместе с щеткодержателями. У большинства легковых автомобилей высота щеток не должна быть менее 12 мм.

Сборка стартера осуществляется в порядке обратном разборке. При сборке винтовые шлицы вала якоря необходимо смазать моторным маслом, а втулки якоря и шестерню привода лучше всего смазать смазкой «Литол-24». При сборке необходимо осуществлять регулировку осевого перемещения вала якоря путем подбора количества и толщины регулировочных шайб, которые устанавливаются на передней или задней шейках вала якоря. Расположение регулировочных шайб определяется конструкцией стартера. После сборки необходимо проверить правильность регулировки привода по расстоянию между торцом шестерни муфты свободного хода и ограничительным кольцом ее хода.

Техническое обслуживание стартера сводится к периодической подтяжке креплений приводов и очистке наружных поверхностей от загрязнений.Через каждые 45 000 км (а при необходимости можно и раньше) пробега необходимо снимать стартер с автомобиля, для того чтобы его разобрать, прочистить и проверить состояние его деталей и смазки. При этом необходимо зачищать коллектор и при необходимости заменять, изношенные щетки, а также выполнять регулировку привода и осевого перемещения вала якоря.

avtokriminalist.ru

Поломки стартера и технологии ремонта

Поломки стартера и технологии ремонта описаны в данном материале. Запустить двигатель машины без стартера – очень сложная задача. Потому при выходе его из строя машину фактически нельзя эксплуатировать. Рассмотрим главные поломки стартера и технологию их ремонта.   

Поломки стартера и технологии ремонта

Подробнее читайте на http://www.voltag-ekb.ru/ — масса полезной информации про ремонт генераторов и стартеров вашего автомобиля!

Специалисты выделяют мелкий и капитальный ремонты данного агрегата. Первый подразумевает замену некоторых составляющих элементов стартера: щеток и их держателя, втягивающего реле, подшипников либо втулок.

Поломки стартера и технологии ремонта

При капитальном же ремонте, кроме прочего ремонтируют якорь, статор, бендикс, корпус с магнитами, редуктор, приводную шестерню. Интересно, что часто дешевле купить новый узел, нежели осуществлять капремонт старого. Правда это не подходит для редких модификаций машин.

После демонтажа стартера его тщательно моют. Самая распространенная неисправность стартера – это поломка втягивающего реле. Это происходит в результате заклинивания якоря от коррозии, подгорания контактных болтов электроцепи узла, поломки обмотки. В данной ситуации нужно заменить поломанные элементы либо установить новое реле.

Ресурс щеток достаточно длителен, но все же они изнашиваются. Их просто заменяют новыми деталями. При этом желательно осуществить протоку коллектора.

При выходе из строя якоря стартера, требуется сложнейший ремонт. Причинами его поломки могут быть замыкание витков обмотки, перегорание обмотки, различные повреждения коллектора. Для восстановления работоспособности якоря нужна перемотка обмотки и балансировка. Такой ремонт стоит недешево. Кроме того, не очень много специалистов берутся за него. При сильном повреждении или критическом износе коллектора, его также заменяют новым. Мелкие же повреждения ликвидируют проточкой. Щетки также потребуется заменить. Старые могут очень быстро вывести из строя коллектор.

Прогорание обмотки статора – это достаточно редкая неисправность. У деталей отечественных машин ее можно перемотать, а вот у иномарок – нет. Потому нужно приобретать новую.

При поломке магнитов может быть два варианта решения проблемы. При их креплении при помощи клея, необходима полная замена корпуса. В случае со съемными магнитами, необходимо заменить лишь поврежденные элементы. При этом нужно не забыть специальным прибором определить полярность магнита. Дело в том, что в корпусе они находятся поочередно. При неправильном же монтаже магнита утрачивается часть мощности стартера.

При износе подшипников или втулок их заменяют. Причем осуществляют это попарно. При игнорировании данного правила случается перекос якоря стартера, что приводит к заклиниванию. Особенно актуальна данная проблема для стартеров с редуктором.

Менять или перематывать обмотку, осуществлять ремонт держателя щеток, восстанавливать соединения можно, лишь имея контактную сварку. В итоге не будет ситуации, когда соединения отпадут после перегрева. Паять в данной ситуации не рекомендуют.

Напоследок отметим несколько важных советов, предотвращающих неисправности стартера. Во-первых, никогда не нужно сдвигать авто с места стартером. Во-вторых, нельзя допускать попадания воды в узел. Нельзя ездить по слишком глубоким лужам, допускать заливание стартера при мойке и пр. При запуске мотора стартер должен работать не больше пяти секунд. Далее необходим перерыв в 20 секунд. В случае с подержанными авто необходимо раз в году перед наступлением холодов осуществлять профилактический осмотр стартера.

Поломки стартера и технологии ремонта видео инструкция — целое пособие !

Понравилась статья? Поделись с друзьями в соц.сетях:

sochi-avto-remont.ru

Ремонт стартера своими руками | Мир Автомобилей

Ремонт стартера своими руками

В прошлой статье мы рассмотрели из чего состоит стартер и принцип его работы. Но как быть, если стартер перестал крутить. Можно конечно вызвать эвакуатор и затянуть машину в автосервис, но мы такими легкими путями не привыкли идти, и хотим провести ремонт стартера своими руками. И раз уж Вы читаете эту статью, то у Вас такое же мнение.

И так, для начала нам нужно проверить провода, идущие от аккумулятора к стартеру, а также, провод от замка зажигания, идущий через реле, возможно оно у Вас и не работает. Можно поменять местами с похожим либо поставить другой, если он у Вас имеется. Если провода и реле в порядке, то придется снимать сам стартер. В зависимости от модели и марки машины стартера бывают разными по размерам и креплению, а также их месторасположению, но принцип действия у всех остается практически неизменным. Для начала, отсоедините провод массы от аккумулятора, затем открутите все провода от самого стартера. А теперь можете откручивать крепежные болты, их может быть 2 -3, смотря какая модель. Если все сделали, то перейдем к ремонту.

Для наглядности я покажу вам разборку и ремонт стартера марки BOSСH

 Перед тем как разбирать, можно еще раз проверить его, подключив к его клеммам аккумулятор, тем самым проведем ему своеобразную диффектовку и узнаем в чем, возможно, кроется причина.

После того, как мы подключили его, и он так и не заработал, то дело однозначно в щетках, либо в сгоревшей обмотке, но это мало вероятно. 

Разбираем. Для того, чтобы разобрать стартер, нужно открутить два болта. Они показаны на фотографиях ниже. 

Далее снимаем корпус вместе с якорем и щетками.  Сразу можно осмотреть редуктор. Для этого нужно снять защитную крышку (смотрите фото ниже).  Если там все в порядке, то можно смазать шестерни смазкой, закрыть крышку обратно и отложить все это в сторонку

Далее берем ту часть стартера, которая нуждается в ремонте, а именно электрическая часть — щетки, якорь.

Чтобы до них добраться, нужно вытянуть все это из корпуса. Для этого просто надавим пальцем на ось, она должна выйти без проблем, так как держится только на магнитном поле.

Далее, крестовой отверткой, выкручиваем два винта и снимаем верхнюю крышечку. Под ней находится стопорное кольцо и шайба. 

 После того, как все открутили и сняли, снимаем заднюю основную крышку, и осматриваем заднюю втулку — она так же является проблемным местом в стартере. Когда она стачивается, то ось становиться на перекос и стартеру очень трудно прокрутить двигатель, либо стартер вовсе не крутит. Так что при техническом обслуживании и ремонте стартера всегда рекомендуется менять все втулки.

Вот мы и добрались до нашего косяка( в данном случае) Одна щетка стерлась на нет, а вторая и вовсе отвалилась. Ясно, что в таком случае наш стартер никогда не будет работать. Так что если вы разобрали свой стартер, то обязательно осмотрите щетки, чаще всего причина неисправности кроется в них.

Сделать такие щетки довольно трудно, нужен очень мощный паяльник. Так как в нашем случае две щетки вышли из строя, то мы возьмем новый блок щеток. В новом блоке, внутри вставлена пластмассовая втулка, она держит щетки в сжатом состоянии. По-этому не вынимайте не в коем случае ее, а то потом будут сложности при одевании блока на сам якорь.(смотрите фото ниже)

Теперь осмотрим сам ротор.

Как Вы видите на фото выше, наш якорь изрядно пострадал от вышедших из строя щеток. Это можно исправить. Пазы, если в них имеется какая то грязь либо что то еще, можно прочистить пилкой по металлу, либо тонкой плоской отверткой. Поверхность, к которой прилегают щетки, можно зачистить и выровнить мелкой наждачкой. После того, как все сделали, собираем стартер в обратном порядке. Проверяем на работоспособность и после того ставим на автомобиль.

Примечание: Не забудьте во время обратной сборки смазать все подвижные части стартера (втулки, редуктор).

Чтобы в неподходящий момент Вы не обнаружили, что стартер не крутит, раз в год, как правило перед холодной порой года, необходимо делать техническое обслуживание. Техническое обслуживание включает в себя весь комплекс мероприятий описанных выше. После проведения этих работ увеличивается мощность стартера и уменьшается потребление тока. Вследствие этого значительно облегчается пуск двигателя в холодную пору года.

Если у Вас возникли вопросы по каким либо пунктам, напишите об этом в комментариях, в обратной связи либо на нашем форуме. 

Похожее на эту тему:

aboutcars-ac.ru

Ремонт автомобильного стартера и его устройство

Стартер представляет собой пусковое устройство двигателя, с помощью которого вал раскручивается до необходимой частоты вращения, который вполне достаточно чтобы привести двигатель в рабочий режим. Вал является узловым устройством и состоит из следующих компонентов:

Ремонт стартера своими руками

Срок эксплуатации стартера зависит от материала из которого он изготовлен, а также о длительности его использования. Автомобильный стартер устроен весьма не сложно, что позволяет в большинстве случаев, самостоятельно устранить дефект не обращаясь за помощью к станции технического обслуживания автомобилей. Если автомобиль не заводится, то этому способствуют две наиболее вероятные причины: неполадки аккумулятора или неисправности в работе самого стартера. Стоимость стартера весьма весомая и когда случается какая-либо неисправность, большинство автомобилистов просто меняют старый стартер на новый. В большинстве случаев, стартер можно не менять достаточно лишь заменить некоторые дефектные элементы.

Стартер автомобиля сделан из плотного материала с одной стороны, с другой стороны с чрезвычайно хрупкого. Материал из которого выполнен стартер быстро трескается под внешними механическими воздействиями. Поэтому, если выпала необходимость производить какие-либо манипуляции при помощи молотка, то автомобильный стартер необходимо плотно зафиксировать в дисках. Объективно невооруженным глазом нельзя точно определить дефект в стартере, так как совершенно вероятно  то, что может просто банально перегорели свечи. Вследствие этого не создаётся искры, а стартер вращается в холостую. В связи, с чем необходимо первостепенно установить истинную причину дефекта, а лишь потом начать искать способы её устранения. Для начала необходимо разобрать стартер автомобиля на отдельные его составляющие. После чего не вооруженным глазом можно будет без труда заметить, наличие или отсутствие физического повреждения того или иного элемента. Может истинная причина дефекта заключена в перегорании свечи зажигания или сразу нескольких.

Алгоритм поиска скрытого дефекта

В случае, если во время разборки дефект не был обнаружен, необходимо все составляющие стартеры разобрать еще на более мелкие элементы. Это позволит детализировать диагностический процесс и установить точную причину и локализацию дефекта. Иногда может потребоваться капитальный ремонт проводки автомобиля в случае, если изоляция выполнена не достаточно качественно или низкого качественно материала. Ил во все проблема весьма банальна, срок службы подошел к своему логическому завершению. Существует несколько базовых комплектаций: стартер с редуктором и стартер отдельно, как самостоятельная единица. Редуктор стартера имеет целый ряд преимуществ, в частности:

Самостоятельная диагностика и разборка стартера

Вначале необходимо открутить гайку крепления шунта с обмоток возбуждения, а затем болт который втягивает реле. После чего, необходимо открутить три винта, которые втягивают реле. Теперь можно снять втягивающее реле со стартера. После чего нужно открутить два винта задней крышки крепления и затем удалить непосредственно саму крышку стартера. Сейчас открылась штопорная шайба, которую необходимо также снять с якоря, для этого понадобится окрутить гайки и крепления, которые её удерживают. После снятия штопорной крышки, необходимо будет открутить два стяжных болта стартера. Теперь можно смело снимать заднюю крышку, а также необходимо удалить щетки из щеткодержателя. Затем освобождаем щеткодержатель из стартера. При разборки стартера первостепенно следует обратить внимание на:

Внутренняя проводка стартера

Теперь необходимо открутить контргайки оси вилки, а затем необходимо извлечь непосредственно саму ось. После чего нужно извлечь якорь вместе редуктором из передней части стартера. Затем необходимо отделить якорь непосредственно от самого редуктора. Теперь нужно обратить внимание на состояние редуктора, а также передней втулки. Также обязательно проверить электрическое состояние стартера, для этой цели лучшего всего использовать дефектоскоп. Например, L-36, однако, можно использовать любой другой аналогичный.

Для проверки электрического состояние, стартер необходимо уложить на приемную катушку, коснуться шипом корпуса и контрольной лампе проконтролировать контакт корпуса с приемной катушкой. Очень важно придерживаться полной последовательности алгоритма, с целью установления объективности дефекта. Плюс ко всему необходимо соблюдать высокую степень аккуратности и внимательности, чтобы во время сборки или разборки самопроизвольно не повредить какой-либо из компонентов стартера.

avtomobilisty.com


Смотрите также