Спрос ремонт авто


Как рынок автоуслуг изменился после кризиса?

Несмотря на непростую экономическую ситуацию, количество автомобилей на дорогах России стабильно растёт.

Этот факт приводит в движение не только рынок автодилеров, но и тесно связанные с ним элементы: автосервисы, мойки, АЗС и другие. Многие предприниматели уже замечают эти тенденции, но тем не менее не все отваживаются попробовать свои силы в этой специфической сфере.

Конечно, в автобизнесе, как и в любом сегменте есть свои тонкости, но тем не менее это хороший вариант для инвестирования, а недостаток знаний в этой области может компенсировать партнёрство с одним из ведущих игроков рынка автоуслуг — компанией F!T Service.

Про тенденции авторынка, а также о том, как открыть свой автосервис, имея за плечами опыт управления, средства и полное отсутствие понимания автомобильного бизнеса расскажет руководитель федеральный сети F!T Service Данил Соловьев.

Автобизнес практически не подвержен кризису

Согласно статистике, в каждом крупном городе на три жителя используется одна машина. Причем автомобиль настолько плотно вошел в жизнь человека, что он не может обойтись без него. Если взять статьи расходов городского жителя — автомобиль занимает четвертое место в семейном бюджете среднестатистического россиянина.

  1. Продукты питания
  2. Коммунальные платежи
  3. Одежда и предметы быта
  4. Автомобиль.

Как бы не сказывался кризис, люди могут немного экономить на обслуживании автомобиля, но у них не получится отказаться от него полностью. Большинство автовладельцев, продолжат использовать машину, даже если бензин подорожает в 2 раза — просто потому что в городе трудно обходиться без автомобиля.

Что касается ремонта, то стремление людей на нем экономить, автобизнесу только на руку. Потому что автомобиль — это сложный технический агрегат, в котором по мере износа одного узла — выходят из строя другие. Если вовремя не обслужить машину, это приводит к еще более дорогостоящему ремонту, что выгодно владельцам автомастерских.

Ремонт автомобилей — постоянно растущий рынок. Согласно статистике, в период кризиса, продажи новых автомобилей, хоть и снизились, но не прекратились. За последний год, автопарк увеличился на 900 тыс. автомобилей. Конечно, это существенное снижение с докризисных 1.5 миллионов в год, но 900 тыс. — почти 5% прироста автопарка в России каждый год.

Кроме того, автосервисный рынок в России еще полностью не сформирован. Во многих других отраслях уже произошло укрупнение. Даже парикмахерские и те стали сетевыми, уже не говоря о продуктах питания, банках, сотовой связи.

Если взять, к примеру, начало 2000-х, то в каждом регионе был свой маленький сотовый оператор, а сейчас сформировалась «пятерка» на всю страну.

Усложнение устройства автомобиля провоцирует рост спроса на услуги автосервисов — у автовладельца нет ни навыков, ни оборудования, ни времени, ни желания заниматься обслуживанием и ремонтом автомобиля самостоятельно. При этом, на сегодняшний день, рынок автосервисов в России всё еще пустой и неудовлетворенный.

Показательна статистика количества автосервисов: в мире на тысячу автомобилей приходится 2 сервиса, в России же только 0,9.

Рынок автосервисов в России

Любой владелец машины сталкивается с проблемой — где обслуживать автомобиль, какой автосервис выбрать? Конечно, на сегодняшний день автоуслуги многим россиянам оказывают «гаражные» мастерские, но они уже не могут полностью удовлетворить растущие потребности клиента. Не могут, ни с точки зрения профессионализма, ни с точки зрения оборудования и инструментов, необходимых для современных автомобилей. Ну, и конечно не могут предоставить необходимый уровень сервиса.

Любой человек, живущий в городе, привык во всех сферах жизни получать услуги и товары с высоким уровнем обслуживания. Приходя в «гаражную» мастерскую ему приходится слушать маты, топтаться на морозе, ждать пока починят машину, ездить из одного автосервиса в другой, потому что один занимается только двигателем, другой — только коробкой, третий — шиномонтажом.

Всё это ведёт к тому, что клиенты ищут мастерские с широким спектром услуг и с высококлассными специалистами, при этом высокий уровень сервиса сделает автолюбителя постоянным клиентом подобного предприятия. Так же этому способствует сегмент владельцев автомобилей, которые не хотят оставаться на послегарантийное обслуживание у официальных дилеров, но разрыв в уровне сервиса между дилером и «гаражом» для них слишком большой. Это заставляет их искать мастерские с сервисом и качеством как у дилера, но ценами как в «гараже».

Положительными сторонами автобизнеса, кроме роста рынка за счет увеличения автопарка и изменения предпочтений клиентов, можно назвать и «нетрендовость».

К примеру, двумя самыми популярными видами франшизы являются общепит и одежда. И оба бизнеса являются очень трендовыми, подверженными моде. Всего 10 лет назад был дикий пик популярности суши, сейчас все те, кто занимались только суши переходят на паназиатскую кухню, понимая, что суши уже не столь востребованные, они уже приелись.

С одеждой все еще хуже. Безусловно, есть мировые бренды, на которые есть спрос всегда. Но к некоторым брендам быстро теряется интерес потребителя. Потому что все постоянно хотят чего-то нового, и владелец бизнеса так или иначе должен инвестировать каждые 5-7 лет в ребрендинг, в переделку бизнеса, иногда и в кардинальное его изменение.

Отличительная черта автосервиса — отсутствие трендовости

В автосервисе, безусловно, тоже нужно повышать квалификацию персонала, обновлять оборудование. Но нет необходимости полностью менять концепцию, поэтому бизнес на ремонте машин можно назвать стабильной сферой.

Второе, что хочется рассказать читателям, особенно тем, кто хочет с нуля открываться и входить в этот бизнес. Мы видим, что самыми успешными нашими партнерами становятся те, кто пришел из других отраслей. Которые видели, как строятся отношения с клиентами на более развитых рынках, как должен работать бизнес, как он должен управляться. Такие партнеры чаще добиваются успеха.

В процессе переговоров с потенциальными франчайзи, первое возражение, которое мы чаще всего слышим: «Этот бизнес сложный». Но спустя 15 минут разговора, и рассмотрения этого рынка и нашей концепции изнутри каждый понимает, что это такой же бизнес, как и любой другой. Он точно не сложнее общепита и торговли и подчиняется абсолютно тем же законам.

Открыть автосервис легко по франшизе

Если говорить про нашу франшизу, то благодаря ей и теряется вся сложность автобизнеса. Мы с самого начала помогаем подобрать площадку, спроектировать здание, сформировать список необходимого оборудования и закупить его со скидками. Подсказываем, как правильно нанять персонал и обучить его всем рабочим процессам. Помогаем внедрить систему автоматизации так, чтобы ее потом было легко поддерживать. Даём точки контроля над этим бизнесом для того, чтобы собственник досконально понимал всю суть системы и имел рычаги управления всеми процессами.

Поэтому, имея колоссальный опыт управления автосервисом, основанный в первую очередь на собственных станциях, мы смело утверждаем, что в этом бизнесе при правильном подходе снимаются все сложности.

Автосервис требует не больше внимания, чем парикмахерская или кафе. Кроме того, это довольно простой, масштабируемый и высокорентабельный бизнес.

Самое главное во франчайзинговом предложении от F!T Service — это реальная цель компании. Которая состоит не в простой продаже франшизы, а в поиске партнеров. Мы заинтересованы в успехе нашего франчайзи, поскольку зарабатываем на продаже запасных частей.

Да, цель нашего бизнеса и построения сети F!T Service — это гарантированный канал сбыта запасных частей крупнейшего дистрибьютора в России — компании Росско, и мы являемся дочерней структурой этой компании.

Компания основана в 1997 году, и сейчас она представлена в 42 городах. Поэтому мы помогаем партнерам как на первоначальной стадии открытия, так и в непосредственной работе, развитии бизнеса. Ведь чем больше будет клиентов и заказов у нашего партнера, тем больше будет наш сбыт. Мы ничего не скрываем, это честные партнерские отношения.

Когда компании исполнилось 10 лет, мы поняли, что такого гигантского спроса на запасные части, как в 90-х, уже не будет, потому что рынок развивается и меняется. По этой причине мы стали изучать ситуацию на более развитых рынках: европейских, американских, азиатских. Анализировали как строится сбыт в иностранных компаниях. Пытались понять, какие зарубежные идеи могут прижиться на уникальном российском рынке.

И во всех странах мы увидели одну общую черту, которая стала для нас откровением: на мировых рынках нет понятия розничных магазинов запасных частей.

Весь сбыт запчастей конечному потребителю происходит в автосервисе. В те времена — начало 2000-х — в России абсолютной нормой являлась ситуация, когда человек едет в сервис, ему диагностируют неисправность, после чего он отправляется в магазин запчастей, покупает там требуемые запчасти, затем едет в другой сервис, где это могут починить. Запчасти оказываются не теми — он снова едет их менять… и никто не представлял, что может быть иначе.

Как компания-дистрибьютер мы понимали всю опасность такого пути развития для нас, потому что в России основными нашими клиентами являлись розничные магазины. При этом у нас появилось честное желание занять на этом изменяющемся рынке место основного поставщика. Сделать так, чтобы автосервисы основную часть запчастей брали у нашей компании, потому что уже на тот момент мы были не единственными в стране федеральными дистрибьютерами.

Почему вы решили развиваться по франшизе?

Мы стали думать, как заинтересовать автосервисы сотрудничеством с нашей компанией. Увидели модель франчайзинга и поняли — это реальный выход из ситуации, а также хороший цивилизованный способ партнерства двух компаний.

Способ, с помощью которого каждая из компаний получает свои полюсы, и вместе им выгоднее работать. Но уже тогда поняли, что франчайзинг франчайзингу — рознь. Бывает «лайт- франчайзинг», бывает «хард-франчайзинг». Стали рассматривать варианты. Насколько применим для нашей сферы «лайт-франчайзинг» (товарный франчайзинг). Ведь уже тогда в России рождалось много предприятий, автосервисов, развивающихся по модели товарного франчайзинга — чаще всего это были бренды машинных масел.

Но время доказало, что эта модель франчайзинга на автосервисном рынке — не применима.

Товарный франчайзинг- это тот способ партнерства, при котором на автосервис вешается вывеска и за это требуется закупка определенного товара. При этом не организовывается внутренняя структура бизнеса.

Как мы ушли от товарного франчайзинга..

Подобный подход не совсем верный в нынешних реалиях, потому что критерием выбора автосервиса для конечного клиента является профессионализм сотрудников, обеспеченность оборудованием и инструментами, способность предприятия обслуживать современные и сложные автомобили, уровень сервиса, гарантии.

Но «лайт-франчайзинг» этого не дает. А бренд масла, продаваемого в автосервисе, не является существенным критерием выбора для конечного потребителя. Если клиент потеряет интерес к «вывеске», то и автосервису франшиза перестанет быть интересна, ведь она ничего не дает. Такая модель нам не подходила.

Мы решили, что потенциальному партнеру нужно дать более эффективную модель ведения бизнеса, которая бы сочетала в себе две вещи:

Чтобы добиться всего этого необходимо иметь оптимизированные бизнес-процессы и успешную операционную модель управления этим бизнесом. Именно поэтому мы пошли по пути «хард-франчайзинга».

Но эти модели и регламенты нужно было где-то взять. Мы понимали, что можем почитать умных книжек, которые написали зарубежные и «диванные» эксперты, никогда не работавшие на нашем рынке. Но любой человек, которому мы будем эти стандарты предлагать, скажет, что это полная чушь, не подтвержденная реальным российским рынком.

Поэтому, решили, что не будем читать книжек, мы должны сами стать специалистами в этой отрасли, сами иметь собственный успешный бизнес. И только тогда можно предлагать кому-то повторять эту бизнес-модель.

Поэтому первые 5 лет мы занимались только развитием собственных станций. Открывали их в разных городах, для того, чтобы никто не мог упрекнуть нас в том, что мы что-то не знаем о каком-то региональном рынке.

Автосервис — бизнес для разных городов

Мы работаем как в маленьких городах: Черемхово, Ангарск, так и в городах-миллионниках: Омск, Новосибирск, Нижний Новгород. Станции F!T Service есть в Москве, и на Дальнем Востоке — Владивосток, Хабаровск. Наша компания представлена на юге — Махачкала, а также в Поволжье и Центральном регионе.

Проработав 5 лет, открывая собственные станции, мы еще и закрывали предприятия, и мы этим гордимся, это дало нам колоссальный опыт. Всего прекратили своё существование 3 станции под брендом F!T Service.

К концу пятого года мы получили очень успешный, стандартизированный собственный бизнес, который уже тогда умели хорошо масштабировать, и продолжаем развивать собственную сеть даже сейчас. Мы не остановились на достигнутом.

Стратегический план к 2020 году — количество собственных станций 50, что будет составлять 10% от общей сети.

К концу 2005 года мы вернулись к первоначальной идее — франчайзинговая модель развития, для того что бы построить гарантированный канал сбыта запасных частей для Росско.

В первый год развития франчайзинговой сети мы убедились, что у нас есть опыт и бизнес-концепция, которая способна работать не только в наших руках, но мы можем передавать эти ценности своим партнерам. Для этого мы взяли трех партнеров и проработали с ними год (кстати — все эти три франчайзи открыли уже по второй станции под нашим брендом и делали они с прибыли накопленной с первых автосервисов). Спустя год мы увидели, что их бизнес успешен, развивается по нашим планам. Франчайзинговые станции работают по единым стандартам, сохраняя высокий уровень сервиса и качества услуг.

А мы получаем то, что хотели: стабильный сбыт запчастей.

Начиная с 2014 года, мы начали активно развивать сеть по франшизе, сначала на территории Сибири, затем и по всей России. Сейчас мы представлены практически в каждом регионе. И у нас действительно получилось построить федеральную сеть, которая очень востребована потребителями.

Потому что F!T Service — это приемлемые цены при высоком уровне профессионализма и сервиса для клиентов. Благодаря продаже франшиз мы даем возможность пользоваться услугами одной сети автосервисов в любой точке города, региона, страны. И самое главное — это хороший и успешный бизнес для наших партнеров — для франчайзи, которые продолжают развивать сети внутри Сети, открывая вторую, третью, четвертую станции под нашим брендом.

Спустя год мы спросили наших партнеров:

«Почему вы до сих пор не ушли из нашей сети, ведь все знания и модели уже вам переданы? Бизнес-процессы, ноу- хау, которые у нас есть — обратно эти знания не изъять, как бы мы не пытались защитить интеллектуальную собственность с точки зрения закона?»

Все франчайзи ответили, что самое важное, что есть в сети и почему они держатся за нее, помимо постоянного развития — экономическая целесообразность быть в ее составе.

Внутри крупной компании работать дешевле из-за того, что большая часть затрат централизована. Для каждого участника такое сотрудничество получается выгоднее, чем если бы он пытался делать это самостоятельно.

Ссылка на источник

franchise.fitauto.ru

Автосервисы: сезонные колебания спроса по видам работ

Спрос на услуги автосервиса по видам работ

С практической точки зрения анализ интереса к услугам автосервиса с разбивкой по видам работ представляет значительно больший интерес, поскольку, имея дело с конкретикой, мы сразу переходим от "средней температуры по больнице" к рассмотрению состояния рынка в определенном сегменте, для которого действуют совершенно конкретные факторы, выявление которых как раз и позволяет управлять загрузкой СТО, или хотя бы понимать откуда дует ветер.

Спрос на ремонт ходовой части

Автосервисы, спрос на ремонт ходовой части

Пик спроса на ремонт ходовой части смещен на май месяц, что объясняется подготовкой автомобилей к летнему сезону и устранением неисправностей ходовой, накопленных за весну - то время, когда из-под снега вылезают последствия температурного удара по асфальтовому покрытию. Шутка о том, что по весне вместе со снегом сходит и асфальт, лишь отчасти является шуткой, и в апреле автосервисы наблюдают эффект роста спроса на ремонт ходовой части.

Спрос на ремонт двигателя 

Автосервисы, спрос на ремонт двигателя

Наивысшая точка спроса услуг на ремонт двигателя приходится на февраль. В целом график повторяет общую кривую интереса к автосервису. Следует, пожалуй, отметить тот факт, что амплитуда колебаний спроса достигает 100% от минимального значения. В практическом смысле это означает перегрузку зимой и простои летом. Спрос на ремонт глушителей. Автосервисы, спрос на ремонт глушителей. Интерес к работам по ремонту глушителей показывает интересную динамику в течении года. Из приведенного графика можно сделать вывод об отсутствии сезонных колебаний спроса, одновременно с существенными скачками внутри краткосрочных периодов в 1 - 2 месяца. Другая интерпретация статистических данных может быть, например, такой - ремонт глушителей интересует автомобилистов круглый год с 50-ти процентным усилением спроса к ноябрю и маю.

Спрос на ремонт коробки передач

Автосервисы, спрос на ремонт коробки передач

Пик спроса на ремонт коробки передач приходится на май, а в августе мы имеем спад. Начиная с сентября наблюдается стабильный рост спроса до мая месяца. Разница значений максимума и минимума достигает 2-ух раз, что свидетельствует о существенном сезонном колебании спроса.

Спрос на кузовной ремонт

Автосервисы, спрос на кузовной ремонт

Динамика спроса на кузовной ремонт не вызывает удивления - пик наблюдаем в феврале, спад - летом. В кривой имеется также два локальных провала - новогодние праздники и конец марта - начало апреля. Последний, возможно, связан с оживлением продаж на автомобильном рынке, когда люди заняты покупкой и продажей того, что уже отремонтировано. Годовая амплитуда колебаний достигает 100 процентов от минимума, что дает существенную сезонность загрузки кузовных и малярных цехов автосервисов.

Практический подход: зачем нужны маркетинговые исследования

Рынок порождает множество мифов, которые имеют свойство распространяться через перепечатки и пересказы. Многочисленные публикации "голодных" на актуальные данные СМИ порождают ощущение достоверности искаженной, перевранной информации. Сила печатного слова такова, что мы начинаем наперекор собственному опыту принимать за руководство к действию утверждения неспециалистов, являющиеся повторением чужих мнений.

Конечно, в основе любого мифа, как правило лежит факт. Известно также, что факты имеет смысл рассматривать только в контексте. Хула клиента на автосервис за некачественно выполненную работу вполне может быть вызвана некоторым фактом. Но при рассмотрении совокупности событий, сопутствующих этому факту, вполне может оказаться, что работу выполнил не тот, не тогда, и вообще ремонтировали ходовую, а у клиента отвалился глушитель.

В качестве аксессуаров разговорного жанра мифы никому не мешают, но беда в том, что на основе общепринятых представлений порой принимаются бизнес-решения. Например, решение осваивать ремонт автоматических коробок передач, принятое на основании утверждения, что количество машин с автоматической коробкой неуклонно растет. Для взвешенного решения необходимо еще учесть степень "ломаемости", а также конкурентную ситуацию на локальном рынке - т.е. потребность в услуге.

Исследования позволяют выявить услуги, по которым спрос превышает предложение. Конечно, для этого требуется изучить не только спрос, но и предложение, имеющееся на рынке. В ходе изучения спроса на услуги автосервиса, в частности, была выявлена услуга, интерес к которой растет невзирая на сезонность.

Речь идет об удалении вмятин без нарушения лакокрасочного покрытия по технологии PDR. Последние 11 месяцев наблюдается стабильный рост интереса к услуге, который в относительном исчислении увеличился вдвое с сентября 2008 года по август 2009 года. Практический смысл этой информации состоит в том, что освоение технологии PDR на базе действующих автосервисов почти наверняка будет успешным с точки зрения востребованности клиентами.

Пренебрежительное отношение мэтров кузовного ремонта к новой технологии из-за ее очевидной "косметичности" не способно переломить ситуацию. Фактически мы имеем дело с социальным заказом - клиент хочет, чтобы его автомобиль привели в порядок без покраски. И если за дело не возьмутся опытные кузовщики, то технологию освоят слесарные автосервисы, или будут созданы специализированные станции устранения вмятин без покраски.

Среди партнеров сети ТЕХКОНТРОЛЬ есть автосервис, освоивший технологию PDR - компания "АВМ", и готовый делиться с коллегами своими наработками. Вот график роста интереса к новой технологии, выводы делайте сами: Автосервисы, спрос на удаление вмятин без нарушения лакокрасочного покрытия. ТЕХКОНТРОЛЬ желает Вам успеха в развитии вашего бизнеса!

 

 

www.mtcontrol.ru

Официальные дилеры теряют рынок кузовного ремонта

Компания «GIPA Россия» провела исследование рынка услуг, связанных с ремонтом кузова автомобиля. Результаты этого исследования были обнародованы 3 сентября на заседании Клуба руководителей автобизнеса в Москве. Учитывая приближение зимы, встреча менеджеров рынка автосервисных услуг была преимущественно посвящена увеличению прибыли кузовного участка.

 

 

В своем выступлении генеральный директор компании «GIPA Россия» Александр Груздев довольно подробно описал, как изменилась ситуация на российском рынке кузовного ремонта в период с 2010 по 2012 год. Основную идею выступления можно выразить в двух словах: «Спрос на услуги растет, однако в денежном выражении объем рынка сокращается». А теперь давайте разберемся, почему это происходит.

 

Но для начала предлагаем вам посмотреть на диаграмму 1.

 

 

 

Здесь отражены ожидания участников рынка от сегмента кузовного ремонта. Как следует из данной иллюстрации, подавляющее большинство официальных дилеров верит в то, что услуги по ремонту и покраске кузова являются перспективными и позволят бизнесу развиваться. Более того, ожидания официальных дилеров от сегмента услуг, связанных с ремонтом кузова, намного выше, чем у независимых СТО. Лишь 60-64% менеджеров из сегмента aftermarket связывают развитие собственного бизнеса с развитием услуг по ремонту кузова, в то время как в среде руководителей дилерских сервисных центров эта цифра составляет 73-80%.

 

Однако если мы посмотрим на реальную картину, то ситуация окажется не такой радужной, как рисуют её себе участники рынка кузовного ремонта. По данным «GIPA Россия», за период 2010-2012 гг. данный рынок сократился на 16%! Это при том, что за этот же период автомобильный парк в России вырос на 10% (см. диаграмму № 3). Вот как комментирует ситуацию сам Александр Груздев:

 

«Если мы посмотрим на диаграмму «Уровень аварийности» (диаграмма 2), то увидим, что в течение последних пяти лет этот показатель снижался. В 2009 году каждый десятый автомобилист в России становился участником ДТП. Сегодня этот показатель на 2% ниже. Впрочем, в силу того, что число автовладельцев продолжает расти, в количественном выражении столкновений на дорогах не стало меньше. Почему же происходит сокращение рынка кузовного ремонта? Ответ на этот вопрос мы видим в диаграмме «Доля официальных дилеров на рынке кузовного ремонта» (см. диаграмму 4 - ред.). В 2012 году этот показатель заметно сократился — с 28% в 2010 году до 21% в текущем. Параллельно с этим мы наблюдаем заметный рост доли присутствия на этом рынке у независимых СТО и специализированных станций кузовного ремонта. Доля независимых автосервисов выросла с 43 до 50%, а доля кузовных станций – с 4 до 11% (см. диаграмму 5)».

 

 

 

 

 

Очевидно, что стоимость услуг на независимых автосервисах и станциях кузовного ремонта кузовного ремонта заметно ниже, чем у официальных дилеров. Во-первых, официальные дилеры в своей работе руководствуются теми регламентами выполнения работ, которые им диктует завод-изготовитель, а эта технология сама по себе более дорогая, хотя бы в силу применения дорогостоящих лакокрасочных материалов. Во-вторых, наценка на услуги у официальных дилеров традиционно выше, чем у независимых СТО. Вот и получается, что снижение числа клиентов у официальных дилеров приводит к тому, что маржинальность услуг по ремонту и покраске кузова также снижается.

 

Это довольно тревожная тенденция для рынка. Если ситуация не изменится, то в скором времени данная сфера услуг может стать уделом мелких гаражных мастерских, которые не в состоянии обеспечить стабильное качество ремонта. Продавцы оборудования и материалов для кузовного ремонта в регионах уже сегодня указывают на то, что доля «гаражей» на рынке слишком высока. «Гаражные» мастерские, по словам дистрибьюторов ЛКМ и окрасочного оборудования, практически не используют в работе современные инструменты и лакокрасочные материалы из средней и верхней ценовой категории. Окраска и сушка в таких предприятиях выполняется без использования окрасочно-сушильных камер, имевшиеся мелкие дефекты в результате такой работы попросту заполировываются. Естественно, есть и такие мастерские, которые задумываются о собственном развитии и со временем переходят в категорию независимых кузовных СТО, но при смене статуса они начинают испытывать всё те же трудности. Высокая конкуренция на рынке кузовного ремонта не позволяет им поднимать расценки на ремонт. Низкий средний профессиональный уровень маляров приводит к проблемам с качеством работ. И все же независимые СТО довольно гибко реагируют на изменения рынка, в отличие от официальных сервис-центров, чья деятельность забюрократизирована предписаниями производителей и импортеров автомобилей. Высокая скорость принятия решений позволяет сегодня независимым СТО успешно конкурировать с официальными и компенсирует им нехватку денежных ресурсов.

 

Что же остается дилерам? Ответ на этот вопрос пытались найти члены клуба «Автобосс». Если суммировать все сказанное экспертами на собрании, то можно выделить несколько направлений развития:

 

• снижение косвенных и не обязательных расходов,

• развитие сотрудничества со страховыми компаниями,

• повышение профессионального уровня,

• повышение качества работ.

 

Доклад на тему непроизводственных убытков и воровства на  станции кузовного ремонта представил директор кузовного направления ГК «Независимость» (г. Москва) Илья Колбин. Он отметил, что воровство на предприятиях принимает самые разные формы — от безобидного воровства канцелярских принадлежностей до организации целых сообществ, которые организуют на станции ремонт левых автомобилей, которые не оплачивают в кассу полную стоимость услуг. По словам Ильи Колбина, в борьбе с этими явлениями необходимо задействовать все возможные и доступные администрации способы. Наибольший успех эта деятельность приносит тогда, когда на СТО ещё не сформировался порочный круг, в который вовлечены сотрудники из разных отделов. С организованной структурой бороться очень сложно, тем более, что одновременное увольнение сразу нескольких мастеров кузовного ремонта может привести к серьезным проблемам на предприятии.  Вообще, кадровая проблема – одна из самых острых в этой сфере бизнеса. Сергей Кудрявцев, Технический директор ГК «Автоград» (г. Тюмень), посвятил свой доклад методам подготовки и подбора персонала для станций кузовного ремонта. По его мнению, самый легкий способ подбора персонала – найти уже подготовленный. Но у этого решения есть и оборотная сторона.  Мастер кузовного ремонта с большим опытом работы на стороне, как правило, хуже поддается обучению, нарушает предписанную технологию ремонта, меньше заинтересован в сохранении своего рабочего места («Я себе работу найду»), требует более высокой оплаты труда. С. Кудрявцев считает, что данный способ подбора персонала менее эффективен, чем «метод наставничества». Создание на предприятии системы обучения новичков более опытными мастерами кузовного ремонта, по словам докладчика, имеет гораздо больше плюсов. Во-первых, снижается фонд оплаты труда, поскольку ученики получают минимальную заработную плату в период освоения профессии. Во-вторых, все новые мастера кузовного ремонта изначально получают правильные знания о технологии ремонта и не пытаются использовать в работе свой ранее приобретенный опыт. В-третьих, сотрудники, которые вырастают внутри организации, меньше склонны к смене места работы, если их устраивают условия. Однако для организации такой системы руководителю придется преодолеть неизбежное сопротивление со стороны «наставников-мастеров» кузовного ремонта, которые вряд ли обрадуются тому, что их обяжут проводить обучение новичков.

 

Наиболее эффективный метод, судя по опыту ГК «Автоград», - создание собственных учебных центров. Несмотря на то, что организация учебного центра требует дополнительных затрат, именно этот метод позволяет быстро подготовить необходимое число мастеров кузовного ремонта, а обучение в рамках полноценного курса с помощью сертифицированных технологов предполагает более глубокое освоение профессии мастера кузовного ремонта.

 

В этом же докладе С. Кудрявцев отметил, что, в общем, объем заказов ГК «Автоград» доля физических лиц составляет менее 20%. Основная масса работ приходится на выполнение заказов страховых компаний, поэтому создание правильных методов работы со страховщиками является одним из важнейших этапов развития любого официального сервисного центра. Более подробно на этом вопросе остановилась Ольга Чиркова, генеральный директор финансового брокера по Татарстану ГК «РРТ» (г. Казань). Она отметила, что для автоцентра крайне важно правильно подобрать себе партнеров на страховом рынке. Кроме того, она посоветовала всем участникам рынка более активно включаться в работу с клиентами по системе удаленного урегулирования убытков. Для подавляющего числа платежеспособных автовладельцев вопрос экономии времени в случае ДТП принципиально важен. Если вы и ваш партнер (СК) сможете предложить ему максимально быстрое решение проблемы, без волокиты, этот клиент станет вашим. Это будет серьезным конкурентным преимуществом для вашего автоцентра.

 

Если вы научитесь оперативно работать с заказами, которые поступают к вам от страховых компаний по системе удаленного урегулирования убытков, то вы получите существенное конкурентное преимущество по сравнению с другими центрами. В этом случае вероятность отправки данного клиента из страховой компании в другой автоцентр будет исключена. Однако для того, чтобы добиться такого результата, вам придется привести весь ваш документооборот в соответствие с требованиями страховщиков, а они у всех разные.

 

Материалы подготовлены отделом маркетинга журнала "Автобизнес. Спецтехника и грузовые автомобили"

automediapro.ru

Продвижение автосервиса

Главный и самый важный ресурс для любого сервисного центра – это клиенты и их доверие. Однако чтобы клиент хотя бы один раз переступил порог вашего сервиса и остался с впечатлением глубочайшей симпатии на долгие годы, придется расстараться. Успешность «стратегической подготовки» и ее осуществления по привлечению и удержанию владельца автомобиля состоит из множества компонентов, и исключение хотя бы одного из них влечет за собой соответствующие  последствия. Разобраться в том, как сделать свой автосервис успешным, нам поможет бизнес-тренер, автор книги «Прибыльный автосервис» Дмитрий Дубровский.

 

Все клиенты автосервисов подразделяются  на три основных категории: те, которые обратились к вашим услугам в первый раз и их доверие только предстоит завоевать; те, которые случайно под властью обстоятельств оказались на вашей СТО, и, конечно же, постоянные клиенты, в том числе корпоративные, настоящий клад для любого сервисного предприятия, который нужно надежно охранять, холить и лелеять. Очень часто руководители автосервисов допускают грубую ошибку, когда получив лакомый кусок из постоянных клиентов, предпочитают остановиться и почивать на лаврах. Нередко можно слышать фразу из разряда «а нам больше и не надо», либо «нас и так все знают». Как продемонстрировал кризис, и на постоянство «есть проруха». Кроме того, автовладелец может поменять марку машины, переехать или просто остаться без автомобиля.  Поэтому  во избежание подобных  ситуаций необходимо постоянно прилагать усилия для привлечения «новеньких» и удержания «стареньких» клиентов.

 

Первым и самым незатратным источником получения новой клиентуры остается пресловутое «сарафанное» радио. Русский человек прежде чем решиться куда направить свои стопы опросит все свое окружение, и взвесив все за и против выберет себе автосервис. Поэтому схема «Петя сказал Васе …»  - беспроигрышна, а от СТО требуется только качественно выполнить свою работу за адекватную цену.

 

Следующим и основным источником является реклама, которая требует порой ощутимых затрат. Они в свою очередь напрямую зависят от того, какой канал информирования потенциальной клиентуры вы выберете.

Здесь в игру вступает тяжелая артиллерия – маркетинг, который представит спектр инструментов и возможные способы продвижения. Первым делом нужно провести тщательную подготовку:

Дмитрий Дубровский: «В любой рекламе обязательно должны присутствовать : 1. сообщение, которое должно соответствовать необходимой целевой аудитории, поскольку вы должны замотивировать конкретную группу людей, например, владельцев «Toyota» или тех, кому необходим кузовной ремонт. Поэтому сначала вы должны составить верный и достаточно подробный портрет своего клиента. Это вы можете сделать через разговоры и анкетирование. Задача №2 - найти верный канал доставки рекламы, который станет вашим инструментом. Это радио, телевидение, печатные издания, интернет, наружная реклама. После того как вы обозначите четко цель, сделайте выбор».

Следует осознавать: не все, что подходит для крупных компаний может найти свое применение в сфере автоуслуг.

Дмитрий Дубровский, бизнес-тренер: «У СТО свои задачи: предложить услуги и сформировать к себе доверие, а значит главное, что надо рекламировать – это качество, о котором понять только по рекламе довольно сложно.  Автомобилиста нужно заставить приехать хотя бы один раз. Учитывая, какое мнение бытует о сервисах (обман, недоверие), сделать это весьма проблематично. Кроме того, владелец автосервиса не может себе позволить долго и упорно ожидать результатов от продвижения. Отклик должен быть практически моментальным: «Я дал денег – получил отклик, ко мне приехали».

Поэтому рассмотрим отдельно возможные рекламные носители.

 

Слышим, видим, запоминаем

 

Радио и телевидение, несмотря на свою значимость в современной системе СМИ, мало применимы для привлечения клиентов в автосервисы.  Это скорее привилегия крупных сетевых сервисных центров: у них на это есть деньги, и целью они ставят не столько привлечение новых клиентов, сколько закрепление  своих позиций. Однако если вы на это решились, то стоит соблюдать некоторые правила, которые пусть и не на 100 %, но гарантируют эффективность такой рекламы.

Дмитрий Дубровский: «Радио и телевидение не должны использоваться отдельно. Специфика этих каналов в том, что у рекламодателя мало времени и нужно использовать его с умом. Должен быть яркий звучащий заголовок, предложение «супер-выгоды», несколько раз повторить телефон, рассказать об услугах, адрес в принципе необязателен. Здесь действует закон прямого отклика. Следует четко понимать, что надо, что не надо и безжалостно выкидывать. Лучше лишний раз сказать номер телефона».

 

Тише едешь, больше видишь

 

Наружная реклама для автосервиса – это скорее необходимость, нежели маркетинговый инструмент, и ее эффективность напрямую зависит от профиля предприятия. Если вы специализируетесь на определенных марках автомобилей, тем более не массовых, то реклама на билбордах на прилегающей территории вряд ли окажется эффективной: среди местных жителей едва ли найдутся новые клиенты, а кто ими был, уже давно стал постоянным. В таком случае можно обойтись только указателем, чтобы автовладелец не заблудился. При этом если СТО предоставляет большой спектр универсальных услуг, то вполне продуктивно окажется использование и щитов, и растяжек, и указателей. Однако если по приезду в ваш автосервис, завлеченный «наружкой» клиент, лицезреет неблагоприятный вид самого сервиса,  то можно не рассчитывать на его второе посещение. Многие СТО в принципе не пользуются наружной рекламой и при этом не страдают от нехватки клиентов.

 

Что написано пером…

 

Вопрос об эффективности печатных СМИ подвергается дискуссии каждодневно.  Может ли автосервис получить хороший результат от газет и журналов? Может! «Многие сейчас говорят о том, что реклама в печатных издания не эффективна, - говорит Дмитрий Дубровский. -  Однако, когда начинаешь разбирать проведенную в печати рекламную кампанию, выясняется, что был совершен ряд грубых ошибок. Естественно, такая не будет работать». Взять, к примеру, глянцевый журнал. Никакого смысла печататься там нет. Человек покупает такое издание, чтобы узнать о новинках на автопроме, а значит купить машину. Зачем ему нужен автосервис, если ему еще пока нечего ремонтировать? То же самое касается журналов и газет с частными объявлениями о «покупке-продаже».

Следует присмотреться к недорогим или бесплатно распространяющимся специализированным журналам, коих сейчас предостаточно. Как правило, наполнение таких состоит из тематических статей, в которых вы можете выступить, например, в качестве эксперта. Двойной эффект достигается размещением рядом со статьей рекламного макета: клиент прочитал статью и увидел иллюстрацию материала – точное попадание в целевую аудиторию и совпадение с ее потребностями. Чтобы составить для себя полную картину необходимо выяснить 3 основных параметра: тематика, тираж, распространение. Если вас все устраивает – размещаться можно. При оформлении рекламного макета соблюдайте несколько правил:

Дмитрий Дубровский: «Во-первых, обратите внимание на форму подачи: необходимо выделиться среди остальных. В этом вам всегда помогут дизайнеры, главное, зацепить и обратить внимание. Во-вторых, надо заинтересовать. Это делается с помощью заголовка, который должен привлекать своей выгодностью. Лучше всего выделить клиента, например: автовладельцам «Ford». Либо выступить с конкретным предложением: антикризисные цены, центр кузовного ремонта и т.д.»

 

Какие сети – таков и улов.

 

Одним из самых популярных источников новых клиентов остается интернет.

Сайт на сегодняшний день – обязательная часть создания имиджа компании любого размера. Учитывая, что всероссийская компьютеризация прошла с оглушительным успехом, найти информацию в сети стало обыденным делом. На сайт клиент попадает либо через поисковую систему, которая создает рейтинг компаний, либо через внешние ссылки и интернет-рекламу. Здесь можно проявить выдумку, например, предложить  создание личного кабинета клиента, с календарем на ТО его автомобиля.

Дмитрий Дубровский: «Но надо четко отдавать себе отчет в том, что интернет – это лишь канал привлечения, а не панацея. И главная задача остается той же – привести клиента на порог автосервиса, чтобы из потенциального сделать его настоящим». Кроме сайта весьма действенна электронная рассылка (не спам), как для привлечения, так и для удержания клиентов. Однако рассылка действенна только в том случае, если вы располагаете качественной базой адресов ваших потенциальных клиентов, к примеру владельцев автомобилей Ford, Toyota и т. п.

 

Долгожданное письмо.

 

Собственно говоря, мало, кто из автосервисов принимают всерьез директ-мэйл. А зря: это очень эффективный метод, особенно на стадии «раскрутки» без особых затрат и с возможностью выбора получателей. Вкладывать  в конверт обычную рекламную листовку, значит приблизить все к макетной рекламе. Лучше использовать фактор личного общения. Поэтому исключите яркую полиграфию и глянец. «Самое верное, чтобы формат письма был таким, будто его написал конкретный человек конкретному человеку, - продолжает Дмитрий Дубровский. -  Текст письма должен быть в стиле приватного разговора один на один, без лишнего официоза и пафосности».

Если вы решили испробовать СМС-рассылку, то будьте аккуратны: она не подходит для привлечения новых клиентов, а для удержания старых  действует очень ограничено. К тому же такие сообщения сильно раздражают: если почту человек может прочитать, когда хочет, то СМС насильно врывается в его приватную жизнь.

 

Здесь же стоит отметить и раздачу печатной рекламы, эффективность которых также зависит от способов реализации. Плюсы в том, что можно выбирать, кому раздавать листовки, к тому же в помощники всегда можно взять рекламное агентство, которое и организует всю промо-акцию. «Главное, соблюдать несколько условий, - говорит Дмитрий Дубровский. На листовке должно быть указано конкретное предложение, сроки и призыв к действию».

 

Скидки скидкам рознь

 

Сейчас модно стало обзаводиться собственной дисконтной картой из соображений, что даже небольшая скидка способна привязать клиента надолго. Однако существует и другое мнение: «Многие говорят о том, что карты созданы для повышении лояльности клиента, - поясняет Дмитрий Дубровский. -  Но если человек пользуется вашим сервисом, нет никаких претензий, то зачем нужна карта? Лояльность это точно вряд ли повысит».

 

То же самое касается и скидок: просто так давать скидки в принципе не рекомендуется, они просто обесцениваются. Клиент всегда должен знать, что и за что он получает, поэтому необходимо обговаривать условия и сроки действия. Лучше скидки действует бонусная или накопительная система: подарку каждый рад, к тому же это отличное напоминание о себе.

 

Хороший сервис -  всему голова

 

Итак, клиент переступил порог вашего автосервиса. Теперь дело уже за вами: сколько бы не вторила реклама о вашей безупречности, только вам придется это подтверждать. Первое впечатление может оказаться последним без должного внимания к пожеланиям клиента. Кроме этого, можно ввести дополнительные сервисы (магазин автозапчастей, выбор шин, масел или мойка) или улучшить комфорт вашего СТО (кофе-машина, комната ожидания). В результате качественно и вовремя выполненная работа в совокупности с доброжелательным обслуживанием способно заставить клиента возвращаться вновь и вновь. Для более объективного освещения такой обширной темы мы обратились к людям, которые на практике изучили эффективность тех или иных способов привлечения и удержания клиента.

 

Максим Блынский директор автосервиса «Автолаб».

 

Мы на рынке уже 10 лет и попробовали много способов привлечения клиентов. Всегда все начинается с рекламы: «Дубль-гис», газеты, журналы, наружная реклама. Все кроме радио и телевидения: они не дают никакого эффекта, просто потому, что не подходят к нашему виду бизнеса. И по деньгам конечно несоразмерно: слишком большие затраты на слишком маленький результат. Мы для себя избрали специализированные газеты и журналы с распространением на АЗС, причем без частных объявлений. Такие журналы, как правило, покупают люди, у которых цель купить автомобиль. А наша целевая аудитория уже владельцы, которым нужны наши услуги. «Наружка» действует неплохо, особенно, если располагается в непосредственной близости к СТО. Кроме того, мы проводим постоянно различные акции, например, бесплатная замена масла при покупке его в нашем магазине, который тоже стал хорошим способом удержания клиента. Сейчас время дорого и чиниться в одном месте, а ехать за запчастью в другое – непозволительная роскошь. А тут все на месте. Самая главная задача автосервиса – завоевать доверие клиента, большинство из которых не один раз обманывали на СТО. Многие предпочитают прибегнуть к услугам дилеров за тройную оплату, но якобы с гарантией. В общем замкнутый круг. На самом деле, даже если рекламная политика агрессивна, но при этом обслуживание плохое, цены неадекватны и спектр услуг слишком мал – не поможет ничего.

 

Сергей Федяев, директор сервисного автокомплекса «РЭН»

 

Основная масса наших клиентов – это владельцы 3-8-летних легковых автомашин японских автопроизводителей, существенная часть – организации, имеющие в своем парке автомашины как японского, так и европейского производителя. В последний год увеличилось число клиентов, у которых закончилась гарантия официальных автодилеров.

В настоящее время одним из самых эффективных способов рекламирования наших услуг наряду с печатными СМИ считаем рекламу в интернете (в связи с этим в ближайшее время запускаем в пользование наш новый сайт). Немаловажную роль играют и учетные записи клиентов.

Основные меры по привлечению и удержанию клиентов, по нашему мнению, это профессионально и грамотно сделанная работа и адекватные цены. Ну и конечно, разнообразие оказываемых услуг. Постоянно проводятся опросы постоянных клиентов с целью оценки уровня и качества оказанных услуг. Постоянный контроль работы сотрудников. Постоянное обновление инструментария и оборудования. Постоянное повышение квалификации работников. И самое главное – честные отношения с клиентами.

 

Дмитрий Либман, технический директор автоцентра «Плутон»:

 

Успех любого автосервиса определяется привязанностью клиента. Для привлечения нового клиента мы используем различные акции: долгосрочные и краткосрочные, причем очень хорошо продуманные. У нас есть своя клиентская база, по которой мы делаем электронную и почтовую рассылку. Одним из самых эффективных каналов для нас были и остаются  специализированные печатные СМИ, в первую очередь, которые распространяются на АЗС. Наш клиент напрямую получает нужную информацию, есть время почитать и осмыслить, к тому же журнал всегда под рукой. Кроме того, мы активно используем бонусную карту, которую может получить любой желающий, с накопительной системой скидок. Причем преимущество ее в том, что она распространяется не только на наш автосервис, но и на кафе, рестораны, кафе, развлекательные центры и т.д. Самая главная наша задача была, есть и остается, сделать так, чтобы наш клиент был абсолютно доволен. Поэтому мы  можем и такси вызвать, и эвакуатор, также у нас работает комната-кафе с телевизором и удобными диванчиками. Само собой обязательной частью автоцентра является магазин: сейчас все должно быть учтено и профессионализм и комфорт, и внимание к клиенту.

 

 

automediapro.ru

Рентабельность автомойки, выгодно ли открывать?

Открывая тот или иной бизнес, главным вопросом становится рентабельность сия мероприятия. Этот критерий является ключевым при выборе своей сферы деятельности. Конечно, предсказать со стопроцентной точностью будущую прибыль не возьмется никто, но обрисовать общую картину – вполне.

Человек, решивший открыть автомобильную мойку, вне зависимости от причины, побудившей его к этому (мечта, желание организовать собственный бизнес, намерение грамотно инвестировать финансовые средства или просто удачное стечение обстоятельств), поступает, по меньшей мере, дальновидно. Ведь автомойка – это не просто стабильное и устойчивое предприятие, но и весьма прибыльное дело, заниматься которым может каждый, независимо от имеющегося опыта предпринимательства. Тем не менее, автомоечный бизнес, как и любой другой, обладает не только преимуществами, но и некоторыми, пусть и незначительными недостатками.

 

Автомобильная мойка – это действительно гарантированный спрос?

 

Вопрос, вынесенный в подзаголовок, абсолютно не надуман. Каждый, видевший очереди перед автомойками, не может не ответить на него положительно. Тем не менее, некоторая часть предпринимателей, особенно начинающих, стремясь обладать неким призрачным правом на монополию, пытаются изобрести новую идею, которая позволила бы им избежать конкуренции. Однако монополист и успешный бизнесмен – понятия не всегда родственные. Продавец, например, квадратных мячей, по определению – монополист, но невозможно ожидать наличия у него обширной клиентуры.

Наиболее перспективной стратегией развивающегося бизнеса считают ориентирование продаж на товары, пользующиеся повышенным спросом. И это вполне логично, поскольку повторное изобретение велосипеда – дело не только бесперспективное, но и дорогостоящее. 

Бояться конкуренции не стоит, ибо она является своеобразным двигателем предпринимательства. Поэтому, пока количество транспортных средств на территории РФ неуклонно растет, автомобильные мойки - это бизнес, гарантирующий получение прибыли.     

Инвестиционная привлекательность и ликвидность автомоечного бизнеса

Особенно ярко эти важнейшие качества бизнеса вообще, и автомоечного бизнеса в частности, проявляются в условиях приближения экономического кризиса. Поэтому в настоящее время финансы, вложенные в реальное производство, считаются самыми надежными инвестициями. Это означает, что ликвидность данного бизнеса останется достаточно высокой независимо от дальнейшего развития событий. Иными словами деньги, вложенные в собственный, приносящий прибыль, бизнес, не пропадут даже в условиях финансового кризиса.  

 

Эти выводы подтверждают статистические данные о популярности продаж того или иного бизнеса. Автомобильные мойки уверенно занимают третье место в рейтинге продаж после салонов красоты и Интернета. Резюмируя вышесказанное, можно констатировать, что вновь построенная собственная автомойка - исключительно ликвидный бизнес, а, она же, построенная на собственном земельном участке – ликвидна вдвойне. 

Прозрачность и простота управления

Простота управления моечным бизнесом обусловлена несколькими основными положениями, выражающимися в отсутствии не только сложных технических процессов и острой зависимости от поставщиков, но и дефицита подходящего персонала. Открытие собственной автомобильной мойки не требует от предпринимателя наличия специальных технических знаний или навыков, что делает его доступным для подавляющего большинства наших соотечественников. 

Высокий уровень рентабельности

Мониторинг доходности автомобильных моек, проводимый специалистами, показывает, что минимальная рентабельность данного бизнеса редко опускается ниже 30%-го уровня.

Как правило, предприниматель, открывающий собственную автомойку, базирующуюся на грамотно составленном бизнес-плане, включающем не только стратегию развития и анализ существующего рынка, но и маркетинг, вправе ожидать рентабельность порядка 50%.

Основные финансовые затраты владельца автомойки, в большинстве случаев невелики и складываются из следующих позиций:

Итак, несомненно, рентабельность автомойки обещает быть высокой, но при соблюдении некоторых правил этого дела. Это внесезонный бизнес, востребованный ежедневно и даже круглосуточно. В связи с этим на вопрос, выгодно ли открывать автомойку, все автолюбители ответят утвердительно. Владельцу автомойки не грозит простой и отсутствие клиентов при грамотно организованной работе.

Удачно выбранное место размещения – это 50 % успеха. Знающие люди ищут местечко поближе к АЗС или СТО, близ оживленных магистралей или торговых центров. И это верный ход – заправив машину, удобно тут же отправить ее на мойку, не проделывая десятки километров. Или оставить авто на полчаса, а самому пройтись по магазинам.

 

Весомое значение имеет оборудование и тип автомойки. Ведь известно, что чем больше вложишь, тем больше имеешь шансов получить отдачу. Автомойки бывают от простых, с применением ручной работы, до полностью автоматизированных, так называемых бесконтактных. По опросам, проведенным редакцией сайта Vipwash.ru, современный автовладелец, особенно обладатель хорошей и дорогой машины, не хочет экономить на уходе за своей машиной и готов платить, но платить за качественные услуги, гарантирующие безупречный вид и отсутствие царапин на дорогом покрытии.

Это правило касается выбора моющих и других средств по уходу за автомобилем. Автомобильная косметика – это целая наука. Опять же, любому автовладельцу хочется, чтобы его машину обрабатывали проверенной и сертифицированной продукцией, а не стиральным порошком.

Получив одного довольного клиента, владелец автомойки может быть уверен, что он получит в ряды своих постоянных посетителей еще десяток людей. Хорошая репутация заслуживается работой на совесть, а не рекламой и маленькими ценами. Этот, простой на первый взгляд, бизнес требует серьезной организации и ответственной работы. 

vipwash.ru


Смотрите также