Калильное число свечей зажигания таблица ngk


Калильное число свечи зажигания: таблица :

Калильное число свечи зажигания является достаточно важным параметром, о нем обязательно должен знать каждый владелец автомобиля. Именно этот параметр является самым значимым при выборе новой свечи.

Основные функции свечей зажигания в автомобиле

В бензиновых двигателях устройство системы зажигания существенно отличается от дизельного. Так, искра, которую свеча зажигания производит в определенный момент цикла сжатия, зажигает уже сжатую горючую смесь. Свеча должна сгенерировать искру, чтобы зажечь смесь воздуха и бензина.

Важные факторы для эффективной работы двигателя

Для того чтобы мощность двигателя могла обеспечиваться в самой полной мере и при этом соответствовала нормам экологичности, чтобы соблюдалась плавность работы мотора, должно быть выполнено несколько важных условий.

Так, цилиндры должны наполняться правильным и точным количеством правильно сбалансированной смеси воздуха с бензином. Искра, которая зажжет горючую смесь, должна пройти между двух электродов только строго в нужный момент, при этом иметь определенную мощность.

Какие требования предъявляются к свечам

Именно поэтому свечи – это те детали, к которым предъявляют достаточно строгие требования. Качественная, правильно функционирующая свеча зажигания должна выдавать мощную искру в интервале от 500 до 3500 раз в течении одной минуты. Это актуально для четырехтактного силового агрегата, который может работать с высокими оборотами в режимах старт-стоп.

Свеча должна без перебоев и с высоким уровнем надежности генерировать искру даже при сверхнизких температурах. Те детали, которые созданы с применением высоких технологий, позволяют обеспечить сгорание смеси воздуха и топлива максимально экологично. Свечи позволяют оптимально расходовать топливо.

К современным свечам предъявляются некоторые требования. Так, эта деталь должна без перебоев передавать очень высокие напряжения в любых случаях. Качественная свеча должна иметь высокие изоляционные свойства - температурный режим, в котором работают эти детали, может превышать 1000 градусов. Хорошая свеча должна работать без пробоев и образований электрических дуг. Очень важна герметичность и непроницаемость газов в камеру сгорания. Также свеча должна иметь высокую прочность. Теплопроводность юбки и электродов должна быть очень высокого уровня. Хорошее изделия полностью устойчиво к эрозии, воздействию продуктов сгорания.

Калильное число свечи зажигания и калильное зажигание

Современный типовой силовой агрегат, который эксплуатируется на бензине, остро нуждается в зажигании посредством искры. Но это далеко не один способ зажечь горючую смесь в цилиндрах. Известно, что в самых первых модификациях двигателей внутреннего сгорания, которые считались полудизелями, процесс воспламенения осуществлялся при помощи калильной свечи, функцией которой было разогреть голову цилиндра в первый момент пуска. Затем свеча просто отключалась, а двигатель мог свободно работать без нее.

Необходимость во включении и выключении свечи в тот момент, когда в цилиндр впрыскивается топливо, привела к тому, что сегодня есть современное зажигание, которое многим привычно и работает в прерывистых режимах.

Но сам факт, что при помощи свечи выполняется воспламенение горючей смеси в момент его впрыска, и явился одним из уязвимых мест. Деталь работала в прерывистом режиме.

Искровой режим работы свечи вместе с высокими температурами воспламенения горючей смеси приводил к нагреванию детали. Этот процесс имеет и положительные, и отрицательные стороны. Положительный момент в том, что при достижении свечой определенного порога температуры, она сможет очиститься от нагара.

Негативная же сторона – когда свеча нагревается, она представляет не что иное, как ту, первую свечу в первом двигателе. Но отключается она лишь тогда, когда полностью остынет. Поэтому двигатель работает до тех пор, пока остывает свеча или же до тех пор, пока в камеры сгорания не перестанет поступать горючее. Это и является калильным зажиганием.

На что влияет калильное число свечей зажигания? На предел нагревания свечи, если говорить простыми словами.

Почему возникает калильное зажигание

Когда свеча нагрета, она постоянно стремится сместить момент зажигания. В этом случае возможен сильный рывок коленвала в другую сторону. Если вдруг случится калильное зажигание, то есть серьезный процент, что двигатель просто разорвется.

Инженеры долго думали и нашли калильное число свечи зажигания, при котором взрыва не произойдет, а свеча будет нагреваться только до температуры самоочищения.

Многие свечи отечественного производства маркируют буквой А, а цифра – это и есть это самое число. По этой методике калильное число можно приравнять к индикатору давления в камере сгорания. Отечественная шкала, которая показывает рост этого числа, очень наглядна.

Температура свечи и ее калильное число

Так, 11 – это минимальное калильное число свечей зажигания. Таблица калильных чисел делит все свечи по температуре. Максимальное - 26.

Есть горячие свечи, здесь число находится между 11 и 17. Эти детали можно найти на агрегатах малой мощности, на тех, которыми каждый день пользуются тысячи водителей.

Средняя свеча, диапазон от 17 до 19. Эти детали можно найти в агрегатах, которые не подлежат форсированию.

И наконец, холодные свечи. Калильное число свечи зажигания этого вида может находиться между 20 и 26. Такие детали предназначены для очень мощных агрегатов.

Что же это такое – калильное число?

Из этих данных можно понять, что число это представляет собой некий универсальный показатель, на который необходимо ориентироваться, приобретая свечу на тот или иной двигатель.

К примеру, если для мотора, который отнюдь не спортивный, установить холодную свечу, то через некоторое время он забьется нагаром, который попадает в камеру сгорания. Затем ослабнет искра, появятся пропуски в работе цилиндров, увеличится расход топлива. А виной всему неправильно подобранное калильное число свечей зажигания. Таблица должна помочь начинающим автолюбителям подбирать свечи для своего двигателя.

Таблица калильных чисел

Современный рынок предлагает массу самых различных свечей. Это продукция зарубежных и отечественных производителей. Если начинающий водитель начнет подбирать подходящую деталь к своему двигателю, он может запутаться – отечественная свеча с калильным числом 26 будет холодной, а вот свеча японской марки Champion с таким же индексом – максимально горячей. Калильное число свечей зажигания NGK можно определить по самой свече – если деталь более горячая, то юбка изолятора будет более длинной. Таблица поможет сориентироваться и подобрать нужную свечу.

От чего зависит калильное число?

Свеча должна легко справляться с задачей отвода тепла, чтобы не допустить перегрева, который приведет к критической отметке. Так, калильное число зависит напрямую от физических параметров свечи – от материалов, формы, размеров. Часть параметров можно узнать из маркировки. Для тех, кто не знает, как узнать калильное число свечей зажигания, его можно выяснить у производителя по самой свече или же определить по маркировке.

Горячая свеча нагревается быстрее и при малых нагрузках. Она отлично подойдет для не очень мощных моторов, так как легко очищается уже при сравнительно небольших температурах. Для моторов более мощных следует применять уже более холодные свечи.

Как определить калильное число свечей зажигания

Давайте посмотрим, как можно узнать этот важный параметр по маркировке свечи.

Из этих рисунков следует, что калильное число свечей зажигания Denso равно 9 для самой горячей свечи, а число самой горячей свечи от NGK равно 2.

www.syl.ru

Информпростор точка ком

Рейтинг:  5 / 5

Как то раз, решил заменить свечу на скутере, не то что бы предыдущая меня не устраивала, так как пределу совершенства нет, а скутер зимой отказывался заводиться с пол оборота (иногда наши люди ездят на скутерах и зимой или просто заводят для профилактики), решил провести эксперимент, суть, которого заключалась в замене свечи украинского производства на замену стоковой свечи скутера из страны восходящего солнца, Японии. На тот момент я не понимал подходит ли установленная свеча в скутере данному двигателю и какую свечу можно поставить (аналог) в случае если рекомендованной производителем свечи зажигания не найдется на рынке. Появилась задача, разобраться в маркировке свечей зажигания. Теперь, решил поделиться информацией что узнал с  читателями Informprostor.com. Ниже напишу расшифровку возможной маркировки свеч зажигания и на примере свечи зажигания NGK с маркировкой bpr6hs, именно ее рекомендует производитель Hondadio 35 (Хонда дио 35), покажу пример расшифровки маркировки. Хочу также подчеркнуть, самой главной характеристикой свечи зажигания является калильное число.

Таблица маркировки свечей NGK

Первые один или два символа маркировки обозначают посадочный диаметр резьбы и размер ключа.

Следующие два символа обозначают особенности свечи.

Далее цифра, указывающая калильное число. Может принимать значение от 2 до 12. Чем выше число, тем холоднее свеча.

Следующий символ обозначает длину резьбы.

Следующий символ обозначает форму и характеристики электродов.

Маркировка свечи может заканчиваться цифрой, указывающей на зазор свечи в десятых долях миллиметра. Например, -11 обозначает зазор 1,1 мм.

Пример:  свеча BPR6HS имеет такие особенности:

Калильное число – ранее величина обозначала время указываемое в секундах, по прошествии которого свеча нагревалась до раскалённого состояния, при котором начиналось калильное зажигание (когда топливо воспламеняется не от искры свечи зажигания, а от раскалённых частей свечи, находящиеся непосредственно в контакте с топливом или вблизи). Сейчас величина измерения калильного числа – это среднее индикаторное давление, при котором начинается калильное зажигание. Свеча с высоким калильным числом (например 8 )называется холодной и разогревается позже нежели так называемая горячая свеча с низким (например 5) калильным числом.

Рабочая температура свечи зажигания обычно составляет - 500-600 градусов Цельсия, при температуре выше 800 градусов уже может возникать калильное зажигание. При правильно подобранном калильном числе свеча за счет температуры своих рабочих частей должно самоочищаться (выгорать). Эффекта само выгорания можно добиться, на мой взгляд и регулировкой карбюратора, путем обогащения и обеднения смеси, но это уже другая тема.

Имеет смысл выбирать свечу как по дальности поездок, так и от времени года. На дальние расстояния, так же летом, можно рекомендовать холодную свечу - с калильным числом 8-9, на короткие расстояния, так же весна-осень, горячую свечу - с калильным числом 6-7 и зимой еще горячее с калильным числом 5.

Читать в формате PDF

informprostor.com

Знать о свечах зажигания

Знать о свечах зажигания.

От этой важной части системы зажигания двигателя во многом зависит его работоспособность. В настоящее фирмы-производители пытаются довести конструкцию свечей по соотношению качества и себестоимости до оптимальных пределов.

Назначение - преобразование электрической энергии в искровой разряд для воспламенения рабочей смеси в цилиндрах бензинового двигателя.

Устройство свечи зажигания

Рис. 1. Устройство свечи зажигания с плоской опорной поверхностью:

1

— контактная (штекерная) гайка;

2

— оребрение изолятора;

3

— контактная головка;

4

— изолятор;

5

— корпус;

6

— токопроводящий (или резистивный) стеклогерметик;

7

— уплотнительное кольцо;

8

— теплоотводящая шайба;

9

— центральный электрод;

10

— тепловой конус изолятора;

11

— рабочая камера свечи;

12

— электрод массы (боковой);

h

— искровой зазор;

L

— длина ввертываемой части;

l

— длина резьбовой части (цоколь);

d

— наружный диаметр резьбы.

Устройство современной свечи зажигания с плоской опорной поверхностью и уплотнительным кольцом представлено на рис.1. Центральный электрод на наиболее современных свечах изготавливают биметаллическим (состоящим из двух металлов) - центральная часть из меди заключена в жаростойкую оболочку.

К габаритно-присоединительным размерам свечей зажигания, которые строго определенны для каждого двигателя, относятся: диаметр и шаг резьбы, длина резьбовой и ввертываемой части, размер шестигранника "под ключ". Плоская опорная поверхность предназначена для герметизации свечного отверстия специальным уплотнительным кольцом, коническая поверхность сама превосходно герметизирует соединение с головкой блока.

Свечу с диаметром и шагом резьбы, не соответствующими данному двигателю, просто невозможно установить. Если же свеча имеет несоответствующую длину ввертываемой части, то возможно два варианта:

"короткая" свеча не позволит электродам занять оптимальное положение в камере сгорания, в результате чего двигатель будет работать неустойчиво. Свободная часть резьбы свечного отверстия забьется нагаром, что затруднит установку свечи штатной длины;

"длинная" свеча может послужить препятствием для движения поршня или клапанов, что приведет к серьезным повреждениям. Если этого не произойдет, выступающая в камеру сгорания резьбовая часть забьется нагаром, что может повредить резьбу при выворачивании свечи.

Требования к свечам: строгое соответствие типу двигателя по габаритно-присоединительным размерам, калильному числу, тепловой характеристике, искровому зазору; способность препятствовать образованию нагара и самоочищение от него; быстрое достижение температуры самоочищения; бесперебойность работы в широком диапазоне температур и мощностей двигателя.

Основные понятия

Калильное зажигание - неуправляемый процесс воспламенения рабочей смеси раскаленными элементами свечи.

Калильное число - отвлеченная величина, пропорциональная среднему давлению воздушно-бензиновой смеси, при котором в процессе испытаний свечи на моторной испытательной  установке начинает появляться калильное зажигание.

Рабочая температура свечи- температура наиболее раскаленных элементов (электродов и теплового конуса изолятора) свечи в процессе работы двигателя.

 Эффективная мощность - мощность, снимаемая с коленчатого вала двигателя.

Холостой ход - работа двигателя без нагрузки.

Тепловая характеристика - зависимость рабочей температуры свечи от эффективной мощности, развиваемой двигателем. Определяется конструктивными параметрами свечи, качеством ее охлаждения и параметрами рабочего процесса двигателя.

рис.2  Ne - эффективная мощность двигателя (%);Х/Х - холостой ход двигателя; t - рабочая температура свечи °С.

   Тепловые характеристики свечей с одинаковыми калильными числами, но разными конструктивными параметрами отличаются друг от друга (рис. 2). Свеча 1 "прогревается" быстрее, чем свеча 2 и достигает температуры самоочищения при меньшей мощности, развиваемой двигателем. Такую свечу называют более термоэластичной.

Термоэластичность - понятие, характеризующее способность свечи достигать нижнего температурного предела тепловой характеристики при наименьшей эффективной мощности, развиваемой двигателем.

Верхний температурный предел тепловой характеристики - рабочая температура свечи, при которой возникает калильное зажигание. Составляет около 900°С.

Нижний температурный предел тепловой характеристики - минимальная температура, при которой свеча начнет самоочищаться от нагара. Находится в пределах 350-400°С.

"Горячие" свечи(калильное число 11-14) - относительное понятие, связанное с рабочей температурой. Предназначены для применения на малофорсированных двигателях, где необходимо достижение температуры самоочищения от нагара при относительно небольших тепловых нагрузках. Свечи "горячее" положенных для данного двигателя будут вызывать калильное зажигание. Имеют меньшее, чем "холодные", калильное число.

"Холодные" свечи(20 и более) - предназначены для использования на высокофорсированных двигателях для нагрева меньше температуры калильного зажигания при максимальной мощности двигателя. Свечи "холодные" для данного двигателя не будут достигать температуры самоочищения от нагара и перестанут работать через короткий промежуток времени.

При одинаковом значении калильного числа большей термоэластичностью обладает свеча с более длинным тепловым конусом, но длина ввертываемой части строго определенна для каждого двигателя.

Тенденции усовершенствования свечей обусловлены изменением характеристик и конструктивных параметров двигателя. Для повышения мощности увеличивают степень сжатия, максимальное число оборотов коленчатого вала, применяют наддув воздуха, увеличивают число клапанов на каждый цилиндр двигателя. Это ведет к увеличению тепловых и механических нагрузок на детали двигателя и, в частности, на свечи. Увеличение рубашки охлаждения, как и увеличение числа клапанов, оставляет меньше места для размещения свечи на головке блока цилиндров. Вышеперечисленные причины вынуждают применять более высококачественные материалы, уменьшать общий диаметр свечи и размер шестигранника "под ключ", использовать коническую опорную площадку, увеличивать длину резьбовой части.

Увеличение длины резьбовой части и применение конической опорной поверхности позволяют подвести рубашку охлаждения ближе к свече.

Влияние конструктивных параметров на эксплуатационные свойства свечи

Число боковых электродов. В процессе работы свечи происходит выгорание электродов. Наиболее подвержен этому боковой электрод. Ввод в конструкцию нескольких боковых электродов увеличивает ресурс свечи, одновременно ухудшая обдув теплового конуса изолятора.

Резьбовая часть. Увеличение ее длины вместе с применением конической опорной поверхности позволяет подвести рубашку охлаждения ближе к свече.

Длина теплового конуса изолятора является основным средством изменения калильного числа. Увеличение длины теплового конуса ведет к уменьшению калильного числа. Одновременно с этим увеличивается способность свечи к самоочищению от нагара (из-за улучшения обдува теплового конуса изолятора) и улучшается изоляция центрального электрода от массы, что уменьшает утечку электричества.

Биметаллический электрод позволяет увеличить длину теплового конуса на 30% при сохранении калильного числа.

МАРКИРОВКА СВЕЧЕЙ ЗАЖИГАНИЯ NGK

Таблица 1-4-стандартные типы  свечей. Таблица 5,6- особые типы  свечей.

Таблица 1. Резьба и размер ключа.

Обозначение

Резьба

Размер 6-ти гранного ключа

A

18 мм.

25,4 мм. (1 дюйм)

B

14 мм.

20,8 мм.

C

10 мм.

16,0 мм.

D

12 мм.

18,0 мм.

E

8 мм.

13,0 мм.

G

PF 1/2

23,8 мм.

J

12 мм.

18,0 мм.

AB

18 мм.

20,8 мм.

BC

14 мм.

16,0 мм.

BK

14 мм.

16,0 мм.

DC

12 мм.

Таблица 2. Особенности конструкции

Обозначение

Описание

L

Компактный тип (Shorty)

M

Компактный тип (Bantam)

P

Смещенный вперед наконечник изолятора

R

С резистором

U

Тип поверхностного или полуповерхностного разряда

Z

С индукционным резистором

Обозначение

Описание

E

19,0 мм.

H

12,7 мм.

L

11,2 мм.

EH

Резьба до середины. Общая длина 19,0 мм., длина резьбы 12,7 мм.

F

Конусное седло

A-F тип

10,9 мм.

B-F тип

11,2 мм.

B-EF тип

17,5 мм.

Таблица 4. Конструкция электродов, электрообразующего наконечника и т.д.

Обозначение

Описание

С

Боковой электрод (земля) с низким углом

F

Конусное седло

G

Центральный электрод из тонкого никилиевого сплава

GV

Центральный электрод особой конструкции из золота-палладия

J

2 удлиненных боковых (земля) электрода

K

2 боковых электрода

M

2 боковых электрода для роторного двигателя Mazda или длины изолятора 18,5 мм.

T

3 боковых электрода

Q

4 боковых электрода

P

Центральный электрод из платины

S

Стандартный центральный электрод из меди

U

Полуповерхностный разряд

V

Центральный электрод из золота-палладия

VX

Центральный электрод из платины и особый боковой электрод

W

Центральный электрод из вольфрама

X

Зазор для увеличения производительности

Y

Центральный электрод с V-образной выемкой

A, B, D, E, Z

Особый дизайн

-L

Половина калильного числа Например: DR8ES-L – DR7,5ES

-LM

Компактный тип (длина изолятора 14,5 мм.)

-N

Особый центральный электрод

IX

Центральный электрод из иридия

Таблица 5. Тип свечи зажигания

Обозначение

Описание

I

Центральный электрод из иридия

P

Центральный электрод из платины

Z

Увеличенный зазор

PZ

Центральный электрод из платины и увеличенный зазор

IZ

Центральный электрод из иридия и увеличенный зазор

Таблица 6. Размеры металлического корпуса

Обозначение

Описание

F

14 Ш x 19 мм., 16,0 мм.; 6-гранник

G

14 Ш x 19 мм., 20,8 мм.; 6-гранник

J

12 Ш x 19 мм., 18,0 мм.; 6-гранник

K

12 Ш x 19 мм., 16,0 мм.; 6-гранник

M

10 Ш x 19 мм., 16,0 мм.; 6-гранник

T

Тип конусного седла  14 Ш x 17,5 мм., 16,0 мм.; 6-гранник 

(PTRSA: 14 Ш x 25,0 мм., 16,0 мм.; 6-гранник

zarech63.ru

Калильное число свечей зажигания - что от него зависит?

Калильное число свечей зажигания – это важнейший параметр, о котором непременно должен быть осведомлён каждый автомобильный владелец. Ибо именно сведения о нём важны при выборе нового источника искры. Итак, в этой статье мы разберём что такое калильное число и как оно определяется. А также как правильно подобрать свечи зажигания. Это и многое другое Вы узнаете далее.

Свечи зажигания – основные функции

Система зажигания бензинового мотора прямо противоположна той, что находится в дизельном двигателе, ведь она является внешней. Тоесть на момент цикла сжатия искра, которая генерируется свечой зажигания, воспламеняет сжатую смесь топлива и воздуха. Задачей же свечи зажигания является генерирование той самой искры, что воспламенит воздушно-топливную смесь. Искра на свече между электродами появляется в результате подачи на неё высокого напряжения от катушки зажигания.

От свечи по периметру разносится воспламеняющий фронт, который заполняет камеру сгорания на протяжении всего времени, пока вся топливная смесь не прогорит. Тепло, выделяемое реакцией сгорания, повышает температурный режим, в результате чего быстро нарастает давление внутри цилиндров и поршни выталкиваются в такт расширения вниз. Движение поршней передаётся на коленвал посредством шатуна. Затем коленчатый вал приводит в движение колёса автомобиля, воздействуя на муфту, шестерни и оси.

Для того, чтобы в полной мере обеспечивалась мощность мотора, заявленная производителем, соответствующая нормам экологичность и плавность работы, следует выполнять ряд определённых условий: цилиндр должен наполняться точным количеством чётко сбалансированной смеси топлива и воздуха, а искра, воспламеняющая продукт сгорания, должна появляться между электродами именно в тот самый нужный момент и обладать соответствующей мощностью. Поэтому к свечам зажигания и выставляются такие строгие функциональные требования. Хорошие, правильно работающие свечи зажигания обязаны производить мощную зажигательную искру с интервалом от 500 до 3500 раз за одну минуту. Это качается четырёхтактного двигателя, который может работать на высоких оборотах длительное время и в режиме постоянного старт-стоп.

Свечи зажигания должны бесперебойно и надёжно выполнять свою функцию даже при экстремальных минусовых температурах. Свечи, сконструированные с внедрением высоких технологий, обеспечивают сгорание топливной смеси наиболее экологичным образом. Благодаря им топливо расходуется в оптимальных пределах без пропусков зажигания, выбросы вредных веществ минимизируются. Такие свечи препятствуют попаданию несгоревшего топлива в каталитический нейтрализатор, что может его разрушить. Современные свечи зажигания проходят «аттестацию» в соответствии со следующими требованиями:

- бесперебойная передача очень высокого напряжения, даже в случаях, когда напряжение зажигания доходит до 40 000 Вольт;

- прекрасные изоляционные свойства при температурах достигающих 1000 градусов по Цельсию;

- пресечение пробоев и дугообразований;

- абсолютная герметичность и газонепроницаемость уплотнителя камеры сгорания, а также высокая стойкость к пульсирующему давлению до 100 бар;

- высокая прочность сборки и материалов, что непосредственно влияет на надёжность крепежа свечей;

- стойкость к тепловым ударам;

- отличная теплопроводность электродов и изолирующей юбки;

- абсолютная устойчивость к электрической эрозии, продуктам и остаткам сгорания газообразных веществ;

- предотвращение возникновения отложений на изоляторе.

Что такое калильное число свечей зажигания и в чём его связь с калильным зажиганием?

Современные двигатели, работающие на бензиновом топливе, нуждаются в искровом методе зажигания, хотя, как ни странно, это не единственный способ воспламенить воздушно-топливную смесь в цилиндрах. Как известно в одних из первых двигателях внутреннего сгорания, которые назывались двигателями Даймлера или «полудизелями», воспламенение воздушно-топливной смеси осуществлялось за счёт калильной свечи, разогревающей головку цилиндра в самый первый пусковой момент. После проведения запуска свеча попросту отключалась и двигатель уже далее работал без её помощи.

Потребность во включении и выключении данной свечи в моменты топливного впрыска привела к созданию системы зажигания, которая является привычной на сегодняшний момент, и которая функционирует в прерывистом режиме. Но тот факт, что свеча, которая поджигает воздушно-топливную смесь, осуществляет работу в прерывистом режиме, стал и самым уязвимым местом данного устройства.

Искровой режим функционирования свечи зажигания наряду с неимоверной температурой воспламенения топливной смеси приводит к неизбежному нагреванию свечи зажигания. Данному процессу свойственно иметь две стороны: как положительную, так и отрицательную. Положительной стороной данного процесса является то, что при достижении свечой зажигания определённой температуры, происходит её самоочищение от нагара, который неизбежно образуется от сгорания масла и примесей бензина, что попадают в цилиндры.

Отрицательной стороной является то, что при нагревании свечи до температуры в 900 градусов по Цельсию, она становится той самой калильной свечой Даймлера, которая и приводит к воспламенению воздушно-топливной смеси. Только свеча выключается лишь тогда, когда она полностью остывает, и поэтому автомобильный двигатель работает до этих пор или пока топливо не перестанет поступать в цилиндры. Именно такой вот казус в работе мотора и имеет название калильного зажигания.

Опасность калильного зажигания обусловлена не только тем, что контролировать его невозможно. Если не будут предприняты срочные меры для устранения калильного зажигания, то может перегреться двигатель и заклинивание поршневой группы. Меньшим из возможных зол в данном случае является появление задиров на зеркале цилиндра.

Причины калильного зажигания

Постоянно нагретая свеча зажигания постоянно провоцирует смещаться момент зажигания в наиболее раннюю сторону, из чего вытекают последствия возможного рывка коленчатого вала в обратную сторону, противореча правильному его вращению. Проще говоря, при возникновении калильного зажигания вероятность разрыва двигателя на части имеет немалый процент.

В следствии этих событий, конструкторы двигателей внутреннего сгорания стали ломать голову над тем, чтобы создать такую свечу зажигания, которая бы нагревалась лишь до уровня самоочищения, не вызывая при этом эффекта калильного зажигания. И для того, чтобы охарактеризовать момент, в последствии которого возникает этот весьма опасный прецедент с мотором, конструкторы вычислили калильное число свечей зажигания. В процессе вычислений было определено, что двигатель, испытывающий большую нагрузку, обязует свечи «запасаться» большим калильным числом.

Большинство автомобильных свечей отечественного производства в начале маркируются буквой «А», затем идёт цифра, которая и обозначает калильное число. Если отталкиваться от отечественной методики, то калильное число приравнивается к среднему индикатору давления в цилиндре, результатом коего и является калильное зажигание. Оно прямо пропорционально зависит от давления наддува, поэтому наша шкала, показывающая рост калильного числа очень наглядна и удобна.

Минимальное калильное число, маркируемое на отечественных свечах зажигания равно 11, максимальное – 26. От того насколько велик уровень калильного числа, его условно разбили на несколько групп:

1. Горячие свечи, калильное число которых лежит в диапазоне от 11 до 17. Они применяются на двигателях не отличающихся спортивным нравом, то есть на простых «тихоходах».

2. Средние свечи. Их калильное число варьируется от 17 до 19. Они работают в двигателях, конструкция которых не предусматривает технических решений для их форсирования.

3. Холодные свечи, калильное число которых лежит в диапазоне 20-26, устанавливаются на двигатели с высоким количеством оборотов и форсированных моторах.

Калильное число – это универсальный показатель, который наглядно демонстрирует автовладельцам то, какую свечу зажигания стоит приобретать для того или иного двигателя. Для более чёткого понимания сути дела приведём пример. Если на двигатель, который не отличается спортивным нравом, поставить холодный тип свечей, то они непременно в скором времени забьются нагаром масел и присадок, которые всегда проникают в цилиндры двигателя. Результатом этого последует ослабление искры, генерируемой свечой или вообще возникновение пропусков в циклах работы двигателя. Чем-то это похоже на работу мотора при слишком позднем зажигательном моменте, когда он претерпевает сильные вибрационные перегрузы и поэтому увеличивает топливный расход.

От чего зависит калильное число?

Свечи зажигания должны отлично справляться с задачей отвода лишнего тепла во избежание перегрева, который может привести к достижению критической точки и возникновению калильного зажигания. Значение калильного числа непосредственно зависит от физических составляющих свечи: её размера, формы и материала производства. Кроме всего этого, Вы должны знать, что длина теплового конуса изолятора, всегда указываемая в маркировке свечи зажигания, обратно пропорциональна калильному числу. Из чего следует, что свечи минимальной длины гораздо лучше справляются с задачей отвода тепла.

Что ещё хочется сказать по типам свечей зажигания? Горячие свечи поддаются нагреванию сравнительно быстро и при малых температурных нагрузках. Как уже говорилось, они хорошо подходят для маломощных двигателей с низкой степенью сжатия. В таком случае они будут легко самоочищаться уже при низком температурном режиме. Для агрегатов же с серьёзным форсированием, конечно, подойдут наоборот холодные свечи зажигания. Но запомните ещё одно, какое бы количество свечей не было установлено в Вашем автомобиле, главное, чтобы у них были одинаковые параметры.

Как проверить свечи зажигания?

Свечи зажигания могут служить полезным индикатором, свидетельствующим о состоянии автомобильного двигателя. На протяжении эксплуатации двигателя на изоляторах свечей отображаются действия таких процессов как расход масла, калильное число, состав смеси и детонация.

1. Для того, чтобы проверить свечи зажигания, первым делом нужно проехать несколько километров на холостом ходу без длительной его работы. Затем глушите двигатель и дайте ему остыть.

2. Далее снимите высоковольтные провода со свечей зажигания, предварительно их пометив для последующей установки в обратном порядке, чтобы не возникло непорядка и недоразумений.

Снимите свечи зажигания и посмотрите их марку и номер, они должны совпадать с заводскими рекомендациями для данной марки автомобиля. Убедитесь, что марка и тип свечей выбраны верно. В зависимости от условий работы автомобильного двигателя на заводе-изготовителе производятся свечи с разным калильным числом. Если двигатель Вашего автомобиля эксплуатируется в трудных условиях, значит в камере сгорания генерируется большее количество тепловой энергии, чем у двигателя, режим работы которого основан на низких оборотах. Свечи с низким калильным числом быстрее избавляются от тепла, чем свечи с более высоким показателем.

Если Вы используете автомобиль по большей части в условиях города, тогда рекомендована эксплуатировать свечи зажигания низкого калильного числа – горячие свечи. Горячие свечи сжигают отложения, образуемые на изоляторе и электродах во время работы двигателя. Если же машина эксплуатируется по большей части в гоночном режиме, тогда калильное число свечей должно быть высоким – холодные свечи. Использование этого типа свечей в напряжённых режимах эксплуатации предотвращает возникновение калильного зажигания.

Для наиболее верного анализа отложений на свечах зажигания, рекомендуется использовать свечи зажигания с подходящим калильным числом. Свечи, которые горячее или холоднее нужного не предоставят правильной информации о составе воздушно-топливной смеси.

На сегодняшний день рынок автомобильных запчастей полнится разнообразием свечей зажигания. Японские и большинство европейских свечей зажигания маркируются таким образом, что с уменьшением номера свеча становится горячее. В маркировке свечей Соединённых Штатов всё наоборот – чем меньше номер, тем свеча холоднее. Для рядового автолюбителя лучшим способом выбора калильного числа свечей зажигания будет предварительный осмотр конца центрального электрода. Если калильное число подобрано правильно, тогда вокруг электрода должно появиться кольцо голубоватого оттенка.

Если изоляторы оплавились, а электроды и вовсе выгорели, тогда используемые свечи не подходят ибо слишком горячие. Слишком холодные свечи не справляются с нагаром и сажей, о чём будет свидетельствовать загрязнённый керамический конец. Свечи зажигания, которые рекомендованы заводом-производителем в основном подходят калильным числом обычным или чуть модифицированным двигателям.

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Вконтакте и Instagram: все самые интересные автомобильные события в одном месте.

Была ли эта статья полезна?

auto.today


Смотрите также