Настройка бортового компьютера


Как настроить бортовой компьютер самостоятельно?

Еще сравнительно недавно о таком новшестве как бортовой компьютер знали далеко не все автовладельцы, а в штатном режиме он устанавливался преимущественно на новых моделях иностранного производства. Конечно, сегодня такой «диковинкой» уже мало кого удивишь, а само устройство стало просто незаменимым помощником любого водителя. Многие автовладельцы желают установить бортовой компьютер в автомобиль, даже если он не был предусмотрен там штатной конструкцией транспортного средства. Естественно, если решение принято, то лучше всего обратиться за помощью к квалифицированным специалистам, которые смогут грамотно подключить и настроить прибор, хотя нередко автомобилисты сами справляются с поставленной задачей. А вот о том, как это можно сделать, Вы узнаете, дочитав до конца данную статью.

1. Подключение бортового компьютера

Бортовой компьютер часто называют «маршрутным компьютером» или «бортовым навигатором», хотя, по сути, все эти названия относятся к небольшому автомобильному прибору, который занимается считыванием данных с различных датчиков, а также обрабатывает необходимую информацию и выводит ее на дисплей. Среди отображающихся данных числится расход топливной жидкости (мгновенный и средний), уровень наполненности бака (с точностью до литра), статистическая информация (пройденный километраж, средняя скорость, количество израсходованного топлива за определенный промежуток времени), температурные показатели (внутри салона и снаружи машины), основные неисправности транспортного средства и т.д.

Практически все бортовые компьютеры достаточно легко подключаются к системе диагностики и контроля машины. Для этого в автомобиле существует специальный разъем, именуемый диагностической колодкой. На бортовом компьютере также есть похожий разъем, который, как правило, должен подходить к автомобильному. Если же вдруг разъемы несовместимы, то решить проблему поможет переходник или, в крайнем случае, можно напрямую проложить провода (с помощью инструкции определяют два контакта питания и одну диагностическую линию).

2. Особенности настройки бортового компьютера

Успешное подключение устройства – это только половина дела, а вторая половина предусматривает грамотную настройку прибора. Как правило, основные показания считываются им с ЭБУ транспортного средства, что возможно лишь при включенном зажигании и заведенном моторе. Зачастую автомобильный компьютер может работать в двух режимах – это режим пользователя и режим установок, в котором как раз и нужно задать требуемые параметры для отображения.

Для начала следует определить тип электронного блока управления и выбрать его из списка как основное устройство, либо предоставить компьютеру возможность сделать это самостоятельно, то есть автоматически. На следующем этапе настройки нужно указать режим определения количества топливной жидкости в баке и ее расход. Выделяют линейное (за счет настроек ЭБУ) и ручное определение параметров, при котором водитель может сам создать таблицу расхода топлива и заносить в нее данные, а бортовой компьютер уже по этой таблице будет определять расход и выводить информацию на дисплей. Но и это еще не все. Далее, в режиме пользователя необходимо выбрать те параметры, которые впоследствии будут отображаться на дисплее.

Успешность выполнения этой задачи в основном зависит от функциональных возможностей прибора. В обязательном порядке стоит установить температуру включения вентилятора охлаждения мотора, так как у разных моделей машин этот показатель значительно отличается. Также, полезно будет установить время и яркость подсветки дисплея. Это основные параметры, которые настраиваются в ручном режиме, а все остальные будут считываться с ЭБУ автомобиля, причем менять их желательно лишь в специализированных диагностических центрах.

На сегодняшний день существует два типа бортовых компьютеров: мультисистемный (универсальный) и модельный. Последний получил свое название из-за того, что предназначен для работы только на определенных моделях автомобилей, а значит, довольно ограничен в использовании. Универсальный прибор лишен подобного недостатка и способен поддерживать целый спектр модельного ряда транспортных средств: начиная от упрощенных инжекторных автомобилей и заканчивая машинами, оборудованными более сложными дизельными моторами, в которых используется турбина. Отличить один вид от другого можно даже визуально, достаточно взглянуть на их дизайн.

Модельный бортовой компьютер лучше всего устанавливать на приборной панели, чего не скажешь об универсальном устройстве. Да и расположившись на штатном месте, такой прибор будет иметь куда более привлекательный вид. Правда, в случае замены старого транспортного средства на новый автомобиль, владельцу придется «пожертвовать» своим «помощником». Универсальный автомобильный компьютер монтируется еще проще, нужно лишь обновить программное обеспечение, после чего его сразу можно устанавливать на автомобиль.

Впрочем, настройка бортового компьютера – несложный процесс, особенно если под рукой имеется прилагаемая к нему инструкция. Однако, прежде чем Вы решите приобрести подобное устройство, следует заранее выяснить, какие модели бортового маршрутизатора подходят именно для Вашего автомобиля, и только после этого можно смело отправляться за покупкой.

3. Советы по установке и настройке бортового компьютера

Как и в любом другом деле, при установке и настройке бортового компьютера следует учитывать некоторые моменты, которые помогут добиться максимально эффективного результата проделанной работы. К примеру, если на передней консоли есть свободное место, то монитор компьютера лучше всего поместить именно туда. Конечно, его можно установить и на торпеде, но тут надо постараться поместить его так, чтобы при беглом взгляде на экран глаза не «уходили» вниз или в стороны, в противном случае водитель будет постоянно отвлекаться.

В некоторых случаях, крепление монитора на торпеде осуществляется с помощью выносного корпуса, но как бы там ни было, прежде всего, следует исходить из соображений целесообразности и удобства. Достаточно популярными сегодня считаются сенсорные мониторы, которые существенно облегчают процесс управления одним прикасанием пальца.

Системный блок, или, как его еще называют, «мозг» компьютера, можно разместить в самых различных местах. Правда, впадать в крайности все же не стоит и лучше к вопросу выбора места подходить логически. Например, не следует устанавливать блок компьютера рядом с автопечкой: во-первых, там может подтекать жидкость, а во-вторых, температурный режим не совсем соответствует требованиям эксплуатации прибора.

Что касается подключения бортового компьютера, то во многих современных автомобилях уже имеется специальная разводка, разъем для его подсоединения, а на самом блоке есть специальное устройство, отвечающее за правильное выполнение задачи. Однако, даже если на первый взгляд все кажется абсолютно понятным, прежде чем браться за дело, следует внимательно изучить инструкцию, в которой должна быть схема всего процесса. Если специальных разъемов в машине нет, то правильнее всего будет обратиться за помощью к автоэлектрику и вывести их (приобрести дополнительные разъемы не составит большого труда).

Если Вы все правильно подключите, то останется лишь выполнить настройку устройства. Как только двигатель автомобиля начнет свою работу, вместе с ним запустится и считывание основных данных с датчиков транспортного средства. Вся информация будет отображаться на мониторе компьютера (в установочном режиме). Выполнив анализ полученных данных, прибор выдаст прогнозы, которые выражаются в диагностике состояния работающего автомобиля.

Зачастую, настройка бортового компьютера проходит автоматическим путем, и лишь в некоторых случаях, руководствуясь инструкцией, приходится вносить некоторые коррективы, подстраивая устройство «под себя». Именно ручная настройка называется «пользовательской», и ее необходимо сохранить в памяти компьютера. Производители советуют сразу выбирать те параметры, которые Вы бы хотели видеть на экране – например, текущее время, температурные показатели за бортом автомобиля или яркость подсветки монитора.

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Вконтакте и Instagram: все самые интересные автомобильные события в одном месте.

Была ли эта статья полезна?

auto.today

Бортовой компьютер "Мультитроникс": описание, характеристики, подключение и настройка :

Бортовой компьютер – это небольшое устройство, которое определяет основную информацию в автомобиле. Многие считают, что БК в большей мере относится к предметам роскоши, однако он является необходимым элементом.

Зачем нужен бортовой компьютер

Бортовой компьютер «Мультитроникс» был создан для водителей, чтобы их управление транспортным средством было максимально упрощенным и удобным. Приспособление создано таким образом, что оно считывает всю информацию об автомобиле, а именно:

Скептически настроенные люди часто твердят, что вполне достаточно штатных приборов для необходимых измерений скорости и температуры. Однако стоит учитывать, что бортовой компьютер значительно точнее и намного быстрее определяет все эти параметры.

Но, несомненно, главным его преимуществом является то, что этот прибор определяет уровень заряда аккумулятора и, в случае его близкой разрядки, БК оповестит об этом водителя.

Особенности и функции

Перед покупкой бортового компьютера необходимо посмотреть на ЭБУ двигателя вашего транспортного средства и только после этого приобретать соответствующий «бортовик».

На экране БК высвечивается вся необходимая информация для водителя. Иногда, в случае поломки некоторых внутренних частей автомобиля (имеется в виду электроника), устройство может работать за них. Но при этом оно сообщит, что в автомобиле произошла поломка и ее необходимо устранить в кратчайшие сроки.

Функции, которыми обладает бортовой компьютер «Мультитроникс»:

Во многих случаях решающим фактором в приобретении БК является то, что он может контролировать качество бензина, в нынешнее время это очень актуально. Некачественное топливо очень часто приводит к серьезным последствиям и поломкам автомобиля. Вдобавок «Мультитроникс» самостоятельно контролирует впрыск бензина, тем самым транспортное средство становится более экономным.

Установка и настройка

Практически каждый автолюбитель со временем понимает, что данное устройство в его транспортном средстве просто необходимо. Большая часть людей задаются вопросом, как же подключить бортовой компьютер «Мультитроникс». Инструкция по применению есть в каждой коробке с устройством, но не лишним будет указать и пошаговое пособие подключения устройства:

  1. БК следует подключить к системе диагностики транспортного средства. Необходимо найти разъем, который имеет название диагностическая колодка. На самом устройстве должен быть такой же разъем, но если они не совпадают, не стоит паниковать. Во многих магазинах продаются любые переходники, которые точно подойдут.
  2. После того как подключение бортового компьютера «Мультитроникс» прошло успешно, необходимо заняться его настройкой. Необходимо учитывать тот фактор, что информация об автомобиле считывается только тогда, когда он заведен и работает двигатель. БК имеет два режима работы: пользовательский и установочный. Для настройки необходимо выбрать именно режим установок.
  3. Первым делом указывается тип электрического блока, может ли устройство определить его самостоятельно, для этого необходимо указать «автоматический выбор». После определения ЭБУ человек должен указать следующую информацию о своем автомобиле: количество топлива в баке на данный момент, расход на 100 км. Когда данные будут занесены в бортовой компьютер, он автоматически подсчитывает расход и определяет количество оставшегося бензина.
  4. Затем следует указать, какие функции должны высвечиваться на экране устройства, когда он перейдет в режим пользователя. Стоит отметить, что «Мультитроникс» имеет более 200 различных функций, все зависит от конкретной модели. Также необходимо отметить комфортную температуру внутри салона, чтобы бортовой компьютер мог автоматически включать вентилятор, при необходимости. Следует знать наверняка и указать в настройках рабочую температуру двигателя, и когда необходимо ему охлаждение, ведь разные модели двигателей имеют разную рабочую температуру. Последним выставляется цвет подсветки экрана, дата и время.

Не стоит бояться настройки бортового компьютера, она не так уж и сложна, просто необходимо внимательно читать инструкцию и вникать в каждую функцию, чтобы аппарат мог полноценно и качественно работать.

Возможна ли установка БК «Мультитроникс» на ВАЗ?

Часто автолюбители задаются вопросом, есть ли возможность устанавливать БК на отечественные автомобили ВАЗ. С уверенностью можно сказать – не только можно, но и нужно. Бортовой компьютер «Мультитроникс комфорт» предназначен именно для российских автомобилей, аппарат идеально сочетается с ними.

Вся линейка серии «комфорт» совместима с отечественными автомобилями данной марки. Модели БК отличаются: функциями, размерами дисплея и прочим. Но их все объединяет то, что «Мультитроникс» (бортовой компьютер) на ВАЗовских моделях работает превосходно.

Возможные неисправности и ошибки

Благодаря считыванию информации об автомобиле на цифровом мониторе устройства высвечиваются различные проблемы, связанные с машиной. Так как БК автоматически определяет поломки вашего транспортного средства, то каждая цифровая ошибка бортового компьютера «Мультитроникс» оповещает владельца автомобиля о существующей поломке.

То, что данное приспособление показывает ошибки – это хорошо, но далеко не каждый автолюбитель понимает, что означают 5 цифр, перед которыми буква «Р». Основные коды и проблемы будут описаны в статье, но все значения есть возможность увидеть только на сайте производителя «Мультитроникс». Наиболее распространенные и опасные коды ошибок:

Это ошибки, которые у многих автовладельцев встречаются чаще всего, но есть еще очень много других, которые указывают на неправильную работу узлов автомобиля. Поэтому крайне необходимо чем побыстрее узнать причину неисправности.

Несмотря на то, что бортовой компьютер показывает ошибки, которые связаны непосредственно с автомобилем, но и сам прибор иногда может давать сбои. Зачастую это связано с неправильной эксплуатацией или подключением.

Не отображается информация

Если при включенном зажигании монитор устройства не показывает состояние работы двигателя, расход топлива и прочую информацию – это значит, отсутствует связь с ЭБУ. В таком случае необходимо проверить надежность соединения с колодкой диагностики. Если все подключено правильно, то в настройках необходимо указать ЭБУ самостоятельно.

Неверно показываются параметры

Когда на экране бортового компьютера все данные отображаются, однако, они не соответствуют действительности, вероятнее всего, что был неправильно установлен тип протокола. В настройках его необходимо изменить, и все функции будут работать в правильном режиме.

Гарантия на бортовые компьютеры

Все БК Multitronics имеют фирменную гарантию, которая действует на протяжении 12 месяцев со дня покупки устройства. При этом необходимо понимать, что гарантийный ремонт возможен только в случае, если бортовой компьютер не был поврежден механически.

На самом устройстве с задней стороны находится гарантийная наклейка, которая при отклеивании саморазрушается. Если ее не будет, сервисный центр также не сможет произвести гарантийный ремонт, это условие тоже необходимо учитывать.

Советы по обслуживанию устройства

Чтобы устройство могло правильно и нормально функционировать, необходимо придерживаться элементарных правил пользования6

  1. При подключении БК к диагностической колодке необходимо строго соблюдать полярность.
  2. Если в зимнюю пору автомобиль находится на улице или в неотапливаемом гараже, устройство необходимо снимать и хранить в теплом помещении.
  3. Запрещается включать бортовой компьютер «Мультитроникс» в домашнюю сеть переменного тока.
  4. Не использовать устройство при неисправном электрооборудовании автомобиля.
  5. При запуске/отключении двигателя возможны скачки напряжения, из-за этого иногда на устройстве может отсутствовать индикация. В таком случае на 10-20 секунд необходимо отключить АКБ.
  6. Не допускать попадания воды и посторонних предметов в БК.
  7. Если обнаружились явные признаки неисправности, прибор необходимо немедленно отключить и отнести его в сервисный центр. Самостоятельно ремонтировать устройство категорически запрещено. Особенно, если прибор находится на гарантии производителя.

Отзывы покупателей

Большая часть автолюбителей понимают, что БК является весьма полезным устройством в транспортном средстве и все чаще покупают себе в автомобиль бортовой компьютер «Мультитроникс». Отзывы в целом положительные, отмечается простота и надежность устройств. Также пользователи свидетельствуют о высоком качестве изделия и доступности инструкции по подключению.

Пользователи могут устанавливать обновления, которые выходят на официальном сайте компании, проблем с установкой нового программного обеспечения у автолюбителей не наблюдалось. Настройка бортового компьютера «Мультитроникс» достаточно простая, поэтому большая часть людей производит ее самостоятельно без помощи специалистов, благодаря этому можно сэкономить средства.

Заключение

Каждый, кто любит свой автомобиль и хочет сделать его лучше, приобретает БК, они намного упрощают жизнь любому водителю. Нет необходимости вручную следить за множеством различных факторов, все за них делает бортовой компьютер «Мультитроникс». Цена на данное устройство весьма демократичная, от 3 000 до 10 000 рублей, все зависит от характеристик приспособления.

www.syl.ru

Как настроить бортовой компьютер на Ладе Веста?

Бортовой компьютер (БК) устанавливается на большинство современных автомобилей.  Он бывает штатный (встроенный с завода) и дополнительный. Основная задача БК – считывание информации с датчиков и блока управления и вывод на экран. Штатные БК в основном встраиваются в приборную панель. Дополнительные БК покупаются отдельно и ставятся отдельным блоком.

Бортовой компьютер облегчает жизнь автомобилистам. Он постоянно держит всю необходимую информацию перед глазами водителя.

Конечно, бортовой компьютер не необходимость, многие водители  прекрасно обходятся без него, но при его наличии езда становится безопаснее и комфортнее.

В основном БК показывают много данных: общий пробег автомобиля, пройденное расстояние от последнего обнуления, средний расход, скорость и т.д. Часто БК показывают коды ошибок и неполадок.

На Весте штатный бортовой компьютер не показывает коды ошибок. Но показывает много другой полезной информации. Вот все показания штатного БК: напряжение бортовой сети, остаточный запас хода на топливе в баке, текущий расход топлива, средний расход топлива, израсходованное топливо, время движения по маршруту, средняя скорость по маршруту,  часы, общий пробег, температура воздуха за бортом, подсказки переключения передач (со звуковым сопровождением или без него). Если на машине установлена АМТ, то отображается включенная передача и режим – авто или ручной. На авто с круиз контролем присутствует индикация о текущих настройках круиза или ограничителя скорости.

Запускается дисплей бортового компьютера при включении зажигания. Управляется БК Весты с помощью двух кнопок на торце правого подрулевого переключателя. С помощью них можно листать показания БК, настраивать его, устанавливать время и сбрасывать показания.

Вначале управление компьютером Весты кажется сложным. Но просто стоит разобраться и привыкнуть. Клавишами вверх и вниз осуществляется навигация между показаниями в верхней строчке второго значения:

Здесь меняются показания напряжения бортовой сети, запаса хода, текущего расхода топлива, среднего расхода топлива, израсходованного топлива за поездку, времени движения по маршруту, средней скорости по маршруту. Просто нажимая клавишу «вверх» меняем эти значения, нажимая «вниз» — меняем их в обратном порядке. На показании чего остановимся – то и будет всегда показывать БК в этом окне, даже при последующем включении зажигания. То есть, выставляем для себя нужную нам информацию – и она всегда будет перед глазами.

Если нажимать кратковременно обе клавиши одновременно – меняются показания времени на температуру окружающего воздуха и общего пробега на пробег по маршруту (с последнего обнуления).

Теперь о настройках компьютера. При длительном нажатии клавиши «вверх» мы попадаем в меню настроек БК. Здесь можно установить время, сбросить пробег по маршруту, средний расход и среднюю скорость по маршруту.

Короткое нажатие «вверх» листаете между значениями. Длительное нажатие «вверх» — сброс значения или установка часов и минут.

Первое значение – пробег по маршруту.

Второе (внизу) – время: часы и минуты.

И третье (вверху) – это сброс средней скорости, времени в пути и среднего расхода по маршруту.

Если листать дальше – включится индикация помощника переключения передач. Можно включить звуковую индикацию в дополнение к графической (появляется дополнительный значок) или отключить звук. По умолчанию звук выключен.

Выход из настроек БК – клавиша «вниз». Выйти можно на любой стадии настроек. Вот основная схема управления бортовым компьютером и сбросом значений пробега и т.д.

Существует еще секретное меню БК Весты. Его описания вообще нет в руководстве пользователя. В этом меню можно настроить звук щелчков поворотников. Зажимаем и держим обе клавиши «вверх» и «вниз». Попадаем в дополнительное меню. Включаем аварийку для того, чтоб слышать звук, и настраиваем под себя.

Клавишами «вверх» или «вниз» изменяем значения, при этом изменяется звук работы поворотов. При одновременном кратковременном нажатии обеих клавиш переходим к следующему пункту меню. Может, кому-то просто не нравятся штатные звуки. У кого-нибудь могут быть проблемы со слухом, тогда можно подстроить звучание под себя.

Значения Р1 и d1 – звук и тональность первого щелчка поворотов.

Значения Р2 и d2 – звук и тональность второго щелчка поворотов.

Если длительно зажать обе клавиши на надписи «SET», то настройки звука сбросятся на штатные настройки.

Основная схема настроек в секретном меню БК:

Всё, с бортовым компьютером Весты разобрались. Ничего сложного, просто дело привычки.

Далее рассмотрим возможность самодиагностики приборной панели Весты. Это нужно для того, если в работе панели приборов появились какие-нибудь сбои (стрелка не работает, индикатор не горит). Тогда можно провести эту диагностику. В ряде случаев после самодиагностики всё чудесным образом начинает работать. Иногда это не помогает. Но во время самодиагностики видно, работает ли сама стрелка, индикатор, или проблема кроется дальше, в проводке или в датчиках. Так же можно рассмотреть и узнать, какие вообще индикаторы присутствуют на автомобиле. К примеру, работает ли индикация круиз-контроля на машинах без него.

Запустить самодиагностику очень просто – надо зажать кнопку «вверх» на правом подрулевом переключателе. Ту же кнопку, которая используется для навигации по бортовому компьютеру. Не отпуская кнопку – включить зажигание автомобиля.

После включения зажигания (кнопку можно отпустить) все индикаторы загораются, а все стрелочные указатели двигаются до максимума показаний и обратно  несколько раз. После этого индикаторы тухнут, остаются те, которые всегда включаются при зажигании.

Напоследок видео, в котором показаны и управление бортовым компьютером на Весте, скрытое меню, и самодиагностика приборной панели.

(2 оценок) Загрузка...

olade.ru

Как установить бортовой компьютер своими руками

Бортовой компьютер (БК) – это незаменимый помощник в современных авто, где основные функции управления берет на себя электронный блок управления. Основная задача этого устройства – сбор информации от всех датчиков, обработка данных и вывод на дисплей интересующий информации. При этом современные устройства способны на многое.

Основные виды

БК можно условно поделить на два вида:

- универсальные устройства, способные не только обрабатывать информацию и выводить результаты, но и выявлять координаты машины, связываться с глобальной сетью и так далее;

-узконаправленные БК. К таким устройствам в основном относятся различные системы управления, диагностические или маршрутные компьютеры.

По внешнему виду бортовые компьютеры сильно различаются – количеством кнопок, размером дисплея, параметрами и так далее.

БК для автомобиля имеют множество различных функций и способны выполнять огромное количество задач. Наиболее простые устройства отображают лишь основные параметры – пройденное расстояние, напряжение на АКБ, скоростной режим, температуру силового узла и так деле.

 В некоторых автомобилях уже установлены штатные БК, но зачастую они имеют ограниченную функциональность. Отдельное устройство можно корректировать, получать много большие объемы информации и ожидать более высокой тонности. К примеру, при замене колес штатный компьютер продолжит расчеты по прежним параметрам. В выносном БК эти данные можно изменить.

 Преимущество бортового компьютера в том, что он не требует постоянного наблюдения со стороны автолюбителя. Достаточно один раз произвести правильную настройку и устройство будет самостоятельно сообщать об ошибках в системах автомобиля, предупреждать о расходе топлива, напоминать о необходимости замены тех или иных узлов. С качественным БК автолюбитель знает все, что твориться в его «железном коне», начиная от температуры в салоне и заканчивая временем открытия форсунок.

Особенности выбора

Может показаться, что на фоне огромного ассортимента продукции весьма сложно выбрать бортовой компьютер. На самом же деле здесь работает простая закономерность – чем больше функций и известнее производитель, тем выше стоимость. К примеру, большой популярностью пользуются бортовые компьютеры «Pilot», которые отлично работают с отечественными автомобилями ВАЗ. Функциональность устройств на высоте, они удобно в эксплуатации и настройке.

Высший пилотаж – это бортовые компьютеры Мультитроникс (по-настоящему универсальные устройства). Они способны работать почти со всеми ЭБУ и могут найти «общий язык» со многими авто. Их преимущество – отличная функциональность, удобство монтажа и быстрая настройка. Правда и стоимость таких устройств весьма высока – от 100 долларов и больше.

Если необходимо что-то бюджетное, то можно выбрать МК-10 – этот БК более доступен по цене (его можно приобрести по цене от 15 долларов). С другой стороны он имеет ограниченную функциональность, небольшой дисплей и неудобен в управлении. Кроме этого, в нем отсутствуют наиболее полезные функции.

Особенности установки бортового компьютера

Итак, вы приобрели бортовой компьютер и точно знаете, что он подходит для вашего автомобиля. Теперь важно правильно подключить устройство. Как правило, современные БК требуют подведения:

- постоянного напряжения от АКБ (+12В);

- питания, которое будет поступать на устройство при повороте ключа в замке зажигания. По сути, именно после этого бортовой компьютер включается;

- напряжения, подаваемого в случае включения габаритов. Этот момент очень важен и позволяет компьютеру самостоятельно настраивать яркость дисплея, то есть снижать ее в случае включения габаритных огней;

- массу;

- сигнала от ДУТ (датчика уровня топлива). В ряде современных бортовых компьютеров без этого можно обойтись. К примеру, большинство моделей Мультитроникс способны высчитывать расход математическим путем;

- линии диагностики (носит название на всех схемах «K-line»). Пренебрегать ей нельзя, ведь именно по этому каналу передается вся информация от систем автомобиля.

В большинстве современных авто все перечисленные сигналы (кроме ДУТ) уже выведены на диагностический разъем. В них есть четырех контактная колодка, к которой необходимо подключить разъем бортового компьютера. После соединения БК автоматически определяет прошивку, собирает информацию и предоставляет ее с учетом своих возможностей.

Если же такой колодки не предусмотрено, то напряжение +12 Вольт можно «добыть» с прикуривателя, подать питание на устройство с замка зажигания, а габариты подвести от лампочки прикуривателя. Что касается массы, то с ней проблем меньше всего. Ее можно взять непосредственно с корпуса или «позаимствовать» снова-таки в прикуривателе. При этом учтите, что перед началом работ отключение питания от АКБ является обязательным. В противном случае можно остаться без нескольких предохранителей.

Чтобы подключить бортовой компьютер к датчику уровня топлива, обязательно изучите электрическую схему вашего автомобиля и найдите необходимый провод. После этого определитесь с наиболее удобным местом соединения и «врежьте» провод от БК. Что касается «K-line», то этот сигнал уже должен быть на диагностической колодке. В разъемах серии Евро-2 он находится в гнезде «М», а Евро-3 – в гнезде «7».

 Зачастую в комплекте бортового компьютера поставляется датчик температуры. Его необходимо вынести за пределы автомобиля и закрепить в левой части бампера, чтобы исключить любые тепловые воздействия. Провести провод можно через специальные проемы между салоном и двигательным отсеком. Если же в штатном компьютере уже есть датчик, определяющий температуру «за бортом», то контролирующий орган от БК можно оставить внутри.

После установки и подключения бортового компьютера остается произвести его настройку. Но здесь уже необходимо отталкиваться от инструкции производителя.

Вывод

Как показывает практика, установка, настройка и подключение бортового компьютера может занять 1-2 часа. При этом вы сможете сэкономить немалую сумму на оплате услуг мастера. Удачи.

ru.megasos.com

"Мультитроникс ТС 750": отзывы, инструкция по эксплуатации

У автолюбителей совсем недавно появилось новое увлечение – компьютеризация собственного транспортного средства. Бортовые системы для диагностики и настройки автомобиля иностранного и отечественного производства переполнили рынок. Естественно, у покупателей появились вопросы, какой компьютер выбрать и как его правильно настроить. Если с последним всё понятно – нужно лишь изучить инструкцию по эксплуатации, то с выбором модели дела обстоят хуже.

В фокусе данной статьи - один из представителей бортовых компьютеров на отечественном рынке - "Мультитроникс ТС 750". Данное устройство, судя по отзывам владельцев, действительно напоминает своим внешним видом ПК. Читателю предлагается ознакомиться с функционалом бортового компьютера, его техническими характеристиками и впечатлениями пользователей перед совершением покупки.

Реклама – двигатель прогресса

Начать лучше с описания продукта производителем. На красивой упаковке указан базовый функционал устройства с перечисленными техническими характеристиками, которые должны привлечь внимание потенциального покупателя. Но, как показывает практика, на отечественном рынке всё происходит совсем наоборот. Российский покупатель прекрасно разбирается в современных технологиях и непременно заметит рекламу, которая превозносит бортовой компьютер "Мультитроникс ТС 750":

  1. Мощный 32-битный процессор. На самом деле, уже второе десятилетие производительными считаются 64-битные кристаллы.
  2. Множество информативных дисплеев. Фактически, дисплей один, а на нём, как и на любом другом мониторе, можно настраивать окна для отображения информации.
  3. Поддержка всех протоколов для диагностики. Компьютер можно запрограммировать как угодно – главное, чтобы автомобиль имел соответствующие контроллеры.

И таких несоответствий в описании предостаточно. Непонятно, с какой целью производитель сделал такую рекламу, ведь устройство и так привлекает к себе внимание достойным функционалом и удобством в работе.

Первое знакомство

Компьютер "Мультитроникс ТС 750" предлагается в красочной упаковке из картона, как и все аналогичные автомобильные аксессуары на рынке. Внутри, помимо самого устройства, покупатель обнаружит пластиковый карман для удобного монтажа бортового компьютера, шлейф из проводов, инструкцию по эксплуатации и несколько пластин двухстороннего скотча. Как отмечают пользователи в своих отзывах, комплектация полная, и претензий к ней не возникает.

Что касается качества изготовления и сборки автомобильного аксессуара, то здесь дела обстоят немного иначе. Устройство полностью выполнено из пластика, причём толщина стенок прибора оставляет желать лучшего. Поэтому многие пользователи рекомендуют надёжно закреплять двухсторонним скотчем бортовой компьютер на панели приборной доски автомобиля.

Подключение ботового компьютера

Присутствующая в комплекте с устройством "Мультитроникс ТС 750" инструкция по эксплуатации даёт понять пользователю, что автомобильный аксессуар можно установить сразу, едва изъяв из коробки (продукция конкурентов в последнее время снабжается CD-дисками, а не бумажными вариантами руководства). Установка бортового компьютера проста и не требует особых умений:

Всё легко и просто. Не нужно заводить дополнительные провода на зажигание или выводить питание с аккумулятора. Есть вопросы лишь к чувствительности виртуального замка, ведь у всех автомобилей она разная. Однако в инструкции есть описание процедуры по настройке данного параметра.

Установка точных настроек

Перед владельцами авто существует 2 пути развития событий, связанных с использованием бортового компьютера "Мультитроникс ТС 750". Инструкция описывает возможность тонкой настройки устройства, с введением реальных данных и полной диагностикой автомобиля. Однако есть пользователи, которые по старинке используют метод «я всё знаю» и производят настройку нужных им параметров без посторонней помощи. Отсюда и негативы в средствах массовой информации относительно неработоспособности бортового компьютера.

При первом подключении устройство самостоятельно определяет контроллер автомобиля и выводит его название на дисплей. Зачастую компьютер определяет типовое универсальное устройство, которое подходит под множество других марок автомобилей. Поэтому пользователю нужно в параметрах указать точное название контроллера. Например, компьютер определил «CAN-шину», а фактически имеется шина «M74CAN».

Любопытные симбиозы

На первых страницах инструкции по эксплуатации производитель упоминает о возможностях подключения бортового компьютера "Мультитроникс ТС 750" к ПК или ноутбуку. Естественно, бросив настройку устройства, пользователю будет интересно обеспечить управление автомобилем с мобильного девайса. Но такое бывает только в фильмах, а вот возможность подключения бортового компьютера к ноутбуку ограничивается лишь анализом установленных параметров, импортом настроек и редактированием некоторых показателей устройства.

Может, в ближайшие годы и изобретут возможность управления автомобилем через порт OBD2, но пока что симбиоз с компьютером заканчивается на диагностике и передаче готовых конфигураций между бортовыми устройствами одинаковых модификаций.

Синтезатор речи

Перед тем как настроить "Мультитроникс ТС 750", владелец должен узнать о специфических возможностях автомобильного аксессуара. Ни на коробке, ни в ознакомительной части инструкции ничего не сказано о голосовых предупреждениях, которые способно издавать устройство. Синтезатор речи, судя по отзывам пользователей, может неприятно удивить автолюбителя – не каждый человек будет рад услышать громкий женский голос в салоне машины после получасовой настройки бортового компьютера.

Что касается самого синтезатора речи, то вопросов к его работе нет. Звуковые предупреждения действительно нужны в электронной системе автомобиля. Любая поломка, сбой или изменение параметров в худшую сторону не останутся незамеченными пользователем. Нужно лишь немного времени владельцу автомобиля, чтобы привыкнуть к голосовому оповещению.

Сырой функционал устройства

Одна из основных проблем всех пользователей – как подключить "Мультитроникс ТС 750" к топливной системе для мониторинга расхода горючего. Панель управления бортовым компьютером предоставляет несколько способов, однако их функционал вызывает много сомнений у автолюбителей. Снимать показатели встроенного в бак датчика для многих является не лучшим вариантом. Дело в том, что под разными углами наклона машины отображается разный объём. Причём измеряется он десятками литров топлива.

Эксперты рекомендуют пользователям отказаться от готовых решений производителя по считыванию данных с контроллеров топливной системы и использовать единственный проверенный способ – вводить данные вручную. Да, после каждой заправки нужно вносить изменения в бортовой компьютер. Методика ресурсоёмкая, однако эффективная на 100%.

Информативный дисплей

Огромный жидкокристаллический экран – вот, что привлекает внимание пользователей к бортовому компьютеру "Мультитроникс ТС 750". Подключение, настройка и диагностика невозможна без информативного дисплея. Пусть диагональ экрана всего 2,4 дюйма, а разрешение не превышает 320 х 240 точек на дюйм, однако этого вполне достаточно для полноценной работы с автомобильным аксессуаром.

Если с настройкой всё понятно (нужно листать пункты меню и выбирать нужные параметры), то с отображением информации на дисплее возникает множество вопросов. Стоит отметить, что и здесь на самом деле нет ничего сложного. Нужно просто скомбинировать необходимые показатели по группам, а потом решить, в какой последовательности и по сколько параметров на экране необходимо выводить информацию на дисплей.

Дополнительный функционал

Для многих автолюбителей установка "Мультитроникс ТС 750" неразрывно связана с монтажом парковочных радаров. Дело в том, что бортовой компьютер поддерживает на аппаратном уровне работу этих замечательных устройств. Поэтому неудивительно, что многие покупатели предпочитают приобретать такой комплект. С установкой и настройкой проблем не возникает, главное, всегда помнить, что бортовой компьютер работает с парой одинаковых парковочных радаров, от того же бренда "Мультитроникс".

Поддерживается устройством и работа в режиме осциллографа, правда, для этого необходимо приобрести специальный кабель. Многие автолюбители рекомендуют отказаться обычным владельцам от данного функционала. Дело в том, что для работы с данными, полученными в результате мониторинга всей системы, нужны и знания в электронике. Новички не смогут без специалиста установить поломки в автомобиле самостоятельно.

Расширенная диагностика

Фактически, можно часами разговаривать о функционале компьютера "Мультитроникс ТС 750". Инструкция по эксплуатации, пусть и кратко, но всё-таки описывает все возможности бортового компьютера. Порядка 200 рабочих параметров автомобиля - далеко не миф для данного автомобильного аксессуара. Чего ни коснись в работе системы, всё поддаётся диагностике и настройке: топливная система, работа двигателя, электрооборудование и прочий функционал автомобиля, о существовании которого пользователь даже и не подозревал.

Из дополнительных параметров понравится автолюбителю возможность ручной регулировки угла опережения зажигания. Ведь каждому водителю хочется, чтобы его машина резвее ехала. Прогрев свечей, управление большим кругом охлаждения, инициализация ЭБУ – вся система автомобиля в руках владельца бортового компьютера "Мультитроникс ТС 750".

Обратная связь

Реклама – это хорошо, но большинству потенциальных покупателей хотелось бы познакомиться с отзывами реальных владельцев автомобильного аксессуара. К достоинствам бортового компьютера можно отнести огромный функционал. Не то чтобы автолюбители активно пользуются всеми характеристиками, скорее, наоборот – из двухсот настроек интересен лишь десяток функций. Польза данного прибора в том, что каждый покупатель найдёт нужные именно ему параметры, доступ к которым сможет предоставить "Мультитроникс ТС 750". Отзывы пользователей отнесли к достоинствам и удобство монтажа с возможностью быстрого подключения.

А вот опциональный функционал был встречен негативно. Универсальный бортовой компьютер потерял свою привлекательность сразу же после введения ограничений производителем относительно использования парковочных радаров других брендов. Да и количество датчиков сильно смущает автолюбителей (всего 2).

В заключение

На рынке бортовых компьютеров побеждает тот продукт, который сможет предоставить покупателю больший функционал. Прибор "Мультитроникс ТС 750" - тому подтверждение, ведь именно он способен удовлетворить любого автолюбителя своими возможностями. Да, есть негативные отзывы относительно работы некоторых датчиков, но это уже проблема самого автомобиля, а не бортового компьютера. Тот же мониторинг топлива в баке, странный осциллограф и контроль осветительных приборов вызывают ощущение неполноценности, однако достоинств всё-таки на порядок больше.

fb.ru

Бортовой компьютер Multitronics TC 750: отзывы. Инструкция по установке, подключению и настройке

Multitronics TC 750 представляет собой цветной бортовой компьютер, оснащенный TFT дисплеем с разрешением 320х240 и диагональю 2.4 дюйма. В случае необходимости пользователь может самостоятельно настраивать цветовое оформление дисплея, переключаясь между несколькими цветовыми схемами. Достаточно мощный 32-разрядный процессор позволяет Multitronics TC 750 работать максимально быстро и точно. Установка бортового компьютера осуществляется на торпеду и обеспечивает непосредственную защиту от прямых солнечных лучей при помощи специализированного противосолнечного козырька.

Зачем он нужен?

При помощи Multitronics TC 750 обеспечивается поддержка огромнейшего количества разнообразных оригинальных и универсальных протоколов, предназначенных для диагностики автомобиля. Благодаря этому он может устанавливаться практически на любые машины вне зависимости от их марки и производителя. Даже в том случае, если протокол диагностики автомобиля данным устройством не поддерживается, присутствует функция подключения к датчику скорости и форсунке, после чего открывается еще большее количество функций.

Данное устройство имеет около 200 разнообразных параметров диагностики ЭБУ, подходящих для преимущественного большинства оригинальных протоколов, причем сюда входят сервисные записи ЭБУ, а также паспорт на уровне диагностического сканера. Считывание информации стоп-кадра осуществляется в случае возникновения ошибки в работе всей электронной системы, состояния контрольных систем машины из стандартного протокола без необходимости переключения в протокол OBD-2. В данном случае осуществляется не только тщательная диагностика ошибок, проверяются также различные параметры АБС, стеклопакета и еще множества других дополнительных устройств.

В чем его преимущества?

В первую очередь его плюсом является, конечно же, то, что он поддерживает наибольшее количество протоколов диагностики современных автомобилей. Как говорилось выше, в случае подключения к датчикам скорости или же форсунки задерживается огромнейшее количество функций даже в том случае, если по какой-либо причине автомобиль не поддерживает определенный протокол диагностики. Отдельное преимущество, которое имеет бортовой компьютер Multitronics TC 750 – подключение, которое является более простым по сравнению с VC731.

Устройством осуществляется одновременная диагностика автомобиля более чем по 30 дополнительным параметром, а само устройство оснащено 11 бортовыми системами, оказывающими влияние на состав выхлопа машины. Отдельное внимание следует уделить предельно простой настройке, так как конфигурацию при необходимости можно предельно быстро изменять и сохранять, используя стандартные программы персонального компьютера. Чтобы подключить устройство к ПК, нужно использовать кабель mini-USB.

Настройки

Преимущественное большинство настроек при необходимости может редактироваться и сохраняться при помощи специализированной программы со стандартного персонального компьютера. Также в случае необходимости можно будет полностью перенести записанную статистику поездок на отдельный персональный компьютер для того, чтобы впоследствии импортировать в различные программы, при помощи которых осуществляется детальный анализ и ведение статистики за определенный промежуток времени.

Любые настройки данного компьютера в случае необходимости можно будет сохранить в отдельный файл на компьютере пользователя, что открывает возможность для обмена различными конфигурационными файлами между пользователями, являющимися водителями одинаковых автомобилей. После того как все требуемые калибровки будут проведены на одной машине, подготовленный файл может передаваться другим пользователям, являющимся водителями аналогичных машин.

Особенности подключения

Подключение Multitronics TC 750 осуществляется исключительно к колодке диагностики в преимущественном большинстве автомобилей. Стоит отметить тот факт, что данный бортовой компьютер предусматривает одновременное подключение двух парковочных радаров, расположенных в передней и задней части автомобиля. Предусматривается также одновременное подключение парктроников какой-то конкретной модели, то есть объединение различных устройств является невозможным.

Дополнительные функции

Среди дополнительных функций особенное внимание следует уделить голосовому сопровождению режимов и всех параметров, то есть можно проговаривать их числовые значения. Также внимания заслуживает 21 голосовое предупреждение о всевозможных авариях или же выходах за пределы установок.

В том случае, если электронная система автомобиля даст сбой, бортовой компьютер не только предупредит водителя о том, что возникла данная проблема, но также предоставит подробную информацию касательно кода ошибки и того, как он расшифровывается. Таким образом, у водителя сразу будет присутствовать информация касательно того, нужно устранить причину неисправности сразу или же продолжить движение, и только потом уже заняться данным вопросом.

«Горячее меню»

Данная функция позволяет получить максимально быстрый доступ к различным приложениям, которые находятся в «Дисплее установок». У пользователя есть возможность настраивать данный состав по своему усмотрению, при этом нажатием единственной кнопки вызывать полный список доступных настроек и функций, располагающихся в разных местах этого меню. Помимо всего прочего, предусмотрено также четыре полностью независимых меню, предназначенных для приложений "Парковка", "Таксометр", "Средние" и "Параметры".

Стоит отметить тот факт, что бортовой компьютер Multitronics TC 750 предоставляет информацию только по двум графикам параметров, однако можно использовать специализированную функцию «Обратный отсчет», позволяющую переключаться по графикам и определять при необходимости численные значения параметров в прошедшем времени или же проводить их сравнение между собой.

Предельно высокая точность присутствует в процессе отслеживания расхода топлива или же такого параметра, как длительность впрыска. В том случае, если присутствует серьезное изменение этих характеристик, водителю сразу предоставляется предупреждение, а также числовое значение изменения качества топлива.

Что еще может этот компьютер?

Бортовой компьютер Multitronics TC 750 всегда предупреждает водителя в том случае, если он пытается начать поездку без включенного ближнего света, а также делает предупреждение, если габариты не были выключены после окончания поездки. Предусматривается возможность применения компьютера вместе со специальным газовым оборудованием, обеспечивая таким образом предельно точный расчет траты топлива, учитывая отдельную поправку для газа.

Настройка Multitronics TC 750 позволяет использовать его в качестве осциллографа в том случае, если к нему будет подключен специализированный опциональный кабель. Благодаря этому обеспечивается детальное наблюдение и анализ сигналов, полученных от различных цепей и датчиков непосредственно на дисплее, при этом вся информация может сохраняться и переноситься на персональный компьютер пользователя.

Если вы сможете записанный сигнал сравнить с эталонным, у вас появится дополнительная возможность ведения диагностики всех узлов автомобиля в том случае, если возникают какие-либо сложно диагностируемые неполадки, такие как замыкание, износ, заклинивание и многие другие. По своим возможностям такой осциллограф является предельно схожим со стандартным настольным решением, так как присутствует возможность управления триггером, разверткой и изменения временных интервалов.

Отзывы

О Multitronics TC 750 отзывы пользователи оставляют положительные. Многие отмечают, что устройство отличается большим количеством функции, а также стабильно работает на протяжении длительного времени, что является проблемой для большинства других аналогичных устройств.

В частности, о Multitronics TC 750 отзывы пользователей являются следующими. Они отмечают, что это стоящая вещь. Показывает всю необходимую и даже не самую важную информацию, при этом определяет и проговаривает различные ошибки, что позволяет сразу их сбросить. Работает безо всяких проблем. Подключение к X-Trail занимает 20 минут.

Как проводится установка?

В Multitronics TC 750 размеры позволяют устанавливать этот компьютер практически в любые автомобили, что идеально сочетается с его многофункциональностью и другими особенностями. При этом стоит отметить, что установка этого устройства также является достаточно простой, и с ней сможет справиться практически каждый автолюбитель, кто знаком с особенностями своего автомобиля и немного разбирается в электронике.

Инструкция

  1. Собирается основной модуль компьютера Multitronics TC 750. Инструкция говорит о том, что первоначально нужно вставлять модуль во вставку, после чего уже заниматься монтажом прижимной рамы и привинчивать конструкцию тремя винтами.
  2. Проводится шлейф в окно, расположенное на корпусе компьютера.
  3. Шлейф подключается к блоку Multitronics TC 750 и корпус закрывается.
  4. Тщательно обезжиривается место приклейки, после чего бортовой компьютер приклеивается на место установки при помощи двухсторонней ленты, поставляемой в комплекте с самим устройством.
  5. Прокладывается шлейф интерфейса и парктроника (если такой есть в наличии) под обшивками, после чего компьютер подключается в соответствии с электрической схемой.

Как подключить парковочный радар?

В случае необходимости можно также подключить парковочный радар к Multitronics TC 750. На какие машины устанавливался бортовой компьютер, в данном случае не имеет абсолютно никакого значения. Сама процедура подключения осуществляется к двум крайним контактам дополнительного разъема. Стоит отметить тот факт, что в данном случае маркированная сторона разъема должна обращаться к основному разъему бортового компьютера.

При этом, если будет устанавливаться модель РТ-4ТС, то процедура установки несколько отключается. Данное устройство подключается к контактам дополнительного разъема (со второго по четвертый), при этом маркированная сторона разъема должна в обязательном порядке быт обращенной к краю бортового компьютера.

В том случае, если осуществляется подключение одновременно двух парктроников, расположенных сзади и спереди, то в таком случае соединение шлейфов осуществляется параллельно. Предусматривается возможность одновременного подключения парткроников только определенной модели.

Выбор протокола

Изначально необходимо будет выдержать несколько секунд паузы после того, как к диагностическому разъему будет подключен Multitronics TC 750. Установка устройства может осуществляться на различные автомобили, но если после монтажа не включить зажигание и не завести двигатель, устройство перейдет в ждущий режим, и через определенное время полностью отключит любую подсветку.

Когда двигатель запустится, бортовой компьютер начинает автоматически определять протокол, но если же этого не произойдет, то в таком случае нужно будет сделать это вручную через «Дисплей установок». Для этого зажигание снова выключается, и опять выжидается пауза до того, как в компьютере отключится дисплей. Делается это следующим образом:

Стоит отметить, что в некоторых протоколах предусматривается также возможность настройки дополнительных параметров, которые будут оказывать влияние на работу компьютера в процессе диагностики. Эту особенность часто отмечают о Multitronics TC 750 отзывы пользователей.

Проверка

Крайне рекомендуется после выбора протокола проверить правильность. Для этого заводится двигатель, после чего выбирается меню «Дисплей параметры» и кнопкой «SET» выбирается дисплей с определенным параметром. Для достоверности проводимой проверки нужно обращать свое внимание на такие характеристики, как обороты и температура двигателя.

В том случае, если данные параметры будут отображаться неправильно, вам следует полностью повторить указанные выше пункты, и в частности выбрать новый тип и подтип протокола или же поменять тип ошибок и другие параметры, если они присутствуют в выбранном вами варианте. Только после этих процедур можно уже будет полностью менять протокол на новый.

Обязательно следует проверить, изменяется ли такая характеристика, как «Мгновенный расход топлива» в процессе изменения оборотов двигателя. До того как будет проведена калибровка, нельзя будет ориентироваться на полученные вами численные значения мгновенного расхода и скорости, так как они должны быть настроены под каждый автомобиль индивидуально.

Если вы выбрали все протоколы, но при этом никакой из них не показывает корректные параметры вашего автомобиля, то это значит, что протокол диагностики вашего а/м не поддерживается, поэтому вы сможете работать с устройством только в универсальном режиме.

Отображение остатка топлива

При необходимости бортовой компьютер multitronics tc 750, отзывы о котором вы можете прочитать выше, отображает остаток топлива тремя разными способами.

В режиме «Расчетный» не присутствует необходимость в непосредственном подключении к датчику уровня топлива, то есть пользователем постоянно корректируются показания топлива в баке, и затем уже компьютер при езде будет проводить расчет остатка посредством вычитания израсходованного топлива. Этот режим отличается предельно высокой точностью, так как здесь нет зависимости от исправности датчика топлива, напряжения бортовой сети или же положения а/м.

Режим ДУТ предусматривает обязательное подключение устройства к датчику топлива вашего транспортного средства, однако режим ДУТ ЭБУ уже не требует такого подключение. Напряжение ДУТ в данном случае считывается непосредственно с линии диагностики. Стоит отметить тот факт, что в этих режимах пользователь не должен постоянно вручную вводить количество залитого топлива после каждой заправки, так как показания будут непосредственно считываться с датчика уровня топлива. Таким образом, использование режима «Расчетный» является актуальным только в том случае, если по каким-либо причинам остальные два режима не предоставляют нормальных результатов в процессе работы бортового компьютера.

Помимо всего прочего, для того чтобы маршрутный компьютер Multitronics TC 750 работал нормально и правильно рассчитывал расход топлива на автомобиле в случае установки газового оборудования, нужно будет правильно подключать устройство, после чего активировать специализированный режим «Газ/Бензин». Помимо этого, следует вручную сбросить средних параметров в каждом из разделов «Дисплеи-Средние».

fb.ru


Смотрите также