Принцип работы датчик распредвала


ВАЗ-2114, датчик распредвала: устройство, принцип работы и возможные неисправности

В автомобиле ВАЗ-2114 датчик распредвала играет не последнюю роль. За точный впрыск и зажигание отвечает множество устройств, которые связаны с помощью электронного блока управления. Чем больше датчиков в системах двигателя, тем лучше он будет работать, меньше окажется расход бензина и выше мощность. Впервые на модель ВАЗ-2114 датчик распределительного вала начали устанавливать в 2007 году. До этого обходились без него. Но в чем же преимущество его использования? Этот вопрос и следует изучить подробнее.

Что такое датчик распредвала?

Датчик положения распредвала, ВАЗ-2114 которым обладает, – это устройство, которое контролирует состояние клапанов (открыты они или закрыты). Его называют также датчиком фаз. Это обозначение тоже верное. Поэтому и его можно использовать. Устанавливается прибор как на восьмиклапанные моторы (с одним распредвалом), так и на 16-клапанные (с двумя распределительными валами). Работа его основана на эффекте Холла – точно так же, как и в бесконтактных распределителях зажигания. Только иные функции имеет датчик распредвала (ВАЗ-2114). Признаки неисправности будут рассмотрены ниже.

На распределительном валу имеются зубья. Расстояние между ними одинаковое. Но в одном месте двух зубьев не хватает. И в тот момент, когда этот пропуск находится напротив датчика фаз, поршень в первом цилиндре располагается либо в нижней, либо в верхней, мертвой точке. И в этот момент происходит подача сигнала на электронный блок управления, в котором заложен определенный алгоритм. Благодаря этому микроконтроллер понимает, что поршень первого цилиндра в одном из крайних положений.

Считывание сигнала

Сигнал – это импульс тока, который понятен блоку управления. Впрочем, ЭБУ фиксирует два состояния: есть он или нет. Именно для выработки импульса на ВАЗ-2114 датчик распредвала и установлен. Микроконтроллер обрабатывает импульс и сопоставляет его со всеми данными, которые были получены с иных подобных устройств. Далее происходит построение своеобразного трехмерного графика, который накладывается на топливную карту. В случае несовпадения происходит корректировка тех или иных параметров зажигания или впрыска.

Конечно, график строится лишь внутри контроллера, и визуализировать его можно лишь в том случае, если подключить блок управления к диагностическому оборудованию. Корректировка происходит постоянно, в процессе работы двигателя. Стоит обратить внимание на то, что карбюраторные моторы такими устройствами не оснащались. На первые автомобили ВАЗ-2114 датчик распредвала не устанавливался, как и на их предшественников - ВАЗ-2109.

Как определить поломку ДФ?

Но как же понять, что вышел из строя датчик распредвала? Неисправности, ВАЗ-2114 с которыми сталкивается, связанные с устройствами считывания, имеют очень похожие симптомы. При неустойчивой работе мотора он начинает «троить», а бортовой компьютер показывает увеличенный расход бензина. Эти симптомы присущи многим поломкам. Если говорить конкретно о датчике фаз, то обязательно вы получите код ошибки: 0340 или 0343. Цифры говорят о том, что неисправен датчик положения распределительного вала либо в его цепи имеется обрыв.

Блок управления двигателем не принимает сигнал с ДФ. Следовательно, не происходит корректировки угла опережения зажигания. Схема работы двигателя при этом изменяется. Блок управления начинает работать по альтернативной, «аварийной» топливной карте. Из нее исключены сигналы того или иного датчика. Аналогично электронный блок управления ведет себя и при выходе из строя лямбда-зонда (датчика кислорода).

Визуальный осмотр

Как правило, в большинстве случаев хватает визуального осмотра автомобиля ВАЗ-2114. Датчик распредвала можно даже так проверить. Многие водители не заглядывают под капот, поэтому нередко у них обрываются провода, разрушается корпус устройства, и т. д. Перед началом проведения ремонта убедитесь в том, что поломка фатальная и необходима только замена. Эта работа проходит в несколько этапов:

  1. Первым делом осматриваете датчик фаз. Ищите механические повреждения на нем. Если имеются трещины, сколы, сразу меняйте прибор.
  2. Осмотрите контакты, которыми произведено подключение. Если на них имеется ржавчина или влага, удалите ее. Проверьте работоспособность. Очень часто причиной плохой работы является отсутствие контакта или влага на штекерах. То же самое касается окисления.
  3. Проверьте проводку на предмет обрывов и замыканий.

Проведение замены: общие моменты

К сожалению, визуальный осмотр не может дать точный ответ на вопрос о том, почему не работает датчик фаз. По этой причине придется разобрать двигатель, чтобы добраться до прибора и провести его диагностику (и замену). Всем типам моторов присущи общие действия. Но как проверить датчик распредвала (ВАЗ-2114)? Вот что вам необходимо сделать:

Вот и все, можно начинать ремонт.

Замена на 8-клапанных моторах

Процедура выглядит таким образом:

  1. Находите расположение устройства: в верхней части мотора, справа от корпуса воздушного фильтра.
  2. Зафиксирован датчик распредвала одним болтом. Выкручиваете его ключом на 10.
  3. Извлекаете ДФ.
  4. В отверстие под датчик втыкаете чистую ветошь, чтобы пыль и грязь не попали.
  5. Проводите визуальный осмотр прибора.
  6. При наличии большого количества грязи на поверхности датчика удаляете ее. Попробуйте испытать его в работе, установив на место. Если не помогает – потребуется замена датчика.
  7. Если даже установка нового прибора не дала эффекта, и ошибка все равно возникает, то причина кроется в том, что шестерня сместилась на распределительном валу. И нужна новая подобная деталь, а не датчик распредвала (ВАЗ-2114). Цена его, кстати, составляет около 300 р.
  8. Если ошибка появилась после замены (обрыва) ремня ГРМ, то, скорее всего, при установке его сместили на несколько зубьев. Разберите отсек ГРМ и проверьте метки.

Датчик фаз на 16-клапанном моторе

Вся процедура в общем похожа, но имеются и отличия:

На этом ремонт окончен. После установки нового датчика двигатель начинает работать в идеальном режиме, расход бензина возвращается на прежний уровень, исчезает детонация и «троение». Стоит обратить внимание на то, что на восьмиклапанных моторах замена осуществляется немного проще - нет необходимости в демонтаже решетки радиатора. После окончания ремонта обязательно проверьте работу двигателя при помощи диагностических сканеров.

fb.ru

Датчик положения распредвала

Переход от карбюратора на инжектор потребовал от разработчиков автомобилей новых технических решений. Ведь необходимо было четко рассчитать время для впрыска топлива, а также для подачи искры. Первоначально для этого использовали датчик положения коленчатого вала (ДПКВ). Из-за того, что коленчатый вал вращается в два раза быстрей, чем распределительный, ДПКВ не способен определить, поршень находится в такте сжатия или выпуска. Поэтому горючее приходилось выпрыскивать таким образом, что оно распылялось по всему впускному коллектору. Такой подход делал инжекторные моторы более мощными и экономичными, чем карбюраторные, но не давал в полной мере реализовать их потенциал.

Когда создатели двигателей перешли на распределенный впрыск, который производился не в общую часть впускного коллектора, а в трубы, подходящие к цилиндрам, пришлось разрабатывать новые способы управления всей системой. Если впрыснуть топливо не во время такта впуска, то оно растечется по стенкам коллектора. Когда наступит такт впуска, часть топлива останется на стенках, поэтому топливовоздушная смесь получится переобедненной. В результате падает мощность двигателя и резко возрастает износ поршней и клапанов. Поэтому возникла потребность отслеживать положение распределительного вала, ведь именно от него зависит работа клапанов и фазы газораспределения. Эту функцию выполняет датчик положения распределительного вала (ДПРВ)

В основе работы датчика лежит эффект Холла – изменение электродвижущей силы (ЭДС) катушки индуктивности при прохождении через нее металлических элементов. ДПРВ, в отличие ДПКВ,  позволяет точно отслеживать не только положение поршней и коленчатого вала, но и фазы газораспределения. Ведь на один цикл работы четырехтактного двигателя приходится один оборот распределительного и два оборота коленчатого вала. Отсюда же происходит его неофициальное название – датчик фаз.

Его устанавливают неподалеку от шестерни или задающего диска распределительного вала. Синхронизация работы ДПРВ и ДПКВ происходит с помощью репера, металлического штырька, установленного на диске или шестерне, который отмечает верхнюю мертвую точку (ВМТ) первого цилиндра. На некоторых двигателях в качестве репера используют металлическое кольцо с разрывом, которое проходит сквозь датчик фаз. Когда репер (или сигнальный разрыв репера) проходит через датчик, последний формирует импульс, синхронизирующий системы питания и зажигания.

Датчик фаз и шестерня распределительного вала

  1. Шестерня распределительного вала
  2. Репер датчика фаз
  3. Датчик фаз
  4. Сигнальное отверстие репера

Что влияет на исправность и работу ДПРВ

Основные факторы, которые влияют на работу датчика – изменение температуры, тряска и металлическая пыль. Поэтому необходимо заменять датчик через каждые 100 тысяч километров пробега. Это позволит избежать его неожиданной поломки. При включении двигателя температура в районе датчика соответствует температуре воздуха. По мере нагрева мотора возрастает и температура датчика. Если системы питания или зажигания не настроены, двигатель работает с перебоями, на датчик воздействуют более сильные, чем рассчитано, вибрации. В двигателе много трущихся металлических деталей, движение которых приводит к появлению пыли. Если система смазки работает неправильно, или неисправны подушки двигателя, то металлической пыли появляется больше, чем обычно. Часть ее оседает на магнитной поверхности датчика, негативно влияя на его работу.

Как определить неисправность ДПРВ

Неожиданное увеличение расхода топлива, падение мощности мотора, нестабильная работа двигателя – показания для проверки ДПРВ. Не обязательно эти симптомы появляются из-за неисправности датчика, но проверку необходимо начинать с него. Если на панели приборов загорелся сигнал неисправности двигателя (Check), определите значение кода ошибки с помощью инструкции по эксплуатации автомобиля. Если код ошибки указывает на неисправность ДПРВ, необходимо проверить не только сам датчик, но и электрические провода, которые подходят к нему. Ведь нередко причиной неисправности датчика оказываются окисленные контакты клеммной колодки. После их чистки двигатель начинает работать нормально. Также на работу датчика влияет состояние шестерни распредвала или репера. Поэтому во время замены или обслуживания датчика желательно проверить состояние репера и сигнального диска. Если диск погнут, его необходимо заменить.  

Чтобы проверить исправность ДПРВ вам понадобятся:

В первую очередь снимите клеммную колодку с датчика и осмотрите контакты. Если они грязные, необходимо почистить их, или установить новую колодку. Вставьте иголку в клеммную колодку таким образом, чтобы она соприкасалась со средним контактом. Защелкните колодку на место, присоедините к нему щуп тестера и поднесите к рабочей плоскости (она расположена параллельно диску или шестерне распредвала) датчика тонкую отвертку. Показания вольтметра должны измениться от нуля 5 вольт или больше. Если показания не изменились, протрите рабочую плоскость датчика тряпкой – возможно к ней прилипло много металлической пыли, и повторите проверку. Если снова не помогло, датчик неисправен. Если провести проверку установленного на двигателе ДПРВ сложно, выкрутите болт крепления и снимите датчик. Затем проведите проверку. 

Как снять датчик распредвала

На автомобилях с поперечно расположенным 16-ти клапанным двигателем доступ к ДПРВ происходит двумя способами. Через отверстие в кузове, расположенное под пластиковым подкрылком или через капот. В первом случае необходимо приподнять тут сторону передней части машины, с которой расположен датчик. Когда колесо опустится, выкрутите саморезы крепления подкрылка и извлеките защиту, после чего снимайте датчик. Если вы решили снимать его через капот, необходимо демонтировать защиту с шестеренок распредвалов, это откроет доступ к датчику.

Видео - Замена датчика распредвала

Конструкция и электромагнитные характеристики ДПРВ, которые применяют на российских автомобилях и иномарках, аналогичны, поэтому вместо дорогих оригинальных датчиков можно использовать подходящие по размеру российские. На работе мотора это никак не скажется. Не забудьте проверить, совпадает ли длина катушки оригинального и российского датчиков. Если российский длинней, можно использовать прокладки из паронита необходимой толщины. Если же российский датчик короче, то при прохождении репера мимо него, изменение напряжения будет меньше ожидаемого, что может сказаться на работе двигателя. При установке положение датчика невозможно перепутать, потому что отверстия под катушку индуктивности и болт крепления сильно отличаются по диаметру. Очистите посадочное место датчика с помощью тряпки, вставьте датчик и закрутите болт крепления. Момент затяжки 10 – 15 Ньютон на метр. Не перетягивайте болт, это может привести к повреждению корпуса датчика, слизыванию резьбы или граней головки. 

VipWash.ru

Датчик положения распредвала: признаки неисправности и диагностика

Современный автомобиль – это сложная техническая конструкция. Кроме механических узлов и агрегатов, в транспортное средство встроены электронные компоненты и блоки. Многочисленные датчики следят и контролируют работу силового агрегата. В этой статье более подробно узнаем про датчик положения распределительного вала (ДПРВ). Исправность ДПРВ – залог стабильной работы мотора.

Датчик – это электронный прибор. Он следит за положением распределительного (кулачкового) вала в определённые промежутки времени. С помощью поступающего от него сигнала бортовой компьютер управляет:

Датчик играет важную роль при запуске двигателя. Без него автомобиль не заведётся и не сдвинется с места.

Принцип работы ДПРВ

Принцип действия датчика в любом автомобиле одинаков. Работает он на основе эффекта Холла, поэтому иногда ДПРВ (датчик положения распределительного вала) называют датчиком Холла. Эффект заключается в следующем: при прохождении полупроводника через постоянное магнитное поле в нём меняется направление движения заряженных частиц. На контактах меняется напряжение при пересечении магнитного поля.

В датчике размещён постоянный магнит, создающий магнитное поле. На зубьях колеса кулачкового вала размещён репер. Так называется металлический зуб. Он проходит через магнитное поле и формирует импульс напряжения на сигнальном контакте ДПРВ, который поступает в блок управления двигателем. Бортовой компьютер автомобиля всегда знает положение цилиндров. В этом ему помогает датчик Холла.

Конструкция любого датчика положения распредвала предельно проста: постоянный магнит в пластмассовом корпусе с сигнальными проводоми

Располагается электронный прибор в разных автомобилях по-разному. Чтобы его отыскать, надо заглянуть в книгу по эксплуатации транспортного средства. В некоторых автомобилях установлено несколько датчиков Холла. Также нередко можно услышать ещё одно его название: датчик фазы.

Электронный блок управления двигателем следит за показаниями датчиков. Самостоятельно обнаружить поломку в электронном приборе сложно, но есть несколько признаков, которые указывают на неправильную работу датчика или на его поломку.

Резкое превышение расхода топлива — это признак неисправности датчика положения распредвала

Первый признак – это резкое превышение расхода топлива. Каждый водитель знает, сколько потребляет бензина или дизтоплива его автомобиль на 100 километров пробега. Если неожиданно увеличивается расход топлива, то датчик Холла забарахлил.

Периодический перегрев двигателя — второй признак неисправности датчика Холла

Периодическое превышение рабочей температуры силового агрегата – это второй признак неправильной работы датчика положения распредвала. В этом случае надо быть предельно внимательным и как можно быстрее устранить неисправность. Перегрев двигателя часто приводит к дорогому ремонту.

Если засветился аварийный индикатор Check Engine, то необходимо сразу провести диагностику электронного оборудования автомобиля

На приборном щитке установлен индикатор аварийной работы двигателя. Сам бортовой компьютер сигнализирует о возможной неисправности. Это будет третий симптом выхода из строя какого-либо датчика, в том числе и датчика положения распределительного вала.

Проверка своими силами

Конечно, квалифицированный ремонт и диагностику датчика проведут только специалисты станции техобслуживания. В этом им поможет специальный прибор – осциллограф. Но если нет возможности заехать на СТО, то проверить электронный прибор можно самостоятельно. Для этого необходим вольтметр.

Сначала проверяем целостность проводов, идущих к датчику. Для этого выполните следующие действия:

  1. Найти в мануале по эксплуатации автомобиля, где расположен датчик.
  2. Отключить фишку на ДПРВ.
  3. Включить зажигание.
  4. Замкнуть цепь через вольтметр. Если напряжение есть, то с проводкой всё в порядке. Иначе ищите, где обрыв или отсутствие контакта.

После проверки проводов приступаем к диагностике датчика. Её выполняют так:

  1. Подключить один щуп вольтметра на сигнальный контакт датчика, второй замыкаем на +12 вольт.
  2. Покрутить стартером. Если стрелка вольтметра не реагирует, то вышел из строя датчик. Замените на новый.

Установка ДПРВ на авто с бензиновым двигателем своими руками обычно не вызывает затруднения. С автомобилем, на котором установлен блок управления распределением фаз или дизельный силовой агрегат, лучше воспользоваться услугами станции технического обслуживания.

autozam.ru

Назначение и неисправности датчика положения распредвала

Приветствую вас друзья на сайте ремонт автомобилей своими руками. Датчик положения распредвала (датчик фаз) – один из ключевых узлов современных авто. На первый взгляд он незаметен и малозначителен. На самом деле его роль в работе всей системе сложно недооценить.

Датчик положения распредвала

Ошибка датчика положения распредвала и его неисправность может привести к сбоям в работе двигателя, повышению расхода и ряду других проблем.

Назначение и принцип действия датчик распредвала

Основная функция устройства – контролировать угловую позицию ГРМ по отношению к положению коленвала силового узла. Система управления получает данные от датчика, обрабатывает их и принимает решение по поводу впрыска топлива и регулировки зажигания. Действие устройства основано на принципе датчика Холла.

Работа проста. Датчик Холла измеряет направление движения или его изменение носителями заряда. Данные регистрируются в момент, когда полупроводник пересекает магнитное поле, создаваемое магнитом в самом датчике.

На зубчатом колесе распределительного вала есть металлический зубец. Когда зуб проходит возле датчика, в устройстве появляется импульс напряжения, который и передается в ЭБУ.

Задача электронного блока управления – принять поступающие в разное время импульсы, проанализировать их, распознать позицию поршня в положении ВМТ и дать команду на впрыск и зажигание топливовоздушной смеси.

При этом стоит отметить, что в карбюраторных автомобилях ВАЗ такого датчика нет – там искра на свечи подается в момент сжатия и на завершающем этапе пуска отработанных газов. В таких системах, как правило, хватает и датчиков положения коленчатого вала.

Как распознать поломку?

Для начала нужно определиться, где находится датчик положения распредвала. В автомобилях ВАЗ будь то четырнадцатая или пятнадцатая он расположен прямо на силовом узле, в непосредственной близости от головки блока цилиндров. Если глянуть на двигатель автомобиля сверху, то его сложно не заметить.

Распознать признаки неисправности датчика положения распредвала несложно. Есть несколько характерных для этой поломки симптомов:

В процессе запуска силового узла стартер делает несколько оборотов (обычно 3-4), после этого запускается мотор и сразу же загорается лампа ошибки двигателя «Check Engine».

Объяснить это просто. В процессе зажигания ЭБУ ждет информации от датчика фаз, но не получает ее. В этом случае ему приходится делать выводы с учетом данных от ДПКВ.

Повышенный расход топлива. Данный симптом одни из наиболее «расплывчатых», ведь может свидетельствовать о целом ряде неисправностей. Так что в качестве отдельного критерия его лучше не использовать.

Проблемы в режиме самодиагностики. Такие неисправности характеризуются загоранием или потуханием лампы контроля двигателя в момент заводки или уже на заведенном авто.

Ухудшение динамики двигателя. Машина начинает медленно набирать скорость, что особенно заметно при движении под уклон. Причиной может быть не только выход из строя датчика фаз, но и снижение компрессии или выход из строя ДМРВ.

Как правило, при явном выходе из строя датчика положения распредвала светится лампа «Check Engine» и выпадает ошибка Р 0340. Это явный симптом неисправности устройства. В такой ситуации оптимальный вариант – проверка, а в случае подтверждения своих подозрений – замена датчика положения распредвала.

Особенности проверки датчика положения распредвала

При появлении первых подозрений, связанных с работой устройства, с диагностикой лучше не медлить. Только вот не все знают, как проверить датчик положения распредвала. Здесь все просто. Для начала выделим характерные причины неисправности устройства.

Их несколько:

При загорании лампы «Чек» и появления одной из двух ошибок (0340 или 0343) можно смело винить датчик фаз. Но нельзя забывать, что проблема может быть не только в устройстве, но и в контактных соединениях.

Первое, что требуется сделать – осмотреть устройство на факт внешних повреждений, хорошенько очистить головку датчика, прозвонить электрическую цепь на факт правильности коммутации разъемов и отсутствия обрывов.

После этого зачистите все контакты, измерьте уровень напряжения. На контакте «А» должны быть напряжение 12 Вольт. В свою очередь на других клеммах его не должно быть вовсе.

Таким образом, диагностировать проблему с датчиком положения распредвала несложно – главное быть внимательным к своему авто, реагировать на изменения в его работе и посматривать на лампу ошибки двигателя («Чек энгайн»).

При неисправности датчика фаз не тяните с ремонтом – установите новое устройство. Тем более что эта работа займет минимум времени, денег и сил. Удачи на дорогах и конечно же без поломок.

(6 голос, средний: 2,67 out of 5) Loading...

RemontAvtoVaz.ru


Смотрите также