Принцип работы вариатора на снегоходе


Вариатор для снегохода

Основная роль вариатора в трансмиссии снегохода – это плавно изменять частоту вращения вала коробки передач, который является одновременно его ведомым валом. Таким техническим решением при разгоне устройства обеспечивается оптимальная работа двигателя с максимальной реализацией его мощности при больших нагрузках.

Вторая не маловажная роль вариатора в снегоходе – это при непредвиденных нагрузках на ходовую часть (например, пеньки и камни под снегом при езде по целине) предохранять его коробку передач и коленчатый вал двигателя клиноременной передачей, которая способна демпфировать возникающие удары в трансмиссии за счет проскальзывания ремня в шкивах.

Устройство вариатора для снегохода

Вариатор для снегохода состоит со следующих узлов:

Принцип работы вариатора заключается в согласовании вращения ведущего и ведомого шкивов при передаче мощности двигателя на приводящую цепь снегохода, так как при увеличении скорости прямо пропорционально возрастает и сопротивление снега транспортному средству.

Во время эксплуатации транспортного средства вариатор, изменяя в автоматическом режиме передаточное число между шкивами, уравнивает мощность нагрузки, возникающей на цепи снегохода, с мощностью, которую вырабатывает двигатель. А все ДВС свою мощность могут увеличивать только за счет большего расхода топлива и выдавать ее при этом большим числом оборотов коленчатого вала.

Между двумя шкивами натягивается клиноременная передача, которая и доводит крутящий момент, создаваемый двигателем, с коленчатого вала на коробку передач и дальше через нее на ведомую ось снегохода. Изменение передаточного числа в зависимости от повешения оборотов двигателя происходит из-за особого строения вариатора.

На холостом ходу двигателя подвижный ведущий клиновидный диск вариатора полностью разжат, и ремень практически лежит на валу. Поэтому ведущий шкив при этом имеет наименьший диаметр. Когда увеличиваются обороты двигателя, то подвижный диск сжимается центробежным регулятором и выталкивает ремень наверх, тем самым делая больше диаметр шкива.

С подвижным диском ведомого шкива все происходит с точностью до наоборот: при холостом ходу клиновидный ремень входит в сцепление с пазами сжатого шкива сверху, а при увеличении оборотов – опускается вниз к валу, потому что подвижный диск ведомого шкива разжимается нагрузочно-кулачковой муфтой. Таким образом, при максимальных оборотах двигателя передаточное число с ведущего на ведомый вал вариатора будет максимальным.

Неисправности вариатора

Износ и дефекты ремней, которые возникают в процессе эксплуатации – это лучший индикатор не только неисправностей вариаторов для снегоходов, но и КП, двигателя и ходовой части устройства.

Если даже лучший ремень более интенсивно изнашивается с одной стороны, то это означает, что поверхность соответствующего шкива или повреждена, или износилась. Устраняется неисправность заменой дефектной детали. Таким образом, проявляют себя также:

В этом случае дефектная деталь заменяется, муфту нужно отрегулировать, а крепление подтянуть.

Ремень при работе может проскальзывать и при этом ускорено, но равномерно стираться по трем причинам:

• Он имеет слабое натяжение между шкивами – нужно натянуть его, увеличивая межосевое расстояние между шкивами. Натяжение проверяется усилием в 10–12 кг на верхнюю часть клиноременной передачи – прогиб при этом должен быть около 30 мм.

• На систему клиноременной передачи попадает масло – нужно бензином протереть шкивы и заменить сальник на подшипнике.

• Ослабла или сломалась пружина на шкиве – заменяется дефектная деталь.

Износ пятнами на ремне может возникать из-за:

Вибрация снегохода во время его эксплуатации может возникать также из-за неисправностей в вариаторе:

Несоосность шкивов вариатора и биение ведущего шкива может во время работы вариатора под нагрузкой вырывать материал с боков ремня или даже скручивать и растрепывать его. Лучший способ устранения такой неисправности – это замена ведущего шкива и тщательная регулировка вариатора.

Подбор ремней для популярных в России снегоходов

Лучший ремень для любой популярной модели снегохода тот, который имеет длину, ширину и угол клина, которые рассчитаны конструкторами вариатора и указаны в инструкции по эксплуатации конкретного изделия. Эти характеристики такой расходной запчасти, как ремень, владелец транспортного средства должен знать, выбирая его.

Естественно, что долговечность и уверенная работа ремня в вариаторе снегохода также зависит и от резинотехнического материала, из которого он сделан. Кроме оригинальных изделий, для снегохода «Буран», например, подходят РТИ от чешской Rubenа ArtiCa и от WORLD MOTORS. Для снегоходов фирмы Yamaha, кроме оригинальных изделий, подходят РТИ от известных производителей Gates и Carlise. Да, собственно, все ремни для популярных снегоходов выпускаются со стандартными техническими характеристиками, которые зависят от мощности транспортного средства и межосевого расстояния между шкивами вариатора.

Но резинотехнические изделия, сделанные из самых износостойких и прочных материалов с применением полимерных нитей, не будут отрабатывать свой положенный срок, если сам вариатор будет иметь дефекты и неисправности.

motoaria.ru

Вариатор Арктика для снегохода Буран

Вариатор Arctik для снегохода «Буран» может быть установлен взамен вариатора «Альпина», «Сафари» или «Барс», аналогичных. За счет внешней схожести с вариатором Сафари, вариатор Arctik иногда называют Arctik -Сафари, это неправильно, правильное  название этого центробежного регулятора снегохода — ведущий шкив вариатора «Arctic».

Сравнение с другими вариаторами для Бурана

Вариатор Арктика получил множество положительных отзывов, в числе которых отмечают следующие преимущества, замеченные после установки:

На вариаторе установлены 4 подвижных груза, обеспечивающие равномерность сжатия вариатора (без перекосов), а пластиковые детали (втулки осей) изготовлены из антифрикционных материалов применяемых в авиации.

Все это, позволило вариатору «Arctik» работать практически бесшумно, в сравнении с ЦБР «Альпина» или «Сафари». Вариатор Arctic настроен таким образом, что представляет собой нечто среднее между вариаторами Сафари и Альпина.

Описание и технические характеристики

Новый вариатор»Арктик» был выпущен в 2014 году.

За счёт 4х кулачновой конструкции , (грузики немного укорочены по сравнению с вариатором «Сафари») обеспечивается более «безшумная» работа вариатора. Тяговые характеристики такие же, как и у вариатора «Сафари». Вариатор более «тяговый» за cчёт некоторого увеличения массы «головки вариатора».

Устройство и принцип действия

Вариатор передает крутящий момент с подвижного полушкива на вал, в этом случае, когда осевое усилие от ремня превысит усилие пружины, подвижный полушкив с упором и фрикционными вкладышами, благодаря которым передается крутящий момент (осуществляется передача кинетической энергии) под нагрузкой грузиков будет перемещаться в сторону от неподвижного конуса, вариаторный ремень займет меньший диаметр, тем самым изменится передаточное число.

Требование безопасности

Во избежание отворачивания данного вариатора «Арктик» с вала не запускайте двигатель при снятом вариаторном ремне и кожухе вариатора.

Преимущества данного вариатора

Применение данного вариатора в сравнении с другими вариаторами на снегоходах, мотобуксировщиках, болотоходах и других видах техники дает следующие преимущества:

Как отличить подделку?

Купить оригинальный вариатор Арктик очень просто, его легко отличить по надписи, отлитой на внешней крышке.

Чистота обработки частей вариатора, отсутствие микротрещин, повышает доверие к качеству изделия у потенциальных покупателей.

Крышка вариатора крепится шестью болтами М6 (разной длины), и снимается без труда в отличие от поддельного Арктика.

В центре крышки имеется отверстие, в котором виден торец неподвижного вала вариатора.

В отверстие крышки запрессовано медно графитовое кольцо, обеспечивающее скольжение крышки по валу — контрафактные Арктики такого кольца часто не имеют, либо оно сделано из другого материала.

Рекомендация по установке вариатора Арктика на снегоход Буран

Перед установкой нового вариатора Арктика на снегоход Буран, или любого другого вариатора, рекомендуем обратить внимание на поверхности конусов работающих по вариаторному ремню. Если поверхности шершавые — отшлифуйте поверхности до зеркальной глади.

Зеркальные поверхности конусов имеют лучшее сцепление с вариаторным ремнем — ремень буксует по минимуму и легко передвигается по радиусу конусов. В то время как риски на шкивах препятствуют перемещению ремня — ремень перемещается по шкивам с «заеданиями». Вариатор с шершавыми конусами работает на 50% хуже, чем вариатор имеющий зеркальную шлифовку рабочих поверхностей. Примечание — на всех импортных вариаторах, поверхности конусов абсолютно гладкие. К сожалению, российские вариаторы имеют шершавую поверхность оставшуюся после обработки резцом станка, в процессе производства. И это замечание на сегодняшний день актуально для всех вариаторов РФ, даже тех, что установлены на технику с завода.

Возможные неисправности и методы их устранения

В процессе эксплуатации вариатора «Арктик» могут возникнуть неисправности «неполадки», вызванные износом деталей, нарушением регулировок и правил технического обслуживания.

При своевременной замене трущихся элементов, грузиков, роликов, фрикционных вкладышей, следует строго выполнять основные правила:

При выполнении данных рекомендаций вы увеличиваете срок службы данного изделия.

Позиция Детали Количество
1 Конус неподвижный 1
2 Конус подвижный 1
3 Пружина упора 1
4
Крышка 1
5 Упор 1
6 Грузик 4
7 Ролик 4
8 Ось грузика 4
9 Ось ролика 4
10 Вкладыш фрикционный 4
11 Пружина вкладыша фрикционного 2
12 Кольцо упорное 4
13 Гайка самоконтрящаяся 4
14 Втулка оси грузика 8

Практика применения (отзывы)

Пропадает звон присущий работе вариатора Альпина, и клацанье грузов присущий работе вариатора Сафари. Arctic работает практически бесшумно, как вариаторы импортных снегоходов. Хорошая балансировка  вариатора способствуют снижению общей вибрации снегохода. За счет полезной массы вариатора, снегоход более уверенно двигается в тяжелых условиях – масса вариатора помогает крутиться двигателю при резком увеличении нагрузки (заезд в снежный нанос), появляется ощущение что двигатель лучше тянет. Четыре рабочих груза обеспечивают равномерное давление — без перекосов на подвижный конус, благодаря чему, достигается хорошее сцепление ремня вариатора с рабочими поверхностями конусов. Ремень не проскальзывает под нагрузкой (не горит) и служит дольше. Обороты зажатия ремня чуть выше, чем у других вариаторов. Часто это идет на пользу, поскольку двигатель развивает большую мощность и снегоход легче трогается. Со временем пружина вариатора немного проседает, и зажатие ремня происходит на меньших оборотах.

Поделитесь своим опытом использования данного вариатора на снегоходе Буран.

provariatori.ru

Вариатор: в чём он выигрывает у механики и автомата

Вариатор представляет собой бесступенчатую трансмиссию с бесконечным количеством передаточных чисел. Данная КПП является одним из подвидов автоматической коробки передач. Однако, в отличие от «автомата», вариатор  обеспечивает большую мощность, динамичный разгон и более мягкое вождение.

История создания вариатора

Стенд, наглядно демонстрирующий работу вариатора

Вариатор – это далеко не новшество. Идея бесступенчатой коробки передач пришла в голову самому Леонардо да Винчи более пятиста лет назад. Впервые же патент на вариатор был зарегистрирован в конце XIX века. Тем не менее, такой тип трансмиссии не сразу начали использовать на автомобилях. Причиной этому была высокая цена, большие размеры и небольшой срок эксплуатации.

С тех пор вариатор претерпел глобальные изменения. Однако еще долгое время такой тип КПП использовали только на скутерах, мопедах и снегоходах. Основной причиной такого положения дел был ремень, который не выдерживал больших нагрузок и быстро рвался. В настоящее время эту проблему частично решили. Сегодня многие автоконцерны, такие как Дженерал Моторс, Хонда, Ниссан специализируются на разработке трансмиссии типа CVT.

Как работает вариатор?

Традиционные трансмиссии используют строго определенный набор передач. К примеру, на механике задано 5 передачных чисел, на автомате их до 8. Эти коэффициенты включаются в зависимости от дорожной обстановки: с низкой передачи, как правило, начинается движение; средние включаются во время ускорения и т.д. В обычных КПП мы не можем изменить количество передач. К примеру, нет такой передачи, как 2,5 или 3,75. Автомобиль должен ехать на второй либо третьей передаче. Вариатор – коробка передач с бесчисленным количеством коэффициентов. Это значит, что трансмиссия может выбрать любое значение от минимального и до максимального.

АКПП вариатор устроен следующим образом: два шкива переменного диаметра соединены ремнем, который испытывает наибольшую нагрузку. По этой причине ремень на современных вариаторах трудно назвать ремнем. Эта запчасть представляет собой металлическое массивное устройство, которое очень напоминает гусеницу. Один шкив в вариаторе соединен с двигателем и является ведущим, когда как другой (ведомый) с колесами. Шкивы представляют собой конусы, которые острыми вершинами «смотрят» друг на друга. Эти конусы постоянно находятся в движении. При сближении шкивов ремень начинает двигаться по большому периметру, когда как при их раздвижении по малому. За счет такого устройства передаточные числа меняются плавно и в весьма широком диапазоне.

Типы вариаторов

Внутренне устройство клиноременного вариатора

Вариаторы можно классифицировать на три типа:

 Преимущества и недостатки вариатора

Преимущества вариатора позволили этой модели бесступенчатой трансмиссии выйти в серийное производство.

Наряду с преимуществами вариатор имеет и свои недостатки, которые могут стоить водителю больших хлопот.

Советы по эксплуатации вариатора

Вариатор значительно упрощает управление авто, но требует ухода

Если Вы являетесь обладателем автомобиля, оснащенным вариатором, или только задумываетесь об этом, тогда Вам необходимо знать некоторые правила его эксплуатации.

Вариатор: отзывы владельцев

Судя по отзывам тех автолюбителей, которые только планируют приобрести автомобиль, но не могут выбрать – вариатор или АКПП, можно сказать, что народ еще с большим недоверием относится к бесступенчатым трансмиссиям. Однако водители, которые уже опробовали это новшество на себе, оставляют самые положительные комментарии. По их мнению, такие автомобили лучше разгоняются, тише едут и меньше топлива расходуют. Среди минусов отмечают дорогую жидкость для вариатора, непростой ремонт и то, что к такому автомобилю нужно еще привыкнуть.

Трансмиссия XTRONIC CVT

Вариатор Toyota Prius

Автоконцерн Ниссан уже не первый год занимается разработкой вариаторов для своих машин. В 2013 году компания представила миру усовершенствованную модель бесступенчатой коробки передач XTRONIC CVT. Эта трансмиссия была предназначена специально для двигателей средней мощности и объемом до 3,5 литров. Новая трансмиссия по сравнению с предыдущей моделью КПП экономила примерно на 10% больше топлива, потери на трение также уменьшились почти на 40%.

Новая технология позволила увеличить срок эксплуатации этой системы, детали уже не так быстро изнашивались. XTRONIC CVT уже начали устанавливать на такие автомобили в линейке Nissan, как Altima американского происхождения и Teana, модели из Поднебесной. Работа вариатора на этих автомобилях происходит в тандеме со специальной системой «Adaptive Shift Control», которая подстраивается под индивидуальный режим управления водителя.

AvtoMotoSpec.ru

Вариатор (Hypertronic CVT): описание, принцип работы, диагностика и ремонт

  • 02.02.2007, 22:12 #1

    Вариатор (Hypertronic CVT): описание и принцип работы

    Вариа́тор — отдельный агрегат или встроенный в машину узел для плавного изменения передаточного числа. Вариатор состоит из одной или нескольких бесступенчатых передач и устройств, обеспечивающих их функционирование. Основная характеристика вариатора — диапазон регулирования, то есть отношение наибольшего передаточного числа к наименьшему (обычно 3—6, реже 10—12). Вариатор обеспечивает оптимальный скоростной режим машины при различных условиях её работы. Например, на станке можно поддерживать наивыгоднейшую скорость резания на различных участках заготовки при обработке поверхностей вращения переменного радиуса. На эскалаторах метрополитена вариаторы служат для точной подгонки скоростей движения поручней и лестницы. Вариатор применяют в станках, машинах и механизмах текстильной, бумажной, химической промышленности, на транспорте. Распространённая конструкция — клиноремённый вариатор со встроенным электродвигателем. Применение вариаторов как бесступенчатых регуляторов скорости (при необходимости — с программным управлением) значительно возрастает в связи с возможностью использования их для автоматизации управления производственными процессами. В последние годы всё чаще слышно про автомобили оснащённые клиноременными вариаторами (CVT). Аббревиатура расшифровывается следующим образом - CVT (Continuously Variable Transmission), что можно перевести как трансмиссия с плавно изменяемым передаточным числом. Этот новый тип трансмиссии устанавливают на автомобили различных марок, включая и все ведущие японские компании по производству автомобилей. До недавнего времени основными недостатками вариаторов являлись невозможность передачи большого крутящего момента и сравнительно малый срок службы. На практике оказалось, что при большом крутящем моменте резиновый клиновый ремень проскальзывает, быстро изнашивается, а чуть что — рвется. Поэтому вариатор в основном применяют только на легких и относительно маломощных мотороллерах, гидроциклах и снегоходах. Первым исключением стали голландские малолитражки DAF, появившиеся в 1958 году — двухдверные автомобильчики с двухтактными 22-сильными моторами, которые владелец завода инженер Хуб ван Доорн снабдил вариатором Variomatic собственной конструкции. Вариатор был далек от идеала, но ван Доорн был настолько увлечен идеей его усовершенствования, что в 1965 году продал производство легковых автомобилей фирме Volvo (после чего вариатор перекочевал на автомобили Volvo 3-й серии, но потом был снят с производства из-за малого ресурса ремня — около 30000 км), а сам основал фирму VDT, Van Doorne Transmissie. В 1971 году на VDT начали работу над изобретенным здесь стальным толкающим ремнем, состоящим из множества нанизанных на две стальные полосы плоских сегментов, и в конце 80-х голландцы добились-таки успеха: все вариаторы, которые с 1987 года и до последнего времени появлялись на легковых автомобилях Subaru, Fiat, Ford, Nissan, Rover, Honda, оснащались ремнями от VDT. После того, как компания Van Doorn Transmission создала надежную конструкцию — пластинчатый металлический ремень, бесступенчатый вариатор перестал быть уделом лишь маломощных механизмов и начал появляться на автомобилях со все более мощными моторами.

    [FLOAT="left"][/FLOAT]Клиноременный вариатор как тип трансмиссии известен давно. Его главные детали — два раздвижных шкива и соединяющий их ремень, в сечении имеющий трапецеидальную форму. Если половинки ведущего шкива сдвинуть, они вытолкнут ремень, словно попавший между ними клин (отсюда и название "клиноременный"), наружу — радиус шкива, по которому работает ремень, увеличится, следовательно, увеличится и передаточное отношение. А если половинки ведомого шкива, наоборот, раздвинуть, то ремень провалится внутрь и будет работать по меньшему радиусу — передаточное отношение уменьшится. Когда оба шкива будут в промежуточном положении, то передача станет прямой.

    Прелесть вариатора в том, что изменять соотношение радиусов шкивов можно плавно, а не ступенчато, как в любых коробках передач. Главное — делать это синхронно и не давать ремню проскальзывать. Как правило, половинами одного из шкивов управляет приводной механизм (в автомобильных вариаторах — гидравлический), а половины второго шкива подпружинены и отзываются на ослабление или натяжение ремня. Наиболее широко вариаторы применяются в легкой технике — в трансмиссиях мотороллеров, снегоходов и водных мотоциклов. Там используются резиновые армированные ремни, но для применения на автомобилях они не подходят — слишком велики износ и проскальзывания. Хотя попытки были — автомобили DAF и, позже, первые Volvo 3-й серии снабжались вариаторами голландской фирмы VDT (Van Doorn Transmissie). Когда из-за низкого ресурса автомобилестроители отказались от резиновых ремней (и, казалось, от вариаторов), специалисты VDT продолжали работать над усовершенствованием своего детища — и, наконец, запатентовали техническое решение, которое вернуло вариатор к жизни. Они изобрели ремень из множества стальных пластинок, набранных, словно четки на нить, на стальное гибкое кольцо. Такой ремень воспринимает гораздо больший крутящий момент, так как он передает толкающее, а не тянущее усилие. С этого началось возрождение вариаторов. Теоретически, они должны обеспечить лучшую динамику и меньший расход топлива, чем даже механические коробки передач — из-за того, что двигатель с вариатором может всегда работать на оптимальных оборотах. Но на практике этого достичь нелегко. Не удается избежать потери энергии на привод гидронасоса, поддерживающего давление масла в исполнительной системе. Помимо этого, для рассоединения вариатора и ведущих колес при остановке используют или гидротрансформатор (как это сделал Nissan), или пакет фрикционов с гидроприводом. А это тоже потери мощности... NISSAN лидирует в мире по разработке коробок передач с непрерывно изменяющимся передаточным числом - CVT (фирменное название - Hyper CVT). На выпускаемую в Англии модель MICRA коробка передач CVT устанавливается с 1992 года. Однако CVT, устанавливаемая на автомобили сегмента D c 1997 года - открытие совершенно нового поля деятельности. Этой трансмиссией начали оснащать модели PRIMERA, BLUEBIRD, AVENIR с 1.8 и 2-х литровыми двигателями. Эти машины - не только первые авто из сегмента D, на которые устанавливается CVT, но и первые в мире автомобили с двухлитровым двигателем и такой коробкой передач.

    [FLOAT="left"]

    Вариатор CVT M-6. M-6 означает, что кроме автоматического режима возможен ручной выбор и переключение шести ступеней с

    фиксированными передаточными числами.

    [/FLOAT]Вариатор CVT предоставляет водителю возможность выбора режимов движения, аналогичных обыкновенным автоматическим коробкам: P-R-N-D-L. В новой коробке CVT М-6 с возможностью выбора фиксированных передаточных отношений, справа от традиционной прорези находится еще одна, по которой рычаг селектора может перемещаться к знакам "плюс" или "минус", означающих повышение или понижение передачи. При рычаге селектора, находящемся в этой прорези, водитель может пользоваться одним из шести зафиксированных передаточных чисел. Этот рычаг можно просто двигать вперед - назад для переключения на повышающую или понижающую передачу. Новая коробка передач CVT М-6 предлагает водителю больше возможностей при выборе режима движения: спокойное, расслабленное при автоматическом режиме или более динамичное при ручном. Как и в автомобиле с "автоматом", педаль сцепления отсутствует. Нет необходимости отвлекаться на переключения передач, не нужно нарабатывать необходимую координацию: только педаль акселератора и тормоз. Американцы давно оценили эти преимущества и механическая КПП для них отчасти - нонсенс. "Автоматами" с особым удовольствием пользуются прежде всего женщины, те, кто недавно сел за руль, очень занятые люди, которым не до "драйверских радостей", и все, кто не любит прилагать к чему бы-то ни было лишних усилий. С технической точки зрения "автомат" повышает ресурс двигателя - резкие броски сцепления и прочие "несанкционированные" коллизии в трансмиссии отсутствуют. Разумеется, за это пришлось платить - сложностью устройства, его дороговизной, ростом расхода топлива, которым отличались автоматические гидромеханические трансмиссии (управляемые не электроникой) и, соответственно, количеством выбросов. Именно эти причины вот уже добрые полвека будоражат умы конструкторов, пытающихся создать трансмиссию, в которой бы не было моментов перехода со ступени на ступень, а передаточное число изменялось бы плавно. Условия для работы двигателя в этом случае идеальны: практически постоянные обороты означают минимальный шум, расход топлива, токсичность и износ, поскольку отсутствие переходов с передачи на передачу уменьшает нагрузки и на двигатель, и трансмиссию. CVT предпочтительней обычной автоматической трансмиссии, так как проще, экономичнее и совершеннее. Как и обыкновенная автоматическая коробка, CVT позволяет водителю не напрягаться выбирая передачи. Но вместо ее фиксированных передаточных чисел, CVT самостоятельно выбирает передачу из бесконечного их количества в соответствии с условиями движения и режимом, выбранным водителем.

    [FLOAT="left"]

    Сравнение режимов работы обычной автоматической трансмиссии и клиноременного вариатора[/FLOAT]Использование традиционной автоматической коробки ведет к повышенному расходу топлива вследствие потерь на внутреннее трение и скольжение в постоянно вращающихся частях планетарных редукторов, к тому же включение и выключение передач может вызывать такие же рывки, как при неудачном переключении передач в ручной трансмиссии. В CVT планетарные редукторы и связывающие их элементы заменены двумя шкивами переменного диаметра, связанными сегментированным стальным ремнем. Один из шкивов является ведущим (приводимым во вращение двигателем), а другой - ведомым, от которого идёт привод на колёса. Схему работы CVT можно понять из рисунка, приведенного ниже. Привод включается через электромагнитное сцепление. Система настроена на оптимальное использование режима работы двигателя и обеспечивает идеальную плавность при изменении передаточного числа. Чтобы использовать больший крутящий момент двухлитрового двигателя, в новой CVT использован более широкий и крепкий стальной ремень, а система управления шкивами работает под более высоким давлением жидкости в магистрали. Привод ведущего шкива регулируется гидротрансформатором, сходным с обычными автоматическими трансмиссиями, вместо электромагнитного сцепления. Этот гидротрансформатор позволяет автомобилю, оснащенному новой CVT, медленно двигаться при отпущенной тормозной педали, что облегчает парковку и троганье на подъемах.

    [FLOAT="left"][/FLOAT][FLOAT="right"]

    Расстояние, которое проходят автомобили с обычной автоматической трансмиссией и CVT, на одном литре топлива[/FLOAT]Чтобы предотвратить традиционный для гидротрансформатора повышенный расход топлива, NISSAN разработал изолирующий его блокирующий механизм. Благодаря ему, разница в расходе топлива автомобилей с ручной трансмиссией и CVT или CVT М-6 очень мала. Поэтому водитель, остановивший выбор на любой из этих трансмиссий, может пользоваться всеми преимуществами обыкновенной автоматической коробки передач, совмещая их с совершенством и низким расходом топлива CVT. Как и все системы новой трансмиссии, блокировка гидротрансформатора, выполняющего роль сцепления, контролируется электроникой. Контрольный блок CVT управляет всеми ее функциями и узлами: гидротрансформатором, гидравлическим масляным насосом, собственно переключением передач, включая заднюю, а также ручным режимом работы CVT М-6. Активизированный селектором, ручной режим CVT М-6 выбирает одно из шести заранее запрограммированных передаточных чисел. Пять из них близки к передаточным числам обыкновенной ручной коробки передач, шестая - оптимально подобрана для экономичного движения на высокой скорости. Далее водитель переключает передачи простыми движениями селектора вперед - назад. Например, при включенной пятой передаче, что высвечивается на специальной шкале панели приборов, два движения селектора назад означают переход на третью передачу, одно вперед - на шестую.

    Система разрабатывалась вместе с новыми двигателями и шасси автомобиля на огромном количестве дорог Великобритании, Европы и Японии. Время переключения передач оптимизировано и значительно быстрее времени переключения на ручной коробке. На автомобиле, оборудованном CVT М-6, водитель столь быстро и плавно переключает передачи, особенно понижающие, потому что ему не нужно подстраиваться под обороты двигателя и нажимать педаль сцепления.

    [FLOAT="left"]

    Сравнение эффективности работы 5-ти ступенчатой механической трансмиссии и CVT M-6[/FLOAT]Как альтернатива, стандартная CVT имеет спортивный режим, управляемый кнопкой на селекторе. В этом режиме трансмиссия работает в районе оборотов двигателя, при которых достигается максимальная мощность и, как следствие, более быстрый разгон и торможение двигателем. Спортивный режим впервые появился на данном вариаторе CVT. В заключение отметим, что CVT является куда более совершенным типом трансмиссии по сравнению с традиционными автоматическими коробками передач. Совершенство проявляется в более лучшей динамике разгона, меньшем расходе топлива, более плавной езде у автомобилей оснащённых клиноременными вариаторами. И в тоже время, CVT проще по конструкции, чем традиционные "автоматы". Думается, что в недалёком будущем автомобили оснащённые CVT полностью вытеснят машины, оснащённые обычными "автоматами" и сильно потеснят машины с "механикой".

    japcar.ru, ru.wikipedia.org, autogear.ru, autoreview.ru, history.nissan.co.jp P.S. А ЭТО видео работы вариатора

    Последний раз редактировалось Kostiks; 18.04.2010 в 11:53.
  • 01.12.2008, 16:26 #2

    Некоторые соотечественники настороженно воспринимают технические новинки. Геннадий Емелькин взялся их разубедить. Автомобили с вариатором легко было бы отличить по табличке CVТ, но автопроизводители часто ею пренебрегают. Тягу к знанию можно утолить, лишь заглянув под капот, – такое обозначение обязательно есть на масляном щупе самого агрегата как напоминание об особых требованиях к его маслу.

    [FLOAT="left"] Возможных причин масляного голодания вариаторов несколько: разрушаются приводные шестерни насоса либо его вал, в самом насосе ломаются шестерни, их зубья и т.д Результат работы вариатора с проскальзыванием: на рабочих поверхностях появились

    бороздки, надиры.

    Сдвигает-раздвигает конусы управляющий шаговый электромотор.

    Возможности современной электроники позволили «Ауди» объединить в одном корпусе блок управления и датчики давления жидкости, частоты вращения валов, положения рычага селектора. Но ремонт этого узла не предусмотрен. При поломке любого датчика блок меняют в сборе При замене блока управления на «Ауди» одно утешение: узел легкодоступен, не нужно снимать с автомобиля весь

    агрегат.

    [/FLOAT][FLOAT="right"]

    При сближении конических поверхностей рабочий диаметр шкива увеличивается, а при расхождении – уменьшается. Согласованно управляя движениями обоих шкивов, электроника обеспечивает бесступенчатое изменение

    передаточного отношения

    Чаще всего в клиноременных вариаторах для передачи мощности служит толкающий наборный ремень из стальных

    пластин.

    В отличие от гидромеханической автоматической коробки, где масляный насос обычно связан непосредственно с гидротрансформатором, в большинстве вариаторов он смещен к задней крышке и приводится через пару шестерен и вспомогательный валик. В цепном вариаторе мощность передается цепью со скошенными

    торцами осей звеньев.

    [/FLOAT]Схема вариатора – на рисунке. Ведущий шкив своеобразным клиновым «ремнем» приводит во вращение ведомый. Ремень, в отличие от привычных нам, толкающий и набран из стальных пластинок. Впрочем, существуют вариаторы, где вместо ремня цепь. Каждый шкив состоит из двух конусов, обращенных вершинами друг к другу и способных сближаться или расходиться. Возникающие в контакте силы трения передают полную мощность двигателя даже с запасом. Работой вариатора заведует электронный блок управления, связанный с контроллером двигателя и следящий за его режимами – оборотами и т.д. У электронного блока вариатора своя встроенная система самодиагностики. При неисправности она зажжет на панели приборов предостерегающий символ. Иные фирмы в руководстве по эксплуатации оговаривают возможность буксировки автомобиля с неисправным вариатором. Двигатель должен работать, приводя масляный насос вариатора, чтобы трущиеся детали не остались без смазки. (Как убедиться в исправности насоса, сказано ниже.) Однако некоторые специалисты по ремонту трасмиссий возражают против буксировки – только эвакуатор! Условия работы ремня (цепи) в контакте со шкивами тяжелые, масляное голодание недопустимо, поэтому за уровнем нужно следить. Найти щуп в моторном отсеке нетрудно – рукоятка с надписью CVT обычно ярко окрашена. Уровень масла проверяют при работающем двигателе на горизонтальной площадке. Рычаг вариатора должен находиться в положении P либо N в зависимости от марки автомобиля – это оговорено в руководстве по обслуживанию. Если книжки нет, взгляните на щуп внимательней – часто на нем есть шпаргалка с указанием условий проверки. Либо свяжитесь с дилером. Доливать следует лишь масло с маркировкой CVT. Об ATF забудьте – жидкости несовместимы! Более того, даже среди масел CVT есть марки, которые нельзя смешивать. Чтобы исключить ошибки, в них добавляют красители. Например, для вариаторов «ниссанов» масло с маркировкой NS1 розовое, а NS2 – желтое. Если уровень масла при работающем двигателе такой же, как при заглушенном, то неисправен масляный насос либо его привод. С отказавшим насосом автомобиль обездвижен, ведь все управление вариатором завязано на гидравлику. Вредны вариатору и «спортивные» старты – резко ускоряется износ торцов у пластин наборного ремня или осей цепи и шкивов. Ремень на шкивах должен плавно менять свое положение, но из-за канавок и задиров его может закусывать, отчего автомобиль на ходу дергается. При интенсивном разгоне этого не почувствуешь, но при неторопливом будет заметно. Так неисправность и определяют. Сближает или разводит конусы шаговый электромотор – по команде контроллера он двигает шток гидроблока. Если шток, а с ним и шкивы зависнут, скорость машины будет зависеть только от оборотов двигателя. Когда это регулярно повторяется, нужен срочный ремонт, иначе потом цена его существенно вырастет. При износе ремня страдают и шкивы, поэтому опытные ремонтники меняют детали комплектом. Цена его, например, на автомобиль «Ниссан-Примера» – около 65 тыс. рублей. В цепных вариаторах («Ауди») вместо ремня работает цепь – естественно, тянущая, но не такая, как на велосипеде или мотоцикле: она передает мощность скошенными торцами осей звеньев, трущимися о конусы шкивов. Каких-либо решающих преимуществ или недостатков у цепи в сравнении с ремнем нет, а владельцу это и вовсе безразлично – главное, чтобы вариатор исправно работал.

    "За рулем", №11 2008

    Последний раз редактировалось Kostiks; 18.04.2010 в 11:59.
  • 29.12.2008, 16:21 #3

    Как у любой системы автомобиля, есть специфические болезни и у вариатора. С наиболее частыми знакомит Геннадий Емелькин. Наибольшее распространение вариаторные трансмиссии получили в Японии, откуда впервые пришли к нам на подержанных машинах. Отличительных табличек на них часто не было – иной покупатель и не подозревал о том, что обзавелся столь продвинутым транспортным средством!

    [FLOAT="left"]

    Растянутость многослойной ленты ремня – начало конца вариатора. Частая причина – грубая манера вождения. Реже – естественное старение, связанное с большим

    пробегом.

    [/FLOAT]Покупая неновый автомобиль с вариатором, будьте готовы к его возможному ремонту. Ресурс вариатора около 200 тыс. км пробега, и у каждой новой модели становится все больше. Если водитель соблюдал правила эксплуатации, разрушение пластинчатого ремня возможно лишь при пробеге сверх ресурса – из-за накопившейся усталости стальных лент, поддерживающих пластины. Но убить вариатор можно и гораздо раньше, если, например, буксуя в грязи, нервно перебрасывать селектор из D в R и обратно. Первыми не выдерживают издевательства те самые ленты – вытягиваются, зазоры между пластинами ремня увеличиваются. А усилие сжатия конусов очень большое, так что неправильно расположенную пластину они выдавят легко. В итоге ремень разрушится. В этом случае буксировать машину не рекомендуют: рассыпавшийся ремень способен повредить контактные поверхности шкивов и зубья шестерен. Экономия на эвакуаторе обернется покупкой не только дорогостоящего комплекта шкивов (35–40 тыс. руб.) и ремня (18–20 тыс. руб.), но зачастую и более дефицитных деталей, которые придется заказывать.

    [FLOAT="left"]

    Микроскопические насечки на поверхностях трения пластины обеспечивают необходимый контакт со шкивами (макросъемка). Аналогия с поверхностями синхронизаторов

    в механической КП.

    Так выглядит рабочая кромка пластины, испытавшей сильную пробуксовку по шкивам (макросъемка). Грубые надиры металла исключают надежный контакт. Шаговый электромотор управления вариатором. При его отказе шкивы зависают и машина едет, будто на фиксированной передаче. Скоростью автомобиля можно управлять, лишь меняя обороты двигателя. Датчик скорости машины. В случае его поломки на высокой скорости вариатор резко переходит в аварийный режим, двигатель тормозит машину, нагрузка на ремень велика и может

    вызвать его разрушение.

    [/FLOAT]Опытный механик по состоянию рабочих поверхностей пластин определит путь поиска неисправности. Если на кромках пластин сохранились наклонные насечки, ремень не проскальзывал, давление в полостях управления шкивами в норме. Если же видны крупные задиры с заусенцами, то, скорее всего, давление в системе снижено. Возможных причин тому много, начиная с неисправности насоса и заканчивая износом уплотнительных колец шкивов. Ремень можно повредить и даже порвать, если при быстром движении машины откажет датчик скорости. Потеряв его сигнал, блок управления быстро сдвинет шкивы в среднее положение – переведет вариатор в аварийный режим. А это означает интенсивное торможение двигателем. При такой перегрузке стальные ленты деформируются. Увы, датчик скорости на основе эффекта Холла (с тремя выводами) и поныне не блещет надежностью. Конечно, если он откажет на средней скорости, риск перегрузки ремня минимален. Такие отказы нередки, поэтому после покупки подержанного автомобиля датчик скорости лучше сразу заменить новым, благо разбирать вариатор не придется – датчик закреплен на корпусе, снаружи. Цена его около 3500 рублей. Убить ремень случается и на малой скорости. Например, если при парковке задним ходом неосторожно удариться колесами в высокий бордюр, ремень получит слишком сильный импульс в обратном направлении – и будет поврежден. Отказ другого, более сложного электротехнического устройства – шагового электромотора приведет к менее печальным результатам: движению с постоянной скоростью. Но и это не обрадует вас. Ранние модели электромоторов на автомобилях «Ниссан» отказывали в основном из-за обрыва обмотки. После доработок механики об этом дефекте на несколько лет забыли, но впоследствии картина повторилась, – возможно, на машины попали моторы из случайно сохранившейся старой партии. О неисправностях датчиков, следящих за системой, и исполнительных устройств подскажет встроенная система самодиагностики. При поломке любого из них она переводит вариатор в аварийный режим до устранения неисправности. Замена масла предусмотрена инструкцией через каждые 60 тыс. км пробега, но наши механики рекомендуют менять его вдвое чаще. Фильтр рассчитан на весь срок службы, при ремонте ставят новый. Правда, находятся мастера, которые вскрывают фильтр, промывают и затем склеивают. Навар аж 800 рублей! Но обеспечить герметичность стыка сложно – и, пропуская воздух, «восстановленный» фильтр снижает давление масла в системе. Последствия неутешительные (см. выше). Опыт показал также, что вариаторы не любят быстрой езды. На скорости, в частности, у них интенсивно изнашиваются подшипники валов, заявляя о надвигающейся беде недвусмысленным гулом. Купить основные запчасти к вариатору для популярного «Ниссана-Примера» не проблема, хотя ассортимент не так широк, как хотелось бы, а ждать некоторые детали придется долго. Для подобного агрегата кроссовера «Ниссан-Мурано» новых запчастей в продаже не сыщете. При поломке вся надежда на бэушные детали либо на агрегат в сборе, снятый с аварийного автомобиля. Система управления этим вариатором более современная, она не позволяет ремню проскальзывать на шкивах – при необходимости попросту ограничивает мощность двигателя. Но не думайте, что это позволит эксплуатировать машину, не ремонтируя. Крутые подъемы, рыхлый песок под колесами и т. п. будут ей просто не по силам. Поэтому если на «Мурано» динамика разгона резко ухудшилась, то виновник здесь не обязательно двигатель. Часто причина вялости машины кроется в вариаторе и его «помощниках».

    НАША СПРАВКА

    Перед покупкой подержанного автомобиля, особенно недешевой иномарки, стоит познакомиться с ее конструктивными особенностями. Иначе кот в мешке может сильно разочаровать. Например, перед продажей машины продавец зачастую корректирует показания одометра, а определить истинный пробег ни по внешнему виду, ни по результатам пробной поездки обычно не удается. Правда, на автомобилях 2006 года выпуска и более свежих изменить показания намного сложней. Дело в том, что информация о пробеге хранится в нескольких электронных блоках управления и вмешательство приводит к уничтожению другой важной информации, например к стиранию меток иммобилайзера. Двигатель в этом случае не запустится, и пробудить его будет крайне сложно. Попытка обмануть клиента такому продавцу обходится дорого.

    За рулем №12 2008

    Последний раз редактировалось Kostiks; 19.04.2010 в 13:32.
  • 23.07.2009, 17:08 #4

    Диагностика и запчасти для вариатора вариатор RE0F06A Перед диагностикой мотор и трансмиссия должны быть прогреты в движении. Некоторые мануалы требуют подключения CONSULT и проверки датчика температуры в АКПП – напряжение должно быть меньше 0.9 Volt . Практически это выглядит так – машина должна проехать несколько км, перед приездом к вам. Последовательность действий при самодиагностике. 1. машина прогрета в движении 2. отключены все потребители, как фары , обогрев стекол , кондиционер итд 3. аккумулятор исправен, напряжение больше 12 вольт 4. Нет сигнализаций, разрывающие штатные цепи. 5. селектор передач в положении P Порядок проведения 1. вставить ключ в замок, повернуть из положения выключено ( OFF) в положение включено ( ON )- когда загораются контрольные лампы на панели приборов ( следующее положение - старт, OFF - это положение ACC ) так сделать два раза ( OFF - ON , OFF - ON - OFF )оставить выключенным ( сделать быстро ) 2. селектор передач в положении P - включить зажигание в ON , подождать когда загорится лампа CVT ( SPORT ) на две секунды , сразу выключить зажигание ( OFF ) 3. нажать педаль тормоза и перевести селектор передач в положение D 4. включить зажигание ON 5. отпустить педаль тормоза и перевести селектор в L 6. одновременно полностью до упора нажать педали тормоза и газа и не отпуская их перевести селектор в D 7. отпустить обе педали Сначала идет стартовый импульс 2 секунды ( аналогично при включении зажигания – если все исправно ), потом лампа замигает 10 раз , при этом надо смотреть на вспышки . Они будут все короткие - по пол секунды, но какие -то будут длинные ( около секунды ) . Номер длинной вспышки от начала серии из 10 и есть номер ошибки . пример ошибки 3 и 8 ( условно I короткие вспышки , O - длинные ) I I O I I I I O I I I I I I I I считайте код ошибки Коды ошибок самодиагностики 2х секундный старт – потом все импульсы короткие ( 10 ) – ошибок нет 1 импульс длиннее остальных ( P0720 ) датчик скорости авто ( вторичный датчик скорости ) . 2 импульс длиннее остальных ( P0715 ) – первичный датчик скорости ( ведущий вал ) 3 TPS ( P1705 ) 4 STEP MOTOR ( P1777 ) – обрыв – замыкание обмотки 5 Датчик давления в CVT ( P1791 ) 6 HPS соленоид линейного давления (P0745 ) 7 Lock UP соленоид блокировки ГТ ( P0740 ) 8 Датчик температуры масла в CVT ( P0710 ) 9 Нет сигнала оборотов двигателя ( P0725 ) 10 при появлении одного кода 10 – заменить ECU, если в паре с другими , сначала устранить младшие по разрядности коды .

    полная версия здесь http://nissan-avenir.ru/forum/viewtopic.php?f=1&t=4017

    вариатор может быть c ЭМ сцеплением (N-CVT), RE0F06A (H-CVT) RE0F21A Вариатор RE0F06A отличается от RE0F21A тем что в последнем применена гидравлика вместо степмотора (плюс еще ряд различий), поэтому поведение этих вариков будет разным. Номера запасных частей вариатора RE0F06A 31935-8E007 верхний датчик скорости 31935-8E006 - датчик скорости нижний (устаревший артикул 31935-8E002) 31947-8E002 - степ-мотор

    отчет по замене степ-мотора http://www.fido.omsk.ru/foto16.htm

    НОМЕР ФИЛЬТРА ДЛЯ ВАРИАТОРА ДЛЯ ПРИМЕРЫ TP12 31726-6N201

    еще номера некоторых КИтов -заменителей есть тут на фото http://www.primera-club.ru/forum/sho...4&postcount=68

    © ROW111

    ---------- Сообщение добавлено в 16:08 ---------- Предыдущее сообщение добавлено в 14:45 ----------

    Эл. схема управления вариатором

    http://www.primera-club.ru/forum/sho...&postcount=972

  • www.Primera-Club.ru


    Смотрите также