Электронные системы помощи водителю


Для безопасности дорожного движения разрабатываются новые электронные системы безопасности для автомобиля

Автомобилей на дорогах становится все больше, управлять им в плотном потоке становится все сложнее. Кроме того, в движении принимает участие большое количество молодых водителей, не обладающих достаточным опытом управления автомобилем.

Для помощи водителю и для повышения безопасности дорожного движения разрабатывается большое количество электронных систем безопасности автомобилей.

Автомобильные системы безопасности

Все системы безопасности делятся на активные и пассивные:

Данный обзор – попытка перечислить и дать характеристику современным системам активной безопасности.

1. Антиблокировочная система тормозов (АБС, ABS). Предотвращает проскальзывание колес во время торможения автомобиля. Часто (но не всегда) работа АБС сокращает тормозной путь автомобиля, особенно на скользкой дороге.

2. Система курсовой устойчивости (ESP, ESC, VSA и др.). Помогает сохранить или восстановить утерянный контроль над автомобилем при заносе. Система может изменять обороты двигателя и регулирует тормозное усилие индивидуально на каждом колесе автомобиля.

3. Система аварийного торможения (EBA, BAS). В случае экстренного торможения система быстро поднимает давление в тормозной системе. Используется вакуумный способ управления.

4. Система динамического контроля над торможением (DBS, HBB). Быстро поднимает давление при экстренном торможении, но способ реализации иной, гидравлический.

5. Система электронного распределения тормозных сил (EBD, EBV). Фактически это программное расширение последних поколений АБС. Тормозное усилие правильно распределяется между осями автомобиля, не допуская блокировки, в первую очередь, задней оси.

6. Электромеханическая тормозная система (ЕМВ). Тормозные механизмы на колесах активируются при помощи электродвигателей. На серийных автомобилях ещё не применяется.

7. Адаптивный круиз контроль (АСС). Сохраняет выбранную водителем скорость автомобиля, поддерживая при этом безопасную дистанцию до движущегося впереди автомобиля. Для поддержания дистанции система может изменять скорость автомобиля, воздействуя на тормоза, или дроссельную заслонку двигателя.

8. Система помощи при подъеме (Hill Holder, HAS). При трогании автомобиля на подъеме система не позволяет автомобилю откатываться назад. Даже при отпущенной педали тормоза давление в тормозной системе сохраняется и начинает уменьшаться при нажатии на педаль «газа».

9. Система помощи при спуске (HDS, DAC). Сохраняет безопасную скорость автомобиля при движении на спусках. Включается водителем, но активируется при определенной крутизне спуска и достаточно малой скорости автомобиля.

10. Антипробуксовочная система (ASR, TRC, ASC, ETC,TCS). Не дает колесам автомобиля проскальзывать при наборе им скорости.

11. Система обнаружения пешеходов (APD, PDS). Позволяет обнаружить пешехода, поведение которого может привести к столкновению. При опасности оповещает водителя и включает тормозную систему.

12. Парковочная система (PTS, Park Assistant, OPS). Помогает водителю припарковать автомобиль в стесненных условиях. Некоторые разновидности систем выполняют эту работу в автоматическом или автоматизированном режиме.

13. Система кругового обзора (Area View, AVM). При помощи системы видеокамер, а точнее, синтезированного с них изображения на мониторе помогает управлять автомобилем в стесненных условиях.

14. Система аварийного рулевого управления. Берет управление автомобиля на себя в опасной ситуации для увода автомобиля из-под удара.

15. Система помощи движению по полосе. Эффективно удерживает автомобиль на полосе движения, обозначенной линиями разметки.

16. Система помощи при перестроении. Контролируя наличие помех в «мертвых зонах» зеркал заднего вида помогает безопасно выполнить маневр перестроения.

17. Система ночного видения. При помощи видеокамер, реагирующих на тепловое излучение предметов, на мониторе создается изображение, помогающее управлять автомобилем при недостаточной видимости.

18. Система распознавания дорожных знаков. Реагирует на знаки ограничения скорости, доводит эту информацию до водителя.

19. Система контроля усталости водителя. Выполняет мониторинг состояния водителя. Если, по мнению системы, водитель устал, она требует остановки и отдыха.

20. Система торможения после столкновения. При аварии, после первого столкновения включает тормозную систему автомобиля, чтобы избежать последующих столкновений.

21. Превентивная система безопасности. Наблюдает за обстановкой вокруг автомобиля и при необходимости принимает меры, призванные предотвратить аварию.

Видео:

Этот перечень ни в коем случае не претендует на полноту, поскольку практически каждый день появляются сообщения о создании новых электронных систем безопасности автомобиля.

(Никто ещё не поставил оценку. Будьте первым!) Загрузка...

avto-i-avto.ru

Электронные системы автомобиля — в помощь водителю

Главная » Безопасность » Электронные системы автомобиля — в помощь водителю

Вспомогательные электронные системы предназначены для создания условий способствующих улучшению управления автомобилем. Разработано множество различных электронных  систем действующих совместно с агрегатами автомобиля, которые можно классифицировать:

Антиблокировочная тормозная система

АБС (антиблокировочная тормозная система) – специально для повышения эффективности работы тормозов при различных дорожных погодных условиях.

Считывает скорость вращения каждого колеса и при усиленном торможении препятствует блокированию и скольжению, тем самым оставляет возможность управлять и маневрировать транспортным средством до полной остановки.

В ее состав входит:

Система экстремального торможения

Предназначена для экстренного торможения в условиях требующих немедленной остановки автомобиля. И помогает водителю дожимать педаль тормоза, при расчете малоэффективности торможения.

Состоит из блоков:

Система курсовой устойчивости автомобиля

Позволяет стабилизировать поперечную динамику движения автомобиля, предотвращает занос транспортного средства. Действует совместно с АБС и системой управления двигателем.

В ее состав входит:

Курсовая устойчивость показала себя с высокой эффективностью на обледенелых дорогах, помогая водителю в трудных ситуациях

Система соблюдения расстояния между движущимися автомобилями

САРД – электронная система соблюдения необходимого, заданного расстояния между автомобилями, работающая в автоматическом режиме. Эффективность действия САРД возможна при скорости движения до 180 км/час и действует совместно с системой регулирования скорости, позволяя водителю управлять автомобилем в более комфортных условиях.

Система поддержки смены полос движения

Предназначена для контроля окружающей обстановки при осуществлении маневрирования на трассе. Позволяет с помощью радара контролировать мертвую зону вокруг автомобиля и предупреждает водителя о возникновении помех при движении, предотвращает дорожно-транспортные пришествия.

Электронная система парковки автомобиля

Предназначена для обеспечения безопасности маневров при парковке автомобиля. Электронная система состоит из нескольких ультразвуковых датчиков, которые передают информацию водителю о возможных препятствиях с помощью специальных звуковых и визуальных сигналов. Сигнальные датчики работают в режиме приема-передачи сигнала и позволяют использовать их с наибольшей эффективностью.

Камера заднего вида

Предназначена для передачи визуальных изображений позади автомобиля. Совместное использование звуковых датчиков и камеры заднего вида предотвращает возникновение ситуаций столкновения с препятствиями позади транспортного средства при маневрах.

Вспомогательная система Bluetooth

Bluetooth – обеспечивает мобильную связь для различных устройств, установленных на автомобиле:

Помогает водителю меньше отвлекаться от дороги. Обеспечивая безопасность и комфорт при вождении автомобиля.

Состоит из блоков:

Круиз-контроль

Помогает водителю, увеличивая комфорт вождения.

Поддерживает заданную скорость транспортного средства вне зависимости от рельефа местности, на спусках и подъемах дороги. Имеет управление с добавлением скорости и лимита скорости, так же присутствует запоминание установленного лимита. Отключается при нажатии на педаль тормоза или сцепления, так же имеет свой собственный выключатель. При нажатии на педаль газа транспортное средство ускоряется, после отпускания, возвращается к своему лимиту скорости.

Пользователь имеет возможность значительно упростить и автоматизировать использование систем автомобиля с учетом автономного управления.

Электронная диагностика систем автомобиля проводиться при прохождении каждого технического обслуживания официальным дилером. Выдается бумага о наличии неисправностей с распечаткой кодов ошибок. Однако существует небольшая грань между установленным оборудованием и штатным. По штатному оборудованию, дилер обязан предоставить ремонт и его диагностику, а вот по установленному может вам отказать, тем более если оборудование устанавливалось в гаражных условиях с внедрением в проводку и изменением алгоритмов работы. В таких ситуациях если машина на гарантии, то можно лишиться гарантийного обслуживания. Будьте осторожны при установке дополнительного оборудования!

Проголосуйте, понравилась ли вам статья? (Проголосовало 2, оценка: 5,00 из 5) Загрузка...

remontpeugeot.ru

Системы помощи водителю и их значение

При покупке автомобиля все чаще определяющим фактором становится наличие систем помощи водителю. В частности, повысилась значимость систем удерживания автомобиля в выбранной полосе и автоматического экстренного торможения. По оценке компанией Bosch статистики регистрации новых автомобилей, каждый пятый легковой автомобиль оснащен такими системами. При этом в 2013 году системы помощи были установлены только в каждом десятом новом автомобиле. Если бы все автомобили были оснащены системой автоматического экстренного торможения, можно было бы предотвратить до 72% ДТП, в которых пострадали люди, связанных с наездом на автомобиль сзади. Было также выявлено, что система поддержки движения по выбранной полосе может предотвратить до 28% ДТП, в которых по вине водителей, случайно съехавших со своей полосы, пострадали люди.

Технические требования для большинства современных автомобилей

Повышение безопасности, обеспечиваемое системами помощи водителю, является одной из причин их растущей популярности. В частности, автоматическая система экстренного торможения оценивается в рейтингах европейской программы оценки безопасности новых автомобилей Euro NCAP. С 2016 года новые транспортные средства должны оснащаться системой предотвращения столкновения с пешеходом, если автопроизводитель стремится получить высшую оценку в 5 звезд. В связи с изменениями в нормативах испытаний и благодаря постоянному снижению стоимости, все больше современных легковых автомобилей оборудуются датчиками, которые отслеживают параметры окружающего пространства.

Один датчик содействует работе нескольких систем помощи водителю

В основе технологии лежит использование датчика радарной системы - MRR - радара среднего диапазона. Например, такой радар используется в моделях VW Polo и Golf, что свидетельствует о его доступности даже для сегмента небольших и компактных автомобилей. Один датчик может поддерживать работу нескольких систем помощи водителю. Помимо системы экстренного торможения, датчик MRR работает для адаптивного круиз-контроля (ACC). ACC автоматически поддерживает выбранную водителем скорость и запрограммированное безопасное расстояние до идущего впереди автомобиля. В комбинации с системой предупреждения столкновений, АСС может снизить количество экстренных торможений на автомагистралях до 67%. В 2014 году 8% новых автомобилей оснащались АСС, что в два раза больше по сравнению с данными Bosch годом ранее.

Каждый четвертый новый легковой автомобиль умеет определять, когда водитель устал

Количество новых автомобилей, оснащённых системой распознавания дорожных знаков, а также системой распознавания сонливости водителя растет – оба показателя выросли на 2% по сравнению с 2013 годом. Так, шесть процентов всех автомобилей, зарегистрированных в 2014 году, могут распознавать определенные дорожные знаки на дороге с помощью видеокамеры. Далее информация отображается в виде символов на приборной панели, что помогает водителям разобраться в сложностях навигации по дорожным знакам. В 2014 году система, которая определяет степень усталости водителя, была установлена в каждом четвертом новом автомобиле. С помощью датчика угла поворота рулевого колеса и электрического усилителя руля система проводит анализ поведения водителя для выявления первых признаков сонливости. Система сразу же регистрирует резкие маневры руля и, учитывая дополнительные параметры, такие как длительность поездки и время дня, определяет степень сонливости. Прежде чем водитель успевает заснуть, предупреждает его, чтобы он остановился для отдыха.

Системы помощи при парковке являются наиболее распространенными в новых автомобилях

Система управления фарами автоматически включает фары дальнего света при движении за пределами населенных пунктов, пока впереди или по встречной полосе не обнаружится какое-нибудь транспортное средство. Также она постоянно управляет работой передних фар. Системы, которые регулируют только ближний свет, не были включены в последнее исследование, в результате чего количество автомобилей со встроенными системами управления фарами уменьшилось. В 2014 году система была представлена только в 13% новых зарегистрированных автомобилей.

Также в исследования впервые была включена система помощи при парковке. Она задействует ультразвуковые датчики, подающие звуковые сигналы, которые сообщают водителю о расстоянии между транспортным средством и препятствиями при парковке, а также камеры заднего обзора и парковочные помощники. Эти помощники контролируют рулевое управление при парковке, в то время как водитель отвечает только за ускорение и торможение. Так, например, в 2014 году более половины новых зарегистрированных автомобилей (52%) были оснащены системами помощи при парковке, что свидетельствует о наибольшей популярности этих систем в новых автомобилях.

(Исследование Bosch, основанное на статистических данных компании Polk и Немецкого федерального представительства автотранспорта за 2014 год для новых зарегистрированных автомобилей).

(Исследование Bosch, основанное на статистических данных компании Polk и Немецкого федерального представительства автотранспорта за 2014 год для новых зарегистрированных автомобилей).

www.nalin.ru

Электронные системы автомобиля: секреты аббревиатур

Научно-техническая революция начала свой забег в середине ХХ столетия, и до сих пор не может остановиться. Это особенно заметно, если заглянуть под капот современного автомобиля: транспортные средства сегодня превратились в настоящие крепости на колесах, которые могут защитить водителя от многих неприятностей. И не последнюю роль в этой всей истории с гарантией удачной поездки играют системы безопасности автомобиля.

Ситроеновская система AFIL, отслеживающая положение авто относительно разметки

Каждый день конструкторы автомобильных концернов усложняют чертежи автомобилей, делая их все заковыристее и непонятнее для рядового пользователя. Сегодня бал правят интеллектуальные системы безопасности, а также различные средства, обеспечивающие комфортное вождение. И если учесть, что обстановка на дорогах мира, мягко говоря, далека от идеала, то автомобилю, который не оснащен современными средствами пассивной и активной безопасности, все сложнее «пробиваться» к покупателю.

ABS – антиблокировочная система

Задача ABS (anti-lock braking system) заключается в том, чтобы предотвратить блокировку колес притормаживающего автомобиля, а также сохранить его управляемость и курсовую устойчивость.

Когда колеса блокируются, и машина, кажется, вот-вот сорвется в занос, электроника начинает методично «отпускать» и «прижимать» тормозные колодки, что дает возможность колесам проворачиваться. Эффективность системы ABS зависит в первую очередь от того, насколько хорошо она настроена. Если, например, она срабатывает слишком рано, то тормозной путь может существенно увеличиться.

Механизм функционирования ABS довольно прост. Датчики вращения колес издают сигналы, которые попадают на анализирующий их компьютер. Происходит как бы имитация действий профессионального водителя, который использует метод прерывистого торможения.

Насколько же эффективна данная система? Следует сразу отметить, что с момента ее появления не умолкают споры по поводу того, больше от нее пользы или все же вреда. Но, как бы там ни было, даже противники ABS не могут игнорировать такие ее полезные качества, как значительное сокращение тормозного пути, а также сохранение контроля над многотонным авто во время экстренного торможения. Да, при срабатывании АБС очень сложно рассчитать длину тормозного пути, но лучше в полном неведении остановиться  неизвестно за сколько метров до фонарного столба, чем «поцеловать» его, точно зная, сколько автомобиль протянет во время торможения. Два противоборствующих лагеря решили сойтись на том, что ABS придется как нельзя кстати неопытным водителям, а «шумахеры» всегда смогут переиграть систему. Но мы ведь говорим с вами о революционной научной мысли, потому сегодня уже смело можно утверждать, что в схватке «ABS – опытный водитель» безоговорочную победу одержит, конечно же, электроника.

Современные многоканальные ABS позволяют избавиться даже от вибрации тормозной педали при включенной системе. Когда-то причиной дорожно-транспортных происшествий становилось резкое срабатывание ABS: педаль начинала вибрировать, а машина – стонать, потому неопытные автомобилисты пугались и отпускали тормоз. Сегодня же нужно быть крайне чувствительным, чтобы почувствовать, как срабатывает ABS, входящая в стандартную комплектацию почти всех автомобилей. При этом она служит основой для других более сложных электронных систем безопасности.

ASR – антипробуксовочная система

У системы ASR (anti-slip regulation) есть масса названий, самыми распространенными из которых являются   TRC  , или « трэкшн-контроль », STC, ASC+T и TRACS. Эта а ктивная система безопасности автомобиля фун кционирует в тесной связке с ABS и EBD и предназначается для предотвращения пробуксовки колес, независимо от состояния дорожного полотна и усилия, применяемого для нажатия на педаль газа. Как мы уже сказали выше, многие системы безопасности работают на основе ABS. Вот и ASR использует датчики антиблокировочной системы, фиксируя пробуксовку ведущих колес, снижает обороты мотора и, если возникает такая необходимость, притормаживает колеса, обеспечивая эффективный набор скорости. Иными словами, даже если вы «утопите» педаль газа в пол, ASR не даст жечь резину и заниматься шлифовкой асфальта.

Сегодня автомобили оснащают даже приборами ночного видения

Главное назначение ASR – обеспечение устойчивости авто при резком старте или же при движении в гору по сколькой дороге. «Прокрутка» колес нивелируется благодаря перераспределению крутящего момента силовой установки на те колеса, который в данный момент имеют лучшее сцепление с дорожным полотном. Для ASR действуют определенные ограничения. К примеру, она работает исключительно на скоростях, не превышающих 40 км/ч.

Нельзя не сказать и о некоторых недостатках данной системы. Так, ASR будет очень мешать опытным водителям, пытающимся вытащить застрявшую машину «в раскачку». Система будет не к месту и не ко времени притормаживать и сбрасывать газ. Известны случаи, когда антипробуксовочная система настолько «душила» двигатель, что автомобиль вообще не мог двигаться.

Или вот, к примеру, активные драйверы. Им ASR вставляет палки в колеса при управляемом заносе, контролируя этот занос тягой. Но это не идет ни в какое сравнение с той пользой, которую приносит система: она блокирует дифференциал, притормаживает колесо, загруженное в повороте, и уравнивает скорость вращения колес, позволяя максимально эффективно использовать крутящий момент «сердечка» автомобиля.

Многие автопроизводители сегодня забывают о стрит-рейсерах и делают ASR неотключаемой. Но разве наших изобретательных водителей может что-то остановить? Они просто извлекают предохранитель и потакают своим амбициям гонщика. Однако тут есть и свое «но»: если вы уверены в том, что ASR помешает вам посадить на поводок скорость, мы напоминаем, что данную систему используют в болидах Формулы 1.

EBD – распределяем тормозное усилие

EBD (electronic brake distribution), или EBV – это активная система безопасности авто, отвечающая за распределение тормозного усилия между всеми колесами. Снова-таки, EBD всегда работает параллельно с основополагающей ABS.

Примечательно, что EBD начинает действовать до реакции ABS, или же страхует последнюю в том случае, если она неисправна. Так как эти системы тесно связаны и всегда работают в паре, то в каталогах очень часто можно встретить обобщающую аббревиатуру ABS+EBD.

Благодаря EBD мы получаем оптимальное сцепление колес с дорогой, значительно повышенную курсовую устойчивость авто при экстренном торможении, а также гарантию того, что контроль над автомобилем не будет потерян даже в критической ситуации. Кроме того, система учитывает такие факторы, как положение автомобиля относительно дороги и загрузка транспортного средства.

Brake assistant – безопасное торможение

Brake Assist (BAS, DBS, PA, PABS) представляет собой активную систему безопасности автомобиля, которая работает в одной упряжке с ABS и EBD. Она включается в момент экстренного торможения, когда водитель недостаточно сильно, но довольно резко нажимает на педаль тормоза. Brake Assist самостоятельно измеряет усилие и скорость нажатия на педаль и, если необходимо, немедленно повышает уровень давления в тормозной магистрали. Это дает возможность торможению быть максимально эффективным и значительно сократить тормозной путь.

Система умеет различать панические действия водителей или же те моменты, когда они довольно продолжительный отрезок времени давят на тормозную педаль. BAS не будет вступать в работу при резких торможениях, которые входят в разряд «прогнозируемых». Многие считают, что эта система является помощником в основном для представительниц слабого пола, ведь у милых дам иногда попросту не хватает сил для осуществления экстренного торможения. Потому в критической ситуации им на помощь приходит система Brake Assist, которая и «дожимает» тормоз до максимального замедления.

EDL: блокируем дифференциал

EDL (electronic differential lock), которую еще называют EDS, – это система, отвечающая за блокировку дифференциала. Этот электронный помощник дает возможность повысить общую безопасность автомобиля, улучшить его характеристики тяги при неблагоприятных условиях, облегчить момент трогания, обеспечивает интенсивный разгон, а также движение на подъем.

Система блокировки дифференциала определяет угловую скорость каждого из ведущих колес и сопоставляет полученные результаты. Если угловые скорости не совпадают, например, при пробуксовке одного из колес, EDL подтормаживает буксующее колесо до тех пор, пока скорость его вращения не сравняется со скоростью другого ведущего. Если разность частот вращения достигает отметки в 110 оборотов в минуту, система включается автоматически и действует без каких-либо ограничений на скоростях до 80 км/ч.

HDC: контролируем тягу во время спуска

HDC (hill descent control), а также DAC и DDS – электронная система контроля тяги для спуска со скольких и крутых уклонов. Функционирование системы осуществляется через подтормаживание колес и «удушение» силового агрегата, однако при этом действует фиксированное ограничение скорости в пределах 7 км/ч (при заднем ходе скорость не превышает 6,5 км/ч). Это пассивная система, которая как включается, так и выключается самим водителем. Регулируемая скорость при спуске в полной мере зависит от первоначальной скорости автомобиля, а также от включенной передачи.

Система, контролирующая скорость, позволяет отвлечься от тормозной педали и сосредоточиться исключительно на управлении. Этой системой комплектуются все полноприводные транспортные средства. HDC, в автоматическом режиме включающая стоп-сигналы, отключается сразу после того, как скорость автомобиля переваливает за отметку 60 км/ч.

HHC – облегченный подъем

В отличие от системы HDC, помогающей водителям спускаться с крутых склонов, HHC (hill hold control) предотвращает откат машины при движении в гору. Альтернативными названиями данной системы безопасности являются USS и HAC.

В тот момент, когда водитель перестает взаимодействовать с педалью тормоза, HDC продолжает удерживать высокий уровень давления в тормозной системе. Лишь в тот момент, когда автомобилист достаточно сильно нажмет педаль газа, давление снижается, и автомобиль начинает движение с места.

ACC: в круиз на автомобиле

ACC (active cruise control) является адаптивным круиз-контролем, используемым для поддержания заданного скоростного режима автомобиля и контроля безопасной дистанции. PBA (predictive brake assist) является прогнозирующей системой торможения, которая работает совместно с адаптивным круиз-контролем.

Если расстояние до впереди идущего авто сокращается, система начинает притормаживать до тех пор, пока дистанция не восстановится до заданного уровня. Если же впереди идущий автомобиль начинает отдаляться, ACC начинает прибавлять скорость.

PDC – парковка под контролем

PDC (parking distance control), в простонародье Parktronik – система, использующая ультразвуковые сенсоры для определения расстояния до препятствия и позволяющая контролировать дистанцию при парковке.

О том, насколько велико расстояние до ближайшего препятствия, водителя информируют специальные сигналы, частота которых изменяется при сокращении дистанции – чем ближе автомобиль к опасному участку, тем короче паузы между отдельными сигналами. После того, как до препятствия остается 20 см, сигнал становится непрерывным.

ESP – гарантия курсовой устойчивости

У системы ESP (electronic stability program), наверное, больше всего альтернативных названий, в которых и черт шейку бедра сломит: ESC, VDC, DSTC, VSC, DSC, VSA, ATTS или Stabilitrac. Данная активная система безопасности отвечает за курсовую устойчивость автомобиля и работает вместе с ABS и EBD.

В тот момент, когда возникает опасность заноса, на сцену выходит ESP. Проанализировав скорость вращения колес, давление в тормозной магистрали, положение руля, угловую скорость и поперечное ускорение, ESP за каких-то 20 миллисекунд вычисляет, какие колеса необходимо притормозить и насколько нужно снизить обороты двигателя для того, дабы стабилизировать авто.

Электронные системы безопасности вовсе не превращают наши автомобили в высокоинтеллектуальных роботов, которые смогут проделать всю работу за водителя.  Краеугольным камнем в этом случае пока остается водитель, который должен уметь трезво оценивать дорожную ситуацию, свои возможности и возможности своего автомобиля. А, как известно, опасней иллюзии, чем иллюзия собственной неуязвимости, не существует.

Фото

Другие статьи

Женщина-автоинструктор: да или нет?

Стереотипное мнение о том, что женщина за рулем подобна обезьяне с гранатой – неизвестно, что она выкинет в следующий момент – давно утратило свою актуальность. И сухие цифры статистики всех стран мира тому подтверждение. Львиная доля ДТП происходит по вине слишком самоуверенных водителей-мужчин. Женщины же пусть и более эмоциональны, зато терпеливее и осторожнее. Даже если женщина попадает в аварию, то в большинстве случаев она является жертвой, а не инициатором.

Вся статья →

Автомобильные подарки на 23 февраля

Автомобилисты – особая каста, которая живет по своим законам и руководствуется совершенно иными нормами, в корне отличающимися от тех, которые приняты в обществе. Это касается и подарков автомобилистам, особенно если это подарки на 23 февраля.

Вся статья →

www.gazu.ru

Автоматизированные электронные помощники автомобилистов

А знаете ли вы, что в ближайшем будущем водитель автомобиля сможет даже спать в дороге, полностью доверив управление транспортным средством роботу? Что, не верится? Кажется сюжетом из фантастического фильма? Уже сегодня известны электронные помощники автомобилиста, о которых лет десять назад можно было только мечтать. Такие программы, как контроль ухода с полосы движения, система автоматической парковки, активный круиз-контроль и другие, сегодня считаются привычными и удивления у современного человека не вызывают, хотя раньше к ним относились с недоверием. Попробуем в этой статье рассмотреть самые популярные электронные помощники автомобилиста.

Автомобиль-беспилотник от BMW

Взгляд со стороны

Автомобиль, который сам контролирует ситуацию, — это мечта водителя былых лет, которого тогда ещё не так «доставали» городские пробки и неравномерный темп езды. Машина, которая едет сама, а водитель только контролирует ситуацию — цель и задача, над которыми работали практически все конструкторы того времени, и своего они достигли за какие-то несколько лет.

Сегодня автомобилей, способных передвигаться по улицам самостоятельно, без водителя, существует немало. Тем, кто следит за последними новостями из мира науки, будет известно, что такими автомобилями можно назвать транспортное средство от Google или итальянский ромобиль VisLab, который удачно совершил беспилотный рейс из Милана до края планеты. Такое раньше можно было увидеть только в кино или прочитать в романах известного писателя Яна Флеминга. Но как известно, человеческая мысль — это нечто удивительное и до конца не раскрытое. Мы, люди, способны на многое и это доказываем ежедневно, участвуя в прогрессе технологий на планете Земля.

Хотя примеры высокотехнологичных беспилотных автомобилей и существуют, но до дилерских центров сегодня им ещё далеко. Может быть, лет через десять или ещё раньше их можно будет свободно приобретать, но пока сделать это не удастся простым смертным. И дело не в ограниченности количества выпускаемых беспилотников, а в цене, которую заплатить за такой автомобиль сможет разве что Билл Гейтс или кто-нибудь ещё из его братии.

Но напомним вновь, что человеческий гений не дремлет и железо куёт горячим. Когда в 1978 году была представлена первая в мире антиблокировочная система тормозов, которую сегодня все узнают под названием АБС, её никто не воспринимал всерьёз и вряд ли надеялся, что с этого самого момента электроника станет незаменимым помощником водителя в экстренных ситуациях. Технологический прогресс сделал огромный шаг вперёд, и электроника сегодня решает огромное количество различных задач.

Итальянский ромобиль VisLab

На сегодняшний день главнейшей целью инженеров является создание такой электроники, которая бы сделала управление автомобилем более комфортным и безопасным. Сократить количество ДТП на дорогах всех стран мира — глобальная задача! Именно ради этой цели автомобиль и снабжают всевозможными датчиками и вооружают мощными программами, способными думать практически как человек.

Сегодня автомобильный мир переживает настоящую революцию. Высокие технологии и их прогресс затронули практически все сферы человеческой деятельности, не оставив за бортом и автомобили. Потребительский спрос постоянно и на протяжении веков изучался и изучается наукой. Сегодня автопроизводители и различные независимые эксперты пытаются найти верные решения и собрать общую информацию, касающуюся потребностей людей, заинтересованных в покупке авто.

Как говорится, сколько людей, столько и мнений, но всё же существуют общие принципы, которыми руководствуется определённая часть человечества. Знание этих самых принципов и становится полезным при создании новых автомобилей.

Примечательно, что результаты опроса, проведённого онлайн-порталом Autoscout24, показали, что из 800 человек Европы только 160 предпочли безопасности что-либо другое. Остальные все, как один, заявили, что самым важным для них в автомобиле является его безопасная функциональная возможность.

На второе место после безопасности 800 европейцев из различных социальных слоёв общества поставили различные сетевые технологии, которые бы брали на себя управление автомобилем, тем самым давая одновременно человеку комфорт и безопасность. К таким технологическим системам, к примеру, европейцы отнесли автоматическое торможение, которое бы подключалось в тот момент, когда впереди распознавалась опасность или преграда. Полезно было бы, по мнению опрошенных, чтобы, в случае ДТП, в соответствующие службы поступал автоматический звонок. Ниже приведены все подобные системы, которые уже существуют или же создание которых планируется вскоре.

Кроме того, в последнее время появляется большое количество новейших радаров, ультразвуковых и инфракрасных датчиков, телекамер и тому подобного. Современные антенны GPS способны определять местоположение автомобиля с погрешностью всего лишь в несколько сантиметров.

Датчики — это разговор отдельный. С каждым днём создаются всё более сложные и чувствительные устройства. Они способны и видеть, и слышать то, что происходит вокруг. Кроме того, создаются датчики, которые предназначены для систем стабилизации. Они способны обрабатывать информацию, которая поступает из всех источников, а электроника рассчитывает динамику движения, посылая соответствующие сигналы тормозам, педали газа, коробке передач и другим элементам автомобиля. Именно на этом принципе и строится вся работа беспилотного устройства.

Системы автоматизации автомобиля
Радар дальнего радиуса действия
Телекамера ночного видения
Передний радар среднего радиуса действия
Телекамера среднего радиуса действия
Ультразвуковые датчики
Телекамера заднего обзора
Телекамера малого радиуса действия
Задний радар среднего радиуса действия

Контроль ухода с полосы движения

Система, которая является одной из лучших в плане сохранения безопасности. Когда автомобиль по какой-либо причине уходит с полосы движения, робот получает сигнал от вибрации руля и возвращает машину обратно на нужный путь.

О таком впервые человечество услышало в 2000 году, когда подобными электронными системами стали оснащать грузовые автомобили. Робота назвали Lane Departure Warning и он устанавливался в первую очередь на грузовики, потому что водитель-дальнобойщик проводил в монотонном движении много часов подряд.

Сначала электроника работала примитивно. Стоило грузовику пересечь разделительную линию без включения поворотника, как в кабине моментально раздавался звуковой сигнал.

Спустя год японцы создали электронику подобного вида для легковых автомобилей и устанавливали роботы на модели машин исключительно отечественного производства. И затем пошло-поехало. В 2005 году таким роботом оснастили Ситроен C5, а спустя некоторое время и другие модели.

На видео — Ситроен C5:

В первое время роль «глаз» выполняли инфракрасные датчики, которые ставились под днищем автомобиля (напомним, что сегодня эту роль выполняет телекамера, которая устанавливается за ветровым стеклом машины). В тот момент, когда автомобиль начинал уходить с нужной полосы, начинало вибрировать сидение водителя или рулевое колесо.

Отметим, что сегодня известны системы контроля, которые активно удерживают автомобиль на полосе движения, — Lane Keeping System. Такая электроника способна воздействовать на тормоза и руль транспортного средства, не только давая подсказки водителю, но и корректируя траекторию движения. И это ещё не всё. Сегодня компания Вольво работает над созданием такой электроники, которая бы могла распознавать обочину дороги и различные ограждения, а Мерседес S-класса уже сегодня сам наблюдает за обстановкой на дороге и самостоятельно может изменять траекторию, если что.

Система автопарковки

Для многих водителей-новичков эта система стала просто спасением. Она помогает водителям удачно припарковать автомобиль пока что под частичным управлением электроники. Скоро уже будут созданы роботы, которые сами будут парковаться, без участия в процессе человека.

Увидеть в сети множество смешных роликов о том, к чему приводят неудачные попытки припарковаться, может каждый. И для устранения этого и предназначены роботы-помощники, снабжённые ультразвуковыми датчиками. Эти самые электронные датчики автоматически определяют, хватит ли свободного места транспортному средству. Водителю остаётся только нажимать на педали газа и тормоза, а рулевым колесом управляет электроника.

Впервые такая система была установлена на Тойоту Приус. Она могла не просто парковать автомобиль параллельно, но и делать это под углом к тротуару. Систему постоянно совершенствовали и постепенно ей нужно было всё меньше и меньше места, чтобы припарковать автомобиль.

Система автопарковки на Тойоте Приус

В 2006 году появился первый в мире робот-парковщик, который мог парковаться без помощи водителя. Такой электроникой снабдили БМВ, но, конечно же, пока экспериментальный и напичканный электроникой. Но уже это лишний раз доказывает, что вскоре роботы станут всё делать вместо человека. Кроме того, пока закон ни одной страны мира не предусматривает положения, которое бы предусматривало движение транспортного средства без водителя, даже если речь идёт только о парковке.

Активный круиз-контроль

Такая электроника даёт водителю комфорт. Нога уже не будет так уставать, как раньше. А продвинутые системы способны не только самостоятельно разгонять автомобиль или тормозить, но и поворачивать в нужную сторону.

Первый автомобиль, который снабдили такой вот системой, — Мицубиси Диамант 1995 года. Его оснастили активным круиз-контролем. Система замеряла расстояние до впереди идущего автомобиля с помощью радара, воздействуя на акселератор и коробку-автомат и сохраняя безопасное расстояние. Активировать тормоза система ещё не умела и о высокой функциональности ещё не было речи.

Мицубиси Диамант 1995 года

В 1998 году придумали систему, которая уже умела тормозить. Назвали её Distronic и установили на Мерседес S-класса. Вначале электроника срабатывала только на скоростях до 30 км/ч. Но впоследствии этот недостаток исправили. На современном Мерседесе S-класса активный круиз-контроль использует различные радары, прекрасно сохраняет дистанцию, наделён стереоскопической камерой для распознания разметки и работает практически на любой скорости. Кроме того, электроника способна давать команды ЭУР, чтобы держаться в полосе, что говорит о беспилотном вождении.

Система автоторможения

Система вначале даёт предупреждение водителю и если тот не реагирует, то электроника делает всё сама.

В первую очередь такая автоматическая система предназначена для сохранения безопасности на дорогах. Какому водителю не знакома ситуация, когда он на доли секунды избежал аварии или столкновении только благодаря мгновенной реакции. А если бы не успел? Именно из-за этого инженерами и была разработана система автоматического торможения.

Основными звеньями системы являются лидар, радар и камера, которая следит за тем, что происходит перед автомобилем. Если насчёт камеры и радара всё понятно, то лидар — это специальный лазер, имеющий низкую интенсивность излучения. Работает система следующим образом: когда возникает риск столкновения, электроника подаёт водителю звуковой либо световой сигналы. И опять же, если водитель никак на это не реагирует, робот берёт управление на себя.

Впервые такими системами оснастили автомобили производители Хонды и Тойоты, затем взяли на вооружение Мерседес, Вольво и другие.

Примечательно, что самые простые системы автоматического торможения с лидаром имеют ограничение скорости до 30 км/ч. Что касается систем, оснащённых телекамерой или радаром, то они функционируют уже на больших скоростях.

На видео — работа системы экстренного торможения на Volvo FH:

Существуют и ещё более продвинутые системы. В частности, Вольво оснастила одной из таких свою модель. Система способна распознавать пешеходов и не реагировать на стоящего человека, который просто ждёт, когда машина проедет, чтобы перейти дорогу. Но стоит отметить, что такая возможность системы подразумевает наличие отменного софта. Как заявляют эксперты, вскоре выйдут системы, которые смогут даже обнаруживать животных, выбегающих на дорогу тёмной ночью из леса.

Вообще, система автоматического торможения и её высокий класс определяются в основном установленными датчиками. Чем лучше тип датчика и программное обеспечение, тем выше класс такой системы. Как и было сказано выше, самой простой считается система автоматического торможения с лидаром, или лазером и низкой интенсивностью излучения. Такой радар способен прощупать пространство впереди себя всего на десять метров. А вот применение телекамер и радаров даёт лучший эффект.

Компания Вольво сегодня работает над тем, чтобы научить систему распознавать пешеходов и в тёмное время суток. Кроме того, инженеры компании пытаются научить систему избегать наезда на крупных животных, например, лосей, чтобы как минимум свести к нулю последствия таких аварий, которые в лесистых местностях России и других стран довольно часты.

Автомобиль-беспилотник

Эти автомобили пока ездят там, где нет никаких препятствий. Но это сегодня уже реальность.

Более или менее удачные прототипы беспилотников, способные самостоятельно ездить по дорогам, известны человечеству уже 30 лет. Как утверждают, сильный импульс к развитию технологий для создания беспилотников дала гонка Darpa Grand Challenge, прошедшая в Соединённых Штатах в 2004 и 2007 годах.

Как и было сказано выше, самым известным беспилотником является гугломобиль, или Google Driverless Car.

Google Driverless Car, или гугломобиль

Если, с одной стороны, человечество и заинтересовано в прогрессе таких технологий, с другой — наблюдается немало преград. В частности, мешают развитию беспилотников законы, которые нужно изменить. Если не кардинально, то хотя бы так, как это сделали в некоторых штатах США, где дали разрешение на проведение экспериментальных работ, а в Германии создаётся даже нормативная база, открывающая дорогу транспортным средствам с различным уровнем автоматизации.

Кроме этого, не стоит забывать, что сегодня миром правит реклама и маркетологи яро, с неистовством эксплуатируют идею «комфорт от вождения». А для создания беспилотника необходимо сосредоточиться на автоматизации управления транспортным средством в тех условиях, где получение удовольствия невозможно. Например, это может быть автомобильный затор или скоростная магистраль.

Подобным проектом можно назвать Sartre — полностью европейский проект, в котором принимают участие Вольво и другие автопроизводители. Цель проекта — создать автомобиль, который бы двигался без вмешательства водителя, пока что в колонне за одним ведущим. Это означает, что вскоре нам представится уникальная возможность наблюдать на автобанах и автострадах, где нет перекрёстков и препятствий, полностью беспилотные автомобили.

Система активного вмешательства при определении опасности

Эта система работает следующим образом. На автомобиль устанавливается специальный радар, сверхчувствительный к опасностям различного рода. Радар взаимодействует с колёсными датчиками, блоком управления и камерами. Таким образом, рассчитывается безопасная дистанция и при опасности столкновения транспортного средства с преградой происходит автоматическое торможение, частично или полностью останавливающее автомобиль.

Примечательна система ещё и тем, что её камеры легко определяют, остался ли автомобиль в пределах полосы или нет. Когда происходит отклонение от курса движения, в салоне раздаётся соответствующий сигнал, на который должен отреагировать водитель, или же автомобиль самостоятельно возвращается на родную полосу. Что касается индикатора объектов в мёртвой зоне, который также является обязательной и важной частью системы, то он сообщает о машинах, которые находятся на соседних полосах и могут быть не видимыми глазу водителя.

Система eCall

Система экстренного вызова Assist Advanced eCall в BMW

Очередная автоматизация, которая вызывает уважение абсолютно всех водителей, ведь система берёт на себя важные задачи. В частности, при попадании автомобиля в занос или при столкновении специальные датчики на кузове транспортного средства подают сигнал экстренного вызова. Блок управления автомобилем автоматически посылает данные о своём местоположении в ближайший диспетчерский пункт, тем самым гарантируя скорую помощь. Такой же сигнал SOS подаётся и машинам, которые находятся поблизости.

Получив экстренный сигнал, сотрудники служб, в свою очередь, пытаются связаться с водителем по телефону через eCall-соединение. Если ответа не следует, на место отправляется бригада спасателей.

Примечательно, что с 2015 года система eCall станет в Европе обязательной к установке на все автомобили, в основном новые.

Объезд пробок — удивительная автоматика

Действительно, умная система, которая сама определит наличие автомобильных заторов и отправит сведения в навигационные устройства в режиме реального времени — это то, о чём так долго мечтали водители транспортных средств крупных городов и мегаполисов. Система работает посредством датчиков, размещённых на улицах, или информации, поступающей с мобильных телефонов. Кроме того, благодаря приложению для смартфона, эти функции могут быть расширены.

Система Car to car communication

Система, которая даёт возможность автомобилям предупреждать друг друга об опасности или аварии. Кроме этого, система позволяет автоматически отправлять данные в диспетчерские службы, выдающие информацию о пробках.

Система Car to car communication предупреждает об опасности

Ещё одним преимуществом системы является то, что машина «Скорой помощи» переключают светофоры, встречающиеся на своём пути, на «зелёную волну» и отправляет предупреждение об этом всем участникам дорожного движения.

Лобовое стекло как монитор

И такое стало возможным в наш высокотехнологичный век. Все сообщения о пробках и предупреждениях, благодаря системе Car to car communication, проецируются на лобовом стекле автомобиля. Это очень удобно для водителя, который уже не будет отвлекаться от вождения. Что касается дополнительного оборудования, то сюда входят такие аппараты:

Приведённые выше электронные системы не единственные. Существуют и более продвинутые и сложные электронные роботы, которым люди доверили управление автомобилем.

Автор: Проверенная статья

365cars.ru

Назначение и принцип работы системы экстренного торможения

Система экстренного торможения помогает в случае угрозы столкновения сократить тормозной путь автомобиля на 15 – 20%, что часто позволяет предотвратить аварию или значительно уменьшить тяжесть её последствий.

Система экстренного торможения уменьшает последствия аварий

Разновидности систем экстренного торможения:

Система помощи при экстренном торможении

По устройству все системы помощи при экстренном торможении можно разделить на два подвида по способу создания давления в тормозной системе:

Системы пневматического типа устанавливаются чаще всего на автомобили имеющие систему ABC. Состоят из датчика скорости перемещения штока гидровакуумного усилителя, его электромагнитного привода и блока управления.

Система, оценивая скорость перемещения штока гидровакуумного усилителя, решает, необходимо ли вступать в работу. Если скорость перемещения штока будет слишком большой, подастся команда на электромагнит привода штока. В результате давление в тормозной системе возрастет быстрее, чем при обычном торможении.

Системы гидравлического типа используют при своей работе агрегаты системы курсовой устойчивости. Опасная ситуация распознается по силе и скорости нажатия тормозной педали. При этом блок управления включает специальный насос (обратной подачи) и давление в тормозной системе поднимается до максимального.

Система автоматического экстренного торможения

Система автоматического экстренного торможения при помощи радара находит идущий впереди автомобиль.

Принцип работы системы

Если расстояние между автомобилями быстро сокращается, система задействует тормозную систему, повышая в ней давление (вплоть до максимального) без вмешательства водителя. В своей работе система автоматического экстренного торможения использует агрегаты системы адаптивного круиз-контроля и системы курсовой устойчивости.

Видео:

Применение в автомобилях систем экстренного торможения значительно уменьшает угрозу столкновения автомобилей, а в случае аварии тяжесть последствий будет значительно меньше.

(1 раз, оценка: 5,00 из 5) Загрузка...

avto-i-avto.ru


Смотрите также