Черный дым из выхлопной трубы причины при запуске


Черный дым из выхлопной трубы дизеля: как вовремя выявить и побороть

В принципе, многие автовладельцы не обращают особого внимания на дым из выхлопной трубы, если его количество уменьшается после полного прогрева машины, а в процессе движения дым и вовсе исчезает. Однако если дымление не прекращается и при езде – это явный признак более или менее серьезных неисправностей в моторе авто.

Эти неполадки как бы стараются обратить на себя внимание водителя, обостряясь при запуске двигателя и проявляясь в виде дыма различных. Следует внимательно отнестись к этим тревожным сигналам и вовремя выявить неисправность до того, как потребуется сложный и затратный ремонт.

Природа выхлопных газов автомобиля

Цвет и консистенцию дыма из выхлопной трубы можно образно сравнить со свежестью человеческого дыхания – здоровый организм (и биологический, и механический) выдыхает соответственно более чистые пары, чем заболевший. В исправном автомобиле при сгорании топлива образуются соединения воды и углекислого газа – как и в парах от дыхания здорового человека. Однако нужно учесть, что сгорание топлива происходит не на чистом кислороде, а при помощи обычного воздуха, по большей части состоящего из азота. Именно поэтому в дыме из выхлопных труб автомобилей образуются вредные азотные оксиды (NOx), негативно влияющие на состояние атмосферы и даже приводящие к выпадению так называемых кислотных дождей. Да и топливо окисляется и сгорает не полностью, даже в двигателях новейших марок, а из-за этого происходит дополнительный выброс углеродных соединений – СО и СН. Помимо всего этого, при попадании в камеру сгорания масла или охлаждающей жидкости, возникают и уходят в воздух другие, не менее вредные, химические «коктейли».

Разумеется, выхлопная система современных моторов по возможности оснащается различными нейтрализаторами и фильтрами. Однако этого недостаточно – вспомните плотные облака смога на фотографиях крупнейших мегаполисов. Кроме того, любые фильтрующие системы изнашиваются со временем, тем самым повышая токсичность дыма, выходящего из выхлопной трубы автомобиля. Хотя, как говорилось выше, цвет и токсичность дыма зависят не только от негодности механизмов саморегуляции, но и от многих других неисправностей.

Сравнительная характеристика выхлопных газов бензиновых и дизельных двигателей

Чаще всего более или менее густой дым из выхлопной трубы сигнализирует автовладельцу о неисправности систем топливоподачи и охлаждения двигателя, а также о неполадках механизма распределения или поршневой группы. В каждом из этих случаев имеются свои нюансы: либо топливо сгорает неполноценно, либо в цилиндры поступает охлаждающая жидкость, а иногда и масло. Собственно говоря, именно излишки топлива или же наличие посторонних веществ в цилиндрах и придают выхлопным газам различные оттенки.

В целом цвет дыма из выхлопной трубы практически одинаков – различия имеются только в нюансах, поскольку иногда неполадки определенной системы, вызывающие дым, напрямую связаны с неисправностью других систем, которые не могут «заявить о себе» с помощью дымления. Например, нередка такая ситуация: плохо работает система охлаждения, из-за чего двигатель перегревается. Из-за перегрева пригорают поршневые кольца, что влечет за собой попадание масла в цилиндры и, как результат – появление дыма. Заметьте, что изначальная причина кроется вовсе не в поршневых кольцах, а в системе охлаждения. Именно поэтому, начиная искать причину, вызвавшую дым из выхлопной трубы, следует крайне тщательно – анализируя и сопоставляя все имеющиеся факторы.

Основные причины черного дыма дизеля

Как видно из названия этого подраздела, черный дым из выхлопной трубы чаще всего обязан своим появлением проблемам с горючим. Черный цвет выхлопа обусловлен цветом сажи, которая образуется в результате, например, неполного сгорания топлива. Сажа появляется, когда идет процесс разложения на элементы той части топлива, которой для полного сгорания не хватило воздуха. Современные автомобили оснащены компьютерными системами, которые контролируют все процессы, происходящие при движении – в том числе и процесс сгорания топлива.

Под таким «чутким руководством» значительно снижается риск ошибки в образовании горючей смеси – хотя по большому счету это касается только бензиновых моторов, в то время как дизель, даже самый современный, все равно будет слегка коптить. Это связано с тем, что в дизельных двигателях состав смеси отличается от бензиновых собратьев – ее концентрация в данном случае неоднородна и содержит в себе вкрапления высокой топливной плотности.

Для придания ей однородности, современная автоиндустрия использует механизмы повышенного давления впрыска – однако даже эта мера пока не способна полностью искоренить проблему, и поэтому окрашенный сажей дым из выхлопной трубы машины с дизельным мотором можно увидеть гораздо чаще, чем у бензиновых автомобилей. Черный цвет дыма из выхлопной трубы обусловлен наличием сажи. На последних марках используются противосажевые фильтры, что в некоторой мере решает вопрос (однако эти фильтры необходимо периодически чистить, а рано или поздно – менять на новые). Помимо неполного сгорания, причиной черного дыма из выхлопной трубы могут стать и другие факторы – например, недостаточное качество топлива.

Следует помнить, что использование некачественного топлива может повлечь за собой слишком быстрый процесс сгорания – такое сгорание еще называют детонационным. Еще одним фактором, влияющим на интенсивное образование сажи, может стать неисправность той самой пресловутой электронной системы, следящей за эффективностью сгорания топлива. Например, отказ датчика кислорода приводит к тому, что электронный блок оказывается не в состоянии осуществлять контроль полноты сгорания – и тогда он начинает работать наобум, не поддерживая при этом полноценный «диалог» с кислородным датчиком.

Что делать чтоб точнее определить причину?

Такая расцветка дыма сигнализирует о том, что система питания мотора плохо работает и неверно перемешивает горючее с воздухом. Разумеется, причина может быть довольно банальной и заключаться в качестве горючего, а вернее в его плохом качестве. Однако неверное смесеобразование все же является самой распространенной причиной. Данное обстоятельство объясняется излишком горючего или недостаточным объемом воздуха.

Причина недостатка воздуха может заключаться в загрязнении воздушного фильтра или каналов воздуховода. Кроме того, может неверно работать и датчик потребления воздуха. Когда на больших оборотах объем дыма становится больше, тогда следует выполнить проверку давления горючего. Когда автотранспорт, который имеет дизельный двигатель, сопровождает черный дым, тогда необходимо осмотреть работоспособность насоса высокого давления. Возможно, причина именно в нем. Визуальный контроль шлангов, хомутов, интеркулера (смотреть на подтеки масла, как признак негерметичности). Лучшая проверка - искусственное создание давления в канале с помощью внешнего (например велосипедного) насоса при выключенном моторе. Для этого отсоединить шланги с впускного коллектора и от турбины, закрыть их и создать давление - наблюдать/слушать выход воздуха из негерметичностей.

Как устранить черный дым из выхлопной трубы дизеля?

- Загрязнен воздушный фильтр. Необходимо его заменить.

- Неисправность форсунок – в основном связано с некачественным топливом. Черный дым появляется в этом случае при резком нажатии на газ или при движении с нагрузкой. Неисправность форсунки сопровождается еще и неравномерной работой дизельного двигателя. Его начинает трясти (очень ощутимо на малых оборотах). В таких случаях ремонт требуется неисправной форсунке;

- Неправильно установлен момент впрыска. При раннем угле впрыска происходит значительная задержка самовоспламенения, растет давление в цилиндре, что приводит к жесткой работе диздвигателя, и, кроме того, образуется много сажи. Если установка угла ТНВД правильное и дизтопливо качественное, то ТНВД подлежит ремонту вместе с форсунками;

- Неисправности турбокомпрессора. В результате турбокомпрессор не развивает необходимого давления надува, либо пропускает много масла во впускной тракт из-за того, что изношены лабиринтные уплотнители вала турбины;

- Неправильные условия для сгорания топливовоздушной смеси: низкая или повышенная компрессия либо недостаток воздуха.

- При низкой компрессии двигатель трудно запускается, теряется мощность, появляется черный дым под нагрузкой. При повышенной - дизельный двигатель работает очень шумно, слышны детонационные стуки. Данная неисправность встречается очень редко и связана с ошибками при сборке мотора. Недостаток воздуха связан с неисправностью турбины или с не герметичностью впускного тракта. Под нагрузкой, в таком случае, появляется черный дым, и дизельный двигатель теряет мощность.

- Эксплуатация авто, с выделяющимся черным дымом, не приводит к повреждению мотора или его деталей. А вот долгая езда с ранним углом впрыска либо с неисправными форсунками приведет к прогару форкамер, разрушению перемычек и обгоранию поршней, что в дальнейшем повлечет для любых автомобилей серьезный ремонт дизельных двигателей. ё

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Вконтакте и Instagram: все самые интересные автомобильные события в одном месте.

Была ли эта статья полезна?

auto.today

Белый, черный и сизый дым из выхлопной трубы дизельного и бензинового двигателей, причины, как устранить

При покупке подержанного автомобиля многие смотрят на цвет дыма, выходящего из выхлопной трубы. Он бывает сизым, белым, чёрным, а иногда его может вообще не быть! В чём же причина?

Нормальные показатели выхлопных газов на дизельных и бензиновых двигателях

Если двигатель работает исправно, то и дым из него выходит «исправный», прозрачный, практически исчезающий после прогрева мотора. При проверке специальным прибором, газоанализатором, такие отработанные газы будут обладать следующими показателями:

Для того чтобы выявить неисправность, совсем необязательно использовать это устройство, однако оно поможет точнее определить причину неполадок в двигателе. Чтобы использовать газоанализатор, достаточно включить технику и вставить специальный штырь в выхлопную трубу. Замер начнётся автоматически.

Газоанализатор применяется редко, не стоит покупать его для однократного использования. Такие приборы часто встречаются на СТО, также их можно взять напрокат в конторах, занимающихся арендой оборудования. Если же возникла необходимость в покупке, такие устройства можно найти в автомагазинах.

Диагностика работы двигателя и выхлопной системы по цвету дыма

Определить точную причину поломки авто только лишь по цвету выхлопных газов не удастся. Часто нужен целый ряд манипуляций

Белый

Из выхлопной трубы выходит пар, что свидетельствует о попадании охлаждающей жидкости в цилиндры или о низкой температуре окружающей среды

На любом типе двигателя, будь то бензин или дизель, и независимо от типа его питания причин возникновения белого дыма две:

Важные факты о возникновении белого дыма:

Устранение проблемы дымности летом и зимой

Сизый (синий или голубой)

Сизый дым выходит из выхлопной трубы, что означает попадание масла в двигатель или неисправность деталей поршневой группы

Причины возникновения

Сизый дым возникает по одной и той же причине и на бензиновом, и на дизельном двигателе с любой системой питания. Главная причина возникновения сизого дыма — попадание масла в цилиндры и его сгорание. Это может быть вызвано:

Как устранить

Перед тем как устранять сизый дым, определите, не пар ли это. Поднесите чистый лист бумаги к выхлопной трубе работающего двигателя. Если на тестовом листе остаются жирные пятна, в двигатель действительно попадает масло. Когда пятен нет, это пар, о котором писалось выше.

Способы устранения сизого дыма следующие:

Чёрный

Автомобиль выпускает чёрный дым из трубы. Это означает неполное сгорание смеси, некачественное топливо или неисправность электронных систем

Причины возникновения на бензиновом двигателе

В случае с бензиновым двигателем причин несколько, среди них:

Эти причины не зависят от типа питания, будь то карбюраторный или инжекторный мотор.

На дизельном

С дизелями ситуация сложнее, чёрный дым может идти и при нормальной работе двигателя, однако в небольших количествах. Если же выхлоп густой и насыщенно-чёрный, причины заключаются в следующем:

Устранение на бензиновом с инжектором или карбюратором
Как быть с дизелем

Серый

Из выхлопной трубы автомобиля выходит серый дым, что свидетельствует о попадании масла или трансмиссионной жидкости в цилиндры

Откуда появляется повышенное количество дыма

Причины возникновения серого дыма достаточно сложно диагностировать. Он может возникать из-за следующего:

Эти причины подходят как бензиновому, так и дизельному двигателю.

Какие действия предпринять

При запуске дизельного двигателя из выхлопной трубы не идёт дым

А где же дым?

Как можно определить причину

Причина такого поведения двигателя только одна, топливо не поступает в цилиндры.

Что надо сделать

Исправить подобную проблему трудно, нужно смотреть топливный насос, форсунки, карбюратор (если он есть), проводку и систему зажигания.

Проблема повышенной дымности достаточно распространена, особенно на двигателях, которые требуют капремонта или сложной диагностики. Иногда подобную неисправность можно продиагностировать и попытаться решить самому в домашних условиях, однако при отсутствии практического и теоретического опыта лучше обратиться на станцию технического обслуживания.

carnovato.ru

Основные причины ненормального дыма из выхлопной трубы

Владельцы автомобилей иногда замечают, что из выхлопной трубы идет какой-то необычный по цвету дым. Есть категория водителей, которая может и не обратить на это внимание и продолжать ездить на автомобиле. 

Но такие поступки весьма опрометчивы, так как изменение цвета дыма – это явный признак того, что в двигателе происходят какие-то негативные процессы. И если не вмешаться, то последствия будут самыми плачевными. Нельзя сказать, что диагностика по цвету дыма самая точная. Но есть определенные неполадки в двигателе, на которые указывает тот или иной цвет дыма. И сегодня мы предлагаем рассмотреть основные причины дыма из выхлопной трубы.

Черный дым из выхлопной трубы

Черный дым из выхлопной трубы

Черный дым, который идет из выхлопной трубы, указывает на то, что топливо неэффективно сгорает в камере сгорания. Получается, что количество топлива и количество кислорода, которое попадает в камеру сгорания, не соответствует норме. Обычно говорят, что топливная смесь переобагащенная.  Но дело может быть не только в проблемах топливной системы, но и в проблемах системы зажигания.

Например, черный дым из выхлопной трубы в бензиновых карбюраторных двигателях может указывать на то, что возникла проблема с карбюратором, а именно засорились (закоксовались) воздушные жиклеры или возникли проблемы с игольчатым клапаном, из-за чего образуется избыточное количество топлива в поплавковой камере карбюратора.

Если бензиновый двигатель с инжектором, проблемы могут крыться, как в датчиках, которые определяют количество воздуха, необходимого для нормального сгорания смеси, так и в форсунках. Например, форсунка может утратить свою герметичность.

Получается, что в момент, когда топливо не должно поступать в цилиндр, поступление топлива продолжается. В результате этого в цилиндр поступает столько топлива, что сгореть полностью оно просто не может. Поэтому топливо не только не сгорает, но еще и растворяет масло, которое находится на стенках цилиндра и поршня. Поршневая группа начинает работать в так называемом сухом режиме. Более того, топлива может накопиться столько, что при запуске двигателя может произойти гидроудар, и последовать механические разрушения в двигателе.

Если двигатель дизельный, то излишки топлива и появление черного дыма из выхлопной трубы, могут вызываться проблемами с работой ТНВД, либо увеличенным углом опережения впрыска топлива.

Белый дым из выхлопной трубы

Белый дым из выхлопной трубы

Белый дым, выходящий из выхлопной трубы может быть у любого автомобиля. И белый дым совершенно ничего не означает, если он появляется в момент запуска холодного двигателя, а потом исчезает.

Причина появления белого дыма при запуске холодного двигателя состоит в испарении конденсата, который постепенно собрался от снижения температуры. Но если белый дым из выхлопной трубы не исчезает, даже когда автомобильный двигатель прогревается, это означает, что происходит попадание охлаждающей жидкости в камеру сгорания. В результате происходит вспышка топлива и при этом начинается испарение жидкости. И вместе с выхлопными газами из трубы автомобиля выходят пары жидкости.

Каким образом жидкость попадает в зону повышенных температур? Одной из причин может быть повреждение прокладки между головкой и блоком цилиндров. Если произошло разрушение или трещина, жидкость свободно попадает в цилиндры и там испаряется.

Вторая возможная причина состоит в появлении трещины в блоке цилиндров или головке блока цилиндров. Именно через эту трещину отработанные газы начинают попадать в магистрали системы охлаждения. Затем жидкость из системы охлаждения из-за трещин начинает смешиваться с маслом, и эта смесь попадает в двигатель. И опять возникает образование белого дыма при выхлопе двигателя.

Еще охлаждающая жидкость может попадать в цилиндры двигателя, если произошла разгерметизация прокладки на впускном коллекторе.

Каждая из этих причин требует более точной диагностики. Самым простым способом такой диагностики является удерживание листа чистой бумаги на торце выхлопной трубы работающего двигателя. По цвету и составу осадка, который остается на бумаге, можно определить, смешивается ли жидкость с маслом или просто попадает в цилиндр. Если жидкость постепенно высыхает, не оставляя масляных разводов, то, скорее всего, охлаждающая жидкость не смешивается с маслом.

Синий дым из выхлопной трубы

Синий дым из выхлопной трубы

Появление синего или сизого дыма из выхлопной трубы говорит о том, что вместе с топливом в камере сгорания сгорает увеличенное количество масла. Именно сгоревшее масло дает характерный цвет выхлопному дыму. Но как масло попадает в цилиндр, ведь есть различные маслосъемные детали, которые не дают этому происходить?

Первое, что может изнашиваться – это маслосъемные колпачки. Вернее,  они не изнашиваются, а под действием высоких температур становятся жесткими и перестают выполнять свою функцию. Снижение эластичности – весьма характерный дефект этих деталей.

Масло начинает стекать по клапанам в цилиндр, где потом и сгорает, вызывая изменение цвета выхлопных газов.  Но при изношенных маслосъемных колпачках, попадание масла в цилиндр может происходить не всегда. Чаще всего такая проблема возникает во время торможения двигателем. Хотя при сильном износе маслосъемных колпачков синий дым из выхлопной трубы может выходить и в обычном режиме езды. И первое, что нужно проверить при появлении синего выхлопного дыма, это состояние маслосъемных колпачков.

Еще одна причина попадания масла в цилиндр – это износ маслосъемных колец. Кольца из-за износа перестают выполнять свою основную функцию удаления масла со стенок цилиндра. Кроме этого маслосъемные кольца могут залечь, и тем самым не будут удалять масло со стенок цилиндра. Залегание колец может быть вызвано перегревом двигателя, когда посадочные места на поршне увеличиваются. Залегание колец может быть вызвано и использованием некачественного масла.

Обычно синий дым из выхлопной трубы сопровождается увеличением расхода масла. Это вполне объяснимо, ведь масло сгорает в цилиндре двигателя.

avtowithyou.ru

Почему при запуске холодного двигателя идет черный дым и как это исправить?

Добрый день уважаемые читатели. Тема сегодняшней статьи — черный дым при запуске холодного двигателя, в статье рассматриваются причины появления черного дыма у карбюраторных,  инжекторных и дизельных двигателей, а так же приведены рекомендацию по ремонту.

Причины появления черного дыма из выхлопной трубы.

Любой двигатель внутреннего сгорания представляет собой тепловую машину, которая преобразует энергию сгорания топлива в механическую работу. Ключевое слово здесь – сгорание, т.е. химический процесс окисления. Оптимальный состав топливной смеси имеет определенную пропорцию топлива и воздуха именно она сгорает без копоти-сажи и с минимальным выбросом углекислого газа (CO2).

Для подтверждения моих слов, на практике, рекомендую обратиться к русской печке. Если закрыть поддувало, в печке остаются головешки, а если дожигать дрова с полностью открытым поддувалом, в печке останется только серая зола. Поддувало печки регулирует подачу воздуха, соответственно регулируя соотношения топлива и воздуха, мы изменяем условия горения.

Полностью аналогичная ситуация и с двигателем внутреннего сгорания – черный дым из выхлопной трубы всегда свидетельствует о богатой топливной смеси. Т.е. топлива в смеси больше чем нужно для горения и часть топлива не сгорает до конца и «вылетает в трубу».  В любом случае, черный дым из выхлопной трубы это плохо.

Внимание! В этой статье рассматриваются вопросы дымления черным при запуске. Если черный дым наблюдается даже на прогретом двигателе возможные причины вы найдете в этой статье.

Причина появления черного дыма при запуске карбюраторного двигателя.

Карбюратор это очень простое, механическое устройство, приготавливающее горючую смесь. В большинстве случаев, он не обеспечивает правильную смесь, даже на основных режимах работы, не говоря уже про прогрев и переходные режимы.

Для запуска холодного двигателя, на карбюраторе, закрывают так называемую воздушную заслонку и обогащают смесь, поэтому черный дым при запуске карбюраторного двигателя это скорее норма. Уменьшить количество черного дыма и облегчить запуск поможет профилактика карбюратора и не полное закрытие воздушной заслонки. На самом деле в большинстве случаев при полностью закрытой воздушной заслонке двигатель запускается хуже….

Если черный дым у карбюраторного двигателя проявляется только при запуске с закрытой воздушной заслонкой – с двигателем все в порядке, не надо мешать машине работать.

Причина появления черного дыма при запуске инжекторного двигателя.

В отличие от карбюраторного двигателя, на инжекторе, смесеобразование осуществляется очень точно.

За состав топливной смеси отвечают 3 датчика – датчик массового расхода воздуха (датчик абсолютного давления), датчик температуры двигателя и датчик температуры воздуха, на двигателях евро 4 добавляется еще дроссельный узел.

Если черный дым возникает только при запуске холодного двигателя, а при работе прогретого двигателя проблема не проявляется, соответственно причина в одном из этих датчиков, в закусывании дросселя или в ошибке в программы управления двигателем.

Как провести диагностику?

К холодному автомобилю необходимо подсоединить диагностическую аппаратуру, в простейшем случае это k-line адаптер или ELM327.

Как ни странно, но эти простые диагностические устройства могут многое сказать о причинах обогащения смеси. При проведении диагностики важно посмотреть следующие величины – показания датчиков температуры двигателя, температуры воздуха и расход воздуха.

После суток стояния в холоде, бытовой термометр, датчики температуры двигателя и воздуха покажут примерно одно значение +/- 3-5 градусов. Показания этих датчиков можно посмотреть в диагностической программе.  Если какой-то из датчиков выдает неверное значение, он подлежит замене. Особенно много бракованных датчиков попадается для двигателей ЗМЗ/УМЗ —  пять новых датчиков показывали разброс температуры 27 градусов.

Так же важно значение расхода воздуха, его сверяем с паспортным, он указывается в книгах по ремонту двигателей для конкретных оборотов. Если значение расхода воздуха отличается в большую сторону необходимо проверить ДМРВ (или ДАД), заменой на заведомо исправный.

В случае если датчики показывают верные значения, а черный дым на холодном двигателе, остается, вероятно, имеет место ошибка в программе управления двигателем. Особенно этим грешили блоки управления МИКАС 5.4 и МИКАС 7.1.

Причина появления черного или синего дыма при запуске дизельного двигателя.

Если дизельный двигатель оборудован механическим ТНВД с автоматом прогрева, например Toyota 2c, дымность при запуске возникает в случае неисправности свечей накала, неисправности автомата опережения впрыска (автомат прогрева) и зажатых клапанах.

В случае когда дизель оборудован системой электронного впрыска все несколько проще.

В случае отказа свечей накала или форсунок загорится лампа «Check engine». Если дизель дымит, а лампа не показывает наличие ошибок, необходимо проверить датчик температуры двигателя и температуры воздуха (на этих дизелях момент впрыска и его продолжительность управляются электроникой, а электроника принимает решение на основании показаний датчиков).

Помните — в идеале дизель вообще не должен дымить, разве что под очень большой нагрузкой и при перегазовках.

На этом у меня сегодня все. Всем ровных дорог и надежных двигателей.

С уважением, администратор http://life-with-cars.ru

life-with-cars.ru


Смотрите также