Эмблема красная


ГОСТ 19715-74 Эмблема Красного Креста. Форма, размеры и порядок применения (с Изменениями N 1, 2), ГОСТ от 19 апреля 1974 года №19715-74

ГОСТ 19715-74*Группа Р00

Дата введения 1975-07-01

УТВЕРЖДЕН Постановлением Государственного Комитета стандартов Совета Министров СССР от 19 апреля 1974 г. N 931. Срок введения установлен с 01.07.75* ПЕРЕИЗДАНИЕ (февраль 1986 г.) с Изменениями N 1, 2, утвержденными в марте 1980 г., октябре 1985 г. (ИУС N 4-80, 1-86)Настоящий стандарт распространяется на единое изображение эмблемы Красного Креста (в дальнейшем "эмблемы"), обязательное для всех отраслей народного хозяйства Советского Союза и союзных республик, ведомств и Союза обществ "Красного Креста и Красного Полумесяца СССР".Эмблема Красного Креста предназначается для защиты или обозначения медицинских (санитарных) формирований, учреждений, персонала и материальной части, защищенных Женевскими конвенциями о защите жертв войны от 12 августа 1949 г.(Измененная редакция, Изм. N 2).

1. ФОРМА И РАЗМЕРЫ

1.1. Формы и размеры эмблемы должны соответствовать указанным на черт.1 и в таблице.

Черт.1

1.2. Номинальный диаметр эмблемы должен выбираться из ряда: 5; 10; 16; 20; 25; 32; 40; 50; 63; 80; 100; 125; 140; 160; 180; 200; 220; 250; 280; 320; 360; 400; 630; 800; 1000; 1250; 1600; 2000; 2500; 4000 мм.

0,22

0,26

0,74

0,02

(Измененная редакция, Изм. N 1, 2).

2. ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ

2.1. Право применения эмблемы предоставляется на основании решения Министерства здравоохранения СССР, Министерства обороны СССР и исполкома Союза обществ "Красного Креста и Красного Полумесяца СССР" в соответствии с Женевскими конвенциями о защите жертв войны.

2.2. Эмблему наносят на материальные средства медицинской службы в следующих местах:на жестких упаковках медицинского имущества - на передней и верхней сторонах;на мягких (брезентовых) упаковках медицинского имущества - на обеих противоположных сторонах или на крышке упаковки (укладки);на санитарных автомобилях и специальных средствах транспорта, а также на контейнерах медицинской службы - на стенках и на крыше;на вагонах санитарных поездов - на обеих боковых сторонах вагонов и на крыше;на санитарных самолетах и вертолетах - на обеих боковых сторонах фюзеляжа и нижней и верхней плоскостях крыльев;на кораблях и судах, предназначенных для транспортирования раненых, - на обоих бортах и на верхней палубе;на крыше больничных палаток.Примечание. На материальных средствах (упаковках медицинского имущества) Союза обществ "Красного Креста и Красного Полумесяца СССР" место нанесения эмблемы определяется в соответствии с п.2.3.(Измененная редакция, Изм. N 2).

2.2а. Районы и здания, которые занимают медицинские формирования и учреждения, должны быть обозначены флагами с эмблемой и эмблемами, нанесенными на крышу или землю.

2.2б. Медицинский персонал (санитары, медсестры, врачи), не одетый в специальную одежду, должен носить на левом плече белую повязку с эмблемой.

2.2а, 2.2б. (Введены дополнительно, Изм. N 2).

2.3. Размеры эмблемы, способы и места ее нанесения выбирает и устанавливает организация, получавшая право применять эту эмблему.Размеры эмблемы должны обеспечивать хорошую видимость и быть пропорциональными размерам поверхности, на которую наносят эмблему.На поверхность разрешается наносить только одну эмблему, располагая ее в центре.Примечание. Места расположения эмблемы на грузах Союза обществ "Красного Креста и Красного Полумесяца СССР" определяются Исполкомом Союза обществ "Красного Креста и Красного Полумесяца СССР".

2.4. Исполнение эмблемы должно быть двухцветным: линия, являющаяся границей эмблемы, и крест яркого насыщенного красного цвета, поле эмблемы - белого цвета (черт.2).

Черт.2

Точные оттенки красок не регламентируются.При применении эмблемы на светлых поверхностях (близких к белому цвету) фон эмблемы должен отделяться от остальной поверхности кольцом того же цвета, как крест.Примечание. Допускается не наносить линию, являющуюся границей эмблемы, на типографские издания, бланки, удостоверения личности медицинского персонала, нагрудные знаки и т.п.

2.3, 2.4 (Измененная редакция, Изм. N 2).

2.4а. Эмблему допускается располагать на белом фоне поверхности в форме квадрата (на вогнутых и выпуклых поверхностях) или прямоугольника (флаги и нарукавные повязки).

2.4б. Поверхность, на которую наносят эмблему, должна обеспечивать целостность формы эмблемы в условиях эксплуатации. Не допускается размещать эмблему на участках поверхностей, имеющих открывающиеся окна, двери и т.п.

2.4а, 2.4б. (Введены дополнительно, Изм. N 2).

2.5. Способ нанесения эмблемы (декалькомания, шелкография, печатание, нашивка, штампование и т.д.) зависит от поверхности, на которой она размещена, и должен обеспечивать четкое и ясное изображение эмблемы в течение всего срока эксплуатации. На средства, временно используемые для транспортирования (грузовик, поезд, автобус), а также на грузы Союза обществ "Красного Креста и Красного Полумесяца СССР" эмблему допускается наклеивать и навешивать.(Измененная редакция, Изм. N 2).

2.6. Цвет креста, фона и линии границы эмблемы допускается не выделять при применении ее на литых и прессованных (штампованных) упаковках индивидуальных средств медицинской помощи.(Введен дополнительно, Изм. N 2).Текст документа сверен по:официальное издание

М.: Издательство стандартов, 1987

docs.cntd.ru

Эмблема

Красный крест на белом фоне-  символ защиты жизни. Эта эмблема неразрывно связана с понятиями милосердия и гуманизма.       

История создания эмблем

Войны, вооруженные конфликты, стихийные бедствия, аварии и техногенные катастрофы – все они порождают страшные последствия: гибнут и страдают люди! Во все времена на помощь пострадавшим спешат доброта и забота, сочувствие и сострадание.

Красный крест является защитной эмблемой и зарегистрированным знаком Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца, поэтому использование этой символики другими организациями запрещено международным законодательством. Женевская конвенция 1949 года закрепила правовой статус Международного Комитета Красного Креста, поэтому знак Красного Креста (и Красного Полумесяца) охраняется во всем мире.

В 1920г. 6 июля Постановлением Совета Народных Комиссаров был принят Декрет « Об охране наименования и знака Красного Креста»  Статья № 287.

В Советском Союзе, а позже и в странах СНГ красным крестом стали обозначать всё, что имеет отношение к медицине. Такое использование символа незаконно. Более того, символ имеет отношение только к военному времени. На Украине в 2002 году был принят закон, официально запрещающий вольное использование символа. В связи с этим красный крест исчез с машин скорой медицинской помощи, а на дорожных знаках сервиса «Пункт первой медпомощи» и «Больница» красный крест заменили на белый крест  на зелёном фоне или зелёный крест на белом фоне.

  Исключение:   Красный крест с 1906 года является также зарегистрированной торговой маркой фирмы «Johnson & Johnson», сама же эмблема начала использоваться фирмой с 1887 года. В 1905 году Конгресс США запретил использовать символ красного креста любым организациям, кроме Красного Креста. Так как J&J зарегистрировала свою эмблему раньше, для неё было сделано исключение.

История создания эмблем

1859 год

До девятнадцатого века в каждой стране были свои символы, использовавшиеся медицинскими службами вооруженных сил. Эти символы не имели широкой известности, редко пользовались уважением и не обеспечивали никакой правовой защиты.

Во второй половине девятнадцатого века, быстрое развитие производства огнестрельного оружия привело к значительному росту числа убитых и раненых во время войны.

Двадцать четвертого июня 1859 года шла Война за воссоединение Италии. В ходе частной поездки гражданин Швейцарии по имени Анри Дюнан оказался в городе Сольферино. Там он стал свидетелем трагедии более чем 45 тысяч брошенных на произвол судьбы солдат, которые погибли или получили ранения на поле боя.

Вернувшись в Женеву, Анри Дюнан начал писать книгу, в которой предложил значительно расширить масштабы помощи жертвам войны.

1862 год

В 1862 году была опубликована книга " Воспоминания о Сольферино " . В этой книге высказывалось два предложения:

Первое предложение легло в основу создания национальных обществ, которые сегодня существуют в 183 странах. Второе – в основу создания Женевских конвенций, которые подписаны сегодня 192 государствами.

1863 год

Семнадцатого февраля 1863 года комитет из пяти членов - будущий Международный Комитет Красного Креста (МККК) - встретился для изучения предложений Анри Дюнана.

Одной из основных целей собравшихся было принятие единой отличительной эмблемы, использование которой было бы подкреплено законом и обеспечивало уважительное отношение к медицинской службе вооруженных сил, добровольцам обществ первой помощи, а также к жертвам вооруженных конфликтов.

Эмблема должна была быть простой, хорошо различимой с большого расстояния, всем известной и одинаковой, как для союзников, так и для врагов. Она должна была быть единой для всех и пользоваться всеобщим признанием.

Двадцать шестого октября 1863 года была созвана первая международная конференция. На ней присутствовали делегаты из 14 стран.

Было принято десять резолюций, которые регламентировали создание обществ помощи раненым солдатам – будущие общества Красного Креста, и в последствии общества Красного Полумесяца. Помимо этого, конференция также приняла эмблему красного креста на белом фоне в качестве единой отличительной эмблемы.

1864 год

В августе 1864 года Дипломатическая конференция, созванная с целью переработки принятых в 1863 году резолюций в договорные нормы, приняла первую Женевскую конвенцию.

Так родилось современное гуманитарное право.

Первая Женевская конвенция признала красный крест на белом фоне в качестве единой отличительной эмблемы.

Эмблема должна была отражать нейтральность медицинской службы вооруженных сил и обозначить защиту, которая ей предоставляется. Принятая эмблема представляла собой обратные цвета швейцарского флага.

Постоянный нейтральный статус Швейцарии подтверждался практикой последних нескольких лет, а также подкреплялся Венским и Парижским Договорами 1815 года. Более того, белый флаг был и остается символом стремления к переговорам или желания сдаться в плен. Стрелять в кого бы то ни было, кто вывесил белый флаг по доброй воле, неприемлемо.

Получившаяся в результате эмблема обладала тем преимуществом, что она легко воспроизводилась и была узнаваема с большого расстояния, поскольку имела контрастные цвета.

1876-1878 г.г.

 Во время Русско-турецкой войны Османская империя объявила о том, что        намеревается использовать эмблему красного полумесяца на белом фоне вместо эмблемы красного креста. Уважая эмблему красного креста, власти Османской империи придерживались мнения, что красный крест, по своей природе, является оскорбительным для мусульманских солдат. Эмблема красного полумесяца была временно одобрена для использования до завершения конфликта.

1929 год

После Первой мировой войны в 1929 году была созвана Дипломатическая конференция для пересмотра Женевских конвенций. Турецкая, персидская и египетская делегации обратились к Конференции с просьбой о признании эмблем красного полумесяца, а также красного льва и солнца. После продолжительных дискуссий участники Конференции согласились признать эти эмблемы в качестве отличительных эмблем в дополнение к эмблеме красного креста. Однако для того, чтобы избежать дальнейшего увеличения числа эмблем, Конференция ограничила число стран, которые могут использовать эти эмблемы вышеупомянутыми тремя государствами, которые их уже использовали. В соответствии с Женевскими конвенциями, три отличительные эмблемы обладают равным статусом.

Сегодня 151 национальное общество использует эмблему красного креста и 32 национальных общества – эмблему красного полумесяца.

1949 год 

Дипломатическая конференция, созванная в 1949 году для пересмотра Женевских конвенций после окончания Второй мировой войны, изучила три предложения по решению вопроса об эмблемах:

Все три предложения были отвергнуты. Конференция выразила свой протест против увеличения числа защитных эмблем. Эмблемы красного креста, красного полумесяца и красного льва и солнца остаются единственными признанными эмблемами.

1980 год

Исламская Республика Иран объявила о том, что она отказывается от своего права на использование эмблемы красного льва и солнца и будет в дальнейшем использовать эмблему красного полумесяца в качестве отличительной эмблемы медицинской службы вооруженных сил. Однако Иран зарезервировал за собой право вернуться к эмблеме красного льва и солнца, если в будущем будут признаны какие-либо новые эмблемы.

 1992 год

Дебаты об эмблемах продолжились и после решения, принятого в 1949 году. Ряд стран и действующих на их территории обществ помощи все еще хотели использовать национальные эмблемы или же обе эмблемы красного креста и красного полумесяца одновременно. К девяностым годам возникли также опасения по поводу уважения нейтральности красного креста и красного полумесяца в ходе нескольких сложных вооруженных конфликтов. В 1992 году президент МККК выступил с публичным призывом о создании дополнительной эмблемы, лишенной каких бы то ни было национальных, политических или религиозных коннотаций.

 1999  год

Международная конференция Красного Креста и Красного Полумесяца 1999 года поддержала предложение о формировании совместной рабочей группы из представителей государств и национальных обществ для выработки всеобъемлющего и долгосрочного решения вопроса об эмблеме, приемлемого для всех сторон как в содержательном, так и в процедурном плане

2000 год

Рабочая группа пришла к пониманию того, что история большинства государств и национальных обществ неразрывно связана с использованием эмблем красного креста и красного полумесяца. Таким образом, единственным вариантом решения, которое устроило бы все стороны, было принятие третьей дополнительной эмблемы, лишенной национальных, политических или религиозных коннотаций.

Дизайн новой эмблемы должен был позволить использующим ее национальным обществам:

2005 год

 В декабре 2005 года в ходе Дипломатической конференции в Женеве, государства приняли Третий Дополнительный протокол к Женевским конвенциям, регламентирующий использование дополнительной эмблемы наряду с эмблемами красного креста и красного полумесяца. Новая эмблема, известная под названием эмблемы красного кристалла решает несколько проблем, с которыми Движение сталкивалось на протяжении целого ряда лет. В их числе:

2006 год

В июне 2006 года в Женеве была созвана Международная конференция Красного Креста и Красного Полумесяца для изменения Устава Движения вследствие принятия новой дополнительной эмблемы.

2007 год

Четырнадцатого января 2007 года вступил в силу Третий Дополнительный протокол к Женевским конвенциям 1949 года (это произошло через шесть месяцев после того, как его ратифицировали первые две страны). Это завершило процесс создания дополнительной эмблемы для использования правительствами и Международным движением Красного Креста и Красного Полумесяца.

redcross-mosuvao.ru

Роза и Крест

Описание Розы и Креста

Роза и Крест Золотой Зари:

1. Желтый 2. Красный 3. Голубой 4. Белый

5. Четыре цвета Малкут

Лучи — белые с черными буквами и символами. Воздух — желтый фон, фиолетовые символы и пентаграмма. Огонь — алый фон, изумрудные символы и пентаграмма. Вода — голубой фон, оранжевые символы и пентаграмма. Белая часть — белый фон, черные символы и гексаграмма.

Земля лимонный, красновато-коричневый, оливковый, черный; белые символы и пентаграмма.

Роза и Крест

Эмблема Розы и Креста служит для общих целей магической работы. Младший Адепт-Ревнитель должен являться с ней на все собрания Второго ордена, на которых ему дозволено присутствовать. Носить Розу и Крест следует на шее, подвесив на желтую шелковую ленту.

Каждый Адепт должен изготовить и освятить для себя эту эмблему самостоятельно, без посторонней помощи, и хранить обернутой в белый шелк или лен. Как и в случае с Лотосовым жезлом, ничья рука, кроме его собственной, не должна касаться этого знака после освящения.

В знаке Розы и Креста присутствуют все цвета позитивной, мужской, или радужной, шкалы цветовых соответствий, которую также называют «шкалой Короля». Четыре конца Креста соотносятся с четырьмя стихиями, белая часть — с Духом и семью планетами, 22 лепестка Розы — с 22 Путями. В целом, эта эмблема представляет Крест в сефире Тиферет, вместилище и средоточие сил всех Сефирот и Путей. Самая сердцевина Розы окрашена в белый цвет. Это отражение духовного сияния Кетер, на коем утверждены Красная Роза и Золотой Крест, давшие имя Второму ордену, — символы освобождающей и спасающей силы.

Вокруг гексаграммы, изображенной на белой части эмблемы, под Розой, помещаются символы планет. Порядок их расположения — ключ к Высшему ритуалу гексаграммы. Вокруг пентаграмм, изображенных на каждом из четырех рукавов Креста, начертаны символы Духа и четырех стихий. Порядок их расположения — ключ к Высшему ритуалу пентаграммы. На каждом конце Креста, разделяющемся на три лепестка, изображены символы трех алхимических первоначал — в различном порядке, в зависимости от того, какой стихии соответствует данный рукав Креста: так эти символы отображают действие трех первоначал в сфере каждой данной стихии.

Верхний рукав Креста, соответствующий Воздуху, окрашен в желтый цвет Тиферет. В нем главенствует текучая природа Философской Ртути; ничто здесь не препятствует ее движению, и этим объясняется вечно подвижная природа Воздуха. Начало Серы в этой стихии происходит от огненной части; отсюда — светоносные и электрические свойства Воздуха. Принцип Соли происходит от Воды; отсюда — облака и дожди, возникающие под действием Солнечных сил.

Нижний рукав Креста, соответствующий Земле, окрашен в четыре цвета Малкут, ибо Земля по своей природе воспринимает и вмещает влияния остальных стихий. Лимонный цвет соответствует воздушной части Земли, оливковый — водной, красновато-коричневый — огненной, а черный — низшей, земной части. В сфере Земли также главенствует начало Ртути, однако смешанная природа этой стихии противодействует ей, из-за чего Ртуть проявляется здесь не столько как подвижное начало, сколько как среда, способствующая развитию и произрастанию. Сера и Соль происходят, соответственно, от противоположных друг другу стихий Огня и Воды, из-за чего их естественное взаимодействие здесь почти сводится на нет, и это придает Земле неподвижность и устойчивость.

Рукав Креста, связанный с Огнем, окрашен в алый цвет Гебуры, и в нем господствует начало Серы, определяющее такие силы Огня, как тепло и горение. Соль происходит от Земли, что указывает на необходимость в постоянной подпитке топливом, а Ртуть — от Воздуха, чем объясняется порывистое, колеблющееся движение пламени, особенно под действием ветра.

Рукав Креста, связанный с Водой, окрашен в синий цвет Хесед. Здесь владычествует начало Соли, воплощенное в соленой воде Океана, к которому стекаются все воды. Кроме того, Соль придает Воде свойство всегда сохранять горизонтальную поверхность. Ртутная часть Воды происходит от Земли, чем объясняется непреодолимая мощь приливов и отливов. Серная часть Воды происходит от Воздуха, и с этим связаны волны и штормы. Итак, распределение трех Первоначал на рукавах Креста дает ключ к их алхимическому действию в сфере стихий.

Белые лучи, исходящие из-за Розы во внутренних углах, между рукавами Креста, — это лучи Божественного Света, которые испускает отраженный Свет Кетер в сердцевине Розы. Буквы и символы на этих лучах соответствуют разложению Ключевого Слова Младшего Адепта:

I.N.R.I.

С его помощью совершается открытие Усыпальницы.

Соответствия букв этого слова таковы.

Первая I соответствует знаку Девы, как и L в слове LVX; N соответствует Скорпиону, как и V в слове LVX; R соответствует Солнцу, как и X в слове LVX; в последней же букве I просто повторяются некоторые из соответствий остальных букв.

Двенадцать букв, начертанные на двенадцати внешних лепестках, располагаются в порядке следования знаков Зодиака.

Верхняя из них — ХЕ, буква Овна.

Нижняя — ЛАМЕД, буква Весов.

Семь двойных букв, расположенные на среднем кольце лепестков, соотносятся с планетами в порядке следования знаков их экзальтации, ибо планеты — странницы, а звезды относительно Земли неподвижны.

Семь двойных букв Розы

7 Тав Сатурн
6 Реш Солнце
5 Пе Марс
4 Каф Юпитер
3 Далет Венера
2 Гимел Луна
1 Бет Меркурий

Три материнские буквы соответствуют стихиям. Но располагаются они особым образом. Только лепесток Воздуха находится под рукавом Креста, связанным с Воздухом. Лепестки же Огня и Воды меняются местами: лепесток Огня помещается на рукаве Воды, и наоборот. Это необходимо для того, чтобы стихийные силы рукавов Креста не подавляли силы планет и знаков зодиака, что могло бы случиться, если бы лепесток Огня располагался на рукаве Огня, а лепесток Воды — на рукаве Воды. Подчиниться же власти планет необходимо, дабы обрести Славу Солнца.

Способ построения сигилов на основе Розы объясняется далее в этой книге.

На обороте Креста надписи располагаются следующим образом.

В самой верхней части Креста, в окружении четырех мальтийских крестов — символизирующих четыре пирамиды стихий, развернутые на плоскости, — начертана латинская надпись, означающая: «Владыка Иисус Христос, Бог и Человек».

Эта надпись помещена в самой верхней части Креста, поскольку в ней утверждается нисхождение Божественной Силы в Тиферет — центральную точку между Божественными и низшими сефирот.

В нижней же части на обороте Креста начертан девиз Младшего Адепта-Ревнителя, ибо в нем утверждается возвышение Человека к Божеству.

Однако возвышение это невозможно без содействия Божественного Духа, исходящего из Кетер, а поэтому на лицевой стороне Креста участок над Малкут окрашен в белый цвет: белый цвет — символ Духа, освобожденного от оков Материи.

В центральной части на обороте Креста между символами трех алхимических Первоначал (наивысшая из которых здесь Сера — очистительный Огонь страдания и самопожертвования) начертана латинская надпись, означающая: «Да будет благословен Господь Бог наш, вручивший нам этот символ SIGNUM». Последнее слово состоит из шести букв, символизирующих шесть периодов сотворения Вселенной. Пока не достигнуто Сияние Солнца, система планет совершенно необходима.

Раскрытие Розы и Креста

© Перевод: Анна Блейз

© Thelema.RU

www.thelema.ru

Символы медицины

Я вот тут задумался, мы часто слышим вещи о которых ничего не знаем подробно. Вот например кто не знает словосочетание клятва Гиппократа. А вы читали ее ? И я нет. Вот давайте вместе почитаем , а заодно узнаем и историю символов медицины: змеи, чаши, креста и т.п. Итак ...Гиппократ (ок. 460 – ок. 377 до н.э.), греческий врач и педагог, чье имя связывается в представлении большинства людей со знаменитой клятвой, которая символизирует высокие этические нормы европейской медицины. Гиппократ, которого называют «отцом медицины», считается автором обширного собрания греческих медицинских сочинений. Сведения о его жизни скудны и малодостоверны, самая ранняя из сохранившихся биографий написана Сораном Эфесским лишь пять веков спустя. Невозможно оценить источники Сорана, но многое в его повествовании является несомненным вымыслом.Соран датирует рождение Гиппократа 460 до н.э. и относит период его активной деятельности ко времени Пелопоннесской войны (431–404 до н.э.); кроме того, он приводит разные мнения относительно возраста, до которого дожил Гиппократ. Все авторы согласны в том, что Гиппократ прожил очень долгую жизнь, не менее 90 лет. Эта хронология подтверждается источником того времени: в Протагоре Платона Гиппократ упомянут как ныне живущий врач, обучающий медицине за плату. Диалог написан в начале 4 в. до н.э., а действие в нем разворачивается в 432 до н.э. Аристотель называет Гиппократа «великим», поэтому не может быть сомнения в том, что выдающийся врач, носивший это имя, действительно жил в конце 5 в. до н.э.

Хотя Гиппократ был уроженцем острова Кос, он, судя по всему, путешествовал и практиковал в других частях греческого мира. В античных источниках мы встречаем утверждение, что Гиппократ был вынужден покинуть Кос из-за обвинения в поджоге, но у нас нет никаких сведений о том, что свою репутацию он завоевал именно на Косе. Местом действия большинства случаев, описанных в тех двух книгах трактата Эпидемии, которые считаются принадлежащими самому Гиппократу, являются Фасос, маленький остров в северной части Эгейского моря, и Абдера, ближайший к нему город на материке; в тех же книгах встречаются упоминания о Кизике на южном берегу Пропонтиды (совр. Мраморное море), о Ларисе и Мелибее в Фессалии. Традиционно считалось, что Гиппократ умер в Ларисе.

Второе и последнее дошедшее упоминание Гиппократа современником мы находим также у Платона, в Федре, где говорится, что Гиппократ считал хорошую теорию более важной для медицины, чем чисто эмпирические наблюдения. Эту точку зрения трудно согласовать с некоторыми сохранившимися сочинениями из Гиппократова корпуса. Существует множество более поздних упоминаний Гиппократа, но они относятся уже не к нему самому, а к обширному корпусу сочинений, дошедших под его именем.

Дошедший до нас Гиппократов корпус («Гиппократов сборник») содержит ок. 70 отдельных сочинений, хотя ясно, что некоторые из них – части некогда единых трудов. Кроме того, здесь обнаруживается определенное перекрытие одних сочинений другими и повторы. Собрание содержит как собственные сочинения Гиппократа, так и творения других авторов, написанные в разное время. Высказывались предположения, что корпус представляет собой скорее остатки медицинской библиотеки, чем работы авторов, принадлежавших к одной школе. Некоторые из сочинений свидетельствуют о развитой научной мысли и мастерстве клинических наблюдений и потому считаются более «подлинными», чем остальные. Но даже по этому вопросу нет общепринятого мнения: есть исследователи, которые вообще сомневаются в существовании сочинений, принадлежащих самому Гиппократу.Содержащаяся в корпусе клятва Гиппократа позволяет судить о практической деятельности раннегреческой медицинской школы. Некоторые ее места кажутся загадочными. Но она замечательна своим стремлением установить высокие моральные нормы врачебной профессии. Учения Гиппократа оказали сильнейшее влияние не только на древнюю, но и на современную медицинскую практику. В древности книги Гиппократова корпуса были переведены на латинский, сирийский и арабский языки.

Вот впрочем она и сама:

"Клянусь Аполлоном, врачом Асклепием, Гигеей и Панакеей, всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями. Это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому. Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного кессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всякого намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.

Что бы при лечении - а также и без лечения - я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и славе у всех людей на вечные времена, преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому".

А теперь давайте обратимся к другим символам медицины.

В первобытном обществе, когда складывались тотемизм и анимализм, отражавшие беспомощность первобытного человека перед окружающим миром, змея была одним из основных тотемных животных. С возникновением культа змеи ей приписывалась двойная роль: зла и добра. С одной стороны, змея была символом хитрости и коварства, с другой — бессмертия, мудрости и знаний.Змея у многих народов символизирует добрые начала, обеспечивающие благосостояние дому и здоровье живущих там, а также обладает магической силой исцелять раны и учить людей лекарскому мастерству.Характерно, что в античном мире медицину символизировала не ядовитая змея, а безобидный уж. Именно ужи – эскулаповы змеи – жили в центрах культа бога врачевания Эскулапа в Греции и Риме. Записи античных авторов-медиков указывают, что ужи ползали по дому во время "священного сна", часто вылизывали больные места – глаза, раны. Римляне очень любили этих змей, содержали их при банях и купальнях. Полагают, что в некоторые страны Европы эскулапова змея попала благодаря римским завоевателям.Можно по-разному объяснять то, что многие народы издавна связывали змей с исцелением больных.Некоторые исследователи считают, что болезни, а тем более смерть всегда были для людей явлениями таинственными и непонятными. Непонятны были и причины болезней и смертей. Змея тоже всегда оставалась существом таинственным и непонятным. Может быть, полагают эти исследователи, люди связывают непонятные явления с непонятными существами. Возможно, хотя объяснение, пожалуй, не очень убедительное. Тем более, что змея всегда была символом мудрости, учености, т.е. альтернативы незнания.В мифологии стран Древнего Востока змеи фигурировали часто, обычно вместе с божествами, которых связывали со здоровьем людей и врачеванием их. У африканских народов змея тоже часто была связана с врачеванием. Объясняется это, очевидно, тем, что в Африке врачеванием занимались колдуны, они же, как правило, были и заклинателями змей. Символом колдуна была змея. Вот так и получалось: змея колдун - лечебная магия. Потом колдун почему-то выпал из этой цепочки, и остались змея и лечебная магия.В Европе же змея не просто символизировала лекаря, как в Африке - колдуна, она символизировала мудрость и знание в целом. Возможно, врачи, как представители особой профессии раньше других выделились из среды «ученых людей» а, может быть, и вовсе были первыми учеными на Земле. Поэтому именно змея осталась их профессиональной эмблемой.И всё же, трудно с определённостью сказать, почему так случилось: у нас нет почти никаких фактов, кроме одного факта - символа медицины - змеи.Предполагается, что в качестве эмблемы врачевания символ змеи впервые был использован около II тысячелетия до нашей эры в Древнем Вавилоне, где в эпоху рабовладения сохранялось поклонение животным.Как эмблема медицины первоначально змея изображалась без каких-либо атрибутов. Позднее появились изображения змеи в сочетании с различными предметами. Известна эмблема медицины в виде треножника Аполлона, обвитого змеей. В Европе (Франция, Бельгия, Греция и др.) с 18 в. существовала медицинская эмблема в виде зеркала, обвитого змеей. Зеркало было символом чистоты и осторожности — качеств, необходимых врачу.Однако самыми известными стали три эмблемы медицины: посох Асклепия, кадуцей и чаша со змеёй.

Посох Асклепия

Посох Асклепия – суковатая палка, вокруг которой обвилась змея головой вверх –является одним из наиболее узнаваемых символов медицины примерно с VIII в. до н. э.

Асклепий, бог врачевания.Греческие мифы повествуют, что Асклепий (у римлян – Эскулап, восх. к финикийскому Эшмуну) – сын бога света, правды и пророчеств Аполлона – обучился своему мастерству исцеления у кентавра Хирона и был известен как искуснейший врач, умевший воскрешать мертвых. Однако Зевс, испугавшись того, что благодаря искусству Асклепия люди станут бессмертными, убил его ударом молнии. Асклепий стал почитаться как бог врачевания.В одном из древнегреческих мифов рассказывается, что Асклепий был приглашен во дворец Миноса — царя Крита, чтобы воскресить его умершего сына. Врач шел, опираясь на посох, и вдруг посох обвила змея. Испугавшись, Асклепий убил змею. Но едва он это сделал, как появилась вторая змея, несшая во рту какую-то траву. Эта трава воскресила убитую. Видимо, Асклепию уже было предначертано судьбой стать богом, поэтому он, обладая нечеловеческой прозорливостью, тут же все понял, нашел траву, которую принесла змея, собрал ее и, прибыв на Крит, воскресил ею сына царя Миноса.Эта легенда объясняет, почему в большинстве случаев Асклепий изображается стоя, в длинном плаще, держащим в руках посох, обвитый змеей. Его фигура стала первой международной эмблемой медицины.

В настоящее время вертикально расположенный посох, обвитый змеей, изображаемый на фоне окаймленного лавровыми ветвями земного шара, является эмблемой Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) при Организации Объединенных Наций. Эта эмблема были принята на I Всемирной ассамблеездравоохранения в 1948 г. и состоит в сущности из двух эмблем: эмблемы ООН (земной шар в обрамлении лавровых ветвей) и эмблемы медицины (посох, обвитый змеей). Символика этой эмблемы отражает господство медицины над целебными, охраняющими жизнь силами природы (змея).

Кадуцей (жезл Меркурия)

Греческим словом «кадуцей» («знак полномочий вестника») называли волшебный жезл посланника греческих богов Гермеса (у римлян – Меркурий), обвитый двумя змеями, обычно увенчанный парой крыльев.

Змеи, обвившие кадуцей символизировали взаимодействие противоположных сил. В римской мифологии Меркурий использовал жезл, чтобы помирить двух дерущихся змей — причина, по которой он стал в Древнем Риме символом уравновешенного и добродетельного поведения.Кадуцей стали использовать в качестве знака, защищающего тайну коммерческой или политической переписки. В настоящее время это – эмблема медицины или коммерции, однако когда-то кадуцей представлял собой интригующе разнообразную символическую фигуру.Жезл, обвитый двумя змеями, сочетает в себе сразу несколько фундаментальных символических элементов: центральный стержень символизирует Древо Жизни (в значении связи между небесами и землей); двойная спираль, сформированная змеями, — символ космической энергии, двойственности, а также единства противоположностей; сами змеи — плодотворные силы земного и потустороннего миров.На протяжении последних 4000 лет этот символ ассоциировался с божественными силами (а иногда и с вестниками богов) в Финикии и Вавилоне, в Египте и Индии (где кадуцей стал обозначением кундалини — энергии пробуждения). В алхимии кадуцей — символ единства противоположностей (ртути и серы). Он может символизировать равновесие, а в западном искусстве — быть атрибутом аллегорической фигуры Мира.Ассоциация с медициной произошла из-за присутствия в кадуцее змей – как в посохе Эскулапа. Знаменитый психолог Карл Юнг считал кадуцей эмблемой гомеопатической медицины — змея обозначает одновременно яд и лечебное снадобье.

Это наиболее распространенная в нашей стране медицинская эмблема.Первые изображения чаши со змеей относятся к 800—600 гг. до н. э. При этом вначале змея и чаша фигурировали раздельно и были атрибутами дочери Эскулапа, богини здоровья Гигеи, которая обычно изображалась со змеей в одной руке и с чашей в другой. Точного и узаконенного символа медицины в виде изображения змеи, обвивающейся вокруг чаши или изображенной рядом с ней, ни в древние времена, ни много позже не было. По данным академика Е. Н. Павловского, такое появилось лишь в XVI веке, благодаря знаменитому врачу Парацельсу, впервые предложившему подобное сочетание взамен традиционного на то время кадуцея.Истинное значение этой эмблемы остается спорным. Возможно, что она олицетворяет собой лечебные свойства змеиного яда, так широко использовавшегося в медицине, и означает сосуд, где хранился змеиный яд. Змея же символизирует мудрость, знание, бессмертие и вообще все добрые начала.Одним из первых российских историков медицины, обратившихся к анализу содержания символа чаши, обвитой змеей, был Ф.Р. Бородулин. Он высказался так: "Мы склонны рассматривать эту эмблему как напоминание врачу о необходимости быть мудрым, а мудрость черпать из чаши познания природы". То есть, в наше время чаша в медицинской эмблеме представлена как чаша человеческого разума, объемлющего весь мир.В России эта эмблема под названием «Гиппократова чаша» стала основным медицинским символом в 18 веке, хотя никаких официальных государственных документов, подтверждающих это, не обнаружено.Как отличие врачебной службы в армии чаша со змеей (двумя змеями) была введена еще при Петре I. Змея, обвивающая ножку чаши и склонившая голову над самой чашей, как символ военной медицины, был утвержден в нашей стране Реввоенсоветом в 1924 (1922?) году. Этот знак эмблема сохраняется в России до сих пор в качестве официальной эмблемы военно-медицинского состава всех родов.Наиболее общепринятой является применение эмблемы в виде чаши со змеей для фармацевтической деятельности. Во всяком случае, именно это считается абсолютным основанием для отказа в регистрации этого символа в качестве товарного знака фармацевтических фирм.А вот еще есть один очень распространенный в нашей стране символ. Но его смысловая нагрузка оказывается несколько искажена.

В нашей стране сохраняется совершенно неправильное представление о значении эмблемы Красного Креста. Подавляющее большинство считает, что Красным Крестом обозначается все, что имеет отношение к медицине и... глубоко заблуждается — в большинстве привычных глазу обозначений этот знак используется незаконно...Этот символ вовсе не означает "все медицинское". Он предназначен для защиты медиков, госпиталей, раненых и больных во время военного конфликта. Он — совершенно особая символика, "экстренное" изображение, к которому нельзя "приучать глаз". Поэтому Красный Крест должен исчезнуть и с вывесок аптек, с досок, висящих у входа в лечебные учреждения, с шапочек медсестер, автомобильных аптечек и пр.Красный крест и красный полумесяц на белом поле принадлежат к числу немногих знаков, которые легко узнают люди во всем мире. Созданные первоначально для обозначения санитарных служб вооруженных сил и обеспечения защиты больных и раненых, они постепенно превратились в символы беспристрастной гуманитарной помощи, предоставляемой всем, кто страдает.Эти символы являются официальными эмблемами Международного Движения Красного Креста и Красного Полумесяца.Инициатором создания Движения в 19 в. стал швейцарец Анри Дюнан. Под впечатлением уведенного в одном из сражений франко-австрийской войны, он опубликовал статью, в которой задавал вопросом: а возможно ли создать добровольную благотворительную организацию, оказывающую помощь раненым во время войн и вооруженных конфликтов?Женевское благотворительное общество «La Societe genevoise d'utilite publique» («Женевский союз по поддержанию общественного блага») подробно изучило публикацию Дюнана и учредило комитет, занявшийся вопросами практической реализации рекомендаций. Этот орган, состоявший из 5 членов, стал позже известен как Международный Комитет Красного Креста (МККК).Первое заседание МККК состоялось 17 февраля 1863 в Швейцарии. В дань уважения к стране, исторически сохранявшей нейтралитет по отношению к воюющим сторонам, и организовавшей первую Женевскую Международную конференцию в 1863 году, за основу эмблемы был принят государственный флаг Швейцарии с конверсией федеральных цветов, то есть красный крест на белом фоне – . Четыре части этот креста символизируют четыре доблести: умеренность, благоразумие, справедливость и мужество.Во время Восточного Кризиса (1875–1878) и Русско-турецкой войны (1877–1878) Османская империя разрешила деятельность Красного Креста на своей территории, однако, обязав МККК изменить свою символику на Красный Полумесяц.С тех пор в большинстве исламских стран ту же роль играет красный полумесяц, а в Иране — красный лев и солнце. В Израиле распространена красная звезда Давида, хотя она не получила признания со стороны международного гуманитарного права.В настоящее время Красный Крест разрабатывает новую универсальную символику, которая бы не содержала религиозных элементов.Согласно Женевским конвенциям 1949 г. (ратифицированы СССР в 1954 году) эмблема Красного Креста присваивается гуманитарным и медицинским транспортам, зданиям, конвоям и миссиям с целью их защиты от атак со стороны конфликтующих сторон. Только медицинская служба армии государства-участника женевских конвенций вправе ее использовать. Эти эмблемы изображаются на крышах и боковых поверхностях зданий, капотах и дверцах военных машин, палатках и других объектах, где находятся раненые и больные воины, военные врачи, а также пострадавшее гражданское население.В мирное время в Качестве отличительного знака эмблема используется национальными обществами Красного Креста и Красного Полумесяца, а также машинами и станциями скорой помощи, которые принадлежат третьим сторонам, при условии, что эмблема применяется в соответствии с положениями национального законодательства, и что национальное общество разрешило использовать её в этом качестве, и что пункты оказания первой помощи будут проводить лечение исключительно на безвозмездной основе.У этой эмблемы есть еще одна особенность, которая отличает ее от обычных торговых знаков или брендов. Нельзя приобрести лицензию на ее использование даже в самых благородных целях. Это символ беспристрастной медицинской помощи всем страждущим, независимо от национальности, расовой и религиозной принадлежности. Присоединяясь к женевским конвенциям, государство берет на себя обязательство не только содействовать развитию национального Общества Красного Креста и Красного Полумесяца, но и защищать его символы на законодательном уровне.По мнению обществ Красного креста, именно это глубокое чувство уважения к эмблеме зачастую приводит к непреднамеренному неправильному ее использованию, что может повлечь ущерб и дискредитацию сложившегося образа, путаницу, приводящую к серьезным последствиям. Наиболее распространенным нарушением в использовании эмблемы в мирное время считается имитация, то есть использование знака, который по форме или цвету может ассоциироваться с красным крестом. Незаконное присвоение права использовать эмблему: речь идет об использовании эмблемы организациями или лицами, не имеющими на то право (коммерческие фирмы, аптеки, врачи, занимающиеся частной практикой, неправительственные организации, частные лица).Когда эмблемы используют не по назначению, может произойти путаница. Если начнутся военные действия, гражданские медучреждения эвакуируются, уедут хозяева частных клиник и аптек, а их помещения могут занять боевики или в этих зданиях будут расположены военные склады. И тогда начнут обстреливать все объекты с красными крестами, в том числе и принадлежащие медицинской службе армии.Каждое государство — участник Женевских конвенций — обязано принять меры, направленные на предотвращение и пресечение злоупотреблений в использовании эмблемы. Поэтому власти многих стран, в том числе и в СНГ (за исключением России), по рекомендации МККК приняли законы, ограничивающие использование официальной эмблемы МККК. Официальная эмблема этой организации должна использоваться как символ спасения во время боевых действий, чрезвычайных происшествий, дабы эмблема не примелькалась, не стала чем-то обыденным. В Беларуси и Украине, например, красный крест на белом фоне может использоваться на машинах медицинской службы вооруженных сил, на машинах медслужбы внутренних войск, на транспорте Министерства по чрезвычайным ситуациям. А вот автомобили "скорой помощи", относящиеся к Министерству здравоохранения, должны лишиться этой эмблемы.В России сложилась в этом смысле парадоксальная ситуация: специальная раскраска машин скорой помощи (красная полоса на белом или лимонно-желтом фоне, символы красного креста и надписи телефона "03") наносятся на машины скорой помощи в соответствии с ГОСТом Р50574–2002. Кроме того, форма, размеры и порядок применения эмблемы Красного Креста в России должны соответствовать ГОСТ 19715-74, существующего еще с советских времен (с 1975 года).Таким образом, с одной стороны, недопустимо применение песочного цвета для окраски машин скорой помощи (а как известно жителям больших городов, все реанимобили, изготовленные в Германии, окрашены по немецким стандартам именно в этот цвет), как впрочем и нанесение на машины скорой помощи рекламных надписей и картинок (кто не видел плакатики страховых компаний на бортах машин скорой?). С другой стороны, машины коммерческой скорой помощи с формальной точки зрения не имеют право нести красный крест, поскольку медицинская помощь оказывается ими за деньги, и в соответствии с ГОСТом на них должен быть нанесен телефон 03 государственной службы скорой помощи. В общем, как это принято издревле на Руси, глупость закона скомпенсирована необязательностью его исполнения.Вы же можете мне напомнить еще один символ медицины, больше из зарубежа. Вот такой:

Известная медицинская эмблема - синяя "снежинка" - родом из Соединенных Штатов Америки. Там ее называют Звездой жизни - Star of Life. Эту медицинская эмблема сопровождает службу Экстренной медицинской помощи (Emergency Medical Services), которую совместно контролируют Американская медицинская ассоциация (American Medical Association) и Департамент здравоохранения, образования и социальной помощи США (Department of Health, Education and Welfare).Каждый из 6 лучей Звезды жизни означают одну из функций службы Экстренной медицинской помощи: обнаружение, извещение, отклик, помощь на месте, помощь при транспортировке, транспортировка для дальнейшей помощи. В центре эмблемы расположены змея и посох Асклепия.Эмблема Star of Life разработана Лео Шварцем (Leo R. Schwartz, 1921-2004), шефом отдела экстренной медицинской помощи Национальной администрации безопасности движения на дорогах (Chief of the EMS Branch of the National Highway Traffic Safety Administration (NHTSA)). Эмблема была разработана после того, как Американский Красный Крест запретил использование применявшегося ранее оранжевого креста на белом фоне, считая его имитацией эмблемы Красный крест.Синяя снежинка с шестью лучами была одобрена АМА и с 1 февраля 1977 года зарегистрирована как сертификационный знак от имени NHTSA. Национальная администрация безопасности движения на дорогах (NHTSA) обладает эксклюзивными правами контроля за использованием эмблемы Star of Life на территории Соединенных Штатов. Его использование на автомобиле Экстренной медицинской помощи подтверждает, что оснащение машины отвечает стандартам Депатрамента перевозок США (U.S. Department of Transportation), а персонал, использующий эту машину, обучен оказанию медицинского пособия в соотвествии со стандартами помощи в критических ситуациях. Использование эмблемы на дорожных картах и знаках указывает на места расположения квалифицированных служб скорой медицинской помощи.Вот вроде бы все символы обошли. Ничего не забыли ?

masterok.livejournal.com


Смотрите также