Эмблемы по истории


История создания эмблем

Уже более ста лет красный крест и красный полумесяц стоят на службе у человечества, обеспечивая защиту жертв вооруженных конфликтов, а также тех, кто оказывает им помощь. В декабре 2005 года была создана дополнительная эмблема красного кристалла, которая используется наравне с эмблемами красного креста и красного полумесяца. Предлагаемый вашему вниманию документ рассказывает об истории создания эмблем.

 

 

1859 

 

До девятнадцатого века в каждой стране были свои символы, использовавшиеся медицинскими службами вооруженных сил. Эти символы не имели широкой известности, редко пользовались уважением и не обеспечивали никакой правовой защиты.

Во второй половине девятнадцатого века, быстрое развитие производства огнестрельного оружия привело к значительному росту числа убитых и раненых во время войны.

Двадцать четвертого июня 1859 года шла Война за воссоединение Италии. В ходе частной поездки гражданин Швейцарии по имени Анри Дюнан оказался в городе Сольферино. Там он стал свид етелем трагедии более чем 45 тысяч брошенных на произвол судьбы солдат, которые погибли или получили ранения на поле боя.

Вернувшись в Женеву, Анри Дюнан начал писать книгу, в которой предложил значительно расширить масштабы помощи жертвам войны.

 

1862 

 

В 1862 году была опубликована книга " Воспоминания о Сольферино " . В этой книге высказывалось два предложения:

Первое предложение легло в основу создания национальных обществ, которые сегодня существуют в 183 странах. Второе – в основу создания Женевских конвенций, которые подписаны сегодня 192 государствами.

 

1863 

 

Семнадцатого февраля 1863 года комитет из пяти членов - будущий Международный Комитет Красного Креста (МККК) - встретился для изучения предложений Анри Дюнана.

Одной из основных целей собравшихся было принятие единой отличительной эмблемы, использование которой было бы подкреплено законом и обеспечивало уважительное отношение к медицинской службе вооруженных сил, добровольцам обществ первой помощи, а также к жертвам вооруженных конфликтов.

Эмблема должна была быть простой, хорошо различимой с большого расстояния, всем известной и одинаковой, как для союзников, так и для врагов. Она должна была быть единой для всех и пользоваться всеобщим признанием.

Двадцать шестого октября 1863 года была созвана первая международная конференция. На ней присутствовали делегаты из 14 стран.

Было принято десять резолюций, которые регламентировали создание обществ помощи раненым солдатам – будущие общества Красного Креста, и в последствии общества Красного Полумесяца. Помимо этого, конференция также приняла эмблему красного креста на белом фоне в качестве единой отличительной эмблемы.

 

1864 

 

В августе 1864 года Дипломатическая конференция, созванная с целью переработки принятых в 1863 году резолюций в договорные нормы, приняла первую Женевскую конвенцию.

Так родилось современное гуманитарное право.

Первая Женевская конвенция признала красный крест на белом фоне в качестве единой отличительной эмблемы.

Эмблема должна была отражать нейтральность медицинской службы вооруженных сил и обозначить защиту, которая ей предоставляется. Принятая эмблема представляла собой обратные цвета швейцарского флага.

Постоянный нейтральный статус Швейцарии подтверждался практикой последних нескольких лет, а также подкреплялся Венским и Парижским Договорами 1815 года. Более того, белый флаг был и остается символом стремления к переговорам или желания сдаться в плен. Стрелять в кого бы то ни было, кто вывесил белый флаг по доброй воле, неприемлемо.

Получившаяся в результате эмблема обладала тем преимуществом, что она легко воспроизводилась и была узнаваема с большого расстояния, поскольку имела контрастные цвета.

 

1876-1878 

 

 

Во время Русско-турецкой войны Османская империя объявила о том, что намеревается использовать эмблему красного полумесяца на белом фоне вместо эмблемы красного креста. Уважая эмблему красного креста, власти Османской империи придерживались мнения, что красный крест, по своей природе, является оскорбительным для мусульманских солдат. Эмблема красного полумесяца была временно одобрена для использования до завершения конфликта.

 

1929 

 

После Первой мировой войны в 1929 году была созвана Дипломатическая конференция для пересмотра Женевских конвенций. Турецкая, персидская и египетская делегации обратились к Конференции с просьбой о признании эмблем красного полумесяца, а также красного льва и солнца. После продолжительных дискуссий участники Конференции согласились признать эти эмблемы в качестве отличительных эмблем в дополнение к эмблеме красного креста. Однако для того, чтобы избежать дальнейшего увеличения числа эмблем, Конференция ограничила число стран, которые могут использовать эти эмблемы вышеупомянутыми тремя государствами, которые их уже использовали. В соответствии с Женевскими конвенциями, три отличительные эмблемы обладают равным статусом.

Сегодня 151 национальное общество использует эмблему красного креста и 32 национальных общества – эмблему красного полумесяца.

 

1949  

 

Дипломатическая конференция, созванная в 1949 году для пересмотра Женевских конвенций после окончания Второй мировой войны, изучила три предложения по решению вопроса об эмблемах:

Все три предложения были отвергнуты. Конференция выразила свой протест против увеличения числа защитных эмблем. Эмблемы красного креста, красного полумесяца и красного льва и солнца остаются единственными признанными эмблемами.

 

1980 

 

Исламская Республика Иран объявила о том, что она отказывается от своего права на использование эмблемы красного льва и солнца и будет в дальнейшем использовать эмблему красного полумесяца в качестве отличительной эмблемы медицинской службы вооруженных сил. Однако Иран зарезервировал за собой право вернуться к эмблеме красного льва и солнца, если в будущем будут признаны какие-либо новые эмблемы.

 

1992  

 

Дебаты об эмблемах продолжились и после решения, принятого в 1949 году. Ряд стран и действующих на их территории обществ помощи все еще хотели использовать национальные эмблемы или же обе эмблемы красного креста и красного полумесяца одновременно. К девяностым годам возникли также опасения по поводу уважения нейтральности красного креста и красного полумесяца в ходе нескольких сложных вооруженных конфликтов. В 1992 году президент МККК выступил с публичным призывом о создании дополнительной эмблемы, лишенной каких бы то ни было национальных, политических или религиозных коннотаций.

 

1999  

 

Международная конференция Красного Креста и Красного Полумесяца 1999 года поддержала предложение о формировании совместной рабочей группы из представителей государств и национальных обществ для выработки всеобъемлющего и долгосрочного решения вопроса об эмблеме, приемлемого для всех сторон как в содержательном, так и в процедурном плане

 

2000 

 

Рабочая группа пришла к пониманию того, что история большинства государств и национальн ых обществ неразрывно связана с использованием эмблем красного креста и красного полумесяца. Таким образом, единственным вариантом решения, которое устроило бы все стороны, было принятие третьей дополнительной эмблемы, лишенной национальных, политических или религиозных коннотаций.

Дизайн новой эмблемы должен был позволить использующим ее национальным обществам:

 

2005 

 

 

В декабре 2005 года в ходе Дипломатической конференции в Женеве, государства приняли Третий Дополнительный протокол к Женевским конвенциям, регламентирующий использование дополнительной эмблемы наряду с эмблемами красного креста и красного полумесяца. Новая эмблема, известная под названием эмблемы красного кристалла решает несколько проблем, с которыми Д вижение сталкивалось на протяжении целого ряда лет. В их числе:

 

2006 

 

В июне 2006 года в Женеве была созвана Международная конференция Красного Креста и Красного Полумесяца для изменения Устава Движения вследствие принятия новой дополнительной эмблемы.

 

2007 

 

Четырнадцатого января 2007 года вступил в силу Третий Дополнительный протокол к Женевским конвенциям 1949 года (это произошло через шесть месяцев после того, как его ратифицировали первые две страны). Это завершило процесс создания дополнительной эмблемы для использования правительствами и Международным движением Красного Креста и Красного Полумесяца. 

 

www.icrc.org

Эмблемы - это... Что такое Эмблемы?

медицинские (греч. emblēma вставка, выпуклое украшение) — изображения, символизирующие медицину вообще, принадлежность к медицинской профессии, различные направления и области медицины, отдельные медицинские специальности.

На протяжении многовекового развития медицина имела много Э., некоторые из них не потеряли своего значения до настоящего времени, другие — ушли в прошлое. На XIII Международном конгрессе по истории науки (Москва, 1971) предложена классификация медицинских эмблем, согласно которой они разделяются на две группы: общие и частные медицинские Э. Общие медицинские Э. символизируют медицину вообще, частные медицинские Э. обозначают отдельные ее отрасли или направления. Данная классификация условна, так как в истории медицины отдельные общие эмблемы со временем становились частными и, наоборот, частные Э. приобретали значение общих. Одна и та же частная Э. в различные исторические периоды и в разных странах могла символизировать разные отрасли и направления медицины. К общим медицинским Э. могут быть отнесены разнообразные изображения змеи, в т.ч. в сочетании с посохом, с чашей, со свечой и др., изображения горящего факела, светильника, сердца на ладони. Наибольшее распространение получили Э. с изображением змеи. В первобытном обществе, когда складывались тотемизм и анимализм, отражавшие беспомощность первобытного человека перед окружающим миром, змея была одним из основных тотемных животных. С возникновением культа змеи ей приписывалась двойная роль: зла и добра. С одной стороны, змея была символом хитрости и коварства, с другой — бессмертия, мудрости и знаний. Как Э. медицины первоначально змея изображалась без каких-либо атрибутов. Позднее появились изображения змеи в сочетании с различными предметами. Так, примерно с 8 в. до н.э. одним из символов медицины является посох бога врачевания Асклепия (Эскулапа) — суковатая палка, вокруг которой обвилась змея головой вверх. В одном из древнегреческих мифов рассказывается, что Асклепий был приглашен во дворец Миноса — царя Крита, чтобы воскресить его умершего сына. По дороге он увидел на своем посохе змею и убил ее, но появилась другая змея с целебной травой во рту и воскресила мертвую. Впоследствии Асклепий этой травой лечил больных людей. Посох Асклепия не следует путать с кадуцеем — атрибутом бога торговли Гермеса (Меркурия), представляющим собой жезл с крылышками наверху, обвитый двумя змеями. В античном мире эта Э. не являлась медицинской. Лишь с 15—16 вв. кадуцей стал символом медицины. С 19 в. кадуцей употребляется в качестве официальной медицинской Э. в ряде стран Америки (например, США), Африки и Азии.

Первые изображения чаши со змеей относятся к 800—600 гг. до н.э. Змея и чаша изображались отдельно и были атрибутами в основном богинь здоровья Гигеи и Салуты. Изображения амфоры или чаши, обвитой змеей, появились намного позднее. В античном мире Э. медицины была не ядовитая змея, а безобидный уж.

Известна Э. медицины в виде треножника Аполлона, обвитого змеей. В Европе (Франция, Бельгия, Греция и др.) с 18 в. существовала медицинская Э. в виде зеркала, обвитого змеей. Зеркало было символом чистоты и осторожности — качеств, необходимых врачу.

Наряду с Э. врачевания, на которых была изображена змея, с древних времен существовали и другие. Древнеегипетского бога врачевания Имхотепа (приходящий с миром) изображали с крестообразной петлей в руках — так называемым анком Имхотепа. Этот символ обозначал благополучие, жизнь и здоровье. Позднее он был известен под названием «тау— крест» (изображение греческой буквы «тау» использовали в качестве амулета). Существуют медицинские Э. в виде горящего факела или светильника (позднее свечи). У многих народов огонь считался одним из основных элементов природы. Огонь, по учению Гераклита Эфесского (6—5 вв. до н.э.), рассматривался в медицине как крайнее, все исцеляющее средство, к которому обращались в случае безрезультатности медикаментозного и хирургического лечения. На некоторых скульптурах и барельефах изображение Асклепия сочетается с изображением горящего факела. Разные степени сближения обвитого змеей посоха и горящего факела отражают тенденцию к слиянию обеих Э., особенно на римских изображениях, где змея обвивает горящий факел. К концу средневековья античный факел в изображениях сменился свечой в связи с тем, что свеча являлась религиозным атрибутом. Изображение свечи сопровождалось изречением: «Aliis lucens uror» («Светя другим, сгораю»), «Aliis inserviendo consumor» («Служа другим, уничтожаю себя») и др. Помимо общих медицинских эмблем, имеется множество частных, обозначающих те или иные отрасли медицины. Одной из наиболее древних Э. терапии является изображение цветка ландыша, лекарства из которого уже в средние века широко применялись для лечения болезней сердца. Другими символами терапии были изображения сосуда для сбора мочи — уринария, руки, ощупывающей пульс, петуха и др. Э. врачей-пифагорейцев античного мира — пентаграмма (пятиконечная звезда, вычерченная пересекающимися линиями) — в эпоху средневековья стала Э. хирургов. Символами хирургии служили также изображения различных хирургических инструментов. Э. аптекарей были изображения разных животных (крокодила, носорога и др.) и растений (лилии), но чаще всего — аптекарской ступки с пестиком. Э. педиатрии в ряде стран (Италия, Россия, Англия и др.) стало изображение «флорентийского младенца» — запеленутого до пояса ребенка. Впервые это изображение было исполнено Андреа делла Роббиа (A. della Robbia, 15 в.) на фаянсовых медальонах, украшавших здание сиротского дома во Флоренции. В России с 18 в. эмблемой ведомств, занимавшихся призрением учением детей, было изображение пеликана. Согласно средневековому преданию, во время засухи и голода пеликан спас своих птенцов, разорвав себе грудь и напоив их своей кровью. Изображение пеликана наряду с каплей крови использовалось в ряде стран в качестве эмблемы донорства.

Эмблемой геронтологии служит изображение векового дерева. Не исключено, что прообразом этой Э. является платан Гиппократа — вековое дерево, растущее на острове Кос, где жил Гиппократ. Эмблема ортопедии и травматологии — надломленное молодое деревце, подвязанное к столбику.

Особое место среди медицинских Э. занимают символы различных медицинских организаций. В 1864 г. в Женеве была подписана конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях. Эта конвенция установила отличительный знак обществ помощи раненым и больным: красный крест на белом поле. Четыре части креста символизируют четыре доблести: умеренность, благоразумие, справедливость и мужество. Прообразом знака был государственный флаг Швейцарии (белый крест на красном поле). Этот символ служит эмблемой обществ Красного Креста. Эмблемой аналогичных обществ в мусульманских странах является красный полумесяц. Противотуберкулезные организации взяли для своего отличительного знака изображение лотарингского креста (крест с двумя горизонтальными линиями) и белой ромашки. Международная лига борьбы с туберкулезом на международной противотуберкулезной конференции в 1902 г. (Берлин) утвердила изображение лотарингского креста красного цвета в качестве международной эмблемы борьбы с туберкулезом.

Библиогр.: Грибанов Э.Д. Медицина в символах и эмблемах, М., 1990.

Миниатюра, изображающая медика с сосудом для сбора мочи (уринарием) — средневековая эмблема терапии и ступки с пестиком — средневековая эмблема фармации (Германия, XIV-XV вв).

Памятный значок I Всесоюзного съезда травматологов и ортопедов с изображением надломленного деревца, подвязанного к столбикам.

Почтовая марка (испанское Марокко) с изображением мусульманской эмблемы противотуберкулезной борьбы.

Изображение зеркала, обвитого змеей на памятной медали XXIV Международного Конгресса историков медицины.

Почтовая марка Ганы с изображением основоположника Международной Организации Красного Креста А. Дюнана и эмблемами обществ Красного Креста, Красного Полумесяца, Красного Льва и Солнца.

Изображение чаши, обвитой змеей на вывеске аптеки в Варшаве на Старом Рынке.

Эмблемы военно-медицинской службы разных стран.

Эмблемы военно-медицинской службы разных стран.

Почтовая марка с эмблемой борьбы с малярией: на фоне земного шара — копье, обвитое змеей и направленное острием на малярийного комара.

Эмблемы военно-медицинской службы разных стран.

Эмблемы военно-медицинской службы разных стран.

Изображение Н. Коперника со средневековой эмблемой терапии — ландышем в руках.

Благотворительная марка (Франция), посвященная противотуберкулезной борьбе со знаком Красного Лотарингского Креста.

Изображение зеркала, чаши и посоха, обвитого змеей, на памятной медали 3-го съезда польских врачей 1881 г.

Эмблемы военно-медицинской службы разных стран.

Изображение чаши и двух змей на нагрудном знаке «Доктор медицины» (Россия).

Благотворительные марки (США, Франция), посвященные противотуберкулезной борьбе со знаком Красного Лотарингского Креста.

Металлический нагрудный знак французских медиков с изображением зеркала, обвитого змеей.

Чаша, обвитая змеей. Плакат.

Гемма с профилем античной богини здоровья Гигеи, справа внизу изображение посоха Асклепия, обвитого змеей (Англия, XVIII в.).

Почтовая марка (Греция) с изображением платана Гиппократа, возможного прообраза эмблемы геронтологии.

Эмблемы военно-медицинской службы разных стран.

Памятный значок III Всесоюзного съезда травматологов и ортопедов с изображением надломленного деревца, подвязанного к столбикам.

Памятная медаль IV Международной конференции по санитарному просвещению с изображением горящего факела на фоне земного шара, 1959 г.

Почтовая открытка с изображением пеликана (Бельгия).

Эмблемы военно-медицинской службы разных стран.

Флорентийский младенец — эмблема педиатрии (на жетоне, Россия, XIX в.).

Эмблемы военно-медицинской службы разных стран.

Изображение чаши и двух змей на жетоне «XII Международный съезд врачей». (Москва, 1897 г.).

Медаль с эмблемой Всемирной организации здравоохранения.

Почтовая марка (Нидерланды) с эмблемой противораковой борьбы.

Эмблемы военно-медицинской службы разных стран.

маска с изображениями змей, используемая в традиционных народных ритуалах защиты от болезней (Шри Ланка, XIX в.)"> Деревянная маска с изображениями змей, используемая в традиционных народных ритуалах защиты от болезней (Шри Ланка, XIX в.).

Изображение горящего факела, обвитого змеей. Памятная современная медаль. Болгария.

Изображение «Анка Имхотепа», а также египетской почтовой марки с богом медицины Египта (Древнего) — Имхотепом.

Бумажные значки противотуберкулезных трехдневников с изображением цветка белой ромашки (Россия).

dic.academic.ru

Эмблемы футбольных клубов и их историческое значение

С каждым годом футбол становится все больше популярным, и практически в каждой семье есть человек, который любит смотреть такие игры. Этот вид спорта сейчас стал успешным бизнесом, ведь миллиардеры массово скупают профессиональные футбольные клубы мира для того, чтобы стать частью истории и заработать больше денег. Этой версии придерживается большинство населения планеты, но практически никто не задумывается над тем, что состоятельные президенты тратят огромные деньги на трансферы футболистов, платят им баснословные зарплаты и отдают за них налоги, а в итоге не каждый футбольный клуб в состоянии стать прибыльным. В каждой стране есть как минимум дюжина клубов, которые канули в Лету из-за отсутствия финансирования или в итоге стали банкротами. Каждый футбольный гранд имеет свою историю существования, как и эмблемы футбольных клубов.

Суть эмблем футбольных клубов

Правилами практически любого командного спорта предусмотрено обязательное наличие эмблемы. Именно поэтому в мире существует огромное разнообразие «лиц» клубов. Эмблемы футбольных клубов имеют важное значение для команд. Ведь, как известно, как назовешь корабль, так он и поплывет. Эмблемы футбольных клубов мира, в основном, заточены под их названия. То есть если команда называется, к примеру, «Трактор», которая базируется в городе Николаеве, при этом основана она в 1920 году, то на значке, скорее всего, будут изображены заглавные буквы «Т», «Н» и год создания команды. Безусловно, некоторые эмблемы футбольных клубов исполнены в другом стиле. Как известно, каждая команда имеет свой символ, будь то животное, техника или предмет. Так вот, в некоторых случаях эмблемы футбольных клубов мира имеют вид того или иного символа.

История и маркетинг

В каждом чемпионате есть клуб, который обладает славной историей, и его эмблема уже является всемирно известным брендом. Такие команды, как «Реал» из Мадрида, «Манчестер Юнайтед» или «Интернационале» из Милана узнаваемы каждым футбольным болельщиком. Они входят в десятку самых популярных клубов мира, поэтому в руководстве этих футбольных грандов должны быть высококлассные PR-менеджеры, которые отвечают за продвижение клуба и его эмблемы как бренда для повышения популярности, приносящей огромные доходы руководству.

История миланского «Интернационале»

Эмблемы футбольных клубов из первой десятки самых популярных грандов мирового футбола имеют свою историю создания и изменения. Например, миланский «Интернационале» был официально основан в 1908 году. Тогда еще футбол не был одним из видов заработка, поэтому никто не задумывался над красотой эмблем. Знак «Интера» был черно-белым и состоял из 4 букв, переплетающихся друг с другом, каждая из которых являлась заглавной буквой определенного слова. До сегодняшнего дня эмблема итальянского гранда претерпевала изменения 13 раз. Последнее прошло в июле 2014 года. Над созданием нынешнего «лица» футбольного клуба «Интернационале» работали опытные маркетологи и художники. Им предстояла сложная задача совместить на изображении историю команды, эстетичность и узнаваемость. И это касается не только миланского гранда. Эмблемы футбольных клубов Англии также постоянно претерпевают изменения.

Эмблемы родоначальников футбола

Отдельно нужно упомянуть о командах, которые не предают свою историю и стараются сохранить ее как можно дольше на изображении своего клуба. Англия может похвастаться таким клубом, как «Бристоль Роверс», который был создан в далеком 1883 году. Согласно информации СМИ, этот футбольный клуб основали пятеро парней, сидевшие в одном из баров Бристоля. Так как город, в котором основался клуб, является портовым, то было принято решение сохранить атмосферу моря. Поэтому на эмблеме красуется пират со шпагой, который до сих пор остается неизменным символом, и за всю историю существования команды ни разу не был убран со знака. Также интересную историю имеют лондонские «канониры», клуб которых был основан в 1886 году. Эмблема содержала в себе изображение оружия, ведь на улице, собравшей парней, была оружейная фабрика. Через 37 лет на эмблеме появилась пушка, которая до сих пор красуется на флаге «Арсенала».

Безусловно, и эмблемы футбольных клубов России имеют свое значение. Московский «Спартак» получил свою эмблему в 1935 году, когда Николай Петрович Старостинский придумал изображение в виде ромба красного цвета, а в нем была большая буква «С». Как несложно догадаться, она обозначала название клуба. По такому же плану и пошли московские «динамовцы», на эмблеме которых изображена большая буква «Д».

fb.ru

История Герба Российского

Слово герб происходит от немецкого слова эрбе, что значит наследство. Герб — символическое изображение, которое показывает исторические традиции государства или города.

Гербы появились очень давно. Предшественниками гербов можно считать тотемы первобытных племен. У прибрежных племен в качестве тотемов были фигурки дельфинов, черепах, у племен степей — змеи, у лесных племен — медведя, оленя, волка. Особую роль играли знаки Солнца, Луна, воды.

Двуглавый Орел – одна из древнейших геральдических фигур. В появлении двуглавого орла как символа еще очень много неясного. Известно, например, что он изображался в Хеттском государстве, сопернике Египта, существовавшем в Малой Азии во втором тысячелетии до нашей эры. В VI веке до н. э., как свидетельствуют археологи, изображение двуглавого орла прослеживается в Мидии, восточнее бывшего Хеттского царства.

С конца XIV в. золотой двуглавый Орел, глядящий на Запад и Восток, помещенный на красном поле, становится государственным символом Византийской Империи. Он олицетворял единство Европы и Азии, божественность, величие и власть, а также победу, храбрость, веру. Аллегорически древнее изображение двуглавой птицы могло означать еще недремлющего стража, который видит все и на востоке, и на западе. Золотой цвет, означающий богатство, процветание и вечность, в последнем значении до сего времени употребляется в иконописи.

Существует множество мифов и научных гипотез о причинах появления двуглавого орла в России. По одной из гипотез, основной государственный символ Византийской Империи – двуглавый Орел – появился на Руси более 500 лет назад в 1472 г., после брака Великого князя Московского Иоанна III Васильевича, завершившего объединение русских земель вокруг Москвы, и византийской царевны Софьи (Зои) Палеолог – племянницы последнего константинопольского императора Константина XI Палеолога-Драгаса.

Время правления великого князя Ивана III (1462-1505 гг.) — важнейший этап складывания единого Российского государства. Ивану III удалось окончательно ликвидировать зависимость от Золотой Орды, отразив в 1480 году поход хана Ахмата против Москвы. В состав Великого княжества Московского вошли ярославские, новгородские, тверские, пермские земли. Страна стала активно развивать связи с другими государствами Европы, ее внешнеполитическое положение укрепилось. В 1497 году был принят общерусский Судебник — единый свод законов страны.

Именно в это время — время успешного строительства российской государственности.

Двуглавый орел Византийской Империи, ок. XV в.

Тем не менее, возможность стать равным со всеми европейскими государями побудила Ивана III принять этот герб как геральдический символ своего государства. Превратившись из Великого Князя в царя Московского и взяв для своего государства новый герб — Двуглавого Орла, Иван III в 1472 г. возлагает на обе главы Цесарские венцы, одновременно на груди орла появляется щит с изображением иконы Св. Георгия Победоносца. В 1480 Царь Московский становится Самодержцем, т.е. независимым и самостоятельным. Это обстоятельство находит свое отражение в видоизменении Орла, в лапах его появляется меч и православный крест.

Породнение династий не только символизировало преемственность власти московских князей от Византии, но и ставило их вровень с европейскими государями. Соединение герба Византии и более древнего – герба Москвы, образовало новый герб, ставший символом Русского государства. Однако это произошло не сразу. Софья Палеолог, вступившая на Московский великокняжеский престол, привезла с собой не золотого Орла – эмблему Империи, а черного, означающего родовой герб династии.

Этот орел имел над головами не императорский, а только цесарский венец и в своих лапах не держал никаких атрибутов. Орел был выткан черным шелком на золотом стяге, который везли во главе свадебного поезда. И только в 1480 г. после «Стояния на Угре», ознаменовавшем окончание 240-летнего монголо-татарского ига, когда Иоанн III становится самодержцем и государем «всея Руси» (в ряде документов он называется уже «царем» – от византийского «цезарь»), бывший византийский золотой двуглавый Орел приобретает значение русского государственного символа.

Головы Орла венчает самодержавная шапка Мономаха, он берет в свои лапы крест (не четырехконечный византийский, а восьмиконечный – русский) как символ Православия, и меч, как символ продолжающейся борьбы за независимость Русского государства, завершить которую удается только внуку Иоанна III – Иоанну IV (Грозному).

На груди Орла – изображение Святого Георгия, который почитался на Руси как покровитель воинов, землепашцев и всей земли русской. Изображение Небесного Воина на белом коне, поражающего копьем Змия, помещалось на великокняжеских печатях, знаменах (стягах) княжеских дружин, на шлемах и щитах русских воинов, монетах и печатных перстнях – знаках отличия военачальников. Изображение Святого Георгия издревле украшало герб Москвы, ведь сам Святой Георгий со времен Дмитрия Донского считался покровителем города.

Кликабельно

Освобождение от татаро-монгольского ига (1480 г.) ознаменовалось появлением на шпиле Спасской башни Московского Кремля теперь уже русского двуглавого орла. Символа, олицетворяющего верховную власть государя-самодержца и идею объединения русских земель.

Двуглавые орлы, встречающиеся в гербах, не такая уж редкость. С XIII века они появляются в гербах графов Савойских и Вюрцбургских, на баварских монетах, известны в геральдике рыцарей Голландии и Балканских стран. В начале XV века император Сигизмунд I делает двуглавого орла гербом Священной Римской (впоследствии Германской) Империи. Орел изображался черным на золотом щите с золотыми же клювами и когтями. Головы Орла были окружены нимбами.

Таким образом, формировалось понимание образа двуглавого Орла как символа единого государства, состоящего из нескольких равноправных частей. После распада империи в 1806 году двуглавый орел становится гербом Австрии (до 1919 года). И Сербия, и Албания имеют его в своих гербах. Он же в гербах потомков греческих императоров.

Как же он появился в Византии? В 326 году император Римской империи Константин Великий делает двуглавого орла своим символом. В 330 году он переносит столицу империи в Константинополь, и с этого времени двуглавый орел — государственный герб. Империя распадается на западную и восточную, а двуглавый орел становится гербом Византии.

Рухнувшая Византийская империя делает Русского Орла приемником Византийского и сын Ивана III, Василий III (1505-1533) возлагает на обе главы Орла одну общую самодержавную Шапку Мономаха. После смерти Василия III, т.к. наследник его Иван IV, получивший впоследствии название Грозный, был еще мал, наступает регентство его матери Елены Глинской (1533-1538),а фактическое самовластие бояр Шуйских, Бельских (1538-1548). И здесь Русский Орел претерпевает весьма комическое видоизменение.

Следует отметить, что годом возникновения Государственного герба России считается 1497 г., несмотря на его четвертьвековую удаленность от бракосочетания Ивана III и Софьи Палеолог. Этим годом датируется жалованная грамота Ивана III Васильевича его племянникам, князьям волоцким Федору и Ивану Борисовичам, на волости Буйгород и Колпь в Волоцком и Тверском уездах.

Грамоту скрепляла двусторонняя висячая красновосковая печать великого князя, прекрасно сохранившаяся и дошедшая до наших дней. На лицевой стороне печати изображены всадник, поражающий копьем змея, и круговая надпись (легенда) «Иоанъ б(о)жиею милостию господарь всея Руси и великий кн(я)зь»; на оборотной – двуглавый Орел с распростертыми крыльями и коронами на головах, круговая надпись с перечислением владений.

Печать Ивана III Васильевича, лицевая и оборотная стороны, конец XV в.

Одним из первых обратил внимание на эту печать известный русский историк и писатель Н. М. Карамзин. Печать отличалась от предшествующих княжеских печатей, а главное – впервые (из дошедших до нас материальных источников) демонстрировала «воссоединение» изображений двуглавого Орла и Св. Георгия. Конечно, можно предположить, что подобные печати скрепляли грамоты и ранее 1497 г., однако подтверждения этому отсутствуют. Во всяком случае, многие исторические исследования прошлого века сходились на этой дате и 400-летний юбилей Российского герба в 1897 г. отмечался очень торжественно.

Ивану IV исполняется 16 лет, и он коронуется на царство и сразу же Орел претерпевает весьма существенное изменение, как бы олицетворяя собой всю эпоху царствования Ивана Грозного (1548-1574, 1576-1584). Но в царствование Ивана Грозного был период, когда он отрекся от Царства и удалился в монастырь, передав бразды правления Семену Бекбулатовичу Касимовскому (1574-1576), а фактически боярам. И Орел среагировал на происходящие события очередным изменением.

Возвращение Ивана Грозного на трон вызывает появление нового Орла, главы которого увенчаны одной, общей короной явно западного образца. Но это еще не все, на груди Орла, вместо иконы Св. Георгия Победоносца появляется изображение Единорога. Почему? Об этом можно только догадываться. Правда, справедливости ради надо отметить, что Орел этот был Иваном Грозным быстро отменен.

Умирает Иван Грозный и на троне воцаряется слабый, ограниченный царь Федор Иванович “Блаженный” (1584-1587). И снова Орел изменяет свой облик. В правление царя Федора Ивановича между коронованными головами двуглавого орла появляется знак страстей Христовых: так называемый голгофский крест. Крест на государственной печати был символом православия, придающим религиозную окраску гербу государства. Появление «голгофского креста» в гербе России совпадает со временем утверждения в 1589 году патриаршества и церковной независимости России. Также известен и другой герб Федора Ивановича, который несколько отличается от вышеуказанного.

В XVII веке православный крест часто изображался на русских знаменах. Знамена иноземных полков, входивших в состав русского войска, имели собственные эмблемы и надписи; однако на них помещался и православных крест, который указывал, что полк, воюющий под этим знаменем, служит православному государю. До середины XVII века широко использовалась печать, на которой двуглавый орел с ездецом на груди коронован двумя коронами, а между голов орла возвышается православный восьмиконечный крест.

Сменивший Федора Ивановича Борис Годунов (1587-1605) мог бы явиться родоначальником новой династии. Занятие им престола было вполне легально, но народная молва не хотела видеть в нем законного Царя, считая его цареубийцей. И Орел отражает это общественное мнение.

Смутой воспользовались враги Руси и появление в этих условиях Лжедмитрия (1605-1606) было вполне закономерным, как и появление нового Орла. Надо сказать, что на некоторых печатях изображался другой, явно не русский Орел. Здесь события также накладывали свой след на Орла и в связи с Польской оккупацией Орёл становится очень похож на польский, отличаясь, разве что, двухголовием.

Шаткую попытку установить новую династию в лице Василия Шуйского (1606-1610), живописцы из приказной избы отразили в Орле лишенного всех державных атрибутов и как бы в насмешку из места сращения голов вырастет не то цветок, не то шишка. Русская история довольно мало говорит о царе Владиславе I Сигизмундовиче (1610-1612), правда, он не был коронован на Руси, но указы издавал, на монетах чеканилось его изображение и Русский Государственный Орел имел при нем свои формы. Причем впервые в лапе Орла появляется Скипетр. Короткое и в сущности фиктивное правление этого царя фактически положило конец Смуте.

Закончилось Смутное время, Россия отразила претензии на престол польской и шведской династий. Были побеждены многочисленные самозванцы, подавлены полыхавшие в стране восстания. С 1613 года по решению Земского собора в России стала править династия Романовых. При первом царе этой династии — Михаиле Федоровиче (1613-1645) прозванный в народе «Тишайшим» — Государственный герб несколько меняется. В 1625 году впервые двуглавый орел изображается под тремя коронами, на груди возвращался Георгий Победоносец, но уже не в виде иконы, в виде щита. Также, на иконах Георгий Победоносец всегда скакал слева напрово, т.е. с запада на восток навстречу извечным врагам — монголо-татарам. Теперь же враг оказался на западе, польские шайки и римская курия не оставили свох надежд привести Русь в католическую веру.

В 1645 году при сыне Михаила Федоровича — царе Алексее Михайловиче — появилась первая Большая государственная печать, на которой двуглавый орел с ездецом на груди коронован тремя коронами. С этого времени постоянно использовался именно такой тип изображения.

Следующий этап изменения Государственного герба наступил после Переяславской Рады, вхождения Украины в состав Российского государства. На торжествах по этому случаю появляется новый, невиданный трехглавый Орел, который должен был символизировать собой новый титул русского царя: «Всея Великия и Малыя, и Белыя Руси Царь, Государь и Самодержец».

К жалованной грамоте царя Алексея Михайловича Богдану Хмельницкому и его потомкам на город Гадяч от 27 марта 1654 года приложена печать, на которой впервые двуглавый орел под тремя коронами изображен держащим в когтях символы власти: скипетр и державу.

В отличие от византийского образца и, возможно, под влиянием герба Священной Римской империи двуглавый орел начиная с 1654 года стал изображаться с поднятыми крыльями.

В 1654 году кованый двуглавый орел был установлен на шпиле Спасской Башне Московского Кремля.

В 1663 году впервые в русской истории из-под печатного станка в Москве вышла Библия — главная книга христианства. Не случайно в ней был изображен Государственный герб России и давалось его стихотворное «объяснение»:

Тремя венцами орел восточный сияет,Веру, надежду, любовь к Богу являет,Криле простер, объемлет все мира конца,Север, юг, от востока аж до запада солнца

Простертыми крыльями добре покрывает.

В 1667 году, после долгой войны России с Польшей из-за Украины, было заключено Андрусовское перемирие. Для скрепления этого договора была изготовлена Большая печать с двуглавым орлом под тремя коронами, со щитом с ездецом на груди, со скипетром и державой в лапах.

В этом же году появился первый в истории России Указ от 14 декабря «О титуле царском и о государственной печати», который содержал официальное описание герба: «Орел двоеглавый есть герб державный Великого Государя, Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Великая и Малая и Белыя России самодержавца, Его Царского Величества Российского царствования, на котором три короны изображены знаменующие три великие Казанское, Астраханское, Сибирское славные царства. На персях (груди) изображение наследника; в пазноктях (когтях) скипетр и яблоко, и являет милостивейшего Государя, Его Царского Величества Самодержавца и Обладателя».

Умирает царь Алексей Михайлович и наступает короткое и ничем не примечательное царствование его сына Федора Алексеевича (1676-1682). Трехглавый Орел заменяется старым двухглавым Орлом и при этом ничего нового собой не отражает. После недолгой борьбы с боярским выбором на царство малолетнего Петра, при регенстве его матери Натальи Кирилловны, на престол возводят второго царя — слабосильного и ограниченного Иоанна. А за двойным царским троном стоит царевна Софья (1682-1689). Фактическое царствование Софьи вызвало к жизни нового Орла. Продержался он однако не долго. После новой вспышки смуты — Стрелецкого бунта появляется новый Орел. Причем старый Орел не исчезает и оба они существуют некоторое время параллельно.

В конце концов, Софья потерпев поражение, отправляется в монастырь, а в 1696 году умирает и царь Иоанн V, престол достается единолично Петру I Алексеевичу «Великому» (1689-1725).

И почти сразу Государственный Герб резко меняет свои формы. Начинается эпоха великих преобразований. Столица переносится в Санкт — Петербург и Орел преобретает новые атрибуты. На главах появляются короны под одной общей большей, а на груди орденская цепь ордена Св. апостола Андрея Первозванного. Этот орден, утвержденный Петром в 1798 году, стал первым в системе высших государственных наград России. Святой апостол Андрей Первозванный, один из небесных патронов Петра Алексеевича, был объявлен покровителем России.

Синий косой Андреевский крест становится основным элементом знака ордена Святого Андрея Первозванного и символом военно-морского флота России. С 1699 года встречаются изображения двуглавого орла, окруженного цепью со знаком Андреевского ордена. А уже в следующем году Андреевский орден размещают на орле, вокруг щита с всадником.

С первой четверти XVIII века цветами двуглавого орла стали коричневый (естественный) или черный.

Также важно сказать еще об одном Орле которого Петр нарисовал совсем еще мальчиком для знамени Потешного полка. У этого Орла была всего одна лапа ибо: «Кто только одно сухопутное войско имеет — одну руку имеет, но кто флот имеет две руки имеет».

В короткое царствование Екатерины I (1725-1727) Орел снова изменяет свои формы, ироническая кличка «Болотная царица» ходила повсеместно и соответственно Орел просто не мог не изменится. Однако продержался это Орел весьма незначительный срок. Меньшиков обратив на него внимание приказал изъять его из употребления и ко дню коронации Императрицы появился новый Орел. Указом императрицы Екатерины I от 11 марта 1726 года было закреплено описание герба: «Орел черный с распростертыми крыльями, в желтом поле, на нем ездец в красном поле».

При императрице Екатерине I окончательно установлена цветовая гамма герба – черный Орел на золотом (желтом) поле, белый (серебряный) Всадник на красном поле.

Государственное знамя России, 1882 г. (Реконструкция Р.И. Маланичева)

После смерти Екатерины I в короткое царствование Петра II (1727-1730) — внука Петра I, Орел практически не изменился.

Впрочем и правление Анны Иоанновны (1730-1740) и Ивана VI (1740-1741)- правнука Петра I, не вызывает практически никакого изменения Орла за исключением непомерно вытянутого вверх тела. Однако восшествие на престол Императрицы Елизаветы (1740-1761) влечет за собой кардинальное изменение Орла. Ничего не остается от императорской власти, да и Георгий Победоносец заменяется крестом (к тому же, не православным). Унизительный период России добавил унизительного Орла.

На весьма кратковременное и чрезвычайно оскорбительное для русских людей царствование Петра III (1761-1762) Орел не среагировал никак. В 1762 году на престол вступает Екатерина II «Великая» (1762-1796) и Орел меняется приобретая могучие и грандиозные формы. В чеканке монет этого царствования было много произвольных форм герба. Наиболее интересная форма — Орел появившийся во времена Пугачева с огромной и не совсем привычной короной.

Орел Императора Павла I (1796-1801) появился еще задолго до кончины Екатерины II как-бы в противовес ее Орлу для отличия гатчинских батальонов от всей Русской Армии, для ношения на пуговицах, бляхах и головных уборах. Наконец он появляется на штандарте самого цесаревича. Создает этого Орла сам Павел.

В короткое время правления императора Павла I (1796-1801 гг.) Россия вела активную внешнюю политику, столкнувшись с новым для себя противником — наполеоновской Францией. После того как французские войска заняли средиземноморский остров Мальту, Павел I взял Мальтийский орден под свое покровительство, став гроссмейстером ордена. 10 августа 1799 года Павлом I был подписан Указ о включении в состав государственного герба мальтийских креста и короны. На груди орла под мальтийской короной располагался щит со Святым Георгием (Павел толковал его как «коренной герб России»), наложенный на мальтийский крест.

Павел I сделал попытку ввести полный герб Российской империи. 16 декабря 1800 года он подписал Манифест, в котором описывался этот сложный проект. В многопольном щитке и на девяти малых щитках было помещено сорок три герба. В центре находился вышеописанный герб в виде двуглавого орла с мальтийским крестом, большего, чем остальные размера. Щит с гербами наложен на мальтийский крест, а под ним опять появился знак ордена Святого Андрея Первозванного. Щитодержатели, архангелы Михаил и Гавриил, поддерживают императорскую корону над рыцарским шлемом и наметом (плащом). Вся композиция помещена на фоне сени-мантии с куполом — геральдического символа суверенитета. Из-за щита с гербами выходят два штандарта с двуглавым и одноглавым орлами. Этот проект не был окончательно утвержден.

В результате заговора, 11 марта 1801 года Павел пал от рук дворцовых цареубийц. На престол вступает молодой Император Александр I «Благословенный»(1801-1825). Ко дню его коронования появляется новый Орел , уже без Мальтийских эмблем, но, по сути, этот Орел довольно близок к прежнему. Победа над Наполеоном и практически полный контроль над всеми процессами в Европе вызывает появление нового Орла. Он имел одну корону, крылья орла изображались опущенными (расправленными), а в лапах не традиционные скипетр и держава, а венок, молнии (перуны) и факел.

В 1825 году в Таганроге умирает (по официальной версии) Александр I и на престол вступает сильный волей и осознанием долга перед Россией Император Николай I (1825-1855). Николай способствовал могущественному, духовному и культурному возрождению России. Это явило нового Орла, который с течением времени несколько изменился , но по-прежнему нёс в себе все те же строгие формы.

В 1855-1857 годах в ходе геральдической реформы, которая проводилась под руководством барона Б.Кене, тип государственного орла был изменен под влиянием германских образцов. Рисунок Малого герба России, исполненный Александром Фадеевым, был высочайше утвержден 8 декабря 1856 года. Этот вариант герба отличался от предшествующих не только изображением орла, но и количеством «титульных» гербов на крыльях. На правом помещались щиты с гербами Казани, Польши, Херсонеса Таврического и объединенным гербом Великих Княжеств (Киевского, Владимирского, Новгородского), на левом — щиты с гербами Астрахани, Сибири, Грузии, Финляндии.

11 апреля 1857 года последовало Высочайшее утверждение всего комплекта государственных гербов. В него вошли: Большой, Средний и Малый, гербы членов императорской фамилии, а также «титульные» гербы. Одновременно были утверждены рисунки Большой, Средней и Малой государственных печатей, ковчегов (футляров) для печатей, а также печатей главных и низших присутственных мест и лиц. В общей сложности одним актом утвердили сто десять рисунков, литографированных А.Беггровым. 31 мая 1857 года Сенат опубликовал Указ с описанием новых гербов и норм их употребления.

Также известен и другой Орёл Императора Александра II (1855-1881), где вновь возвращается Орлу блеск золота. Скипетр и держава заменяются факелом и венком. В продолжении царствования венок и факел несколько раз сменяются скипетром и державой и несколько раз возвращаются вновь.

24 июля 1882 года Император Александр III в Петергофе утвердил рисунок Большого Герба Российской империи, на котором была сохранена композиция, но изменены детали, в частности фигуры архангелов. Кроме того, императорские короны стали изображать наподобие реальных алмазных венцов, использовавшихся при коронации.

Большой российский государственный герб, Высочайше утвержденный 3 ноября 1882 года, есть в золотом щите черный двуглавый орел, коронованный двумя императорскими коронами, над которыми такая же, но в большем виде, корона, с двумя развевающимися концами ленты андреевского ордена. Государственный орел держит золотые скипетр и державу. На груди орла герб Московский. Щит увенчан шлемом святого великого князя Александра Невского. Намет черный с золотом. Вокруг щита цепь ордена св. апостола Андрея Первозванного; по сторонам изображения святых Архистратига Михаила и Архангела Гавриила. Сень золотая, коронованная императорскою короною, усеянная российскими орлами и подложенная горностаем. На ней червленная надпись: С Нами Бог! Над сенью государственная хоругвь, с восьмиконечным на древке крестом.

23 февраля 1883 года были утверждены Средний и два варианта Малого герба. В январе 1895 года было высочайше повелено оставить без перемен рисунок государственного орла, выполненный академиком А.Шарлеманем.

Последний по времени акт — «Основные положения государственного устройства Российской империи» 1906 года — подтвердил все предшествующие законоположения, касающиеся Государственного герба, но при всех строгих контурах является наиболее эллегантным.

С незначительными изменениями, внесенными в 1882 году Александром III, герб России просуществовал до 1917 года.

Комиссия Временного правительства пришла к выводу, что сам по себе двуглавый орел не несет в себе никаких монархических или династических признаков, поэтому его, лишенного короны, скипетра, державы, гербов царств, земель и всех остальных геральдических атрибутов «оставили на службе».

Совсем иного мнения придерживались большевики. Декретом Совнаркома от 10 ноября 1917 года вместе с сословиями, званиями, титулами и старорежимными орденами герб и флаг были упразднены. Но принять решение оказалось легче, чем выполнить. Государственные органы продолжали существовать и функционировать, поэтому еще полгода старый герб использовали там, где было необходимо, на вывесках с обозначением органов власти и в документах.

Новый герб России был принят вместе с новой конституцией в июле 1918 года. Первоначально колосья не венчала пятиконечная звезда, ее ввели через несколько лет, как символ единения пролетариата пяти континентов планеты.

Казалось, что двуглавый орел окончательно отправлен в отставку, но словно сомневаясь в этом, власти не спешили убирать орлов с башен московского кремля. Это произошло только в 1935 году, когда Политбюро ЦК ВКПб решилось заменить прежние символы рубиновыми звездами.

В 1990 году Правительство РСФСР приняло постановление о создании Государственного герба и государственного флага РСФСР. После всестороннего обсуждения Правительственная комиссия предложила рекомендовать Правительству герб — золотого двуглавого орла на красном поле.

С Кремлевских башен орлов сняли в 1935 году. Возрождение Российского Орла стало возможным после распада СССР и с возвращением России подлинной государственности, хотя разработка государственных символов Российской Федерации велась еще с весны 1991 г., в бытность существования СССР.Причем в этом вопросе с самого начала присутствовали три подхода: первый – усовершенствовать чуждую для России, но ставшую привычной советскую символику; второй – принятие принципиально новых, без идеологии, символов государственности (березового листа, лебедя и т. п.); и, наконец, третий – восстановление исторических традиций. За основу было взято изображение двуглавого Орла со всеми его традиционными атрибутами государственной власти.

Однако символика гербовых изображений переосмыслена и получила современное толкование, более отвечающее духу времени и демократическим переменам в стране. В современном значении короны на Государственном гербе Российской Федерации могут рассматриваться так же, как символы трех ветвей власти – исполнительной, представительной и судебной. Во всяком случае, их не следует отождествлять с символами империи и монархии. Скипетр (первоначально как ударное оружие – булава, шестопер – символ военачальников) может толковаться как символ защиты суверенитета, держава – символизировать единство, целостность и правовой характер государства.

Византийская империя была евроазиатской державой, в ней жили и греки, и армяне, и славяне, и другие народы. Орел в ее гербе с головами, смотрящими на Запад и на Восток, символизировал, в том числе и единство этих двух начал. Это актуально и для России, которая всегда была страной многонациональной, объединяющей под одним гербом народы и Европы и Азии. Державный орел России – не только символ ее государственности, но и символ наших древних корней, тысячелетней истории.

Еще в конце 1990 г. Правительством РСФСР было принято Постановление о создании Государственного герба и Государственного флага РСФСР. К работе по подготовке предложений по этому вопросу были привлечены многие специалисты. Весной 1991 г. чиновники пришли к выводу, что Государственным гербом РСФСР должен быть золотой двуглавый Орел на красном поле, а Государственным флагом – бело-сине-красный флаг.

В декабре 1991 г. Правительство РСФСР на своем заседании рассмотрело предложенные варианты герба, и одобренные проекты были направлены на доработку. Созданная в феврале 1992 г. Государственная геральдическая служба Российской Федерации (с июля 1994 г. – Государственная герольдия при Президенте Российской Федерации) во главе с заместителем директора Государственного Эрмитажа по научной работе (государственный герольдмейстер) Г.В. Вилинбаховым имела одной из задач участие в разработке государственной символики.

Окончательный вариант Государственного герба Российской Федерации утвержден Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1993 г. Автор эскиза герба художник Е.И. Ухналев.

Государственный герб Российской Федерации. Утвержден 30 ноября 1993 г.

Восстановление многовекового, исторического символа нашего Отечества – Двуглавого Орла – можно только приветствовать. Однако следует учитывать очень важный момент, – существование восстановленного и узаконенного герба в том виде, в котором мы его видим теперь повсеместно, налагает на государство немалую ответственность.

Об этом же пишет в своей, недавно вышедшей книге «Истоки русской геральдики», А.Г. Силаев. В своей книге автор, на основе кропотливого изучения исторических материалов, очень интересно и широко раскрывает саму суть происхождения образа Двуглавого Орла, его основу – мифологическую, религиозную, политическую.

В частности, речь идет о художественном воплощении нынешнего герба Российской Федерации. Да, действительно, к работе над созданием (или воссозданием) герба новой России было привлечено много специалистов, художников. Было предложено большое количество прекрасно выполненных проектов, однако почему-то выбор пал на эскиз, выполненный человеком, на самом деле далеким от геральдики. Иначе как объяснить тот факт, что в нынешнем изображении двуглавого орла присутствует ряд досадных, заметных любому профессиональному художнику, огрехов и неточностей.

Вы где-нибудь видели узкоглазых орлов в природе? А с клювами попугаев? Увы, изображение двуглавого орла не украшают и очень худые лапы, и редкое оперение. Что касается описания герба, к сожалению, и оно остается с точки зрения правил геральдики неточным и поверхностным. И все это присутствует в Государственном гербе России! Где, в конце концов, уважение к своей национальной символике и собственной истории?! Неужели так сложно было более тщательно изучить геральдические изображения предшественников современного орла – старинные российские гербы? Ведь это богатейший исторический материал!

[источники]источники

http://ria.ru/politics/20081130/156156194.html

http://nechtoportal.ru/otechestvennaya-istoriya/istoriya-gerba-rossii.html

http://wordweb.ru/2011/04/19/orel-dvoeglavyjj.html

А я вам напомню ИСТОРИЮ ЦАРСКОГО ТИТУЛА В РОССИИ.Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия - http://infoglaz.ru/?p=11025

masterok.livejournal.com

История и значение логотипа Шкода

Каждый день мы видим шильдики на автомобилях Шкода. Значок изучен заядлыми автомобилистами до последней черточки: от старых экземпляров до суперсовременного варианта со светящейся подложкой, но мало кто на самом деле знает, что символизирует эта эмблема. Откуда же берет свое начало фирменный логотип Шкоды?

Вернуться к содержанию

История логотипа Шкода

История фирменного значка Шкода берет свое начало в далеком 1895 году. Именно тогда компания Лаурина и Клемента (Laurin & Klement) налаживает серийный выпуск велосипедов. С 1899 года на конвейере появились и мотоциклы. Выпускалась техника под маркой Славия, однако первая эмблема компании появилась уже тогда. Значок представлял собой изображение колеса, украшенного липовыми листьями.

Slavia (1895 – 1905)

1905 год был ознаменован новой ступенью развития Laurin & Klement: стартовало производство автомобилей. На них красовалась уже новая эмблема Шкода, выполненная в популярном в начале двадцатого века стиле «модерн».

Знак содержал инициалы основателей компании в обрамлении лаврового венка.

Laurin & Klement (1905 – 1925)

Наиболее значимым событием в истории компании Laurin&Klement, безусловно, является слияние с компанией Pilsen Skoda, которое состоялось в 1925 году. В этом же году изменился и фирменный знак, которым украшался весь модельный ряд. Некоторые черты он позаимствовал от предыдущего. Форма его стала овальной, по центру красовалось название компании (теперь им было Skoda), которое окружал лавровый венок. Эмблема украшала автомобили до 1933 года.

Logo ŠKODA (1926-1933)

Современный вид эмблема приобрела в компании Pilsen Skoda: именно там родились черты, которые с минимальными косметическими изменениями дошли до настоящего времени. В 1923 году появились два официальных варианта логотипа Шкоды. Первый значок был в ходу лишь два года, до 1925-го. Речь идет о стреле с пятью перьями и названием марки, обрамленной в круг. Второй знак дожил до наших дней: стрела с тремя перьями.

Logo ŠKODA (1926-1990)

Легенды о значении и происхождении этого стрелообразного лого ходят самые разные, и ни одна из них не подтверждена официально. Как говорят, автором идеи является коммерческий директор Pilsen Skoda Маглич, который подразумевал знак в виде изображения то ли головы индейца в шляпе с перьями, то ли петуха. По свидетельствам ряда документов, эмблема была продуктом конкурса, который проводился под началом технического директора Pilsen Skoda, однако имя дизайнера до наших дней не дошло. Компания Шкода динамично развивается, и эта динамика неизбежно переходит на ее знак. В 1994 году логотип Skoda дебютировал в новом стильном цветовом решении.

Черный цвет на логотипе символизирует вековые традиции, а зеленый цвет символизирует дружественное отношение производства к окружающей среде.

Logo ŠKODA (1999-2011)

Но и это не стало финальным штрихом. Напротив, в последние годы значок активно до- и перерабатывается. В 2011 году был представлен новый дизайн со светящейся подложкой. Он достаточно сильно увеличился в размерах и приобрел ярко-зеленую расцветку, став намного более яркой и броской. Обрамление эмблемы получило хромированное покрытие. Надпись Skoda теперь выносится за пределы круга и расположена по центру над логотипом, а часть Auto и вовсе пропала.

На автомобилях знак Шкода последней редакции будут устанавливать только в монохромном исполнении.

Новый логотип ŠKODA (с 2011 года)

Последний значок Шкода очень стильно смотрится в сочетании со светящейся подложкой. Такие шильдики доступны автомобилистам вне зависимости от штатной комплектации. Значки со светящейся подложкой можно приобрести отдельно во многих магазинах автомобильных аксессуаров. Никакой функциональной нагрузки эмблема со светящейся подложкой не несет — это просто стильный и яркий акцент, подчеркивающий индивидуальность вашего автомобиля.

Вернуться к содержанию

Логотип Skoda из 144 автомобилей (видео)

Вернуться к содержанию

Значение логотипа Шкода

Что означает логотип Шкода? Наиболее достоверный ответ на этот вопрос можно получить в фирменном музее марки в родном для авто чешском городке:

SkodaMaster.ru

«Ливерпуль». Эволюция клубной эмблемы

Уважаемые читатели! Сегодня LiverBird.ru предлагает вашему вниманию интересную и познавательную статью, в которой один из болельщиков Лучшего Клуба на свете рассказал об истории легендарной птицы Лайвер, которая свила уютное гнёздышко на гербе нашего клуба. Благодарим наших коллег с LFCHistory.net за публикацию этого материала и отдельно пользователя Ajjam за его тщательную подготовку.

Эмблема футбольного клуба «Ливерпуль» известна по всему миру. Некоторых может интересовать, как она появилась и как изменялась с течением времени до сегодняшнего дня. Один из поклонников клуба, называющий себя «Аджамом», провёл колоссальную работу по изучению этого вопроса и любезно предоставил миру плоды своих трудов.

Анимированное изображение эмблемы клуба (на картинке слева) представляет собой раннюю версию нашего логотипа, использовавшегося в промежутке между 1970 и 1992 годов, логотипа, который имел множество различных вариаций. Герб располагается на пластиковой дощечке красного цвета, - я храню его ещё с тех времён, когда был мальчишкой, — с 1970 годов.

Я всё ещё храню этот кусок дешёвого и потёртого пластика, который является для меня бесценным, сентиментальным кусочком личной истории. Это тот герб, который использовался примерно с 1970 по 1992 год, когда мы отмечали своё столетие. Я никогда не видел варианта логотипа клуба того времени, который бы точно совпадал с тем, что есть у меня, что странно. Поэтому есть повод для того, чтобы усомниться в «официальности» моей эмблемы. Мои попытки разобраться в этом привели меня к факту, который вызвал улыбку на лице, но об этом позже...

Перед вами первая эмблема клуба, появившаяся на наших футболках: Лайвербёрд расположен на пьедестале, жёрдочке или на чём-то вроде этого внутри «элегантного» щита. Но вот что интересно: этот логотип не появлялся на наших футболках до конца Второй Мировой войны. На этой фотографии, сделанной в клубном музее клуба, можно видеть этот герб на белой выездной форме команды, в которой она выступала в финале Кубка Англии в сезоне 1949-50, Также его можно видеть на общем снимке команды, сделанном в сезоне 1953/54.

Итак, как же выглядел оригинальный герб клуба и сколько их было до 1950 года? Был ли он простым или замысловатым? Был ли он на чём-то вроде щита или же сам по себе? А может быть он выглядел как тот, который использовался городским советом города (герб которого, к слову, недавно сменился на более простой вариант)?

Как же использовался герб футбольного клуба «Ливерпуль» до того, как он стал появляться на наших футболках? Использовался ли он на марках или печатях? Был ли он изображён на какой-нибудь клубной атрибутике или одежде? Я захотел заполнить этот свой (или наш) 50-летний пробел в знаниях.

Первое упоминание о логотипе нашего клуба встречается в Field Sport 19 сентября 1892 года, в первом сезоне для команды: «Новый человек, прошу прощения, флаг из старого лоскута содержит аббревиатуру «L.F.A.», расположенную над лайвером, гордо пролетающим над полем боя и как будто дарящим улыбку своим покровителям».

Герб клуба, как вы наверняка знаете, основан на гербе города (на картинке сверху), на котором изображён Лайвербёрд. Эта птица сама по себе является отдельной темой для разговора, но она также является неотъемлемой частью истории эмблемы нашего клуба. Чтобы подкрепить вышесказанное фактами, ниже привожу выдержку с сайта The Heraldry of the World:

«Этот герб был утверждён в 1797 году и изображает баклана, который держит морскую водоросль в своём клюве. Баклан также присутствует и на эмблеме. Кроме того здесь изображены Тритон и Нептун, Бог моря. В руках они держат баннеры с бакланом на одном из них и с кораблём на другом. Герб подчёркивает важность моря для города Ливерпуль».

«Баклан часто упоминается как Лайвер, и это было распространено по всему городу. Ливерпуль был основан в 1207 году Королём Джоном, который нуждался в новом порту, чтобы отсылать свои войска в Ирландию и контролировать Ирландское море. Новый город был провозглашён городом Короля Джона, что означала печать, выглядевшая как орёл святого Джона, держащий ветку ракитника в клюве. Ракитник или planta genista был символом королевского дома династии Плантагенетов».

«В 1644 году печать была утеряна и заменена новой. По непонятным причинам орёл сменился бакланом, более близкую этим местам птицу. Похоже на то, что художник попросту ошибся, сделав выбор в пользу баклана, который в последствии стал известен как мифическая птица Лайвер. Ветвь ракитника также была заменена на морскую водоросль».

«Надпись на гербе может быть интерпретирована как «Господь наградил нас этими дарами природы», взятая из произведения Верглилия»[национальный поэт Древнего Рима - прим. пер.].

Другие варианты перевода фразы «DEUS NOBIS HÆC OTIA FECIT», которые я встречал, были «Господь дал нам эту умиротворённость» или «Господь наградил нас этой непринуждённостью». Очевидно, это высказывание были взяты из эпилога Вергилия (эпилоги 1, 6), в контексте означающие превознесение идиллической провинциальной жизни.

На изображении снизу возможный вариант первой эмблемы клуба. На фотографии запечатлена медаль Тома Робертсона, которую тот получил в 1901 году, когда вместе с командой выиграл первый для «Ливерпуля» чемпионат страны.

Лайвербёрд вышел на первый план баннеров в поддержку клуба в сезоне 1921-22. Нижеприведённый текст относится к изображению под ним.

«Сегодня мы можем представить вам эксклюзивное изображение нового флага футбольного клуба «Ливерпуль». Старый флаг износился и порвался при использовании и больше походил на большую футболку. Его песенка спета, а тыльная часть изодрана в клочья. Новый флаг говорит всему миру о том, что «Ливерпуль» выиграл чемпионат в прошлом году, а также ещё дважды. Вполне вероятно, что новый флаг вскоре придётся спустить ещё раз, и ещё один трофей добавится к нему в награду за работу, проделанную в этом сезоне. Как среди уже имеющихся трёх будут смотреться слова «Победители Английского Кубка 1922-23»? Очень хорошо, как мы считаем».

Щёлкните на картинке, чтобы посмотреть увеличенную версию

На рисунке ниже изображена эмблема клуба, использовавшаяся на программках к предстоящим матчам, начиная с сентября 1935 года — с первого сезона, когда «Ливерпуль» и «Эвертон» перестали делить одну программку на двоих.

Похоже на то, что во время Второй Мировой войны, с 1939 по 1946 год, клубный герб изменился впервые, однако, мне не удалось точно установить, когда именно. Но я выяснил то, что скорее всего эта смена была вынужденной. Видимо, городской совет не разрешил продления разрешения на использование клубом городского герба или, возможно, этот вопрос не был приоритетным.

Я предположил это исходя из того факта, что 13 декабря 1961 года издание Liverpool Echo сообщило, что городской совет отклонил запрос футбольного клуба «Ливерпуль» на использование городского герба как своего собственного. Запрос был отклонён Комитетом по финансовым и хозяйственно-бытовым вопросам ещё до его рассмотрения на полноценном собрании Совета. Сообщается, что директора клуба были «удивлены и разочарованы» этой новостью, а также не понимали, почему клубу не позволили пойти по стопам «Ньюкасл Юнайтед», которые, среди прочих, «носили герб своего муниципалитета». Члены правления чувствовали, что команда могла бы сделать больше для города, если бы выступала с этим гербом в Англии и вне её. После этого герб клуба стал отличаться от герба города, и его жизнь и развитие по большей части стали самостоятельными.

Ниже представлена хронология эволюции клубной эмблемы послевоенного времени. Я отделил логотипы, которые присутствовали на наших футболках, от тех, которые появлялись на такой клубной атрибутике, как билеты и программки к матчам, поскольку до 1992 года они различались друг от друга.

Эмблемы с футболок: Щёлкните на картинке, чтобы посмотреть увеличенную версию прим. 1950 — прим. 1955 — прим. 1969 — 1976 — 1987 — 1992 — 1993 — 1999 Эмблемы с атрибутики: Щёлкните на картинке, чтобы посмотреть увеличенную версию прим. 1947 — 1970 — 1992 — 1993 — 1999

Эмблема, использовавшаяся на атрибутике с 1947 года, напоминает нынешний логотип одного из клубов, от которого вам, возможно, хочется плеваться, но она являлась официальным гербом клуба, который появлялся на предматчевых программках и документах до 1970 года, хотя она и продолжала использоваться клубом на некоторых документах вплоть до 1974 года. Кроме того эмблема появилась на официальной программке к финальному матчу европейского кубка в 1981 году (на изображении внизу).

Изображение более позднего клубного герба, использовавшегося с 1970 по 1992 год, в значительной степени варьировалось. Особенно в 70-х, когда различные версии логотипа появлялись на официальных билетах, документах и программках, сменяя друг друга. Хотя, одно из изображений эмблемы, которое можно видеть на билетах сезона 1972-73, несколько позже появляется на одном из документов как «зарегистрированный товарный знак», наводя на мысль о том, что оно было «единственным» (обратите внимание на текст под гербом в самом низу письма, приложенного ниже).

Однако, учитывая то, насколько похожи были вариации клубной эмблемы, они могли быть рассмотрены как «один и тот же» логотип, вследствие чего каждый из них был защищён одним и тем же зарегистрированным товарным знаком. Другими словами, они все были официальными. Возможно, это частично объясняет очевидное «невмешательство» клуба в вопрос использования нескольких изображений логотипа, которые «перекрывали» друг на друга. До тех пор, пока дизайн оставался таким, всё было нормально.

Когда же я проверил текущий список всего того, что зарегистрировано клубом как «торговая марка», я обнаружил для себя приятный сюрприз.

Я не был слишком удивлён тем, что до сих пор числится как зарегистрированное клубом (вы можете посмотреть на это сами, если посетите сайт Офиса Интеллектуальной Собственности). Здесь мы видим, что клуб по сей день имеет права на использование одного из вариантов герба, использовавшегося с 1970 по 1992 год, который, как я сказал, должен включать в себя все похожие на него экземпляры. Но приятный сюрприз не в этом.

Этот логотип не был одним из тех, который появлялся на официальных документах, и не из тех, что использовались на программках, — это был точно такой же герб, какой до сих пор хранится у меня, на старой красной дощечке! Проверьте сами, зайдите на сайт IPO и взгляните на зарегистрированное изображение под номером 1099121.

Похоже на то, что уже не сохранилось документов, подтверждающих, что это изображение было, возможно, последним из нескольких зарегистрированных товарных знаков в 1970-х, и так как их области использования пересекались, клуб, возможно, зарегистрировал более одного изображения, чтобы обезопасить себя. Возможно, срок регистрации остальных изображений истёк, и, когда клуб сменил эмблему в 1992 году, последнее из зарегистрированных клубом изображений было сохранёно в интересах самого клуба. К примеру, для продажи одежды в стиле «ретро», а также остальной атрибутики, на которой изображён этот логотип.

Ниже приведены примеры эмблем, который использовались клубом с 1970 по 1978 год (слева), с 1971 по 1979 и с 1979 по 1984.

Различия между логотипами клуба с футболок и атрибутики исчезли в 1987 году, когда эмблема на игровой форме (на рисунке справа) была видоизменена, чтобы соответствовать оной, используемой на атрибутике. Тогда было положено начало большему соответствию этих вариантов гербов. На наших футболках до сих пор изображён Лайвербёрд, над которым, похоже, не властно время. Возможно, это из-за природы вышивки. Наш нынешний Лайвербёрд является «слиянием» «печатной» версии или версии с атрибутики и версии дизайна, какой мы видим на клубных футболках.

Когда же эмблема была значительно изменена перед сезоном 1992/93, сезоном нашего столетия, она стала своеобразным проводником на пути к новым изменениям, «пост-вековым» в 1993 году. Новый логотип принёс с собой больше символических изменений, а затем, в 1999 году его сменили на тот, который по сей день остаётся с нами.

Щёлкните на картинке, чтобы посмотреть увеличенную версию Щёлкните на картинке, чтобы посмотреть увеличенную версию

YNWA Права на материал принадлежат - «Ajjam».

Оригинал статьи опубликован на LFCHistory.net в августе 2011 года

‹ История эмблемы Ливерпуля Вверх Первый предсезонный тур «Ливерпуля» ›

www.liverbird.ru


Смотрите также