Камаз подшипник коленвала


Коленвал КАМАЗ

    В автомобиле, есть немало деталей, которые имеют настолько специфическую конфигурацию, что простой обыватель, не знакомый с устройством автотехники и принципами функционирования ее узлов-агрегатов, даже не сможет представить себе для чего они нужны. Ярким примером подобных «особенных» автодеталей являются коленвалы КамАЗов и прочих марок, которые к необычной форме еще и могут добавить странное название. Впрочем, если познакомиться с ними поближе, то все не так и страшно, причем сделать это нужно любому автовладельцу, потому что эта автодеталь является одной из важнейших составляющих двигателя внутреннего сгорания…

КАК УСТРОЕН-РАБОТАЕТ И ДЛЯ ЧЕГО НУЖЕН

  Как и в любом другом автомобиле коленчатый вал в КамАЗе предназначен для того, чтобы выделяемую при сгорании топлива тепловую энергию преобразовывать в энергию механическую – тот самый пресловутый крутящий момент, который нужен для вращения колес и много чего другого. Немного странное название вал получил за то, что его основная часть поделена выступами-«щеками», на своеобразные коленки.

   Вал вращается в коренных подшипниках, устанавливаемых в картере двигателя. Его передняя часть используется для передачи крутящего момента на механизм газораспределения и прочих агрегатов, а задняя часть – хвостовик, переходит в маховик, обеспечивающий передачу крутящего момента трансмиссии. Чтобы избежать попаданий пыли и грязи внутрь двигателя, а протекания смазки наружу, с каждой стороны устанавливается сальник коленвала КамАЗ. Размер и физические характеристики сальников на разных моделях авто может отличаться, поэтому, подбирая их нужно строго следить за соответствием размеров и прочих параметров.

    Между «щеками», которые вынесены за пределы продольной оси вала и смещены относительно друг друга, укрепляются коренные шейки – опоры, с которыми посредством вкладышей (полукольцевых подшипников скольжения) соединяются шатуны. За счет именно этого выноса-смещения и осуществляется проворот вала при воздействии резко вырастающего давления в цилиндре в момент сгорания топливосмеси на поршень. Кстати, те самые коренные подшипники, это тоже вкладыши коленвала КамАЗ, и назначение у тех и других одно – обеспечивать беспрепятственность вращения и защищать элементы коленчатого вала от износа.

1     740.1005008     Вал коленчатый в сборе     2     740.1005026     Противовес передний     3     740.1011240     Шестерня ведущая привода масляного насоса     4     870759     Штифт 12х25     4     870759     Штифт 12х25     5     740.1005535     Ввертыш коленчатого вала     6     740.1005020     Вал коленчатый     7     870817     Шпонка сегментная 8х11х28     8     740.1005027     Противовес коленчатого вала задний     9     740.1005031     Шестерня в сборе     10     740.1005042     Маслоотражатель     11     740.1005030     Шестерня распределительная коленчатого вала     12     740.1005086     Заглушка шатунной шейки     13     740.1005540     Втулка     14     870813     Шпонка сегментная 6х9х22

    Именно поэтому вкладыши-подшипники делают из более мягкого металла, чем само «тело» и, изнашиваясь быстрее, они словно предупреждают водителя, что если он не хочет коленвал КамАЗ купить целиком, то стоит заменить подшипники. Правда такие «напоминания» помогают только тем, кто ТО проводит вовремя. Подробно о эксплуатации КамАЗа  можно узнать из наших рекомендаций. С другой стороны, как о машине не заботься, но в свое время все равно наступает момент чрезмерного износа. То есть, даже при идеальном обслуживании-эксплуатации все равно может наступить момент, когда придется восстанавливать вал-кривошип, так как его составляющие и сам он в сборе должны строго соответствовать определенным параметрам.

РЕМОНТ-ВОССТАНОВЛЕНИЕ

  О снятии с мотора говорить не будем – подробная инструкция есть в разделе по ремонту ДВС, а вот на демонтаже-разборке самого вала остановимся:

  1.  - очищаем от масла;
  2.  - снимаем шестерни привода маслонасоса;
  3.  - убираем выносные противовесы;
  4.  - достаем заглушки-втулки из масляных каналов.

  Промывка должна выполняться либо рекомендованными автопроизводителем жидкостями, либо чистым керосином, при неимении можно воспользоваться дизтопливом, но только отфильтрованным. Если речь идет о редкой процедуре (машина была раньше у другого владельца, и как он относился к своим обязанностям вы не знаете), то стоит провести аккуратную механическую чистку маслоканалов и продувку воздухом.

  Доступные (при наличии нужного оборудования) возможные работы проводятся в соответствии с предусмотренными технологиями для исправления конкретных дефектов. Так при биении-изгибе центральной части более чем 0.5 мм потребуется правка на прессовом станке. Задиры и прочие повреждения поверхностей коренных-шатунных шеек при приемлемых размерах последних устраняются шлифовкой. Допустимые габариты поле ремонта должны присутствовать в руководстве по ремонту конкретного изделия, после шлифования (сначала коренных потом шатунных) шейки нужно обязательно отполировать.

   Истончение элементов сверх ремонтного размера, но с допустимой величиной (опять таки, указывается в документах на запчасти) потребует наращивания. При этом данная операция может выполняться несколькими способами направки под слоем флюса:

  1. • Электродной (ручная дуговая) с использованием стержневых электродов с особым покрытием
  2. • Автоматической, специальным аппаратом
  3. • Электродной, но с помещением обрабатываемых поверхностей в среду из защитных газов
  4. • Плазменной
  5. • Электрошлаковой или электронно-лучевой
  6. • Газокислородным пламенем по специальной технологии

  Иногда ремонт-восстановлением предполагает только поверхностную обработку, практически без изменений размерности. Это необходимо, например, в процессе старения металла, когда общие показатели-характеристики (твердость. Пластичность, сопротивляемость истираниям и так далее)  «не дотягивают» до рекомендуемых. Среди подобных работ можно выделить закалку токами высокой частоты или азотирование автодетали, то есть, насыщение поверхностных ее слоев азотом. Кроме этого существует метод электрохимической обработки, при котором совместное использование химических реагентов с электрическими импульсными разрядами позволяет «выровнять» частицы материала.

ОБСЛУЖИВАНИЕ

  В то же время, высокая ремонтопригодность коленвалов не повод игнорировать рекомендации по ТО, тем более что они включают и такие процедуры, выполнение которых означает саму возможность нормальной работы, как то замена основных сальников. Собственно сама замена несложна, но трудозатратна, потому что провести ее, можно лишь подобравшись к уплотнителю со стороны КПП. То есть, нам потребуется:

  Только после этого можно убрать изношенный (поврежденный) сальник, и на его место – предварительно заложив смазку, установить новый.

   Ситуация с техобслуживанием облегчается тем фактором, что ежедневно разбирать дизель-мотор для оценки состояния компонентов никто не будет. Отдельная смазка здесь не предусмотрена и выполняется той же системой, что и для всего мотора. Но в процессе эксплуатации необходимо внимательно отнестись к таким внешним проявлениям неисправностей кривошипа, как повышенный шум, а тем более стук при работе движка. Обычно посторонний шум свидетельствует как раз о чрезмерном износе отдельных составляющих, как следствие увеличении зазоров в местах их сопряжения и контакта.

   Если более подробно, то начать стоит с того, что данный элемент при работе и так стучит, но при приемлемых характеристиках и состоянии запчастей звук будет глуховатым, и даже басовитым. При увеличении осевого зазора же, он становится резковатым, причем износ в районе шатунных подшипников вызывает совсем уж резкий стук. Стучать могут не только втулки-подшипники, но и маховик, если ослабнут болты крепления его к основе. Кроме изнашивания ослабления крепежа причиной появления стуков может стать пониженное давление масла или использование не того сорта смазки.

   Именно поэтому при эксплуатации-обслуживании так важно в точности соблюдать предписания изготовителя в отношении применения сортов-типов ГСМ, а уж то, что при замене требуется брать исключительно качественны автозапчасти, это вы и без нас знаете. Мы (торговый дом «СпецМаш») в свою очередь хотим напомнить вам о том, что на любой коленвал КамАЗ цена в нашем магазине обычно ниже, чем у других поставщиков и производителей. При этом качество нашей продукции подтверждено проверками на самом серьезном уровне – в МАДИ.

Консультация по техническим вопросам , приобретению запчастей      8-916-161-01-97      Сергей Николаевич

   Оформить заказ на коленвал, а также на любые другие запчасти для КамАЗов в нашей компании можно по телефону, электронной почте, либо самостоятельно заполнив форму на сайте. Оплата производиться по безналичному расчету для организаций или за наличный расчет от частного лица. Предоставление отсрочки на оплату оговаривается лично с клиентом. По Москве, а также примерно в сотню других населенных пунктов покупки доставляем бесплатно, но потребуется предварительно обсудить возможность доставки в конкретные дни. В регионы адресная доставка выполняется при помощи официальных перевозчиков. Оптовикам и постоянным клиентам скидки.

Установка коленвала 

1     1/59707/31     Болт М10х1,25-6gх25     2     740-1005544     Шайба     3     870851     Шайба замковая 10     4     740.1005106     Болт М10х1,25-6gх26     5     740.1005534     Полумуфта отбора мощности     6     740.1005008     Вал коленчатый в сборе     7     740.1005171     Вкладыш подшипника коленвала нижний     7     740.1005171     Вкладыш подшипника коленвала нижний     8     740.1005170     Вкладыш подшипника коленвала верхний     8     740.1005170     Вкладыш подшипника коленвала верхний     9     740.1005184     Полукольцо упорного подшипника коленчатого вала верхнее     9     740.1005184-01     Полукольцо подшипника верхнее     10     740.1005127-11     Болт крепления маховика     11     740.1005115-91     Маховик в сборе     12     180205С23     Подшипник шариковый радиальный однорядный с двумя уплотнениями ГОСТ 520-89     13     740.1005183     Полукольцо упорного подшипника коленчатого вала нижнее     13     740.1005183     Полукольцо упорного подшипника коленчатого вала нижнее     13     740.1005183-01     Полукольцо подшипника нижнее    

14     740.1005130     Шайба 

Установка картера маховика  

1 740.60-1002310 Картер маховика

2 740.30-1111045 Корпус заднего подшипника

3 740.37-1121010 Шестерня ведомая привода ТНВД

4 740.37-1029170 Корпус манжеты

5 7406.1002316 Прокладка картера агрегатов

6 740.37-1029174 Прокладка корпуса манжеты

7 1/59709/31 Болт М10х1,25-6gх35

11 1/55416/31 Болт М12х1,25-6gх100

13 1/21647/11 Гайка М10х1,25-6Н

13 1/21647/11 Гайка М10х1,25-6Н

16 1/26386/01 Шайба плоская 10,6х18х2

16 1/26386/01 Шайба плоская 10,6х18х2

16 1/26386/01 Шайба плоская 10,6х18х2

17 870628 Шайба плоская 12х26

19 1/05168/73 Шайба 10 пружинная

19 1/05168/73 Шайба 10 пружинная

19 1/05168/73 Шайба 10 пружинная

19 1/05168/73 Шайба 10 пружинная

20 853042 Болт М10х1,25-6gх82

22 870012 Болт М10х1,25-6gх30

740.60-1004010-40 Поршень с шатуном и кольцами

740.60-1004010-40 Поршень с шатуном и кольцами

740.60-1004010-10 Поршень с шатуном и кольцами

740.60-1004010-20 Поршень с шатуном и кольцами

740.60-1004010-30 Поршень с шатуном и кольцами

740.60-1004010-40 Поршень с шатуном и кольцами

1 740.60-1004015-10 Поршень

1 740.60-1004015-20 Поршень

1 740.60-1004015-30 Поршень

1 740.60-1004015-40 Поршень

2 740.1004045 Шатун в сборе

4 740.60-1004020 Палец поршневой

5 740.1004022 Кольцо Б45

6 7405.1004058 Вкладыш нижней головки шатуна

7 45104100400790 Кольцо поршневое компрессионное верхнее К 005469730

8 45104100400690 Кольцо поршневое компрессионное К 005469969

9 45104100400890 Кольцо поршневое маслосъемное К 035469700

www.kspecmash.ru

ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛИ ГАЗ, ЗИЛ, КАМАЗ, УРАЛ, МАЗ, КРАЗ

Коленвал Камаз-740 Коленвал Камаз 740 изготовлен из высококачественной стали и имеет пять коренных и четыре шатунные шейки, закаленных ТВЧ, которые связаны между собой щеками и сопрягаются с ними переходными галтелями. Для равномерного чередования рабочих ходов расположение шатунных шеек коленчатого вала выполнено под углом 90°. К каждой шатунной шейке коленвала Камаз-740 присоединяются два шатуна: один для правого и один для левого рядов цилиндров.

Коленвал Камаз-740 (рис.1)

1 - противовес коленчатого вала передний; 2 - противовес коленчатого вала задний; 3 - шестерня привода масляного насоса; 4 - шестерня привода газораспределительного механизма; 5,6- шпонка; 7 -штифт; 8- жиклер; 9 - облегчающие отверстия; 10 - отверстия подвода масла в коренных шейках, 11-отверстия подвода масла к шатунным шейкам.

Подвод масла к шатунным шейкам производится от отверстий в коренных шейках 10 прямыми отверстиями 11. Для уравновешивания сил инерции и уменьшения вибраций коленчатый вал Камаз-740 имеет шесть противовесов, отштампованных заодно со щеками коленвала. Кроме основных противовесов, имеются два дополнительных съемных противовеса 1 и 2, напрессованных на вал, при этом их угловое расположение относительно коленчатого вала определяется шпонками 5 и 6. В расточку хвостовика коленвала Камаз-740 запрессован шариковый подшипник.

Рис.2. Установка упорных полуколец и вкладышей подшипников коленвала Камаз-740 1 - полукольцо упорного подшипника коленчатого вала верхнее: 2- полукольцо упорного подшипника коленчатого вала нижнее 3- вкладыш подшипника коленчатого вала верхний; 4- вкладыш подшипника коленчатого вала нижний; 5- блок цилиндров 6 - крышка подшипника коленчатого вала задняя 7 - коленчатый вал. В полость переднего носка коленчатого вала Камаз-740 ввернут жиклер 8,через калиброванное отверстие которого осуществляется смазка шлицевого валика отбора мощности на привод гидромуфты. От осевых перемещений коленчатый вал Камаз-740 зафиксирован двумя верхними полукольцами 1 и двумя нижними полукольцами 2 (рис. 2), установленными в проточках задней коренной опоры блока цилиндров,так,что сторона с канавками прилегает к упорным торцам вала. На переднем и заднем носках коленвала Камаз 740 установлены шестерня 3 привода масляного насоса и ведущая шестерня 4 привода распределительного вала. Задний торец коленчатого вала имеет восемь резьбовых отверстий для болтов крепления маховика, передний носок коленчатого вала имеет восемь отверстий для крепления гасителя крутильных колебаний. Уплотнение коленчатого вала Камаз-740 осуществляется резиновой манжетой 8 (рис. 3), с дополнительным уплотняющим элементом - пыльником 9. Манжета размещена в картере маховика 4. Манжета изготовлена из фторкаучука по технологии формования рабочей уплотняющей кромки непосредственно в прессформе.

Установка маховика и манжеты уплотнения коленчатого вала Камаз-740 (рис.3) 1 - маховик; 2- блок цилиндров; 3- коленчатый вал; 4 - картер маховика; 5- подшипник первичного вала коробки передач; 6- шайба; 7- болт крепления маховика; 8- манжета уплотнения коленчатого вала; 9- пыльник манжеты; 10 - штифт установочный маховика Диаметры шеек коленвала Камаз-740 : коренных 95+0.011 мм, шатунных 80±0,0095 мм. Для восстановления двигателя Камаз-740 предусмотрены восемь ремонтных размеров вкладышей. Вкладыши 7405.1005170 Р0, 7405.1005171 Р0, 7405.1005058 Р0 применяются при восстановлении двигателя без шлифовки коленчатого вала. При необходимости шейки коленчатого вала заполировываются. Допуски на диаметры шеек коленчатого вала Камаз-740, отверстий в блоке цилиндров и отверстий в нижней головке шатуна при проведении ремонта двигателя должны быть такими же, как у номинальных размеров новых двигателей. Коренные и шатунные подшипники Камаз-740 изготовлены из стальной ленты, покрытой слоем свинцовистой бронзы толщиной 0.3 мм, слоем свинцово-оловянистого сплава толщиной 0.022 мм и слоем олова толщиной 0.003 мм. Верхние 3 (рис. 2) и нижние 4 вкладыши коренных подшипников не взаимозаменяемы. В верхнем вкладыше имеется отверстие для подвода масла и канавка для его распределения. Оба вкладыша 4 нижней головки шатуна взаимозаменяемы. От проворачивания и бокового смещения вкладыши Камаз-740 фиксируются выступами (усами), входящими в пазы, предусмотренные в постелях блока, крышках подшипников и в постелях шатуна. Вкладыши Камаз-740 имеют конструктивные отличия, направленные на повышение их работоспособности при форсировке двигателя турбонаддувом, при этом изменена маркировка вкладышей на 7405.1004058 (шатунные), 7405.1005170 и 7405.1005171 (коренные). Поэтому при проведении ремонтного обслуживания не рекомендуется замена вкладышей на серийные с маркировкой 740.100.., так как при этом произойдет существенное сокращение ресурса двигателя. Крышки коренных подшипников Камаз-740 изготовлены из высокопрочного чугуна марки ВЧ50. Крепление крышек осуществляется с помощью вертикальных и горизонтальных стяжных болтов 3, 4, 5, которые затягиваются по определенной схеме регламентированным моментом. Маховик Камаз-740 закреплен восемью болтами 7 (рис. 3), изготовленными из легированной стали с двенадцатигранной головкой, на заднем торце коленчатого вала и точно зафиксирован двумя штифтами и установочной втулкой. С целью исключения повреждения поверхности маховика Камаз-740 под головки болтов устанавливается шайба 6 (рис. 3). На обработанную цилиндрическую поверхность маховика напрессован зубчатый венец, с которым входит в зацепление шестерня стартера при пуске двигателя. При выполнении регулировочных работ по установке угла опережения впрыска топлива и величин тепловых зазоров в клапанах маховик Камаз-740 фиксируется при помощи фиксатора.

При этом конструкция имеет следующие основные отличия от серийной:

- изменен угол расположения паза под фиксатор на наружной поверхности маховика; - увеличен диаметр расточки для размещения шайбы под болты крепления маховика. Двигатели Камаз-740 могут комплектоваться различными типами сцеплений.

Установка гасителя крутильных колебаний коленчатого вала (рис.4) 1 - гаситель; 2 - болт крепления гасителя; 3 - полумуфта отбора мощности; 4 - болт крепления полумуфты; 5 - шайба; 6 - коленчатый вал; 7 - блок цилиндров. Гаситель крутильных колебании Камаз-740 закреплен восемью болтами 2 (рис. 4) на переднем носке коленчатого вала. С целью исключения повреждения поверхности корпуса гасителя под болты устанавливается шайба 5. Гаситель Камаз-740 состоит из корпуса в который установлен с зазором маховик. Снаружи корпус гасителя закрыт крышкой. Герметичность обеспечивается закаткой (сваркой) по стыку корпуса гасителя и крышки. Между корпусом гасителя и маховиком Камаз-740 находится высоковязкостная силиконовая жидкость, дозировано заправленная перед заваркой крышки. Центровка гасителя осуществляется шайбой, приваренной к корпусу. Гашение крутильных колебаний коленчатого вала Камаз-740 происходит путем торможения корпуса гасителя, закрепленного на носке коленчатого вала, относительно маховика в среде силиконовой жидкости. При этом энергия торможения выделяется в виде теплоты. При проведении ремонтных работ категорически запрещается деформировать корпус и крышку гасителя. Гаситель с деформированным корпусом или крышкой к дальнейшей эксплуатации не пригоден. Поршни и шатуны Камаз-740 Шатун Камаз-740 стальной, кованый, стержень имеет двутавровое сечение. Верхняя головка шатуна неразъемная, нижняя выполнена с прямым и плоским разъемом. Шатун окончательно обрабатывают в сборе с крышкой, поэтому крышки шатунов не взаимозаменяемы. В верхнюю головку шатуна Камаз-740 запрессована сталебронзовая втулка, а в нижнюю установлены сменные вкладыши. Крышка нижней головки шатуна Камаз-740 крепится с помощью гаек, навернутых на болты, предварительно запрессованные в стержень шатуна. На крышке и стержне шатуна нанесены метки спаренности - трехзначные порядковые номера. Кроме того на крышке шатуна выбит порядковый номер цилиндра. Поршень Камаз-740 отлит из алюминиевого сплава со вставкой из износостойкого чугуна под верхнее компрессионное кольцо. В головке поршня Камаз-740 выполнена тороидальная камера сгорания с вытеснителем в центральной части, она смещена относительно оси поршня в сторону от выточек под клапаны на 5 мм. Боковая поверхность представляет собой сложную овально-бочкообразную форму с занижением в зоне отверстий под поршневой палец. На юбку нанесено графитовое покрытие.

Поршень с шатуном и кольцами Камаз-740 в сборе 1 - поршень; 2 - маслосъемное кольцо; 3 - поршневой палец; 4, 5 - компрессионные кольца; 6 - стопорное кольцо. В нижней ее части выполнен паз, исключающий при правильной сборке контакт поршня с форсункой охлаждения при нахождении в НМТ. Поршни Камаз-740 комплектуются тремя кольцами, двумя компрессионными и одним маслосъемным. Отличительной его особенностью является уменьшенное расстояние от днища до нижнего торца верхней канавки, которое составляет 17 мм. На двигателях Камаз-740, с целью обеспечения топливной экономичности и экологических показателей, применен селективный подбор поршней для каждого цилиндра по расстоянию от оси поршневого пальца до днища.

По указанному параметру поршни Камаз-740 разбиты на четыре группы 10, 20, 30 и 40. Каждая последующая группа от предыдущей отличается на 0,11 мм. 

В запчасти Камаз-740 поставляются поршни наибольшей высоты, поэтому во избежание возможного контакта между ними и головками цилиндров в случае замены необходимо контролировать надпоршневой зазор. Если зазор между поршнем и головкой цилиндра Камаз-740 после затяжки болтов ее крепления будет менее 0,87 мм необходимо подрезать днище поршня на недостающую до этого значения величину. Поршни двигателей 740.11, 740.13 и 740.14 отличаются друг от друга формой канавок под верхнее компрессионное и маслосъемное кольца. Установка поршней с двигателей Камаз740.10 и 7403.10 недопустима. Допускается установка поршней с поршневыми кольцами двигателей 740.13 и 740.14 на двигатель 740.11. Компрессионные кольца Камаз-740 изготавливаются из высокопрочного, а маслосъемное из серого чугунов. На двигателе 740.11 форма поперечного сечения компрессионных колец односторонняя трапеция, при монтаже наклонный торец с отметкой "верх" должен располагаться со стороны днища поршня. Компрессионные кольца Камаз-740 изготавливаются из высокопрочного, а маслосъемное из серого чугунов. На двигателе 740.11 форма поперечного сечения компрессионных колец односторонняя трапеция, при монтаже наклонный торец с отметкой "верх" должен располагаться со стороны днища поршня. На двигателях 740.13 и 740.14 верхнее компрессионное кольцо имеет форму сечения двухсторонней трапеции с выборкой на верхнем торце, который должен располагаться со стороны днища поршня. Рабочая поверхность верхнего компрессионного кольца Камаз-740 покрыта молибденом и имеет бочкообразную форму. На рабочую поверхность второго компрессионного и маслосъемного колец нанесен хром. Ее форма на втором кольце Камаз-740 представляет собой конус с уклоном к нижнему торцу, по этому характерному признаку кольцо получило название "минутное". Минутные кольца применены для снижения расхода масла на угар, их установка в верхнюю канавку не допустима. Маслосъемное кольцо Камаз-740 коробчатого типа с пружинным расширителем, имеющим переменный шаг витков и шлифованную наружную поверхность. Средняя часть расширителя с меньшим шагом витков при установке на поршень должна располагаться в замке кольца. На двигателе модели 740.11 высота кольца - 5 мм, а на двигателях 740.13 и 740.14 высота кольца - 4 мм. Установка поршневых колец с других моделей двигателей Камаз может привести к увеличению расхода масла на угар.

Для исключения возможности применения не взаимозаменяемых деталей поршневой группы Камаз-740 при проведении ремонтных работ рекомендуется использовать ремонтные комплекты:

- 7405.1000128-42 - для двигателя 740.11-240; - 740.13.1000128 и 740.30-1000128 - для двигателей 740.13-260 и 740.14-300.

В ремонтный комплект Камаз-740 входят:

- поршень; - поршневые кольца; - поршневой палец; - стопорные кольца поршневого пальца; - гильза цилиндра; - уплотнительные кольца гильзы цилиндра. Форсунки охлаждения Камаз-740 устанавливаются в картерной части блока цилиндров и обеспечивают подачу масла из главной масляной магистрали при достижении в ней давления 0,8 - 1,2 кг/см2 (на такое давление отрегулирован клапан, расположенный в каждой из форсунок) во внутреннюю полость поршней. При сборке двигателя Камаз-740 необходимо контролировать правильность положения трубки форсунки относительно гильзы цилиндра и поршня. Контакт с поршнем недопустим.

Поршень с шатуном Камаз-740 соединены пальцем 3 плавающего типа, его осевое перемещение ограничено стопорными кольцами 6. Палец изготовлен из хромоникелевой стали, диаметр отверстия 22 мм. Применение пальцев с отверстием 25 мм недопустимо, так как это нарушает балансировку двигателя.

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

spezz.ru

Коленвал, поршни и шатуны двигателя Камаз-740

Коленвал Камаз-740 Коленвал Камаз 740 изготовлен из высококачественной стали и имеет пять коренных и четыре шатунные шейки, закаленных ТВЧ, которые связаны между собой щеками и сопрягаются с ними переходными галтелями. Для равномерного чередования рабочих ходов расположение шатунных шеек коленчатого вала выполнено под углом 90°. К каждой шатунной шейке коленвала Камаз-740 присоединяются два шатуна: один для правого и один для левого рядов цилиндров.

Коленвал Камаз-740 (рис.1) 1 - противовес коленчатого вала передний; 2 - противовес коленчатого вала задний; 3 - шестерня привода масляного насоса; 4 - шестерня привода газораспределительного механизма; 5,6- шпонка; 7 -штифт; 8- жиклер; 9 - облегчающие отверстия; 10 - отверстия подвода масла в коренных шейках 11-отверстия подвода масла к шатунным шейкам.Подвод масла к шатунным шейкам производится от отверстий в коренных шейках 10 прямыми отверстиями 11. Для уравновешивания сил инерции и уменьшения вибраций коленчатый вал Камаз-740 имеет шесть противовесов, отштампованных заодно со щеками коленвала. Кроме основных противовесов, имеются два дополнительных съемных противовеса 1 и 2, напрессованных на вал, при этом их угловое расположение относительно коленчатого вала определяется шпонками 5 и 6. В расточку хвостовика коленвала Камаз-740 запрессован шариковый подшипник.

Рис.2. Установка упорных полуколец и вкладышей подшипников коленвала Камаз-740 1 - полукольцо упорного подшипника коленчатого вала верхнее: 2- полукольцо упорного подшипника коленчатого вала нижнее 3- вкладыш подшипника коленчатого вала верхний; 4- вкладыш подшипника коленчатого вала нижний; 5- блок цилиндров 6 - крышка подшипника коленчатого вала задняя 7 - коленчатый вал. В полость переднего носка коленчатого вала Камаз-740 ввернут жиклер 8,через калиброванное отверстие которого осуществляется смазка шлицевого валика отбора мощности на привод гидромуфты. От осевых перемещений коленчатый вал Камаз-740 зафиксирован двумя верхними полукольцами 1 и двумя нижними полукольцами 2 (рис. 2), установленными в проточках задней коренной опоры блока цилиндров,так,что сторона с канавками прилегает к упорным торцам вала. На переднем и заднем носках коленвала Камаз 740 установлены шестерня 3 привода масляного насоса и ведущая шестерня 4 привода распределительного вала. Задний торец коленчатого вала имеет восемь резьбовых отверстий для болтов крепления маховика, передний носок коленчатого вала имеет восемь отверстий для крепления гасителя крутильных колебаний. Уплотнение коленчатого вала Камаз-740 осуществляется резиновой манжетой 8 (рис. 3), с дополнительным уплотняющим элементом - пыльником 9. Манжета размещена в картере маховика 4. Манжета изготовлена из фторкаучука по технологии формования рабочей уплотняющей кромки непосредственно в прессформе.

Установка маховика и манжеты уплотнения коленчатого вала Камаз-740 (рис.3) 1 - маховик; 2- блок цилиндров; 3- коленчатый вал; 4 - картер маховика; 5- подшипник первичного вала коробки передач; 6- шайба; 7- болт крепления маховика; 8- манжета уплотнения коленчатого вала; 9- пыльник манжеты; 10 - штифт установочный маховика Диаметры шеек коленвала Камаз-740 : коренных 95+0.011 мм, шатунных 80±0,0095 мм. Для восстановления двигателя Камаз-740 предусмотрены восемь ремонтных размеров вкладышей. Вкладыши 7405.1005170 Р0, 7405.1005171 Р0, 7405.1005058 Р0 применяются при восстановлении двигателя без шлифовки коленчатого вала. При необходимости шейки коленчатого вала заполировываются. Допуски на диаметры шеек коленчатого вала Камаз-740, отверстий в блоке цилиндров и отверстий в нижней головке шатуна при проведении ремонта двигателя должны быть такими же, как у номинальных размеров новых двигателей. Коренные и шатунные подшипники Камаз-740 изготовлены из стальной ленты, покрытой слоем свинцовистой бронзы толщиной 0.3 мм, слоем свинцово-оловянистого сплава толщиной 0.022 мм и слоем олова толщиной 0.003 мм. Верхние 3 (рис. 2) и нижние 4 вкладыши коренных подшипников не взаимозаменяемы. В верхнем вкладыше имеется отверстие для подвода масла и канавка для его распределения. Оба вкладыша 4 нижней головки шатуна взаимозаменяемы. От проворачивания и бокового смещения вкладыши Камаз-740 фиксируются выступами (усами), входящими в пазы, предусмотренные в постелях блока, крышках подшипников и в постелях шатуна. Вкладыши Камаз-740 имеют конструктивные отличия, направленные на повышение их работоспособности при форсировке двигателя турбонаддувом, при этом изменена маркировка вкладышей на 7405.1004058 (шатунные), 7405.1005170 и 7405.1005171 (коренные). Поэтому при проведении ремонтного обслуживания не рекомендуется замена вкладышей на серийные с маркировкой 740.100.., так как при этом произойдет существенное сокращение ресурса двигателя. Крышки коренных подшипников Камаз-740 изготовлены из высокопрочного чугуна марки ВЧ50. Крепление крышек осуществляется с помощью вертикальных и горизонтальных стяжных болтов 3, 4, 5, которые затягиваются по определенной схеме регламентированным моментом. Маховик Камаз-740 закреплен восемью болтами 7 (рис. 3), изготовленными из легированной стали с двенадцатигранной головкой, на заднем торце коленчатого вала и точно зафиксирован двумя штифтами и установочной втулкой. С целью исключения повреждения поверхности маховика Камаз-740 под головки болтов устанавливается шайба 6 (рис. 3). На обработанную цилиндрическую поверхность маховика напрессован зубчатый венец, с которым входит в зацепление шестерня стартера при пуске двигателя. При выполнении регулировочных работ по установке угла опережения впрыска топлива и величин тепловых зазоров в клапанах маховик Камаз-740 фиксируется при помощи фиксатора.

При этом конструкция имеет следующие основные отличия от серийной:

- изменен угол расположения паза под фиксатор на наружной поверхности маховика; - увеличен диаметр расточки для размещения шайбы под болты крепления маховика. Двигатели Камаз-740 могут комплектоваться различными типами сцеплений.

Установка гасителя крутильных колебаний коленчатого вала (рис.4) 1 - гаситель; 2 - болт крепления гасителя; 3 - полумуфта отбора мощности; 4 - болт крепления полумуфты; 5 - шайба; 6 - коленчатый вал; 7 - блок цилиндров. Гаситель крутильных колебании Камаз-740 закреплен восемью болтами 2 (рис. 4) на переднем носке коленчатого вала. С целью исключения повреждения поверхности корпуса гасителя под болты устанавливается шайба 5. Гаситель Камаз-740 состоит из корпуса в который установлен с зазором маховик. Снаружи корпус гасителя закрыт крышкой. Герметичность обеспечивается закаткой (сваркой) по стыку корпуса гасителя и крышки. Между корпусом гасителя и маховиком Камаз-740 находится высоковязкостная силиконовая жидкость, дозировано заправленная перед заваркой крышки. Центровка гасителя осуществляется шайбой, приваренной к корпусу. Гашение крутильных колебаний коленчатого вала Камаз-740 происходит путем торможения корпуса гасителя, закрепленного на носке коленчатого вала, относительно маховика в среде силиконовой жидкости. При этом энергия торможения выделяется в виде теплоты. При проведении ремонтных работ категорически запрещается деформировать корпус и крышку гасителя. Гаситель с деформированным корпусом или крышкой к дальнейшей эксплуатации не пригоден. Поршни и шатуны Камаз-740 Шатун Камаз-740 стальной, кованый, стержень имеет двутавровое сечение. Верхняя головка шатуна неразъемная, нижняя выполнена с прямым и плоским разъемом. Шатун окончательно обрабатывают в сборе с крышкой, поэтому крышки шатунов не взаимозаменяемы. В верхнюю головку шатуна Камаз-740 запрессована сталебронзовая втулка, а в нижнюю установлены сменные вкладыши. Крышка нижней головки шатуна Камаз-740 крепится с помощью гаек, навернутых на болты, предварительно запрессованные в стержень шатуна. На крышке и стержне шатуна нанесены метки спаренности - трехзначные порядковые номера. Кроме того на крышке шатуна выбит порядковый номер цилиндра. Поршень Камаз-740 отлит из алюминиевого сплава со вставкой из износостойкого чугуна под верхнее компрессионное кольцо. В головке поршня Камаз-740 выполнена тороидальная камера сгорания с вытеснителем в центральной части, она смещена относительно оси поршня в сторону от выточек под клапаны на 5 мм. Боковая поверхность представляет собой сложную овально-бочкообразную форму с занижением в зоне отверстий под поршневой палец. На юбку нанесено графитовое покрытие.

Поршень с шатуном и кольцами Камаз-740 в сборе 1 - поршень; 2 - маслосъемное кольцо; 3 - поршневой палец; 4, 5 - компрессионные кольца; 6 - стопорное кольцо. В нижней ее части выполнен паз, исключающий при правильной сборке контакт поршня с форсункой охлаждения при нахождении в НМТ. Поршни Камаз-740 комплектуются тремя кольцами, двумя компрессионными и одним маслосъемным. Отличительной его особенностью является уменьшенное расстояние от днища до нижнего торца верхней канавки, которое составляет 17 мм. На двигателях Камаз-740, с целью обеспечения топливной экономичности и экологических показателей, применен селективный подбор поршней для каждого цилиндра по расстоянию от оси поршневого пальца до днища. По указанному параметру поршни Камаз-740 разбиты на четыре группы 10, 20, 30 и 40. Каждая последующая группа от предыдущей отличается на 0,11 мм. В запчасти Камаз-740 поставляются поршни наибольшей высоты, поэтому во избежание возможного контакта между ними и головками цилиндров в случае замены необходимо контролировать надпоршневой зазор. Если зазор между поршнем и головкой цилиндра Камаз-740 после затяжки болтов ее крепления будет менее 0,87 мм необходимо подрезать днище поршня на недостающую до этого значения величину. Поршни двигателей 740.11, 740.13 и 740.14 отличаются друг от друга формой канавок под верхнее компрессионное и маслосъемное кольца. Установка поршней с двигателей Камаз740.10 и 7403.10 недопустима. Допускается установка поршней с поршневыми кольцами двигателей 740.13 и 740.14 на двигатель 740.11. Компрессионные кольца Камаз-740 изготавливаются из высокопрочного, а маслосъемное из серого чугунов. На двигателе 740.11 форма поперечного сечения компрессионных колец односторонняя трапеция, при монтаже наклонный торец с отметкой "верх" должен располагаться со стороны днища поршня. Компрессионные кольца Камаз-740 изготавливаются из высокопрочного, а маслосъемное из серого чугунов. На двигателе 740.11 форма поперечного сечения компрессионных колец односторонняя трапеция, при монтаже наклонный торец с отметкой "верх" должен располагаться со стороны днища поршня. На двигателях 740.13 и 740.14 верхнее компрессионное кольцо имеет форму сечения двухсторонней трапеции с выборкой на верхнем торце, который должен располагаться со стороны днища поршня. Рабочая поверхность верхнего компрессионного кольца Камаз-740 покрыта молибденом и имеет бочкообразную форму. На рабочую поверхность второго компрессионного и маслосъемного колец нанесен хром. Ее форма на втором кольце Камаз-740 представляет собой конус с уклоном к нижнему торцу, по этому характерному признаку кольцо получило название "минутное". Минутные кольца применены для снижения расхода масла на угар, их установка в верхнюю канавку не допустима. Маслосъемное кольцо Камаз-740 коробчатого типа с пружинным расширителем, имеющим переменный шаг витков и шлифованную наружную поверхность. Средняя часть расширителя с меньшим шагом витков при установке на поршень должна располагаться в замке кольца. На двигателе модели 740.11 высота кольца - 5 мм, а на двигателях 740.13 и 740.14 высота кольца - 4 мм. Установка поршневых колец с других моделей двигателей Камаз может привести к увеличению расхода масла на угар.

Для исключения возможности применения не взаимозаменяемых деталей поршневой группы Камаз-740 при проведении ремонтных работ рекомендуется использовать ремонтные комплекты:

- 7405.1000128-42 - для двигателя 740.11-240; - 740.13.1000128 и 740.30-1000128 - для двигателей 740.13-260 и 740.14-300.

В ремонтный комплект Камаз-740 входят:

- поршень; - поршневые кольца; - поршневой палец; - стопорные кольца поршневого пальца; - гильза цилиндра; - уплотнительные кольца гильзы цилиндра. Форсунки охлаждения Камаз-740 устанавливаются в картерной части блока цилиндров и обеспечивают подачу масла из главной масляной магистрали при достижении в ней давления 0,8 - 1,2 кг/см2 (на такое давление отрегулирован клапан, расположенный в каждой из форсунок) во внутреннюю полость поршней. При сборке двигателя Камаз-740 необходимо контролировать правильность положения трубки форсунки относительно гильзы цилиндра и поршня. Контакт с поршнем недопустим.

Поршень с шатуном Камаз-740 соединены пальцем 3 плавающего типа, его осевое перемещение ограничено стопорными кольцами 6. Палец изготовлен из хромоникелевой стали, диаметр отверстия 22 мм. Применение пальцев с отверстием 25 мм недопустимо, так как это нарушает балансировку двигателя.

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

avtotehtrans.ru

Коленчатый вал Камаз

Коленчатый вал изго­товлен из высокоуглеродистой стали горя­чей штамповкой и упрочнен азотированием или закалкой токами высокой частоты ша­тунных и коренных шеек.

Он имеет пять коренных опор и четыре шатунные шейки, которые связаны между собой щеками.

В шатунных шейках вала выполнены полости, закрытые заглушками.

рис. 1

В полостях масло подвергается дополнительной центробеж­ной очистке.

Полости шатунных шеек сооб­щаются наклонными отверстиями, про­сверленными в щеках вала, с поперечными каналами в коренных шейках.

 На щеке, носке (переднем конце) и хвостовике (заднем конце) коленчатого ва­ла имеются противовесы системы уравновешивания; на щеках они выполнены как одно целое с коленчатым валом, на носке а хвостовике напрессованы при сборке и фиксируются сегментной шпонкой.

рис. 2

На носке коленчатого вала установлена ведущая шестерня привода масляного на­соса, на хвостовике — распределительная шестерня в сборе с маслоотражателем. В торцовой части носка коленчатого вала имеется отверстие для установки полумуф­ты отбора мощности, в торцовой части хвостовика — два отверстия для запрессовки штифтов фиксации маховика, осевое отверстие для опорного подшипника пер­вичного вала коробки передач и резьбовые отверстия для болтов крепления маховика.

От осевых смещений вал фиксируется четырьмя упорными сталеалюминиевыми полукольцами, установленными в выточках блока и крышке задней коренной опоры. Хвостовик коленчатого вала уплотнен ар­мированной резиновой манжетой, запрес­сованной в картер маховика, и маслоотра­жателем.

Коренные и шатунные под­шипники скольжения выполнены в виде сменных тонкостенных разрезных вклады­шей, которые с натягом устанавливают в точно обработанные цилиндрические гнез­да — постели.

Вкладыши коренных и шатунных под­шипников коленчатого вала изготовлены из стальной ленты, покрытой слоем свинцо­вистой бронзы и тонким слоем свинцовис­того сплава. Верхние и нижние вкладыши коренных подшипников коленчатого вала не взаимозаменяемы. Верхние вкладыши коренных подшипников отличаются от нижних наличием отверстий для подвода масла и кольцевой канавки для его распре­деления. Верхние и нижние вкладыши ша­тунных подшипников коленчатого вала взаимозаменяемы.

Чтобы предотвратить проворачивание и осевое перемещение вкладышей в гнездах, на краях вкладышей выдавлены кром­ки, которые входят в соответствующие пазы, выполненные в постелях блока и ша­туна, а также в их крышках.

По мере изнашивания шеек коленчато­го вала допускается перешлифовывать их четыре раза, вкладыши выпускаются семи ремонтных размеров (таблица), поскольку можно растачивать отверстия в блоке и шатунах под вкладыши в ремонтный раз­мер.

Ремонтные размеры шеек коленчатого вала и постелей под вкладыши

Шатунный подшипник

Коренной подшипник

диаметр, мм

маркировка вкладыша

диаметр, мм

маркировка вкладыша верх­него (нижнего)

шейки колен­чатого вала

постели шатуна

шейки колен­чатого вала

постели блока

79,50-0,013

85,0+0,01

740.1004058 Р1 79,50—85,0

94,5-0,015

100,0+0,021

740.1005170 (740.1005171) Р1 94,50—100,0

79.00-0,013

85,0-0,01

740.1004058 Р2 79,00

94,0-0,015

100,0 -0,21

740.1005170 (740.1005171) Р2 94,00—100,0

80,00-0,013

85,5+0,01

740.1004058 РЗ 80,00—85,00

95,O-0,015

100,5+0,021

740.1005170 (740.1005171) РЗ 95,00—100,5

79,50-0,013

85,5+0,01

740.1004058 Р4 79,50—85,5

94,50-0,015

100,5+0,021

740.1005170 (740.1005171) Р4 94,50—100,5

79,00-0,013

85,5+0,01

740.1004058 Р5 79,00—85,0

94,0-0,015

100,5+0,021

740.1005170 (740.1005171) Р5 94,00—100,5

78,5О-0,013

85,0+0,01

740.1004058 Р6 78,50—85,00

93,50-0,015

100,0+0,021

740.1005170 (740.1005171) Р6 93,50—100,0

78,00-0,013

85,0+0,01

740.1004058 Р7 78,00—85,0

93,O-0,015

100,0+0,021

740.1005170 (740.1005171) Р7 93,00—100,0

 Клейма ремонтного размера и диамет­ров шеек коленчатого вала и постелей в блоке или шатуне наносятся на тыльную сторону вкладыша недалеко от плоскости разъема.

рис. 3

Маховик (рис. 3 ) необходим для накопления кинетической энергии в тече­ние рабочего хода и вращения коленчатого вала во время вспомогательных тактов, а также для вывода поршня из мертвых точек и уменьшения неравномерности вра­щения вала.

рис. 4

 Маховик отлит из специального серого чугуна. Он закреплен на заднем торце ко­ленчатого вала восемью болтами 3 из леги­рованной стали. Точная фиксация махови­ка на коленчатом валу достигается с по­мощью двух установочных штифтов, за­прессованных в торец коленчатого вала. На обработанную цилиндрическую поверх­ность маховика напрессован зубчатый ве­нец 1, предназначенный для соединения с шестерней вала стартера при пуске двига­теля. На заднем торце маховика устанавливается сцепление. Для регулирования двигателя на маховике имеются паз под фиксатор 2 маховика и 12 отверстий для проворачивания коленчатого вала ло­миком.

autoruk.ru


Смотрите также