Неисправности реле регулятора напряжения


Основные неисправности генератора и реле-регулятора, как их устранить

Генератор в автомобиле — это электрический агрегат, вырабатывающий электроэнергию для питания потребителей в автомобиле и заряда аккумуляторной батареи.

На большинстве современных автомобилей устанавливаются трехфазные генераторы переменного тока с электромагнитным возбуждением. Для получения постоянного тока генераторы снабжаются диодными выпрямителями.

Каким преимуществом обладают генераторы переменного тока?

Преимущество генераторов переменного тока, перед генераторами постоянного тока, заключается в том, что они имеют свойство самоограничения максимальной силы тока. Таким образом, отпадает необходимость установки в цепи генератора ограничителя тока, достаточно только ограничителя, вернее, регулятора напряжения.

Если бы не было регулятора напряжения, то, с ростом частоты вращения коленвала двигателя, соответственно и с ростом числа оборотов ротора генератора, резко возрастало бы напряжение, выдаваемое генератором, что могло бы вывести из строя потребители электроэнергии на автомобиле.

Кроме того, такие генераторы проще по конструкции, дешевле, имеют меньшие габариты и вес, чем генераторы постоянного тока.

Какие неисправности могут быть в генераторе?

К наиболее типичным неисправностям генератора автомобиля относятся: обрыв или замыкание витков статорной обмотки, или обмотки возбуждения (она находится на роторе), загрязнение или подгорание контактных колец, неисправности щеточного узла, то есть износ щеток или их зависание, выход из строя выпрямительного блока, износ подшипников вала ротора, обрыв проводов выводных клемм.

Как устраняют такие неисправности?

Замыкание витков обмоток или их обрыв устраняют либо пайкой, либо перемоткой обмоток в специальной мастерской. Самостоятельно, и без специального оборудования такой ремонт выполнить сложно. Иногда имеет смысл не ремонтировать генератор, а купить новый, так как ремонт, связанный с перемоткой обмоток является довольно дорогостоящим.

Если оборвались провода, например, с выводных клемм, то их можно припаять.

Загрязненные контактные кольца промывают бензином, после чего просушивают на воздухе. Если кольца окислились или подгорели, то их можно зачистить мелкозернистой наждачной бумагой, продуть сжатым воздухом, затем так же промыть бензином. В некоторых случаях кольца обрабатывают на токарном станке.

Изношенные щетки (обычно, если их высота меньше 8-10 мм), заменяют новыми. Старые, но неизношенные щетки протирают от загрязнений чистой тряпкой и промывают в бензине. Таким же способом чистят и щеткодержатели. В некоторых случаях приходится заменять весь щеточный узел.

Неисправный выпрямительный блок, как правило, не ремонтируют, а просто заменяют новым.

Неисправные или изношенные подшипники вала ротора заменяют новыми. Для устранения иных, более сложных неисправностей генератор сдают в ремонт в специализированную мастерскую.

Видео: как найти причину поломки генератора ВАЗ классики с вынесеным регулятором напряжения.

Какие неисправности могут быть в регуляторе напряжения?

Иногда причиной неполадок в работе генератора является неисправности в реле-регуляторе. Обычно это связано с перегоранием транзисторов, резисторов или выходом из стоя других его деталей. Часто реле-регуляторы не ремонтируются, а просто заменяются новыми, но, бывает, что после несложного ремонта их удается восстановить.

Конечно, заниматься таким ремонтом должен человек, разбирающийся в электротехнике.

Что делать если в дороге отказал регулятор напряжения?

Кстати, если в дороге отказал реле-регулятор, то можно продолжать движение, но нужно периодически, через каждый час поездки отсоединять разъем от регулятора и соединять подходящим проводом клеммы «+» и «Ш» на регуляторе.

Нужно поддерживать такой режим движения, чтобы зарядный ток не превышал 20-25А, и при этом включить максимальное количество потребителей электроэнергии. Через полчаса поездки провод с клемм следует отсоединить, чтобы не перезарядить аккумулятор.

(Никто ещё не поставил оценку. Будьте первым!) Загрузка...

avto-i-avto.ru

Основные неисправности системы энергоснабжения

Категория:

   Электрооборудование автомобилей

Основные неисправности системы энергоснабжения

При эксплуатации автомобиля в приборах системы энергоснабжения возникают механические и электрические неисправности. Механические неисправности определяют внешним осмотром и по шуму при работе. Электрические неисправности определяют по показаниям контрольных приборов. Характерными признаками неисправности системы энергоснабжения являются следующие.

Амперметр показывает разрядный ток при средней частоте вращения коленчатого вала. Контрольная лампа горит полным накалом. Это указывает на неисправности приборов системы (генератора, реле-регулятора) или электрических цепей системы (цепи зарядного тока, цепи возбуждения генератора).

Для проверки цепи зарядного тока необходимо при неработающем двигателе проверить напряжение на выводах аккумуляторной батареи и зажимах генератора. При исправной цепи вольтметр, подключенный к зажимам «-f » и «—» генератора покажет напряжение аккумуляторной батареи. Показания вольтметра ниже номинального напряжения батареи свидетельствуют о нарушении электрического контакта в соединениях, а отсутствие показаний—об обрыве цепи заряда,

В случае нарушения электрического контакта в соединениях цепи заряда необходимо подтянуть крепления наконечников проводов. Места крепления наконечников должны быть зачищены от загрязнения и окиси металла. Особое внимание следует уделить надежному креплению наконечников проводов, соединяющих генератор и реле-регулятор, выводов батареи с рамой и стартером, а также двигателя с рамой или кузовом автомобиля.

Для проверки цепи возбуждения необходимо подключить к зажиму Ш и корпусу генератора вольтметр и при включенном выключателе зажигания определить напряжение. При исправной цепи возбуждения напряжение должно быть не ниже 10 В для 12-вольтной системы энергоснабжения. Показания вольтметра ниже 10В указывают на повышенное сопротивление в соединениях цепи возбуждения, а отсутствие показаний вольтметра—об обрыве цепи.

После проверки состояния электрических цепей системы и устранения обнаруженных неисправностей необходимо проверить работоспособность генератора и реле-регулятора с помощью специальных переносных приборов. При отсутствии специального прибора проверка производится при средней частоте вращения коленчатого вала с помощью вольтметра, а нагрузка создается включением потребителей автомобиля (например, фар).

В случае отсутствия зарядного тока необходимо попытаться возбудить генератор непосредственно от аккумуляторной батареи, для чего при средней частоте вращения коленчатого вала соединить проводником зажим Ш генератора с зажимом «-f» аккумуляторной батареи.

Если при этом амперметр покажет зарядный ток, то это указывает на неисправность регулятора напряжения, а отсутствие зарядного тока — на неисправность генератора.

Отсутствие зарядного тока может быть при слабом натяжении ремня привода ротора генератора. При этом происходит проскальзывание ремня по шкиву генератора, что снижает частоту вращения ротора, а следовательно и напряжения генератора.

Амперметр постоянно регистрирует зарядный ток более 10А. Это может быть в результате нарушения регулировки регулятора напряжения; пробоя транзистора (сопротивление перехода эмиттер—коллектор равно нулю); короткого замыкания проводоЕ, подключенных к зажимам «+» и Ш генератора; увеличения сопротивления выключателя зажигания (например, окисление контактов выключателя) и других причин.

Длительный заряд вполне заряженной аккумуляторной батареи вызывает сильное газообразование в аккумуляторах батареи, и следовательно, уменьшение уровня электролита и разрушение активной массы пластин. Кроме того, при повышенном напряжении сокращается срок службы * ламп приборов освещения и увеличивается износ контактов прерывателей в приборах электрооборудования за счет повышенного искрообразования между ними.

Проверка регулируемого напряжения производится с помощью специальных приборов, соблюдая технические условия на проверку.

При установке на автомобиле контактного или контактно-транзисторного регулятора напряжения изменить регулируемое напряжение можно уменьшением натяжения пружины якорька. Если регулятор напряжения не поддается такой регулировке, его необходимо снять и сдать в мастерскую. Если же увеличение регулируемого напряжения, т. е большая сила зарядного тока при полностью заряженной батарее обнаружено в пути, далеко от автопредприятия, то во избежание недопустимого перезаряда батареи необходимо отключить провод от зажима U1 генератора. При этом генератор не будет возбуждаться и заряд батареи прекратится.

В пути следования через каждые 100—150 км необходимо подзаряжать батарею в течение 20—30 мин, для чего снова подключить провод к зажиму генератора. Во время подзаряда батареи скорость движения автомобиля необходимо поддерживать такой, чтобы сила зарядного тока не превышала 20—25 А.

Увеличение сопротивления выключателя зажигания вызывает снижение напряжения, подводимого к стабилитронам (в транзисторных) и к основной обмотке (в контактных) регуляторах напряжения, в результате чего напряжение генератора будет выше регулируемой величины, а поэтому в цепи заряда устанавливается ток большой силы, даже при полностью заряженной аккумуляторной батарее.

Состояние цепи возбуждения можно определить по напряжению, подводимому к зажиму 111 генератора. Если при включенном выключателе зажигания напряжение будет ниже 10В, то это указывает на увеличение сопротивления в соединениях цепи или в контактах выключателя зажигания. Снижение напряжения на зажиме Ш до 5В приводит к некоторому увеличению регулируемого напряжения, а при напряжении ниже 5В регулируемое напряжение уменьшается.

Причину понижения напряжения на зажиме LU генератора определяют по падению напряжения на отдельных участках цепи возбуждения, которое должно быть не более 0,1 В на каждом участке (например, на зажимах выключателя зажигания).

Амперметр показывает зарядный ток около нуля при разряженной аккумуляторной батарее и средней частоте вращения коленчатого вала.

Для проверки генератора и регулятора напряжения замыкают проводником зажимы «+» и Ш генератора и наблюдают за показаниями амперметра. Если при этом амперметр покажет зарядный ток, то это указывает на неправильную регулировку регулятора напряжения, а отсутствие зарядного тока — на неисправность генератора.

Стрелка амперметра колеблется, контрольная лампа мигает при средней частоте вращения коленчатого вала.

Это может быть при периодических нарушениях в цепях зарядного тока и возбуждения генератора, а также при периодической пробуксовке приводного ремня.

Колебание величины отдаваемого тока происходит при плохом контакте между щетками и кольцами. Нарушение контакта происходит за счет загрязнения контактных колец, повышенного износа щеток и уменьшения давления пружин на щетки.

При ослаблении натяжения ремня частота вращения ротора генератора в момент проскальзывания уменьшается, что вызывает снижение напряжения, а следовательно, и силы зарядного тока. В результате возникают колебания стрелки амперметра.

Основные неисправности генераторов

Плохой контакт между щетками и контактными кольцами ротора возникает при загрязнении и замасливании контактных колец, большом износе щеток и контактных колец, уменьшении давления пружин на щетки и зависании щеток в щеткодержателях. При таких неисправностях повышается сопротивление в цепи возбуждения, и следовательно, уменьшается мощность генератора. Напряжение генератора до заданной величины достигает только при повышенной частоте вращения ротора.

Для устранения неисправности снимают щеткодержатель и проверяют состояние щеток и контактных колец ротора. При необходимости протирают их тряпкой, смоченной бензином. Окисленную поверхность колец зачищают стеклянной шкуркой зернистостью 100—140; изношенные кольца протачивают. Щетки должны свободно перемещаться в щеткодержателе. Щетки, изношенные до высоты менее 7 мм, заменяют.

Давление пружины на щетку должно быть в пределах 180—260 гс. Для определения давления пружины каждой щетки надо удалить из щеткодержателя одну щетку, а другой щеткой, оставшейся в щеткодержателе, нажать на чашку стрелочных весов. Щетка будет входить в щеткодержатель и когда она будет выступать из щеткодержателя на 2 мм, то замеряют показание стрелки весов. Эта величина и будет тем давлением, с которым пружина прижимает щетку к контактному кольцу ротора. Также проверяют давление пружины другой щетки.

Обрыв обмотки возбуждения чаще всего возникает в местах пайки концов обмотки к контактным кольцам. Обрыв в обмотке возбуждения определяется омметром или контрольной лампой.

Эта неисправность устраняется бескислотной пайкой мягкими припоями. Когда обрыв произошел внутри катушки, производят замену или перемотку катушки.

При обрыве обмотки возбуждения в обмотке статора будет индуктироваться э. д. с. не более 5 В, обусловленная остаточным магнитизмом стали ротора.

Замыкание обмотки возбуждения на корпус ротора происходит при разрушении изоляции обмотки. Замкнутая на корпус обмотка закорачивается и по ней не будет проходить ток. В результате генератор работать не будет.

Замыкание обмотки на корпус определяют контрольной лампой’при напряжении 220—500 В. Один проводник соединяют с любым контактным кольцом, а другой — с сердечником или валом ротора. Лампа будет гореть, когда обмотка замкнута на корпус. Если невозможно изолировать обмотку от корпуса, ее заменяют.

Рис. 1. Проверка давления пружины щетки генератора

Межвитковое замыкание в катушке обмотки возбуждения возникает вследствие разрушения изоляции провода обмотки при перегреве или механическом повреждении. В результате уменьшается сопротивление цепи обмотки возбуждения, что вызовет увеличение тока возбуждения. Следовательно, повысится температура обмотки, что будет причиной еще большего разрушения изоляции провода и замыкания между собой большего количества витков катушки.

При работе генератора с регуляторами РР127 и РР380 ток возбуждения генератора замыкается через контакты регулятора. Следовательно, при снижении сопротивления обмотки возбуждения через контакты регулятора будет проходить ток больше допустимой величины и поэтому между контактами возникнет сильное искрение, что ускорит окисление и эрозию рабочей поверхности.

Если генератор работает с транзисторными реле-регуляторами, то при большой силе тока возбуждения происходит перегрев выходного транзистора, что может привести к его пробою.

Замыкание обмотки статора на корпус возникает вследствие механического или теплового повреждения изоляции обмотки. При этой неисправности значительно снижается мощность генератора вследствие короткого замыкания неисправных фазовых обмоток с корпусом и диодами выпрямителя генератора. Эта неисправность определяется контрольной лампой при напряжении 220—500 В, подключением одного провода на сердечник статора, а другого — на любой вывод обмотки статора. Лампа горит только при замыкании обмотки на корпус. Проверка обмотки производится при отключенном блоке выпрямителя от концов фаз. Дефектные катушки обмотки заменяются новыми.

Обрыв в цепи фазовой обмотки статора вызывает выключение фазы, что увеличит сопротивление в цепи остальных фаз. При такой неисправности снижается мощность генератора, и аккумуляторная батарея не будет полностью заряжаться.

В случае обрыва цепи двух фаз выключается вся цепь обмотки статора и генератор работать не будет.

В разобранном генераторе для определения обрыва в фазовой обмотке статора необходимо поочередно подключать к аккумуляторной батарее через лампочку по две фазы обмотки. Наличие обрыва выключает цепь, и лампа гореть не будет.

Межвитковое замыкание в катушках обмотки статора возникает при разрушении изоляции обмотки. В коротко-замкнутых катушках будет проходить ток короткого замыкания большой силы, что усилит перегрев катушки и дальнейшее разрушение изоляции обмотки. При такой неисправности значительно снижается мощность генератора, и при включении нагрузки напряжение генератора резко уменьшается.

Разрушенную изоляцию обмотки статора легко определить осмотром ее состояния в разобранном генераторе. Дефектные катушки обмотки статора заменяются новыми.

Межвитковое замыкание в обмотке статора также определяют при помощи дефектоскопа ПДО-1 (рис. 33). В пластмассовом корпусе дефектоскопа установлены индукционный и приемно-сигнальный аппараты. На стальные сердечники аппаратов намотано по одной обмотке. Обмотка приемно-сигнального аппарата замкнута неоновой лампой. Обмотка индукционного аппарата включена через контакты 8 электромагнитного прерывателя к двум зажимам. Параллельно контактам прерывателя включен искрогасящий конденсатор.

При проверке обмотки прибор устанавливают так, чтобы паз между зубцами сердечника статора располагался между воздушными зазорами сердечников приемно-сигнального и индукционного аппаратов. Затем обмотку индукционного аппарата подключают к источнику постоянного или переменного тока напряжением 12В. Ток в цепи индукционного аппарата вызовет вибрацию контактов прерывателя, а следовательно, пульсацию магнитного потока в сердечнике и сердечнике статора генератора. В результате пересечения силовыми линиями в катушке обмотки статора будет индуктироваться э.д.с. Если в катушке есть короткозамкнутые витки, то индуктированная э. д. е. создаст переменный ток, который вызовет свое переменное поле. Это магнитное поле, замыкаясь через сердечник приемно-сигнального аппарата, индуктирует в обмотке э. д е., под действием которой произойдет свечение лампы.

Рис. 2. Дефектоскоп ПДО-1: а — дефектоскоп, установленный в статор; б —схема дефектоскопа

Если проверяемая катушка обмотки статора не имеет виткового замыкания, то в ней не будут создаваться ток и магнитное поле. Следовательно, в обмотке 3 приемно-сигнального аппарата не будет индуктироваться э. д. с. и неоновая лампа светиться не будет.

Кроме названных, возникают также неисправности механического характера, например, износ и разрушение подшипников, износ шеек вала ротора, разработка шпоночной канавки вала и шкива, повреждение резьбы на валу и в гайках и др. Выявление и устранение подобных неисправностей не представляет больших трудностей.

Замыкание зажима «+» генератора на корпус происходит вследствие разрушения изоляции зажима или изоляции провода, подключенного к этому зажиму. При такой неисправности генератор и аккумуляторная батарея будут короткозамкнуты корпусом автомобиля. Короткое замыкание генератора вызовет резкое увеличение силы тока в обмотке статора и в диодах выпрямительного блока, а поэтому произойдет тепловое разрушение изоляции обмотки и Пробой диодов выпрямительного блока. Дефектную изоляцию зажима заменяют новой. Поврежденные обмотки статора и выпрямительный блок диодов заменяются.

Основные неисправности выпрямителей

Пробой диодов выпрямительного блока происходит при перегреве током большой силы, повышении напряжения генератора выше нормы и механическом повреждении.

В пробитом диоде сопротивление практически будет равно нулю. В этом случае он проводит ток в обоих направлениях, что вызовет короткое замыкание фаз обмотки ста тора. В результате этого снизится мощность генератора и аккумуляторная батарея не будет полностью заряжаться. При неработающем двигателе аккумуляторная батарея будет разряжаться через пробитые диоды выпрямительного блока. При пробое, а также при обрыве цепи диода вследствие снижения мощности генератора происходит резкое уменьшение напряжения генератора в момент включения нагрузки.

Проверку диодов на пробой и обрыв цепи производят контрольной лампой мощностью 1Вт от аккумуляторной батареи напряжением 12 (24) В или омметром.

Диод исправный, если лампа горит только в одном из случаев подключения к батарее. Диод имеет обрыв цепи, если лампа не будет гореть в обоих случаях подключения проводов. Диод имеет короткое замыкание (пробит), если лампа горит при любом подключении проводов.

Проверку исправности диодов выпрямительного блока генератора производят по схеме, приведенной на рис. 3, в, г.

Для проверки диодов, соединенных с шиной, подключают к ней провод от вывода «+» аккумуляторной батареи, а другим проводом, соединенным с выводом «—» батареи, поочередно касаются зажимов блока. При исправном состоянии цепи диода лампа будет гореть. Лампа не горит, если в цепи диода есть обрыв. Затем подключают к шине провод от вывода «—» аккумуляторной батареи, а другим проводом поочередно касаются зажимов блока. При исправном состоянии диода лампа не горит. В случае пробоя диода лампа будет гореть. Также проверяют диоды, соединенные с шиной. В выпрямительных блоках при неисправном диоде заменяют секцию блока.

При испытании исправного диода его сопротивление будет не более 200 Ом, а при перемене местами концов проводников от омметра к выводам диода — несколько сотен килоом. В пробитом диоде сопротивление равно нулю, а при обрыве выводного проводника — бесконечности.

Основные неисправности реле-регуляторов

В реле-регуляторах возникают различные неисправности, вызывающие увеличение или уменьшение регулируемого напряжения генератора.

При пониженном напряжении уменьшается сила зарядного тока даже при разряженной аккумуляторной батарее.

Повышение напряжения выше нормы вызывает увеличение силы зарядного тока даже при заряженной батарее.

Окисление контактов регуляторов напряжения реле-регуляторов PPI27, РР380 и др. возникает вследствие ис-крообразования между контактами.

Искрообразование усиливается при недопустимом увеличении силы тока возбуждения (например, при межвитко-вом замыкании обмотки возбуждения), а также при обрыве дополнительных резисторов.

Вследствие окисления контактов повышается сопротивление цепи возбуждения генератора, а поэтому уменьшаются сила тока возбуждения и напряжение генератора.

Окисленные контакты зачищают стеклянной бумагой зернистостью 140—170, а затем протирают замшей или плотной тканью, смоченной спиртом или очищенным бензином.

При загрязнении контактов регулятора напряжения РР362 в момент их замыкания не будет запираться транзистор, а поэтому напряжение генератора будет больше регулируемой величины. Сила зарядного тока также будет большой даже при заряженной батарее. Контакты протирают замшей или плотной тканью, смоченной спиртом или очищенным бензином.

Нарушение регулировки регулятора вызывает изменение установленного значения напряжения генератора, которое уменьшается при снижении упругости пружины якорька и уменьшении зазора между якорьком и сердечником (при неправильной регулировке). При увеличении натяжения пружины и большей величине зазора между якорьком и сердечником напряжение генератора возрастает. Эти дефекты устраняются регулировкой регулятора.

Обрыв основной обмотки. При этой неисправности не будет намагничиваться сердечник регулятора и напряжение генератора повышается больше установленной величины. Обрыв цепи основной и других обмоток реле-регуляторов возникает при механическом повреждении или перегреве вследствие увеличения силы тока при повышенном напряжении генератора. Обрыв обмоток проверяют омметром или контрольной лампой. Дефектные обмотки заменяют или спаивают провода в месте обрыва.

Обрыв выравнивающей обмотки. При этой неисправности в цепь обмотки возбуждения включаются дополнительные резисторы, что снижает силу тока возбуждения, а поэтому напряжение генератора не будет достигать установленной величины. Провода в месте обрыва обмотки спаивают, а при сильном повреждении обмотки ее заменяют.

Обрыв в цепи резисторов. При нарушении цепи дополнительных резисторов Rg в момент срабатывания регулятора прерывается цепь возбуждения и в обмотке индуктируется очень большая э. д. с. самоиндукции. В реле-регуляторах РР127 и РР380 возникнет сильное ценообразование между контактами, что вызовет их быстрое разрушение. В реле-регуляторах РР362 и РР350 э. д. с.самоиндукции будет создавать ток, замыкающийся в цепи обмотки возбуждения через гасящий диод. Вследствие значительного уменьшения силы тока в обмотке возбуждения снижается напряжение и мощность генератора.

В случае обрыва резистора температурной компенсации RTK нарушается цепь основной обмотки регулятора напряжения и тогда не будет работать регулятор.

Обрыв ускоряющего резистора прервет цепь основной обмотки регулятора, что вызовет значительное повышение напряжения генератора. Разрушенные резисторы заменяются исправными. Проверка величины сопротивления резисторов производится омметром.

Пробой транзистора реле-регулятора РР362 и выходного транзистора регуляторов РР350 и РР356, как правило, возникает при перегреве их током большой силы.

При пробитом транзисторе (сопротивление перехода эмиттер—коллектор равно нулю) напряжение генератора не регулируется и достигает большой величины.

При обрыве в цепи транзистора (сопротивление эмиттер— коллектор равно бесконечности) прерывается цепь возбуждения генератора и он не возбуждается.

Проверку состояния транзистора реле-регулятора РР362 на автомобиле производят при неработающем двигателе. Для этого снимают крышку реле-регулятора и подключают контрольную лампу одним проводом на зажим Ш реле-регулятора, а другим — на корпус автомобиля. Включают выключатель зажигания, при этом лампа будет гореть при исправном и пробитом транзисторе и не будет гореть при обрыве в цепи транзистора. Затем нажимают пальцем на якорек регулятора напряжения или якорек реле защиты для замыкания контактов этих приборов. Если транзистор исправный, то в момент замыкания контактов регулятора или реле, он запрется, а поэтому лампа погаснет.

Для определения пробоя выходного транзистора у снятых с автомобиля реле-регуляторов РР350, РР356 и РР362 надо подключить реле-регулятор к двенадцативольтной аккумуляторной батарее с последовательно включенной лампой мощностью 1 Вт. Провода подключают к зажимам Ш и ВЗ у РР362 и к зажимам Ш и «+» у РР350 и РР356. Лампа будет гореть только при пробитом транзисторе.

Проверка транзисторов омметром. Если к базе транзистора типа р—п—р подключить плюсовой вывод внутренней батареи омметра, то переходы будут закрыты и омметр покажет большое сопротивление (десятки КОм) между базой и коллектором или базой и эмиттером (рис. 5, а). Если же к базе подключить минусовой вывод внутренней батареи, омметр покажет малое сопротивление (десятки Ом) между базой и коллектором или эмиттером.

При проверке транзисторов типа п—р—п омметр подключается по схеме, приведенной на рис. 5, б. Прямое сопротивление перехода имеет обычно величину порядка десятка или сотен Ом, обратное — сотен кОм или единиц МОм.

Транзистор неисправен, если сопротивление намного отличается от указанных значений. Близкое к нулю сопротивление указывает на замыкание переходов, очень большое на нарушение (обрыв) контактов.

Тепловое разрушение стабилитрона. В этом случае стабилитрон будет проводить ток в обоих направлениях. В РР350 и РР356 при поврежденном стабилитроне будет закрыт выходной транзистор, а поэтому напряжение генератора будет очень малой величины (не более 5 В).

Основные неисправности реле защиты РР362

Обрыв обмотки. При такой неисправности в случае замыкания зажимов Шна корпус в цепи транзистора устанавливается большая сила тока, что вызывает перегрев и пробой транзистора.

Окисление контактов. При сильном окислении контактов в момент их замыкания не будет запираться транзистор, что приведет к пробою транзистора в случае замыкания зажимов Ш на корпус.

Рис. 5. Проверка транзисторов: а — схема измерения сопротивления переходов транзистора типа р—я—р; 6 — схема измерения сопротивления переходов транзистора типа п—р—п

Проверку обмоток на обрыв производят осмотром или контрольной лампой. Сопротивления обмоток сопоставляют с данными, приведенными в технических условиях.

Читать далее: Проверка технического состояния генераторов и реле-регуляторов

Категория: - Электрооборудование автомобилей

stroy-technics.ru

Как вычислить неисправность генератора?

Генератор автомобиля – это очень значимый элемент его конструкции, который, вместе с аккумулятором машины, обеспечивает многие важные узлы транспортного средства необходимой электроэнергией. Так, благодаря энергии, полученной от генератора, работает система зажигания, световые приборы и различные электронные устройства, которых в современном автомобиле достаточно много. Разумеется, даже малейшая неисправность генератора будет влиять на рабочую эффективность любых электроприборов машины вплоть до полной блокировки их деятельности.

Поэтому автовладельцу желательно иметь хотя бы общее представление об основных причинах неполадок генератора, их характерных признаках, методах диагностики и устранения.

1. Что такое генератор?

Автомобильным генератором называют устройство, отвечающее за преобразование механической энергии, полученной от коленвала двигателя, в ее электрический вариант.

В современных транспортных средствах генератор применяется для питания системы зажигания, бортового компьютера, различной автомобильной светотехники, системы диагностики и других электропотребителей. Кроме того, именно он обеспечивает заряд аккумуляторной батареи. В современном мире к таким устройствам предъявляется целый ряд требований, среди которых надежность находится на первом месте. Это и неудивительно, ведь генератор создан для поддержания бесперебойной работы большинства составляющих компонентов машины (стандартная мощность современного агрегата легкового автомобиля составляет около 1 кВт).

Первый генератор «увидел» мир в 1832 году, а его «родителями» стали парижские ученые-техники – братья Пикси. Конечно, на то время такая конструкция была далекой от совершенства, и ею было трудно пользоваться. Для работы такой машины люди были вынуждены вращать тяжелый постоянный магнит, который создавал переменный электроток на двух проволочных катушках, закрепленных недалеко от его полюсов. Данный генератор имел устройство для выравнивания тока, а для повышения мощности электрических машин ученые тех времен начали увеличивать количество магнитов и катушек.

Таким образом, одной из машин «нового поколенья» стал генератор Эмиля Штерера, сконструированный в 1843 году. Он был оснащен сразу тремя сильными подвижными магнитами и шестью катушками, которые вращались вокруг вертикальной оси.

Первый этап создания и последующего развития электромагнитных генераторов (охватывает период до 1851 года) ознаменовался тем, что для получения магнитного поля использовались постоянные магниты, а на втором этапе (с 1851 по 1867 год) они были заменены электромагнитами, что поспособствовало увеличению мощности самого генератора. Питание обмотки электромагнита исходило от небольшого автономного генератора тока с постоянными магнитами.

Первые автомобили оборудовались коллекторными генераторами постоянного тока, а сам коллекторный узел требовал регулярного контроля и обслуживания, причем серьезно ограничивая ток нагрузки. С появлением сильных диодных выпрямителей (сначала селенового типа, а позднее и кремниевых) стало возможным использовать на транспортных средствах синхронные генераторы переменного тока, которые обладали куда более выгодными характеристиками: они были примерно втрое легче и намного надежнее при тех же показателях мощности и более стабильном токе на выходе.

В наше время на автомобилях устанавливают синхронные трехфазные электрические генераторы переменного тока, а в качестве выпрямителя выступает устройство трехфазного типа, созданное по схеме Ларионова.

Такие генераторы обладают достаточной прочностью, большим рабочим ресурсом, сравнительно небольшой массой и такими же габаритами, имеют невысокий уровень шума и радиопомех. Однако основным требованием к данному механизму есть наличие достаточного уровня мощности и постоянной подачи тока.

Мощности генератора должно хватать для одновременного снабжения электроэнергией работающих электропотребителей и заряда аккумуляторной батареи. Более того, даже в случае использования всех штатных потребителей на малых оборотах мотора, аккумулятор не должен сильно разряжаться. Также генератор обязан поддерживать напряжение бортсети не только в заранее установленных пределах, но и во всем диапазоне электрических нагрузок.

2. В чем выражаются неисправности генератора и как их можно устранить

Неисправности по части электрооборудования автомобиля занимают одну из лидирующих позиций в списке наиболее частых поломок. Условно их разделяют на две группы: первая – это неполадки источников тока (аккумулятора или генератора), а вторая – неисправности его потребителей (оптики, зажигания, бортового компьютера и т.д.). Неполадка в работе хотя бы одного из источников электрического тока вызывает общую неисправность транспортного средства и подвергает его эксплуатации в ненормальных режимах, а в отдельных случаях – ведет к обездвиживанию машины.

Учитывая тот факт, что генератор – это не только электрическое, но еще и механическое устройство, вполне логичным будет разделить все его возможные проблемы на две категории – механические и электрические. К первому варианту относят разрушение корпуса, креплений, нарушение работы подшипников, ременного привода, прижимных пружин и прочие неисправности, никак не связанные с электрической частью.

Ко второй группе, то есть к электрическим неполадкам, следует отнести обрыв обмотки, поломку диодного моста, межвитковые замыкания, биение ротора, износ/выгорание щеток, пробои, неисправности реле-регулятора и всевозможные замыкания.

Правда, довольно часто симптомы, указывающие на типичные неисправности генератора, оказываются следствием совершенно других причин. Так, например, плохой контакт в гнезде предохранителя обмотки возбуждения действительно указывает на неисправность генератора, однако такое же мнение может возникнуть и из-за обгорания контактов, находящихся в корпусе замка зажигания. Точно также постоянное свечение лампы-индикатора, сигнализирующее о неисправности генератора, может являться следствием поломки реле.

Основными признаками неисправности автомобильного генератора есть:

1) Непрерывное свечение (или мерцание) контрольной лампы разряда аккумуляторной батареи при работающем двигателе;

2) Полная разрядка или перезаряд аккумулятора;

3) Тусклое свечение автомобильных фар или еле слышный звуковой сигнал при работающем моторе;

4) Существенное изменение яркости фонарей с увеличением количества оборотов. Такой вариант считается допустимым, когда присутствует увеличение оборотов (перегазовка) с режима холостого хода, однако после яркого загорания фар она больше не должна увеличиваться, оставаясь все на том же уровне;

5) Посторонние звуки (писк или вой), которые исходят от генератора.

Сейчас мы рассмотрим наиболее типичные неисправности генератора и способы устранения проблемы. Итак, если приводной ремень пробуксовывает, то от Вас потребуется лучше его натянуть, предварительно убедившись в исправном функционировании подшипников.

В случае, когда наблюдается зависание щеток, следует очистить их от грязи, проверить щеткодержатель и усилие щеточных пружин. При необходимости – заменить неисправные элементы. Проблема подгорания контактных колец решается путем их зачистки, а при необходимости еще и проточки.

Если ротор задевает полюса статора, то тут нужно проверить подшипники и места их посадки, а в случае сильного износа поврежденные детали следует заменить. Проблемы в работе регулятора напряжения и обрыв в цепи решаются путем замены указанного регулятора и ликвидации обрыва.

Если генератор посылает зарядный ток, но не обеспечивает достаточный заряд аккумуляторной батареи, то причину нужно искать в:

1) Плохом контакте между «массой» генератора и «массой» регулятора напряжения (следует проверить целостность проводов и надежность самого контакта);

2) Срабатывании защитного реле регулятора напряжения, что основывается на замыкании в цепи возбуждения генератора «на массу» (найдите место замыкания и устраните поломку);

3) Износе или зависании щеток (решить проблему можно путем их замены или очистки от грязи);

4) Замасливании и прочем загрязнении контактных колец (протрите детали тканью, смоченной в бензине);

5) Неисправности регулятора напряжения. Если причина и правда в нем, то, скорее всего, придется менять устройство;

6) Также причиной подобного явления может быть витковое замыкание, обрыв цепи одной из фаз обмотки статора или пробой диодов выпрямительного блока. В этом случае следует разобрать устройство, проверить состояние обмотки статора на предмет обрыва или замыкания и, в случае необходимости, заменить неисправную деталь.

Слабое натяжение ремня генератора или износ и разрушение подшипников устраняются путем соответствующей регулировки и замены. При ослаблении гайки шкива генератора следует подтянуть гайку, а износ посадочного места подшипника свидетельствует о необходимости новой детали.

Если Вы услышали, что генератор начал «выть» (произошло межвитковое замыкание), то в данном случае решить проблему сможет только новый статор. Отдельно следует отметить необходимость регулярного контроля натяжения и общего состояния ремня привода, чтобы при малейших трещинах и расслоениях вовремя заменить поврежденную деталь.

3. Самостоятельная диагностика, или как разобраться в проблемах генератора

Определить неисправность в самостоятельном порядке бывает очень даже непросто, особенно если для ее диагностики требуется специальная аппаратура, как, например, в случае с межвитковым замыканием обмоток. Довольно часто проблемы в работоспособности генератора появляются вследствие замыкания обмоток на «корпус». В этом случае его присутствие поможет определить омметр – прибор, предназначенный для измерения сопротивления. Используя данный инструмент, также можно провести диагностику диодного моста и соединительных проводов на предмет их целостности или определить наличие контакта держателей щеток.

В большинстве случаев возможные неисправности генератора можно обнаружить с помощью индикатора контроля заряда батареи: если при включении зажигания индикаторная лампа так и не зажглась, причинами этого могут быть:

- неисправность аккумуляторной батареи;

- неисправность самой контрольной лампочки;

- отсутствие контакта или повреждение целостности проводов в цепи индикатора;

- износ генераторных щеток или плохой контакт на щеточном узле;

- проблемы в работе регулятора напряжения.

В тех случаях, когда контрольная лампа индикатора постоянно светится, вне зависимости от режима работы силового агрегата, то в функционировании генератора могут присутствовать следующие проблемы:

- пробой диодов;

- износ или ослабление приводного ремня;

- обрыв или короткое замыкание в статорной обмотке;

- неисправность или сбой в настройках регулятора напряжения.

Свидетельством нормальной работоспособности автомобильного генератора есть стабильное напряжение на выходе (то есть на клеммах устройства), соответствующее показателю в 13,8 – 15,5 Вольт. В случае завышенного порога напряжения, это может вызвать поломку электрических элементов автомобильной схемы, а также повлиять на разрушение аккумуляторной батареи. Причиной данного явления зачастую есть неисправное состояние регулятора напряжения или же неточная настройка указанного устройства.

Кроме того, слишком высокое выходное напряжение нередко бывает следствием пробоя диодного моста, плохого контакта на корпусной клемме генератора или свидетельством наличия межвитковых замыканий на обмотке ротора.

Правда, в отдельных случаях виновником повышенного напряжения бортсети является аккумулятор, когда возникает замыкание любой из его секций. Поэтому, пытаясь определить причины неисправности генератора, об этом моменте не стоит забывать.

В домашних условиях самым простым способом диагностики устройства генератора есть проверка предохранителя. Если с ним все хорошо, тогда можно переходить к осмотру самого агрегата и его расположения. В первую очередь выполняется проверка свободного вращения ротора, целостность ремня и остальных составляющих элементов (проводки, корпуса и т.д.).

Если не нашлось ничего, что могло б вызвать подозрения, тогда проверьте щетки и контактные кольца. Как правило, в ходе длительной эксплуатации щетки изнашиваются, и их может перекосить или заклинить. Канавки токосъемных колец часто забиваются графитовой пылью, что требует незамедлительной их очистки (признаком этой проблемы будет избыточное искрение).

Уделите внимание подшипникам и статору, ведь нередко встречаются случаи серьезного износа именно этих деталей.

Чтобы проверить обмотку возбуждения ротора на наличие короткого замыкания или обрывов, можно воспользоваться мультиметром, переключенным в режим омметра (для измерения сопротивления). Он подсоединяется к контактным кольцам генератора. Допустимое сопротивление, которое принято считать нормой, должно находиться в пределах от 1,8 до 5 Ом. Значения ниже указанной цифры будут свидетельствовать о наличии замыкания, а если показатели выше нее, значит проблема в прямом обрыве обмотки.

Проверку обмотки статора на «пробой на массу» выполняют, предварительно отсоединив ее от выпрямительного блока. Если мультиметр выдал очень большое показание сопротивления, можно не сомневаться в отсутствии контакта статорных обмоток с корпусом, то есть «массой».

Диоды, расположенные в блоке выпрямителя, также можно проверить с помощью мультиметра, предварительно полностью отсоединив от обмотки статора. Выберите на приборе соответствующий режим («проверка диодов») и подключите плюсовой щуп к плюсу или минусу выпрямителя, а минусовый – к выводу фазы. После выполнения этого действия щупы нужно поменять местами. Если вторые показания мультиметра сильно отличаются от предыдущих - это значит, что с диодом все в порядке, если совсем не отличаются – деталь неисправна. Наиболее явный признак скорой «гибели» генераторного диодного моста – окисление контактов, причиной чего служит перегрев радиатора.

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Вконтакте и Instagram: все самые интересные автомобильные события в одном месте.

Была ли эта статья полезна?

auto.today

Регулятор напряжения генератора ВАЗ 2110 - как проверить и заменить

В схему электрооборудования автомобиля входит такое устройство, как регулятор напряжения генератора ВАЗ 2110. В его задачу входит ограничение выходного напряжения генератора и доведение его до оптимальных значений в соответствии с параметрами бортового оборудования. В этой статье мы расскажем, как работает это устройство, какие для него характерны неисправности, как проверить и заменить. Также мы дадим вам подробные рекомендации, которые позволят вам продолжить движение при неисправном регуляторе.

Что такое регулятор напряжения генератора?

Регулятор напряжения представляет собой реле, которое в нужные моменты времени замыкает и размыкает электрическую цепь. В автомобилях данное реле работает для ограничения выходного напряжения. Дело в том, что генератор с определенной частотой вращения ротора может вырабатывать конкретное напряжение. Так как частота вращения ротора постоянно зависит от частоты вращения коленчатого вала, то и напряжение меняется соответственно. Для удержания заданного напряжения было разработано специальное устройство, которое помогает создать выходное напряжение в пределах 12 – 14 Вольт.

Первое реле напряжения выполнялось в виде электромагнита, которое с изменением входной величины размыкалось, а при падении напряжения снова замыкалось, таким образом, напряжения в электрической цепи бортовой системы удерживалось в строго заданном диапазоне. Такой диапазон необходим для корректной работы электрических приборов. Если увеличить величину напряжения до значений, превышающих номинальные, то прибор попросту выйдет из строя.

Другим этапом развития механического реле стало появление полупроводникового устройства, которое работает намного точнее и надежнее. Полупроводниковое реле имеет меньшие габариты и специальный сигнализатор, который говорит о том, работает ли прибор или он вышел из строя.

Главным отличие механического реле от полупроводникового – это возможность проведения регулировок. Если выходное напряжение питающей цепи изменилось, то, изменяя положение специального устройства, можно задать новые величины, которые позволят работать реле еще долгое время.

При выходе из строя реле регулятора, оно подлежит только замене!!!

Неисправности и проверка регуляторов на ВАЗ

В процессе эксплуатации регулятор напряжения может выйти из строя. В автомобилях ВАЗ 2110 всех выпусков применяется полупроводниковое реле, которое имеет в своем составе графитовые щетки генератора. Неисправность реле может привести к следующим последствиям:

Всего встречаются только две неисправности реле регулятора напряжения. Таковыми являются: отказ работы реле (зарядка не происходит, или происходит перезаряд батареи) и его некорректная работа (реле работает, но пропускает слишком маленькое напряжение, которого недостаточно, чтобы зарядить аккумуляторную батарею). Обо всех неисправностях реле можно узнать по многим внешним признакам, а также с помощью диагностики.

Самый надежный способ проверить регулятор напряжения – это замерить электрическую величину на клеммах аккумуляторной батареи при запущенном двигателе на холостом ходу. Нормой напряжения принято считать значения от 13,5 до 14,2 Вольт. Если уровень напряжения превышает эти значения или имеет более низкие, значит, регулятор напряжения вышел из строя и подлежит замене.

Помимо этого, существуют и другие признаки отказа реле в работе, после которых обычно и начинает проверка устройства:

  1. Сработала контрольная лампа зарядки при работе двигателя. С увеличением числа оборотов лампа гаснет.
  2. Тусклый свет фар во время работы двигателя. Точно также, с увеличением числа оборотов можно наблюдать более яркое свечение.
  3. Слишком яркий свет фар и последующее перегорание ламп также указывает на некорректную работу реле.
  4. Если заряда аккумулятора хватает на малое число пусков, значит, реле не обеспечивает необходимого заряда в полной мере.

Что делать, если реле напряжения вышло из строя?

Бывает такое, что реле вышло из строя в самый неподходящий момент, когда до дома еще ехать, а аккумулятор не заряжается. Емкость аккумулятора при экономном режиме может обеспечить довольно длительную работу двигателя, что позволит вам без проблем добраться до места ремонта. Ниже мы приведем список рекомендаций, которые помогут вам доехать, как это называется, «на аккумуляторе» и не заглохнуть.

Замена регулятора генератора на ВАЗ 2110

После обнаружения всех вышеперечисленных неисправностей, необходимо произвести замену реле. Для этого необходимо точно знать, какое именно реле установлено на вашем автомобиле. Дело в том, что в зависимости от модели автомобиля, применяются и разные генераторы. Модификации ВАЗ 2110 тоже имеют разные генерирующие устройства.

Условно регуляторы можно разделить на два вида: для инжекторных автомобилей и карбюраторных. Конструктивных отличий у них мало, а вот параметры, на основе которых они работают, могут различаться.

После определения типа реле, выполняется приобретение точно такого же нового регулятора. Затем, отключить минусовую клемму аккумулятора и демонтируйте штекер из разъема реле. Открутите два шурупа крепления реле и открутите гайку проводов массы. Демонтируйте старые щетки, а на их место установите новые. Монтаж производится в обратном порядке.

На этом замена регулятора напряжения ВАЗ 2110 завершена. 

VipWash.ru


Смотрите также