Как заряжать аккумулятор с обратной полярностью зарядным устройством
Как определить полярность аккумулятора автомобиля прямая или обратная
Ошибка при подключении аккумулятора во время присоединения к бортовой сети автомобиля – частая причина отказа электрооборудования авто.
Несмотря на то, что обозначения полярности на АКБ легко читаемы, имеют рельефную структуру, положительная и отрицательная клеммы аккумуляторной батареи отличаются по размеру, переполюсовка часто встречается в практике автолюбителей. В связи с чем у них иногда возникает вопрос: как можно определить полярность аккумулятора, если стерлась маркировка?
Неправильное подключение (когда путают «плюс» и «минус») чаще всего происходит по следующим причинам:
- человеческий фактор, прежде всего, невнимательность, при замене одной АКБ на другую, особенно в процессе многозадачного ремонта;
- сильный износ обозначений, повреждения корпуса АКБ;
- неправильный заряд аккумуляторной батареи от стационарного зарядного устройства (очень редко, но случается при полном разряде аккумулятора);
- установка разъемов нештатных цветов в автомобиле (обычно проводка минусовой клеммы – черная, плюсовой – красного цвета);
- нетрадиционная полярность кузовной шины (есть автомобили, где на массу заземляется плюсовой вывод аккумуляторной батареи, то есть сам авто имеет обратную полярность).
Ошибка при подключении клемм АКБ непременно приводит к выходу из строя элементов и узлов электрооборудования автомобиля, иногда очень серьезным. Поэтому при подключении аккумуляторной батареи к бортовой сети автомобиля следует уделять особое значение определению его полярности.
Стандарты прямой и обратной полярности аккумулятора — что это такое?
В современных аккумуляторных батареях для легкового автотранспорта на корпусе АКБ располагаются две клеммы: плюсовая и минусовая. Рядом с этими клеммами располагаются обозначения «минус» и «плюс» в виде арифметических знаков “ –“ и “+”, Согласно международному стандарту эти обозначения выполняются в рельефном исполнении, чтобы облегчить определение полярности в темное время суток.
Прямая либо обратная полярности определяются путем установки АКБ наклейкой или табличкой вперед. При отсутствии табличек АКБ располагается клеммами вперед.
Если плюсовая клемма находится справа, а минусовая клемма – слева, то полярность считается обратной (или европейской). Если плюсовая клемма расположена слева, а минусовая клемма справа, то полярность считается прямая (иногда ее называют — российская полярность). Очевидно, при этом руководствуются принятой полярностью курских аккумуляторов, которые ранее устанавливались на Москвич и Жигули.
При этом клеммы могут располагаться внутри геометрических размеров корпуса аккумулятора (условно классифицируются, как европейское исполнение) или выступать над верхней крышкой (азиатское).
Размеры положительных и отрицательных клемм (диаметр) также отличаются: положительная клемма всегда немного толще относительно отрицательной.
Перед приобретением аккумулятора для своего автомобиля следует изучить следующие параметры установочного штатного места:
- габаритные размеры, отведенные под АКБ;
- метод крепежа;
- полярность подключения (прямая или обратная);
- размер клемм;
- расположение газоотвода.
Для облегчения процесса выбора некоторые производители предлагают автоматизированный онлайн-каталог, с помощью которого можно быстро и без ошибок определить необходимую модель АКБ. Как правило, в модельной линейке большинства производителей есть аккумуляторы прямой и обратной полярности.
В некоторых автомобилях размеры выводов клемм позволяют подключить аккумулятор любой полярности. С одной стороны, эта универсальность является плюсом. Однако, вероятность неправильной установки полярности (переполюсовки) в этом случае увеличивается.
Как определить полярность аккумуляторной батареи в случае отсутствия маркировки
По размеру клемм
Если обозначения «плюс» и «минус» на корпусе аккумулятора отсутствуют, можно руководствоваться диаметром клемм: плюсовая клемма всегда немного толще минусовой. При этом можно попробовать последовательно подключать минусовую клемму к клеммам АКБ (положительную в это время не трогать, лучше изолировать!). На минусовой вывод аккумуляторной батареи клемма будет надеваться, на плюсовой – заходить с трудом либо не одеваться вообще. Но следует понимать, что такой метод не обладает стопроцентной точностью.
Мультиметром
Надежнее для определения полярности аккумулятора использовать мультиметр. Для этого его необходимо переключить в режим измерения постоянных напряжений U (предел измерений 20 Вольт). Далее подключить черный щуп мультиметра к предполагаемому минусовому выводу АКБ. Красный щуп мультиметра подключить к другой клемме. Если показания вольтметра будут положительные (на цифровом табло будет просто около 12 вольт), то ваши предположения оправдались: черный щуп подключен к минусу, красный – к плюсу. Если на табло будет величина « — 12 Вольт», значит, красный щуп подключен к минусовой клемме.
По налету на клеммах
Косвенным способом определения полярности «подгулявших» аккумуляторов является повышенное оксидное загрязнение положительной клеммы (зеленоватый или белый налет).
Последствия неправильного подключения
В практике автоэлектриков встречаются различные случаи переполюсовки аккумулятора (неправильной установки полярности). В большинстве случаев она является следствием обычной невнимательности, спешки.
Иногда в процессе эксплуатации автомобиля устанавливаются провода подключения клемм АКБ другого цвета, что также может привести к ошибке.
Есть случаи неправильной зарядки. Если аккумулятор разряжается практически полностью, то существует вероятность заряда АКБ в обратной полярности с помощью зарядного устройства, если перепутать его выводы.
Разберем последствия неправильной полюсовки в порядке их значимости.
1. Выход из строя генератора
Наступает в 90% случаев, особенно когда АКБ заряжен хорошо. Может привести к возгоранию электропроводки.
Вероятнее всего в генераторе выходит из строя одно из плеч выпрямительного моста (два диода). Иногда могут пробить две-три пары диодов. При переполюсовке получается, что они соединяются в прямом включении, через них протекает большой ток, они пробиваются. Пробитый диод имеет практически нулевое сопротивление. При этом протекает огромный ток, который может вызвать возгорание электропроводки либо вывести из строя аккумуляторную батарею.
Некоторые производители в цепь генератора включают плавкую ставку (предохранитель), чтобы избежать подобных ситуаций. В любом случае, если произошла переполюсовка, необходимо обязательно проверить генератор.
2. Поломка электронных блоков управления
Наиболее чувствителен в этом случае блок управления двигателем. При выходе его из строя двигатель прекращает заводиться. Большинство производителей в блоки управления ставят защиту по питанию на этот случай и на случай неправильной работы генератора.
Обычно она представляет собой мощный стабилитрон, подключенный параллельно питающей шине. Он пробивается при переполюсовке и повышенном напряжении генератора. Ремонт блока заключается в замене этого стабилитрона. В экстренном случае можно просто выкусить стабилитрон, работоспособность блока восстановится.
3. Перегорание предохранителей
Это более безобидная неисправность. Обычно перегорает до 20% всех предохранителей, установленных в автомобиле. Поэтому после переполюсовки следует методично проверить абсолютно все предохранителя, начиная от мощных распределительных в подкапотном пространстве и заканчивая салонными. Предохранители следует заменять на аналогичные номиналы, ни в коем случае не большего, иначе они будут неэффективны.
После проверки генератора, замены предохранителей следует вновь подключить аккумуляторную батарею, произвести пробный запуск двигателя. Если автомобиль завелся, дать ему поработать минут десять, после чего проверить степень нагрева генератора. Если он сильно повысил свою температуру, значит, пробит диодный мост, генератор обязательно требует ремонта.
Далее проверяют работоспособность всех электрических узлов и систем автомобиля: блока ABS, кондиционера, климат-контроля, управления кузовом, освещение, щетки, автомагнитола и так далее. Если все исправно, во время первых поездок после переполюсовки контролируют наличие посторонних запахов в салоне и подкапотном пространстве.
Полезные советы
Чтобы не возникли проблемы, связанные с неправильным подключением полярности аккумулятора, соблюдайте простые правила:
- неоднократно проверяйте полярность перед подключением АКБ;
- наклейте дополнительную табличку напротив плюсовой клеммы, если старое обозначение износилось;
- старайтесь не использовать «чужие» и сомнительные аккумуляторные батареи;
- следите за исправностью электропроводки.
Читайте статью про то, как пользоваться сигнализацией StarLine с автозапуском и какие при этом есть нюансы.
Разбираемся в каких случаях загорается лампа зарядки аккумулятора и гаснет.
Об автомобильных видеорегистраторах http://voditeliauto.ru/poleznaya-informaciya/aksessuary-i-gadzhety-dlya-avto/videoregistratory/s-dvumya-kamerami.html с двумя камерами.
Видео — как определить полярность аккумулятора:
Как заряжать автомобильный аккумулятор
При эксплуатации автомобиля с исправным электрооборудованием проблем, связанных с аккумулятором этого авто, обычно не возникает. Разумеется, если надолго не оставлять включенными мощные потребители электричества при неработающем двигателе автомобиля. Но стоит перегореть предохранителю, защищающему цепь возбуждения генератора, и следующая попытка пуска двигателя авто не увенчается успехом. После чего перед владельцем авто возникнет неактуальный ранее вопрос: «как заряжать аккумулятор правильно?». При доступности зарядного устройства ничего сложного собой правильная зарядка аккумулятора авто дома собой не представляет. Зарядка аккумулятора машины автоматическим зарядным устройством наиболее проста и в контроле над процессом не нуждается.
Аккумуляторная батарея автомобиля (АКБ) используется для пуска двигателя машины и как вспомогательный источник электроэнергии в то время, когда двигатель автомобиля не работает.
Оценка состояния батареи
Измерения проводятся, когда мотор авто не работает. Полностью заряженная батарея авто имеет плотность электролита от 1,27 до 1,29 г/см3 и напряжение на клеммах от 12,3 до 12,9 V. Когда в ней останется 70% заряда, плотность ее электролита будет от 1,23 до 1,25 г/см3, а напряжение от 12,0 до 12,1 V. Наполовину разряженный источник тока будет иметь плотность электролита от 1,16 до 1,18 г/см3 и покажет напряжение от 11,8 до 12,0 V. Полностью разряженная она будет иметь плотность от 1,11 до 1,13 г/см3, а напряжение упадет ниже 11 V.
Подготовка батареи к зарядке
Для того чтобы дома правильно зарядить АКБ следуйте таковой последовательности:
- Снимите аккумулятор с автомобиля.
- Очистите поверхность корпуса батареи от грязи и электролита. Для этого можно воспользоваться водным раствором обычной пищевой соды, приготовленного в соотношении 1 столовая ложка соды на стакан воды. Сода используется для нейтрализации электролита, который, как известно, состоит из серной кислоты, разбавленной дистиллированной водой.
- Очистите клеммы аккумулятора от окисла. Правильно делать это ножом или наждачной бумагой с крупным зерном абразива.
- Вытрете верхнюю плоскость корпуса аккумулятора.
- Выверните из аккумулятора пробки.
- Проверьте уровень электролита. При недостаточном уровне долейте в батарею дистиллированную воду, чтобы уровень электролита стал выше отметки минимально допустимого количества. Если ваш аккумулятор не имеет отметок уровня, сделайте так, чтобы поверхности электролита была на несколько миллиметров выше верхнего края пластин электродов.
- Соблюдая полярность, подключите выход зарядного устройства к клеммам аккумулятора.
- Включите зарядное устройство.
- Если вы пользуетесь неавтоматическим устройством, отрегулируйте выходные параметры зарядного устройства.
Методы заряда
Правильно заряжать аккумулятор можно тремя способами:
- При постоянной силе тока. Этот метод используется для уравнительной и для форсированной зарядки.
- При постоянном напряжении. Включает в себя 2 подвида – модифицированный заряд (немного уменьшающий силу тока в начале зарядки) и постоянная подзарядка.
- Автоматический (комбинированный). Происходит в 2 стадии. На первой идет заряд током постоянной силы равной 1/10 от номинальной емкости. После достижения напряжения батареи 14,4–14,8 V включается заряд при постоянном напряжении, при этом зарядный ток уменьшается из-за роста внутреннего сопротивления батареи. Этот метод избавлен от недостатков двух первых способов. Он поддерживает оптимальную скорость заряда, исключая превышения напряжения, ведущие к гидролизу и опасному газообразованию.
Два первых способа зарядки аккумулятора имеют как свои плюсы, так и минусы. Первый метод состоит в подключении АКБ к источнику электроэнергии с постоянной силой тока напряжением не выше 16,2 V. Силу тока при заряде в течение 20 часов можно вычислить, если емкость АКБ разделить на 20 часов. К примеру, на вашей машине установлена батарея емкостью 50 А-ч тогда 50 А-ч / 20 ч. = 2,5А. При 10 часовом заряде для определения силы тока заряда АКБ емкость делят на 10 часов. То есть, чтобы правильно заправить такую же батарею за 10 часов, нужен зарядный ток 5 А. Одно из важнейших преимуществ этого метода – это полный заряд батареи. Из недостатков можно отметить необходимость стабилизации силы тока, значительное выделение газов, и нагревание электролита.
Зарядку этим способом рекомендуется проводить в два этапа – сначала делать зарядный ток равный 1/10 от номинальной емкости, а после достижения напряжения одной банки 2,4 V уменьшать его в 2 раза. Окончание зарядки определяют по появлению интенсивного газообразованию – «кипению» электролита.
Альтернатива
Второй способ заключается в стабилизации напряжения зарядки, сила тока при этом меняется в зависимости от сопротивления батареи. Эта методика позволяет зарядить батарею до 85–90%. Преимущества метода:
- быстрое приведение батареи в рабочее состояние;
- большая часть энергии, потребляемая вначале процесса, тратится на восстановление активной массы пластин.
Основной недостаток – сильный нагрев электролита из-за большой сил тока в начале зарядки. Уравнительная зарядка предназначена для ликвидации последствий глубоких разрядов. Очень хорошо ликвидирует возрастающую сульфатацию электродов.
Форсированная методика применяется для быстрого восстановления рабочего состояния источника после глубокого разряда. Допускает возрастание тока в начале зарядки до 70% от величины номинальной емкости, но не долее получаса. Следующие 45 мин ток зарядки снижают до половины номинальной емкости. Еще 1,5 часа заряд идет током, составляющим 30% от номинальной емкости. Эта зарядка требует обязательного контроля температуры электролита. Если температура поднимется до 45 ◦C, зарядку следует прекратить.
Применять метод форсированного заряда батареи следу как можно реже, так как его регулярное использование заметно сокращает срок ее службы.
О емкости АКБ
Среди владельцев авто бытует мнение о недопустимости установки на машину батареи с повышенной емкостью, так как при большей емкости автомобильная АКБ якобы не будет успевать заряжаться. Однако, количество энергии, затраченное на пуск двигателя авто, не зависит от емкости АКБ. Поэтому при исправном генераторе оно будет восполнено в АКБ большей и меньшей емкости за одно и то же время. Значит, установка на авто АКБ с емкостью большей рекомендованной не принесет вреда.
Зарядные устройства
Зарядное устройство (ЗУ) служит для заряда электрических аккумуляторов от сети переменного тока. Состоит ЗУ из преобразователя напряжения (трансформаторного или импульсного выпрямителя), стабилизатора напряжения, контроллера, регулирующего зарядный ток и иногда блока индикации, состоящего из стрелочных или светодиодных ампервольтметров. Различаются ЗУ типом заряжаемых аккумуляторов, их рабочим напряжением и емкостью.
Обозначение ЗУ для аккумуляторов автомобиля: X B/C, где X – название зарядного устройства, B – максимальная емкость заряжаемой батареи в Ампер-часах, C – максимальное рабочее напряжение заряжаемого аккумулятора в вольтах. Если у ЗУ значение B превышает 170 А-ч, то его можно использовать не только для зарядки, но и для помощи при пуске двигателя авто.
AutoLirika.ru
Как зарядить аккумулятор автомобиля зарядным устройством
Зарядка аккумулятора автомобиля, при наличии зарядного устройства, не является чем-то очень сложным и недоступным рядовому автомобилисту. Пока машина заводится без проблем, о состоянии аккумулятора редко кто задумывается. Но с наступлением первых серьёзных холодов, вопрос как зарядить аккумулятор становится особенно актуальным.
Неправильная эксплуатация и обслуживание могут довольно быстро привести в негодность даже хороший автомобильный аккумулятор. В этой статье мы расскажем о том, как правильно заряжать аккумулятор автомобиля зарядным устройством и ухаживать за ним.
Внизу страницы можно ознакомиться с подробной видео-инструкцией по зарядке аккумулятора автомобиля и его обслуживанию.
Также вам могут быть полезны следующие материалы:
- Как проверить аккумулятор автомобиля на работоспособность.
- Как выбрать зарядное устройство для автомобильного аккумулятора.
- Инструкция по подготовке аккумулятора к зиме.
В процессе регулярной эксплуатации транспортного средства, аккумулятор постоянно заряжается от генератора. Необходимость применять зарядное устройство чаще всего возникает при длительном простое машины или каких-либо неисправностях генератора.
Инструкция по зарядке аккумулятора автомобиля
Зарядка аккумулятора автомобиля дело не хитрое, но как правильно заряжать аккумулятор знает далеко не каждый.
Заряжать наиболее распространенные свинцово-кислотные аккумуляторы (типа WET) необходимо постоянным (выпрямленным) током. В принципе, чтобы зарядить аккумулятор, вы можете использовать любые типы выпрямителей, позволяющие регулировать зарядный ток и напряжение зарядки.
В то же время, зарядное устройство (сокращенно - ЗУ) для автомобильного аккумулятора должно иметь возможность увеличения зарядного напряжения до 16,0-16,5 вольт, поскольку в противном случае оно не сможет зарядить современный необслуживаемый аккумулятор полностью (до 100% его фактической емкости).
Если аккумулятор установлен в автомобиле, для того чтобы его правильно зарядить, сперва определите какой из выводов батареи подсоединен к “массе” (кузову) машины. На большинстве автомобилей к “массе” подсоединен “минус”. Если у вас в автомобиле аккумулятор подключен по такой же схеме, тогда плюсовой провод ЗУ нужно подключить к плюсовому выводу аккумулятора, а минусовой – к “массе” автомобиля (можно к кузову или шасси).
Обратите внимание на то, чтобы подключенные провода не прикасались к бензопроводу или непосредственно к корпусу аккумулятора, а само ЗУ до подключение было в выключенном состоянии. После правильного подключения, аккумулятор можно заряжать.
Чтобы зарядить аккумулятор заранее снятый с автомобиля, провода ЗУ необходимо соединить с соответствующими клеммами батареи: “плюсом” к “плюсу”, а “минусом” к “минусу”.
При неправильном подключении, и аккумулятор, и ЗУ могут выйти из строя, поэтому строго соблюдайте указанную полярность, чтобы избежать неприятностей и зарядить аккумулятор правильно.
Порядок зарядки аккумулятора
При зарядке автомобильного аккумулятора хотим обратить ваше внимание на следующие моменты и последовательность действий:
- Прежде чем вы начнете заряжать аккумулятор, убедитесь еще раз в правильности подключения ЗУ.
- После этого включите его в сеть, чтобы начать зарядку.
- Выберите нужный режим зарядки, в соответствии с инструкцией к ЗУ.
- Время от времени контролируйте процесс зарядки аккумулятора, а после его завершения, отключите ЗУ от сети.
- При отключении батареи от ЗУ в первую очередь отсоединяйте минусовой провод.
В конце этой статьи вы найдете подробную видео-инструкцию по зарядке аккумулятора автомобиля и уходу за ним.
Обслуживание и уход за аккумулятором
Уход за автомобильным аккумулятором заключается не только в том, чтобы его правильно заряжать. Для продолжительной и полноценной работы аккумулятор автомобиля необходимо еще и регулярно обслуживать.
В первую очередь следует учесть, что в летний период процесс испарения воды из банок батареи идет особенно активно. На полупрозрачном белом корпусе аккумулятора падение уровня электролита ниже нормы сразу заметно (при условии, что вы хоть иногда открываете капот).
Большинство современных автомобильных аккумуляторов имеют метки «MIN» и «MAX». Они указывают соответственно минимальный и максимальный уровень электролита. Если на вашей батарее их нет или по каким-то другим причинам вы не можете проверить уровень визуально, можно прибегнуть к простому способу:
- Отверните пробки всех банок и погрузите поочередно в каждую из них стеклянную трубку длиной не менее 100 мм.
- Когда трубка упрется в предохранительную сетку, закрывающую пластины аккумулятора, зажмите ее конец пальцем и выньте из отверстия.
- Уровень электролита в трубке должен составлять приблизительно 10-15 мм, в противном случае необходимо будет долить дистиллированной воды.
Кроме того, не помешает проверить и плотность электролита. Ее измеряют ареометром, представляющим собой большую стеклянную пипетку с делениями и свободно движущимся внутри поплавком. К одному концу трубки присоединена резиновая груша. Плотность замеряют в такой последовательности:1. Сожмите грушу для удаления из нее воздуха и погрузите свободный конец ареометра в электролит.2. Медленно отпуская грушу, набирайте его до всплытия поплавка – деление на котором всплытие остановится, и укажет вам соответствующее значение плотности.
Существуют также ареометры и другой конструкции. В их колбе имеется целый ряд горизонтально расположенных и независимых друг от друга поплавков, каждый из которых всплывает при определенной плотности (это значение нанесено на каждом поплавке).
Летом, в центральных регионах, плотность электролита в аккумуляторе должна составлять 1,27 ÷ 1,19 г/см3, в северных и южных – 1,29 ÷ 1,21 и 1,25 ÷ 1,17 г/см3 соответственно. При меньших значениях плотности аккумулятор необходимо зарядить, при больших – долить дистиллированной воды.
Помимо контроля плотности и уровня электролита, не забывайте также периодически проверять надежность крепления аккумулятора и состояние его выводных контактов. Если они загрязнены или окислены, протрите их сухой тряпкой и при необходимости зашкурьте мелкой наждачной бумагой. Помните, что попытки использовать для этого влажную ткань, а также зачищать оба контакта одновременно ни к чему хорошему, кроме короткого замыкания или "удара" током, не приведут. Смажьте выводы графитовой смазкой и аккуратно затяните на них клеммы.
Видео-инструкция: как правильно заряжать автомобильный аккумулятор
unit-car.com
Почему кипит аккумулятор на машине (основные причины)
Кипение аккумулятора на машине – часто встречающаяся неисправность. Она может привести к отказу системы запуска двигателя, неисправности всей системы электропитания, коррозии элементов кузова, необратимым процессам разрушения аккумуляторной батареи.
Поэтому при эксплуатации автотранспортных средств важно вовремя обнаружить данный и провести комплекс профилактических мер по предотвращению закипания аккумулятора.
Процесс кипения
Однозначно отнести кипение аккумулятора к физическому либо химическому процессу нельзя. В состав электролитического раствора аккумуляторной батареи входит 35 – 37% серной кислоты.
Температура физического кипения концентрированной серной кислоты плотностью 1,84 г/см.куб. составляет 337 градусов Цельсия. Температура кипения дистиллированной воды, как известно, 100 градусов Цельсия. Температура физического кипения (образование пузырьков, состоящих из паров) электролита около 113 градусов Цельсия по справочным данным.
Под капотом автомобиля такой температурный режим возможен только в пробках в жаркое время года.
Наиболее распространенной причиной кипения является электролиз, то есть процесс электрохимического разложения воды на водород и кислород. Именно пузырьки этих газов, а не пары воды или серной кислоты выделяются в момент кипения аккумуляторной батареи. Такой процесс в определенных случаях возможен и при отрицательных температурах.
Последствия
Закипание аккумулятора на машине может вызвать ряд необратимых процессов:
- разрушение пластин АКБ за счет увеличения концентрации серной кислоты при уменьшении процентной доли воды;
- замыкание пластин в банках и возможный взрыв аккумулятора;
- в случае разлива или обильного кипения электролита возможно химическое повреждение элементов кузова и электрической проводки;
- при незначительном подкипании АКБ идет коррозия клемм аккумулятора, разрушение вблизи расположенных разъемов, медленная коррозия кузовных деталей, элементов обшивки (если аккумуляторная батарея расположена в салоне либо багажнике);
- выкипание электролита приводит к увеличению тока заряда, что может привести к выходу из строя генератора.
В любом случае, неконтролируемый процесс кипения приводит к неисправности электрической системы автомобиля в процессе движения. Поэтому важно определить момент начала процесса кипения АКБ, вовремя принять меры по его предотвращению.
Признаки кипения АКБ
Прямой признак кипения аккумулятора – появление пузырьков газа на поверхности электролита. Определить это можно только сняв пробки аккумуляторных банок в обслуживаемых АКБ.
В необслуживаемых батареях визуальным методом определить момент закипания нельзя. В этом случае можно использовать косвенные методы контроля.
В момент кипения АКБ под капотом скапливается небольшое количество паров серной кислоты. Люди с хорошими обонятельными способностями могут распознать запах кипящего электролита.
Видео — как кипит аккумулятор на заведенной машине:
Также можно определить момент кипения, приложив к корпусу аккумулятора медицинский стетоскоп. Однако в ремкомплекте рядового автолюбителя такой прибор вряд ли найдется.
Верный признак кипения или подкипания аккумулятора – наличие белого либо зеленоватого налета на клеммах аккумулятора, изменение цвета краски в подкапотном пространстве вблизи аккумуляторной батареи.
Наиболее продвинутые автолюбители для определения наличия испарений при кипении к газоотводной трубке необслуживаемого аккумулятора прикрепляют надувной шарик.
Для того, чтобы диагностировать короткое замыкание пластин в обслуживаемых АКБ можно использовать ареометр (прибор для измерения плотности электролита). В неисправной банке показания ареометра будут существенно отличаться от показаний в исправных элементах.
Почему закипает аккумулятор на машине: основные причины
Есть несколько причин кипения аккумуляторных батарей. Рассмотрим их в порядке значимости:
1. Перезаряд аккумулятора
В условиях эксплуатации автомобиля причиной перезаряда (зарядки аккумуляторной батареи повышенными токами или сверх допустимых значений напряжения) является неисправность генератора.
В процессе зарядки при заведенном двигателе напряжение на аккумуляторной батарее не должно превышать значение 14,5 Вольт. Если эта величина больше, вероятнее всего вышел из строя реле-регулятор напряжения в генераторе.
В грузовых автомобилях с напряжением бортовой сети 24 Вольта применяют последовательное соединение двух аккумуляторных батарей с номинальным напряжением 12,2 Вольта. Если использовать АКБ с различной степенью износа, разной емкости и типа, возможен случай, когда на один из аккумуляторов (как правило, более свежий) будет приходиться большая разность потенциалов (падение напряжения), что также может вызвать его перезаряд.
Причиной перезаряда аккумулятора может являться его неправильное обслуживание, а именно заряд от нерегулируемого источника тока. Считается, что оптимальное значение зарядного тока аккумуляторной батареи составляет 10% от его емкости.
То есть аккумулятор емкостью 60 ампер-часов следует заряжать током 6 ампер не более 10 часов. Дальнейший заряд приводит к подкипанию электролита, который, в свою очередь, увеличивает ток заряда и так далее.
Подобный лавинообразный процесс может за несколько часов полностью разрушить аккумуляторную батарею. Вот почему важно использовать промышленное зарядное устройство, а не кустарно изготовленный выпрямитель с трансформатором.
2. Короткое замыкание банок
Короткое замыкание банок встречается не только на пожилых аккумуляторах с полуразрушенными пластинами. Очень часто эта неисправность наблюдается и на свежих АКБ.
Автомобильный аккумулятор работает в режиме непрерывной тряски, межпластинные зоны и сепараторные конвертеры могут разрушиться, что рано или поздно приводит к их закорачиванию.
В момент короткого замыкания протекают большие токи, аккумуляторная банка может разорваться. Но если аккумулятор выдержал эти токи, внешне он не будет отличаться от исправного, но только станет работать уже не на 12,6 Вольта, а на 10,5 В.
Бывают случаи, когда закороченный АКБ заводит автомобиль, водитель даже не подозревает о неисправности аккумулятора. Но генератор продолжает подавать на него напряжение 13,5 – 14,5 Вольт. В результате этого протекает повышенный ток заряда, который приводит к процессу кипения.
3. Сульфатация пластин
Сульфатация пластин (образование на их поверхности сернокислого свинца) приводит к потере емкости аккумуляторной батареи. Следствие этого – недостаточный заряд АКБ и быстрый саморазряд, в результате которого батарея может иметь номинальное напряжение менее 10 Вольт.
При зарядке такой аккумуляторной батареи протекает большой ток, который приводит к процессу кипения.
Следует помнить, что заряжать сильно подсевший аккумулятор от генератора автомобиля нельзя. Это может вызвать закипание АКБ и выход из строя генератора автомобиля.
4. Перегрузка электрической системы
Если в процессе движения автомобиля одновременно подключать несколько энергоемких систем (дальний свет, отопительную систему, вентилятор радиатора, кондиционер, мощный автозвук и другие), аккумулятор на машине будет работать при повышенных токах нагрузки.
Мощности генератора может быть недостаточно для восполнения заряда АКБ. Аккумулятор начнет нагреваться, результатом чего может быть его закипание.
5. Недостаточная вентиляция
Некоторые автолюбители, стремясь увеличить емкость аккумуляторной батареи, приобретают неродную АКБ больших размеров. В результате этого уменьшаются технологические проемы между аккумулятором и узлами конструкции подкапотного пространства.
В таких случаях аккумулятор не получает достаточное естественное охлаждение, что приводит к его перегреванию и закипанию.
6. Переполюсовка АКБ
Очень редко, но все же, встречающаяся в практике причина кипения. Если АКБ полностью разряжен, его можно случайно зарядить в обратной полярности. И такие случаи встречаются.
Как правило, при подключении неправильно заряженного аккумулятора к бортовой сети машины, наблюдается процесс кипения за счет сверхбольших токов разряда.
Одновременно с этим обычно перегорают диоды выпрямительного моста генератора и некоторые предохранители автомобиля.
Действия водителя при закипании аккумуляторной батареи
Если аккумулятор закипел на машине во время движения, необходимо немедленно выполнить следующие действия:
- заглушить двигатель;
- открыть капот, обеспечит приток воздуха, если АКБ имеет рубашку, снять ее;
- дать остыть аккумуляторной батарее до температуры ниже 40 градусов Цельсия (легко определить прикосновением рукой);
- закрыть капот, завести автомобиль и доехать до ближайшей заправки;
- приобрести дистиллированную воду и произвести доливку до необходимого уровня электролита;
- если аккумулятор необслуживаемый, доливку можно осуществить через отверстие газоотвода;
- если в ремкомплекте имеется мультиметр, измерить напряжение на АКБ на заведенном двигателе, если напряжение превышает уровень 15 Вольт, отключить толстый провод генератора, тщательно его заизолировав и закрепив за ближайший элемент кузова;
- продолжать движение к месту стоянки или ремонта, отключив по возможности все устройства дополнительного комфорта (печка, автомагнитола, кондиционер и другие).
Профилактика
Чтобы предотвратить закипание аккумулятора на машине, необходимо выполнять следующие правила:
- освободить пространство возле АКБ от лишних предметов (ветошь, элементы защиты);
- не реже одного раза в месяц производить контроль уровня электролита, в жаркое время года данную операцию следует производить еженедельно;
- с помощью мультиметра регулярно (желательно не реже 1 раза в месяц) производить контроль напряжения на АКБ при заведенном двигателе, должно быть в пределах 13,5 – 14,5 Вольт;
- производить визуальный контроль состояния аккумуляторных клемм и корпуса АКБ.
Читайте статью о том, как сделать диагностику автомобиля самому и что для этого потребуется.
Как самостоятельно проверить работу генератора на машине.
Возможные причины http://voditeliauto.ru/poleznaya-informaciya/avtoustrojstva/podveska/stuk-v-perednej-podveske.html стука в передней подвеске.
Видео — о закипании гибридного аккумулятора:
voditeliauto.ru
Десульфатация аккумулятора своими руками.
Очень часто приходится менять аккумулятор в автомобиле по причине того, что он просто-напросто перестает запускать движок. Распространенная причина такой поломки – сульфатация аккумуляторной батареи. Многие автовладельцы решают данную проблему кардинально – просто покупают новую АКБ, а ведь, если задаться целью, аккумуляторную батарею можно попытаться «спасти». Но обо всем по порядку.
Определяемся с понятиями: что такое сульфатация пластин и десульфатация?
Сульфатация – это процесс покрытия пластин АКБ сернокислым свинцом. Стоит заметить, что такое покрытие возникает при каждом разряде, вот только в одном случае при зарядке батареи кристаллы сульфата свинца израсходуются, освободив пластины и позволив им вновь в полную силу выполнять свои обязанности, а в другом – нет.
Растворится налет или нет, определяется его размером, который в свою очередь напрямую зависит от степени разряда: чем он больше, тем больше кристаллы, а значит больше площадь пластин, которая не накапливает энергию. Когда она становится слишком большой – аккумулятор перестает работать.
Так что можно смело сказать, что сульфатация представляет собой процесс медленной смерти автомобильного аккумулятора, а десульфатация – обратный процесс, процесс восстановления пластин.
Десульфатация автомобильного аккумулятора: немного теории.
Десульфатация АКБ – процесс очистки пластин автомобильного аккумулятора от кристаллов сульфата свинца с помощью циклов «заряд-разряд». Звучит, возможно, весьма заумно, но на самом деле данный процесс по силе даже новичку. Для того, чтобы произвести десульфатацию, вам понадобится зарядное устройство, подойдет даже самое простое, и автомобильный ареометр – он нужен для контроля.
А дальше, как говорится, дело техники.
Десульфатация аккумулятора своими руками: инструкция.
- Снимите аккумулятор с автомобиля.
- Выкрутите с банок пробки.
- Замерьте с помощью ареометра плотность во всех емкостях.
- Полученные данные запишите.
- Проверьте уровень электролита, если его недостаточно – подлейте дистиллированной воды.
- Подключите к АКБ зарядное устройство, сила тока должна быть равна 10% от емкости, к примеру, на батарею 55АЧ нужно выставить ток в 3-5А, и выдержите 2 часа. Прибор в самом начале должен показывать повышение силы тока, потом спад, и, наконец, величина силы тока должна стать постоянной.
- Когда начнут образовываться пузыри, понизьте ток до 2 А и оставьте с ним батарею на ночь – 8 часов (можно немного больше, но чтоб не превышало 12 часов).
- Снова сделайте замеры, плотность должна остаться прежней, а напряжение – вырасти примерно до 10 В.
- Снимите аккумулятор с зарядки и ОБЯЗАТЕЛЬНО даем ему «остынуть» сутки. Затем снова подключите зарядник, выставьте ток на 2-2,5 А и оставьте заряжаться 8 часов, добиваясь того, что напряжение выйдет на уровень номинальных 12,7-12,8 В и немного возрастет плотность (где-то до 1,11 – 1,13 г/см3).
- Пора переходить непосредственно к процессу десульфатации. Для этого нужно подать разряд не слишком сильный, но ощутимый, к примеру, подключить лампу дальнего света автомобиля на 6-8 часов – до тех пор, пока напряжение не приблизится к 9 В, плотность при этом сильно упасть не должна – должна оставаться на уровне 1,11-1,13 г/см3.
- Повторите цикл зарядки – одну ночь током 0,8-1 А, сутки АКБ отдыхает, затем ночь током 2 А. На выходе вы должны получить номинальное напряжение и еще больше увеличившуюся плотность – 1,15-1,17 г/см3.
- Снова 6-8 часов аккуратной разрядки и снова повтор циклов зарядки. И так до тех пор, пока плотность не станет равной 1,27 г/см3. Чаще всего, достаточно 3-4 таких подходов, но будьте готовы и к более долгому восстановлению – до 14 дней.
Заметим, что самостоятельная десульфатация пластин не может быть абсолютной панацеей, ведь данная процедура помогает разрушить лишь небольшие кристаллы, крупные же кристаллы в реакцию просто не вступят. Тем не менее процентов 80-90 емкости АКБ с ее помощью восстановить можно и этого будет более чем достаточно для запуска движка.
К слову, сейчас можно встретить рекламу различных средств, которые якобы способны помочь мгновенно восстановить пластины АКБ, но такие средства, как правило, ни что иное, как просто маркетинговый ход.
Самая главная рекомендация, чтобы не приобретать новый автомобильный аккумулятор с завидным постоянством – нужно всегда помнить о присутствии АКБ в автомобиле, а также следить за состоянием аккумулятора так же, как и за любым другим элементом авто. Если ваши привычные маршруты пролегают по большей части в городской черте, заряжать АКБ следует не реже одного раза в месяц.
Видео.
autoepoch.ru
Как выбрать аккумулятор для автомобиля?
Аккумулятор служит важнейшей частью каждого автомобиля. Именно по этой причине большинство автовладельцев неоднократно задавались вопросом о том, как выбрать аккумулятор для своего транспортного средства и при этом не ошибиться при покупке.
Следует отметить, что множество современных аккумуляторов обладают хорошим качеством и неплохим сочетанием технических характеристик, что дает шансы на долгий срок службы. Но порой наступает ситуация, когда аккумулятор выходит из строя по причине старости или поломки, и от этого автомобиль не заводится. Нередко такие ситуации встречаются и с наступлением холодного времени года. Выход из этой ситуации только один – замена аккумулятора. Понятное дело, что при этом вопрос о том, как выбрать аккумулятор, становится актуальным, и правильный выбор является весьма ответственной задачей.
Чаще всего автовладельцы осуществляют покупку аккумулятора в соответствии с рекомендациями, которые дает производитель применительно к марке машины. Это наиболее простой путь, поскольку большинство автопроизводителей дает готовые рекомендации касательно типа и параметров аккумуляторных батарей.
Видео — как выбрать аккумулятор для автомобиля:
Однако, несмотря на это, при подборе аккумулятора нужно понимать, каковы основные свойства аккумуляторных батарей и их технические характеристики:
- «Номинальное напряжение» — если дело идет о легковом автомобиле, то это свойство должно иметь значение 12 В. Напряжение батареи может снижаться, если имеет место большой разряд или сильная нагрузка тока.
- «Номинальная электрическая емкость» — это свойство обычно указывается на самом аккумуляторе. Чтобы измерить данную величину, аккумуляторную батарею следует поставить на зарядку, осуществлять которую следует около 20 часов. При этом необходимо установить величину, при которой ток будет составлять 5 процентов от всей номинальной емкости. Зарядка завершиться, когда заряд батареи достигнет 10,5В. Впрочем, самостоятельно измерять емкость не имеет смысла, потому как сами производители аккумулятор указывают все эти характеристики на корпусе аккумуляторной батареи.
- «Резервная емкость» — это важнейшее свойство, которое указывает, сколько по времени продержится батарея при поломке генератора. Доли измерения – в минутах. Для определения резервной емкости, нужно осуществить зарядку аккумулятора током в 25 А и замерить часы до полной разрядки. Параметр 25 А – стандартен и не имеет зависимости от емкости батареи. Поэтому его лучше всего брать батарею с запасом по данному параметру, тем более, в случае, если в машине имеется большое электропотребление (мощная магнитола с сабвуфером, дополнительная светотехника и прочее).
- «Ток холодного запуска» — свойство, важное для холодного времени года. Оно определяет возможности батареи работать с максимальной отдачей тока при вращение холодного двигателя в течение 30 секунд. Данное свойство установлено стандартами ГОСТа и наносится на корпус аккумулятора.
- «Мощность АКБ» также немаловажный показатель. Определить мощность можно, как производную среднего напряжения в цепи на разряд тока. Необходимо подбирать батарею с показателем мощности несколько больше заявленной производителем. Особенно это важно при наличии большого числа потребителей электроэнергии на борту автомобиля (акустическая система, климатический контроль, холодильная установка и прочее).
- «Габариты аккумулятора» — данной характеристике также стоит уделить внимание, задумавшись о том, как заменить аккумулятор. Бывает такое, что остальные показатели батареи отлично подобраны, но автовладелец открывает капот и замечает, что аккумулятор туда попросту не устанавливается. Таким образом, приходит разочарование, которое приводит к «подгонке» автомобиля под батарею. Далее нетрудно понять, чем это может закончится. Тем более, что измерить габариты батареи заранее не так уж и сложно – следует просто заблаговременно обмерить старую батарею.
- «Полярность» — данная характеристика, конечно, на качественную работу АКБ не влияет, но нередко бывают проблемы с установкой. Поэтому данный фактор тоже лучше всего учесть заблаговременно. На рынке АКБ имеются двух видов – с прямой и обратной полярностью. Определение полярности не является сложным процессом, нужно только аккумулятор повернуть клеммами в свою сторону. Если окажется минусовой показатель справа, а плюсовой слева, то этот аккумулятор относится к прямой полярности. Если обратные показатели — обратная полярность.
Помимо данных характеристик, аккумуляторы разделяются на категории в зависимости от необходимости обслуживания:
- «Обслуживаемые АКБ» — это устаревший вид аккумуляторных батарей и производится сейчас российскими заводами. Такой аккумулятор нуждается в постоянном контролируемом уходе за его электрическими свойствами.
- «Малообслуживаемые» — такие батареи обладают несколько лучшими техническими характеристиками в отличие от обслуживаемых батарей, поскольку выделение влаги от электролита происходит более медленно.
Однако необходимо помнить, что всегда нужно проверять все свойства и параметры АКБ. Кроме того, сейчас производятся малообслуживаемые батареи с заливным электролитом, так и сухозаряженным.
Кроме того, при выборе АКБ нужно учесть:
- Популярность производителя АКБ — это прежде всего авторитет, который поддерживает качество продукта на хорошем уровне. На аккумуляторе должен быть штрих-код или наклейка, которая удостоверяет качество.
- Аккумулятор с залитым электролитом должен давать напряжение на клеммах.
- Гарантия на покупку АКБ должна составлять минимум полгода. На корпусе батареи не должно быть пробоин, трещин и иных повреждений.
- На корпусе батареи не должно быть пробоин, трещин и иных повреждений.
При покупке аккумулятора также нужно учитывать климатические особенности, при которых он будет использоваться. Температурные условия – важное условия для нормальной работы АКБ. При холодной температуре электролит делается вязким, его плотность увеличивается, тем самым он плохо входит в поры пластинок. Это понижает скорость реакции, и он мало времени способен давать нужный ток для запуска.
При низкой температуре воздуха загустевает масло в двигателе автомобиля, и мотору необходимо долгое время и много усилий для запуска. Поэтому для машин, которые используются в низких температурных условиях, необходимо выбрать емкость больше рекомендуемой.
Выбор аккумуляторной батареи также обуславливается классом авто, его оснащенностью технологическими опциями, манерой вождения и климатическими условиями при его эксплуатации.
Аккумуляторы должны отвечать высоким требованиям конвейерной укомплектованности и требованиям госстандарта к току холодного запуска и самой мощности батареи.
Преимущества современных аккумуляторных батарей:
- Необслуживаемость – в виду малого расхода воды такая батарея не нуждается в обслуживании на все время работы.
- Максимум безопасности – при наличии пламяотсекателей, аккумулятор защищен от образования искр.
- Удобная эксплуатация и простота транспортировки.
Следует отметить, что все эти характеристики касаются выбора аккумуляторной батареи для легковых автомобилей. Задавшись вопросом, как выбрать аккумулятор для грузового транспортного средства, следует учесть и ряд специфических критериев, связанных с несколько иными условиями эксплуатации.
В частности, подбор аккумулятора для грузовика зависит от следующих факторов:
- Объем двигателя грузовика – нужно принять во внимание, чем он больше, тем выше должны быть пусковые свойства аккумулятора и его защищенность от вибраций.
- Качество сборки аккумулятора – нужно выбирать надежного производителя АКБ.
- Если выбирать современную серебряно-кальциевую батарею, то можно получить ряд преимуществ: малый уровень саморазряда, стойкость к глубокому заряду, хорошая защищенность от вибраций, минимальную необходимость обслуживания и большие стартовые (пусковые) токи.
Таким образом, изучив технические параметры предлагаемых на рынке аккумуляторных батарей и внимательно подойдя к вопросу выбора, можно найти весьма надежные варианты.
Однако при выборе аккумуляторной батареи стоит уделить внимание тому, что в последнее время появилось немало контрафактных аккумуляторов, которые мимикрируют под продукцию известных брендов. По этой причине перед покупкой тщательно осмотрите батарею на предмет неаккуратности в сборке, уделите внимание качеству печати наклеек и наличию сертификационных данных. Эти нехитрые меры помогут защититься от мошенничества.
Как и сколько заряжать автомобильный аккумулятор зарядным устройством мы уже рассказывали.
Каждому водителю желательно иметь автомобильный домкрат, какой из них лучше (читать здесь) пусть каждый решает сам.
Подбор дисков по параметрам автомобиля http://voditeliauto.ru/poleznaya-informaciya/kolesa/podbor-diskov-po-avtomobilju.html надо осуществлять с умом.
Видео — о том как заряжать АКБ:
voditeliauto.ru