Защита клемм аккумулятора


Чем лучше смазать клеммы аккумулятора автомобиля, чтобы они не окислялись

Привычка смазывать клеммы аккумуляторов от окисления досталась нам в наследство от наших дедушек.

как правильно смазывать клеммы аккумулятора

Попробуем разобраться, насколько эффективна эта мера защиты, стоит ли ее применять на современных автомобильных аккумуляторах вообще.

Почему окисляются клеммы аккумулятора

Не совсем верно называть процесс образования постороннего налета и иных проявлений разрушения поверхности и контактов клемм аккумулятора чисто окислением. В общем случае, это совокупность нескольких химических процессов. Определим главные.

Естественное окисление

Все вещества, находящиеся в воздушной среде, где много кислорода, вступают в процесс оксидирования, или окисления. Свинец, а именно из него выполнены клеммы аккумулятора, с этой точки зрения не очень сильно поддается окислению, есть более «слабые» металлы, взять ту же медь.

Однако неокисленный свинец (блестящий) мы можем наблюдать только во время зачистки аккумуляторных контактов. Уже через несколько минут она начинает темнеть, то есть окисляться.

В естественном окислении свинца нет ничего страшного, пленка оксида свинца очень тонкая, ее легко разрушить, слегка пошевелив клемму. К тому же, допустить 100%-ю защиту от кислорода практически невозможно, разве что поместив аккумулятор в барокамеру. Даже такие густые смазки, как тосол и солидол, пропускают частицы кислорода.

Кислотное разрушение

Этот вид химической реакции приводит к образованию «снежного» белого налета на клеммах аккумулятора. Помимо не вполне эстетичного  вида, налет вносит дополнительное переходное сопротивление в месте контакта, ведет к разрушению клемм, может быть причиной утечек.

Откуда берется кислота? В большинстве случаев из аккумулятора. Обслуживаемые аккумуляторы имеют технологические отверстия для заливки электролита и контроля его уровня.

Видео — что делать если окисляются клеммы аккумулятора:

Практически все автомобильные аккумуляторные батареи снабжены системой газоотвода. Если данные зоны негерметичны (газоотвод негерметичен всегда, если к нему не подсоединена газоотводящая трубка), в процессе эксплуатации через них происходит выброс паров электролита.

Особенно это проявляется в теплое время года, хотя под капотом автомобиля оно наступает даже зимой после двадцати минут движения.

Еще более страшен с точки зрения выброса кислоты процесс перегрева аккумуляторной батареи, особенно кипение. Это возможно в следующих случаях:

Появляющийся белый налет на клеммах аккумулятора представляет хлорид свинца. Это довольно агрессивная среда, особенно для электрических соединений. Если ее вовремя не удалять, она «съест» контакт за пару месяцев, причем таким образом, что восстановлению он может не подлежать.

Солевое разрушение

Российские автодороги до сих пор зимой посыпают солями натрия и калия. Состав современных средств защиты от обледенения это промышленная тайна, по крайней мере, для автолюбителей.

Но все смеси в составе с водяными парами и примесями других веществ, находящихся на дороге, в конечном счете, обволакивают все части автомобиля, в том числе и контакты аккумулятора.

Соль плюс вода – отличный электролит, а где есть электролит, металлы и электрическое напряжение, присутствует процесс электролиза. Он потихоньку разрушает металлические детали.

Разрушить массивную клемму аккумулятора электролизу не по силам, а вот внести изменение в контактную зону удается.

Чистка как метод борьбы

Самый простой и надежный метод – своевременное удаление налета, чистка клемм аккумулятора.

Технический совет: какими бы вы средствами не защищали аккумуляторные клеммы, не реже, чем раз в полгода (лучше на границах зимнего и летнего сезонов), очищайте клеммы механическим способом.

Это убережет вас от проблем с запуском двигателя, процессов утечки и нагревания контактов. Для того, чтобы их очистить, необходимо открутить обжимные болты, лучше полностью, отсоединить клеммы. Затем смочить их спиртосодержащей жидкостью и насухо протереть.

Если таковой не имеется, можно использовать растворитель, разведенный водой. Так более пожаробезопасно, к тому же уменьшается агрессивность растворителя.

Чтобы удалить с клемм возможные остатки въевшейся кислоты, необходимо использовать содовый раствор (столовая ложка соды на стакан воды). Если кислота действительно вступала в контакт с металлом, в процессе обработки смоченной в растворе губкой или ветошью появятся небольшие пузырьки. После промывки содовым раствором необходимо протереть клеммы влажной салфеткой.

Ни в коем случае не следует для очистки применять WD-средства. Они, помимо масла содержат токопроводящие агрессивные чистящие средства неизвестного для потребителя состава. Для обработки электрических контактов WD-средства крайне нежелательны.

Также нельзя использовать для обработки электрических контактов ацетон, он разъедает даже металлы.

Далее очистка ведется с помощью мелкой наждачки, можно на бумажной основе. Предварительную обработку сильнозагрязненных клемм можно произвести металлической щеточкой. В продаже имеются специальные щетки для проведения таких работ.

Видео — как можно очистить клеммы аккумулятора:

Идеальный результат работ – блестящая поверхность, не обязательно идеально ровная. Свинец мягкий материал, поэтому в момент обжима клемм контакты получат максимальное соприкосновение.

После проведения механических работ по очистке возникает естественный вопрос: каким образом сохранить идеальное состояние контактов в период между проведением регламентных работ? Ответ прост: защитить с помощью различных материалов клеммы от попадания агрессивных веществ.

Для этого применяют различные смазки и другие материалы.

Чем смазывать клеммы аккумулятора от окисления

Литол, солидол

Издавна в качестве основных материалов для защиты от агрессивного химического воздействия использовались твердые смазки: литол, солидол, жировая смазка.

Для защиты клемм АКБ, в основном, использовался солидол или литол. Это токонепроводящие смазки.

В результате процессов температурного расширения контактов и механических соединений эти смазки постепенно проникают в межконтактную зону. Со временем она проникают практически во все внутренние полости контактной зоны.

Кроме того, при больших перепадах температур, а также в процессе естественного износа, технические характеристики литола и солидола меняются: они затвердевают. В результате этого одномоментно возможно нарушение электрического контакта.

Рекомендации тем, кто решил использовать литол или солидол: при проведении регламентных работ по чистке контакта (не реже двух раз в год) требуется полная замена смазки, т.е. удаление старой и нанесение новой смазки.

Силиконовая смазка

Великолепная во всех отношениях смазка для проведения обработки электрических соединений. Но только при ее покупке следует обратить внимание, чтобы она была без токопроводящих присадок (производители обычно об это предупреждают на флаконе).

Смазка отличается тем, что не просто задерживает агрессивные среды, она их отталкивает. Это все равно, что шуба, которая отталкивает холод.

Для обработки клемм аккумуляторных батарей смазка подходит только при комплексном применении с другими материалами. Ее наносят на обработанные чистые поверхности, затем приступают к механическому соединению деталей.

Основной недостаток смазки в плане обработки клемм аккумуляторов – текучесть. Со временем силиконовая смазка покидает контакт.

Если вы пользуетесь силиконовой смазкой, необходимо регулярно производить ее впрыскивание, затем ветошью удалять не попавшую на место смазку из приконтактной зоны. Немного хлопотно.

Графитовая смазка

Некоторые автолюбители применяли для обработки контактов АКБ  графитовую смазку, обосновывая ее использование токопроводящими свойствами. Однако эта смазка имеет высокое удельное сопротивление и при отсутствии металлического электрического контакта клемм, пропустив высокий ток через себя, может привести к нагреву и даже воспламенению.

Применять графитовую смазку для обработки клемм АКБ нельзя!!!

Специальные средства

Сейчас производится множество средств, специально предназначенных для обработки клемм автомобильных аккумуляторных батарей. Не будем описывать преимущества от использования конкретных марок, производители с этим сами неплохо справляются.

Видео — чем можно смазать клеммы аккумулятора, чтобы они не окислялись (средство МС-1710):

На тюбиках этих средств обработки имеются инструкции по их применению. Конечно, такие средства лучше, чем дедовский солидол, хотя в их основе лежит также масляная среда, как правило, вазелиновое масло.

Очень удобны смазки в виде спрея.

Процесс нанесения защитных средств на контакты АКБ

Определившись с материалом для защитного покрытия,  приступают к его нанесению. Для этого сначала производят механическую очистку (смотрите выше).

После того, как клеммы будут очищены, лучше произвести предварительную обработку контактных зон силиконовой смазкой.

Далее возможны два варианта: можно смазать сами клеммы аккумулятора тонким слоем защитного материала затем производить их обжим, а можно под клеммы смазку не укладывать.

Какой лучше?  Здесь мнения автоэлектриков расходятся. В пользу первого говорит факт, что под клеммой в любом случае есть воздушные полости, если в эти места попадет смазка, будет только лучше.

Однако, если производить частое отсоединение клемм, например, для подзарядки аккумуляторной батареи, лучше под клеммы смазку не наносить.

При использовании фирменных смазок в инструкции будет указан способ их нанесения.

Далее необходимо надеть и зажать клеммы, после чего нанести смазку на поверхность всех незащищенных диэлектриком зон.

Некоторые рекомендуют сверху клемм надеть фетровую прокладку. Не следует этого делать. Масло – горючий материал, совместно с войлочными изделиями возможна провокация возгорания!

Последний этап – удаление подтеков и капель смазки на корпусе АКБ и кузове автомобиля.

Обслуживание

Для того, чтобы окисление клемм АКБ не стало причиной внезапной неработоспособности вашего автомобиля, следует регулярно проводить несложные работы:

Помните: в холодное время года каждый пятый отказ запуска двигателя связан с проблемами аккумуляторной батареи. Есть в этом и «заслуга» клемм АКБ.

Посмотрите как проверить зарядку аккумулятора от генератора самостоятельно.

Читайте отзыв автолюбителя о путешествии на машине в Армению.

Как подключать магнитолу  http://voditeliauto.ru/poleznaya-informaciya/avtoustrojstva/avtomagnitola/kak-podklyuchit.html   в машине.

Видео — почему важен хороший контакт клемм аккумулятора:

voditeliauto.ru

Чем смазать клеммы аккумулятора, чтобы не окислялись?

Вопросом, чем смазать клеммы аккумулятора и стоит ли это вообще делать, рано или поздно задается каждый автомобилист, ведь аккумулятор – устройство довольно «капризное». И пусть производители решили целый ряд проблем, усовершенствовав его «начинку», включение АКБ в электрическую цепь автомобиля через клеммы – неизменно, а значит, сегодня, как и 20 лет назад, место этого включения – зона риска, на которую воздействуют и перепады температур, и разного рода загрязнения, и простые физические процессы. Минимизировать этот риск как раз и призваны специальные защитные составы. О них и поговорим.

Литол и Вазелин.

Первое, что приходит на ум, при упоминании защитных смазок для клемм, – это знакомые каждому советскому человеку Литол и Вазелин.

Литол – техническая смазка, разработанная для множества узлов. Однако, как и Вазелин, она значительно уступает по своей эффективности современным защитным составам, т.к.:

  1. плохо проводит энергию, следовательно, сокращает КПД аккумуляторной батареи;
  2. имеет неплотную, рыхлую структуру, которая за неимением в составе специальных присадок и добавок способствуют быстрому загрязнению и смыванию;
  3. не содержит красителя, это, конечно, не самый важный недостаток, но работать с цветной смазкой гораздо удобнее.

Современные смазочные составы.

В зависимости от способа нанесения разделяются на 2 вида.

Распыляемые очистители (Permatex, ASTROhim, SVITOL, Hi-Gear).

Изготавливаются на масляной основе (нередко ей выступает очищенное вазелиновое масло) в виде распылителей, которые, попадая на поверхность, вытесняют с нее воду и создают защитную изоляционную пленку. Эта пленка хорошо справляется с поставленной перед ней задачей – защитой клемм от загрязнения и окисления, правда, не так продолжительно, как это делают консистентные смазки.

Консистентные смазки (Gunk, LIQUI MOLY).

Представляют собой густой кремообразный состав, также изготовленный на масляной основе. Им гораздо удобнее работать (не нужно бояться, что жидкость попадет туда, куда не следует, например, на корпус аккумуляторной батареи), из-за своей плотной консистенции он дольше держится, а еще консистентные смазки практически не смываются шампунем, поэтому наш вам совет – выбирайте именно их, когда будете решать, чем смазать клеммы аккумулятора, чтобы не окислялись.

Как подобные смазки борются с окисью?

Уже окислившимся клеммам ни консистентные смазки, ни распыляемые очистители не помогут, по крайней мере до того момента пока они (и контакты) не будут тщательно вычищены, ведь подобные технические вещества направлены на защиту от внешних загрязнений, а никак не на устранение существующих, с которыми, как известно, авто может вообще не завестись.

Как правильно нанести смазку для электроконтактов: инструкция.

  1. Уберите продукты окисления с мест примыкания клемм к контактам, если таковые имеют место быть, ведь они повышают сопротивление между названными элементами и способствуют быстрому саморазряду батареи.
  2. Зачистите начисто клеммы и оденьте их на аккумулятор, плотно зажав ключом.
  3. Тщательно обработайте верхнюю и боковые части соединения, так чтобы максимально защитить их от проникновения влаги. Обратите внимание обрабатывать нужно весь узел «клемма-наконечник» целиком, а не отдельные его элементы, т.к. они должны иметь максимальный контакт поверхностей.

Видео.

autoepoch.ru

Окисляются клеммы аккумулятора: что делать и в чем причины

Если двигатель – это сердце автомобиля, то аккумулятор – это батарея, дающая заряд этому самому сердцу. И окисление клемм может помешать этому процессу. Появление рыхлого белого налета на клеммах происходит в результате химической реакции свинца, из которого они сделаны, с парами кислоты, которые выделяются из аккумулятора. Этот процесс ещё называют электрохимической коррозией.

К окислению клемм аккумулятора могут привести самые разные причины, основные их которых рассмотрим ниже

К окислению клемм аккумулятора могут привести самые разные причины, основные их которых рассмотрим ниже

Признаки окисления клемм аккумулятора

Одним из наиболее явных признаков окисления клемм является не яркий, тусклый свет фар, поворотников, габаритных огней, стоп-сигналов при хорошей зарядке аккумуляторной батареи. Также о возможном окислении клемм стоит задуматься, если при попытке завести двигатель автомобиля стартер не «схватывает» с первого раза, либо прокручивает коленвал очень тяжело, как будто аккумулятор сильно разряжен, хотя автовладелец уверен в обратном.

Почему окисляются клеммы аккумулятора: основные причины

На АКБ, корпус которых выполнен из бакелита, следует убрать у вывода отслужившую мастику и залить свежую.

Когда корпус батареи изготовлен из пластика, подойдет один из перечисленных способов: нанести разогретую смолу на пространство вокруг вывода или обработать площадь термоклеем, используя термопистолет.

Еще один способ, который можно применить и после нанесения мастики или смолы, — использовать фетр. Для этого из указанного материала необходимо вырезать два кольца, толщиной около пяти миллиметров, внутреннее отверстие которых, должно быть равным диаметру основания вывода батареи, а внешнее отверстие должно превышать его на пару сантиметров. Прокладки смачивают моторным маслом, размещают на выводных клеммах аккумуляторной батареи, а сверху крепят наконечники проводов.

3akk

Кстати, для этих целей можно использовать не только фетр, но и войлок.

Не забывайте и о том, что необходимо плотное облегание клеммы аккумулятора наконечником, но пристукивать его чем-либо категорически запрещено – это может послужить причиной углублений вокруг выводов. Закрепить наконечник нужно плотно, но не прикладывая излишних усилий. Для этого лучше пользоваться двумя ключами, одним держать болт, а другим затягивать гайку. После закрепления на контактный узел можно нанести слой смазки.

Как почистить клеммы аккумулятора

Из школьного курса химии известно, что для разбавления кислотной среды нужна щелочная среда. А это означает, что окисление (кислотная среда) можно устранить пищевой содой (щелочная среда) или раствором на ее основе. Так же можно использовать и газированный напиток «Кока-кола» (это вовсе не шутка, а проверенный факт).

Необходимо вытащить аккумулятор, затем погрузить клеммы в содовый раствор. В то время, когда вы будете удалять кислоту содой, можете наблюдать реакцию закипания, с выделением небольшого количества тепла. Тюнинг Нива 4х4 своими руками: как преобразить отличный автомобиль.заголовок

Что такое антигравийная пленка на автомобиль смотрите здесь

Как установить усилитель в машину разбираемся в нашей статье.

Если «корка» белого налета толстая, то для начала необходимо ее удалить, соскоблив ножом, кусочком мелкой наждачной бумаги, металлической щеткой, или другим острым предметом. Нужно хорошо очистить место, где контактируют электрод и клемма, обращая особое внимание на внутреннюю поверхность клеммы. Только действовать нужно крайне аккуратно, что бы ни повредить изоляционную оболочку провода. Так же желательно одеть прорезиненные перчатки – это убережет ваши руки от воздействия агрессивных веществ. Перед соскабливанием налета лучше поместить аккумулятор на резиновый коврик – это защитит ваш пол от мусора.

Перед установкой аккумулятора на место выполните тщательный осмотр корпуса, проверьте уровень, а так же плотность электролита.

Бывает, что автовладельцам советуют использовать бензин как растворитель окиси. Для этого намачивают ветошь бензином и протирают клеммы и электроды до полного удаления белого налета. Не забывайте, что бензин — легковоспламеняющаяся жидкость. Будьте аккуратны: помимо растворения окиси бензин в состоянии растворить пластиковые и резиновые детали автомобиля.

2akk

Перед тем как закреплять наконечник, необходимо область клеммы и площадь внутри наконечника смазать не толстым слоем технического вазелина, солидола, либо специальной силиконовой смазкой, приобретя ее в автомагазине. Кстати, последний вариант не притягивает к себе грязь, в отличие от двух предыдущих.

Смотрите, почему окисляются клеммы аккумулятора

Итог

Белый налет на клеммах аккумулятора – это не косметический дефект, окисление клемм влияет на качественные характеристики работы аккумулятора, а так же существенно сокращает срок его бесперебойной работы. Не нужно тянуть с решением проблемы окисления клемм, так как это может привести к отказу всей электрической системы автомобиля. При некорректной работе аккумулятора создается дополнительная нагрузка на генератор, а это чревато его поломкой. Для избегания плачевных последствий, и если вы не готовы к постоянной замене аккумуляторной батареи, проводите описанные выше способы борьбы с окислением клемм регулярно, в целях профилактики. И тогда ваш аккумулятор отблагодарит вас долгим и беспроблемным сроком службы.

ProCrossover.ru

Почему окисляются клеммы на аккумуляторе автомобиля?

Почти для каждого автовладельца знание внутреннего содержания своего авто – это практически святая святых в грамотной эксплуатации последнего. Есть в этом содержании одна важная составляющая – аккумулятор (о том, как его выбрать, читайте тут), своевременные осмотр и замена которого могут предотвратить внезапную поломку всего автомобиля и сэкономить не только денежные средства, но и драгоценное время.

При этом даже для самых добросовестных автомобилистов нередкой остается проблема окисления клемм на аккумуляторе  — появление белого налета на батарее после длительной ее работы, наличие которого свидетельствует о скором выходе из строя аккумуляторной батареи и необходимости последующей ее замены. Но ведь любую проблему всегда проще и дешевле предупредить, чем потом устранять. Поэтому сегодня будем выяснять, почему же окисляются клеммы.

Причины окисления клемм на аккумуляторе.

  1. Протекает электролит, являющийся следствием перегрузки из-за:
  1. Неполноценность работоспособности электросети в машине в результате засорений и нарушения контакта батареи с клеммами, в контактных группах либо реле.
  2. Прохудившийся корпус АКБ, который приводит к утечке жидкости или же попаданию электролита непосредственно на клемму из-за ее расшатывания при вибрации.

Кстати, протекание кислоты приводит не только к сбою работы самого аккумулятора, но и влияет на общее состояние автомобиля. К примеру, наличие дырок (дырки) в днище автомобиля либо в кузове может быть следствием воздействия на эти участки (участок) электролита. В связи с возможными неприятными и затратными последствиями, следует своевременно производить осмотр состояния аккумуляторной батареи вашего автомобиля.

Как очистить окислившиеся клеммы?

К сожалению, не каждое окисление клемм бывает видно невооруженным глазом. Но проверить, есть ли оно, достаточно просто — с помощью соды и теплой воды (соотношение 1 к 10). В случае присутствия кислоты на клеммах вы заметите кипение содового раствора в окислившихся местах с выделением некоторого количества тепла. Причем данный раствор не только поможет найти эти места, но и почистит их. Главное, проделывая данную операцию, следить за тем, чтобы «химия» не попала на детали авто. А еще лучше — заранее снять аккумулятор и с помощью соды, разбавленной водой, промыть его отдельно от машины.

Если достигнуть нужного результата вдруг не удалось с помощью первого варианта, воспользуйтесь лезвием ножа, специальными корщетками либо наждачной бумагой для того, чтобы прочистить клеммы. Все это вы сможете с легкостью приобрети в специализированных магазинах.

Есть, конечно, еще один вариант очистки клемм – с помощью бензина. Но данный метод, к сожалению, небезопасен, так как бензин – материал горючий и его небрежное использование может привести к плачевным последствиям, поэтому даже останавливаться на нем не будем.

Лучшая защита – профилактика!

Очистить клеммы от уже образовавшегося окисления, конечно, можно, но лучше будет, если этот процесс вы, все же, сможете предотвратить. Сделать это можно тремя путями – используя:

  1. Промасленный войлок (технический вазелин).

Пропитанный машинным маслом войлок (можно использовать фетр) предотвращает попадание на клемму паров кислоты. Сделайте войлочную «шайбу» из круглой прокладки с отверстием, пропитайте ее маслом и наденьте на клемму аккумуляторной батареи. Поверх ее закрепите клемму бортовой сети авто так, чтобы клемма расположилась между двумя пропитанными войлочными шайбами.

  1. Специальный защитный лак или спрей для обеспечения защитного слоя клемм аккумуляторной батареи.
  2. Специальную смазку-защиту (аэрозоль «электрожир»), которая предотвращает образование коррозии на аккумуляторных клеммах.

Вот информация о том, чем смазать клеммы аккумулятора, чтобы не окислялись.

Видео.

autoepoch.ru

Схемы простого зарядного устройства для автомобильного аккумулятора

Очень часто, особенно в холодное время года, автолюбители сталкиваются с необходимостью зарядки автомобильного аккумулятора. Можно, и желательно, приобрести заводское зарядное устройство, лучше зарядно-пусковое для использования в гараже.

самодельное зарядное устройство для автомобильного аккумулятора из ИБП

Но, если у вас есть навыки электротехнических работ, определенные знания в области радиотехники, то можно изготовить и своими руками простое зарядное устройство для автомобильного аккумулятора. Кроме того, лучше заранее подготовиться к возможному случаю, когда АКБ внезапно разрядилась вдали от дома либо места стоянки и обслуживания.

Общие сведения о процессе зарядки АКБ

Заряд автомобильного аккумулятора необходим при падении напряжения на клеммах менее 11,2 Вольта. Несмотря на то, что аккумуляторная батарея может запустить двигатель автомобиля и при таком заряде, во время длительной стоянки при пониженных напряжениях начинаются процессы сульфатации пластин, которые приводят к потере емкости АКБ.

Поэтому во время зимовки автомобиля на стоянке либо в гараже необходимо постоянно производить подзарядку аккумулятора, следить за напряжением на его клеммах. Более лучший вариант – снять аккумуляторную батарею, занести в теплое место, но все равно не забывать о поддержании его заряда.

Заряд аккумулятора ведется постоянным либо импульсным током. В случае зарядки от источника постоянного напряжения обычно выбирается ток заряда равный одной десятой от емкости АКБ.

Например, если емкость аккумуляторной батареи составляет 60 ампер-часов, ток заряда следует выбирать 6 Ампер. Однако, исследования показывают, что, чем меньше ток заряда, тем наименее интенсивно идут процессы сульфатации.

Мало того, существуют методы десульфатации пластин аккумулятора. Они заключаются в следующем. Сначала АКБ разряжается до напряжения 3 – 5 Вольт большими токами малой длительности. Например такими, как при включении стартера. Затем идет медленный полный заряд током около 1 Ампера. Такие процедуры повторяют 7-10 раз. Эффект десульфатации от этих действий есть.

Практически на таком принципе основаны десульфатирующие импульсные зарядные устройства. АКБ в таких приборах заряжается импульсным током. За период зарядки (несколько миллисекунд) на клеммы аккумулятора подается разрядный короткий импульс обратной полярности и более длительный зарядный прямой полярности.

Очень важно в процессе заряда не допустить эффекта перезаряда аккумуляторной батареи, то есть момента, когда он зарядится до предельного напряжения (12,8 – 13,2 Вольта в зависимости от типа АКБ).

Это может вызвать закипание аккумулятора, увеличение плотности и концентрации электролита, необратимые разрушения пластин. Именно поэтому заводские зарядные устройства снабжены электронной системой контроля и отключения.

Схемы самодельных простых  зарядных устройств для автомобильного аккумулятора

Простейшие

Рассмотрим случай, как нужно зарядить аккумулятор подручными средствами. Например, ситуацию, когда вечером вы оставили автомобиль возле дома, забыв выключить какое-нибудь электрооборудование. К утру АКБ разрядилась и не заводит авто.

В этом случае, если у вас автомобиль заводится хорошо (с пол-оборота) аккумуляторную батарею достаточно немного «подтянуть». Как это сделать? Во-первых, необходим источник постоянного напряжения в пределах от 12 до 25 вольт. Во-вторых, ограничительное сопротивление.

Что можно посоветовать?

Сейчас практически в каждом доме есть ноутбук. Блок питания ноутбука или нетбука, как правило, имеет выходное напряжение 19 Вольт, ток не менее 2 ампера. Внешний вывод разъема питания – минус, внутренний – плюс.

В качестве ограничительного сопротивления, а оно обязательно!!!, можно использовать салонную лампочку автомобиля. Можно, конечно и более мощную от поворотников или еще хуже стопов или габаритов, но есть вероятность перегрузки блока питания. Собирается простейшая схема: минус блока питания – лампочка – минус АКБ – плюс АКБ – плюс блока питания. За пару часов аккумулятор подзарядится настолько, что сможет запустить двигатель.

Если ноутбук отсутствует, можно на радиорынке заранее приобрести мощный выпрямительный диод с обратным напряжением более 1000 Вольт и током от 3 Ампер. Он имеет небольшие размеры, можно положить в бардачок на экстренный случай.

Что делать в экстренном случае?

Первым делом – снять аккумулятор с автомобиля. Далее собрать цепь: клемма розетки 220 Вольт – минусовой вывод диода – плюсовой вывод диода – ограничительная нагрузка – минусовая клемма АКБ – плюсовая клемма АКБ – вторая клемма 220 Вольт.

Схема подключения для зарядки АКБ от сети 220В через диод

В качестве ограничительной нагрузки можно использовать обычные лампы накаливания на 220 Вольт.  Например, лампа на 100 Ватт (мощность = напряжение Х ток). Таким образом, при использовании 100 ваттной лампы ток заряда будет составлять около 0,5 Ампер. Немного, но за ночь он отдаст 5 Ампер-часов емкости в аккумулятор. Обычно достаточно, чтобы утром пару раз прокрутить стартер автомобиля.

Если соединить в параллель три лампы по 100 Ватт ток заряда увеличится втрое. Можно за ночь почти наполовину зарядить автомобильный аккумулятор. Иногда вместо ламп включают электроплитку. Но здесь уже может выйти из строя диод, а заодно и АКБ.

Вообще, подобного рода эксперименты с прямым зарядом аккумуляторной батареи от сети переменного напряжения 220 Вольт крайне опасны. Их следует использовать только в экстремальных случаях, когда нет другого выхода.

Из блоков питания компьютера

Перед тем, как приступить к изготовлению своими руками  зарядного устройства для автомобильного аккумулятор, следует оценить свои познания и опыт в области электро- и радиотехники. В соответствии с этим выбрать уровень сложности устройства.

Прежде всего, следует определиться с элементной базой. Очень часто у пользователей компьютеров остаются старые системные блоки. Там есть блоки питания. Наряду с напряжением питания +5В в них присутствует шина +12 Вольт. Как правило, она рассчитана на ток до 2 Ампер. Этого вполне достаточно для немощного зарядного устройства.

Видео — пошаговая инструкция по изготовлению и схема простого зарядного устройства для автомобильного аккумулятора из компьютерного блока питания:

Вот только напряжения 12 Вольт маловато. Необходимо «разогнать» его до 15. Каким образом? Обычно методом «тыка». Берут сопротивление около 1 килоОм и подсоединяют параллельно другим сопротивлениям вблизи микросхемы с 8-ю ногами во вторичной цепи блока питания.

Таким образом, изменяют коэффициент передачи цепи обратной связи, соответственно, и выходное напряжение.

Сложновато объяснять на словах, но обычно у пользователей это получается. Подбором величины сопротивления можно достичь напряжения на выходе около 13,5 Вольт. Это достаточно для зарядки автомобильного аккумулятора.

Далее следует подсоединить к выходной цепи крокодилы. Никаких ограничительных сопротивлений не надо, электроника блока питания сделает все сама.

Простое зарядное устройство для АКБ из блока питания компьютера

Если блока питания под рукой нет, можно поискать трансформатор с вторичной обмоткой на 12 – 18 Вольт. Они использовались в старых ламповых телевизорах и прочей бытовой технике.

Сейчас такие трансформаторы можно найти в отработанных источниках бесперебойного питания, его можно за копейки купить на вторичном рынке. Далее приступают к изготовлению трансформаторного зарядного устройства.

Трансформаторные ЗУ

Трансформаторные зарядные устройства  — наиболее распространенные и безопасные приборы, широко используемые в автолюбительской практике.

Видео — простое зарядное устройство для автомобильного аккумулятора с использованием трансформатора:

Самая простая схема трансформаторного зарядного устройства для автомобильного аккумулятора содержит:

Схема простого зарядного устройства для автомобильного аккумулятора с использованием трансформатора

Через ограничительную нагрузку протекает большой ток, она сильно нагревается, поэтому для ограничения тока зарядки часто используют конденсаторы в первичной цепи трансформатора.

Схема зарядного устройства с конденсаторами в первичной цепи трансформатора

В принципе, в такой схеме можно обойтись и без трансформатора, если грамотно подобрать конденсатор. Но без гальванической развязки с сетью переменного тока такая схема будет опасна с точки зрения поражения электрическим током.

Схема ЗУ без трансформатора

Более практичны схемы зарядных устройств для автомобильных аккумуляторов с регулировкой и ограничением тока заряда. Одна из таких схем изображена на рисунке:

Схема зарядного устройства для АКБ с регулировкой

В качестве мощных выпрямительных диодов можно использовать выпрямительный мост неисправного генератора автомобиля, слегка перекоммутировав схему.

Более сложные импульсные зарядные устройства с функцией десульфатации обычно выполнены с использованием микросхем, даже микропроцессоров. Они сложны в изготовлении, требуют специальных навыков монтажа и настройки. В таком случае проще приобрести заводское устройство.

Требования безопасности

Условия, которые следует выполнять при использовании самодельного зарядного устройства для автомобильного аккумулятора:

Многие автолюбители покупают автосканеры для диагностики автомобилей цена на которые относительно невысокие.

Как правильно подобрать контрактный двигатель для своего авто.

Какое сопротивление http://voditeliauto.ru/poleznaya-informaciya/to-i-remont/proverit-vysokovoltnye-provoda.html должно быть у высоковольтных проводов.

Видео — схема зарядного устройства для автомобильного аккумулятора из ИБП:

voditeliauto.ru

Как правильно выполнить подбор АКБ по марке своего автомобиля

Рано или поздно любой автолюбитель сталкивается с вопросом: как правильно осуществить подбор АКБ по марке своего автомобиля? Самый простой ответ: посмотреть руководство по эксплуатации авто, в котором производитель дает соответствующие рекомендации.

выбор аккумулятора по марке автомобиля

Опыт эксплуатации транспортных средств показывает, что «родной», установленный на заводе аккумулятор, служит 6 – 8 лет, не меньше. А, установленный самостоятельно, может и трех-четырех лет не проработать. Попробуем разобраться с этим вопросом.

Чем руководствоваться при подборе АКБ

Любой автолюбитель при выборе того или иного узла для замены в процессе ремонта и обслуживания своего авто должен встать на сторону производителя. Кто, как не он, знает о вашем автомобиле все.

При проектировании автомобиля учитываются все нюансы, возможные и невозможные ситуации его эксплуатации. Соответственно, и АКБ подбирается таким образом, чтобы не пришлось отзывать серию автомобилей из-за проблем с ним.

Разберемся по очереди в порядке значимости,  какими параметрами следует руководствоваться при подборе АКБ по марке автомобиля.

Пусковой ток

Начнем с того, что величина пускового тока аккумуляторных батарей регламентируется несколькими стандартами:

Например, в стандарте DIN (немецком), аккумулятор с пусковым током 500 Ампер при непрерывном разряде при температуре с первоначальным током 500 ампер в самом начале покажет 12,2 Вольта, через 30 секунд – 9 Вольт, через 150 секунд – 6 Вольт.

Разумеется, самостоятельно проводить такие опыты крайне не рекомендуется по причине того, что аккумулятор может прийти в негодность.

Стандарты существенно отличаются. Аккумулятор с маркировкой 600 А (EN) или ГОСТ 959-2002 будет соответствовать 650 А по стандарту SAE и всего 385 Ампер по стандарту DIN.

Вот теперь становится понятным, почему немецкие аккумуляторы мощнее отечественных, а отечественные гораздо легче немецких при одинаковом пусковом токе.

Какую ошибку обычно делают автолюбители, меняя аккумуляторную батарею? При подборе АКБ для своего автомобиля автовладельцы руководствуются данными, нанесенными на этикетку родного АКБ, не обращая внимание на стандарт, и покупают аккумулятор с таким же пусковым током, но уже в российском стандарте.

Видео — как подобрать аккумулятор на автомобиль:

Если на этикетке АКБ стоит номинал пускового тока 400 А (DIN), следует выбирать аккумулятор с током не менее 600 Ампер в российском или европейском стандарте.

При определении необходимого пускового тока АКБ для конкретной модификации (именно модификации, а не марки) автомобиля производитель руководствуется следующими характеристиками транспортного средства:

Ни в коем случае не следует экономить при покупке, покупая аккумулятор с меньшим пусковым током.

Технологически больший пусковой ток АКБ обеспечивается толщиной, площадью т количеством пластин, массивностью межбанковых соединителей. Если поставить на автомобиль АКБ с меньшим пусковым током, эти элементы могут перегреться, расплавиться, аккумулятор придет в негодность. В этом же смысле следует опасаться «легких» аккумуляторных батарей.

Емкость аккумуляторной батареи

Принято считать, что емкость аккумулятора и пусковой ток связаны напрямую. Чем выше пусковой ток, тем больше емкость аккумуляторной батареи, и наоборот. Это не совсем так. Есть несколько способов технологического увеличения пускового тока. Наиболее известные из них: увеличение количества и пористости пластин, присадки, такие как ортофосфорная кислота.

При выборе емкости аккумуляторной батареи желательно не экономить. Чем больше емкость АКБ, тем лучше. «Потолок» в выборе определяют два размера: габаритный и кошелька.

Минимальную емкость аккумуляторной батареи, которую можно установить на автомобиль, можно рассчитать по упрощенной формуле:

Емкость АКБ = 4 Х Пусковой ток Х Время запуска, старта (минут)/60

Время запуска в этой формуле – это то время, которое вы определяете минимальным для запуска автомобиля в холодное время года.

Обычно десяти запусков по 15 секунд (а больше нельзя) хватает, чтобы убедиться, что дальнейшие усилия бесполезны. Это 2,5 минуты.

Таким образом, при пусковом токе 500 Ампер (DIN):

Емкость АКБ = 4 Х 500 Х 2,5 / 60 = около 80 Ампер-часов

Приблизительно этими же соображениями руководствуется производитель при определении емкости АКБ.

Кроме этого, учитываются:

Конструкция

К конструктивным особенностям, учитываемыми при подборе АКБ относят:

Параметр габаритных размеров желательно выполнять полностью. Даже, если есть свободное место, чтобы установить АКБ большей емкости, следует учесть, что аккумулятор должен иметь естественную вентиляцию для охлаждения.

Не случайно, многие производители помещают АКБ вне подкапотного пространства (в салоне, еще чаще — в багажнике). Здесь и аккумулятор помощнее можно разместить, и похолоднее будет. Аккумулятор прослужит дольше.

В некоторых продуманных моделях авто на клеммах АКБ размещена система разрыва цепи в случае аварии. Берегут, конечно, не аккумулятор, а дорогой авто от кислотных брызг при возможном взрыве батареи. В этом случае габаритные размеры и марка АКБ должны быть соблюдены на 100%.

Относительно полярности клемм также необходимо 100% совпадение, как и от формы клемм. Сейчас на рынке встречаются азиатские «универсальные» клеммы, американские под болт, в любом случае лучше ставить аккумулятор с родными клеммами.

Если есть возможность выбора системы переноски АКБ из предложенных моделей, рациональнее выбрать систему с двумя ручками, так надежнее.

Видео — типоразмеры автомобильных аккумуляторов (DIN, JIS):

Многие «родные» аккумуляторы вообще не имеют систему переноски. Это не значит, что на производстве их переносят, уцепившись пальцами за бока, там есть специальные приспособления. Большинство отечественных СТО, в том числе и дилерских, таких ухватов не имеют, надежнее взять аккумулятор с ручками.

Перед тем, как покупать новый аккумулятор, следует внимательно осмотреть место установки предшественника, особенно если он установлен в багажном отделении.

Наверняка там есть газоотвод: силиконовая или прорезиненная трубка для отвода продуктов парения и электрохимических реакций из аккумулятора в пространство за пределами автомобиля. Если это не сделать, внутренне пространство автомобиля будет разъедаться химическими парами. Не лишним будет измерить диаметр газоотвода.

Для крепления АКБ наиболее распространены два варианта: поддонный и обжимной. В первом случае аккумулятор обжимается пластинами (пластиной) за выступы в нижней части корпуса. Перед приобретением АКБ следует проверить соответствие выступов.

Посадочные размеры обычно приводятся на сайтах ответственных продавцов.  Второй вариант (обжимной) более надежен: крепежная пластина расположена сверху. Он предполагает, что верхняя зона аккумуляторной батареи будет ровной.

Какой тип аккумулятора выбрать

Различают три основных типа свинцово-кислотных автомобильных аккумуляторных батарей:

На современном рынке практически невозможно найти обслуживаемый АКБ, то есть тот, у которого имеется полный доступ к внутренностям батареи. Чаще всего, ими называют малообслуживаемые аккумуляторы, то есть те, где есть пробки для контроля уровня и плотности электролита.

Видео — как и какой выбрать аккумулятор для автомобиля:

В настоящее время все большую популярность приобретают необслуживаемые АКБ. В них отсутствуют либо заклеены липкой лентой пробки, отсутствует необходимость периодического контроля уровня и плотности электролита.

Существуют три основные технологии.

Сурьмянистые батареи. Пластины выполнены из свинца с небольшим добавлением сурьмы.

Сурьма – сильный яд. Это первый недостаток. Второй: такие АКБ имеют повышенный саморазряд и медленно заряжаются. Есть и плюсы: невысокая стоимость и способность переносить сильный разряд.

Кальциевые батареи. Плюсы: уменьшена масса и габариты, низкий саморазрад. Минусы: высокая стоимость, уменьшенный ресурс при вероятных случаях практически полного разряда.

Гибридные батареи. В отрицательные электроды добавляется кальций, положительные – малая доля сурьмы. Плюсы: большой пусковой ток и срок службы, не боится полного разряда, большая емкость. Минус: применение ядовитой сурьмы.

Малообслуживаемые АКБ выпускаются в двух вариантах: сухозаряженный и залитый.

Безопаснее покупать сухозаряженный. Залитый аккумулятор может храниться без эксплуатации не более года, а покупать его вообще следует не позднее двух-трех месяцев после изготовления.

Общий совет при выборе АКБ:

Какую марку выбрать

Независимый рейтинг, которые составили продавцы и поставщики автомобильных аккумуляторов, как нельзя точно отражает их обобщенную потребительскую характеристику:

Аккумуляторы BOSCH

Отличное соотношение качества и еще раз качества. А еще мощности, долговечности, неприхотливости в обслуживании. Секрет прост: применение современных технологий, безукоризненное производство. И это не рекламный слоган, просто совет.

Аккумуляторные батареи VARTA

Уверенное второе место по продажам и первое по положительным отзывам покупателей. При стабильно отличном качестве отличаются узнаваемым дизайном, высоким соотношением мощность/размер.

Дальнейшее перечисление рейтинговых АКБ не будет корректным с точки зрения рекламы. Есть отличные корейские аккумуляторы, выполненные с применением суперсовременных технологий, встречаются и высококачественные отечественные.

Подбор марки АКБ в любом случае субъективен, часто основывается на рекомендациях соседей по гаражному кооперативу.

Где и как подобрать аккумулятор по марке автомобиля онлайн

В интернете существует множество онлайн сервисов для автоматизированного подбора АКБ по марке автомобиля. Это существенно сокращает время на поиск аналогов, оптимизацию ценового выбора, сравнение технических характеристик аккумуляторов.

В этом случае не следует руководствоваться лишь данными одного поискового сервиса. Вероятно, он следует коммерческим целям какого-либо продавца. Приведем несколько полезных ссылок.

Подбор аккумулятора BOSCH по марке автомобиля — ССЫЛКА.

Простой сервис, позволяющий быстро определиться с выбором АКБ марки BOSCH. В числе преимуществ – чертежи посадочных зон, габаритные размеры, клеммы, полные технические характеристики.

Подбор АКБ VARTA по марке авто — ССЫЛКА.

Немного менее информативный сервис. Но также содержит расширенные технические характеристики.

Мультимарочный сервис по подбору автомобильных аккумуляторных батарей — ССЫЛКА.

Основной недостаток поисковых сервисов по подбору АКБ по марке автомобиля – недостаточные сведения по геометрическим размерам. Однако их легко восполнить, включив поиск уже по найденному АКБ. Да и цену в этом случае можно минимизировать.

Воспользоваться системой автоматизированного подбора АКБ по марке автомобиля в любом случае полезно. Не только, как руководство к действию, скорее, в информационном плане.

Советы

Наконец, несколько дельных советов:

Многие до сих пор не знают что такое лизинг автомобиля для физических лиц и чем он отличается от автокредитования.

Советуем прочитать статью про контрактный двигатель что это значит и на что обращать особое внимание при его подборе.

Какой автосканер для самостоятельной диагностики автомобилей  http://voditeliauto.ru/poleznaya-informaciya/aksessuary-i-gadzhety-dlya-avto/skaner-dlya-diagnostiki.html можно выбрать автовладельцу.

Видео — выбор аккумулятора для автомобиля:

voditeliauto.ru


Смотрите также