Аккумуляторный денсиметр


Плотность электролита в аккумуляторе – когда автовладелец становится химиком?

Плотность электролита в аккумуляторе – головная боль автовладельцев, которые сделали выбор в пользу разборных АКБ. Эти батареи можно контролировать и перезаряжать, но для этого нужно освоить небольшую науку, чем мы с вами и займемся.

Какие значения плотности электролита считают нормой?

Аккумуляторная батарея – химический источник тока, и происходящие в нем превращения носят обратимый характер. Конструкция подобных устройств несложная, они состоят из корпуса, где размещены электроды, сепаратора-конвертора и шины. Закрывается это все крышкой с выходными отверстиями и клеммами. Но аккумулятор не будет работать без электролита. В свинцово-кислотных батареях это раствор серной кислоты, плотность которого измеряется в г/см3. Она пропорциональна концентрации раствора, а обратная зависимость прослеживается относительно температуры жидкости. Проверка плотности щелочного электролита будет проводиться теми автовладельцами, в машине которых используются никель-кадмиевые или никель-железные батареи.

Аккумуляторные батареи для авто

По плотности электролита автомобильного аккумулятора можно определить состояние батареи. Если значение понизилось, то, вероятнее всего, какая-то ячейка с дефектом, произошел обрыв цепи или глубокий разряд АКБ. Для последнего случая пониженная плотность будет во всех ячейках. Если батарея не держит заряд, то следует проверить состояние жидкости внутри нее. Во время работы АКБ вода постепенно испаряется, в результате электролит становится более концентрированным, что тоже негативно сказывается на состоянии агрегата. Эта характеристика влияет на емкость батареи и определяет ее эксплуатационный срок.

Определение плотности электролита автомобильного аккумулятора

Очень важно выдерживать оптимальные показатели плотности электролита в АКБ, которые во многом зависят от климатической зоны. В регионах с холодным макроклиматом плотность кислотного электролита лучше поддерживать в диапазоне 1,27–1,29 г/см3. В средней полосе эти цифры изменятся – 1,25–1,27 г/см3. В более теплых районах нормальная плотность составляет 1,23–1,25 г/см3. Причем при заливке электролита лучше готовить раствор по нижней границе указанных диапазонов. Для щелочного аккумулятора проверка плотности внутреннего содержимого должна показывать 1,19–1,21 г/см3. Перед приготовлением важно уточнять состав, бывают калиевые и натриевые электролиты, для каждого из них будут свои пропорции, чтобы добиться указанного значения.

Проверка плотности электролита – приборы и их действие

Многие автомобилисты сталкивались с ситуацией, когда после длительного перезаряда электролит закипает и испаряется, тогда мы заливаем дистиллированную воду. При этом очень редко измеряется плотность раствора, а зря. Ведь вместе с водой выкипает еще и сама кислота, а добавив только дистиллят, вы получите смесь с меньшей концентрацией, что негативно скажется на работоспособности устройства.

Заливание дистиллированной воды в АКБ

Для измерения плотности электролита в аккумуляторе понадобится специальный прибор – денсиметр. Он состоит из стеклянной трубки, в которую помещен ареометр, наконечника и резиновой груши. Находим у батареи заливное отверстие и погружаем в раствор наконечник измерительного устройства. Затем с помощью груши засасываем часть кислоты внутрь стеклянного корпуса. Аккуратно держим прибор на уровне глаз – ареометр должен находиться в состоянии покоя, плавать в жидкости, не касаясь стенок.

Измерения плотности электролита в аккумуляторе

Если нет специального прибора, то можно произвести проверку плотности электролита в аккумуляторе и с помощью вольтметра. Подключаем к клеммам аккумулятора автотестер и измеряем напряжение. Оно должно колебаться в пределах 11,9–12,5 В. Затем поворачиваем ключ в зажигании и набираем 2,5 тысячи оборотов. В этом случае напряжение должно достигнуть минимум 13,9 В, но не превышать 14,4 В. Если никаких изменений не произошло, значит, необходимо просто зарядить устройство.

Как повысить плотность рабочего электролита?

Что делать, когда в аккумуляторе упала плотность электролита? Конечно, необходимо ее восстановить до нужного значения. Существует несколько способов:

Заранее подготавливаем весь необходимый инвентарь: мерную емкость, грушу, паяльник и дрель. Все предметы должны быть чистыми и хорошо высушенными. Также нам понадобится дистиллированная вода и сам электролит.

Сначала всегда следует попробовать перезарядить аккумулятор. Проверяем напряжение АКБ. После набора оборотов его значение не изменилось? Тогда следует в течение 10 часов заряжать устройство током, который в десять раз меньше емкости. Например, если она равна 60 А*час, то достаточно тока 6 А. Затем понижают это значение вдвое и еще оставляют АКБ на подзарядке в течение 2 часов. Именно второй режим и выравнивает плотность электролита. А если напряжение при заведенном двигателе поднимается более 14,4 В, то нужно залить в аккумулятор воду. Потом поставить батарею на зарядку. Если после таких мероприятий АКБ все равно быстро разряжается, то нужно работать с электролитом.

Проверка напряжения АКБ

Чтобы вернуть в норму значение плотности электролита в разряженном аккумуляторе, можно полностью заменить содержимое. Для этого следует максимально выкачать жидкость из каждой банки, а потом слить остатки. Чтобы это сделать, герметично закрываем все отверстия и переворачиваем агрегат набок. Просверливаем на дне дырочки со стороны каждой банки и сливаем электролит. Категорически запрещено ставить АКБ вверх дном, так как в таком положении может произойти короткое замыкание, а поверхность пластин осыпется. После того как раствора в устройстве уже не будет, тщательно промываем его очищенной водой. Обязательно герметично запаиваем отверстия в дне устройства и заливаем в него новый электролит.

Обычно плотность электролита в аккумуляторах можно повысить либо понизить, доливая концентрированный раствор или очищенную воду. В первую очередь проводится проверка качества токопроводящего вещества в каждой банке по отдельности. Если измерение показало плотность более 1,18 г/см3, тогда можно просто разбавить его более концентрированным раствором. Для этого отбираем максимально возможное количество электролита, половину его заменяем раствором с большей концентрацией, чем мы стремимся получить (например, нам надо 1,25 г/см3), и заливаем все это обратно. Болтаем батарею аккуратно, чтобы хорошо перемешать обновленный состав.

Более концентрированный электролит можно приготовить самим, тогда лучше сделать 1,40 г/см3. Покупной, скорее всего, будет 1,27 г/см3, тогда процесс повышения плотности может немного затянуться.

Приготовление концентрированного электролита

После небольшой паузы проводится проверка плотности. Вы обнаружите, что она повысилась, но не достигла нужной цифры. Тогда повторяем процедуру снова, только шаг разбавления уменьшаем, чтобы не перескочить целевую отметку. На это раз заменить более концентрированным электролитом нужно только четверть выкачанной жидкости. После каждой процедуры измерение будет показывать, что мы все ближе к заветной отметке на приборе. Точно получить нормальную плотность электролита в аккумуляторе таким способом сложно, вероятно, вы проскочите нужную отметку, но к тому моменту достаточно будет добавить чуть-чуть чистой воды, ведь шаг разбавления станет уже совсем маленьким и цель будет достигнута.

Когда плотность электролита менее 1,18 г/см3, придется добавлять кислоту. Все операции проводим в том же порядке, как и в способе 3. Только шаг разбавления сразу стоит брать небольшой, потому что у кислоты очень высокая плотность (около 1,8 г/см3), перескочить нужную отметку можно уже с первого разбавления. Очень важно при приготовлении всех растворов вливать кислоту в воду, а не наоборот, чтобы не провоцировать разбрызгивание концентрата. Проводите работы в специальной робе, защищайте кожу и органы зрения. Если жидкость попала на тело, немедленно промойте пораженный участок чистой водой.

Оцените статью:

carnovato.ru

Обслуживание автомобильного аккумулятора. Плотность, заряд, уровень электролита

Автомобильный аккумулятор служит для накопления электрической энергии и питания ею бортовой сети автомобиля, прежде всего электростартера двигателя при запуске. В статье речь пойдет о том, как правильно производится диагностика аккумулятора автомобиля, контроль его заряда, а также будет рассмотрена проверка уровня и плотности электролита в аккумуляторе.

Система электрооборудования большинства автомобилей 12-вольтовая, с отрицательной массой. Конструкция автомобильных аккумуляторов довольно проста: состоят они из 6 блоков свинцовых пластин с наполнителем, погруженных в емкость, которую заполняет электролит. Электролит является водным раствором серной кислоты. Каждый из блоков обеспечивает напряжение около 2-х вольт и соединяются последовательно, в сумме обеспечивая напряжение на уровне 12-13 В. Подзарядка аккумулятора автомобиля осуществляется генератором при работе двигателя. Отдельно стоят гелевые аккумуляторы, которые отличаются по устройству от кислотных аккумуляторов. Достоинства и недостатки гелевых аккумуляторов можно узнать здесь.

Один из многих — надежный автомобильный аккумулятор VARTA

Перед обслуживанием аккумуляторную батарею необходимо снять с автомобиля. Отсоединение аккумулятора от бортовой сети – процесс ответственный. Сначала обязательно снимается отрицательная клемма, а в процессе установки эту же клемму устанавливают последней.

Выгодно ли проведение диагностики и восстановления аккумулятора? Определенно. Приведем нехитрый расчет. Номинальный срок службы нового аккумулятора составляет порядка 4-х лет. Его замена будет стоить около 5000 рублей. Однако при грамотной диагностике и зарядке батареи она способна служить вам верой и правдой до 5-6 лет. Но производить диагностику и восстановление аккумулятора советуют не только из соображений экономии. Дело в том, что от работы аккумулятора зависит нормальная работа всех электроприборов и систем автомобиля.

Содержание статьи

Проверка уровня электролита в аккумуляторе. Приготовление электролита

Видео: Как определить неисправность аккумулятора (короткое замыкание в банке)

Проверку уровня и плотности электролита следует проводить раз в три месяца, чтобы своевременно контролировать состояние батареи.Уровень электролита в аккумуляторе проверяется через заливные отверстия при помощи полой стеклянной трубки, имеющей внутренний диаметр 4-5 мм. Один конец трубки опускается через отверстие до упора в предохранительный щиток. Отверстие трубки на другом конце плотно закрывается пальцем, после чего она вынимается. Столбик электролита, оставшегося в трубке должен быть в пределах 12-15 мм. Если в аккумуляторе имеется индикатор (тубус), то уровень электролита должен находиться на одном уровне или быть выше него на 3-5 мм.

Проверка уровня электролита аккумулятора

Приготовление электролита для аккумуляторов производится только из аккумуляторной серной кислоты с добавлением дистиллированной воды. Использовать техническую серную кислоту и обычную воду не допускается, так как электролит обязан иметь высокую степень чистоты. В противном случае будет происходить ускоренная саморазрядка (сульфитация) батареи, уменьшение ее емкости и разрушение пластин. При понижении уровня электролита в результате испарения воды для восстановления требуемого объема необходимо доливать исключительно дистиллированную воду и ни в коем случае готовый электролит! В случае, когда уровень электролита превышает нормальный, его следует отсасывать резиновой грушей со стеклянным или эбонитовым наконечником. Если в аккумуляторе будет повышенный уровень электролита, то он способен выплескиваться, что также нежелательно.

Во время приготовления электролита серная кислота тонкой струйкой доливается в воду, при этом раствор перемешивается стеклянной или эбонитовой палочкой. Лить воду в кислоту запрещается, так как плотность воды намного ниже кислоты. Вода не сможет погрузиться в кислоту и останется на поверхности, при этом происходящие химические реакции вызовут нагрев и разбрызгивание кислоты. Существует вероятность получить ожоги.

Проверка плотности электролита. Денсиметр

Одним из важнейших параметров электролита является его плотность. Плотность электролита в аккумуляторе проверяется денсиметром при температуре +25°С. В случае, если температура отличается от требуемой, в показания денсиметра вносятся поправки в соответствии с приведенной табл

Таблица поправок плотности электролита в зависимости от температуры

В период эксплуатации аккумулятора плотность электролита непрерывно изменяется. Существует обратимое изменение плотности – нормальный интервал заряда и разряда батареи. Для новой и исправной АКБ нормальный интервал изменения плотности электролита (полный разряд – полный заряд) составляет 0,15-0,16 .

Существуют также необратимые изменения плотности, например, при испарении воды во время кипения электролита. При этом его плотность увеличивается.

Высокая плотность электролита приводит к снижению срока службы аккумуляторной батареи. Низкая плотность электролита в аккумуляторе приводит к снижению напряжения, затрудненному пуску двигателя.

Ниже приведена таблица рекомендуемой плотности электролита для климатической зоны, в которой эксплуатируется АКБ.

Рекомендуемая плотность электролита в зависимости от климатической зоны

Плотность электролита измеряется специальным прибором – денсиметром. Он состоит из ареометра 1, резиновой груши 2, стеклянной трубки 3 и наконечника 4.

прибор для измерения плотности электролита — денсиметр

Наконечник 4 погружается в электролит через заливное отверстие в корпусе аккумулятора и с помощью резиновой груши часть электролита засасывается внутрь стеклянной трубки. При этом ареометр (поплавок) должен всплыть в корпусе трубки, не касаясь ее стенок. После прекращения колебаний ареометра производится отсчет показаний по шкале вдоль линии жидкости. Взгляд наблюдателя должен находиться на уровне поверхности.

Определение уровня плотности электролита по денсиметру

Для средней полосы России (Москва, Казань и т.д.) плотность электролита должна находиться на уровне 1,25-1,27 . Проверка плотности производится в каждом отсеке АКБ отдельно, разница между показаниями не должна превышать 0,01 . Низкая плотность электролита зимой создает опасность его замерзания.

Видео: Как замерить плотность электролита

При необходимости производится корректировка плотности. Предварительно из отсека АКБ отсасывается некоторый объем электролита, вместо которого добавляется либо корректирующий электролит, либо дистиллированная вода. Низкая плотность электролита в аккумуляторе устраняется путем добавления корректирующего электролита с плотностью 1,40 . Соответственно при повышенной плотности электролита в аккумуляторе следует добавить дистиллированную воду. После этого производится зарядка батареи номинальным током в течение 30 мин с последующей выдержкой в течение 1-2 часов для лучшего перемешивания электролита и выравнивания его плотности во всех отсеках АКБ.

Видео: Диагностика аккумулятора.Чем и как.

 

Как проверить заряд аккумулятора

Как проверить заряд аккумулятора автомобиля? Провести эти измерения можно с помощью нагрузочной вилки. Этот прибор состоит из двух контактов, вольтметра, рукоятки и переключателя нагрузочного сопротивления. Один из вариантов представлен на рисунке.

Прибор для проверки заряда аккумулятора

Нагрузочное сопротивление настраивается таким образом, чтобы обеспечить ток разряда, больший значения емкости в 3 раза. К примеру, если емкость аккумулятора составляет 55 Ач, значит,  ток разряда должен быть равен 165 А. Нагрузочная вилка своими контактами подключается к клеммам батареи, после чего замеряется время, в течение которого напряжение снизится с 12,6 до 6 В. Для полностью заряженной и исправной АКБ это время должно составлять не менее 3-х минут.

Заряд аккумулятора также можно оценить по величине выходного напряжения. Для его измерения необходимо воспользоваться вольтметром или мультиметром, предварительно сняв провод с минусовой клеммы АКБ. Ниже приведена таблица зависимости заряда от выходного напряжения.

Напряжение на выводах, В

Уровень заряда аккумулятора, %

12,6-12,9

100

12,3-12,6

75

12,1-12,3

50

11,8-12,1

25

11,5-11,8

0

Современные необслуживаемые батареи имеют индикатор заряда аккумулятора. При полной зарядке индикатор имеет зеленый цвет. При уменьшении заряда его цвет меняется от зеленого до белого или красного.

Для зарядки аккумулятора стоит воспользоваться специальным зарядным устройством. Зарядное устройство представляет собой источник постоянного тока. При подсоединении его к аккумулятору положительный полюс соединяют строго с положительной клеммой батареи, отрицательный – с отрицательной клеммой. Необходимо, чтобы выходное напряжение зарядного устройства было обязательно выше напряжения АКБ для обеспечения прохождения зарядного тока.

Автомобильный аккумулятор заряжается номинальным током, равным 10% от номинальной емкости батареи. Например, при емкости 60 Ач номинальный ток зарядки должен составлять 6 А. При этом зарядка может продолжаться до 13-15 часов. Пробки заливных отверстий должны быть обязательно открыты!

Зарядка аккумуляторной батареи считается завершенной, если наблюдается постоянство плотности электролита и выходного напряжения в течение 2-х часов.

Своевременная проверка электролита и зарядка аккумулятора должна стать хорошей привычкой для автолюбителя. Это позволит продлить срок службы батареи, обеспечить бесперебойное питание всех электроприборов автомобиля и сэкономить средства.

Поделитесь с друзьями:

avtomotoprof.ru

Как проверить плотность аккумулятора и уровень электролита

Иногда владельцы автомобилей спрашивают о том, как проверить плотность аккумулятора. Если выражаться корректнее и точнее, речь идет о том, как проверить плотность электролита в аккумуляторе. Как известно, уровень электролита в батарее измеряется в том случае, если АКБ относится к категории обслуживаемых. Для того чтобы научиться делать это самостоятельно, как в гараже, так и в домашних условиях, нужно знать о том, что представляет из себя жидкий электролит и как устроена внутри обслуживаемая автомобильная батарея.

Что находится внутри АКБ

Внутри аккумуляторной батареи автомобиля в определенной последовательности расположены шесть отсеков, или «банок». Каждый отсек имеет свинцовые пластины с положительными и отрицательными зарядами. «Банка» устроена герметично, и ее контакт с другими элементами происходит через общее полярное соединение.

Уровень напряжения в каждом отсеке АКБ составляет 2, максимум — 2,1 вольт. Все элементы соединяются друг с другом в последовательную электрохимическую цепь, имея на выходе общее напряжение 12 вольт.

Благодаря тому, что каждая «банка» заполнена особым химическим соединением, имеющим жидкую консистенцию, автомобильный аккумулятор обладает способностью накопления и отдачи электрического заряда. Эта жидкость получила название «электролит», а такие простые теоретические знания из области физики и химии помогут разобраться в том, как проверить плотность аккумулятора (точнее, электролита) правильно.

Для чего необходимо проверять плотность электролитической жидкости

Любой электролит представляет собой не что иное, как химическую смесь, состоящую из дистиллированной воды и серной кислоты в определенной пропорции: вода 65%, 35% — кислота. Именно такое процентное соотношение и позволяет электролиту осуществлять накопление электрического заряда без нанесения урона чувствительным свинцовым пластинам АКБ.

В процессе постоянной эксплуатации батареи происходят постоянные изменения плотности электролита, что определенным образом может сказаться на ее рабочих функциях. Само понятие плотности, кстати, означает не что иное, как процентное соотношение серной кислоты к дистилляту.

Если уровень серной кислоты внутри аккумулятора становится слишком высоким, это может печально закончиться для его пластин. Бывают ситуации, когда кислота попросту разъедает свинец, и пластины разрушаются.

Если же кислоты слишком мало, это означает, что АКБ разряжена или близка к тому, чтобы разрядиться полностью. Аккумулятор не может работать в режиме той емкости, которая указана в его технических характеристиках. Например, энергии может просто не хватить в условиях холодного запуска двигателя внутреннего сгорания.

Также, если водитель долго пытается ездить на разряженном аккумуляторе, процесс оседания сульфатов на пластинах неизбежен. На них образуется плотный белый налет, убрать который порой бывает весьма проблематично. При критичном уровне сульфатов произойдет либо разрушение пластин, либо короткое замыкание. Потребуется десульфатация аккумулятора.

Принцип работы аккумуляторной батареи

Чтобы знать, как правильно измерять уровень электролита, важно помнить — любая АКБ работает по цикличному принципу. Вначале она осуществляет накопление заряда внутри, а затем, при запуске двигателя, начинает его постепенно отдавать автомобилю, приводя его в движение. При отдаче заряда аккумулятором кислота выделяет те самые сульфаты (соли), оседающие на пластины «банок». А в «банках» происходит образование воды. Это приводит к тому, что уровень электролита значительно снижается.

Что потребуется сделать в данном случае:

Как проверить электролит и измерить его плотность

Перед тем как проверить электролит в аккумуляторе, очистите его поверхность от грязи и пыли, чтобы при снятии крышек с батарейных отсеков они не попали внутрь. Возьмите тонкую трубку из стекла, ее диаметр может составлять от 4 до 5 миллиметров. Теперь нужно опустить трубку в отсек до конца, так, чтобы она коснулась его дна. Отверстие можно закрыть с помощью пальца (предварительно не забудьте обезопасить себя, надев технические перчатки!).

Достаньте из банки трубку: в нее должно попасть небольшое количество электролитической жидкости. Ориентируйтесь на ее высоту — сколько места она занимает в трубке. Если высота жидкости 10-15 миллиметров — плотность в пределах нормы, а когда уровень больше, либо меньше — плотность необходимо откорректировать.

Перед тем как приступить к корректировке плотности, нужно произвести ее точные замеры — в каждом аккумуляторном отсеке по отдельности, так как они между собой не сообщаются. Обязательно зарядите АКБ перед измерением, иначе результаты могут оказаться неверными. Кроме этого, незадолго до процесса батарею нужно на 3-4 часа оставить в помещении с комнатной температурой (от 20°С, можно чуть выше). Ведь химическая жидкость имеет прямую зависимость от температурного фактора.

Для измерения уровня плотности электролита применяется такой простой инструмент, как ареометр. Его еще иногда называют более сложным словом — денсиметр. Но по сути это одно и то же. Ареометр состоит из наконечника, поочередно опускаемого в аккумуляторные отсеки, колбы, резиновой груши для отсасывания жидкости и шкалы измерений, которая расположена внутри колбы.

Алгоритм действий проверки будет таким:

Как видите, техника снятия показаний очень проста. Главное — не забывать защитить руки с помощью перчаток.

Цифровые показатели, на которые нужно ориентироваться

Поскольку химическая составляющее АКБ напрямую зависит от температурных факторов, существуют общепринятые цифровые показатели, обозначающие уровень оптимальной концентрации электролита. На юге РФ это 1,25, в районах средней полосы — 1,27, а в северных регионах — 1,29 гр/см3.

Итак, как проверить уровень электролита в аккумуляторе и его плотность? Отнесите батарею в помещение с комнатной температурой, удалите с нее загрязнения, откройте банки и воспользуйтесь стеклянной трубочкой и ареометром. Не забудьте надеть перчатки. Проверку аккумулятора нужно осуществлять регулярно для обеспечения наилучшего уровня его работы.

batteryk.com

 

Изобретение относится к денсиметрам - измерителям плотности жидкостей, предназначенных для прямых, наиболее быстрых измерений плотности жидких тел. Технический результат - измерение плотности малых количеств жидкостей в широком интервале плотностей и с высокой точностью. Измеритель плотности жидкостей состоит из цилиндрического сосуда для инертной жидкости известной плотности, цилиндрического поплавка с измеряемой жидкостью и шкалой масштабного множителя и линейной шкалой измеряемой плотности. Измерения основаны на том, что поплавок с измеряемой жидкостью вытесняет при погружении в инертную жидкость равную массу в объем между стенками цилиндрического сосуда и цилиндрического поплавка. Высота, на которую поднимается жидкость, пропорциональна плотности. Пределы измеряемых плотностей существенно расширяют, используя масштабные множители, обратно пропорциональные максимальному уровню заполнения цилиндрического поплавка измеряемой жидкостью. 1 н.п. ф-лы, 1 ил.

Денсиметр для измерения плотности жидкостей используют автопредприятия и автовладельцы для контроля плотности электролитов аккумуляторных батарей, газосварщики для измерений плотности электролита электролизных газосварочных аппаратов, а также в медицинских и других лабораториях.

Известно простейшее устройство для получения мерного объема жидкости - грушевидный сосуд с узкой и длинной горловиной с кольцевой меткой, определяющей заданный объем, получившее наименование пикнометр (Большая Советская Энциклопедия - БСЭ. Третье издание. Том 2, стр.551, АРЕОМЕТР). Плотность жидкости определяют как отношение массы жидкости к объему пикнометра, а массу жидкости определяют как разность весов пикнометра с жидкостью и пикнометра.

Недостаток устройства состоит в том, что оно не обеспечивает прямых измерений плотности жидкости.

Более близким аналогом является ареометр (там же, в БСЭ название денсиметр) - измеритель плотности жидкости, включающий поплавок с балластом в нижней части и шкалой в верхней цилиндрической части меньшего диаметра, который погружают в цилиндрический сосуд с измеряемой жидкостью. Плотность жидкости определяют непосредственным отсчетом по делениям шкалы на уровне свободной поверхности жидкости (Большая Советская Энциклопедия - БСЭ. Третье издание. Том 2, стр.551. АРЕОМЕТР.).

Недостаток устройства - узкий диапазон измеряемых плотностей, чем обусловлена необходимость использования набора ареометров на разные диапазоны измерения плотности жидкостей. Дополнительный недостаток состоит в необходимости использования относительно больших количеств жидкости для измерений, даже при использовании цилиндрических сосудов, соответствующих размерам ареометра.

Наиболее близким аналогом является измеритель плотности жидкостей, включающий цилиндрический сосуд для измеряемой жидкости, полый цилиндрический поплавок с балластом и шкалу, которая выгравирована на цилиндрическом поплавке постоянного диаметра. В верхней части цилиндрического сосуда расположены внутренние выступы, центрующие положение поплавка. (Патент 2339019, RU. Измеритель плотности жидкостей (варианты), фиг.1).

Недостатки устройства следующие. 1. Относительно большое количество измеряемой жидкости. 2. Нелинейность шкалы. 3. Малый интервал измеряемых величин, ограниченный начальным участком шкалы. 4. Загрязнение наружной поверхности цилиндрического поплавка. 5. Разное действие капиллярных сил различных измеряемых жидкостей на погружение цилиндрического поплавка, что вносит ошибки в измерения.

Технической задачей является создание денсиметра, удобного для измерения плотности малого количества жидкости, с линейной шкалой и возможностью измерения плотности жидкостей в интервале от 0,75 до 3 г/см3 и более, без загрязнения наружных поверхностей измеряемой жидкостью и при отсутствии действия капиллярных сил со стороны измеряемой жидкости на результаты измерений.

Поставленная задача решается денсиметром для измерения плотности жидкостей, включающим цилиндрический сосуд, полый цилиндрический поплавок постоянного диаметра с балластом и выгравированной шкалой, в котором цилиндрический сосуд заполнен инертной жидкостью известной плотности и закрыт центрующим колпачком, а цилиндрический поплавок заполнен измеряемой жидкостью до выбранного уровня множителя шкалы плотности жидкости и погружен в инертную жидкость.

Отличия от прототипа состоят в том, что цилиндрический сосуд заполнен инертной жидкостью известной плотности и закрыт центрующим колпачком, а цилиндрический поплавок заполнен измеряемой жидкостью до выбранного уровня множителя шкалы плотности жидкости и погружен в инертную жидкость.

Указанные отличия обеспечивают решение поставленной задачи. Так заполнение цилиндрического сосуда инертной жидкостью известной плотности полностью исключает влияние капиллярных сил на результаты измерений, поскольку эти силы постоянны и учитываются автоматически при градуировке. Цилиндрический поплавок заполнен измеряемой жидкостью до уровня выбранного множителя линейной шкалы плотности жидкости, что обеспечивает возможность измерений плотности жидкостей в широком интервале значений. Малое количество измеряемой жидкости обусловлено тем, что объем цилиндрического поплавка меньше объема цилиндрического сосуда. Инертная жидкость не загрязняет наружную поверхность цилиндрического поплавка.

На чертеже показана схема денсиметра в разрезе с сохранением шкалы.

Денсиметр состоит из цилиндрического сосуда 1, подставки 2, центрующей крышки 3, заполненного инертной жидкостью 4, куда помещен цилиндрический поплавок 5 с балластом 6, заполненный измеряемой жидкостью 7 до уровня масштабного множителя шкалы 8, и погруженного в инертную жидкость 4 до уровня измерений шкалы 8.

Измерение плотности жидкости денсиметром осуществляют следующим образом. В цилиндрический сосуд 1 наливают инертную жидкость 4 до уровня, перекрывающего верхние деления шкалы 8 на цилиндрическом поплавке 5, при его полном погружении. В цилиндрический поплавок 5 заливают измеряемую жидкость 7 до деления шкалы 8 множителя (на чертеже 1,5), при котором свободный уровень инертной жидкости 4 установится на делениях шкалы 8 плотности (на чертеже 0,925). Результат измерений получают, умножая показания шкалы 8 плотности (справа) на показания шкалы 8 множителя (слева) и на плотность инертной жидкости 4.

Основу работы денсиметра составляют законы плавания тел. Следствием этих законов является: масса жидкости, вытесненная телом, равна массе плавающего тела. Чтобы цилиндрический поплавок 5 плавал, необходимо чтобы средняя плотность цилиндрического поплавка 5 с измеряемой жидкостью =m/V0, была меньше плотности инертной жидкости 4 - ин. Где m - масса цилиндрического поплавка с измеряемой жидкостью 7, V0 - объем цилиндрического поплавка 5. Тогда инV=m, но V=Sh, где V - объем жидкости 4, вытесняемый цилиндрическим поплавком 5 в пространство между цилиндрическим сосудом 1 и цилиндрическим поплавком 5, сечением S и высотой h. Отсюда следует инS·h=m и h=m/(ин·S). Эта формула используется для последующих расчетов делений шкалы плотностей 8 (справа), которую гравируют на наружной поверхности цилиндрического поплавка 5. Вторым условием является устойчивое вертикальное положение цилиндрического поплавка 5, выполняющееся при условии, когда центр тяжести цилиндрического поплавка 5, заполненный наиболее легкой измеряемой жидкостью 7 до масштабного уровня 1, будет располагаться ниже точки приложения равнодействующей выталкивающей силы со стороны инертной жидкости 4. Для выполнения этого условия, в зависимости от толщины стенок цилиндрического поплавка 5, может потребоваться балласт 6 в виде утолщения дна. Выполнение этого условия необходимо для точного отсчета измеряемой величины и для исключения возможности трения между цилиндрическим сосудом 1 и цилиндрическим поплавком 5.

Для изготовления измерителей плотности жидкостей пригодны прозрачные стекла и жесткие пластмассы. В качестве инертной жидкости 4 рационально использовать воду, а для измерений плотностей жидкости 7 ниже наименьшего деления шкалы 8 - спирт.

Технико-экономические преимущества использования денсиметра состоят в возможности удобных и безопасных измерений плотностей жидкостей в интервале от 0,75 до 3,18 г/см3 с точностью 0,05-0,1%, и с использованием малых количеств жидкости, что весьма существенно, когда количество жидкости ограничено. Возможны непрямые измерения плотностей твердых тел.

Денсиметр для измерения плотности, включающий цилиндрический сосуд, полый цилиндрический поплавок постоянного диаметра с балластом и выгравированной шкалой, отличающийся тем, что цилиндрический сосуд заполнен инертной жидкостью известной плотности и закрыт центрующим колпачком, а цилиндрический поплавок заполнен измеряемой жидкостью до выбранного уровня множителя шкалы плотности жидкости и погружен в инертную жидкость.

poleznayamodel.ru

Какая должна быть плотность в аккумуляторе зимой

  Я мою машину 2 раза в год!                                                                    Рассказывает автоблогер Алексей Симонов: На машину нужно просто  читать далее>>>

 

Аккумулятор в автомобиле используется не только при пуске двигателя, так же на слишком малых оборотах при большом количестве потребителей электроэнергии может не хватать и она обеспечивается аккумулятором.

Проверка плотности электролита.

Как проверить плотность  аккумулятора-ареометром.  Ареометр представляет собой поплавок внутри стеклянного сосуда. Именно этот поплавок и показывает плотность. В колбу набирают электролит из банок. При разной плотности поплавок всплывает на различную высоту.

Кстати, здесь обязательно прочтите, как правильно прикурить машину если сел аккумулятор. По градуированной шкале на колбе определяется плотность. Проверяя плотность обязательно проверьте уровень электролита.

На заряженном аккумуляторе в летнее время плотность должна быть 1,27 а в зимнее время плотность нужна 1,29. Сам аккумулятор с приходом зимы плотность не поднимет  поэтому это придется сделать вам!

[box type=»bio»] Проверка ареометром: Открутите крышки со всех банок аккумулятора. Поочередно набирайте в колбу электролит из каждой банки и смотрите плотность. Сверьте плотность по таблице. [/box] [box type=»warning»] Проверка плотности проводится на заряженном аккумуляторе![/box]

Состояние Плотность
Заливаемый электролит 1.26
Полностью заряжен 1.270 — 1.290
Заряжен на 70% 1.230 — 1.250
Полностью разряжен 1.110 — 1.130

Видео по проверке плотности:

Проверка характеристики холодного пуска.

Проверяется при температуре -18°. Суть такой проверки заключается в том, чтобы узнать какой максимальный ток может выдать аккумулятор в течение 30 секунд. При этом напряжение после окончания проверки не должно упасть ниже 7,2 вольт.

Ток холодного пуска обозначен в маркировке. Пример обозначения 12V 60Ah 300A  (номинальное напряжение, емкость, ток холодного пуска).

[box] Существует несколько стандартов замера, поэтому нужно проводить сравнение по данной таблице:[/box]

 
Стандарты ЕN 60095-1(ряд Европейских страни новый российский ГОСТ 959-2002) DIN43539 (Германия) и ГОСТ 959-91 (Россия)             SAE  (США)          
Ток холодного пуска 280 170 300
330 200 350
360 225 400
420 255 450
480 280 500
520 310 550
540 335 600
600 365 650
640 395 700
680 420 750
760 450 800
790 480 850
860 505 900
900 535 950
940 560 1000
1000 590 1050
1040 620 1100
1080 645 1150
1150 675 1200
1170 700 1250

Остаточная емкость.

Показывает время в минутах за которое напряжение падает до 10,5 вольт током разряда 25А при температуре 25°. Такая проверка может осуществляться при помощи специальных разрядников с заданным током разряда.

[box type=»info»] Самостоятельно проверить можно: Разряжаете аккумулятор (какой-либо нагрузкой) до 10,5 вольта. При этом ток разряда должен быть примерно 1\10 от номинала в ампер-часах (напр: 65-ый акк. разряжать током в 6,5 Ампера). Ток разрядки умножаете на время разряда и делите результат на номинальную емкость, таким образом получаем процент остаточной емкости.[/box]

Ампер-часовая характеристика.

Показывает какое количество тока отдаст аккумулятор (в ампер-часах) в течение заданного промежутка времени, пока его напряжение не упадет до 10,8 вольт. В настоящее время принято считать от 20-ти часового разряда. То есть аккумулятор емкостью 60 ампер-часов способен отдавать ток 3 ампера в течении 20 часов. Или ток 6 ампер в течении 10 часов.

По этой характеристике принято определять ток заряда. Так при зарядке током 6 ампер продолжительность зарядки будет равно 10 часам. Здесь есть статья по неисправностям инжектора.

Проверка нагрузочной вилкой.

Как проверить заряд аккумулятора? Такую проверку тоже несложно осуществить самостоятельно. Для этого подсоединяете нагрузочную вилку соблюдая полярность. Время присоединения не должно превышать 5 секунд. В начале замера напряжение 12-12,7 вольта. В конце пятой секунды напряжение должно быть больше 10 вольт. Такой аккумулятор считается заряженным и способным работать под нагрузкой.

[box type=»bio»] Если при проверке нагрузочной вилкой напряжение падает ниже 9 вольт, аккумулятор считается слабым и ненадежным.[/box]

Внимание! обязательно к прочтению: почему может взорваться аккумулятор.

Видео: простые проверки аккумулятора

Визуальная проверка.

Как же мы с вами чуть не забыли про самую простую и важную проверку! Ведь первым делом надо было внимательно осмотреть батарею. Поверхность аккумулятора должна быть чистой. Старайтесь почаще вытирать скопившуюся пыль и влагу на поверхности.

Проверьте состояние полюсных клемм батареи. Они так же должны быть чистыми и без значительных повреждений, чтобы обеспечивать надежный контакт.

Внешняя температура аккумулятора. Если батарея стоит на автомобиле и во время его работы сильно нагревается это является признаком ее неисправности. скорее всего замкнуты одна или несколько секций внутри батареи. В таком случае батарею незамедлительно следует заменить. Такие «самонагревающиеся» батареи имеют привычку взрываться, так что это вам не шутки.

Рекомендую прочесть еще интересные статьи ниже:

Похожие статьи

 

 

 

 

www.em-grand.ru

Проверка уровня и плотности электролита, степени разряженности аккумуляторной батареи

Параметры технического состояния, средства диагностирования электрооборудования

 

К параметрам технического состояния основных агрегатов элек­трооборудования относятся:

— уровень электролита в аккумуляторах;

— плотность электролита и разряженность аккумуляторных батарей;

— натяжение ремня генератора;

— напряжение на фазах генератора;

— напряжение, поддерживаемое реле-регулятором;

— ток срабатывания реле защиты;

— зазор между шестерней привода и упорной шайбой стартера в момент включения основных контактов включателя или в момент замыкания контактов электромагнитного реле;

— ток, потребляемый стартером при полностью заторможенном якоре;

— сила и тональность звукового сигнала.

При проверке технического состояния электрооборудования … применяют следующие средства диагностирования.

Переносной вольтамперметр КИ-1093 предназ­начен для контроля генераторов, реле-регуляторов, стартеров, зву­ковых сигналов, стартерных аккумуляторных батарей. Переносной вольтамперметр КИ-1093 (рисунок 1) имеет металлический футляр, в который вмонтированы ампер­метр, тахометр, вольтметр и нагрузочный реостат. Для управле­ния прибором и подключения его к проверяемым объектам на передней панели размещены органы управления. Футляр закрыва­ется съемной крышкой. В футляре имеется пространство, в кото­ром размещены шунт и комплект проводов для подключения при­бора к контролируемым объектам.

1 — амперметр; 2 — вольтметр; 3 — тахометр; 4 — рукоятка переключателя вольтметра; 5 — клемма подключения вольтметра; 6 — клемма подключения вольтметра и тахометра; 7 — клемма подключения тахометра; 8 — рукоятка пере­ключателя амперметра; 9 — клемма «А» подключения амперметра; 10 — клемма подключения массы проверяемого трактора; 11 — клемма подключения реостата; 12 — рукоятка нагрузочного реостата

Рисунок 1 — Передняя панель переносного вольтамперметра КИ-1093

Амперметр имеет шунт на 30 А для испытания генераторов, реле-регуляторов, звуковых сигналов, электродвигателей, а так­же выносной шунт для стартеров. При использовании выносного шунта предел измерения расширяется до 1500 А. Диапазон изме­рения вольтметром — 0…3 В; при введении в электрическую цепь добавочного резистора этот диапазон расширяется до 30 В.

Для измерения напряжения переменного тока в цепь вольт­метра введены диод и резистор.

Тахометр прибора — электроимпульсный с диапазоном изме­рения 0…5000 мин-1, предназначен для измерения частоты вра­щения коленчатого вала. Принцип действия тахометра основан на считывании импульсов тока, выдаваемых прерывателем магнето или распределителя. Нагрузочный реостат прибора имеет полное сопротивление 6 Ом и при испытании генераторов рассчитан на максимально допускаемый ток до 25 А в течение 5 мин.

Нагрузочная вилка ЛЭ-2 служит для выявления неисправ­ностей и определения разряженности аккумуляторных батарей по напряжению каждого аккумулятора в отдельности. Нагрузочная вилка ЛЭ-2 (рисунок 2) включает в себя вольтметр, закрепленный шарнирно на двух контактных ножках, которыми она присоеди­няется к клеммам аккумуляторов батареи. Ножки подключаются к вольтметру двумя нагрузочными сопротивлениями, выполненными из нихромовой проволоки или шины.

Рисунок 2 — Проверка аккумуля­торной батареи нагрузочной вилкой

Наличие двух сопротивлений позволяет получить три варианта нагрузки аккумуляторов, которую создают в зависимости от ем­кости батареи:

1) при проверке аккумуляторных батарей емкостью 40…65 А-ч завинчивают левую клемму, при этом включается сопротивление 0,018…0,020 Ом; правая клемма при этом должна быть отключена;

2) при проверке батарей емкостью 70…100 А-ч завинчива­ют правую клемму, включив таким образом сопротивление 0,010…0,012 Ом; левая клемма при этом должна быть отключена;

3) при проверке аккумуляторных батарей емкостью 100…135 А-ч завинчивают обе клеммы, благодаря чему в измерительную цепь включаются оба сопротивления параллельно.

Время выдержки при проверке каждого аккумулятора под на­грузкой не должно превышать 5 с.

Нагрузочной вилкой можно измерить электродвижущую силу аккумулятора, отвинтив обе клеммы и отключив нагрузочные сопротивления.

Аккумуляторный денсиметр служит для определения плот­ности электролита. Аккумуляторный денсиметр состоит из арео­метра, помещенного в стеклянную колбу, резиновой груши, проб­ки с отверстиями и резиновой пробки с эбонитовым наконечни­ком. Ареометр градуируют от 1100 до 1400 кг/м3, цена одного де­ления 10 кг/м3. Шкалу градуируют из расчета, что измерения бу­дут проводиться при температуре +20 °С.

Плотномер КИ-13951 предназначен для оценки плотности электролита в аккумуляторах батареи. Он состоит из пластмассового корпуса с наконечником, резиновой груши и шести цилиндрических поплавков, рассчитанных на следующие значения плотности: 1190, 1210, 1230, 1250, 1270, 1290 кг/м3.

Чтобы измерить плотность, наконечник денсиметра или плот­номера погружают в электролит и, сжав резиновую грушу, наби­рают его в колбу денсиметра или корпус плотномера. После того как ареометр денсиметра всплывет и уровень электролита в стек­лянной колбе перестанет подниматься, отсчитывают плотность по шкале ареометра напротив нижнего мениска электролита. При определении плотности электролита с помощью плотномера пос­ле наполнения корпуса в нем всплывает поплавок, соответствую­щий измеряемой плотности электролита в аккумуляторе, а также поплавки, рассчитанные на меньшую плотность.

Для определения уровня электролита в аккумуляторах в нако­нечнике денсиметра просверливают отверстие диаметром 2 мм на расстоянии 15 мм от края. Для этой же цели можно использовать резиновую грушу, просверлив в ее наконечнике указанное отверстие. При определении плотности электролита отверстие в наконечнике денсиметра перекрывают полиэтиленовый муфтой.

 

Очищают батарею от пыли и грязи. Проверяют, нет ли трещин баке и мастике. При наличии трещин и течи электролита батарею заменяют.

Вывертывают пробки из банок аккумуляторов. Опускают в заливное отверстие аккумулятора наконечник денсиметра, до упора в защитную решетку. Сжав и разжав грушу, вынимают денсиметр из банки аккумулятора и проверяют, нет ли в колбе электролита. Отсутствие электролита в колбе указывает на то, что его уровень в аккумуляторе не превышает нормальной величины. Заполняют колбу денсиметра дистиллированной водой и выливают воду в аккумулятор. Затем, опустив наконечник до упора в защитную решетку, снова проверяют уровень электролита, сделав отсос грушей. Если в колбе не окажется электролита, то добавляют в аккумулятор дистиллированную воду и опять делают отсос. При избытке электролита в аккумуляторе (уровень электролита выше поверхности защитной решетки больше чем на 15 мм) груша отсосет его через контрольное отверстие, при недостатке уровень электролита выше поверхности защитной решетки меньше ем на 15 мм) добавляют электролит. После проверки уровня электролита во всех аккумуляторах и долива дистиллированной воды, ввертывают на место пробки, предварительно осмотрев и прочистив вентиляционные отверстия.

Плотность электролита измеряют, погружая поочередно в каждую банку наконечник денсиметра, предварительно сжав резиновую грушу и набрав в пипетку такое количество электролита, при котором ареометр всплывает, но не упирается своим верхним краем в резиновую грушу. Если в банки доливали дистиллированную воду, то плотность следует измерять после 30…40 мин работы дизеля или зарядки батареи с помощью зарядного устройства.

Измеряют температуру электролита. Если она меньше или боль­ше +20°С, то в измеренную плотность вносят поправку (таблица 1).

Таблица 1 — Температурные поправки к измеренной плотности электролита

Температура электролита, °С Поправка к показаниям ареометра, кг/м3
-50…-36 -50
-35 …-21 -40
-20…-6 -30
-5…-1 -20
0… 14 -10
+15 …+25
+26…+40 + 10
+41 …+55 +20
+56 …+60 +30

 

Разница в плотности электролита аккумуляторов одной батареи не должна превышать 20 кг/м3. При большей разнице батарею следует заменить.

По наименьшей плотности электролита, измеренной в одном из аккумуляторов одной батареи, определяют разряженность батареи (таблица 2).

Таблица 2 — Показания плотности электролита, при которых батарея может работать без подзарядки

Климатический район и средняя температура воздуха в январе, °С Время года Плотность электролита, с учетом температурной поправки, кг/м3
при полностью заряженной батарее при разряженной батарее
на 25% на 50%
Холодный: очень холодный (–50…–30) холодный (–30… –15) Зима Лето Круглый год
Умеренный: умеренный (–15… –8) теплый влажный (0…+4)   Круглый год То же      
Жаркий сухой (–15…+4) »

 

Если плотность электролита неизвестна, то определяют разряженность батареи по напряжению под стартерной нагрузкой. Для этого поочередно подключают ножки нагрузочной вилки к выво­дам каждого аккумулятора батареи на 5 с и определяют показания.

Разность напряжений аккумуляторов одной батареи не должна превышать 0,2 В. При большей разности батарею следу­ет заменить.

Разряженность батареи определяют с помощью таблицы 3. Батарею, разряженную более чем на 50 % летом и на 25 % зи­мой, подзаряжают.

Таблица 3 — Оценка степени разряженности батареи по напряжению под нагрузкой вольтметра

Показания вольтметра нагрузочной вилки при подключенном резисторе в течение 5 с, В Степень разряженности аккумуляторной батареи, %
1,8…1,7
1,7…1,6
1,6…1,5
1,5…1,4
1,4…1,3

 

Определяют состояние аккумуляторной батареи, пользуясь таблицей 4.

Таблица 4 — Неисправности аккумуляторной батареи и указания по их устранению

Показания денсиметра, приведенные к 20°С Показания нагрузочной вилки Заключение о техниче­ском состоянии Способ устранения неисправ­ности
Плотность электролита в аккумуляторах батареи превышает плотность, указанную в гр. 3 таблицы 2 Разрядное напря­жение в течение 5 с устойчиво. Разность напряжений отдель­ных аккумуляторов не превышает 0,2 В Батарея исправна, плотность электроли­та высокая Откоррек­тировать плотность электролита
Плотность электролита в аккумуляторах бата­реи не более чем на 40 кг/м3 ниже плот­ности, указанной в гр. 3 таблицы 2, разность плотности электролита в аккумуляторах не превышает 20 кг/м3 То же Батарея исправна, но недо­статочно заряжена В зимнее время батарею отправить на зарядку

 

 

Продолжение таблицы 4

refac.ru

Как проверить аккумулятор - Основы электроники

Сегодняшняя статья посвящена проверки аккумулятора автомобиля.

В процессе эксплуатации автомобиля мы периодически сталкиваемся с вопросом как проверить аккумулятор. Обычно это происходит в двух случаях, при покупке нового аккумулятора и при возникновении проблем с аккумулятором уже в процессе эксплуатации.

Вот и я вам советую: не хотите проблем, особенно зимой, своевременно проверяйте аккумулятор на его работоспособность в качестве источника ЭДС для вашего автомобиля, так как в некоторых режимах работы АКБ может быстро прийти в негодность. Причиной этому являются частые недозаряды или перезаряды аккумулятора автомобиля.

Причиной недозаряда могут быть частые поездки на короткие расстояния, включения режима прогрева в зимнее время, а также неисправность регулятора напряжения генератора автомобиля. Вследствие этого возникает такое неприятное явление как сульфатация пластин аккумулятора. Явление плохое и это тема отдельной статьи, поэтому если не хотите пропустить подписывайтесь на новые выпуски журнала «ЭЛЕКТРОН» внизу статьи.

Теперь о перезаряде. Перезаряд может привести к осыпанию пластин, а если АКБ не обслуживаемый, то и к его механической деформации. А возникает перезаряд, если в результате неправильной работы регулятора напряжения на аккумулятор выдается завышенное напряжение с генератора, а так же в результате длительных и затяжных поездок на высоких оборотах двигателя.

Надеюсь, я вас убедил, что вопрос как проверить аккумулятор вы должны знать, дабы не привести свой АКБ в кусок свинца стоимостью в 300 рублей (в лучшем случае) и вовремя применять меры по увеличению срока службы аккумулятора.

В общем, процесс проверки аккумулятора я бы посоветовал проводить с выполнением следующих пунктов.

1. Внешний осмотр аккумулятора

2. Проверка уровня электролита в аккумуляторе

3. Проверка плотности электролита в аккумуляторе

4. Измерение напряжения на аккумуляторе вольтметром или мультиметром

5. Проверка аккумулятора нагрузочной вилкой.

Итак, начнем.

Внешний осмотр аккумулятора

Внешний осмотр аккумуляторной батареи я советую проводить при любом удобном случае, когда вы заглядываете под капот своего авто. Причины этого действия лежат на поверхность аккумулятора. А именно в процессе эксплуатации на поверхности аккумулятора накапливается грязь, влага, потеки электролита (испарение при кипении). Все это приводить к возникновению токов саморазряда АКБ. И если к этому добавить окисленные клеммы аккумулятора, а еще токи утечки на электронику автомобиля, то и получается если вовремя не подзарядить батарею, то возникнет глубокий разряд аккумулятора, а частые глубокие разряды прямая дорога к сульфатации пластин и уменьшению срока службы аккумулятора.

Убедиться в наличии саморазряда можно подключив один щуп вольтметра на клемму АКБ а другим провести по поверхности аккумулятор, при этом вольтметр покажет какое-то напряжение, соответствующе определенному току саморазряда батареи.

Обычно потеки электролита убираются раствором соды в воде (чайная ложка на стакан воды), что и понятно: электролит-кислота, раствор соды – щелочь (для того кто химию не помнит!).

Клеммы зачищаются мелкой наждачной бумагой и проверяется надежность их соединения с проводами и АКБ.

Ну и обратите внимания на корпус в целом. В случае плохого крепления аккумулятора, особенно в морозы, когда пластиковый корпус довольно хрупок, могут возникнуть трещины в корпусе.

Проверка уровня электролита в аккумуляторе.

Следующим этапом, после проверки и устранения саморазряда автомобильного аккумулятора необходимо произвести проверку уровня электролита в нем. Конечно, это касается только обслуживаемых аккумуляторных батарей.

Проверка уровня электролита производится специальной стеклянной уровнемерной трубкой, при этом уровень электролита должен быть в пределах 10-12 мм над пластинами АКБ.

Уровнемерная трубка это обычная стеклянная трубка с нанесенными на нее делениями в миллиметрах. Для того, что бы замерить уровень электролита необходимо трубку поместить в заливное отверстие АКБ до соприкосновения с сеткой сепаратора, верхний конец трубки зажать пальцем и вытащить трубку. Верхний уровень электролита в уровнемерной трубке будет соответствовать уровню электролита в аккумуляторе.

В основном заниженный уровень является следствием «выкипания» электролита, в этом случае уровень электролита доводится доливкой дистиллированной воды.

Доливка в аккумулятор непосредственно электролита производится только в том случае, когда вы уверены, что понижение уровня произошло вследствие разливания электролита из батареи.

Перед тем как приступить к дальнейшей проверки аккумулятора необходимо оценить степень его заряженности и дальнейшую проверку аккумулятора производить после полной зарядки.

Определить степень заряженности можно двумя способами: либо измерить плотность электролита в аккумуляторе, либо измерить напряжение на аккумуляторе.

Проверка плотности электролита в аккумуляторе (для обслуживаемых АКБ)

Прибор для проверки плотности электролита в аккумуляторе называется – ареометр.

Для замера плотности электролита в аккумуляторе необходимо ареометр поместить в заливное отверстие аккумулятора, с помощью груши произвести забор электролита в колбу, так, что бы поплавок свободно плавал и снять показание плотности по шкале ареометра в соответствие с верхним уровнем электролита.

Значение плотности при 100 % заряженном аккумуляторе будет зависеть от температурных условий эксплуатации АКБ.

Таблица 1. Определение плотности электролита для различных климатических зон.

Причем следует знать, что уменьшение плотности на 0,01 г/см3 от номинального значения соответствует разряду аккумулятора на 5-6%.

Таблица 2. Степень разряженности батареи при различной плотности электролита.

Однако значения, приведенные в таблице, будут верными, если вы производили проверку плотности при температуре электролита 20-30 °С. Если температура отличается от этого диапазона, то следует к измеренному значению плотности прибавить (вычесть) поправку согласно таблице.

Таблица 3. Поправка к показанию ареометра при измерении плотности при различной температуре.

Обычно в автомобильных аккумуляторах, которые вы можете купить в магазине, плотность электролита соответствует 1,27 г/см3 . Допустим, при проверке плотности электролита в аккумуляторе ареометр показал значение 1,22 г/см3 (то есть плотность упала на 0,05 г/см3), то это значит, что АКБ разрядилась на 30 % от номинального значения.

В этом случае батарею необходимо зарядить. После этого, если АКБ исправна, то значение плотности электролита восстановится до номинального значения. Самое главное не допускайте разряда батареи больше чем на 50%.

Следует отметить, что от плотности электролита зависит температура его замерзания.

Таблица 4. Температура замерзания электролита различной плотности.

Поэтому низкая плотность электролита в зимнее время ведет к его замерзанию, стремительной потери емкости аккумулятора, а иногда даже к физическим деформациям и появлению трещин.

Измерение напряжения на аккумуляторе вольтметром или мультиметром

Оценить степень заряженности аккумулятора можно измерив напряжение на нем. Для этого необходим вольтметр или популярный в наше время прибор – мультиметр. Для измерения напряжение с помощью мультиметра, включите его в режим измерения постоянного напряжения, при этом диапазон установите выше максимального значения напряжения на заряженном аккумуляторе. Например, для популярного недорогого мультиметра серии DT-830 (M-830) это 20 вольт. Далее подключите черный (COM) щуп мультиметра на минус аккумулятора, красный (плюсовой) на плюс АКБ и снимите показания с дисплея мультиметра.

Напряжение полностью заряженного аккумулятора должно быть не менее 12,6 вольта. Если напряжение батареи менее 12 вольт, степень ее заряда упала больше чем на 50 %, аккумулятор необходимо срочно зарядить! Нельзя допускать глубоких разрядов АКБ, это ведет, повторюсь еще раз, к сульфатации пластин аккумулятора. Напряжение на аккумуляторной батареи величиной меньше 11,6 в означает, что батарея разряжена на 100 %.

Опять же нельзя жестко привязываться к конкретному значению напряжения, так как оно связано с плотностью электролита в аккумуляторе.

Автомобильный аккумулятор состоит из шести банок, соединенных последовательно. Напряжение одной банки можно вычислить по формуле:

Uб= 0,84 +ρ

где, ρ – плотность электролита;

Тогда напряжение на аккумуляторе будет равно:

Uакб = 6*(0.84 +ρ)

При плотности АКБ равной 1,27 г/см3 напряжение на аккумуляторе будет:

Uакб = 6*(0,84 +1,27) = 12,66 вольт

Соответственно при разной начальной плотности электролита в аккумуляторе будет и разной напряжение на нем.

Проверка аккумулятора нагрузочной вилкой.

Однако, просто проверки напряжения на аккумуляторе не достаточно для полной и качественной оценки его работоспособности.

Следующим этапом необходимо проверить способность аккумулятора выполнять свои функции при подключении к нему нагрузки. Ведь может быть такой случай, когда при измерении напряжения определяется, что АКБ полностью заряжена, а «крутит двигатель» плохо или вообще не «крутит». Можно предположить, что у такого аккумулятора упала емкость в результате долгой, а чаще неправильной эксплуатации и разряжается он настольно быстро, что «умирает» за одну секунду.

Итак, чтобы проверить работу аккумулятора под нагрузкой используется нагрузочная вилка. Схема нагрузочной вилки приведена на рисунке.

То есть нагрузочная вилка представляет собой вольтметр с возможностью подключения параллельно с его выводами нагрузки. Для стартерных батарей сопротивление нагрузки выбирается в диапазоне 1-1,4 от емкости аккумулятора. Это считается максимальным разрядным током для аккумулятора. Не путать со стартерным током.

Сначала проводится измерение напряжения аккумулятора без нагрузки и определение степени его заряженности с помощью таблицы.

Таблица 5. Зависимость степени заряженности АКБ от напряжения на холостом ходу. (АКБ находится в покое не менее 24 часов).

Вторым этапом является измерение напряжение на аккумуляторе при подключенной нагрузки и определение степени заряженности согласно таблице. Снятие показание под нагрузкой производится в конце пятой секунды с момента подключения нагрузки.

Таблица 6. Зависимость степени заряженности АКБ от напряжения в конце 5 секунды тестирования нагрузочной вилкой.

Значения в данных таблицах взяты непосредственно из инструкции на нагрузочные вилки.

Таким образом, при 100% заряженном аккумуляторе напряжение, измеряемое под нагрузкой не должно быть меньше 10,2 вольта. В противном случае считается что аккумулятор недозаряжен и его необходимо зарядить.

Если же случилась такая ситуация, что без нагрузки аккумулятор показывает напряжение 100% заряженного аккумулятора, а при включении нагрузки напряжение сильно «просаживается» и сильно отличается от значений указанных в таблице, то значит, имеет место быть в таком аккумуляторе неисправность (сульфатация, короткозамкнутые пластины и т. д.).

Поэтому необходимо, если это возможно устранять неисправность или приобретать новый аккумулятор, что бы в один прекрасный день он вас не подвел.

Вот на сегодня и все. В этой статье я затронул только вопрос проверки аккумуляторной батарей. Как же правильно зарядить аккумулятор, попытаться восстановить его после сульфатации и многие другие вопросы я расскажу в следующих выпусках журнала ЭЛЕКТРОН.

Поэтому не забываем подписываться на новые выпуски интернет-журнала по электротехнике и электронике.

А теперь подробное видео о том как проверить аккумулятор автомобиля:

www.sxemotehnika.ru


Смотрите также