Экспертиза масляных фильтров


Масляные фильтры (Экспертиза)

Как известно, масло, циркулирующее по системе смазки двигателя, необходимо фильтровать от продуктов окисления, сажи и частиц износа деталей. Именно эти задачи и выполняет масляный фильтр. В большинстве современных двигателей они полнопоточные — все масло, циркулирующее по системе смазки, проходит через него. От конструкции и качества масляного фильтра зависит долговечность двигателя. Но если конструкция сейчас у всех одинаковая, то с качеством иногда возникают проблемы.

Штора, клапан, качество изготовления VIC дают полную уверенность в надежности. А вот фирменный фильтр Toyota для легких условий эксплуатации вызывает больше сомнений, чем уверенности

Автомобильный масляный фильтр состоит из фильтрующего элемента, обратного и перепускного клапана, объединенных в одном корпусе. Чаще всего в качестве фильтрующего элемента применяется специальный картон с особой пропиткой, который укладывается гофрами в многолучевую «звезду», закрытую с торцов. От качества приклейки картона к фланцам зависит степень фильтрации. Если проклейка не сплошная, то неочищенное масло будет попадать к деталям двигателя, ускоряя их износ. Когда клеевой шов слабый, то давлением масла может его повредить, и опять же неочищенное масло будет попадать в систему смазки. Укладка фильтровального картона в «звезду» применяется для увеличения рабочей поверхности: чем больше площадь фильтрующей шторы, тем дольше будет работать фильтр. Распространено мнение, что многочисленные производители фильтров используют одинаковый картон, пропитывая его «фирменными» составами.

При полном засорении фильтровального картона продуктами окисления и износа двигатель может вообще остаться без смазки. На этот случай в фильтре предусматривается перепускной клапан, пропускающий неочищенное масло в систему смазки. Этот же клапан поможет в случае применения слишком густого масла или его застывания при низкой температуре, когда оно не в состоянии пройти через фильтр.

Обратный клапан в фильтре предусмотрен для предотвращения стекания масла из системы смазки, чтобы после пуска двигателя давление в ней быстрее достигало рабочего значения. О качестве работы обратного клапана можно судить по тому, как быстро гаснет индикатор аварийного давления масла на панели приборов («масленка») после пуска двигателя. Считается, что если «масленка» горит меньше семи секунд, то все в норме. Идеально, когда она гаснет сразу после пуска двигателя.

На иркутском рынке количество брендов фильтров перевалило за два десятка, и в среде автовладельцев часто обсуждаются их потребительские качества. Мы решили провести собственную экспертизу масляных фильтров и посмотреть, чему можно доверять. В качестве эксперимента выбран фильтр для двигателей Toyota с индексом С-110, которым обозначает его фирма VIC (она представлена японскими и корейскими изделиями, причем первые в два раза дороже, а вторые ввиду низкого качества пользуются низким спросом — в продаже удалось найти только один экземпляр, а так как нам требовалось как минимум два изделия, покупать его не стали).

Приобретенные фильтры были продемонстрированы специалистам: два «оригинала» Toyota были признаны подделкой из-за закрытой на сгиб, а не заклеенной коробки. Дополнительно были приобретены необходимые изделия опять же для двух видов — для легких и тяжелых условий эксплуатации.

TOYOTA 90915-10003 ЯпониЯ, Denso, Genuine Parts, цена 350-420 руб.

Коробка закрывается на сгиб, иероглифами и по-английски указаны индексы двигателей для применения. Аккуратное изделие черного цвета с четкими надписями, фланец закрыт пленкой с язычком для вскрытия и проколот для вентиляции. Уплотнительное кольцо красно-коричневого цвета фигурной формы с надежной фиксацией смазано консистентной смазкой. Обратный клапан оранжевого цвета, сквозь центральное отверстие хорошо виден перепускной клапан. Отверстия обратного клапана с заусенцами, резинка клапана прилегает по большому диаметру. Фильтрующий элемент цельноформованный из мелкопористого материала, вроде строительной пены, сухой, легко крошится ногтем. Форма фильтрующего элемента — 12-лучевая звезда с пластмассовым стаканом-каркасом внутри. В дне стакана перепускной стальной клапан большого диаметра. Опирается фильтрующий элемент на дно корпуса через фигурный стальной пружинящий фланец. Обратный клапан в верхней части разделен с фильтрующим элементом легковесным картонным 6-лучевым фланцем, назначение которого, скорее всего, центровать фильтрующий элемент в корпусе. Если не знать, что Toyota уже несколько лет применяет масляные фильтры с цельноформованным фильтрующим элементом (наряду с картонным), то изделие можно было бы принять за подделку — слишком мала, на первый взгляд, площадь фильтрования.

TOYOTA 90915-YZZC5 ЯпониЯ, Denso, Genuine Parts, цена 200-250 руб.

Коробка закрывается на сгиб, надписи аналогичные, что и на предыдущем фильтре. Высота коробки на 3 мм меньше. Внешне фильтр очень похож не предыдущий, только чуть короче и легче. Уплотнительное кольцо фигурное, черного цвета, смазано консистентной смазкой и надежно зафиксировано. Обратный клапан черного цвета, сквозь отверстие четко видно отсутствие перепускного клапана. Отверстия обратного клапана с заусенцами, вокруг них сталь фланца покрыта ржавчиной. Резина клапана такой же формы, что и у предыдущего и так же прилегает по большому диаметру, но заметно жестче. Между фильтрующим элементом и клапаном ничего нет. Сам элемент из того же материала, что и предыдущий, и на таком же стакане, только лучей уже не 12, а 9, группами по три. Он опирается непосредственно на дно корпуса. Если у предыдущего фильтра площадь фильтрации вызывает недоумение, то у этого она еще меньше, соответственно меньше и время его полноценной работы. Продавцы утверждают, что это фирменные фильтры, только для легких условий эксплуатации и теплого климата. Может, оно и так, но официально такие фильтры нигде не значатся, их обозначений нет даже в списке аналогов других производителей фильтров (предыдущий есть). После разбора такого фильтра становится ясно, что он эффективно полный срок не отработает, а засорившись, оставит систему смазки двигателя без масла из-за отсутствия перепускного клапана. Без смазки будет работать двигатель при применении густого масла в холода, по крайней мере, до того момента, пока масло не разогреется. Так что, если об особенностях этого фильтра не предупредит продавец, недалеко до беды.

M Filter Mh4347 ФинлЯндиЯ, 200 руб.

Коробка, закрываемая на сгиб, значительно больше самого фильтра — так что она даже помялась. Фильтр окрашен эмалью «металлик» золотистого цвета. Аккуратное изделие, с закрытым пленкой фланцем, но под пленкой сталь покрыта ржавчиной. Уплотнительное кольцо черного цвета прямоугольного сечения неплохо зафиксировано в пазу. Обратный клапан тоже черного цвета. Единственный фильтр, не имеющий на днище 14-гранника для отворачивания съемником. Резина обратного клапана мягкая и поджимается подпружиненным фланцем, что придает уверенности в хорошей работоспособности узла. Обратный клапан пластмассовый, сферической формы, прижимается пружиной и, несмотря на небольшой перекос, «сидит» плотно. Фильтрующий элемент площадью 68 тыс. кв. мм из картона желтого цвета, концы которого склеены. К стальным фланцам фильтрующий элемент, уложенный не идеально, приклеен надежно. Масло вряд ли найдет лазейку мимо фильтра и в процессе работы повредить его не сможет.

ЗIC С-110 ОЕМ 990915-10001 КореЯ, цена 70 руб.

Первая буква в обозначении этого фильтра больше похожа на кириллицу, чем на традиционную Z. На упаковке есть номера японских фильтров, аналогами которых он является. На коробке инструкция на русском языке по установке и очень мелкий рисунок, показывающий конструкцию изделия. Фланец закрыт плёнкой, уплотнительное кольцо фигурного сечения хорошо закреплено, обратный клапан коричневого цвета. Отверстия обратного клапана с заусенцами, его резина, прилегающая по большому диаметру, жесткая. При температуре около 0 градусов становится еще жестче. Картон фильтрующего элемента, площадью 73 тыс. кв. мм, желтого цвета, тонкий на ощупь, соединен в кольцо склейкой, не выдержавшей наших манипуляций. Не критично, но настораживает. Фланцы фильтрующего элемента стальные, неплохо приклеенные. Обратный клапан пластмассовый, типа ВАЗ, расположен внутри фильтрующего элемента. Последний поджат пружиной.

SACURA C-1139 ЯпониЯ, цена 60 руб.

На коробке, кроме обозначения фильтра, надпись Toyota 90915-03001 (номер аналогичного фирменного фильтра). Аккуратный, светло-серого цвета фильтр с четкими надписями, фланец закрыт пленкой без отверстия, на пленке нанесены названия фирмы и логотип, а также надпись Genuine Filter. Уплотнительное кольцо фигурное, черного цвета, надежно зафиксировано, обратный клапан коричневого цвета. Отверстия обратного клапана с заусенцами, сам клапан прилегает к фланцу по большому диаметру и чем-то напоминает ЗIC. Фильтрующий элемент из картона светло-коричневого цвета, площадью 70 тыс. кв. мм, тоже напоминает ЗIC. Концы картонной шторы заделаны стальным зажимом, со стальными фланцами картон склеен надежно. Внутренний стальной стакан фильтрующего элемента со спирально расположенными мелкими отверстиями, величина которых вызывает сомнение в работоспособности фильтра при густом масле. Фильтрующий элемент опирается на дно корпуса через мощную пружину и стальной фланец.

RABBIT RB-154 C-110 КореЯ, цена 60 руб.

На коробке приведены номера аналогичных фильтров Toyota, есть инструкция по установке на русском языке и рисунок с описанием конструкции. Аккуратное, черного цвета с четкими надписями изделие. Фланец закрыт пленкой с отверстием и большим язычком для отрывания. Черное уплотнительное кольцо фигурной формы установлено надежно. Обратный клапан красного цвета. Отверстия обратного клапана с большими заусенцами, сам клапан прилегает по большому диаметру. Светло- оранжевого цвета картон фильтрующего элемента имеет площадь 71,5 кв. мм, ее концы склеены, а торцы прочно соединены со стальными фланцами герметиком. Перепускной клапан находится внутри корпуса фильтрующего элемента, а сам корпус опирается на дно через подпружиненный фигурный фланец.

VIC С-110 ЯпониЯ, цена 150-175 руб.

Аккуратная коробка с заклеенной крышкой и с номерами аналогичных фильтров Toyota, на японском и английском языках приведены марки и рабочие объёмы двигателей и года выпуска автомобилей, на которые устанавливается фильтр. Черный корпус фильтра с четкими надписями на английском и японском языках. Фланец закрыт пленкой с язычком и с отверстием, резьба во фланце имеет свою особенность, каждый ее виток как бы раздвоен — это своеобразный способ предотвращения отворачивания. Черное уплотнительное кольцо фигурной формы надежно закреплено, обратный клапан коричневого цвета. Отверстия обратного клапана без заусенцев, резина клапана мягкая, прилегает по большому диаметру. Картон фильтрующего элемента площадью 78,1 кв. мм, его концы соединены стальным зажимом, а к стальным фланцам он приклеен прочным герметиком. Обратный клапан стальной небольшого диаметра с несильной пружиной расположен внутри фильтрующего элемента, который опирается на дно через стальной фигурный фланец. Интересная особенность — на верхнем фланце фильтрующего элемента написана модель фильтра С-110 и дата его изготовления.

Fram PH 4967 Евросоюз, цена 150-170 руб.

На коробке большего, чем фильтр, размера на английском языке приведены модели автомобилей и двигатели, на которые устанавливается этот фильтр. Корпус фильтра меньшего, чем обычно, размера окрашен в черный цвет с хорошо читаемыми надписями. Пленки, закрывающей фланец, нет, уплотнительное кольцо черного цвета прямоугольного сечения держится неплохо, клапан обратного клапана также черного цвета. Отверстия обратного клапана без заусенцев, со следами их зачистки. Резина клапана тонкая, мягкая, прижимается штампованной пружиной сложной формы по большому диаметру, но, похоже, прилегает к фланцу всей своей поверхностью. Перепускной клапан с резиновым седлом находится внутри фильтрующего элемента. Последний из неплохо уложенного картона желтого цвета скреплен стальной пластиной, со стальными фланцами и со стальным стаканом внутри, хорошо герметизирован и имеет площадь 67,2 кв. мм. Фильтрующий элемент к фланцу поджимается пружиной.

SCT SM 106 ГерманиЯ, цена 90 руб.

На коробке указаны аналоги фильтра: Mann, Champion, Filtron и Fram, а также марки, модели и двигатели, на которые фильтр устанавливается. Корпус фильтра синего цвета с четкими надписями и рисунками, поясняющими установку. Пленки, закрывающей фланец, нет, уплотнительное кольцо черного цвета, прямоугольного сечения, хорошо держится в пазу. Обратный клапан черного цвета. Отверстия обратного клапана без заусенцев, резина клапана мягкая и сложной формы, к фланцу прижимается по большому диаметру и фильтрующим элементом не центруется. Буртик резинки меньшего диаметра, чем у фланца фильтрующего элемента, но, похоже, это ни на что не влияет. Перепускной клапан внутри фильтрующего элемента с резиновым седлом. Фильтрующий элемент скреплен стальными фланцами и стальным стаканом внутри. Штора желтого цвета площадью 57,2 кв. мм уложена аккуратно, соединена в кольцо склейкой, хорошо скреплена и герметизирована со стальными фланцами и стаканом. На дно фильтрующий элемент опирается через изогнутый прямоугольный фланец.

Результаты испытаний маслЯных фильтров

Время горения индикатора «маслёнка» (сек.)
Марка фильтраОриентировочная цена (руб.)Первый пускГорячий двигательХолодный двигательБалл
VIC C-110150-1752,001,7-2,45
M Filter Mh43472002,001,6-2,04+
Toyota 90915-10003350-4202,202,0-2,54+
Toyota 90915-10003*350-4502,00,22,0-2,54
SCT SM 106901,702,0-2,54
Fram PH 4967150-1701,90,22,1-2,74-
Rabbit RB-154 C-110662,30,31,9-2,84-
Sakura C-1139601,201,9-2,83+
ЗIC C-110702,10,22,5-3,03
Toyota 90915-YZZC5200-2502,201,9-2,53-
Toyota 90915-YZZC5*2502,302,1-2,63-
Примечание: * — фильтр в заклеенной коробке

TOYOTA 90915-YZZC5 ЯпониЯ, Denso, Genuine Parts, цена 250 руб.

Коробка с заклеенной крышкой, на ней иероглифами и на английском языке обозначение двигателей. Точная копия такого же фильтра, но в коробке, закрываемой на сгиб. Одно небольшое отличие все-таки нашлось, фланец с отверстиями обратного клапана с внутренней стороны покрыт ржавчиной, она даже на резине клапана отпечаталась. После близкого знакомства с таким изделием желания применить его не возникает, несмотря на фирменность и уверения продавцов о его пригодности для легких условий эксплуатации. У нас таких просто быть не может, даже летом.
ИСПЫТАНИЯ

Как в реальных условиях эксплуатации можно испытать масляные фильтры? Как наворачивается на штуцер? Туго, легко, на сколько оборотов? Через сколько секунд после первого пуска гаснет индикатор давления масла? Сколько секунд надо, чтобы давление пришло в норму при пуске горячего двигателя? Как поведет себя масленка-индикатор на панели приборов при пуске холодного двигателя? И не потечет ли масло из-под фильтра после его установки?

Сразу можно сказать — различия у фильтров имеются, но ни один не проявил запредельных наклонностей, масло не потекло ни у одного. Дольше трех с небольшим секунд «масленка» не горела ни с одним фильтром при любых обстоятельствах. Вот с наворачиванием на штуцер была неожиданность: ЗIC уперся во фланец уже после полутора оборотов, тогда как большинству для этого понадобилось более двух с половиной. Может быть, и этих 1,5 оборота будет вполне достаточно для нормальной работы. Но все-таки боязно и затянуть посильнее, и оставить незатянутым — а вдруг давлением масла резьбу сорвет.

Чтобы обобщить результаты работы, каждому фильтру выставлялись оценки по 5-балльной системе с плюсами и минусами. Результаты приведены в таблице. Кстати, на большинстве станций замены масел есть хороший выбор фильтров от самых недорогих до фирменных. Фирменные СТО работают, конечно, с фирменным товаром, но вряд ли откажут вам, если вы привезете с собой «любимый» фильтр. Правда, и ответственность в таком случае владелец автомобиля берет на себя.

Конечно, неплохо было бы проверить фильтры на степень фильтрации масла (величину пропускаемых частиц), давление срабатывания перепускного клапана, долговечность работы фильтра. К сожалению, оборудования, на котором можно было бы провести эти исследования, в регионе нет.

В заключение, практическое наблюдение. Перед установкой фильтра в него надо залить масло. Так вот, больше половины объема фильтра заполнять не надо, при заворачивании велика вероятность, что часть его вытечет. Если тонкой струйкой наполнить фильтр доверху, то потом подливать не требуется, масло впитается в картон, и будет необходимый уровень: картон смочен и быстро наполнится маслом с началом работы двигателя.

TOYOTA 90915-1003 ЯпониЯ, Denso, Genuine Parts, цена 350-450 рублей.

Копия как снаружи, так и внутри фильтра с таким же обозначением, только в коробке, закрытой на склейку. Продавцы продают этот фильтр как изделие для тяжелых условий эксплуатации. Наши же условия для него, скорее всего, будут критическими.

Николай РУДЫХ

Автомаркет+Спорт № 37

38a.ru

Масляные фильтры ВАЗ. Цирроз печени

Возможно, для немецкого бюргера мотор его автомобиля – просто железяка, журчащая под капотом. Но для большинства российских автовладельцев, особенно старшего поколения, это – живой организм.

Ведь у двигателя есть свои мозги – контроллер, своя нервная система – электрика, сердце – цилиндры, кровь – моторное масло. Нет только органов размножения, а жаль… Но зато есть у двигателя и своя печень, то есть орган, служащий для очистки организма: своеобразная свалка, помойка! Это – масляный фильтр. И его, к счастью, можно и нужно менять при каждой замене масла – двигателю «цирроз печени» ни к чему!

Выбор огромен: импортные и наши, маленькие и большие, дорогие и дешевые… Для своей новой экспертизы «восьмерочно-десяточных» фильтров ВАЗ мы легко купили в московских магазинах 24 вида этих изделий – по две штуки каждого типа. Испытания проводили на кафедре ДВС Санкт-Петербургского Государственного политехнического университета.

Тему «начальника очистки» мы поднимали уже не раз – замеряли площадь фильтрующей поверхности, оценивали номинальную тонкость отсева… Но если все предыдущие экспертизы строились на базе гостовской процедуры проверки, то теперь пришла пора сравнить, как работают фильтры в реальных условиях, то есть непосредственно на двигателе в качестве элемента системы смазки. За такое мы еще никогда не брались!

БЕЗ БУМАЖКИ ТЫ…Что же мы проверяли и как?Для начала удовлетворяем любопытство: а что там внутри? Мы же не случайно брали по два фильтра…Для этого аккуратненько, на токарном станке, отрежем донышко, вытащим «потроха» и полюбуемся на них. Что ж, корпус – одна штука, клапаны – две штуки (перепускной и обратный), фильтрующий элемент – тоже один. Есть, правда, «Суперфильтр Колан», где их даже два, но это – экзотика.

Конструкций фильтрующего элемента сравнительно немного – обычно это кассета, заполненная гофрированной фильтровальной бумагой. Площадь фильтрации очень важна, поскольку в значительной степени определяет ресурс фильтра. Интересно, что эта площадь от фильтра к фильтру меняется более чем в два с половиной раза. К примеру, у «Чемпиона» она больше 1300 см2, тогда как у «Цитрона» лишь слегка переваливает за 500 см2. Количество гофр меняется от 54 до 85 – даже у фильтров близких размеров. У одних шаг гофрирования равномерный, у других – где-то пусто, а где-то так густо, что и зазора между гофрами не обнаружишь. Казалось бы – ну и ладно, площадь-то не меняется? Ха-ха: попробуйте продуть одиночный лист бумаги, а потом – ее стопку. С чего это масло пойдет по пути наибольшего сопротивления, где гофры попросту сложились? Вот и получается, что реальная, активная площадь фильтрации зависит от качества и равномерности гофрирования. И это многое говорит о технологии производства. Само собой, что в итоговой оценке мы обязательно учтем и качество структуры бумаги.

От бумаги – к клапанам: перепускному и обратному. Задача первого – отследить момент критического загрязнения фильтра и не дать двигателю возможности умереть от масляной засухи: лучше грязное масло, чем никакого. Работает он по элементарному принципу: когда фильтр загрязняется, давление перед ним увеличивается, а за ним – падает. Клапан приоткрывается, и часть масла проходит неочищенным, но давление за фильтром, то есть в масляной системе, увеличивается.

И вот тут – вопрос: а каким должно быть усилие открытия перепускного клапана? Есть фильтры – например, Tsitron Raider, где в качестве отличительного свойства заявляется увеличенное усилие открытия. Дескать, при пиковых давлениях на холодном пуске клапан не пускает грязное масло в двигатель. А хорошо ли это – как же без масла? С другой стороны, и малым это усилие быть не должно – иначе грязное масло сразу ринется в двигатель. Так что же правильно? Официального ответа на это нет, поэтому за норму мы приняли среднее по всей выборке значение.

С обратным клапаном все проще. Его задача – удержать масло в фильтре при стоянке двигателя. Чем меньше масла в корпусе, тем дольше не гаснет лампочка давления масла при пуске – нехорошо! Качество его работы мы оценивали по потере масла за фиксированное время, начиная с одинакового состояния двигателя. То есть мотор остановили, а через 30 минут померили – а сколько масла в фильтре осталось?

А теперь – самое интересное. В стандартных тестах фильтрующую способность оценивают на специальных установках, а масло загрязняют специальной пылью. Но ведь в двигателе-то все не так! Во-первых, пыль должен фильтровать воздушный фильтр, а масляный в основном работает по продуктам износа, то есть по металлам. Во-вторых, реальный фильтр работает в условиях существенно переменных давлений и температур масла. И это, очевидно, должно влиять на качество очистки масла. А нам больше всего надо знать, как на одном и том же моторе, одном и том же масле будут вести себя различные фильтры – и как это скажется на самом двигателе? Чувствуете разницу?

Испытания проводили на двигателе ВАЗ-21083, установленном на нагрузочном устройстве, позволяющем работать на любых режимах – от холостого хода до «номинала». Само собой, программа «моторной накрутки» была для всех фильтров идентична. Масло – тоже из «одной бочки», причем даже не иносказательно. А в качестве тех самых продуктов износа мы использовали строго дозированное количество алюминиевой пудры – аналог реальных продуктов износа, применяя каждый раз апробированную заранее процедуру промывки двигателя. Принципиальным является и то, что качество фильтрации мы проверяли при реальных условиях работы двигателя! От температуры зависят и вязкость масла, и его прокачиваемость через пористую структуру бумаги! А качество фильтрации оценивали при спектральном анализе проб загрязненного масла…

Кстати, а как влияют различные фильтры на давление масла в системе смазывания двигателя? Насколько нам известно, этой информации вообще еще никто не получал! Вместо датчика давления масла мы врезали точный лабораторный манометр, а в поддон поставили термопару, чтобы делать замеры при строго одинаковой температуре масла. Забегая вперед, отметим, что в зависимости от фильтра разница в давлении, например, на режиме 4000 об/мин составила между лучшим и худшим образцом аж 0,7 атм, то есть 25%! Такая картина сохранилась и на других режимах. При этом выясняется, что лучших по этому параметру фильтров (Sintech, AC Delco) масляная система как бы не замечает, хотя качество фильтрации сохраняется вполне нормальным, а вот худшие, типа «Олефант», подобны тромбу! А это чревато «гипертонией» для всего двигателя.

В общем, милости просим в итоговую таблицу. Весовые коэффициенты мы выбирали исходя из важности параметра: первым делом – умение чистить, последним – внешний вид и работа клапанов. Изучайте, пожалуйста!

НЕ ВСЕ ФИЛЬТРЫ ОДИНАКОВО ПОЛЕЗНЫ!

Стандарты – стандартами, а не все фильтры одинаковы! Ведь не станешь рекомендовать, допустим, «Цитрон», эффективно гасящий давление в масляной системе, на старенький «вазик», доживающий свой век до капитального ремонта, – ему и так нелегко приходится. Да и при малой вязкости масла летом его тоже использовать нежелательно. Двигатель, возможно, и не убьешь, но мигающая лампочка давления масла будет сильно раздражать.

Интересен и вариант использования синтетики с заявленным сроком службы тысяч тридцать километров. Кстати, это отдельный вопрос – откуда взяты такие цифры? Порой начинаешь подозревать, что – с потолка! Пусть даже и так – главное, что и в этом случае использовать малоресурсные фильтры также нецелесообразно. Ведь никому не придет в голову менять несколько фильтров между заменами масла.

Что до соотношения «цена-качество», то оно в большинстве своем оправдано. Скажем, Champion и Bosch своих денег стоят. Порадовали некоторые отечественные фильтры – и «Невский фильтр», и «Ливны». Приведенное под каждым из фото «Наше мнение» можно рассматривать как «совещательный» голос при выборе достойного лекарства от «цирроза печени» вазовского мотора. А уж прислушиваться к нему или нет – вопрос доверия к нам читателей.

автор: Михаил Колодочкин, Александр Шабановисточник: журнал "За рулём"

www.avtorinok.ru

Cтатьи про ремонт и эксплуатацию ДВС » Экспертиза масляных фильтров

Поговорка «Свинья грязи найдет» в пол­ной мере относится не только к симпатично­му щетинистому животному, но и к моторно­му маслу. Успешно вбирая в себя частицы износа трущихся деталей двигателя и проду­кты сгорания рабочей смеси, оно дополняет их элементами собственного старения. Заг­рязнение масла в процессе работы двигате­ля происходит непрерывно, а потому произ­водителям масляных фильтров безработица в ближайшем будущем не грозит.

Выловить из масла всю образующуюся в нем грязь современная техника не способ­на. Скажем, «жигулевскому» полнопоточно­му фильтру вменяется в обязанность задерживать не менее 25% загрязнителя стан­дартного размера. Вероятность фильтрации оставшейся грязи помогут определить кри­вые, приведенные на рис. 1 и 2. В частности, как это свидетельствует рис. 1, если полно­та отсева составляет 30%, то такой фильтр сможет поглотить половину частиц разме­ром 20 мкм. Судьбу остальных можно узнать по рис. 2 — например, из частиц размером 50 мкм через фильтр протиснутся примерно 5% от их общего числа.

Любителей высокого научного слога отсылаем к нашей справке (на следующей странице), а всех остальных приглашаем оценить возможности 17 претендентов на тепленькое место под вазовским капотом. В конкурсе принимают участие как «зару­бежные гости», так и «аборигены», найден­ные в магазинах и на рынке.

Фотографии соискателей приведены ниже. Конструкции всех фильтров иден­тичны: металлический корпус, фильтрую­щий элемент и два клапана — перепускной и обратный. Перепускной (рис. 3) работает по принципу «лучше так, чем никак» и про­пускает в двигатель грязное масло, если фильтрующий элемент вдруг начинает ба­стовать. Девиз обратного клапана (рис. 4) — «впускать, но не выпускать», что позво­ляет задерживать в фильтре масло после остановки двигателя, предотвращая пос­ледующий «сухой пуск».

Говоря о конструкции, стоит отметить, что претенденты № 10 и 11 выделяются из общей массы нетрадиционным исполнением так называемого усилителя, или, попросту говоря, тыльной стороны фильтра, обращенной к двигателю. Привычная глазу штамповка заменена литьем -возможно, изготовителям этот процесс ближе...

Рис. 1. Зависимость средней тонкости отсева от полноты отсева для образцовой пыли.

Рис. 2. Зависимость полноты отсева от размера отфильтрованных частиц.

Рис. 3. Когда фильт­рующий элемент на­чинает «бастовать», на помощь приходит «штрейкбрехер» — пе­репускной клапан.

Рис. 4. Обратный кла­пан удерживает в фильтре масло, сокра­щая время работы двигателя «всухую» при пуске.

Отбор достойных начнем с внешнего осмотра. Вот и пер­вые аутсайдеры — фильтр № 12, явная подделка под продукцию Ливненского завода (эмблема похожа, но не та)... У фильтра № 17 свои проблемы — до продажи он успел местами поржаветь. До­вольно симпатичные изделия № 15 и 16 страдают «недержанием» уплотнительного резинового кольца — при установке такого фильтра на машину оно может незаметно выпасть. Тот же дефект у невзрачных изде­лий №12, 13 и 14.

Поверим гармонию алгеброй — займем­ся измерениями. Результаты замеров номи­нальной тонкости отсева и полноты отсева сведены в таблицу. Полученные цифры сви­детельствуют: невзирая ни на что, команда претендентов «службу знает» и перенесла «семнадцать мгновений в грязи» без потерь, укладываясь в требования стандарта.

Испытания на повышенное давление проводятся «с пристрастием» — гостям предлагается отведать 15 МПа, а нашим -все 20! В реальных условиях подобные цифры маловероятны, но именно таким

способом косвенно оценивается качество фильтров. К «ненашенской» технологии до­верия больше, отсюда и «расовая дискри­минация». Соискатели выдержали очеред­ное издевательство с честью.

Покопаемся в потрохах... Вскрытие по­казало, что гофрированная бумага, приме­ненная в элитных зарубежных фильтрах,

Равномерность шага — почувствуйте разницу.

Сетчатый стаканчик — дополнительный за­слон для грязи.

имеет равномерный шаг — отечественные этим похвастаться не могут. Кстати, если перепускной клапан в «обычных» фильтрах просто открывает шлагбаум перед грязным маслом, то элитный использует дополни­тельный санитарный кордон в виде сетча­того стаканчика. Пустячок, а приятно.

Изучение внутренностей фильтров в очередной раз подтвердило простую истину — в поисках качественной вещи на барахол­ке делать нечего. Производитель «левого» товара просто обязан на чем-то сэкономить — недра масляного фильтра для этого вполне подходят... Вместо фирменной бумаги «Альстром» или «Бинзер» мож­но применить простую туалет­ную, а пружину обратного кла­пана, имеющую специальную конфигурацию, легко объя­вить ненужной... Да и отсутст­вие самого клапана сразу не заметишь. И еще о подделках. Вообще говоря, при прочих равных условиях большой фильтр должен быть лучше маленького, поскольку рабочая поверхность фильтрующей шторы у него явно выше. На практике же производи­тели частенько халтурят, используя во всех типоразмерах один и тот же фильтрующий элемент. В данном случае нам повезло — та­кой подделки обнаружено не было. Кстати, из импортных фильтров наибольшей поверх­ностью обладает № 4.

Так какой же фильтр купить? Ответ бу­дет довольно неожиданным — любой! Экспертиза показала, что основные парамет­ры всех 17 фильтров очень близки, а мас­титые иностранцы не имеют подавляюще­го превосходства над отечественными про­винциалами. Поэтому основным критерием отбора для большинства покупателей явит­ся цена — выпадающей резинкой и ржавым донышком нашего человека не испугаешь. Тем не менее настоятельно рекомендуем пойти не на рынок, а в магазин и приобре­сти нормально упакованное изделие с пас­портом и гарантией. Если средства позво­ляют, то можно побаловать «жигуленка» по­родистым «Манном» или «Хенгстом». Долж­но же быть в машине что-то этакое...

Наша справка

ФИЛЬТР ТОНКОЙ ОЧИСТКИ МАСЛА — фильтр с полнотой отсева не менее 25%, определенной с использованием в качестве загрязнителя пыли с удельной по­верхностью 5600 см2/г.

Полнота отсева — процентное соотношение между массовыми концентрациями загрязнения масла до и после фильтра к концентрации загрязнения до фильтра.

Гидравлическое сопротивление фильтра — перепад давления на чистом фильт­ре при номинальном расходе масла.

Средняя тонкость отсева — размер частиц загрязнителя, для которых полнота отсева равна 50%.

Номинальная тонкость отсева — размер частиц загрязнителя, для которых пол­нота отсева равна 95%.

Давление начала открытия перепускного клапана — давление, при котором по­является течь масла через перепускной клапан, составляющая не более 0,5% номи­нального расхода масла через фильтр.

Ресурс фильтрующего элемента — наработка фильтрующего элемента от нача­ла его эксплуатации до предельного загрязнения, определяемого значением давле­ния открытия перепускного клапана фильтра.

rem-dvig.ru

Фильтром масло не испортишь — журнал За рулем

РЫНОК

ЭКСПЕРТИЗА

ФИЛЬТРОМ МАСЛО НЕ ИСПОРТИШЬ

...Но какой же все-таки выбрать?

Михаил КОЛОДОЧКИН

Поговорка «Свинья грязи найдет» в полной мере относится не только к симпатичному щетинистому животному, но и к моторному маслу. Успешно вбирая в себя частицы износа трущихся деталей двигателя и продукты сгорания рабочей смеси, оно дополняет их элементами собственного старения. Загрязнение масла в процессе работы двигателя происходит непрерывно, а потому производителям масляных фильтров безработица в ближайшем будущем не грозит.

Выловить из масла всю образующуюся в нем грязь современная техника не способна. Скажем, «жигулевскому» полнопоточному фильтру вменяется в обязанность задерживать не менее 25% загрязнителя стандартного размера. Вероятность фильтрации оставшейся грязи помогут определить кривые, приведенные на рис. 1 и 2. В частности, как это свидетельствует рис. 1, если полнота отсева составляет 30%, то такой фильтр сможет поглотить половину частиц размером 20 мкм. Судьбу остальных можно узнать по рис. 2 — например, из частиц размером 50 мкм через фильтр протиснутся примерно 5% от их общего числа.

Любителей высокого научного слога отсылаем к нашей справке (на следующей странице), а всех остальных приглашаем оценить возможности 17 претендентов на тепленькое место под вазовским капотом. В конкурсе принимают участие как «зарубежные гости», так и «аборигены», найденные в магазинах и на рынке.

Фотографии соискателей приведены ниже. Конструкции всех фильтров идентичны: металлический корпус, фильтрующий элемент и два клапана — перепускной и обратный. Перепускной (рис. 3) работает по принципу «лучше так, чем никак» и пропускает в двигатель грязное масло, если фильтрующий элемент вдруг начинает бастовать. Девиз обратного клапана (рис. 4) — «впускать, но не выпускать», что позволяет задерживать в фильтре масло после остановки двигателя, предотвращая последующий «сухой пуск».

Говоря о конструкции, стоит отметить, что претенденты № 10 и 11 выделяются из общей массы нетрадиционным исполнением так называемого усилителя, или, попросту говоря, тыльной стороны фильтра, обращенной к двигателю. Привычная глазу штамповка заменена литьем — возможно, изготовителям этот процесс ближе...

Отбор достойных начнем с внешнего осмотра. Вот и первые аутсайдеры — фильтр № 12, явная подделка под продукцию Ливненского завода (эмблема похожа, но не та)... У фильтра № 17 свои проблемы — до продажи он успел местами поржаветь. Довольно симпатичные изделия № 15 и 16 страдают «недержанием» уплотнительного резинового кольца — при установке такого фильтра на машину оно может незаметно выпасть. Тот же дефект у невзрачных изделий № 12, 13 и 14.

Поверим гармонию алгеброй — займемся измерениями. Результаты замеров номинальной тонкости отсева и полноты отсева сведены в таблицу. Полученные цифры свидетельствуют: невзирая ни на что, команда претендентов «службу знает» и перенесла «семнадцать мгновений в грязи» без потерь, укладываясь в требования стандарта.

Испытания на повышенное давление проводятся «с пристрастием» — гостям предлагается отведать 15 МПа, а нашим — все 20! В реальных условиях подобные цифры маловероятны, но именно таким способом косвенно оценивается качество фильтров. К «ненашенской» технологии доверия больше, отсюда и «расовая дискриминация». Соискатели выдержали очередное издевательство с честью.

Покопаемся в потрохах... Вскрытие показало, что гофрированная бумага, примененная в элитных зарубежных фильтрах, имеет равномерный шаг — отечественные этим похвастаться не могут. Кстати, если перепускной клапан в «обычных» фильтрах просто открывает шлагбаум перед грязным маслом, то элитный использует дополнительный санитарный кордон в виде сетчатого стаканчика. Пустячок, а приятно.

Изучение внутренностей фильтров в очередной раз подтвердило простую истину — в поисках качественной вещи на барахолке делать нечего. Производитель «левого» товара просто обязан на чем-то сэкономить — недра масляного фильтра для этого вполне подходят... Вместо фирменной бумаги «Альстром» или «Бинзер» можно применить простую туалетную, а пружину обратного клапана, имеющую специальную конфигурацию, легко объявить ненужной... Да и отсутствие самого клапана сразу не заметишь.

И еще о подделках. Вообще говоря, при прочих равных условиях большой фильтр должен быть лучше маленького, поскольку рабочая поверхность фильтрующей шторы у него явно выше. На практике же производители частенько халтурят, используя во всех типоразмерах один и тот же фильтрующий элемент. В данном случае нам повезло — такой подделки обнаружено не было. Кстати, из импортных фильтров наибольшей поверхностью обладает № 4. 

Так какой же фильтр купить? Ответ будет довольно неожиданным — любой! Экспертиза показала, что основные параметры всех 17 фильтров очень близки, а маститые иностранцы не имеют подавляющего превосходства над отечественными провинциалами. Поэтому основным критерием отбора для большинства покупателей явится цена — выпадающей резинкой и ржавым донышком нашего человека не испугаешь. Тем не менее настоятельно рекомендуем пойти не на рынок, а в магазин и приобрести нормально упакованное изделие с паспортом и гарантией. Если средства позволяют, то можно побаловать «жигуленка» породистым «Манном» или «Хенгстом». Должно же быть в машине что-то этакое...

Наша справка

ФИЛЬТР ТОНКОЙ ОЧИСТКИ МАСЛА — фильтр с полнотой отсева не менее 25%, определенной с использованием в качестве загрязнителя пыли с удельной поверхностью 5600 см2/г.

Полнота отсева — процентное соотношение между массовыми концентрациями загрязнения масла до и после фильтра к концентрации загрязнения до фильтра.

Гидравлическое сопротивление фильтра — перепад давления на чистом фильтре при номинальном расходе масла.

Средняя тонкость отсева — размер частиц загрязнителя, для которых полнота отсева равна 50%.

Номинальная тонкость отсева — размер частиц загрязнителя, для которых полнота отсева равна 95%.

Давление начала открытия перепускного клапана — давление, при котором появляется течь масла через перепускной клапан, составляющая не более 0,5% номинального расхода масла через фильтр.

Ресурс фильтрующего элемента — наработка фильтрующего элемента от начала его эксплуатации до предельного загрязнения, определяемого значением давления открытия перепускного клапана фильтра.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

www.zr.ru


Смотрите также